Анализ стихотворения Пушкину Есенина

«Пушкину», анализ стихотворения Есенина

Впервые обращение «Пушкину» Сергей Есенин прочитал в 1924 году на митинге в честь 125-летия со дня рождения мэтра русского стихосложения. Митинг был организован у памятника Пушкину на Тверском бульваре Москве. Спустя 71 год на том же бульваре установили памятник Есенину. Его желание «бронзой прозвенеть» было воплощено потомками в 1995 году.

Фабула стихотворения

Обращение Есенина было адресовано не толпе, собравшейся на советский митинг по случаю знаменательной даты. В первой строфе он явно делает акцент на своем внутреннем монологе: «стою и говорю с собой». Ему не интересна посторонняя реакция, он уверенно делится своим убеждением о таланте гения. Фраза «говорю в ответ тебе» подразумевает диалог поэта с памятником, но не слушателями.

По словам современников и авторским заметкам глубокое понимание пушкинского творчества пришло к Есенину постепенно. В молодые годы он пишет, что «Влияния Пушкина на русскую литературу вообще не было». Но спустя несколько лет объясняет это своим непониманием и убеждает, что «Постичь Пушкина – это уже нужно иметь талант».

Стихотворение Сергей начинает с мечтаний о «могучем даре», не скрывая зависти к «бронзе выкованной славы». Хотя можно заметить либо лукавство автора, либо неуверенность в себе. В 1924 году 28-летний поэт был признан в литературных кругах, пользовался любовью масс, активно продвигался и контролировался советскими властями как «народный» поэт.

Жанр и риторические тропы

По жанру стих относится к оде или поэтическому посланию. Но строки, специально написанные к знаменательной дате, не похожи ни на хвалебную оду, ни на восторженный панегирик. Они звучат как обращение Сергея к творцу, передают его чувства и личное отношение. Торжественные фразы перемежаются с эмоциями и субъективной оценкой автора. Подобный способ выражения можно назвать сильным приемом, характерным для всего есенинского творчества.

Обращение на «ты» к Александру, сравнение «повеса, как я сегодня хулиган» показывают, что Есенин, несмотря на преклонение перед талантом, ставит себя на одну с ним ступеньку. Он ищет и находит в обоих общие черты, свойственные сумасбродным гениям. Поэт напоминает о том, что основой любого творчества есть человеческие желания и эмоции.

Авторское пренебрежение к неосведомленному читателю проскальзывает в непонятном упоминании Пушкина как «блондинистый, почти белесый», что звучит странно по отношению к черноволосому потомку «арапа Петра Великого». Ответ дает Михаил Ройзман в своих воспоминаниях «Все, что помню о Есенине». Темно-бронзовый памятник при свете уличных фонарей казался отлитым из белого гипса. Во время ночной прогулки Сергей обратил на это внимание друга: «Смотри, Александр – белесый!»

С первых до последних строк сохраняется заданный пафосный стиль, характерный одам. Гипербола «умер бы сейчас от счастья» усиливает патетический подъем перед финальным спадом. Послание к гению заканчивается строфой о самом авторе. Тревожные нотки, прорывающиеся словами «обреченный на гоненье», выражают беспокойство поэта своей неупорядоченной жизнью. Его надежды обращены к признанию своего таланта, символом которого он считает бронзовый памятник.

Стихотворная композиция

Стихотворение состоит из катренов – четверостиший с перекрестной схемой рифмовки, при которой рифмуются первая-третья и вторая-четвертая строки. Напевная ритмичность объясняется использованием двусложного ямба по правилам силлабо-тонического стихосложения. Строки разбиваются на стопы, состоящие из двух слогов:

Меч ТА / я о / мо ГУ / чем ДА / ре

То ГО, / кто РУСС / кой СТАЛ / судь БОЙ,

Сто Ю / я на / Твер СКОМ / буль ВА / ре,

Сто Ю / и го/ во РЮ / с со БОЙ.

Короткие четырехстопные строки задают легкость чтения. Безударные пиррихии не заметны, не нарушают общей ритмики. Ударение на второй слог стопы придает стихотворению минорность.

Возможно, Есенин специально использовал стихотворный размер минорного ямба, чтобы придать торжественной оде оттенок элегии, свойственный его лирическим монологам.

Анализ стихотворения Есенина Пушкину

Анализ стихотворения Есенина «Пушкину»

Анализ стихотворения Есенина «Пушкину»

Знаком особого внимания Есенина к пушкинской традиции является стихотворение «Пушкину». которое поэт написал 26 мая 1924 года к 125-летию со дня рождения Пушкина и читал на юбилейном митинге 6 июня 1924 года у памятника поэту на Тверском бульваре.

Есенин как бы продолжает известное стихотворение Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный. ». которое восходит к Горацию («Я воздвиг памятник. » ) и Державину («Памятник» ). Но у Есенина тема собственного памятника возникает лишь в заключительных строках. Сюжет стихотворения составляет разговор с памятником Пушкину как с живым человеком. Этот разговор состоит из собственных раздумий («говорю с самим собой»). обращений к поэту («О, Александр. » ) и ответов на вопросы, которые задал Пушкин поэту XX века («говорю в ответ тебе»).

Есенин осознает свое великое право стоять рядом с Пушкиным. Серьезно и с достоинством говорит он со своим великим предшественником и как перед причастьем пытается осмыслить свой путь в сравнении с пушкинским. Пушкин для Есенина — живой человек, с которым у него много общего. Поэт отмечает черты, которые сближают его с русским гением: «могучий дар». «русскую. судьбу». гордость, легендарность личности и даже поведение и внешнюю

похожесть. «Блондинистый. » — таким мог быть бронзовый Пушкин в свете вечерних фонарей. Есенин верит, что преодолеет все временное и суетное и достигнет пушкинской славы:

Но, обреченный на гоненье.

Еще я долго буду петь.

Чтоб и мое степное пенье Сумело бронзой прозвенеть.

Главное, к чему стремится Есенин, что дает право на бессмертие — это верность своему народу. В ответ на слова Пушкина о своем памятнике: «К нему не зарастет народная тропа. » Есенин говорит о «русской судьбе» поэта и считает свое степное пенье» созвучным свободной и глубоко национальной поэзии Пушкина.

Сочинения по темам:

  1. Анализ стихотворения Есенина «Цветы мне говорят прощай» Поэма «Цветы» (1924). Жанр определен самим Есениным. Перед нами лирическая поэма, в которой развито элегическое начало и которую автор создавал.
  2. Анализ стихотворения Есенина «Сорокоуст» Поэма «Сорокоуст», по утверждению некоторых мемуаристов и по дошедшему письму Есенина к Е. И. Лившиц от 11 августа 1920 г.
  3. Анализ стихотворения С.Есенина «Черный человек» С.Есенин часто думал о смерти, что в полной мере отобразилось в его творчестве. Конечно, он не описывал трагичный уход, но.
  4. Анализ стихотворения Есенина «Белая береза» Поэта Сергея Есенина не зря называют певцом России, так как в его творчестве образ родины является ключевым. Даже в тех.
  5. Анализ стихотворения Есенина «Клен ты мой опавший, клен заледенелый» Пейзажная лирика Сергея Есенина помимо удивительной образности и метафоричности обладает одной уникальной особенностью – практически все произведения поэта являются автобиографичными.
  6. Анализ стихотворения Есенина «Я спросил сегодня у менялы» В 1924 году Сергей Есенин побывал в Азербайджане, в результате чего появился цикл лирических произведений под общим названием «Персидские мотивы».
  7. Анализ стихотворения Есенина «Чары» Для лирики Есенина характерно использование свойственных народному творчеству образов труда, животных, природы. Подтверждение тому можно найти в большом количестве стихотворений.

Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Есенина «Пушкину»

В чем особенность воплощения темы поэтического памятника в стихотворении С.А. Есенина?

С. А. Есенин “Пушкину” (полный отрывок)

В основу стихотворения С. А. Есенина «Пушкину» легла тема поэтического памятника. В своём стихотворении Есенин обращается к великому поэту “Золотого века” А.С.Пушкину. “Мечтая о могучем даре”, герой стоит перед его памятником, “как перед причастьем”. Сравнивая себя с тем, кто “русской стал судьбой” герой уверен, что его кумир, как и он сам, в своё время, был “повесой” и “хулиганом”, но в отличие от гениального поэта и писателя путь героя обречен на одиночество и “на гоненье”, и все же, он намерен бороться и быть услышанным, чтобы “его степное пенье”, как и лирика Пушкина “сумело бронзой прозвенеть”.

  • 2 из 3 К1 Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов
  • 1 из 1 К2 Следование нормам речи
  • ИТОГО: 3 из 4

Анна Геннадьевна Маслова

1. Дан пря­мой связ­ный от­вет на во­прос, с опо­рой на ав­тор­скую по­зи­цию; сфор­му­ли­ро­ва­на соб­ствен­ная точ­ка зре­ния; нет под­ме­ны ана­ли­за пе­ре­ска­зом тек­ста, но при от­ве­те не все те­зи­сы убе­ди­тель­но обос­но­ва­ны. Неко­то­рые те­зи­сы в от­ве­те яв­ля­ют­ся лишь пе­ре­ска­зом со­дер­жа­ния сти­хо­тво­ре­ния без необ­хо­ди­мых ком­мен­та­ри­ев, а это мо­жет по­влечь за со­бой сни­же­ние бал­ла по пер­во­му кри­те­рию до еди­ни­цы, и – со­от­вет­ствен­но – по вто­ро­му кри­те­рию до 0. Будь­те вни­ма­тель­ны при ана­ли­зе сти­хо­тво­ре­ний и ста­рай­тесь не про­сто из­ла­гать ци­та­ты, а ком­мен­ти­ро­вать их в со­от­вет­ствии с за­да­ни­ем.
2. В от­ве­те до­пу­ще­на 1 ре­че­вая ошиб­ка.

Туманная фраза: непонятно, о ком и в каком случае идет речь.

Знаком особого внимания Есенина к пушкинской традиции является
стихотворение «Пушкину». которое поэт написал 26 мая 1924 года к 125-летию со дня рождения Пушкина и читал на юбилейном митинге 6 июня 1924 года у памятника поэту на Тверском бульваре. Есенин как бы продолжает известное стихотворение Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный. ». которое восходит к Горацию («Я воздвиг памятник. » ) и Державину («Памятник» ). Но у Есенина тема собственного памятника возникает лишь в заключительных строках. Сюжет стихотворения составляет разговор с памятником Пушкину как с живым человеком. Этот разговор состоит из собственных раздумий («говорю с самим собой»). обращений к поэту («О, Александр. » ) и ответов на вопросы, которые задал Пушкин поэту XX века («говорю в ответ тебе»). Есенин осознает свое великое право стоять рядом с Пушкиным. Серьезно и с достоинством говорит он со своим великим предшественником и как перед причастьем пытается осмыслить свой путь в сравнении с пушкинским. Пушкин для Есенина — живой человек, с которым у него много общего. Поэт отмечает черты, которые сближают его с русским гением: «могучий дар». «русскую. судьбу». гордость, легендарность личности и даже поведение и внешнюю похожесть. «Блондинистый. » — таким мог быть бронзовый Пушкин в свете вечерних фонарей. Есенин верит, что преодолеет все временное и суетное и достигнет пушкинской славы:

Но, обреченный на гоненье.
Еще я долго буду петь.
Чтоб и мое степное пенье
Сумело бронзой прозвенеть.

Главное, к чему стремится Есенин, что дает право на бессмертие — это
верность своему народу. В ответ на слова Пушкина о своем памятнике: «К нему не зарастет народная тропа. » Есенин говорит о «русской судьбе» поэта и считает свое степное пенье» созвучным свободной и глубоко национальной поэзии Пушкина.

Главное меню

Сочинения по русскому языку и литературе 2,3,4,5,6,7,8,9,10,11 класс

Марик Маракеш Профи (734) 1 год назад Пушкину
1924
Мечтая о могучем даре
Того, кто русской стал судьбой,
Стою я на Тверском бульваре,
Стою и говорю с собой.

Блондинистый, почти белесый,
В легендах ставший как туман,
О Александр! Ты был повеса,
Как я сегодня хулиган.

Но эти милые забавы
Не затемнили образ твой,
И в бронзе выкованной славы
Трясешь ты гордой головой.

А я стою, как пред причастьем,
И говорю в ответ тебе:
Я умер бы сейчас от счастья,
Сподобленный такой судьбе.

Но, обреченный на гоненье,
Еще я долго буду петь.
Чтоб и мое степное пенье
Сумело бронзой прозвенеть.

Знаком особого внимания Есенина к пушкинской традиции является
стихотворение «Пушкину». которое поэт написал 26 мая 1924 года к 125-летию со дня рождения Пушкина и читал на юбилейном митинге 6 июня 1924 года у памятника поэту на Тверском бульваре. Есенин как бы продолжает известное стихотворение Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный. ». которое восходит к Горацию («Я воздвиг памятник. » ) и Державину («Памятник» ). Но у Есенина тема собственного памятника возникает лишь в заключительных строках. Сюжет стихотворения составляет разговор с памятником Пушкину как с живым человеком. Этот разговор состоит из собственных раздумий («говорю с самим собой»). обращений к поэту («О, Александр. » ) и ответов на вопросы, которые задал Пушкин поэту XX века («говорю в ответ тебе»). Есенин осознает свое великое право стоять рядом с Пушкиным. Серьезно и с достоинством говорит он со своим великим предшественником и как перед причастьем пытается осмыслить свой путь в сравнении с пушкинским. Пушкин для Есенина — живой человек, с которым у него много общего. Поэт отмечает черты, которые сближают его с русским гением: «могучий дар». «русскую. судьбу». гордость, легендарность личности и даже поведение и внешнюю похожесть. «Блондинистый. » — таким мог быть бронзовый Пушкин в свете вечерних фонарей. Есенин верит, что преодолеет все временное и суетное и достигнет пушкинской славы:
Но, обреченный на гоненье.
Еще я долго буду петь.
Чтоб и мое степное пенье
Сумело бронзой прозвенеть.
Главное, к чему стремится Есенин, что дает право на бессмертие — это
верность своему народу. В ответ на слова Пушкина о своем памятнике: «К нему не зарастет народная тропа. » Есенин говорит о «русской судьбе» поэта и считает свое степное пенье» созвучным свободной и глубоко национальной поэзии Пушкина.

[ссылка появится после проверки модератором]. ru/pdf_files_bio2/461b7646.pdf Пробел уберите.

Мой опыт работы с гипнозом, этим удивительным и до конца не постигнутым состоянием и опыт моих учеников, коллег позволяют однозначно утверждать, что без использования техник экстрасенсорного или скажем магического воздействия можно хорошо гипнотизировать и добиваться существенных результатов, однако с использованием этих техник результаты воздействия всегда неизменно выше.

Разделы сайта Наш опрос Заработок в домаашних условиях без интернета Главная страница » В отраслях Производство Транспорт, автобизнес, водители Строительство, эксплуатация, ЖКХ Склад, логистика, ВЭД, перевозки Оптовая торговля, корпоративные продажи Секретариат, АХО Маркетинг, реклама, PR Финансы, бухгалтерия, банк, аудит Персонал для дома, бытовое обслуживание Недвижимость СМИ, издательство, полиграфия Юриспруденция Закупки и снабжение Розничная торговля Гостинично-ресторанный бизнес IT, интернет, телеком, электроника Красота, фитнес, спорт Медицина.

Каждый из нас время от времени сталкивается с финансовыми проблемами. Однако эксперты шоу «Все буде добре» убеждены: если подойти к проблеме наполнения кошелька с умом, то вам никогда не придется занимать деньги у друзей до ближайшей зарплаты.

анализ стихотворения Есенин «Пушкину»

анализ стихотворения Есенин «Пушкину»

  1. Пушкину
    1924
    Мечтая о могучем даре
    Того, кто русской стал судьбой,
    Стою я на Тверском бульваре,
    Стою и говорю с собой.

Блондинистый, почти белесый,
В легендах ставший как туман,
О Александр! Ты был повеса,
Как я сегодня хулиган.

Но эти милые забавы
Не затемнили образ твой,
И в бронзе выкованной славы
Трясешь ты гордой головой.

А я стою, как пред причастьем,
И говорю в ответ тебе:
Я умер бы сейчас от счастья,
Сподобленный такой судьбе.

Но, обреченный на гоненье,
Еще я долго буду петь.
Чтоб и мое степное пенье
Сумело бронзой прозвенеть.

Знаком особого внимания Есенина к пушкинской традиции является
стихотворение Пушкину. которое поэт написал 26 мая 1924 года к 125-летию со дня рождения Пушкина и читал на юбилейном митинге 6 июня 1924 года у памятника поэту на Тверском бульваре. Есенин как бы продолжает известное стихотворение Пушкина Я памятник себе воздвиг нерукотворный…. которое восходит к Горацию (Я воздвиг памятник… ) и Державину (Памятник ). Но у Есенина тема собственного памятника возникает лишь в заключительных строках. Сюжет стихотворения составляет разговор с памятником Пушкину как с живым человеком. Этот разговор состоит из собственных раздумий (говорю с самим собой). обращений к поэту (О, Александр… ) и ответов на вопросы, которые задал Пушкин поэту XX века (говорю в ответ тебе). Есенин осознает свое великое право стоять рядом с Пушкиным. Серьезно и с достоинством говорит он со своим великим предшественником и как перед причастьем пытается осмыслить свой путь в сравнении с пушкинским. Пушкин для Есенина живой человек, с которым у него много общего. Поэт отмечает черты, которые сближают его с русским гением: могучий дар. русскую. судьбу. гордость, легендарность личности и даже поведение и внешнюю похожесть. Блондинистый. таким мог быть бронзовый Пушкин в свете вечерних фонарей. Есенин верит, что преодолеет все временное и суетное и достигнет пушкинской славы:
Но, обреченный на гоненье.
Еще я долго буду петь.
Чтоб и мое степное пенье
Сумело бронзой прозвенеть.
Главное, к чему стремится Есенин, что дает право на бессмертие это
верность своему народу. В ответ на слова Пушкина о своем памятнике: К нему не зарастет народная тропа. Есенин говорит о русской судьбе поэта и считает свое степное пенье созвучным свободной и глубоко национальной поэзии Пушкина.

Читайте также:  Анализ стихотворения Мир таинственный, мир мой древний Есенина

Навигация по записям

Послушать стихотворение Есенина Пушкину

Анализ стихотворений Пушкина и Есенина

Нет ничего более полярного и противоречивого, чем оценка Сергеем Есениным классиков русской литературы. Эти оценки часто менялись на прямо противоположные, в зависимости от времени и зрелости его взглядов, от отрицания до благоговейного признания.

В полной мере это относится к оценке Есениным творчества А. С. Пушкина.

Обратимся к фактам. Юный Есенин, категоричный, с неустоявшимися взглядами, пишет своему школьному другу Григорию Панфилову в конце 1912 года: «Разумеется, имею симпатию и к таковым людям, как например, Белинский, Надсон, Гаршин, Златовратский и другие. Но как Пушкин, Лермонтов, Кольцов, Некрасов – я не признаю. Тебе, конечно, известны цинизм А. Пушкина, грубость и невежество М. Лермонтова, ложь и хитрость А. Кольцова, лицемерие, азарт, карты и притеснения дворовых Н. Некрасова. Гоголь – это настоящий апостол невежества, как и назвал его Белинский в своём знаменитом письме».

А всего несколько месяцев спустя, в 1913 году, в Москве Есенин не менее горячо доказывал своему товарищу по Константинову и первым годам жизни в Москве Николаю Сардановскому(1893-1961) : «А. С. Пушкин бесспорно самый выдающийся человек в истории России»

В это же время Евгений Михайлович Хитров, преподаватель русского языка и литературы в Спас – Клепиковской школе, где Есенин учился в 1909-1912 г. , вспоминал: «Сам я очень любил Пушкина. Пушкиным больше всего и занимался с учениками, читал его, разбирал и рекомендовал, как лучшего учителя в литературе. Есенин любил Пушкина и любил слушать моё классное чтение. Помню, я читал «Бориса Годунова», «Евгения Онегина» в течение нескольких часов, но обязательно всё произведение целиком. И, пожалуй, не было у меня такого жадного слушателя, как Сергей. Он впивался глазами, глотал каждое слово, в печальных местах у него первого от слёз заблестят глаза, он первый расхохочется при смешном»(.

Наверное, нет оснований не верить Е. М. Хитрову, который в памяти Сергея Есенина остался одним из лучших учителей школы. Об этом говорят не только постоянные поклоны, которые он посылал старому учителю, уже став знаменитым поэтом, но и дарственная надпись на первой изданной книге стихов «Радуница», посланной Е. М. Хитрову: «Доброму старому учителю Евгению Михайловичу Хитрову от благодарного ученика, автора этой книги. 1916. 29 января. Петроград».

Сергей Есенин сделал эту надпись в день выхода своей книги, что, на наш взгляд, позволяет судить о том, как он уважал учителя. А значит, и свидетельство Хитрова не может вызвать сомнений.

Об отношении Сергея Есенина к Пушкину в школьный период, о любви его к творчеству гения пишет и Николай Сардановский : «В юношеские годы Сергей Есенин поражал необыкновенной памятью на стихотворные произведения: он мог наизусть прочесть «Евгения Онегина», а также своего любимого «Мцыри» М. Ю. Лермонтова»(.

Едва ли стал бы Есенин учить наизусть роман «Евгений Онегин», если б считал тогда А. С. Пушкина «циником».

Как видим, между временем, когда Есенин «полюбил Пушкина» и письмом поэта Григорию Панфилову, в котором он отзывается о великом поэте резко отрицательно, прошло не более года. А какие взаимоисключающие оценки!

Давайте зададимся вопросом : почему же это произошло?

Как известно, в этот период (в декабре 1912 года) вышел сборник футуристов «Пощёчина общественному вкусу», где, например, читаем следующее: «Прошлое – тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов.

Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и пр. и пр. с Парохода Современности. Кто не забудет своей первой любви, тот не узнает последней

С высоты небоскрёбов Мы взираем на их ничтожество!. »(

Удар нанесли не только по всем современникам, от Брюсова и Блока до Бунина (разве только Горького не тронули), но и «замахнулись» на Пушкина, Достоевского и Толстого!

А под манифестом стояли подписи Д. Бурлюка, В. Маяковского, В. Кручёных, В. Хлебникова.

Есенин в это время работал в книжной лавке, а потом в знаменитой типографии Сытина и, думается, не мог не познакомиться с “манифестом” футуристов. Это знакомство, видимо, и повлияло на его литературные взгляды (в том числе и взгляды на Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Гоголя и Кольцова), высказанные в цитировавшемся письме к Григорию Панфилову.

В какой-то степени такие взгляды были присущи и руководителям Суриковского литературно-музыкального кружка, в котором группировались в основном “писатели-самоучки” из народа, не знавшие ранее ничего, кроме нужды и тяжёлого труда. А Сергей Есенин в это время состоял в Суриковском кружке: посещал его заседания, читал там свои произведения, участвовал в неразрешённых литературных экскурсиях – маёвках Видимо, и это повлияло на его “литературные” взгляды этого периода и стало причиной крайне нигилистического отношения к Пушкину, Лермонтову, Некрасову и другим писателям-классикам.

Александр Блок в статье “Без божества, без вдохновенья” писал: “Несколько поэтов и художников из футуристов оказались действительно поэтами и художниками, они стали писать и рисовать как следует: нелепости забылись, а когда-то, перед войной, они останавливали и раздражали на минуту внимание; ибо русский футуризм был пророком и предтечей тех страшных карикатур и нелепостей, которые явила нам эпоха войны и революции”(.

Одной из “нелепостей” футуристов было провозглашение лозунга “Бросить Пушкинас Парохода Современности”. Но на какое-то время этот лозунг завладел и Сергеем Есениным, и ему понадобилось время, чтобы отказаться от этого нелепого лозунга и оценить Александра Сергеевича Пушкина в соответствии с его ролью в развитии русской литературы.

В некоторых воспоминаниях о пребывании Сергея Есенина в Петрограде в 1915 – 1818 годах отмечается, что поэт, захваченный эйфорией успеха в литературных кружках и в аристократически-богемных салонах, считал себя выше не только современников, но и великих классиков, в том числе и Пушкина.

У З. И. Ясинской (1896 – 1980), наиболее объективно рассказывающей о Есенине этого периода, хорошо знавшей поэта (её отец Иероним Иеронимович Ясинский был председателем литературно-художественного общества “Страда”, помогал вместе с дочерью Есенину, часто приглашал его к себе) есть такой эпизод:

«-Пишите просто, к этому вы всё равно придёте, милочка. Читайте больше Пушкина, читайте и перечитывайте Пушкина по два часа ежедневно, – советовал Есенину отец.

-Что мне Пушкин! – возразил Есенин. – Разве я не прочёл Пушкина? Я буду больше Пушкина

Это было на заседании кружка имени К. Случевского. После я упрекнула Есенина за эту демонстрацию самоуверенности. Никого из литераторов на этот раз не было. Думала, что Есенин обидится на меня, что он ответит надменно и насмешливо. Ничуть не бывало: он сказал подчёркнуто мягко:

-Если бы Иероним Иеронимович упрекнул меня наедине сказал бы с глазу на глаз А то сидит Фёдор Сологуб с бородавкой на щеке и думает, что я не читал Пушкина. А я Пушкина люблю. Но сейчас России нужны другие стихи, иная поэзия»(.

Из этих строк З. И. Ясинской видно, что, несмотря на браваду и заявление о том, что «сейчас России нужны другие стихи, иная поэзия», Есенин, по его собственным словам, «Пушкина любил». И глубинная связь с «солнцем русской поэзии» прослеживается в творчестве Есенина тех лет. В первом сборнике «Радуница», вышедшем в1916 году, Есенин находит необычайные образы, эпитеты, метафоры. Его стихотворения отличаются особой напевностью, близкой к русской лирической песне. Назовем хотя бы «В том краю, где желтая крапива» или «Запели тесаные дроги». Переплетение образов Есенина с образами Пушкина происходило и дальше. В 1917 году в его поэзии появилось новое настроение озорства и бунтарства, что видно по названиям некоторых стихотворений: «Исповедь хулигана», «Стихи скандалиста». Вспомним, что юному Александру Сергеевичу также не были чужды подобные настроения.

Сходство можно обнаружить в форме «Маленьких трагедий» и «Пугачева». А разве одно из сильнейших произведений Есенина, его поэма «Черный человек», не эхо пушкинской трагедии «Моцарт и Сальери» ?

В последние же годы жизни Есенина, как сам он признавался, к Пушкину «тянуло всё больше». Об этом красноречиво говорит, например, эпизод пребывания великого поэта на родине, о котором вспоминал его земляк, учитель, а потом директор школы в селе Константинове Сергей Николаевич Соколов. В его записках «Встречи с Есениным» читаем: «В августе 1919 года я переехал из села Кузьминского в село Константиново учительствовать.

С тех пор я встречался с Есениным почти каждое лето, когда он приезжал в село навестить отца и мать и отдохнуть в родных местах

В последний раз мы встречались с Есениным летом 1925 года.

Заговорили о поэзии. Я в то время был увлечён Надсоном и с восторгом говорил о его стихах и даже процитировал:

Тяжёлое детство мне пало на долю.

Из прихоти взятый чужою семьёй,

По тёмным углам я наплакался вволю,

Изведав всю тяжесть подачки людской.

Есенин слушал внимательно, а потом сказал: «Ты брось свои затеи с Надсоном. Это сплошное слюнтяйство. Читай побольше Пушкина. Это наш учитель. Я ведь тоже когда-то шёл не той дорогой. Теперь же я вижу, что Пушкин – вот истинно русская душа, вот где вершины поэзии»(.

Читая эти строки, невольно вспоминаешь слова, сказанные Есенину семь лет назад И. И. Ясинским: «Читайте больше Пушкина». Сергей Александрович тогда отвечал: «Что мне Пушкин! Разве я не читал Пушкина? Я буду больше Пушкина»

Как изменилась позиция! И об этом свидетельствует не один С. Н. Соколов.

В апреле 1926 года с воспоминаниями о Сергее Александровиче Есенине выступил в печати Иван Васильевич Грузинов (1893-1942) – поэт, автор нескольких сборников стихов, публицист. Как и С. Н. Соколов, он знал Есенина с 1919 года. Воспоминания назывались «Есенин». Потом И. В. Грузинов написал очерк «С. Есенин разговаривает о литературе и искусстве»(. Он привёл несколько эпизодов из встреч с Сергеем Есениным, которые показывают, как в 1924-1925 годах Сергей Александрович относился к гению русской литературы.

«1923 год. Осень. Идём по Тверской. Есенин в пушкинском испанском плаще, в цилиндре. Играет в Пушкина. Немного смешон. Но в данную минуту он забыл об игре. Непрерывно разговариваем. Вполголоса: о славе Пушкина».

А вот эпизод, датированный годом позже:

«1924 год. Лето. Полдень. Нас четверо. Шестой этаж дома №3 по Газетному переулку. Есенин вернулся из деревни. Спокойный, неторопливый, уравновешенный. Чуть-чуть дебелый. Читает «Возвращение на Родину»:

Я посетил родимые места,

Где жил мальчишкой,

Где каланчой с березовою вышкой

Взметнулась колокольня без креста.

Как много изменилось там,

В их бедном неприглядном быте.

Какое множество открытий

За мною следовало по пятам

Я был в плохом настроении: жара, не имею возможности выбраться из города. И тем не менее меня взволновали его стихи.

– Часто тебя волнуют мои стихи? – спросил Есенин.

– Нет. Давно не испытывал волнения. Меня волнуют в этом стихотворении воскрешающие пушкинские ритмы».

Вновь я посетил

Тот уголок земли, где я провел

Изгнанником два года незаметных.

Уж десять лет ушло с тех пор – и много

Переменилось в жизни для меня,

И сам, покорный общему закону,

«Явное подражание, – продолжает вспоминать Грузинов, – а хорошо. Странная судьба у поэтов: Пушкин написал «Вновь я посетил» после Баратынского. Пушкина помнят все, Баратынского помнят немногие»

«Пушкина помнили все»! Это всё глубже постигал Есенин. И прежде всего помнил сам, «воскрешая» пушкинские ритмы, мотивы, чувства. Обращение поэта «золотого века» русской литературы:

Молодое, незнакомое! Не я

Увижу твой могучий поздний возраст,

Когда перерастешь моих знакомцев

И старую главу их заслонишь

От глаз прохожего. Но пусть мой внук

Услышит ваш приветный шум, когда

С приятельской беседы возвращаясь,

Веселых и приятных мыслей полон,

Пройдет он мимо вас во мраке ночи

И обо мне вспомянет и мысль Александра Сергеевича о неотвратимости нового, о необходимости принять его и передать эстафету жизни найдет отклик у поэта «серебряного века». Есенин отзовется словами :

Цветите, юные! И здоровейте телом!

У вас иная жизнь, у вас иной напев,

А я пойду один к неведомым пределам,

Душой бунтующей навеки присмирев.

В год 125-летия со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина Есенин отвечал на анкету с вопросами о великом поэте(. Вот вопросы и ответы на них:

1 вопрос: Как вы теперь воспринимаете Пушкина?

Ответ: Пушкин – самый любимый мною поэт. С каждым годом я воспринимаю его всё больше и больше как гения страны, в которой я живу. Даже его ошибки, например, характеристика Мазепы, мне приятны, потому что это есть общее сознание русской истории.

2 вопрос: Какую роль вы отводите Пушкину в судьбах современной и будущей русской литературы?

Ответ: Постичь Пушкина – это уже нужно иметь талант. Думаю, что только сейчас мы начинаем осознавать стиль его основной походки.

3 вопрос: Как дать Пушкина современному русскому читателю?

Ответ: Я не поклонник отроческих стихов Пушкина. По-моему, их нужно просмотреть и некоторые выкинуть. Из зрелых стихов я считаю ненужными все случайные стихотворные письма и эпиграммы, кроме писем к Языкову и Дельвигу.

Читайте также:  Анализ стихотворения Есенина Весенний вечер

Здесь можно усмотреть явное противоречие: «Пушкин – самый любимый мною поэт», «гений страны» и «ошибки» великого поэта, стихи, которые «нужно просмотреть и некоторые выкинуть».

Но заметим, что, готовя стихи и другие свои произведения к первому собранию сочинений, Есенин некоторые из юношеских своих творений тоже считал ненужными и не включил в это издание.

Год спустя, Сергей Есенин вновь пишет о Пушкине. В его автобиографических заметках «о себе» читаем: «В смысле формального развития теперь меня тянет всё больше к Пушкину»(.

Может быть, самую высокую оценку роли Александра Сергеевича Пушкина в своём творчестве Есенин даёт в стихотворении, посвященном 125-й годовщине со дня рождения великого поэта.

В июне 1924 года, шестого числа, в Москве проходило торжество, посвящённое знаменательной дате. Главное событие этого торжества состоялось у памятника Пушкину. Писатели, приглашённые к Дому Герцена на Тверском бульваре, под красным знаменем двинулись к памятнику. Когда все здесь собрались, началось главное – выступления поэтов.

Литературовед, историк русской литературы Иван Никанорович Розанов (1874-1959), знавший Есенина с 1920 года, вспоминал:

«Есенин стоял на ступеньках пьедестала, светлые его кудри резко выделялись в толпе. В руках он держал букет цветов, который от Союза писателей он возложил к подножию памятника. Он читал своё известное стихотворение, посвящённое Пушкину, громко и чётко, размахивая, как обычно, руками»(.

Автор воспоминаний приводит только два последних четверостишия из стихотворения, прочитанного Сергеем Александровичем Есениным. Но, думаем, для более полного представления об отношении Есенина к Пушкину стоит процитировать его полностью.

Мечтая о могучем даре

Того, кто русской стал судьбой,

Стою я на Тверском бульваре,

Стою и говорю с собой.

Блондинистый, почти белесый,

В легендах ставший как туман,

О, Александр! Ты был повеса,

Как я сегодня хулиган.

Но эти милые забавы

Не затемнили образ твой.

И в бронзе выкованной славы

Трясёшь ты гордой головой.

А я стою, как пред причастьем,

И говорю в ответ тебе:

Я умер бы сейчас от счастья,

Сподобленный такой судьбе.

Но обречённый на гоненье,

Ещё я долго буду петь

Чтоб и моё степное пенье

Сумело бронзой прозвенеть.

Беспредельное преклонение перед гением Пушкина, неодолимое стремление «сподобиться» ему – вот главное, чего жаждал теперь поэт! Но путь его к такому восприятию Пушкина был, как мы увидели, долог и сложен.

Анализ стихотворения С. Есенина «Пушкину»

Анализ стихотворения С. Есенина «Пушкину»

Живит арапские уста,

И смех, и звон, и прибаутка

Влекут в бывалые места.

«Смерть поэта». Одним из многих свою воображаемую встречу с Пушкиным описал А. Н. Апухтин в стихотворении «19 октября 1858 г.»:

В своем величии суровом.

«Пушкинскому дому»), А. Ахматова («Смуглый отрок бродил по аллеям. »), М. Цветаева («Стихи к Пушкину»), В. Маяковский («Юбилейное») и многие другие. Большое значение Пушкин имел для жизни и творчества Сергея Есенина. «Пушкин – самый любимый мною поэт. С каждым годом я воспринимаю его все больше и больше как гения страны, в которой я живу. Даже его ошибки. мне приятны. », – писал Есенин о своем отношении к Пушкину. Но не сразу определил поэт для себя такое отношение. Понимание и признание Пушкина Есениным пришло только в 1925 г. До этого же времени Есенин не признавал творчества Пушкина, как и многих других поэтов XIX в. В понимании Есенина гении должны быть безупречны во всем.

Стихотворение к «Пушкину» было написано к 125-летию со дня рождения поэта и прочитано у его памятника. К этому моменту стихотворение еще не было опубликовано. Современник Есенина И. Шнейдер описал этот эпизод в своей книге «Встречи с Есениным. Воспоминания»: «В июне праздновалось 125-летие со дня рождения Пушкина. На торжественном митинге у памятника Пушкину венок к подножию возложил от имени советских писателей поэт Сергей Есенин. Я стоял довольно далеко, но мне было видно, как Есенин поднялся на ступеньки с цветами и начал громко читать свое новое стихотворение «Пушкину».

Это произведение проникнуто глубоко личным отношением. В стихотворении Есенин обращается к памятнику великого поэта, но говорит с ним, как с живым человеком: жалуется на свою жизнь и сопоставляет себя с Пушкиным.

. Стою на Тверском бульваре,

Мечтая о могучем даре,

«Пушкину» выделяется из всех есенинских произведений. Лирический герой не разговаривает с великим поэтом, а пытается на равных общаться с ним, называя его «повесой».

Но в то же время лирический герой осознает, кем был Пушкин для русской литературы, что он «могучий дар», «гордая голова».

. И в бронзе выкованной славы

Герой пытается провести параллели между собой и великим поэтом:

О Александр! Ты был повеса,

Как я сегодня хулиган.

Но тут же Есенин делает оговорку, как бы проводя некую грань между собой и Пушкиным, которую он еще не переступил и не встал на одну ступень с Пушкиным.

Но эти милые забавы

Не затемнили образ твой.

Ведь репутация самого Есенина была далеко не идеальной, и потому в стихотворении звучит нем сказанный вопрос: как это отразится на мне как на поэте?

Таким образом, Пушкин для Есенина – идеал, к которому нужно стремиться.

Вспоминается стихотворение В. Маяковского «Юбилейное», где лирический герой не превозносил, не восхвалял поэта, был недоволен «хрестоматийным глянцем», наложенным на его образ. Но у Бунина в отличие от Маяковского присутствует благоговение перед Пушкиным («А я стою, как пред причастьем»), даже если какая-то болезнь, трепет.

Лирический герой мечтает о «в бронзе выкованной славе», завидует судьбе поэта. Но в то же время он осознает свою «обреченность на гоненье», что:

Чтоб и мое степное пенье

Сумело бронзой прозвенеть.

В этих строках ощущается предопределенность, даже в какой-то степени пессимизм.

Читая это стихотворение, понимаешь, что Есенин больше уделяет внимания себе, своей переор даже рисует свой портрет («Блондинистый, почти белесый, // В легендах ставший как туман. ») Здесь присутствует даже самолюбование, лирический герой чувствует, что его образ овеян таинственностью. Все же он ощущает и себя, и Пушкина поэтами, которые когда-нибудь будут стоять наравне.

Стихотворение написано очень простым слогом, практически без использования художественна! приемов. Сразу бросается только одна метафора: «в бронзе выкованной славы» – а затем и похожее «Сумело бронзой прозвенеть». Простота слога в этом есенинском стихотворении – тоже пушкинская. Это отличает его позднее творчество.

С помощью первой Есениным подчеркивается значительность Пушкина, его исключительность! величие. А вторая метафора, похожая на первую, подчеркивает, на какую высоту хочет подняться Есенин, что он, как и Пушкин, желает прогреметь на всю страну.

. Я умер бы сейчас от счастья,

Сподобленный такой судьбе.

Но, обреченный на гоненье,

Еще я долго буду петь.

Чтоб и мое степное пенье

Сумело бронзой прозвенеть.

Через все стихотворение красной нитью проходит обеспокоенность Есенина своей жизнью и судьбой как поэта. Он задается вопросом, будет ли он прославлен в веках, как его великий предшественник.

Анализ стихотворения Пушкину Есенина

31.12.2020 – На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько”. Подробнее >>

10.11.2019 – На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>

20.10.2019 – На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>

20.10.2019 – На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>

20.10.2019 – Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

29.09.2019 – За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >>

22.09.2019 – Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними

15.09.2019 – На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению ” Гордость и смирение”

10.03.2019 – На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько. Подробнее >>

07.01.2019 – Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро ( в течение 3-4 часов). Узнать подробнее >>

16.12.2018 – Ребята, на Форуме создан пост, где размещены сочинения по сборнику И.П.Цыбулько. Смотрите работы, выставляйте свои сочинения! Ссылка >>

16.09.2017 – Сборник рассказов И.Курамшиной “Сыновний долг”, в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

09.05.2017 – Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей! Подробнее >>

16.04.2017 – В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц! Подробнее >>

16.04.2017 – На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ. Смотреть вот здесь >>

25.02 2017 – На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБЗ. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

28.01.2017 – На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ, написанные в двух вариантах >>

28.01.2017 – Друзья, на Книжной полке сайта появились интересные произведения Л.Улицкой и А.Масс.

22.01.2017 – Ребята, оформив подписку в ВИП-разделе в сего на 3 дня, вы можете написать с нашими консультантами три УНИКАЛЬНЫХ сочинений на ваш выбор по текстам Открытого банка. Спешите в ВИП-раздел ! Количество участников ограничено.

15.В чем особенность воплощения темы поэтического памятника в стихотворении С. А. Есенина «Пушкину»?

В основу стихотворения С. А. Есенина «Пушкину» легла тема поэтического памятника. В нем автор обращается к великому поэту Золотого века литературы, сравнивая его судьбу со своей собственной. Лирический герой находит схожие черты между собой и А. С. Пушкиным: он уверен, что его предшественник был такой же «повеса» и «хулиган», как и сам адресант. Однако, в отличие от обреченного «на гоненье» героя, великий поэт, о чьем «могучем даре» можно только мечтать, «стал судьбой» для России. «Как пред причастьем» стоит лирический герой перед памятником своего кумира, чтобы сказать о том, что был бы счастлив, если бы его «степное пенье», как и известная всему миру лирика А. С. Пушкина, «сумело бронзой прозвенеть».

Поделись с другом в социальной сети

Пушкинские мотивы в стихотворении С.А. Есенина «Письмо матери»

Поиск и установление связей, сближающих «золотой век» с «серебряным» интересен и актуален. Примером тому является «Письмо матери» С.А. Есенина, в котором мы словно чувствуем эхо стихов А.С. Пушкина. Исследование связей двух текстов стало основной задачей данного проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
ndr_hamueva_a._gbou_rmshi.docx253.97 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательский проект по литературе

Тема:
«Пушкинские мотивы в стихотворении С.А. Есенина «Письмо матери»

Автор: Хамуева Аяна

Научный руководитель: Эрдынеева Светлана Намсараевна

Место выполнения работы: ГБОУ «Республиканская Мариинская школа-интернат», Республика Бурятия

г.Улан-Удэ, 2016 г.

Сергей Александрович Есенин. Общие биографические сведения.

Мать С.А. Есенина, Татьяна Фёдоровна Титова.

Бабушка С.А. Есенина по материнской линии, Наталья Евтихиевна Титова.

Влияние А.С. Пушкина на творчество Есенина

Анализ биографичности текста стихотворения С.А. Есенина «Письмо матери»

Сравнительный анализ стихотворений С.А. Есенина

« Письмо матери» и С.А. Пушкина «Няне»

Слово «письмо» в последнее время постепенно теряет тот смысл, который когда-то в него вкладывали наши родители, бабушки и дедушки. Письма, написанные на бумаге и отправляемые почтой, технический прогресс заменил короткими СМС и чатами в социальных сетях, проблема связи сейчас решается намного быстрее и легче, чем, например, сто лет назад. Никто не спорит, это хорошо, но давайте присмотримся к «посланиям» современного человека. По сравнению с традиционным письмом они выглядят гораздо суше, короче, много теряют в содержательном и эмоциональном плане. И, конечно, текст СМСки вряд ли станет литературным произведением, как, например, «Письмо матери» С.А. Есенина.

В чём же очарование есенинского письма? Может быть, дело не только в личности поэта и особенностях его творчества, но и в адресате «Письма», в самой его ситуации? Может быть, оно не теряет своей впечатляющей силы, вызывающей даже после неоднократного чтения слёзы и светлую тоску, потому, что ассоциативно признается читателем как нечто очень родное, близкое, узнаваемое.

В «Письме матери» Есенина мы, читатели, чувствуем эхо другого письма, знакомого нам с детства, с тех времён, когда мы только знакомились с русской литературой. Речь идёт об А.С. Пушкине и его нежных посланиях своей любимой няне, Арине Родионовне.

Поиск и установление связей, сближающих «золотой век» с «серебряным», стихи А.С. Пушкина с творчеством С.А. Есенина, не потеряют своей а ктуальности никогда..

Проблемой исследования является влияние пушкинских мотивов на текст «Письмо матери» С.А. Есенина.

Гипотеза заключается в том, что в стихотворении С.А. Есенина «Письмо матери» прослеживаются пушкинские мотивы, которые оказали определённое влияние на данный текст.

Цель моего исследования – установление связи между текстами стихотворениями С.А. Есенина «Письмо матери» и стихотворения А.С. Пушкина «Няне».

Задачами данной работы являются:

  • исследовать биографии С.А. Есенина, его отношений с матерью и бабушкой;
  • определить влияние Пушкина на творчество Есенина;
  • выявить в тексте стихотворения соотнесённость лирического образа матери с реальным адресатом письма;
  • определить ассоциативные связи текстов стихотворений С.А. Есенина «Письмо матери» и стихотворения А.С. Пушкина «Няне»;
  • обобщить теоретические сведения и результаты исследования, сформулировать выводы.

Предмет исследования: пушкинские мотивы стихотворения С.А. Есенина «Письмо матери»

Объекты исследования: тексты стихотворений «Письмо матери» С.А. Есенина и «Няне» А.С. Пушкина.

Методы исследования: изучение биографического материала и литературоведческих статей, работа с архивом С.А. Есенина, анализ текста, сопоставительный анализ стихотворений.

Ресурсы: архив С.А. Есенина, биографии Есенина, литературоведческие статьи о творчестве Есенина, тексты стихотворений «Письмо матери» С.А. Есенина и «Няне» А.С. Пушкина.

  1. Сергей Александрович Есенин. Общие биографические сведения .

С.А. Есенин родился 21 сентября ( 3 октября ) 1895 года в селе Константиново Кузьминской волости Рязанского уезда Рязанской губернии , в крестьянской семье.

Есенин учился в Константиновском земском училище, затем в церковно-приходской второклассной учительской школе.

Осенью 1912 года Есенин ушёл из дома, после прибыл в Москву , работал в мясной лавке, а потом — в типографии И. Д. Сытина . В 1913 году поступил в Московский городской народный университет имени А. Л. Шанявского . Работал в типографии, был дружен с поэтами Суриковского литературно-музыкального кружка .

В 1914 году впервые были опубликованы стихотворения Есенина.

Через год Есенин переехал в Петроград . В это время он сблизился с группой « новокрестьянских поэтов » и издал первые сборники.

В 1921 году поэт ездил в Среднюю Азию, посетил Урал и Оренбуржье . Осенью Есенин познакомился с танцовщицей Айседорой Дункан , после свадьбы с которой Есенин с уезжает в Европу (Германия, Франция, Бельгия, Италия) и в США.

Вернувшись, Есенин активно занимался книжно-издательской деятельностью, много путешествовал по стране. Он трижды посетил Кавказ , несколько раз съездил в Ленинград, семь раз — в Константиново.

Как мы видим, поэт в 17 лет покинул родной дом, много путешествовал, но в последние годы стал чаще навещать свою мать.

  1. Мать С.А. Есенина, Татьяна Фёдоровна Титова.

Мать будущего поэта, Татьяна Титова (1875-1955) в юности была выдана замуж помимо своей воли, и вскоре вместе с трехлетним сыном ушла к родителям. Затем она уехала на заработки в Рязань, а Есенин остался на попечении бабушки и дедушки по материнской линии. Отправляя дочь, дед Сергея приказал ей высылать на содержание сына по три рубля в месяц.

Через 5 лет мать вернулась в дом мужа, но Есенин там себя чувствовал чужим, скучал по бабушке. Мать вспоминала: “Все лето у него проходило с гостями. Какую-нибудь старуху где-нибудь поймает, приведет, посадит, угостит ее, послушает, что она будет говорить про прошлое время”.

С 1909 года Есенин с матерью виделись редко, так как его отдали на обучение в закрытую церковно-приходскую школу в другом селе, закончив которую, Есенин уехал в Москву.

Таким образом, соотнеся биографию С.А. Есенина и сведения о жизни его матери, можно сделать вывод, что большую часть детства поэта они жили раздельно:

Годы, проведённые с матерью

Годы, проведённые вдали от матери

1898-1904 г.г. ( у деда и бабушки)

с 1909 г. до конца жизни (сначала учится в с. Спас-Клепики, затем уезжает из дома)

Особенно интересен, на мой взгляд, тот факт, что в период с 3-х до 9 лет Есенин жил без матери, а ведь это самый важный период в формировании личности. Поэтому совершенно не удивляет то, что в многочисленных автобиографиях и воспоминаниях детства Сергей Есенин о своей матери говорит очень мало, упоминая лишь год её рождения.

Как отмечают биографы, в детстве отношения матери и сына не сложились, потому что в основном его вырастила и воспитывала бабушка – мать Татьяны Федоровны.

  1. Бабушка С.А. Есенина по материнской линии, Наталья Евтихиевна Титова.

Наталья Евтихиевна Титова (1847-1911) в 16 лет вышла замуж за своего односельчанина, будущего деда поэта, Фёдора Андреевича. По воспоминаниям близких людей, «она была человеком тихим, кротким, добрым и ласковым».

В семье бабушки и деда будущий поэт прожил несколько лет. В своей первой автобиографии С.А. Есенин вспоминает: «Бабушка любила меня изо всей мочи, и нежности ее не было границ».

Свои первые воспоминания поэт относил к трем-четырем годам. «Помню: лес, большая канавистая дорога. Бабушка идет в Радовицкий монастырь, который от нас верстах в 40. Я, ухватившись за её палку, еле волочу от усталости ноги, а бабушка все приговаривает: «Иди, иди, ягодка, Бог счастья даст».

В другой автобиографий Есенин написал, что «детство провел у деда и бабки по матери, в другой части села, которое называется Матово… Бабка была религиозная, таскала меня по монастырям. Дома собирала всех увечных, которые поют по русским селам духовные стихи от “Лазаря” до “Миколы”…Стихи начал слагать рано. Толчки давала бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад».

В сравнении с сухим упоминанием о матери в автобиографиях воспоминания С.Есенина о своей бабушке поражают теплотой, чувствуется, что её образ не померк в памяти поэта, не смотря на годы. Наталья Евтихиевна заменила поэту мать, ведь именно она была рядом практически всё детство Есенина и, по его признаниям, оказала большое влияние на его личность, дав «толчок» к творчеству.

  1. Влияние А.С. Пушкина на творчество Есенина

Творчество Есенина самобытно, неординарно, но, как утверждают литературоведы, в стихах Есенина, размышлениях о вечных вопросах, характерных для позднего периода творчества Есенина отчётливо проступает его глубинная связь с русской поэтической традицией, с поэзией А.С. Пушкина.

Известно, что Сергей Есенин относился к Пушкину противоречиво, особенно в юности, но к концу своего жизненного пути признал связь своего творчества с наследием великого поэта, и когда в 1924 году торжественно отмечался 125-летний юбилей А.С.Пушкина, он написал стихотворение – обращение к памятнику на Тверском бульваре в Москве и к любимому поэту:

Мечтая о могучем даре

Того, кто русской стал судьбой,

Стою я на Тверском бульваре,

Стою и говорю с собой.

Блондинистый, почти белесый,

В легендах ставший как туман,

О Александр! Ты был повеса,

Как я сегодня хулиган.

Но эти милые забавы

Не затемнили образ твой,

И в бронзе выкованной славы

Трясешь ты гордой головой.

А я стою, как пред причастьем,

И говорю в ответ тебе:

Я умер бы сейчас от счастья,

Сподобленный такой судьбе.

Но, обреченный на гоненье,

Еще я долго буду петь.

Чтоб и мое степное пенье

Сумело бронзой прозвенеть.

В этом же году в своей автобиографии он писал: «Из поэтов в юности мне больше всего нравились Лермонтов и Кольцов. Позднее я перешёл к Пушкину… В смысле формального развития теперь меня тянет всё больше к Пушкину…».

В июне 1924 года в журнале «Книга о книгах» в анкете о Пушкине Есенин признался: «…Пушкин – мой самый любимый поэт. С каждым годом я воспринимаю его всё больше и больше, как гения страны, в которой я живу». Далее читаем: «…Постичь Пушкина – это уже нужно иметь талант. Думаю, что только сейчас мы начинаем осознавать стиль его словесной походки…».

Таким образом, мы выяснили, что:

  • С.А. Есенин с матерью виделся редко;
  • С.А. Есенин большую часть своего детства провёл с бабушкой, оказавшей большое влияние на формирование личности поэта;
  • С.А. Есенин к концу жизни признал влияние А.С. Пушкина на свое творчество;
  • С.А. Есенин в 1924 году делает ряд признаний, касающихся своего отношения к Пушкину.

Интересно, что стихотворение Есенина «Письмо матери» также датируется 1924 годом.

  1. Анализ биографичности текста стихотворения С.А. Есенина «Письмо матери».

В последние годы жизни Есенин начинает сближаться с матерью, ощущать хне только кровное, но и духовное родство, в сё чаще и чаще возвращаясь в Константиново . И в 1924 году он пишет «Письмо матери».

История его создания такова: после многолетней разлуки поэт собирался в родную деревню навестить мать, и пригласил с собой двух товарищей, но друзья в последний момент отказались, сдал свой билет и Есенин, хотя знал, что мать ждёт его, а наутро написал это пронзительно грустное, покаянное стихотворение.

История «блудного сына», обещающего вернуться домой, к матери, чувствуется за строками «Письма», но действительно ли образ Татьяны Фёдоровны Титовой стоял перед глазами поэта, когда он создавал свой шедевр? Для того, чтобы разгадать тайну адресата стихотворения, обратимся к самому тексту.

Выясним, из каких черт складывается образ героини «Письма».

О возрасте и внешности говорят обращение «моя старушка» и деталь «в старомодном ветхом шушуне».

Шушун — женская верхняя короткополая одежда или кофта, на рязанщине – холщовая женская рубашка с алыми шитками и кумачными прошивками, надеваемая сверх рубахи. Старомодный – вышедший из моды, устаревший. Ветхий – старый, износившийся. Шушун для 1924 года, несомненно, являлся старомодным, ведь его носили еще в допетровскую эпоху, но в деревнях Рязани он оставался популярен и в 19 веке. Носила ли шушун Татьяна Фёдоровна? Очевидно, да. В доме-музее Сергея Александровича в с. Константиново на деревянной вешалке до сих пор висит знаменитый “ветхий шушун” его матери.

Однако почему же поэт обращается к Татьяне Фёдоровне «моя старушка», ведь ей на тот момент всего 49 лет? Известно, что мать Есенина до конца жизни сохраняла прекрасное здоровье, была моложавой, энергичной женщиной. Существует фотография поэта с матерью, сделанная в марте 1925 года. На ней матери Сергея Александровича 50 лет, но и став на год старше, она абсолютно не выглядит «старушкой», перед нами пока ещё крепкая пожилая женщина, ни дряхлости, ни морщин на её лице нет .

Из биографического материала следует, что отношения Есенина с матерью складывались непросто. Поэтому, когда поэт покинул родимый дом, сначала он вспоминал о ней довольно редко, чаще о бабушке, которую всегда считал очень близким человеком. Но Наталья Евтихиевна умерла в 1911 году, поэт до конца своей жизни пронёс в памяти её светлый образ, запечатлев в своих стихах.

Исходя и вышесказанного, можно сделать вывод, что в образе адресата «Письма матери» слились черты и матери, и бабушки С.А. Есенина. Но только ли?

Рассмотрим стихотворение с точки зрения композиции. Его первая часть – это картина ожидания: рядом с деревенской избушкой стоит пожилая женщина и с тревогой вглядывается в темноту.

Эта тоска, борьба с плохими предчувствиями знакома нам, мы встречались с подобной ситуацией, но в стихах другого поэта, которого тоже кто-то ждал:

Что это? Дежавю? Совпадение? У Пушкина и у Есенина одна и та же ситуация, те же чувства, тот же образ встревоженной старушки. Ответы на эти вопросы можно найти путём сопоставительного анализа двух стихотворений.

  1. Сравнительный анализ стихотворений С.А. Есенина « Письмо матери» и А.С. Пушкина «Няне»

Ты жива еще, моя старушка ?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто xодишь на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя !

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь ;

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь.

То чудится тебе…

Оба стихотворения начинаются с обращений, сходных не только по смыслу – «моя старушка» – «голубка дряхлая моя» – но и наличием восклицания.

Далее – описание ситуации ожидания, причём и в «Письме матери», и в стихотворении «Няне» обе героини показаны вне дома: «над твоей избушкой», «ты часто xодишь на дорогу» – «ты под окном своей светлицы». Очевидно, что напряжение, гнетущие мысли обеих героинь настолько тяжелы, что находится в одиночестве дома просто невозможно: «загрустила шибко обо мне» – «горюешь словно на часах».

Время, описанных поэтами ситуаций, тоже одно сходно, это поздний вечер, переходящий в непроглядную ночь, цветовая гамма стихотворений тёмная, мрачная: « в вечернем синем мраке» – «на черный отдаленный путь».

Обе героини показаны вглядывающимися вдаль, поэты используют в своих стихах слова, являющиеся синонимами: « на дорогу» – «на …путь» .

Чувства, описанные в «Письме матери» Есенина и в стихотворении «Няне», также близки:

Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож. (С.А. Есенин)

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь.

То чудится тебе…(А. С.Пушкин)

И вновь мы видим близкие по значению слова: «видится» – «чудится».

Такие совпадения просто не могут быть случайными, влияние пушкинских мотивов на текст Есенина неоспоримо.

Но есть то, что отличает произведения двух великих поэтов. Различие в том, что Сергей Есенин не обрывает свое стихотворение на полуслове, как это делает Александр Сергеевич. Со словами: « Ничего, родная! Успокойся. Это только тягостная бредь» – он обещает «воротиться в низенький наш дом» очень скоро, весной, и в конце просит не переживать и не грустить.

Известно, что свое стихотворение А.С. Пушкин создал, будучи в разлуке с любимой няней Ариной Родионовной, которая, как и бабушка С.А. Есенина, была ему с детства гораздо ближе родной матери. Биографы Пушкина утверждают, что стихотворение «Няне» поэт написал под впечатлением последнего письма Арины Родионовны: «. За ваше здоровье я просвиру вынула и молебен отслужила, поживи, дружочек, хорошенько. ». Вскоре няня Александра Сергеевича умерла. Послание осталось неоконченным.

Создается впечатление, что Сергей Есенин как бы «дописал» письмо Пушкина к няне, словно он не мог оставить Арину Родионовну одну, в ожидании и тревоге:

Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.

Так ли это – трудно утверждать с уверенностью, но то, что перед глазами Есенина, писавшего свое «Письмо», стоял образ не только матери и бабушки, но Арины Родионовны, очевидно.

Таким образом, можно сделать вывод, что адресат «Письма матери» С.А. Есенина – собирательный образ, включающий не только личные воспоминания о матери и бабушке, но и влияние пушкинского образа няни. Два стихотворения имеют много общего в поэтической ситуации, эмоциональном фоне, описании лирических героинь, синтаксических и лексических средствах выразительности и др. Пушкинские мотивы в стихотворении Есенина пронизывают весь текст, являются основой его образной системы.

«Письмо матери» – это гимн женщине, которая вырастила ребёнка, отпустила его во взрослую, полную опасностей жизнь и теперь обречена на вечное ожидание. Но её молитвы и любовь берегут, спасают, дарят веру и надежду. И повзрослевший ребёнок повторяет вслед за Есениным:

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

Но эти слова должны быть сказаны вовремя, чтобы быть услышанными. И это самый главный урок двух великих поэтов России нам, детям 21 века.

Читайте также:  Анализ стихотворения Зеленая прическа Есенина
Ссылка на основную публикацию