Анализ стихотворения Небесный барабанщик Есенина

Анализ стихотворения Небесный барабанщик Есенина

Дата создания Есениным произведения “Небесный барабанщик” точно не известна. Исследователи, как правило, сходятся во мнении, что оно было создано в 1918-1919 годах.

Стих был посвящен литератору Старку. Также он был партийным журналистом и соредактором газеты, в которой выходили в свет Есенин. Маленькая поэма изобилует бунтарскими настроениями. Читатель ощущает что переживание автора за дальнейшую судьбу России абсолютно искренне. В произведении Есенин пользуется жизнеутверждающим романтическим пафосом, прибегает к гиперболическим образам, к ораторско-маршевому ритму. Лирическим героем в стихотворении открыто призывается к войне против сторонников царя и его режима. Он отчетливо осознаёт, что борьба забирает у людей множество сил, что это будет нелегко и понесёт за собой гибель многих людей. Всё же, несмотря на это он убежден в благоприятном исходе и верит что народ победит. Он считает, что революция дарует свободу абсолютно всем народам, которые живут в России.

Произведение Есенина констатирует братскую солидарность всех восставших против царя. Видно как в стихотворении стиль претерпевает изменения. Есенин осознает, что для того чтобы написать о новой стране, необходимым будет избавиться от старых литературных приемов.

Взгляд поэта Сергея Есенина на большевизм и большевиков постепенно менялся. Сперва он крайне положительно относился к большевикам, и даже сделал признание, что при революции полностью придерживался стороны Октября, пусть и понимал творящиеся события сквозь призму собственного мировоззрения, с позиций простого крестьянина.

Поэтом искренне считалось, что революционные тенденции смогут принести полную свободу от кабалы, непосильного гнёта богачей. Есенин считал, что Октябрь дарует волю обычным жителям деревни, подарит им полное изобилие, счастье, самостоятельность. Так, погружаясь в эти иллюзии, поэт прожил много лет. Позже до него дошло, что такие масштабные перемены в жизни его Родины стали для подавляющего большинства простых людей самым настоящим разгромом и разорением. Поэт Есенин с болью в сердце лицезрел, как ценная ему деревушка во всём отстает от городов, от нагрянувшей технической революции.

Вариант 2

У данного стихотворения нет точной даты написания, но предположительно это год великой революции (1918-1919). Поет сначала поддерживал революционный дух, перемены и власть коммунистов. Однако, вскоре Есенин изменил свое отношение на полностью противоположное. Поэт грезил о свободных крестьянах и всеобщем равенстве без рабского труда, к сожалению мечте не суждено было сбыться. Его очень печалило и растравливало то в каком плачевном состоянии находились русские деревни и крестьяне.

Позже он выехал за границу и был поражен тем, что полевые работы выполняют машины, что весьма подкосило его веру в нынешнюю власть еще с большей силой. Также он объявил себя яростным отступником власти и сильно разочаровался в коммунистических идеалах. Писал о том, что нет больше места ему и стихам в таком государстве. После окончания революции целые поля, деревни, усадьбы и участки земли оказались заброшенными, а крестьяне разорились. В попытках выжить, люди сбежали на новые места. Также причиной переезда послужило нехватка рабочих мест. Поет пишет о больших количествах невинных людей, которые пострадали от лап революции. Также о неоправданных надеждах и мечтах, ведь они рассыпались как карточный домик.

Стихотворение выполнено в не свойственной для Есенина стилистике и это весьма ощутимо. Строки пропитаны бунтарским духом патриотизма, а также искренним волнением за будущее своей страны. Здесь нет места чувственному романтизму и лирике, которые были так свойственны для поэта. Присутствуют, только строгие лозунги и призывы к лучшей жизни. Он писал о новом мире без ограничений, и о революции которая охватит другие государства.

Он мечтал о порядке, покорении новых вершин. Это заметно в строках:

Нам ли страшны полководцы
Белого стада горилл?
Взвихренной конницей рвётся
К новому берегу мир.

Верьте, победа за нами!
Новый берег недалёк.
Волны белыми когтями
Золотой скребут песок.

Учитывая не свойственную манеру исполнения, Есенин отлично передал дух тех времен. Это говорит о том, что революция охватила все слои населения. В том числе, затронула и поэтов серебряного века.

Также поэт хотел вступить в армию, однако его стихотворения сочли нескладными, а его самого – ярым индивидуалистом. Как показывает практика, таким в армии не рады, предпочитают полное повиновение, жесткую дисциплину. Есенин так и не вступил в ряды солдат и передумал быть настоящим коммунистом.

Анализ стихотворения Небесный барабанщик по плану

Небесный барабанщик

Возможно вам будет интересно

Произведение представляет собой выражение тревог и предчувствий, охвативших поэта, принявшего революцию, когда он смог на своем опыте почувствовать, что представляет собой новое общество, о котором мечтали идеалисты.

Произведение относится к ранней пейзажной лирике поэта, имеющей в своей основе авторские философские размышления, воплощенные в зарисовке природных событий, и является одним из хрестоматийных стихотворений поэта.

Как известно, Тютчев обладал удивительным даром описывать природу и явления, происходящие в ней. Он настолько владел словом, что невольно становишься свидетелем всего происходящего

Поздняя лирика Фета, которую принято причислять к любовной, все больше наполняется трагическими переживаниям, они глубоки, а автор пытается скрыть волнения души за обычными, возвышенными чувствами.

Стихотворение «Пчёлы» А.А. Фета написано в 1854 году, когда автору было 34 года. В то время он служил в гвардейском полку унтер-офицером.

Анализ Лирики Есенина

Лирика

Сильная сторона творчества Сергея Есенина — в лирическом изображении русской природы, любви к России, к родному краю:

О Русь — малиновое поле И синь, упавшая в реку, —

Люблю до радости и боли Твою озерную тоску.

Стихи Есенина, простые и искренние, говорят о колоссальной ценности всего живого на земле. Лиризм и нежность строк Есенина проникают прямо в сердце слушателя, читателя, трогают до слез, взывая к чему- то самому потаенному. Есенин говорил: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моем творчестве».

Лирика Есенина тесно связана с родной Рязанщиной. Из приокского села Константиново поэт уехал в юности, на родине бывал наездами. Разлука с родной землей и вызвала в сердце поэта строки, наполненные горячей любовью и тоской по земле, по крестьянской, деревенской Руси.

Мир народно-поэтических образов окружал его с первых дней жизни:

Родился я с песнями в травном одеяле.

Зори меня вешние в радугу свивали.

Вся красота родного края с годами вылилась в стихи, полные любви к России. С юных лет по деревенским рассказам и песням складывается в сознании Есенина образ России с ее раздольными и грустными песнями, светлой печалью и молодецкой удалью, бунтарским духом Стеньки Разина и кандальным звоном сибирских каторжников, церковным благовестом и тишиной села, девичьим смехом и слезами матерей, потерявших своих сыновей на войне.

Стихи ранних лет (1911-1912) убеждают, что уже в эту пору Есенин находит собственный путь в поэзии. Здесь и мотивы русской природы, и любовь к родному краю, и напевность стиха («В хате», «Край ты мой заброшенный…», «Черная, потом пропахшая выть…», «Топи да болота…»). У раннего Есенина один центральный, всеобъемлющий образ — Голубая Русь, этот романтический образ прекрасен («Гой ты, Русь моя родная…» (1914), «О верю, верю, счастье есть. » (1917)). Россия раннего периода стихов — смиренная, дремотная, дремучая, кроткая. Это православная Русь, наполненная малиновым звоном, благолепием, церквями и монастырями. Она описана поэтом тихими заревыми вечерами, в багрянце и золоте осени, в рябине, в необъятной сини небес.

Мысль о естественном, изначальном родстве человека и природы определяет поэтический мир Есенина. Человек — часть природы, кровно с ней связан. Образы русских людей-тружеников выписаны в ряде ранних стихов Есенина с сыновней заботой об их судьбе, часто такой неустроенной и безрадостной. У крестьян «заглушила засуха засевки, сохнет рожь, и не всходят овсы». Девочка-малютка просит со слезами «черствого хлеба кусок» у окна больших хором. «Старый дед, согнувши спину, чистит вытоптанный ток», а старуха-мать ждет сына с войны. Взор поэта замечает и сиротливые избы, и песчаную дорогу, по которой идут закованные в кандалы люди.

Революцию Есенин принял, но, как написал в своей автобиографии, «с крестьянским уклоном». Поэт провозглашает правоту восставшего народа (поэмы «Небесный барабанщик», «Иорданская голубица»). Боль и невзгоды крестьянской России, ее радости и надежды — все это у Есенина становится строфами: задушевными и светлыми, скорбными и гневными. Новый мир предстает в стихах Есенина как утопическая картина мужицкого рая на земле, романтического града. В поэме «Инония» (иная земля) Есенин рисует другой край, отличный от его родины. Это прекрасная страна завтрашнего дня:

Новый на кобыле Едет к миру Спас.

Наша вера — в силе,

Наша правда — в нас!

Но мечты о рае уже к 1920 г. рушатся. В поэме «Сорокоуст» Есенин пишет о неприятии города, противопоставляя паровозу то корову, то красногривого жеребенка: …милый, смешной дуралей,

Неужелъ он не знает, что живых коней Победила стальная конница?

Поэт отвергает город как воплощение железа, камня и холодного расчета («Город»).

Есенину жаль старую, деревенскую Русь. Ему кажется, что новое поколение не сможет так полюбить Россию, как он. В стихах этого периода чувствуется стремление преодолеть эту отчужденность от народа, который строит новую жизнь. Разумом он понимал, что по-старому жить невозможно, но душа не приемлет это новое.

Непонимание происходящего вызвало в душе Есенина кризис. Появляются стихи, в которых слышны мотивы одиночества, душевной усталости, трагической безысходности. Город давит своей громадой, отсутствием простора, суетливостью и лицемерием окружающих. Безысходная тоска начинает звучать в стихотворениях Есенина. В искусственном мире он ищет утешения в пьянстве и разгуле, стихийно протестуя и не понимая, чего хочет душа («Мне осталась одна забава…», «Я обманывать себя не стану…», «Я усталым таким еще не был…»).

После поездки за границу (1922-1923) Есенин все же убеждается в необходимости переустройства жизни, по-другому оценивает происходящее в России: Полевая Россия! Довольно Волочиться сохой по полям!

Нищету твою видеть больно И березам и тополям.

Я не знаю, что будет со мною…

Может, в новую жизнь не гожусь,

Но все же хочу я стальною Видеть бедную, нищую Русь.

В конце жизни поэт приходит к окончательному выводу, что новой России он совершенно не нужен, что он остался в стороне от своего народа. Поэту остается лишь с болью в сердце «как псаломщику, петь // Над родимой страной аллилуйя».

Небесный барабанщик

Примечания

Небесный барабанщик (с. 69).- Журн. «Красный офицер», Киев, 1919, № 3, , с. 9 (ст. 17-32); журн. «Всевобуч и спорт» (обл.: «Красный всевобуч. Октябрь»), М., 1919, № 1, с. 43; сб. «Конница бурь», М., 1920, , с. ; ОРиР.

Авторизованный список рукой неустановленного лица – в макете сб. «Вече», 1919 (РГАЛИ).

Печатается и датируется по наб. экз. (вырезка из ОРиР с пометой Есенина – «поставить после Инонии» и авторской датой: «1918»).

В.А.Вдовин назвал авторизованный список РГАЛИ (1919) «самым ранним текстом, которым мы располагаем» (сб. «Есенин и современность», М., 1975, с. 62). На этом основании было затем предложено датировать «Небесный барабанщик» 1919-м годом, поскольку в упомянутом списке поэмы есть строки: «Что нам плюющий иконами / / В волжскую синь Колчак?», а наступление последнего на Красную Армию началось 4 марта 1919 г. (Там же). Однако отождествление самого раннего из известных ныне текстов поэмы с ее первоначальным текстом в настоящее время нельзя провести на строго документальной основе – автографы произведения неизвестны. Поэтому предложение исследователя пока может приниматься во внимание лишь как одна из гипотез.

Об обстоятельствах, предшествовавших и сопутствовавших первой попытке опубликовать поэму, Г.Ф.Устинов вспоминал: «Пред тем, как написать „Небесного барабанщика“, Есенин несколько раз говорил о том, что он хочет войти в коммунистическую партию. И даже написал заявление, которое лежало у меня на столе несколько недель. Я понимал, что из Есенина, с его резкой индивидуальностью, чуждой какой бы то ни было дисциплины, никогда никакого партийца не выйдет. Да и ни к чему это было. Только немного позднее, когда Н.Л.Мещеряков написал на оригинале „Небесного барабанщика“, предназначавшегося мною для напечатания в „Правде“: „Нескладная чепуха. Не пойдет. Н.М.“,- Есенин окончательно бросил мысль о вступлении в партию. Его самолюбие было ранено. » (сб. «Памяти Есенина», М., 1926, с. 83-84). Косвенным подтверждением содержания рассказа Г.Ф.Устинова являются слова самого Есенина из очерка «Железный Миргород» (1923), в первопечатный текст не вошедшие: «. лишь бы поменьше было таких ценителей искусства, как Мещеряков. » (сб. «С.А.Есенин: Материалы к биографии», М., 1993, с. 300).

Откликов на поэму было немного. Рецензируя журнал «Всевобуч и спорт», В.И.Блюм отмечал, что в нем «литература пока представлена стихотворением С.Есенина – „Небесный барабанщик“, при всех неизбежных у Есенина коровах с их хвостами и пасхами с обедней и свечкой все же достаточно бодр и яростн . » (газ. «Вечерние известия Московского совета рабочих и красноармейских депутатов», М., 1919, 6 декабря, № 412; подпись: Тис).

По выходе первого сборника имажинистов «Конница бурь» С.Ф.Буданцев писал: «Сергей Есенин представлен маленькой поэмой „Небесный барабанщик“. Есенин – поэт с сильным лирическим дарованием. Только очень наивные критики могут всерьез принимать наигранный пафос, переходящий в крик, его поэм ,- эта неглубокомысленная и старая погудка (слегка на новый лад) вовсе не худшие строки из „Небесного барабанщика“» (журн. «Художественное слово», М., 1920 (на обл.: 1921), № 2, с. 63; подпись: С.Б.).

Таким «наивным» (по терминологии Буданцева) критиком оказался П.С.Коган: «Есенин – один из немногих поэтов, душа которого бушует пафосом наших дней, который радостно кричит: „Да здравствует революция на земле и на небесах“, жаждет битвы и знает, что враги всякого движения – это „белое стадо горилл“. Он чувствует бурную динамику революции, как редкие из наших поэтов. Но он по-своему протянул нити от крестьянской исконной воли к ее конечным целям (Кр. новь, 1922, № 3, май-июнь, с. 259; вырезка – Тетр. ГЛМ).

Старк Леонид Николаевич (1889-1937) – литератор, партийный журналист, в 1919 году соредактор газеты «Советская страна», где публиковался Есенин; позднее – на дипломатической работе.

Нынче с воды луну / / Лошади выпили.- Ср. с «Автобиографией» (1924): «Ночью луна при тихой погоде стоит стоймя в воде. Когда лошади пили, мне казалось, что они вот-вот выпьют луну, и радовался, когда она вместе с кругами отплывала от их ртов».

Небесный барабанщик.- Источник этого образа – скорее всего мифопоэтический: по одному из народных преданий, изложенному в «Поэтических воззрениях. », «доныне видят в облаках и тучах небесных воинов.

В среде этих ратников есть безголовый барабанщик; зашумит ли в лесу буря – это он стучит в свой громкий барабан» (Аф. III, 173).

Варианты

Авторизованный список (РГАЛИ):

Номер
строфы
Номер
варианта
Вариант
ПосвящениеПосвящаю Л.Н.Старку
10-12В высь прорывая мрак.
Что нам плюющий иконами
В волжскую синь Колчак?
15Красною птицей рвется
Между 48 и 49:
Лопарь завернет свои сети
И турок, закрывши Коран,
Зазубренный месяц с мечети
Сорвет на второй барабан.
Между 56 и 57:
И туркмена и голландца
Повенчал наш ураган.
Братья, братья, в наших ранцах
Души – бомбы в обезьян.

Журн. «Красный офицер», Киев, 1919, № 3, ; с. 9; журн. «Всевобуч и спорт», М., 1919, № 1, октябрь, с. 43:

Есенин большевик или антибольшевик?

Есенина одинаково любят, как коммунисты, так и антикоммунисты. Творчество Есенина не однородно: есть у него произведения, как за советскую власть, так и против нее.
С Есениным не все однозначно…
В самом деле, с одной стороны поэт некогда писал заявление с просьбой принять его в партию большевиков, а с другой, как вспоминает В.Ф. Ходасевич, «Пьяный Есенин. кричал на весь ресторан. «Бей коммунистов, спасай Россию». Так крыть большевиков, как это публично делал Есенин, не могло и в голову прийти никому в советской России».
Я не стану приводить воспоминания, я даже постараюсь как можно меньше рассуждать, я просто приведу отрывки из произведений поэта. Пусть читатель сам решит, кем был Есенин – большевиком или антибольшевиком.

Читайте также:  Анализ стихотворения Песнь о собаке Есенин 6 класс

Сойди, явись нам, красный конь!
Впрягись в земли оглобли.
Нам горьким стало молоко
Под этой ветхой кровлей.

Пролей, пролей нам над водой
Твое глухое ржанье
И колокольчиком-звездой
Холодное сиянье.

Мы радугу тебе – дугой,
Полярный круг – на сбрую.
О, вывези наш шар земной
На колею иную.
(“Пантократор”, 1919).

Листьями звезды льются
В реки на наших полях.
Да здравствует революция
На земле и на небесах! («Небесный барабанщик», 1918-19).

Небо – как колокол,
Месяц – язык,
Мать моя – родина,
Я – большевик. (“Иорданская голубица», 1918)

2. «Песнь о великом походе», 1924

Вот как пишет Есенин о белых:

Если крепче жмут,
То сильней орешь.
Мужику одно:
Не топтали б рожь.
А как пошла по ней
Тут рать Деникина –
В сотни верст легла
Прямо в никь она.
Над такой бедой
В стане белых ржут.
Валят сельский скот
И под водку жрут.
Мнут крестьянских жен,
Девок лапают.
«Так и надо вам,
Сиволапые!
Ты, мужик, прохвост!
Сволочь, бестия!
Отплати-кось нам
За поместия.»

Теперь – о красных:

Но сильней всего
Те встревожены,
Что ночьми не спят
В куртках кожаных,
Кто за бедный люд
Жить и сгибнуть рад,
Кто не хочет сдать
Вольный Питер-град.

Строки из стихотворения «Письмо к женщине» (1924):

Теперь года прошли.
Я в возрасте ином.
И чувствую и мыслю по-иному.
И говорю за праздничным вином:
Хвала и слава рулевому!

Строки из стихотворения «Стансы» (1924):

Я вижу все.
И ясно понимаю,
Что эра новая —
Не фунт изюму нам,
Что имя Ленина
Шумит, как ветр по краю,
Давая мыслям ход,
Как мельничным крылам.

Строки из «Баллады о двадцати шести» (1924):

Коммунизм –
Знамя всех свобод.
Ураганом вскипел
Народ.
На империю встали
В ряд
И крестьянин
И пролетариат.
Там, в России,
Дворянский бич
Был наш строгий отец
Ильич.

Строки из поэмы «Гуляй-поле»:

Монархия! Зловещий смрад!
Веками шли пиры за пиром,
И продал власть аристократ
Промышленникам и банкирам.
Народ стонал, и в эту жуть
Страна ждала кого-нибудь.
И он пришел.
Он мощным словом
Повел нас всех к истокам новым.
Он нам сказал: «Чтоб кончить муки,
Берите все в рабочьи руки.
Для вас спасенья больше нет –
Как ваша власть и ваш Совет».
И мы пошли под визг метели,
Куда глаза его глядели:
Пошли туда, где видел он
Освобожденье всех племен.
И вот он умер.
Плач досаден.
Не славят музы голос бед.
Из меднолающих громадин
Салют последний даден, даден.
ТОГО, КТО СПАС НАС, больше нет.

Строки из стихотворения «Ответ» (1924):

Но эта пакость –
Хладная планета!
Ее и Солнцем-Лениным
Пока не растопить!

Из данных отрывков видно, что Есенин явно симпатизирует Ленину.

Большевистская власть требовала от людей, живших в революционное время, чтобы они подчинялись законам этого времени. Такое мировоззрение четко определил поэт Э. Багрицкий. Говоря о революционном веке, в котором ему и Есенину довелось жить, он писал:

Но если он [век] скажет:
«Солги» – солги,
Но если он скажет:
«Убей» – убей.

Сергей Есенин с детства был воспитан на христианских, православных ценностях, поэтому проповедовал иное. В одном из юношеских писем своему другу Г. Панфилову Есенин говорил: «Да, Гриша, люби и жалей людей – и преступников, и подлецов, и лжецов, и страдальцев, и праведников: ты мог и можешь быть любым из них. Люби и угнетателей и не клейми позором, а обнаруживай лаской жизненные болезни людей».

1. Есенин против бесчеловечности

Не злодей я и не грабил лесом,
Не расстреливал несчастных по темницам,
Я всего лишь уличный повеса,
Улыбающийся встречным лицам, («Я обманывать себя не стану», 1922)

В 1919 г. в маленькой поэме «Кобыльи корабли» поэт, обращаясь к зверям, которые, по его мнению, стали лучше людей, говорит:

Никуда не пойду с людьми,
Лучше вместе издохнуть с вами,
Чем с любимой поднять земли
В сумасшедшего ближнего камень.

В этой же поэме есть и такие строки, говорящие об его отношении к революционерам:

Вёслами отрубленных рук
Вы гребётесь в страну грядущего.

В «Письме к женщине»(1924) поэт писал:

Не знали вы,
Что я в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь, что не пойму –
Куда несет нас рок событий.

Так и не сумев разобраться в событиях, поэт сам отстранил себя от них. Из того же «Письма»:

И я склонился над стаканом,
Чтоб, не страдая ни о ком,
Себя сгубить
В угаре пьяном.

Нравится ли Есенину то, что происходит? Скорее всего, нет:

Друзья! Друзья!
Какой раскол в стране,
Какая грусть в кипении веселом!
Знать, оттого так хочется и мне,
Задрав штаны,
Бежать за комсомолом. («Русь уходящая», 1924).

Есенин (впервые после своего зарубежного путешествия) провел несколько дней в родном селе.
Встреча поэта с деревней описана в его стихотворении «Возвращение на родину» (1924). Вот отрывок из этого произведения:

“Добро, мой внук,
Добро, что не узнал ты деда. ”
“Ах, дедушка, ужели это ты?”
И полилась печальная беседа
Слезами теплыми на пыльные цветы.
. . . . . . . . . . . . . . . . . .
“Тебе, пожалуй, скоро будет тридцать.
А мне уж девяносто.
Скоро в гроб.
Давно пора бы было воротиться”.
Он говорит, а сам все морщит лоб.
“Да. Время.
Ты не коммунист?”
“Нет. ”
“А сестры стали комсомолки.
Такая гадость! Просто удавись!
Вчера иконы выбросили с полки,
На церкви комиссар снял крест.
Теперь и богу негде помолиться.
Уж я хожу украдкой нынче в лес,
Молюсь осинам.
Может, пригодится.

Пойдем домой –
Ты все увидишь сам”.
И мы идем, топча межой кукольни.
Я улыбаюсь пашням и лесам,
А дед с тоской глядит на колокольню.

Есенин раскаивается в своих былых революционных настроениях, о чем пишет в стихотворении «Метель» (1924):

И первого
Меня повесить нужно,
Скрестив мне руки за спиной:
За то, что песней
Хриплой и недужной
Мешал я спать
Стране родной.

О «Капитале», чтимой большевиками книге, Есенин писал неоднократно, причем без особого уважения.

И вот сестра разводит,
Раскрыв, как Библию, пузатый «Капитал»,
О Марксе,
Энгельсе.
Ни при какой погоде
Я этих книг, конечно, не читал. («Возвращение на родину» 1924)

Вертитесь, милые!
Для вас обещан прок.
Я вам племянник,
Вы же мне все дяди.
Давай, Сергей,
За Маркса тихо сядем,
Понюхаем премудрость
Скучных строк. («Стансы», 1924).

И, самого себя
По шее гладя,
Я говорю:
«Настал наш срок,
Давай, Сергей,
За Маркса тихо сядем,
Чтоб разгадать
Премудрость скучных строк». («Стансы», 1924).

И скажет громко:
«Вот чудак!
Он в жизни
Буйствовал немало…
Но одолеть не мог никак
Пяти страниц
Из «Капитала». («Метель», 1924).

Земля, земля!
Ты не металл, –
Металл ведь
Не пускает почку.
Достаточно попасть
На строчку,
И вдруг –
Понятен «Капитал». («Весна», 1924).

3. «Страна негодяев».

В 1923 г. в письме А. Кусикову Сергей Александрович написал: «Перестаю понимать, к какой революции я принадлежал. Вижу только одно, что ни к февральской, ни к октябрьской. »
Отчего так – он объяснил в поэме «Страна негодяев»:

Банды! Банды!
По всей стране.
Куда не вглядись, куда не пойди ты —
Видишь, как в пространстве,
На конях
И без коней,
Скачут и идут закостенелые бандиты.
Это все такие же
Разуверившиеся, как я.

А когда-то, когда-то.
Веселым парнем,
До костей весь пропахший
Степной травой,
Я пришел в этот город с пустыми руками,
Но зато с полным сердцем
И не пустой головой.
Я верил. я горел.
Я шел с революцией,
Я думал, что братство не мечта и не сон,
Что все во единое море сольются —
Все сонмы народов,
И рас, и племен.

Пустая забава.
Одни разговоры!
Ну что же?
Ну что же мы взяли взамен?

Пришли те же жулики, те же воры
И вместе с революцией
Всех взяли в плен.

Это монолог Номаха. Номах – бандит. Совсем нетрудно догадаться, что под именем Номаха скрывается Нестор Махно.

Вот что Номах говорит о большевиках:

Все вы носите овечьи шкуры,
И мясник пасет для вас ножи.
Все вы стадо!
Стадо! Стадо!
Неужели ты не видишь? Не поймешь,
Что такого равенства не надо?
Ваше равенство – обман и ложь.
Старая гнусавая шарманка
Этот мир идейных дел и слов.
Для глупцов – хорошая приманка,
Подлецам – порядочный улов.

Вот другой отрывок:

У меня созревает мысль
О российском перевороте,
Лишь бы только мы крепко сошлись,
Как до этого в нашей работе.
Я не целюсь играть короля
И в правители тоже не лезу,
Но мне хочется погулять
И под порохом, и под железом.
Мне хочется вызвать тех,
Что на Марксе жиреют, как янки.
Мы посмотрим их храбрость и смех,
Когда двинутся наши танки.

Складывается впечатление, что Есенин на стороне Номаха и вкладывает в уста бандита свои собственные сокровенные мысли…

Совсем другим показан еврей-коммунист с говорящей фамилией Чекистов.

Вот что говорит Чекистов о русском народе:

Мать твою в эт-твою!
Ветер, как сумасшедший мельник,
Крутит жерновами облаков
День и ночь.
День и ночь.

А народ ваш сидит, бездельник,
И не хочет себе ж помочь.
Нет бездарней и лицемерней,
Чем ваш русский равнинный мужик!
Коль живет он в Рязанской губернии,
Так о Тульской не хочет тужить.
То ли дело Европа?
Там тебе не вот эти хаты,
Которым, как глупым курам,
Головы нужно давно под топор.

. Я гражданин из Веймара
И приехал сюда не как еврей,
А как обладающий даром
Укрощать дураков и зверей.

Я ругаюсь и буду упорно
Проклинать вас хоть тысячи лет,
Потому что.
Потому что хочу в уборную,
А уборных в России нет.
Странный и смешной вы народ!
Жили весь век свой нищими
И строили храмы Божие.
Да я б их давным-давно
Перестроил в места отхожие.
Ха-ха!
Что скажешь, Замарашкин?
Ну?
Или тебе обидно,
Что ругают твою страну?
Бедный! Бедный Замарашкин.

4. «Послание «евангелисту» Демьяну».

В апреле-мае 1925 г., когда в целых десяти номерах газеты «Правда» напечатали один из самых антихристианских опусов Демьяна Бедного – поэму «Новый завет без изъяна Евангелиста Демьяна», Есенин был единственным в то время поэтом, который открыто встал на защиту Христа, написав поэтическое «Послание «евангелисту» Демьяну».

Это произведение хочется привести целиком:

Я часто размышлял, за что его казнили,
За что Он жертвовал своею головой?
За то ль, что, враг суббот,
Он против всякой гнили
Отважно поднял голос свой?
За то ли, что в стране проконсула Пилата,
Где культом Кесаря полны и свет, и тень,
Он с кучкой рыбаков из местных деревень
За Кесарем признал лишь силу злата?
За то ль, что, разорвав на части лишь себя,
Он к горю каждого был милосерд и чуток
И всех благословлял, мучительно любя
И маленьких детей, и грязных проституток?
Не знаю я, Демьян, в “Евангелье” твоём
Я не нашёл правдивого ответа.
В нём много бойких слов,
Ох, как их много в нём,
Но слова нет, достойного поэта.
Я не из тех, кто признаёт попов,
Кто безотчётно верит в Бога,
Кто лоб свой расшибить готов,
Молясь у каждого церковного порога.
Я не люблю религию раба,
Покорного от века и до века,
И вера у меня в чудесное слаба —
Я верю в знание и силу человека.
Я знаю, что, стремясь по чудному пути,
Здесь, на земле, не расставаясь с телом,
Не мы, так кто-нибудь ведь должен же дойти
Воистину к божественным пределам.
И всё-таки, когда я в “Правде” прочитал
Неправду о Христе блудливого Демьяна,
Мне стыдно стало так, как будто я попал
В блевотину, изверженную спьяна.
Пусть Будда, Моисей, Конфуций и Христос —
Далёкий миф, мы это понимаем,
Но всё-таки нельзя, как годовалый пёс,
На всё и вся захлёбываться лаем.
Христос — сын плотника — когда-то был казнён,
(Пусть это миф), но всё ж, когда прохожий
Спросил его: “Кто ты?” — Ему ответил Он
“Сын человеческий”, а не сказал: “Сын Божий”.
Пусть миф Христос, пусть мифом был Сократ,
И не было Его в стране Пилата,
Так что ж, от этого и надобно подряд
Плевать на всё, что в человеке свято?
Ты испытал, Демьян, всего один арест,
И ты скулишь: “Ох, крест мне выпал лютый”!
А что ж, когда б тебе голгофский дали б крест
Иль чашу с едкою цикутой?
Хватило б у тебя величья до конца
В последний раз, по их примеру тоже,
Благословлять весь мир под тернием венца
И о бессмертии учить на смертном ложе?
Нет, ты, Демьян, Христа не оскорбил,
Ты не задел его своим пером нимало.
Разбойник был, Иуда был,
Тебя лишь только не хватало.
Ты сгустки крови у креста
Копнул ноздрёй, как толстый боров.
Ты только хрюкнул на Христа,
Ефим Лакеевич Придворов.
Но ты свершил двойной и тяжкий грех
Своим дешёвым балаганным вздором:
Ты оскорбил поэтов вольный цех
И малый свой талант покрыл большим позором.
Ведь там, за рубежом, прочтя твои “стихи”,
Небось злорадствуют российские кликуши:
“Ещё тарелочку Демьяновой ухи,
Соседушка, мой свет, пожалуйста, откушай!”
А русский мужичок, читая “Бедноту”,
Где образцовый блуд печатался дуплетом,
Ещё отчаянней потянется к Христу
И коммунистам мат пошлет при этом.

Мне кажется, комментировать это произведение не нужно: позиция Есенина ясна и без комментариев.

5. Пастушонок Петя

Есенин, несмотря на всю свою серьезность, имел неплохое чувство юмора. Подтверждением тому является такое произведение поэта как «СКАЗКА О ПАСТУШОНКЕ ПЕТЕ, ЕГО КОМИССАРСТВЕ И КОРОВЬЕМ ЦАРСТВЕ». В ней рассказывается о том, как пастушонок Петя становится комиссаром, однако, не справляется со своими обязанностями и снова идет работать пастухом. Сказка Есенина заканчивается следующими меткими строками:

Тяжело на свете
Быть для всех примером.
Будь ты лучше, Петя,
Раньше пионером.

Малышам в острастку,
В мокрый день осенний,
Написал ту сказку
Я — Сергей Есенин.

Написана сказка за два с половиной месяца до гибели поэта.

6. Противоречивость Есенина

Есенин искренне пытался разобраться в том, что происходит в стране:

Издатель славный! В этой книге
Я новым чувствам предаюсь,
Учусь постигнуть в каждом миге
Коммуной вздыбленную Русь. («Издатель славный! В этой книге…», 1924).

Есенин не желал быть изгоем в советском государстве:

Хочу я быть певцом
И гражданином,
Чтоб каждому,
Как гордость и пример,
Был настоящим,
А не сводным сыном
В великих штатах СССР. («Стансы», 1924).

И в то же время Есенин был недоволен большевиками.

Хотел поэт или нет, но нотки недовольства проникли и в его творчество:

Так грустно на земле,
Как будто бы в квартире,
В которой год не мыли, не мели.
Какую-то хреновину в сем мире
Большевики нарочно завели.
(«ЗАРЯ ВОСТОКА», 1924).

И хотя в этом произведении речь идет просто о советской редакции, чувствуется, что критика направлена также и на саму советскую власть.
Следует заметить, что Есенин не боялся открыто высказывать свое негативное мнение о политической литературе. Так на заседании пролетарских писателей в 1921 г. в Народном Комиссариате Просвещения поэт сказал: «Здесь говорили о литературе с марксистским подходом. Никакой другой литературы не допускается. Это уже три года! Три года вы пишете вашу марксистскую ерунду! Три года мы молчали! Сколько же еще вы будете затыкать нам глотку? И. кому нужен ваш марксистский подход? Может быть, завтра же ваш Маркс сдохнет. ».

Читайте также:  Анализ стихотворения Листья падают листья падают Есенина

Недаром Г. Иванов называл поэзию Есенина «противоядием против безбожия». Именно религиозность помогла Есенину сохранить человеческое лицо, не дала духовно деградировать….

Был ли Есенин большевиком или нет? Скорее нет.

Но в любом случае Есенин был патриотом своей родины, что подтверждают его замечательные строки:

Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть, –
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким “Русь”.

Лирический герой в произведениях Сергея Есенина как вариация экзистенциального познающего героя

Рубрика: Спецвыпуск

Дата публикации: 26.03.2016 2016-03-26

Статья просмотрена: 1971 раз

Библиографическое описание:

Ходалёва, М. А. Лирический герой в произведениях Сергея Есенина как вариация экзистенциального познающего героя / М. А. Ходалёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6.4 (110.4). — С. 45-48. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27274/ (дата обращения: 07.01.2021).

Экзистенциализм — направление в философии, развивавшееся в 20 веке, которое акцентировало внимание на бытии человека, иррациональности его образа жизни. В рамках экзистенциализма свое творчество развивали зарубежные писатели следующих стран: Германия, Франция, Дания. Каждый из авторов выделял в своих произведениях определённую типологию героев. Однако, наиболее встречающимися в зарубежных произведениях стали герои «познающие» и герои «самоотчуждающиеся». А развивались ли в русле экзистенциализма произведения русских писателей и поэтов? Попробуем разобраться в этом на примере стихотворений С. А. Есенина и его лирического героя.

Вся философская и художественная литература экзистенциализма как бы «вписывается» в определённую схему: «индивидуальность — цивилизованность». Под индивидуальностью понимается человек со своими индивидуальными качествами: способностями, характером, темпераментом. Под цивилизованностью — окружающая среда, в которой находится этот индивид, взаимодействует с ней.

Экзистенциальная тема в лирике Сергея Есенина и в теме «ухода» и «возвращения». Проблематика в данном философском направлении прежде всего связана с результатом кризиса души современного человека и в том числе целого поколения, переживающего те или иные важные жизненные утраты. Именно поэтому лирический есенинский герой связан с социальной ситуацией «ухода» и «возвращения», так как его сознание находится в дисгармонии с окружающей средой.

В данной статье хотелось бы рассмотреть глубже определённый тип экзистенциального лирического героя. Для этого мы выбрали тип «познающий герой», так как считаем данную типологию наиболее близкой лирическому герою в лирике Сергея Есенина.

«Познающий герой» — герой, способный делать выбор, менять обстоятельства [1].Проблематика в данном философском прочтении связана с результатом кризиса души современного человека, переживающего те или иные важные жизненные утраты. Именно поэтому лирический герой связан с социальной ситуацией «ухода» и «возвращения», так как его сознание находится в дисгармонии с окружающей средой. Однако, необходимо отметить, что данные мотивы имеют некие философские созвучия. С точки зрения экзистенциальной философии, «уход» — необходимый этап развития: только когда человек (герой) покидает родину, претерпевает все жизненные неурядицы, радости, он становится поистине тем, кем должен быть, происходит самопознание. Тем самым «уход» есть возвращение к началу через временное пространство, через потери и душевную боль.

Лирический герой Сергея Александровича Есенина осознает и понимает свой внутренний конфликт с реальным новым миром, так же как герой экзистенциального типа, характеризующийся не только тем, что он является субъектом кризиса современного мира, но ещё и того, что данный оказывается невольным свидетелем изменившейся жизни. Лирическое «Я» Есенина соответствует этому смоделированному типу философией экзистенциализма наивного, непосредственного сознания, не готового принять удары жизни и дары научно-технического прогресса:

Моя поэзия здесь больше не нужна,

Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен… [2, с. 147].

В своём творчестве Есенин смог отразить естественный быт, при котором лирический герой так же оставался олицетворением самого поэта. По складу внутреннего мира данный герой всегда оставался фундаментального склада, прочно обосновавшегося внутри социального общества [5,c. 15].

Однако, говоря об его постоянстве не стоит забывать о том, что, во-первых, Есенин очень любил женщин и разгульную жизнь; во-вторых, он был одним из поэтов революции, поскольку воспел революционную новь и признавал великую правоту исторического дела, которое совершали народные массы. «Всем существом в поэте» он готов был проставить социалистическую отчизну. Так и его лирический герой в стихотворениях, написанных во время революции, предстает перед пониманием читателя как познающий герой в рамках экзистенциализма.

Жизнь Сергея Есенина и его лирического героя во многом похожи. Поэт и его герой непредсказуемы. Их душевное и физическое состояние никогда не находятся в равновесии (гармонии). Следуя античной концепции здоровья, можно сказать, что человек должен быть умеренным во всём и всегда заботиться о самом себе. В жизни Есенина есть много примеров неумеренности и невнимания к своему физическому и психическому здоровью. По-видимому, это связано с тем, что поэт просто не мог найти спутницу жизни, найти близкого Другого.

За его 30 лет жизни он не обрел именно ту женщину, с которой он бы провёл всю свою жизнь. Постоянные влечения, желания, страсти не давали молодому Есенину определиться с женщиной. Данные искушения вынуждали заводить поэта случайные интимные связи. А каждый раз после расставания с той или иной женщиной Есенин впадал в глубокую депрессию, увлекался алкоголем, проводил жизнь в кутежах и забавах, чтобы хотя бы на миг забыться о своём горе. Хотя с психологической точки зрения, это и не правильно, ведь потеряв одно, нельзя находить утешение в другом.

О личной жизни поэта до сих пор складывают легенды. Одной из них является: «Однажды на встрече с другом поэт обмолвился о том, что за несколько лет у него было три тысячи связей с женщинами. Позже Есенин улыбнулся и сказал что пошутил, и связей у него было триста. Друг всё равно не поверил, поэт признался, что всего у него было тридцать женщин». Сколько на самом деле было женщин у великого русского поэта остаётся только догадываться. Известно только одно, что за всю его короткую жизнь он не нашёл счастья в личной жизни. А историки отмечают в его биографиях лишь несколько, по видимому, самых важных спутниц Есенина, которым он посвящал своё любовное творчество и в эмоциях лирического героя отражал свои безудержные чувства. Такими женщинами явились: Анна Изряднова, Зинаида Райх, Айседора Дунхай, Галина Бениславская, Августа Миклашевская, Софья Толстая. Безусловно, не со всеми женщинами поэт вёл себя не как настоящий мужчина, но дамы любили его и были готовы ради него на всё. Все свои эмоции(положительные и отрицательные) поэт отмечает в стихотворениях и поэмах [5,c. 54].

Так, стихотворение «Дорогая, сядем рядом…» [2,c. 138] было посвящено Августе Миклашевской. Лирический герой этого стихотворения является полным олицетворение самого Есенина. Так как стихотворение Есенин написал за два года до своей смерти, лирический герой в нем предстаёт перед читателем осмыслившим свою жизнь, уже созревшим, немолодым человеком. Лирическая героиня данного произведения является спасением для героя, потому что он понимает, что вся его жизнь уже давно разбита на осколки. Тогда у него появляется надежда начать жить заново, он ощущает внутренний подъем, его чувства снова возрождаются, но герой ещё не знает, что скоро его возлюбленная его безжалостно покинет.

Другим стихотворением Есенина из любовного цикла является «Письмо к женщине» [2, с. 167.], написанное первой своей жене Зинаиде Райх в 1924 году. Лирический герой данного стихотворения переживает размолвку со своей любимой женой. В лице возлюбленной героя выступает бывшая жена поэта. Безусловно, лирическая героиня любила героя, но с ним уже жизнь стала невыносимой. Об этом свидетельствуют строки:

Нам пора расстаться,

Что вас измучила

Моя шальная жизнь,

Что вам пора за дело приниматься

Катиться дальше вниз… [2, с. 167].

Лирический герой совершенно не задумывается о чувствах своей возлюбленной, не ценит её. Он проводит свои будни в кутежах и забавах, утешая и успокаивая тем самым свои душевные кризисы. А именно ему тяжело принять новообразования как внутренние так и внешние.

Но по прошествии какого-то времени взгляды лирического героя на жизнь постепенно меняются. Он прославляет «рулевого» в «Советской стране», сам готов «идти хоть до Ла-Манша». Стихотворение Сергея Есенина заканчивается тем, что лирически герой благословляет свою возлюбленную на дальнейшую счастливую жизнь, а сам он становится «яростным попутчиком» в «Советской стороне».

Таким образом, проходя через определённые временные границы, через испытания любовью, психология внутреннего мира лирического героя совершенствуется до неузнаваемости. В итоге герой жаждет новообразований в политике страны, в личной жизни, в быту. Тем самым герой проделывает путь от категории «самоотчуждающихся» героев к «познающим».

Другой категорией стихотворений в лирике А. С. Есенина является поэзия революции. Так, в данных стихотворениях, лирический герой — выступающий за новообразования в стране [7].

Первым откликом поэта на сражение самодержавия было стихотворение «Разбуди меня завтра рано…» [2,c. 67]. Лирический герой этого стихотворения представляет революцию в образе «дорого гостя», оставившего «след широких колёс на лугу», сверкающего золотой дугой и несущегося по просторам родимой страны:

На рассвете он завтра промчится,

Шапку-месяц пригнув под кустом,

И игриво взмахнёт кобылица

Над равниною красным хвостом. [2,c. 69].

Непосредственным откликом Есенина на Октябрьскую революцию была поэма «Преображение». Революция здесь — преображение всего сущего на земле, начало великого изобилия: «Зреет час преображенья», и он явится — «наш светлый гость». В образе «светлого гостя» совершенно явственны мифологические черты. Однако на этом поэт не остановился в художественном осмыслении революционной эпохи. Наряду с мифологическими поэмами возникает революционно-героическая лирика. В 1918 году поэт пишет стихотворение «Небесный барабанщик» [2,c. 52]. В этом стихотворении лирический герой, в лице самого Есенина, призывает борцов революции сплотиться против «беглого стада горилл», угрожающего социалистической Родине. Проникнуты чувством интернационализма высоким пафосом защиты революции, безудержное стремление к «новому берегу» жизни, «Небесный барабанщик» по праву занимает одно из видных мест в советской поэзии:

Солдаты, солдаты, солдаты –

Сверкающий бич над смерчом.

Кто хочет свободы и братства,

Тому умирать нипочем [2,c. 167].

Таким образом, поэзия революции играет большую роль во всей лирики Есенина. Безусловно, лирический герой стихотворений этого времени является «познающим», так как он выступает за новообразования в стране. Он обращается в стихотворениях к социуму и к обществу с призывом «За свержение самодержавия».

В конце своей статьи следует сделать вывод о том что:

1) Творчество С. А. Есенина развивалось в русле экзистенциализма и обращало своё внимание на внутреннюю философию души человека.

2) В любовной лирики поэта прослеживается так называемый переход от типа к типу лирического героя с точки зрения экзистенциализма: от самоотчуждающегося к познающему, как переход от молодого горячего хулигана к зрелому мужчине.

3) В революционной поэзии, в рассмотренных мною произведениях, лирический герой остаётся твёрд и непоколебим во взглядах на политику страны. Он призывает, бунтует, воюет и, в свою очередь, предводительствует в революции. Он является типичным познающим героем с точки зрения экзистенциализма.

4) Таким образом, из выделившихся со времён образования данного направления в философии типов (самоотчуждающийся и познающий), лирики С. А. Есенина свойственен образ познающего лирического героя, так как всё-таки в своих стихотворениях автор пытается изобразить изменения в бытие своего героя.

  1. Валеева Е. В. Психофизические основы художественного образа. Монография. Саров. 2009. — 219 с.
  2. Есенин С. А. Стихотворения и поэмы, Алма — Ата: Жазуши, 1977–390с.
  3. Лукичева И. А. Экзистенциальные проблемы в творчестве Г. Бёлля // Дис. канд. филол. Наук. — Н. Новгород, 2000. — 200 с.
  4. Фортунатова В. А., Валеева Е. В. Гуманитарная энергия современного образовательного процесса // Вопросы культурологи. 2013. № 11. — С. 15–19.
  5. Эвентов И. С. Сергей Есенин. Биография писателя. Пособие для учащихся.// Л.: Просвещение, 1978. — 128с.
  6. Юнг К. Г. Психологические типы // Пер. с нем. под общ. ред. В. В. Зеленского. Мн.: Попурри, 1998. — 656с.
  7. Пяткин С. Н. Поэтика «простого слова» в лирике С. А. Есенина 1924–25 гг. // Современное есениноведение. 2013. № 26. — С. 13–17.

«Небесный барабанщик» С. Есенин

Гей вы, рабы, рабы!
Брюхом к земле прилипли вы.
Нынче луну с воды
Лошади выпили.

Листьями звёзды льются
В реки на наших полях.
Да здравствует революция
На земле и на небесах!

Души бросаем бомбами,
Сеем пурговый свист.
Что нам слюна иконная
В наши ворота в высь?

Нам ли страшны полководцы
Белого стада горилл?
Взвихренной конницей рвётся
К новому берегу мир.

Если это солнце
В заговоре с ними, –
Мы его всей ратью
На штыках подымем.

Если этот месяц
Друг их чёрной силы, –
Мы его с лазури
Камнями в затылок.

Разметём все тучи,
Все дороги взмесим.
Бубенцом мы землю
К радуге привесим.

Ты звени, звени нам,
Мать земля сырая,
О полях и рощах
Голубого края.

Солдаты, солдаты, солдаты –
Сверкающий бич над смерчом.
Кто хочет свободы и братства,
Тому умирать нипочём.

Смыкайтесь же тесной стеною,
Кому ненавистен туман,
Тот солнце корявой рукою
Сорвёт на златой барабан.

Сорвёт и пойдёт по дорогам
Лить зов над озёрами сил –
На тени церквей и острогов,
На белое стадо горилл.

В том зове калмык и татарин
Почуют свой чаемый град,
И чёрное небо хвостами,
Хвостами коров вспламенят.

Верьте, победа за нами!
Новый берег недалёк.
Волны белыми когтями
Золотой скребут песок.

Скоро, скоро вал последний
Миллионом брызнет лун.
Сердце – свечка за обедней
Пасхе массы и коммун.

Ратью смуглой, ратью дружной
Мы идём сплотить весь мир.
Мы идём, и пылью вьюжной
Тает облако горилл.

Мы идём, а там, за чащей,
Сквозь белесость и туман
Наш небесный барабанщик
Лупит в солнце-барабан.

Дата создания: 1918 г.

Анализ стихотворения Есенина «Небесный барабанщик»

Отношение Есенина к власти большевиков со временем менялось. Изначально оно было сугубо положительным. Сергей Александрович признавался, что в 1917 году он находился на стороне Октября, хотя и воспринимал происходящие события по-своему, с крестьянским уклоном. Поэт искренне полагал – революция принесет освобождение из-под гнета богатеев простым деревенским жителям, приведет их к изобилию, счастью, финансовой состоятельности. Несколько лет пребывал Есенин в плену иллюзий. Затем он осознал, что глобальные изменения в жизни России обернулись для большинства крестьян разорением. Сергею Александровичу было больно смотреть, как дорогая его сердцу деревня по всем статьям проигрывает городу и наступлению технического прогресса. В 1920 году он написал «Сорокоуст», в котором с горечью рассказал о трагедии индустриализации. Квинтэссенция стихотворения – четыре строки из третьей части:
Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?

После поездки заграницу с супругой Айседорой Дункан Есенин вновь поменял взгляд на власть большевиков, объявив себя «в Советской стороне самым яростным попутчиком». Впрочем, долго восторг не продлился. В стихотворении 1924 года «Русь советская» Есенин подвел итог первых послереволюционных лет. С грустью он констатировал:
Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да, и, пожалуй, сам я здесь не нужен.

Читайте также:  Анализ стихотворения Руки милой пара лебедей Есенина

Затем следуют строки о принятии большевистской власти и обещание ей:
…Отдам всю душу октябрю и маю,
Но только лиры милой не отдам.

Точная дата написания «Небесного барабанщика» неизвестна. Как правило, литературоведы называют 1918 или 1919 год. Стихотворение посвящено Старку – литератору, партийному журналисту, соредактору газеты «Советская страна», в которой печатался Есенин. Небольшая поэма проникнута бунтарскими настроениями. В ней чувствуется искреннее волнение автора за дальнейшую судьбу Родины. Этим объясняется и использование гиперболических образов, и ораторски-маршевый ритм, и жизнеутверждающий романтический пафос. Лирический герой открыто призывает к борьбе против «белого стада горилл» – интервентов и приверженцев царского режима. Он прекрасно понимает, что война потребует максимального напряжения сил и обернется множеством жертв, но при этом убежден в положительном исходе: «Верьте, победа за нами!». По его мнению, революция принесет свободу всем народам, проживающим на территории бывшей Российской империи:
В том зове калмык и татарин
Почуют свой чаемый град…

В стихотворении констатируется братская солидарность восставших против царской власти. По тексту видно, как сильно изменился стиль Есенина. Поэт осознавал, что для описания жизни новой страны не подходят старые литературные приемы. В 1920 году в письме к Ширяевцу он советовал бросить «петь стилизационную клюевскую Русь с ее несуществующим Китежем и глупыми старухами».

Согласно воспоминаниям современников, перед созданием «Небесного барабанщика» Есенин несколько раз озвучивал свое желание вступить в ряды коммунистической партии. Поэт даже успел подать заявление, в течение нескольких недель остававшееся без ответа. Рассматривал его Устинов – хороший друг Сергея Александровича. Он прекрасно понимал, что поэту, обладающему «резкой индивидуальностью, чуждой какой бы то ни было дисциплины», не место в партии. Только после того, как член редколлегии газеты «Правда» Мещеряков назвал «Небесного барабанщика» нескладной чепухой, неподходящей для публикации, Есенин окончательно расхотел официально становиться коммунистом.

«Мы теперь уходим понемногу», анализ стихотворения Есенина

История создания

Есенин всегда искал душевные силы в обращении к природе, к тем местам, где он родился и вырос. Стихотворение «Мы теперь уходим понемногу» относится как раз к таким произведениям.
Оно было опубликовано примерно за год до трагической смерти поэта – в 1924 году. Тогда уже установилась советская власть, которую Есенин не мог и не хотел принять. Поэт ощущал обреченность, пребывал в тоске и депрессии, и все это очень сильно ощущается в тексте.

Кроме того, произведение родилось еще и как попытка переосмыслить и пережить боль, которую принесло автору известие о смерти его хорошего знакомого – поэта Ширявцева. Вот почему оно пронизано такими грустными, безнадежными нотками.



Тема стихотворения

В творении подняты вопросы жизни и смерти. К Есенину приходит понимание, как приятны его сердцу все события, которые ему довелось пережить. Об этом говорят строки:

  • «…он рад тому, что жил и дышал»;
  • «На этом свете я слишком любил…».

Сергей Александрович в смятении. Он с грустью вспоминает о былом отношении к прожитому: «Милые березовые чащи!». Смерть он описывает, как «страну, в которой царят тишь да благодать». Поэт сопоставляет ее с жизнью: «И на этой земле угрюмой». В то же время он не стыдится признаться, что ему страшно. Он боится, и это можно заметить в строках «знаю я, что не цветут там чащи», «оттого пред сонмом уходящих я всегда испытываю дрожь».

Свою смерть Есенин предсказал за много лет до трагического события, произошедшего в Ленинграде, в отеле «Англетер». Подтверждением тому служат грустные строки, пропитанные ощущением неизбежности происходящего, фатальной предопределенности. С лета 1923 года, когда к автору пришло понимание, что молодые годы пролетели, а в будущем уже вряд ли произойдет что-то интересное и самобытное, в произведениях поэта начали постоянно появляться строки о скорой гибели.

«Мы теперь уходим понемногу» Есенина — стихотворное произведение, наполненное духом безысходности и удрученности. Поэт дает понять, что готовится к уходу в иной мир. Его стихотворения проникнуты духом пессимизма. Душой он расстается с теми местами, которые ему милы, говоря, что не в силах скрывать грусть.

Не стоит забывать, что на написание произведения поэта также натолкнула неожиданная смерть драматурга Александра Ширявцева, скончавшегося в 37 лет от менингита. Он был лучшим другом Есенина. Смерть товарища стала для поэта трагедией. Выводы неутешительны.

Он тоже готовится уйти в мир иной. Это можно понять по строчке «Может быть, скоро и мне в дорогу».


Система образов

Автор рисует образы родной природы, которую он «слишком любит» и к которой привязан так сильно, что не хочет уходить в иной мир.

Он изображает пейзажи настолько четко и красиво, что читатель проникается этой горечью и понимает, почему лирический герой так боится смерти. Вся система образов работает на то, чтобы донести мысли автора человеку, который поймет стихотворение и почувствует то же самое.

Одновременно поэт пытается сообщить и еще одно важное послание. Нужно уметь жить, не растрачивая себя на мелочи. Жизнь прекрасна – это нужно ценить и понимать!

Лирическо-философский жанр, к которому можно отнести произведение, не позволяет точно определить, чем именно оно является. Стихотворение имеет плавное, напевное звучание, поэтому его можно назвать песней или балладой. Стихотворение состоит из семи строф, представленный четверостишиями (катрен). Оно написано пятистопным хореем. Рифма используется точная (пески — тоски, сложил – жил) и неточная (чащи — уходящим, свете – ветви). Способ рифмовки — перекрестный (АВАВ), то есть рифмуются первая и третья, вторая и четвертая строки.

Композиция

Композиция линейная.

Литературоведы делят стихотворение на четыре условные части.

  • Первая часть, и она же экспозиция, представляет собой некое вступление в тему.
  • Затем автор начинает вспоминать о том, что было и почему он любит этот мир. Эту часть, самую большую по объему, можно назвать завязкой и развитием действия. Он вспоминает о прекрасных видах русской природы, о своих думах и мыслях, о женщинах, которых целовал, так развивается тема произведения.
  • Затем наступает кульминация (третья смысловая часть), в которой лирический герой сообщает о своем страхе перед смертью.
  • Наконец, наступает развязка, в которой слышатся некие оптимистические нотки. Поэт говорит, почему он любит людей и жизнь в целом.

Вариант 2

«Мне кажется, я пишу стихи для самых близких», «настоящее искусство возникает там, где между читателем и автором образуется сердечное доверие к друг другу», по этим цитатам С. А. Есенина и М. Горького соответственно можно понять , что лирический герой Есенина – сам Есенин.

Все, что написано в его стихах имеет прямое отношение к нему самому: любовь, восхищение, напряженность, тревога, жалость, умиление, думы.

Ранняя лирика Есенина пропитана любовью к Родине. Детство в деревне на всю жизнь напоило сердце поэта крестьянской песней и крестьянским восприятием жизни:

«Зыбко пенились зори за рощей, Как холстины ползли облака, И туманно по быльнице тощей Меж кустов ворковала река.»

Здесь лирический герой с тихим восторгом вспоминает утренний пейзаж природы. Шум реки сравним с воркованием птиц, свет зари с пеной. Предметы и явления крестьянского быта Есенин воспринимает и передает метафорично и образно «…в хворосте белые веки луны», «…оловом светится лужная голь».

Близок сердцу Есенина кроме быта крестьян и пейзажей Родины, мир животных. Животных поэт любил и жалел: «дряхлая, выпали зубы, свиток годов на рогах» пишет так он о корове, у которой отняли «белоного телка» и «не дали матери сына». «И зверье, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове» это строка категорично выражает отношение поэта к животным.

В период первой мировой войны обостряется социальная позиция поэта. В чувствах героя все заметнее становится неприятие царского режима, отчужденность от монархического строя и горечь о погибающих напрасно на войне:

«Девушка рисует мертвых на поляне, На груди у мертвых – красные цветы. Нежный шелк выводит храброго героя, Тут герой отважный – принц ее души. Он лежит, сраженный, в жаркой схватке боя, И в узорах кровьи смяты камыши.»

Молодая девушка теряет любимого и поэт горюет об этом.

«Видят они поле – Это поле боя, Сына видит в поле – Павшего героя. На груди широкой Запеклася рана, Сжали руки знамя Вражеского стана.»

Сочувствует Есенин и матерям потерявших сыновей.

В период революции Сергей Александрович принимает всем сердцем октябрь и май. Восхваляет в поэме «Товарищ» образ рабочего. Пишет еще несколько произведений о народном революционном духе, о справедливости восстаний и беспощадности царской России: «Небесный барабанщик», поэма «Пугачев», и «Песнь о великом походе». Поэт отрекается от старых устоев и стремится к новому «сокройся, сгинь ты, племя смердящих снов и дум! На каменное темя несем мы звездный шум.» .Поэт ставит себя в один ряд с пролетариями, с восстающими против всякого закрепощения и эксплуатирования, готов делать шаг в будущее, в новый мир.

Послереволюционная политика линии НЭПа сначала ввергает поэта в отчаяние и смущение. В это время он возвращается в Константиново, в котором не был 8 лет, и там видит сильно изменившееся родное село. Поэту кажется, что он не на своем месте, что здесь он не нужен. Но немного погодя Есенин понимает, что это лишь начало новой жизни. Здесь Есенин становится лириком-философом и мыслит социальные и нравственные проблемы в отношениях деревни и города «уж не село, а вся земля им мать». Воспоминания о прошлом деревни будят в сердце поэта жажду обновления деревни:

«Мне теперь по душе иное И в чахоточном свете луны Через каменное и стальное Вижу мощь я родной страны.»

Смерть В. И. Ульянова воспринимается поэтом тяжело. Несколько часов проводит он в Колонном зале у гроба вождя. Зимой 1921-1922 Есенин задумывает поэму, в которой одним из главных лиц должен был быть Ленин. Есенин хочет написать о масштабности, простоте и человечности Ленина, «капитана, который открыл для мира, наконец, никем невиданную сушу». Так в поэме «Анна Снегина» есть афористичное высказывание:

«Скажи, Кто такое Ленин? Я тихо ответил: Он – вы.»

После, в 1922-1923 годах, сильное влияние на Есенина оказывает поездка за границу. В свободно дышащей Европе Есенин почти ничего не пишет, кроме писем. Там он задумывает пьесу «Страна негодяев» и пишет драматические строки «Москвы кабацкой».

По возвращении поэта охватывает страсть работать, создавать новое и 1924-1925 годы становятся годами, насыщенными творческой работой. Он сочиняет вдвое больше стихотворений нежели за 6 лет до этого. Есенин утверждает лирику в революционную эпоху, прокладывает путь молодой советской поэзии. Условные образы лирика воспринимались читателем, как выражение свежести чувств. Три цвета лирики Есенина постоянно фигурируют в его произведениях: «золотые далекие дали», «синий плат небес», «да, мне нравилась девушка белом, но теперь я люблю в голубом».

Лирический герой честен «я сердцем никогда не лгу» сам пишет о себе поэт.

Есенин ушел из жизни преждевременно, но уже в 20-30 е годы его традиции получили развитие в творчестве М. Исаковского, А. Прокофьева, П. Васильева и Б. Корнилова.

Другие сочинения: ← Отзыв о рассказе Срезал Шукшина↑ ДругиеО чем мечтают герои русской литературы? →

Средства художественной выразительности

Есенин мастерски пользовался огромным количеством средств художественной выразительности. В этом сравнительно большом произведении их тоже очень много.

  • Метафоры: «не звенит лебяжьей шеей рожь», «нив, златящихся во мгле».
  • Эпитеты: «бренные пожитки», «розовая водь» (одновременно слово «водь» еще и авторский окказионализм).
  • Есть риторические обращения: «Милые, березовые чащи! Ты, земля! И вы, равнин пески!».
  • Также автор использует иносказания, называя загробный мир не прямо, а завуалированно: «В ту страну, где тишь и благодать».

«Мы теперь уходим понемногу», анализ стихотворения Есенина

Проникнутое грустью прощания, философское стихотворение «Мы теперь уходим понемногу»

было создано Есениным после печального события — смерти поэта Александра Ширяевца. Два талантливых человека несколько лет не были лично знакомы: узнавали друг друга по стихам и письмам, встреча состоялась лишь в 1921 году. Дальнейшее личное общение и схожий образ мыслей не сделали Есенина и Ширяевца ближайшими друзьями, однако смерть последнего — внезапная, от скоротечной болезни — потрясла Сергея Александровича. Это потрясение заставило его иначе взглянуть на собственную жизнь и прожитые годы, в рукописи стихотворение, написанное на смерть Ширяевца, даже было озаглавлено: «Ровесникам». И настроение в нём — отстранённо-печальное, напоминающее светлую эпитафию, каковой, по сути, произведение и является.

Его жанр — лирическо-философский, при прочтении вслух стихотворение очень напоминает песню: пятистопный хорей

с безударными стопами в каждой строке рождает напевность, плавность звучания. Обращения-восклицания во второй строфе — также приём, более свойственный балладам, он усиливает эмоциональность строк. Многочисленные
анафоры
(
«много»
.
«счастлив»
.
«знаю я»
.
«оттого»
), будто бы рассыпанные во второй половине произведения, подчёркивают лирическое настроение, читая их, можно даже услышать перебор гитарных струн. Недаром эти строки пробовали переложить на музыку ещё при жизни поэта.

стихотворения выстроена также плавно: в первой строфе — слова вступления, намекающие читателю на то, какое именно событие вызвало к жизни эти строки.
«Мы теперь уходим понемногу»
— обобщающее местоимение равняет всех, и тех, кто уже покинул этот мир, и ныне живущих, так как все люди смертны.

Далее автор переходит к размышлениям о себе и своей любви к жизни. Вторая и третья строфы посвящены воспеванию красоты земли: эмоциональное обращение к неодушевлённым предметам в полной мере передаёт тоску, охватывающую поэта при мысли о прощании, и в конце второй строфы он прямо называет это чувство.

Размышление вслух, разговор с самим собой становится более откровенным и вдумчивым. Отчего так дорога жизнь? Отчего так тяжко прощание? Этих вопросов нет в стихотворении, но ответы даны во множестве. Быть счастливым просто потому, что «дышал и жил»

— редкий дар, но автору он был дан, несмотря на все тяжёлые периоды жизни. Перечисление вслух радостей (
«целовал женщин»
.
«валялся на траве»
.
«мял цветы»
) как будто заново открывает автору их прелесть, возвращает к себе самому — неиспорченному богемной жизнью и кутежами. И строчка, заключающая пятую строфу, своей простотой выбивающаяся из общего возвышенного настроения (
«никогда не бил по голове»
), подтверждает, что в этом стихотворении нет умствований и красивостей, что все слова идут от души, сразу — на бумагу…

От воспоминаний о простых радостях жизни автор снова возвращается к философствованию, пытаясь передать своё видение загробной жизни. Но он говорит не о том, что ждёт человека «в той стране»

. а сожалеет о том, чего не будет. Прекрасные
метафоры
(
«цветут чащи»
.
«златятся нивы»
.
«звенит лебяжьей шеей рожь»
) выражают ещё большую горечь от предстоящего прощания с миром, чем в начале стихотворения. В предпоследней строфе
композиция
замыкается в кольцо: вновь упоминается
«сонм уходящих»
и связанные с ним тоска и дрожь. В этих словах чувствуется обречённость, её накал достигает кульминации.

И последние четыре строки — будто бы вынесенные за скобки, своим настроением противоречащие грусти неизбежного прощания — «оттого и дороги мне люди, что живут на земле»

. Эти слова — гимн жизни, призыв любить её здесь и сейчас, пока не присоединишься к
«сонму уходящих»
. Последняя строфа — одновременно
кульминация
и финал, поднимающая читателя от тоски к светлой печали и после — к надежде жить полной жизнью, дорожа каждым мгновением.

Этот прощальный призыв делает всё стихотворение светлым, лишённым уныния, но при этом напоминающем о конечной черте бытия — как лучшая из возможных эпитафий.

Ссылка на основную публикацию