Анализ стихотворения Песнь о собаке Есенин 6 класс

«Песнь о собаке», анализ стихотворения Есенина

Стихотворение «Песнь о собаке» по праву заслужило любовь тысяч читателей. Сложно оставаться равнодушными к этим строкам, которые действительно трогают сердце, вызывают щемящее чувство жалости и грусти. Сергей Есенин любил животных и умел выразить свои чувства в незамысловатых, запоминающихся, удивительно ярких строках.

Стихотворение было написано в 1915-м году, а опубликовали произведение впервые только в 1919-м году. В газете «Советская страна» вышло это неординарное произведение Есенина, которое сразу стало известным. Поэт сам читал стихотворение со слезами на глазах, в нём он рассказывал о своём отношении к природе, животным, которые беззащитны перед человеком, полностью отданы на его волю. Большое впечатление это стихотворение, чтение Есенина произвело в своё время на Горького. Он отметил, что Сергей Есенин будто создан природой специально, чтобы выразить любовь ко всему живому, милосердие.

Жанр, литературное направление

«Песнь о собаке» написана в жанре лирического стихотворения. Автор говорит с читателями доверительно, рассказывает им эту историю, которая так поразила его самого. Лирический герой и автор здесь едины. Сергей Есенин и сам неоднократно отмечал, говорил в беседах и писал в стихах, что он очень любит «всякое зверьё». В данном произведении это чувство нашло удивительное воплощение.

Средства художественной изобразительности используются яркие, неординарные. Мы видим литературные приёмы, которые применялись имажинистами, когда слог был броским, запоминающимся, образы и символы отличались повышенной экспрессивностью. Такой стиль делает стихотворение максимально лёгким для восприятия, при этом забыть чёткие символы, образы практически невозможно.

Интересно, что именно для такой трогательной истории как нельзя лучше подошёл неординарный слог имажинизма.

Тема и сюжет стихотворения

Основной темой стихотворения становится проблема отношений к животным, уязвимость и беззащитность живых существ, которые находятся полностью во власти людей, далеко не всегда добрых к ним. Сергей Есенин очень нежно пишет о собаке, родившей семерых щенят, рассказывает о трагедии этой матери, оставшейся без любимых детей. Когда мы читаем песнь о собаке, животное действительно вызывает настолько глубокие чувства, будто речь идёт о человеке.

Данное произведение имеет чётко прослеживающийся сюжет, логически развивающийся на протяжении всего стихотворения. В первой строфе поэт говорит о радостном утре, когда на фоне золотых рогожек разворачивается картина счастливой жизни собаки. Она ощенила семерых щенят. Затем мы узнаём, что собака уже любит своих детей: она ласкает их целый день, до самого вечера. Однако вечером приходит мрачный хозяин и кладёт всех семерых кутят в мешок. В четвертой строфе читатели не видят самого факта убийства, однако всё и так ясно. Собака бежит за хозяином, а потом мешок с её щенками тонет в воде. Затем она идёт обратно, а месяц над хатой, такой же золотистый и нежный, кажется ей одним из её щенков. Собака воет в небо, месяц скрывается от неё за холмами. Даже этот образ щенка она не может больше видеть. Заканчивается «Песнь о собаке» известными строками: «Покатились глаза собачьи золотыми звёздами в снег».

Композиция, рифма и размер

Сюжет развивается в стихотворении последовательно, композиция линейная. Написано произведение перекрёстной рифмой, характерной для поэта: рифмуются первая и третья строчки, вторая и четвёртая. В стихотворении семь строф по четыре строки. Написано произведение анапестом.

Художественные средства

В стихотворении «Песнь о собаке» Сергей Есенин использует различные тропы, символы, олицетворения. Слог яркий, образный, всё, что происходит в произведении, читатели могут буквально представить в картинках. Рогожи «златятся» в ржаном закуте, где ощенилась собака. Щенки у неё тоже золотистые. Эта параллель подчёркивает гармонию момента. Автор трижды подчёркивает, что щенков было семеро. Интересно, что строф в стихотворении тоже семь.

Поэт пишет, что собака ласкает щенят, «причёсывает» их языком. Трогательности придаёт уточнение, что снежок струится под животом животного, согретый теплом собаки. Однако хозяин «хмурый». Он вторгается в эту гармонию вечером и забирает всех щенят. В четвёртой строфе Есенин так описывает последнюю попытку собаки спасти щенят: «По сугробам она бежала, поспевая за ним бежать…» Повтор глагола усиливает впечатление, придаёт произведению динамизм. Затем идёт резкий переход к описанию дрожащей воды, под которой и оказался мешок с беспомощными щенками.

Собака возвращается. Читатель поражает яркий образ, легко созданный автором: животное слизывает с боков пот, уже нет сил. Собака видит месяц, ей кажется, что это один из её щенков. Животное скулит, глядя в небо, но и месяц скрывается за холмом. Собака плачет. Есенин описывает это так: глаза катятся в снег золотыми звёздами, глухо. Сложная символика воспринимается здесь моментально, поскольку читатели уже полностью погружены в происходящее.

Анализ стихотворения С.А.Есенина “Песнь о собаке”

Данная презентация – проект ученика 6 р1 класса Тарасова Ярослава по теме “С.А.Есенин о “братьях наших меньших”. Работа может быть использована на уроке литературы в 6 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
analiz_stikhotvoreniya_esenina_pesn_o_sobake.pptx2.39 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

«Песнь о собаке», анализ стихотворения Есенина Выполнил : Тарасов Ярослав 6р1 класса.

Стихотворение «Песнь о собаке» по праву заслужило любовь тысяч читателей. Сложно оставаться равнодушными к этим строкам, которые действительно трогают сердце, вызывают щемящее чувство жалости и грусти. Сергей Есенин любил животных и умел выразить свои чувства в незамысловатых, запоминающихся, удивительно ярких строках.

Стихотворение было написано в 1915-м году, а опубликовали произведение впервые только в 1919-м году. В газете «Советская страна» вышло это неординарное произведение Есенина, которое сразу стало известным. Поэт сам читал стихотворение со слезами на глазах, в нём он рассказывал о своём отношении к природе, животным, которые беззащитны перед человеком, полностью отданы на его волю. Большое впечатление это стихотворение, чтение Есенина произвело в своё время на Горького . Он отметил, что Сергей Есенин будто создан природой специально, чтобы выразить любовь ко всему живому, милосердие.

Жанр, литературное направление «Песнь о собаке» написана в жанре лирического стихотворения. Автор говорит с читателями доверительно, рассказывает им эту историю, которая так поразила его самого. Лирический герой и автор здесь едины. Сергей Есенин и сам неоднократно отмечал, говорил в беседах и писал в стихах, что он очень любит «всякое зверьё». В данном произведении это чувство нашло удивительное воплощение.

Жанр, литературное направление Средства художественной изобразительности используются яркие, неординарные. Мы видим литературные приёмы, которые применялись имажинистами, когда слог был броским, запоминающимся, образы и символы отличались повышенной экспрессивностью. Такой стиль делает стихотворение максимально лёгким для восприятия, при этом забыть чёткие символы, образы практически невозможно. Интересно, что именно для такой трогательной истории как нельзя лучше подошёл неординарный слог имажинизма .

Тема и сюжет стихотворения Основной темой стихотворения становится проблема отношений к животным, уязвимость и беззащитность живых существ, которые находятся полностью во власти людей, далеко не всегда добрых к ним. Сергей Есенин очень нежно пишет о собаке, родившей семерых щенят, рассказывает о трагедии этой матери, оставшейся без любимых детей. Когда мы читаем песнь о собаке, животное действительно вызывает настолько глубокие чувства, будто речь идёт о человеке.

Тема и сюжет стихотворения Данное произведение имеет чётко прослеживающийся сюжет, логически развивающийся на протяжении всего стихотворения. В первой строфе поэт говорит о радостном утре, когда на фоне золотых рогожек разворачивается картина счастливой жизни собаки. Она ощенила семерых щенят. Затем мы узнаём, что собака уже любит своих детей: она ласкает их целый день, до самого вечера. Однако вечером приходит мрачный хозяин и кладёт всех семерых кутят в мешок. В четвертой строфе читатели не видят самого факта убийства, однако всё и так ясно. Собака бежит за хозяином, а потом мешок с её щенками тонет в воде. Затем она идёт обратно, а месяц над хатой, такой же золотистый и нежный, кажется ей одним из её щенков. Собака воет в небо, месяц скрывается от неё за холмами. Даже этот образ щенка она не может больше видеть. Заканчивается «Песнь о собаке» известными строками: «Покатились глаза собачьи золотыми звёздами в снег» .

Композиция, рифма и размер Сюжет развивается в стихотворении последовательно, композиция линейная. Написано произведение перекрёстной рифмой, характерной для поэта: рифмуются первая и третья строчки, вторая и четвёртая. В стихотворении семь строф по четыре строки. Написано произведение анапестом.

Художественные средства В стихотворении «Песнь о собаке» Сергей Есенин использует различные тропы, символы, олицетворения. Слог яркий, образный, всё, что происходит в произведении, читатели могут буквально представить в картинках. Рогожи «златятся» в ржаном закуте, где ощенилась собака. Щенки у неё тоже золотистые. Эта параллель подчёркивает гармонию момента. Автор трижды подчёркивает, что щенков было семеро. Интересно, что строф в стихотворении тоже семь.

Поэт пишет, что собака ласкает щенят, «причёсывает» их языком. Трогательности придаёт уточнение, что снежок струится под животом животного, согретый теплом собаки. Однако хозяин «хмурый» . Он вторгается в эту гармонию вечером и забирает всех щенят. В четвёртой строфе Есенин так описывает последнюю попытку собаки спасти щенят: «По сугробам она бежала, поспевая за ним бежать…» Повтор глагола усиливает впечатление, придаёт произведению динамизм. Затем идёт резкий переход к описанию дрожащей воды, под которой и оказался мешок с беспомощными щенками.

Собака возвращается. Читатель поражает яркий образ, легко созданный автором: животное слизывает с боков пот, уже нет сил. Собака видит месяц, ей кажется, что это один из её щенков. Животное скулит, глядя в небо, но и месяц скрывается за холмом. Собака плачет. Есенин описывает это так: глаза катятся в снег золотыми звёздами, глухо. Сложная символика воспринимается здесь моментально, поскольку читатели уже полностью погружены в происходящее.

Вывод: Ребята, заботьтесь о животных: они тоже все чувствуют !

Анализ стихотворения Есенина Песнь о собаке

Анализ стихотворения «Песнь о собаке» Есенина

Песнь о собаке (1915)

«Песнь о собаке» — одно из самых пронзитель­ных в русской поэзии стихотворений о животных. Рассказана, вроде бы, вполне обыденная история о том, как утопили щенков. Для Сергея Есенина, вы­росшего в деревне, картина хорошо знакомая — в обычае топить щенков деревенские люди не видели ничего плохого. Но эта история рассказана так, что читатель не может не сочувствовать любящему и страдающему живому существу.

Начинается стихотворение радостно. В первой строфе нарисована трогательная картина материн­ского счастья собаки. Здесь нет сентиментальных слов и фраз — всё просто названо своими именами: «Семерых ощенила сука, / Рыжих семерых щенят». Она вылизывала своих детёнышей, и «Струился сне­жок подталый / Под тёплым её животом».

Тёплое отношение к этому событию определяют сразу несколько выразительных средств. Во-первых, это метафора златятся рогожи — на рогожах золо­того цвета (жёлтого, радостного) родились щенята. Во-вторых, это ласковый звук л, который звучит всё время (златятся; ласкала; струился; подталый). С помощью лексического повтора: «Семерых ощенила сука, / Рыжих семерых щенят», — показана радость собаки. Ну и, конечно же, уменьшительное — сне­жок, а также эпитет — тёплый живот.

Первая и вторая строфы проникнуты нежностью. Ничто не предвещает беду. И единственная тревож­ная нотка: «До вечера она их ласкала…». Собаке удалось повозиться со своими детьми только один день. В следующей строфе тревога нарастает стре­мительно, появляется строчка с нагромождением согласных: «Семерых всех поклал в мешок». Эпитет хмурый (хозяин) усиливает тревожное впечатление. Использование просторечного слова поклал под­чёркивает ощущение, что хозяин совершает при­вычное дело.

А в следующей строфе автор использует очень сильный приём — фигуру умолчания. Самая страш­ная сцена опущена — она скрыта за многоточием. Просто долго дрожит вода на месте падения мешка со щенками. Лексический повтор «бежала» — «бежать» передаёт состояние матери-собаки.

Есенин так и не допустил в своё стихотворение никаких сентиментальностей — он рассказывает о случившейся трагедии обычными словами, не окра­шенными эмоционально. Именно поэтому такими убедительными, а не метафоричными выглядят дальнейшие события: собака-мать принимает «ме­сяц над хатой» за одного из своих щенков. Собака обращается со своей болью «в синюю высь». Плач собаки показан с помощью повторяющихся гласных звуков: и, ю, о, у:

В синюю высь звонко Глядела она, скуля…

Образ месяца, привычного символа ночи, усиливает трагическую тональность строфы. Действие проис­ходит сразу в двух измерениях — в бытовом и в кос­мическом, потому что нарушена гармония Мира.

Вся жестокость совершившегося сконцентрирована в последней строфе стихотворения — показано не собачье, а вселенское горе:

И глухо, как от подачки,

Когда бросят ей камень в смех, Покатились глаза собачьи Золотыми звёздами в снег.

Искренность и сила поэтической выразительности Есенина так велики, что горе одного живого существа в этом стихотворении разрастается до вселенских масштабов. При этом каждый из читателей ощуща­ет не только горе собаки, но и переживания автора.

Стихотворение написано разносложной стопой с ударением на разных слогах.

Здесь искали:
  • песнь о собаке анализ
  • песнь о собаке есенин анализ
  • помогите пожалуйста по литературе 5 класс небольшой рассказ песть о собаке есенина

Анализ стихотворения «Песнь о собаке»

«Песнь о собаке» — одно из самых пронзительных в русской поэзии стихотворений о животных.
Рассказана, вроде бы, вполне обыденная история о том, как утопили щенков. Для Сергея Есенина, выросшего в деревне, картина хорошо знакомая — в обычае топить щенков деревенские люди не видели ничего плохого. Но эта история рассказана так, что читатель не может не сочувствовать любящему и страдающему живому существу.

Начинается стихотворение радостно. В первой строфе нарисована трогательная картина материнского счастья собаки. Здесь нет сентиментальных слов и фраз — всё просто названо своими именами: «Семерых ощенила сука, / Рыжих семерых щенят». Она вылизывала своих детенышей, и «Струился снежок подталый / Под тёплым её животом». Тёплое отношение к этому событию определяют сразу несколько выразительных средств. Во-первых, это метафора златятся рогожи — на рогожах золотого цвета (жёлтого, радостного) родились щенята. Во-вторых, это ласковый звук л, который звучит всё время (златятся; ласкала; струился). С помощью лексического повтора: «Семерых ощенила сука, / Рыжих семерых щенят », — показана радость собаки. Ну и, конечно же, уменьшительное — снежок, а также эпитет — тёплый живот. Первая и вторая строфы проникнуты нежностью. Ничто не предвещает беду. И единственная тревожная нотка: «До вечера она их ласкала … ».

Собаке удалось повозиться со своими детьми только один день. В следующей строфе тревога нарастает стремительно, появляется строчка с нагромождением согласных: «Семерых всех поклал в мешок». Эпитет хмурый (хозяин) усиливает тревожное впечатление. Использование просторечного слова поклал подчёркивает ощущение, что хозяин совершает привычное дело.

А в следующей строфе автор использует очень сильный приём — фигуру умолчания. Самая страшная сцена опущена — она скрыта за многоточием. Просто долго дрожит вода на месте падения мешка со щенками. Лексический повтор «бежала» — «бежать» передаёт состояние матери-собаки. Есенин так и не допустил в своё стихотворение никаких сентиментальностей — он рассказывает о случившейся трагедии обычными словами, не окрашенными эмоционально. Именно поэтому такими убедительными, а не метафоричными выглядят дальнейшие события: собака-мать принимает «месяц над хатой» за одного из своих щенков. Собака обращается со своей болью «в синюю высь». Плач собаки показан с помощью повторяющихся гласных звуков: и, ю, о, у:

в синюю высь звонко
Глядела она, скуля …
Образ месяца, привычного символа ночи, усиливает трагическую тональность строфы. Действие происходит сразу в двух измерениях — в бытовом и в космическом, потому что нарушена гармония Мира. Вся жестокость совершившегося сконцентрирована в последней строфе стихотворения — показано не собачье, а вселенское горе:
И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звёздами в снег.
Искренность и сила поэтической выразительности Есенина так велики, что горе одного живого существа в этом стихотворении разрастается до вселенских масштабов. При этом каждый из читателей ощущает не только горе собаки, но и переживания автора. Стихотворение написано разносложной стопой с ударением на разных слогах.

Мастер- класс по стихотворению С. Есенина “Песнь о собаке”

1.Знакомство с анималистической лирикой Есенина.

2.Закрепление навыков литературоведческого анализа стихотворения.

3.Развитие чувственного восприятия, ассоциативного мышления.

4.Воспитание духовности, милосердия и сострадания к животным, непримиримого отношения к жестокости, беспощадному истреблению животных.

1.”Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими горстями сокровищ его души”,- писал А. Толстой. Действительно, это так. И великие художники- всегда гуманисты. Они взывают к милосердию людей. Так Есенин наполнил свою лирику милосердием к животным.

По воспоминаниям близких и знакомых поэта, Есенин с исключительной нежностью относился к животным. Случалось иногда его друзьям видеть, как Сергей Александрович, столичный денди во франтоватом костюме, заметив лошадь, уныло стоящую на улице, не стеснялся подойти к ней, обнять её запылённую морду и нежно шептать ей на ухо. Он внимательно и пытливо смотрел в её грустные глаза, задумывался о чём-то, подолгу не отвечал на шутливые вопросы друзей.

Есенин не только тосковал по дорогой его сердцу деревне. Какая-то таинственная связь соединяла его со всем животным миром.

Один из знакомых поэта рассказывал, что Есенин не мог равнодушно пройти мимо голодной собаки, обязательно останавливался, трепал её кудлатую голову, жалел, заглядывая в глаза. Если у него не было ничего съестного, заходил в ближайший гастроном, покупал кусок колбасы и отдавал бедной дворняге. Часто случалось, что за Есениным бежала целая свора в надежде на угощение.

Есенин видел в животных братьев наших меньших, очень бережно относился к ним.

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве.

И зверьё, как братьев наших меньших

Никогда не бил по голове.

“Песнь о собаке”- одно из самых известных стихотворений. Слушая мое чтение, вы можете подчёркивать, обводить понравившиеся слова, записывать свои ассоциации.

Утром в ржаном закуте,

Где златятся рогожи в ряд,

Семерых ощенила сука,

Рыжих семерых щенят.

До вечера она их ласкала,

«Песнь о собаке» С.Есенин

«Песнь о собаке» Сергей Есенин

Утром в ржаном закуте,
Где златятся рогожи в ряд,
Семерых ощенила сука,
Рыжих семерых щенят.

До вечера она их ласкала,
Причесывая языком,
И струился снежок подталый
Под теплым ее животом.

А вечером, когда куры
Обсиживают шесток,
Вышел хозяин хмурый,
Семерых всех поклал в мешок.

По сугробам она бежала,
Поспевая за ним бежать…
И так долго, долго дрожала
Воды незамерзшей гладь.

А когда чуть плелась обратно,
Слизывая пот с боков,
Показался ей месяц над хатой
Одним из ее щенков.

В синюю высь звонко
Глядела она, скуля,
А месяц скользил тонкий
И скрылся за холм в полях.

И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег.

Анализ стихотворения Есенина «Песнь о собаке»

Сергей Есенин неоднократно признавался в том, что животных любит гораздо больше, чем людей. По мнению поэта, братья наши меньшие – существа более благородные и возвышенные, их натуре присущи преданность и честность, а жестокость обусловлена не тщеславием и попыткой самоутвердится, а банальным инстинктом самосохранения. Подобные мировоззрения на тот момент не были новаторскими, и до Есенина их высказывали многие литераторы. Однако мало кому удавалось так контрастно и ярко противопоставить человека животному, как сделал это поэт в своем стихотворении «Песнь о собаке», написанном в 1915 году.

В основе сюжета этого произведения – типичная и весьма банальная история о том, как на сельском подворье ощенилась рыжая сука, а хозяин, не пожелавший возиться со щенками и решать, куда же их пристроить, попросту утопил малышей в реке. С человеческой точки зрения такой поступок. безусловно, является жестоким, однако в этот момент мало кто задумывается над тем, что и у обычной дворовой собаки тоже есть чувства, она может страдать так же сильно, как и человек.

Когда «хмурый хозяин» сложил новорожденных щенков, которых она так тщательно «причесывала языком», в мешок и понес к реке, собака бежала за ним по сугробам, а после смотрела, как «долго, долго дрожала воды незамерзшей гладь». Подчиняясь воле человека, который решил, что имеет право распоряжаться жизнями щенков, их мать не смогла смириться с потерей. Но и изменить что-либо было не в ее власти. Поэтому, еле плетясь в хлев и слизывая пот с боков, она силилась понять своим собачьим умом, почему люди, которым она служила верой и правдой, обошлись с ней так жестоко и несправедливо. Однако все, что осталось рыжей суке, так это выть на молодой месяц, который животное приняло за одного из своих щенков.

О том, что горе животного может быть таким же огромным, как у человека, свидетельствует финальная фраза стихотворения «покатились глаза собачьи золотыми звездами в снег». Вся жизнь этого животного – это подачка, которая, по мнению автора, больше похожа на камень, который швыряет в беззащитное существо веселящаяся людская толпа. Есенин недоумевает, почему мир настолько жесток, что любая жизнь не стоит в нем ни гроша. И в первую очередь страдают те, кто доверчив и не может себя защитить от более сильных, самоуверенных и безжалостных существ, которые именуются людьми.

Поэт неоднократно возвращался к теме неравенства между человеком и животным, опровергая саму концепцию того, что люди являются высшими созданиями. Для Есенина все живые существа были равны, и даже обычные деревья в своих произведениях он наделял разумом и чувствами. Однако автор был убежден в том, что лично ему гораздо комфортнее в обществе берез и кленов, чем в компании пьяных представителей столичного бомонда и проституток, алчных, беспринципных и лишенных тех высоких духовных качестве, которыми обладают низшие существа – животные. Кроме того, на примере обычной собаки поэт попытался показать, что люди беспощадны не только по отношению к тем, кого приручили, но и к самим себе. Они готов уничтожить каждого, кто встает у них на пути и мешает осуществлению честолюбивых замыслов. Человеческая жизнь, равно как и собачья, по мнению поэта не представляет для общества какую-либо ценность. Но если у человека все же есть возможность себя защитить, то животные лишены и этой малости. Поэтому Есенин сочувствует им гораздо больше, чем людям, и намного ближе воспринимает горе обычной дворовой собаки, чем человека.

Это стихотворение после публикации вызвало много споров и насмешек в адрес Есенина, которому критики предлагали ориентироваться в своих произведениях на впечатлительных барышень. Однако лишь некоторые литераторы смогли понять, что именно хотел поэт сказать своей «Песней о собаке», в которой попытался развеять миф о бездушности животных.

«Песнь о собаке», анализ стихотворения Есенина

Стихотворение «Песнь о собаке» по праву заслужило любовь тысяч читателей. Сложно оставаться равнодушными к этим строкам, которые действительно трогают сердце, вызывают щемящее чувство жалости и грусти. Сергей Есенин любил животных и умел выразить свои чувства в незамысловатых, запоминающихся, удивительно ярких строках.

Стихотворение было написано в 1915-м году, а опубликовали произведение впервые только в 1919-м году. В газете «Советская страна» вышло это неординарное произведение Есенина, которое сразу стало известным. Поэт сам читал стихотворение со слезами на глазах, в нём он рассказывал о своём отношении к природе, животным, которые беззащитны перед человеком, полностью отданы на его волю. Большое впечатление это стихотворение, чтение Есенина произвело в своё время на Горького. Он отметил, что Сергей Есенин будто создан природой специально, чтобы выразить любовь ко всему живому, милосердие.

Жанр, литературное направление

«Песнь о собаке» написана в жанре лирического стихотворения. Автор говорит с читателями доверительно, рассказывает им эту историю, которая так поразила его самого. Лирический герой и автор здесь едины. Сергей Есенин и сам неоднократно отмечал, говорил в беседах и писал в стихах, что он очень любит «всякое зверьё». В данном произведении это чувство нашло удивительное воплощение.

Средства художественной изобразительности используются яркие, неординарные. Мы видим литературные приёмы, которые применялись имажинистами, когда слог был броским, запоминающимся, образы и символы отличались повышенной экспрессивностью. Такой стиль делает стихотворение максимально лёгким для восприятия, при этом забыть чёткие символы, образы практически невозможно.

Интересно, что именно для такой трогательной истории как нельзя лучше подошёл неординарный слог имажинизма .

Тема и сюжет стихотворения

Основной темой стихотворения становится проблема отношений к животным, уязвимость и беззащитность живых существ, которые находятся полностью во власти людей, далеко не всегда добрых к ним. Сергей Есенин очень нежно пишет о собаке, родившей семерых щенят, рассказывает о трагедии этой матери, оставшейся без любимых детей. Когда мы читаем песнь о собаке, животное действительно вызывает настолько глубокие чувства, будто речь идёт о человеке.

Данное произведение имеет чётко прослеживающийся сюжет, логически развивающийся на протяжении всего стихотворения. В первой строфе поэт говорит о радостном утре, когда на фоне золотых рогожек разворачивается картина счастливой жизни собаки. Она ощенила семерых щенят. Затем мы узнаём, что собака уже любит своих детей: она ласкает их целый день, до самого вечера. Однако вечером приходит мрачный хозяин и кладёт всех семерых кутят в мешок. В четвертой строфе читатели не видят самого факта убийства, однако всё и так ясно. Собака бежит за хозяином, а потом мешок с её щенками тонет в воде. Затем она идёт обратно, а месяц над хатой, такой же золотистый и нежный, кажется ей одним из её щенков. Собака воет в небо, месяц скрывается от неё за холмами. Даже этот образ щенка она не может больше видеть. Заканчивается «Песнь о собаке» известными строками: «Покатились глаза собачьи золотыми звёздами в снег» .

Композиция, рифма и размер

Сюжет развивается в стихотворении последовательно, композиция линейная. Написано произведение перекрёстной рифмой, характерной для поэта: рифмуются первая и третья строчки, вторая и четвёртая. В стихотворении семь строф по четыре строки. Написано произведение анапестом.

Художественные средства

В стихотворении «Песнь о собаке» Сергей Есенин использует различные тропы, символы, олицетворения. Слог яркий, образный, всё, что происходит в произведении, читатели могут буквально представить в картинках. Рогожи «златятся» в ржаном закуте, где ощенилась собака. Щенки у неё тоже золотистые. Эта параллель подчёркивает гармонию момента. Автор трижды подчёркивает, что щенков было семеро. Интересно, что строф в стихотворении тоже семь.

Поэт пишет, что собака ласкает щенят, «причёсывает» их языком. Трогательности придаёт уточнение, что снежок струится под животом животного, согретый теплом собаки. Однако хозяин «хмурый». Он вторгается в эту гармонию вечером и забирает всех щенят. В четвёртой строфе Есенин так описывает последнюю попытку собаки спасти щенят: «По сугробам она бежала, поспевая за ним бежать…» Повтор глагола усиливает впечатление, придаёт произведению динамизм. Затем идёт резкий переход к описанию дрожащей воды, под которой и оказался мешок с беспомощными щенками.

Собака возвращается. Читатель поражает яркий образ, легко созданный автором: животное слизывает с боков пот, уже нет сил. Собака видит месяц, ей кажется, что это один из её щенков. Животное скулит, глядя в небо, но и месяц скрывается за холмом. Собака плачет. Есенин описывает это так: глаза катятся в снег золотыми звёздами, глухо. Сложная символика воспринимается здесь моментально, поскольку читатели уже полностью погружены в происходящее.

Послушать стихотворение Есенина Песнь о собаке

Анализ стихотворения Песнь о собаке Есенин 6 класс

В 6 классе – «Краткие сведения о поэте», «Пафос и тема стихотворения», «Одухотворенная природа – один из основных образов С.А.Есенина». Стихотворения: «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано…».

Материалы для изучения программных стихотворений С.А. Есенина

В помощь учителю и ученикам.

Презентация для урока по теме: “Поэт уходящей Руси”

Презентация может быть использована в качестве мультимедийного сопровождения урока литературы в 6 классе по творчеству С.А. Есенина. Содержит богатый иллюстративный материал.

Источник: Русская поэзия. Видеостихи.

Стихотворение “Разбуди меня завтра рано. ” Читает Сергей Безруков

Анализ стихотворения “Песнь о собаке”

Стихотворение С. А. Есенина «Песнь о собаке» написано в 1915 году. Это одно из самых трагических стихотворений поэта. Оно о разрушении мировой гармонии, которое происходит в обычной житейской ситуации: у собаки-матери человек отнял и утопил её детей. Для Есенина, родившегося и выросшего в деревне, картина хорошо знакомая. Ведь в обычае топить щенков деревня не видела ничего плохого.

Начало стихотворения радостное, ничто не предвещает беду:

Утром в ржаном закуте,

Где златятся рогожи в ряд,

Семерых ощенила сука,

Рыжих семерых щенят.

Показана радость собаки-матери с помощью лексического повтора «семерых», метафоры «златятся», рогожи жёлтого, как золото, цвета. Это цвет радости, улыбки, тепла. Слово «златятся» напоминает купола храма – поэт выражает мысль о святости материнства.

Во второй строфе проведена параллель между человеческим и животным миром. Вплетая в один живописный узор метафору, сравнение и олицетворение, поэт рисует картину материнской заботы о детях-щенках:

До вечера она их ласкала,

И струился снежок подталый

Под тёплым его животом.

Первая и вторая строфы проникнуты нежностью.

Но уже первая строка следующей строфы вносит ощущение предстоящей трагедии, а эпитет «хмурый» (хозяин) усиливает это ощущение. Здесь поэт использует и просторечное слово «поклал», которое подчёркивает мысль, что для хозяина это привычное занятие.

В четвёртой строфе незаконченная фраза

По сугробам она бежала,

Поспевая за ним бежать…

и лексический повтор «бежала»– «бежать» передаёт состояние матери-собаки, а олицетворением «дрожала» нарисована картина происшедшей трагедии. Возникшая интонационная пауза будто делит стихотворение на две части. Время для собаки-матери остановилось, жизнь не имеет смысла:

А когда чуть плелась обратно,

Слизывая пот с боков,

Показался месяц над хатой

Одним из её щенков.

Образ месяца – символа ночи – усиливает трагическую тональность строфы.

В следующей строфе

В синюю высь звонко

Глядела она, скуля,

А месяц скользил тонкий

И скрылся за холм в полях.

собака-мать обращается со своей болью «в синюю высь», так велико её горе. Плач собаки показан с помощью повторяющихся в строфе гласных звуков и, ю, о, у, свидетелем горя матери является месяц. Он торопится уйти, чтобы не видеть этого горя. Месяц «скользил», «скрылся»

Последняя строфа стихотворения подчёркивает вселенское горе:

И глухо, как от подачки,

Когда бросят ей камень в смех,

Покатились глаза собачьи

Золотыми звёздами в снег.

Сравнение «как от подачки», олицетворение «покатились», метафора «золотыми» передают размер трагедии. Действие происходит сразу в двух измерениях – конкретно – бытовом и космическом, а образы приобретают космический характер, потому что нарушена гармония Мира.

В семи строфах стихотворения два простых предложения, шесть сложных. Употребление сложных предложений также передаёт размер трагедии и состояние героини.

Художественное пространство от земли до неба. Оно обозначено словами «закут», «воды гладь», «синяя высь».

Художественное время показано словами «утром»(начало жизни), «до вечера» (день – жизнь), «вечером» (произошла трагедия), «в синюю высь» (ночь- смерть), «покатились глаза собачьи» – время остановилось. В стихотворении поэт развивает образ движущегося времени.

Этим стихотворением Есенин говорит, что не может быть чужой боли в мире, потому что все на земле связаны, что нельзя нарушать гармонию Мира. В единстве всего живого смысл человеческой жизни.

«Песнь о собаке»: настроение нежности и грусти от русского писателя

Меню статьи:

Есенина легко назвать поэтом, полюбившимся читателям за эмоциональные, чувственные и порой кричаще откровенные тексты. Публика полюбила и текст писателя под названием «Песнь о собаке». Литератор обладал уникальным умением: публика тепло воспринимала творения этого автора. Строки анализируемого произведения затрагивают глубочайшие чувства людей, проникая в сердце публики. Здесь смешались несколько эмоций: толика щемящей жалости, щепотка грусти, горсть нежности.

Писатель отличался любовью к животным. Поэтому Есенин отображал свое нежное отношение к животному миру в простых и понятных текстах. Этим произведениям свойственна яркость, запоминаемость, незамысловатость. Не удивительно, что творчество Есенина доступно широкой публике.

Из истории написания произведения

Творение русского писателя родилось в один из дней 1915-го года. Публикация стихотворения состоялась в 1919 году. Произведение вышло на страницах «Советской страны» – одной из ведущих газет того времени. Текст Есенина отличался неординарностью, поэтому известность к поэту пришла сразу.

Стихотворение Сергея Есенина «Гой ты, Русь, моя родная» вышло в печать в начале первой мировой войны, в 1914 году. Один из главных образов произведения – природа и родная земля. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием

Есенин декламировал свой текст самостоятельно. Чтение стиха – эмоциональное (поэт плакал во время декламации) – привлекло внимание публики. Писатель делился со слушателями своим отношением к окружающей среде, природе. Животные, как говорил поэт, предстают перед человеком беззащитными, полностью отдаваясь на волю людей. Среди слушателей писателя был и Максим Горький, который сильно впечатлился произведением поэта. Горький сказал, что природа будто нарочно создала Есенина, чтобы писатель отразил в своем творчестве любовь к окружающему миру. Есенин воспевал жизнь во всех ее проявлениях, природу и милосердное отношение к универсуму.

О жанре и литературном направлении текста

Произведение русского поэта представляет собой пример лирического текста. Автор полностью раскрывается перед читателями, доверяясь публике. Слушатели узнают об истории, которая впечатлила самого автора. В произведении отсутствует деление на автора и рассказчика или героя. Все лица в тексте едины.

Есенин прославился своей общительностью, социальной активностью. Писатель часто говорил о своей любви ко «всякому зверью». Эти эмоции удачно воплотились в тексте, посвященном собаке.

О методах художественной выразительности

Приемы имажинизма

Писатель обращается к ярким, неординарным приемам художественной выразительности. Есенин был близок к сообществу имажинистов. В этом есенинском творении встречаются типичные для имажинизма средства. Это броский слог, яркие образы, которые хорошо запоминаются, повышенная экспрессивность текста.

Стиль имажинизма максимально упрощает восприятие произведения. Текст получается ясным, легким, понятным. Есенин обращается к четким символам, запоминающимся образам. Стих невозможно выбросить из головы. Неординарность имажинизма идеально подходит для трогательного сюжета есенинского творения.

Традиционные художественные средства

Писатель обращается к различным тропам, символам, образам, олицетворениям. Есенинский слог отличается яркостью и образностью. Все события произведения читатели в прямом смысле представляют в воображении, будто кинофильм.

Символика стиха

Есенин щедро пользуется символикой цвета. Важное значение в тексте приобретает золотистый цвет. В этот оттенок окрашена рогожка, шерсть собаки и щенков, луна. Цветовая гармония воплощает идиллию момента. Есенин три раза упоминает о количестве щенков. Это значит, что число семь в произведении играет символическую роль. Щенков столько же, сколько и строф.

Символика произведения отличается сложностью. Однако читатели тут же погружаются в текст и легко воспринимают символическую и образную систему Есенина.

Экспрессивность произведения

Есенин ярко описывает настроения. Радость пронизывает сцену рождения щенков. Хозяин собаки наделяется мрачным характером. Господин вторгается со своим холодом в теплую атмосферу животного мира. Собака пытается спасти своих детей, однако попытки животного тщетны: жестокий человек оказывается сильнее слабой собаки. Есенин повторяет глагол «бежать», что добавляет трагичности картине.

Динамика текста

Произведение насыщается динамикой. Писатель использует глаголы: движение воды, бег собаки, возвращение домой и вой животного, плавание луны по небу, плач несчастной матери. Этот прием дает ощущение постоянного ритма, активности событий.

О теме произведения

Ключевая тема есенинского текста состоит в изображении отношений человека и животного. Живые существа предстают беззащитными, уязвимыми, полностью подпадающими под власть человека. Люди же не всегда проявляют доброту по отношению к животным.

В целом, люди отличаются жестокостью, грубостью, бессердечностью – даже по отношению к себе подобным.

В центре повествования находится собака. Автор очень нежно описывает животное, у которого родилось семь щенков. Но люди забрали щенков у матери.

«Письмо к женщине» – знаковое произведение для творчества Сергея Есенина. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием

Поэт трогательно изображает горе матери, лишившейся потомства. Автор повествует о животном так, как написал бы о чувствах человека. Собака наделяется чувствами людей. Родственность ситуаций, эмоций, страданий заставляет читателя сопереживать животному. Текст поднимает в душе читателя бурю глубочайших эмоций.

О сюжете есенинского творения

Чудо рождения

В тексте четко прослеживается сюжетная линия. Есенин логически развивает сюжет по мере приближения конца текста. Первая строка изображает радостное утро.

Есенин вспоминает о золотых рогожках, о жизнерадостной атмосфере. Эта атмосфера является фоном жизни счастливого животного. У собаки недавно родилось семеро щенков.

Утром в ржаном закуте,
Где златятся рогожи в ряд,
Семерых ощенила сука,
Рыжих семерых щенят…

Собачьи чувства

Поэт ярко описывает эмоции животного, отношение собаки-матери к новорожденным щенкам.

Собака ласкает щенков, любит свое потомство.

До вечера она их ласкала,
Причесывая языком,
И струился снежок подталый
Под теплым ее животом…

Тревожный вечер

Но вот наступает вечер. Собака видит мрачное и жестокое лицо хозяина, который забирает малышей.

Мужчина бросает собачат в мешок.

А вечером, когда куры
Обсиживают шесток,
Вышел хозяин хмурый,
Семерых всех поклал в мешок…

Жестокое убийство

Четвертая строфа намекает на убийство новорожденных собачек, хотя писатель не говорит об этом прямо. Несчастная мать следует по пятам за жестоким господином. Наконец, связка с собачатами погружается в водную муть. Малыши погибают. Несчастная мать плетется домой.

По сугробам она бежала,
Поспевая за ним бежать…
И так долго, долго дрожала
Воды незамерзшей гладь…

Образы детей

Мир блестит в лунном свете. Светило сияет золотистым цветом, напоминая матери о погибших малышах. Шерсть собачат тоже была золотистой.

А когда чуть плелась обратно,
Слизывая пот с боков,
Показался ей месяц над хатой
Одним из ее щенков…

Животное наблюдает лунное сияние и воет, пока золотистый свет не прячется за чернотой туч и ландшафта.

Темнота отбирает у матери последние образы щенков.

В синюю высь звонко
Глядела она, скуля,
А месяц скользил тонкий
И скрылся за холм в полях…

Финал

Конец произведения – это всемирно известные строки:

И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звёздами в снег.

Композиционная и стилистическая специфика произведения

Литератор использует последовательное развитие сюжета. Писатель отдает предпочтение линейной композиции. Читатель заметит в тексте характерную для автора перекрестную рифму. В целом произведение включает семь блоков, каждый блок состоит из четырех строк. При написании текста поэт использовал анапест.

Есенин Песнь о собаке

Нет такого человека, который останется равнодушным к строкам, которые предлагает к прочтению автор. Отлично подобранные слова и смысл стихотворения способны глубоко затронуть сердце и вызвать чувство жалости, грусти и тоски.

Сергей Александрович очень сильно любил животных. В его творчестве много стихов посвящено лошадям, коровам, жеребятам, собакам. Он умело описывал чувства, которые испытывал к братьям нашим меньшим. Именно поэтому в стихотворении «Песнь о собаке» строки написаны так ярко и красиво. И хотя произведение имеет незамысловатый сюжет, оно сразу западает в душу.

Песнь о собаке

Утром в ржаном закуте,
Где златятся рогожи в ряд,
Семерых ощенила сука,
Рыжих семерых щенят.

До вечера она их ласкала,
Причесывая языком,
И струился снежок подталый
Под теплым ее животом.

А вечером, когда куры
Обсиживают шесток,
Вышел хозяин хмурый,
Семерых всех поклал в мешок.

По сугробам она бежала,
Поспевая за ним бежать…
И так долго, долго дрожала
Воды незамерзшей гладь.

А когда чуть плелась обратно,
Слизывая пот с боков,
Показался ей месяц над хатой
Одним из ее щенков.

В синюю высь звонко
Глядела она, скуля,
А месяц скользил тонкий
И скрылся за холм в полях.

И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег.

История возникновения произведения

Стихотворение появилось на свет в пятнадцатом году прошлого столетия и долго пылилось на полке у автора. Он не решался показывать его публике. Опубликовать свое творение поэт решил спустя четыре года – в 19-м году. Решение на публикацию у поэта появилось спонтанно.

Прочитать стих можно было в популярной на то время газете «Советская страна». Стихотворение сразу же завоевало внимание читателей и стало очень популярным, так как отличалось своей неординарностью. Творение было переполнено чувствами. Даже сам поэт, читая вслух свое творение перед слушателями, не смог сдерживать слезы.

Есенин был очень чувствительным человеком и старался донести до читателя ту значимость человека, которую он представляет для тех, кто слабее его, кто зависит от него. Ведь животные находятся в полной власти хозяина и не могут противостоять ему, полностью подчиняясь.

Следует отметить, что не только простые читатели полюбили эти строки. Огромное впечатление от произведения получил Максим Горький. Он неоднократно хвалил Сергея Есенина и считал, что автор как будто сам создан природой, чтобы по-особенному выражать свои исключительные мысли и любовь ко всему живому. По мнению Горького, Есенин – это символ милосердия.

Особенности стихотворения

Эксклюзивное произведение Сергея Есенина «Песнь о собаке» очень лирично. Строки в стихотворении переполнены доверительностью к читателю. Автор в строках стиха преподносит особенную историю, которая когда-то случилась в реальной жизни и поразила поэта до глубины души.

Сергей Александрович многократно отмечал, что любит животных, природу и наслаждается каждым моментом при общении с ними. Но именно в этой литературной работе он описал такую печальную историю, которая показала жизнь животного в самом несчастном свете.

Стоит отметить и художественные средства, используемые в произведении. Они здесь по-особенному яркие. И хотя многие авторы работали над темой «животные», аналогов этому стихотворению просто нет.

По всему тексту используются специфические приемы, которые стали популярны у авторов-имажинистов, к которым относился и Есенин. Такой прием представляет собой вбрасывание в текст броского слога, имитирующего определенный запоминающийся образ или символ, отличающийся повышенной экспрессивностью. Такие подходы позволяют сделать произведение максимально легким для восприятия читателем, при этом в нем присутствуют разнообразные четкие символы и образы, мимо которых «пройти» попросту невозможно.

Особенно интересным считается то, что именно для этой истории подошел данный неординарный тип слога, лучше и нельзя было придумать.

Тематика и особенности сюжета в стихотворении

Главная мысль, которую хотел довести до читателей Сергей Есенин – это проблемы отношений человека и домашних питомцев. Автор в полной мере рассуждает о беззащитности животных, которые полностью подвластны воле и действиям хозяина. Эти действия не всегда несут добро, зачастую к животным относятся с пренебрежением, или вовсе издеваются.

Пример взят и показан на обычной собаке. Поэт с особенной нежностью описывает щенную суку, а также родившихся у нее щенков. Особенно скрупулёзно и с чувством автор повествует о том, как мама потеряла своих детей, которых она успела полюбить.

Следует отметить, что произведение не лишено четкого сюжета. В строках логически расставлена предоставляемая информация, поэтому постепенно отслеживаются не только мысли, но и происходящие действия.

Первые строки стихотворения «Песнь о собаке» рассказывают читателю о раннем утре, которое полно радости и счастья. Здесь описывается история счастливой суки, которая радуется появлению щенков. Мать очень ревностно выполняет свои обязанности. Она постоянно находится рядом с малышами, лаская и вылизывая их.

Все идет хорошо, но в один прекрасный момент к собаке приходит ее хозяин. Он с мрачным лицом забирает у собаки детей и кладет всех семерых щенков в мешок.

Четвертая строфа не описывает непосредственного факта совершенного убийства, но читателю и так понятен исход действий данного человека. Автором представлена разочарованная и окутанная страхом собака, которая бежит за хозяином, а он хладнокровно выбрасывает мешок в воду и щенки тонут.

Человек возвращается домой. И животному, всё это время сопровождавшему хозяина, ничего не остаётся как вернуться следом за ним. На небе золотистая и нежная луна, которая для собаки кажется одним из ее любимых щенков. Животное начинает скулить и выть на луну, но месяц прячется за холмами. Последний образ ее ребенка скрывается, и его она больше не увидит.

В конце произведения звучат строки щемящей грусти: … Покатились глаза собачьи золотыми звёздами в снег…

Особенности композиции и рифмы

В сюжете стихотворения ярко выражена последовательность действий. Сергей Есенин использовал здесь линейный тип композиции. Отслеживается изысканная рифма, которая изложена в прекрасной форме. Особенная стилистика строк, которая присуща поэту, позволяет рифмовать первые и третьи строки в произведении, а также вторые и четвертые. Это особенно интересно и вызывает восторг после прочтения. Стихотворение состоит из семи строф, в каждой из которых имеется по четыре отдельные строки. Написано данное произведение в стиле анапест.

Особенности использования художественных средств

На протяжении всего произведения автором используются разнообразные тропы, эксклюзивные символы, а также олицетворения. Слог выражается ярко и по-особенному образно. Все то, что передает автор читателю, можно представить, не боясь нехватки воображения. Картинка возникает перед глазами сама по себе.

Следует отметить, что в стихотворении преобладает золотистый оттенок. Это и щенки, и рогожки собаки и цвет луны. Такая особенность позволяет создать определенную гармонию момента.

На протяжении всего текста автором трижды подчеркивается тот факт, что щенков на самом деле было семеро. Особенно интересно то, что строф в тексте также семь.

В тексте используются повторения глаголов, которые придают всему произведению особенный динамизм.

Отдельное внимание поэт уделил трогательным моментам, когда описал суку со щенками, то как она ухаживает за ними, то как тщетно пытается догнать хозяина, унёсшего их. Конечно, животное не может противостоять человеку. Вся собачья идиллия разрушена, попытки спасти малышей не увенчались успехом.

Так, при помощи различных литературных приёмов поэт добивается конечной цели — донести до читателя всю трагичность ситуации, дать понять, что в животном тоже есть душа, причём более ранимая, чем человеческая.

«Песнь о собаке» С. Есенин

Утром в ржаном закуте,
Где златятся рогожи в ряд,
Семерых ощенила сука,
Рыжих семерых щенят.

До вечера она их ласкала,
Причесывая языком,
И струился снежок подталый
Под теплым ее животом.

А вечером, когда куры
Обсиживают шесток,
Вышел хозяин хмурый,
Семерых всех поклал в мешок.

По сугробам она бежала,
Поспевая за ним бежать…
И так долго, долго дрожала
Воды незамерзшей гладь.

А когда чуть плелась обратно,
Слизывая пот с боков,
Показался ей месяц над хатой
Одним из ее щенков.

В синюю высь звонко
Глядела она, скуля,
А месяц скользил тонкий
И скрылся за холм в полях.

И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег.

Дата создания: 1915 г.

Анализ стихотворения Есенина «Песнь о собаке»

Сергей Есенин неоднократно признавался в том, что животных любит гораздо больше, чем людей. По мнению поэта, братья наши меньшие – существа более благородные и возвышенные, их натуре присущи преданность и честность, а жестокость обусловлена не тщеславием и попыткой самоутвердится, а банальным инстинктом самосохранения. Подобные мировоззрения на тот момент не были новаторскими, и до Есенина их высказывали многие литераторы. Однако мало кому удавалось так контрастно и ярко противопоставить человека животному, как сделал это поэт в своем стихотворении «Песнь о собаке», написанном в 1915 году.

В основе сюжета этого произведения – типичная и весьма банальная история о том, как на сельском подворье ощенилась рыжая сука, а хозяин, не пожелавший возиться со щенками и решать, куда же их пристроить, попросту утопил малышей в реке. С человеческой точки зрения такой поступок , безусловно, является жестоким, однако в этот момент мало кто задумывается над тем, что и у обычной дворовой собаки тоже есть чувства, она может страдать так же сильно, как и человек.

Когда «хмурый хозяин» сложил новорожденных щенков, которых она так тщательно «причесывала языком», в мешок и понес к реке, собака бежала за ним по сугробам, а после смотрела, как «долго, долго дрожала воды незамерзшей гладь». Подчиняясь воле человека, который решил, что имеет право распоряжаться жизнями щенков, их мать не смогла смириться с потерей. Но и изменить что-либо было не в ее власти. Поэтому, еле плетясь в хлев и слизывая пот с боков, она силилась понять своим собачьим умом, почему люди, которым она служила верой и правдой, обошлись с ней так жестоко и несправедливо. Однако все, что осталось рыжей суке, так это выть на молодой месяц, который животное приняло за одного из своих щенков.

О том, что горе животного может быть таким же огромным, как у человека, свидетельствует финальная фраза стихотворения «покатились глаза собачьи золотыми звездами в снег». Вся жизнь этого животного – это подачка, которая, по мнению автора, больше похожа на камень, который швыряет в беззащитное существо веселящаяся людская толпа. Есенин недоумевает, почему мир настолько жесток, что любая жизнь не стоит в нем ни гроша. И в первую очередь страдают те, кто доверчив и не может себя защитить от более сильных, самоуверенных и безжалостных существ, которые именуются людьми.

Поэт неоднократно возвращался к теме неравенства между человеком и животным, опровергая саму концепцию того, что люди являются высшими созданиями. Для Есенина все живые существа были равны, и даже обычные деревья в своих произведениях он наделял разумом и чувствами. Однако автор был убежден в том, что лично ему гораздо комфортнее в обществе берез и кленов, чем в компании пьяных представителей столичного бомонда и проституток, алчных, беспринципных и лишенных тех высоких духовных качестве, которыми обладают низшие существа – животные. Кроме того, на примере обычной собаки поэт попытался показать, что люди беспощадны не только по отношению к тем, кого приручили, но и к самим себе. Они готов уничтожить каждого, кто встает у них на пути и мешает осуществлению честолюбивых замыслов. Человеческая жизнь, равно как и собачья, по мнению поэта не представляет для общества какую-либо ценность. Но если у человека все же есть возможность себя защитить, то животные лишены и этой малости. Поэтому Есенин сочувствует им гораздо больше, чем людям, и намного ближе воспринимает горе обычной дворовой собаки, чем человека.

Это стихотворение после публикации вызвало много споров и насмешек в адрес Есенина, которому критики предлагали ориентироваться в своих произведениях на впечатлительных барышень. Однако лишь некоторые литераторы смогли понять, что именно хотел поэт сказать своей «Песней о собаке», в которой попытался развеять миф о бездушности животных.

Читайте также:  Анализ стихотворения Мы теперь уходим понемногу Есенина
Ссылка на основную публикацию