Анализ стихотворения Русь советская Есенин

Сергей Есенин — Русь советская: Стих

Тот ураган прошел. Нас мало уцелело.
На перекличке дружбы многих нет.
Я вновь вернулся в край осиротелый,
В котором не был восемь лет.

Кого позвать мне? С кем мне поделиться
Той грустной радостью, что я остался жив?
Здесь даже мельница — бревенчатая птица
С крылом единственным — стоит, глаза смежив.

Я никому здесь не знаком,
А те, что помнили, давно забыли.
И там, где был когда-то отчий дом,
Теперь лежит зола да слой дорожной пыли.

А жизнь кипит.
Вокруг меня снуют
И старые и молодые лица.
Но некому мне шляпой поклониться,
Ни в чьих глазах не нахожу приют.

И в голове моей проходят роем думы:
Что родина?
Ужели это сны?
Ведь я почти для всех здесь пилигрим угрюмый
Бог весть с какой далекой стороны.

И это я!
Я, гражданин села,
Которое лишь тем и будет знаменито,
Что здесь когда-то баба родила
Российского скандального пиита.

Но голос мысли сердцу говорит:
«Опомнись! Чем же ты обижен?
Ведь это только новый свет горит
Другого поколения у хижин.

Уже ты стал немного отцветать,
Другие юноши поют другие песни.
Они, пожалуй, будут интересней —
Уж не село, а вся земля им мать».

Ах, родина, какой я стал смешной!
На щеки впалые летит сухой румянец.
Язык сограждан стал мне как чужой,
В своей стране я словно иностранец.

Вот вижу я:
Воскресные сельчане
У волости, как в церковь, собрались.
Корявыми немытыми речами
Они свою обсуживают «жись».

Уж вечер. Жидкой позолотой
Закат обрызгал серые поля.
И ноги босые, как телки под ворота,
Уткнули по канавам тополя.

Хромой красноармеец с ликом сонным,
В воспоминаниях морщиня лоб,
Рассказывает важно о Буденном,
О том, как красные отбили Перекоп.

«Уж мы его — и этак и раз-этак,—
Буржуя энтого… которого… в Крыму…»
И клены морщатся ушами длинных веток,
И бабы охают в немую полутьму.

С горы идет крестьянский комсомол,
И под гармонику, наяривая рьяно,
Поют агитки Бедного Демьяна,
Веселым криком оглашая дол.

Вот так страна!
Какого ж я рожна
Орал в стихах, что я с народом дружен?
Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

Ну что ж!
Прости, родной приют.
Чем сослужил тебе — и тем уж я доволен.
Пускай меня сегодня не поют —
Я пел тогда, когда был край мой болен.

Приемлю все,
Как есть все принимаю.
Готов идти по выбитым следам,
Отдам всю душу октябрю и маю,
Но только лиры милой не отдам.

Я не отдам ее в чужие руки,—
Ни матери, ни другу, ни жене.
Лишь только мне она свои вверяла звуки
И песни нежные лишь только пела мне.

Цветите, юные, и здоровейте телом!
У вас иная жизнь. У вас другой напев.
А я пойду один к неведомым пределам,
Душой бунтующей навеки присмирев.

Но и тогда,
Когда на всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть,—
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».

Анализ стихотворения «Русь советская» Есенина

Есенин, подобно многим поэтам, был увлечен возможностями, которые сулила революция. Он с большим энтузиазмом воспринял ее и посвятил этим событиям большое количество стихотворений. Но постепенно поэт осознавал иллюзорность своих взглядов. Суровая действительность показала, что на смену старым общественным проблемам пришли новые, некоторые из которых обещают стать намного страшнее. Если в крупных городах перемены ожидались и были не так заметны, то Есенина поразили изменения в деревне. В 1924 г. он посетил родное село Константиново и не узнал его. Свои впечатления он выразил в стихотворении «Русь советская».

Есенин никогда не выступал с прямым обличением советской власти, он просто отстаивал право на сохранение крестьянского уклада с его любовью к родной природе. Поэт не был в родной деревне долгое время, но постоянно обращался к ней в воспоминаниях. Он считал, что в Константиново всегда встретит участие и поддержку, обретет душевный покой. Вернувшись, он увидел, как революция уничтожила все, что было ему дорого. Жители не знают или не помнят его. Родной дом, который должен был стать приютом для измученного странника, давно сожжен. Вместо тихой деревенской идиллии вокруг него суетятся новые люди, напоминая о городской жизни.

Автор сбежал от непонимания, и на родине чувствует себя чужаком. Пророчески звучат слова Есенина о том, что Константиново станет известным только благодаря ему. Но кто из окружающих поймет это?

Поэт напоминает сам себе, что он к этому и стремился. Революция зажгла «новый свет» и породила «другое поколение». В социалистическом обществе небольшой клочок земли не может быть родиной. Новые люди считают себя хозяевами всего мира.

Есенин описывает свои непосредственные впечатления. За ними скрываются намеки на убожество нового строя, возомнившего себя вершиной человеческой мысли. Русский язык, которым поэт восхищался, грубо исковеркан новыми словами и выражениями. Обсуждение крестьянами своей «жиси» выглядит пародией над неумелыми большевистскими политиками и начальниками. Воспоминания красноармейца о героических сражениях крайне примитивны. От них становится стыдно даже природе («клены морщатся»). Финальным аккордом звучат «агитки Бедного Демьяна», безграмотные «произведения» которого пользовались в то время большой популярностью.

Есенин понимает, что произошло чудовищное падение культурного уровня. Старые ценности были уничтожены, а новые еще не появились. Он желает счастья нынешним и будущим поколениям, но сам не может принять участия в строительстве нового мира. Поэт остается верен своим вечным идеалам, главным из которых является простое и краткое слово – «Русь».

Краткий анализ стихотворения Есенина «Русь советская» по плану

1.История создания

В 1924 году Сергей Есенин после долгого перерыва посещает родное село Константиново. Его глубоко поражают изменения, произошедшие в жизни деревни.

В 1922 году сгорел дом родителей, на средства поэта вместо него на пепелище был выстроен новый. Но не только утрата отчего дома огорчила Есенина. В кратчайший срок изменилось всё: уклад, ценности, сами люди.

Расставание со всем, что когда-то было дорого сердцу поэта, вызывает к жизни несколько стихотворений о возвращении на Родину, которые можно объединить в поэтический цикл.

Стихотворение «Русь советская» 1924 года считается одним из самых глубоких и завершённых с точки зрения художественного замысла произведений. В нём выразилась боль поэта, переживающего кризис новой России всем своим существом и всей своей судьбой.

2. Литературное направление

Стихотворение написано в реалистическом ключе.

Увлечение имажинизмом к 1924 году отошло в прошлое. В своей «Автобиографии» Есенин признался, что в формальном смысле «всё больше тяготеет к Пушкину». Рассудочность и ясность пушкинской лирики стали для поэта эталоном художественности.

3. Род

Стихотворение «Русь советская» сочетает черты лирики и эпоса.

Его неоднородная структура включает такие элементы эпоса, как сюжетные зарисовки (сцены сельской жизни), наличие завязки, развития действия и развязки, элементы диалога.

При этом сильно и лирическое начало: изложение истории от первого лица, исповедальность, восприятие происходящего через собственное «я», патетические внутренние монологи.

4. Жанр

Большинство исследователей есенинского творчества склонно считать данное произведение маленькой поэмой. Сам поэт давал такое определение ряду своих произведений. Это утверждение имеет под собой серьёзные основания: например, сочетание эпического сюжета и приёмов лирического выражения.

Впрочем, те, кто считают «Русь советскую» объёмным стихотворением тоже будут правы. Данное произведение выдержано в едином стилистическом ключе, посвящено единой теме, имеет целостную идею.

5. Проблематика

Есенин одним из первых писателей своей эпохи заговорил об изменениях, произошедших в стране после установления советской власти. Проблема столкновения старых и новых исторических формаций осмысливалась им с точки зрения духовного кризиса.

Поэт называет Русь «страной осиротелой». Он имеет в виду то, что народ лишился привычного круга ценностей, традиций, исторической памяти. Проблема необратимых последствий революции оказалась очень болезненной.

6. Тематика

Тема произведения озвучена в его названии, которое звучит как оксюморон (сочетание несочетаемого).

Русь – это историческое целое, канувшее в прошлое. Русь была православной, деревенской, патриархальной, монархической, для Есенина — святой. А советской она не была.

Появилось новое государство, ещё не осознавшее себя как целое, не скреплённое единой системой ценностей, многое утратившее и ещё ничего не создавшее. Это пугало поэта, делало его лишним. Он чувствовал себя «иностранцем» «в своей стране».

7. Идея

Идея произведения состоит в том, что, несмотря на глубочайшие изменения, коснувшиеся русского народа, его государственности и национального сознания, поэта не покидает уверенность в надмирной сущности Руси, её избранничестве.

Она переживёт все катаклизмы и навсегда останется для него «шестой частью земли», которой отдал он своё сердце и песенный дар.

8. Пафос

Стихотворение написано с огромной болью и любовью к Родине.

Поэт не мог не огорчаться тем, как мельчает в частушках и агитках народная душа, как предаются традиции прадедов, убираются с полок образа.

Сакральное пространство души становится бездуховным. Живая душа страны (русская деревня) превращается в душу мёртвую. Настроение тоски и уныния сменяется чувством одиночества, полной бесприютностью.

Вслед за ними приходит понимание того, что вернуть прошлое обратно нельзя, наступает смирение. Поэт благословляет грядущие поколения и предчувствует завершение собственного пути.

9. Система образов

Образы стихотворения тесно связаны с мотивами утраты родины, ущербности происходящего.

«Мельница с крылом единственным» символизирует птицу, которая не может взлететь, — погибающую старую деревню, обескрыленную социальными переменами.

«Зола и слой дорожной пыли» на том месте, где стоял отчий дом – тоже символ невозвратимой потери.

Не узнаёт лирический герой и жителей деревни: «Вокруг меня снуют // И старый, и молодые лица, // Но некому мне шляпой поклониться, // Ни в чьих глазах не нахожу приют». Он давно не бывал в родных краях, стал совсем чужим, городским, а его стихи, известные всей России, здесь, наверное, ещё не читали.

Изменился родной язык. Он стал «корявым, немытым». Поэт специально употребляет просторечия, диалектизмы, искажает привычное звучание слов: «они свою обсуживают жись».

Передавая речь «красноармейца с ликом сонным», автор использует ничего не значащие междометия: «Уж мы его и энтак и разэнтак, // Буржуя энтого, которого, в Крыму…» Это не речь, а какое-то животное бормотание, полная деградация. Даже «клёны морщатся», слыша такое.

Наконец, в конце стихотворения возникает образ лиры – атрибута поэтического ремесла. Автор признаётся, что не отдаст её никому.

Если в пушкинских строках из стихотворений «Вновь я посетил… », «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» присутствует идея преемственности, то в произведении Есенина всё ограничивается текущим моментом.

«Цветите, юные, и здоровейте телом…» — в этом призыве слышится неверие в то, что душа юных может быть здоровой после всего, что произошло в стране. «А я пойду один», — заключает поэт. Он останется наедине со своей главной задачей – песней о «шестой части земли», заповедном и вечном русском пространстве.

10. Центральные персонажи

Центральные персонажи стихотворения – лирический герой и жители «нового села». Поэт называет их «окрестные сельчане».

Он противопоставляет себя им, чувствует себя иностранцем, признаётся, что «язык сограждан» стал ему «как чужой». Образ красноармейца, рассказывающего о Будёном, «наморща лоб», выглядит ущербно. Не вызывает приятных мыслей и молодёжь, которая под гармонику «поёт агитки Бедного Демьяна».

У поэта нет ничего общего с этими людьми. «И бабы охают в немую полутьму» — эта картина изображает вздох сожаления, словно вырывающийся из глубины народной души.

11. Лирический герой

Лирический герой одинок, потерян. Он не находит знакомых лиц, не знает, где отдохнуть душой. Всё увиденное заставляет его чувствовать себя чужестранцем в своей стране.

Из этого следует вывод о том, что времена молодости безвозвратно прошли для поэта, дальше он пойдёт один. До трагической гибели поэта в декабре 1925 года остаётся совсем немного, он уже предчувствует, что скоро пойдёт «к неведомым пределам», и эта мысль наполняет его смирением.

12. Сюжет

Сюжет стихотворения описывает возвращение поэта на Родину.

На месте отчего дома он застаёт пепелище, среди односельчан почти не встречает знакомых. Ураган революции перевернул всё вверх дном, и даже «грустная радость» остаться в живых уже не радует героя, ведь её поделиться не с кем.

Теперь сельчане собираются не у церкви, а у волости. Молодёжь распевает политические частушки.

Поэт потрясён и разочарован, это не тот народ, с которым он был прежде дружен. Чувство ненужности вызывает в сознании героя желание уйти, уступить дорогу более молодым, здоровым, не нуждающимся в его поэзии людям. Но сам для себя он решает, что всегда будет воспевать «шестую часть земли с названьем кратким Русь».

Читайте также:  Анализ стихотворения Персидские мотивы Есенина

13. Композиция

Композиция произведения линейная, трёхчастная.

  • Первые 4 четверостишия – вступление, завязка. В них рассказывается о том, как поэт вернулся на малую родину.
  • Вторая часть, открывающаяся строкой «Вот вижу я…», содержит развитие действия, описывает сельскую жизнь — развитие действия. Её завершает лирический выпад, напоминающий шквал эмоций: «Вот так страна!». Кульминация произведения: «Моя поэзия здесь больше не нужна…».
  • В третьей части произведения звучит личный вывод, сделанный поэтом: «У вас иная жизнь, // У вас иной напев…». Развязка – это уход от настоящего в область вечного, туда, где незыблемо и мощно восстаёт, как феникс из пепла, святая Русь.

14. Художественные особенности

Три части произведения (завязка, развитие действия, развязка) отличаются по стилистике, ритму, интонации.

Начало и конец маленькой поэмы произносятся спокойно, задумчиво. Основная часть произносится взволнованно, с внутренним раздражением. Смена интонации указывает на движение мысли автора, глубину его поиска.

Обилие олицетворений и других средств художественной выразительности всегда было характерно для творчества Есенина, но в данном тексте природа и человек вступают в конфликт: «клёны морщатся ушами длинных веток», слыша речи красноармейца; «ноги босые, как тёлки под ворота, уткнули по канавам тополя»; «…мельница, бревенчатая птица, // С крылом единственным стоит, глаза смежив…».

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано шестистопным ямбом с чередованием женских и мужских рифм.

Временами встречаются строки с другим размером, напоминающие народный стих раешник. Его поэт использует, когда стремится достоверно передать речь односельчан.

В данном произведении 21 строфа. Строфы не равны по количеству строк и зависят от содержания. Имеются строки, записанные «лесенкой», реплики диалогов. Преобладает перекрёстная рифмовка: АБАБ, также имеются параллельные рифмы: ААББ.

16. Средства художественной выразительности

В стихотворении используются следующие тропы:

  • эпитеты: «край осиротелый», «сухой румянец», «лира милая», «песни нежные»;
  • сравнения: «мельница – бревенчатая птица»; «в своей стране я словно иностранец», «ноги босые, как тёлки под ворота, уткнули по канавам тополя»;
  • метафоры: «ушами длинных веток»;
  • метонимия: «вокруг меня снуют и старые, и молодые лица»; «отдам всю душу октябрю и маю»;
  • олицетворения: «мельниц… стоит, глаза смежив», «клёны морщатся»;
  • гиперболы: «всем существом в поэте», «шестая часть земли».
  • градация: «ни матери, ни другу, ни жене…»

Аллитерации с большим количеством соноров, звонких и шипящих согласных передают какофонию нового мира.

Ассонансы («а», «о», «у») усиливают ощущение трагедии.

17. Значение произведения

Стихотворение «Русь советская» подводит итог размышлениям Есенина о новой России. «Последний поэт деревни» (так назвал себя автор) попрощался с «Русью уходящей» и со смирением встретил «Русь советскую», но это смирение далось ему ценой собственной жизни.

18. Актуальность

Произведение Есенина продолжает быть актуальным, ведь картины сельской жизни, описанные Есениным стали ещё более печальными. Россия деревенская в том виде, какой знал её юный Есенин, не вернётся никогда. Но любовь к Родине делает так, что в душе человека остаётся только самое дорогое – то, что не зависит ни от времени, ни от государственной власти.

Несмотря на все жизненные невзгоды, мы любим свою Россию, которая навсегда останется нашей Родиной.

19. Моё отношение

Стихотворение «Русь советская» поразило меня своей глубиной. Удивляет жизненная мудрость Сергея Есенина. Горько и больно читать строки этой маленькой поэмы, а её завершение трогает до мурашек.

20. Чему учит

Стихотворение учит нас любить Россию, какой бы странной она порой ни казалась. Катаклизмы бесконечны, но мы любим Родину за то, что эта земля нас взрастила.

Анализ стихотворения «Русь Советская» Есенина

С. Есенину пришлось жить во времена общественных переворотов, которые оставили след в его душе и творчестве. Стихотворение, о котором пойдет речь, изучают в 11 классе. Узнайте о нем больше, ознакомившись с кратким анализом «Русь советская» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Русь Советская.

История создания – произведение было создано в 1924 г., когда поэт после долгой разлуки с отчим домом посетил с. Константиново.

Тема стихотворения – общественные перемены и их влияние на людей.

Композиция – По смыслу стихотворение можно разделить на части: рассказ возвращении в родную деревню, описание перемен, раскрытие мотива поэта и поэтического искусства. Текст разделен на четырех- и пятистишия, последняя строфа – октава (восьмистишье).

Жанр – поэма.

Стихотворный размер – двух-, трех- и пятистопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ и кольцевая АВВА, некоторые строки не рифмуются.

Метафоры«жизнь кипит», «ни в чьих глазах не нахожу приют», «в голове моей проходят роем думы», «голос мысли сердцу говорит», «новый свет горит другого поколения у хижин».

Эпитеты«пилигрим угрюмый», «далекая сторона», «скандальный пиит», «щеки впалые», «сухой румянец» «корявые речи».

Сравнения«у волости, как в церкви собрались», «ноги босые, как телки под ворота, утнули по канавам тополя».

История создания

С. Есенин воспринимал октябрьскую революцию с надеждой на изменения жизни народа к лучшему. Особенно он переживал за жителей деревень, ведь и сам был выходцем из села. Его мужчина покинул, чтобы получить возможность серьезно заниматься словесным искусством.

История создания произведения связана с возвращением Есенина в родное село Константиново после 8-летней разлуки. Приехал он не сам, а с другом А. Сахаровым, которому и посвятил «Русь советскую», написанную в 1824 г.

Название стихотворения готовит читателя к описаниям новой жизни, наставшей после революции. На самом деле, его строки воспроизводят не столько советский быт, сколько внутреннее состояния лирического героя, который чувствует себя чужим на малой Родине.

В первом стихе автор упоминает о пронесшемся урагане. Под стихийным бедствием он подразумевает переломные события начала ХХ века: революции, гражданскую войну. События, которым в литературе ХХ века посвящали целые поэмы, Есенин воспроизводит в двух строках.

Пережив их, лирический герой возвратился в « край осиротелый» . Мужчина с горечью осознает, что в родных местах не осталось знакомых людей. Даже старой мельнице становится не по себе от перемен. Несмотря на все это, себя герой с гордостью называет гражданином села, хоть оно будет знаменито лишь рождением « скандального пиита ».

Постепенно в стихотворении появляются описания «новой» деревни. Здесь теперь совсем другие поколения молодых людей, из уст которых слетают другие песни. Сердце лирического героя сжимается, когда он наблюдает за разговорами людей под волостью. Речь людей корявая и «немытая». Они восхищаются подвигами красной армии. Приезжий относится к услышанному негативно, о чем свидетельствует фраза: « клены морщатся ушами длинных веток ». Не в восторге он и от комсомольцев с их агитками.

Увиденное подсказывает главному герою, что он здесь чужой, не нужен. Мужчина принимает единственно правильное решение: смириться. Он готов отдать новому обществу все, кроме своей «лиры». Так в последних строфах появляется мотив поэтического творчества. Идеальный поэт, по мнению Есенина должен хранить свою лиру при себе и воспевать только мир.

Композиция

Композиция произведения замысловатая. Его можно разделить на смысловые части: рассказ о возвращении в родную деревню, описание перемен, раскрытие мотива поэта и поэтического искусства. Текст разделен на четырех- и пятистишия, последняя строфа – октава (восьмистишье).

Жанр – поэма, так как в стихотворении можно выделить эпическую и лирическую составляющие. «Русь советская» написана разностопными (двух-, трех- и пятистопные) ямбическими строками. Автор использовал перекрестную АВАВ и кольцевую АВВА рифмовку, некоторые строки не рифмуются.

Средства выразительности

Чтобы создать галерею образов советской эпохи, воспроизвести чувства и эмоции героя, раскрыть тему и реализовать идею С. Есенин использовал средства выразительности. В тексте есть метафоры – «жизнь кипит», «ни в чьих глазах не нахожу приют», «в голове моей проходят роем думы», «голос мысли сердцу говорит», «новый свет горит другого поколения у хижин»; эпитеты – «пилигрим угрюмый», «далекая сторона», «скандальный пиит», «щеки впалые», «сухой румянец» «корявые речи»; сравнения – «у волости, как в церкви собрались», «ноги босые, как телки под ворота, утнули по канавам тополя»; оксюморон – «грустная радость».

Анализ стихотворения «Русь советская» (С.А. Есенин)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 28.04.2020 · Обновлено 28.04.2020

Стихотворение «Русь советская» занимает значимое место в художественном мире Сергея Есенина. Без этого произведения не может сложится полная картина понимания творчества данного поэта серебряного века. В тексте затрагиваются важные философские темы и проблемы. Попробуем разобраться во всех гранях и оттенках звучания стихотворения. Многомудрый Литрекон представляет своим читателям полный анализ произведения «Русь советская» Сергея Есенина по плану.

История создания

Стихотворение «Русь советская» было написано в 1924 году после того, как Сергей Есенин посетил село Константиново, расположенное в Рязанской области. Место, где вырос поэт, оказалось для него чужим. Творец испытал одиночество, все его близкие и друзья или погибли, или давно покинули родные края.

Сергей Есенин заметил, как сильно изменилось Константиново. Жители села целиком «отдались» советскому государству, новой власти. Они прониклись духом «октября и мая», революционными настроениями, чуждыми поэту. Стихотворец не разделял идеологию пролетариата. Он видел проблемы, к которым может привести установившийся в стране новый режим.

Есенин надеялся, что перемены обойдут стороной его родной дом, однако поэт очень сильно заблуждался. Вернувшись в Константиново, он не смог обрести душевный покой. Даже в любимом селе его преследовали лозунги и агитки советской власти.

Творец выплеснул все свои мысли и эмоции на бумагу. Так и появилось грустное произведение о неизбежности изменений, одиночестве, возвращении на Родину, где уже не осталось близких сердцу людей.

Жанр, направление, размер

«Русь советская» — чётко выраженное лирическое стихотворение. Переживания и эмоции героя выходят в тексте на первый план. Читатели наблюдают за потоком мыслей персонажа. Лирический субъект в произведении выступает в роли художественного двойника автора, отражает ощущения поэта от окружающей его действительности. Эта черта очень характерна для данного жанра. Творец даёт детальное описание людей, которых встречает герой, вернувшись на Родину, что ещё сильнее помогает раскрыть внутренний мир персонажа.

Анализируемое нами стихотворение относится к гражданской лирике. Сергей Есенин выражает свои переживания о судьбе любимой страны, о том, как сильно изменился русский народ после октябрьской революции. В произведении поэта прослеживаются два абсолютно разных настроения, читатели видят боль лирического субъекта и слепую преданность людей, распевающих агитки Демьяна Бедного. Несомненно, «Русь советскую» можно рассматривать и как патриотическое стихотворение. Однако здесь стоит сказать, что творец любит страну такой, какой она была до октября и мая. Он предан не советскому государству, а родной старой Руси.

Направление творчества Есенина новокрестьянская поэзия. Это даже не направление, а течение, впадающее в русский модернизм.

Текст стихотворения «Русь советская» написан ямбом, двусложной стопой с ударением на втором слоге. Такой стихотворный размер придаёт произведению лёгкость и мелодичность.

Композиция

Произведение «Русь советская» можно условно разделить на несколько смысловых частей.

  1. В первой — лирический субъект размышляет о своём возвращении на Родину. Он грустит из-за того, что там не осталось больше его близких и друзей. «Кого позвать мне», — спрашивает герой сам себя.
  2. Следующая часть сильно контрастирует с предыдущей. Жизнь в селе бьёт ключом: люди собираются вместе, поют агитки, слушают рассказы друг друга. Лишь лирический субъект чувствует себя лишним, не может найти себе место. Персонаж осознаёт, что нет ничего плохого в смене поколений: у молодых парней и девушек новые взгляды, другое мышление. Но всё же он не может спокойно смотреть на то, как сильно люди портят его родной язык своими «корявыми» речами.
  3. Так постепенно мы подходим к третьей смысловой части произведения Сергея Есенина. Здесь появляются два основных мотива: любовь героя к тому месту, где он вырос, и ценность поэзии, которая всегда будут отражать истинные чувства человека. Родина для стихотворца навсегда останется прежней. «Вражда племён» когда-нибудь закончится, а «пилигрим угрюмый» так и будет воспевать в своих произведениях любимую Русь.

Образы

Начнём с образа лирического субъекта в стихотворении «Русь советская». Герой — чуткий человек, одарённый необычайным талантом стихотворца. Для него очень важно, чтобы рядом находились люди со схожими убеждениями, те, с кем можно будет легко поделиться своими мыслями и переживаниями. Как мы видим из анализируемого текста, родное село всегда было местом, куда персонаж любил возвращаться, ведь там его ждали близкие и друзья. Образ России в стихотворении «Русь советская» неразрывно связан с людьми, ее населяющими. В советской России деревенские жители, наивные и чистосердечные, добрые и простые, стали другими: они озлоблены агитацией, а не своим прошлым, которое до поры их устраивало. Одиночество среди этой агрессивной толпы доставляет поэту боль, ему тяжело всё время находиться одному.

Читайте также:  Анализ стихотворения Я последний поэт деревни Есенина

Лирический субъект не способен идти против собственных убеждений. Герой готов смериться с непониманием и холодностью со стороны окружающих, но не в состоянии изменить своей вере. Персонаж любит старину, ему тяжело принять то, что происходит с государством, в котором он живёт. Поэт продолжает считать себя «гражданином села».

Герой есенинского стихотворения — человек, умеющий философски смотреть на мир. Он размышляет о быстротечности жизни, смене одного поколения другим. Кроме того, лирический субъект хорошо подмечает детали, обращает внимание на речь людей, которые его окружают. Поэт высоко оценивает творчество, дорожит своими произведениями. Он не готов расстаться с любимой лирой ни при каких обстоятельствах.

Теперь заострим своё внимание на образах жителей села. Сразу стоит сказать, что новое поколение показано не с самой лучшей стороны. Молодые парни и девушки, поддерживающие советский режим, являются полными противоположностями поэта. Автор имитирует речь простых людей, упрощая предложения и меняя правописание некоторых слов. Сельчане лирического героя обсуждают не «жизнь», а «жись», при чём их речи «корявые» и «немытые».

Читатели видят портрет хромого красноармейца, который не может чётко выразить свои мысли. Рассказывая о Буденном, он запинается, использует слова-паразиты. Увидев, как сельчане из крестьянского комсомола поют агитки, поэт понимает, что его произведения больше не нужны народу. Теперь люди предпочитают громкие слова о значимости революции и силе пролетариата. Им больше не нужны стихотворения о красоте родных краёв.

Символы

В стихотворении «Русь советская» появляется несколько важных символов. Начнём с урагана, который упоминается в первом катрене. Он символизирует колоссальные перемены, прошедшую революцию и смену власти.

Свет у хижин означает свободу действий для нового поколения. Перед молодыми парнями и девушками открывается целый мир. Они — будущее советского государства, те, на кого возлагаются основные надежды. Свет символизирует их молодость, новый взгляд на привычные вещи.

Разберёмся с тематикой стихотворения «Русь советская». Ниже представлены основные темы, которые появляются в произведении Сергея Есенина.

  1. Тема Родины — ключевая, она проходит через весь текст. Лирический субъект возвращается в края, где он вырос. Персонаж любит эти места, скучает по своему «отчему дому». Герой осознаёт, что всё, что его окружает, давно изменилось. Для многих жителей поэт — лишь «пилигрим угрюмый», человек чужой и незнакомый. Несмотря на это, лирический субъект остаётся верен любимому краю. Он называет себя «гражданином села».
  1. Тема смены поколений появляется на протяжении всего стихотворения. Герой осознаёт, что мир стремительно меняется, люди становятся другими. Ему чужды взгляды и убеждения молодых парней и девушек, которые слепо преданы новой власти. Лирический субъект другой, он — человек уже ушедшей эпохи. Мир агиток и «немытых речей» не привлекает персонажа. «Цветите, юные, и здоровейте телом! // У вас иная жизнь. У вас другой напев», — говорит герой. Он с грустью смотрит на новое поколение, но ничего не может изменить.
  2. Тему поэта и поэзии, несомненно, тоже можно увидеть в анализируемом тексте. Творчество очень важно для героя. Он готов отдать всё «октябрю и маю», но не способен расстаться с «лирой милой». Персонаж всю жизнь восхвалял свой край с помощью поэзии. Когда родные места переживали не лучшие времена, стихотворец был рядом, посвящал красоте любимого села всё новые и новые произведения. Герой так трепетно относится к своим строчкам и мыслям, которые в них вложены, что он не хочет доверить свою лиру даже самым близким людям: матери, другу, жене. Лишь поэт способен полностью овладеть ритмичными напевами, понять значимость каждого выведенного на бумаге слова.

Проблемы

Обратим внимание и на проблематику текста стихотворения «Русь советская». В произведении затронуты следующие проблемы:

  1. Проблема нежеланных перемен звучит в стихотворении очень отчётливо. Лирический герой не готов принимать новую власть и петь агитки на каждом шагу. Он всей душой предан старой Руси. Персонаж называет себя «гражданином села», тем самым ещё раз подчёркивая, свою приверженность уже ушедшим традициям, миру, которой нельзя вернуть. Поэт грустит из-за того, что его родной край подвергся значительным переменам. Возвращаясь домой, творец надеялся скрыться от советской идеологии, на время забыть о происходящем в государстве. Но даже Константиново не оказалось похожим на ту давно ушедшую Русь, столь любимую лирическим субъектом.
  1. Проблема одиночества человека очень ярко проиллюстрирована в тексте. Лирический субъект возвращается на Родину, однако не находит там своих близких и друзей. Среди людей нового поколения он чувствует себя чужим. Герой не может понять нравов и убеждений молодых парней и девушек, ему не нравятся их взгляды. В любимом краю персонаж, словно «пилигрим угрюмый». Лирический субъект не находит «приют» и, глядя на прохожих. Он совсем один в том месте, которое должно являться тихим убежищем. Родное село и дом без близких людей заставляют героя чувствовать настоящее одиночество.

Основная идея

В своём стихотворении поэт говорит о том, что каждый человек нуждается в месте, которое станет приютом для его мятущейся души. Сергей Есенин хочет вернуть те времена, когда он был счастлив в селе Константиново. «Русь советская» показывает читателям, как тяжело приходится одинокому человеку, не способному найти поддержку и умиротворение даже на своей Родине. Таков смысл стихотворения «Русь советская», отражающий перемены в душе поэта, который не нашел себя в новой России.

Главная мысль стихотворения «Русь советская» учит нас спокойно относиться к переменам, происходящим в мире, даже если они нам не по душе, принимать тот факт, что жизнь не стоит на месте. Каждый день появляются новые люди, взгляды которых могут кардинально отличаться от наших убеждений. Нужно проще к этому относиться. Кроме того, важно всегда прислушиваться к своему внутреннему голосу, не идти на поводу у господствующего в данный момент образа мысли.

Средства выразительности

Анализируемое нами произведение Сергея Есенина изобилует средствами речевой выразительности, которые помогают автору лучше передать настроение лирического субъекта, описать обстановку в селе, куда прибывает персонаж, дать характеристику людям, придерживающимся идеологии советского государства. Таковы тропы в стихотворении «Русь советская»:

  1. Поэт использует риторические вопросы, чтобы показать читателям, как одиноко чувствует себя герой, вернувшись на Родину. Лирический субъект словно ведёт немой диалог с самим собой. Он пытается спокойно смотреть на всё, что творится вокруг него, принимать изменения, происходящие в любимом с детства селе.
  2. Риторические восклицания ещё сильнее усиливают создаваемый риторическими вопросами эмоциональный эффект.
  3. Текст наполнен метафорами, украшающими весь образный ряд произведения. Мельница у Есенина похожа на птицу с одним крылом, а думы — на огромный рой, терзающий душу стихотворца.
  4. В произведении мы можем увидеть и сравнения. Так, например, строка «И ноги босые, как телки под ворота» становится красивее и образнее благодаря использованию названного выше средства речевой выразительности.
  5. Обратим внимание и на то, как Сергей Есенин описывает природу. Он использует олицетворения, тем самым оживляя пейзаж. Закат способен «обрызгать» поля, придать им цвета, а тополя в стихотворении «уткнули» босые ноги по канавам.
  6. Автор намеренно заменяет некоторые современные слова их устаревшими эквивалентами. Так, Россия превращается в Русь, а поэт — в пиита. Этим Сергей Есенин показывает, насколько сильна любовь лирического субъекта к ушедшим традициям. Герой остаётся верен дореволюционной стране, времени, когда ещё не было громких лозунгов и агиток Демьяна Бедного.
  7. Поэт прибегает к использованию и такого тропа, как оксюморон. Он ставит рядом два слова с противоположными оттенками значений. Сочетание «грустная радость» полностью отражает чувства лирического субъекта после возвращения в родное село. С одной стороны, персонаж радуется тому, что он находится дома. С другой же стороны, герой испытывает ужасное, терзающее душу одиночество.
  8. Особую красоту стихотворению придают эпитеты, «рассыпанные» по всему тексту. В первом же катрене появляется сильный и значимый образ, дающий читателям представления о том, каким сейчас видит лирический субъект родное село. Сергей Есенин использует прилагательное «осиротелый», описывая Константиново. В тексте произведения мы видим и ещё одно важное сочетание слов. Герой называет себя «пилигримом угрюмым», понимая, что на Родине не осталось близких ему людей.
  9. В стихотворении «Русь советская» есть и антитезы, которые позволяют автору создать сильный контраст между лирическим субъектом и остальными сельчанами. Люди, помнившие поэта, давно успели забыть его, отчий дом превратился в золу, а сам персонаж стал чувствовать себя иностранцем в родной стране.

А.С. Есенин » Русь Советская» — анализ произведения

Автор: Guru · Опубликовано 04.01.2021 · Обновлено 05.01.2021

Стихотворение «Русь Советская» имеет особое место среди работ Сергея Есенина. Без него невозможно представить полную картину всего его творчества. В произведении рассматриваются философские темы. Давайте вместе с вами разберемся в оттенках, в которых звучит данное произведение.

История возникновения

Стихотворение появилось в 1924 году после возвращения автора с поездки в село детства, которое находится в Рязанской области. Так случилось, что место, где он рос, после долгих лет его отсутствия стало для него чуждым. Там он почувствовал себя одиноким, так как близкие люди либо уехали из этих краев, либо погибли.

Поэт заметил, как преобразилась его маленькая Родина. Жители признали новое государство и новую власть. Они напитались революционным духом, который был чужим поэту. Дело в том, что автор не был приверженцем новой идеологии, так как видел проблемы, из-за которых может возникнуть новый кризис в стране.

Поэт все время надеялся, что данные перемены не коснутся его родного края, но он заблуждался. Когда он приехал в село, то ему не удалось обрести душевный покой, так как даже там звучали лозунги и призывы советской власти.

Свои переживания автор изложил на бумаге. Это послужило причиной создания грустного произведения, которое рассказывает о неизбежности перемен. Приезд на маленькую Родину, где уже никого нет.

Размер, жанр, направление

Стихотворение является лирическим. Здесь эмоции, которые переживает герой, стоят на первом плане. Читатель видит, как мыслит герой, смотрит на его позицию. Главный герой является своеобразным двойником автора, который от его имени излагает его мысли и чувства. В стихотворении можно наблюдать описание людей, повстречавшихся герою, когда он приехал в родное село. Таким образом читатель все больше раскрывает внутренний мир персонажа.

Данное стихотворение – это гражданская лирика. Автор выражает собственные переживания о любимой стране, об изменениях, произошедших после революции. Естественно, что данное стихотворение является патриотическим. В нем выражается любовь к той стране, которая была до Октябрьской революции. Он не показывает свое признание советскому государству, а остается преданным своей родной старой Руси.

Произведение написано ямбом. Оно является легким и мелодичным.

Образы

Здесь образ героя, который выступает одаренным и чутким человеком, имеющим таланты писателем. Он хочет, чтобы его окружали только родные люди, имеющие такие же убеждения, как и он. Именно с ними будет легко делиться собственными переживаниями. Как можно заметить для автора село – это место, куда персонаж приезжал из-за ждавших его родных людей. С приходом советской власти деревенские жители стали совершенно другие, более озлобленные. Автор, как и герой, чувствует здесь себя одиноким, что доставляет ему боль. Ему трудно переживать все одному. Герой произведения не в состоянии противостоять личным убеждениям. Он готов согласиться с тем, что происходит, но не может поменять свою веру и изменить ей. Персонаж предан старине. Ему эмоционально трудно наблюдать за происходящим в государстве, где живет герой. Он умеет с философской точки зрения смотреть на мир. В произведении видны размышления героя о том, что жизнь скоротечна. Также стоит отметить, что герой подмечает детали. Особенно отмечает то, как разговаривают люди, окружающие его. Автор дорожит своим творчеством. Он категорически против расставания со своей страной.

Что касается образов жителей села, то сразу отметим, что здесь представлено новое поколение. Мы можем наблюдать их не с самой лучшей стороны. Люди, которые поддерживают советскую власть, выступают полной противоположностью Сергея Есенина.

Символы

В данном произведении мы можем видеть несколько важных символов. Первый – это ураган. Он является символом изменений, прошедших благодаря революции по смене власти.

Свет у хижин – это свобода действий, которая появилась у нового поколения. Перед молодежью открывается свободный мир, так как они являются будущим нового государства, на которое власть возлагает особые надежды. Свет является символом их молодости, новых взглядов на довольно устоявшиеся вещи.

Здесь присутствует несколько тем.

  1. Тема Родины – основная. Ею пронизан весь текст. Герой приезжает в место, где он провел свое детство и юность. Ему нравятся родные места. Он сильно тоскует по родному дому. Но вместе с тем к герою приходит осознание, что все давно изменилось и не будет так, как раньше.
  2. Тема – смена поколений. Также можно наблюдать такую тему. Здесь к герою приходит осознание, что мир быстро меняется, как и люди. Он не понимает новые взгляды, не понимает тех людей, ставшие преданными новой власти. Ведь герой является другим человеком из прошлой эпохи.
Читайте также:  Анализ стихотворения Гори, звезда моя, не падай Есенина

Главная идея

В этом стихотворении мы наглядно видим, как каждому человеку нужно место для своего пристанища собственной души. Автор желает возвратить тот период, когда он был по-настоящему счастлив в своем селе. Стихотворение наглядно показывает читателям, как трудно живется одинокому человеку без поддержки. В этом и состоит весь смысл данного произведения, которое показывает перемены, происходящие в душе автора. Ведь он не нашел себя в новом государстве. Основной мыслью данного стихотворения является поучение читателей спокойно реагировать на перемены, которые происходят в мире, даже если они им не нравятся, спокойно принимать то, что жизнь меняется. Следует проще ко всему этому относиться, не забывать слушать внутренний голос, не вестись на поводу у того образа жизни, который господствует.

Характеристика, особенности и анализ стихотворения Есенина «Русь советская»

Элегия под названием «Русь советская» была написана Есениным в 1924 году, как и две остальные части триптиха – «Русь бесприютная» и «Русь уходящая». Это стихотворение драматично, однако в его концовке читатель найдет оптимистические ноты. В нем поэт рассказывает о тех событиях, которые происходили на просторах великой страны. Произведение завершается подобно стихотворениям Маяковского. В его краткой концовке нет ни одного образа, свойственного традиционному есенинскому творчеству. В те времена было очень модным воспевать новый политический строй, идеализировать его. И Есенин не стал исключением.

Основные мотивы произведения

Подготавливая анализ стихотворения Есенина «Русь советская», необходимо отметить: это произведение выпадает из общего ряда написанных в этот период стихотворений Есенина. Поэт признает, что новый политический строй необходим, однако при этом делает это как бы мимоходом. Для него данная необходимость не является первостепенной. Основной мотив стихотворения – это одиночество лирического героя, его ненужность в новую эпоху.

Поэтический талант Есенина во многом питался его чувством любви к родному краю. В анализе стихотворения Есенина «Русь советская» можно упомянуть, что произведение отражает неумолимость хода времени, которое Есенин ощущал гораздо острее многих своих современников. В заглавии произведения поэт совместил разные понятия. Его «Голубая Русь» превратилась в «Русь советскую». Заветное слово, которое означает родину поэта, употребляется теперь в горько-ироничном смысле. Таким образом, выразительность заглавия обеспечивается поэтом за счет применения оксюморона: предмету приписываются те свойства, которые несовместимы с ним. Затем следует парадоксальное единство этих признаков с указанным предметом, что и вызывает ощущение иронии, особое понимание данного явления.

Первые строфы: тоскливое настроение

Произведение поэт начинает с приема метафоры «Тот ураган прошел…». Местоимение, употребленное поэтом, дается без дополнительного, конкретизирующего слова. Произведение начинается с описания одиночества лирического героя. Он «осиротел» в родном краю. Особенно выразительным является сравнение мельницы с птицей, оставшейся с одним крылом. Еще больше значимость эпитета «единственный» подчеркнута с помощью обратного порядка слов. Вид мельницы наводит тоску, а образ птицы может ассоциироваться с народным образом птицы-вестника. Это сравнение школьник может упомянуть, проводя анализ стихотворения Есенина «Русь советская». В этой же строфе читатель может найти еще один несовместимый образ – «грустная радость». Эти слова имеют противоположное значение, однако создают смысловое единство. Еще больше нагнетается тоскливое настроение в следующей строфе. Здесь с помощью ключевых слов образуется перекрестная рифма: «не знаком» – «дом», «забыли» – «пыли».

Анализ стихотворения Есенина «Русь советская» показывает, что в первых трех строфах произведения можно отметить ряд слов, в которых присутствуют отделяемые приставки. Они несут значение законченности действия, и благодаря этому еще больше усиливается ощущение безысходности, охватившее лирического героя.

Противопоставление одиночества и «кипящей» жизни

В четвертой строфе покинутости поэта противопоставляется «кипящая» жизнь, которая полна суеты. Слово «сновать» в первую очередь вызывает ассоциации с понятием толпы или же безликой массы людей. Ощущение одиночества усиливается еще больше с помощью отрицательной частицы «ни» и местоимения «некому». Пятая строфа содержит в себе эмоциональное восклицание: «Что родина? Ужели это сны?» В данном случае стилистический вариант слова «неужели» Есенин применяет для передачи эмоционального отношения лирического героя к положению вещей.

Анализ стихотворения С. Есенина «Русь советская» показывает, что следующая строфа начинается с восклицания «И это я!». Здесь два раза появляется местоимение «я». Впервые в этом месте появляется глагол будущего времени. Мир есенинского произведения меняется, теперь начинает понемногу звучать тема славы и памяти. Поэт совмещает просторечное слово «баба» с высоким «пиит». И это еще больше усиливает напряжение, ощущение надлома.

Седьмая и восьмая строфы: голос разума, отрезвляющий лирического героя

Однако седьмая строфа начинается с «но» – этим думы лирического героя как бы обрываются. Школьник может сделать акцент на этом, проводя анализ стихотворения Есенина «Русь советская» по плану. Трезвый разум заставляет его опомниться. Поэт понимает, что «тот вечерний несказанный свет», который горел в его родном доме когда-то, уже потух. Вместо него «новый свет горит». В этой части произведения выстраивается некий синонимический ряд: «советская», «новый», «другой». Снова дает о себе знать голос разума, который напоминает поэту о том, что он стал «немного отцветать». Два раза повторяется эпитет «другие». Это местоимение становится прилагательным с очень емким значением. Словом «другие» Есенин называет тех своих современников, которые сделали выбор в пользу революции, восторженно ее воспевали. Они утратили творческую самобытность, положив ее на алтарь служения новой идеологии. Диктатура заставила поэтов носить притворную маску преданности «великому» делу революции. Но у Есенина маска эта не могла срастись с истинным лицом.

Десятая строфа: утрата соборности

На глазах у поэта погибает прежняя Русь. Раньше простой народ объединялся верой в Бога. Деревенский храм для поэта всегда был частичкой родного дома. Именно поэтому в произведении присутствует печальное сравнение: «У волости, как в церковь, собрались». Поэт создает достаточно сложный образ с помощью приема метонимии. Ведь воскресенье является светлым христианским днем, и в русском народе была жива традиция собираться в воскресенье на церковную службу. Но теперь все поменялось, и целью собрания теперь уже не является божественная литургия.

Своеобразно и лексическое наполнение этой строфы. Здесь можно встретить метафорический эпитет «корявый» в значении «неискусный», «некрасивый». А также «немытый», который является синонимом предыдущего эпитета. Есть также и просторечная форма «жись», помогающая читателю более ярко представить сцену деревенской жизни, в которую врываются события новой и во многом непонятной эпохи.

Одиннадцатая строфа: описания пейзажа

Здесь впервые встречается уже привычная для есенинского творчества лексика: «вечер», «закат», «ноги босые». Ощущение времени теряется – сколько бы лет ни прошло, и какие бы эпохи ни сменяли друг друга, природа останется в своем прежнем спокойствии. Оттого что в природе все гармонично, а людям этот мир недоступен, у лирического героя и появляется ощущение грусти. В этой строфе отдельно стоит отметить оригинальную рифму «позолотой» – «ворота».

«Отставание» лирического героя от эпохи

В двенадцатой строфе ироничный тон создается с помощью сочетания высокого слова «лик» и определения «сонный». Также употребляется поэтом и разговорная форма причастия «морщиня».

Слово «агитка» в словаре Ушакова обозначается с пометой «пренебрежительное». Этому понятию дается следующее определение: «Агиткой называется произведение искусства, в котором преобладает агитационный элемент. Нередко это делается в ущерб художественности». Таким образом, в четырнадцатой строфе имеется два неологизма. Слово «комсомол» также является для Есенина необычным и новым. Об этом также можно упомянуть, проводя анализ стихотворения Сергея Есенина «Русь советская».

Следующая строфа отличается неодобрительным возгласом лирического героя: «Какого ж я рожна…» Здесь же встречается и разговорный глагол «орать». Есенину кажется, что он отстает от нового времени. И горькое восклицание подчеркивает его согласие смириться с текущим положением вещей.

Анализ стихотворения С. А. Есенина «Русь советская»: заключительная часть произведения

Семнадцатая строфа начинается со слов «Приемлю все…». Поэт подчеркивает, что для него самой большой ценностью является поэтическое творчество. В предпоследней строфе Есенин использует прием антитезы, противопоставляя жизнь и смерть. При этом на одном полюсе оказывается «Я» лирического героя, а на другом – «вы». С помощью союза «а» строфа оказывается разделенной на две части. Впечатление еще больше усиливается с помощью риторических восклицаний девятнадцатой строфы: «Цветите, юные! И здоровейте телом!» Тон становится еще более патетическим.

Главной строфой произведения является заключительная – это необходимо отметить, завершая анализ стихотворения «Русь советская». Здесь обилие шипящих делает звучание строфы похожим на шепот. Ведь речь идет об очень личных для поэта вещах – Родина для Есенина достойна того, чтобы воспевать ее, хотя и любовь к ней у поэта двойственна. Вопреки большинству тех, кто придерживался концепции интернационализма, Есенин утверждает, что для него главной ценностью остается Родина.

«Русь Советская» – анализ стихотворения Сергея Есенина

История создания

Сергей Есенин воспринял перемены в стране с оптимизмом. Он с надеждой ждал Октябрьскую революцию. Поэт был выходцем из села, поэтому хорошо знал, как тяжело жить деревенским людям. Есенин уехал жить в Москву, что позволило ему реализовать свой творческий дар. Но его сердце всегда переживало за сельских жителей.

В 1924 году Есенин вернулся в родное село Константиново. Там его ждало разочарование. Местные жители полностью поддались влиянию новой идеологии. Поэт же начал понимать недостатки этого режима. Он знал, что пролетариату придется вытерпеть немало испытаний. Даже в селе его преследовали агитационные плакаты.

В 1924 году Есенин написал стихотворение. В нем он выплеснул свои эмоции. Грустное произведение рассказывало об одиночестве, неизбежности перемен и возвращении на родину, где никто уже не рад появлению поэта.

«Русь Советская» — не единственная работа Сергея Александровича, которая посвящалась переменам в стране. Анализ «Возвращения на родину» Есенина позволяет выделить главную идею текста — даже в местах, где человек провел детство, он может стать чужим. Такие изменения тяжело воспринимать.

Анализ «Руси уходящей» Есенина показывает отношение поэта к новому режиму. С одной стороны, он видел много негативных перемен, с другой — поэт знал, что возвращение прежнего строя принесет больше проблем.

Краткое содержание

Лирический герой восемь лет не приезжал в родные края. Но стоило ему вернуться, как его постигло разочарование. Не осталось никого, кто был бы рад его приезду. Село опустело, и даже мельница перестала работать. От отчего дома ничего не осталось, только зола.

В селе живут люди, они активно занимаются своими делами. Но никому из них нет дела до героя. Ему начинает казаться, что все воспоминания о родине являются лишь сном, он чужой в этих краях. Но герой был известным поэтом — только этот факт делает село знаменитым. Сердце его подсказывает один выход: не стоит злиться, ведь жизнь продолжается, и в селе просто появилось новое поколение людей.

Лирический герой обращается к родине. Он подчеркивает, каким он стал смешным, а язык у односельчан словно иностранный. У церкви люди собирались обсуждать свою жизнь, вечером красноармеец поведал об отбитии Перекопа. С горы в это время спускается крестьянский комсомол, который старательно поет песни Бедного.

Лирический герой понял, что ему придется смириться с происходящим. Он принимает новое общество, но не готов отдать ему свою лиру. Что бы ни случилось, поэт всегда будет воспевать Русь в своих стихотворениях.

Анализ текста

Стихотворение написано в жанре лирики, поскольку в нем на первом плане находятся переживания героя. Поэт детально описывал жителей села, что позволило ему лучше выразить свои чувства. В композиции стихотворения можно выделить несколько частей:

  1. Рассказ о возвращении на родину.
  2. Описание перемен.
  3. Раскрытие предназначения поэта.

Стих Есенина посвящен общественным переменам. Сергей Александрович показал, что не всегда изменения приводят к хорошим результатам. Но если им нельзя противостоять, тогда остается только смириться.

При написании стихотворения Есенин использовал следующие средства выразительности:

  • эпитеты — Есенин описывает пилигрима угрюмым, сторону далекой, а «пиита» скандальным;
  • метафоры — автор рассказывает о кипящей жизни, рое дум в голове, новом свете поколения;
  • сравнения — поэт сравнивает сбор у волости со службой в церкви, босые ноги — с телками под воротами.

Художественную ценность работ Сергея Александровича сложно переоценить. Он много писал о судьбе русской деревни, восхищался родными краями и природой.

Если сделать анализ «Руси Советской» Есенина, то можно выделить главную мысль стихотворения — перемены неизбежны и их нужно принимать.

Ссылка на основную публикацию