Анализ стихотворения Сторона ль моя сторонка Есенина

Анализ стихотворения Есенина Сторона ль моя сторонка

Анализ стихотворения С. Есенина. “Сторона ль, моя сторнка”

Roma99379 Ученик (113), на голосовании 1 год назад

Сторона ль моя, сторонка,
Горевая полоса.
Только лес, да посолонка,
Да заречная коса.

Чахнет старая церквушка,
В облака закинув крест.
И забольная кукушка
Не летит с печальных мест.

По тебе ль, моей сторонке,
В половодье каждый год
С подожочка и котомки
Богомольный льется пот.

Лица пыльны, загорелы,
Веки выглодала даль,
И впилась в худое тело
Спаса кроткого печаль.
1914

Лия Хамматова Знаток (495) 1 год назад

Чередование женской и мужской рифмы. Рифмовка перекрестная. Размер – четырехстопный хорей.

Aleks Гуру (4519) 12 месяцев назад

Сергей Есенин — Сторона ль моя, сторонка

Storona l moya, storonka,
Gorevaya polosa.
Tolko les, da posolonka,
Da zarechnaya kosa.

Chakhnet staraya tserkvushka,
V oblaka zakinuv krest.
I zabolnaya kukushka
Ne letit s pechalnykh mest.

Po tebe l, moyey storonke,
V polovodye kazhdy god
S podozhochka i kotomki
Bogomolny lyetsya pot.

Litsa pylny, zagorely,
Veko vyglodala dal,
I vpilas v khudoye telo
Spasa krotkogo pechal.

Cnjhjyf km vjz, cnjhjyrf,
Ujhtdfz gjkjcf/
Njkmrj ktc, lf gjcjkjyrf,
Lf pfhtxyfz rjcf///

Xf[ytn cnfhfz wthrdeirf,
D j,kfrf pfrbyed rhtcn/
B pf,jkmyfz rereirf
Yt ktnbn c gtxfkmys[ vtcn/

Gj nt,t km, vjtq cnjhjyrt,
D gjkjdjlmt rf;lsq ujl
C gjlj;jxrf b rjnjvrb
,jujvjkmysq kmtncz gjn/

Kbwf gskmys, pfujhtks,
Dtrj dsukjlfkf lfkm,
B dgbkfcm d [eljt ntkj
Cgfcf rhjnrjuj gtxfkm/

Стихотворение Есенина С.А.
«Сторона ль моя, сторонка. »

“Сторона ль моя, сторонка. “

Сторона ль моя, сторонка,
Горевая полоса.
Только лес, да посолонка,
Да заречная коса.

Чахнет старая церквушка,
В облака закинув крест.
И забольная кукушка
Не летит с печальных мест.

По тебе ль, моей сторонке,
В половодье каждый год
С подожочка и котомки
Богомольный льется пот.

Лица пыльны, загорелы,
Веко выглодала даль,
И впилась в худое тело
Спаса кроткого печаль.

Стихотворение Есенина С.А. – Сторона ль моя, сторонка.

См. также Сергей Есенин – стихи (Есенин С. А.) :

Сторона ль ты моя, сторона.
Сторона ль ты моя, сторона! Дождевое, осеннее олово. В черной луже пр.

Сукин сын
Снова выплыли годы из мрака И шумят, как ромашковый луг. Мне припомни.

Сторона ль моя, сторонка.
Стихотворение Сергея Есенина

Сторона ль моя, сторонка, Горевая полоса. Только лес, да посолонка, Да заречная коса. Чахнет старая церквушка, В облака закинув крест. И забольная кукушка Не летит с печальных мест. По тебе ль, моей сторонке, В половодье каждый год С подожочка и котомки Богомольный льется пот. Лица пыльны, загорелы, Веко выглодала даль, И впилась в худое тело Спаса кроткого печаль.

Сергей Есенин. Сочинения.
Москва: Книжная палата, 2000.

Другие стихи Сергея Есенина

«Сторона ль ты моя, сторона. » С.Есенин

«Сторона ль ты моя, сторона!…» Сергей Есенин

Сторона ль ты моя, сторона!
Дождевое, осеннее олово.
В черной луже продрогший фонарь
Отражает безгубую голову.

Нет, уж лучше мне не смотреть,
Чтобы вдруг не увидеть хужего.
Я на всю эту ржавую мреть
Буду щурить глаза и суживать.

Так немного теплей и безбольней.
Посмотри: меж скелетов домов,
Словно мельник, несет колокольня
Медные мешки колоколов.

Если голоден ты — будешь сытым.
Коль несчастен — то весел и рад.
Только лишь не гляди открыто,
Мой земной неизвестный брат.

Как подумал я — так и сделал,
Но увы! Все одно и то ж!
Видно, слишком привыкло тело
Ощущать эту стужу и дрожь.

Ну, да что же? Ведь много прочих,
Не один я в миру живой!
А фонарь то мигнет, то захохочет
Безгубой своей головой.

Только сердце под ветхой одеждой
Шепчет мне, посетившему твердь:
«Друг мой, друг мой, прозревшие вежды
Закрывает одна лишь смерть».

Анализ стихотворения Есенина «Сторона ль ты моя, сторона!…»

Стихотворение «Сторона ль ты моя, сторона. » написано в 1921 году. В нем Есенин рисует мрачную картину беспросветной действительности. Время действия – дождливая осень, когда тяжелое небо кажется словно из олова сделанным. Лирический герой идет по весьма условному городу. Никаких намеков на конкретный населенный пункт в тексте нет. Персонажу настолько не нравится окружающая реальность, что во второй строфе он замечает:
Нет, уж лучше мне не смотреть,
Чтобы вдруг не увидеть хужего.
Продрогший фонарь с безгубой головой, освещающий безрадостную картину, выглядит в стихотворении как вещь дьявольская. Видения и кошмары, посещающие героя произведения, возникают не без его участия. Бездушно возвышается он над землей, то мигая, то хохоча. Зловещему образу фонаря противопоставлен образ колокольни. Если его искусственный свет – от лукавого, то ее свет невидимый, духовный – от бога. Город в стихотворении – мертвый мир, похожий на чистилище, где дома напоминают скелеты. Некоторые их обитатели пребывают в счастливом неведении. Есть и такие, как лирический герой, кто удостоился прозрения. Вот только персонажу стихотворения радости полученные сокровенные знания не приносят. Более того – он всеми силами пытается о них забыть. Сердце подсказывает ему единственно возможный выход из сложившейся ситуации – смерть.

Стихотворение «Сторона ль ты моя, сторона. » связано с циклом «Москва кабацкая», работа над которым началась в 1921 году. В рассматриваемом тексте нет упоминаний о питейных заведениях и пагубных привычках лирического героя. Тем не менее, кошмары, порожденные сознанием персонажа произведения, вполне могли быть следствием злоупотребления алкоголем. С «Москвой кабацкой» стихотворение также объединяет мрачная атмосфера безысходности. Кроме того, текст связан с ранним творчеством Есенина. Речь идет о его произведении «Сторона ль моя, сторонка…», написанном в 1914 году. В нем говорится явно о сельской местности. Скорей всего, имеется в виду родное село поэта Константиново. Оно описывается как печальный край, «горевая полоса». Над землей этой возвышается старая церквушка, «в облака закинув крест». Сравнение двух стихотворений помогает понять изменения, произошедшие за семь лет в сознании Есенина. Одно из ключевых: если сначала родиной поэт считал деревенскую местность, то впоследствии ее место занял город.

Слушать стихотворение Есенина Сторона ль моя сторонка

www.esenin.ru

Жизнь моя, иль ты приснилась мне.

  • Список форумовСергей ЕсенинТворчество
  • Изменить размер шрифта
  • Для печати
  • FAQ
  • Регистрация
  • Вход

“Сторона ль ты моя, сторона!”

“Сторона ль ты моя, сторона!”

GAS » 02:08:16, Среда 23 Август 2006

Мне очень понравилось наше обсуждение стихотворения “Сорокоуст”, после которого каждое слово в нем стало играть и нести мне смысл. Но вот еще одно стихотворение таит для меня загадку. Не могу понять, о чем оно. Может, попробуем еще разок все вместе разобраться? Или кому все ясно растолкует о чем тут речь?

Сторона ль ты моя, сторона!
Дождевое, осеннее олово.
В черной луже продрогший фонарь
Отражает безгубую голову.

Нет, уж лучше мне не смотреть,
Чтобы вдруг не увидеть хужего.
Я на всю эту ржавую мреть
Буду щурить глаза и суживать.

Так немного теплей и безбольней.
Посмотри: меж скелетов домов,
Словно мельник, несет колокольня
Медные мешки колоколов.

Если голоден ты — будешь сытым,
Коль несчастен — то весел и рад.
Только лишь не гляди открыто,
Мой земной неизвестный брат.

Как подумал я — так и сделал,
Но увы! Все одно и то ж!
Видно, слишком привыкло тело
Ощущать эту стужу и дрожь.

Ну, да что же! Ведь много прочих,
Не один я в миру живой!
А фонарь то мигнет, то захохочет
Безгубой своей головой.

Только сердце под ветхой одеждой
Шепчет мне, посетившему твердь:
«Друг мой, друг мой, прозревшие вежды
Закрывает одна лишь смерть».

По записям Галины Бениславской датировка – осень 1921г

Анхен » 08:30:16, Среда 23 Август 2006

GAS » 18:54:06, Среда 23 Август 2006

Анхен » 19:22:46, Среда 23 Август 2006

chiffa » 19:27:08, Среда 23 Август 2006

а мне кажется, что это

Нет, уж лучше мне не смотреть,
Чтобы вдруг не увидеть хужего.
Я на всю эту ржавую мреть
Буду щурить глаза и суживать.

Так немного теплей и безбольней.
Посмотри: меж скелетов домов,
Словно мельник, несет колокольня
Медные мешки колоколов.

к тому, что на фоне всего “хужего”, есть нечто, что продолжает двигаться в заданном направлении, делать свое дело. на этом “нечто” все в этой жизни и держится.

GAS » 19:32:18, Среда 23 Август 2006

Анхен » 19:39:08, Среда 23 Август 2006

GAS » 19:48:02, Среда 23 Август 2006

Нет. Я не думаю, что колоколня в стихотворении – просто элемент грустного пейзажа. Что-то она значит.

Посетившему твердь. Может это как-то связано с колоколней?

Анхен » 19:50:25, Среда 23 Август 2006

GAS » 19:57:34, Среда 23 Август 2006

Анхен » 20:01:31, Среда 23 Август 2006

GAS » 20:11:56, Среда 23 Август 2006

Вот нашел.
1 В начале сотворил Бог небо и землю.
2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.
3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
4 И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.
5 И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.
6 И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.]
7 И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.
8 И назвал Бог твердь небом . [И увидел Бог, что это хорошо.] И был вечер, и было утро: день второй.

Вот какой парадокс, оказывается. Твердь это и земля и небо

GAS » 00:56:27, Четверг 24 Август 2006

У Есенина есть и более раннее стихотворение, которое, возможно, стало прототипом обсуждаемого. И в нем вместо колокольни церковь.

Сторона ль моя, сторонка,
Горевая полоса.
Только лес, да посолонка,
Да заречная коса.

Чахнет старая церквушка,
В облака закинув крест.
И забольная кукушка
Не летит с печальных мест.

По тебе ль, моей сторонке,
В половодье каждый год
С подожочка и котомки
Богомольный льется пот.

Лица пыльны, загорелы,
Веки выглодала даль,
И впилась в худое тело
Спаса кроткого печаль.

Анхен » 07:51:22, Четверг 24 Август 2006

Катерина » 08:57:19, Четверг 24 Август 2006

Учебно-методический комплекс открытого урока по литературе на тему «Эволюция лирического героя в творчестве Сергея Александровича Есенина»

НазваниеУчебно-методический комплекс открытого урока по литературе на тему «Эволюция лирического героя в творчестве Сергея Александровича Есенина»
страница2/3
Дата публикации02.10.2014
Размер277.94 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс

lit-yaz.ru > Культура > Учебно-методический комплекс

(Читает наизусть обучающийся.)

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

Итак, лирический герой раннего творчества Есенина – романтичный юноша, безгранично любящий природу, Родину.

^ Стихотворение «Поёт зима, аукает».

(Читает наизусть обучающийся.)

Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.

Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.

– Вопросы для анализа стихотворения:

1) О чём говорится в данном стихотворении?

(Описывается природа зимой.)

2) Какие чувства переполняют лирического героя стихотворения?

(Нежность радость, упоение, любовь, жалость к беззащитным существам.)

3) Каким вам представляется образ лирического героя?

(Романтичный юноша, любящий природу и Родину.)

Тема Родины занимает одно из главных мест в творчестве Есенина: любовью к России, болью за её дальнейшую судьбу проникнута каждая строчка стихотворения поэта. Подтверждением этого являются уже ранние стихи, в частности стихотворение «Гой ты Русь, моя родная!»

^ Стихотворение «Гой, ты Русь, моя родная».

(Читает наизусть обучающийся.)

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа.
Не видать конца и края –
Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

– Вопросы для анализа стихотворения:

1) О чём говорится в строчках данного стихотворения?

2) Какие чувства переполняют лирического героя данного стихотворения?

(Любовь, преданность, нежность, радость, наслаждение, упоение.)

3) Опишите образ лирического героя, под маской которого скрывается поэт.

(Романтичный юноша, безмерно любящий Родину.)

– Итак, каков образ лирического героя ранней поры в лирике Есенина?

(Романтичный юноша, безмерно любящий Родину.)
Стихотворение «Сторона ль моя, сторонка».

(Читает наизусть студентка.)

Сторона ль моя, сторонка,
Горевая полоса.
Только лес, да посолонка,
Да заречная коса.

Чахнет старая церквушка,
В облака закинув крест.
И забольная кукушка
Не летит с печальных мест.
По тебе ль, моей сторонке,
В половодье каждый год
С подожочка и котомки
Богомольный льется пот.

Лица пыльны, загорелы,
Веко выглодала даль,
И впилась в худое тело
Спаса кроткого печаль.

– Вопросы для анализа стихотворения:

1) О чём говорится в строчках данного стихотворения?

2) Какой представляется Родина поэту? Найдите примеры из текста.

3) Какие чувства переполняют лирического героя?

(Грусть, печаль, отчаяние, боль за будущее России.)

4) Каков образ лирического героя?

(Когда-то беспечный, романтичный юноша начинает задумываться о будущем Родины: оно его страшит из-за разрухи.)

Печалью и отчаянием из-за опустошения и исчезновения деревенского быта проникнуты строчки стихотворения «Край ты мой заброшенный».

Стихотворение «Край ты мой заброшенный».

(Читает наизусть обучающийся .)

Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.

Избы забоченились,
А и всех-то пять.
Крыши их запенились
В заревую гать.

Под соломой-ризою
Выструги стропил,
Ветер плесень сизую
Солнцем окропил.

В окна бьют без промаха
Вороны крылом,
Как метель, черемуха
Машет рукавом.

Уж не сказ ли в прутнике
Жисть твоя и быль,
Что под вечер путнику
Нашептал ковыль?

1914
^ Стихотворение «Топи да болота».

(Читает наизусть обучающийся.)

Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Взвенивает лес.

Тенькает синица
Меж лесных кудрей,
Темным елям снится
Гомон косарей.

По лугу со скрипом
Тянется обоз —
Суховатой липой
Пахнет от колес.

Слухают ракиты
Посвист ветряной…
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной.

1914
– Вопросы для анализа стихотворения:

1) Какой представляется Родина поэту?

(Заброшенной, забытой богом страной.)

2) Какие чувства переполняют лирического героя в строчках данного стихотворения?

(Грусть, отчаяние, тоска, безнадёжность, безысходность.)

3) Опишите образ лирического героя данного стихотворения.

(Произошла смена характера лирического героя: нет былого романтизма, беспечности, поэт всерьёз задумался о будущем России, она воспринимается забытой, заброшенной богом страной.)
Предреволюционная обстановка не оставила Есенина равнодушным. В революции поэт видел силу, которая возродит деревню, село, а значит, и Россию, деревенский быт – крестьянский рай. Эта восторженная уверенность звучит в поэме «Инония» и стихотворении «О, Русь, взмахни крылами».

Конечно, в действительности ни о каком возрождении деревни в результате Октябрьской революции 1917 года не могло быть и речи. Поэт всё больше убеждался в жестокости, антигуманности мер, к которым прибегали большевики, и осознание этого факта всё более удручало и ужасало поэта. Осознание несбыточности мечты о возрождении крестьянской Родины всё больше привносит в лирику Есенина пессимистический настрой. Отчаянием, разочарованностью, унынием, безысходностью проникнуты строчки стихотворения «Я последний поэт деревни» и цикл «Москва кабацкая».

Петроград. 1917 год.

Давайте убедимся в сказанном, прочитав стихотворение «Я обманывать себя не стану».

– Задания для анализа стихотворения:

1) Определите душевное состояние лирического героя. Какие чувства его переполняют?

(Отчаяние, разочарованность, безысходность.)

2) Определите образ лирического героя в строчках данного стихотворения.

(Скандалист, разуверившийся, отчаянный хулиган.)
^ Стихотворение «Я обманывать себя не стану».

(Читает наизусть обучающийся.)

Я обманывать себя не стану,
Залегла забота в сердце мглистом.
Отчего прослыл я шарлатаном?
Отчего прослыл я скандалистом?

Не злодей я и не грабил лесом,
Не расстреливал несчастных по темницам.
Я всего лишь уличный повеса,
Улыбающийся встречным лицам.

Я московский, озорной гуляка.
По всему тверскому околотку
В переулках каждая собака
Знает мою лёгкую походку.

Каждая задрипанная лошадь
Головой кивает мне навстречу.
Для зверей приятель я хороший,
Каждый стих мой душу зверя лечит.

Я хожу в цилиндре не для женщин.
В глупой страсти сердце жить не в силе.
В нём удобней, грусть свою уменьшив,
Золото овса давать кобыле.

Средь людей я дружбы не имею.
Я иному покорился царству.
Каждому здесь кобелю на шею
Я готов отдать мой лучший галстук.

И теперь уж я болеть не стану.
Прояснилась омуть в сердце мглистом.
Оттого прослыл я шарлатаном,
Оттого прослыл я скандалистом.

Итак, лирический герой стихотворений Есенина послереволюционного периода хулиган, скандалист, шарлатан.
Увлечение творчеством Омара Хайяма, пережитое в период пребывания в Баку, Тифлисе и Ташкенте нашло отражение в цикле стихов «Персидские мотивы». Прочитаем одно из ярких стихотворений «Шаганэ, ты моя Шаганэ».

^ Стихотворение «Шаганэ, ты моя Шаганэ»

(Читает наизусть обучающийся.)

Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому, что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Потому, что я с севера, что ли,
Что луна там огромней в сто раз,
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.
Потому, что я с севера, что ли.

Я готов рассказать тебе поле,
Эти волосы взял я у ржи,
Если хочешь, на палец вяжи –
Я нисколько не чувствую боли.
Я готов рассказать тебе поле.

Про волнистую рожь при луне
По кудрям ты моим догадайся.
Дорогая, шути, улыбайся,
Не буди только память во мне
Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Там, на севере, девушка тоже,
На тебя она страшно похожа,
Может, думает обо мне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ.

1924

– Вопросы для анализа стихотворения:

1) О ком говорится в стихотворении?

2) Какие чувства переполняют лирического героя и почему?

(Грусть по Родине, лирический герой живёт воспоминаниями о первой любви.)

3) Опишите образ лирического героя.

(Отчаянный, разочарованный, умудрённый опытом молодой человек.)

Айседора Дункан и Сергей Есенин

Роковую роль в жизни С.Есенина сыграла американская танцовщица Айседора Дункан, с которой поэт познакомился осенью 1921 года в период злой тоски и растерянности. Чтобы духовно поддержать поэта, избавить от уныния, отчаяния и безысходности, Айседора Дункан решила показать ему мир. В течение полутора лет поэт вместе с Айседорой посетил Европу и Северную Америку.

На пароходе «Paris». 1 октября 1922 года.

Однако по возвращении в Россию Есенин приходит к выводу, что не приемлет тех перемен, которые произошли в нашей стране в период его отсутствия: поэт не принимает Советскую власть (хотя надевает на себя маску «попутчика»), будущее Родины Есенина пугает. Это отразилось в стихотворениях «Русь Советская», «Русь уходящая», «Русь бесприютная».

Наиболее явственно эволюция мировоззрения лирического героя в творчестве Есенина отразилась в автобиографическом стихотворении «Мой путь». Прочитаем его. (Обучающиеся читают текст стихотворения.)

^ Стихотворение «Мой путь».

Жизнь входит в берега.
Села давнишний житель,
Я вспоминаю то,
Что видел я в краю.
Стихи мои,
Спокойно расскажите
Про жизнь мою.

Изба крестьянская.
Хомутный запах дегтя,
Божница старая,
Лампады кроткий свет.
Как хорошо,
Что я сберег те
Все ощущенья детских лет.

Под окнами
Костер метели белой.
Мне девять лет.
Лежанка, бабка, кот.
И бабка что-то грустное,
Степное пела,

Порой зевая
И крестя свой рот.

Метель ревела.
Под оконцем
Как будто бы плясали мертвецы.
Тогда империя
Вела войну с японцем,
И всем далекие
Мерещились кресты.

Тогда не знал я
Черных дел России.
Не знал, зачем
И почему война.
Рязанские поля,
Где мужики косили,
Где сеяли свой хлеб,
Была моя страна.

Я помню только то,
Что мужики роптали,
Бранились в черта,
В Бога и в царя.
Но им в ответ
Лишь улыбались дали
Да наша жидкая
Лимонная заря.

Тогда впервые
С рифмой я схлестнулся.
От сонма чувств

Вскружилась голова.
И я сказал:
Коль этот зуд проснулся,
Всю душу выплещу в слова.

Года далекие,
Теперь вы как в тумане.
И помню, дед мне
С грустью говорил:
«Пустое дело.
Ну, а если тянет —
Пиши про рожь,
Но больше про кобыл».

Тогда в мозгу,
Влеченьем к музе сжатом,
Текли мечтанья
В тайной тишине,
Что буду я
Известным и богатым
И будет памятник
Стоять в Рязани мне.

В пятнадцать лет
Взлюбил я до печенок
И сладко думал,
Лишь уединюсь,
Что я на этой
Лучшей из девчонок,
Достигнув возраста, женюсь.
.

Года текли.
Года меняют лица —
Другой на них
Ложится свет.
Мечтатель сельский —
Я в столице
Стал первокласснейший поэт.

И, заболев
Писательскою скукой,
Пошел скитаться я
Средь разных стран,
Не веря встречам,
Не томясь разлукой,
Считая мир весь за обман.

Тогда я понял,
Что такое Русь.
Я понял, что такое слава.
И потому мне
В душу грусть
Вошла, как горькая отрава.

На кой мне черт,
Что я поэт.
И без меня в достатке дряни.
Пускай я сдохну,
Только.
Нет,
Не ставьте памятник в Рязани!

Россия. Царщина.
Тоска.
И снисходительность дворянства.
Ну что ж!
Так принимай, Москва,
Отчаянное хулиганство.

Посмотрим —
Кто кого возьмет!
И вот в стихах моих
Забила
В салонный вылощенный
Сброд
Мочой рязанская кобыла.

Не нравится?
Да, вы правы —
Привычка к Лориган
И к розам.
Но этот хлеб,
Что жрете вы,—
Ведь мы его того-с.
Навозом.
.
Еще прошли года.
В годах такое было,
О чем в словах
Всего не рассказать:
На смену царщине
С величественной силой
Рабочая предстала рать.

Устав таскаться
По чужим пределам,
Вернулся я
В родимый дом.
Зеленокосая,
В юбчонке белой
Стоит береза над прудом.

Уж и береза!
Чудная. А груди.
Таких грудей
У женщин не найдешь.
С полей обрызганные солнцем
Люди
Везут навстречу мне
В телегах рожь.

Им не узнать меня,
Я им прохожий.
Но вот проходит
Баба, не взглянув.
Какой-то ток
Невыразимой дрожи
Я чувствую во всю спину.

Ужель она?
Ужели не узнала?
Ну и пускай,
Пускай себе пройдет.
И без меня ей
Горечи немало —

Недаром лег
Страдальчески так рот.

По вечерам,
Надвинув ниже кепи,
Чтобы не выдать
Холода очей,—
Хожу смотреть я
Скошенные степи
И слушать,
Как звенит ручей.

Ну что же?
Молодость прошла!
Пора приняться мне
За дело,
Чтоб озорливая душа
Уже по-зрелому запела.

И пусть иная жизнь села
Меня наполнит
Новой силой,
Как раньше
К славе привела
Родная русская кобыла.

(Актуализация знаний студентов:

задание: составить простой план стихотворения.)

Эволюция лирического героя:

– беспечный, романтичный юноша;

– умудрённый опытом юноша, который грустит из-за разрухи в деревне;

– отчаянный хулиган, скандалист, разочаровавшийся в жизни.
Итак, в более зрелом возрасте Есенин – разочаровавшийся в жизни поэт. Этот пафос отразился в стихотворении «Письмо к женщине».

Анализ стихотворения есенина сторона ль моя сторонка

Сторона ль моя, сторонка,
Горевая полоса.
Только лес, да посолонка,
Да заречная коса.

Чахнет старая церквушка,
В облака закинув крест.
И забольная кукушка
Не летит с печальных мест.

По тебе ль, моей сторонке,
В половодье каждый год
С подожочка и котомки
Богомольный льется пот.

Лица пыльны, загорелы,
Веки выглодала даль,
И впилась в худое тело
Спаса кроткого печаль.
1914

Лия Хамматова Знаток (495) 1 год назад

Чередование женской и мужской рифмы. Рифмовка перекрестная. Размер – четырехстопный хорей.

Aleks Гуру (4519) 12 месяцев назад

Сергей Есенин – Сторона ль моя, сторонка

Storona l moya, storonka,
Gorevaya polosa.
Tolko les, da posolonka,
Da zarechnaya kosa.

Chakhnet staraya tserkvushka,
V oblaka zakinuv krest.
I zabolnaya kukushka
Ne letit s pechalnykh mest.

Po tebe l, moyey storonke,
V polovodye kazhdy god
S podozhochka i kotomki
Bogomolny lyetsya pot.

Litsa pylny, zagorely,
Veko vyglodala dal,
I vpilas v khudoye telo
Spasa krotkogo pechal.

Cnjhjyf km vjz, cnjhjyrf,
Ujhtdfz gjkjcf/
Njkmrj ktc, lf gjcjkjyrf,
Lf pfhtxyfz rjcf///

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Сторона ль моя сторонка

Есенин С. А.
“Сторона ль моя, сторонка. “

Сторона ль моя, сторонка,
Горевая полоса.
Только лес, да посолонка,
Да заречная коса.
Чахнет старая церквушка,
В облака закинув крест.
И забольная кукушка
Не летит с печальных мест.
По тебе ль, моей сторонке,
В половодье каждый год
С подожочка и котомки
Богомольный льется пот.
Лица пыльны, загорелы,
Веко выглодала даль,
И впилась в худое тело Спаса кроткого печаль.

1914
читает Р.Клейнер

Есенин Сергей Александрович (1895-1925)
Есенин! Золотое имя. Убитый отрок. Гений земли Русской! Никто еще из Поэтов, приходивших в этот мир, не обладал такой духовной силой, чарующей, всевластной, захватывающей душу детской открытостью, нравственной чистотой, глубинной болью-любовью к Отечеству! Над его стихами столько пролито слёз, столько людских душ сочувствовало и сопереживало каждой Есенинской строке, что если бы это было подсчитано – поэзия Есенина перевесила бы любую и намного! Но этот способ оценки землянам недоступен. Хотя с Парнаса можно бы углядеть – никого еще так не любил народ! Со стихами Есенина шли в бой в Отечественную, за его стихи – шли на Соловки, его поэзия волновала души, как ничья иная… Один Господь знает про эту святую любовь народа к сыну своему. Портрет Есенина втискивают в настенные семейные рамки фотографий, ставят на божницу наравне с иконами…
И ни одного Поэта в России еще не истребляли и не запрещали с таким остервенением и упорством, как Есенина! И запрещали, и замалчивали, и принижали в достоинстве, и грязью обливали – и делают это до сих пор. Невозможно понять – почему?
Время показало: чем выше Поэзия своей тайной светлостью – тем озлобленней завистники-неудачники, и тем больше подражателей.
Еще об одном великом Божьем даре Есенина – читал свои стихи так же неповторимо, как создавал. Они так звучали в его душе! Оставалось лишь произнести. Все бывали потрясены его чтением. Заметьте, великие Поэты всегда умели неповторимо и наизусть читать свои стихи – Пушкин и Лермонтов… Блок и Гумилёв… Есенин и Клюев…Цветаева и Мандельштам… Так что, юные господа, стихотворец мямлящий свои строки по бумажке со сцены – не Поэт, а любитель… Поэт может многое не уметь в своей жизни, но только не это!
Последнее стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья…» – еще одна тайна Поэта. В этом же 1925 году есть другие строки: «Не знаешь ты, что жить на свете стоит!»

Да, в пустынных городских переулках к легкой Есенинской походке прислушивались не только бездомные собаки, «братья меньшие», но и большие недруги.
Мы должны знать истинную правду и не забывать, как по-детски запрокинулась его золотая голова… И снова слышится его последний выхрип:

«Дорогие мои, хор-рошие…»

Есенин всю свою жизнь писал на различные темы. Каждый раз в своих строчках он описывал то что с ним произошло. В его стихотворениях можно увидеть описание природы, разных людей и творения на протяжении многих лет. В поэме “Сторона ль моя, сторонка” автор показывает насколько ему дорога его родина.

В каждой строчке можно увидеть боль и разочарование по родной земле. Как ему в этот момент хочется оказаться на ней. В нем описывается странник который создал Господь, а Божья матерь снова идет на жертвы ради своего сына. Далее постают образы людей которые приносят веру и надежду в божий храм. После этого можно увидеть образы пыльных и уставших людей, которые устали от привычной жизни и хотят увидеть просветление в их мире.

Чахнет старая церквушка,
В облака закинув крест.

Это стихотворение написано в 1914 году. Поэтический персонаж с нежностью и сочувствием показывает «грустные места» и малоурожайную почву. По произведению можно увидеть маленькую деревню, которая стоит на окраине леса. В этой деревне живут бедные старики и верят в чудо которое должно произойти. Живописный метод предназначается средством, содержащим бедный монастырь в перечень умеренных, ничем не приметных предметов природного мира. Красочной жанровой приметой текста стало применение лексики. Сообщая неповторимый колорит. Это можно увидеть в таких строчках: “И запольная кукушка”, “старая церквушка” и другие.

Картинка к стихотворению Сторона ль моя сторонка

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Есенина Голубая кофта синие глаза

Под конец своей жизни Есенин начал писать маленькие стихотворения. Насчитывается больше десятка таких маленьких произведений, одним из них является стихотворение «Голубая кофта…».

Анализ стихотворения Никитина Встреча зимы

Стихотворение “Встреча зимы”, написано в 1854 году. Его создателем является знаменитый русский писатель Никитин Иван Саввич. Этот поэт знаменит своими простыми, легкими и интересными произведениями, написанными для детей.

Анализ стихотворения Фета В дымке невидимке

Фет написал “В дымке-невидимке” в апреле 1873 года. В данном произведении чувствуется печаль и грусть самого автора. Он описывает вишневый сад и вечерний звон. В его стихотворении всегда ярко выражается образ природы.

Анализ стихотворения Блока О прекрасной даме

Александра Блока не зря называли поэтом-символистом, потому что ему довелось жить именно в то время, когда в обществе яро пересматривались устоявшиеся ценности и менялись главные жизненные принципы. И каково же было удивление

Анализ стихотворения Бальмонта Будем как солнце

Стихотворение «Будем, как Солнце!» Константин Бальмонт написал, когда ему было около 36 лет. Молодость уже прошла, наступила пора зрелости. И поэт с тоской вспоминает свою юность, то время, когда человек испытывает самые яркие

Сторона ль моя, сторонка,
Горевая полоса.
Только лес, да посолонка,
Да заречная коса…

Чахнет старая церквушка,
В облака закинув крест.
И забольная кукушка
Не летит с печальных мест.

По тебе ль, моей сторонке,
В половодье каждый год
С подожочка и котомки
Богомольный льется пот.

Лица пыльны, загорелы,
Веко выглодала даль,
И впилась в худое тело
Спаса кроткого печаль.

Анализ стихотворения Есенина «Сторона ль моя, сторонка…»

В первых есенинских сборниках моделируется особое художественное пространство: размеренная жизнь патриархальной деревни подчиняется законам природы и православной веры. В изображениях крестьянского быта есть место не только для живописного пейзажа или картин праздничных гуляний, но и для прозаических подробностей вроде тараканов или яичной скорлупы.

Неуловимое или зримое присутствие божественных сил – важная особенность деревенского топоса Есенина. Неземные образы просты и конкретны: Господь является старому страннику в образе нищего, а Богоматерь, несущая сына на руках, снова приносит высокую жертву, обрекая дитя на гибель ради спасения земного мира.

Тематика и идейное наполнение художественного текста 1914 г. соответствует основным тенденциям ранней есенинской лирики. За риторическим обращением к родному краю следует пейзажная зарисовка. Лирический герой с нежностью и сочувствием изображает «печальные места», малоурожайную землю: недалеко от леса и речки притулилась деревня, из построек которой упомянута лишь небольшая церковь. К олицетворенному образу последней автор применяет глагольную метафору «чахнет». Художественный прием служит средством, включающим небогатый храм в перечень скромных, ничем не примечательных объектов природного мира. Несомненна связь образа с божественным началом: крест, венчающий здание, доходит до облаков. Потомки тех, кто обосновался на скудной земле, не могут похвастаться достатком, но живут по мудрым законам предков, в согласии с природой и православными традициями – такова глубинная мысль, обобщающая зарисовку.

Во второй части текста появляются богомольцы – персонажи, причастные к таинствам веры, носители истинных религиозных чувств. Их образы также «вырастают» из природного окружения: после упоминания о весеннем половодье возникает метонимическая, подчеркнуто прозаическая деталь – пот. Интересно, что он льется не с лиц или тел странников, а с их атрибутов: посошков и котомок. Портрет путников дается в финальном эпизоде. Изображение худых, загорелых и запыленных лиц, измученных долгой дорогой, дополнено метафорой «выглодала». Троп аналогичной структуры сообщает о христианском смирении, сближающим характеры персонажей с кротким образом Спасителя.

Анализ стихотворения Есенина «Сторона ль ты моя, сторона!…»

Стихотворение «Сторона ль ты моя, сторона. » написано в 1921 году. В нем Есенин рисует мрачную картину беспросветной действительности. Время действия — дождливая осень, когда тяжелое небо кажется словно из олова сделанным.

Лирический герой идет по весьма условному городу. Никаких намеков на конкретный населенный пункт в тексте нет. Персонажу настолько не нравится окружающая реальность, что во второй строфе он замечает: Нет, уж лучше мне не смотреть, Чтобы вдруг не увидеть хужего. Продрогший фонарь с безгубой головой, освещающий безрадостную

Видения и кошмары, посещающие героя произведения, возникают не без его участия. Бездушно возвышается он над землей, то мигая, то хохоча. Зловещему образу фонаря противопоставлен образ колокольни. Если его искусственный свет — от лукавого, то ее свет невидимый, духовный — от бога.

Город в стихотворении — мертвый мир, похожий на чистилище, где дома напоминают скелеты. Некоторые их обитатели пребывают в счастливом неведении. Есть и такие, как лирический герой, кто удостоился прозрения. Вот только персонажу стихотворения радости полученные

Сердце подсказывает ему единственно возможный выход из сложившейся ситуации — смерть.

Стихотворение «Сторона ль ты моя, сторона. » связано с циклом «Москва кабацкая», работа над которым началась в 1921 году. В рассматриваемом тексте нет упоминаний о питейных заведениях и пагубных привычках лирического героя. Тем не менее, кошмары, порожденные сознанием персонажа произведения, вполне могли быть следствием злоупотребления алкоголем.

С «Москвой кабацкой» стихотворение также объединяет мрачная атмосфера безысходности. Кроме того, текст связан с ранним творчеством Есенина. Речь идет о его произведении «Сторона ль моя, сторонка…», написанном в 1914 году.

В нем говорится явно о сельской местности. Скорей всего, имеется в виду родное село поэта Константиново. Оно описывается как печальный край, «горевая полоса».

Над землей этой возвышается старая церквушка, «в облака закинув крест». Сравнение двух стихотворений помогает понять изменения, произошедшие за семь лет в сознании Есенина. Одно из ключевых: если сначала родиной поэт считал деревенскую местность, то впоследствии ее место занял город.

Дайджест:

Анализ стихотворения С — А — Есенина «Гой ты, Русь моя родная!… — -» анализ стихотворения есенина гой Подготовка к ЕГЭ: Сочинение Анализ стихотворения С. А. Есенина «Гой ты, Русь моя родная!…..» анализ стихотворения есенина гой Стихотворение «Гой ты, Русь моя родная…» написано Есениным в 1914 году, когда. .

Анализ стихотворения Есенина «Мне осталась одна забава…» Жизнь в Москве кардинально изменила Сергея Есенина, который приехал в столицу простым деревенским пареньком. Однако уже через несколько лет он почувствовал вкус свободы и первых литературных успехов, обзавелся модной одеждой. .

Анализ стихотворения Есенина «Душа грустит о небесах…» Написанное в 1919 году стихотворение «Душа грустит о небесах…» изначально было адресовано Александру Борисовичу Кусикову — одному из лидеров имажинистского движения. С ним Есенин познакомился после Великой Октябрьской революции. Друзья-поэты. .

Анализ стихотворения Есенина «Буря» Стихотворение «Буря» изначально предназначалось для публикации в журнале «Млечный Путь». Издание объединяло группу крестьянских писателей, входивших в Суриковский литературно-музыкальный кружок. Он существовал в период с 1872 по 1921 год. Его. .

Анализ стихотворения Есенина «В хате» Написанное в 1914 году стихотворение «В хате» — превосходный образец бытовой зарисовки о деревенской жизни. Произведение это многие критики, современники Есенина, оценили по достоинству сразу же после выхода в печать. .

Анализ стихотворения Есенина «Чары» Для лирики Есенина характерно использование свойственных народному творчеству образов труда, животных, природы. Подтверждение тому можно найти в большом количестве стихотворений. Среди них — «Чары», произведение, относящееся к ранней лирике и. .

Анализ стихотворения Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных…» Покидая родное село Константиново, Сергей Есенин мысленно прощался не только с родителями, но и с любимой девушкой. Позже супруга поэта Софья Толстая признается, что в юности Есенин был тайно влюблен. .

Анализ стихотворения Есенина «Сосна и река» Во время получения образования в церковно-приходской школе, располагавшейся в селе Спас-Клепики, Есенин подружился с Гришей Панфиловым — сыном местного приказчика, учившимся на год старше. Будущий поэт часто бывал у него. .

Анализ стихотворения Есенина «Клен ты мой опавший…» Стихотворение «Клен ты мой опавший…». Восприятие, толкование, оценка Стихотворение «Клен ты мой опавший…» было написано С. А. Есениным в 1925 году, в период, когда он находился в пси­хиатрической клинике I. .

Анализ стихотворения Есенина «Песнь о хлебе» Стихотворение «Песнь о хлебе» относится к позднему творчеству Есенина, точная дата его написания неизвестна. По мнению большинства исследователей, произведение создано в районе 1920-21 гг. В нем отразилось беспокойство поэта о. .

Анализ стихотворения «Письмо к матери» Есенина Письмо к матери Стихотворение «Письмо к матери» посвящено не только и не столько конкретному человеку, сколько собирательному образу матери или даже матери — Родине. Сергей Есенин создал культ родного дома. .

Анализ стихотворения Есенина «Весенний вечер» В 1912 году Сергей Есенин приехал покорять Москву, однако удача улыбнулась молодому поэту не сразу. Пройдет еще несколько лет прежде, чем его первое стихотворение будет опубликовано в столичном журнале. Пока. .

Анализ стихотворения Есенина «Край любимый! Сердцу снятся…» Стихотворение «Край любимый! Сердцу снятся…». Восприятие, толкование, оценка Стихотворение «Край любимый! Сердцу снятся…» было на­писано С. А. Есениным в 1914 году. Основная тема произведе­ния — тема Родины. Мы можем отнести. .

Анализ стихотворения Есенина «Королева» У Сергея Есенина было много женщин, и сам поэт неоднократно признавался, что потерял число своим любовницам. Однако впервые он испытал всепоглощающее и сладостное чувство любви в 15 лет, увлекшись своей. .

Анализ стихотворения Есенина «Восход солнца» Пейзажная зарисовка «Восход солнца» относится к периоду между 1911 и 1912 гг. Впервые она была опубликована после смерти Есенина — в 1959-ом. Стихотворение появилось в газете «Чарджоуская правда» в рамках. .

Анализ стихотворения Есенина «Прощай, родная пуща…» Стихи Есенина, приехавшего в Петроград в 1915 году и читавшего там свои произведения Блоку, Клюеву, Городецкому и прочим известным поэтам, стали для литературного общества того времени настоящим глотком свежего воздуха. .

Анализ стихотворения Есенина «Пой же, пой. На проклятой гитаре…» Начало двадцатых годов ознаменовалось для Есенина серьезным душевным кризисом, в значительной степени обусловленным разочарованием в Великой Октябрьской революции и власти большевиков. Трагическое мироощущение поэта нашло отражение в цикле «Москва кабацкая». .

Анализ стихотворения Есенина «Ах, как много на свете кошек…» В 1925 году в письме матери Софья Андреевна Толстая, третья и последняя супруга Есенина, отмечала, что у ее мужа есть «две прекрасные черты — любовь к детям и животным». Если. .

Анализ стихотворения Есенина «Ночь « Свои первые стихи Сергей Есенин начал писать в подростковом возрасте, и многие из них впоследствии были опубликованы. Естественно, что простой сельский парень в первую очередь посвящал рифмованные строки родному селу. .

Анализ стихотворения Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…» Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…». Восприятие, толкование, оценка Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу..» было написа­но С. А. Есениным в 1921 году. Жанр его — элегия, стихотворе­ние. .

Анализ стихотворения С. А. Есенина «Топи да болота» С. А. Есенин называл себя «последним поэтом деревни». Он любил русскую деревню, сельский труд, природу. Природа была для поэта стимулом творчества, поэтому большинство лирических произведений Сергея Александровича посвящены родному краю. .

Анализ стихотворения Есенина «Береза» Поэта Сергея Есенина не зря называют певцом России, так как в его творчестве образ родины является ключевым. Даже в тех произведениях, где описываются загадочные восточные страны, автор все время проводит. .

Анализ стихотворения Есенина «Гой ты, Русь, моя родная…» Поэту Сергею Есенину довелось побывать во многих странах мира, однако он неизменно возвращался в Россию, считая, что именно здесь находится его дом. Автор множества лирических произведений, посвященных родине, не был. .

Анализ стихотворения Есенина «В этом мире я только прохожий…» В своих последних произведениях Сергей Есенин нередко затрагивал тему жизни и смерти, так как предчувствовал, что его дни сочтены. Автор задавался вопросом о том, зачем он вообще появился на свет. .

Анализ стихотворения Есенина «О Русь, взмахни крылами…» Есенин с восторгом принял февральскую революцию, считая ее началом возрождения родной страны и освобождения простого народа из-под многовекового гнета. Следствием этого стал необыкновенный творческий подъем. В течение нескольких месяцев после. .

Анализ стихотворения Есенина ВОТ ОНО, ГЛУПОЕ СЧАСТЬЕ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ С. А. ЕСЕНИНА ВОТ ОНО, ГЛУПОЕ СЧАСТЬЕ. ВОСПРИЯТИЕ, ТОЛКОВАНИЕ, ОЦЕНКА Стихотворение «Вот оно, глупое счастье…» было написано С. А. Есениным в 1918 году. Это лирическое размышление по­эта о. .

Анализ стихотворения Есенина «Поет зима — аукает» Одно из самых первых произведений Сергея Есенина, известное широкой публике под названием «Поет зима — аукает», было написано в 1910 году, когда автору едва исполнилось 15 лет. Опубликовал его поэт. .

Анализ стихотворения Есенина «Поэт» Выбирая литературную стезю, Сергей Есенин очень четко представлял, с чем именно ему придется столкнуться. Шансов на то, что он действительно станет выдающимся поэтом, было не так уж много. И будущее. .

Анализ стихотворения Есенина «Никогда я не был на Босфоре…» В 1921 году Есенин совершил путешествие в Среднюю Азию, которое произвело на него неизгладимое впечатление. Поездка в Туркестан — первое соприкосновение поэта с богатой восточной культурой и природой. Впоследствии она. .

Анализ стихотворения Есенина «Упоенье — яд отравы…» С Николаем Сардановским Сергей Есенин познакомился еще до того, как перебрался в Москву. Позже дружба поэта и учителя музыки возобновилась, и в 1914 году Есенин посвятил своему приятелю стихотворение «Упоенье. .

Анализ стихотворения Есенина С. А. «Отговорила роща золотая» Стихотворение «Отговорила роща золотая» харак­терно для есенинской пейзажной лирики последних лет. В нем уже нет тех эпитетов и метафор, конкретно связанных с рели­гиозной тематикой, которые были столь широко распростра­нены в. .

Анализ стихотворения Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…» Есть люди, которые любят зиму или же мечтают о солнечном лете. Поэт Сергей Есенин с одинаковым восторгом воспринимал любое время года, считая, что природа прекрасна в любом своем проявлении. Именно. .

Анализ стихотворения Есенина «Неуютная жидкая лунность…» Сергей Есенин по праву считается поэтом русского села, так как именно его он воспевает во многих своих произведениях. Однако в последние годы жизни его творчество кардинально изменилось, и связано это. .

Анализ стихотворения Есенина «Лисица» Мир животных в лирике Есенина занимает особенное место. Поэт часто писал о братьях наших меньших — причем не только об одомашненных, но и о диких. Подобные стихотворения отличаются глубоким пониманием. .

Анализ стихотворения Есенина «Черная, потом пропахшая выть. » Первые годы жизни в Москве стали для Есенина настоящим испытанием. Он не мог привыкнуть к широким столичным улицам, постоянному шуму толпы и необходимости заводить новые знакомства с людьми, которые могли. .

Анализ стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу» Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…» Грустные философские размышления о быстро­течности жизни характерны для всего творчества Сергея Есенина. Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…» написано, когда автору было всего. .

Анализ стихотворения Есенина «Гори, звезда моя, не падай…» Стихотворение «Гори, звезда моя, не падай…» относится к поздней лирике Есенина, для которой характерны пессимистические настроения и предчувствие близкой смерти. В рассматриваемом тексте герой тоскует по ушедшей молодости, предсказывает собственную. .

Анализ стихотворения Есенина «Не ругайтесь! Такое дело!…» Начало 1920-х годов ознаменовалось для Есенина пересмотром отношения к теме города и деревни. Поэт стремился быть полезным крестьянству, но не находил среди представителей этого сословия своих читателей. Послереволюционная деревня предпочитала. .

Анализ стихотворения Есенина «Русь « Юный Есенин был максималистом, поэтому мечтал о том, что настанут счастливые времена, когда русские села станут по-настоящему зажиточными. К 1914 году, когда поэтом было написано стихотворение «Русь», идеи свержения самодержавия. .

Анализ стихотворения Есенина «Заметался пожар голубой…» В августе 1923 года Есенин вернулся в Москву после путешествия по Соединенным Штатам Америки. К этому времени его скандальный брак с Айседорой Дункан был на грани развода. Практически сразу после. .

Анализ стихотворения С.А. Есенина «Снова пьют здесь, дерутся и плачут…»

Скачать сочинение
Тип: Анализ стихотворения

Стихотворение С.А. Есенина «Снова пьют здесь, дерутся и плачут…» (1922) входит в цикл «Москва кабацкая» (1921 – 1924), в котором отразились пессимистичные, упадочнические настроения поэта.
1922 год – время гражданской войны в России. Только недавно свершилась социалистическая революция, в стране произошли огромные перемены, перевернувшие не только привычные устои жизни, но и мировоззрение миллионов людей.
Лирический герой этого стихотворения Есенина размышляет о судьбе своей страны. Этому и посвящено данное произведение, это и является его темой.
«Снова пьют здесь, дерутся и плачут…» имеет свой сюжет. Лирический герой, находясь в кабаке, пьянствуя вместе со всеми, наблюдает за разномастными посетителями. В основном это люди, проигравшие в войне, оставшиеся за бортом жизни:
Снова пьют здесь, дерутся и плачут
Под гармоники желтую грусть.
Проклинают свои неудачи,
Вспоминают московскую Русь.
И что остается этим «неудачникам»? Только заливать свою тоску по «московской Руси» в кабаках, под «желтую грусть» гармоники.
Да и сам герой занимается тем же самым – «опустясь головою, Заливаю глаза вином…». Он боится увидеть «лицо роковое», хочет забыться, хотя бы короткое время о нем не думать. Что же это за «роковое лицо»? Мне думается, что так герой, и сам поэт, характеризует положение его любимой родины, его «голубой Руси» после событий 1917 года. А это положение представляется герою не только плачевным и бедственным, но и «роковым». Употребляя этот эпитет, автор, как мне кажется, предполагает, что Россия идет к своему краху, к какой-то страшной беде.
Но этот эпитет – «роковой» – можно назвать психологическим, передающим состояние лирического героя, его отношение к произошедшим событиям. Мы понимаем, что этот человек тоскует по прошлой Руси, которую, по его мнению, уже никогда не вернуть:
Что-то всеми навек утрачено.
Май мой синий! Июнь голубой!
Не с того ль так чадит мертвячиной
Над пропащею этой гульбой.
А настоящее России герой оценивает очень негативно – как угар и пьянство, как бредовый кошмар, который он наблюдает и в кабаке, и в стране: «Самогонного спирта — река. Гармонист с провалившимся носом Им про Волгу поет и про Чека». Атмосфера, царящая здесь, напоминает какой-то страшный сон: озлобившиеся люди, у которых не осталось ничего святого, разгул нечистой силы, стихии, хаоса: «Что-то злое во взорах безумных, Непокорное в громких речах…»
Герой вспоминает о жертвах, погибших в этой нелепой и бессмысленной войне. Среди них было много совсем еще юных существ («дурашливые, юные»), и они «сгубили свою жизнь сгоряча». Этих «светлых» людей не сравнить с теми, что видятся поэту теперь. Трагически и даже фаталистически звучит последнее четверостишие стихотворения:
Нет! таких не подмять, не рассеять.
Бесшабашность им гнилью дана.
Ты, Рассея моя. Рас. сея.
Азиатская сторона!
В эпитете «азиатская сторона» выражено очень многое. «Азиатское» у Есенина обозначает «дикое», «свирепое», «безрассудное», «безнравственное», «непонятное уму и сердцу». Именно так, на мой взгляд, поэт оценивает современное ему состояние и положение его любимой России. Чтобы подчеркнуть контраст между прошлой и будущей Русью, он ставит рядом чисто русское название «Рассея» и эпитет «азиатская сторона».
Стихотворение наполнено средствами художественной выразительности, которые помогают выразить отношение лирического героя ко всему происходящему, выразить его эмоциональное состояние. Это, прежде всего, метафоры: «гармоники желтую грусть», «не видеть в лицо роковое», «Май мой синий! Июнь голубой!», «чадит мертвячиной», «самогонного спирта — река», «светят наши лучи», «бесшабашность гнилью дана; фразеологические выражения: «заливаю глаза вином».
Кроме того, здесь есть эпитеты: «желтую грусть», «май мой синий! июнь голубой!», «во взорах безумных», «громких речах», «дурашливых, юных».
В синтаксическом плане в стихотворении можно выделить риторические вопросы («Где ж вы те, что ушли далече? Ярко ль светят вам наши лучи?»), восклицательные предложения «Нет! таких не подмять, не рассеять…», «Азиатская сторона!».
Данное стихотворение написано с помощью перекрестной рифмовки, мужской и женской рифмы.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Есенин С.А. / Стихотворения / Анализ стихотворения С.А. Есенина «Снова пьют здесь, дерутся и плачут…»

Смотрите также по произведению “Стихотворения”:

Читайте также:  Анализ стихотворения Еду тихо слышны звоны Есенина
Ссылка на основную публикацию