Анализ стихотворения Не бродить не мять в кустах багряных Есенина

Анализ стихотворения «Не бродить, не мять» (С.А. Есенин)

Сергей Александрович Есенин – один из наиболее выдающихся певцов русского слова и русской души, на чью долю выпало жить в непростое, но насыщенное событиями время. В поэтическом наследии автора можно найти стихотворения на самые разные темы, но, пожалуй, самыми знаменитыми стали его стихотворные работы, посвященные любви и природе. Не зря Есенина называли «последним поэтом деревни»; он удивительно тонко чувствовал красоту природы, ее настроение и по-настоящему точно и трогательно передавал ее хрупкую прелесть. Такой редкий талант восприятия всего живого и настоящего, природного, отразился и на любовной лирике поэта. Стихотворение «Не бродить, не мять…» покоряет читателя своей удивительной образностью, связывающей воедино любовное томление, грусть лирического героя по возлюбленной и образы окружающего мира, повторяющие внутреннее состояние героя, песню его любви. Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор этого текста.

История создания

Существует несколько версий о том, кому же все-таки посвящено стихотворение «Не бродить, не мять…», созданное поэтом в 1916 году.

  1. Некоторые считают, что оно написано Сергеем Есениным как впечатление от своей короткой влюбленности в Анну Сардановскую, девушку, жившую с поэтом в одном селе – Константинове. Признаться в своих чувствах красавице юный Есенин так и не осмелился, о чем долго жалел, помня о своем чувстве как о по-настоящему чистом и светлом. В связи с этим, многие считают это стихотворение пророческим. Тоска по потерянной, «относившейся навсегда» возлюбленной стала и знамением скорой смерти девушки, скончавшейся в 1921 году во время сложных родов.
  2. Другие же называют иную кандидатуру – девушку Наталью, тоже односельчанку поэта, с которой ему пришлось расстаться в связи с отъездом из деревни. Перед долгой разлукой возлюбленные даже решились идти в церковь, но венчать их отказались из-за малолетства. А вскоре, не выдержав одиночества, юная Наталья и вовсе вышла замуж, что нанесло глубокую обиду Есенину.

Жанр, направление, размер

Стихотворение можно отнести к жанру любовной лирики; оно также представляет собой послание. Некоторые критики называют это стихотворение «сном», благодаря удивительной хрустальной прозрачности и плавности строк, а также особому ритму стихотворения.

В поэтике стихотворения чувствуется влияние имажинистских симпатий Есенина, а также символизма – популярного направления в русской поэзии двадцатого века. Таким образом, для полного смыслового и эмоционального раскрытия стихотворения важно оценить и образное, и символическое содержание текста.

Значительную трудность представляет определение размера стихотворения. Его нельзя отнести к популярным дактилю и амфибрахию; стихотворению соответствует такой размер, как дольник (часто использовался поэтами на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков). Особенностью дольника является неровный ритм, вследствие которого стихотворение приобретает отчётливую эмоциональность и экспрессию.

В стихотворении используется перекрестная рифмовка и кольцевая композиция.

Образы и символы

  • Наиболее ярко прорисован автором образ возлюбленной лирического героя. Нежный и трепетно хранимый в сердце образ в значительной степени природоподобен. Читатель представляет девушку, чья красота и очарование так же просты и в то же время поразительно пленительны, как и прелесть нетронутой сельской природы. Вокруг образа девушки создается атмосфера чистоты и непорочности, мечты. Сама любовь, юность и красота сливаются в едином образе, олицетворяющем разливающийся багрянцем и алой ягодой закат первого любовного чувства, уже блекнущего, но не стертого с душевного небосвода лирического героя.
  • Образ родной земли также получает особое звучание в данном стихотворении. Его практически невозможно отделить от образа возлюбленной, от светлого чувства героя. Есенин трогательно и нежно описывает природу. Прощаясь с любовью, он, одновременно, прощается и с родной природой, с неповторимыми пейзажами, необъятными полями – всем тем, чем жил мальчик долгие годы.
  • Что касается символов, особенно ярко у Есенина читается символика цвета. Багряный цвет – символ заката, прощания, обладающий, тем не менее, высокой степенью экспрессии, концентрации и напряжения чувства. Синий – цвет загадки, недосказанности, глубины; это особый цвет для поэта, который часто используется им в колористике речи. «Овсяные» волосы в стихотворении одновременно отсылают нас и к значимому для поэта желто-золотому цвету, олицетворяющему горечь и тоску, и к природности, естественности образа возлюбленной, его близости к земле и всему родному.

Темы, проблемы и настроение

Безусловно, основной в стихотворении «Не бродить, не мять…» становится именно тема любви. Любви целомудренной и чистой, полной восхищения и загадки. Чувство, испытанное героем, свято для него; в нем он открывает великую тайну, приближается к божественной загадке бытия. Благодаря любви герою открывается невероятный дар – видеть и чувствовать истинную красоту: будь то красота любимой женщины или живописная прелесть природы.

Проблема разлуки, расставания также отчетливо звучит в произведении. Герой сердцем прощается с возлюбленной, и слова разлуки звучат трагично. В них много боли, тоски, неутолимой печали. Лирический герой говорит, что возлюбленная уже «отоснилась» ему, однако любовь все еще не покинула его души. Он прощается с реальностью дивной мечты, с воспоминаниями о прогулках среди багряных кустов лебеды, которые теперь обратились не в пыль, но сон. Любовь героя чиста и невинна. Именно поэтому даже в прощальных строках больше любви, нежности и восхищения, чем боли и горечи об ушедшем.

Настроение стихотворение очень тонкое, меланхоличное, чуть таинственное. Мы будто погружаемся в сон, в закатное сияние солнца и сами, может быть, вспоминает о тех, кого когда-то любили.

Смысл

Конечно, данное стихотворение несет основную идею — печальную мысль о разлуке и прощании. Однако невозможно не признать, что слова лирического героя, его послание к любимой, написано очень светлым языком.

Несмотря на горечь расставания, автор, в частности, через использование кольцевой композиции стихотворения, утверждает главную мысль, полную любви к жизни и надежды: в нашем мире все неповторимо, как сон, но в то же время это неповторимое случается с человеком на протяжении всей его жизни, полной не только грусти, но любви и счастья, удач и новых открытий.

Средства выразительности

Стихотворение написано очень образным и богатым языком. Есенин активно использует сравнения: заря «как котенок моет лапой рот» (развернутое сравнение), возлюбленную лирический герой сравнивает со снегом, а ее имя тает «как звук».

Обилие эпитетов также придает удивительную мягкость и красочность тексту: «овсяные» волосы, «тонкое» имя, «невинные» руки, «синий» вечер и др.

Очень точны и эмоциональны используемые автором метафоры: «со снопом волос твоих овсяных отоснилась ты мне навсегда», «с алым соком ягоды на коже», «зерна глаз твоих осыпались, завяли», «имя тонкое растаяло».

Встречаются, часто как часть метафоры, и олицетворения: соты поют с ветром, а вечер «шепчет».

Повторение первого и последнего четверостишия также можно рассматривать как средство изобразительности. Повторы часто используются поэтом; они придают мягкость, певучесть языку, а также еще раз подчеркивают эмоциональность стихотворения и внутреннее состояние лирического героя.

Урок-анализ стихотворения С. Есенина “Не бродить, не мять в кустах багряных. ”
план-конспект урока (литература, 11 класс) по теме

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_-anvliz.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

стихотворения С. Есенина

«Не бродить, не мять в кустах

Лизункова Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы

Статья отнесена к разделу: преподавание русского языка

Предварительное задание: 1. Прочитать стихотворение С. Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных…»

2. Найти в тексте стихотворения изобразительно- выразительные средства.

Цели урока: ввести учащихся в ясный и свежий по своей образности, но внутренне сложный мир Есенина; бучить анализу стихотворения; показать глубокое чувство родной природы и Родины в стихотворении С. Есенина. (Связь с эпиграфом.).

Есенинская любовь к родной земле естественна, как дыхание.

Она – свет, которое изнутри освещает почти каждое стихотворение

в отдельности и всю его поэзию в целом. Это на просто чувство –

это философия жизни, краеугольный камень его миропонимания.

Это его опора, источник, где он черпал силу.

I. Словарная работа.

На доске слова: буян, конопля, мимоза, лебеда, роза, овес.

  1. Распределите слова на две группы:1) слова, соответствующие о представлении красивом и нежном и 2) слова, связанные с представлением о прозаическом, обычном.
  2. Прочитайте стихотворение С. Есенина и ответьте на вопрос, сохраняется ли в произведении привычное восприятие слов «лебеда» и «овес»?

II. Чтение стихотворения.

Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа.

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась мне ты навсегда.

С алым соком ягоды на коже,

Нежная, красивая была.

На закат ты розовый похожа

И, как снег, лучиста и светла.

Зерна глаз твоих осыпались, завяли,

Имя тонкое растаяло, как звук.

Но осталось в складках смятой шали

Запах меда от невинных рук.

В тихий час, когда заря на крыше,

Как котенок, моет лапой рот,

Говор кроткий о тебе я слышу

Водяных поющих с ветром сот.

Пусть порой мне шепчет синий вечер,

Что была ты песня и мечта,

Все ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи-

К светлой тайне приложил уста.

Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа.

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась мне ты навсегда.

III. Беседа по вопросам:

  1. Сохраняется ли в произведении привычное восприятие слов «лебеда» и «овес»? Почему?

( Поэт поэтизирует эти слова, придает им эмоциональную окрашенность .)

  1. Как добивается поэт такого превращения «прозаизмов» в стихотворении?

( В стихотворении они овеяны лиризмом ближайшего словесного окружения и контекста в целом .)

  1. какой эпитет в стихотворении соответствует слову «имя»?

(« Имя тонкое», то есть имя не отделимо от юной красавицы, стройной и тонкой. Этот эпитет связан со сравнением «как звук». )

( О природе. О родине. О любви. Через любовь к женщине и природе раскрывается любовь поэта к родной земле. Это и есть «есенинское ощущение родной земли», которое «сродни народному мировосприятию с его жизнелюбием, глубинным постижением красоты, одухотворением предметов…»)

  1. Почему стихотворение оставляет впечатление совершенства, эстетического чуда?

(Изобилие изобразительно- выразительных средств.)

  1. Какие изобразительно- выразительные средства встречаются в стихотворении?

( Эпитеты, метафоры, сравнения, повторы и т.д. Приведите примеры. Проверка домашнего задания. )

Повторы – отличительная черта есенинского мастерства. Найдите повторы в тексте.

( Первое и последнее четверостишия .)

Обрамление припевов сближает стихотворение с песней.

  1. Найдите слова обозначающие цвет.

( багряный, алый, розовый – одна цветовая гамма .)

– Как меняются оттенки?

( Красноватые оттенки постепенно меняются от темного к светлому: сначала – багряные (темно- красные) кусты, в которых затерялся ее след, потом алый (ярко- красно) сок ягоды на ее коже, наконец, розовый закат и «она» соединяются в поэтическом сравнении:

На закат ты розовый похожа…

А потом, когда «она» уже «отоснилась», заря неизбежно вызывает мысли о ней, и, на первый взгляд, цветного эпитета нет, но есть намек: «тихий час». А в «тихий час» заря – розовая .)

  1. Так образ природы слился с образом любимой девушки. Найдите эпитеты обращенные к «ней».

( Нежная, лучистая, светлая ; ее имя – тонкое , волосы – овсяные , руки – невинные .)

На всем, что связано с ней – нежной, красивой, лучистой, светлой, – лежит теплый отсвет. И в тоже время это свет ее души.

Это он так чутко воспринимает красоту. Для него красота природы и человека сливаются. И вот уже о ней он начинает говорить, как о природе:

Зерна глаз твоих осыпались, завяли…

Цвет волос ее – «овсяный». «Вечер синий шепчет о ней». Причем «синий» у Есенина светлый и приятный (в отличие от Блока.)

Вывод. Таким образом, цветовые эпитеты исполняют роль зрительных ощущений. С их помощью сливаются воедино дорогие сердцу образы.

  1. Не менее существенное значение в стихотворении имеют звуковые образы . Они придают есенинскому стиху особую выразительность, музыкальность, что сближает его с песней. Найдите звуковые повторы в первой строфе.

 с – с   н – н  – аллитерация (повторение согласных).

Это не случайно такая тональность обусловлена звуковой основой слова « овсяный » – это и определило зрительно- звуковой образ строфы. С овсом, его колосьями связан шелест с легким посвистом  с  . Хотя первая строфа богата и другими созвучиями. Музыкальность первой строфы, создаваемая обилием созвучий, словно превращает эту часть произведения в увертюру, в которой уже намечается музыкальная тема утонченного в своем лиризме женского образа.

С постепенно ослабевает и переходит в третьей строфе в  з  : зерна завяли . Начинает казаться, что звукопись подготавливает возникновение  з  слова звук :

Имя тонкое растаяло, как звук.

– Как же упомянутый звук начинает «действовать»?

Слышу, говор, поющих.

То есть слово «звук» включается в состав «лирического исповедания». И это подготавливает появление словообраза «ты песня».

Вывод. Так свершилось звуковое воплощение основного образа произведения – образа юной красавицы.

  1. каким настроением овеяно стихотворение «Отоснилась мне ты навсегда»?

( Стихотворение овеяно легкой грустью. Это грусть прощения то ли с родной стороной, то ли с неповторимой юностью, которая пошла среди природы .)

  1. В каких строках выражается лирический мотив прощения? Заканчивается ли стихотворение прощением?

(Стихотворение не заканчивается прощением, потому что память сердца воскрешает все. И снова звучат стихи о природе и о ней. Заканчивается стихотворение дословным повторением первого четверостишия.

Поэт не перечеркивает прошлого, а всем произведением уверяет: пусть возврата нет, пусть юность с ее мертвым чувством не вернуть, но она осталась с нами и в нас, обернувшись восприимчивостью к красоте, ко всему лучшему, что есть в жизни.)

IV. Подведение итогов.

Это стихотворение – яркий пример, как в творчестве С. Есенина сливаются воедино три самые важные в его творчестве темы: природа, родной край и любовь. Это стихотворение – демонстрация чуткого восприятия самим поэтом красоты. Ведь только восприимчивому сердцу подвластно увидеть красивое, ценить красоту.

V. Домашнее задание.

Письменный анализ стихотворения «Не бродить, не мять в кустах багряных…». (Можно проанализировать другое стихотворение – по выбору учащегося.)

Анализ стихотворения С. Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных…»

Предмет: Литература.
Произведение: «Не бродить, не мять в кустах багряных. »
Вид: урок формирования умения и навыков.
Тип: урок-творчество.
Тема урока: Анализ стихотворения С. Есенина
«Не бродить, не мять в кустах багряных. »
Оборудование: портрет С. Есенина, выставка книг.

Эпиграф: Есенинская любовь к родной земле естественна, как дыхание. Она — свет, который изнутри освещает почти каждое его стихотворение в отдельности и всю его поэзию в целом. Это не просто чувство — это философия жизни, краеугольный камень его миропонимания. Это его опора, источник, где он черпал силу.
А. А. Кошечкин.

Цели урока:
1. Обучающая: введение учащихся в ясный и свежий по своей образности, во внутренне сложный мир С. Есенина, формирование умений и навыков анализа лирического текста.
2. Развивающая: развитие речи — усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивности, эмоциональности), овладение учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка.
3. Воспитывающая: формирование глубокого уважения к родной природе и Родине.

Конспект урока. Анализ стихотворения С. Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных…»

Автор: Федотова Зоя Андреевна, учитель русского языка и литературы

Место работы: МБОУ Брасовского района Красненская основная общеобразовательная школа.

Произведение:«Не бродить, не мять в кустах багряных. »

Вид: урок формирования умения и навыков.

Тема урока: Анализ стихотворения С. Есенина

«Не бродить, не мять в кустах багряных. »

Оборудование: портрет С. Есенина, выставка книг.

Эпиграф: Есенинская любовь к родной земле естественна, как дыхание. Она — свет, который изнутри освещает почти каждое его стихотворение в отдельности и всю его поэзию в целом. Это не просто чувство — это философия жизни, краеугольный камень его миропонимания. Это его опора, источник, где он черпал силу.

1. Обучающая: введение учащихся в ясный и свежий по своей образности, во внутренне сложный мир С. Есенина, формирование умений и навыков анализа лирического текста.

2. Развивающая: развитие речи — усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивности, эмоциональности), овладение учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка.

3. Воспитывающая: формирование глубокого уважения к родной природе и Родине.

Содержание этапов урока

Методы и формы работы

2. Проверка домашнего задания.

3. Мотивационное начало урока. Постановка цели.

Метод самостоятельного познавательного действия.

4. Повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой.

5. Ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования, упражнение на их освоение и закрепление.

Практические методы учения.

6. Упражнение на перенос в сходную ситуацию.

Практические методы учения.

Фронтальная организация познавательной деятельности.

8. Домашнее задание.

Задание творческого характера.

Подготовка к уроку:

1. Должны ознакомиться со стихотворением С. Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных. »

2. Найти в тексте стихотворения изобразительно-выразительные средства.

1. Продумать оформление доски.

Проверка домашнего задания- 10 мин.

Этап актуализации опорных знаний.

Задача: восстановить в памяти учащегося изученное ранее о личности С. Есенина и его жизни.

– Что вы узнали о Есенине из прочитанного стихотворения?

– Какой образ центральный в лирике С. Есенина (образ Родины), в каких стихотворениях?

– Какая тема неразделима с темой Родины в лирике С. Есенина (тема природы)

Мотивационное начало урока.

На доске написаны слова: Бурьян, конопля, мимоза, лебеда, роза, овёс.

-Распределите слова на группы:

1. Слова, соответствующие представлению о красивом и нежном

2. Слова, связанные с представлением о прозаическом, обыденном

Бурьян, конопля, лебеда

Подведение итогов работы.

-Прочитайте стихотворение С.Есенина

Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа.

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда.

С алым соком ягоды на коже,

Нежная, красивая была

На закат ты розовый похожа

И, как снег, лучиста и светла.

Зёрна глаз твоих осыпались, завяли,

Имя тонкое растаяло, как звук,

Но остался в складках мятой шали

Запах мёда от невинных рук.

В тихий час, когда заря на крыше,

Как котёнок, моет лапкой рот,

Говор кроткий о тебе я слышу,

Водяных поющих с ветром сот.

Пусть порой мне шепчет синий вечер,

Что была ты песня и мечта,

Все ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи-

К светлой тайне приложил уста.

Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа.

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда.

На доске — тема урока: Анализ стихотворения

«Не бродить, не мять в кустах багряных. »

-Сохраняется ли в стихотворении привычное восприятие слов «лебеда», «овёс»?

(Нет). Почему? (Автор поэтизирует эти слова).

-Как добивается поэт такого превращения «прозаизмов» в стихотворении?

(В стихотворении они овеяны лиризмом ближайшего словесного окружения и контекста в целом).

-Какой эпитет в стихотворении соответствует слову «имя»?

(«Имя тонкое», то есть имя неотделимо от юной красавицы, стройной и тонкой. Этот эпитет связан со сравнением «как звук».)

-О чём это произведение?

(О природе, о Родине, о любви; правильно, ребята, именно через любовь к женщине и природе раскрывается любовь поэта к родной земле, а это и есть есенинское ощущение родной земли, которое сродни народному мировосприятию с его жизнелюбием, глубинным постижением красоты, одухотворением предметов.)

-Почему стихотворение оставляет впечатление совершенства, эстетического чуда?

(Изобилие изобразительно-выразительных средств.)

-Какие изобразительно-выразительные средства встречаются в стихотворении?

(Эпитеты, метафоры, сравнения, повторы. )

-Приведите примеры (проверка домашнего задания).

-Повторы — отличительная черта есенинского мастерства.

На доске: Повтор — одна из стилистических фигур, повторение однородных синтаксических конструкций, одних и тех же слов, звуковых сочетаний и проч. В качестве приёма поэтической речи усиливает её образно-эмоциональную выразительность.

-Найдите повторы в тексте.

(Первое и последнее четверостишие, обрамление припевом, сближает стихотворение с песней.)

-Найдите слова, обозначающие цвет.

(Багряный, алый, розовый — одна цветовая гамма.)

-Как меняются оттенки?

(Красноватые оттенки постепенно меняются от тёмного к светлому: Да, ребята, посмотрите: сначала багряные (тёмно-красные) кусты, в которых затерялся её след, потом алый (ярко красный) сок ягоды на её коже, наконец, розовый закат и «она» соединяются в поэтическом сравнении: (Найдите это сравнение) «На

закат ты розовый похожа», а потом, когда «она»уже«отоснилась»,заря неизбежно вызывает мысли о «ней»,и, на первый взгляд, цветового эпитета нет, но есть намёк: какой?- «тихий час», а в«тихий час»заря — розовая.)

-Так образ природы слился с образом любимой девушки.

-Вспомните, пожалуйста, что такое эпитет.

(Эпитет — образное определение, характеристика свойства или качества человека, понятия, предмета, явления и так далее.)

-Найдите эпитеты, обращённые к «ней».

(Нежная, лучистая, светлая, её имя-тонкое, волосы-овсяные, руки-невинные)

-Как видите, отсюда:

На всём, что связано с ней — нежной, красивой, лучистой, светлой, – лежит тёплый отсвет. И в то же время это свет его души. Это он так чутко воспринимает красоту. Для Есенина красота природы и человека сливаются.

И вот уже о ней он начинает говорить как о природе.

-Отметьте в тексте:

«Зёрна глаз твоих осыпались, завяли. », цвет волос её «овсяный», «вечер синий шепчет о ней»; причём синий у Есенина — светлый и приятный, в отличие от Блока: «Ты в синий плащ печально завернулась,

В сырую ночь ты из дому ушла.

Цветовые эпитеты вызывают зрительные ощущения. С их помощью сливаются воедино дорогие сердцу поэта образы.

Ребята! -Не менее существенное значение в стихотворении имеют звуковые образы. Они предают есенинскому стиху особую выразительность, музыкальность, что сближает его с песней.

Аллитерация —повтор в поэтической речи одного и того же согласного звука или близкого ему по звучанию. Аллитерация — один из приёмов звукописи. Она придаёт художественному образу выразительность.

-Найдите звуковые повторы в первой строфе.

( с-с, и-и — аллитерация; Это не случайно: такая тональность обусловлена звуковой основой слова «овсяной» – это и определило зрительно-звуковой ряд строфы. С овсом, его колосьями в нашем сознании связан шелест с лёгким посвистом. Хотя первая строфа богата и другими созвучиями, музыкальность первой строфы, создаваемая обилием созвучий, словно превращает эту часть произведения в музыку, в которой уже намечается тема утончённого в своём лиризме женского образа, потом «с» постепенно ослабевает и переходит в третьей строфе в «з»:«зерна завяли».

Начинает казаться, что звукопись подготавливает возникновение слова «звук»:

«Имя тонкое растаяло, как звук».)

-Как же упомянутый звук начинает «действовать»?

(«Слышу», «говор», «поющих», то есть слово «звук» включается в состав лирического «исповедания». И это подготавливает появление слово-образа «ты песня».)

Так свершилось звуковое воплощение основного образа произведения — образа юной красавицы.

-Каким настроением овеяно стихотворение?

(Стихотворение овеяно лёгкой грустью, это грусть прощания то ли с родной стороной, то ли с неповторимой юностью, которая прошла среди природы.)

-В каких строках выражается лирический мотив прощания?

(«Отоснилась ты мне навсегда»)

-Заканчивается ли стихотворение прощанием?

(Стихотворение не заканчивается прощанием, потому что память сердца воскрешает всё. И снова звучат стихи о природе и о ней.)

-Чем заканчивается стихотворение?

(Заканчивается стихотворение дословным повтором первого четверостишия.)

Поэт не перечёркивает прошлое, а всем сердцем уверяет: пусть возврата нет, пусть юность с её первым чувством не вернуть, но она осталась с нами и в нас, обернувшись восприимчивостью к красоте, ко всему лучшему, что есть в жизни.

Подведение итогов урока. Рефлексия. Оценки.

Слово учителя.Таким образом, ребята, это стихотворение-

«Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа.

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда.» – яркий пример, как в творчестве С. Есенина сливаются воедино три самые важные для него темы: (какие, подскажите) природа, родной край и любовь.

Это стихотворение — демонстрация чуткого восприятия самим поэтом красоты. Ведь только восприимчивому сердцу подвластно увидеть красивое, оценить ее. Сегодня на уроке вы так же пытались постичь мир прекрасного в поэзии С. Есенина, давайте подведём итоги. Изменилось ли ваше восприятие стихотворения «Не бродить, не мять в кустах багряных. », когда вы читали дома и после того, как мы разобрали его в классе! (Да) Каким оно стало? (Более понятным, интересным).

-Задание для тех, кто любит поэзию.

Примерно следуя предложенной на уроке логике разбора, проанализируйте любое стихотворение С. Есенина.

а) письменный анализ стихотворения «Не бродить, не мять в кустах багряных» (2 сильным ученикам)

б) выучить наизусть стихотворение.

– Настолько есенинская лирика поэтична, душевна, что многие стихи сами просятся на музыку, поэтому совершенно не случайно появились романсы, один из которых предложен вашему вниманию. «Не жалею, не зову, не плачу. », «За окошком песня. », «Мне осталась одна забава. ».Слушают романсы.

Предложенный урок соответствует всем современным программным требованиям.

Он спроектирован с учётом содержания (примерной) программы и обязательного минимума содержания общего образования по литературе.

Всего на изучение биографии и творчества С. Есенина в 9 классе отводится 2 часа. В системе уроков данный — второй.

В 9 классе происходит первичное формирование навыков анализа лирического произведения, которое найдёт дальнейшее развитие на следующей ступени обучения, в конспекте урока предложены лишь некоторые, но существенные аспекты анализа.

Основными условиями поддержания внимания учащихся являлись:

-осознание учениками учебной цели своей работы;

-привлекательность и ценность учебного материала;

-благоприятная эмоциональная, психологическая обстановка.

«Не бродить, не мять в кустах багряных…» Анализ стихотворения С.Есенина

Один из сборников воспоминаний о Сергее Есенине, увидевший свет в начале 90-х гг. прошлого века, назывался «Как жил Есенин». И это символично. Как жил поэт – знали и помнили многие. А вот как он писал – это тайна за семью печатями.

Недоброжелатели распускали мерзкие сплетни о том, что Есенин якобы сочинял в нетрезвом состоянии, чего не было никогда. Даже последние стихи, совершенные по форме и лаконичные по содержанию, он писал в редкие минуты просветления. Есенин, при всей его открытости и радушии, никогда не считал нужным посвящать кого-либо в свою творческую «лабораторию». Исключения немногочисленны.

Стихотворение «Не бродить, не мять в кустах багряных…» исследователями относится к 1916-му году. Это переходный период в творчестве Есенина. Начинающий поэт уже сделал себе имя в столице, его признали и стали печатать. Но поэтика и стилистика еще во многом остается прежней, знакомой по сборнику «Радуница».

Стихотворение было опубликовано на страницах петербургской газеты «Земля и воля» от 21 сентября 1917-го года. Такова внешняя канва.

Из содержания нетрудно догадаться, что стихотворение обращено к женщине и представляет собой своеобразное прощание с ней. Кто же был адресатом? Последняя супруга Есенина – С.А.Толстая-Есенина – высказала предположение, что стихотворение навеяно смертью девушки, в которую поэт был влюблен в молодые годы, еще живя в родном Константинове. Исследователи, получив зацепку, без труда установили имя этой девушки – Анна Сардановская. Она была адресатом некоторых есенинских писем и стихов раннего периода. Поэтому исключать связь стихотворения с ее персоной нельзя. Установлен и факт их встречи летом 1916-го года. Но разрыв и прощание не означали смерти бывшей возлюбленной – Сардановская ушла из жизни пятью годами позже. Поэтому строка «отоснилась ты мне навсегда» — в контексте ее реальной судьбы – не более чем поэтическая фигура речи.

Относительно жанровой природы анализируемого стихотворения можно констатировать, что мы как читатели имеем дело с лирическим стихотворением, которое несет в себе черты сразу нескольких традиционных жанров – мадригала, послания, элегии, эпитафии. Однако к началу ХХ века (а на самом деле – гораздо раньше) та стройная система жанров, что сложилась еще в поэтике классицизма XVIII века, была во много разрушена. Мало кто из поэтов ставил перед собой цель написать оду или элегию. Он писал стихотворение, которое могло нести в себе генетическую память и внешние черты того или иного жанра. Наступило время поэтической эклектики. Все вышесказанное полностью относится и к Есенину как одной из ключевых фигур русского «серебряного века».

Вместе с тем глагол «отоснилась» и сравнение любимой с песней и мечтой недвусмысленно указывают нам на то, что жанр стихотворения может быть определен как сон. А сон был излюбленным жанром поэтов-романтиков первой трети XIX века. Ранний Есенин – безусловно, наследник романтической традиции в отечественной литературе.

В поэтическом наследии Есенина не столь уж много стихотворений, которые никак не озаглавлено. Перед нами – одно из них. Почему так произошло – знает лишь сам автор. Исследователи могут лишь предполагать, что содержание стихотворения не могло быть передано в одном или нескольких словах названия. Стихи написаны о многом сразу – о девушке, былом чувстве к ней, о неразрывной слитности природного и человеческого начал.

С формальной точки зрения стихотворение написано сочетанием мужских и женских рифм. Схема рифмовки – перекрестная. Рифмуются как одни и те же части речи (багряных – овсяных), так и разные (завяли – шали). Встречаются случаи неточной рифмовки (коже – похожа, крыше – слышу, вечер – плечи), однако в них совпадает опорная корневая гласная, что не вносит диссонанса в восприятие всего текста. Стихотворение астрофично. Используется прием кольцевой композиции, первая и последняя строфа повторяются. Общий объем стихотворения – 24 строки (18 строк без повтора последней строфы). Это вполне укладывается в представление Сергея Есенина о том, каким по размеру должно быть лирическое стихотворение. Он считал, что оптимальный объем – 16 строк. Если больше – есть вероятность самоповторов. В синтаксическом отношении стихотворение состоит из семи предложений. Второй, четвертый и пятый катрены состоят из одного сложного предложения.

Наибольшую трудность при анализе данного стихотворения представляет определение размера. Ни к одному из наиболее распространенных двухсложных и трехсложных размеров размер, используемый Есениным, не подходит. Его поэтике идеально соответствует дольник — си­стема стихотворной речи, которая вошла в обиход русской поэзии на рубеже XIX и XX вв. В трехсложных разме­рах — дактиле, амфибрахии, анапесте — поэты нарочно стали пропус­кать один из двух безударных слогов, стоящих между ударными. Из-за этого ритм приобрел неровный характер, повышенно экспрессивный, разнообразный. Подобные перебивы ритма характерны и для поэтического стиля Есенина на всем протяжении его творческого пути.

Чрезвычайно богата цветовая палитра стихотворения. Кусты – багряные, сок ягоды на коже – алый, закат – розовый, снег – лучистый, вечер – синий, тайна – светлая.

Отличавшая раннего Есенина сдержанная религиозность находит свое выражение и в этом стихотворении. Бог подразумевается под именем того, «кто к светлой тайне приложил уста».

Но в еще большей степени бывшая возлюбленная природоподобна. Об этом говорят многочисленные сравнения и метафоры: овсяный сноп волос, алый сок ягоды на коже, зерна глаз. О ней говорят водяные соты, и шепчет вечер. Есенин настолько усложняет метафорический рисунок, что уже затруднительно определить, идет ли речь о реальной девушке или о мифологическом существе женского рода.

Самое трогательное развернутое сравнение в стихотворении – о заре, которая, как котенок, моет лапой рот, — по мнению исследователей, вдохновило духовного наставника Есенина – поэта Н.А.Клюева – почти дословно повторить его в стихотворении «Бумажный ад поглотит вас…»: «Заря-котенок моет рот, / На сердце теплится лампадка».

Вслед за отрицательным зачином, заданным тройным использованием «не» (не бродить, не мять, не искать), следует воспоминание – центральная часть стихотворения. Здесь нет места трагедии – только «светлая грусть». Глаголы в прошедшем времени («осыпались», «завяли», «растаяло») органично переходят в глаголы настоящего времени («остался», «моет», «слышу», «шепчет»). Поэтому механизмы памяти причудливы – образ «отоснился», но еще продолжает волновать на «природном» уровне.

Анализ стихотворения Не бродить не мять в кустах багряных Есенина

Войти через uID

–>

–>

–>Главная » –>Статьи » АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ » ЕСЕНИН

Стихотворение относится к раннему периоду творчества Есенина (написано в 1916 году) и является чуть ли не первым стихотворением – сожалением о прошедшей любви. Считается, что адресатом его была некая девушка Наталья (фамилия в разных источниках звучит по-разному), которая жила в том же селе Константиново, где родился и провёл отроческие годы поэт, и была возлюбленной Есенина. Известно, что когда Сергей Александрович уезжал из деревни, то он и эта девушка пришли в местную церковь и попросили знакомую монахиню обвенчать их. Но та, сославшись на их юный возраст, велела немного подождать и дать пока всего лишь обещания хранить друг другу верность в разлуке. Но Наталья не долго смогла находиться в одиночестве и через год вышла замуж. Узнав об этом, Есенин написал той самой монахине письмо с просьбой «отпороть розгами неверную Наташку». Позже Сергей Александрович сам остепенился (его женой стала Зинаида Райх, дружбу и тёплое отношение к которой он пронёс через всю жизнь), но не забыл свою первую влюблённость и даже посвятил ей целое стихотворение, правда, будучи уже в зрелом возрасте .

Стихотворение «Не бродить, не мять в кустах багряных. » о мечте и красоте, о разлуке с неназванной любимой. Основной эмоциональной нотой становится грусть по ещё не совсем исчезнувшей из сердца любви. Но уже по первому катрену мы понимаем безысходность увядания, трагизм потери нежного, питающего жизненные силы чувства:

Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа.

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда.

Для лирического героя его любимая, его мечта не ушла совсем, она просто растворилась в природе, стала ее частью. Все самое нежное, ласковое, милое, беззащитное и безгрешно-очаровательное напоминает поэту о девушке:

С алым соком ягоды на коже,

Нежная, красивая была,

На закат ты розовый похожа

И, как снег, лучиста и светла.

Пусть его любимая была «песней», «мечтой», пусть чувство было недолговечным, сам факт того, что любовь согревала душу, уже счастье. Тот, кто может любить, способен «к светлой тайне приложить уста». Тайне красоты и гармонии, тайне слияния с природой, с мирозданием. Печаль лирического героя по-пушкински светла, он отпускает любимую с легким сердцем, ни в чем не упрекает ее.

Последняя строфа стихотворения, дословно повторяя первую (по принципу кольцевой композиции), все же несет другой смысл. Если в первой строфе подчеркивается то, что разлука окончательна и судьба не подарит новых встреч с возлюбленной даже во сне, то в последней строфе те же слова хочется прочитать совсем по-другому: пусть любимая и «отоснилась» поэту, но все же навсегда осталась с ним в мыслях, в тех картинах жизни природы, которые напоминают ему о ней.

Использование автором средств фонетики.

Рассмотрев фонетическую организацию текста, мы пришли к выводу, что среди согласных звуков доминирующую позицию занимают [Т], [С], [К]. Отсюда можно сделать вывод о характере звучания стихотворения.

Звуки [к], [с], [т] приглушенные, не ложащиеся на язык, напоминающие шепот, тишину. Аллитерация доказывает: то, о чем Есенин пишет в стихотворении, является для него очень личным, сокровенным, тайным. Поэтому он «не кричит» об этом, а едва слышно «нашёптывает». Эти же звуки позволяют представить картины природы. Недаром любимая ассоциируется у поэта с тихим теплым закатом, когда все живое начинает засыпать, когда шелест листьев, легкое дуновение ветра только усиливают ощущение тишины и покоя.

Необычно использование автором противоположных по характеристикам гласных звуков. Мы наблюдаем ассонанс гласных [А], [И]

[А] – открытый, это звук песни, звук крика радости, восторга и счастья, [И] – узкий, тонкий, звук жалобы и боли. Они используются почти в равном количестве. Это соответствует идейному содержанию стихотворения, в котором эмоции печали и радости гармонично сливаются.

Таким образом, проанализировав текст на уровне фонетики, можно сделать вывод о том, что ассонанс на [А], [И] передает противоречивые чувства лирического героя: боль утраты, горечь расставания, но и счастье, пусть недолгого чувства, гармонию в слиянии с природой. Аллитерация на [Т], [С], [К] выполняет двойную роль, соответствуя эмоциональному настрою и передавая звуки природы.

Анализ использования средств морфемики

При анализе морфемного уровня особое внимание обращают на себя слова с приставками, несущими значение законченности действия: ото снилась, о сыпались, за вяли, рас таяло. Они усиливают впечатление безысходности, завершенности чувства, невозможности его продлить или повторить.

В нескольких существительных поэт использует уменьшительно-ласкательные суффиксы: кот енок , лап к ой. Есенин таким образом передает нежные чувства к любимой девушке, которые растворились и были перенесены на природу.

Таким образом, можно сказать, что использование некоторых средств морфемики также помогает автору создать художественный образ.

Анализ использования средств лексики.

Большая часть лексики, используемой автором, нейтральна. Однако некоторые слова привлекают к себе внимание. Словарь С.И.Ожегова дает следующее толкование слова «бродить»: «То же, что брести (но означает движение, совершающееся в разное время, в разных направлениях), т. е. идти неизвестно куда» . Мы считаем, что автор не случайно употребил именно это слово, а не «ходить» или «гулять». Ведь когда влюбленные вместе, они не замечают ничего, кроме друг друга, им все равно куда идти. Вот и получается, что они бродят.

В тексте встречаются устаревшие слова «стан» и «уста». Они придают стихотворению торжественность, возвышенность. Образ возлюбленной становится еще более поэтичным, особенно если учитывать необычную сочетаемость слов «выдумал» и «гибкий стан и плечи». Таким образом подчеркивается значение еще одного определения возлюбленной – «песня и мечта». Некоторая бесплотность возлюбленной подчеркивается и эпитетами «лучиста», «светла». Девушка становится своего рода музой, помогающей создавать «песни». С этой точки зрения интересно использование в тексте множества слов, связанных по значению со звуками природы или речью: «имя», «звук», «тихий», «говор», «поющих», «шепчет», «песня».

Обращает на себя внимание использование прилагательных, обозначающих цвет. Багряный, алый, розовый – это оттенки красного, цвета любви, страсти. Причем и выбор оттенков не случаен. Когда речь идет о румянце на щеках девушки, то он сопоставляется с «алым соком ягоды», закат «розовый», нежный, как воспоминания о прошедшей любви, листва на кустах «багряная». Это признак осени, когда завершается годовой цикл жизни растений, и вполне закономерно, что именно осенью поэт прощается со своей мечтой.

Есть в стихотворении и традиционный для Есенина синий цвет: «Пусть порой мне шепчет синий вечер…». Известно, что именно синий, голубой поэт соотносил с образом лирического героя. Эпитет в данном контексте обозначает не только цвет неба вечером. Вечер становится кем-то близким поэту, он может «шептать» о возлюбленной, сочувствовать и облегчать боль утраты.

Стихотворение наполнено и другими эпитетами, (волос овсяных, ты нежная, красивая, ты лучиста и светла, имя тонкое, смятой шали, невинных рук, запах мёда, тихий час, говор кроткий, водяных, поющих с ветром сот, гибкий стан, светлая тайна). Среди них достаточно много традиционных (ты нежная, красивая, гибкий стан). Это позволяет нам говорить о том, что образ возлюбленной обобщен, хотя и не лишен собственных черт («с алым соком ягоды на коже», «на закат ты розовый похожа», «со снопом волос твоих овсяных»). Не случайно, исследователи указывают на родство этого образа с Прекрасной Незнакомкой А. Блока, символом женственности.

Много в произведении эпитетов, связанных с явлениями природы (волосы овсяные, сок ягоды, запах меда, водяных, поющих с ветром сот и т.д.). Это подтверждает наше предположение о том, что любовь автора не просто ушла, она растворилась в природе, но все же осталась с ним.

Многообразны и метафоры (сноп волос; с алым соком ягоды на коже; зерна глаз, осыпались, завяли; имя тонкое растаяло; шепчет вечер; ты песня и мечта; к тайне приложил уста). Недаром Есенина называют «поэтом метафор». Слова «мечта», «тайна» обозначают абстрактные понятия, придающие одухотворенность чувству, в сочетании с эпитетом «светлая» слово «тайна» приобретает, на наш взгляд, даже несколько религиозный или философский оттенок. Может быть, это тайна приобщения к Богу, может быть, к гармонии мироздания.

Интересна метафора «водяных, поющих с ветром сот». Что имеет в виду поэт? Может быть, это журчание ручья, бегущего по камням, которое особенно слышно вечером, в тишине. Звукопись на [о], [р] в этих строчках позволяет это предположить.

Итак, мы видим, что и на уровне лексики использованы именно те средства, которые помогают раскрыть идейный смысл.

Анализ использования средств морфологии.

Проанализировав текст на уровне морфологии, мы обнаружили следующее: складывается очевидная картина преобладания в тексте произведения существительных, что соответствует литературной норме.

Большинство из них конкретные: куст, лебеда, след, сноп, волосы, сок, ягода, кожа, снег, зерна, глаза, складки, шаль, руки, котенок, лапка, рот, соты, стан, плечи. Их по смыслу можно разделить на две группы: называющие черты внешности и явления природы. Это закономерно и соответствует замыслу автора.

Среди существительных есть несколько отглагольных: закат, запах, говор, песня, мечта, тайна. Они абстрактные и соединяют в себе смысл глагола и существительного и позволяют передать неосязаемость, воздушность образа возлюбленной, ее таинственную суть.

Вторую позицию по частотности занимают прилагательные, что характерно для ранней лирики поэта. Они помогают отразить красоту природы и эмоций, испытываемых влюбленным человеком. С этим связано и смысловое разграничение используемых автором прилагательных:

1) обозначающие цвет: кустах багряных, волос овсяных, алым соком, закат розовый, ты лучиста, светла, синий вечер;

2) эмоционально окрашенные: ты нежная, красивая, имя тонкое, невинных рук, говор кроткий, светлой тайне.

Два прилагательных в краткой форме.

Оставшиеся прилагательные «гибкий стан», «водяных сот» также служат описанию пейзажа и возлюбленной.

Частотность использования глаголов также высока. Они необходимы поэту, чтобы передать его переживания.

Нужно заметить, что в стихотворении довольно много глаголов прошедшего времени с суффиксом -л- (отоснилась, была, осыпались, завяли, растаяло, остался, была, выдумал, приложил, отоснилась), подчеркивающих законченность, неизбежность.

Кроме того, в тексте встречаются инфинитивы (не бродить, не мять, не искать) в значении будущего времени. Повтор этой формы и отрицательных частиц показывают, что все переживания в прошлом.

Обращают на себя внимание личные и притяжательные местоимения («твоих», «ты», «мне»), создающие эффект разговора автора со своей любимой, обращения к природе, в которой все напоминает ему о возлюбленной, дышит ею.

Наречие «навсегда» в соответствии с принципом кольцевой композиции повторяется в начале и в конце стихотворения. Несмотря на это, воспринимается это слово по-разному. Если в первой строфе оно подчеркивает окончательность расставания, то в последней несет другой смысл. Складывается ощущение, что, растворившись в природе и в поэзии, дорогой поэту образ остался с ним навсегда.

Итак, мы видим, что использование частей речи также соответствует идейному смыслу стихотворения.

Анализ использования средств синтаксиса.

Проанализировав синтаксическую организацию текста, мы видим, что автор предпочитает использовать простые предложения. Это говорит, о некоем душевном спокойствии, безмятежности, но в то же время о какой – то тревожащей тоске, внутренней сдержанности.

Дважды повторяется безличное предложение со сказуемыми, выраженными инфинитивами. Такие предложения называют действие, которое происходит без участия какого-либо лица. Таким образом, мы понимаем, что никто не виноват в том, что чувство прошло. Ничего нельзя вернуть и исправить.

В тексте произведения налицо ярко выраженная инверсия (в кустах багряных, волос твоих овсяных, отоснилась ты мне и т.д.). С помощью этого приема подчеркивается значение некоторых слов (багряных, овсяных, ты. ), большинство из них прилагательные цвета и местоимения. Кроме того, инверсия позволяет создать особую поэтическую, напевную интонацию.

В первой и последней строфе используется перенос:

Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа.

Таким образом подчеркивается значение слова «лебеды». Это растение с сильным запахом, который особенно проявляется, если ее «мять», и очень горьким вкусом. Этот прием позволяет автору наиболее ярко нарисовать картину летнего вечера, наполненного впечатлениями, который теперь в прошлом.

Четыре предложения осложнены рядами однородных членов, которые помогают поэту нарисовать образ возлюбленной.

Сложноподчиненное предложение с придаточным времени позволяет еще раз подчеркнуть связь любимой и природы в воображении поэта. Второе сложное предложение, с придаточным изъяснительным, представляет собой некий спор поэта и «вечера», в котором подчеркивается значение ушедшего чувства, которое не пропало бесследно, а позволило прикоснуться к тайне мироздания и поэзии.

Кроме того, в стихотворении имеются сравнительные обороты («как снег, лучиста и светла», «имя тонкое растаяло, как звук», «заря на крыше, как котенок, моет лапкой рот»). Первые два подчеркивают нежность и красоту образа любимой, ее таинственность, третье помогает поэту показать красоту зари, с впечатлением от которой сливается воспоминание о любви.

Анализ стихотворения Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных…»

Покидая родное село Константиново, Сергей Есенин мысленно прощался не только с родителями, но и с любимой девушкой. Позже супруга поэта Софья Толстая признается, что в юности Есенин был тайно влюблен в свою односельчанку Анну Сардановскую. Однако признаться ей в своих чувствах он так и не сумел, хотя впоследствии очень сожалел об этом, отмечая, что в его жизни была по-настоящему большая и светлая любовь.

Именно этой девушке Есенин в 1916 году посвятил свое стихотворение «Не бродить, не мять в кустах багряных…». В нем он прощается со своей

А в 1921 году молодая женщина скончалась во время родов, о чем Есенин узнал лишь через несколько лет. Поэтому можно предположить, что он каким-то неведомым образом сумел предугадать судьбу той, которую любил, и посвятил ей удивительно красивое, нежное и наполненное светлой печалью стихотворение.

С первых же строчек поэт признается: «Со снопом волос твоих овсяных отоснилась ты мне навсегда». Он хочет доказать самому себе, что больше не испытывает

Поэт признается, что его избранница была «как снег, лучиста и светла», и этот мягкий свет до сих пор озаряет его жизнь, наполненную бурными событиями.

Автор сожалеет о том, что ему уже никогда не доведется вместе гулять со своей возлюбленной и любоваться «алым соком ягоды на коже». Прямого указания на то, что героиня его произведения погибла, нет. Однако Есенин прощается с нею так, словно бы девушки уже нет в живых. Он хоронит ее мысленно, понимая, что с Анной Сардановской у него не может быть ничего общего.

Но выходит, что в своем стихотворении автор прощается с девушкой по-настоящему, точно зная, что больше никогда ее не увидит и не сможет сказать те заветные слова, которые еще совсем недавно были готовы сорваться с губ поэта, который искренне восхищается красотой своей возлюбленной.

Дайджест:

Анализ стихотворения Есенина «Исповедь самоубийцы» Решение о покорении Москвы Сергей Есенин вынашивал довольно долго. Однако будущий поэт понимал, что если он покинет родное село Константиново, то его жизнь кардинально изменится. Более того, он отрежет себе. .

Анализ стихотворения Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями…» Сергей Есенин всегда с особой нежностью и теплотой вспоминал родное село Константиново, в котором прошли его детские годы. Именно туда он мысленно возвращался в самые сложные периоды своей жизни, черпая. .

Анализ стихотворения Есенина «Я покинул родимый дом…» В 1912 году 17-летний Сергей Есенин, получит диплом сельского учителя, отказался от возможности преподавать в родной школе и отправился в Москву, чтобы попытаться устроиться на работу в газету. Будущий поэт. .

Анализ стихотворения Есенина «Сельский часослов» Сергей Есенин весьма неоднозначно воспринял события 1917 года. С одной стороны, он был убежден, что революция даст народу свободу и улучшит жизнь обычных крестьян. Однако на фоне подобных перемен видел. .

Анализ стихотворения Есенина «Весенний вечер» В 1912 году Сергей Есенин приехал покорять Москву, однако удача улыбнулась молодому поэту не сразу. Пройдет еще несколько лет прежде, чем его первое стихотворение будет опубликовано в столичном журнале. Пока. .

Анализ стихотворения Есенина «Неуютная жидкая лунность…» Сергей Есенин по праву считается поэтом русского села, так как именно его он воспевает во многих своих произведениях. Однако в последние годы жизни его творчество кардинально изменилось, и связано это. .

Анализ стихотворения Есенина «Мои мечты» Решение о том, чтобы перебраться в Москву, Сергей Есенин вынашивал несколько месяцев. Еще до окончания учительской школы будущий поэт твердо решил для себя, что в родное село Константиново, такое любимое. .

Анализ стихотворения Есенина «Небесный барабанщик» Отношение Есенина к власти большевиков со временем менялось. Изначально оно было сугубо положительным. Сергей Александрович признавался, что в 1917 году он находился на стороне Октября, хотя и воспринимал происходящие события. .

Анализ стихотворения Есенина «Заметался пожар голубой…» В августе 1923 года Есенин вернулся в Москву после путешествия по Соединенным Штатам Америки. К этому времени его скандальный брак с Айседорой Дункан был на грани развода. Практически сразу после. .

Анализ стихотворения Есенина «Буря» Стихотворение «Буря» изначально предназначалось для публикации в журнале «Млечный Путь». Издание объединяло группу крестьянских писателей, входивших в Суриковский литературно-музыкальный кружок. Он существовал в период с 1872 по 1921 год. Его. .

Анализ стихотворения Есенина «Береза» Поэта Сергея Есенина не зря называют певцом России, так как в его творчестве образ родины является ключевым. Даже в тех произведениях, где описываются загадочные восточные страны, автор все время проводит. .

Анализ стихотворения Есенина «Сыпь, гармоника. Скука… Скука» У Сергея Есенина достаточно много любовных стихов, которые он посвящал различным женщинам. Однако не секрет, что в личной жизни поэт не был счастлив. Все три его брака закончились полным крахом. .

Анализ стихотворения Есенина «Жизнь — обман с чарующей тоскою» Стихотворение «Жизнь — обман с чарующей тоской» было написано в 1925 году во время путешествия Есенина по стране. Тогда он находился в Мардакянах, Азербайджан. Это образец поздней философской лирики поэта. .

Анализ стихотворения Есенина «Песнь о хлебе» Стихотворение «Песнь о хлебе» относится к позднему творчеству Есенина, точная дата его написания неизвестна. По мнению большинства исследователей, произведение создано в районе 1920-21 гг. В нем отразилось беспокойство поэта о. .

Анализ стихотворения «Спит ковыль. Равнина дорогая…» Есенина С. А «Спит ковыль. Равнина дорогая…» Эстетическая концепция С. А. Есенина опиралась на веками складывающиеся традиции искусства и всячески противостояла попыткам в порыве борьбы за новаторство отречься от культурного наследия минувших эпох. .

Анализ стихотворения Есенина С. А. «Отговорила роща золотая» Стихотворение «Отговорила роща золотая» харак­терно для есенинской пейзажной лирики последних лет. В нем уже нет тех эпитетов и метафор, конкретно связанных с рели­гиозной тематикой, которые были столь широко распростра­нены в. .

Анализ стихотворения Есенина «Листья падают, листья падают…» В августе 1925 года Есенин написал стихотворение «Листья падают, листья падают…», настроение которого весьма характерно для позднего творчества поэта. Во многих его произведениях, созданных на излете жизни, царят депрессивные мысли. .

Анализ стихотворения Фета «Все вокруг и пестро так и шумно…» Личная драма Афанасия Фета долгое время являлась тайной за месью печатями не только для друзей поэта, но и для его семьи. Лишь после смерти Фета были найдены его дневники и. .

Анализ стихотворения Фета «Нет, я не изменял. До старости глубокой…» Поздний период творчества Афанасия Фета неразрывно связан с именем Марии Лазич — девушки, в которую поэт когда-то был влюблен, но разорвал с избранницей отношения ради более выгодного в финансовом отношении. .

Анализ стихотворения Асадова «Я могу тебя очень ждать…» Имя Эдуарда Асадова хорошо известно поклонникам современной поэзии. Этот автор вошел в историю литературы как тонкий и глубинный лирик, умеющий понимать людей и чувствовать их настроения, проживать за них жизни. .

Анализ стихотворения Рубцова «Посвящение другу» Свою последнюю осень поэт Николай Рубцов провел на Алтае, где, по воспоминаниям друзей, очень много и плодотворно работал. Поэт словно бы хотел успеть написать как можно больше стихов, так как. .

Анализ стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ. » Есенина С. А «Шаганэ ты моя, Шаганэ. » «Шаганэ ты моя, Шаганэ. » — одно из наиболее поэтичных стихотворений из цикла «Персидские мотивы». Этот цикл был написан во время поездок С. А. Есенина в Грузию. .

Анализ стихотворения Тютчева «Как нас ни угнетай разлука…» Роман Федора Тютчева и Елены Денисьевой длился без малого 14 лет. Возлюбленная поэта скоропостижно скончалась от чахотки в 1864 году, оставив на попечении Тютчева троих детей, из которых выжил только. .

Анализ стихотворения Фета «Если ты любишь, как я, бесконечно…» До самой смерти Афанасий Фет хранил свою сердечную тайну, укоряя себя за то, что отверг любовь женщины, которая могла сделать его по-настоящему счастливым. Вскоре после расставания с Марией Лазич возлюбленная. .

Анализ поэмы «Анна Снегина» Есенина С. А Рассказом возницы об этой «войне» и начинается поэма. Сергей Есенин не столько слушает рассказ, сколько вглядывается в рассказчика. Ведь это тот самый коренной, работящий равнинный мужик, прижимистый, но хозяйственный, чей. .

Анализ стихотворения Тютчева «Я очи знал, — о, эти очи. » Федор Тютчев считается непревзойденным лириком русской литературы, который, как никто другой, умел передавать в своих стихах чувства и настроения. Многие его произведения посвящены природе, однако есть и отдельная страница творчества. .

Анализ стихотворения Блока «Когда-то гордый и надменный…» К 1910 году брак Александра Блока и Любови Менделеевой уже фактически распался. Поэт разочаровался в своей музе, которая, в свою очередь, платила супругу той же монетой. Супруги жиль своей жизнью. .

Анализ Стихотворения Лермонтова «Нищий» Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Нищий». Восприятие, толкование, оценка Стихотворение было написано М. Ю. Лермонтовым в 1830 го­ду. В основе этого стихотворения лежит реальное событие, заме­ченное поэтом: он увидел, как молодежь. .

Анализ стихотворения Пастернака «Ты так играла эту роль!» Не секрет, что Борис Пастернак воспринимал человеческую жизнь, как игру, в которой присутствует множество ролей. Время от времени каждый из нас примеряет на себе новый образ, наиболее полно соответствующий тому. .

Анализ стихотворения Бальмонта «Кинжальные слова « Отношение к революции у Константина Бальмонта было весьма противоречивым. Поэт предвосхищал ее и поначалу был убежден, что именно такое потрясение нужно современному обществу, которое погрязло во лжи, лицемерии и напускной. .

Анализ поэмы Есенина С. А. «Анна Снегина» Уже в самом названии есенинской поэмы «Анна Снегина» имеется намек на сюжетное сходство с романом «Евгений Онегин». Как и в пушкинском произведении, герои любовной истории встречаются с ней через годы. .

Анализ стихотворения Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени…» Символизм Константина Бальмонта очень часто окрашен в романтические тона. Даже о серьезных вещах этот поэт может говорить с определенной долей восторга и изысканности. Подобные тенденции проявляются в большинстве произведений этого. .

Чем мне близка поэзия Есенина? С. А. Есенин — великий поэт. Его поэзия безусловно трогает до глубины души тем, что она личная, и слова его подобраны так, что читателю, то есть мне, сразу понятно, как. .

Анализ стихотворения Бродского «Любовь» Одной из самых таинственных возлюбленных Иосифа Бродского считается художница Марина Басманова, которую поэт даже считал своей невестой. Однако судьба распорядилась так, что пара рассталась — Марина ушла к другу Бродского. .

Анализ стихотворения Гумилева «Когда, изнемогши от муки…» Брак Николая Гумилева и Анны Ахматовой был неудачным и непродолжительным. Пара прожила вместе 8 лет, в течение которых чувства этих двух людей друг к другу диаметрально менялись. Если в начале. .

Анализ стихотворения Лермонтова «Оправдание» Современники вспоминают, что Михаил Лермонтов обладал удивительной интуицией, а его стихи указывают на то, что он мог предвидеть будущее. Во всяком случае, в его творческом наследии достаточно много произведений, в. .

Трагическая философия поэмы Сергея Есенина Поэма Сергея Есенина «Черный человек» предельно остро выражает все то, что мучило его на протяжении многих лет — душевное противоречие, невозможность примириться с самим собой, понять себя. Его поэма является. .

Анализ стихотворения Храни меня, мой талисман Стихотворение А. С. Пушкина «Храни меня, мой талисман…» было написано в 1825 году и основано на событиях, имевших место в жизни поэта. Перед отъездом Пушкина в Михайловское княгиня Воронцова подарила. .

Анализ стихотворения Бунина «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…» После Октябрьской революции Россию покинули многие известные литераторы, среди которых оказался и Иван Бунин. Знаменитый русский поэт и писатель очень болезненно воспринял смену власти и начало гражданской войны, поэтому решил. .

Стихотворение С. А. Есенина «Отговорила роща золотая…» Поэтическое произведения С. А. Есенина отражают трагическое мироощущение начала XX века. Сложная социальная ситуация в России, неразбериха — все это создает впечатление перепутья, поиска чего-то нового, стремление к настоящему. Тематика. .

Читайте также:  Анализ стихотворения Табун Есенина
Ссылка на основную публикацию