Анализ стихотворения О Русь взмахни крылами Есенина

Анализ стихотворения О Русь взмахни крылами Есенина

Произведение выражает мысли и ощущения, охватившие поэта во время Февральской революции. В стихотворении ощущение свободы и оптимистический взгляд в будущее переплетается с мыслями о поэтическом творчестве.

Уже с первых строк создается ощущение легкости и устремленности к лучшему. Призыв взмахнуть крыльями и взлететь, можно истолковать именно в таком ключе.

Иная степь в сочетании с иными именами также указывают на стремление, охватившее в то время и поэта и остальную Россию, отречься от прошлого и кардинально изменить жизнь. Есенин прямым текстом призывает прекратить воспевать и славить ушедшее. Он говорит о стремлении отогнать прежние мысли и идеи, которым не место в новом мире.

Есенин желает продолжения движения вперед, развития революции. Об этом свидетельствует динамика, присутствующая в нем. Он, вместе с другими поэтами и писателями движется к новому. Оно уже видно, встает перед глазами, но цель, все же, не достигнута. Есенин, говоря о то длине дороги и долгом пути, показывает, что все это его не пугает, призывая проникнуться теми же настроениями.

В стихотворении видно крестьянское мировосприятие Есенина, которое обусловлено не столько его происхождением, сколько образом мыслей. Движение к светлому будущему проходить не просто по тропе или долине. Он со своими соратниками идет между коров. Сельскохозяйственные животные далее не упоминаются, вероятно, поэт просто видел Россию крестьянской, каковой она и была в тот момент по большей части.

Вместе с Есениным идут и его предшественники и современники – литераторы, которых он именует братьями. Это и поэт девятнадцатого века Алексей Кольцов, который видится автору предшественником, и Николай Клюев, работавший с автором стихотворения в одном направлении, а также писатель Алексей Чапыгин.

Несмотря на хорошие отношения с Клюевым, Есенин в данном стихотворении как бы продолжает с ним спор. Упоминая религиозность Клюева, он подчеркивает свой веселый, разбойный характер и спор с «тайной бога». Свободу здесь он ставит выше принципов Клюева.

Заканчивает произведение поэт на очень оптимистической ноте, восклицая, что Русь уже приготовилась взлететь.

Анализ 2

Для того чтобы понять не совсем полезную для России суть революционных преобразований 1917 года Есенину потребовалось немного времени. 1920-е годы он проявлял себя аполитичным либо довольно откровенно высмеивал новый порядок смены икон на изображения вождя пролетариата, а библии на Капитал.

Тем не менее, сами события 1917 года довольно бурно захлестнули поэта, на тот период невероятно популярного, практически в самом расцвете. Поэтому его стали звать на митинги, где он активно участвовал. Также Есенин и сам проявлял поддержку революции поначалу и писал такие произведения как О Русь взмахни крылами, где видел только пользу от революции, возможность для народа смыть с себя гнет власти и преобразиться в нечто новое и более ценное.

Начав с перемен, которые охватили страну, Есенин в этом произведении продолжает рассмотрением поэтов, которые воспевали труд на земле и простых тружеников. Стоит сказать, стихотворение было посвящено Клюеву – поэту, который работал в «деревенской» тематике наряду с Есениным. Также в стихотворении он говорит о Кольцове и самом Клюеве, его скитаниях и творческом пути, который был связан с глубокой религиозностью Николая Алексеевича.

Эти литературные реверансы приводят автора к своей собственной персоне, он рассматривает себя как кудрявого и веселого, идущего в ряду других новокрестьянских поэтов, которые сумеют распространить свое творчество по всей новой Руси. Такие надежды Есенин также связывает с отмеченными ранее переменами, он видит в этом созвучие и возможность в новой «воспрявшей» Руси вершить новое и более ценное творчество. Остается только взмахнуть крылами и тогда «немая крепь» станет чем-то действительно звучащим, ценным и настоящим.

Отжившие времена поэт называет гнилью и нытьем, которого хватит к этому времени, от которого следует отказаться ради звездного шума, который несут с собой поэты новой эпохи. Есенин стремится объединиться в едином порыве со всеми остальными людьми страны, со всеми классами, которые стремятся отринуть смердящие думы и сны. Подобный восторг позволяет действительно поверить во вдохновение поэта, который считал произошедшее в 1917 году каким-то особенным событием способным из загнивающей и смердящей страны сделать нечто идеальное, хотя также этот восторг позволяет понять вполне банальный факт о некоторой узколобости Есенина, которую он иногда мог проявлять, в связи с конъюнктурностью некоторых взглядов, личных интересов или чего-то подобного.

Анализ стихотворения О Русь взмахни крылами по плану

О Русь взмахни крылами

Возможно вам будет интересно

Лермонтов знал множество языков, но никогда не переводил иностранные произведения, по мнению поэта у него было достаточно своих размышлений и образов, он не хотел заимствовать их у иностранных писателей. Но всё же 1841 году он сделал несколько переводов

Стихотворение под названием «Буря», написанное Некрасовым, полностью раскрывает автора, как человека достаточно романтичного и целеустремленного. Складывается впечатление

Произведение было сочинено в 1844 году и не имеет отдельного названия. Названием считается главная строка рукописи. Главной мыслью творения считается канун весны.

Стихотворение Юность относится к ранним есенинским произведениям и как подобает всякому молодому юноше, Есенин активно влюблялся в собственных сверстниц. В частности есть даже довольно точные сведения

Тематика бренности человеческого существования является одной из наиболее универсальных для лирики. Не трудно представить причину, ведь, людям свойственно осознавать конечность своего

«О Русь, взмахни крылами…» С. Есенин

О Русь, взмахни крылами,
Поставь иную крепь!
С иными именами
Встает иная степь.

По голубой долине,
Меж телок и коров,
Идет в златой ряднине
Твой Алексей Кольцов.

В руках – краюха хлеба,
Уста – вишневый сок.
И вызвездило небо
Пастушеский рожок.

За ним, с снегов и ветра,
Из монастырских врат,
Идет, одетый светом,
Его середний брат.

От Вытегры до Шуи
Он избраздил весь край
И выбрал кличку – Клюев,
Смиренный Миколай.

Монашьи мудр и ласков,
Он весь в резьбе молвы,
И тихо сходит пасха
С бескудрой головы.

А там, за взгорьем смолым,
Иду, тропу тая,
Кудрявый и веселый,
Такой разбойный я.

Долга, крута дорога,
Несчетны склоны гор;
Но даже с тайной бога
Веду я тайно спор.

Сшибаю камнем месяц
И на немую дрожь
Бросаю, в небо свесясь,
Из голенища нож.

За мной незримым роем
Идет кольцо других,
И далеко по селам
Звенит их бойкий стих.

Из трав мы вяжем книги,
Слова трясем с двух пол.
И сродник наш, Чапыгин,
Певуч, как снег и дол.

Сокройся, сгинь ты, племя
Смердящих снов и дум!
На каменное темя
Несем мы звездный шум.

Довольно гнить и ноять,
И славить взлетом гнусь –
Уж смыла, стерла деготь
Воспрянувшая Русь.

Уж повела крылами
Ее немая крепь!
С иными именами
Встает иная степь.

Дата создания: 1917 г.

Анализ стихотворения Есенина «О Русь, взмахни крылами…»

Есенин с восторгом принял февральскую революцию, считая ее началом возрождения родной страны и освобождения простого народа из-под многовекового гнета. Следствием этого стал необыкновенный творческий подъем. В течение нескольких месяцев после смены власти в Российской империи он много писал, с удовольствием выступал на митингах. Мысли и чувства, владевшие Сергеем Александровичем весной и летом 1917 года, нашли отражение в стихотворении «О, Русь, взмахни крылами…». Во втором сборнике писательской группировки «Скифы» произведение публиковалось под заглавием «Николаю Клюеву». Кроме того, текст предварял эпиграф, представлявший собой измененные строки из стихотворения Лермонтова «Графине Ростопчиной». Впоследствии и то, и другое было убрано, что связано с ухудшением отношений между Есениным и Клюевым.

В первых строках стихотворения лирический герой отмечает кардинальные изменения, произошедшие в его родной стране. Следующие строфы посвящены новокрестьянской поэзии. Сначала упоминается Алексей Васильевич Кольцов (1809-1842). В рассматриваемом тексте он предстает в качестве предтечи вышеназванного литературного направления. Затем речь идет о Николае Алексеевиче Клюеве (1884-1937), именуемом средним братом Кольцова. В произведении используются некоторые факты из его биографии. Говорится о родине поэта – он появился на свет в глухой северной деревеньке. Несколько строк посвящены скитаниям Клюева, избороздившего весь край от «Вытегры до Шуи». Не обошел вниманием Есенин и религиозность Николая Алексеевича, которого Блок считал символом загадочной народной веры. Следующий поэт, фигурирующий в стихотворении «О, Русь, взмахни крылами…», – сам Сергей Александрович. Себя он называет кудрявым, веселым, разбойным. По словам лирического героя, образ которого практически сливается с образом Есенина, за ним «незримым роем идет кольцо других». Творчество новокрестьянских поэтов, по его мнению, звучит по всей Руси, добираясь до самых отдаленных сел. После этого упоминается еще один писатель – Алексей Павлович Чапыгин (1870-1937), наиболее известный по повести «Белый скит».

В финале стихотворения Есенин вновь возвращается к произошедшим в стране переменам, приветствуя их и называя Русь «воспрявшей». И если в самом начале поэт призывает родину взмахнуть крылами, то в конце констатирует:
Уж повела крылами
Ее немая крепь!

Сергей Есенин — О Русь, взмахни крылами

О Русь, взмахни крылами,
Поставь иную крепь!
С иными именами
№ 4 Встает иная степь.

По голубой долине,
Меж телок и коров,
Идет в златой ряднине
№ 8 Твой Алексей Кольцов.

В руках — краюха хлеба,
Уста — вишневый сок.
И вызвездило небо
№ 12 Пастушеский рожок.

За ним, с снегов и ветра,
Из монастырских врат,
Идет, одетый светом,
№ 16 Его середний брат.

От Вытегры до Шуи
Он избродил весь край
И выбрал кличку — Клюев,
№ 20 Смиренный Миколай.

Монашьи мудр и ласков,
Он весь в резьбе молвы,
И тихо сходит пасха
№ 24 С бескудрой головы.

А там, за взгорьем смолым,
Иду, тропу тая,
Кудрявый и веселый,
№ 28 Такой разбойный я.

Долга, крута дорога,
Несчетны склоны гор;
Но даже с тайной бога
№ 32 Веду я тайно спор.

Сшибаю камнем месяц
И на немую дрожь
Бросаю, в небо свесясь,
№ 36 Из голенища нож.

За мной незримым роем
Идет кольцо других,
И далеко по селам
№ 40 Звенит их бойкий стих.

Из трав мы вяжем книги,
Слова трясем с двух пол.
И сродник наш, Чапыгин,
№ 44 Певуч, как снег и дол.

Сокройся, сгинь ты, племя
Смердящих снов и дум!
На каменное темя
№ 48 Несем мы звездный шум.

Довольно гнить и ноять,
И славить взлетом гнусь —
Уж смыла, стерла деготь
№ 52 Воспрянувшая Русь.

Уж повела крылами
Ее немая крепь!
С иными именами
№ 56 Встает иная степь.

O Rus, vzmakhni krylami,
Postav inuyu krep!
S inymi imenami
Vstayet inaya step.

Po goluboy doline,
Mezh telok i korov,
Idet v zlatoy ryadnine
Tvoy Aleksey Koltsov.

V rukakh — krayukha khleba,
Usta — vishnevy sok.
I vyzvezdilo nebo
Pastushesky rozhok.

Za nim, s snegov i vetra,
Iz monastyrskikh vrat,
Idet, odety svetom,
Yego seredny brat.

Ot Vytegry do Shui
On izbrodil ves kray
I vybral klichku — Klyuyev,
Smirenny Mikolay.

Monashyi mudr i laskov,
On ves v rezbe molvy,
I tikho skhodit paskha
S beskudroy golovy.

A tam, za vzgoryem smolym,
Idu, tropu taya,
Kudryavy i vesely,
Takoy razboyny ya.

Dolga, kruta doroga,
Neschetny sklony gor;
No dazhe s taynoy boga
Vedu ya tayno spor.

Sshibayu kamnem mesyats
I na nemuyu drozh
Brosayu, v nebo svesyas,
Iz golenishcha nozh.

Za mnoy nezrimym royem
Idet koltso drugikh,
I daleko po selam
Zvenit ikh boyky stikh.

Iz trav my vyazhem knigi,
Slova tryasem s dvukh pol.
I srodnik nash, Chapygin,
Pevuch, kak sneg i dol.

Sokroysya, sgin ty, plemya
Smerdyashchikh snov i dum!
Na kamennoye temya
Nesem my zvezdny shum.

Dovolno gnit i noyat,
I slavit vzletom gnus —
Uzh smyla, sterla degot
Vospryanuvshaya Rus.

Uzh povela krylami
Yee nemaya krep!
S inymi imenami
Vstayet inaya step.

J Hecm, dpvf[yb rhskfvb,
Gjcnfdm bye/ rhtgm!
C bysvb bvtyfvb
Dcnftn byfz cntgm/

Gj ujke,jq ljkbyt,
Vt; ntkjr b rjhjd,
Bltn d pkfnjq hzlybyt
Ndjq Fktrctq Rjkmwjd/

D herf[ — rhf/[f [kt,f,
Ecnf — dbiytdsq cjr/
B dspdtplbkj yt,j
Gfcneitcrbq hj;jr/

Pf ybv, c cytujd b dtnhf,
Bp vjyfcnshcrb[ dhfn,
Bltn, jltnsq cdtnjv,
Tuj cthtlybq ,hfn/

Jn Dsntuhs lj Ieb
Jy bp,hjlbk dtcm rhfq
B ds,hfk rkbxre — Rk/td,
Cvbhtyysq Vbrjkfq/

Vjyfimb velh b kfcrjd,
Jy dtcm d htpm,t vjkds,
B nb[j c[jlbn gfc[f
C ,tcrelhjq ujkjds/

F nfv, pf dpujhmtv cvjksv,
Ble, nhjge nfz,
Relhzdsq b dtctksq,
Nfrjq hfp,jqysq z/

Ljkuf, rhenf ljhjuf,
Ytcxtnys crkjys ujh;
Yj lf;t c nfqyjq ,juf
Dtle z nfqyj cgjh/

Cib,f/ rfvytv vtczw
B yf ytve/ lhj;m
,hjcf/, d yt,j cdtczcm,
Bp ujktybof yj;/

Pf vyjq ytphbvsv hjtv
Bltn rjkmwj lheub[,
B lfktrj gj ctkfv
Pdtybn b[ ,jqrbq cnb[/

Bp nhfd vs dz;tv rybub,
Ckjdf nhzctv c lde[ gjk/
B chjlybr yfi, Xfgsuby,
Gtdex, rfr cytu b ljk/

Cjrhjqcz, cubym ns, gktvz
Cvthlzob[ cyjd b lev!
Yf rfvtyyjt ntvz
Ytctv vs pdtplysq iev/

Ljdjkmyj uybnm b yjznm,
B ckfdbnm dpktnjv uyecm —
E; cvskf, cnthkf ltujnm
Djcghzyedifz Hecm/

Читайте также:  Анализ стихотворения Персидские мотивы Есенина

E; gjdtkf rhskfvb
Tt ytvfz rhtgm!
C bysvb bvtyfvb
Dcnftn byfz cntgm/

Анализ стихотворения Есенина О русь взмахни крылами

Произведение выражает мысли и ощущения, охватившие поэта во время Февральской революции. В стихотворении ощущение свободы и оптимистический взгляд в будущее переплетается с мыслями о поэтическом творчестве.

Уже с первых строк создается ощущение легкости и устремленности к лучшему. Призыв взмахнуть крыльями и взлететь, можно истолковать именно в таком ключе.

Иная степь в сочетании с иными именами также указывают на стремление, охватившее в то время и поэта и остальную Россию, отречься от прошлого и кардинально изменить жизнь. Есенин прямым текстом призывает прекратить воспевать и славить ушедшее. Он говорит о стремлении отогнать прежние мысли и идеи, которым не место в новом мире.

Есенин желает продолжения движения вперед, развития революции. Об этом свидетельствует динамика, присутствующая в нем. Он, вместе с другими поэтами и писателями движется к новому. Оно уже видно, встает перед глазами, но цель, все же, не достигнута. Есенин, говоря о то длине дороги и долгом пути, показывает, что все это его не пугает, призывая проникнуться теми же настроениями.

В стихотворении видно крестьянское мировосприятие Есенина, которое обусловлено не столько его происхождением, сколько образом мыслей. Движение к светлому будущему проходить не просто по тропе или долине. Он со своими соратниками идет между коров. Сельскохозяйственные животные далее не упоминаются, вероятно, поэт просто видел Россию крестьянской, каковой она и была в тот момент по большей части.

Вместе с Есениным идут и его предшественники и современники – литераторы, которых он именует братьями. Это и поэт девятнадцатого века Алексей Кольцов, который видится автору предшественником, и Николай Клюев, работавший с автором стихотворения в одном направлении, а также писатель Алексей Чапыгин.

Несмотря на хорошие отношения с Клюевым, Есенин в данном стихотворении как бы продолжает с ним спор. Упоминая религиозность Клюева, он подчеркивает свой веселый, разбойный характер и спор с «тайной бога». Свободу здесь он ставит выше принципов Клюева.

Заканчивает произведение поэт на очень оптимистической ноте, восклицая, что Русь уже приготовилась взлететь.

«О Русь! Взмахни крылами. » (По лирике С.А. Есе-нина.)

Эта тема, пожалуй, подходит С.Есенину более чем какому-нибудь другому поэту. Есенин воспел Русь с огромной любовью и преданностью человека, выросшего среди русской природы. Все свое детство и юность провел он в крестьянской среде, среди деревенских песен, сказаний. Все то, что для других является фольклором, этносом, для Есенина — простой человеческий быт. Язык народа, крестьян для Есенина — его родной язык. Конечно же, любовь его к России, к родному селу выразилась во всех написанных стихах, которые часто называют песнями. Певучесть — это характерная черта поэзии Есенина. Это опять же отголосок его детства, наполненного колыбельными, частушками, сочиненными народом. Часто темы его произведений тоже перекликаются с народными мотивами:

Ты поила коня из горстей в поводу, Отражаясь, березы ломались в пруду. Я смотрел из окошка на синий платок,

Кудри черные змейно трепал ветерок. Но главной темой всегда остается сама Русь. Говорит ли поэт о любви, о грусти или предается воспоминаниям, всегда его образы отображают все исконно русское, потому что и сам Есенин — частичка Руси. Он целиком и полностью принадлежит ей:

Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» — Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою».

В основном в своей поэзии Есенин воспевает красоту Руси, ее величие. Но не забывает и о тяготах народных, в которых жил сам. Тяжелый крестьянский труд, неурожаи, разбойники, затаившиеся в лесах, постоянная бедность и многое другое доставляло немало тягот и лишений крестьянам.

Потонула деревня в ухабинах, Заслонили избенки леса. Только видно, на кочках и впадинах, Как синеют кругом небеса.

Наступившая революция увлекла поэта. Всей своей русской душой поверил он в светлое будущее и в справедливость, которая обязательно наступит. Под впечатлением революции в его поэзии появляются новые решительные оттенки. Стихотворение «Иония» своим слогом чем-то перекликается с поэзией Маяковского, который также был вдохновлен революцией. И так же недолго, как и Есенин. Но вначале это была сильная вера в то, что Русь «взмахнет крылами», надежда на избавление крестьян от их тяжкой доли. Мощно и уверенно утверждает Есенин свою веру в победу народной власти:

Я сегодня рукой упругою Готов повернуть весь мир. Грозовой расплескались вьюгою От плечей моих восемь крыл.

Но Русь Есенина — прежде всего ее душа, ее удивительная сущность, которая отражается в полях, дорогах, тройках лошадей, колокольчиках и всем том, что неподвластно политике, войнам, революциям. Сердце России хранится в вечности. Еще Л. Андреев раскрывал это сложное понятие «Небесная Россия», которое интуитивно чувствует Есенин. Для него она — родная, любимая сторона, воспоминание о матери, о доме. И в то же время, понимая величие своей родины, своего родного дома, Есенин сравнивает Русь с огромным храмом, в котором он — один из прихожан:

Гой ты, Русь, моя родная, Хаты — в ризах образа. Не видать конца и края — Только синь сосет глаза. Как захожий богомолец, Я смотрю твои поля. А у низеньких околиц Звонно чахнут тополя.

И как гимн, как главная суть его мировоззрения звучат строчки, которые уже цитировались, — рай не так прельщает поэта, как Родина — Святая Русь.

человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу «одно сочинение в одну школу»

Сочинение ««О Русь, взмахни крылами. » (По лирике С.Есенина.)»

Тема родины – одна из главных тем в творчестве Сергея Есенина. Этого поэта принято связывать, прежде всего, с деревней, с родной для него Рязанщиной. Но из рязанской деревни поэт уехал совсем молодым, жил потом и в Москве и в Петербурге, и за границей, возвращаясь ( в родную деревушку) только иногда. Расставания с родной землей заставили поэта почувствовать горечь разлуки. Россия – дом Сергея Есенина, его колыбель. Начиная уже с ранних стихов. звучат признания в любви к России. Так. в стихотворении « Гой ты. Русь, моя родная!». поэт кричит на всю страну:

Если крикнет рать святая: « Кинь ты Русь, живи в раю! » Я скажу: « Не надо рая, Дайте Родину мою ».

Тогдашние его представления о родной земле еще очень детские. Родина для Есенина- это его деревня, где он родился. В этом же стихотворении поэт показывает мир деревни, олицетворяя его с храмом, в котором вся гармония земли и неба, человека и природы. Мир Руси для Есенина- это и мир убогих, бедных, бедных крестьянских домов, край заброшенный, где радость коротка, А печаль бесконечна:

Грустная песня. Ты — русская боль.

Всё ему близко и понятно, ему известен каждый уголок Родины. Для поэта родная деревня в России – это нечто единое. Родина для него, особенно в раннем творчестве, — это прежде всего родной край, родное село. Сам же Есенин говорил: «Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве». Поэт чувствует себя частью родной природы и готов слиться с ней навсегда: « Я хотел бы затеряться в зеленых твоих стозвенных ». Но уже и тогда родина не представляется ему идеальным “ заоблачным раем ”. Поэт любит реальную крестьянскую Русь. Всплывают образы « голубой» патриархальной Руси, нежной, печальной, кроткой. Особенно чувство грусти усиливается после 1914 года – начала войны. Деревня начинает казаться Есенину его невестой:

Радуют тайные вести, Светятся в душу мою. Думаю я о невесте, Только о ней лишь пою.

Октябрьскую революцию поэт встретил восторженно. «Радуюсь песней я смерти твоей», — бросает он старому миру. Однако новый мир поэт понял не сразу. Есенин ждал от революции чего-то нового, светлого, чистого « рая ». Но надежды не оправдались, и поэт переживает духовный кризис. Непонятны ему изменения облика России, которые несла с собой Советская власть:

Черт бы взял тебя, скверный гость! Наша песня с тобой не сживется. Жаль, что в детстве тебя не пришлось Утопить, как ведро в колодце.

Понятно ему и вторжение этого «скверного, железного гостя». Он считает, что человек преобразуя землю, обязательно губит её красоту. Своеобразным выражением этого взгляда на новую жизнь стал жеребенок, тщательно пытающейся обогнать паровоз:

Милый, милый, смешной дуралей, Но куда он, куда он гонится? Неужели он не знает, что живых коней Победила стальная конница?

Есенин болезненно переживает отчуждение от родного края, ему трудно найти общий язык с новым миром. Он называет себя «последним поэтом деревни». Чтобы уйти и не видеть перемен в стране, Есенин едет за границу. Но всей своей душой он остается с родиной. Очень ярко свои чувства поэт показывает в стихотворении «Русь советская»:

Вот так и страна! Какого ж я рожна Орал в стихах, что я с народом дружен? Моя поэзия здесь больше не нужна, Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

Поэт чувствовал, что в Советской России он был чужим. Но для нас Есенин всегда останется поэтом, который воспевал и восхищался ею:

Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким «Русь».

Есенин – это певец родной земли, ведь она неотъемлемая частичка человеческой души. Есенину по-настоящему удалось это прочувствовать и отразить в своих стихотворениях. Наше поколение всегда будет благодарно ему за это.

Похожие сочинения

Ночью луна заглянула в мое окно. Я подошла к нему и залюбовалась открывшейся картиной: луна, зачаровывающая, притягательная, разлила свой след на крыши домов, озаряя и убаюкивая их, на широкое поле, покрытое свежевыпавшим снегом, на верхушки деревьев…. смотреть целиком

Спит ковыль. Равнина дорогая. И свинцовой свежести полынь. Никакая родина другая Не вольет мне в грудь мою теплынь. С. Есенин В истории русской поэзии Есенин занимает совершенно особое место как проникновенный лирик родной природы, которой он. смотреть целиком

Поэзия Есенина действительно необычайно образна. Для нас: светит луна, и свет ее падает на крышу деревенской избы. Для Есенина: «Чистит месяц в соломенной крыше обоймленные синью рога». Какие только воплощения и перевоплощения ни происходят в его стихах. смотреть целиком

Здравствуйте уважаемый Сергей Александрович! Вчера прочитала Ваши стихи: «Отговорила роща золотая…», « Низкий дом с голубыми ставнями…» и до сих пор нахожусь под впечатлением той теплоты и трепета, которыми пронизаны они. Ведь за этими точными, гармоничными. смотреть целиком

Эта тема, пожалуй, подходит С.Есенину более чем какому-нибудь другому поэту. Есенин воспел Русь с огромной любовью и преданностью человека, выросшего среди русской природы. Все свое детство и юность провел он в крестьянской среде, среди деревенских песен. смотреть целиком

Вот так страна/ Какого ж я рожна Орал в стихах, что я с народом дружен? С. Есенин. Поэту для жизни и творчества определено судьбой некое время, эпоха. Иногда они текут плавно, без разрывов и катастроф, в одном темпе и ритме от начала и до конца. смотреть целиком

Я человек не новый, что скрывать, Остался в прошлом я одной ногою, Стремясь догнать «стальную рать», Скольжу и падаю другою. Есенин «Вся моя автобиография в стихах», писал Есенин. Чем крупнее художник, чем масштабнее его творчество, чем самобытнее талант. смотреть целиком

Есенин с восторгом принял февральскую революцию, считая ее началом возрождения родной страны и освобождения простого народа из-под многовекового гнета. Следствием этого стал необыкновенный творческий подъем. В течение нескольких месяцев после смены власти в Российской империи он много писал, с удовольствием выступал на митингах. Мысли и чувства, владевшие Сергеем Александровичем весной и летом 1917 года, нашли отражение в стихотворении “О, Русь, взмахни крылами…”.

Во втором сборнике писательской группировки “Скифы” произведение публиковалось под заглавием “Николаю Клюеву”. Кроме того, текст предварял эпиграф, представлявший собой измененные строки из стихотворения Лермонтова “Графине Ростопчиной”. Впоследствии и то, и другое было убрано, что связано с ухудшением отношений между Есениным и Клюевым. В первых строках стихотворения лирический герой отмечает кардинальные изменения, произошедшие в его родной стране. Следующие строфы посвящены новокрестьянской поэзии. Сначала упоминается Алексей Васильевич Кольцов (1809-1842). В рассматриваемом тексте он предстает в качестве предтечи вышеназванного литературного направления. Затем речь идет о Николае Алексеевиче Клюеве (1884-1937), именуемом средним братом Кольцова. В произведении используются некоторые факты из его биографии. Говорится о родине поэта – он появился на свет в глухой северной деревеньке. Несколько строк посвящены скитаниям Клюева, избороздившего весь край от “Вытегры до Шуи”. Не обошел вниманием Есенин и религиозность Николая Алексеевича, которого Блок считал символом загадочной народной веры. Следующий поэт, фигурирующий в стихотворении “О, Русь, взмахни крылами…”, – сам Сергей Александрович. Себя он называет кудрявым, веселым, разбойным. По словам лирического героя, образ которого практически сливается с образом Есенина, за ним “незримым роем идет кольцо других”. Творчество новокрестьянских поэтов, по его мнению, звучит по всей Руси, добираясь до самых отдаленных сел. После этого упоминается еще один писатель – Алексей Павлович Чапыгин (1870-1937), наиболее известный по повести “Белый скит”. В финале стихотворения Есенин вновь возвращается к произошедшим в стране переменам, приветствуя их и называя Русь “воспрявшей”. И если в самом начале поэт призывает родину взмахнуть крылами, то в конце констатирует: Уж повела крылами Ее немая крепь!

Читайте также:  Анализ стихотворения Есенина Весенний вечер

Сергей Есенин — О Русь, взмахни крылами: Стих О Русь, взмахни крылами, Поставь иную крепь! С иными именами Встает иная степь. По голубой долине, Меж телок и коров, Идет в златой ряднине Твой Алексей Кольцов. В руках — краюха хлеба, Уста — вишневый сок. И вызвездило небо Пастушеский рожок. За ним, с снегов и ветра, Из монастырских врат, Идет, одетый светом, Его середний брат. От Вытегры до Шуи Он избраздил весь край И выбрал кличку — Клюев, Смиренный Миколай. Монашьи мудр и ласков, Он весь в резьбе молвы, И тихо сходит пасха С бескудрой головы. А там, за взгорьем смолым, Иду, тропу тая, Кудрявый и веселый, Такой разбойный я. Долга, крута дорога, Несчетны склоны гор; Но даже с тайной бога Веду я тайно спор. Сшибаю камнем месяц И на немую дрожь Бросаю, в небо свесясь, Из голенища нож. За мной незримым роем Идет кольцо других, И далеко по селам Звенит их бойкий стих. Из трав мы вяжем книги, Слова трясем с двух пол. И сродник наш, Чапыгин, Певуч, как снег и дол. Сокройся, сгинь ты, племя Смердящих снов и дум! На каменное темя Несем мы звездный шум. Довольно гнить и ноять, И славить взлетом гнусь — Уж смыла, стерла деготь Воспрянувшая Русь. Уж повела крылами Ее немая крепь! С иными именами Встает иная степь.

Анализ стихотворения О Русь взмахни крылами Есенина

Именно в творчестве С. Есенина с такой силой звучит тема Родины, родной Рязани, села Константиновка, подарившего нам российского скандального поэта. Но для всех, кто любит Есенина, край, который он воспел в своем творчестве, — РУСЬ.

Поэтический мир раннего Сергея Есенина (1910—1913) — явление достаточно сложное и многообразное. Это более 60 стихотворений и разных поэм, созданных в этот период (“Береза”, “Ночь”, “Звезды”, “Весенний сад”), все они свидетельствуют о любви поэта ко всему многоголосому миру, окружающему его. Родина, природа, поэтический мир лирического героя становятся основными объектами изображения в лирике Есенина.

Главная тема поэзии Есенина — тема родины. “Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве”, — писал поэт. Образ Руси в дореволюционной лирике многолик и противоречив.

Эта тема, пожалуй, подходит С.Есенину более, чем какому-нибудь другому поэту. Есенин воспел Русь с огромной любовью и преданностью человека, выросшего среди русской природы. Все свое детство и юность провел он в крестьянской среде, среди деревенских песен, сказаний. Все то, что для других является фольклором, этносом, для Есенина — простой человеческий быт. Язык народа, крестьян для Есенина — его родной язык. Конечно же, любовь его к России, к родному селу выразилась во всех написанных стихах, которые часто называют песнями. Певучесть — это характерная черта поэзии Есенина. Это опять же отголосок его детства, наполненного колыбельными, частушками, сочиненными народом. Часто темы его произведений тоже перекликаются с народными мотивами.

Родина — это прекрасная “голубая” Русь, поэтическая страна, затерявшаяся в степных просторах, отражающаяся в глубине синих озер, пропитанная ароматами полевых трав и цветов, о которой поэт скажет: “Люблю до радости и боли…”

Родина — это нищая, многострадальная Россия, “черная, потом пропахшая выть”, заброшенный край, “пустырь”.

Родина — это и смиренная крестьянская страна, где “мирные пахари” и “добрые молодцы” готовы к любым испытаниям “без печали, без жалоб и слез”.

Родина — это Русь молитвенная, “покойный уголок”, где благодатный райский дух, где хаты — в ризах образа, где березы — большие свечки, ели — “монашки”, а ветер — “схимник”. Лирический герой — богомолец, пастух или “странник убогий”, славящий Господа. Кроткий, как сама природа, он воспринимает мир как Божью благодать.

Поэзия Есенина отличается необыкновенной целостностью, ибо все в ней о России. В стихотворении 1914 года “Гой ты, Русь, моя родная…” Есенин утверждает:

Если крикнет рать святая:

“Кинь ты Русь, живи в раю!”

Я скажу: “Не надо рая,

Дайте родину мою!”

Но и спустя 10 лет в “Руси советской” он стоит на своем:

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким “Русь”.

Кровная связь с землей, его породившей, явилась тем главным условием, благодаря которому Есенин смог принести в поэзию русскую природу со всеми ее далями и красками, “изумительными в своей красоте”. Второе немаловажное условие состояло в способности увидеть необычное в окружающем его мире обыденной крестьянской жизни. В стихах Есенина все превращается в золото поэзии: и сажа над заслонкой, и квохчущие куры, и кудлатые щенки (стихотворение “В хате”). А неброский среднерусский пейзаж поэту видится так:

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных,

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

Есенинская Россия — небесный град Китеж. Она тихо дремлет под звон колоколов “на туманном берегу”:

Молочный дым качает ветром села,

Но ветра нет, есть только легкий звон.

И дремлет Русь в тоске своей веселой,

Вцепивши руки в желтый крутосклон.

Разумеется, Россия Есенина, так же как и Россия Тютчева, Некрасова, Блока, — это лишь поэтический миф. Примечателен тот факт, что есенинская Русь — родная сестра блоковской России. У обоих поэтов рядом с “Россией — тайной”, “светлой женой” стоит другая: “матушка Русь”, гулящая, нищая и бесприютная:

Сторона ль моя, сторонка,

Только лес, да посолонка,

Да заречная коса…

Но все же, вопреки всему, через лирику идет чистая, нескрываемая, светлая любовь: “Тебе одной плету венок, цветами сыплю стежку серую”, “…не любить тебя, не верить — я научиться не могу”.

Но Русь Есенина — прежде всего, ее душа, ее удивительная сущность, которая отражается в полях, дорогах, тройках лошадей, колокольчиках и всем том, что неподвластно политике, войнам, революциям. Сердце России хранится в вечности. Еще Л. Андреев раскрывал это сложное понятие “Небесная Россия”, которое интуитивно чувствует Есенин. Для него она — родная, любимая сторона, воспоминание о матери, о доме. И в то же время, понимая величие своей родины, своего родного дома, Есенин сравнивает Русь с огромным храмом, в котором он — один из прихожан:

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты — в ризах образа…

Не видать конца и края —

Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонно чахнут тополя.

И как гимн, как главная суть его мировоззрения звучат строчки, которые уже цитировались, — рай не так прельщает поэта, как Родина — Святая Русь. Творчество С. Есенина, своеобразно отразившее существенные стороны жизни, быта, национального духа России, является памятником своей эпохи.

С.А. Есенин называл себя “последним поэтом деревни”. Он любил русскую деревню, природу, сельский труд. Природа была для поэта стимулом всего творчества, поэтому большинство лирических произведений Есенина посвящены родному краю, великолепным русским просторам.

О Русь, взмахни крылами! Россия – Лебедия будущего

Когда Сергей Есенин пишет “О Русь, взмахни крылами!” – у русского человека зрительно возникает образ птицы-лебедя.
В небе эта птица похожа на ангела. Она ослепительна в победоносном танце и величественна, когда отдыхает.

Лебедь – истинное воплощение совершенства, дивной красоты птицы.
Чистые озера, чистая природа и воздух, где могут жить Лебеди — это признак культуры нации, признак близости и верности нации Законам Природы. А именно в следовании законам Космоса и природы скрыты законы Процветания.

Если Лебеди живут рядом с Вами, — Вы в оазисе духовности, экологической чистоты, расцвета и возрождения. Если Лебеди летят куда-то вдаль, следовательно, и Вам надо идти вслед за ними, «по Пути Лебедя». Не случайно древнескандинавские викинги сверяли удачу с полетом Лебедей. Если же рядом с Вами нет Лебедей — это знак того, что Вы сбились с Пути, живете в слепоте и неведении. Лебеди — это «лакмусовая бумажка» интеллекта и нравственности народов, их уважения к традициям.

Образ лебедь одинаково популярен во всех частях света
Красота этой птицы породила множество легенд, поверий, сказаний, поэтических, художественных и музыкальных образов.
К.Сен-Санс и П.И.Чайковский посвятили лебедю замечательную музыку. Прекрасные образы лебедя создали художники. Пожалуй, самым необычным и притягательным женским образом является «Царевна-Лебедь», картина Михаила Александровича Врубеля, написанная на основе сценического образа героини оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по сюжету сказки А. С. Пушкина. Партию Царевны-Лебеди пела его жена Н. И. Забела-Врубель.

Александр Грин назвал лебедей аристократами вод, а Николай Заболоцкий — белоснежным дивом.
Да и любоваться ими можно, наверное, бесконечно!

“Белый лебедь, лебедь чистый, сны твои всегда безмолвны,
Безмятежно-серебристый, ты скользишь, рождая волны”.

А как прекрасен образ Царевны Лебедь, воспетый Пушкиным, олицетворяет древнее светоносное Божество!
Пушкин ничего не прибавил и не убавил к неувядающим народным представлениям о прекрасной волшебной Деве с горящей звездой во лбу, чья вселенская предназначенность выражается в высокой космической миссии –
Днем свет белый затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит!

Образ Лебединой девы раскрывает наиболее типичные черты этой. символики, как наследия почти что недосягаемых глубин человеческой предыстории, сохранившегося по сей день в соответствии с неписаными законами передачи традиций и верований от поколения к поколению.
Все сказочные фольклорные сюжеты о превращении человека в лебедя, включая образ Царевны-лебеди, восходят к древним традициям. Ушли в прошлое те древние времена, но живы рожденные ими символы.

В искусстве и философии образ лебедя также всегда был значим. Скользящий по зеркальной поверхности озера или взмывающий в поднебесье, распахнув широкие крылья, лебедь пробуждал мысли о вечности.

Песнь лебедя, если верить Платону, слышал Сократ в день своей смерти.
Для людей рожденных в год Лебедя характерны такие черты характера, как преданность своим идеалам, верность в любви, бескорыстие…

В древнегреческой мифологии созвездие Лебедя – это изображение Фаэтона, сына древнегреческого бога Гелиоса. Как-то, катаясь на солнечной колеснице своего отца, он не справился с ее управлением и чуть не сжег всю землю. Прогневленный Зевс поразил Фаэтона молнией. Аполлон сжалился над умирающим юношей и превратил в лебедя, а его изображение поместил на небо. Перед своей смертью, при взлете к звезде скорбно закричал молодой лебедь. Это была его последняя прощальная песня, которая была слышна за пределами нашей земли и галактики.

Лебедь считается птицей поэтов. Песня умирающего лебедя – это песня поэта, а его белизна – искренность. Знаменитая “лебединая песня” – обозначение последнего значительного творения выдающихся людей. Это понятие восходит к Эсхилу (525-456 г. до н.э.), который упоминает пророческий дар птицы, знающей, что она скоро умрет, и издающей удивительные звуки. Но если лебединая песнь и наиболее знаменита, это не единственная музыка, которую они издают. Они поют и по другим случаям, как, например, рассказывается в одной ирландской легенде: однажды огромная стая лебедей с серебряными цепями и золотыми коронами пела так сладко, что все слышавшие их уснули и спали три дня и три ночи.

В скандинавской мифологии валькирии в образе прекрасных птиц уносили погибших героев в Вальхаллу — небесное обиталище храбрых воинов, павших в бою. А Пифагор верил, что в этих ангельских птиц переселяются души умерших поэтов.

В индийской мифологии с символикой лебедя связана богиня Сарасвати.

В славянской мифологии лебедь относится к почитаемым, «святым» птицам.
У славян лебединая пара — воплощение супружеской верности, красоты и дородства.
В России лебедь – одна из наиболее почитаемых русским народом птиц, ставшая почти что олицетворением Руси. И не только олицетворением. По свидетельству византийского историка Х века императора Константина Багрянородного, сама территория, где жили древние Русы, именовалась Лебедией. Впоследствии это дало право Велимиру Хлебникову назвать новую Россию «Лебедией будущего».

В сказаниях русского народа о девах лебединых говорилось об их особой красоте и вещей силе. Олицетворяли они дождевые весенние облака, считались дочерями Окиян-моря, обитали в водоёмах и колодцах. А полюбив кого-то, могли любую сверхъестественную задачу выполнить.

Читайте также:  Анализ стихотворения Есенина Поет зима – аукает

До наших дней дошли отголоски поверий и сказок, по которым к лебедям надлежит относиться осторожно и бережно. В одном из русских заговоров матушка увещевает сына: “Не пускать бы молодцу калену стрелу по поднебесью, не стрелять бы белых лебедей”.
Вот почему русскому человеку более близок герой известного кинофильма Егор Полушкин и не приятен предприимчивый его свояк, лесник Фёдор Ипатович Бурьянов.

Не стреляйте в белых лебедей!
Слезы эти время не осушит,
Может быть, по голубой воде
Лебедем взлетают ваши души!

Лебедушка — символ чисто женский, и плавание лебедей сопоставлялось с разными аспектами женской жизни. С плаванием лебедя против течения сравнивается грусть разлуки.
В свадебных песнях лебеди расплетают девичью косу невесты. Во многих песнях – это часто символ девицы.
Лебедь с лебедятами — образ матери, обремененной семейством. Лебёдушка у русских очень распространенное ласковое обращение к женщине. В других песнях – это часто символ девицы.

«Государыня, Лада-матушка, Мать небесная, Богородица» — так в Русских ведах обращаются к Богине-Лебеди, матери Бога Перуна и праматери других богов и людей. Славяно-Арийское название созвездия Большой Медведицы — Макошь (мать ковша).
Богиня Лебедь — Макошь Небесная Богородица.

В русской и славянской мифологии образ лебедя всегда связан со светлым и радостным началом. Изображения лебедей часто встречаются на русских вышивках. Эта птица ставится выше других птиц, а не орел, сокол, коршун, кречет… Красота этой птицы породила множество легенд о лебедях. Они владеют тайной напитка бессмертия. Сказочная Белая Лебедь – обладательница живой воды и молодильных яблок.

Русский женский головной убор кика по форме напоминает птицу, а его название происходит от названия лебединого крика — кика (кикать-«кликать, кричать»). Отсюда древнегреческое наименование лебедя — «Кикн» (так звали и сына Аполлона, превращенного после смерти в созвездие Лебедя). Интересно, что мужской головной убор алеутов, когда они были открыты русскими мореплавателями, по форме также представлял лебединую голову.

В земле вятичей среди женщин существовал обычай наряжаться птицей. Статная девица надевала кокошник-головной убор, напоминающий лебединый клюв, платье с длинными, много ниже запястий рукавами, напоминающими крылья, и под музыку танцевала.

В христианстве белый лебедь — это чистота, милосердие и символ Девы Марии. Посмотрите на удивительную икону Благовещения от Щербинина. Перед нами необычный образ, так называемое Благовещение с лебедями. Здесь, кроме Ангела и Девы Марии, есть еще сидящая за прялкой служанка и внизу – лебеди.
На русском Севере до наших дней сохранился обычай выпускать на волю пару лебедей в день рождества Богородицы.

В представлении ученых, изучающих космичность христианства, Христос — это Солнце Лебедь, т.е. светило, однажды запылавшее в Созвездье Лебедя и имеющее вид распятья.
Считают, что с появлением около тысячи лет назад на небосводе светила Христа, облучившего именно северную, лежащую под созвездием Лебедя Россию, её население, больше всего оказалось под влиянием именно креста, как религиозного символа, и потому к этому христианскому кресту оно взывало о помощи и от него получало помощь. К этим же векам относится рост числа необыкновенно одаренных, талантливых людей на Руси.
А источник силы русского духа находится там, где в православных храмах мы чувствуем незримое благое излучение Святого Духа. Именно эти места отмечены старинными православными храмами. Кремль – одно из таких мест.

Лебедия – это территория Руси. Русь – это шире, чем Россия, Великая Русь, Малая Русь и Белая Русь – вот она Лебедь, Лебедия, где Великая – это Ось, а Малая и Белая – ее два крыла.
Во все времена Лебедии приходилось со всех сторон защищаться от многочисленных ворогов. Печенегов, половцев, крестоносцев, шведов, поляков, французов. А в 20 веке – черный коршун фашизма навис над Лебедией! Да и сегодня клюет коронавирус, англосионисты нового Карфогена сети расставляют.

Особое географическое положение Руси с одной стороны облегчало контакты с Космосом, с биосферой земли, а с другой – именно те, кто родился здесь, на территории Руси – воссоединялись с музой. А источник силы русского духа находится там, где в православных храмах мы чувствуем незримое благое излучение Святого Духа. Именно эти места отмечены старинными православными храмами. Московский Кремль – одно из таких мест.

Георгий Владимирович Вернандский, как и многие евразийцы, подчеркивал важную роль в формировании русско-евразийской самобытной культуры восточного влияния, видел в татаро-монгольском иге фактор политической консолидации русского народа и силу, мешавшую распространению на Русь латинского влияния. Основой русского национального самосознанания он считал православие.

До конца своих дней Вернадский не просто верил — он был глубоко убежден в великом будущем России. Обширность территории и колоссальные природные богатства, талантливость народа являются естественным достоянием России, Божьим даром.

Лебедь, как писала Анна Ахматова, “плывёт сквозь века”.
Войны, смута, хаос во все века истории России не смогли сломить русский дух. Трагическая судьба алмазов и редких драгоценных украшений всегда угрожала Руси. Ими желали обладать, самых знаковых хранителей неичислимых богатств государства растаптывали, лишь только почувствовав его силу, завидев богатые угодья, таланты, почувствовав преобразуюшую силу такой непонятной им русской души.
Русь-Матушка, пройдя через все испытания, очищается, преображается и крепнет.

Россию не зря называют «Лебедией Будущего», и есть все основания считать, что её Лебединая судьба скоро станет явью. Она не раз умирала и возрождалась.
Россия – это и есть царевна-лебедь. Она расправит крылья и взлетит выше облаков.

О Русь, взмахни крылами,
Поставь иную крепь!
С иными именами
Встает иная степь.

Довольно гнить и ноять,
И славить взлетом гнусь –
Уж смыла, стерла деготь
Воспрянувшая Русь.

Уж повела крылами
Ее немая крепь!
С иными именами
Встает иная степь!

“О Русь, взмахни крылами, Поставь иную крепь!”

1. Нравственное возрождение общества – одна из главнейших проблем современности в России.

2. Тема Родины и её исторического будущего в творчестве Сергея Есенина.

3. Наши современники в борьбе за возрождение России.

Движение времени постоянно. Одно поколение сменяет другое. Россия, пережив множество событий, готовится вступить в XXI век. Сегодня в погоне за материальными благами люди забывают о патриотизме, любви к Родине, о нравственном развитии и возрождении нашего общества. Все мы должны стать лучше, чище, добрее. Хватит ненавидеть и обвинять Россию за то, что она не может дать своим гражданам того, что могут дать другие государства. Не может жизнь целого народа и каждого человека заключаться только в поиске дефицита, очередях, а мысли – в думах о не отоваренных талонах. Но многие ещё мечтают только об импортных сапогах, ресторанах и удовольствиях, когда кругом так много бед, горя и несчастья. Нас окружает много бездомных, голодных, безработных, немощных людей. Да, мы должны стать терпимее друг к другу, прощать вольные и невольные ошибки. И тогда жить станет лучше, а люди поверят в самое доброе. Я думаю поэзия Сергея Есенина, которая очищает души людей своей чистотой, своей искренностью, духовностью, совестью и нравственностью, поможет нам в этом.

Стихи Есенина… Они не подвластны времени, всегда современны. Каких бы проблем нашей жизни мы ни коснулись, все они нашли своё отражение в поэзии Есенина. Конечно, не он один задумывался над будущем родины. Многие поэты, предшественники и приемники Есенина, задумывались о том, какой быть России. А.С. Пушкин, гордость русской литературы, подводя итог прожитых лет в стихотворении «Памятник», писал:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.

Ему многое пришлось претерпеть за свою короткую жизнь, но он навсегда остался пророком, голосом России.

Тяжела, трагична судьба М. Ю. Лермонтова. Он был «всегда один», не найдя себе места среди бесчисленных «масок», обвиняя своё поколение в бездействии.

Поэт-демократ Н. А. Некрасов всю свою жизнь и творчество посвятил России и её народу. Он обвинял самодержавие и желал видеть русский народ счастливым, борясь против пороков русского общества в своих стихах.

А. Блок не просто любил свою страну, её природу, народ, он пытался разгадать её душу, понять её путь, оценить её настоящее и определить будущее.

А Сергей Есенин, этот предельно русский поэт, до боли любил всё родное. Да разве не видно это по его произведениям!

О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку –

Люблю до радости и боли

Твою озёрную тоску…

Все его стихи о Родине так наполнены глубоким чувством, что трудно выделить одно, лучшее. Это потому, что чуть ли не в каждом своём произведении Есенин говорит о любви к Родине, которая громко выражена:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте Родину мою».

Есенин не старается проникнуть в социальные конфликты времени в своих ранних стихах. Русь кажется ему «покойным уголком»:

Тебе одной плету венок,

Цветами сыплю стежку серую.

О Русь, покойный уголок,

Тебя люблю, тебе и верую.

Но затем в творчестве поэта начинают возникать и трагические мотивы. Он начинает осознавать, что не легка жизнь людей в России:

Сердце гложет плакучая дума…

Ой не весел ты, край мой родной.

Есенину дорог родной край, пусть бедный и нищий. Но, конечно, он не может не сожалеть об отсталости и дикости, существующих на Руси. В его творчестве как бы происходит борьба двух чувств: понимание необходимости и неизбежности перемен и боль за то, что уходит в прошлое, что ему очень дорого. Во время первой мировой войны и Октябрьской революции в своих стихах Есенин передаёт боль и грусть за судьбу родины, тревогу за жизнь односельчан, вовлечённых в круговорот мировой войны. Сергей Есенин называет себя «последним поэтом деревни» и пишет: «Не живые, чужие ладони, этим песням при вас не жить!» Он горюет, что «стальная конница победила живых коней». Поэт воспевал старую патриархальную Россию. На его глазах она умирала. И у него, естественно, возникал вопрос: что ждёт Россию в будущем? Раздумья поэта тревожны. Но всё-таки наполнены светлой надеждой и верой в будущее Руси советской, в её людей. В стихотворении «О Русь, взмахни крылами…» возникает образ Возрождённой, Воспрянувшей духом России:

О Русь, взмахни крылами,

Поставь иную крепь!

Есенин всё больше верит в будущее страны:

Мне теперь по душе иное…

И в чахоточном свете луны

Через каменное и стальное

Вижу мощь я родной стороны.

Сергей Есенин для нас всегда остаётся живым, всегда его творчество вливает нам «в грудь тёплым», учит по-новому видеть родное и любить его. И недаром никакие запреты и гонения на творчество Есенина в тёмные сталинские времена не могли заставить забыть его, так как «в глазах» его «прозрений дивный свет».

Всех думающих и не безразличных людей волнует сегодня будущее России. Мне кажется, что нет сейчас людей, которые бы не читали журналов и газет. По-моему, даже повышение цен не убавит популярности печати. Ведь многие задумываются о будущем, недовольны настоящим, и почти все оглядываются назад в прошлое. Почему? Всё понятно: в будущее устремлены надежды, настоящим мы живём, а прошлое… Известно, что без прошлого нет сегодняшнего и завтрашнего дня. А наше прошлое особое. Оно никак не хочет нас отпустить в будущее, держит цепко и незримо. Многие писатели оставили привычные дела, уютные кабинеты и тихие библиотеки, где так хорошо думается. Одни занялись политикой. Мы часто слышим и читаем выступления русских писателей В. Белова, В. Распутина и других. Некоторые увлеклись публицистикой или экономикой. Что же, время такое. Надо защищать природу, думать над экономикой, работать над новыми законами. Надо многое успеть и сделать. И всё-таки мне кажется, важнее всего проблема нравственности. По-моему, сначала необходимо нравственное обновление, а потом сами собой произойдут перемены в политике и экономике. Ведь разве честные, убеждённые люди могут терпеть такое безобразие?! Мало хороших людей у власти в нашей стране. Будем надеяться, что их станет больше. Следовательно, станет больше хороших законов. Нравственно ли наше общество? Пожалуй, нет. С первых дней создания нашего государства началось насилие, ведь сама идея диктатуры пролетариата этого требовала. Напрасно верил Сергей Есенин в хорошее будущее социалистического общества. Мне трудно решить, какой строй лучше. Ведь и наши обществоведы сейчас в рассеянности. Но мне очень хочется, чтобы в нашей жизни (при какой бы системе мы не жили) было меньше лжи, лицемерия, жестокости, а больше добра. Тогда надежа Есенина и других поэтов на обновление русского общества оправдаются.

Ссылка на основную публикацию