Анализ стихотворения Сукин сын Есенина

Анализ лексической структуры стихотворения С. Есенина «Сукин сын»

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТОМСКА ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА № 58 Г. ТОМСКА

Бирюкова ул., Томск, 634062, тел.: 68-13-17, , e-mail: *****@***net

Лингвистические тайны языка

Художественный текст как объект лингвистического анализа.

Анализ лексической структуры стихотворения С. Есенина «Сукин сын»

Выполнила ученица 9 класса Б

г. Томск, ул. , кв.12.

Умение вступать в диалог с текстом – самое увлекательная деятельность, потому что открывает новые возможности для читателя. Текст становится стимулом для понимания авторского замысла и для порождения новых смыслов. Слово – ключ к восприятию, пониманию и интерпретации текста. «Каждое слово (каждый знак) текста выводит за его пределы» (). Лексические средства и лексическая организация текста помогают построить диалог читателя и автора. В связи с эти важна опора на ассоциативные связи слов. Ассоциации – ключ к разгадки тайны текста.

Цель: интерпретация лирического стихотворения посредством анализа лексической структуры текста

Изучение методики анализа лексической структуры текста Анализ лексической структуры художественного теста и интерпретация текста Анализ коллективного ассоциативного поля художественного текста

Метод: анализ ассоциативно-смыслового развертывания текста на основе лексической структуры; ассоциативный эксперимент

В основе смысловой интерпретации художественного текста лежит анализ ассоциативно-смыслового развертывания текста на основе лексической структуры (). Теоретическая основа анализа строится на признании ключевой роли слов, в которых образно отражается и материализуется весь мир художественного произведения. Восприятие, интерпретация, понимание художественного текста осуществляется на основе выявления ключевых слов, формирования ассоциативно-смыслового развёртывания текста, анализа лексических средств и лексической структуры текса.

В качестве единиц анализа выступают ассоциативное поле текста и/или ассоциативно-смысловое поле ключевых слов, которые являются основными элементами авторской картины мира, отражённой в тексте. Характер ассоциативно-смыслового развертывания текста определяет тип лексической структуры текста: контрастивный (контрастное лексическое развертывание текста), усилительный (накопление идейных смыслов текста за счёт многократной их актуализации в ключевых словах), дополнительный.

Общая процедура исследования текста по данной методике включает этапы:

– выявление ключевых слов и выделение текстовых ассоциаций;

– формирование ассоциативно-смыслового поля ключевых слов;

– обобщение наблюдений об идейном смысле текста.

Данная методика опирается на ассоциативное поле ключевых образов и ассоциативное поле целого текста. Коллективное ассоциативное поле текста можно рассматривать как результат диалога читателя с текстом и его автором. Ассоциаты носят, безусловно, индивидуальный характер и зависят от читательской компетенции, поэтому направления ассоциирования являются инвариантными. Тем и интересна интерпретация текста, основанная на ассоциациях. Ассоциаты соотносятся со всеми уровнями художественного текста. К основным относятся те, что связаны с идейным и эмоциональным уровнем текста, с образом автора. В ассоциативной интерпретации текста особенно важна роль лексической структуры текста, которая стимулирует, определяет его ассоциативное поле. Поэтому справедливо суждение известного исследователя : «Каждое слово (каждый знак) текста выводит за его пределы».

Таким образом, ассоциаты отражают ключевые элементы художественного текста и являются результатом читательской деятельности как индивидуальной, так и коллективной. Анализ ассоциативного поля текста открывает новые возможности для читательской интерпретации художественного произведения.

Анализ лексической структуры стихотворения С. Есенина «Сукин сын»

Снова выплыли годы из мрака
И шумят, как ромашковый луг.
Мне припомнилась нынче собака,
Что была моей юности друг.

Нынче юность моя отшумела,
Как подгнивший под окнами клен,
Но припомнил я девушку в белом,
Для которой был пес почтальон.

Не у всякого есть свой близкий,
Но она мне как песня была,
Потому что мои записки
Из ошейника пса не брала.

Никогда она их не читала,
И мой почерк ей был незнаком,
Но о чем-то подолгу мечтала
У калины за желтым прудом.

Я страдал… Я хотел ответа…
Не дождался… уехал… И вот
Через годы… известным поэтом
Снова здесь, у родимых ворот.

Та собака давно околела,
Но в ту ж масть, что с отливом в синь,
С лаем ливистоошалелым
Меня встрел молодой ее сын.

Мать честная! И как же схожи!
Снова выплыла боль души.
С этой болью я будто моложе,
И хоть снова записки пиши.

Рад послушать я песню былую,
Но не лай ты! Не лай! Не лай!
Хочешь, пес, я тебя поцелую
За пробуженный в сердце май?

Поцелую, прижмусь к тебе телом
И, как друга, введу тебя в дом…
Да, мне нравилась девушка в белом,
Но теперь я люблю в голубом.

Стихотворение «Сукин сын» написано Есениным 31 июля 1924. По мнению ряда исследователей творчества поэта, посвящено произведение Анне Сардановской. Считается, этой девушкой Сергей Александрович был сильнее всего увлечен в возрасте

лет пятнадцати-шестнадцати. Может показаться, она своему воздыхателю взаимностью

не отвечала. В «Сукином сыне» говорится, что записки, посылаемые влюбленным юношей, красавицей никогда не читались. В действительности у Есенина были с ней романтические отношения, о которых вспоминали старожилы Константиново, родного села поэта. Молодые люди даже хотели пожениться, но не сложилось. Сергей Александрович называет Анну «девушкой в белом».

Стихотворение «Сукин сын» было написано в поздний период творчества.

Эмоциональная тональность стихотворения: драматическая.

Экспрессия: ностальгия о ушедшей юности, досада, боль, обида, чувства совсем юной любви, горесть, страдание, разочарование, скорбь о прошедшей любви но так же присутствует тепло, радость.

Снова выплыли годы из мрака

И шумят, как ромашковый луг.

Я страдал… Я хотел ответа…
Не дождался… уехал…

Никогда она их не читала,
И мой почерк ей был незнаком.

Важная роль отводится графическим знакам – многоточию и восклицательному знаку. Многоточия говорят о недосказанности, о том, что автор хотел бы еще много написать, но не хочет нас посвящать в глубину своих чувств, будто желает, чтобы мы сами додумали продолжение.

Восклицания усиливают роль сказанного, эмоциональность.

Через сравнения лучше передается настроение автора, его мысли. Сравнения помогают увидеть «истинное лицо» сказанного: «Годы, как ромашковый луг»; «Юность отшумела, как прогнивший клен»; «Она как песня»; «Пес как друг».

Тема стихотворения: безответная ЮНОШЕСКАЯ любовь

Не у всякого есть свой близкий,
Но она мне как песня была,
Потому что мои записки
Из ошейника пса не брала.

Никогда она их не читала,
И мой почерк ей был незнаком.

Идея заключается в том, чтобы мы увидели истинное лицо автора в этом стихотворении. Чтобы рассказать о неразделенной юношеской любви, о горьких, но в то же время теплых воспоминаниях прошедших дней.

Хочешь, пес, я тебя поцелую
За пробуженный в сердце май?

Я страдал… Я хотел ответа…

Смысл заголовка можно раскрыть двояко: автор называет сукиным сыном щенка собаки, но и самого себя. Это можно увидеть, прочитав строки:

Да, мне нравилась девушка в белом,
Но теперь я люблю в голубом.

Образ автора в стихотворении «Сукин сын» – печальный, страдальческий, но подлый…

Ключевым словом является слово «юность», которое ассоциативно связано с идеей стихотворения. Сгруппировав текстовые ассоциации, которые отражают разные образы «юности» и её эмоциональное восприятие автором, можно представить ассоциативно-смысловое поле образа юношеской любви.

Опираясь на ассоциативные связи ключевого образа юности, автор создает образ лирического героя – собака олицетворяется с преданностью, собачьей верностью молодого человека к любимой девушке. Воспоминания о юношеской любви заставляет припомнить боль и страдания, но эти же чувства доставляют и радость. Лирический герой сожалеет о том, что на такую любовь он уже не способен.

Обратимся к анализу коллективного ассоциативного поля стихотворения. В результате эксперимента 65 информантов (100%) отразили свои ассоциации на текст после его прочтения. В ходе анализа смоделировано ассоциативное поле текста:

Девушка в белом -5 %

Печаль, горечь, тоска – 45%

Безответная любовь – 69,4 %

В анализируемом тексте доминируют ассоциаты, отражающие идею стихотворения: безответная любовь – 69,4 %

Второе место по частотности принадлежит ассоциатам, отражающим эмоциональную тональность: печаль, горечь, тоска – 45%

Тематические ассоциаты: воспоминания – 32,2 %, дружба – 28,8 %, юность – 13%, Девушка в белом – 5 %

Ассоциаты, соотносящиеся с образом автора отсутствуют.

При соотношении текстовых и читательских ассоциаций, можно прийти к выводу:

Текстовые ассоциации не совпадают с читательскими, ключевым текстовым ассоциатом является «юность», в то время как читательским – «безответная любовь». Возможно, что читатель не смог увидеть самого главного – безответная любовь была именно в юношеский период жизни автора, это можно сказать, основываясь на тексте стихотворения. И автор обращается к юношеской любви в поздний период своего творчества не случайно.

Таким образом, ассоциаты отражают ключевые элементы художественного текста и являются результатом читательской деятельности. Анализ текстовых ассоциаций и коллективного ассоциативного поля стихотворения позволяет выявить направление читательской деятельности в восприятии, интерпретации и понимании текста. И в этом, безусловно, немаловажную роль выполняют ассоциации.

При восприятии, интерпретации и понимании художественного текста важна роль ассоциаций, которые стимулирует сам текст, его лексические средства и лексическая организация. Соотношение текстовых ассоциаций и коллективного ассоциативного поля помогают понаблюдать, как сам текст посредством ключевых слов позволяет установить диалог читателя с автором, понять авторский замысел, порождает новые смыслы, увидеть насколько они индивидуальны, но в то же время носят обобщающий характер, их объединяет образ автора в художественном произведении.

Филологический анализ текста. Часть 1. – Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2001. – С.129. Лингвистический анализ художественного текста. – Л., 1990. – С. 211. Стихотворения. – М., 2001.

Анализ стихотворения Есенина «Сукин сын»

Стихотворение «Сукин сын» написано Есениным в 1924 году. По мнению ряда исследователей творчества поэта, посвящено произведение Анне Сардановской. Считается, этой девушкой Сергей Александрович был сильнее всего увлечен в возрасте лет пятнадцати-шестнадцати. Может показаться, она своему воздыхателю взаимностью не отвечала. В «Сукином сыне» говорится, что записки, посылаемые влюбленным юношей, красавицей никогда не читались.

В действительности у Есенина были с ней романтические отношения, о которых вспоминали старожилы Константиново,

Сергей Александрович называет Анну «девушкой в белом». Образ этот вновь появляется немногим позже. В поэме «Анна Снегина» возникает «девушка в белой накидке». Видимо, непосредственно отношение к Сардановской имеет и раннее стихотворение «Сыплет черемуха снегом…». В нем лирический герой думает лишь о невесте и только о ней поет.

Получается, белая накидка ассоциативно связана с осыпающимися лепестками черемухи, так похожими на снег.

«Сукин сын» — это тоска по навсегда ушедшей молодости, по первой

Та собака умерла. Теперь во дворе бегает ее сын, удивительно похожий на мать. Внешний вид животного пробуждает воспоминания. Рядом с псом герой особенно остро чувствует, как изменился сам. К сожалению, возвращение к юности возможно только на несколько мгновений.

В финале поэт констатирует: Да, мне нравилась девушка в белом, Но теперь я люблю в голубом.

В 1918-ом Есенин узнал о замужестве Сардановской. При этом годом ранее в стихотворении «Вот оно, глупое счастье…» поэт вспоминал «нежную девушку в белом», которая «нежную песню поет». Весной 1921-го Сергею Александровичу сообщили о кончине Анны. Трагическая новость сильно расстроила Есенина.

По свидетельству мемуаристов, он выглядел «усталым, пожелтевшим, растрепанным». Тогда Сергей Александрович признался, что никогда и никого так не любил, как Сардановскую. Незадолго до самоубийства поэт планировал издать цикл из семи произведений под названием «Стихи о которой».

Есть версия, что серия эта посвящена как раз рано ушедшей из жизни Анне.

Дайджест:

Анализ стихотворения Есенина «Выткался на озере алый свет зари…» Раннюю лирику Есенина исследователи его жизни и творчества считают неравноценной и неоднородной. В ней сложно выделить единственный главенствующий мотив, ее не стоит подводить под одну ключевую идею. Сергей Александрович испытывал. .

Читайте также:  Анализ стихотворения Есенина Я помню любимая помню

Анализ стихотворения Есенина «Гори, звезда моя, не падай…» Стихотворение «Гори, звезда моя, не падай…» относится к поздней лирике Есенина, для которой характерны пессимистические настроения и предчувствие близкой смерти. В рассматриваемом тексте герой тоскует по ушедшей молодости, предсказывает собственную. .

Анализ стихотворения Есенина «Королева» У Сергея Есенина было много женщин, и сам поэт неоднократно признавался, что потерял число своим любовницам. Однако впервые он испытал всепоглощающее и сладостное чувство любви в 15 лет, увлекшись своей. .

Анализ стихотворения Есенина «Восход солнца» Пейзажная зарисовка «Восход солнца» относится к периоду между 1911 и 1912 гг. Впервые она была опубликована после смерти Есенина — в 1959-ом. Стихотворение появилось в газете «Чарджоуская правда» в рамках. .

СУКИН СЫН Снова выплыли годы из мрака И шумят, как ромашковый луг. Мне припомнилась нынче собака, Что была моей юности друг. Нынче юность моя отшумела, Как подгнивший под окнами клен, Но припомнил. .

Анализ стихотворения Есенина «Лисица» Мир животных в лирике Есенина занимает особенное место. Поэт часто писал о братьях наших меньших — причем не только об одомашненных, но и о диких. Подобные стихотворения отличаются глубоким пониманием. .

Анализ стихотворения Есенина «Мне грустно на тебя смотреть…» В конце лета 1923 года жена Мариенгофа познакомила Есенина с Августой Леонидовной Миклашевской, актрисой знаменитого Камерного театра Таирова. Сергей Александрович влюбился в красавицу-артистку буквально с первого взгляда. Интересно, что их. .

Анализ стихотворения Есенина «Заметался пожар голубой…» В августе 1923 года Есенин вернулся в Москву после путешествия по Соединенным Штатам Америки. К этому времени его скандальный брак с Айседорой Дункан был на грани развода. Практически сразу после. .

Анализ стихотворения Есенина «В хате» Написанное в 1914 году стихотворение «В хате» — превосходный образец бытовой зарисовки о деревенской жизни. Произведение это многие критики, современники Есенина, оценили по достоинству сразу же после выхода в печать. .

Анализ стихотворения Есенина «Я положил к твоей постели…» Практически сразу же после переезда в Москву юный Сергей Есенин знакомится с Анной Изрядновой, которая вскоре становится его гражданской супругой. В 1913 году у них рождается сын, однако вскоре Есенин. .

Анализ стихотворения Есенина «Песнь о хлебе» Стихотворение «Песнь о хлебе» относится к позднему творчеству Есенина, точная дата его написания неизвестна. По мнению большинства исследователей, произведение создано в районе 1920-21 гг. В нем отразилось беспокойство поэта о. .

Анализ стихотворения Есенина «Вечер, как сажа…» В 1912 году Есенин завершил обучение в церковно-приходской школе и покинул отчий дом, чтобы отправиться в Москву. Там он сначала трудился в мясной лавке, потом перешел в типографию Сытина. Его. .

Анализ стихотворения Есенина «Зима» «Зима» — стихотворение, точная дата написания которого неизвестна. Исследователи творчества Есенина называют период с 1911 по 1912 год. Скорей всего, произведение сочинено во время обучения юного поэта в церковно-приходской школе. .

Анализ стихотворения Есенина «Буря» Стихотворение «Буря» изначально предназначалось для публикации в журнале «Млечный Путь». Издание объединяло группу крестьянских писателей, входивших в Суриковский литературно-музыкальный кружок. Он существовал в период с 1872 по 1921 год. Его. .

Анализ стихотворения С — А — Есенина «Гой ты, Русь моя родная!… — -» анализ стихотворения есенина гой Подготовка к ЕГЭ: Сочинение Анализ стихотворения С. А. Есенина «Гой ты, Русь моя родная!…..» анализ стихотворения есенина гой Стихотворение «Гой ты, Русь моя родная…» написано Есениным в 1914 году, когда. .

Анализ стихотворения Есенина «О верю, верю, счастье есть!…» Есенин писал, что чувство Родины — основное в его творчестве. Действительно, большинство написанных им стихотворений так или иначе посвящены России. По словам Сергея Александровича, без этой темы он не был. .

Анализ стихотворения Есенина «Над окошком месяц. Под окошком ветер…» Стихотворение «Над окошком месяц. Под окошком ветер…» датировано августом 1925 года. Вероятно, оно вдохновлено июльской поездкой Есенина в родное село Константиново, что в Рязанской губернии. Согласно воспоминаниям сестры поэта, прожил. .

Анализ стихотворения Есенина «Может, поздно, может, слишком рано…» Стихотворение «Может, поздно, может, слишком рано…» относится к поздней интимной лирике Есенина. Оно написано в середине декабря 1925 года, когда поэт находился на лечении в психоневрологической клинике Московского университета, которой. .

Анализ стихотворения Есенина «Прощай, родная пуща…» Стихи Есенина, приехавшего в Петроград в 1915 году и читавшего там свои произведения Блоку, Клюеву, Городецкому и прочим известным поэтам, стали для литературного общества того времени настоящим глотком свежего воздуха. .

Анализ стихотворения Есенина «Гляну в поле, гляну в небо…» Есенин не раз признавался, что основная тема его творчества — тема Родины. Поэт искренне любил и хорошо знал природу средней полосы России, умел описать ее ярко, точно, оригинально. «Гляну в. .

Анализ стихотворения Есенина «Не ругайтесь! Такое дело!…» Начало 1920-х годов ознаменовалось для Есенина пересмотром отношения к теме города и деревни. Поэт стремился быть полезным крестьянству, но не находил среди представителей этого сословия своих читателей. Послереволюционная деревня предпочитала. .

Анализ стихотворения С — А — Есенина Письмо матери » Сочинения, ЕГЭ: по плану, с цитатами Подготовка к ЕГЭ: Анализ стихотворения С. А. Есенина Письмо матери » Сочинения, ЕГЭ: по плану, с цитатами Стихотворение «Письмо матери» Сергей Есенин написал после долгих лет разлуки с отчим домом. .

Анализ стихотворения Есенина «Вечер черные брови насопил…» Сергей Есенин часто хвастался, что не может сосчитать, сколько именно у него было женщин. При этом поэт признавался, что истинные чувства испытывал лишь к одной из них. Имя этой счастливицы. .

Анализ стихотворения Есенина «Ах, как много на свете кошек…» В 1925 году в письме матери Софья Андреевна Толстая, третья и последняя супруга Есенина, отмечала, что у ее мужа есть «две прекрасные черты — любовь к детям и животным». Если. .

Анализ стихотворения Есенина «Шел Господь пытать людей в любови…» В начале 1916 года Есенин выпустил дебютный сборник под названием «Радуница». Книгу издал в Петрограде Аверьянов при деятельном участии поэта Клюева, представителя новокрестьянского направления. По содержанию она получилась неоднородной. При. .

Анализ стихотворения Есенина «Какая ночь! Я не могу…» В последний год жизни Сергей Есенин уже не скрывал своих чувств и открыто писал о том, что наболело у него на душе. Вероятно, по этой причине он все дальше и. .

Анализ стихотворения Есенина «Чары» Для лирики Есенина характерно использование свойственных народному творчеству образов труда, животных, природы. Подтверждение тому можно найти в большом количестве стихотворений. Среди них — «Чары», произведение, относящееся к ранней лирике и. .

Анализ стихотворения Есенина «Листья падают, листья падают…» В августе 1925 года Есенин написал стихотворение «Листья падают, листья падают…», настроение которого весьма характерно для позднего творчества поэта. Во многих его произведениях, созданных на излете жизни, царят депрессивные мысли. .

Анализ стихотворения Есенина «Сосна и река» Во время получения образования в церковно-приходской школе, располагавшейся в селе Спас-Клепики, Есенин подружился с Гришей Панфиловым — сыном местного приказчика, учившимся на год старше. Будущий поэт часто бывал у него. .

Анализ стихотворения Есенина «Моя жизнь» Библиографы Сергея Есенина до сих пор задаются вопросом, как в одном человеке могли так органично уживаться циник и романтик, похабник и дамский угодник. В жизни поэта должно было произойти нечто. .

Анализ стихотворения Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных…» Покидая родное село Константиново, Сергей Есенин мысленно прощался не только с родителями, но и с любимой девушкой. Позже супруга поэта Софья Толстая признается, что в юности Есенин был тайно влюблен. .

Анализ стихотворения Есенина «Письмо матери» В 1924 году, после 8-летней разлуки, Сергей Есенин решил посетить родное село Константиново и встретиться со своими близкими. Накануне отъезда на родину из Москвы поэт написал проникновенное и очень трогательное. .

Анализ стихотворения Есенина «Береза» Поэта Сергея Есенина не зря называют певцом России, так как в его творчестве образ родины является ключевым. Даже в тех произведениях, где описываются загадочные восточные страны, автор все время проводит. .

Анализ стихотворения Есенина «О Русь, взмахни крылами…» Есенин с восторгом принял февральскую революцию, считая ее началом возрождения родной страны и освобождения простого народа из-под многовекового гнета. Следствием этого стал необыкновенный творческий подъем. В течение нескольких месяцев после. .

Анализ стихотворения Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…» Есть люди, которые любят зиму или же мечтают о солнечном лете. Поэт Сергей Есенин с одинаковым восторгом воспринимал любое время года, считая, что природа прекрасна в любом своем проявлении. Именно. .

Анализ стихотворения Есенина «Вот уж вечер. Роса…» Сергей Есенин начал писать стихи очень рано, и в этом его поддерживала бабушка по материнской линии. Поэтому неудивительно, что в 15 лет он уже превратился в настоящего поэта, тонко чувствующего. .

Анализ стихотворения Есенина «Отойди от окна» По воспоминаниям очевидцев, юный Сергей Есенин был без памяти влюблен в свою односельчанку Анну Сардановскую. Однако девушка считала своего ухажера повесой, который никогда не сможет стать достойным мужем. Сохранились сведения. .

Анализ стихотворения Есенина «К покойнику» В 1909 году Есенин приступил к обучению в церковно-приходской школе, находившейся в селе Спас-Клепики. Там он стал членом маленького дружеского кружка. Благодаря ему Сергей Александрович увлекся творчеством раннего Горького, идеями. .

Анализ стихотворения Есенина «Зеленая прическа» Стихотворение «Зеленая прическа» принято датировать августом 1918 года. Есенин посвятил его Лидии Ивановне Кашиной. Она владела имением в Константинове — родном селе поэта. Согласно воспоминаниям сестры Сергея Александровича, поместье отличалось. .

Анализ стихотворения Есенина «Весна на радость не похожа…» Стихотворение «Весна на радость не похожа…», датированное 1916 годом, относится к раннему периоду творчества Есенина. Впервые оно было опубликовано в благотворительном сборнике «Пряник осиротевшим детям», редактированием которого занимался писатель Алексей. .

Есенин С – Сукин сын (Снова выплыли годы из мрака) чит. М.Ульянов

Творчество Сергея Есенина, неповторимо яркое и глубокое, ныне прочно вошло в нашу литературу и пользуется огромным успехом у многочисленного читателя. Стихи поэта полны сердечной теплоты и искренности, страстной любви к беспредельным просторам родных полей, “неисчерпаемую печаль” которых умел он так эмоционально и так звонко передать.

Снова выплыли годы из мрака
И шумят, как ромашковый луг.
Мне припомнилась нынче собака,
Что была моей юности друг.

Нынче — юность моя отшумела,
Как подгнивший под окнами клен,
Но припомнил я девушку в белом,
Для которой был пес почтальон.

Не у всякого есть свой близкий,
Но она мне как песня была,
Потому что мои записки
Из ошейника пса не брала.

Никогда она их не читала,
И мой почерк ей был незнаком,
Но о чем-то подолгу мечтала
У калины за желтым прудом.

Я страдал. Я хотел ответа.
Не дождался. уехал. И вот
Через годы. известным поэтом
Снова здесь, у родимых ворот.

Та собака давно околела,
Но в ту ж масть, что с отливом в синь,
С лаем ливисто ошалелым
Меня встрел молодой ее сын.

Читайте также:  Анализ стихотворения Опять раскинулся узорно Есенина

Мать честная! И как же схожи!
Снова выплыла боль души.
С этой болью я будто моложе,
И хоть снова записки пиши.

Рад послушать я песню былую,
Но не лай ты! Не лай! Не лай!
Хочешь, пес, я тебя поцелую
За пробуженный в сердце май?

Поцелую, прижмусь к тебе телом
И как друга введу тебя в дом.
Да, мне нравилась девушка в белом,
Но теперь я люблю в голубом.

читает Михаил Ульянов

Есенин Сергей Александрович (1895-1925)

Есенин! Золотое имя. Убитый отрок. Гений земли Русской! Никто еще из Поэтов, приходивших в этот мир, не обладал такой духовной силой, чарующей, всевластной, захватывающей душу детской открытостью, нравственной чистотой, глубинной болью-любовью к Отечеству! Над его стихами столько пролито слёз, столько людских душ сочувствовало и сопереживало каждой Есенинской строке, что если бы это было подсчитано – поэзия Есенина перевесила бы любую и намного! Но этот способ оценки землянам недоступен. Хотя с Парнаса можно бы углядеть – никого еще так не любил народ! Со стихами Есенина шли в бой в Отечественную, за его стихи – шли на Соловки, его поэзия волновала души, как ничья иная… Один Господь знает про эту святую любовь народа к сыну своему. Портрет Есенина втискивают в настенные семейные рамки фотографий, ставят на божницу наравне с иконами…
И ни одного Поэта в России еще не истребляли и не запрещали с таким остервенением и упорством, как Есенина! И запрещали, и замалчивали, и принижали в достоинстве, и грязью обливали – и делают это до сих пор. Невозможно понять – почему?
Время показало: чем выше Поэзия своей тайной светлостью – тем озлобленней завистники-неудачники, и тем больше подражателей.
Еще об одном великом Божьем даре Есенина – читал свои стихи так же неповторимо, как создавал. Они так звучали в его душе! Оставалось лишь произнести. Все бывали потрясены его чтением. Заметьте, великие Поэты всегда умели неповторимо и наизусть читать свои стихи – Пушкин и Лермонтов… Блок и Гумилёв… Есенин и Клюев…Цветаева и Мандельштам… Так что, юные господа, стихотворец мямлящий свои строки по бумажке со сцены – не Поэт, а любитель… Поэт может многое не уметь в своей жизни, но только не это!
Последнее стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья…» – еще одна тайна Поэта. В этом же 1925 году есть другие строки: «Не знаешь ты, что жить на свете стоит!»

Да, в пустынных городских переулках к легкой Есенинской походке прислушивались не только бездомные собаки, «братья меньшие», но и большие недруги.
Мы должны знать истинную правду и не забывать, как по-детски запрокинулась его золотая голова… И снова слышится его последний выхрип:

Анализ стихотворения Есенина Сукин сын

Снова выплыли годы из мрака
И шумят, как ромашковый луг.
Мне припомнилась нынче собака,
Что была моей юности друг.

Нынче юность моя отшумела,
Как подгнивший под окнами клен,
Но припомнил я девушку в белом,
Для которой был пес почтальон.

Не у всякого есть свой близкий,
Но она мне как песня была,
Потому что мои записки
Из ошейника пса не брала.

Никогда она их не читала,
И мой почерк ей был незнаком,
Но о чем-то подолгу мечтала
У калины за желтым прудом.

Я страдал. Я хотел ответа.
Не дождался. уехал. И вот
Через годы. известным поэтом
Снова здесь, у родимых ворот.

Та собака давно околела,
Но в ту ж масть, что с отливом в синь,
С лаем ливисто ошалелым
Меня встрел молодой ее сын.

Мать честная! И как же схожи!
Снова выплыла боль души.
С этой болью я будто моложе,
И хоть снова записки пиши.

Рад послушать я песню былую,
Но не лай ты! Не лай! Не лай!
Хочешь, пес, я тебя поцелую
За пробуженный в сердце май?

Поцелую, прижмусь к тебе телом
И, как друга, введу тебя в дом.
Да, мне нравилась девушка в белом,
Но теперь я люблю в голубом.

Сергей Есенин. Стихотворения и поэмы.
Москва, “Детская литература”, 1969.

Похожие статьи:

Есенин С – Сукин сын (Снова выплыли годы из мрака) чит. М.Ульянов

Код для вставки на сайт или в блог (HTML)

Творчество Сергея Есенина, неповторимо яркое и глубокое, ныне прочно вошло в нашу литературу и пользуется огромным успехом у многочисленного читателя. Стихи поэта полны сердечной теплоты и искренности, страстной любви к беспредельным просторам родных полей, “неисчерпаемую печаль” которых умел он так эмоционально и так звонко передать.

Снова выплыли годы из мрака
И шумят, как ромашковый луг.
Мне припомнилась нынче собака,
Что была моей юности друг.

Нынче — юность моя отшумела,
Как подгнивший под окнами клен,
Но припомнил я девушку в белом,
Для которой был пес почтальон.

Не у всякого есть свой близкий,
Но она мне как песня была,
Потому что мои записки
Из ошейника пса не брала.

Никогда она их не читала,
И мой почерк ей был незнаком,
Но о чем-то подолгу мечтала
У калины за желтым прудом.

Я страдал. Я хотел ответа.
Не дождался. уехал. И вот
Через годы. известным поэтом
Снова здесь, у родимых ворот.

Та собака давно околела,
Но в ту ж масть, что с отливом в синь,
С лаем ливисто ошалелым
Меня встрел молодой ее сын.

Мать честная! И как же схожи!
Снова выплыла боль души.
С этой болью я будто моложе,
И хоть снова записки пиши.

Рад послушать я песню былую,
Но не лай ты! Не лай! Не лай!
Хочешь, пес, я тебя поцелую
За пробуженный в сердце май?

Поцелую, прижмусь к тебе телом
И как друга введу тебя в дом.
Да, мне нравилась девушка в белом,
Но теперь я люблю в голубом.

читает Михаил Ульянов

Есенин Сергей Александрович (1895-1925)

Есенин! Золотое имя. Убитый отрок. Гений земли Русской! Никто еще из Поэтов, приходивших в этот мир, не обладал такой духовной силой, чарующей, всевластной, захватывающей душу детской открытостью, нравственной чистотой, глубинной болью-любовью к Отечеству! Над его стихами столько пролито слёз, столько людских душ сочувствовало и сопереживало каждой Есенинской строке, что если бы это было подсчитано – поэзия Есенина перевесила бы любую и намного! Но этот способ оценки землянам недоступен. Хотя с Парнаса можно бы углядеть – никого еще так не любил народ! Со стихами Есенина шли в бой в Отечественную, за его стихи – шли на Соловки, его поэзия волновала души, как ничья иная… Один Господь знает про эту святую любовь народа к сыну своему. Портрет Есенина втискивают в настенные семейные рамки фотографий, ставят на божницу наравне с иконами…
И ни одного Поэта в России еще не истребляли и не запрещали с таким остервенением и упорством, как Есенина! И запрещали, и замалчивали, и принижали в достоинстве, и грязью обливали – и делают это до сих пор. Невозможно понять – почему?
Время показало: чем выше Поэзия своей тайной светлостью – тем озлобленней завистники-неудачники, и тем больше подражателей.
Еще об одном великом Божьем даре Есенина – читал свои стихи так же неповторимо, как создавал. Они так звучали в его душе! Оставалось лишь произнести. Все бывали потрясены его чтением. Заметьте, великие Поэты всегда умели неповторимо и наизусть читать свои стихи – Пушкин и Лермонтов… Блок и Гумилёв… Есенин и Клюев…Цветаева и Мандельштам… Так что, юные господа, стихотворец мямлящий свои строки по бумажке со сцены – не Поэт, а любитель… Поэт может многое не уметь в своей жизни, но только не это!
Последнее стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья…» – еще одна тайна Поэта. В этом же 1925 году есть другие строки: «Не знаешь ты, что жить на свете стоит!»

Да, в пустынных городских переулках к легкой Есенинской походке прислушивались не только бездомные собаки, «братья меньшие», но и большие недруги.
Мы должны знать истинную правду и не забывать, как по-детски запрокинулась его золотая голова… И снова слышится его последний выхрип:

«Дорогие мои, хор-рошие…»

Сергей Есенин – Сукин сын

Снова выплыли годы из мрака
И шумят, как ромашковый луг.
Мне припомнилась нынче собака,
Что была моей юности друг.

Нынче — юность моя отшумела,
Как подгнивший под окнами клен,
Но припомнил я девушку в белом,
Для которой был пес почтальон.

Не у всякого есть свой близкий,
Но она мне как песня была,
Потому что мои записки
Из ошейника пса не брала.

Никогда она их не читала,
И мой почерк ей был незнаком,
Но о чем-то подолгу мечтала
У калины за желтым прудом.

Я страдал… Я хотел ответа…
Не дождался… уехал… И вот
Через годы… известным поэтом
Снова здесь, у родимых ворот.

Та собака давно околела,
Но в ту ж масть, что с отливом в синь,
С лаем ливисто ошалелым
Меня встрел молодой ее сын.

Мать честная! И как же схожи!
Снова выплыла боль души.
С этой болью я будто моложе,
И хоть снова записки пиши.

Рад послушать я песню былую,
Но не лай ты! Не лай! Не лай!
Хочешь, пес, я тебя поцелую
За пробуженный в сердце май?

Поцелую, прижмусь к тебе телом
И как друга введу тебя в дом…
Да, мне нравилась девушка в белом,
Но теперь я люблю в голубом.

Читать похожие стихи Сергея Есенина

«Сукин сын» С.Есенин

«Сукин сын» Сергей Есенин

Снова выплыли годы из мрака
И шумят, как ромашковый луг.
Мне припомнилась нынче собака,
Что была моей юности друг.

Нынче юность моя отшумела,
Как подгнивший под окнами клен,

Но припомнил я девушку в белом,
Для которой был пес почтальон.

Не у всякого есть свой близкий,
Но она мне как песня была,
Потому что мои записки
Из ошейника пса не брала.

Никогда она их не читала,
И мой почерк ей был незнаком,
Но о чем-то подолгу мечтала
У калины за желтым прудом.

Я страдал… Я хотел ответа…
Не дождался… уехал… И вот
Через годы… известным поэтом
Снова здесь, у родимых ворот.

Та собака давно околела,
Но в ту ж масть, что с отливом в синь,
С лаем ливисто ошалелым
Меня встрел молодой ее сын.

Мать честная! И как же схожи!
Снова выплыла боль души.
С этой болью я будто моложе,
И хоть снова записки пиши.

Рад послушать я песню былую,
Но не лай ты! Не лай! Не лай!
Хочешь, пес, я тебя поцелую
За пробуженный в сердце май?

Поцелую, прижмусь к тебе телом
И, как друга, введу тебя в дом…
Да, мне нравилась девушка в белом,
Но теперь я люблю в голубом.

Анализ стихотворения Есенина «Сукин сын»

Стихотворение «Сукин сын» написано Есениным в 1924 году. По мнению ряда исследователей творчества поэта, посвящено произведение Анне Сардановской. Считается, этой девушкой Сергей Александрович был сильнее всего увлечен в возрасте лет пятнадцати-шестнадцати. Может показаться, она своему воздыхателю взаимностью не отвечала. В «Сукином сыне» говорится, что записки, посылаемые влюбленным юношей, красавицей никогда не читались. В действительности у Есенина были с ней романтические отношения, о которых вспоминали старожилы Константиново, родного села поэта. Молодые люди даже хотели пожениться, но не сложилось.

Читайте также:  Анализ стихотворения Лисица Есенина

Сергей Александрович называет Анну «девушкой в белом». Образ этот вновь появляется немногим позже. В поэме «Анна Снегина» (1925) возникает «девушка в белой накидке». Видимо, непосредственно отношение к Сардановской имеет и раннее стихотворение «Сыплет черемуха снегом…». В нем лирический герой думает лишь о невесте и только о ней поет. Получается, белая накидка ассоциативно связана с осыпающимися лепестками черемухи, так похожими на снег.

«Сукин сын» — это тоска по навсегда ушедшей молодости, по первой невинной любви. Есенину удалось довольно точно передать течение времени через смену поколений. В юности у калитки любимой девушки лирического героя встречал пес. В его ошейник прятались записки. Прошли годы. Та собака умерла. Теперь во дворе бегает ее сын, удивительно похожий на мать. Внешний вид животного пробуждает воспоминания. Рядом с псом герой особенно остро чувствует, как изменился сам. К сожалению, возвращение к юности возможно только на несколько мгновений. В финале поэт констатирует:
Да, мне нравилась девушка в белом,
Но теперь я люблю в голубом.

В 1918-ом Есенин узнал о замужестве Сардановской. При этом годом ранее в стихотворении «Вот оно, глупое счастье…» поэт вспоминал «нежную девушку в белом», которая «нежную песню поет». Весной 1921-го Сергею Александровичу сообщили о кончине Анны. Трагическая новость сильно расстроила Есенина. По свидетельству мемуаристов, он выглядел «усталым, пожелтевшим, растрепанным». Тогда Сергей Александрович признался, что никогда и никого так не любил, как Сардановскую. Незадолго до самоубийства поэт планировал издать цикл из семи произведений под названием «Стихи о которой». Есть версия, что серия эта посвящена как раз рано ушедшей из жизни Анне.

Анализ стихотворения Есенина “Сукин сын”

Стихотворение “Сукин сын” написано Есениным в 1924 году. По мнению ряда исследователей творчества поэта, посвящено произведение Анне Сардановской. Считается, этой девушкой Сергей Александрович был сильнее всего увлечен в возрасте лет пятнадцати-шестнадцати. Может показаться, она своему воздыхателю взаимностью не отвечала. В “Сукином сыне” говорится, что записки, посылаемые влюбленным юношей, красавицей никогда не читались. В действительности у Есенина были с ней романтические отношения, о которых вспоминали старожилы Константиново,

родного села поэта. Молодые люди даже хотели пожениться, но не сложилось.

Сергей Александрович называет Анну “девушкой в белом”. Образ этот вновь появляется немногим позже. В поэме “Анна Снегина” (1925) возникает “девушка в белой накидке”. Видимо, непосредственно отношение к Сардановской имеет и раннее стихотворение “Сыплет черемуха снегом…”. В нем лирический герой думает лишь о невесте и только о ней поет. Получается, белая накидка ассоциативно связана с осыпающимися лепестками черемухи, так похожими на снег.

“Сукин сын” – это тоска по навсегда ушедшей молодости, по первой

невинной любви. Есенину удалось довольно точно передать течение времени через смену поколений. В юности у калитки любимой девушки лирического героя встречал пес. В его ошейник прятались записки. Прошли годы. Та собака умерла. Теперь во дворе бегает ее сын, удивительно похожий на мать. Внешний вид животного пробуждает воспоминания. Рядом с псом герой особенно остро чувствует, как изменился сам. К сожалению, возвращение к юности возможно только на несколько мгновений. В финале поэт констатирует:
Да, мне нравилась девушка в белом,
Но теперь я люблю в голубом.

В 1918-ом Есенин узнал о замужестве Сардановской. При этом годом ранее в стихотворении “Вот оно, глупое счастье…” поэт вспоминал “нежную девушку в белом”, которая “нежную песню поет”. Весной 1921-го Сергею Александровичу сообщили о кончине Анны. Трагическая новость сильно расстроила Есенина. По свидетельству мемуаристов, он выглядел “усталым, пожелтевшим, растрепанным”. Тогда Сергей Александрович признался, что никогда и никого так не любил, как Сардановскую. Незадолго до самоубийства поэт планировал издать цикл из семи произведений под названием “Стихи о которой”. Есть версия, что серия эта посвящена как раз рано ушедшей из жизни Анне.

Другие работы по этой теме:

Анализ стихотворения Есенина “Выткался на озере алый свет зари…” Раннюю лирику Есенина исследователи его жизни и творчества считают неравноценной и неоднородной. В ней сложно выделить единственный главенствующий мотив, ее не стоит подводить под одну.

Анализ стихотворения Есенина “Королева” У Сергея Есенина было много женщин, и сам поэт неоднократно признавался, что потерял число своим любовницам. Однако впервые он испытал всепоглощающее и сладостное чувство любви.

СУКИН СЫН (Есенин Сергей Стихи) Снова выплыли годы из мрака И шумят, как ромашковый луг. Мне припомнилась нынче собака, Что была моей юности друг. Нынче юность моя отшумела, Как подгнивший.

Анализ стихотворения Есенина “Восход солнца” Пейзажная зарисовка “Восход солнца” относится к периоду между 1911 и 1912 гг. Впервые она была опубликована после смерти Есенина – в 1959-ом. Стихотворение появилось в.

Анализ стихотворения Есенина “Устал я жить в родном краю…” В 1915 году молодой Сергей Есенин приехал в Петроград, где читал свои стихотворения Городецкому, Блоку и другим известным поэтам. Творческая интеллигенция Северной столицы с восторгом.

Анализ стихотворения Есенина “Гори, звезда моя, не падай…” Стихотворение “Гори, звезда моя, не падай…” относится к поздней лирике Есенина, для которой характерны пессимистические настроения и предчувствие близкой смерти. В рассматриваемом тексте герой тоскует.

Анализ стихотворения Есенина “Я положил к твоей постели…” Практически сразу же после переезда в Москву юный Сергей Есенин знакомится с Анной Изрядновой, которая вскоре становится его гражданской супругой. В 1913 году у них.

Анализ стихотворения Есенина “Мне грустно на тебя смотреть…” В конце лета 1923 года жена Мариенгофа познакомила Есенина с Августой Леонидовной Миклашевской, актрисой знаменитого Камерного театра Таирова. Сергей Александрович влюбился в красавицу-артистку буквально с.

Анализ стихотворения Есенина “Лисица” Мир животных в лирике Есенина занимает особенное место. Поэт часто писал о братьях наших меньших – причем не только об одомашненных, но и о диких.

Анализ стихотворения Есенина “В хате” Написанное в 1914 году стихотворение “В хате” – превосходный образец бытовой зарисовки о деревенской жизни. Произведение это многие критики, современники Есенина, оценили по достоинству сразу.

Экзистенциальная тошнота Есенина в стихотворении «Сукин сын»

Автор: Guru · 20.09.2016

Сергей Есенин — великий русский поэт 20 века. Его стихотворения бессмертны: их всегда читали, читают и будут читать. Они никогда не утратят своей актуальности. Когда все дежурные фразы вывалены, можно начать.

Всем близка тема первых чувств, но ощущения неудовлетворённости, ностальгии и недосказанности «после бала» терзают не каждого. Стихотворение «Сукин сын», которое было написано в июле 1924 года, за полтора года до смерти поэта, как раз об этом. А не предчувствовал ли он свою кончину? Не пытался ли сказать, что знает о ней наверняка? Остается только догадываться, ведь тайна его гибели не раскрыта до сих пор.

Уже с первых строк становится ясно, что вместе с лирическим героем мы отправляемся в прошлое: «Снова выплыли годы из мрака», «Мне припомнилась нынче собака». Время скоротечно, юность проходит, но то, что мы видели, ощущали и чувствовали, остаётся в памяти навсегда. Он вспоминает «девушку в белом», которой отправлял письма через ошейник пса, но они не были прочитаны. Кто эта девушка? И так ли это было на самом деле?

«Не у всякого есть свой близкий,

Но она мне как песня была…»

Лирический герой сравнивает девушку с песней, а звучание песен не только вдохновляет, но и помогает набраться сил, энергии, позабыть обо всем на свете. Музыка в произведении выступает символом образа возлюбленной, которая всего лишь одна из представительниц рода человеческого, как знакомая мелодия со словами – лишь одна из бесчисленных вариаций этого союза. Для всех. Но не для него. Он сам создает себе любовь, используя все силы воображения, и превращает обычную девушку в предмет страсти и поклонения, наделяя ее всеми мыслимыми достоинствами. Тоже самое исполнитель делает с песней, вкладывая в нее индивидуальные интонации и переживания. Авторская интерпретация далека от первоисточника, как и поэтический образ далек от реального человека, поэтому влюбленность так часто оборачивается фиаско, а не приводит пару к алтарю. Лирический герой испытывал сильные чувства, как боль, захватившую его врасплох. На какое-то время его мироощущение коренным образом поменялось, он жил, словно в лихорадке или горячке. Но постепенно сквозь нарисованные черты ангела стало проступать реальное женское лицо. Он тоже начал терять былое очарование в глазах своей пассии. Произошел разрыв. Об этом не говорится прямо в тексте, но такое развитие событий легко предугадать. Есенин не рассказывает читателю повесть, он намекает на нее, как и положено хорошему поэту. История банальна: разочарование не понаслышке знакомо каждому из нас. Однако резкие, искренние метафоры, сравнения и эпитеты Есенина, как острый грифель карандаша, делают пронзительно точную зарисовку реальной картины мира, набрасывая лишь контуры.

«Да, мне нравилась девушка в белом,

Но теперь я люблю в голубом»

В этом отрывке, который уже стал крылатой фразой, автор цинично выносит приговор своим первых чувствам, но не говорит об этом буквально. Он ограничивается одной издевательской фразой, хотя читатель угадывает болезненную гримасу на месте злой усмешки. Вместо былого «люблю» герой использует «нравилась», понижая ценность воспоминаний. Такой деланно поверхностной формулировкой он показывает, что изменилась не только девушка, но и его отношение к чувствам, его вкусы и пристрастия, да и сам он уже не тот желторотый юнец, которому могла понравиться та, что в белом. Кстати, белый – цвет невинности тогда, как голубой уже не лишен кокетства.

Вероятно, стихотворение посвящено Анне Сардановской — первой музе поэта, девушке, которую он, не побоюсь этого слова, любил. Неизвестно, когда произошла их первая встреча, но, если опираться на факты и слова близких Сардановской, то дружить они начали в возрасте шестнадцати-семнадцати лет. Общение их, кстати, хоть и с переменным успехом, длилось до самой смерти Анны, а скончалась она в апреле 1921. Их судьбы были сплетены, но до брака дело не дошло, хотя в 1913 году говорили:

«Мы любим друг друга и в будущем даём слово жениться. Пусть, кто первый изменит и женится или выйдет замуж, того второй будет бить хворостом»

И вот, через многие годы, лирический герой вновь вернулся в родимые края.

Но в ту ж масть, что с отливом в синь,

С лаем ливисто ошалелым

Меня встрел молодой ее сын.»

Сын — воплощение своей матери, его появление пробуждает ностальгию. Собака, что была его верным союзником в борьбе за женское сердце, перевоплотилась в щенке, но любовь лирического героя к женщине умерла быстрее животного и не оставила ни следа. Девушки сменяются, как их платья, и очевидно, что в мире нет ничего постоянного, кроме показной смены эпох, декораций, спутниц и поколений. Но по сути все то же самое, и с этим осознанием к герою подступает зрелость мысли и чувства, как экзистенциальная тошнота.

Ссылка на основную публикацию