Анализ стихотворения Под венком лесной ромашки Есенина

Анализ стихотворения Под венком лесной ромашки Есенина

Произведение, относящееся к любовной лирике поэта, использует фольклорные мотивы и образы русской деревни, с помощью которых автор в стиле народной песни обыгрывает потерю любимой.

Кольцо, потерянное лирическим героем олицетворяет связь его с любимой. Выбор именно этого образ не только отсылает читателей к известным всем обручальным кольцам, но и напоминает о слышанных сказках, где потеря заветного предмета предвещает большие несчастья.

Похитительницей кольца, а вместе с ним и любви, названа щука. В фольклоре это, по большей части, негативный образ. Характерно особенностью щуки являются ее зубы, выражающие агрессивность и злобный нрав. Этот образ использовал Есенин в сочетании с разлукой и свекровью, преисполненной коварства, для того, чтобы показать горечь от потери. Показательно, что образы, использованные Есениным в данном произведении, подчеркнуто нереальны. Лирический герой говорит о свекрови, которой у него не может быть по определению. Однако здесь все это выражает, скорее, образ несчастливой судьбы, а не противодействие врагов. Герой говорит, что потерял кольцо он сам. Река выступает скорее в роли времени, которое меняет все и уносит прошлое.

Окружающие люди, также как и природные объекты, выступают совместно против лирического героя. Над потерявшим свою любовь смеются и приятели и речка. Подобное объединение показывает большую степень горечи, которую испытывает герой стихотворения. Заканчивается стихотворение мыслями о самоубийстве, намеком на желание утопиться.

Однако в произведении отсутствуют подчеркнуто пессимистические и мрачные мотивы. Образы, связанные с потерей любви не страшны. Есенин не использует темных красок, образов мрака и холода. Наоборот, стихотворение о потерянной любви написано в подчеркнуто игривом тоне. Упоминаемые хоровод и венок из ромашки, а также луг и речка, создают ощущение света и легкости. Даже сама мысль о лишение себя жизни подана как венчание с волной. Стихотворение похоже на удалую молодецкую песню. Видимо, поэтому Есенин и использовал фольклорные мотивы, погружающие в знакомый с детства мир сказок и русской природы в сочетании с деревенским колоритом в виде хороводов.

Анализ 2

Образ колечка на память является довольно распространенным в народном творчестве и в любовной лирике многих русских поэтов. Тут кольцо представляет собой символ любви пары и связи между влюбленными, соответственно, потеря кольца трактуется как разрушение означенного чувства и начало тягостных и печальных времен.

Собственно эти мотивы и наблюдаются во второй части стихотворения Под венком лесной ромашки. которое относится к ранним произведениям Есенина. Молодой поэт, вероятно, написал эти строки будучи учеником церковно-приходской школы, в подростковый период, когда так ярко проявляются любовные чувства. Возможно, именно поэтому тема любви тут сочетается с суицидальными мотивами и элементом социальной отчужденности.

Как известно, для пубертатного периода наиболее характерным намерением является поиск собственного положения в обществе, социальной роли, которая могла бы принести комфорт и возможность для раскрытия личности. Мотив разрушенной любви и вероятность измены, которая выражается во фразе произносимой речкой «У милашки новый друг» приводят к суицидальным мыслям, которые в свою очередь обуславливаются страхом насмешек и сознательным отказом от поиска собственного пространства в социуме-хороводе.

Для раннего творчества Есенина стихотворение выглядит довольно складным и включает в себя множество интересных деталей, которые в дальнейшем будут развертываться и проявляться в более зрелом творчестве. Например, тут мы видим образ природы как полностью живого творения, которое наряду с человеком составляет целостное бытие. Судьба проявляется и в незримой форме разлуки, и в человеческом образе коварной свекрови, и в тварном создании – щуке, которая уносит колечко.

Далее следует снова отметить образ хоровода, который является глубоко укорененным в народном сознании и представляет собой цикл бытия, а также символ единения людей в некой общности. Венчание с волной как суицидальный образ также заслуживает внимания, ведь снова указывает на единение человека и стихии, хотя ситуация обладает элементами трагичности, поэт описывает данный поступок без душевного надрыва, такое «венчание» в большей степени выглядит как очередной вариант единства не особенно отличимый от единства, которое обретают люди в хороводе. В целом, стихотворение стилистически и содержательно напоминает народную песню, во многом определяющую развертываемый в более поздних произведениях творческий вектор автора.

Анализ стихотворения Под венком лесной ромашки по плану

Под венком лесной ромашки

Возможно вам будет интересно

После того, как Николай Некрасов пережил долгий и бурный роман, соединив себя узами с замужней Авдотьей Панаевой, он решает вступить в законные отношения, когда ему исполнилось 50 лет

Фет поднимает в своем творчестве три темы, которые являются ключевыми, это темы искусства, природы и любви. Все остальные темы автор считал приземленными и недостойными воплощения в своем творчестве

Произведение «Учись у них – у дуба, у березы» Афанасий Фет написал в начале 80-х годов. К этому моменту формирование романтической поэзии автора было на самом пике и как раз широко развивалась тема человека и природы

Поэт посвящает свое произведение Плач детей всем детям, которым не приходится рассчитывать на эту неподкупную радость жизни

Произведение «Notre Dame» было написано в 1912 году молодым Осипом, а также стало одним из стихотворений, которые стали частью его сборника Камень в 1916 году. В 1913 году произведение было написано в приложении

Сергей Есенин — Под венком лесной ромашки: Стих

Под венком лесной ромашки
Я строгал, чинил челны,
Уронил кольцо милашки
В струи пенистой волны.

Лиходейная разлука,
Как коварная свекровь.
Унесла колечко щука,
С ним — милашкину любовь

  • Следующий стих → Сергей Есенин — 1 мая
  • Предыдущий стих → Гавриил Державин — Бог (Ода)

Слушать аудио-стихотворение:

Читать похожие стихи:

  1. Владимир Орлов — Как появились ромашки
  2. Зинаида Александрова — Ромашки
  3. Сергей Есенин — Сыплет черемуха снегом
  4. Агния Барто — Бегут ромашки по полю
  5. Сергей Есенин — Я положил к твоей постели
  • Стихи Александра Пушкина
  • Стихи Михаила Лермонтова
  • Стихи Сергея Есенина
  • Басни Ивана Крылова
  • Стихи Николая Некрасова
  • Стихи Владимира Маяковского
  • Стихи Федора Тютчева
  • Стихи Афанасия Фета
  • Стихи Анны Ахматовой
  • Стихи Владимира Высоцкого
  • Стихи Иосифа Бродского
  • Стихи Марины Цветаевой
  • Стихи Александра Блока
  • Стихи Агнии Барто
  • Омар Хайям: стихи, рубаи
  • Стихи Бориса Пастернака
  • Стихи Самуила Маршака
  • Стихи Корнея Чуковского
  • Стихи Эдуарда Асадова
  • Стихи Евгения Евтушенко
  • Стихи Константина Симонова
  • Стихи Ивана Бунина
  • Стихи Валерия Брюсова
  • Стихи Беллы Ахмадулиной
  • Стихи Юлии Друниной
  • Стихи Вероники Тушновой
  • Стихи Николая Гумилева
  • Стихи Твардовского
  • Стихи Рождественского
  • Евгений Онегин
  • Бородино
  • Я помню чудное мгновенье (Керн)
  • Я вас любил, любовь еще, быть может
  • Парус (Белеет парус одинокий)
  • Письмо матери
  • Зимнее утро (Мороз и солнце; день чудесный)
  • Не жалею, не зову, не плачу
  • Стихи о советском паспорте
  • Я памятник себе воздвиг нерукотворный
  • У лукоморья дуб зеленый
  • Ночь, улица, фонарь, аптека
  • Сказка о царе Салтане
  • Жди меня, и я вернусь
  • Ты меня не любишь, не жалеешь
  • Что такое хорошо и что такое плохо
  • Кому на Руси жить хорошо
  • Я пришел к тебе с приветом
  • Незнакомка
  • Письмо Татьяны к Онегину
  • Александр Пушкин — Пророк
  • Анна Ахматова — Мужество
  • Николай Некрасов — Железная дорога
  • Сергей Есенин — Письмо к женщине
  • Александр Пушкин — Полтава
  • Стихи о любви
  • Стихи для детей
  • Стихи о жизни
  • Стихи о природе
  • Стихи о дружбе
  • Стихи о женщине
  • Короткие стихи
  • Грустные стихи
  • Стихи про осень
  • Стихи про зиму
  • Стихи о весне
  • Стихи про лето
  • Смешные стихи
  • Матерные стихи
  • Стихи с добрым утром
  • Стихи спокойной ночи
  • Стихи про семью
  • Стихи о маме
  • Стихи про папу
  • Стихи про бабушку
  • Стихи про дедушку
  • Стихи о войне
  • Стихи о родине
  • Стихи про армию
  • Стихи про школу
  • Стихи о музыке
  • Стихи для малышей
  • Стихи о доброте
  • Стихи на конкурс
  • Сказки в стихах
  • Популярные стихи Пушкина
  • Популярные стихи Лермонтова
  • Популярные стихи Есенина
  • Популярные басни Крылова
  • Популярные стихи Некрасова
  • Популярные стихи Маяковского
  • Популярные стихи Тютчева
  • Популярные стихи Фета
  • Популярные стихи Ахматовой
  • Популярные стихи Цветаевой
  • Популярные стихи Бродского
  • Популярные стихи Блока
  • Популярные стихи Хайяма
  • Популярные стихи Пастернака
  • Популярные стихи Асадова
  • Популярные стихи Бунина
  • Популярные стихи Евтушенко
  • Популярные стихи Гумилева
  • Популярные стихи Рождественского
  • Другие поэты

Огромная база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих | Все стихи | Карта сайта | Контакты

Все анализы стихотворений, краткие содержания, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом. При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений – запрещено. Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).

Описание трав и цветов в поэзии С.А. Есенина

Образ растений в поэзии о природе. Причина обращения С. Есенина к образу растений. Травы как отражение настроения поэта (грусть, радость и душевное равновесие). Тайны колдовского цвета Есенина. Изобразительно-выразительные средства в описании трав.

РубрикаЛитература
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления22.10.2011

МОУ средняя общеобразовательная школа №69

«Центр развития образования»

«Литература. Есениноведение»

Тема: «Описание трав и цветов в поэзии С.А. Есенина»

Автор: Попова Наталья Алексеевна

ученица 8.2 класса средней школы № 69

Руководитель: Рожнова Елена Николаевна

Рязань 2005

Сергей Есенин… поэтическое сердце России… Его стихи обладают поистине колдовской силой, берут за душу, добираются до самых глубин сердца.

Он пленил меня, повел по прекрасной земле, заставил всмотреться в ее краски, вслушаться в ее звоны, в ее тишину, всем существом впитать ее запахи…

В чем притягательность его поэзии? Не в том ли, что она открывает тайну познаний света, что в ней бездна смысла? Не поможет ли мне понять эту тайну, раскрыть смысл характернейшая особенность есенинского творчества – активное использование цвета, его словесная живопись?

В поисках ответов на данные вопросы я поняла, что легкость, красивость его стихотворений обманчива. И истинный смысл, настоящая глубина его произведений открывается не сразу…

Его открытие состояло в том, что цветовой образ так же, как и фигуральный, может вбирать в себя сложное определение мысли. С помощью слов, соответствующим краскам, он сумел передать тончайшие эмоциональные оттенки, изобразить самые интимные движения души. Его цветовая гамма способствовала передаче различных настроений, романтической одухотворенности, придала свежесть образам. Там, где, казалось, пейзаж обычен, где свет и тени не захватывают внезапно воображение, где, на первый взгляд, в природе нет броских, запоминающихся картин и многое уже примелькалось, поэт вдруг неожиданно и смело открывает новые краски. Синее, голубое, алое, зеленое, рыжее и золотое брезжит и переливается в есенинских стихах.

По мысли Потебни, любовь к чистым и ярким краскам – свойство наивного, неиспорченного цивилизацией сознания. Обладая таким свойством, поэт Сергей Есенин углубил цветовосприятие тончайшими впечатлениями от реального мира.

1. Причина обращения к поэзии С. Есенина по данной теме

В поэзии С.А. Есенина нас покоряет и захватывает в «песенный плен» удивительная гармония чувств и слова, мысли и образа.

Лирической чувствительностью проникнуто все творчество поэта. Подобно шишкинскому лесу или левитанской осени, нам бесконечно дороги и близки и «зеленокосая» есенинская береза – самый любимый образ поэта, и его старый клен «на одной ноге, стерегущий голубую Русь»,

И цветы, и трава, низко склонившие в весенний вечер к поэту свои головки…

Побывав весной в селе Константиново, выслушав экскурсовода, наслаждаясь удивительной природой этого края: цветущими деревьями, травами, склонами оврага, рекой Окой, я поняла почему С.А. Есенин искренне любил это место, посвящал стихи родным краям.

Мне показалось очень интересным и увлекательным через поэзию С.А. Есенина наблюдать трепетную жизнь трав и цветов, пережить определенную смену чувств и настроений поэта.

2. Цель работы

В этой работе меня лично интересует душевное расположение поэта к растительному миру. Как часто С.А. Есенин использует образ растений в поэзии, какие травы и цветы он показывает нам в своих стихах.

Поэт намеренно подбирает обычные травы рязанской местности. С какой целью, для чего? Возможно, через растения он показывает характер русской души. В поэзии С.А. Есенина травы и цветы шепчутся, грустят, радуются и поют. В своих стихах с помощью растений он выражает настроение души.

Читайте также:  Анализ стихотворения Клен ты мой опавший Есенина

3. Образ растений в поэзии о природе

Причина обращения С. Есенина к образу растений.

Пейзаж С.А. Есенина – не мертвые безлюдные картины. Пользуясь словами М. Горького, можно сказать, что в него всегда «вкреплен человек». Этот человек – сам поэт, влюбленный в родной край.

Основная образная тема произведений Есенина – передача внутреннего состояния героя через восприятие окружающего мира. Поэт вырос среди раздолья среднерусской природы, и она научила его любить «все, что душу обрекает в плоть».

Природа у С. Есенина – не застывший пейзажный фон: она живет, действует, горячо реагирует на судьбы людей. Она любимый герой поэта, она неотделима от человека, от его настроения, от его мыслей и чувств.

Растительный мир поэта многообразен. В его стихах встречаются более 20 пород деревьев (липа, ива, черемуха, береза…), 20 видов цветов.

Среди них – роза, мак, ландыш, маргаритки, ромашка, резеда, кашка, левкой, василек, колокольчик, различные травы и злаки. Вот лишь несколько примеров.

И душа моя – поле безбрежное –

Дышит запахом меда и роз

Белая свитка и алый кушак,

Рву я по грядкам зардевшийся мак

Под венком лесной ромашки

Я строгал, чинил челны…

По меже, на переметке,

Резеда и риза кашки.

И вызванивают в четки

Ивы кроткие монашки.

И выползет из колоса,

Как рой пшеничный злак

Все они неповторимо живут и органично вплетаются в поэтическую ткань стиха. Так же это и абстрактная трава:

Родился я с песнями в травяном одеяле.

Зори меня вешние в радугу свивали…

Трава, поблекшая в расстеленные полы

Сбирает медь с обветренных ракит…

4. Травы – отражение настроения поэта

а) В поэзии С.А. Есенина мы видим трепетную жизнь лугов, равнин, лесов, различные переживания поэта. При описании различных трав в поэзии Есенина проявляются разные чувства. Например, грусти:

Зашумели над затоном тростники.

Плачет девушка – царевна у реки…

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтезны не пропадет трава,

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова…

У побережья зеленого,

Наклонив головки нежные,

Перешептывались лилии.

С ручейками тихозвонными.

Кому-то пятками уже не мять по рощам

Щербленный лист и золото травы

Хорошо в эту лунную осень

Бродить по траве одному.

И сбирать на дороге колосья

В обнищалую душу – суму.

б) В иной раз у поэта возникает совершенно другое чувство, например, радости или хорошее настроение.

Ах колокольчик! Твой ли пыл

Мне в душу песней позвонил

И рассказал, что васильки

Очей любимых далеки…

Никнут шелковые травы,

Пахнет смолистой сосной.

Ой, вы, луга и дубравы, –

Я одурманен весной…

Так, например, в стихотворении «С добрым утром!» видно, что лирический герой находится в хорошем расположении духа. Это передается через описание растений.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром.

И, качаясь, шепчет шеловито

Хорошо в эту лунную осень

Бродить по траве одному.

И сбирать на дороге колосья.

В обнищалую душу – суму.

в) Так же у Есенина много стихотворений, в которых лирический герой находится в душевном спокойствии. Это чувствуется через описание трав и цветов. Вот одни из них:

А кругом роса жемчужная

Отливала блестки алые,

А над озером серебрянным

Камыши, склонясь, шептались.

За перепаханною нивой.

Малиновая лебеда.

На ветке облака, как слива,

Златится спелая звезда.

За горами, за желтыми долами

Протянулась тропа деревень.

Вижу лес и вечернее полымя.

И обвитой крапивой плетень.

Чтобы создать выразительную картину мира. Поэт использует названия трав и цветов в прямом значении. Но очень часто он прибегает к переносному, метафорическому употреблению. Таким способом Есенин выражает душевное состояние и чувства своего героя:

«Маком влюбленное сердце цветет,

Только не мне она песни поет»-

Восторг: «Васильками сердце светится,

Горит в нем бирюза».

«И в глазах завяли маргаритки,

Как болотный гаснет огонек» – грусть.

Рисуя картины природы, Есенин часто прибегает к приему олицетворения. Подобно человеку, цветы рождаются, растут, умирают, поют, шепчут, грустят и страдают.

Милая, ты ли? Та ли?

Розы ль мне то нашептали?

Цветы мне говорят прощай,

Головками склонясь ниже…

Свет вечерний шафранового края.

Тихо розы бегут по полям.

И над озером серебряным

Камыши склонясь шепталися.

Уж не сказ ли в прутнике

Жисть твоя и быль,

Что под вечер путнику

Нашептал ковыль.

Многоцветна, многокрасочна палитра поэта, переливается всеми цветами радуги. «Цветными» эпитетами поэт пользуется мастерски, и довольно часто у него рождаются неожиданные образы:

Где ты, где ты отчий дом,

Гревший спину под бугром?

Синий, синий мой цветок,

Белая свитка и алый кушак,

Рву я на грядках зардевшийся мак.

Я ответил милой: «Нынче с высоты

Кто-то осыпает белые цветы»…

Здесь белые цветы – снежинки.

«Я милой голову мою

Отдам, как розу золотую»… – цвет волос ассоциируется с цветом золота.

Человек – дитя природы. Не возможно представить Есенина вне её. Он живет в мире природы, а она живет в нем. Вероятно поэтому в стихах

С.А. Есенина так часто встречаются сравнения человека с растением:

Только нам бы, только б нашей

Не скосили, как ромашке головы…

И, песне внемля в тишине,

Любимая с другим любимым,

Быть может, вспомнит обо мне

Как о цветке неповторимом…

Вот что пишет А. Качаева: «Вся природа для Есенина едина и жива настолько, что он не ощущает четких образных граней между человеком и зверем, зверем и растением, поэтому у него «не звенит лебяжьей ей рожь», «только будут колосья – кони о хозяине старом тужить». 8 В «Песне о хлебе» пронзительна мысль о хлебе, как о живом существе, об умирании природы – смерти колосьев:

Наше поле издавно знакомо

С августовской дрожью поутру.

Перевязана в снопы солома

Каждый сноп лежит как желтый труп.

А потом их бережно, без злости,

Головами стелят по земле

И цепами маленькие кости

Выбивают из худых телес.

В лирике поэта мы встречаемся не только с названиями цветов и трав, но и с прилагательными – определениями, как в прямом, так и в переносном значении:

А степь под пологом зеленным

Кадит черемуховый дым

Яблоневым цветом брызжет

Ты – мое васильковое слово,

Я навеки люблю тебя…

Не жаль мне лет растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь

С помощью эпитетов, сравнений, метафор поэт глубже выражает свое отношение к жизни: «Искусство для меня – не затейливость узоров, а самое необходимое слово того языка, которым я хочу себя выразить», – писал поэт.

5. Какую тайну хранит колдовской цвет Есенина?

есенин поэзия растение трава цвет

Поэзия Есенина многоцветна, но не просто наделена красками, а органически слита музыкальностью и цветом с внутренним миром поэта и тем окружающим пространством, в котором он живет и творит. Есенинская символика цветов более устойчива, а некоторые цветовые эпитеты становятся постоянными символами (вначале – малиновый и розовый, позднее – золотой, белый, желтый, красный). Другие же, в особенности голубой и синий, употребляются как в прямом, так и в переносном значении: голубая Русь и голубой простор, синий вечер и синее счастье. Есенинские малиновое поле, ширь, лебеда не отвечают зрительным представлениям, но передают восхищение красотой родного края в этом определении соединились и высшая похвала, и высшая мера любви. Точно также «розовое небо» воспринимается не как небо, освещенное закатом солнца, а как символ чего-то идеального, несбыточного, о чем можно только толковать, как о «голубиных облаках».

С чьей-то ласковости вешней

Отгрустил я в синей мгле

О прекрасной, но нездешней,

Неразгаданной земле.

Как национальный народный поэт Сергей Есенин впитал в свою поэтическую систему излюбленную исстари красочную гамму. есенинская цветопись ранних стихов, по существу, в точности воспроизводит расположение цвета на русской иконе, а пламя, льющееся «в бездну зрения», как и «алый мрак в небесной черни» – основополагающий цвет образа Спаса в силах, который возникает в глазах поэта именно на границе перехода из мира земного в мир небесный. И сама икона в его стихах становится подлинным окном в иной мир, а отворенное его словом, оно преображает и мир здешний. Синева, разлитая в поэзии Есенина, действительно напоминает древнерусскую фресковую живопись. Недаром о знаменитом Дионисии его современники говорили, что он «аки дымом пишет».

Связь земного и небесного – не просто один из поэтических приемов, а важнейшая особенность философии Есенина, его представлений о мире и человеке. По точному наблюдению Т. Савченко, в произведениях Есенина земная и небесная сферы взаимодействуют, влияют друг на друга и даже сливаются! Вот почему небо в художественном мире поэта – «голубая трава», «голубая пуль», а вода на земле – это небесная синь, упавшая в реку.

Эта выраженная поэтически связь земли и неба создает образ единого вселенского храма – храма природы, человеческой души, прекрасного храма мироздания. В восприятии поэта этот мифопоэтический образ приобретает ярко выраженный национальный колорит, предстает в виде Мирового древа, корни которого – земля, а вершина – небо. «Все от древа – вот религия мысли нашего народа», – напишет позднее Сергей Есенин в философско-эстетическом трактате «Ключи Марии» (1918 г.).

6. Личное отношение к теме исследовательской работы

С творчеством С.А. Есенина я познакомилась недавно. Удивительно нежная, напевная и красочная его поэзия оставила в моей душе неизгладимый след. Мне очень понравился литературный язык этого поэта, яркий, образный и выразительный. Я была поражена той большой и нескончаемой любовью, которую поэт питал к родине, её необозримым просторам и природе. Меня очаровало, то с какой нежностью Есенин описывает каждую травинку, былинку, кустик и деревце. Черёмуха у него «спит в белой накидке», «вербы плачут», «ковыль спит».

Невольно переживаешь радость первой встречи со стихами этого поэта. В моей душе остался «мой Есенин» – вечно молодой и необычайно лиричный мастер слова, тонкий знаток природы.

Есенин для меня навсегда останется нарядным пиршеством цвета, насыщающего сердце и делающего жизнь светлее, а глаза шире.

Используемая литература

1. Бельская А. «Песенное слово». 2008.

2. Братья Куняевы «Жизнь Есенина». Москва, 2008 г.

3. Марченко А. «Поэтический мир Есенина». Москва, 1989 г.

4. Прокушев Ю. «Сергей Есенин. Образ, стихи, эпоха». Москва: изд. «Новая Россия», 1979 г.

5. Щеглов М. «Есенин в наши дни». №3, 2009 г.

Подобные документы

Сочетание цвета и звука в поэзии С. Есенина. Мифологема женского начала и патриотизма в лирике С. Есенина. Философское сравнение цвета в поэзии А. Фета и С. Есенина. Задушевные звуки лиры С. Есенина. Звонкий есенинский талант.

реферат [21,8 K], добавлен 27.09.2006

Описание основных фактов из жизни Сергея Александровича Есенина. Их отражение в творчестве и проявление в ведущих мотивах его произведений. Признание первого стихотворения поэта. Отношение Есенина к революции. Самобытность его поэзии. Образ жизни поэта.

контрольная работа [17,3 K], добавлен 04.01.2012

Устная народная поэзия и непосредственные впечатления об окружающем мире как основной источник раннего творчества поэта. Отзвуки популярных фольклорных жанров в поэзии С.А. Есенина. Художественный яркий, запоминающийся образ в частушках С.А. Есенина.

реферат [22,7 K], добавлен 17.11.2009

Притягательность поэзии Сергея Есенина. Передача различных настроений, романтической одухотворенности при помощи цветовой гаммы. Любовь к чистым и ярким краскам – свойство наивного, неиспорченного цивилизацией сознания. Тайна колдовского цвета Есенина.

реферат [19,6 K], добавлен 21.08.2011

Периоды жизни и творчества С. Есенина по Л.В. Занковской. Особенности стихов С. Есенина, посвященных России. Отношение писателей-эмигрантов к поэзии русского поэта. Взаимосвязь народного творчества и космических мотивов в творчестве С. Есенина.

реферат [27,8 K], добавлен 08.07.2010

Образ Христа-странника в поэзии С. Есенина. Художественное создание утопической мифологической модели мира в произведениях поэта. Библейские мотивы в поэмах С. Есенина послереволюционного периода (“евущий зов”, “Отчарь”, “Пришествие”, “Преображение”).

дипломная работа [125,1 K], добавлен 20.06.2014

Читайте также:  Анализ стихотворения Листья падают листья падают Есенина

Красота и богатство лирики Есенина. Особенности художественного стиля, метафоры. Поэтическая лексика, техника. Луна в поэзии Есенина. Тема деревни, родины, любви в лирике Есенина. Предшественники и последователи. Есенин и древнерусская литература.

курсовая работа [192,8 K], добавлен 21.11.2008

Период имажинизма в творчестве и жизни С. Есенина. Поэтика Есенина в 1919-1920 гг. Образы-символы в его творчестве, цветовая насыщенность произведений. Анализ цветового лексического состава стихотворений с точки зрения употребления различных частей речи.

курсовая работа [50,4 K], добавлен 04.10.2011

Сергей Есенин – судьба и творчество. Особенности поэтического мировосприятия С.А. Есенина. Своеобразие мироощущения лирического героя. Человек и природа. Фольклор как основа художественной картины мира в поэзии Есенина. Особенности поэтической метафоры.

курсовая работа [31,0 K], добавлен 21.04.2008

Малая родина Есенина. Образ Родины в лирике Есенина. Революционная Россия в лирике Есенина: раскаты бушующего океана крестьянской стихии, мятежного набата. Природа в творчестве Есенина, приемы ее олицетворения как любимого героя поэта в произведении.

презентация [983,6 K], добавлен 21.12.2011

Многоцветие как одно из изобразительно-выразительных средств в лирике С.Есенина.

Исследование некоторых стихотворений Сергея Есенина с точки зрения использования цветописи как изобразительно-выразительного средства создания художестенного образа.

Скачать:

ВложениеРазмер
mnogocvetie_stihov_slaydy.ppt229 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Многоцветие стихов Сергея Александровича Есенина Выполнила: ученица 6 «в» класса МОУ СОШ № 1 пгт Каа-Хем Отыргашева Тамара Руководитель: учитель русского языка и литературы Феоктистова Т.А.

Цель: изучить цветопись как средство художественной выразительности в лирике С.А.Есенина Задачи: 1. определить истоки цветовой палитры слов в стихотворениях поэта; 2. выявить, какие цвета и для чего использовал поэт в своей лирике.

ПЛАН 1.Вступление. Истоки многоцветья стихов С.А.Есенина. 2. Основная часть : б) цветовая палитра слов С.А.Есенина; в) анализ стихотворений С.А.Есенина с точки зрения применения слов, обозначающих цвета. 3.Заключение. Цветопись – одно из средств выразительности в лирике С.Есенина.

Статья А.А.Блока «Краски и слова»,1905 г. «…взрослые писатели»… «отупели к зрительным восприятиям». «Душа читателя поневоле заждалась среди абстракций, загрустила в лабораториях слов». «Тем временем перед слепым взором ее бесконечно приломлялась цветовая радуга». «И разве не выход для писателя –понимание зрительных впечатлений, умение смотреть?» «Действие света и цвета освободительно».

Истоки многоцветия стихов: 1. НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО: – народные вышивки; – устная народная поэзия; – фресковая живопись. 2. «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ».

Средства художественной выразительности в поэзии: 1. олицетворение; 2. эпитеты; 3. звукопись (аллитерация, ассонанс); 4. метафоры; 5. цветопись; 6. перифраз; 7. сравнение 8. инверсия и др.

Цветовая палитра стихов Есенина: красный цвет багряный оттенок желтый цвет золотистый оттенок зеленый цвет синий цвет голубой цвет черный цвет серый цвет

СИНИЙ И ГОЛУБОЙ ЦВЕТА например: «В прозрачном холоде заголубели долы»; «Летний вечер голубой »; « Голубизна презримой гущи»; « Синяя вьюга»; Гой ты Русь, моя родная, Хаты – в ризах образа… Не видать конца и края Только синь сосет глаза.

Есенин считал, что в самом имени « Россия » спрятано « синее что-то ». Он так писал Всеволоду Рождественскому: « Россия! Какое хорошее слово… И «роса», и «сила», и «синее что-то». Синий цвет поэт считал «божественным». « Синий » сочетается с существительными: глаза, вода, залив, небо, море, брызги, сумрак, мгла, воздух, туман ночи, ширь, вьюга, дали, вечер, май, осень, день, час, край, взгляд, дрожь, руки, счастье, голубь, изба, звездочка, листья, колокол и др.

ЖЕЛТО- ЗОЛОТЫЕ ОТТЕНКИ: « Луна под крышей, как злат бугор»; « Мне снились реки златых долин»; « Где злотятся рагожи в ряд»; « Лижут сумерки золотого солнца»; « Хвойная позолота»; « Зелень золотистая »; «Нет ни увяданья, ни смерти, Осень – золотых дел мастер – золотит холмы».

От веселого, золотистого, яркого цвета до горько желтого, когда в душе поэта появляются сомнения и боль: «В том краю, где желтая дорога…»; Весной и солнце на лугу Обвита желтая дорога, И та, чье имя берегу, меня прогонит от порога. « Желта дорога – дорога в никуда». Оттенки желтого находим и в автопортрете поэта: «Я готов рассказать тебе поле про волнистую рожь при луне», «Эти волосы взял я у ржи … По кудрям ты моим догадайся…»… «Луна, как желтый медведь…»; «Желтые кошки казацких голов…»; « Желтые поводья месяц уронил…»

Оттенки красного цвета: «На лазоревые ткани…Пролил пальцы багрянец »; «Алый мрак в небесной черни Начертил пожаром грань»; « Там, где капустные грядки Красной водой поливает восход , Клененочек маленький матке Зеленое вымя сосет»; « Под красным вязом крыльцо и двор …»

Малиновые краски: О Русь – малиновое поле И синь , упавшая в реку… Синее небо, цветная дуга, Тихо степные бегут берега, Тлеется дым у малиновых сел… С алым цветом сливается женский образ: С алым соком ягоды на коже Нежная, красивая была. На закат ты розовый похожа И как меч лучиста и светла Ярче розовой рубахи Зори вешние горят; «Словно я в весенней гулкой рани Проскакал на розовом коне…»

Зеленый цвет: «Дева Русь… в зеленой шали …»; «Не твоя ли шаль с каймою зеленеет на ветру…»; «Клененочек маленькой матке Зеленое вымя сосет…»; «В холмах зеленых табун коней…»; «В зеленях твоих стозвонных…».

Выводы: Многоцветна и многокрасочна поэзия Сергея Александровича Есенина. Природа играет и переливается всеми цветами радуги, образы живописны, словно нарисованные акварелью. Такою видел поэт свою родину, которую бесконечно любил и за которую всем сердцем переживал. «Чувство родины – основное в моем творчестве». Эта тема сквозная в творчестве поэта. И цветопись является одним из важных средств художественной выразительности в поэтической мастерской С.А.Есенина.

СПИОК РАССМОТРЕННЫХ СТИХОТВОРЕНИЙ С.А.ЕСЕНИНА 1. «Вот уж вечер. Роса… 2. «Там, где капустные грядки…» 3. «Поет зима – аукает…» 4. «Под венком лесной ромашки…» 5. «Темна ноченька, не спится…» 6. « Хороша была Танюша , краше не было в селе…» 7. « За горами, за желтыми долами…» 8. « Опять раскинулась узорно…» 9. « Выткался на озере алый свет зари…» 10. «Матушка в купальницу по лесу ходила…» 11. « Зашумели над затоном тростники…» 12. « Дымом половодья…»

13. « Сыплет черемуха снегом…» 14. «Край любимый! Сердцу снятся…» 15. « Осень» 16. « По селу тропинкой кривенькой…» 17. « Я – пастух; мои палаты…» 18. « Сохнет стоявшая глина…» 19. « По дороге идут богомолки…» 20. « Черная, потом пропахшая выть!» 21. « Топи да болота…» 22. « За темной прядью перелесиц…» 23. « В том краю, где желтая крапива…» 24. « Я снова здесь, в семье родной…» 25. « Не бродить, не мять в кустах багряных…» 26. « О красном вечере задумалась дорога…» 27. « О край дождей и непогоды…» 28. « Голубень» 29. « Колокольчик сереброзвонный…» 30. « Запели тесаные дроги…» 31. « Не напрасно дули ветры…» 32. « Корова» 33. « Под красным вязом крыльцо и двор…» 34. « Табун» 35. « Алый мрак в небесной черни…» 36. « Прощай, родная пуща…» 37. « Покраснела рябина…» 38. « В лунном кружеве украдкой…» и др.

Список использованной литературы: С.А.Есенин. Собрание сочинений в 3-х томах, М.,1970 Ю. Прокушев. О Сергее Есенине. А.Кедров. Образы древнерусского искусства в поэзии Сергея Есенина. Русская литература. Учебник-хрестоматия под редакцией В.П.Полухиной в 2-х частях.6 класс.

Сергей Александрович Есенин
«Под венком лесной ромашки»

Под венком лесной ромашки
Я строгал, чинил челны,
Уронил кольцо милашки
В струи пенистой волны.

Лиходейная разлука,
Как коварная свекровь.
Унесла колечко щука,
С ним – милашкину любовь.

Не нашлось мое колечко,
Я пошел с тоски на луг,
Мне вдогон смеялась речка:
«У милашки новый друг».

Не пойду я к хороводу:
Там смеются надо мной,
Повенчаюсь в непогоду
С перезвонною волной.

Экспресс- анализ стихотворения

Cтихотворение состоит из 4-х строф (всего 16 строк)
Размер: четырёхстопный хорей
Стопа: двухсложная с ударением на 1-м слоге ( — )
————————————————————————
1-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: ромашки-челны-милашки-волны.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

2-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: разлука-свекровь-щука-любовь.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

3-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: колечко-луг-речка-друг.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

4-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: хороводу-мной-непогоду-волной.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

Анализ стихотворения сделан программой в реальном времени

Используйте короткие ссылки для сокращения длинных адресов

Строфа

Строфа – это объединение двух или нескольких строк стихотворения, имеющих интонационное сходство или общую систему рифм, и регулярно или периодически повторяющееся в стихотворении. Большинство стихотворений делятся на строфы и т.о. являются строфическими. Если разделения на строфы нет, такие стихи принято называть астрофическими. Самая популярная строфа в русской поэзии – четверостишие (катрен, 4 строки). Широко употребимыми строфами также являются: двустишие (дистих), трёхстишие (терцет), пятистишие, шестистишие (секстина), восьмистишие (октава) и др. Больше о строфах

Стихотворная стопа

Стопа – это единица длины стиха, состоящая из повторяющейся последовательности ударного и безударных слогов.
Двухсложные стопы состоят из двух слогов:
хорей (ударный и безударный слог), ямб (безударный и ударный слог) – самая распостранённая стопа в русской поэзии.
Трёхсложные стопы – последовательность из 3-х слогов:
дактиль (ударный слог первый из трёх), амфибрахий (ударный слог второй из трёх), анапест (ударный слог третий).
Четырёхсложная стопа – пеон – четыре слога, где ударный слог может регулярно повторяться на месте любого из четырёх слогов: первый пеон – пеон с ударением на первом слоге, второй пеон – с ударением на втором слоге и так далее.
Пятисложная стопа состоит из пяти слогов: пентон – ударный слог третий из пяти.
Больше о стопах

Размер стихотворения

Размер – это способ звуковой организации стиха; порядок чередования ударных и безударных слогов в стопе стихотворения. Размер стихотворения повторяет название стопы и указывает на кол-во стоп в строке. Любая стопа может повторяться в строке несколько раз (от одного до восьми, и более). Кол-во повторов стопы и определяет полный размер стиха, например: одностопный пентон, двухстопный пеон, трехстопный анапест, четырёхстопный ямб, пятистопный дактиль, шестистопный хорей и т.д. Больше о размерах

Рифма

Рифма – это звуковой повтор, традиционно используемый в поэзии и, как правило, расположенный и ожидаемый на концах строк в стихах. Рифма скрепляет собой строки и вызывает ощущение звуковой гармонии и смысловой законченности определённых частей стихотворения. Рифмы помогают ритмическому восприятию строк и строф, выполняют запоминательную функцию в стихах и усиливают воздействие поэзии как искусства благодаря изысканному благозвучию слов. Больше о рифмах

Рифмовка

Рифмовка – это порядок чередования рифм в стихах. Основные способы рифмовки: смежная рифмовка (рифмуются соседние строки: AA ВВ СС DD), перекрёстная рифмовка (строки рифмуются через одну: ABAB), кольцевая или опоясывающая рифмовка (строки рифмуются между собой через две другие строки со смежной рифмовкой: ABBA), холостая (частичная рифмовка в четверостишии с отсутствием рифмы между первой и третьей строкой: АBCB), гиперхолостая рифмовка (в четверостишии рифма есть только к первой строке, а ожидаемая рифма между второй и четвёртой строкой отсутствует: ABAC, ABCA, AABC), смешанная или вольная рифмовка (рифмовка в сложных строфах с различными комбинациями рифмованных строк). Больше о рифмовке

Анализ стихотворения Под венком лесной ромашки Есенина

В. Базанов ПОЭЗИЯ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА

Чем дальше мы уходим от суетной молвы, слишком взвинченных и во многом односторонних суждений о Есенине его друзей и недругов, тем полнее и ярче выступает перед нами огромное дарование поэта, его щедрый и трепетный талант. Время дорисовывает портрет Есенина, бросает новый отсвет на содержание его поэтического наследия.

Есенин (1895–1925) не оставил после себя подробных жизнеописаний, он просто сказал в заметке «О себе»: «Что касается остальных автобиографических сведений, — они в моих стихах». В стихах заключена жизнь поэта, его думы и переживания, радости и сомнения, весь Есенин.

Сергей Есенин с гордостью называл себя «крестьянским сыном» и «гражданином села». Где бы он ни был, на какую бы вершину славы ни поднимался, он всегда видел крестьянскую Русь, жил ее надеждами. Даже работу над стихами сравнивал с трудом крестьянина-пахаря: «Стихи писать — как землю пахать… Семи потов мало».

Ученические стихи, написанные в Спас-Клепиковской школе, для поэта-мальчика слишком книжные, грустные, рефлективные. Когда поэт пишет о себе, о собственных переживаниях, он подражает Лермонтову, Надсону; когда стихи обращаются непосредственно к бедствую щей деревне, в них слышатся отзвуки поэзии Кольцова, Некрасова, Никитина. Среди «дум» особенно сродни Некрасову стихи о «страдальце сохи с бороной».

Но такие «крестьянские» стихи составляют редкое исключение. Даже не верится, что «Больные думы» (так называется ученическая тетрадь) написаны мальчиком, который вырос в деревенской зыбке. Такой печальный и встревоженный взрослый среди сверстников… «Звуки печали», «Слезы», «Нет сил не петь и не рыдать…», «Скучные песни, грустные звуки…», «Слезы… опять эти горькие слезы…», «Душно мне в этих холодных степях…» — даже названия стихотворений создают впечатление безысходности, щемящей тоски.

В 1912 году Есенин посвящает стихотворение «Поэт» «горячо любимому другу» Грише Панфилову. Поэт серьезно думает об общественном содержании своей поэзии, дает клятву бороться за «святую правду». «Я буду тверд» — как будто из «Гражданина» Рылеева. Тогда же было написано несохранившееся стихотворение «Пророк». Прекрасным комментарием к этим юношеским стихотворениям являются письма Есенина к М. П. Бальзамовой, опубликованные в 1969 году в журнале «Москва». В письмах многое продиктовано сугубо личными переживаниями, но в них и тот необычный, глубоко обеспокоенный, взбудораженный сомнениями Есенин, который не может примириться с общественными пороками и с окружающей действительностью. Поэт явно не в ладах с черствым, равнодушным обществом. «И скучно, и грустно, и некому руку подать», — пишет он другу. Мятежная и скорбная поэзия Лермонтова обусловила содержание ученических, во многом подражательных стихов Есенина.

Позже Есенин осознал, что его родная стихия — народная поэзия, русская деревня, рязанские дороги и косогоры, поля и леса. В одном из ранних его стихотворений, опубликованных в 1914 году в журнале «Мирок», «белая бахрома» и «сонная тишина» говорят о душевном покое.

Патриархальный, замкнутый быт кажется поэту родным и близким.

Первый сборник стихотворений Есенина «Радуница» (1916) был назван в честь весеннего народного обряда, связанного с поминанием умерших. Все тридцать три стихотворения сборника сотканы из красок и звуков самой природы — лирика мягкая, безмятежная, в нее редко вторгается проза народного быта.

В ранних стихах крестьянская Россия, еще не потревоженная грозными событиями, утопает в мягкой тишине, в патриархальности. Поэт находится во власти своеобразного руссоизма, сентиментальных переживаний и религиозных настроений. Правда, у Есенина свой бог, бог «за пазухой», свои верующие, не похожие на церковных старост и прихожан, кладущих поклоны перед алтарем. Народные легенды и духовные стихи были известны поэту с детства. С восьми лет бабка «таскала» его по монастырям. «Микола», «Калики» и другие «духовные» стихотворения берут начало в живой народной старине, книжной и фольклорной. «Религиозная» и пейзажная лирика как бы обрываются, чтобы затем слиться в одном потоке, вернуться в поэзию Есенина вместе с нахлынувшими вестями, с народными песнями и плачами военного времени. Еще слышатся залихватские, хмельные песни, но они омрачены надвигающимися грозными событиями («По селу тропинкой кривенькой…»).

Деревня поет и пляшет и тут же одевается в траур, оплакивает бравых парней, которые догуливают последние деньки. Среди записанных Есениным рязанских частушек есть и рекрутские:

Стихотворение «Русь», вошедшее во второе издание «Радуницы», — одно из самых драматических и самых социальных произведений Есенина 1914 года. В нем показан антинародный характер империалистической войны.

Русская деревня погружается в «сумерки мглистые»; зловещее карканье черных воронов (неизменная деталь рекрутских песен) вливается в оркестровку стиха.

Жалкие, бедные деревенские избенки, седые матери, незатейливая домашняя утварь, орудия крестьянского труда, даже берестяные лапти — все согрето большой и светлой любовью поэта. Нужно было вместе с «мирными пахарями» и плачущими матерями пережить и перечувствовать семейные утраты, испытать всю тяжесть невзгод, чтобы собрать в одну художественную композицию такое множество народных примет, обрядовых деталей, психологических подробностей, так верно изобразить русскую деревню в тяжелые годы империалистической войны.

Путь Есенина в большую поэзию не был прямым и легким.

В 1915 году поэт едет в Петербург. Прежде всего ему нужно было разобраться в сложной литературной среде, не сбиться с избранного пути, не стать жертвой нездоровой сенсации, выстоять, не оказаться в плену у декадентов. В литературных салонах не знали, чему больше удивляться, — то ли певучим стихам, то ли внешнему облику самого поэта. Голубые глаза и крестьянское платье удивительно соответствовали самобытному миру его лирики. Символисты тогда уже сходили со сцены. Появление талантливого поэта из народа они хотели использовать для укрепления своих пошатнувшихся позиций. Попади Есенин под влияние Мережковского и Зинаиды Гиппиус, его буйному таланту пришел бы скоро конец. К счастью, Есенин и сам понимал, что ему нечего делать в гостиных, где господствовали литературные снобы и сибариты.

Есенин облюбовал одного Блока, к нему пошел за советом. Блок увидел в Есенине крестьянского поэта-самородка. Но в то время поэт уже не был наивным молодым крестьянином, далеким от общественных интересов. Есенин приехал в Петербург не прямо из рязанской деревни. Он два года (1912–1914) провел в Москве, работал в типографии Сытина, слушал лекции в университете Шанявского. Дружба с рабочими типографии безусловно сказалась на мировоззрении Есенина, на его идейном развитии.

В. В. Коржан. Забытые частушки Есенина. — «Есенин и русская поэзия». Л., «Наука», 1967, с. 348.

Многоцветие как одно из изобразительно-выразительных средств в лирике С.Есенина.

Исследование некоторых стихотворений Сергея Есенина с точки зрения использования цветописи как изобразительно-выразительного средства создания художестенного образа.

Скачать:

ВложениеРазмер
mnogocvetie_stihov_slaydy.ppt229 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Многоцветие стихов Сергея Александровича Есенина Выполнила: ученица 6 «в» класса МОУ СОШ № 1 пгт Каа-Хем Отыргашева Тамара Руководитель: учитель русского языка и литературы Феоктистова Т.А.

Цель: изучить цветопись как средство художественной выразительности в лирике С.А.Есенина Задачи: 1. определить истоки цветовой палитры слов в стихотворениях поэта; 2. выявить, какие цвета и для чего использовал поэт в своей лирике.

ПЛАН 1.Вступление. Истоки многоцветья стихов С.А.Есенина. 2. Основная часть : б) цветовая палитра слов С.А.Есенина; в) анализ стихотворений С.А.Есенина с точки зрения применения слов, обозначающих цвета. 3.Заключение. Цветопись – одно из средств выразительности в лирике С.Есенина.

Статья А.А.Блока «Краски и слова»,1905 г. «…взрослые писатели»… «отупели к зрительным восприятиям». «Душа читателя поневоле заждалась среди абстракций, загрустила в лабораториях слов». «Тем временем перед слепым взором ее бесконечно приломлялась цветовая радуга». «И разве не выход для писателя –понимание зрительных впечатлений, умение смотреть?» «Действие света и цвета освободительно».

Истоки многоцветия стихов: 1. НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО: – народные вышивки; – устная народная поэзия; – фресковая живопись. 2. «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ».

Средства художественной выразительности в поэзии: 1. олицетворение; 2. эпитеты; 3. звукопись (аллитерация, ассонанс); 4. метафоры; 5. цветопись; 6. перифраз; 7. сравнение 8. инверсия и др.

Цветовая палитра стихов Есенина: красный цвет багряный оттенок желтый цвет золотистый оттенок зеленый цвет синий цвет голубой цвет черный цвет серый цвет

СИНИЙ И ГОЛУБОЙ ЦВЕТА например: «В прозрачном холоде заголубели долы»; «Летний вечер голубой »; « Голубизна презримой гущи»; « Синяя вьюга»; Гой ты Русь, моя родная, Хаты – в ризах образа… Не видать конца и края Только синь сосет глаза.

Есенин считал, что в самом имени « Россия » спрятано « синее что-то ». Он так писал Всеволоду Рождественскому: « Россия! Какое хорошее слово… И «роса», и «сила», и «синее что-то». Синий цвет поэт считал «божественным». « Синий » сочетается с существительными: глаза, вода, залив, небо, море, брызги, сумрак, мгла, воздух, туман ночи, ширь, вьюга, дали, вечер, май, осень, день, час, край, взгляд, дрожь, руки, счастье, голубь, изба, звездочка, листья, колокол и др.

ЖЕЛТО- ЗОЛОТЫЕ ОТТЕНКИ: « Луна под крышей, как злат бугор»; « Мне снились реки златых долин»; « Где злотятся рагожи в ряд»; « Лижут сумерки золотого солнца»; « Хвойная позолота»; « Зелень золотистая »; «Нет ни увяданья, ни смерти, Осень – золотых дел мастер – золотит холмы».

От веселого, золотистого, яркого цвета до горько желтого, когда в душе поэта появляются сомнения и боль: «В том краю, где желтая дорога…»; Весной и солнце на лугу Обвита желтая дорога, И та, чье имя берегу, меня прогонит от порога. « Желта дорога – дорога в никуда». Оттенки желтого находим и в автопортрете поэта: «Я готов рассказать тебе поле про волнистую рожь при луне», «Эти волосы взял я у ржи … По кудрям ты моим догадайся…»… «Луна, как желтый медведь…»; «Желтые кошки казацких голов…»; « Желтые поводья месяц уронил…»

Оттенки красного цвета: «На лазоревые ткани…Пролил пальцы багрянец »; «Алый мрак в небесной черни Начертил пожаром грань»; « Там, где капустные грядки Красной водой поливает восход , Клененочек маленький матке Зеленое вымя сосет»; « Под красным вязом крыльцо и двор …»

Малиновые краски: О Русь – малиновое поле И синь , упавшая в реку… Синее небо, цветная дуга, Тихо степные бегут берега, Тлеется дым у малиновых сел… С алым цветом сливается женский образ: С алым соком ягоды на коже Нежная, красивая была. На закат ты розовый похожа И как меч лучиста и светла Ярче розовой рубахи Зори вешние горят; «Словно я в весенней гулкой рани Проскакал на розовом коне…»

Зеленый цвет: «Дева Русь… в зеленой шали …»; «Не твоя ли шаль с каймою зеленеет на ветру…»; «Клененочек маленькой матке Зеленое вымя сосет…»; «В холмах зеленых табун коней…»; «В зеленях твоих стозвонных…».

Выводы: Многоцветна и многокрасочна поэзия Сергея Александровича Есенина. Природа играет и переливается всеми цветами радуги, образы живописны, словно нарисованные акварелью. Такою видел поэт свою родину, которую бесконечно любил и за которую всем сердцем переживал. «Чувство родины – основное в моем творчестве». Эта тема сквозная в творчестве поэта. И цветопись является одним из важных средств художественной выразительности в поэтической мастерской С.А.Есенина.

СПИОК РАССМОТРЕННЫХ СТИХОТВОРЕНИЙ С.А.ЕСЕНИНА 1. «Вот уж вечер. Роса… 2. «Там, где капустные грядки…» 3. «Поет зима – аукает…» 4. «Под венком лесной ромашки…» 5. «Темна ноченька, не спится…» 6. « Хороша была Танюша , краше не было в селе…» 7. « За горами, за желтыми долами…» 8. « Опять раскинулась узорно…» 9. « Выткался на озере алый свет зари…» 10. «Матушка в купальницу по лесу ходила…» 11. « Зашумели над затоном тростники…» 12. « Дымом половодья…»

13. « Сыплет черемуха снегом…» 14. «Край любимый! Сердцу снятся…» 15. « Осень» 16. « По селу тропинкой кривенькой…» 17. « Я – пастух; мои палаты…» 18. « Сохнет стоявшая глина…» 19. « По дороге идут богомолки…» 20. « Черная, потом пропахшая выть!» 21. « Топи да болота…» 22. « За темной прядью перелесиц…» 23. « В том краю, где желтая крапива…» 24. « Я снова здесь, в семье родной…» 25. « Не бродить, не мять в кустах багряных…» 26. « О красном вечере задумалась дорога…» 27. « О край дождей и непогоды…» 28. « Голубень» 29. « Колокольчик сереброзвонный…» 30. « Запели тесаные дроги…» 31. « Не напрасно дули ветры…» 32. « Корова» 33. « Под красным вязом крыльцо и двор…» 34. « Табун» 35. « Алый мрак в небесной черни…» 36. « Прощай, родная пуща…» 37. « Покраснела рябина…» 38. « В лунном кружеве украдкой…» и др.

Список использованной литературы: С.А.Есенин. Собрание сочинений в 3-х томах, М.,1970 Ю. Прокушев. О Сергее Есенине. А.Кедров. Образы древнерусского искусства в поэзии Сергея Есенина. Русская литература. Учебник-хрестоматия под редакцией В.П.Полухиной в 2-х частях.6 класс.

Ссылка на основную публикацию