Анализ стихотворения Песнь о хлебе Есенина

Анализ стихотворения Есенина Песнь о хлебе

Стихотворение «Песнь о хлебе» Сергей Есенин написал в 1921 году. В нем автор отразил свое отношение к Гражданской войне и голоду, который был присущ России того времени.

Основная мысль стихотворения заключается в трудностях хлебозаготовки. Есенин описывает этот процесс достаточно подробно, что показывает нам всю боль и усилия людей, которые трудятся в полях.

В основном автор пользуется книжной лексикой, однако кое-где встречается и повседневная, разговорная, например, в предпоследнем четверостишии Есенин использует слово «кишок». Я считаю, что автор использует его для наибольшей окраски событий.

Так же, в третьем четверостишии употребляется деепричастие «гаркнув», что свойственно разговорной речи и применяется для усиления воздействия на читателя.

На протяжении всего стихотворения наблюдается в наибольшей степени присутствие пессимистических или даже негативных настроений. Мы можем заметить это в последних строках произведения, где Есенин сравнивает серп, режущий колосья, с шеями лебедей.

Суровая жестокость в данном случае заключается в непосильном труде, который крестьянин вынужден осуществлять на протяжении всей жизни. Но, помимо этого, сложное положение людей было вызвано большевиками, которые насильно отбирали хлеб, заработанный столь тяжкими усилиями. Так как сам автор был рожден и вырос в крестьянской семье, то он понимал, насколько тяжелы условия трудящихся на земле и сочувствовал им.

Поэтическая лексика в стихотворении довольно разнообразна. Например, особо яркими сравнениями обладает третье четверостишие, в котором Есенин не отходит от пессимистичных идей, сравнивая телеги с катафалками, а овин с могильным склепом.

Так же следует отметить, что на протяжении всего произведения автор сравнивает колосья и сам хлеб с чем-то живым, состоящим из плоти, например:

И цепами маленькие кости
Выбирают из худых телес.

В этом случае в роли костей выступают зерна пшеницы, а худые телеса – это стебли растений.

Помимо всего прочего стихотворение обладает лексическими средствами выразительности. Его основу составляет лексический повтор, которым заканчиваются первый и последний четверостишия. Этим Сергей Есенин хотел завлечь читателя в происходящее, показать особо сильные, яркие места в произведении.

Таким образом, исходя из данного анализа, можно сделать вывод, что Сергея Есенина очень беспокоила судьба его Родины. Он вставал на защиту крестьян, называя большевиков шарлатанами, убийцами и злодеями. Автор был неравнодушен к столь ужасному обращению с основной пищей народа – хлебом. Именно эти чувства побудили Есенина написать «Песнь о хлебе», чтобы никто не забывал, какую цену заплатили крестьяне за него.

Картинка к стихотворению Песнь о хлебе

Популярные темы анализов

Виктор Хлебников родился 9 ноября 1885 года в селе Малые Дербеты в Калмыкие. Его отец был естественник-орнитолог, а мать историком. Сам он был третьим ребёнком в семье, позже родились ещё два. Семья поэта была вынуждена

В данном стихотворении писатель описывает такое замечательное время как уборку урожая. Огромные русские поля становятся желтыми от поспевшей ржи, и воздух наполняется ароматом свежескошенной культуры.

Константин Дмитриевич Бальмонт – один из первых в России поэтов-символистов. Хотя, в общем понимании, его творчество нельзя было затиснуть в рамки одного конкретного направления. Произведения, созданные в начале творческого пути,

Всеми известная поэтесса Зинаида Гиппиус, а также её муж Дмитрий Сергеевич Мережковский, были российскими идеологами символизма, его яркими примерами, а также просто прекрасными писателями и поэтами. Помимо любви их союз был очень

Дорога, по которой Тютчев шел к своему читателю, была длинной и достаточно сложной. В своей жизни поэт долгое время считал поэзию лишь увлечением. Его произведения стали известны, когда ему было 48 лет.

Анализ стихотворения Есенина «Песнь о хлебе»

Стихотворение «Песнь о хлебе» относится к позднему творчеству Есенина, точная дата его написания неизвестна. По мнению большинства исследователей, произведение создано в районе 1920-21 гг. В нем отразилось беспокойство поэта о судьбе крестьянского мира.

Обусловлено оно было изменениями, пришедшими в русскую деревню вместе с большевистской властью. Важнейшим мотивом для Есенина становится борьба железного с живым. Встретить его можно не только в «Песне о хлебе». Наиболее известный пример — «Сорокоуст».

В нем описывается

По убеждению Есенина, уничтожение крестьянского мира с его древними традициями может стать причиной масштабной катастрофы. В «Песне о хлебе» поэт упоминает первые ее признаки: убийц, шарлатанов и злодеев, распространившихся по всей стране.

Существует версия, что в стихотворении нашла отражение внутренняя борьба Сергея Александровича. Он переехал из родного села Константиново Рязанской губернии

В течение нескольких лет поэт пытался бороться с урбанистическим воздействием. При этом Есенина часто тянуло в деревню, где становилось легче, отдыхала душа. В итоге город победил.

Триумф его Сергей Александрович признал. Так и появилась в «Песне о хлебе» тема торжества нового городского уклада над традиционным деревенским.

Стихотворение отличается яркими сравнениями. Есенин пишет о процессе получения хлеба так, как вегетарианец мог бы писать о животных, страдающих от любителей поесть мясо, поносить кожаные и меховые изделия. Снопы сопоставляются с трупами, телеги — с катафалками, овин — с могильным склепом. Мельницу поэт называет людоедкой.

Два раза повторяется самое сильное в произведении сравнение — резку серпом тяжелых колосьев автор отождествляет с убийством лебедей путем перерезания им горла. Есть мнение, что появление образов, тесно связанных со смертью, объясняется реакцией Есенина на Октябрьскую революцию и последовавшую за ней Гражданскую войну — кровавую, жестокую, братоубийственную, на момент написания стихотворения длившуюся уже около трех-четырех лет.

Дайджест:

Анализ стихотворения Есенина «Небесный барабанщик» Отношение Есенина к власти большевиков со временем менялось. Изначально оно было сугубо положительным. Сергей Александрович признавался, что в 1917 году он находился на стороне Октября, хотя и воспринимал происходящие события. .

Анализ стихотворения Есенина «Береза» Поэта Сергея Есенина не зря называют певцом России, так как в его творчестве образ родины является ключевым. Даже в тех произведениях, где описываются загадочные восточные страны, автор все время проводит. .

Анализ стихотворения Есенина «Весенний вечер» В 1912 году Сергей Есенин приехал покорять Москву, однако удача улыбнулась молодому поэту не сразу. Пройдет еще несколько лет прежде, чем его первое стихотворение будет опубликовано в столичном журнале. Пока. .

Анализ стихотворения «Спит ковыль. Равнина дорогая…» Есенина С. А «Спит ковыль. Равнина дорогая…» Эстетическая концепция С. А. Есенина опиралась на веками складывающиеся традиции искусства и всячески противостояла попыткам в порыве борьбы за новаторство отречься от культурного наследия минувших эпох. .

Анализ стихотворения Есенина «Неуютная жидкая лунность…» Сергей Есенин по праву считается поэтом русского села, так как именно его он воспевает во многих своих произведениях. Однако в последние годы жизни его творчество кардинально изменилось, и связано это. .

Анализ стихотворения Есенина «Буря» Стихотворение «Буря» изначально предназначалось для публикации в журнале «Млечный Путь». Издание объединяло группу крестьянских писателей, входивших в Суриковский литературно-музыкальный кружок. Он существовал в период с 1872 по 1921 год. Его. .

Анализ стихотворения Есенина «Сыпь, гармоника. Скука… Скука» У Сергея Есенина достаточно много любовных стихов, которые он посвящал различным женщинам. Однако не секрет, что в личной жизни поэт не был счастлив. Все три его брака закончились полным крахом. .

Анализ стихотворения Есенина «Заметался пожар голубой…» В августе 1923 года Есенин вернулся в Москву после путешествия по Соединенным Штатам Америки. К этому времени его скандальный брак с Айседорой Дункан был на грани развода. Практически сразу после. .

Анализ стихотворения Есенина «Мои мечты» Решение о том, чтобы перебраться в Москву, Сергей Есенин вынашивал несколько месяцев. Еще до окончания учительской школы будущий поэт твердо решил для себя, что в родное село Константиново, такое любимое. .

Художественный анализ стихотворения Шиллера «Песнь о колоколе» «Песня о колоколе» является одним из лучших произведений Шиллера. Живое описание литья колокола, постоянное обращение мастера-литейщика к своим помощникам-подмастерьям служат рамой, окружающей богатую и величественную картину человеческой жизни. При такой. .

Анализ стихотворения Есенина «Жизнь — обман с чарующей тоскою» Стихотворение «Жизнь — обман с чарующей тоской» было написано в 1925 году во время путешествия Есенина по стране. Тогда он находился в Мардакянах, Азербайджан. Это образец поздней философской лирики поэта. .

Анализ стихотворения Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями…» Сергей Есенин всегда с особой нежностью и теплотой вспоминал родное село Константиново, в котором прошли его детские годы. Именно туда он мысленно возвращался в самые сложные периоды своей жизни, черпая. .

Анализ стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ. » Есенина С. А «Шаганэ ты моя, Шаганэ. » «Шаганэ ты моя, Шаганэ. » — одно из наиболее поэтичных стихотворений из цикла «Персидские мотивы». Этот цикл был написан во время поездок С. А. Есенина в Грузию. .

Анализ стихотворения Есенина «Исповедь самоубийцы» Решение о покорении Москвы Сергей Есенин вынашивал довольно долго. Однако будущий поэт понимал, что если он покинет родное село Константиново, то его жизнь кардинально изменится. Более того, он отрежет себе. .

Анализ стихотворения Есенина «Я покинул родимый дом…» В 1912 году 17-летний Сергей Есенин, получит диплом сельского учителя, отказался от возможности преподавать в родной школе и отправился в Москву, чтобы попытаться устроиться на работу в газету. Будущий поэт. .

Анализ стихотворения Есенина «Сельский часослов» Сергей Есенин весьма неоднозначно воспринял события 1917 года. С одной стороны, он был убежден, что революция даст народу свободу и улучшит жизнь обычных крестьян. Однако на фоне подобных перемен видел. .

Анализ стихотворения Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных…» Покидая родное село Константиново, Сергей Есенин мысленно прощался не только с родителями, но и с любимой девушкой. Позже супруга поэта Софья Толстая признается, что в юности Есенин был тайно влюблен. .

Чем мне близка поэзия Есенина? С. А. Есенин — великий поэт. Его поэзия безусловно трогает до глубины души тем, что она личная, и слова его подобраны так, что читателю, то есть мне, сразу понятно, как. .

Анализ стихотворения Есенина С. А. «Отговорила роща золотая» Стихотворение «Отговорила роща золотая» харак­терно для есенинской пейзажной лирики последних лет. В нем уже нет тех эпитетов и метафор, конкретно связанных с рели­гиозной тематикой, которые были столь широко распростра­нены в. .

Анализ стихотворения Есенина «Листья падают, листья падают…» В августе 1925 года Есенин написал стихотворение «Листья падают, листья падают…», настроение которого весьма характерно для позднего творчества поэта. Во многих его произведениях, созданных на излете жизни, царят депрессивные мысли. .

Анализ стихотворения «Собаке Качалова» Есенин «Собаке Качалова» . Именно животное становится единственным другом лирического героя уже в поздний период творчества в стихотворении «Собаке Качалова». Данное произ­ведение начинается с обращения лирического героя к своему четвероногому другу. .

Читайте также:  Анализ стихотворения Глупое сердце не бейся Есенина

Тема Родины в лирике С. А. Есенина О чем бы ни писал Есенин, образ родного края, тема Родины всегда незримо присутствует в его стихах. Еще в ранних юношеских стихах, в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…», написанном. .

Стихотворение С. А. Есенина «Отговорила роща золотая…» Поэтическое произведения С. А. Есенина отражают трагическое мироощущение начала XX века. Сложная социальная ситуация в России, неразбериха — все это создает впечатление перепутья, поиска чего-то нового, стремление к настоящему. Тематика. .

Анализ поэмы «Анна Снегина» Есенина С. А Рассказом возницы об этой «войне» и начинается поэма. Сергей Есенин не столько слушает рассказ, сколько вглядывается в рассказчика. Ведь это тот самый коренной, работящий равнинный мужик, прижимистый, но хозяйственный, чей. .

«Я последний поэт деревни…» по творчеству Есенина С. А Мечты С. Есенина о мужицком рае уже к началу 1920 года развеялись. Поэт переживал глубокий духовный кризис, который отразился в его творчестве: в стихах зазвучали мотивы одиночества, душевной усталости и. .

Эволюция темы Родины в поэзии С. Есенина Во все века художники, размышляя о красоте и убогости России, свободолюбии ее народа и духовном рабстве, вере и безверии, стремились создать свой неповторимо-индивидуальный образ Родины. Для Есенина родной край, родина. .

Анализ поэмы Есенина С. А. «Анна Снегина» Уже в самом названии есенинской поэмы «Анна Снегина» имеется намек на сюжетное сходство с романом «Евгений Онегин». Как и в пушкинском произведении, герои любовной истории встречаются с ней через годы. .

Трагическая философия поэмы Сергея Есенина Поэма Сергея Есенина «Черный человек» предельно остро выражает все то, что мучило его на протяжении многих лет — душевное противоречие, невозможность примириться с самим собой, понять себя. Его поэма является. .

Общие темы лирики Блока и Есенина Творческий путь как А. А. Блока, так и С. А. Есенина был сложным и трудным, исполненным резких противоречий, но в конечном счете прямым и неуклонным. Я думаю, что понять поэта. .

Анализ стихотворения «Певец во стане русских воинов» Жуковского «Певец во стане русских воинов» . Это патриотическое стихотворение написано Жуковским в штабе Кутузова под Тару­тином. Сам поэт находился в резерве кутузовской армии во вре­мя Бородинского сражения. П. А. Плетнев. .

Особенности лирического героя поэзии Есенина «Мои стихи — моя биография», — писал о себе Есенин. Это ощущение нерасторжимого единства бытия и творчества сопутствовало поэту на протяжении всего его пути — и в жизни, и в. .

Анализ стихотворения Толстого «Господь, меня готовя к бою…» Стихотворение «Господь, меня готовя к бою…» впервые появилось на страницах «Русской беседы» в 1857 году. Оно посвящено теме предназначения поэта и поэзии, которую рано или поздно затрагивает в своем творчестве. .

— Красота природы в творчестве Есенина Тема природы традиционная в русской литературе. Немало поэтов посвятили свои произведения ее красоте, поделились раздумьями, которые навеяли ее картины. Но голос Сергея Есенина не только не теряется среди многих произведений. .

Анализ стихотворения Блока «Моей матери» Александр Блок очень трепетно относился к своей матери Александре Андреевне, считая, что именно она привила ему любовь к литературе и научила ценить жизнь во всех ее проявлениях. Поэтому неудивительно, что. .

Родина в поэме Есенина «Анна Снегина» Тема Родины — главная тема в творчестве С. А. Есенина. О чем бы он ни писал, образ родного края присутствует во всех его стихах. Написанная в 1925 году поэма «Анна. .

Анализ стихотворения Пастернака «На Страстной» В стихотворении «На Страстной» описывается весна, пробуждение природы. Основная темапроизведения — изменения, которые происходят в окружающем мире и в душе человека. В стихотворении чувствуется напряженная борьба стихий ночи и дня. .

Анализ стихотворения Мандельштама «На бледно-голубой эмали…» Тема вечности является ключевой в творчестве Осипа Мандельштама. В своих стихах поэт пытается запечатлеть не только свои мысли и чувства, но и отдельные моменты жизни из которых складывается единое полотно. .

НЕГЕРОИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА НЕГЕРОИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА Пожалуй, он был первым, кто разрешил человеку любить и жалеть себя человеком, а не придуманным героем. Ни­что человеческое настолько не чуждо лирическому пер­сонажу есенинской поэзии, что. .

Отношение Есенина к революции и социальным идеям, политике больше­виков Какие изменения происходили в отношении поэта к революции и социальным идеям, политике больше­виков? Как это отразилось в творчестве? В первые послереволюционные месяцы поэт был полон энтузиазма, надеялся, что теперь осуществит­ся. .

Анализ стихотворения Маяковского «Небоскреб в разрезе» В 1925 году Владимир Маяковский побывал в США, после чего написал цикл стихотворений под названием «Стихи об Америке» — противоречивый, дерзкий, не лишенный критики и, в то же время содержащий. .

Анализ стихотворения Есенина “Песнь о хлебе”

Стихотворение “Песнь о хлебе” относится к позднему творчеству Есенина, точная дата его написания неизвестна. По мнению большинства исследователей, произведение создано в районе 1920-21 гг. В нем отразилось беспокойство поэта о судьбе крестьянского мира. Обусловлено оно было изменениями, пришедшими в русскую деревню вместе с большевистской властью. Важнейшим мотивом для Есенина становится борьба железного с живым. Встретить его можно не только в “Песне о хлебе”. Наиболее известный пример – “Сорокоуст”. В нем описывается эпизод

погони жеребенка за поездом. Из этой сцены поэт делает неутешительный для себя вывод:
Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?
По убеждению Есенина, уничтожение крестьянского мира с его древними традициями может стать причиной масштабной катастрофы. В “Песне о хлебе” поэт упоминает первые ее признаки: убийц, шарлатанов и злодеев, распространившихся по всей стране.

Существует версия, что в стихотворении нашла отражение внутренняя борьба Сергея Александровича. Он переехал из родного села Константиново Рязанской

губернии в Москву, не достигнув совершеннолетия. Естественно, большой город оказал сильнейшее влияние на состояние его души. В течение нескольких лет поэт пытался бороться с урбанистическим воздействием. При этом Есенина часто тянуло в деревню, где становилось легче, отдыхала душа. В итоге город победил. Триумф его Сергей Александрович признал. Так и появилась в “Песне о хлебе” тема торжества нового городского уклада над традиционным деревенским.

Стихотворение отличается яркими сравнениями. Есенин пишет о процессе получения хлеба так, как вегетарианец мог бы писать о животных, страдающих от любителей поесть мясо, поносить кожаные и меховые изделия. Снопы сопоставляются с трупами, телеги – с катафалками, овин – с могильным склепом. Мельницу поэт называет людоедкой. Два раза повторяется самое сильное в произведении сравнение – резку серпом тяжелых колосьев автор отождествляет с убийством лебедей путем перерезания им горла. Есть мнение, что появление образов, тесно связанных со смертью, объясняется реакцией Есенина на Октябрьскую революцию и последовавшую за ней Гражданскую войну – кровавую, жестокую, братоубийственную, на момент написания стихотворения длившуюся уже около трех-четырех лет.

Другие работы по этой теме:

Песнь о хлебе разбор стихотворения Автор: Есенин С. А. Вот она, суровая жестокость, Где весь смысл – страдания людей! Режет серп тяжелые колосья Как под горло режут лебедей. Наше поле.

Анализ стихотворения Есенина “Песнь о собаке” Сергей Есенин неоднократно признавался в том, что животных любит гораздо больше, чем людей. По мнению поэта, братья наши меньшие – существа более благородные и возвышенные.

“Песнь о собаке” анализ стихотворения Есенина Стихотворение “Песнь о собаке” по праву заслужило любовь тысяч читателей. Сложно оставаться равнодушными к этим строкам, которые действительно трогают сердце, вызывают щемящее чувство жалости и.

Анализ стихотворения “Песнь о собаке” Есенина Песнь о собаке (1915) “Песнь о собаке” – одно из самых пронзитель­ных в русской поэзии стихотворений о животных. Рассказана, вроде бы, вполне обыденная история о.

Анализ стихотворения С – А – Есенина “Гой ты, Русь моя родная!… – -” анализ стихотворения есенина гой Подготовка к ЕГЭ: Сочинение Анализ стихотворения С. А. Есенина “Гой ты, Русь моя родная!…..” анализ стихотворения есенина гой Стихотворение “Гой ты, Русь моя родная…” написано.

Анализ стихотворения Есенина “Берёза” Великий русский поэт написал огромное количество различных прекрасных произведений. Но с раннего детства я больше всего люблю его стихотворение “Берёза”. Это произведение было написано поэтом.

Анализ баллады “Песнь о собаке” Есенина С. А “Песнь о собаке” По жанру “Песнь о собаке” – баллада. Лиро-эпический сюжет произведения эмоционально насыщен проникновенными образами и детализированным описанием состояния собаки. Сначала она испытывает.

Анализ баллады Есенина С. А. “Песнь о собаке” По жанру “Песнь о собаке” — баллада. Лиро-эпический сюжет произведения эмоционально насыщен проникновенны­ми образами и детализированным описанием состояния соба­ки. Сначала она испытывает радость, что ощенилась.

Анализ стихотворения Есенина “Прощай, родная пуща…” Стихи Есенина, приехавшего в Петроград в 1915 году и читавшего там свои произведения Блоку, Клюеву, Городецкому и прочим известным поэтам, стали для литературного общества того.

Анализ стихотворения Есенина ВОТ ОНО, ГЛУПОЕ СЧАСТЬЕ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ С.А. ЕСЕНИНА ВОТ ОНО, ГЛУПОЕ СЧАСТЬЕ. ВОСПРИЯТИЕ, ТОЛКОВАНИЕ, ОЦЕНКА Стихотворение “Вот оно, глупое счастье…” было написано С.А. Есениным в 1918 году. Это лирическое размышление.

Песнь о хлебе разбор стихотворения

Автор: Есенин С. А.

Вот она, суровая жестокость, Где весь смысл – страдания людей! Режет серп тяжелые колосья Как под горло режут лебедей.

Наше поле издавна знакомо С августовской дрожью поутру. Перевязана в снопы солома, Каждый сноп лежит, как желтый труп.

На телегах, как на катафалках, Их везут в могильный склеп – овин. Словно дьякон, на кобылу гаркнув, Чтит возница погребальный чин.

А потом их бережно, без злости, Головами стелют по земле И цепами маленькие кости Выбирают из худых телес.

Никому и в голову не встанет, Что солома

И, из мелева заквашивая тесто, Выпекают груды вкусных яств… Вот тогда-то входит яд белесый В жбан желудка яйца злобы класть.

Все побои ржи в припек окрасив, Грубость жнущих сжав в духмяный сок, Он вкушающим соломенное мясо Отравляет жернова кишок.

И свистят, по всей стране, как осень, Шарлатан, убийца и злодей… Оттого что режет серп колосья, Как под горло режут лебедей.

Стихотворение “Песнь о хлебе” относится к позднему творчеству Есенина, точная дата его написания неизвестна. По мнению большинства исследователей,

Читайте также:  Анализ стихотворения Русь уходящая Есенина

Важнейшим мотивом для Есенина становится борьба железного с живым. Встретить его можно не только в “Песне о хлебе”. Наиболее известный пример – “Сорокоуст”.

В нем описывается эпизод погони жеребенка за поездом. Из этой сцены поэт делает неутешительный для себя вывод: Милый, милый, смешной дуралей, Ну куда он, куда он гонится? Неужель он не знает, что живых коней Победила стальная конница?

По убеждению Есенина, уничтожение крестьянского мира с его древними традициями может стать причиной масштабной катастрофы. В “Песне о хлебе” поэт упоминает первые ее признаки: убийц, шарлатанов и злодеев, распространившихся по всей стране.

Существует версия, что в стихотворении нашла отражение внутренняя борьба Сергея Александровича. Он переехал из родного села Константиново Рязанской губернии в Москву, не достигнув совершеннолетия. Естественно, большой город оказал сильнейшее влияние на состояние его души. В течение нескольких лет поэт пытался бороться с урбанистическим воздействием.

При этом Есенина часто тянуло в деревню, где становилось легче, отдыхала душа. В итоге город победил. Триумф его Сергей Александрович признал.

Так и появилась в “Песне о хлебе” тема торжества нового городского уклада над традиционным деревенским.

Стихотворение отличается яркими сравнениями. Есенин пишет о процессе получения хлеба так, как вегетарианец мог бы писать о животных, страдающих от любителей поесть мясо, поносить кожаные и меховые изделия. Снопы сопоставляются с трупами, телеги – с катафалками, овин – с могильным склепом. Мельницу поэт называет людоедкой. Два раза повторяется самое сильное в произведении сравнение – резку серпом тяжелых колосьев автор отождествляет с убийством лебедей путем перерезания им горла.

Есть мнение, что появление образов, тесно связанных со смертью, объясняется реакцией Есенина на Октябрьскую революцию и последовавшую за ней Гражданскую войну – кровавую, жестокую, братоубийственную, на момент написания стихотворения длившуюся уже около трех-четырех лет.

Три волны эмиграции русской литературы в XX веке Развитие литературы первой волны эмиграции можно разделить на два периода: 1920 – 1925 гг. – период становления литературы эмиграции, надежды на возвращение. Преобладает антисоветская, антибольшевистская тематика, ностальгия по России, гражданская.

Анализ стихотворения Некрасова Родина Стихотворение написал Николай Алексеевич Некрасов в 1846 году. В стихотворении описывается то, что видел сам автор, он просто оглянулся и увидел то, что другие в то время считали нормой. Образ.

“Смятение” анализ стихотворения Анны Ахматовой, сочинение Стихотворение Анны Ахматовой “Смятение” является отражением глубоких любовных переживаний автора. Поэтесса написала триптих в 1912 году трехсложным хореем. Его можно назвать романом-миниатюрой, ведь этом небольшом стихотворении вложено 10 лет любовного.

“Тихий Дон” как зеркало Министерства образования Литературоведение может ответить на самые разные вопросы: как сделано произведение, на какую литературную традицию оно опирается, каковы его художественная и идеологическая структура и другие. Однако существуют вопросы, на которые литературоведение.

Рахметов – характеристика персонажа Произведение: Что делать? Очень важный персонаж романа, ему посвящена глава “Особенный человек”. Сам он родом из знатной богатой семьи, но ведет аскетичный образ жизни. К моменту действия, обозначенного в романе.

Закономерности наследования. Дигибридное скрещивание Вопрос 1. Какое скрещивание называется дигибридном? Дигибридное скрещивание – это тип скрещивания, при котором прослеживают наследование двух пар альтернативных признаков. Вопрос 2. Сформулируйте закон независимого наследования. Для каких аллельных пар.

Ася – характеристика персонажа Произведение: Ася Это молодая девушка, живущая одном германском городишке со своим братом Гагиным. Рожденная от отца-дворянина и матери-служанки, она выделялась среди своего окружения диким, самобытным нравом, умом, эмоциональностью, порывистостью. “Ася.

Захар – характеристика персонажа Произведение: Обломов Захар – слуга Обломова. Это “пожилой человек, в сером сюртуке, с прорехою под мышкой…с голым, как колено, черепом и с необъятно широкими густыми русыми с проседью бакенбардами…” З.

Анализ стихотворения Лермонтова Я не унижусь пред тобою Михаил Лермонтов – молодой парень, который уже тогда начал писать свои красивые стихи и также писать произведения в прозе. Тогда шел 1830 год. Лермонтов познакомился с красивой девушкой, которую звали.

Лев Николаевич Толстой – биография. Краткое изложение текста Лев Николаевич Толстой – граф, русский писатель, член-корреспондент , почетный академик Петербургской АН. Родился 9 сентября 1828 года. “Юный Лев Толстой пробыл в Москве менее четырех лет. В июле 1837.

Сочинение на тему Образование будущего рассуждение Какой же будет система образования будущего? По моему мнению, она будет глобальной. Любой ученик сможет получать качественное образование независимо от того, где он живет. Африканские школьники станут на ровне с.

Гуманно-особистісна технологія Ш. О. Амонашвілі Ш. О. Амонашвілі – академік, видатний діяч сучасної педагогіки, науковий керівник Всеукраїнського Центру Гуманної Педагогіки. Розробив і втілив у своїй експериментальній школі педагогіку співробітництва, особистісний підхід, оригінальні методики навчання мові.

Барселона-лучшая команда Европы! Барселона – лучшая команда Европы! В упорной борьбе Барселона одолела Манчестер Юнайтед. Награда ей – Кубок чемпионов! И все-таки нет. Все недоброжелатели Барселоны и те, кому стала надоедать гегемония этой.

Сочинение Что такое подвиг Подвигом считается поступок выше своих возможностей. Когда стараешься до последнего и делаешь выше своего придела. Подвигом считают поистине героические поступки. Мало кто, за всю свою жизнь способен на такое геройство.

Сочинение на тему В чем смысл жизни человека Смысл человеческой жизни – понятие больше философское, нежели логическое. Каждый человек на земле уникален – он личность. И как личность, он обладает набором свойственных только ему качеств, которые формируют его.

Сочинение-рассуждение на тему Роль учителя в жизни ученика Оценить количество потраченных сил и нервов в работе учителя, не сможет ни один ученик. Не побывав на месте педагога, невозможно понять степень сложности данной профессии. Когда перед учителем сидит класс.

“Валерик” анализ стихотворения Лермонтова Стихотворение “Валерик” написано Михаилом Лермонтовым во время второй кавказской ссылки в 1840 году. Спустя три года оно впервые было напечатано в альманахе “Утренняя заря”. В произведении описано сражение на речке.

“Эхо” анализ стихотворения Александра Пушкина История создания Стихотворение “Эхо” написано в 1831 г. и напечатано в альманахе “Северные цветы” за 1832 год. Пушкин осенью 1831 г. жил с женой в Царском Селе, где они пережидали.

“Молитва ” анализ стихотворения Лермонтова, сочинение Стихотворение “Молитва” – “Не обвиняй меня, Всесильный…”- относится к раннему периоду творчества Лермонтова и датируется 1829 годом. Автору на тот момент было всего 15 лет. В стихотворении используется перекрестная рифма.

Джордж Гордон Байрон . Биография Величественным монументом возвышается фигура Дж. Г. Байрона над культурной жизнью начала XIX в. Каких только восторженных надписей не оставили на нем современники этого столетия! Гениальный Художник и самоотверженный борец за.

Сейчас вы читаете: Песнь о хлебе разбор стихотворения

Стихотворение “Песнь о хлебе” Есенин Сергей Александрович

Вот она, суровая жестокость,
Где весь смысл — страдания людей!
Режет серп тяжелые колосья
Как под горло режут лебедей.

Наше поле издавна знакомо
С августовской дрожью поутру.
Перевязана в снопы солома,
Каждый сноп лежит, как желтый труп.

На телегах, как на катафалках,
Их везут в могильный склеп — овин.
Словно дьякон, на кобылу гаркнув,
Чтит возница погребальный чин.

А потом их бережно, без злости,
Головами стелют по земле
И цепами маленькие кости
Выбирают из худых телес.

Никому и в голову не встанет,
Что солома — это тоже плоть.
Людоедке-мельнице — зубами
В рот суют те кости обмолоть

И, из мелева заквашивая тесто,
Выпекают груды вкусных яств…
Вот тогда-то входит яд белесый
В жбан желудка яйца злобы класть.

Все побои ржи в припек окрасив,
Грубость жнущих сжав в духмяный сок,
Он вкушающим соломенное мясо
Отравляет жернова кишок.

И свистят, по всей стране, как осень,
Шарлатан, убийца и злодей…
Оттого что режет серп колосья,
Как под горло режут лебедей.

Еще стихотворения:

Песнь об огне Люблю смотреть в огонь камина, Хотя камина нет в помине, Как такового. Есть огонь — Воспоминаний красный конь. Он дышит алыми ноздрями, В зрачки пожаристо свистит, Как Ольга некогда древлянам.

Баллада о мечах и хлебе За синим морем — корабли, За синим морем — много неба. И есть земля — И нет земли, И есть хлеба — И нету хлеба. В тяжелых лапах короля Зажаты.

Я не любим никем! Пустая осень! Я не любим никем! Пустая осень! Нагие ветки средь лимонной мглы; А за киотом дряхлые колосья Висят, пропылены и тяжелы. Я ненавижу полумглу сырую Осенних чувств и бред гоню, как.

Серп луны под тучкой длинной Серп луны под тучкой длинной Льет полночный слабый свет. Над безмолвною долиной — Темной церкви силуэт. Серп луны за тучкой тает,- Проплывая, гаснет он. С колокольни долетает, Замирая, сонный звон.

Вспахал бы всю Вспахал бы всю, Когда бы разрешили, И даже там, Где древний был погост. …Живу мечтой: На собственной могиле Воскреснуть и подняться Во весь рост. Не мраморным подняться, Не гранитным. Держа.

Тюмень, да теща Тюмень, да теща, да Марьина Роща. А не приелась ли вам солома, та самая, что дома едома? Не тянет ли вас поглядеть на девчонок с косыми коленками из-под юбчонок на.

Природа плачет по тебе Природа плачет по тебе, как может плакать лишь природа. Я потерял тебя теперь, когда лечу по небосводу Своей поэзии, где врать уже нельзя, как солнце выкупать, где звезды камнем не.

Летний сад Летний сад сквозит, как воздух, емкий, понабрался статуй и людей. На пруду с зеленою каемкой подают здесь свежих лебедей. Без лица, но чем-то длинноглаза, как впервые вышедшая в мир, в.

Стихи из романа «Козлиная песнь «1» Где вы оченьки, где вы светлые. В переулках ли, темных уличках Разбежалися, да повернулися, Да кровавой волной поперхнулися. Негодяй на крыльце Точно яблонь стоит, Вся цветущая, Не погиб он.

Главы из «Благонамеренной поэмы». Песнь первая Слава нам! В поганой луже Мы давно стоим, И чем далее, тем хуже Мы себя грязним! Конрад Лилиеншвагер 3 «Велика и обильна родная земля» — Мы читали из школьных тетрадок;.

Когда в печи Когда в печи Большого дома В рождественские холода Горит ячменная солома, А не дрова горят, Тогда Истопникам Не счесть терзаний. Чтоб стало в доме том теплей, Вгоняют в мыло лошадей.

Как пахнет липой и сиренью Как пахнет липой и сиренью как золотеет серп луны! Неторопливо, тень за тенью, подходят сумерки весны. Я возвращаюсь, молодею, мне прошлого не превозмочь! Вплывает в узкую аллею незабываемая ночь. И.

Читайте также:  Анализ стихотворения Шаганэ ты моя Шаганэ Есенина

Спасите наши души Уходим под воду В нейтральной воде. Мы можем по году Плевать на погоду, А если накроют — Локаторы взвоют О нашей беде: Спасите наши души! Мы бредим от удушья. Спасите.

Песнь правде Князю Дмитрию Владимировичу Голицыну Луч божественнаго света, Отблеск истины святой, Разум воли, дух совета, Покланяюсь пред тобой! Правда! где ты возсияла, Та блаженствует страна; Жизни райской там начала, Жизни вечной.

Падение Фаэтона. Баснословная повесть. Песнь 3 Баснословная повесть Его высокопревосходительству милостивому государю Николаю Семеновичу Мордвинову в знак глубочайшего почтения и преданности посвящает сочинительница. ПЕСНЬ 3 Бегущи звезды в понт Гоня от солнечного взора, Уже дщерь Солнцева.

Анализ стихотворения С. А. Есенина «Песнь о собаке». (Методическая разработка по литературе.)
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Для внеклассного чтения в 5 классе было выбрано стихотворение С.Есенина “Песнь о собаке”, так как оно способствует процессу духовного развития, формированию нравственных ценностей; помогает учащимся понять удивительную красоту стихотворения; увидеть, услышать мир, созданный Есениным в «Песни о собаке», прививает любовь к животным.

Скачать:

ВложениеРазмер
s.a.esenin._pesn_o_sobake.doc217 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Озерницкая ООШ

Анализ стихотворения С. А. Есенина «Песнь о собаке». (Методическая разработка по литературе.)

Выполнила: Гудовщикова Альбина Ивановна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ Озерницкая ООШ Слободского района

Анализ стихотворения С. А. Есенина «Песнь о собаке». (Урок внеклассного чтения в 5 кл.)

Голубые её глаза,…

Соловьёв её голоса…

  • Образовательная – провести детальный анализ стихотворения, опираясь на задания и вопросы; способствовать потребности читать внимательно и вдумчиво лирические произведения.
  • Развивающая – создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков обобщения, развитию речевых навыков.
  • Воспитательная – способствовать процессу духовного развития, формированию нравственных ценностей; помочь учащимся понять удивительную красоту стихотворения; увидеть, услышать мир, созданный Есениным в «Песни о собаке», прививать любовь к животным.

Оборудование: портрет поэта; выставка книг стихов С. А. Есенина; иллюстрации к его стихам, стихотворение «Песнь о собаке».

Дома учащиеся читали стихотворение и по желанию учили его наизусть.

Слово учителя . Ребята, сегодня на уроке внеклассного чтения мы проведём с вами анализ стихотворения С.Есенина «Песнь о собаке», которое вы прочитали дома. Я думаю, что оно никого не оставило равнодушным. Наверное, вы плакали вместе с собакой над её горем. Я думаю, что вы никогда не поступите так, как поступил хозяин собаки. Вы согласны со мной?

Дети. Да, нам жалко собаку и её щенков. Мы никогда не поступим так, как поступил хозяин. Мы будем заботиться о братьях наших меньших, ведь они такие беззащитные.

Затем учитель предлагает учащимся по желанию прочитать наизусть стихотворение. После прочтения класс вместе с учителем начинает его анализировать по строфам и по ходу урока заполнять таблицу, которая заранее приготовлена на доске вместе с темой. Это позволит избежать голой умозрительности в разговоре с пятиклассниками и поможет им, ведя по ходу урока записи, наглядно представить себе, как меняется мир есенинского стихотворения от строфы к строфе, как происходит движение в нём.

Утром в ржаном закуте,

Где златятся рогожи в ряд,

Семерых ощенила сука,

Рыжих семерых щенят.

Яркий, ласковый свет золотого солнца,

освещающий закут. Златящиеся рогожи.

Рыжий цвет (цвет солнца, цвет огня)

– Ребята, какое значение придаёт поэт такому, казалось бы, маловажному событию, как рождение щенков?

– Щенки появляются на свет утром, когда мир находится под защитой сил света и добра. Мир как бы замер перед свершившимся чудом: приходом в мир семерых новых жизней. А само число семь, как известно по сказкам, является счастливым.

– Золотой цвет солнца, рыжий цвет щенят- всё это подчёркивает высоту происшедшего.

– Рождение- это всегда торжество сил света, тепла, плодородия.

– Вся обстановка появления щенков сулит им счастливую, благополучную, сытую жизнь. Об этом говорит плодородная символика ржи: «ржаной закут», в котором ощенилась собака.

До вечера она их ласкала,

И струился снежок подталый

Под тёплым её животом.

Постепенное уменьшение света Лёгкое шуршанье, (день переходит в вечер). Белый ласковое журчание воды.

снег тает, превращаясь в

– Порадовавшись вместе с матерью чуду рождения, мир как бы «приглушил» яркий свой свет, давая счастливой матери насладиться в одиночестве своим материнством. Почему поэт обращает наше внимание на такую поэтическую деталь, как «тёплый живот» собаки?

– Отдыхает счастливая мать-собака от пережитых страданий. Всё позади, выносила она в «тёплом животе» своих детей, и сейчас они лежат, прижавшись к животу родившей их, возле которого им тепло и нестрашно.

А вечером, когда куры

Вышел хозяин хмурый,

Семерых всех поклал в мешок.

Тьма, мрак (вечер), Куры молчат. Шаги хозяина.

– «А вечером…» – наступило время господства над миром сил тьмы, зла и разрушения. «Утром» в мире царили свет, тепло, жизнь. Сейчас не их время. И молчат до поры до времени петухи, от крика которых утром в страхе бегут с поля битвы за владычество над миром силы мрака. Быстры и деловиты действия вошедшего («вышел», «поклал») хозяина – «хмурого», подобного туче, заслонившей от нас солнце. Одна из злых сил мира – туча – вызывала у наших предков – древних славян ассоциацию с «мешком», в который прячут по ночам украденное или завоёванное солнце. «Рыжие», как солнце щенята, брошены в тёмный, душный мешок. Мир молчит. Может, от сознания своей вины или стыда за свою беспомощность? Как вы думаете, ребята?

– Да, мы согласны с таким выводом.

По сугробам она бежала,

Поспевая за ним бежать…

И так долго, долго дрожала

Воды незамёрзшей гладь.

Белый цвет сугробов. Шорохи, дыхание собаки.

Стальной отлив воды

– Почему в этой строфе стихотворения нет описания самого события?

– Всё происходящее здесь показано глазами собаки, и она не успела увидеть гибель своих детей.

– Случившееся было непредсказуемым для собаки, она даже не успела понять, что произошло.

– Однако «долго, долго» дрожала гладь воды. Ведь это значит, что долго, долго собака стояла и смотрела на вздрагивавшую воду, скрывавшую от неё детей. А человек убил и спокойно пошёл домой. Для него то, что он только что сделал, обыденный житейский факт, мелочь, на которой не стоит задерживать внимание. Может, поэтому и не говорится ни слова о том, как погибли щенята?

– Может быть, Есенин не рассказал нам об этом, чтобы люди не знали даже, как это делается, чтобы не совершали сами такого зла.

А когда чуть плелась обратно,

Слизывая пот с боков,

Показался ей месяц над хатой

Одним из щенков.

На тёмном небе – месяц Негромкие. Может, собака

(может быть, рыжий, как прислушивается, замерла

часто бывает в есенинских в ожидании подтверждения

стихах: «рыжий месяц своей догадки?

– Что позволило собаке принять месяц за своего щенка, будто бы оставшегося в живых?

– То, о чём уже говорилось: цвет.

– Форма: месяц может напоминать свернувшегося в комочек щенка.

В синюю высь звонко

Глядела она, скуля,

А месяц скользил тонкий

И скрылся за холм в полях.

Синий цвет небесной выси. Скулящий (здесь важно

(Синий – сияющий, вместо слово «звонко», чуть

былой черноты!) позже остановимся на нём)

Блеск (золотистый? серебристый?) голос собаки.

скользнувшего за холм месяца. Затем внезапное

Чернота, наступившая после разочарованное молчание.

– На некоторое время мир обрёл звонкость и цвета, и звука. Озарило будто бы его на мгновение сияние. Но обманул, «скрылся» месяц – солнце не нашего мира, мира нежити и покойников.

И глухо, как от подачки,

Когда бросят ей камень в смех,

Покатились глаза собачьи

Золотыми звёздами в снег.

Белый цвет снега, поглотивший Возможно, тонкий звук

падающие в него «золотые» падающих «золотых

Чернота, мрак нависшей Но снег заглушает его.

над землёй ночи.

– Теперь становится понятно звучавшее ранее «звонко». На мгновение мир снова стал красочным и звучным, но окончательно утратил их, когда обманутой оказалась надежда собаки на то, что хотя бы одно её дитя живо.

А теперь подведём итог нашим раздумьям. Как же реагирует мир на то, что произошло в нём?

– Мы видим удивительную торжественность, с которой мир встречает появление новых жизней в нём. Радуются вместе с матерью силы света, переживая чудо рождения.

– Ещё раз с грустью уверяемся, как постепенно мир теряет свои краски, свой свет; как молчит он, стыдясь своей беспомощности перед силами зла.

– Какой радостью, всполохом цвета и света блеснул перед нами мир в шестой строфе и как вместе с золотыми звёздами ушли из мира звуки, свет, цвет, а вместе с ним и жизнь.

– В чёрно-белое беззвучие погрузился мир. У древних славян белый снег – смертное покрывало земли зимой.

– А сейчас, ребята, поговорим об удивительном образе стихотворения – «золотых звёздах»…

Покатились глаза собачьи

Золотыми звёздами в снег.

Как же понять эти строки?

– Среди поверий наших предков есть такое утверждение, что звёзды, горящие на небе, – души людей, живущих на земле. Когда падает, скатывается по небосклону звезда – умирает человек…

– Но при чём тут тогда собака?

– В том мире, который создал в своих стихах Сергей Есенин, всё живое равноправно. В его мире одинаковую ценность имеет любая жизнь: животного ли, растения ли, человека ли.

– Я совершенно с вами, ребята, согласна. Однажды поэт сказал о своём понимании мира так: «Все мы яблони и вишни одного голубого сада. Всё от древа». О каком древе идёт речь?

– Да, действительно, существует древо жизни. Это прародитель всего сущего на земле.

– Вы правы, ребята. Если все мы – дети единого древа жизни: и растения, и животные, и люди,- то горе собаки, потерявшей своих щенков,- это горе матери, это трагедия ничуть не меньшего масштаба, чем человеческая. И весь мир со смертью хотя бы одного существа теряет часть себя. И скорбит об утрате.

Ребята, мы с вами проанализировали стихотворение по строфам, и я предлагаю вам раскрасить таблицу. Это сделает картину мира стихотворения ещё более ощутимой, зримой.

Ссылка на основную публикацию