Анализ стихотворения Не бродить не мять в кустах багряных Есенина

Анализ стихотворения «Не бродить, не мять» (С.А. Есенин)

Сергей Александрович Есенин – один из наиболее выдающихся певцов русского слова и русской души, на чью долю выпало жить в непростое, но насыщенное событиями время. В поэтическом наследии автора можно найти стихотворения на самые разные темы, но, пожалуй, самыми знаменитыми стали его стихотворные работы, посвященные любви и природе. Не зря Есенина называли «последним поэтом деревни»; он удивительно тонко чувствовал красоту природы, ее настроение и по-настоящему точно и трогательно передавал ее хрупкую прелесть. Такой редкий талант восприятия всего живого и настоящего, природного, отразился и на любовной лирике поэта. Стихотворение «Не бродить, не мять…» покоряет читателя своей удивительной образностью, связывающей воедино любовное томление, грусть лирического героя по возлюбленной и образы окружающего мира, повторяющие внутреннее состояние героя, песню его любви. Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор этого текста.

История создания

Существует несколько версий о том, кому же все-таки посвящено стихотворение «Не бродить, не мять…», созданное поэтом в 1916 году.

  1. Некоторые считают, что оно написано Сергеем Есениным как впечатление от своей короткой влюбленности в Анну Сардановскую, девушку, жившую с поэтом в одном селе – Константинове. Признаться в своих чувствах красавице юный Есенин так и не осмелился, о чем долго жалел, помня о своем чувстве как о по-настоящему чистом и светлом. В связи с этим, многие считают это стихотворение пророческим. Тоска по потерянной, «относившейся навсегда» возлюбленной стала и знамением скорой смерти девушки, скончавшейся в 1921 году во время сложных родов.
  2. Другие же называют иную кандидатуру – девушку Наталью, тоже односельчанку поэта, с которой ему пришлось расстаться в связи с отъездом из деревни. Перед долгой разлукой возлюбленные даже решились идти в церковь, но венчать их отказались из-за малолетства. А вскоре, не выдержав одиночества, юная Наталья и вовсе вышла замуж, что нанесло глубокую обиду Есенину.

Жанр, направление, размер

Стихотворение можно отнести к жанру любовной лирики; оно также представляет собой послание. Некоторые критики называют это стихотворение «сном», благодаря удивительной хрустальной прозрачности и плавности строк, а также особому ритму стихотворения.

В поэтике стихотворения чувствуется влияние имажинистских симпатий Есенина, а также символизма – популярного направления в русской поэзии двадцатого века. Таким образом, для полного смыслового и эмоционального раскрытия стихотворения важно оценить и образное, и символическое содержание текста.

Значительную трудность представляет определение размера стихотворения. Его нельзя отнести к популярным дактилю и амфибрахию; стихотворению соответствует такой размер, как дольник (часто использовался поэтами на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков). Особенностью дольника является неровный ритм, вследствие которого стихотворение приобретает отчётливую эмоциональность и экспрессию.

В стихотворении используется перекрестная рифмовка и кольцевая композиция.

Образы и символы

  • Наиболее ярко прорисован автором образ возлюбленной лирического героя. Нежный и трепетно хранимый в сердце образ в значительной степени природоподобен. Читатель представляет девушку, чья красота и очарование так же просты и в то же время поразительно пленительны, как и прелесть нетронутой сельской природы. Вокруг образа девушки создается атмосфера чистоты и непорочности, мечты. Сама любовь, юность и красота сливаются в едином образе, олицетворяющем разливающийся багрянцем и алой ягодой закат первого любовного чувства, уже блекнущего, но не стертого с душевного небосвода лирического героя.
  • Образ родной земли также получает особое звучание в данном стихотворении. Его практически невозможно отделить от образа возлюбленной, от светлого чувства героя. Есенин трогательно и нежно описывает природу. Прощаясь с любовью, он, одновременно, прощается и с родной природой, с неповторимыми пейзажами, необъятными полями – всем тем, чем жил мальчик долгие годы.
  • Что касается символов, особенно ярко у Есенина читается символика цвета. Багряный цвет – символ заката, прощания, обладающий, тем не менее, высокой степенью экспрессии, концентрации и напряжения чувства. Синий – цвет загадки, недосказанности, глубины; это особый цвет для поэта, который часто используется им в колористике речи. «Овсяные» волосы в стихотворении одновременно отсылают нас и к значимому для поэта желто-золотому цвету, олицетворяющему горечь и тоску, и к природности, естественности образа возлюбленной, его близости к земле и всему родному.

Темы, проблемы и настроение

Безусловно, основной в стихотворении «Не бродить, не мять…» становится именно тема любви. Любви целомудренной и чистой, полной восхищения и загадки. Чувство, испытанное героем, свято для него; в нем он открывает великую тайну, приближается к божественной загадке бытия. Благодаря любви герою открывается невероятный дар – видеть и чувствовать истинную красоту: будь то красота любимой женщины или живописная прелесть природы.

Проблема разлуки, расставания также отчетливо звучит в произведении. Герой сердцем прощается с возлюбленной, и слова разлуки звучат трагично. В них много боли, тоски, неутолимой печали. Лирический герой говорит, что возлюбленная уже «отоснилась» ему, однако любовь все еще не покинула его души. Он прощается с реальностью дивной мечты, с воспоминаниями о прогулках среди багряных кустов лебеды, которые теперь обратились не в пыль, но сон. Любовь героя чиста и невинна. Именно поэтому даже в прощальных строках больше любви, нежности и восхищения, чем боли и горечи об ушедшем.

Настроение стихотворение очень тонкое, меланхоличное, чуть таинственное. Мы будто погружаемся в сон, в закатное сияние солнца и сами, может быть, вспоминает о тех, кого когда-то любили.

Смысл

Конечно, данное стихотворение несет основную идею — печальную мысль о разлуке и прощании. Однако невозможно не признать, что слова лирического героя, его послание к любимой, написано очень светлым языком.

Несмотря на горечь расставания, автор, в частности, через использование кольцевой композиции стихотворения, утверждает главную мысль, полную любви к жизни и надежды: в нашем мире все неповторимо, как сон, но в то же время это неповторимое случается с человеком на протяжении всей его жизни, полной не только грусти, но любви и счастья, удач и новых открытий.

Средства выразительности

Стихотворение написано очень образным и богатым языком. Есенин активно использует сравнения: заря «как котенок моет лапой рот» (развернутое сравнение), возлюбленную лирический герой сравнивает со снегом, а ее имя тает «как звук».

Обилие эпитетов также придает удивительную мягкость и красочность тексту: «овсяные» волосы, «тонкое» имя, «невинные» руки, «синий» вечер и др.

Очень точны и эмоциональны используемые автором метафоры: «со снопом волос твоих овсяных отоснилась ты мне навсегда», «с алым соком ягоды на коже», «зерна глаз твоих осыпались, завяли», «имя тонкое растаяло».

Встречаются, часто как часть метафоры, и олицетворения: соты поют с ветром, а вечер «шепчет».

Повторение первого и последнего четверостишия также можно рассматривать как средство изобразительности. Повторы часто используются поэтом; они придают мягкость, певучесть языку, а также еще раз подчеркивают эмоциональность стихотворения и внутреннее состояние лирического героя.

Анализ стихотворения С.А. Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных»

Автор: Guru · Опубликовано 14.07.2020 · Обновлено 14.07.2020

В этой статье мы с вами проанализируем стихотворение С.А. Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных…».

Как известно, Сергей Есенин являлся одним из самых молодых, но, тем не менее, выдающихся поэтов, мастеров стихосложения, в произведениях которого отчетливо просматривается душевность. Сам Есенин жил в весьма бурное и смутное время, пережив волнения после Первой Мировой войны, революцию и Гражданскую войну.

Писал он на различную тематику, однако, тяготел к любовной лирике, а также к природной красоте, за что его в шутку прозвали Последним Поэтом Деревни. Есенин ощущал все тонкости в природном совершенстве, благодаря чему мог в подробностях и деталях описать ее сущность. Кроме того, это сказалось и на работах, которые он посвящал любви.

История создания стиха

Бытует множество версий, говорящих о человеке, которому он посвятил это стихотворение, из них наиболее правдоподобны следующие:

Так, по мнению некоторых историков, стихотворение «Не бродить, не мять» С.А. Есенин написал, будучи влюбленным в свою односельчанку Анну Сардановскую. Но признаться девушке в любви молодому человеку не хватило смелости. Об этом упущении он продолжительное время жалел, потому что считал свою первую любовь настоящей и чистой. Некоторые полагают, что произведение стало пророчеством, так как сельская красавица испустила дух при родах.

Сторонники второй версии выдвигают кандидатуру другой односельчанки Есенина, некой Натальи, с которой он долго общался, и они собирались обвенчаться, перед тем, как ему пришлось отбыть из Константиновки.

Однако их не обвенчали по причине малых лет. Вскоре после этого, девушка сочеталась браком с другим парнем, чем сильно обидела впечатлительного поэта.

Произведение по своему жанру относится к лирике, при этом является своеобразным посланием. По причине плавного рифмования, необычного ритма и легкости, некоторые критики прозвали это произведение «Сон».

Кроме того, заметен символизм, который был присущ для поэтов начала двадцатого столетия, и имаженические предпочтения самого автора. То есть, чтобы осознать и понять произведение, нужно видеть оба направления в стихе.
По своему размеру произведение является дольником, потому что стихотворение имеет необычный ритм, из-за чего оно весьма эмоционально.

Образы, символика

Очень красочно и подробно описал поэт объект воздыханий героя в своем произведении, который весьма жив и правдив. При прочтении появляется образ красивой девушки, которая также проста и очаровательна, подобно природе. В образе женщины разом помещено несколько качеств, например, молодость, любовь и краса, олицетворяющие собой приближающийся конец первой любви, которая останется в душе навсегда.

Помимо этого, в произведении воспет образ родного края, который неотделим от образа первой любви. Так, юноша прощается одновременно с несколькими ценностями: с любимой и краями отчими.

Очень четкая символика преобладает в цветовой палитре. Так, символом расставания служит багряный, в то время как синий является символом любви к родине, загадочности и неизведанного. Важен для поэта желто-золотой цвет, цвет волос любимой и полей, напоминающий о близости, неразрывной связи с землей.

Проблемы и настроение

Основное настроение произведения любовное и трепетное, ведь именно из-за настоящей, чистой и светлой любви главному герою снизошел дар, благодаря которому, он начал ощущать истинную красоту окружающего мира, а также чувствовать его.

Перед читателем открывается проблематика разлуки, которая в стихотворении проступает четко, это можно заметить, когда поэт прощается душой с любимой, когда она уже не снится ему. Расставаясь с тем, о чем так мечтал, его надежды превращаются в сон. А о том, что герой любит непорочно заметно в финальных строках, в которых нет горечи, которая уступила место любви.

Смысл

Главная смысловая подоплека произведения заключается в размышлениях о расставании и любви, о чем говорит его послание.

Но, невзирая на боль утраты, поэт убеждает, что в мире все уникально и незаметно, значимо и неповторимо, и что происходит это с человеком всю его жизнь, так что нужно ждать не только горя, но и счастья.

Средства выразительности

Произведение написано весьма разнообразным языком, в нем имеется много художественно-выразительных средств. Часто применяется сравнение, например, в его понимании заря словно котенок, моющий лапой рот, а любимую он равняет к снегу, потому что ее имя тает.

Добавляет красоты и благозвучия тексту большое количество эпитетов, а эмоциональность и экспрессивность – метафоры, которые порой применяются с олицетворениями.

Также средством изображения является повтор начального и финального куплетов, придавая певучесть всему произведению, передавая настроение героя.

«Не бродить, не мять в кустах багряных…»

стихотворение и анализ

Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа.

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда.

С алым соком ягоды на коже,

Нежная, красивая, была

На закат ты розовый похожа

И, как снег, лучиста и светла.

Зерна глаз твоих осыпались, завяли,

Имя тонкое растаяло, как звук,

Но остался в складках смятой шали

Запах меда от невинных рук.

В тихий час, когда заря на крыше,

Как котенок, моет лапкой рот,

Говор кроткий о тебе я слышу

Водяных поющих с ветром сот.

Пусть порой мне шепчет синий вечер,

Что была ты песня и мечта,

Всё ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи –

К светлой тайне приложил уста.

Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа.

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда.

Краткое содержание

Стихотворение «Не бродить, не мять в кустах багряных…» Сергей Есенин сочинил в 1916 году, во время посещения родного села Константиново. Оно представляет собой высокохудожественный образец любовной лирики, навеянный воспоминаниями и волнующими, нежными чувствами.

Словами: «Со снопом волос твоих овсяных отоснилась ты мне навсегда» поэт словно доказывает самому себе, что чувства к возлюбленной больше не тревожат его сердце. Ее образ улетучивается из его памяти, чтобы уступить место новым увлечениям и привязанностям. Несмотря на это, в глубине души он продолжает ощущать тяжесть и тоску от разлуки. Герой знает, что его еще долго не отпустят воспоминания о совместных прогулках, и запах меда от невинных рук девушки еще не раз почудится ему…

Читайте также:  Граф Монте-Кристо - краткое содержание романа Дюма

Прощание с любовью в стихотворении выглядит так, будто поэт расстается с покинувшим этот мир человеком. Хотя, в тексте нет информации о смерти Анны Сардановской (предполагаемой возлюбленной Есенина), выглядит это, как уверенность, что это прощание навсегда. Не будет больше ни встреч, ни пылких объятий, ни заветных слов, которые совсем недавно был готов произносить поэт. Еще вчера любимая была для него и песней, и мечтой, а сегодня – «отоснилась…навсегда».

Анализ

История создания

Впервые стихотворение было напечатано в газете «Земля и воля» в 1917 году. В истории его создания фигурируют образы двух девушек. Вопрос о том, кому из них посвящено это признание, до сих остается открытым. По наиболее распространенной версии, героиней стихотворения могла быть Анна Сардановская, односельчанка Есенина, к которой ему довелось испытать короткую влюбленность. Ему так и не хватило смелости рассказать ей о своих чувствах, о чем он впоследствии долго жалел. Исходя из текста, наполненного прощальными образами, это стихотворение можно назвать пророчеством. Оно словно стало предвестником реальной смерти девушки, умершей при родах в 1921 году.

По другой версии, объектом любви Есенина была некая Наталья, также жительница Константиново, с которой поэт расстался из-за своего отъезда. Перед расставанием влюбленные планировали обвенчаться, но им было отказано по причине их малолетства. Есенин уехал, а Наталья, не сдержав обещания, вышла замуж, чем очень ранила поэта.

Персонажи и образы

Самым ярким персонажем произведения является образ возлюбленной. Поэт уподобляет его чистоте природы, сравнивая очаровательную простоту и, в то же время, пленительность девушки с нетронутостью деревенского пейзажа. Эти образы так же невинны, как и сама любовь, сравнимая с уже блекнущим закатом, но все еще пылающая в сердце лирического героя.

Необычайно ярко представлена в стихотворении символика цвета. Багряный – символизирует закат, расставание, он несет в себе довольно ощутимую степень экспрессии, напряженности чувств. Синим цветом поэт хотел подчеркнуть некую загадку, глубину и недосказанность. Цвет овсяных волос здесь можно рассматривать, как аналог любимого поэтом желто-золотого цвета, олицетворяющего, в данном случае, горечь потери.

Композиция

Произведение имеет кольцевую композицию: последняя строфа является точной копией первой. Зачин и концовка построены на отрицании: не бродить, не искать, не мять. Средняя часть стихотворения представляет собой трогательные воспоминания о возлюбленной: «Нежная, красивая, была». В последней части происходит объединение красоты девушки и природы: «На закат ты розовый похожа».

По принадлежности к литературному роду – это любовная лирика. Жанр произведения – послание.

Размер и средства художественной выразительности

Определение стихотворного размера представляет некоторое затруднение. Это не дактиль и не амфибрахий, бывшие столь популярными у поэтов-лириков. Данный размер соответствует, так называемому, дольнику, который имел распространение в поэзии конца 19 начала 20 веков. Для него характерен неровный ритм, за счет которого стихотворение ярче передает эмоции и экспрессию. Рифма здесь перекрестная.

Богатство и выразительность языка представлены эпитетами: «синий вечер», «тонкое имя», «невинные руки», «овсяные волосы». Автор пользуется образными сравнениями: «как котенок моет лапой рот», любимую он сравнивает со снегом, с розовым закатом. Ярко и точно использованы метафоры: «со снопом волос твоих овсяных отоснилась ты мне навсегда», «с алым соком ягоды на коже», «зерна глаз твоих осыпались, завяли», «имя тонкое растаяло». Олицетворения можно рассматривать, как часть метафор: вечер шепчет, а соты поют с ветром.

Проблематика и основная идея произведения

Центральная тема произведения – чистая, непорочная любовь. Благодаря этому чувству, перед героем словно раскрывается какая-то тайна, ему становится доступен великий дар – чувствовать подлинную красоту и человека, и природы.

Проблема расставания занимает столь же значительное место, как и тема любви. Прощальные слова героя звучат трагично, и исходят они из самого сердца, переполненного глубокой печалью. Произведение можно назвать прощальной песней мечте, воспоминаниям о прогулках среди дивных, багряных кустов. Любовь еще не покинула сердце поэта, хотя он убеждает себя, что любимая ему уже «отоснилась». Все стихотворение проникнуто светлой грустью и меланхолией, некой недосказанностью и таинственностью, что пробуждает в читателе такие же чувства и, может быть, очень личные воспоминания о когда-то любимых людях.

Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа.

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда.

С алым соком ягоды на коже,

Нежная, красивая, была

На закат ты розовый похожа

И, как снег, лучиста и светла.

Зерна глаз твоих осыпались, завяли,

Имя тонкое растаяло, как звук,

Но остался в складках смятой шали

Запах меда от невинных рук.

В тихий час, когда заря на крыше,

Как котенок, моет лапкой рот,

Говор кроткий о тебе я слышу

Водяных поющих с ветром сот.

Пусть порой мне шепчет синий вечер,

Что была ты песня и мечта,

Всё ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи –

К светлой тайне приложил уста.

Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа.

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда.

Анализ:

С первых же строчек поэт признается: «Со снопом волос твоих овсяных отоснилась ты мне навсегда». Он хочет доказать самому себе, что больше не испытывает к возлюбленной тех волнующих и ярких чувств, что она постепенно стирается в его памяти, уступая место новым впечатлениям и сердечным привязанностям. Тем не менее, со своею возлюбленной Есенин расстается, испытывая тоску и душевную боль. Даже несмотря на то, что ее «имя тонкое растаяло, как звук», память все еще хранит «запах меда от невинных рук», а также воспоминания о гибком стане и хрупких плечах девушки. Поэт признается, что его избранница была «как снег, лучиста и светла», и этот мягкий свет до сих пор озаряет его жизнь, наполненную бурными событиями.

Автор сожалеет о том, что ему уже никогда не доведется вместе гулять со своей возлюбленной и любоваться «алым соком ягоды на коже». Прямого указания на то, что героиня его произведения погибла, нет. Однако Есенин прощается с нею так, словно бы девушки уже нет в живых. Он хоронит ее мысленно, понимая, что с Анной Сардановской у него не может быть ничего общего. Но выходит, что в своем стихотворении автор прощается с девушкой по-настоящему, точно зная, что больше никогда ее не увидит и не сможет сказать те заветные слова, которые еще совсем недавно были готовы сорваться с губ поэта, который искренне восхищается красотой своей возлюбленной.

Размер – 5 хорей

Мы теперь уходим понемногуВ ту страну, где тишь и благодать.Может быть, и скоро мне в дорогуБренные пожитки собирать. Милые березовые чащи!Ты, земля! И вы, равнин пески!Перед этим сонмом уходящимЯ не в силах скрыть своей тоски. Слишком я любил на этом светеВсе, что душу облекает в плоть.Мир осинам, что, раскинув ветви,Загляделись в розовую водь. Много дум я в тишине продумал,Много песен про себя сложил,И на этой на земле угрюмойСчастлив тем, что я дышал и жил. Счастлив тем, что целовал я женщин,Мял цветы, валялся на траве,И зверье, как братьев наших меньших,Никогда не бил по голове. Знаю я, что не цветут там чащи,Не звенит лебяжьей шеей рожь.Оттого пред сонмом уходящимЯ всегда испытываю дрожь. Знаю я, что в той стране не будетЭтих нив, златящихся во мгле.Оттого и дороги мне люди,Что живут со мною на земле.

Анализ:

Стихотворение «Мы теперь уходим понемногу. » написано в 1924 году, за год до трагической кончины поэта. Это размышление о смысле жизни, оно наполнено грустью, тоской о веселых прожитых днях. Стихотворение начинается с местоимения «мы», так как поэт не одинок в сво­ей тоске. Далее «мы» сменяется «я», стихотворение написано от первого лица. Вторая и третья строфы объединены общей темой — темой любви поэта к русской природе. Третья и четвертая строфы посвящены осмыслению прожитой жизни и проникнуты пронзительной грустью. Лири­ческому герою не хочется покидать этот мир, где он был так счастлив. В финальных строфах противопоставлено «там» и «здесь». Последняя часть стихотворения перекликается со второй. Мы вновь встретим яркие метафоры, олицетворения: «не цветут там чащи», «не звенит лебяжьей шеей рожь», «не будет этих нив, златящихся во мгле». Повторение частицы «не» придает отрицатель­ное значение изображаемому. Поэт не в силах скрыть свою печаль. И все-таки в финале звучат мажорные ноты:

Размер – 5 хорей

ПИСЬМО МАТЕРИ

Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто xодишь на дорогу

В старомодном ветxом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке

Часто видится одно и то ж:

Будто кто-то мне в кабацкой драке

Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.

Это только тягостная бредь.

Не такой уж горький я пропойца,

Чтоб, тебя не видя, умереть.

я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом.

я вернусь, когда раскинет ветви

По-весеннему наш белый сад.

Только ты меня уж на рассвете

Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечалось,

Не волнуй того, что не сбылось,-

Слишком раннюю утрату и усталость

Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!

К старому возврата больше нет.

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,

Не грусти так шибко обо мне.

Не xоди так часто на дорогу

В старомодном ветxом шушуне.

Анализ: тема – любовь ко всему родному, в частности, к матери.

пытаясь уйти от тоски, герой вспоминает старушку мать, свой дом, поэтому в центре внимания автора попытка понять, что стало с ним. две части стихотворения – о прошлом и о себе. изображено внутреннее и внешнее состояние героя. оксюморон”тоска мятежная” показывает его внутреннюю и внешнюю жизнь. трагизм лирического героя в том, что к старому возврата нет. лирический герой стоит на распутье, его тянет к матери, но он понимает, что былое не вернуть.

Папиллярные узоры пальцев рук – маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Анализ стихотворения Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных

Покидая родное село Константиново, Сергей Есенин мысленно прощался не только с родителями, но и с любимой девушкой. Позже супруга поэта Софья Толстая признается, что в юности Есенин был тайно влюблен в свою односельчанку Анну Сардановскую. Однако признаться ей в своих чувствах он так и не сумел, хотя впоследствии очень сожалел об этом, отмечая, что в его жизни была по-настоящему большая и светлая любовь. Именно этой девушке Есенин в 1916 году посвятил свое стихотворение «Не бродить, не мять в кустах багряных…» . В нем он прощается со своей избранницей навсегда и словно бы предчувствует ее скорую гибель. Действительно, в 1918 году Анна Сардановская вышла замуж, и поэт навсегда потерял ту, которую любил. А в 1921 году молодая женщина скончалась во время родов, о чем Есенин узнал лишь через несколько лет. Поэтому можно предположить, что он каким-то неведомым образом сумел предугадать судьбу той, которую любил, и посвятил ей удивительно красивое, нежное и наполненное светлой печалью стихотворение.

С первых же строчек поэт признается: «Со снопом волос твоих овсяных отоснилась ты мне навсегда». Он хочет доказать самому себе, что больше не испытывает к возлюбленной тех волнующих и ярких чувств, что она постепенно стирается в его памяти, уступая место новым впечатлениям и сердечным привязанностям. Тем не менее, со своею возлюбленной Есенин расстается, испытывая тоску и душевную боль. Даже несмотря на то, что ее «имя тонкое растаяло, как звук», память все еще хранит «запах меда от невинных рук», а также воспоминания о гибком стане и хрупких плечах девушки. Поэт признается, что его избранница была «как снег, лучиста и светла», и этот мягкий свет до сих пор озаряет его жизнь, наполненную бурными событиями.

Автор сожалеет о том, что ему уже никогда не доведется вместе гулять со своей возлюбленной и любоваться «алым соком ягоды на коже». Прямого указания на то, что героиня его произведения погибла, нет. Однако Есенин прощается с нею так, словно бы девушки уже нет в живых. Он хоронит ее мысленно, понимая, что с Анной Сардановской у него не может быть ничего общего. Но выходит, что в своем стихотворении автор прощается с девушкой по-настоящему, точно зная, что больше никогда ее не увидит и не сможет сказать те заветные слова, которые еще совсем недавно были готовы сорваться с губ поэта, который искренне восхищается красотой своей возлюбленной.

Читайте также:  Анализ стихотворения Шаганэ ты моя Шаганэ Есенина

«Не бродить, не мять в кустах багряных» С. А. ЕСЕНИН * * * Не бродить, не мять в кустах багряных Лебеды и не искать следа. Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда. С алым соком ягоды на коже, Нежная, красивая, была На закат ты розовый. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Исповедь самоубийцы Решение о покорении Москвы Сергей Есенин вынашивал довольно долго. Однако будущий поэт понимал, что если он покинет родное село Константиново, то его жизнь кардинально изменится. Более того, он отрежет себе путь в прошлое, которое отныне будет существовать лишь в воспоминаниях. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Какая ночь! Я не могу В последний год жизни Сергей Есенин уже не скрывал своих чувств и открыто писал о том, что наболело у него на душе. Вероятно, по этой причине он все дальше и дальше отдалялся от своих коллег, которые в угоду новой власти. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Я положил к твоей постели Практически сразу же после переезда в Москву юный Сергей Есенин знакомится с Анной Изрядновой, которая вскоре становится его гражданской супругой. В 1913 году у них рождается сын, однако вскоре Есенин уезжает в Санкт-Петербург, и эта поездка переворачивает всю его жизнь. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями Сергей Есенин всегда с особой нежностью и теплотой вспоминал родное село Константиново, в котором прошли его детские годы. Именно туда он мысленно возвращался в самые сложные периоды своей жизни, черпая вдохновение в образах милой сердцу природы. Чем старше становился поэт. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Упоенье — яд отравы С Николаем Сардановским Сергей Есенин познакомился еще до того, как перебрался в Москву. Позже дружба поэта и учителя музыки возобновилась, и в 1914 году Есенин посвятил своему приятелю стихотворение «Упоенье — яд отравы…» . Какого-то намека это посвящение не содержит. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Эта улица мне знакома Став достаточно известным поэтом, Сергей Есенин неоднократно приезжал в родное село Константиново и с удивлением замечал, что земляки совершенно не воспринимают его, как значимую фигуру в литературной среде. Те, кто помнил поэта еще подростком, вежливо с ним знакомились. Молодежь же. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Вечер черные брови насопил Сергей Есенин часто хвастался, что не может сосчитать, сколько именно у него было женщин. При этом поэт признавался, что истинные чувства испытывал лишь к одной из них. Имя этой счастливицы долгое время было овеяно тайной. Лишь после смерти Есенина, разбирая. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Отойди от окна По воспоминаниям очевидцев, юный Сергей Есенин был без памяти влюблен в свою односельчанку Анну Сардановскую. Однако девушка считала своего ухажера повесой, который никогда не сможет стать достойным мужем. Сохранились сведения о том, что после отъезда в Москву Есенин однажды все. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Ты запой мне ту песню, что прежде С сестрой Александрой Сергея Есенина связывали очень непростые отношения. Эта молодая девушка сразу и безоговорочно приняла революционные новшества и отказалась от прежнего уклада жизни. Когда поэт приезжал в родное село Константиново, то Александра постоянно упрекала его в недальновидности и отсутствии. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Пускай ты выпита другим В 1923 году Сергей Есенин знакомится с актрисой Августой Миклашевской, которая не только становится его любовницей, но и разрушает брачный союз поэта с танцовщицей Айседорой Дункан. Скоротечный роман заканчивается помолвкой, однако вскоре пара расстается по инициативе Есенина, который понимает, что. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Русь Юный Есенин Был максималистом, поэтому мечтал о том, что настанут счастливые времена, когда русские села станут по-настоящему зажиточными. К 1914 году, когда поэтом было написано стихотворение «Русь» , идеи свержения самодержавия уже активно внедрялись в народные массы. Молодой поэт не. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Закружилась листва золотая Ранние Произведения Сергея Есенина обладают удивительной магической силой. Поэт, еще не разочаровавшийся в жизни и не утративший смысл собственного существования, не устает восхищаться красотой окружающей природы. Причем, общается он с ней на равных, наделяя неодушевленные предметы качествами и характерами обычных. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Возвращение на родину Спустя десять лет после переезда в Москву Сергей Есенин все же нашел возможность побывать в родном селе Константиново и встретиться со своими родными. Отец поэта к тому времени уже скончался, однако еще жива была мать и сестры, а отчий дом. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Отговорила роща золотая Сергей Есенин является одним из самых талантливых поэтов первой половины 20 века. Однако к своему творчеству автор относился с определенной долей сарказма и недоверия. Несмотря на всеобщее признание, Есенин чувствовал себя очень несчастным, тоскуя по родному селу Константиново и буквально. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Мелколесье. Степь и дали Мечтая стать поэтом, Сергей Есенин очень рано покинул родное село Константиново и отправился покорять Москву, не подозревая о том, что будет тосковать по родному краю. Столичная жизнь с ее соблазнами очень скоро наскучила восходящей звезде русской литературы, однако Есенин понимал. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Снова пьют здесь, дерутся и плачут Не секрет, что свою зрелость Сергей Есенин воспринимал очень болезненно, считая, что лишается в своей жизни чего-то очень важного и дорогого. Отчасти это объясняется тем, что юность поэта была неразрывно связана с селом Константиново, воспоминания о котором согревали сердце Есенина. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Мой путь Не секрет, что Сергей Есенин предчувствовал свою гибель, поэтому последние несколько лет жизни словно бы подводил в стихах ее итоги. Смерть этого поэта до сих пор является загадкой, и сегодня уже можно утверждать, что она не была самоубийством. Однако Есенин. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Гой ты, Русь, моя родная Поэту Сергею Есенину довелось побывать во многих странах мира, однако он неизменно возвращался в Россию, считая, что именно здесь находится его дом. Автор множества лирических произведений, посвященных родине, не был идеалистом и прекрасно видел все недостатки страны, в которой ему. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Собаке Качалова Стихотворение «Собаке Качалова» , написанное Сергеем Есениным в 1925 году, является одним из наиболее известных произведений поэта. Оно основано на реальных событиях: пес Джим, которому автор адресовал эти удивительно нежные и трогательные стихи, действительно существовали и проживал в доме артиста. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Дорогая, сядем рядом В жизни Сергея Есенина было очень много женщин. Однако сам поэт признавался, что истинные чувства он испытывал только в ранней юности, когда влюбился в свою односельчанку. Этот роман оказался неудачным, и молодые люди очень скоро расстались. Более того, после отъезда. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «По-осеннему кычет сова Сергей Есенин очень болезненно взросления. Он не видел себя в качестве зрелого мужчины и, уж тем более, не мог представить, что когда-нибудь станет дряхлым стариков. Для этого у автора, по-видимому, были веские основания: он предвидел, что уйдет из жизни молодым. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Разбуди меня завтра рано Покинув родное село Константиново и обосновавшись в Москве, Сергей Есенин постоянно мыслями возвращался в отчий дом. Он вспоминал о своей малой родине в те моменты, когда на душе было особенно тоскливо. А таких периодов в жизни начинающего поэта было достаточно. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «В том краю, где желтая крапива Феномен Творчества Сергея Есенина заключается в том, что он был максимально честным и откровенным в своих стихах, изливая перед читателями душу так, словно бы делает это в последний раз. Поэтому каждое произведение Есенина наполнено искренностью и какой-то щемящей тоской, которая. Читать далее.

Анализ стихотворения С. Есенина «Стансы» Особенно мне понравилось стихотворение Сергея Есенина «Стансы». В нем поэт рассуждает о назначении поэта и поэзии. Он пишет: Стишок писнутъ, Пожалуй, всякий может — О девушке, о звездах, о луне… Но его мысли устремлены совсем в иную сторону. Есенин восхваляет. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Запели тесаные дроги Первые годы жизни в Москве принесли Есенину много неприятных открытий. Его угнетала городская суета, поэтому все чаще и чаще поэт мысленно обращался к своей малой родине — селу Константиново. Есенину не хватало русского простора, к которому он так привык, а. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Хороша была Танюша Зарисовки из сельской жизни являются характерной особенностью раннего периода творчества Сергея Есенина. К таким произведениям относится и стихотворение «Хороша была Танюша…» , написанное в 1911 году. Посвящено оно трагической истории любви девушки, которая погибла от рук возлюбленного. Сегодня уже трудно. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Там, где вечно дремлет тайна Образ родной природы является одним из ключевых в творчестве Сергея Есенина, которого по праву считают сельским поэтом. Большинство его произведений посвящены полям и рекам, лугам и перелескам. Кроме этого, в стихах этого автора присутствует множество символов, так как растения и. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Я спросил сегодня у менялы В 1924 году Сергей Есенин побывал в Азербайджане, в результате чего появился цикл лирических произведений под общим названием «Персидские мотивы». В него вошло и стихотворение «Я спросил сегодня у менялы…» — легкое, пронзительное и наполненное романтизмом, которые не свойственны лирике. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Сельский часослов Сергей Есенин весьма неоднозначно воспринял события 1917 года. С одной стороны, он был убежден, что революция даст народу свободу и улучшит жизнь обычных крестьян. Однако на фоне подобных перемен видел, как гибнут тысячи людей, как разоряются зажиточные семьи, а их. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Этой грусти теперь не рассыпать Сергей Есенин очень болезненно переживал период своего становления и взросления, считая зрелость синонимом приближающейся старости. Его беспокоило не столько физическое состояние, хотя постоянные запои далеко не самым лучшим образом сказались на здоровье поэта. Однако причина столь обильных возлияний крылась в. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Письмо к женщине В жизни Сергея Есенина было множество женщин, однако далеко не ко всем он испытывал теплые и нежные чувства. Среди них — Зинаида Райх, первая супруга поэта, которую он бросил ради своего нового увлечения. Примечательно, что Есенин расстался с этой женщиной. Читать далее.

Анализ стихотворения С. А. Есенина «Береза» Великий русский поэт Есенин Сергей Александрович написал огромное количество различных прекрасных произведений. Но с раннего детства я больше всего люблю его стихотворение «Береза». Это произведение было написано поэтом в 1913-ом году, когда ему было всего восемнадцать лет. В это время. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Русь уходящая У многих русских поэтов Октябрьская революция вызывала весьма противоречивые чувства. Но одни смирились с неизбежностью происходящего, попытавшись приспособиться к новой жизни и найти в ней положительные моменты, а другие поспешили покинуть страну, считая, что смена власти полностью разрушила устои общества. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Ночь Свои первые стихи Сергей Есенин начал писать в подростковом возрасте, и многие из них впоследствии были опубликованы. Естественно, что простой сельский парень в первую очередь посвящал рифмованные строки родному селу Константиново, окружающей природе и людям, с которыми ему доводилось встречаться. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Ты меня не любишь, не жалеешь Личная жизнь Сергея Есенина до сих пор скрывает немало тайн. Известно, что поэт был трижды официально женат, однако мало кто из его библиографов отважился бы назвать точное количество возлюбленных. Именно по этой причине адресат стихотворения «Ты меня не любишь, не. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Вот оно, глупое счастье Сергей Есенин мечтал о том, что сможет стать знаменитым поэтом. Однако он и не предполагал, что за это придется платить слишком высокую цену. Жизнь в Москве, которая к тому времени превратилась в столицу русской поэзии, оказалась для Есенина слишком сложной. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Вот уж вечер. Роса Сергей Есенин начал писать стихи очень рано, и в этом его поддерживала бабушка по материнской линии. Поэтому неудивительно, что в 15 лет он уже превратился в настоящего поэта, тонко чувствующего красоту окружающего мира и умевшего передать ее словами. Простые пейзажные. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Звезды Романтик по натуре, Сергей Есенин не только умел видеть красоту окружающего мира, но и мастерски передавал ее в своих стихах. В творчестве этого поэта несколько периодов, однако самые возвышенные стихи были написаны им в подростковом возрасте. Конечно, сложно ожидать от. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Весенний вечер В 1912 году Сергей Есенин приехал покорять Москву, однако удача улыбнулась молодому поэту не сразу. Пройдет еще несколько лет прежде, чем его первое стихотворение будет опубликовано в столичном журнале. Пока же Есенин работает в мясной лавке и с ностальгией вспоминает. Читать далее.

Читайте также:  Анализ стихотворения Табун Есенина

Урок-анализ стихотворения С. Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных. »

УРОК-АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ С.ЕСЕНИНА «НЕ БРОДИТЬ НЕ МЯТЬ В КУСТАХ БАГРЯНЫХ…»

Предварительное задание: 1. Прочитать стихотворение С. Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных. » 2. Найти в тексте стихотворения изобразительно-выразительные средства.

Цели урока: ввести учащихся в ясный и свежий по своей образности, но внутренне сложный мир поэзии Есенина; обучить анализу стихотворения; показать глубокое чувство родной природы и Родины в стихотворении С. Есенина. (Связь с эпиграфом.)

Эпиграф: Есенинская любовь к родной земле естественна, как дыхание. Она – свет, который изнутри освещает почти каждое его стихотворение в отдельности и всю его поэзию в целом. Это не про­сто чувство – это философия жизни, краеугольный камень его миропонимания. Это его опора, источник, где он черпал силу. Кошечкин

Ход у р о к а I.Словарная работа. На доске слова: бурьян, конопля, мимоза, лебеда, роза, овёс. 1.Распределите слова на две группы: 1) слова, соответствующие представлению о красивом и нежном и 2) слова, связанные с представлением о прозаическом, обыденном. 2.Прочитайте стихотворение С. Есенина и ответьте на вопрос, сохраняется ли в произведении привычное восприятие слов «лебеда» и «овёс»?

II. Чтение стихотворения Не бродить, не мять в кустах багряных Лебеды и не искать следа. Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась мне ты навсегда. С алым соком ягоды на коже, Нежная, красивая была. На закат ты розовый похожа И, как снег, лучиста и светла. Зёрна глаз твоих осыпались, завяли, Имя тонкое растаяло, как звук. Но осталось в складках смятой шали Запах мёда от невинных рук.

В тихий час, когда заря на крыше, В тихий час, когда заря на крыше, Как котёнок, моет лапкой рот, Говор кроткий о тебе я слышу Водяных поющих с ветром сот. Пусть порой мне шепчет синий вечер, Что была ты песня и мечта, Всё ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи – К светлой тайне приложил уста. Не бродить, не мять в кустах багряных Лебеды и не искать следа. Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда.

III. Беседа по вопросам: 1. Сохраняется ли в произведении привычное восприятие слов «лебеда» и «овёс»? Почему? (Поэт поэтизирует эти слова, придаёт им эмоциональную окрашенность.) 2. Как добивается поэт такого превращения «прозаизмов» в стихотворении? (В стихотворении они овеяны лиризмом ближайшего словесного окружения и контекста в целом.)

3.Какой эпитет в стихотворении соответствует слову «имя»? («Имя тонкое», то есть имя неотделимо от юной красавицы, стройной и тонкой. Этот, эпитет связан со сравнением «как звук».) 3.Какой эпитет в стихотворении соответствует слову «имя»? («Имя тонкое», то есть имя неотделимо от юной красавицы, стройной и тонкой. Этот, эпитет связан со сравнением «как звук».) 4. О чём это произведение? (О природе. О родине. О любви. Через любовь к женщине и природе раскрывается любовь поэта к родной земле. Это и есть «есенинское ощущение родной земли», которое «сродни народному мировосприятию с его жизнелюбием, глубинным постижением кра­соты, одухотворением предметов. »)

5. Почему стихотворение оставляет впечатление совершенства, эстетического чуда? 5. Почему стихотворение оставляет впечатление совершенства, эстетического чуда? (Изобилие изобразительно-выразительных средств.) 6. Какие изобразительно-выразительные средства встречаются в стихотворении? (Эпитеты, метафоры, сравнения, повторы и т. д. Приведите примеры. Проверка домашнего задания.) Повторы – отличительная черта есенинского мастерства. Найдите повторы в тексте. (Первое и последнее четверостишия.) Обрамление припевом сближает стихотворение с песней.

7.Найдите слова, обозначающие цвет. (Багряный, алый, розовый – одна цветовая гамма.) 7.Найдите слова, обозначающие цвет. (Багряный, алый, розовый – одна цветовая гамма.) – Как меняются оттенки? (Красноватые оттенки постепенно меняются от тёмного к светлому: сначала- багряные (тёмно-красные) кусты, в которых затерялся её след, потом алый (ярко-красный) сок ягоды на её коже, наконец, розовый закат и «она» соединяются в поэтическом сравнении: На закат ты розовый похожа. А потом, когда «она» уже «отосниласъ», заря неизбежно вы­зывает мысли о ней, и, на первый взгляд, цветового эпитета нет, но есть намёк: «тихий час», А в «тихий час» заря – розовая.)

8. Так образ природы слился с образом любимой девушки. Найдите эпитеты, обращенные к «ней». 8. Так образ природы слился с образом любимой девушки. Найдите эпитеты, обращенные к «ней». (Нежная, лучистая, светлая; её имя – тонкое, волосы – ов­сяные, руки – невинные.) На всём, что связано с ней – нежной, красивой, лучистой, светлой, – лежит тёплый отсвет. И в то же время это свет его души. Это он так чутко воспринимает красоту. Для него красота природы и человека сливаются. И вот уже о ней он начинает говорить, как о природе: Зёрна глаз твоих осыпались, завяли. Цвет волос ее – «овсяный». «Вечер синий шепчет о ней». Причём «синий» у Есенина светлый и приятный (в отличие от Блока)

Вывод по восьмому вопросу. Таким образом, цветовые эпитеты исполняют роль зрительных ощущений. С их помощью сливаются воедино дорогие сердцу образы. 9. Не менее существенное значение в стихотворении имеют звуковые образы. Они придают есенинскому стиху особую выразительность, музыкальность, что сближает его с песней. Найдите звуковые повторы в первой строфе.

[с – с’] [н – н’] – аллитерация (повторение согласных). [с – с’] [н – н’] – аллитерация (повторение согласных). Это не случайно: такая тональность обусловлена звуковой основой слова овсяный – это и определило зрительно-звуковой образ строфы. С овсом, его колосьями в нашем сознании связан шелест с лёгким посвистом [с]. Хотя первая строфа богата и другими созвучиями. Музыкальность первой строфы, создаваемая обилием созвучий, словно превращает эту часть произведения в увертюру, в которой уже намечается музыкальная тема утончённого в своём лиризме женского образа. [с] постепенно ослабевает и переходит в третьей строфе в [з]: зёрна завяли. Начинает казаться, что звукопись подготавливает возникновение [з] слова звук:

Имя тонкое растаяло, как звук. Имя тонкое растаяло, как звук. – Как же упомянутый звук начинает«действовать»? Слышу, говор, поющих. То есть слово «звук» включается в состав лирического «исповедания». И это подготавливает появление словообраза «ты песня». Ввод по девятому вопросу. Так совершилось звуковое воплощение образа произведения – образа юной красавицы.

10. Каким настроением овеяно стихотворение «Отоснилась мне ты навсегда»? 10. Каким настроением овеяно стихотворение «Отоснилась мне ты навсегда»? (Стихотворение овеяно лёгкой грустью. Это грусть прощания то ли с родной стороной, то ли с неповторимой юностью, которая прошла среди природы.) 11. В каких строках выражается лирический мотив прощания? Заканчивается ли стихотворение прощанием? (Стихотворение не заканчивается прощанием, потому что память сердца воскрешает всё. И снова звучат стихи о природе и о ней. Заканчивается стихотворение дословным повторением первого четверостишия. Поэт не перечёркивает прошлого, а всем произведением уверяет: пусть возврата нет, пусть юность с её первым чувством не вернуть, но она осталась с нами и в нас, обернувшись восприимчивостью к красоте, ко всему лучшему, что есть в жизни.)

IV. Подведение итогов. Это стихотворение – яркий пример того, как в лирике С. Есенина сливаются воедино три самые важные в его творчестве темы: природа, родной край и любовь. Это стихотворение – демонстрация чуткого восприятия самим поэтом красоты. Ведь только восприимчивому сердцу подвластно увидеть красивое, ценить красоту.

V. Домашнее задание Письменный анализ стихотворения «Не бродить, не мять в кустах багряных. ». (Можно проанализировать другое стихотворение – по выбору учащегося.)

УРОК-АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ С. ЕСЕНИНА `НЕ БРОДИТЬ, НЕ МЯТЬ В КУСТАХ БАГРЯНЫХ…`

Пусть порой мне шепчет синий вечер,
Что была ты песня и мечта,
Всё ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи –
К светлой тайне приложил уста.

Не бродить, не мять в кустах багряных Лебеды и не искать следа. Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда.
III. Беседа по вопросам:
1. Сохраняется ли в произведении привычное восприятие слов«лебеда» и «овёс»? Почему?
(Поэт поэтизирует эти слова, придаёт им эмоциональную окрашенность.)
2. Как добивается поэт такого превращения «прозаизмов» встихотворении?
(В стихотворении они овеяны лиризмом ближайшего словесного окружения и контекста в целом.)
3. Какой эпитет в стихотворении соответствует слову «имя»?(«Имя тонкое», то есть имя неотделимо от юной красавицы,стройной и тонкой. Этот эпитет связан со сравнением «как звук».)4. О чём это произведение?
(О природе. О родине. О любви. Через любовь к женщине и природе раскрывается любовь поэта к родной земле. Это и есть «есенинское ощущение родной земли», которое «сродни народному мировосприятию с его жизнелюбием, глубинным постижением красоты, одухотворением предметов. »)5. Почему стихотворение оставляет впечатление совершенст-ва, эстетического чуда?
(Изобилие изобразительно-выразительных средств.)
6. Какие изобразительно-выразительные средства встречаютсяв стихотворении?
(Эпитеты, метафоры, сравнения, повторы и т. д. Приведите примеры. Проверка домашнего задания.)Повторы – отличительная черта есенинского мастерства. Найдите повторы в тексте.
(Первое и последнее четверостишия.)
Обрамление припевом сближает стихотворение с песней.
7. Найдите слова, обозначающие цвет.(Багряный, алый, розовый – одна цветовая гамма.)- Как меняются оттенки?
(Красноватые оттенки постепенно меняются от тёмного к светлому: сначала – багряные (тёмно-красные) кусты, в которых затерялся её след, потом алый (ярко-красный) сок ягоды на её коже, наконец, розовый закат и «она» соединяются в поэтическом сравнении:На закат ты розовый похожа. А потом, когда «она» уже «отоснилась», заря неизбежно вызывает мысли о ней, и, на первый взгляд, цветового эпитета нет, но есть намёк: «тихий час». А в «тихий час» заря -розовая.)
8. Так образ природы слился с образом любимой девушки.Найдите эпитеты, обращенные к «ней».
(Нежная, лучистая, светлая; её имя – тонкое, волосы – овсяные, руки – невинные.)
На всём, что связано с ней- нежной, красивой, лучистой, светлой, – лежит тёплый отсвет. И в то же время это свет его души.
Это он так чутко воспринимает красоту. Для него красота природы и человека сливаются. И вот уже о ней он начинает говорить, как о природе:
Зёрна глаз твоих осыпались, завяли. Цвет волос её- «овсяный». «Вечер синий шепчет о ней». Причём «синий» у Есенина светлый и приятный (в отличие от Блока).
Вывод. Таким образом, цветовые эпитеты исполняют роль зрительных ощущений. С их помощью сливаются воедино дорогие сердцу образы.
9. Не менее существенное значение в стихотворении имеют звуковые образы. Они придают есенинскому стиху особую выразительность, музыкальность, что сближает его с песней. Найдите звуковые повторы в первой строфе.
[с – с’][н – н’] – аллитерация (повторение согласных).
Это не случайно: такая тональность обусловлена звуковой основой слова овсяный – это и определило зрительно-звуковой образ строфы. С овсом, его колосьями в нашем сознании связан шелест с лёгким посвистом [с]. Хотя первая строфа богата и другими созвучиями. Музыкальность первой строфы, создаваемая обилием созвучий, словно превращает эту часть произведения в увертюру, в которой уже намечается музыкальная тема утончённого в своём лиризме женского образа.
[с] постепенно ослабевает и переходит в третьей строфе в [з]: зёрна завяли. Начинает казаться, что звукопись подготавливает возникновение [з] слова звук:
Имя тонкое растаяло, как звук.
– Как же упомянутый звук начинает «действовать»? Слышу, говор, поющих.
То есть слово «звук» включается в состав лирического «исповедания». И это подготавливает появление словообраза «ты песня».
Вывод. Так свершилось звуковое воплощение основного образа произведения – образа юной красавицы.
10. Каким настроением овеяно стихотворение «Отоснилась мне ты навсегда»?
(Стихотворение овеяно лёгкой грустью. Это грусть прощания то ли с родной стороной, то ли с неповторимой юностью, которая прошла среди природы.)11. В каких строках выражается лирический мотив прощания?
Заканчивается ли стихотворение прощанием?
(Стихотворение не заканчивается прощанием, потому что память сердца воскрешает всё. И снова звучат стихи о природе и о ней. Заканчивается стихотворение дословным повторением первого четверостишия.
Поэт не перечёркивает прошлого, а всем произведением уверяет: пусть возврата нет, пусть юность с её первым чувством не вернуть, но она осталась с нами и в нас, обернувшись восприимчивостью к красоте, ко всему лучшему, что есть в жизни.)IV. Подведение итогов.
Это стихотворение – яркий пример, как в творчестве С. Есенина сливаются воедино три самые важные в его творчестве темы: природа, родной край и любовь. Это стихотворение – демонстрация чуткого восприятия самим поэтом красоты. Ведь только восприимчивому сердцу подвластно увидеть красивое, ценить красоту.
V. Домашнее задание.
Письменный анализ стихотворения «Не бродить, не мять в кустах багряных. ». (Можно проанализировать другое стихотворение – по выбору учащегося.)

Литература
Есенин С. Поли. собр. соч.: В 7 т. Т. 2, 6. М.: Наука – Голос, 1999.

  • 13503-urok-analiz_stihotvoreniya_s._esenina_ne_brodit_ne_myat_v_kustah_bagryanyh
    Размер файла: 20 kB Загрузок: 0
Ссылка на основную публикацию