Анализ стихотворения О природе Есенина

«Мир природы в лирике »

Тема русской природы — неотъемлемая часть творчества любого русского писателя и поэта. Природа — это и мир приятных эмоций, и мир детских воспоминаний, и воплощение образа Родины, и предмет для размышления о вопросах бытия…

В творчестве любого мастера слова можно отыскать какие-то строки о природе, которые вдохновят нас и окрылят красотой. Для меня такими проникновенными стихами являются есенинские. В них оживает каждый листочек, каждая былинка!

Поэт любил свой родной край, и не только любил, но и знал, потому что характер и мироощущение поэта с самых ранних лет складывалось в тесном общении с природой. Природа — не только «колыбель», но и поэтическая «школа» Есенина. Она — душа его стихов, источник, питающий лирические чувства поэта. Поэтому так завораживающе звучат его строки:

С алым соком ягоды на коже,

Нежная, красивая была

На закат ты розовый похожа

И, как снег, лучиста и светла.

Природа в ранних стихах Есенина звенит птичьими трелями, загадочно шепчет листвой, шумит ливнями, оглушает громовыми раскатами. Его лирика наполнена сочными и необычными метафорами: «осень — рыжая кобыла», «яблоки зари», «небесное коромысло», «пряжа солнечных дней». Эти яркие характеристики природы трогательны и хрупки.

Есенинская природа — единый организм, целая вселенная, части которой неделимо связаны друг с другом. Одно явление природы изображается через другое: «Сыплет черемуха снегом», «Как метель, черемуха машет рукавом». «рыжий гусь», «всадник унылый», «желтый ворон кружит, вьется над землей», «злат бугор» — это все о месяце, который «жеребенком запрягался в наши сани». «Серебряный», «протяжен и глух», «овсяный» — а это о ветре, который треплет «под облачной кущей золотую дугу».

Почти во всех первых стихотворениях Есенина присутствуют религиозные образы, тесно переплетающиеся с естеством природы. Здесь мифологические сюжеты сочетаются с деталями крестьянского быта и красками природы: «благовест ветра», «закадили дымом», «в елях — крылья херувима», «под венком, в кольце иголок Мне мерещится Иисус», «взванивают в четки ивы — кроткие монашки», «под соломой — ризою выструги стропил».

Эти мотивы пришли в лирику Есенина, видимо, из слышанных им в детстве духовных песен и легенд, они являются выражением черт народного сознания. Очень часто автор использует прием передачи событий через восприятие ребенка. Он переносит читателей в свое детство, в родную Рязанскую область. Читатель начинает смотреть на мир, на всю его красоту глазами «желтоволосого ребенка».

Но растет поэт, и меняется его восприятие мира. В более поздних стихах природные образы становятся исповедью поэта. Природа впитывает «половодье чувств», умом и сердцем поэт стремился проникнуть в глубокие тайны:

Понятен мне земли глагол,

Но не стряхну я муку эту…

Есенин всегда ощущал себя частью этого мира, искал и находил общность и отклик в мире природы:

Подымайте вы, лунные лапы,

Мою грусть в небеса ведром.

Звуки, которыми наполнена Природа, Есенин пытается с точностью передать в своих поэтических произведениях: «Поёт зима — аукает, мохнатый лес баюкает стозвоном сосняка». Звенит не только сосняк, звенит и рожь: «в роще по березкам белый перезвон», «А у низеньких околиц звонко чахнут тополя».

Основные цвета есенинских пейзажей — синий, малиновый, золотой. Это цвета православной иконописи, от этого вся природная лирика поэта приобретает истинно русское, настоящее и такое близкое каждому сердцу содержание: «О, Русь, малиновое поле И синь, упавшая, а реку», «Золотою лягушкой луна…» и другие.

Одно из моих любимых стихотворений о природе у Есенина — «Спит ковыль». Начинается оно с яркого олицетворения — «спит ковыль». Ковыльные степи — богатство, достоинство средней полосы России. Волны колышущихся на ветру колосьев создают впечатление безбрежного моря, бесконечности. Такая она, страна лирического героя. Сейчас ковыль «спит», спокойствие и безмятежность опустились на землю, лишь насыщенный, терпкий аромат луговых трав щекочет ноздри.

Лирика Есенина многопланова и разнотемна. Но и в начале своего творческого пути, и позднее, когда «мечтатель сельский» превратился в «высококлассного поэта», он не перестал быть певцом деревни. В его творчестве почти нет городских пейзажей. Есенин до конца остался верен своему предназначению — проставлять крестьянскую, деревенскую, истинную Россию.

Есенин С. А. анализ стихов о природе, образ коня (Есенин С. А.)

Средь людей я дружбы не имею,

Я иному покорился царству.

(«Я обманывать себя не стану…»,

Может кому-то покажется странным, но для меня Сергей Есенин – один из самых загадочных и глубинных русских поэтов. С одной стороны, его стихи доступны и просты по форме, эмоционально окрашенные образы легко просматриваются. А с другой стороны, ты постоянно ловишь себя на мысли, что от тебя ускользает нечто важное, потаённое. Видимая поверхность стихотворения – лишь дверь, за которой скрыты иные миры. Как же открыть эту дверь? Есенин позаботился об этом.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Он оставил нам «Ключи Марии» и другие свои работы, раскрывающие суть его искусства. Он завещал нам свой любимый афоризм о семи коровах тощих, которые пожрали семь коров тучных. За простыми и обыденными словами спрятано нечто ценное и первозданное.

Попытаемся приоткрыть потаённую дверь и заглянуть в душу есенинской поэзии через один-единственный образ, который мне наиболее близок – через образ коня. Есенинский мир многолик и красочен – люди и птицы, деревья и цветы, небесные тела и явления природы, Россия («Рас-сея») как нечто целостное и живое. Но для меня особняком стоит тема взаимоотношений поэта с животными, в частности – с конём. Рассмотрим развитие этой темы в творчестве Есенина. А чтобы приблизиться к пониманию глубинности есенинской лирики, обратимся также к образу лошадей в русской живописи ХХ века и сравним несколько картин со стихами Сергея Александровича.

Образ коня как бы закольцовывает всё творчество Есенина – с него начинается ранняя лирика поэта и им же заканчивается. В первых сборниках (например, в «Голубени», 1916) этот конь спокойно бредёт:

Осенним холодом расцвечены надежды.

Бредёт мой конь, как тихая судьба…

Водою зыбкой стынет синь во взорах,

Бредёт мой конь, откинув удила.

В последних же стихах, предшествующих смерти поэта, это уже не конь, а мчащаяся вихрем тройка:

Всё укатилось под вихрем бойким

Вот на такой же бешеной тройке.

(«Снежная замять крутит бойко…», 1925)

Происходит смена ритмов в стихах – от спокойных и созерцательных в начале творческого пути к безоглядно мчащимся под откос перед трагической смертью поэта. Символический образ всего жизненного пути Есенина.

Сам поэт в своих теоретических обобщениях («Ключи Марии», др.) делит образы на «заставочные» (статичные), «корабельные» (динамичные, подвижные) и «ангелические» (как окно, прорубленное в «корабельном» образе). Ценнее всего для Есенина образы движущиеся. Необычайно выразительны явления или объекты неживой природы, переданные через образы животных:

Осень – рыжая кобыла чешет гриву.

Рыжий месяц жеребёнком

Запрягался в наши сани.

(«Нивы сжаты, рощи голы», 1917)

Часто поэзию Есенина сравнивают с живописью – так же она ярка и сочна по краскам. Но кто из русских художников сходен с ним по своим мироощущениям в изображении лошадей?

Рассмотрим картину Николая Михайловича Ромадина «В родных местах Есенина» (см. Приложение). Разлита синева небес и леса (сразу вспоминается есенинское: «Несказанное, синее, нежное..» или «Предрассветное. Синее. Раннее»), на переднем плане пасутся красивые лошади с жеребятами. Пасторальный пейзаж и на первый взгляд – вполне в есенинском духе. Но в том-то всё и дело, что только на первый взгляд. А ведь для Есенина это – «заставочный» образ, статичный, лишённый движения, а значит и дыхания жизни. Эта картина совсем не отображает внутренний мир поэта, который не был ни тихим, ни безмятежным, ни однозначным.

Совсем иное дело «Лошади» Павла Николаевича Филонова (см. Приложение). Для Филонова Вселенная существует как единый организм, поэтому для него нет разницы между зверем и человеком. Для него есть разница между «организмом» и «механизмом». Ему чуждо творчество кубофутуристов, поскольку он считает, что картины должны органически расти, как живые клетки, а не быть бездушными механизмами. В этом у Филонова и Есенина много общего. Есенин пишет о футуризме: «Повернув сосну кореньями вверх и посадив на сук ей ворону, он не сумел дать жизнь этой сосне без подставок» («Ключи Марии»). Есенин, как и Филонов, не приемлет никакого формализма в творчестве. У Филонова лошади предстают перед зрителем с ликами, подобными иконописным, своим пронзительным взглядом они проникают в самую глубь души. Лошади похожи на людей, а люди – на лошадей. Недаром поэт Велимир Хлебников написал о своём портрете кисти Филонова:

Я со стены письма Филонова

Смотрю, как конь усталый, до конца.

И много муки в лице у оного

В глазах у конского лица.

Такое же отношение к лошадям и другим домашним животным у Есенина. Это он выразил прежде всего в стихах «Кобыльи корабли» (1919), «Исповедь хулигана» (1920), «Сорокоуст» (1920). Поэт передаёт искренние чувства огромной благодарности и уважения:

Он готов нести хвост каждой лошади,

Как венчального платья шлейф.

В «Сорокоусте» Есенин нарисовал трогательный образ красногривого жеребёнка, который пытается обогнать «железного коня» – паровоз. Эта схватка неравная, индустриализация вовсю наступает на деревню:

Как в смирительную рубашку,

Мы природу берём в бетон.

(«Я усталым таким ещё не был…», 1923)

С горечью поэт констатирует:

И за тысячи пудов конской кожи и мяса

Покупают теперь паровоз.

Но оттого ещё ближе и роднее сердцу поэта братья его меньшие. Убегая от человеческого предательства, лицемерия, лжи, в животных он видит единственных друзей:

Никуда не пойду с людьми,

Лучше вместе издохнуть с вами…

Для них и ради них он поёт свои песни:

Буду петь, буду петь, буду петь!

Не обижу ни козы, ни зайца…

Даже свои стихи Есенин называет «звериными», и воспринимаются они как живые фантастические существа:

Звериных стихов моих грусть

Я кормил резедой и мятой.

Размышляя о феномене Есенина как одного из самых близких и в то же время глубинных поэтов, я склоняюсь к мнению, что он не просто воспевал мир природы, не просто ощущал себя частью природы. Дело в том, что он смотрел на мир не как обычный человек (то есть со стороны), а он смотрел на мир глазами природы. Если бы заря умела говорить или лошадь писала бы стихи – то они были бы именно такие, есенинские. Через Есенина сама природа дала нам своё чувствование, своё восприятие и себя, и человека. И это необыкновенное чудо. В этом и есть суть есенинской поэзии – лёгкой и глубинной одновременно, песенной, образной, – той, что, зацепив однажды твою душу, уж больше её не отпускает. У нас много в России гениальных поэтов. Но выразитель потаённой души самой природы – один.

Читайте также:  Анализ стихотворения Звезды Есенина

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id66313

Образ природы в лирике Сергея Есенина

Рубрика: 28. Филология и лингвистика

Дата публикации: 04.12.2019

Статья просмотрена: 604 раза

Библиографическое описание:

Пайзиев Б. Х., Половинкина Т. В. Образ природы в лирике Сергея Есенина [Текст] // Исследования молодых ученых: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г.). — Казань: Молодой ученый, 2019. — С. 96-98. — URL https://moluch.ru/conf/stud/archive/353/15486/ (дата обращения: 17.03.2020).

Сергей Есенин — один из выдающихся поэтов расцвета серебряного века. В его лирике присутствует много жизненных тем. Одной из ведущих тем творчества Есенина является тема русской природы.

В своей поэзии Есенин отражает деревенскую жизнь, где его глазами все оживает и преображается яркими тонами, которые имеют отличительную особенность в стихотворениях. Жизнь и творчество у Есенина были неразрывно связаны. Поэтому можно говорить о том, что в его произведениях есть автобиографичное начало. Таким образом, доверяя читателю свою душу, стихотворения поэта вызывали у почитателей его творчества сопереживание.

Выше было упомянуто, что жизнь в стихотворениях изображается в ярких тонах. Действительно, многокрасочная цветовая палитра играет важную роль в произведениях Есенина, особенно в ранней лирике, которая наполнена мечтами и иллюзиями, любованием и воспеванием природы.

Каждый цвет палитры художника Есенина несет в себе определенный смысл. К примеру, алый цвет, цвет роз используется автором при описании нежности и юности («Выткался на озере алый свет зари» [1, с. 28]), желтый — создание лирических героев («Про волнистую рожь при луне по кудрям ты моим догадайся» [1, с. 253]), цвет лазури, синий цвет, который чаще всех встречается в стихотворениях Есенина в качестве эпитета, символизирует Россию («Несказанное, синее, нежное…» [1, с. 215]), а малиновый цвет — звон колоколов или при необходимости придания пейзажу звучности («О Русь — малиновое поле…» [1, с. 83]).

Но нельзя прямо относить определенный цвет к тому или иному явлению. В зависимости от выбранного поэтом цвета, он может изобразить и душевное состояние лирического героя, его думы и переживания. Примером служат поздние стихотворения Есенина, в которых посредством мрачных красок прослеживаются обреченность и усталость.

Наиважнейшую роль в лирике Есенина занимает человек. Природа соотносится с крестьянами и деревенским бытом. По мнению Есенина, человек — неотъемлемая часть природы. Поэтому в лирике поэта мы видим много переплетений человека и природы, раскрытие образов человека через природу. В стихотворениях мы можем встретить калек, нищих и рекрутов, что добавляет некую грусть в общее повествование, но не омрачает его. Есенин хочет донести до читателя одну истину — крестьянская жизнь должна пребывать в полной гармонии с природой.

Живую природу поэт изображает, в том числе, и через образы животных. Стихотворения на данную тематику наполнены печалью и огромной любовью к братьям нашим меньшим. К примеру, стихотворение «Песнь о собаке» содержит следующие умилительные строки:

«До вечера она их ласкала,

И струился снежок подталый

Под теплым ее животом» [1, с. 145].

Связь с природой прослеживается и в стихотворениях, которые наполнены любовью к женщине. Образ женщины и образ природы образуют синтез прекрасного. Автор наделил явления природы женскими чертами.

Ярким примером являются образы Зимы, Метелицы, Вьюги и Весны в стихотворении «Поёт зима — аукает». Сам автор считал это произведение детским опытом, поэтому опубликовано оно было только спустя четыре года после написания.

В стихотворении прослеживается интерес поэта к удивительному миру природы. Лирический герой находится в зимней сказке. Волшебные персонажи, являясь тому подтверждением, также несут функцию надежд и грез.

В данном произведении прослеживается синтез женского образа с природой посредством образа Зимы, которая выступает в роли любящей матери, поющей колыбельную:

«Поет зима — аукает,

Мохнатый лес баюкает» [1, с. 17].

Второй женский образ, являющийся объектом синтеза — образ Метелицы. В стихотворении её образ можно соотнести с образом Снежной Королевы. Автор преподносит образ Метелицы читателю очень заманчивым, прекрасным, и в то же время, от нее веет холодом, который может в миг оттолкнуть и отпугнуть от себя:

«А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна» [1, с. 17].

Еще один синтезирующий образ — образ Вьюги, предстающий перед читателем как образ Злой Волшебницы. Она нисколько не щадит маленьких и беззащитных воробышков:

«А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней» [1, с. 17].

И в надежде на помощь и спасение, пташкам снится Красавица Весна, олицетворяющая доброе начало в стихотворении:

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица весна» [1, с. 18].

Несмотря на то, что все синтезирующие образы можно подразделить на добрых и злых, автор призывает читателей ценить и понимать красоту всей природы. Как поется в одном из кино-шлягеров на стихи Эльдара Рязанова:

«У природы нет плохой погоды!

Каждая погода — благодать…» [3].

Многие стихотворения Есенина наполнены раскрытием необычайного мира природы. Стихотворение «Черемуха» одно из таких. Центральный образ в произведении занимает образ Черемухи — синтезирующий образ природы, который предстает перед читателями в роли молодой и красивой девушки:

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила» [2, с. 98].

Здесь прослеживается и еще один образ — образ Весны. Только теперь она не снится, а наяву помогает обрести новый облик Черемухе.

Черемуха расцветает и от песен Ручья. Здесь наблюдается излюбленный прием Есенина — олицетворение. В образах Черемухи и Ручья прослеживается образ влюбленной пары:

«Ручей волной гремучею

Все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поет» [2, с. 98].

Таким образом, посредством центральных образов стихотворения, автор раскрывает всю красоту природы весной, которую можно соотнести и с расцветанием человеческой души.

Природа и её удивительный мир в лирике Есенина — это не статичные картины. Она будто оживает, все её явления мелодичны и сопровождаются звонкими мотивами. Сергей Александрович избрал путь изображения своей действительности. Поэтому, с взрослением, яркие краски сменялись тусклыми, а образы девушек — образами женщин и стариков. Таким образом, природа в лирике Есенина раскрывает не только глубины человеческой души, но и окружающую действительность.

  1. Есенин С. А. Полное собрание сочинений. В 7-ми томах. Том 1. Стихотворения. Подготовка текста и комментарии А. А. Козловского — М.: «Наука» — «Голос», 1995. — 672 с.
  2. Есенин С. А. Полное собрание сочинений. В 7-ми томах. Том 4. Издание 2-е. Стихотворения, не вошедшие в «Собрание стихотворений». Составитель, подготовка текста и комментарии С. П. Кошечкина, Н. Г. Юсова — М.: ИМЛИ РАН, 2004. — 544 с.
  3. Эльдар Рязанов: Стихи // Православный журнал ФОМА. URL: https://foma.ru/eldar-ryazanov-stihi.html (дата обращения: 25.11.2019).

Похожие статьи

Лирический герой и природа (на материале поэзии А.Ахматовой. )

Ключевые слова: природа, лирический герой, зима, снег, осень, разлука, скорбь.

Стихотворение, являясь изображением природы в конце осени и начале зимы, только

Поэтесса изящным рисунком создает образ зимы, находя в нем наслаждение и упоение.

Образ русской зимы в поэзии И. З. Сурикова | Статья в журнале.

В статье анализируется образ русской зимы в поэзии Ивана Сурикова. Все произведения об этом времени года — образцы пейзажной лирики, в которых присутствуют философские раздумья о смысле жизни, переплетенные с поэтическим «портретом» матушки-зимы.

Образ клена в поэзии С. А. Есенина | Статья в журнале.

Другими излюбленными образами природного мира поэта — липа, рябина, черемуха и др. Особое место в его лирике занимает образ клена.

Данное стихотворение представляет собой лирическую миниатюру с элементами пейзажа, включает размышления о себе и о своей жизни.

Образ ласточки в лирических произведениях первой половины.

Среди символических образов, связанных с миром природы, особо выделяется образ птицы.

В лирических произведениях первой половины XIX века образ ласточки довольно

В данной статье рассматривается образ осени в стихотворениях для младших школьников.

Образ тела в лирике Сергея Есенина | Статья в журнале.

Таким образом, образ телесности играет немаловажную роль в лирике Сергея Есенина. Образы тела наделены функциями, позволяющими лучше понять само стихотворение и внутреннее состояние автора. Это способствует созданию цельного художественного образа и.

Музыка природы в поэзии С.А. Есенина | Статья в журнале.

Музыкальные образы, переданные в числе других в есенинской лирике, характеризуют как личность самого автора, так и

С. А. Есенина по праву считают певцом родной земли. Образ Родины в его произведениях создаётся «из изумрудных трав, белой черемухи, яблоневого.

Функции запахообраза в лирике Шарля Бодлера | Молодой ученый

образ тела, черный человек, лирический герой, поэт, образ, запах, волос, часть тела, образ телесности, природа.

Лирический герой вроде спокоен, так как приход зимы констатирует очень спокойно. Образ холодной, заснеженной зимы у Ахматовой проходит как символ тоски.

поэт, лирический герой, образ поэта-изгнанника, стихотворение.

Ключевые слова: анималистические образы, поэзия С. А. Есенина, образ коня. Животный мир в поэзии С. А. Есенина представлен как живая, одушевлённая и разумная часть природы. Отдельную тему анималистического искусства составляет образ коня.

Н.А. Некрасов и Ф.И. Тютчев (история двух циклов)

Образ любимой женщины получает новое звучание и трактовку. Лирическая героиня предстает в поэтических циклах как подлинная героиня любви, отстаивающая право на личное чувство, на борьбу за него. Отношения героя и героини лирических циклов складываются по-разному.

Сквозные образы в лирике Ивана Бунина | Статья в журнале.

Библиографическое описание: Тлеубергенова Р. Р. Сквозные образы в лирике Ивана

Читайте также:  Анализ стихотворения Дед Есенина

Чтоб не быть голословными, мы определили ряд сквозных образов в стихотворениях Ивана Бунина.

Следует обратить внимание, что возлюбленные лирического героя не таят на него зла.

Стихи С. А. Есенина о природе

Автор: Guru · 15.04.2018

Сергей Есенин называл себя «последним поэтом деревни». Он вырос на лоне широкой русской природы. И любовь к русскому лесу, полям, рекам пронёс через всё своё творчество. В его стихах отразились красота и величие русского пейзажа, природа живая и одухотворённая. Он проявил себя настоящим живописцем.

Поёт зима – аукает

Данное стихотворение было написано совсем ещё юным поэтом, ему тогда было всего 15 лет. Одним из центральных образов произведения выступает зима, суровая и непокорная царица. Она подчиняет всю природу своей воле. Но есть в лирическом пространстве маленькие создания, готовые противостоять холодной госпоже. Это маленькие воробышки. Они прижались у окна и, согревая друг друга теплом, мирно спят, мечтая о весне. Несмотря на все усилия метели, мирный сон птичек безмятежен, ведь он наполнен счастьем предвкушения ожидания красавицы весны.

Автор рисует в своём произведении живые, яркие картины с помощью олицетворения. Так, и зима, и весна предстают перед нами живыми существами. А птиц мы можем соотнести с людьми, которые, мечтая о тепле, вместе стараются пережить холода. Читать текст стихотворения…

С добрым утром!

В стихотворении «С добрым утром!» Сергей Есенин описывает момент пробуждения природы от ночного сна. Всё произведение наполнено светом. Пейзаж, каждый его элемент, предстают в стихотворении живыми существами. Так, свет брезжит и «румянит сетку небосклона», берёзки улыбаются, крапива шепчет, а звёзды наоборот заснули.

Написано произведение хореем, который передаёт плавное, но стремительное пробуждение природы. Создавать атмосферу неумолимо наступающего утра помогает и перекрёстная рифма, которая создаёт восходящий темп. Всё в произведении живёт и дышит счастьем нового дня, именно поэтому финальная строчка выбивается по ритму. Автор делает акцент на том, что наступает доброе утро. Читать текст стихотворения…

Пороша

Умиротворённые картины русской зимы рисует Сергей Есенин в своём стихотворении «Пороша». Лирический герой едет по снежной русской дороге и наблюдает красоту зимы. Природа неподвижна и тиха. То, что перед ним настоящая природа, а не нарисованная картина, напоминает лишь крик ворон на лугу.

Ездок смотрит по сторонам и наблюдает, как причудливо зима окутала деревья, поля. Так, на снеговые шапки на сосне в воображении героя превращаются в косынку. И сама сосна не воспринимается читателями чем-то неживым. Вот она, русская старушка, матушка-сосна. В последнем катрене Есенин рисует картины русских просторов. Он использует такие эпитеты, как «бесконечная дорога», лента дороги убегает вдаль. Лирический герой наслаждается величием и спокойствием русской зимы. Читать текст стихотворения…

Берёза

Одним из самых чистых, мирных и светлых стихотворений о природе можно назвать «Берёзу» Сергея Есенина. В центре изображения сонная берёза. Лирический герой наблюдает за ней во время её зимнего сна. От неё веет умиротворённостью, уютом и теплом. С помощью трёхстопного хорея автор создаёт плавную мелодию стихотворения, которая погружает читателя в состояние мечтательного сновидения.

Сергей Есенин в своём произведении активно использует средства художественной выразительности для передачи живого образа берёзы и зимнего сна. Так, автор включает в канву произведения такие эпитеты, как «на пушистых ветках», «белая берёза», «снежною каймой», «золотой огонь снежинок». Мы можем встретить такие сравнения, как «принакрылась снегом точно серебром», метафоры «распустились кисти белой бахромой». Сергей Есенин в данном произведении выступает настоящим пейзажистом. Читать текст стихотворения…

Черёмуха

Стихотворение «Черёмуха» проникнуто счастьем и радостью наступления весны. Зима прошла, и природа начинает жить по-новому. Произведение начинается образом душистой черёмухи. Мы видим её в момент прекрасного расцвета. Она сияет и излучает счастье, и рядом с нею всё сияет. Так, зелень под черёмухой не простая, автор использует эпитет «пряная», она серебриться, превращается в волшебный ковёр у подножия проснувшейся красавицы.

Компанию черёмухе составляет резвый ручей, который сам только-только пробудился и готов петь о приходе весны всегда и везде. Сергей Есенин создаёт удивительную картину радости жизни и света. Читать текст стихотворения…

Своё стихотворение «Зима» Сергей Есенин посвятил одному из красивейших времён года. Поэт пишет о быстром приходе зимы. Он использует олицетворения «примчалася зима», «морозы затрещали и сковали». Зима, как настоящая хозяйка, быстро начала осваивать свои владения. Эту быстроту смены событий автор передаёт с помощью двустопного размера стиха – хорея и перекрёстной рифмовки. Так поэт показывает постоянное развитие и движение природных стихий.

В стихотворении большое количество глаголов, что также подчёркивает динамику произведения. Кроме того, Есенин подчёркивает единение людей и природы. Мальчишки благодарят зиму за её старания. Именно снежная царица укрыла поля снегом и устроила катки на реках и озёрах. Читать текст стихотворения…

Весенний вечер

Дар художника-пейзажиста у Есенина с большой силой проявился в стихотворении «Весенний вечер». Поэт рисует мгновения заката, когда и природа, и человек освобождаются от дневных тревог и уходят на покой. Именно поэтому мы видим и пастуха, возвращающегося с полей в избушку, и уход солнца.

На смену дневному светилу выплывает месяц, начинают зажигаться звёзды, соловей запевает ночную песню свою. Мир погружён в гармонию и некую сонную меланхолию. Данный пейзаж дарит лирическому герою покой. Ничто не тревожит природу. Ничто не может потревожить душу, погружённую в этот идеалистический мир. Читать текст стихотворения…

Тема и образ природы в лирике Сергея Есенина

Сергей Есенин, будучи человеком, рожденным в деревне, с большой нежностью и трепетом относился к родной природе. В его стихотворениях она не просто фон для основного действия. Природа выступает как самостоятельный лирический герой.

Природа у Есенина может отражать внутреннее состояние самого поэта. В стихотворении «Клен ты мой опавший. » поэт напрямую связывает себя с окружающим миром. Он обращается к клену, словно к давнему товарищу, рассказывает о своей жизни, делится проблемами. Есенин и сам себя сравнивает с кленом, но с молодым деревом, которое в самом расцвете жизненных сил.

В стихотворении «Черемуха душистая. » черемуха предстает в образе молодой девушки, которая к весне принарядилась и завила кудри. Здесь снова нет явного лирического героя. Читателю предлагается вместе с поэтом наблюдать за тем, как мир природы живет своей жизнью, которая так похожа на нашу. Вот стоит молодая девушка, ее кудри золотятся и переливаются на солнце, а рядом звенит ручей, который словно юноша играет и резвится под теплыми лучами, стряхивая с себя зимнее оцепенение. Еще сильнее мотив олицетворения проявляется в стихотворении «Нивы сжаты, рощи голы. ». В нем проселочная дорога спит и мечтает о зиме, а месяц сравнивается с рыжим жеребенком, который запрягается в сани.

Русская природа — источник неисчерпаемого вдохновения для Есенина. В стихотворении «Русь» он описывает бескрайние поля и леса, голубой купол неба над ними, деревянные хатки. Не обошлось здесь и без мистических мотивов. Ведь крестьянская природа для поэта наполнена мифами, легендами, преданиями. Это стихотворение написано в 1914 году, после начала Первой мировой войны. Есенин был далек от политики, но он смог показать, как природа реагирует на все происходящее. Словно предчувствуя беду сгущаются тучи, гремит гром, вокруг разносится карканье ворон. Это еще раз подтверждает, что крестьяне для Есенина живут в неразрывной связи с природой. Она реагирует на всеобщую беду и скорбит со всей Россией.

Очень часто у Есенина можно проследить сопоставление смены времен года с этапами человеческой жизни. Молодость для него — это весна, зеленая, яркая, свежая, непоседливая. А осень поэт сравнивает со старостью. Опадающие деревья устали, поля, с которых убрали весь урожай, тоже хотят поскорее отдохнуть под снежным одеялом. А зима — это смерть, вечный ледяной покой, холодная безжизненная равнина. Зима наступает неумолимо, но в то же время ее все ждут, потому что без смерти невозможно новое рождение весной.

2 вариант

Есенин писал о любви, себе и природе. Наверное, таковы основные векторы концентрации его поэтического внимания. При этом тема природы является основополагающей не только как содержательная часть и просто предмет, о котором следует сочинять, Сергей Александрович использует природу, как часть собственного мировоззрения и идеологии.

К примеру, в стихах близких к началу 20-х годов, когда он окончательно порвал с деревне, появляются образы разрушения природы и печали о природе. Поэт видит, как наступают новые времена, когда больше не будут простые руки собирать хлеба, теперь наступает эра комбайнов, период, когда жать будут железные кони и многое канет в Лету. Конечно, речь не просто об индустриализации, но об уходе старого уклада и с этим люди в каком-то смысле теряют часть собственной души.

Не сказать, чтобы Есенин был благосклонен к революции, он не вступал в открытые конфликты, но мог себе позволить откровенно высказываться и не подстраивать свою позицию под требования времени. Он видел смену эпохи комплексно, как тотальный переход и утрата природы в том смысле, в котором ее видел простой русский человек, в котором созидал природное пространство, являлась частью общего перехода, который совершала Россия. Если раньше и эти детали часто прослеживаются в есенинской лирике, природа была живой и насыщенной, то наступали времена узурпации и использования, обезличивания.

Безусловно, даже поверхностное наблюдение позволяет выделить основные ассоциативные ряды, которые использует поэт, работая с лирикой на тему природы: природа как храм, природные процессы как служба в храме, природа как живое существо, частое использование антропоморфных сравнений для различных феноменов, восприятие сходное пантеистическому или чем-то подобному, обращение к древней, вероятно, во многом языческой, коренной деревенской символики и верованиями, которые с течением эпох прочно интегрировались в православное мировидение, которое и давало ассоциацию природа – храм и вечное богослужение, которое совершается в мире, внешние выглядящее как природные процессы.

Все эти образы, водоем-купель или кадящие облака, ну и даже банальные купола небес, на мой взгляд, являются удивительно красивыми и нежными. Тот, для кого природа – храм не станет относиться к этому потребительски, как минимум, он высадит там красивый вишневый сад. Тем не менее, под завершение своего творчества образы русской природы уходят из лирики Есенина и, вероятно, по причине ухода самой природы, остаются метафоры и персидские мотивы, впрочем, тоже в основном метафорические.

Читайте также:  Анализ стихотворения Есенина Не жалею, не зову, не плачу...

Сочинение Тема природы в лирике Сергея Есенина

Тема природы описана всеми русскими писателями в любых жанрах произведений, будь-то стихи, поэма, рассказ или повесть.

Не исключением стал и Сергей Александрович Есенин. В его ранних произведениях широко раскрыта тема русской природы, ее живой образ, ее душа и красота. Она занимает одно из ключевых мест в его творчестве.

Есенинская природа сама по себе одушевлена, ее мотивы мелодичны и прекрасны.

Золотая и прелестная роща – «отговорила», береза-березонька, словно девица «принакрылась» снегом, тополи невольно шепчут, а вербы плачут.

Подобранный эпитет к образам довольно точен и тонко подмечен. Они способны воссоздать и воспроизвести живую картину перед читателем. И отнюдь автор никоем образом не старался приукрасить и использовать несвойственные природе аспекты. Наоборот природа описана в естественных красках, проста и незамысловата, именно та какая нас окружает.

Есенин пытается донести в нас умение замечать природу естественной и загадочной, любить ее такой, какая она есть, подмечая красоту русской природы родного края, даже в самых простых вещах.

Облака, плывущие по небу непременно похожи на кружевной ситец, но плывут они по родному небу над родной землей. Поля, засеянные хлебом пусть и не так урожайны, как хотелось бы, но все же они выращены в родном краю.

Есенин в своих произведениях чудесным образом объединяет образы людей, образы животных, растительный мир – здесь они воплощение единого целого, которое не может существовать друг без друга.

В строчках улавливается невероятная теплота и любовь которую испытывает поэт к природе своего края.

Также Есенин не обделяет своим вниманием и животных. Он разговаривает с ними, вступая в диалог, и животные отвечают ему взаимностью, даря теплоту и нежность. Так собака Качалова Джим предстает перед нами в образе былого друга и соратника. Эта дружеская беседа отдает теплотой двух приятелей, в разговорах на серьезные различные темы, такие как любовь, жизнь, дружба. Автор доверяет ему самые сокровенные мысли.

Единение с природой нераздельно. Он вместе с ней мечтает о будущем, вспоминает прошлое, радуется, грустит и плачет.

Есенин показывает, что человек та же часть природы, как любое другое существо. И чтобы быть ее частью необходимо быть и жить в мире и гармонии с природой, с окружающим миром, который также нуждается в помощи и заботе.

Лирическая поэзия Есенина призывает любить и ценить окружающую природу всему человечеству.

Образец 4

В творчестве каждого писателя образ природы имеет определенное значение. В лирике С. Есенина природа – это неотъемлемая часть жизни поэта, так как она помогает понять смысл существования. Мир природы в его сочинениях яркий, запоминающийся, реалистичный.

Рассматривая раннюю лирику поэта, можно говорить о том, что центральное место отводится в каждом стихе именно природным явлениям. В более поздних текстах человек становится главным образом. Привлекательно то, что в каждом его четверостишии есть упоминания о привычных всем животных, растениях, явлениях окружающего мира. Но в каждом из них Есенин видит необыкновенный источник радости. Зоря, реки, насекомые, луга также как и люди наделены разными чувствами, о которых читатель узнает благодаря олицетворениям – способностью страдать, грустить, радоваться.

Наиболее часто встречаются описания небесных явлений («Месяц рогом облако бодает», «Загорелась зорька красная», «Гляну в поле, гляну в небо…» и др.). Таким образом, Есенин передает свои переживания на фоне небесного свода, заставляя читателя беспрестанно восхищаться их участием в жизни человека.

Очень гармонично вплетаются в строки образы животных, растений, символизируя те или иные качества, сопровождая человека повсюду («Бредет мой конь», «На раздробленной ноге приковыляла», «Рву я по грядкам зардевшийся мак»). Каждая травинка, любой ручеек живут, дышат, принимают участие во всех эпизодах наравне с человеком, они отражают настроение Есенина (например, «Зашумели над затоном тростники» – фраза, в которой сосредоточена душевная тоска; «крапива…шепчет шаловливо» – слова, которые передают бодрость духа, хорошее начало дня поэта). В лирике Есенина природа соткана из богатой палитры красок, многообразия звуков, внутренним ритмом и музыкальностью.

Таким образом, любое обращение Есенина к образам природе – это диалог с ними. В этой беседе чувствуется взаимное уважение, защита и понимание друг друга. Каждый природный образ занимает достойное место в творчестве поэта, занимая место главного героя. Именно так проявляется искренняя любовь поэта как тонкого ценителя красоты природы к родному краю.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема и образ природы в лирике Сергея Есенина

Популярные сегодня темы

«Портрет Дориана Грея» написан величайшим английским и ирландским писателем Оскаром Уайльдом. Это его единственным роман, но он вызвал большой резонанс в обществе. Кто-то считал его чересчур откровенным

Жил малахитовых дел мастер Прокопьич, искусной работой славился. Но был он еже стар. И решил барин, что Прокопьичу пришла пора передать свое дело ученику. Велел барин приказчику найти смышленого мальца

Повесть «Капитанская дочка» по праву можно назвать вершиной творчества А.С. Пушкина. Историческая повесть поначалу задумывалась автором как документальное произведение. Но вскоре он понял, что хочет рассказать

Во время своей ссылки, Пушкин тщательно изучал историю становления Российской империи. Это и вдохновило писателя на написание произведение «Борис Годунов». Чтобы разобраться, в чем суть данного произведение

В свое время Максим Горький (он же Алексей Максимович Пешков) создал прекрасное произведение «Макар Чудра», которое стало его первым творением вышедшим печатью. Рассказ о молодом парнишке

С. А. Есенин. Тема родины и природы в лирике. Таблицы

С. А. Есенин

Тема родины и природы в лирике

1. Главная тема творчества С. А. Есенина – любовь к Родине

Поэт о своем отношении к теме Родины и природы

«Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине, Чувство Родины – основное в моем творчестве».

«Все мое творчество – о России, Россия – главная тема моих сти­хов. – Без этой темы я не был бы поэтом».

«Родина – это то, что просто и весомо, ясно; это то, что может устоять против любого урагана».

2. Стихи о Родине и природе

Стихи 1910-1914 гг.

Его содержание и художественные особенности

«Сыплет черемуха снегом» (1910 г.)

– свежесть и сила восприятия природного мира юным поэтом

– полноценное и многообразное принятие всего богатства природы.

Примеры метафор и эпитетов:

– «сыплет черемуха снегом;

– «никнут шелковые травы»;

– «Ой вы, луга и дубравы, – Я одурманен весной!»

«Край любимый! Сердцу снятся. » (1914 г.)

В стихотворении поэт одухотворяет природу, сливается с ней, вживается в ее мир, говорит ее языком.

– «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных» (риторическое обращение);

– «гарь в небесном коромысле» – (эпитеты и метафоры).

Характерной особенностью этого периода является то, что вместе с природой прославляются патриархальные и религиозные начала в жизни дореволюционной России.

Его содержание и художественные особенности

«Гой ты, Русь моя родная!» (1914 г.)

Обращается ко всей стране, но задерживает внимание читателя на хатах, где «в ризах образа», на низеньких околицах, на «коротком спасе» в дере­венских церквах. Поэт разворачивает панораму деревенской жизни: заму­ченные работой женщины, мужики, бегают босоногие ребятишки. Среди этой обстановки приятно слышать «звонкий, как сережки», девичий смех, видеть на лугах «веселый пляс», чувствовать бесконечность просторов: «Не видать конца и края – только синь сосет глаза».

«Край ты мой забро­шенный. » (1914 г.)

В строчках стихотворения звучит грусть о запущенности родных мест, о пустыре, некошеном сене. В то же время поэт присоединяет к столь скорбным чувствам свою лирическую восторженность.

«Запели тесаные дроги» (1916 г.)

В стихотворении возникают редкие и скорбные часовни на дороге и поминальные кресты, а с другой – поэтичнейший «молитвословный ковыль», звенящий в родных степях в унисон поющим тесаным дро­гам. И вот из этого противоречия выплескивается признание:

О Русь, малиновое поле,

И синь, упавшая в реку,

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

«Я снова здесь в се­мье родной» (1915 г.)

В стихотворении поэт любуется «кудрявым сумраком» и волнуется «вечерней грустью», а свой край трогательно называет «задумчивым и нежным».

«О верю, верю сча­стье есть» (1917 г.)

В стихотворении мы слышим шум и ропот «буйных вод», видим, как «заря молитвенником красным пророчит благостную весть». Каждая строфа окольцовывается одинаковыми строчками, а внутри пятисти­ший звенит «златая Русь», волнуется «неуемный ветер». Поэт верит в возможность счастья для своего народа. Он зовет Русь «взмахнуть крылами», чтобы «отправиться в неизведанный дальний полет».

Стихи последних лет жизни поэта

Его содержание и художественные особенности

«Русь советская» (1924 г.)

Стихотворение показывают сложное отношение автора к произо­шедшим на его родине переменам. С одной стороны поэт учится постигать «е каждом миге Коммуной вздыбленную Русь», а с дру­гой – «душа спросонок хрипло пела, не понимая праздник наш». Грустна радость дальнейшего существования. В своей родной де­ревне поэт ощущает себя «пилигримом угрюмым Бог весть с какой далекой стороны». Новый свет другого поколения не греет.

Ах, родина! Какой я стал смешной.

На щеки впалые летит сухой румянец.

Язык сограждан стал мне как чужой.

В своей стране я словно иностранец.

«Возвращение на ро­дину» (1924 г.)

Жизнь не дает покоя и умиротворения. Она ежечасно несет на родную землю неумолимые перемены. Надвигается страшный железный гость, обдает стужей «хладная планета», укрепляются новые, подчас странные нравы, «в дому большие недостатки», гибнет старая деревня, «теперь богу негде помолиться».

«Письмо к матери» (1924 г.)

Есенин сливает образ матери с Отчизной, и оттого переживания близости к ней обостряются необычайно. Поэт надеется на свое об­новление, возрождение, на свое активное участие в новой жизни.

«Неуютная жидкая пунность» (1925 г.)

В стихотворении «поэт начинает мечтать о «каменной» и «стальной» Отчизне:

Через каменное и стальное Вижу мощь я родной страны. А потому он, хотя и с грустью, прощается с полевой Россией и ее лачугами, сохой и песней тележных колес.

Ссылка на основную публикацию