Анализ стихотворения Прячет месяц за овинами Есенина

Изобразительно-выразительные средства в творчестве Есенина

С этой работой ученик выступал на научно-практической конференции. Её можно использовать на уроках русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Изобразительно-выразительные средства в творчестве Есенина222.64 КБ
izobrazitelno-vyrazitelnye_sredstva_v_tvorchestve_esenina.docx222.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ширинская средняя школа №18

Секция «Гуманитарная». «Литературоведение».

«Изобразительно – выразительные средства

в творчестве С.А. Есенина.»

Выполнил: Раевский Артем

Ученик 6а класса

МБОУ Ширинская СШ №18

учитель русского языка

Цель работы : изучить и проанализировать языковые средства и особенности их использования, учиться находить их в художественном произведении.

Задачи : классифицировать лексические изобразительные средства на примере творчества С.А.Есенина; обосновать выбор выразительных средств; познакомиться с понятием «цветопись».

Актуальность темы : показать многообразие, возможности и насыщенность русского языка как средство выражения чувств и эмоций в поэзии.

Гипотеза : можно картину нарисовать словами.

Методы и способы исследования : анализ стихов, сравнение, выводы, анкетирование.

Проблема : непонимание того, что без карандаша и красок можно нарисовать картину с помощью выразительных средств языка.

Мне очень нравятся стихи Сергея Александровича Есенина, поэтому в своей работе я опираюсь на его творчество.

План работы таков:

2.Классификация изобразительных средств.

3.Обоснование выбора изобразительных средств.

4.Работа со стихами С.А.Есенина.

5.Выводы из сказанного.

6.Список используемой литературы.

Русский язык богат и разнообразен, с помощью него мы задаем вопросы, делимся впечатлениями, информацией, передаем эмоции, рассказываем о том, что запомнилось.

Наш язык позволяет рисовать, показывать и создавать словесные картины. Отличительной чертой художественной литературы является ее способность рисовать словами. Эту гипотезу мне необходимо доказать в своей работе. Поэтами и писателями используются специальные выражения, обороты речи, эпитеты, метафоры и другие приемы. Все это – изобразительно-выразительные средства языка. В богатом языке встречаются различные изобразительно-выразительные средства. Все изобразительно-выразительные средства языка делятся на три группы: фонетические, лексические и синтаксические.

Я работаю с лексическими изобразительно-выразительными средствами языка: эпитетом, сравнением, метафорой и олицетворением, потому что Сергей Есенин очень часто использует их в своих стихах.

Сравнение – это сопоставление изображаемого предмета или явления с другим предметом по общему для них признаку. Для сравнения нужно:

  • Чтобы между двумя явлениями нашлось что-то общее;
  • Особое слово со значением сопоставления – будто, точно, как, как будто, словно

Сравнения выражаются различными способами:

1. Формой творительного падежа существительных:

2. Формой сравнительной степени прилагательного или наречия:

3. Сравнительными оборотами с союзами как, словно, будто, как будто и

4. При помощи слов «подобный», « похожий», « это».

  1. При помощи сравнительных придаточных предложений .

У Есенина, например, только в стихотворении « Клён ты мой опавший» мы находим достаточно много сравнений: «Как пьяный сторож», «Как жену чужую обнимал березку», «Сам себе казался я таким же кленом», «Словно погулять ты вышел».

Иногда сравнение создается без особого слова, по-другому. Например, как в строках стихотворения С. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы. »

Месяц сравнивается с жеребенком, который растет на наших глазах. Но слов, указывающих на сравнение, нет, используется творительный сравнения . Слово «жеребенком» стоит в Творительном падеже.

Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане:

Рыжий месяц жеребёнком

Запрягался в наши сани.

Метафора (в переводе с греческого — «перенос») — это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку.
В отличие от сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только второе,

В основу метафоры может быть положено сходство предметов по форме, цвету, объему, назначению, ощущениям… Привожу примеры из стихотворений С.А.Есенина:

« Отговорила роща золотая // Березовым веселым языком», « В саду горит костер рябины красной», «А месяц будет плыть и плыть, //Роняя весла по озерам» или «Задремали звезды золотые, //Задрожало зеркало затона».

Олицетворение является разновидностью метафоры, когда неодушевлённый предмет описывается как живое. Это один из самых древних речевых приемов, потому что наши предки одушевляли неживое в мифах, сказках и народной поэзии. Чаще всего олицетворения используются при описании природы.

У С.Есенина природа – это живой организм. Приведу примеры:

«Улыбнулись сонные березки», «Растрепали шелковые косы», «Шепчет шаловливо» поэту удалось создать образ живой природы: березки похожи на улыбающихся и растрепанных со сна девушек, даже обычная крапива изображается поэтом кокетливой красавицей-шалуньей. Все это достигается с помощью олицетворений. Так, излюбленный поэтом клён: «Выйдя на дорогу, // Утонул в сугробе, приморозил ногу», «Там он встретил вербу,// Там сосну приметил, Распевал им песни».

Эпитеты художественно определяют предмет или действие и могут быть выражены полным и кратким прилагательным, существительным и наречием. Эпитеты классифицируют следующим образом:

1) постоянные (характерны для устного народного творчества) — «добрый молодец», «красна девица», «зелена трава», «море синее», «лес дремучий» «мать сыра земля»;

2) изобразительные (наглядно рисуют предметы и действия, дают возможность увидеть их такими, какими видит их автор)

3) эмоциональные (передают чувства, настроение автора) .

Обратимся к стихам Сергея Есенина. У Сергея Есенина есть следующие строки :

Закружилась листва золотая (эпитет)

В розоватой (эпитет) воде на пруду,

Словно бабочек (сравнение) лёгкая (эпитет) стая

С замираньем летит на звезду

Эпитеты дают возможность посмотреть на осеннюю природу. С помощью сопоставления автор дает читателю возможность увидеть, как падает листва, словно стая бабочек.

Словно является указанием на сопоставление . Такое сопоставление и называется сравнение.

Метафора – скрытое образное сравнение.

Рассмотрим строку стихотворения Сергея Есенина

Сначала читателю представляется костер, а потом уже рябина. Это происходит из-за уравнивания, отождествления автором двух явлений. В основе лежит сходство гроздьев рябины с огненно-красным костром. Но слова будто, словно, точно не используются потому, что автор не сравнивает рябину с костром, а называет ее костром, это метафора.

Прячет месяц за овинами

Жёлтый лик от солнца ярого,

Высоко над луговинами

По востоку пышет зарево

Пеной рос заря туманится,

Словно глубь очей невестиных.

Прибрела весна, как странница,

С посошком в лаптях берестяных.

На берёзки в роще теневой

Серьги звонкие повесила

И с рассветом в сад сиреневый

Мотыльком порхнула весело.

Я прочитал это стихотворение ребятам из своего класса и попросил ответить на вопрос: «Какую картину ты видишь, слушая эти строки?»

Элина С . Раннее утро. Идёт Весна в русском сарафане, лаптях. Украсила рощу серёжками, превратилась в мотылька и улетела в сад чудеса творить. Денис П . Из-за горы появляется солнце. Просыпается лес. Деревья шелестят. Ваня Т. Весна в образе девушки пролетает над землёй и вершит чудеса по оживлению природы после зимнего сна.

Помогают это увидеть эпитеты (жёлтый лик, звонкие серьги, сиреневый сад ), сравнения (заря туманится, словно…, весна, как странница), олицетворения (месяц прячет, весна прибрела, повесила, порхнула), метафора (мотыльком весна порхнула).

В стихах Есенина природа живет своей интересной жизнью. Она вся в вечном движении, в бесконечном развитии и изменении. Подобно человеку она рождается, растет и умирает, поет и шепчет, грустит и радуется. Поэт создает свои эпитеты, метафоры, сравнения и образы. Эпитеты, сравнения, метафоры в лирике Есенина существуют не сами по себе, ради красивой формы, а для того, чтобы, полнее и глубже выразить себя. Люди, животные, растения, стихии и предметы – все это, по Есенину, дети одной матери-природы. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение «Зеленая прическа». Оно развивается в двух планах: березка – девушка:

Что шепчет тебе ветер?

О чем звенит песок?

Иль хочешь в косы-ветви

Ты лунный гребешок?

Ветер шепчет, песок звенит – олицетворение; косы-ветви – метафора; лунный гребешок – эпитет. Не сразу понимаешь, о ком идёт речь: о девушке или о берёзке. По-моему, поэт специально пишет так, что два образа соединяются в один, потому что человек и природа – это единое целое.

Строй сравнений, образов, метафор, всех словесных средств, взят из крестьянской жизни, родной и понятной.

Такие метафоры и сравнения насыщают почти каждое стихотворение.

МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Пинясова Елена Викторовна, преподаватель русского языка и литературы ГБОУ СПО «Училище (техникум) олимпийского резерва» г.Абакан Республики Хакасия

Урок внеклассного чтения «Движение весны».

Тема природы в творчестве С.Есенина и А.Кыштымова

Цель урока:

– расширить представление учащихся о способах выражения чувств и переживаний автора;

– глубже узнать законы поэтического языка, художественного слова, сопоставляя произведения поэтов.

Оформление урока: урок проходит в кабинете – музее А. Кыштымова, портрет С. Есенина, рисунки учащихся на весеннюю тему.

Ход урока.

Слово учителя: Сегодня на уроке мы продолжим работу над темой “движение весны”, чтобы расширить свои представления о способах выражения чувств и переживаний автора, сопоставляя произведения поэтов, глубже узнать законы поэтического языка, художественного слова. На прошлых уроках мы познакомились с творчеством И. Бунина, И. Северянина, А. Твардовского.

Какие чувства объединили поэтов, когда они писали о весне?

(Чувство радости, восторга, восхищения; поэты сравнивают весну с юностью, с зарождением чего-то нового, необычного)

В качестве домашнего задания вам было предложено сочинить стихи о весне. А какие вам удалось выразить чувства, ощущения?

Несколько учащихся по желанию зачитывают свои стихотворения. Вот несколько из них:

Катя Т

Хрустят, как леденцы,

Под крышами висящие

Как солнышка лучи,

Денис К

Рыхлый снег темнеет в марте,

Льдинки тают на окне,

Зайчик бегает по парте

И по карте на стене.

Сережа П

Уже капель на улице слышна,

То к нам пришла красавица весна.

И с каждым днем на улице светлей,

Все ярче солнце и теплее день.

Тима П

Уступили дорогу весне,

И она в сарафане нарядном

Так легко бежит по земле!

Нарядила деревья зеленью,

Птичьим звоном наполнила лес,

В синем небе порхнула облаком.

Сколько в мире еще чудес!

Приоделись к празднику

В сарафаны белые,

Нацепили на уши

И теперь красуются

В небесном отражении.

Саша С

Когда весна приходит,

И тает снег везде,

М счастье все находим

В зелененько листе,

В траве, воде ручейной,

Куда не ляжет взор,

Весны кусочек видим.

Перед вами лежат два стихотворения. Одно принадлежит известному русскому поэту начала ХХ века С. Есенину. Другое – А. Кыштымову, нашему земляку, в кабинете – музее которого мы находимся.

Вспомните, как называют А. Кыштымова?

Поэтому мы неслучайно выбрали стихотворение этих двух замечательных поэтов. Детям дано несколько минут на подготовку выразительного чтения, после чего звучат стихи.

Сергей Есенин

Прячет месяц за овинами

Желтый лик от солнца ярого.

Высоко над луговинами

По востоку пышет зарево.

Пеной рос заря туманится,

Словно глубь очей невестиных.

Прибрела весна, как странница,

С посошком в лаптях берестяных.

На березки в роще теневой

Серьги звонкие повесила.

И с рассветом в сад сиреневый

Мотыльком порхнула весело.

Анатолий Кыштымов

Лесные цветы

В тайгу вошел и замер, удивленный,

И, распахнув глаза, застыл на миг.

Среди травы, резной, густо-зеленой,

Открылся мне калейдоскопный мир.

сколь цветов! В траве благоухая,

Росой звеня, горя земным огнем,

В стволы деревьев радуги бросая,

Вдруг отразились на лице моем!

Они, как бабочки, в тиши качались,

Цветные бабочки, на тонких стебельках,

И, солнце принимая, улыбались.

А пахли как! А пахли как!

После прочтения стихотворения спрашиваю: чем понравились стихотворения?

(Оба стихотворения наполнены теплом, очень яркие, много цвета, особенно в стихотворении Кыштымова)

Какие слова в стихотворении С. Есенина вам непонятны?

Заранее подготовленные ученики объясняют значение слов, используя словарную карту, которую они подготовили дома.

Вы заметили, какое необычное сочетание в слове “яры”? Поэт соединил оба значения: высокое и устаревшее, которые несут свою нагрузку оценочного эпитета.

Что объединяет эти стихотворения?

(Оба поэта пишут о красоте весенней природы, передают не только свои чувства, но и ощущения. Мы даже слышим голос природы)

Работа в парах. Первая пара находит образы, которые возникают в стихотворениях, вторая пара – ощущения, которые передают поэты. Выслушиваем ответы нескольких пар.

Возможный ответ первой пары

У С. Есенина мы видим, как восходит солнце, автор передает это с помощью эпитетов: желтый лик, солнце ярое; олицетворений: месяц спрятался за овинами, прибрела весна, как странница, серьги звонкие повесила, мотыльком порхнула весело.

У А. Кыштымова лес, который наполнен цветами, они похожи на бабочки (сравнение), олицетворение: и. солнце принимая, улыбались; эпитеты, которые передают красоту весеннего леса: калейдоскопный мир, травы резной, густо-зеленой, зеленым огнем.

Возможный ответ второй пары

У С. Есенина мы слышим, как идет весна. Она звенит серьгами, порхает мотыльком, с посошком в лаптях берестяных. Ощущаем запах свежести. У А. Кыштымова мы не только слышим, но и чувствуем запахи: “. В траве благоухая”, “росой звеня”. Поэт сам восклицает: “А пахли как!”

Что помогает так ярко увидеть и ощутить красоту природы?

(Оба стихотворения очень яркие, насыщены цветом)

Какие художественные средства передают цветовую гамму?

(У Есенина это эпитеты: желтый лик, солнце ярое, лапти берестяные, роща теневая; у Кыштымова не только через эпитеты: цветные бабочки, калейдоскопный мир, но и через метафоры: горя земным огнем, в стволы деревьев радуги бросая)

Мы видим, что цвет во всем, а значит не только в прилагательных спрятаны краски, но и в глаголах, существительных. Давайте подведем итог: используя художественные средства, поэты могут передавать не только то, что видят вокруг себя, о чем думают, но и свои ощущения, чувства. Оба достигают одного: передают красоту природы родного края. Перед вами еще одно стихотворение А. Кыштымова (Учитель выразительно читает стихотворение)

С небес к земле светло сбежала нежность

По трапу белых, солнечных лучей.

И из земли вдруг выпорхнул подснежник!

Как смех, как вскрик, как взгляд влюбленный чей.

Он вырвался, безудержно прекрасный,

В зеленый свет, в зеленый мир большой,

И закивал своей головкой ясной,

Залопотал безбрежно голубой.

Весной я окунулся в смех и слезы,

Я окунулся в муку по тебе.

По Абакану белые березы

Носили свет и память о зиме.

Самостоятельно проанализируйте его, используя карточки клише, которые лежат на ваших столах.

Стихотворение А. Кыштымова строится с помощью ________. Подснежник описан как __________, только что появившийся на свет. Он ____ в большой мир, _________ головкой ясной, __________. Поэт сравнивает его со __________, что передает __________ и __________ появлением этого маленького чуда. При описании А. Кыштымов использует эпитеты _________, __________, ____________, которые позволяют увидеть _____________.

Все стихотворение наполнено ________________, поэтому читать его следует ___________.

После самостоятельной работы учащиеся зачитывают свои варианты анализа стихотворения.

Возможный вариант ответа.

Стихотворение А. Кыштымова строится с помощью олицетворения. Подснежник описан как маленький ребенок, только что появившийся на свет. Он вырвался в большой мир, закивал головкой ясной, залепетал. Поэт сравнивает его со смехом, вскриком, что передает радость и восхищение появлением этого маленького чуда. При описании Кыштымов использует эпитеты: безбрежно голубой, безудержно прекрасный, зеленый мир, которые позволяют увидеть красоту подснежника.

Все стихотворение наполнено радостью, нежностью, поэтому читать его следует с восторгом.

Рефлексия.

В начале урока на доске были записаны фразы:

Больше всего мне запомнилось сегодня на уроке.

Главным для меня было.

Учащиеся, заканчивая фразы, тем самым подводят итог урока.

Анализ стихотворения Прячет месяц за овинами Есенина

Познакомить учащихся с жизнью поэта.
Показать волшебство есенинской поэзии.
Раскрыть основные её темы.
Прививать любовь к поэзии.

Оборудование: журнальный столик, на нем зажженная свеча, портрет С.Есенина, розы любимому поэту; раздаточный материал (стихи С.Есенина: «Не жалею, не зову, не плачу», «Прячет месяц за овинами», «Гой ты, Русь моя родная»); «Сентиментальный вальс» П.И.Чайковского, 1-я часть Первой симфонии В.С.Калинникова, 2-я часть Первой симфонии П.И.Чайковского, финал Первой симфонии В.С.Калинникова, песня на стихи С.Есенина «Не жалею, не зову, не плачу»; видеоролики: а) С.Безруков читает стихотворение С.Есенина «Гой ты, Русь моя родная»… б) С.Безруков читает стихотворение С.Есенина «Заметался пожар голубой». презентации стихов С.Есенина, выполненные учащимися.

СЕРГЕЙ ЕСЕНИН – ПЕВЕЦ «СТРАНЫ БЕРЕЗОВОГО СИТЦА»

Тебе одной плету венок,

Цветами сыплю стёжку серую.

О Русь, покойный уголок,

Тебя люблю, тебе и верую.

(Звучит 1-я часть Первой симфонии В.С.Калинникова)

Вступительное слово учителя

Был один из прекрасных зимних вечеров. Падал легкий, пушистый снег. Деревья стояли как зачарованные; покрытые снегом, в лунном свете, они казались чем-то волшебным, вышедшим прямо из сказки.

В такой дивный вечер 27 декабря 1925года в одном из номеров ленинградской гостиницы «Англетер» покончил с собой замечательный русский поэт Сергей Есенин. Накануне он передал свои стихи.

До свиданья, друг мой, до свиданья.-

Милый мой, ты у меня в груди.

Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки и слова,

Не грусти и не печаль бровей, –

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

Сегодня на уроке литературы мы поговорим о Сергее Александровиче Есенине, о волшебстве есенинской поэзии, об основных её направлениях.

Есенин – это чудо поэзии… И как о всяком чуде, о нем трудно говорить.

Чудо надо пережить. И надо в него верить. Чудо есенинской поэзии не

только убеждает, но и всегда волнует, как проявление большого человеческого сердца. Каковы же истоки этого чуда?

Предлагаю посмотреть презентацию

«Сергей Есенин – певец «страны березового ситца»

Великий русский критик В.Г.Белинский заметил, что сила гениального поэта основана на живом, неразрывном единстве человека и поэта. Именно это слияние человека и поэта в лирике Есенина заставляет учащенно биться наши сердца, страдать и радоваться, любить и ревновать, плакать и смеяться вместе с поэтом.

(На фоне второй части Первой симфонии П.И.Чайковского звучит стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая…»)

Русь в радостном весеннем убранстве, с пахучими летними цветами и травами, с бездонной синевой небес, с прихотливо извилистыми реками, веселыми березовыми рощами и малиновыми закатами – вот такой видел и любил поэт свою родину. «Я люблю родину, я очень люблю родину», – писал Сергей Есенин. «Чувство родины – основное в моем творчестве».

Казалось бы, что нового можно сказать о белоствольных березках и опавших кленах, о снежной бесконечности русских полей, о лунных вечерах после того, как об этом написали мастера русской поэзии 19-го века. Но для истинного таланта мир всегда нов – «страна березового ситца» предстает перед читателем в неповторимом есенинском облике. Природа в стихах Есенина всегда является очеловеченной – страдающей, ликующей, поющей, тоскующей.

Чтобы убедиться в этом, предлагаю посмотреть выполненные ребятами презентации стихов С.Есенина и оценить их выразительное чтение.

У Есенина трудно найти чисто пейзажные стихотворения. У него природа как бы растворена в лирике.

Звучит стихотворение С.Есенина «Прячет месяц за овинами»…

Работа над стихотворением «Прячет месяц за овинами»…

Каким чувством проникнуто это стихотворение?

(чувство радости, огромной любви, восторга от прихода весны)

Что помогает нам почувствовать именно такое настроение?( средства художественной выразительности)
Найти в стихотворении: олицетворения (прячет месяц, прибрела весна, повесила серьги, впорхнула в сад и др.

метафоры (пена рос, весна с посошком, в лаптях берестяных, мотыльком впорхнула)

сравнения (заря словно глубь очей невестиных, весна как странница)

Звучит стихотворение С.Есенина «Гой ты, Русь моя родная»… в исполнении Сергея Безрукова (видеоролик)

Работа над стихотворением «Гой ты, Русь моя родная»…

Какой изображена Русь в этом стихотворении? (изображена Русь деревенская: хаты, поля, околицы, веселый пляс в праздники)
Как автор называет свой край? (Русь моя родная, родина моя)
Какое четверостишие несет на себе главную смысловую нагрузку? (последнее)

Звучит песня на стихи С.Есенина «Не жалею, не зову, не плачу»…

Что оплакивает герой, о чем сожалеет? (сожалеет об ушедшей молодости)
Почему «я» лирического героя сменяется на «мы»? (потому что это удел каждого)
Как вы понимаете смысл последнего четверостишия?
Найдите в стихотворении инверсию. (всё пройдет как с белых яблонь дым, увяданья золотом охваченный, тихо льётся с кленов листьев медь)

сравнение (все пройдет как с белых яблонь дым)

метафоры (золото увяданья; сердце, тронутое холодком; страна березового ситца; пламень уст; буйство глаз и половодье чувств; листьев медь)

Из любовной лирики предлагаю послушать стихотворение «Заметался пожар голубой» в исполнении Сергея Безрукова (видеоролик)

Заключительное слово учителя

Прошло много лет со дня смерти С.Есенина, этого красивого человека – красивого внешне и душой. Он так мало жил, но так много успел сделать для своей любимой Родины. И все, кто любит свою родину по-настоящему, всем сердцем, будут благодарны Сергею Александровичу Есенину многие столетия.

(на фоне финала первой симфонии В.С.Калинникова звучит стихотворение «Снова настежь распахнуты сени»)

Снова настежь распахнуты сени,

Дует в дудку весны соловей.

Снова легкой походкой Есенин

По России проходит своей.

Нет ни горькой, ни сладкой отравы,

Все заклятья, все чары сняты,

Веют свежестью, юностью травы,

Пахнут первой любовью цветы.

Всеми росами Родины вымыт,

Забияка и сорванец,

Знает он, что поэзия – климат,

Лучший климат для душ и сердец.

Не пугаясь моторного лая,

Держит песню весна на крыле.

Всё живущее благословляя,

Он идет по зеленой земле.

Вот они, те просторы родные,

Где когда-то он рос под межой,

Где его научила Россия

Петь и плакать с открытой душой.

И за верность напевам заветным,

Для которых и грусть не беда,-

Он останется тридцатилетним,

Молодым, как рассвет, навсегда.

Снова настежь распахнуты сени,

Дует в дудку весны соловей.

Это снова и снова Есенин

По России проходит своей.

Итак, сегодня мы начали, я надеюсь, увлекательный разговор о прекрасном человеке и поэте Сергее Есенине, познакомились с некоторыми темами его творчества. Очень хочется верить, что сегодняшний урок с использованием «Intel-технологий» поможет вам еще больше полюбить поэзию С.Есенина.

Творческим группам выполнить проектно-исследовательскую работу в виде мультимедийной презентации по темам. Задания на флешках командиров групп.

Первая группа: Джентельменский список С.Есенина (С.Есенин и женщины) Любовная лирика поэта.

Вторая группа: Стихи о братьях наших меньших ( стихи о животных)

Третья группа: Тайна смерти С.Есенина (последние годы жизни, конфликт с обществом, загадочный уход из жизни)

Автор разработки: Романова Людмила Васильевна

Выставить рейтинг разработки урока:

Просмотров: 1071 | Загрузок: 124 | Комментариев: 0

Анализ стихотворения Прячет месяц за овинами Есенина

У нас вы можете бесплатно скачать произведения по классической литературе в удобном файле-архиве, далее его можно распаковать и читать в любом текстовом редакторе, как на компьютере, так и на любом гаджете или “читалке”.

Мы собрали лучших писателей русской классической литературы, таких как:

  • Александр Пушкин
  • Лев Толстой
  • Михаил Лермонтов
  • Сергей Есенин
  • Федор достоевский
  • Александр Островский

. и многих других известнейших авторов написавших популярные произведения русской классической литературы.

Все материалы проверены антивирусной программой. Также мы будем пополнять нашу коллекцию по классической литературе новыми произведениями известных авторов, а возможно, и добавим новых авторов. Приятного прочтения!

Русский писатель (9 (21) августа 1871 — 12 сентября 1919)

Руусский поэт, драматург (20 августа (1 сентября) 1855 — 30 ноября (13 декабря) 1909)

Русский поэт (15 (27) ноября 1840 (1841?) — 17 (29) августа 1893)

Русский поэт, писатель (11 (23) июня 1889 — 5 марта 1966)

Поэт-символист (3 [15] июня 1867 — 23 декабря 1942)

Русский поэт (19 февраля [2 марта] 1800 — 29 июня [11 июля] 1844)

Русский поэт (18 (29) мая 1787 — 7 (19) июня 1855)

Русский писатель, поэт (14 (26) октября 1880 — 8 января 1934)

Русский поэт. (16 (28) ноября 1880 — 7 августа 1921)

Русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, историк. (1 (13) декабря 1873 — 9 октября 1924)

Русский писатель, поэт (10 (22) октября 1870 — 8 ноября 1953)

Русский поэт, художник (16 [28] мая 1877 — 11 августа 1932)

Русская поэтесса, писательница (8 [20] ноября 1869 — 9 сентября 1945)

Русский прозаик, драматург, поэт, критик и публицист. (20 марта (1 апреля) 1809 — 21 февраля (4 марта) 1852)

Русский писатель, прозаик, драматург (16 (28) марта 1868 — 18 июня 1936)

Русский драматург, поэт, дипломат и композитор. (4 (15) января 1795 — 30 января (11 февраля) 1829)

Русский поэт (16 [28] июля 1822 — 25 сентября [7 октября] 1864)

Русский писатель-прозаик (11 августа [23 августа] 1880 — 8 июля 1932)

Русский поэт (3 (15) апреля 1886 — август 1921)

Генерал-лейтенант, участник Отечественной войны 1812 года, русский поэт (16 (27) июля 1784 — 22 апреля (4 мая) 1839)

Русский поэт (3 (14) июля 1743 — 8 (20) июля 1816)

Русский писатель, мыслитель. (30 октября (11 ноября) 1821 — 28 января (9 февраля) 1881)

Русский поэт. (21 сентября (3 октября) 1895 — 28 декабря 1925)

Русский поэт, критик, переводчик. (29 января (9 февраля) 1783 — 12 апреля (24 апреля) 1852)

Русский поэт, прозаик (29 октября (10 ноября) 1894 — 26 августа 1958)

Русский литератор (1 (12) декабря 1766 — 22 мая (3 июня) 1826)

Русский поэт (10 (22) октября 1884 — 23 и 25 октября 1937)

Русский поэт, баснописец (2 (13) февраля 1769 — 9 (21) ноября 1844)

Русский поэт (6 (18) октября 1872 — 1 марта 1936)

Русский писатель (26 августа (7 сентября) 1870 — 25 августа 1938)

Русский поэт, прозаик, драматург. (3 (15) октября 1814 — 15 (27) июля 1841)

Русский писатель (4 (16) февраля 1831 — 21 февраля (5 марта) 1895)

Русская поэтесса (19 ноября [1 декабря] 1869 — 27 августа [9 сентября] 1905)

Русский поэт (23 мая (4 июня) 1821 — 8 (20) марта 1897)

Русский поэт, прозаик (3 (15) января 1891 — 27 декабря 1938)

Русский советский поэт (7 [19] июля 1893 — 14 апреля 1930)

Русский поэт (26 декабря 1862 — 31 января 1887)

Русский поэт, писатель, публицист. (28 ноября (10 декабря) 1821 — 27 декабря 1877 (8 января 1878)

Русский драматург. (31 марта (12 апреля) 1823 — 2 (14) июня 1886)

Русский писатель, поэт (29 января [10 февраля] 1890 — 30 мая 1960)

Русский поэт, драматург и прозаик. (26 мая (6 июня) 1799 — 29 января (10 февраля) 1837)

Русский поэт, общественный деятель, декабрист (18 сентября (29 сентября) 1795 — 13 (25) июля 1826)

Русский писатель. (15 (27) января 1826 — 28 апреля (10 мая) 1889)

Русский поэт (4 мая (16 мая н.ст.) 1887 — 20 декабря 1941)

Русский поэт и писатель (26 июля [7 августа] 1837 — 25 сентября [8 октября] 1904)

Русский поэт (16 [28] января 1853 — 31 июля [13 августа] 1900)

Русский поэт, писатель и драматург (17 февраля (1 марта) 1863, — 5 декабря 1927)

Русский писатель, поэт, драматург. (24 августа (5 сентября) 1817 — 28 сентября (10 октября) 1875 )

Русский писатель, мыслитель. (28 августа (9 сентября) 1828 — 7 (20) ноября 1910)

Русский писатель, поэт. (28 октября (9 ноября) 1818 — 22 августа (3 сентября) 1883)

Русский поэт, дипломат, публицист (23 ноября (5 декабря) 1803 — 15 (27) июля 1873)

Русский поэт, переводчик и мемуарист. (23 ноября (5 декабря) 1820 — 21 ноября (3 декабря) 1892, Москва)

Русский поэт (28 октября (9 ноября) 1885 — 28 июня 1922)

Русский поэт (16 (28) мая 1886 — 14 июня 1939)

Русский поэт, прозаик (26 сентября (8 октября) 1892 — 31 августа 1941)

Русский философ. (27 мая (7 июня) 1794 — 14 (26) апреля 1856)

Русский поэт, прозаик (1 (13) октября 1880 — 5 августа 1932)

Русский философ. (12 (24) июля 1828 — 17 (29) октября 1889)

Русский писатель, драматург. (29 января 1860 — 15 июля 1904)

Русский писатель, поэт (19 [31] марта 1882 — 28 октября 1969)

Эда
читают сейчас

Неизвестно
читают сейчас

Неизвестно
читают сейчас

Неизвестно
читают сейчас

Листок
1 минуту назад

Жизнь Клима Самгина. Часть.
1 минуту назад

Как неожиданно и ярко.
1 минуту назад

Долгие, белые тучи плывут.
1 минуту назад

Благодарю!
1 минуту назад

Ель рукавом мне тропинку з.
1 минуту назад

Анализ стихотворения С.А. Есенина «Снова пьют здесь, дерутся и плачут…»

Скачать сочинение
Тип: Анализ стихотворения

Стихотворение С.А. Есенина «Снова пьют здесь, дерутся и плачут…» (1922) входит в цикл «Москва кабацкая» (1921 – 1924), в котором отразились пессимистичные, упадочнические настроения поэта.
1922 год – время гражданской войны в России. Только недавно свершилась социалистическая революция, в стране произошли огромные перемены, перевернувшие не только привычные устои жизни, но и мировоззрение миллионов людей.
Лирический герой этого стихотворения Есенина размышляет о судьбе своей страны. Этому и посвящено данное произведение, это и является его темой.
«Снова пьют здесь, дерутся и плачут…» имеет свой сюжет. Лирический герой, находясь в кабаке, пьянствуя вместе со всеми, наблюдает за разномастными посетителями. В основном это люди, проигравшие в войне, оставшиеся за бортом жизни:
Снова пьют здесь, дерутся и плачут
Под гармоники желтую грусть.
Проклинают свои неудачи,
Вспоминают московскую Русь.
И что остается этим «неудачникам»? Только заливать свою тоску по «московской Руси» в кабаках, под «желтую грусть» гармоники.
Да и сам герой занимается тем же самым – «опустясь головою, Заливаю глаза вином…». Он боится увидеть «лицо роковое», хочет забыться, хотя бы короткое время о нем не думать. Что же это за «роковое лицо»? Мне думается, что так герой, и сам поэт, характеризует положение его любимой родины, его «голубой Руси» после событий 1917 года. А это положение представляется герою не только плачевным и бедственным, но и «роковым». Употребляя этот эпитет, автор, как мне кажется, предполагает, что Россия идет к своему краху, к какой-то страшной беде.
Но этот эпитет – «роковой» – можно назвать психологическим, передающим состояние лирического героя, его отношение к произошедшим событиям. Мы понимаем, что этот человек тоскует по прошлой Руси, которую, по его мнению, уже никогда не вернуть:
Что-то всеми навек утрачено.
Май мой синий! Июнь голубой!
Не с того ль так чадит мертвячиной
Над пропащею этой гульбой.
А настоящее России герой оценивает очень негативно – как угар и пьянство, как бредовый кошмар, который он наблюдает и в кабаке, и в стране: «Самогонного спирта — река. Гармонист с провалившимся носом Им про Волгу поет и про Чека». Атмосфера, царящая здесь, напоминает какой-то страшный сон: озлобившиеся люди, у которых не осталось ничего святого, разгул нечистой силы, стихии, хаоса: «Что-то злое во взорах безумных, Непокорное в громких речах…»
Герой вспоминает о жертвах, погибших в этой нелепой и бессмысленной войне. Среди них было много совсем еще юных существ («дурашливые, юные»), и они «сгубили свою жизнь сгоряча». Этих «светлых» людей не сравнить с теми, что видятся поэту теперь. Трагически и даже фаталистически звучит последнее четверостишие стихотворения:
Нет! таких не подмять, не рассеять.
Бесшабашность им гнилью дана.
Ты, Рассея моя. Рас. сея.
Азиатская сторона!
В эпитете «азиатская сторона» выражено очень многое. «Азиатское» у Есенина обозначает «дикое», «свирепое», «безрассудное», «безнравственное», «непонятное уму и сердцу». Именно так, на мой взгляд, поэт оценивает современное ему состояние и положение его любимой России. Чтобы подчеркнуть контраст между прошлой и будущей Русью, он ставит рядом чисто русское название «Рассея» и эпитет «азиатская сторона».
Стихотворение наполнено средствами художественной выразительности, которые помогают выразить отношение лирического героя ко всему происходящему, выразить его эмоциональное состояние. Это, прежде всего, метафоры: «гармоники желтую грусть», «не видеть в лицо роковое», «Май мой синий! Июнь голубой!», «чадит мертвячиной», «самогонного спирта — река», «светят наши лучи», «бесшабашность гнилью дана; фразеологические выражения: «заливаю глаза вином».
Кроме того, здесь есть эпитеты: «желтую грусть», «май мой синий! июнь голубой!», «во взорах безумных», «громких речах», «дурашливых, юных».
В синтаксическом плане в стихотворении можно выделить риторические вопросы («Где ж вы те, что ушли далече? Ярко ль светят вам наши лучи?»), восклицательные предложения «Нет! таких не подмять, не рассеять…», «Азиатская сторона!».
Данное стихотворение написано с помощью перекрестной рифмовки, мужской и женской рифмы.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Есенин С.А. / Стихотворения / Анализ стихотворения С.А. Есенина «Снова пьют здесь, дерутся и плачут…»

Смотрите также по произведению “Стихотворения”:

Читайте также:  Анализ стихотворения Разбуди меня завтра рано Есенина 6 класс
Ссылка на основную публикацию