Анализ стихотворения Руки милой пара лебедей Есенина

Анализ стихотворения Есенина Руки милой пара лебедей

Пожалуйста напишите анализ стихотворения Есенина «Руки милой, пара лебедей», ну или хотябы сылочку на сайт

Пожалуйста напишите анализ стихотворения Есенина “Руки милой, пара лебедей”, ну или хотябы сылочку на сайт

  1. Есенинский цикл Персидские мотивы. куда входят такие произведения, как Шаганэ ты моя, Шаганэ. Руки милой пара лебедей и другие, открывает нам чувство любви, вдохновенное и светлое, которое составляет в нм основной предмет изображения. Его героини прекрасны, как их удивительная родина Персия, страна грз, страна сказка, восточный шафрановый рай с опаловыми небесами. Есенина интересуют различные оттенки и варианты любовного чувства: ревность, грусть, любовное томление, измена, любовные ласки.

Руки милой пара лебедей-. Его тема любовь, как и у остальных стихотворений из цикла Персидские мотивы. но любовь эта несчастная, и это подтверждается словами:

Он бы пел нежнее и чудесней,
Да сгубила пара лебедей.

Мне кажется, что идея этого стихотворения заключается в том, что если люди красиво поют о любви. то это совсем не значит, что они знают о чм поют.

Все на этом свете из людей
Песнь любви поют и повторяют.

Если перс слагает плохо песнь,
Значит, он вовек не из Шираза.

Люди поют о любви, о счастье, ещ не зная, что и горе может случиться. Как мы знаем 1925 год был последним в жизни Сергея Есенина, а так как в его стихотворениях много из автобиографии, то можно предположить, что он был несчастен из-за любви. Она его погубила.

LiveInternet LiveInternet

руки милой-пара лебедей.

Анна Изряднова – первая возлюбленная поэта. Ему было тогда всего лишь 17 лет. В этом (гражданском) браке у Есенина родился сын.
Весной 1917 года два бездомных поэта – Сергей Есенин и Алексей Ганин ночевали в редакции газеты “Дело народа” и сдружились с машинисткой Зиной Райх. Она поехала с ними на параходе в Соловки. Поездку оплатила Зинаида, – у поэтов денег не было. После поездки в Соловки Сергей и Зинаида обвенчались. Зинаида Райх – революционерка, друг Мейерхольда, влюбилась в Есенина, была его женой, родила ему дочку Танюшу!
Райх сама ушла от Есенина, потому что Айседору Сергей встретил в 1921 году, через год после разлуки с Зинаидой. Зинаида стала актрисой знаменитого театра Мейерхольда. Зинаида Райх написала письмо Сталину, с просьбой честно рассказать о смерти Сергея Есенина. Через год, в 1937, Райх была варварски убита, зарезана..; впрочем, смерть самого Сергея Есенина – это преступление века. Его голова была прострелена. кто-то стремился выдать убийство за самоубийство. ; поэта нашли повешенным возле печи, а рана на лбу обуглилась от температуры печи, так как лицо его прикасалось к ней. Это случилось в сталинские времена.
Именно после трёхгодичного романа с Райх, в одном из московских особняков, в 1921 году, Есенин повстречал танцовщицу Айседору Дункан, которая была приглашена в Москву советским правительством, чтобы создать свою студию. Айседора была на 17 лет старше Сергея Есенина. Любила его безумно, страдала, переживала, когда поэт много пил; полтора года мучительной семейной жизни подорвали силы и здоровье обоихАйседора погибла в 1938 году в Ницце, длинный шатф танцовщицы намотался на ось автомобиля и мгновенно удушил её.
Возможно, что и на внучке Льва Толстого, Софье Андреевне, поэт женился тоже из-за любви. Не разведясь с Айседорой Дункан, он (Есенин) увёл Софью у своего приятеля – прозаика Бориса Пильника. Брак продлился меньше года, с месячным пребыванием Есенина в психушке доктора Ганнушкина. Софья любила Есенина! Она рассказывала, что постоянно у них в доме гостили какие-то типы, пьяные и грязные. Они спали на тахте, или кроватях, ели и пили и пользовались деньгами Есенина. Зато у Сони не было новых башмачков, ботков, ничего нового, всё старое, сносившееся. Вернувшись из психушки, Есенин заехал к Софье, чтобы забрать свои вещи; и прямо оттуда отправился в Ленинград, где через несколько дней его найдут повешенным в номере гостиницы “Англетер”. Софья Толстая, последняя возлюбленная Есенина, посвятила жизнь созданию двух музеев -своего мужа и своего великого дедушки. ушла из жизни в 1957.
По материалам книг и газет. Яни Сит
——————————————————-

Самой любимой и дорогой для поэта была его мама.

Я попрежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
(Отрывок из поэмы *Письмо к матери*)

Ну ,целуй меня, целуй,
Хоть до крови, хоть до боли.
Не в ладу с холодной волей
Кипяток сердечных струй.

Опрокинутая кружка
Средь веселых не для нас.
Понимай, моя подружка,
На земле живут лишь раз!

Оглядись спокойным взором,
Посмотри:во мгле сырой
Месяц, словно желтый ворон,
Кружит, вьется над землей.

Ну,целуй же! Так хочу я.
Песню тлен пропел и мне.
Видно смерть мою почуял
Тот, кто вьется в вышине.

Увядающая сила!
Умирать-так умирать!
До кончины губы милой
Я хотел бы целовать.

Чтоб все время в синих дремах,
Не стыдясь и не тая,
В нежном шелесте черемух
Раздавалось: “Я твоя”.

И чтоб свет над полной кружкой
Легкой пеной не погас –
Пей и пой, моя подружка:
На земле живут лишь раз!

Руки милой – пара лебедей. Сергей Есенин

Руки милой – пара лебедей –
В золоте волос моих ныряют.
Все на этом свете из людей
Песнь любви поют и повторяют.

Пел и я когда-то далеко
И теперь пою про то же снова,
Потому и дышит глубоко
Нежностью пропитанное слово.

Если душу вылюбить до дна,
Сердце станет глыбой золотою.
Только тегеранская луна
Не согреет песни теплотою.

Я не знаю, как мне жизнь прожить:
Догореть ли в ласках милой Шаги
Иль под старость трепетно тужить
О прошедшей песенной отваге?

У всего своя походка есть:
Что приятно уху, что – для глаза.
Если перс слагает плохо песнь,
Значит, он вовек не из Шираза.

Про меня же и за эти песни
Говорите так среди людей:
Он бы пел нежнее и чудесней,
Да сгубила пара лебедей.

Похожие статьи:

Руки милой – пара лебедей.
Стихотворение Сергея Есенина

Руки милой – пара лебедей – В золоте волос моих ныряют. Все на этом свете из людей Песнь любви поют и повторяют. Пел и я когда-то далеко И теперь пою про то же снова, Потому и дышит глубоко Нежностью пропитанное слово. Если душу вылюбить до дна, Сердце станет глыбой золотою. Только тегеранская луна Не согреет песни теплотою. Я не знаю, как мне жизнь прожить: Догореть ли в ласках милой Шаги Иль под старость трепетно тужить О прошедшей песенной отваге? У всего своя походка есть: Что приятно уху, что – для глаза. Если перс слагает плохо песнь, Значит, он вовек не из Шираза. Про меня же и за эти песни Говорите так среди людей: Он бы пел нежнее и чудесней, Да сгубила пара лебедей.

Сергей Есенин. Стихотворения и поэмы.
Москва, “Детская литература”, 1969.

Другие стихи Сергея Есенина

Сергей Есенин — Руки милой — пара лебедей

Руки милой — пара лебедей —
В золоте волос моих ныряют.
Все на этом свете из людей
№ 4 Песнь любви поют и повторяют.

Пел и я когда-то далеко
И теперь пою про то же снова,
Потому и дышит глубоко
№ 8 Нежностью пропитанное слово.

Если душу вылюбить до дна,
Сердце станет глыбой золотою,
Только тегеранская луна
№ 12 Не согреет песни теплотою.

Я не знаю, как мне жизнь прожить:
Догореть ли в ласках милой Шаги
Иль под старость трепетно тужить
№ 16 О прошедшей песенной отваге?

У всего своя походка есть:
Что приятно уху, что — для глаза.
Если перс слагает плохо песнь,
№ 20 Значит, он вовек не из Шираза.

Про меня же и за эти песни
Говорите так среди людей:
Он бы пел нежнее и чудесней,
№ 24 Да сгубила пара лебедей.

Ruki miloy — para lebedey —
V zolote volos moikh nyryayut.
Vse na etom svete iz lyudey
Pesn lyubvi poyut i povtoryayut.

Pel i ya kogda-to daleko
I teper poyu pro to zhe snova,
Potomu i dyshit gluboko
Nezhnostyu propitannoye slovo.

Yesli dushu vylyubit do dna,
Serdtse stanet glyboy zolotoyu,
Tolko tegeranskaya luna
Ne sogreyet pesni teplotoyu.

Ya ne znayu, kak mne zhizn prozhit:
Dogoret li v laskakh miloy Shagi
Il pod starost trepetno tuzhit
O proshedshey pesennoy otvage?

U vsego svoya pokhodka yest:
Chto priatno ukhu, chto — dlya glaza.
Yesli pers slagayet plokho pesn,
Znachit, on vovek ne iz Shiraza.

Pro menya zhe i za eti pesni
Govorite tak sredi lyudey:
On by pel nezhneye i chudesney,
Da sgubila para lebedey.

Herb vbkjq — gfhf kt,tltq —
D pjkjnt djkjc vjb[ yshz/n/
Dct yf njv cdtnt bp k/ltq
Gtcym k/,db gj/n b gjdnjhz/n/

Gtk b z rjulf-nj lfktrj
B ntgthm gj/ ghj nj ;t cyjdf,
Gjnjve b lsibn uke,jrj
Yt;yjcnm/ ghjgbnfyyjt ckjdj/

Tckb leie dsk/,bnm lj lyf,
Cthlwt cnfytn uks,jq pjkjnj/,
Njkmrj ntuthfycrfz keyf
Yt cjuhttn gtcyb ntgkjnj//

Z yt pyf/, rfr vyt ;bpym ghj;bnm:
Ljujhtnm kb d kfcrf[ vbkjq Ifub
Bkm gjl cnfhjcnm nhtgtnyj ne;bnm
J ghjitlitq gtctyyjq jndfut?

E dctuj cdjz gj[jlrf tcnm:
Xnj ghbznyj e[e, xnj — lkz ukfpf/
Tckb gthc ckfuftn gkj[j gtcym,
Pyfxbn, jy djdtr yt bp Ibhfpf/

Ghj vtyz ;t b pf nb gtcyb
Ujdjhbnt nfr chtlb k/ltq:
Jy ,s gtk yt;ytt b xeltcytq,
Lf cue,bkf gfhf kt,tltq/

Послушать стихотворение Есенина Руки милой пара лебедей

Филологический анализ стихотворения С.Есенина «Руки милой – пара лебедей»

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:36, контрольная работа

Описание работы

Стихотворение С. Есенина «Руки милой – пара лебедей» 1925 г. входит в сборник «Персидские мотивы».

Работа содержит 1 файл

анализ.docx

Филологический анализ стихотворения С.Есенина «Руки милой – пара лебедей»

Стихотворение С. Есенина «Руки милой – пара лебедей» 1925 г. входит в сборник «Персидские мотивы». Тема любви к Руси, к родному дому и к женщине занимала немаловажное значение в жизни и творчестве великого русского поэта Сергея Есенина. 1924 -1925 годы были для поэта на редкость плодотворными. Тифлис, Батум, Баку, Ленинград, родное его село Константиново – везде он работает с подъёмом, озарено. Более шестидесяти лирических стихотворений, около двадцати «маленьких поэм» («Русь советская», «Поэтам Грузии», «Письмо к женщине»), крупные вещи – «Анна Снегина», цикл стихотворений «Персидские мотивы».

Стихотворение «Руки милой – пара лебедей» представляет собой единый текст с намеченной уже неоднократно темой любви, а также темой творческого пути самого поэта Сергея Есенина. Можно заметить композиционную структуру текста с некоторой завершённостью. Завязка соединяет в себе первые две строфы (о зарождении крестьянского поэта Сергея Есенина, а также его поэзии и определении его главной темы – темы трагической любви к родному краю, к России, а также любви к женщине). Кульминационный момент объединяет следующие две строфы (о том, что невозможно истинное чувство любви к Родине в душе заменить чувством подобным). Развязка включает непосредственно последние две строфы (подводится своего рода итог творчеству поэта и подчёркивается чувство истинной любви к родному краю, к России каждого человека). Стихотворение состоит из шести строф. Особо распространённым регистром является репродуктивный, нацеливающий повествование на монолог – голос поэта Сергея Есенина, его песнь. Этому способствует и употребление глаголов в настоящем времени. Конечно, можно заметить во второй строфе первой строки (Пел и я когда-то далеко) информационный регистр, где глагол пел, употреблён в форме прошедшего времени, отсылающий нас (читателей) к событиям прошлых лет. В четвёртой строфе – волюнтивный регистр, наталкивающий самого лирического героя на рассуждение. И в последней строфе встречается репродуктивно – информационный регистр (глаголы настоящего и прошедшего времени говорите, пел, сгубила).

Обратим внимание на первую строфу первой строчки (Руки милой – пара лебедей). Её можно рассматривать двояко. С одной стороны, это руки любимой женщины. И это не просто обычные руки, а чистые и преданные, верные руки, о чём говорит лебедь белая – символ чистоты, любви и верности друг другу. А с другой стороны, создаётся широкий образ Родины – Руси, любовь к которой рязанский поэт воспевал в своей лирике. Она, как родная мать для Сергея Есенина, приняла его творчество в свой отчий дом и ждёт много песен, воспевающих красоту и чистоту её природы. И рязанский поэт произносит не просто песню, а песнь. Создаётся своего рода антитеза: песня имеет более обыденный характер, а песнь возвышенна, хвалебна, ассоциируется с гимном (вспомним стихотворение «Песнь о собаке»). Каждое слово этой песни пропитано нежностью и любовью. В третьей строфе подчёркивается уникальность такой преданной любви к Родине, этому подтверждению служат строчки (Только тегеранская луна/ не согреет песни теплотою). Видно, что где бы не находился человек, он искренне любит только свой дом, свою Родину, также и Сергей Есенин, находясь на Кавказе, душой был на Руси и здесь можно многих и писателей и поэтов вспомнить, кто в силу различных обстоятельств был вынужден покинуть родной уголок. Обратим внимание на размышление лирического героя, он стоит перед выбором, о чём свидетельствует четвёртая строфа. На самом деле такие сомнения Сергея Есенина преследовали. Ему действительно понравились жизнь и природа на Кавказе, и он думал о том, чтобы остаться здесь. И даже, если бы так произошло, это не говорит об измене поэта к своему творчеству, к своей Родине. На тот момент его можно было бы понять. Всё же С. Есенин вернулся и разделял все печали и радости русской истории. Пятая строфа подчёркивает чувство истинного происхождения, принадлежности к той стране, где родился: Если перс слагает плохо песнь./Значит/ он вовек не из Шираза.

В целом стихотворение написано в рамках художественного стиля. Основной темой является тема трагической любви к родному краю, к женщине, а также немаловажное значение имеет тема творчества и определения роли поэта, как в стране, так и в литературном процессе. Все они сопровождаются размышлениями и переживаниями лирического героя, о чём свидетельствуют глаголы: вылюбить, не знаю, прожить, догореть, тужить. А также использование личного местоимения я акцентирует внимание только на лирическом герое, т.е. Сергее Есенине – в данном стихотворении они слиты воедино. Здесь можно выделить несколько тематических групп. С одной стороны, творчество (песнь, слово), а с другой – любовь (теплота, руки милой, ласка, пара лебедей, нежность). Стихотворение создаёт атмосферу напевности, этому способствуют не только слово песнь и употребление глагола петь, а также соотношение гласных и согласных звуков ло, лю, о, а. Если посмотреть на цветозвуковое оформление , то здесь преобладают золотой, белый, голубой и красный цвета, что характерно для поэзии Сергея Есенина.

Необходимо отметить употребление неодушевлённых имён существительных женского рода (рука, милая, пара, лебедь, песнь, любовь, нежность, душа, глыба, луна, старость, ласка, отвага, походка). Такое обилие слов объясняет присутствие темы любви в этом стихотворении. О том, что голос автора звучит и по сей день, говорит наличие личного местоимения я и глаголов настоящего времени (ныряют, повторяют, пою, дышит, вылюбить, не согреет, не знаю, прожить, догореть, тужить). В основном употребляются глаголы несовершенного вида, это говорит о том, что крестьянский поэт ещё многое мог бы нам рассказать. А глаголы совершенного вида имеют характер завершённости (вылюбить, прожить, сгубить). Заострю внимание на интересном глаголе вылюбить в третьей строфе. Как видим, что вылюбить – значить излюбить до такой степени, что не останется в человеке живого чувства любви, и душа превратится не просто в глыбу, а в «золотую глыбу». Этот глагол явно не дан нам с негативной оценкой, он приобретает символ настоящей, а значит и сильной любви.

В основном представлены двусоставные, распространённые предложения с элементами рассуждения, восклицания, пояснения.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, как умело, всегда ярко, мелодично и поэтично крестьянский поэт передаёт своё чувство искренней любви к Родине. Всё же я склоняюсь к тому, что более широко здесь представлена тема трагической любви к Голубой Руси. Таким образом, мы видим тесную связь между голосом автора, его поэтического слова и теми средствами русского языка, с помощью которых все чувства, переживания, идеи выражаются в его творчестве.

Любовь в творчестве и жизни С. Есенина. Руки милой – пара лебедей – В золоте волос моих ныряют. Все на этом свете из людей Песнь любви поют и повторяют. – презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемМарья Алмазова

Похожие презентации

Презентация на тему: ” Любовь в творчестве и жизни С. Есенина. Руки милой – пара лебедей – В золоте волос моих ныряют. Все на этом свете из людей Песнь любви поют и повторяют.” — Транскрипт:

1 Любовь в творчестве и жизни С. Есенина

2 Руки милой – пара лебедей – В золоте волос моих ныряют. Все на этом свете из людей Песнь любви поют и повторяют

3 Лирический герой Лирический герой Известное изречение о том, что если мир раскалывается пополам, то трещина проходит через сердце поэта, – целиком можно отнести к Есенину. Отсюда этот драматизм чувств, которым наполнена его лирика, его искренние скорбные признания

4 То он представляется циником, измывающимся над случайной подругой, то он в облике человека с возвышенными чувствами изъясняется в любви единственной и неповторимой… Лирический герой Есенина – это сам поэт.

Читайте также:  Анализ стихотворения Мне осталась одна забава Есенина

5 любовь это естественное чувство, гармоничное сочетание человека и природы. В своих стихах Есенин ассоциирует природу, окружающий мир с объектами своей любви. Часто сравнивает березу с любимой девушкой: Зеленая прическа, Девическая грудь, О тонкая березка, Что загляделась в пруд?

6 Его первой любовью была Анюта Сардановская, внучка священника, вместе с ней Есенин учился в епархиальном училище. Юношеская влюбленность. У Есенина было много женщин, но он всегда помнил свою первую любовь и к концу жизни написал поэму Анна Снегина. Анна Снегина – это сердечная память об Анне Сардановской.

7 Поэту было 19 лет, когда он приехал в Москву. Там он познакомился с Анной Изрядновой. Он нашел в ней родную душу. Они вместе проводили дни, по вечерам он провожал её пешком через всю Москву. Анна стала ему гражданской женой и в 1914 году родила сына Юрия.

8 В 1917 году в редакции газеты Дело народа, где печатались стихи Есенина, поэт знакомится со смешливой, бойкой девушкой Зинаидой Рейх. С ней он отправляется в путешествие на Север, в Соловки и в Мурманск. Они решают пожениться, обвенчаться.

9 Судьба подарила Есенину дружбу с очень интересным человеком – Надеждой Давыдовной Вольпин. Той самой Наденькой, которая безумно любила поэта. Она родила Есенину сына Александра.

10 Среди искренних друзей Есенина была Галина Бениславская. Эта девушка, умная и глубокая, любила Есенина преданно и беззаветно. Гибель Есенина потрясла её. Почти через год после смерти поэта 3 декабря 1926 года она застрелилась на его могиле. Похоронена она рядом с ним.

11 Айседора Дункан была яркой необычайной фигурой. Она много дала Есенину, но еще больше забрала у него нравственных и душевных сил.» Ю. Прокушев. Ю. Прокушев.

12 «Персидские мотивы» любовь зараза, любовь чума, но при этом пристанище водоворотов жизни измученному. И подтверждение этому цикл Персидские мотивы, в котором показана загадочная красота персиянок, собирательным образом которых является Шаганэ

13 Осенью 1923 года судьба подарила Есенину встречу с Августой Леонидовной Миклашевской, актрисой Камерного театра, прекрасной, нежной, красивой женщиной. Ей поэт посвятил шедевры любовной лирики, прекрасные любовные стихотворения.

14 «Персидские мотивы» «Шаганэ ты моя, Шаганэ!» С. Есенин «Персидские мотивы» «Шаганэ ты моя, Шаганэ!» С. Есенин искренность и романтичность, сочетание восточного колорита с поэзией русских раздолий, завершенность и красота формы – все это в « Персидских мотивах» показывает, как светла и чиста была песнь любви, которую пело сердце поэта.

15 Шаганэ ты моя, Шаганэ! Там на севере девушка тоже, На тебя она страшно похожа, Может, думает обо мне… Шаганэ ты моя, Шаганэ.

16 Разве ты не хочешь, персиянка, Увидать далекий синий край?

17 Хороша ты, Персия, я знаю, Розы, как светильники, горят И опять мне о далеком крае Свежестью упругой говорят. Хороша ты, Персия, я знаю.

18 Я спросил сегодня у менялы, Что дает за полтумана по рублю, Как сказать мне для прекрасной Лалы По-персидски нежное «люблю»?

19 Мне пора обратно ехать в Русь. Персия! Тебя ли покидаю? Навсегда ль с тобою расстаюсь И из любви к родимому мне краю? Мне пора обратно ехать в Русь.

20 Заглушив в душе тоску тальянки, Напои дыханьем свежих чар, Чтобы я о дальней северянке Не вздыхал, не думал, не скучал.

21 Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве. С.Есенин

Руки милой – пара лебедей… (Есенин Сергей Стихи)

Руки милой – пара лебедей –

В золоте волос моих ныряют.

Все на этом свете из людей

Песнь любви поют и повторяют.

Пел и я когда-то далеко

И теперь пою про то же снова,

Потому и дышит глубоко

Нежностью пропитанное слово.

Если душу вылюбить до дна,

Сердце станет глыбой золотою.

Только тегеранская луна

Не согреет песни теплотою.

Я не знаю, как мне жизнь прожить:

Догореть ли в ласках милой Шаги

Иль под старость трепетно тужить

О прошедшей песенной отваге?

У всего своя походка есть:

Что приятно уху, что – для глаза.

Если перс слагает плохо песнь,

Значит, он вовек не из Шираза.

Про меня же и за эти песни

Говорите так среди людей:

Он бы пел нежнее и чудесней,

Да сгубила пара лебедей.

Related posts:

Глупое сердце, не бейся… (Есенин Сергей Стихи)Глупое сердце, не бейся! Все мы обмануты счастьем, Нищий лишь просит участья… Глупое сердце, не бейся. Месяца желтые чары Льют по каштанам в пролесь. Лале склонясь на шальвары, Я под чадрою укроюсь. Глупое сердце, не бейся. Все мы порою, как дети. Часто смеемся и плачем: Выпали нам на свете Радости и неудачи. Глупое сердце, не […].

Вечер черные брови насопил… (Есенин Сергей Стихи)Вечер черные брови насопил. Чьи-то кони стоят у двора. Не вчера ли я молодость пропил? Разлюбил ли тебя не вчера? Не храпи, запоздалая тройка! Наша жизнь пронеслась без следа. Может, завтра больничная койка Упокоит меня навсегда. Может, завтра совсем по-другому Я уйду, исцеленный навек, Слушать песни дождей и черемух, Чем здоровый живет человек. Позабуду я […].

СУКИН СЫН (Есенин Сергей Стихи)Снова выплыли годы из мрака И шумят, как ромашковый луг. Мне припомнилась нынче собака, Что была моей юности друг. Нынче юность моя отшумела, Как подгнивший под окнами клен, Но припомнил я девушку в белом, Для которой был пес почтальон. Не у всякого есть свой близкий, Но она мне как песня была, Потому что мои записки […].

Я обманывать себя не стану… (Есенин Сергей Стихи)Я обманывать себя не стану, Залегла забота в сердце мглистом. Отчего прослыл я шарлатаном? Отчего прослыл я скандалистом? Не злодей я и не грабил лесом, Не расстреливал несчастных по темницам. Я всего лишь уличный повеса, Улыбающийся встречным лицам. Я московский озорной гуляка. По всему тверскому околотку В переулках каждая собака Знает мою легкую походку. Каждая […].

Низкий дом (Есенин Сергей Стихи)Низкий дом с голубыми ставнями, Не забыть мне тебя никогда,- Слишком были такими недавними Отзвучавшие в сумрак года. До сегодня еще мне снится Наше поле, луга и лес, Принакрытые сереньким ситцем Этих северных бедных небес. Восхищаться уж я не умею И пропасть не хотел бы в глуши, Но, наверно, навеки имею Нежность грустную русской души. […].

Собаке Качалова (Есенин Сергей Стихи)Дай, Джим, на счастье лапу мне, Такую лапу не видал я сроду. Давай с тобой полаем при луне На тихую, бесшумную погоду. Дай, Джим, на счастье лапу мне. Пожалуйста, голубчик, не лижись. Пойми со мной хоть самое простое. Ведь ты не знаешь, что такое жизнь, Не знаешь ты, что жить на свете стоит. Хозяин твой […].

Быть поэтом – это значит то же… (Есенин Сергей Стихи)Быть поэтом – это значит то же, Если правды в жизни не нарушить, Рубцевать себя по нежной коже, Кровью чувств ласкать чужие души. Быть поэтом – значит петь раздолье, Чтобы было для тебя известней, Соловей поет – ему не больно, У него одна и та же песня. Канарейка с голоса чужого – Жалкая, смешная побрякушка. […].

Край ты мой заброшенный… (Есенин Сергей Стихи)Край ты мой заброшенный, Край ты мой, пустырь, Сенокос некошеный, Лес да монастырь. Избы забоченились, А и всех-то пять. Крыши их запенились В заревую гать. Под соломой-ризою Выструги стропил, Ветер плесень сизую Солнцем окропил. В окна бьют без промаха Вороны крылом, Как метель, черемуха Машет рукавом. Уж не сказ ли в прутнике Жисть твоя и […].

Мелколесье. Степь и дали… (Есенин Сергей Стихи)Мелколесье. Степь и дали. Свет луны во все концы. Вот опять вдруг зарыдали Разливные бубенцы. Неприглядная дорога, Да любимая навек, По которой ездил много Всякий русский человек. Эх вы, сани! Что за сани! Звоны мерзлые осин. У меня отец – крестьянин, Ну, а я – крестьянский сын. Наплевать мне на известность И на то, что […].

Золото холодное луны… (Есенин Сергей Стихи)Золото холодное луны, Запах олеандра и левкоя. Хорошо бродить среди покоя Голубой и ласковой страны. Далеко-далече там Багдад, Где жила и пела Шахразада. Но теперь ей ничего не надо. Отзвенел давно звеневший сад. Призраки далекие земли Поросли кладбищенской травою. Ты же, путник, мертвым не внемли, Не склоняйся к плитам головою. Оглянись, как хорошо другом: Губы […].

Отговорила роща золотая… (Есенин Сергей Стихи)Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком. Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник – Пройдет, зайдет и вновь покинет дом. О всех ушедших грезит конопляник С широким месяцем над голубым прудом. Стою один среди равнины голой, А журавлей относит ветром в даль, Я полон […].

Заметался пожар голубой… (Есенин Сергей Стихи)Заметался пожар голубой, Позабылись родимые дали. В первый раз я запел про любовь, В первый раз отрекаюсь скандалить. Был я весь – как запущенный сад, Был на женщин и зелие падкий. Разонравилось пить и плясать И терять свою жизнь без оглядки. Мне бы только смотреть на тебя, Видеть глаз злато-карий омут, И чтоб, прошлое не […].

Улеглась моя былая рана… (Есенин Сергей Стихи)Улеглась моя былая рана – Пьяный бред не гложет сердце мне. Синими цветами Тегерана Я лечу их нынче в чайхане. Сам чайханщик с круглыми плечами, Чтобы славилась пред русским чайхана, Угощает меня красным чаем Вместо крепкой водки и вина. Угощай, хозяин, да не очень. Много роз цветет в твоем саду. Незадаром мне мигнули очи, Приоткинув […].

Ты такая ж простая, как все… (Есенин Сергей Стихи)Ты такая ж простая, как все, Как сто тысяч других в России. Знаешь ты одинокий рассвет, Знаешь холод осени синий. По-смешному я сердцем влип, Я по-глупому мысли занял. Твой иконный и строгий лик По часовням висел в рязанях. Я на эти иконы плевал, Чтил я грубость и крик в повесе, А теперь вдруг растут слова […].

Мир таинственный, мир мой древний… (Есенин Сергей Стихи)Мир таинственный, мир мой древний, Ты, как ветер, затих и присел. Вот сдавили за шею деревню Каменные руки шоссе. Так испуганно в снежную выбель Заметалась звенящая жуть. Здравствуй ты, моя черная гибель, Я навстречу к тебе выхожу! Город, город, ты в схватке жестокой Окрестил нас как падаль и мразь. Стынет поле в тоске волокой, Телеграфными […].

Никогда я не был на Босфоре… (Есенин Сергей Стихи)Никогда я не был на Босфоре, Ты меня не спрашивай о нем. Я в твоих глазах увидел море, Полыхающее голубым огнем. Не ходил в Багдад я с караваном, Не возил я шелк туда и хну. Наклонись своим красивым станом, На коленях дай мне отдохнуть. Или снова, сколько ни проси я, Для тебя навеки дела нет, […].

ПИСЬМО МАТЕРИ (Есенин Сергей Стихи)Ты жива еще, моя старушка? Жив и я. Привет тебе, привет! Пусть струится над твоей избушкой Тот вечерний несказанный свет. Пишут мне, что ты, тая тревогу, Загрустила шибко обо мне, Что ты часто xодишь на дорогу В старомодном ветxом шушуне. И тебе в вечернем синем мраке Часто видится одно и то ж: Будто кто-то мне […].

Письмо к женщине (Есенин Сергей Стихи)На уроке литературы мы изучали стихотворение С. А. Есенина “Письмо к женщине”, которое было написано в 1924 году. Произведение было посвящено его первой жене – Зинаиде Райх, в котором Есенин размышляет о прошедшей любви. Главным образом, пред читателем предстает мужчина, который переживает развал прежнего государства и семьи, вскоре он меняется, но становится никому не нужен. […].

ПЕСНЬ О СОБАКЕ (Есенин Сергей Стихи)Утром в ржаном закуте, Где златятся рогожи в ряд, Семерых ощенила сука, Рыжих семерых щенят. До вечера она их ласкала, Причесывая языком, И струился снежок подталый Под теплым ее животом. А вечером, когда куры Обсиживают шесток, Вышел хозяин хмурый, Семерых всех поклал в мешок. По сугробам она бежала, Поспевая за ним бежать… И так долго, […].

Несказанное, синее, нежное… (Есенин Сергей Стихи)Несказанное, синее, нежное… Тих мой край после бурь, после гроз, И душа моя – поле безбрежное – Дышит запахом меда и роз. Я утих. Годы сделали дело, Но того, что прошло, не кляну. Словно тройка коней оголтелая Прокатилась во всю страну. Напылили кругом. Накопытили. И пропали под дьявольский свист. А теперь вот в лесной обители […].

Я красивых таких не видел… (Есенин Сергей Стихи)Сестре Шуре Я красивых таких не видел, Только, знаешь, в душе затаю Не в плохой, а в хорошей обиде – Повторяешь ты юность мою. Ты – мое васильковое слово, Я навеки люблю тебя. Как живет теперь наша корова, Грусть соломенную теребя? Запоешь ты, а мне любимо, Исцеляй меня детским сном. Отгорела ли наша рябина, Осыпаясь […].

Какая ночь! Я не могу… (Есенин Сергей Стихи)Какая ночь! Я не могу. Не спится мне. Такая лунность. Еще как будто берегу В душе утраченную юность. Подруга охладевших лет, Не называй игру любовью, Пусть лучше этот лунный свет Ко мне струится к изголовью. Пусть искаженные черты Он обрисовывает смело,- Ведь разлюбить не сможешь ты, Как полюбить ты не сумела. Любить лишь можно только […].

Дорогая, сядем рядом… (Есенин Сергей Стихи)Дорогая, сядем рядом, Поглядим в глаза друг другу. Я хочу под кротким взглядом Слушать чувственную вьюгу. Это золото осеннее, Эта прядь волос белесых – Все явилось, как спасенье Беспокойного повесы. Я давно мой край оставил, Где цветут луга и чащи. В городской и горькой славе Я хотел прожить пропащим. Я хотел, чтоб сердце глуше Вспоминало […].

Мы теперь уходим понемногу… (Есенин Сергей Стихи)Мы теперь уходим понемногу В ту страну, где тишь и благодать. Может быть, и скоро мне в дорогу Бренные пожитки собирать. Милые березовые чащи! Ты, земля! И вы, равнин пески! Перед этим сонмом уходящим Я не в силах скрыть своей тоски. Слишком я любил на этом свете Все, что душу облекает в плоть. Мир осинам, […].

Да! Теперь – решено без возврата… (Есенин Сергей Стихи)Да! Теперь – решено без возврата Я покинул родные края, Уж не будут листвою крылатой Надо мною звенеть тополя. Низкий дом мой давно ссутулился, Старый пес мой давно издох, На московских изогнутых улицах Помереть, знать, судил мне Бог. А я люблю этот город вязевый, Пусть обрюзг он и пусть одрях. Золотая дремотная Азия опочила на […].

Ты запой мне ту песню, что прежде… (Есенин Сергей Стихи)Сестре Шуре Ты запой мне ту песню, что прежде Напевала нам старая мать. Не жалея о сгибшей надежде, Я сумею тебе подпевать. Я ведь знаю, и мне знакомо, Потому и волнуй и тревожь – Будто я из родимого дома Слышу в голосе нежную дрожь. Ты мне пой, ну, а я с такою, Вот с такою […].

Неуютная жидкая лунность… (Есенин Сергей Стихи)Неуютная жидкая лунность И тоска бесконечных равнин,- Вот что видел я в резвую юность, Что, любя, проклинал не один. По дорогам усохшие вербы И тележная песня колес… Ни за что не хотел я теперь бы, Чтоб мне слушать ее привелось. Равнодушен я стал к лачугам, И очажный огонь мне не мил, Даже яблонь весеннюю вьюгу […].

Я спросил сегодня у менялы… (Есенин Сергей Стихи)Я спросил сегодня у менялы, Что дает за полтумана по рублю, Как сказать мне для прекрасной Лалы По-персидски нежное “люблю”? Я спросил сегодня у менялы, Легче ветра, тише Ванских струй, Как назвать мне для прекрасной Лалы Слово ласковое “поцелуй”? И еще спросил я у менялы, В сердце робость глубже притая, Как сказать мне для прекрасной […].

Не бродить, не мять в кустах багряных… (Есенин Сергей Стихи)Не бродить, не мять в кустах багряных Лебеды и не искать следа. Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда. С алым соком ягоды на коже, Нежная, красивая, была На закат ты розовый похожа И, как снег, лучиста и светла. Зерна глаз твоих осыпались, завяли, Имя тонкое растаяло, как звук, Но остался в складках […].

Спит ковыль. Равнина дорогая… (Есенин Сергей Стихи)Спит ковыль. Равнина дорогая, И свинцовой свежести полынь. Никакая родина другая Не вольет мне в грудь мою теплынь. Знать, у всех у нас такая участь, И, пожалуй, всякого спроси – Радуясь, свирепствуя и мучась, Хорошо живется на Руси. Свет луны, таинственный и длинный, Плачут вербы, шепчут тополя. Но никто под окрик журавлиный Не разлюбит отчие […].

Шаганэ ты моя, Шаганэ… (Есенин Сергей Стихи)Шаганэ ты моя, Шаганэ! Потому, что я с севера, что ли, Я готов рассказать тебе поле, Про волнистую рожь при луне. Шаганэ ты моя, Шаганэ. Потому, что я с севера, что ли, Что луна там огромней в сто раз, Как бы ни был красив Шираз, Он не лучше рязанских раздолий. Потому, что я с севера, […].

Читайте также:  Анализ стихотворения Я последний поэт деревни Есенина

Ее руки, едва от страха жив Торквато Тассо (Стихи)Замечательный итальянский поэт Торквато Тассо в своем произведении “Ее руки, едва от страха жив…” затрагивает достаточно распространенную для эпохи Ренессанса тему – тему любви. В небольшом по объему стихотворении (2 катрена и 2 трехстишия) автор сумел со всей полнотой отобразить любовные переживания лирического героя, связанные в основном с отказом его любимой. Автор не стремится описать […].

Сергей Есенин в стихах и в жизниВ 1919 году поэт Сергей Есенин пишет удивительно образное, чуткое стихотворение: Душа грустит о небесах, Она не здешних нив жилица. Люблю, когда на деревах Огонь зеленый шевелится. То сучья золотых стволов, Как свечи, теплятся пред тайной, И расцветают звезды слов На их листве первоначальной. Понятен мне земли глагол, Но не стряхну я муку эту, […].

Биография Есенин Сергей Александрович(1895 – 1925) Есенин Сергей Александрович (1895-1925) – поэт. Родился Есенин в крестьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас-Клепиковской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник “Больные думы” (1912), который он пытался опубликовать в Рязани. Русская деревня, природа средней полосы России, […].

ЕСЕНИН Сергей АлександровичЕСЕНИН Сергей Александрович (1895 – 1925) – российский поэт. Есенин родился в селе Константиново (ныне – Есенино); оно стояло на берегу Оки, а вокруг простирались степи и луга. Семья была большая и бедная, поэтому маленького Сережу отдали на воспитание довольно зажиточному деду по линии матери. У деда было 3 взрослых озорных сыновей. Один из них […].

Сергей Есенин (Природа, мир, тайник вселенной…) Михаил Эпштейн. Краткое изложение текстаПрирода – всеобъемлющая, главная стихия творчества поэта, и с ней лирический герой связан врожденно и пожизненно: “Родился я с песнями в травном одеяле. // Зори меня вешние в радугу свивали” (“Матушка в купальницу по лесу ходила…”, 1912); “Будь же ты вовек благословенно, // что пришло процвесть и умереть” (“Не жалею, не зову, не плачу…”, 1921). […].

Сергей Есенин о природеСергей Есенин – один из самых ярких и самобытных поэтов XX века. В его лирике сливаются чувства и слова, образы и мысли. Талант поэта заключается в том, что он мог улавливать и передавать самые нежнейшие оттенки переживаний и настроений, которые возникали в его душе. Такой гармонией проникнуто все творчество Есенина: стихи о родине, о любви, […].

Певец крестьянской Руси Сергей ЕсенинВ русской литературе начала XX века Сергей Есенин выделялся, как бы стоял особняком. За ним прочно укрепилась слава поэта “с крестьянским уклоном”. По своему рождению и призванию он был таковым: У меня отец – крестьянин, Ну, а я – крестьянский сын. Мир стихов Есенина – мир сельский, в такой же степени как мир поэзии Маяковского […].

СЕРГЕЙ ЕСЕНИН – ПОСЛЕДНИЙ ПОЭТ ДЕРЕВНИК черту я снимаю свой костюм английский. Что же дайте косу, я вам покажу – Я ли вам не свойский, я ли вам не Близкий, Памятью деревни я ль не дорожу? С. Есенин За Сергеем Есениным прочно укрепилась слава поэта “с крестьянским уклоном”. По своему рождению и призванию он был таковым: У меня отец – […].

Сергей Александрович ЕсенинТворчество Сергея Александровича Есенина, неповторимо яркое и глубокое, ныне прочно вошло в нашу литературу и пользуется огромным успехом у многочисленного советского и зарубежного читателя. Стихи поэта полны сердечной теплоты и искренности, страстной любви к беспредельным просторам родных полей, “неисчерпаемую печаль” которых умел он так эмоционально и так звонко передать. В нашу литературу Сергей Есенин вошел […].

Тема любви в лирике Есенина. Стихи Есенина про любовь

«Последний поэт деревни…», «Прекрасный юноша русской поэзии…». Такими словами описывали Сергея Есенина современники. Гениальный представитель Серебряного века в русской поэзии. Человек, тонко чувствовавший жизнь, умевший передать все грани человеческих чувств, в своём творчестве.

Отдельное место в лирике поэта занимает тема любви. Человек, с таким тонким ощущением мира, посвятил главному чувству на земле большое количество строк. Любовь в стихах Сергея Александровича чувствуется постоянно. Любовь к родной земле, матери, русской природе и, конечно, любовь к женщине. Именно последнее, из перечисленных воплощений любви и рассмотрим.

В лирике Есенина много произведений посвящённым женщинам. Но их совсем нельзя назвать одинаковыми. На своём творческом пути, поэт постоянно совершенствуется в этой теме, меняет угол взгляда. Вместе с ним, взрослеют и его стихотворения.

В самом начале своего пути, любовная лирика Есенина немного дёрганая и резкая. Свой отпечаток на поэзию, накладывают и юношеские эмоции, и не до конца формировавшиеся представления о мире. Хватает в этом периоде и почти детской наивности и непосредственности, проступающей через некоторые произведения автора. Здесь же, можно встретить прекрасные картины жизни русской жизни и быта, окружавшего поэта.

Далее, с переездом Сергея Есенина в Москву, начинается новый для него этап жизни. Жизни в чужом городе, в мире людей, где далеко не каждый, может быть другом. Первые робкие шаги в становлении себя, как известного публике поэта.

Кабацкая Москва, как сам называет столицу Есенин, сильно повлияла и на его любовную лирику. Здесь, она предстаёт в виде продажной, лживой женщины. Этакой ведьмы, желающей доставить лишь боль и разочарования. Но не только разврат и шатания следуют за поэтом в этот период. Он ни на день не оставляет совершенствование своего мастерства. Стихотворения становятся более увесистыми, мощными по чувственному посылу.

Кабацкая жизнь, сомнительные компании, драки и алкоголь, сильно испортили психическое состояние С.А.Есенина. Как и любой творческий человек, он пытается взглянуть на свою жизнь и допущенные ошибки, через собственные стихи. В том числе, и отношения с женщинами.

Это помогает молодому поэту. В своей лирике, он всё чаще просит милости, и восхищается силой любви и прощения.

Отдельного упоминания достойны стихотворения Есенина из Персидского цикла. Это стихи, написанные во время и после его путешествия на Кавказ. Как уже можно было понять, Сергей Александрович глубоко впечатлительный человек. Он умел видеть красоту в самых неожиданных мелочах. И, конечно, красота Кавказа не могла оставить его равнодушным. Автор признаётся в любви пейзажам вокруг него, людям и, конечно, женщинам.

К сожалению, Сергей Александрович Есенин ушёл из жизни слишком рано. Но всё же успел оставить нам немало произведений, наполненных любовью и трепетом, нежностью и тонкой печалью. Любовь в его поэзии играет роль первой скрипки, и каждый читатель несомненно может это прочувствовать.

Особенности любовной лирики Есенина

Когда знакомишься с этими завораживающими стихами, создается впечатление, что они затрагивают каждую струну вашей души. Происходит полное погружение в процесс созерцания этих проникновенных строк. Читаешь их и наполняешься какой-то величественной красотой, приносящей радость и моральное удовлетворение. Особенности любовной лирики Есенина заключаются в том, что она очень легко ложится на музыку.

Вот почему так много прекрасных и душевных песен появилось на стихи этого замечательного поэта. Сергея Есенина литературоведы справедливо называют «стихотворным певцом», который умел сказать многое, выразив свои чувства в рифме.

Отличительные черты и особенности

Любовная лирика Есенина уникальная по искренности и глубине чувств, которые автор пытается донести до своих возлюбленных. В его стихах изображена гамма разнообразных эмоциях — счастливые мгновения меняются грустными, нежность — страстью, идеализация — озлобленностью и предательством. Особенности его творчества:

  • Эмоциональность. Любовь в стихах поэта представлена как бурный, неудержимый порыв души, мгновенно затмевающий все остальные чувства и желания человека. Каждая новая страсть для Есенина чувствуется настолько же ярко, как и предыдущая, а любая романтическая утрата и разочарование приносит огромную боль, даже если он давно расстался со своей пассией.
  • Печаль, ностальгическая тоска и безнадёжность. В каждом из сочинений Есенина мгновения счастья описаны в прошедшем времени. Они противопоставляются безрадостному настоящему, из которого любовь уже ушла. Это отражает реалии жизни поэта — спокойная семейная жизнь ему не подходила, он всё время чего-то нового, а потому не смог найти настоящую любовь, что стало причиной многих слёз и страданий. Повторяющимся мотивом становятся также извинения и желание исправить свои прошлые ошибки.
  • Задушевность. В каждом из есенинских стихотворений читаются неподдельные эмоции и чувства не только героя, но и человека, который писал строки. Яркие эпитеты, выразительные метафоры, противопоставление очень живо отражают состояние души поэта, никогда не опускаясь до пошлости или банальности.
  • Искренность. Каждый из стихов Есенина — небольшая частичка его жизни. Они несут самые сокровенные и глубокие чувства поэта, которыми он стремится поделиться с любимыми женщинами.

В каждом из романтических произведений Есенина неудержимая жажда любви и «человеческой нежности» сочетается со страданием и горем от её несовершенства. Из-за этого его любовная лирика звучит печально и безысходно, что отражает трагичную судьбу писателя — он так и не нашёл единственной женщины, с которой был готов связать свою судьбу.

«Заметался пожар голубой»

Одно из самых красивых лирических произведений. Стихотворение проникнуто нежными чувствами и отражает переоценку ценностей, которая происходит в душе лирического героя. Кажется, он готов безраздельно покориться судьбе, отказаться от вредных привычек и даже «перестать скандалить». Сердце лирического героя наполнено светлыми эмоциями, он чувствует в себе возможность многое изменить в жизни, исправить ошибки прошлого.

Сергей Есенин использует очень красивые средства художественной выразительности для выражения своего состояния: «пожар голубой», «злато-карий омут», «волос цветом в осень». По всему видно, что переживание чувства пробуждает в его душе чувства, ведущие к изменению. Стихотворение оставляет приятное ощущение нежной грусти по нереализованным мечтам и помогает вспомнить настоящие цели.

Стихотворения 20-х годов

Удивительно, но тема любви стала одной из основных именно в тот период, когда поэт начал величать себя хулиганом. В цикле стихов «Любовь хулигана» отчетливо слышатся мотивы мимолетности любви, ее недолговечности, но при этом чувство описывается как очень яркий момент в жизни, ради которого человек готов на все. В некоторых текстах Есенин использует вульгарную, грубую лексику, даже порой нецензурную. Несмотря на это, они полны чувства, глубокой боли, в них слышен крик души, жаждущей любви, потерянной и запутавшейся в житейской рутине («Сыпь гармоника «, «Пой же, пой»).

«Ты меня не любишь, не жалеешь»

Стихотворение достаточно известное и красивое. Эти строки пленяют воображение, заставляют душу сжиматься от восторга. Лирический герой находится в состоянии смятения. Ключевой здесь является строка «Кто любил, уж тот любить не может». Сердце лирического героя еще не готово к переживанию новой любви. Слишком много рубцов в душе, которые не дают возможность почувствовать себя по-настоящему счастливым. Может показаться, что он слишком замкнут и опасается наступления дополнительных переживаний. Моральные терзания доставляют много душевной боли, от которой иногда невозможно найти избавления. Лирический герой в какой-то степени разочарован в жизни.

Он одновременно и хочет что-то изменить, и боится принять в свою судьбу значимые события, вот почему в стихотворении появляются слова: «Кто любил, уж тот любить не может». Ведь всегда есть вероятность того, что окажешься обманутым и покинутым. Именно такие чувства испытывает лирический герой, боясь наступления нового разочарования.

Стихи Есенина о любви короткие и красивые

Ты ушла и ко мне не вернешься

Ты ушла и ко мне не вернешься, Позабыла ты мой уголок И теперь ты другому смеешься, Укрываяся в белый платок.

Мне тоскливо, и скучно, и жалко, Неуютно камин мой горит, Но измятая в книжке фиалка Все о счастье былом говорит.

Я положил к твоей постели…

Я положил к твоей постели Полузавядшие цветы, И с лепестками помертвели Мои усталые мечты.

Я нашептал моим левкоям Об угасающей любви, И ты к оплаканным покоям Меня уж больше не зови.

Мы не живем, а мы тоскуем. Для нас мгновенье красота, Но не зажжешь ты поцелуем Мои холодные уста.

И пусть в мечтах я все читаю: «Ты не любил, тебе не жаль», Зато я лучше понимаю Твою любовную печаль.

Ты сказала, что Саади

Ты сказала, что Саади Целовал лишь только в грудь. Подожди ты, бога ради, Обучусь когда-нибудь!

Ты пропела: «За Евфратом Розы лучше смертных дев». То другой сложил напев.

Я б порезал розы эти, Ведь одна отрада мне — Чтобы не было на свете Лучше милой Шаганэ.

И не мучь меня заветом, У меня заветов нет. Коль родился я поэтом, То целуюсь, как поэт.

Не криви улыбку, руки теребя

Не криви улыбку, руки теребя,- Я люблю другую, только не тебя.

Ты сама ведь знаешь, знаешь хорошо — Не тебя я вижу, не к тебе пришел.

Проходил я мимо, сердцу все равно — Просто захотелось заглянуть в окно.

«Руки милой – пара лебедей»

Стихотворение невероятно нежное, трепетное и исполненное душевной теплоты. Лирический герой Сергея Есенина восторгается женской красотой, оказывается пленен ею. Он хочет обрести свое истинное счастье, однако конфликт неизбежен: в его душе слишком много сожалений, которые препятствуют счастливому самоощущению. Велика сосредоточенность на проживании субъективного чувства.

«Я не знаю, как мне жизнь прожить» – это выражение растерянности, тревоги и незримого одиночества. Лирического героя беспокоит мысль о том, что большая часть жизни прожита напрасно. Ему трудно определиться с выбором направления, в котором ему нужно следовать. Чувство любви манит его покорять неизведанные вершины, однако он опасается испытать разочарование, боится оказаться обманутым. Лирический герой часто обращается к своему прежнему опыту для того, чтобы сопоставить некоторые вещи, понять, как следует поступить.

Эволюция стихов

Тема любви в стихах поэта раскрыта с разных сторон. Есенин начинал как самоучка и со временем не только совершенствовал свой талант, но и менял точку зрения о взаимоотношениях мужчины и женщины. В раннем творчестве талантливого писателя лирический герой имел образ типичного деревенского парня — пылкого и страстного, но простого и неискушённого. Горячие юношеские переживания, описываемые в стихах, были пропитаны печалью, но им не хватало глубоких душевных переживаний.

Другая особенность стихов, написанных поэтом в годы юношества — переплетение любви к природе и девушке. Изумление красотой окружающего мира — реками, горами, лесами, животными — придавало поэмам лёгкости и непосредственности, от которой несколько его работ было опубликовано в детских журналах. Своеобразие стихов заключается в том, что природа была не просто фоном для взаимодействий мужчины и женщины, а и непосредственным участником событий — она давала паре лучше понимать чувства друг друга, влияла на развитие и развязку отношений. Сам образ любимой тоже был тесно связан с окружающими красотами.

Революция 1818−1819 годов оказала большое влияние на творчество Есенина. Тема любви в его поэзии постепенно отошла на второй план. Среди лирики того времени выделяется сборник «Москва кабацкая», из которого ясно, что у поэта наступил трудный период в личной жизни. Это выражается в таких строках:

Много женщин меня любило

Да и сам я любил не одну

Но от этого ль тёмная сила

Приучила меня к вину.

Произведения становятся более циничными, озлобленными. Любовь перестаёт представать перед читателем добрым, светлым чувствам — романтичные описания героинь меняются на вульгарные слова, а идеализированные образы женщин — на уродливые внутреннее и внешне. Период «потерянности» заканчивается только ближе к концу жизни писателя. В 1824—1825 годах выходит сборник «Персидские мотивы», а также стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ!» и «Письмо к женщине», в которых Есенин снова начинает представлять любовь нежно и романтично.

В поздней романтической лирике поэта прослеживается мотив патриотизма. Лирический герой эволюционирует в ответственного гражданина своей страны. Воспевается любовь к родине — её природе, бескрайним просторам, скромной и строгой красоте.

«Пой же, пой. На проклятой гитаре…»

Стихотворение невероятно чувственное и посвящено проживанию страстного чувства. Лирический герой ощущает себя безоружным рыцарем, который пустился в захватывающее приключение. Его манят прекрасные порывы и в то же время настораживают. Это одно из самых проникновенных произведений Сергея Есенина.

«Я не знал, что любовь — зараза» — эта строка показывает, насколько мы иногда оказываемся не готовы к проживанию чувства любви. Многих оно страшит, потому что приходится сталкиваться с чем-то доселе неизведанным, отправляться в непознанные дали. Лирический герой понимает любовь как «погибель», которая неизбежно наступает, когда речь идет о красивой женщине. Он уже внутренне готов к разочарованию.

Популярные сочинения

  • Сочинение Аня Раневская в пьесе Вишневый сад (Образ и характеристика)
    Аня Раневская представляется читателям не главным действующим лицом литературной работы, но ее фигура в представлении идейно-смысловой нагрузки сочинения как бы то ни было является весьма значительной.
  • Сочинение по картине Неаполитанский залив в лунном свете Айвазовского (описание)
    Картина талантливого художника Ивана Константиновича Айвазовского «Неаполитанский залив в лунном свете» является одним из самых замечательных и романтичных произведений автора.
  • Сочинения по творчеству Радищева
    Сочинения по произведениям Радищева

«Я помню, любимая, помню»

Стихотворение проникнуто нотой ностальгии. Лирический герой тоскует по тому времени, когда он был другим: не задумываясь ни о чем, заводил отношения, при этом не накладывал на себя определенных обязательств. Он тоскует по прошлому и, кажется, на мгновение хочет в него вернуться. Вместе с тем какие-то обстоятельства жизни не позволяют туда возвратиться.

Читайте также:  Анализ стихотворение Есенина Нивы сжаты

Герой сожалеет о каких-то ошибках прошлого, но в то же время понимает, что уже не остается дополнительного времени для того, чтобы попытаться их исправить. Стихи Есенина про любовь проникнуты небывалой нежностью, воодушевлением и светлой печалью. Сильные чувства охватывают душу читателя и долго не отпускают. Эти лирические произведения хочется перечитывать вновь, чтобы ощутить всю их прелесть и величие.

Женщины поэта

Каждый из стихов Есенина про любовь тесно связан с определённым периодом в его биографии. Адресаты его произведений — любимые женщины. Сам поэт говорил, что никогда не врал в своих произведениях — каждое из них было исповедью, признанием, сообщением или извинением, которую он пытался донести до возлюбленной. Чтобы лучше понять смысл и посыл творчества писателя, необходимо разобраться в его романтических отношениях:

  • Первой студенческой любовью поэта, которой он посвятил стихи, была Анна Сардановская. В 16 лет девушка пообещала выйти за него замуж, но затем тот уехал в Москву, а она сыграла свадьбу с другим. В 1821 году Сардановская умерла при родах, что, несмотря на долгую разлуку, сильно повлияло на Есенина. В посвящённом ей коротком стихе «За горами, за жёлтыми долами…» главный герой и его возлюбленная представлены очень невинно — в них нет ничего пошлого, циничного или вызывающего. Текст пропитан тоской по роману, которого так и не случилось. Несмотря на мрачность содержания, тон и средства выразительности облегчают произведение, благодаря чему оно оставляет светлые чувства.
  • Первой женщиной, с которой поэт вступил в серьёзные отношения, стала его гражданская жена Анна Изряднова. Он не посвящал ей официальных стихотворений, но мысли о несостоявшейся свадьбе и своём сыне он записал в произведении «Тёплый вечер». Разлука причина творцу сильные душевные переживания, что сказалось на настроении его будущей лирики.
  • В 1917 году Есенин вступил в брак с Зинаидой Райх. Вместе они прожили недолго — всего 4 года. Писатель уже начинал вести свою разгульную жизнь и даже поднимал на жену руку, что и стало главной причиной расставания. В 1821 году супруги развелись, а в 1924 Есенин посвятил Райх одно из самых популярных своих стихотворений — «Письмо к женщине». Оно посвящено размышлением поэта о прошлом и будущем, его сожалениям. Читая произведение, можно легко заметить контраст между «тогдашним» и «теперешним» писателем.
  • В 1922—1923 годах, у Есенина завязался пылкий роман с Айседорой Дункан. Ей он посвятил длинный стих «Пой же, пой на проклятой гитаре», в котором читается страсть и бешеное упоение жизнью, далёкое от традиционной семейной идиллии.

В последние годы жизни Есенин влюбился в актрису Августу Миклашевскую, которой посвятил стих «Я помню, любимая, помню» и цикл «Любовь хулигана». Но она не отвечала взаимностью.

Любовная лирика С.А. Есенина – особенности и анализ творчества

Отличительные черты и особенности

Любовная лирика Есенина уникальная по искренности и глубине чувств, которые автор пытается донести до своих возлюбленных. В его стихах изображена гамма разнообразных эмоциях — счастливые мгновения меняются грустными, нежность — страстью, идеализация — озлобленностью и предательством. Особенности его творчества:

  • Эмоциональность. Любовь в стихах поэта представлена как бурный, неудержимый порыв души, мгновенно затмевающий все остальные чувства и желания человека. Каждая новая страсть для Есенина чувствуется настолько же ярко, как и предыдущая, а любая романтическая утрата и разочарование приносит огромную боль, даже если он давно расстался со своей пассией.
  • Печаль, ностальгическая тоска и безнадёжность. В каждом из сочинений Есенина мгновения счастья описаны в прошедшем времени. Они противопоставляются безрадостному настоящему, из которого любовь уже ушла. Это отражает реалии жизни поэта — спокойная семейная жизнь ему не подходила, он всё время чего-то нового, а потому не смог найти настоящую любовь, что стало причиной многих слёз и страданий. Повторяющимся мотивом становятся также извинения и желание исправить свои прошлые ошибки.
  • Задушевность. В каждом из есенинских стихотворений читаются неподдельные эмоции и чувства не только героя, но и человека, который писал строки. Яркие эпитеты, выразительные метафоры, противопоставление очень живо отражают состояние души поэта, никогда не опускаясь до пошлости или банальности.
  • Искренность. Каждый из стихов Есенина — небольшая частичка его жизни. Они несут самые сокровенные и глубокие чувства поэта, которыми он стремится поделиться с любимыми женщинами.

В каждом из романтических произведений Есенина неудержимая жажда любви и «человеческой нежности» сочетается со страданием и горем от её несовершенства. Из-за этого его любовная лирика звучит печально и безысходно, что отражает трагичную судьбу писателя — он так и не нашёл единственной женщины, с которой был готов связать свою судьбу.

Эволюция стихов

Тема любви в стихах поэта раскрыта с разных сторон. Есенин начинал как самоучка и со временем не только совершенствовал свой талант, но и менял точку зрения о взаимоотношениях мужчины и женщины. В раннем творчестве талантливого писателя лирический герой имел образ типичного деревенского парня — пылкого и страстного, но простого и неискушённого. Горячие юношеские переживания, описываемые в стихах, были пропитаны печалью, но им не хватало глубоких душевных переживаний.

Другая особенность стихов, написанных поэтом в годы юношества — переплетение любви к природе и девушке. Изумление красотой окружающего мира — реками, горами, лесами, животными — придавало поэмам лёгкости и непосредственности, от которой несколько его работ было опубликовано в детских журналах. Своеобразие стихов заключается в том, что природа была не просто фоном для взаимодействий мужчины и женщины, а и непосредственным участником событий — она давала паре лучше понимать чувства друг друга, влияла на развитие и развязку отношений. Сам образ любимой тоже был тесно связан с окружающими красотами.

Революция 1818−1819 годов оказала большое влияние на творчество Есенина. Тема любви в его поэзии постепенно отошла на второй план. Среди лирики того времени выделяется сборник «Москва кабацкая», из которого ясно, что у поэта наступил трудный период в личной жизни. Это выражается в таких строках:

Много женщин меня любило

Да и сам я любил не одну

Но от этого ль тёмная сила

Приучила меня к вину.

Произведения становятся более циничными, озлобленными. Любовь перестаёт представать перед читателем добрым, светлым чувствам — романтичные описания героинь меняются на вульгарные слова, а идеализированные образы женщин — на уродливые внутреннее и внешне. Период «потерянности» заканчивается только ближе к концу жизни писателя. В 1824—1825 годах выходит сборник «Персидские мотивы», а также стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ!» и «Письмо к женщине», в которых Есенин снова начинает представлять любовь нежно и романтично.

В поздней романтической лирике поэта прослеживается мотив патриотизма. Лирический герой эволюционирует в ответственного гражданина своей страны. Воспевается любовь к родине — её природе, бескрайним просторам, скромной и строгой красоте.

Женщины поэта

Каждый из стихов Есенина про любовь тесно связан с определённым периодом в его биографии. Адресаты его произведений — любимые женщины. Сам поэт говорил, что никогда не врал в своих произведениях — каждое из них было исповедью, признанием, сообщением или извинением, которую он пытался донести до возлюбленной. Чтобы лучше понять смысл и посыл творчества писателя, необходимо разобраться в его романтических отношениях:

  • Первой студенческой любовью поэта, которой он посвятил стихи, была Анна Сардановская. В 16 лет девушка пообещала выйти за него замуж, но затем тот уехал в Москву, а она сыграла свадьбу с другим. В 1821 году Сардановская умерла при родах, что, несмотря на долгую разлуку, сильно повлияло на Есенина. В посвящённом ей коротком стихе «За горами, за жёлтыми долами…» главный герой и его возлюбленная представлены очень невинно — в них нет ничего пошлого, циничного или вызывающего. Текст пропитан тоской по роману, которого так и не случилось. Несмотря на мрачность содержания, тон и средства выразительности облегчают произведение, благодаря чему оно оставляет светлые чувства.
  • Первой женщиной, с которой поэт вступил в серьёзные отношения, стала его гражданская жена Анна Изряднова. Он не посвящал ей официальных стихотворений, но мысли о несостоявшейся свадьбе и своём сыне он записал в произведении «Тёплый вечер». Разлука причина творцу сильные душевные переживания, что сказалось на настроении его будущей лирики.
  • В 1917 году Есенин вступил в брак с Зинаидой Райх. Вместе они прожили недолго — всего 4 года. Писатель уже начинал вести свою разгульную жизнь и даже поднимал на жену руку, что и стало главной причиной расставания. В 1821 году супруги развелись, а в 1924 Есенин посвятил Райх одно из самых популярных своих стихотворений — «Письмо к женщине». Оно посвящено размышлением поэта о прошлом и будущем, его сожалениям. Читая произведение, можно легко заметить контраст между «тогдашним» и «теперешним» писателем.
  • В 1922—1923 годах, у Есенина завязался пылкий роман с Айседорой Дункан. Ей он посвятил длинный стих «Пой же, пой на проклятой гитаре», в котором читается страсть и бешеное упоение жизнью, далёкое от традиционной семейной идиллии.

В последние годы жизни Есенин влюбился в актрису Августу Миклашевскую, которой посвятил стих «Я помню, любимая, помню» и цикл «Любовь хулигана». Но она не отвечала взаимностью.

Анализ произведений

Любовные и романтические произведения в творчестве Есенина разнообразны — от безобидного лёгкого увлечения и пылкой страсти до тяжёлого цинизма, страданий, разочарований и сожалений. Чтобы лучше понять их, стоит взглянуть на отдельные произведения гениального автора в отрыве от остальной литературы.

«Заметался пожар голубой»

Один из самых красивых коротких стихов Есенина о любви — «Заметался пожар голубой». Его главная особенность заключается в точной передаче изменений, творящихся в душе поэта. Строки произведения отражают переоценку писателем своих ценностей — он готов измениться, начать исправлять ошибки прошлого, отринуть прошлое скандального и распутного образа жизни и покориться своей судьбе. Лирический герой, прототипом которого стал сам Есенин, наполнен нежностью, светлыми чувствами и желанием измениться к лучшему.

Одна из самых запоминающихся особенностей этого стиха — богатые средства выразительности. Особенно выделяются яркие эпитеты:

  • «пожар голубой»;
  • «глаз злато-карий омут»;
  • «был я весь — как запущенный сад»;
  • «поступь нежная, лёгкий стан»;
  • «волос цветом в осень».

Они помогают лучше донести переживания героя, показать пробуждение чувств в его душе. Он тоскует по старым несбыточным мечтам и амбициям, но смиряется с этой нежной грустью и начинает идти к своим настоящим целям.

«Ты меня не любишь, не жалеешь»

Как видно уже из названия, это стихотворение Есенина пропитано нелёгкими чувствами — горечью, разочарованием, смятением, неуверенностью в собственном будущем. Главный герой с одной стороны желает новой любви и нежности, а с другой — боится очередного предательства и не хочет подвергаться риску снова испытывать страдания. На его сердце слишком много шрамов от старых отношений, чтобы он был по-настоящему готов к новому счастью. Отсюда и происходит лейтмотив стиха, которым является строка «Кто любил, уж тот любить не может».

Моральные терзания в сочетании с невозможностью открыться для новой любви доставляют лирическому герою много душевных мук, отчего он становится циничным и разочарованным в жизни. Именно страх наступления новых переживаний и дополнительных страданий мешает ему исцелиться и снова стать счастливым, в чём и заключается главная трагедия.

«Руки милой — пара лебедей»

По характеру вложенных чувств и эмоций это стихотворение относится к тому же классу, что «Ты меня не любишь, не жалеешь» — лирический герой находится в смятении, его терзает внутренний конфликт. Он жаждет любви и нежности, но боится испытать новое разочарование, оказаться обманутым и брошенным, а потому сомневается в своих чувствах. Через строки стиха проходит тревога, растерянность, страх одиночества. Герой потерян и понятия не имеет, что ему делать — это выражается через акцентированные строки стиха — «Я не знаю, как мне жизнь прожить».

В контраст с тяжёлой тематикой стиха вступают художественные средства. Произведение написано очень ласково и трепетно, наполнено душевностью и теплотой. Лирический герой восхищается нежностью любимой, чьи руки ласкают его волосы, её женской красотой и изяществом. Но нелёгкие душевные переживания, вызванные неуверенностью и страхом, омрачают счастье. Прошлые сожаления в душе мешают лирическому полностью насладиться любовью, что отражает желание самого Есенина исправить ошибки прошлого.

«Глупое сердце, не бейся»

Этот стих поэта отражает приобретённые им цинизм и мрачный взгляд на жизнь. Лирический герой окончательно разочаровался в любви — он считает её обманом, приносящим только страдания и разочарования. Он пережил многочисленные предательства и неудачи в отношениях и не хочет повторят совершённые рание ошибки, предпочитая вовсе отказаться от романтики.

Строка «глупое сердце, не бейся» завершает каждый куплет стихотворения, повествующий о романтических приключениях героя, как бы отражая его желание избавиться от них. Но, несмотря на грустную тематику, стихотворение не полностью безысходно — как автор признаётся, «жизнь не совсем обманула» его и выражает надежду, что злая судьба когда-то ответит на его любовь «песнею соловьиной».

Любовная лирика навсегда останется изюминкой творчества Есенина, ведь именно в ней чувства поэта проявляются наиболее ярко и многогранно. Выразительный язык написания в сочетании с раскрытием актуальных до сегодняшнего дня тем заставляет читателя невольно сопереживать каждому лирическому герою и, следовательно, самому автору. Больше всего подкупает то, что он остаётся искренним и открытым в своих чувствах, несмотря на все его недостатки — он признаёт несовершенство любви, но всё равно стремится к её торжеству.

“Я покинул родимый дом” – анализ стихотворения С.А. Есенина

История создания

Произведение было написано в 1918 году. В это же время Есенин был вынужден уехать из родного села, где прошло все его детство. Главной темой стихотворения является грусть и тоска по знакомым местам и людям, которые его окружали.

Поэт родился в селе Константиново. Повзрослев, он понял, что в деревне не добьется такого успеха, как в большом городе. С этими мыслями автор отправился в Москву. Там он добился признания и творческого успеха.

Его быстро приняли в высоком обществе, оценили его творчество и слушали его стихотворения на одном дыхании. Прошедшая революция открыла новую дорогу для писателя и дала множество возможностей для самореализации.

Но несмотря на большой успех, Есенин тоскует по родным краям. Он ясно понимает для себя, что никогда не вернется в отчий дом. Все свои эмоции и переживания автор описывает уже в самом начале стихотворения: «Я покинул родимый дом, глубоко оставил Русь». На самом деле в душе на протяжении всей жизни он стерег любовь к деревне, в которой прошла половина его жизни.

Хотя произведение и небольшого размера, оно наполнено разными образами. Главными персонажами являются:

  1. Мать — «в три звезды березняк над прудом те́плит матери старой грусть».
  2. Отец — «словно яблонный цвет, седина у отца пролилась в бороде».

Есенин часто конфликтовал со своим отцом из-за недопонимания. Но стихотворение дает понять, что поэт любит его, несмотря на все проблемы. В конце произведения писатель описывает образ старого клена. Его он сравнивает с самим собой. Он надеется на то, что, когда вернется в родные места, картина его мира останется неизменной и по-прежнему будет хранить теплые воспоминания.

Стихотворение наполнено образами и описаниями «голубой Руси». Так поэт называл крестьянские угодья, просторы степи, озера и леса. Кроме этого, присутствуют описание луны «золотою лягушкой луна распласталась», воды и дождя. Такое средство выразительности он использовал для создания лирических произведений.

Автор является патриотом. Он сожалеет о том, что ему пришлось уехать и оставить родных. Чувство ностальгии не отпускало его.

Структура произведения

Стих состоит из четырех строф, которые представлены в виде четверостиший. В нем имеются четыре последовательные части:

  1. Воспоминания о матери.
  2. Тоска по отцу.
  3. Осознание того, что расставание закончится нескоро.
  4. Сопоставление главного героя с образом старого клена.

Анализ «Я покинул родимый дом» Есенина дает понять, что в произведении присутствуют художественные описания красочной картинки родных мест автора. В тексте писатель использует метафоры, олицетворения, сравнения, иллюстрации и эпитеты. Главной отличительной чертой произведений Есенина является слияние его самого с природой.

Используемые темы

При написании стиха Есенин озвучил сразу несколько важных для него тем и идей. Главной из них является Родина. Отечество для него значит многое, это то, что он никогда не предаст и не забудет. А также автор описывает и социальную проблему. Есенин понимает, что деревня, в которой он вырос, уже не будет прежней. Ему остается только хранить в своей памяти картины его маленького мира.

Большая любовь к семье тоже выступает одной из главных сюжетов в его сочинении. В своем произведении писатель постоянно вспоминает о родителях и сравнивает их с природными явлениями. Для Есенина семья и Родина являлись святыми, где бы он ни находился.

Есенин — замечательный поэт, он умело выражал свои чувства. Я давно начала изучать его творчество. Больше всего меня привлекает то, как писатель описывает природу и то, что окружает его. Наверное, многие, прочитав стихотворение, представляют себя на месте лирика.

Я очень люблю творчество Есенина, то, как он описывает свои переживания и эмоции. При прочтении мне кажется, что это про меня. Каждый образ он сравнивает с чем-то прекрасным. Так описать своих родителей может не каждый автор.

Ссылка на основную публикацию