Анализ стихотворения Сторона ль моя сторонка Есенина

Анализ стихотворения Сторона ль моя сторонка Есенина

Сторона ль моя, сторонка – стихотворение написанное Есениным в 1914 году. В нем проявляется характерные для творчества автора сочетание патриархального уклада с природой родного края. Когда поэт дает зачин стихотворению, вероятнее всего, он говорит именно о своей родной Рязанской области и в подтверждение этого факта могут быть типичные именно для рязанского деревенского говора слова.

В творчестве Есенина, в его лирике, которая взывает и одновременно обращает к теме деревни действует практически неразрывная связка православной веры и русской природы. Церковь, которая закидывает собственный крест в облака, является естественным элементом пейзажа, такое здание не выделяется из него и не кажется чем-то чуждым, даже наоборот, есенинский пейзаж без церкви выглядел бы неполным. Даже если церквушка является чахнущей, она не является чем-то вытесняемым природой, эта церквушка чахнет подобно тому как гниет в лесу пень, то есть совершенно естественным образом продолжая цикл своего бытия.

Увидевшему столицу Есенину пространство деревни кажется бедным и печальным. Такое отношение в дальнейшем будет только развиваться в творчестве поэта, он будет многократно подмечать тусклость и бедность земли, но при этом не станет говорить о духовной скудности. Этот факт также подчеркивается и образами богомольцев, которые льют собственный пот, отправляясь в паломничество.

Именно в богомольцах Есенин видит соль земли, тот самый столп, который является основой для всего здания русской веры и структуры русской земли. Богомольцы представляются как крайне аскетичные люди, которые измождены от жары, а взгляд в даль как бы выглодал веко. Тем не менее, они насыщены духом Спаса, печаль Спаса насыщает худое тело, но такая печаль на самом деле светла и является достижением верующего.

Такие стихи были востребованы в начале предыдущего века и принесли существенную популярность поэту. Многие творческие люди обращали собственный взор в сторону корней русской культуры, хотели отыскать там опору в смутные времена и понять простого русского человека. Есенин в этом смысле являлся ценным источником, который транслировал эти искомые особенности русского духа.

Анализ 2

Многие поэты есенинской эпохи обращались к образам Руси, но выразить этот образ так как делал Сергей Александрович, не могли. К примеру, Блок тоже нередко описывал какую-то бедную и разбитую страну. При этом у него зрелище действительно выглядело печально, а лирический герой практически всегда оказывался каким-то отчужденным странником.

В стихотворении Сторона ль моя, сторонка Есенин тоже обращается к образам какого-то запустения и чего-то подобного. Стихотворение звучит как тягостный вздох, как взгляд полный тоски. Тем не менее, в этих стихах отсутствует мрачная печаль, на самом деле строки также говорят о светлой надежде и даже какой-то духовной радости, которая не редко просачивается сквозь есенинские строки.

По сути, описывается довольно запустелый ландшафт, в котором имеется какой-то недостаток, неустроенность. Для этого чтобы подчеркнуть недостаток используется такое слово как только. Церквушка описывается чахнущей, кукушка и хотела бы улететь, но болеет, поэтому и остается в этом печальном пространстве.

В общем, куда ни посмотри – повсюду какая-то разруха. Тем не менее, в эти края регулярно приходят паломники. Земля держится молитвой этих людей, которые непрестанно продолжают лить свой пот на землю с котомок.

Есенин описывает этих людей как пыльных и загорелых, то есть они провели существенное количество времени в дороге, они много вынесли буквально на физическом уровне, то есть совершили такой своеобразный духовный подвиг, который возвышает в итоге паломника. Подчеркивается телесная худоба, которая наполняется только печалью кроткого Спаса. Таким образом, поэт подчеркивает довольно существенный факт: казалось бы ничего на этой земле, но есть какое-то духовное наполнение, есть какие-то ценности высшего порядка.

Конечно, такое положение дел не ново для Руси и совсем не новым является эксплуатация этой схемы различными людьми, которые хотят оправдать бедность духовностью. Безусловно, Есенин пишет совершенно не об этом, не о том как чахнущая церквушка привлекает все равно паломников. Была бы церквушка процветающей и чистой, паломники также бы ходили и лили свой пот.

Наверное, для того чтобы обладать верным различением таких аспектов, нужно просто чувствовать подобно Есенину. Чувствовать в чем заключается истина подлинной духовности этой земли.

Анализ стихотворения Сторона ль моя сторонка по плану

Сторона ль моя сторонка

Возможно вам будет интересно

Стихотворение Брюсова Антоний впервые появилось в печати в апреле 1905 года. В данном стихотворении затрагиваются темы имеющие большое значение для Брюсова.

Сергей Есенин – необыкновенный любитель творчества. Это человек, который пишет изумительно прекрасные стихи, романтичные, и иногда печальные. В данный момент, Это стихотворение относиться тоже немного к печальному тону произведений

Написано это философское стихотворение Пушкиным в канун своего тридцатилетия. Стихотворение русского классика показывает его философское отношение к жизни. Важно, что оно осознаётся самим поэтом в молодости.

Михаил Лермонтов – человек, который испытывал в своей жизни любовь, столь сильную, что он не смог просто сделать любимого человека – несчастным, только из-за того, что любит ее. Именно потому он решил сообщить

Детское сознание, особенности детской игры всегда привлекали поэтов и творческих людей. Нужно сказать, детское восприятие в целом представляет существенный интерес, так как нередко является гораздо более чистым

Анализ стихотворения Есенина Сторона ль моя сторонка

Анализ стихотворения С. Есенина. “Сторона ль, моя сторнка”

Roma99379 Ученик (113), на голосовании 1 год назад

Сторона ль моя, сторонка,
Горевая полоса.
Только лес, да посолонка,
Да заречная коса.

Чахнет старая церквушка,
В облака закинув крест.
И забольная кукушка
Не летит с печальных мест.

По тебе ль, моей сторонке,
В половодье каждый год
С подожочка и котомки
Богомольный льется пот.

Лица пыльны, загорелы,
Веки выглодала даль,
И впилась в худое тело
Спаса кроткого печаль.
1914

Лия Хамматова Знаток (495) 1 год назад

Чередование женской и мужской рифмы. Рифмовка перекрестная. Размер – четырехстопный хорей.

Aleks Гуру (4519) 12 месяцев назад

Сергей Есенин — Сторона ль моя, сторонка

Storona l moya, storonka,
Gorevaya polosa.
Tolko les, da posolonka,
Da zarechnaya kosa.

Chakhnet staraya tserkvushka,
V oblaka zakinuv krest.
I zabolnaya kukushka
Ne letit s pechalnykh mest.

Po tebe l, moyey storonke,
V polovodye kazhdy god
S podozhochka i kotomki
Bogomolny lyetsya pot.

Litsa pylny, zagorely,
Veko vyglodala dal,
I vpilas v khudoye telo
Spasa krotkogo pechal.

Cnjhjyf km vjz, cnjhjyrf,
Ujhtdfz gjkjcf/
Njkmrj ktc, lf gjcjkjyrf,
Lf pfhtxyfz rjcf///

Xf[ytn cnfhfz wthrdeirf,
D j,kfrf pfrbyed rhtcn/
B pf,jkmyfz rereirf
Yt ktnbn c gtxfkmys[ vtcn/

Gj nt,t km, vjtq cnjhjyrt,
D gjkjdjlmt rf;lsq ujl
C gjlj;jxrf b rjnjvrb
,jujvjkmysq kmtncz gjn/

Kbwf gskmys, pfujhtks,
Dtrj dsukjlfkf lfkm,
B dgbkfcm d [eljt ntkj
Cgfcf rhjnrjuj gtxfkm/

Стихотворение Есенина С.А.
«Сторона ль моя, сторонка. »

“Сторона ль моя, сторонка. “

Сторона ль моя, сторонка,
Горевая полоса.
Только лес, да посолонка,
Да заречная коса.

Чахнет старая церквушка,
В облака закинув крест.
И забольная кукушка
Не летит с печальных мест.

По тебе ль, моей сторонке,
В половодье каждый год
С подожочка и котомки
Богомольный льется пот.

Лица пыльны, загорелы,
Веко выглодала даль,
И впилась в худое тело
Спаса кроткого печаль.

Стихотворение Есенина С.А. – Сторона ль моя, сторонка.

См. также Сергей Есенин – стихи (Есенин С. А.) :

Сторона ль ты моя, сторона.
Сторона ль ты моя, сторона! Дождевое, осеннее олово. В черной луже пр.

Сукин сын
Снова выплыли годы из мрака И шумят, как ромашковый луг. Мне припомни.

Сторона ль моя, сторонка.
Стихотворение Сергея Есенина

Сторона ль моя, сторонка, Горевая полоса. Только лес, да посолонка, Да заречная коса. Чахнет старая церквушка, В облака закинув крест. И забольная кукушка Не летит с печальных мест. По тебе ль, моей сторонке, В половодье каждый год С подожочка и котомки Богомольный льется пот. Лица пыльны, загорелы, Веко выглодала даль, И впилась в худое тело Спаса кроткого печаль.

Сергей Есенин. Сочинения.
Москва: Книжная палата, 2000.

Другие стихи Сергея Есенина

«Сторона ль ты моя, сторона. » С.Есенин

«Сторона ль ты моя, сторона!…» Сергей Есенин

Сторона ль ты моя, сторона!
Дождевое, осеннее олово.
В черной луже продрогший фонарь
Отражает безгубую голову.

Нет, уж лучше мне не смотреть,
Чтобы вдруг не увидеть хужего.
Я на всю эту ржавую мреть
Буду щурить глаза и суживать.

Так немного теплей и безбольней.
Посмотри: меж скелетов домов,
Словно мельник, несет колокольня
Медные мешки колоколов.

Если голоден ты — будешь сытым.
Коль несчастен — то весел и рад.
Только лишь не гляди открыто,
Мой земной неизвестный брат.

Как подумал я — так и сделал,
Но увы! Все одно и то ж!
Видно, слишком привыкло тело
Ощущать эту стужу и дрожь.

Ну, да что же? Ведь много прочих,
Не один я в миру живой!
А фонарь то мигнет, то захохочет
Безгубой своей головой.

Только сердце под ветхой одеждой
Шепчет мне, посетившему твердь:
«Друг мой, друг мой, прозревшие вежды
Закрывает одна лишь смерть».

Анализ стихотворения Есенина «Сторона ль ты моя, сторона!…»

Стихотворение «Сторона ль ты моя, сторона. » написано в 1921 году. В нем Есенин рисует мрачную картину беспросветной действительности. Время действия – дождливая осень, когда тяжелое небо кажется словно из олова сделанным. Лирический герой идет по весьма условному городу. Никаких намеков на конкретный населенный пункт в тексте нет. Персонажу настолько не нравится окружающая реальность, что во второй строфе он замечает:
Нет, уж лучше мне не смотреть,
Чтобы вдруг не увидеть хужего.
Продрогший фонарь с безгубой головой, освещающий безрадостную картину, выглядит в стихотворении как вещь дьявольская. Видения и кошмары, посещающие героя произведения, возникают не без его участия. Бездушно возвышается он над землей, то мигая, то хохоча. Зловещему образу фонаря противопоставлен образ колокольни. Если его искусственный свет – от лукавого, то ее свет невидимый, духовный – от бога. Город в стихотворении – мертвый мир, похожий на чистилище, где дома напоминают скелеты. Некоторые их обитатели пребывают в счастливом неведении. Есть и такие, как лирический герой, кто удостоился прозрения. Вот только персонажу стихотворения радости полученные сокровенные знания не приносят. Более того – он всеми силами пытается о них забыть. Сердце подсказывает ему единственно возможный выход из сложившейся ситуации – смерть.

Стихотворение «Сторона ль ты моя, сторона. » связано с циклом «Москва кабацкая», работа над которым началась в 1921 году. В рассматриваемом тексте нет упоминаний о питейных заведениях и пагубных привычках лирического героя. Тем не менее, кошмары, порожденные сознанием персонажа произведения, вполне могли быть следствием злоупотребления алкоголем. С «Москвой кабацкой» стихотворение также объединяет мрачная атмосфера безысходности. Кроме того, текст связан с ранним творчеством Есенина. Речь идет о его произведении «Сторона ль моя, сторонка…», написанном в 1914 году. В нем говорится явно о сельской местности. Скорей всего, имеется в виду родное село поэта Константиново. Оно описывается как печальный край, «горевая полоса». Над землей этой возвышается старая церквушка, «в облака закинув крест». Сравнение двух стихотворений помогает понять изменения, произошедшие за семь лет в сознании Есенина. Одно из ключевых: если сначала родиной поэт считал деревенскую местность, то впоследствии ее место занял город.

Читайте также:  Анализ стихотворения Запели тесаные дроги Есенина

Слушать стихотворение Есенина Сторона ль моя сторонка

www.esenin.ru

Жизнь моя, иль ты приснилась мне.

  • Список форумовСергей ЕсенинТворчество
  • Изменить размер шрифта
  • Для печати
  • FAQ
  • Регистрация
  • Вход

“Сторона ль ты моя, сторона!”

“Сторона ль ты моя, сторона!”

GAS » 02:08:16, Среда 23 Август 2006

Мне очень понравилось наше обсуждение стихотворения “Сорокоуст”, после которого каждое слово в нем стало играть и нести мне смысл. Но вот еще одно стихотворение таит для меня загадку. Не могу понять, о чем оно. Может, попробуем еще разок все вместе разобраться? Или кому все ясно растолкует о чем тут речь?

Сторона ль ты моя, сторона!
Дождевое, осеннее олово.
В черной луже продрогший фонарь
Отражает безгубую голову.

Нет, уж лучше мне не смотреть,
Чтобы вдруг не увидеть хужего.
Я на всю эту ржавую мреть
Буду щурить глаза и суживать.

Так немного теплей и безбольней.
Посмотри: меж скелетов домов,
Словно мельник, несет колокольня
Медные мешки колоколов.

Если голоден ты — будешь сытым,
Коль несчастен — то весел и рад.
Только лишь не гляди открыто,
Мой земной неизвестный брат.

Как подумал я — так и сделал,
Но увы! Все одно и то ж!
Видно, слишком привыкло тело
Ощущать эту стужу и дрожь.

Ну, да что же! Ведь много прочих,
Не один я в миру живой!
А фонарь то мигнет, то захохочет
Безгубой своей головой.

Только сердце под ветхой одеждой
Шепчет мне, посетившему твердь:
«Друг мой, друг мой, прозревшие вежды
Закрывает одна лишь смерть».

По записям Галины Бениславской датировка – осень 1921г

Анхен » 08:30:16, Среда 23 Август 2006

GAS » 18:54:06, Среда 23 Август 2006

Анхен » 19:22:46, Среда 23 Август 2006

chiffa » 19:27:08, Среда 23 Август 2006

а мне кажется, что это

Нет, уж лучше мне не смотреть,
Чтобы вдруг не увидеть хужего.
Я на всю эту ржавую мреть
Буду щурить глаза и суживать.

Так немного теплей и безбольней.
Посмотри: меж скелетов домов,
Словно мельник, несет колокольня
Медные мешки колоколов.

к тому, что на фоне всего “хужего”, есть нечто, что продолжает двигаться в заданном направлении, делать свое дело. на этом “нечто” все в этой жизни и держится.

GAS » 19:32:18, Среда 23 Август 2006

Анхен » 19:39:08, Среда 23 Август 2006

GAS » 19:48:02, Среда 23 Август 2006

Нет. Я не думаю, что колоколня в стихотворении – просто элемент грустного пейзажа. Что-то она значит.

Посетившему твердь. Может это как-то связано с колоколней?

Анхен » 19:50:25, Среда 23 Август 2006

GAS » 19:57:34, Среда 23 Август 2006

Анхен » 20:01:31, Среда 23 Август 2006

GAS » 20:11:56, Среда 23 Август 2006

Вот нашел.
1 В начале сотворил Бог небо и землю.
2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.
3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
4 И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.
5 И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.
6 И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.]
7 И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.
8 И назвал Бог твердь небом . [И увидел Бог, что это хорошо.] И был вечер, и было утро: день второй.

Вот какой парадокс, оказывается. Твердь это и земля и небо

GAS » 00:56:27, Четверг 24 Август 2006

У Есенина есть и более раннее стихотворение, которое, возможно, стало прототипом обсуждаемого. И в нем вместо колокольни церковь.

Сторона ль моя, сторонка,
Горевая полоса.
Только лес, да посолонка,
Да заречная коса.

Чахнет старая церквушка,
В облака закинув крест.
И забольная кукушка
Не летит с печальных мест.

По тебе ль, моей сторонке,
В половодье каждый год
С подожочка и котомки
Богомольный льется пот.

Лица пыльны, загорелы,
Веки выглодала даль,
И впилась в худое тело
Спаса кроткого печаль.

Анхен » 07:51:22, Четверг 24 Август 2006

Катерина » 08:57:19, Четверг 24 Август 2006

«Сторона ль моя сторонка. » – Сергей Есенин

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Сторона ль моя, сторонка,

Только лес, да посолонка,

Да заречная коса.

Чахнет старая церквушка,

В облака закинув крест.

И забольная кукушка

Не летит с печальных мест.

По тебе ль, моей сторонке,

В половодье каждый год

С подожочка и котомки

Богомольный льётся пот.

Лица пыльны, загорелы,

Веко выглодала даль,

И впилась в худое тело

Спаса кроткого печаль.

Описание произведения.

В произведении «Сторона ль моя сторонка. » Сергей Есенин отходит от идиллического изображения своей Родины. Русь в этом стихотворении выглядит бедной и печальной. «Сторона ль моя сторонка / Горевая полоса / Только лес, да посолонка, / Да заречная коса. », — нет ничего, что намекало бы на богатство и достаток родных мест, поэтому Есенин использует эпитет «горевая». Слово «посолонка» обозначает тощую, малоурожайную землю. Однако это слово может быть так же образовано от посолонь (по солнцу) — Названия направления движения молящихся во время крестного хода.

Нищая родина обращена к нематериальному богатству, к духовному миру. Об этом говорит образ церквушки, возникающий во второй строфе: «Чахнет старая церквушка, / В облака закинув крест». Есенин с помощью олицетворения («чахнет») выражает своё сочувствие церкви, относится к ней, как к живому существу. Образ церквушки связан с духовной реальностью, поскольку крест на ней доходит до самых облаков. Неясной является символика кукушки: «И забольная кукушка / Не летит с печальных мест». Слово забольный ассоциируется с болезнью, а кукушка — с образом судьбы. Заболевшая птица, возможно, потеряла голос и возможность летать, что намекает на скорое разрушение «печальных мест».

Однако нищета не умаляет стремление народа к Христу, к духовному миру: «По тебе ль, моей сторонке, / В половодье каждый год / С подожочка и котомки / Богомольный льётся пот». Слово «половодье» намекает на весну и на главный христианский праздник Воскресения Христова.(Мф.28; Мк.16; Лк.24; Ин.20). Богомольцы идут в церковь, чтобы помолиться и порадоваться чуду избавления от смерти и приходу к жизни, к небу. Интересно, что «пот» источают не тела паломников, а «подожочки» (трости) и «котомки». Есенин будто говорит читателю, что к Богу устремлены даже неживые вещи.

Общий портрет богомольцев поэт даёт в последней строфе: «Лица пыльны, загорелы, / Веко выглодала даль». Паломники, подобно природе, бедные, печальные и страждущие. Слово «выглодала» навевает ощущение смерти. Однако в этой несчастной доле Есенин видит красоту – образ богомольцев вбирает в себя черты Спасителя: «И впилась в худое тело / Спаса кроткого печаль». Паломники и есенинская родина идут по пути Христа, а значит не за горами их воскресение.

История создания.

Стихотворение «Сторона ль моя сторонка. » датирована 1914 годом. Произведение написано под воздействием детских впечатлений Есенина о долгих путешествиях с бабушкой в монастырь на церковные праздники: «Помню: лес, большая канавистая дорога. Бабушка идет в Радовецкий монастырь, который от нас верстах в 40. Я, ухватившись за её палку, еле волочу от усталости ноги, а бабушка всё приговаривает: “Иди, иди, ягодка, Бог счастье даст”».

Бабушка поэта была очень набожной женщиной, сочувствующей богомольцам и каликам: «Часто собирались у нас дома слепцы, странствующие по сёлам, пели духовные стихи о прекрасном рае, о Лазаре, о Миколе и о Женихе, светлом госте из града неведомого». Многие мотивы и образы в раннем творчестве Есенина были заимствованы из духовных стихов калик.

Отношение автора к вере.

Проблема религиозных взглядов Есенина часто вставала перед исследователями и по сей день является нерешённой. Поэт сам не раз писал, что не верил в Бога. Богоборческие мотивы в некоторых произведениях Есенина также говорят в пользу его атеизма.

Однако в произведениях автора нередко появляются аллюзии на Священное писание. Особенно часто поэт использует их в раннем своём творчестве, которое отражает его крестьянское мировидение – синкретичное, не разделяющее мир Библии и повседневную реальность. Юный автор писал: «Христос для меня совершенство. Но я не так верую в него, как другие. Те веруют из страха: что будет после смерти? А я чисто и свято, как в человека, одарённого светлым умом и благородною душою, как в образец в последовании любви к ближнему». Поэт обходит вниманием Божественность Христа, делая акцент на любви к ближнему. Также в молодости Есенин мечтал о единстве всего человечества («все люди – одна душа») и в ранних своих стихах воплощал идею совершенного мира, связанную с христианским идеалом незримого Божьего Града.

Хотя Есенин и писал о своём неверии, поддавшись идеологической пропаганде, но евангельскую заповедь о любви к ближнему он пронёс через всю жизнь. Во время гражданской войны, когда другие писатели призывали стрелять и не отступать, Есенин писал, что лучше умереть, чем: «с любимой поднять земли / В сумасшедшего ближнего камень».

В своём позднем творчестве поэт отходит от явного использования христианской символики. По словам литературного критика Г. Покровского: «Внутренняя религиозность, принявшая более тонкие и неясные формы, у него осталась. Мистику, вскормленную народной религией, он пронёс через бури революции и незаметно вкрапливает её тончайшие формы в безобидные, красивые, нежные стихи».

Биография.

Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября (3 октября) 1895 года в с. Константиново Рязанской губернии в семье крестьянина. Учился Есенин в местном земском училище (1904-1909), затем до 1912 года — в церковно-приходской школе. В 1913 году поступил в городской народный университет Шанявского в Москве. Впервые стихотворения поэта были опубликованы в 1914 году.

Читайте также:  Анализ стихотворения Дед Есенина

В Петрограде Есенин читает свои стихи Александру Блоку и другим поэтам. Сближается с группой «новокрестьянских поэтов», и сам увлекается этим направлением. После публикации первых сборников («Радуница»,1916 г.) поэт получает широкую известность. Начиная с 1914 г. Сергей Александрович печатается в детских изданиях, пишет стихи для детей. К нему приходит настоящая популярность, его приглашают на различные поэтические встречи.

В 1918-1920 годах Есенин увлекается имажинизмом, выпускает сборники стихов: «Исповедь хулигана» (1921), «Трерядница» (1921), «Стихи скандалиста» (1923), «Москва кабацкая» (1924).

Был женат трижды. Первый брак заключён с актрисой Театра В. Мейерхольда Зинаидой Райх. Второй — с американской танцовщицей-босоножкой Айседорой Дункан, с которой он путешествует по Европе.

Осенью 1925 года поэт женится на внучке Л. Толстого — Софье Андреевне Толстой. Депрессия, алкогольная зависимость, давление властей послужили причиной лечения поэта в психоневрологической клинике.

В конце декабря 1925 года, после побега из клиники, Есенин приезжает в Ленинград. 28 декабря поэта обнаруживают мёртвым, повесившимся в номере гостиницы «Англетер». Исследования последних лет считают самоубийство Есенина инсценировкой давно уже следивших за поэтом сотрудников НКВД.

Автор текста: Горюнов Валерий Валерьевич.

Анализ стихотворения есенина сторона ль моя сторонка.

«Сторона ль моя, сторонка…» Сергей Есенин

Сторона ль моя, сторонка,
Горевая полоса.
Только лес, да посолонка,
Да заречная коса…

Чахнет старая церквушка,
В облака закинув крест.
И забольная кукушка
Не летит с печальных мест.

По тебе ль, моей сторонке,
В половодье каждый год
С подожочка и котомки
Богомольный льется пот.

Лица пыльны, загорелы,
Веко выглодала даль,
И впилась в худое тело
Спаса кроткого печаль.

Анализ стихотворения Есенина «Сторона ль моя, сторонка…»

В первых есенинских сборниках моделируется особое художественное пространство: размеренная жизнь патриархальной деревни подчиняется законам природы и православной веры. В изображениях крестьянского быта есть место не только для живописного пейзажа или картин праздничных гуляний, но и для прозаических подробностей вроде тараканов или яичной скорлупы.

Неуловимое или зримое присутствие божественных сил – важная особенность деревенского топоса Есенина. Неземные образы просты и конкретны: Господь является старому страннику в образе нищего, а Богоматерь, несущая сына на руках, снова приносит высокую жертву, обрекая дитя на гибель ради спасения земного мира.

Тематика и идейное наполнение художественного текста 1914 г. соответствует основным тенденциям ранней есенинской лирики. За риторическим обращением к родному краю следует пейзажная зарисовка. Лирический герой с нежностью и сочувствием изображает «печальные места», малоурожайную землю: недалеко от леса и речки притулилась деревня, из построек которой упомянута лишь небольшая церковь. К олицетворенному образу последней автор применяет глагольную метафору «чахнет». Художественный прием служит средством, включающим небогатый храм в перечень скромных, ничем не примечательных объектов природного мира. Несомненна связь образа с божественным началом: крест, венчающий здание, доходит до облаков. Потомки тех, кто обосновался на скудной земле, не могут похвастаться достатком, но живут по мудрым законам предков, в согласии с природой и православными традициями – такова глубинная мысль, обобщающая зарисовку.

Во второй части текста появляются богомольцы – персонажи, причастные к таинствам веры, носители истинных религиозных чувств. Их образы также «вырастают» из природного окружения: после упоминания о весеннем половодье возникает метонимическая, подчеркнуто прозаическая деталь – пот. Интересно, что он льется не с лиц или тел странников, а с их атрибутов: посошков и котомок. Портрет путников дается в финальном эпизоде. Изображение худых, загорелых и запыленных лиц, измученных долгой дорогой, дополнено метафорой «выглодала». Троп аналогичной структуры сообщает о христианском смирении, сближающим характеры персонажей с кротким образом Спасителя.

Есенин С. А.
“Сторона ль моя, сторонка. “

Сторона ль моя, сторонка,
Горевая полоса.
Только лес, да посолонка,
Да заречная коса.
Чахнет старая церквушка,
В облака закинув крест.
И забольная кукушка
Не летит с печальных мест.
По тебе ль, моей сторонке,
В половодье каждый год
С подожочка и котомки
Богомольный льется пот.
Лица пыльны, загорелы,
Веко выглодала даль,
И впилась в худое тело Спаса кроткого печаль.

1914
читает Р.Клейнер

Есенин Сергей Александрович (1895-1925)
Есенин! Золотое имя. Убитый отрок. Гений земли Русской! Никто еще из Поэтов, приходивших в этот мир, не обладал такой духовной силой, чарующей, всевластной, захватывающей душу детской открытостью, нравственной чистотой, глубинной болью-любовью к Отечеству! Над его стихами столько пролито слёз, столько людских душ сочувствовало и сопереживало каждой Есенинской строке, что если бы это было подсчитано – поэзия Есенина перевесила бы любую и намного! Но этот способ оценки землянам недоступен. Хотя с Парнаса можно бы углядеть – никого еще так не любил народ! Со стихами Есенина шли в бой в Отечественную, за его стихи – шли на Соловки, его поэзия волновала души, как ничья иная… Один Господь знает про эту святую любовь народа к сыну своему. Портрет Есенина втискивают в настенные семейные рамки фотографий, ставят на божницу наравне с иконами…
И ни одного Поэта в России еще не истребляли и не запрещали с таким остервенением и упорством, как Есенина! И запрещали, и замалчивали, и принижали в достоинстве, и грязью обливали – и делают это до сих пор. Невозможно понять – почему?
Время показало: чем выше Поэзия своей тайной светлостью – тем озлобленней завистники-неудачники, и тем больше подражателей.
Еще об одном великом Божьем даре Есенина – читал свои стихи так же неповторимо, как создавал. Они так звучали в его душе! Оставалось лишь произнести. Все бывали потрясены его чтением. Заметьте, великие Поэты всегда умели неповторимо и наизусть читать свои стихи – Пушкин и Лермонтов… Блок и Гумилёв… Есенин и Клюев…Цветаева и Мандельштам… Так что, юные господа, стихотворец мямлящий свои строки по бумажке со сцены – не Поэт, а любитель… Поэт может многое не уметь в своей жизни, но только не это!
Последнее стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья…» – еще одна тайна Поэта. В этом же 1925 году есть другие строки: «Не знаешь ты, что жить на свете стоит!»

Да, в пустынных городских переулках к легкой Есенинской походке прислушивались не только бездомные собаки, «братья меньшие», но и большие недруги.
Мы должны знать истинную правду и не забывать, как по-детски запрокинулась его золотая голова… И снова слышится его последний выхрип:

«Дорогие мои, хор-рошие…»

Есенин всю свою жизнь писал на различные темы. Каждый раз в своих строчках он описывал то что с ним произошло. В его стихотворениях можно увидеть описание природы, разных людей и творения на протяжении многих лет. В поэме “Сторона ль моя, сторонка” автор показывает насколько ему дорога его родина.

В каждой строчке можно увидеть боль и разочарование по родной земле. Как ему в этот момент хочется оказаться на ней. В нем описывается странник который создал Господь, а Божья матерь снова идет на жертвы ради своего сына. Далее постают образы людей которые приносят веру и надежду в божий храм. После этого можно увидеть образы пыльных и уставших людей, которые устали от привычной жизни и хотят увидеть просветление в их мире.

Чахнет старая церквушка,
В облака закинув крест.

Это стихотворение написано в 1914 году. Поэтический персонаж с нежностью и сочувствием показывает «грустные места» и малоурожайную почву. По произведению можно увидеть маленькую деревню, которая стоит на окраине леса. В этой деревне живут бедные старики и верят в чудо которое должно произойти. Живописный метод предназначается средством, содержащим бедный монастырь в перечень умеренных, ничем не приметных предметов природного мира. Красочной жанровой приметой текста стало применение лексики. Сообщая неповторимый колорит. Это можно увидеть в таких строчках: “И запольная кукушка”, “старая церквушка” и другие.

Картинка к стихотворению Сторона ль моя сторонка

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Есенина Голубая кофта синие глаза

Под конец своей жизни Есенин начал писать маленькие стихотворения. Насчитывается больше десятка таких маленьких произведений, одним из них является стихотворение «Голубая кофта…».

Анализ стихотворения Никитина Встреча зимы

Стихотворение “Встреча зимы”, написано в 1854 году. Его создателем является знаменитый русский писатель Никитин Иван Саввич. Этот поэт знаменит своими простыми, легкими и интересными произведениями, написанными для детей.

Анализ стихотворения Фета В дымке невидимке

Фет написал “В дымке-невидимке” в апреле 1873 года. В данном произведении чувствуется печаль и грусть самого автора. Он описывает вишневый сад и вечерний звон. В его стихотворении всегда ярко выражается образ природы.

Анализ стихотворения Блока О прекрасной даме

Александра Блока не зря называли поэтом-символистом, потому что ему довелось жить именно в то время, когда в обществе яро пересматривались устоявшиеся ценности и менялись главные жизненные принципы. И каково же было удивление

Анализ стихотворения Бальмонта Будем как солнце

Стихотворение «Будем, как Солнце!» Константин Бальмонт написал, когда ему было около 36 лет. Молодость уже прошла, наступила пора зрелости. И поэт с тоской вспоминает свою юность, то время, когда человек испытывает самые яркие

Сергей Александрович Есенин

Сторона ль моя, сторонка,
Горевая полоса.
Только лес, да посолонка,
Да заречная коса…

Чахнет старая церквушка,
В облака закинув крест.
И забольная кукушка
Не летит с печальных мест.

По тебе ль, моей сторонке,
В половодье каждый год
С подожочка и котомки
Богомольный льется пот.

Лица пыльны, загорелы,
Веко выглодала даль,
И впилась в худое тело
Спаса кроткого печаль.

В первых есенинских сборниках моделируется особое художественное пространство: размеренная жизнь патриархальной деревни подчиняется законам природы и православной веры. В изображениях крестьянского быта есть место не только для живописного пейзажа или картин праздничных гуляний, но и для прозаических подробностей вроде тараканов или яичной скорлупы.

Неуловимое или зримое присутствие божественных сил — важная особенность деревенского топоса Есенина. Неземные образы просты и конкретны: Господь является старому страннику в образе нищего, а Богоматерь, несущая сына на руках, снова приносит высокую жертву, обрекая дитя на гибель ради спасения земного мира.

Тематика и идейное наполнение художественного текста 1914 г. соответствует основным тенденциям ранней есенинской лирики. За риторическим обращением к родному краю следует пейзажная зарисовка. Лирический герой с нежностью и сочувствием изображает «печальные места», малоурожайную землю: недалеко от леса и речки притулилась деревня, из построек которой упомянута лишь небольшая церковь. К олицетворенному образу последней автор применяет глагольную метафору «чахнет». Художественный прием служит средством, включающим небогатый храм в перечень скромных, ничем не примечательных объектов природного мира. Несомненна связь образа с божественным началом: крест, венчающий здание, доходит до облаков. Потомки тех, кто обосновался на скудной земле, не могут похвастаться достатком, но живут по мудрым законам предков, в согласии с природой и православными традициями — такова глубинная мысль, обобщающая зарисовку.

Читайте также:  Анализ стихотворения Заметался пожар голубой Есенин

Во второй части текста появляются богомольцы — персонажи, причастные к таинствам веры, носители истинных религиозных чувств. Их образы также «вырастают» из природного окружения: после упоминания о весеннем половодье возникает метонимическая, подчеркнуто прозаическая деталь — пот. Интересно, что он льется не с лиц или тел странников, а с их атрибутов: посошков и котомок. Портрет путников дается в финальном эпизоде. Изображение худых, загорелых и запыленных лиц, измученных долгой дорогой, дополнено метафорой «выглодала». Троп аналогичной структуры сообщает о христианском смирении, сближающим характеры персонажей с кротким образом Спасителя.

Яркой стилевой приметой текста стало использование диалектной лексики. Придавая интонациям произведения оригинальный рязанский колорит, она применяется для характеристики разнородных деталей: почвы, песни кукушки и вещей богомольцев.

Анализ стихотворения Есенина «Сторона ль ты моя, сторона!»

Стихотворение «Сторона ль ты моя, сторона. » написано в 1921 году. В нем Есенин рисует мрачную картину беспросветной действительности. Время действия – дождливая осень, когда тяжелое небо кажется словно из олова сделанным. Лирический герой идет по весьма условному городу. Никаких намеков на конкретный населенный пункт в тексте нет. Персонажу настолько не нравится окружающая реальность, что во второй строфе он замечает: Нет, уж лучше мне не смотреть, Чтобы вдруг не увидеть хужего. Продрогший фонарь с безгубой головой, освещающий безрадостную

Стихотворение «Сторона ль ты моя, сторона. » связано с циклом «Москва кабацкая», работа над которым началась в 1921 году. В рассматриваемом тексте нет упоминаний о питейных заведениях и пагубных привычках лирического героя. Тем не менее, кошмары, порожденные сознанием персонажа произведения, вполне могли быть следствием злоупотребления алкоголем. С «Москвой кабацкой» стихотворение также объединяет мрачная атмосфера безысходности. Кроме того, текст связан с ранним творчеством Есенина. Речь идет о его произведении «Сторона ль моя, сторонка…», написанном в 1914 году. В нем говорится явно о сельской местности. Скорей всего, имеется в виду родное село поэта Константиново. Оно описывается как печальный край, «горевая полоса». Над землей этой возвышается старая церквушка, «в облака закинув крест». Сравнение двух стихотворений помогает понять изменения, произошедшие за семь лет в сознании Есенина. Одно из ключевых: если сначала родиной поэт считал деревенскую местность, то впоследствии ее место занял город.

Сочинения по темам:

Анализ стихотворения Есенина «Вечер, как сажа» В 1912 году Есенин завершил обучение в церковно-приходской школе и покинул отчий дом, чтобы отправиться в Москву. Там он сначала трудился в мясной лавке, потом перешел в типографию Сытина. Его первые стихотворения опубликовал журнал для детей «Мирок». В 1915-м молодой поэт прибыл в Петроград, где познакомился с Блоком, который высоко оценил творчество не так давно […].

Анализ стихотворения Есенина «Мне осталась одна забава» Жизнь в Москве кардинально изменила Сергея Есенина, который приехал в столицу простым деревенским пареньком. Однако уже через несколько лет он почувствовал вкус свободы и первых литературных успехов, обзавелся модной одеждой и превратился во франта. Однако была и обратная сторона медали — сильная тоска по родному селу Константиново, которую молодой поэт пытался заглушить с помощью алкоголя. […].

Анализ стихотворения Есенина «Корова» Стихотворение «Корова» относится к раннему творчеству Есенина. Центральным в нем становится образ животного, которое каждый крестьянин на Руси считал едва ли не самым главным. Корова на протяжении многих веков была основной поилицей и кормилицей. Редкий двор в деревне обходился без нее. Сергей Александрович и поэтизирует, и очеловечивает ее. В анализируемом тексте рассказывается о старой корове, […].

Анализ стихотворения Есенина «Буря» Стихотворение «Буря» изначально предназначалось для публикации в журнале «Млечный Путь». Издание объединяло группу крестьянских писателей, входивших в Суриковский литературно-музыкальный кружок. Он существовал в период с 1872 по 1921 год. Его отцом-основателем считается Иван Захарович Суриков (1841-1880) — русский поэт — самоучка. Одно время членом общества был и молодой Есенин. «Буря» в журнал «Млечный Путь» так […].

Анализ стихотворения Есенина «В хате» Написанное в 1914 году стихотворение «В хате» — превосходный образец бытовой зарисовки о деревенской жизни. Произведение это многие критики, современники Есенина, оценили по достоинству сразу же после выхода в печать. Бухарова отмечала, что строки очаровывают в первую очередь непосредственностью. По ее мнению, Сергей Александрович нашел новые темы, слова, картины. Диалектизмы, встречающиеся в тексте, ей показались […].

Анализ стихотворения Есенина «Чары» Для лирики Есенина характерно использование свойственных народному творчеству образов труда, животных, природы. Подтверждение тому можно найти в большом количестве стихотворений. Среди них — «Чары», произведение, относящееся к ранней лирике и написанное не позднее 1915 года. В центре внимания — весна-царевна. Ее приход — светлый праздник для всех живых существ на земле, ведь начинается особенное время […].

Анализ стихотворения Есенина «Брату человеку» «Больные думы» — рукописный сборник Есенина, состоящий из шестнадцати стихотворений. Создавался он в начале 1910-х годов. Долгое время широкая общественность ничего о нем не знала. Сборник, представляющий собой две сшитые вместе ученические тетради в сиреневых обложках, попал к работникам Рязанского краеведческого музея в 1965 году. До этого рукопись хранилась у Марии Дмитриевны Ильиной. Женщина рассказала, […].

Анализ стихотворения Есенина «Душа грустит о небесах» Написанное в 1919 году стихотворение «Душа грустит о небесах…» изначально было адресовано Александру Борисовичу Кусикову (1896-1977) – одному из лидеров имажинистского движения. С ним Есенин познакомился после Великой Октябрьской революции. Друзья-поэты много времени проводили вместе. Кусиков посвятил Сергею Александровичу стихотворение «Кудри день. – Это ты в гранях города гость…». Вместе они в 1921 году издали […].

Анализ стихотворения Есенина “Сторона ль моя сторонка”пожалуйста

Начну с того, что И.Крылов – великий русский баснописец, произведения которого переведены на многие языка мира и творчеством которого гордится вся наша страна. В своих бессмертных баснях он высмеивает пороки не только своих современников, но и наших с вами.
Иван Андреевич родился в Москве 13 февраля 1769 г. Его отец был офицером. Крылов не получил хорошего образования, так как рано начал работать, потому что семья жила очень бедно.
В 1782 г. Крылов переехал в Петербург, где начал заниматься литературой и иностранными языками.
Его первыми комедиями были «Сочинитель в прихожей», «Бешеная семья» и «Проказники», но они не сделали его известным.

В 1805 г. Иван Андреевич перевел на русский язык две басни Лафонтена, а в 1809 г. он выпустил свою первую книгу басен и сразу стал знаменитым. Великий баснописец учит нас жить по совести, честно смотреть в глаза людям, не лукавить, не хитрить, учит нас жить достойно!

Умер И.Крылов 21 ноября 1844 г.

Росомаха – относится к семейству куньих. Это крупное хищное дикое животное своим видом похожее скорее на медведя или барсука.

Обитает в северной части Евразии и верхней половине Северной Америки. Для обитания росомахе подходят и альпийские луга, и территория покрытая лесами, и тундра.

Животное очень хорошо адаптировано к холодному и суровому климату, даже 50 градусов мороза его не пугают. В условиях дикой природы предпочитает находиться вдали от человека.Вес животного колеблется от 9 до 30 кг. Задние лапы длиннее передних, поэтому тело изогнуто кверху. Хвост короткий, но пушистый. Передвигаться в своей среде обитания росомахе помогают его огромные лапы. Ходит зверь также как медведь – косолапо и имеет длинные крючковатые когти. Челюсть мощная с острыми зубами. Плохое зрение компенсируется отличным слухом и обонянием. Животное густо покрыто длинным и грубым мехом черного и коричневого цвета с золотистой полосой, которая проходит по всему телу. В своей жизни росомаха почти все время занимается охраной своей территории – до 1500-2000 км от других представителей своего пола. И лишь на несколько недель самец и самка сходятся для создания потомства. Росомаха – дикое животное и опасный хищник, в случаях внешнего раздражения становится агрессивным и издает звуки, похожие на хрюканье, рычание, тявканье.

Интересные факты о росомахе 1. Тело росомахи покрыто коричневато-чёрной шерстью с полосами светло-коричневого оттенка, идущими вдоль боков. Шерсть длинная, густая, водонепроницаемая, что позволяет росомахе переносить суровые погодные условия среды её обитания. 2. Это животное отличается коренастым телосложением, коротким хвостом, крупной головой и маленькими ушами. Лапы имеют подушечки и крупные когти, помогающие росомахе ходить по снегу. 3. Росомахи – одиночки, однако им нужно большое пространство для прогулок. За день росомахи преодолевают 15-20 километров, занимаясь поиском еды. Отдельные особи преодолевают 70 километров. 4. Ради пропитания росомахи нападают на стада карибу, питаются также трупами, оставленными хищниками. Из-за потребности в обширной среде обитания росомах можно встретить в отдалённых местах тундры, тайги, а также в арктических лесах. Они предпочитают области ненаселённые людьми. 5. Росомахи отличаются врождённым любопытством, смелостью и жестокостью, а также всеядностью. Летом они едят ягоды, всевозможные растения и съедобные корни, которые составляют всего лишь небольшую часть их рациона. Будучи хищниками, росомахи проходят большие расстояния в поисках своего основного блюда – мяса. 6. Грызуны и кролики – основная и лёгкая добыча росомахи. Однако если предоставляется возможность, они нападают также и на крупных животных, таких как олени и карибу. И как было упомянуто выше, они не брезгуют трупами животных, оставленных другими хищниками. Питание падалью позволяет росомахам пережить зиму, когда еды мало. Росомахи также разрывают снег в поисках зимующих животных. 7. Росомаха – искусно лазит по деревьям и отлично плавает. Это – энергичное животное, которое может проходить большие расстояния, не останавливаясь на отдых. 8. Это ночное животное. Однако при необходимости она может менять режим сна и бодрствования. Подобно медведям у росомахи слабое зрение, однако, слух и обоняние очень хорошие. 9. Самцы метят свою территорию особым запахом, иногда они метят также и запасы пищи. Самцы по своей сути полигамны, поэтому они делят свою территорию с несколькими самками. Хотя росомахи одиночки, члены одной семьи могут устраивать совместные игры. 10. Самки вырывают норы, чтобы произвести на свет детёнышей, которых в одном помёте обычно бывает два или три, либо ранней весной, либо поздней зимой. Детёныши остаются с матерью до двухлетнего возраста, когда они достигают половозрелости для получения собственного потомства.

Ссылка на основную публикацию