Анализ стихотворения Слушай поганое сердце Есенина

Анализ стихотворения Слушай поганое сердце Есенина

Противоречивый характер личности Есенина будет понятен, если более-менее подробно изучить его творчество. В своих различных ипостасях поэт проявляет грани внутреннего мира, которые условно градируются от набожного странника, хранителя идеалов традиционной Руси, до разбойника и негодяя, который может достигнуть потери души и крушения всех идеалов.

Слушай, поганое сердце представляет собой, пожалуй, крайнюю форму пессимистической лирики автора. Даже поздние творения Сергея Александровича, даже написанные практически на пороге гибели в ситуации глубокого разочарования и цинизма не отличаются такой характерной тягой к самоуничтожению и отсутствием перспектив. Более всего эта ситуация проявляется в строчке про вечную сгнившую даль – лирический герой видит вечность, но вечность сгнила, соответственно, в перспективе не может быть ничего позитивного, если в мире сгнила вечность, то он вечно гнилой.

В начале поэт обращается с собой уничижительно, он презренно называет пристанище души – сердце собачьим, то есть сравнивает себя с псом, а также говорит о себе как воре, которого хочет свести со свету. Этот мотив самоуничтожения звучит невероятно резко, поэт как бы не хочет больше мириться с самим собой, оставаться наедине со своим существом.

Откуда взялись подобные мысли, хотя в этот период (примерно 1915-е) Есенин также весьма активно штамповал стихи о красоте деревни, трудно представить. С одной стороны, дело может заключаться в неустроенности автора на литературной Ниве, в ту пору он был непризнанным и малоизвестным поэтом и буквально не видел перспектив для развития, в связи с чем, вероятно, грустил. С другой стороны сохранилось множество свидетельств самого Есенина, который изначально хотел стать поэтом чтобы клеймить обыденность и пошлость и такие стихотворения могут быть следствием этого, в итоге обличение обращается во внутренний мир.

К слову, даже в этом стихотворении мы видим как автор противопоставляет себя толпе: «путь поглупее болтают». Тогда как самому лирическому герою совсем не до болтовни, он не видит в этом смысла, он видит только пустоту и речь явно не о постижении буддийской мудрости из Сутры Сердца.

Вариант 2

Согласно некоторым исследователям, Есенин написал Слушай, поганое сердце под впечатлением от беседы об императоре Нероне, который сжег собственный город и готовился к тому чтобы отправиться вслед за всеми сгоревшими людьми. Подобная версия является вполне логичной, так как не совсем ясно, чем мог быть так огорчен Сергей Александрович в период 1916 года, чтобы писать такие стихи.

Хотя возможно предположить некоторый кризис, который мог возникнуть на старте поэтической карьеры, когда не всегда поэта издавали, не всегда была возможность получить признание публики, да и фирменный стиль поэта только формировался.

В любом варианте стихотворение представляет собой картину крайнего разочарования в себе и мире. Лирический герой предполагает свести счеты с собственной жизнью, более того, он довольно резко отзывается о себе самом и не совсем понятно, с чем связан подобный самоуничтожительный порыв.

Становится различимой только общая картина, которая позволяет посмотреть глазами лирического героя в вечность. Какой она представляется ему? Сгнившая даль – именно такой ему видится перспектива.

Возможно такое отношение обуславливается только пессимизмом или чем-то подобным, но также вполне допустимо предположить и ситуацию, когда человек осознает нечто действительно близкое к истине. К примеру, грязь этого мира, отвратительная суть многих человеческих поступков и глупость воззрений являются ни для кого ни секретом, поэты как тонко чувствующие люди, не раз отмечали не только красоту, но и отвратительное, которое без преувеличения разлито много где. Некоторым образом вся мерзость и грязь этого мира действительно имеет свое продолжение в вечности, и понимание этого факта может, мягко говоря, не совсем радовать.

Герой стихотворения отмечает тщету, которой часто заслоняются глупцы, представители толпы от мировой печали. Люди поглупее болтают для того чтобы как-то заболтать действительность, сделать собственное пребывание здесь не таким печальным и отвратительным, но сам герой не считает подобное поведение разумным. Ведь в этом мире есть только пустота, тогда совершенно некуда стремиться и некуда идти.

В завершение следует отметить отсутствие логической связанности, так как не совсем понятно, есть ли на свете сгнившая даль или все-таки только пустота. Тем не менее, и при наличии такой несостыковки ситуация понятна. Автор хотел рассказать о собственной разочарованности и печали.

Анализ стихотворения Слушай поганое сердце по плану

Слушай поганое сердце

Возможно вам будет интересно

Образ России неоднократно воспевался в творчестве русских поэтов и писателей, не стал исключением и Александр Александрович Блок. В своем стихотворении Русь, Блок создал образ своей родины, который приходит ему в дремоте

Осень – период печали, период поразмыслить над бренностью этого мира, чем, вероятно, и занялся Фет, когда писал свое стихотворение Тополь. В нем описывается одинокое дерево, которое стоит в степях и ожидает зимы.

Стихотворение, ставшее символом поэзии Анны Андреевны Ахматовой, было написано в 1942 году, после начала войны. Ахматова всегда была близка к народу, она была его мыслями, душой и голосом

Это стихотворение предает трепетное отношение поэта к малой Родине. Символом ее становится тот самый дом, к которому с первых строк и обращается Есенин. Дом явно без второго богатого этажа, а еще, возможно, уже тогда врос от старости в землю

Произведение относится к разряду детского творчества писателя и представляет собой поучительное стихотворение для подрастающего поколения.

Сергей Есенин — Слушай, поганое сердце: Стих

Слушай, поганое сердце,
Сердце собачье мое.
Я на тебя, как на вора,
Спрятал в руках лезвие.

Рано ли, поздно всажу я
В ребра холодную сталь.
Нет, не могу я стремиться
В вечную сгнившую даль.

Пусть поглупее болтают,
Что их загрызла мета;
Если и есть что на свете —
Это одна пустота.

  • Следующий стих → Сергей Есенин — Вечером синим, вечером лунным
  • Предыдущий стих → Сергей Есенин — Синий туман, Снеговое раздолье

Читать похожие стихи:

  1. Сергей Есенин — Глупое сердце, не бейся
  2. Сергей Бобров — Чего боишься, сердце, ты?
  3. Сергей Есенин — Вот такой, какой есть
  4. Сергей Есенин — Мои мечты
  5. Сергей Есенин — У могилы

Отзывы к стихотворению: 1

Я этот стих в 3 классе дополнительно учила

  • Стихи Александра Пушкина
  • Стихи Михаила Лермонтова
  • Стихи Сергея Есенина
  • Басни Ивана Крылова
  • Стихи Николая Некрасова
  • Стихи Владимира Маяковского
  • Стихи Федора Тютчева
  • Стихи Афанасия Фета
  • Стихи Анны Ахматовой
  • Стихи Владимира Высоцкого
  • Стихи Иосифа Бродского
  • Стихи Марины Цветаевой
  • Стихи Александра Блока
  • Стихи Агнии Барто
  • Омар Хайям: стихи, рубаи
  • Стихи Бориса Пастернака
  • Стихи Самуила Маршака
  • Стихи Корнея Чуковского
  • Стихи Эдуарда Асадова
  • Стихи Евгения Евтушенко
  • Стихи Константина Симонова
  • Стихи Ивана Бунина
  • Стихи Валерия Брюсова
  • Стихи Беллы Ахмадулиной
  • Стихи Юлии Друниной
  • Стихи Вероники Тушновой
  • Стихи Николая Гумилева
  • Стихи Твардовского
  • Стихи Рождественского
  • Евгений Онегин
  • Бородино
  • Я помню чудное мгновенье (Керн)
  • Я вас любил, любовь еще, быть может
  • Парус (Белеет парус одинокий)
  • Письмо матери
  • Зимнее утро (Мороз и солнце; день чудесный)
  • Не жалею, не зову, не плачу
  • Стихи о советском паспорте
  • Я памятник себе воздвиг нерукотворный
  • У лукоморья дуб зеленый
  • Ночь, улица, фонарь, аптека
  • Сказка о царе Салтане
  • Жди меня, и я вернусь
  • Ты меня не любишь, не жалеешь
  • Что такое хорошо и что такое плохо
  • Кому на Руси жить хорошо
  • Я пришел к тебе с приветом
  • Незнакомка
  • Письмо Татьяны к Онегину
  • Александр Пушкин — Пророк
  • Анна Ахматова — Мужество
  • Николай Некрасов — Железная дорога
  • Сергей Есенин — Письмо к женщине
  • Александр Пушкин — Полтава
  • Стихи о любви
  • Стихи для детей
  • Стихи о жизни
  • Стихи о природе
  • Стихи о дружбе
  • Стихи о женщине
  • Короткие стихи
  • Грустные стихи
  • Стихи про осень
  • Стихи про зиму
  • Стихи о весне
  • Стихи про лето
  • Смешные стихи
  • Матерные стихи
  • Стихи с добрым утром
  • Стихи спокойной ночи
  • Стихи про семью
  • Стихи о маме
  • Стихи про папу
  • Стихи про бабушку
  • Стихи про дедушку
  • Стихи о войне
  • Стихи о родине
  • Стихи про армию
  • Стихи про школу
  • Стихи о музыке
  • Стихи для малышей
  • Стихи о доброте
  • Стихи на конкурс
  • Сказки в стихах
  • Популярные стихи Пушкина
  • Популярные стихи Лермонтова
  • Популярные стихи Есенина
  • Популярные басни Крылова
  • Популярные стихи Некрасова
  • Популярные стихи Маяковского
  • Популярные стихи Тютчева
  • Популярные стихи Фета
  • Популярные стихи Ахматовой
  • Популярные стихи Цветаевой
  • Популярные стихи Бродского
  • Популярные стихи Блока
  • Популярные стихи Хайяма
  • Популярные стихи Пастернака
  • Популярные стихи Асадова
  • Популярные стихи Бунина
  • Популярные стихи Евтушенко
  • Популярные стихи Гумилева
  • Популярные стихи Рождественского
  • Другие поэты

Огромная база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих | Все стихи | Карта сайта | Контакты

Все анализы стихотворений, краткие содержания, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом. При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений – запрещено. Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).

Мрачный Есенин. История одного стихотворения

“Слушай, поганое сердце,

Сердце собачье мое.”

1916 год. Есенин только что вернулся с фронта. Он исколесил в санитарном поезде полстраны, ассистируя на операциях, перенося на носилках тяжелобольных и раненых, составляя списки погибших. Ежедневно сталкиваясь с болью, страданиями людей , Есенин глубоко сопереживает чужой беде.

Позже, в 1917 году, он напишет:

“Война мне всю душу изьела.

За чей-то чужой интерес

Стрелил я в мне близкое тело

И грудью на брата лез”.

А пока шел 1916 год. В Лунное затмение, 2(15) июля 1916 года, Есенин возвращается в Петроград, и на следующий же день пишет одно из самых своих мрачных стихотворений:

Стихотворение, действительно, чуть ли не самое пессимистичное в творчестве поэта. Он написал его спонтанно, на литературном совещании у М.Мурашева. Последнему только что, из-за границы, привезли репродукцию скандальной картины Яна Стыки «Пожар Рима». Под звуки произведений Глинки «Не искушай» и «Сомнение» между литераторами завязался ожесточенный спор – можно ли совмещать поэзию и пытки? В самом центре картины стоял музыкант с лирой в кругу красивых женщин и мужчин, и наблюдал за страданиями народа в горящем городе.

Драматические ноты картины дополняла музыка Глинки. После соприкосновения с болью и жестокостью войны, Есенин чутко реагирует на общую атмосферу, внезапно возникшую на совещании. Опять драматизм, опять страдания… И строки стихотворения родились на одном дыхании. Открыв альбом Мурашева, он пишет сквозящее трагизмом, стихотворение. Есенин бесспорно был гением! Стихи рождались в его голове внезапно, озарением. Вот, что вспоминает М.Мурашев:

«Обычно Есенин слагал стихотворение в голове целиком и, не записывая, мог читать его без запинки. Не раз, бывало, ходит, ходит по кабинету и скажет:

— Миша, хочешь послушать новое стихотворение?

Читал, а сам чутко прислушивался к ритму. Затем садился и записывал…

Прочитанное вслух стихотворение казалось вполне законченным, но когда Сергей принимался его записывать, то делал так: напишет строчку — зачеркнет, снова напишет — и опять зачеркнет. Затем напишет совершенно новую строчку. Отложит в сторону лист бумаги с начатым стихотворением, возьмет другой лист и напишет почти без помарок. Спустя некоторое время он принимался за обработку стихов; вначале осторожно. Но потом иногда изменял так, что от первого варианта ничего не оставалось.»

В тот вечер, 3 (16) июля 1916 года, Есенин на одном дыхании создал полное драматизма стихотворение. Всем присутствующим стихотворение показалось страшным. Написанное в период действия Лунного затмения, оно произвело гнетущее впечатление на собравшихся. Да и транзиты того дня были под стать настроению созданному стихотворением.

Карта красноречиво говорит о витавших настроениях того вечера. Целая плеяда планет в Раке. Здесь и Солнце, и Меркурий, Венера, Сатурн, Плутон, Черная Луна. Солнце в трине с Хироном после всех впечатлений войны выбрасывают его на эту встречу. Не успел Есенин вернуться в Петроград, как словно с корабля на бал, попадает на следующий же вечер на литературный диспут о добре и зле, о том, может ли лира беспристрастно взирать на людские страдания, находить в этом вдохновение. Как созвучно все, что происходило на этом вечере. мыслям и настроениям Есенина.

Читайте также:  Анализ стихотворения Звезды Есенина

Ретроградная Венера идет на соединение с Плутоном, идет к очищению всего ненужного, лишнего, застоявшегося. Уже накопившиеся эмоции требуют выхода, и тут как нельзя кстати, как сметающий все ветхое на своем пути, ураганный ветер Плутона. Вспомнилось все – неприглядные ужасы войны, страдания, боль, сломленные судьбы тысяч людей. Но Венера в Раке чувствительна и беззащитна. И из глубин сознания приходит защитная реакция: ” Если и есть что на свете – Это одна пустота.” Ощущение одиночества, щемящее чувство пустоты вокруг себя.

После прочтения стихотворения на том памятном вечере, Мурашев не выдржал и спросил:

— Сергей, что это значит?

— То, что я чувствую, — ответил он с лукавой улыбкой.

Воспоминания М.Мурашева взяты с сайта esenin.ru

P.S. А у меня транзитный Сатурн встал на Кету.

Только утром посмотрела карту на время написания статьи, мне она показалась достаточно красноречивой. Как раз точный такой тау Уран-Меркурий-Путон.

Лирический герой Есенина

Экзистенциальная проблематика в творчестве Есенина связана с

Отражением кризисного сознания современного человека, с феноменом

«отчуждения» и «самоотчуждения» личности, переживающей драму утраты своих

Корней, связи с миром. Кризисное состояние духа, как утверждает

Экзистенциальная философия, обуславливается обострением внутренней

Дисгармонии личностного сознания, что может привести к раздвоению личности.

Состояние «отчуждения» достигает при этом своего предела, трансформируясь в

Яркий пример такого самоотчуждения мы наблюдаем в есенинской поэме

«Черный человек», в образе его демонического двойника.

Но предвестники этого «черного» двойника появляются в поэзии Есенина и

Гораздо раньше, начинают прослеживаться в его ранних произведениях.

Впервые трагический экзистенциальный феномен «самоотчуждения»

Запечатлен в стихотворении «День ушел, убавилась черта…» (1916 год). Его

Экзистенциальный «код» заключен в мотиве призрачности, неистинности

«наличного бытия», трагически переживаемого героем, его неподлинное «я»

Превращается в некую странствующую тень, ишущую новое воплощение,

« С каждым днем я становлюсь чужим

И себе, и жизнь кому велела.

Где-то в поле чистом, у межи,

Оторвал я тень свою от тела ….

Уже здесь впервые отчетливо намечена тема двойничества, которой

Сопутствует мотив отчуждения личности от собственной «экзистенции».

Также показательно в этом плане еще одно стихотворение Есенина –

«Слушай, поганое сердце» (1916), где мы имеем дело со сложной диалектикой

Развития образа, с системой двойников, со взглядом на себя со стороны, из

«Слушай, поганое сердце,

Сердце собачье мое.

Я на тебя, как на вора

Спрятал в руках лезвие…».

В одном из ранних стихотворений Есенина есть строчка: «Я говорю с

Самим собой». Она отражает столкновение противоположных начал, систему

Двойственности самоощущения поэта.

Итак, можно сказать, что феномен двойничества был присущ

Художественному сознанию Есенина изначально, проявляясь уже в его ранних

Произведениях. В дальнейшем, раздвоенность его внутреннего мира будет

Обостряться еще сильнее под влиянием внешних обстоятельств. В его

Творчестве все более явственно будет ощущаться присутствие его «черного»

Двойника, порожденного сумятицей в душе поэта. На раздвоение сознания Есенина большое влияние оказывает революция

1917 года, оценки которой в его творчестве были крайне противоречивыми.

Произошедшая революция всколыхнула сознание народа. Не мог остаться к

Ней безучастным и Есенин. Все коренные изменения, происходящие в стране,

Еще больше расшатали его душевную неустойчивость, породили в его душе новые

Нет сомнения в том, что Есенин встретил революцию с вдохновением и

Восторгом. «В эти месяцы,- вспоминал его друг В. С. Чернявский,- были

Написаны одна за другой все его … поэмы о революции … Он был весь во власти

Своей «есененской Библии…». «Поэтическая Библия» состояла из 10-ти

«маленьких поэм»; «Певущей зов», «Отчарь», «Откоих», «Пришествие»,

«Преображение», «Инония», «Сельский часослов», «Иорданская голубица»,

«Небесный барабанщик» и «Пантократор», в которых Есенин воспевал

Преобразования в стране.

В этих его произведениях отражается восторженное впечатление от

Произошедшей революции, выражаются надежды на светлое будущее:

Бродит по полям

Бросает в борозды

Светлый гость в колымаге

К вам едет». («Преображение», 1917 год)

Таким видится Есенину Образ революции. Он связан с надеждами на новую,

Лучшую жизнь. Поэт принимает тот, «новый день», который наступил в стране:

«О новый, новый, новый

Прорезавший тучи день!

Сядь ты ко мне на плетень …»

Но в то же время он словно начинает сомневаться в правильности

Происходящего, увидев изнаночную сторону тех преобразований, которые сам

Воспевал. В стихотворении «Кобыльи корабли» (сентябрь 1919 год), уже звучит

Как бы насмешка над теми, кто ничего не видя и не не понимая, стремится в

Новую жизнь, о также над самим собой, еще недавно тоже стремившемся туда

«Видно в смех над самим собой

Пел я песнь о чудесной гостье. »

«Чудесная гостья» оказалась совсем не той, какой представлял ее себе

Поэт. Позже, в поэме «Страна негодяев» (1922-1923 года), есенинский герой

Номах окончательно ее развенчает:

«Я верил … я горел…

Я шел с революцией,

Я думал, что братство не мечта и не сон,

Что все в единое море сольются,

Все сонмы народов, и рос, и племен.

Ну что мы взяли в замен?

Пришли те же тупики, те же воры

и вместе с революцией

Этими словами Номаха Есенин выражает свое отношение к революции,

Осознание ее изнанки. Существует мнение, что в своем герое Номахе Есенин

Изобразил самого себя, свою вторую, темную сторону души. По мнению М. Нике,

Во–первых описание Номаха совпадает с внешностью самого поэта: «Блондин.

Среднего роста, 28-ми лет». Во-вторых, имя «Номах» является анаграммой

«монаха» – деревенского прозвища Есенина и его двойника в «Черном человеке»

Итак, мы видим, какое смятение царило в душе Есенина, как он страдал

От того, что не мог понять и однозначно принять то, что происходило в его

Стране. Позже, в стихотворении «Письмо к женщине» (1924 год) он сравнит

Себя с лошадью, которой не по своей воле приходится скакать неизвестно куда

И зачем, и повернуть назад она не может:

«… Не знали вы, что я в сплошном дыму

В развороченном бурей быте

С того и мучаюсь, что не пойму

Куда несет нас рок событий …»

Поэт сравнивает революционные годы с «гущей бурь и вьюг». Но, как

Известно, буря не обходится без жертв, и не каждый может выдержать ее

«… Ну кто же из нас на палубе большой

Не падал, не блевал и не ругался?

Их мало, с опытной душой,

Кто крепким в качке оставался …»

Есенин явно не относил себя к тем, кто остался крепким в качке. И это

Время всеобщего хаоса оказалось очень удачным для того, чтобы наружу

Беспрепятственно смог выйти его «двойник» – «Черный человек», который будет

Преследовать поэта до конца его жизни, то, подавляя своим напором, то,

Немного отходя в сторону. «Двойник» этот выступает в образе «хулигана»,

Дебошира, поражающего окружающих своей грубостью и дерзостью, при этом

Склонившегося « над стаканом, чтоб не страдал ни о ком, себя сгубить в

Угаре пьяном». Этому «черному двойнику» противостоит светлый образ

Измученной, страдающей души поэта. По мнению М. И. Шубниковой – Гусевой,

Лирический герой Есенина, именующий себя «хулиганом», поражал нарочитостью

Своей вызывающей позы, смысл которой состоял в том, чтобы пробудить в людях

Сострадание к ближнему, «осветить потемки чужих душ»

Итак, причина душевного кризиса Есенина в большой мере была

Обусловлена его растерянностью перед «Бурей революцией», перед «роком

Событий». Он очень болезненно ощущал затерянность отдельного человека в

Этой «буре», полную оторванность от мира, от своих корней, от всего того,

На что раньше он мог опереться.

Также очень волновал Есенина вопрос о вытеснении всего живого

«железным» в ходе индустриализации. Он, как никто другой, ощущающий свою

Связь с природой, опасался, что «эпоха железа» может окончательно ее

Есенин, конечно же понимал необходимость внести изменения в нищую

Русь, приветствовал рождение «стальной» России, о чем говорят многие его

Стихотворения, в частности «Неуютная жидкая лунность» (1925 год):

«Полевая Россия! Довольно

Волочиться сохой по полям!

Нищету твою видеть больно

И березам и тополям …».

Но поэт боялся «железного» в переносном, метафорическом смысле, как

Воплощение бездуховного, несущего смерть живому, о чем пишет в своем

Произведении «Железный Миргород», восхищаясь техническим достижениям

Америки: «С этого момента я разлюбил нищую Русь …», но в то же время

Ужасаясь царящей там бездуховности: «Человека я пока не встречал, и не

Знаю, где им пахнет. … Пусть мы нищие, пусть у нас голод, холод и

Сергей Александрович Есенин
«Слушай, поганое сердце. »

Слушай, поганое сердце,
Сердце собачье мое.
Я на тебя, как на вора,
Спрятал в руках лезвие.

Рано ли, поздно всажу я
В ребра холодную сталь.
Нет, не могу я стремиться
В вечную сгнившую даль.

Пусть поглупее болтают,
Что их загрызла мета;
Если и есть что на свете –
Это одна пустота.

Экспресс- анализ стихотворения

Cтихотворение состоит из 3-х строф (всего 12 строк)
Размер: трёхстопный дактиль
Стопа: трёхсложная с ударением на 1-м слоге ( — )
————————————————————————
1-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: сердце-мое-вора-лезвие.

Рифмовка: отсутствует – белые стихи

2-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: я-сталь-стремиться-даль.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

Анализ стихотворения сделан программой в реальном времени

Используйте короткие ссылки для сокращения длинных адресов

Строфа

Строфа – это объединение двух или нескольких строк стихотворения, имеющих интонационное сходство или общую систему рифм, и регулярно или периодически повторяющееся в стихотворении. Большинство стихотворений делятся на строфы и т.о. являются строфическими. Если разделения на строфы нет, такие стихи принято называть астрофическими. Самая популярная строфа в русской поэзии – четверостишие (катрен, 4 строки). Широко употребимыми строфами также являются: двустишие (дистих), трёхстишие (терцет), пятистишие, шестистишие (секстина), восьмистишие (октава) и др. Больше о строфах

Стихотворная стопа

Стопа – это единица длины стиха, состоящая из повторяющейся последовательности ударного и безударных слогов.
Двухсложные стопы состоят из двух слогов:
хорей (ударный и безударный слог), ямб (безударный и ударный слог) – самая распостранённая стопа в русской поэзии.
Трёхсложные стопы – последовательность из 3-х слогов:
дактиль (ударный слог первый из трёх), амфибрахий (ударный слог второй из трёх), анапест (ударный слог третий).
Четырёхсложная стопа – пеон – четыре слога, где ударный слог может регулярно повторяться на месте любого из четырёх слогов: первый пеон – пеон с ударением на первом слоге, второй пеон – с ударением на втором слоге и так далее.
Пятисложная стопа состоит из пяти слогов: пентон – ударный слог третий из пяти.
Больше о стопах

Стихотворный размер

Размер – это способ звуковой организации стиха; порядок чередования ударных и безударных слогов в стопе стихотворения. Размер стихотворения повторяет название стопы и указывает на кол-во стоп в строке. Любая стопа может повторяться в строке несколько раз (от одного до восьми, и более). Кол-во повторов стопы и определяет полный размер стиха, например: одностопный пентон, двухстопный пеон, трехстопный анапест, четырёхстопный ямб, пятистопный дактиль, шестистопный хорей и т.д. Больше о размерах

Рифма

Рифма – это звуковой повтор, традиционно используемый в поэзии и, как правило, расположенный и ожидаемый на концах строк в стихах. Рифма скрепляет собой строки и вызывает ощущение звуковой гармонии и смысловой законченности определённых частей стихотворения. Рифмы помогают ритмическому восприятию строк и строф, выполняют запоминательную функцию в стихах и усиливают воздействие поэзии как искусства благодаря изысканному благозвучию слов. Больше о рифмах

Рифмовка

Рифмовка – это порядок чередования рифм в стихах. Основные способы рифмовки: смежная рифмовка (рифмуются соседние строки: AA ВВ СС DD), перекрёстная рифмовка (строки рифмуются через одну: ABAB), кольцевая или опоясывающая рифмовка (строки рифмуются между собой через две другие строки со смежной рифмовкой: ABBA), холостая (частичная рифмовка в четверостишии с отсутствием рифмы между первой и третьей строкой: АBCB), гиперхолостая рифмовка (в четверостишии рифма есть только к первой строке, а ожидаемая рифма между второй и четвёртой строкой отсутствует: ABAC, ABCA, AABC), смешанная или вольная рифмовка (рифмовка в сложных строфах с различными комбинациями рифмованных строк). Больше о рифмовке

Читайте также:  Анализ стихотворения Синий туман. Снеговое раздолье Есенина

О ЧЕМ БЛОК ПРЕДУПРЕЖДАЛ ЕСЕНИНА

Первая встреча Есенина с Блоком обросла легендарным статусом, прежде всего благодаря побасенным россказням Сергея Александровича. Об этой встрече он любил вспоминать, приводя все более красивые подробности (тем паче Блок умер и уже ничего не мог опровергнуть).

Есенин, зная, как делается литературная репутация, совершенно явно проводил параллель: Державин отдал лиру Пушкину, а Блок благословил рязанского Леля. Малинкой шла мелодия а-ля Ломоносов: один из современников Есенина вспоминал, что никому в голову не приходило, будто Сергей приехал в Питер из Москвы на поезде, нет!, пехом допер из Рязани.

Паломничество крестьянских поэтов к Блоку стало традицией, когда тот неосторожно восхитился Сергеем Городецким и Николаем Клюевым. Ко времени Есенина нагловатые парни с виршами изрядно Блока достали. Есенин чуть ли не последний выходец из народа, сумевший удостоиться благосклонности певца Прекрасной Дамы. Дружок Сергея Александр Ширяевец уже напрасно обивал пороги.

Вот выдержка из письма Ширяевца от 10 марта 1916 года:

«Сладко журчащий о России, о русском народе г. Блок, оказывается, не расположен заводить знакомства с писателями из народа. Не принял меня, а до меня не принял Сергея Клычкова …, который тщетно пытался познакомиться с ним. Один только Есенин попал к нему, да и то обманным путем … Знакомство мое с г. Блоком кончилось тем, что, после нескольких писем к нему и вызовов по телефону, я, явившись к нему, поторчал в прихожей, и горничная вынесла мне книгу его «Стихи о России», которую я купил в магазине и с которой явился к их степенству с просьбой дать автограф. Автограф-то в книге был, но автора видеть не сподобился… Мерси и на том, что увидал горничную знаменитости…»

Эта способность, не попав в гости, начать хамить, характерна не только для Ширяевца, но и для Клюева, и для Орешина, и для Клычкова, и для Ганина. А для Есенина? Не знаю. Этот всегда попадал куда хотел.

Наиболее полный рассказ Есенина о первой встрече привел в воспоминаниях Всеволод Рождественский. Рассказ для формата блога длинен, замечу только, что там фигурирует парень, решивший повидать Блока проездом на заработки в Балтийский порт (неправда). У парня всего один день на поиск кумира, он, шалело уворачиваясь от трамваев, пытает случайных прохожих, – где живет Блок. Стесняясь, проникает в дом Поэта через черный ход. Кухарка выгнала визитера на лестницу, боясь оставить одного на кухне с кастрюлями, зато Блок накормил булкой и яичницей.

Всему этому карнавалу противоречат факты.

Сохранилась записка Есенина Блоку, где он вежливо представляется и просит разрешения зайти ближе к вечеру. Так что черный ход с кухаркой для блезиру, как и, подозреваю, слопанная яичница. Встреча была сугубо деловой.

9 марта 1915 года Блок заносит в дневник:

«Днем у меня рязанский парень со стихами.

Крестьянин Рязанской губ… 19 лет. Стихи свежие, чистые, голосистые, многословные. Язык. …»

Блок дал Есенину рекомендацию к Городецкому, с которой все и завертелось.

А сам устранился.

Наделав за месяц в литературной среде изрядного шуму, Есенин стал настаивать на следующем рандеву. И здесь Блок ответил ему крайне важным письмом.

«Дорогой Сергей Александрович.

Сейчас очень большая во мне усталость и дела много. Потому думаю, что пока не стоит нам с Вами видеться, ничего существенно нового друг другу не скажем.

Вам желаю от души остаться живым и здоровым.

Трудно загадывать вперед, и мне даже думать о Вашем трудно, такие мы с Вами разные; только все-таки я думаю, что путь Вам, может быть, предстоит не короткий, и, чтобы с него не сбиться, надо не торопиться, не нервничать. За каждый шаг свой рано или поздно придется дать ответ, а шагать теперь трудно, в литературе, пожалуй, всего труднее.

Я все это не для прописи Вам хочу сказать, а от души; сам знаю, как трудно ходить, чтобы ветер не унес и чтобы болото не затянуло.

Будьте здоровы, жму руку.

Александр Блок».

Опытный коллега предупреждает, – шагай аккуратней, будь чист и светел, минешь болото, – но Есенин интерпретировал письмо, как ему было удобно. Позже, вспоминая сей наказ, он назначит болотом салон Гиппиус и Мережковского, утверждая, будто Блок предостерегал от общения с антиреволюционной богемой. Таким образом, метафизический пласт блоковского совета перейдет в пошлую реальность, где не Роза Белая с Черной Жабой, а дама с лорнетом и ее бородатый супруг.

Блок дал Есенину и стихотворный совет. Произошло это в июле 1916 года. Есенин присутствовал на редколлегии у Михаила Мурашева. Там обсуждали картину Яна Стыка «Пожар Рима» (нормально ли Нерону петь, когда мир гибнет?) и некий музыкант импровизировал на скрипке, сыграв в итоге вещи Глинки. Есенин записал в альбом хозяина стихотворение:

«Слушай, поганое сердце,

Сердце собачье мое.

Я на тебя, как на вора,

Спрятал в руках лезвие.

Рано ли, поздно всажу я

В ребра холодную сталь.

Нет, не могу я стремиться

В вечную сгнившую даль.

Пусть поглупее болтают,

Что их загрызла мета;

Если и есть что на свете —

Это одна пустота.

Прим(ечание). Влияние «Сомнения» Глинки и рисунка «Нерон, поджигающий Рим». С. Е.»

Стихотворение увидел Блок.

По воспоминаниям Мурашева:

«Блок медленно читал это стихотворение, очевидно и не раз, а затем покачал головой, подозвал к себе Сергея и спросил:

— Сергей Александрович, вы серьезно это написали или под впечатлением музыки?

— Серьезно, — чуть слышно ответил Есенин.

— Тогда я вам отвечу, — вкрадчиво сказал Блок.

На другой странице этого же альбома Александр Александрович написал ответ Есенину — отрывок из поэмы «Возмездие», над которой в то время работал, и которая еще нигде не была напечатана:

Жизнь — без начала и конца.

Нас всех подстерегает случай.

Над нами — сумрак неминучий,

Иль ясность божьего лица.

Но ты, художник, твердо веруй

В начала и концы. Ты знай,

Где стерегут нас ад и рай.

Тебе дано бесстрастной мерой

Измерить все, что видишь ты.

Твой взгляд — да будет тверд и ясен,

Сотри случайные черты —

И ты увидишь: мир прекрасен»

И этому совету Есенин не внял, предпочитая невольно хаос.

Во всех видя соперников, Есенин в итоге разглядел врага и в Блоке. Когда появились «Двенадцать», претендующие на звание первой революционной поэмы, ученик принялся отпускать насчет учителя замечания, мол, у того нет чувства Родины, да и вообще, разве может немец сказать о России дельное.

Но в 1921 Блок умер и Есенин очухался. Ему делает честь, хотя бы резкий отказ выступить на вечере имажинистов «Слово о дохлом поэте».

Здесь не оскоромился.

Зато с другими своими учителями поступил без лишних сантиментов.

Лингвистический анализ стихотворения на примере произведения С. Есенина «Запели тесаные дроги. »

Сергей Есенин

«Запели тесаные дроги. »

Запели тесаные дроги,

Бегут равнины и кусты.

Опять часовни на дороге

И поминальные кресты.

Опять я теплой грустью болен

От овсяного ветерка.

И на известку колоколен

Невольно крестится рука.

О Русь — малиновое поле

И синь, упавшая в реку, —

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Холодной скорби не измерить,

Ты на туманном берегу.

Но не любить тебя, не верить —

Я научиться не могу.

И не отдам я эти цепи,

И не расстанусь с долгим сном,

Когда звенят родные степи

Есенин — это один из наиболее читаемых в наше время поэтов, он остается всегда современным, потому что близок к народу.

Главной темой лирики Есенина всегда была любовь к России. Причем не абстрактное восхищение красотами природы, свойственное городским жителям, а теплая, живая любовь к деревне, к сельской природе. Его ранняя лирика носит религиозный характер, и огромную роль играют в ней по-своему осмысленные библейские образы. Россия предстает землей обетованной, освященной свыше, пользующейся прямым покровителем Бога.

Христианство в ранней лирике Есенина носит народный характер. Традиции идут скорее не от Библии, и не от книжной культуры Православия, а от православия народного. Ранняя лирика Есенина очень гармонична. В ней присутствует целостная, стройная картина мира, позволяющая сказать о природе нечто такое, чего до него в литературе еще не говорили.

В 1916 году С.Есениным создано стихотворение «Запели тесаные дроги…». В стране уже ощущался натиск назревших социальных противоречий, ветер предстоящих исторических перемен, но, тревожась неведением, поэт все-таки вверяет свою судьбу судьбе отчизны.

I . Фонетика и графика.

Строчки стихов Есенина наполнены музыкой русской речи. В них порой слышится «запели тесаные дроги», «звенят родные степи». У Есенина всегда так: на первый взгляд – радость, многозвучность, ликование, смех, но в них таится грусть, чуть сквозит печаль, где-то глубоко внутри прячется боль.

В стихотворении создан живой мир со своими звуками, ощущениями.

Автор использует аллитерацию (преобладание сонорных и глухих согласных): тесаные дроги, равнины и кусты, крестится рука , поминальные кресты, теплой грустью, на дороге, – для создания особой грустной, тоскливой атмосферы.

Автор сознательно меняет ударения во втором и третьем четверостишьях д ля создания рифмы:

Опять я теплой грустью болен

От овсяного ветерка.

И на известку колоколен

Невольно крестится рука.

О Русь — малиновое поле

И синь, упавшая в реку , —

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

II . Словообразование и формообразование.

Необычное словообразование слова «синь» (вместо синева).

В стихах Есенина обращает на себя внимание принадлежность бессуффиксных авторских существительных к женскому роду, и обобщенное значение безграничного вещества части этих слов (синь, Русь). Своеобразие их фонетического облика — отражается в звукописи стиха. В целом присутствие в стихах этих слов можно связать с такими чувствами и настроениями, как мягкость, нежность, жалость, отсутствие силы, расслабленность, обращенность к прошлому.

Назвав Россию Русью (на древний манер) поэт придает стихотворному повествованию большую значимость и торжественность.

Необычно образовано прилагательное «молитвословный», которое образуется из словосочетания молитвенное слово.

III . Лексика и фразеология.

Словарь Ожегова дает 7 разных значений слова «крест»: «1) Фигура из двух пересекающихся под прямым углом линий; 2) Символ христианского культа – предмет в виде узкой длинной планки с перекладиной под прямым углом; 3) У христиан: молитвенный жест рукой ото лба к груди, правому и левому плечу, изображающий такую фигуру; 4) Орден, а также геральдический знак в виде двух пересекающихся планок; 5) перен., ед. Страдания, испытания (устар.); 6) ед. Вышивка перекрещивающимися стежками; 7) В древности: вертикально стоящее крестообразное сооружение, на котором распинали казнимого»1. У Есенина слово «крест» употребляется в значении «надгробной плиты» и поэтому сочетается с прилагательным «поминальные». То есть «кресты» в данном значении напоминают, проходящим мимо людям, об умерших, которые покоятся в этой земле.

Поминальный – по словарю Ефремовой характеризуется так: « 1) прил. Соотносящийся по значению с существительным: поминовение, поминание, поминки, связанный с ними; 2) Свойственный поминовению, поминанию, поминкам, характерный для них»2. В сочетании с «крестами» слово «поминальный» обретает значение «памяти»: кресты, которые хранят память о давно умершем человеке.

Любить поэт может только до крайностей («люблю до радости и боли»). «Боль» в словаре Ефремовой слово многозначное: «1) Ощущение физического страдания; 2) устар. Болезнь; 3)перен. Сильное душевное страдание»3. Есенин употребляет слово в переносном значении, для того чтобы показать читателю, насколько сильные ощущения он испытывает от любви.

Слово «тоска» также является многозначным: «1) Душевная тревога в соединении с грустью, унынием; 2) Выражение такого состояния; 3) разг. Скука, уныние, вызываемые однообразием обстановки, отсутствием интересов и т.п; 4) О душевной тревоге, унынии, охвативших кого-л; 5) О состоянии скуки, царящем где-либо»4. В этом случае поэт говорит о тоске, которая охватила природу, поэтому существительное «тоска» сочетается с прилагательным «озерная».

Читайте также:  Анализ стихотворения Есенина Поет зима – аукает

Слово «скорбь» часто встречается в произведениях Есенина. Ефремова дает такие значения слова: «1)Глубокая печаль; горесть; 2)устар. Горе, несчастье; 3) перен. устар. Болезнь»5. Только скорбит поэт не по потере близкого человека, а по Родине. И в этом значении скорбь может трактоваться и как глубокая печаль, и как горе и несчастье.

Слово «цепи» в стихотворении употреблено в переносном значении: «То, что сковывает, стесняет; узы, гнет»6. Поэт ни на что не готов променять эти неразрывные узы (цепи), которые соединяют его с Родиной.

Много в лексике Есенина многозначных слов и «сон» не является исключением: «1) Периодически наступающее физиологическое состояние покоя организма, во время которого полностью или частично прекращается работа сознания и ослабляется ряд физиологических процессов; 2) Состояние растений, при котором происходит изменение в положении листьев или лепестков цветка под влиянием перемены освещения и температуры; 3) перен. Состояние полного покоя, тишины в природе; 4) Бездеятельное, пассивное состояние, существование; 5) То, что снится; сновидение; 6) перен. Мечта, грёза»7. Скорее всего поэт употребляет «сон» в последнем переносном значении, ведь из содержания мы понимаем, что не готов он расстаться со своей мечтой, грезой (сном).

Часто Есенин в своих произведениях использует синонимы, антонимы, для того чтобы придать особую окраску, усилить ощущение. В стихотворении «Запели тесаные дроги. » присутствуют с инонимы: грусть, тоска; не отдам, не расстанусь. А нтонимы: радость, боль (контекстуальные).

IV . Происхождение слов.

Тесные контакты между древнерусским и старославянским языками в X — XI веках, связанные с распространением христианства на Руси, привели к тому, что в русский язык проникло большое количество старославян­ских слов. Поэт в стихотворении употребляет слова со старославянскими приметами и с исконно русскими.

Приметы старославянского языка:

Равнины – начальная РА (исконно рус. – ровно);

Крест – (исконно рус. – перекрёстный);

Приметы исконно русского языка:

Холодной – полногласие (неполногласие, старослав. – хлад);

Берег – полногласие (неполногласие, старослав. – брег);

В своем стихотворении Есенин обращается и русской и к старославянской лексике. Для того чтобы обратиться к теме жизни и смерти, автор использует слова, которые пришли из церковнославянского языка (крест) и сочетает их с исконно русскими словами.

В праславянский период сочетания ГЫ КЫ ХЫ могли быть только твердыми. Но позднее, под влиянием гласной среднего ряда Ы согласные продвигались вперед и становились мягче. В свою очередь мягкий согл. повлиял на гласную Ы, поэтому рядом с Г К Х стали появляться гласные переднего ряда. Такой пример можно обнаружить и в нашем стихотворении в слове «дроги».

V . Сфера употребления.

Диалектизмы активно живут в поэтическом слове Есенина. По-особому вплетённые в ткань его стихотворной речи, они помогают создать неповторимый творческий почерк поэта. Диалектная лексика у Есенина стилистически не маркирована. Часто читатель даже не замечает, что ему приходится подбирать значение для непонятного слова, исходя из его фонетической формы и контекста.

Тесаные дроги – диалект. Слово образовалась от ед. ч. Того же корня «дрога»: «1) Удлиненная повозка без кузова , передняя и задняя части которой соединены продольными брусьями ; 2) Погребальная повозка, колесница для перевозки умерших»8. В других диалектах еще известно употребление слова «драган», что означает то, что тянет лошадь.

Лексический пласт данного текста составляет преимущественно общенародная лексика русского языка. Поэт использует слова, употребление которых свойственно всем людям, говорящим по-русски, и не ограничено территориально.

VI . Словарный запас.

В стихотворении большая часть слов принадлежит к словам активного употребления (слова, повседневно используемые, их значение понятно всем говорящим на русском языке). Выбор данной лексики объясняется сферой употребления произведения.

Книжная лексика отсутствует, что легко объясняется тем, что автор был сам выходцем из крестьянства и писал для народа.

В тексте встречается лексика пассивного словаря (редко используемые слова; устаревшие): невольно (независимо от воли), Русь, синь (по словарю Ефремовой).

VII . Стилевая принадлежность

Произведение принадлежит к художественному стилю.

В стихотворении используется межстилевая лексика: запели , бегут, звенят, кресты, дорога, кусты, рука, поле, река, радость, боль, тоска, берег, цепь, сон, степи, скорбь, родные, туманном , х олодной, которая может употребляться и в письменной речи (в научных работах, в публицистике, в официальных документах и т.д.), и в обычном непринужденном разговоре.

К разговорному стилю, который служит для неформального общения, когда автор делится с окружающими своей информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке, относится слово: известка.

VIII . Семантические поля.

Читая стихотворение «Запели тесаные дроги» нельзя не представить в голове тот пейзаж, который рисует нам автор. Художественный мир в этом стихотворении динамичен. Поэт использовал мотив движения, ключевыми в композиции стали образы дороги и тесаных дрог. Перед лирическим героем мелькают пейзажные фрагменты: равнины, кусты, часовни, кресты, колокольни, поле, река, берег, ковыль; однако они не автономны и составляют цельную картину природного мира.

Эффект целостности крестьянской жизни достигается и приемом отраженного света: небесная синь «упала» в реку. Синь – одновременно и небо, отраженное в воде, и цвет чистой воды в реке. А эпитет «малиновое» к слову «поле» не столько отражает пышное и цветастое разнотравье родных полей, сколько призвано подчеркнуть возвышенное отношение к Родине. Или озерная тоска, которая как отражение в воде, не может не отразиться в душе читателей.

Синий и малиновый — яркое, благородное цветовое сочетание, как нельзя более удачно соответствующее образу величавой отчизны.

Цветастость, живописность — характерная особенно есенинского творчества. Технику его словесного рисования, цветописи исследователи часто сравнивают с лубочной бытовой народной живописью. Лубочные картинки отличались красочностью, гармонично подобранными цветовыми сочетаниями, орнаментальностью и особым воздушным характером.

Все стихотворение пронизано ощущением раздолья, широты горизонтов бескрайних родных степей и полей. Словно последний аккорд, представлен в стихотворении финальный звуковой образ: «звенят родные степи молитвословным ковылем». «Звон» — характерный звуковой образ для Есенинской поэтики. В его лирике звенеть может буквально все: ветер, ивы, березы, тополя. Причем во многих стихотворениях с темой звона связаны изобразительно-выразительные средства языка религиозной тематики.

В стихотворении необычайно много слов с семантикой настроения: «теплая грусть», «люблю до радости и боли», «озерная тоска», «холодная скорбь». Они призваны передать глубину патриотического чувства лирического героя, подчеркнуть эмоциональную насыщенность его переживаний.

IX . Стилистика.

Богаты произведения С.Есенина на стилистические тропы. Поэт умело использует несочетаемые, на первый взгляд, слова – эпитеты, которые в его творении комфортно чувствуют себя, стоя рядом: озерная тоска, малиновое поле, поминальные кресты , теплая грусть, холодная скорбь , туманный берег , молитвословный ковыль , родные степи. Но именно эти выражения помогают читателю понять, что переживает автор, когда видит или представляет русский пейзаж.

Оксюморонно окрашенные душевные порывы («теплая грусть», «люблю до радости и боли») эффектно оттеняют сопряжения других контрастных образов в стихотворении. Часовни и кресты, например, напоминают о том, что душа человека возносится на небо, а тело уходит в землю.

В начале стихотворения можно обнаружить олицетворение:

Запели тесаные дроги,

Бегут равнины и кусты.

Встречается и метафора:

О Русь — малиновое поле

И синь, упавшая в реку, —

И не отдам я эти цепи,

И не расстанусь с долгим сном.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом.

X . Организация текста.

1. Целеустановка/ целеполагание.

Общая целеустановка – развитие патриотической темы через пейзажную зарисовку, обращение к родине через любование ее богатейшей природой. Автор осуществляет свою, авторскую прагматическую установку.

Данный текст выражает собой послание поэта-патриота, в котором содержится чувство страха за свою Родину и любовь к ней.

Тема родины в поэзии далеко не новая, однако, текст несет новую для читателя информацию, связанную с личным авторским восприятием образа Родины.

3. Языковая связность.

Текст обладает локальной и глобальной связностью.

Локальная связность – это связность линейных последовательностей (высказываний, межфразовых единств). Она определяется межфразовыми синтаксическими связями:

Местоимениями: я, ты, твой;

Видовременными формами глаголов: наст вр. бегут, крестится, люблю; буд. вр. не отдам, не расстанусь;

Глобальная связность – это то, что обеспечивает единство текста как смыслового целого, его внутреннюю цельность. Глобальная связность (она приводит к содержательной целостности текста) проявляется через ключевые слова.

Ключевыми словами данного текста являются: дорога , кресты, грусть, рука, Русь, боль, радость, тоска, скорбь, цепь, сон.

4. Цельность текста.

Смысловая цельность данного текста заключается в единстве темы – любовь к Родине. В тексте можно выделить следующие микротемы: родная природа, религиозность, тоска, дорога.

5. Воспринимаемость/ адресность.

Текст ориентирован на широкий круг читателей.

Ситуативность – страх перед предстоящими переменами, которые произойдут в России.

Образы Родины, русской природы в искусстве и литературе, которые перекликаются с произведениями других поэтов и писателей того времени (Блок «Россия»).

XI . Признаки текстового фрагмента.

Цель данного стихотворения – пробудить патриотизм у читателя, показать драматичность судьбы России, связать тему Родины и религии.

XII . Жанрово – стилевые особенности.

Анализ синтаксической структуры текста:

1. Единство темы.

Единство темы проявляется в повторяемости и связности ключевых слов ( дорога , кресты, грусть, рука, Русь, боль, радость, тоска, скорбь, цепь, сон. ).

2. Последовательность развертывания темы и иерархия мыслей .

зачин (1строфа) – обозначение темы предмета сообщения (описание родной природы);

среднее звено – само содержание сообщаемого; можно выделить следующие микротемы: 1.Тоска; 2. Религия; 3. Русь; 4. Тоска; 5. Скорбь.

концовка (4 строфа) – обозначение предела развития темы: поэт не расстанется с цепями, которые связывают его с Родиной.

3. Механизм связности.

зацепление мыслей слева направо (от зачина до концовки) в целях развертывания темы для необходимого предела исчерпанности.

смысловое перекрытие (в концовке) в целях обеспечения исчерпанности смысла и обозначения предела развития микротемы.

В начале текста описание Родины:

Запели тесаные дроги,

Бегут равнины и кусты.

В конце текста возвращение к описанию:

Когда звенят родные степи

XIII . Целевые установки говорящего.

С.Есенин в стихотворении «Запели тесаные дали…» обращается к теме Родина, призывая читателей не оставаться равнодушными к судьбе станы, потому что она необыкновенна красотой своей природы, своей народностью и самобытностью.

Слово «Родина», ее образ — один из повторяющихся мотивов в поэзии С.А. Есенина прослеживающийся в разных аспектах на всем протяжении творческой деятельности поэта, отражающий его патриотическое мировидение.

Понятие родины для Есенина неотделимо от представления о родительском «низком доме с голубыми ставнями», образ которого создается — в разных текстах — при помощи ряда бытовых деталей (обстановка, предметы домашнего обихода, еда и т.д.).

Родина представлена в текстах Есенина и в одушевленном виде. Образ родины — Руси является более масштабным по сравнению с «малой родиной»; вместе с тем он обладает сходным набором признаков. Это, прежде всего, крестьянская Русь с ее избами и храмами, лесами и озерами, полевыми работами и сельскими праздниками. Пространство родины является обширным и нередко заполненным светом

Родная земля поэта изображается им в разных состояниях. Помимо светлой или сумрачной, но находящейся в относительно стабильном состоянии, приверженной традиционному укладу России С. Есенин рисует родину, охваченную тревогой.

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что благодаря полному лингвистическому анализу нам удалось понять идейно-художественный смысл текста, вникнуть в содержание, раскрыть замысел автора.

Благодаря фонетическому, словообразовательному анализам мы выявили особые приемы, которые использовал автор, для достижения красоты текста, единства темы и содержания.

Разобрав происхождения слов, их семантику мы обнаружили многозначность текста, его глубину.

Стилистика помогла нам раскрыть, какими тропами автору удалось достичь такой красоты и содержательности текста.

Мы смогли раскрыть главный концепт автора и его смысл.

Таким образом, мы видим, что для полного и глубокого изучения произведения лингвистический анализ абсолютно необходим, потому что язык любого литературного произведения является многоплановым и разнослойным.

Ссылка на основную публикацию