Анализ стихотворения Сыплет черемуха снегом Есенина

Анализ стихотворения Есенина Сыплет черемуха снегом

Анализ стихотворения «Сыплет черёмуха снегом»

Стихотворение «Сыплет черёмуха снегом … » — одно из ранних произведений Сергея Александровича Есенина, великого русского поэта. Как и многие стихи того периода, оно посвящено теме природы, описанию её красоты и очарования. Весна — прекраснейшее время года, когда всё расцветает, оживает и в природе, и в душе человека. Всё вокруг живёт, растёт, цветёт. Природа полна жизни. Человек оказывается под властью её очарования:

Ой вы, луга и дубравы, —
Я одурманен весной.
Обновление в природе созвучно настроению в душе поэта. Он тоже рад, счастлив, открыт для новой жизни,полон надежд и мечтаний.

Радостное настроение подчёркивает яркий и образный язык произведения, богатый эпитетами (шелковые травы, зыбистым бегом), сравнениями (сыплет черёмуха снегом, пеной я цвет разнесу). По своему плавному и неторопливому звучанию стихотворение напоминает песню. Это нежное и трогательное произведение создаёт радостное настроение. Красота природы никого не может оставить равнодушным. Читая стихотворение «Сыплет черемуха снегом», словно ощущаешь аромат черёмухи, лугов и дубрав, смолистый запах сосны.

Сергей Есенин — Сыплет черемуха снегом

Syplet cheremukha snegom,
Zelen v tsvetu i rose.
V pole, sklonyayas k pobegam,
Khodyat grachi v polose.

Niknut shelkovye travy,
Pakhnet smolistoy sosnoy.
Oy vy, luga i dubravy, —
Ya odurmanen vesnoy.

Raduyut taynye vesti,
Svetyatsya v dushu moyu.
Dumayu ya o neveste,
Tolko o ney lish poyu.

Syp ty, cheremukha, snegom,
Poyte vy, ptakhi, v lesu.
Po polyu zybistym begom
Penoy ya tsvet raznesu.

Csgktn xthtve[f cytujv,
Ptktym d wdtne b hjct/
D gjkt, crkjyzzcm r gj,tufv,
[jlzn uhfxb d gjkjct/

Ybryen itkrjdst nhfds,
Gf[ytn cvjkbcnjq cjcyjq/
Jq ds, keuf b le,hfds, —
Z jlehvfyty dtcyjq/

Hfle/n nfqyst dtcnb,
Cdtnzncz d leie vj//
Levf/ z j ytdtcnt,
Njkmrj j ytq kbim gj//

Csgm ns, xthtve[f, cytujv,
Gjqnt ds, gnf[b, d ktce/
Gj gjk/ ps,bcnsv ,tujv
Gtyjq z wdtn hfpytce/

Сергей
Есенин

Анализ стихотворения Сергея Есенина «Сыплет черёмуха снегом»

«Сыплет черемуха снегом…» — стихотворение, датированное 1910 годом и относящееся к ранней пейзажной лирике Есенина. В нем отразился свежий взгляд юного поэта на красоту природы. Произведение проникнуто радостью, вызванной наступившей весной – порой обновления, перерождения, любви. Лирический герой одурманен ей. Мысли молодого человека заняты только невестой, именно о ней он готов бесконечно петь. Белый цвет черемухи, который поэт сравнивает со снегом, подчеркивает «зелень в цвету и росе», контрастируя с ней. Есенину удается наполнить пейзаж запахами (смолистая сосна) и звуками (пение птиц), что позволяет читателям во всех подробностях нарисовать в воображении представленную Сергеем Александровичем картину.

Воспевание Родины было главной творческой задачей Есенина. В стихотворении «Сыплет черемуха снегом…» речь идет не о какой-то абстрактной природе, а о природе средней полосы России, которую поэт прекрасно знал и любил. Он родился в селе Константиново Рязанской губернии, в окружении бескрайних полей и прекрасных лесов. Уехав из дома, Есенин всегда сильно скучал по родным местам, поэтому нередко туда наведывался. В лирике Сергея Александровича часто встречаются народные черты – любовь к фольклору привила ему бабушка. Это видно и по произведению «Сыплет черемуха снегом…». В нем отражено синкретическое единство природы и человека, характерное для народного творчества. Лирический герой обращается к птицам, черемухе, лугам и дубравам. С ними он делится своими мыслями, радостями.

В стихотворениях Есенина природа показана в вечном движении, изменении и развитии. Словно человек она испытывает счастье и печаль, рождается и умирает. Поэтому в произведениях Сергея Александровича часто встречаются олицетворения: «черемуха сыплет», «травы никнут». Речевые фигуры употребляются не ради красного словца, а ради более полного и глубокого выражения себя. Отсюда рождается стремление к единству всего существующего на земле. В творческом мире Есенина люди, растения, животные, предметы и стихии – дети матери-природы.

Стихотворения Сергея Александровича стали основой для огромного количества песен, причем не только на русском языке. Положено на музыку и произведение «Сыплет черемуха снегом…». Композиция под названием «Черемуха» вошла в альбом «Клен ты мой опавший» российского певца Александра Подболотова.

Анализы других стихотворений

  • Анализ стихотворения Николая Рубцова «До конца»
  • Анализ стихотворения Николая Рубцова «По вечерам»
  • Анализ стихотворения Николая Рубцова «Посвящение другу»
  • Анализ стихотворения Николая Рубцова «Привет, Россия»
  • Анализ стихотворения Николая Рубцова «Родная деревня»

Сыплет черёмуха снегом,

Зелень в цвету и росе.

В поле, склоняясь к побегам,

Ходят грачи в полосе.

Никнут шелковые травы,

«Сыплет черемуха снегом…» С.Есенин

«Сыплет черемуха снегом…» Сергей Есенин

Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.

Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой вы, луга и дубравы,-
Я одурманен весной.

Радугой тайные вести
Светятся в душу мою.
Думаю я о невесте,
Только о ней лишь пою.

Сыпь ты, черемуха, снегом,
Пойте вы, птахи, в лесу.
По полю зыбистым бегом
Пеной я цвет разнесу.

Анализ стихотворения Есенина «Сыплет черемуха снегом…»

«Сыплет черемуха снегом…» — стихотворение, датированное 1910 годом и относящееся к ранней пейзажной лирике Есенина. В нем отразился свежий взгляд юного поэта на красоту природы. Произведение проникнуто радостью, вызванной наступившей весной – порой обновления, перерождения, любви. Лирический герой одурманен ей. Мысли молодого человека заняты только невестой, именно о ней он готов бесконечно петь. Белый цвет черемухи, который поэт сравнивает со снегом, подчеркивает «зелень в цвету и росе», контрастируя с ней. Есенину удается наполнить пейзаж запахами (смолистая сосна) и звуками (пение птиц), что позволяет читателям во всех подробностях нарисовать в воображении представленную Сергеем Александровичем картину.

Воспевание Родины было главной творческой задачей Есенина. В стихотворении «Сыплет черемуха снегом…» речь идет не о какой-то абстрактной природе, а о природе средней полосы России, которую поэт прекрасно знал и любил. Он родился в селе Константиново Рязанской губернии, в окружении бескрайних полей и прекрасных лесов. Уехав из дома, Есенин всегда сильно скучал по родным местам, поэтому нередко туда наведывался. В лирике Сергея Александровича часто встречаются народные черты – любовь к фольклору привила ему бабушка. Это видно и по произведению «Сыплет черемуха снегом…». В нем отражено синкретическое единство природы и человека, характерное для народного творчества. Лирический герой обращается к птицам, черемухе, лугам и дубравам. С ними он делится своими мыслями, радостями.

В стихотворениях Есенина природа показана в вечном движении, изменении и развитии. Словно человек она испытывает счастье и печаль, рождается и умирает. Поэтому в произведениях Сергея Александровича часто встречаются олицетворения: «черемуха сыплет», «травы никнут». Речевые фигуры употребляются не ради красного словца, а ради более полного и глубокого выражения себя. Отсюда рождается стремление к единству всего существующего на земле. В творческом мире Есенина люди, растения, животные, предметы и стихии – дети матери-природы.

Стихотворения Сергея Александровича стали основой для огромного количества песен, причем не только на русском языке. Положено на музыку и произведение «Сыплет черемуха снегом…». Композиция под названием «Черемуха» вошла в альбом «Клен ты мой опавший» российского певца Александра Подболотова.

Учебно-методический материал по русскому языку (10 класс) по теме:
Филологический анализ стихотворения Сергея Есенина «Сыплет черемуха снегом…»

Филологический анализ стихотворения Сергея Есенина «Сыплет черемуха снегом…»

Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.

Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой вы, луга и дубравы,-
Я одурманен весной.

Радугой тайные вести
Светятся в душу мою.
Думаю я о невесте,
Только о ней лишь пою.

Сыпь ты, черемуха, снегом,
Пойте вы, птахи, в лесу.
По полю зыбистым бегом
Пеной я цвет разнесу.

Данное стихотворение является текстом, так как обладает следующими признаками текстуальности:

  1. информативностью, т.к. содержит новую информацию – особое видение лирическим героем момента оживления природы, её расцвета. Читателю понятно, что образ весны автор ассоциирует с образом невесты;
  2. цельностью, т.к. у текста есть план.
  1. Любование лирического героя приходом весны.
  2. Думы о невесте.
  3. Обращение к природе.

Все строфы тесно связаны друг с другом, нельзя «вырвать» одну из них, так как смысл душевных переживаний понятен только в контексте. На психологическом уровне читатель воспринимает текст как целое;

  1. связностью, т.к. предложения связаны между собой. Например, 3 и 4 предложения – луговые травы, их дурманящий запах; 5 и 6 предложения – душевный трепет от мыслей о невесте.
  2. когезией (внутритекстовой связью): личные местоимения ( я –лирический герой, она – невеста, вы – птахи);
  3. завершенностью. Текст «материально» независим (его понимание возможно вне цикла стихотворений Есенина «Девичник»). Он обладает контекстуально –смысловой завершенностью (любование весной, цветущей черемухой – думы о невесте – обращение к черемухе);
  4. социологичностью, т.к. связан со своей эпохой, стихотворение символично, весна как невеста предстает перед нами в стихотворении. Текст и сам выполняет социологическую функцию: определяет человека, способного испытывать любовь и нежность к природе;
  5. диалогичностью, т.к. связан с другими прозаическими, поэтическими и научными текстами, где затрагивается вечная проблема взаимоотношений человека и природы. Отсюда – «диалог» с другими писателями.
  6. Единством внешней и внутренней формы:

Внешняя форма – лирическое стихотворение, композиция проста, расположение строк и строф последовательно; наблюдается совокупность языковых средств: ассонанс звука [йэ] придает торжественность; стихотворение насыщено цветом («Зелень в цвету», «Пеной я цвет разнесу»), яркими эпитетами («Шёлковые травы»); олицетворения («Сыплет черёмуха», «Никнут травы») способствуют жизни, действию; инверсии («Никнут шёлковые травы», «Сыплет черёмуха снегом»); риторические обращения («Ой вы, луга и дубравы», «Пойте вы, птахи», «Сыпь ты, черёмуха») придают стихотворению образность; анафора подчеркивает главную мысль текста («Сыплет черёмуха снегом» и «Сыпь ты, черёмуха снегом»); по рифме стихотворение напевное; наличие обособленных членов, требующих особой интонации, с паузами, делает речь плавной, замедленной; по рифме стихотворение напевное; написано трёхстопным дактилем, перекрёстной рифмовкой, что придаёт мелодичности стихотворению – это совокупность языковых средств, включающаяся в содержательную сторону, реализующая замысел автора – представить картину весны;

  1. абсолютной антропоцентричностью, т.к. текст создан человеком (С.Есениным) и для человека;
  2. развернутостью, т.к. на содержательном уровне речи данный текст находит выражение в трех непосредственных отношениях главного предмета с другими предметами, выстроенными в подтемы (см. п.№2);
  3. последовательностью, которая находится на поверхностном уровне. Слова, предложения выстроены последовательно, поэтому понятно, о чем идет речь;
Читайте также:  Анализ стихотворения Сорокоуст Есенина

12,13) статичностью и динамичностью. Статичность в тексте проявляется в том, что он уже результат речеведческой деятельности. Это стихотворение С.Есенина «Сыплет черемуха снегом…». Динамичность текста заключается в том, что процесс его перерождения неизменно проходит при прочтении: восприятии и понимании;

14) эстетичностью, т.к. вызывает чувство эстетического удовлетворения, потому что текст художественного стиля ставит перед собой такую задачу; показывает красоту природы весной, особое состояние героя;

15) образностью, т.к. вызывает у читателя систему представлений:

а) черемуха, снег, роса, поле, грачи;

б) шелковые травы, смолистая сосна, луга, дубравы;

в) радуга, тайные вести, душа, невеста, я пою;

г) птахи, лес, зыбистый бег, я цвет разнесу.

Эти представления складываются в образы, которые складываются в образы, способные нарисовать зрительную картину;

16) интенциональностью, потому что каждый писатель и поэт ставит перед собой цель «достучаться» до читателя. Есенин вызывает у читателя бурю чувств, эмоций образами, которые создает и использует в своем стихотворении;

17) ситуативностью, т.к. учтена ситуация, в которой осуществляется речь. Данный текст может прозвучать на уроке литературы или прочтен в уединении, но он явно не подходит для озвучивания на массовых политических митингах;

18) приемлемостью, т.к. аудитория или читатель рассматривает предложения и их последовательность как текст;

19) интерпретируемостью, с одной стороны, автор С.Есенин, рассказывая о приходе весны, интерпретирует ее силой своего таланта в душевных переживаниях лирического героя, с другой стороны, любой читатель стремится постичь замысел стихотворения, активно познает его, таким образом интерпретируя его.

Основные единицы текста

Сложное синтаксическое целое. Стихотворение Сергея Есенина можно разделить на три ССЦ:

1-ая часть – 1, 2 строфы;

2-ая часть – 3 строфа;

3-я часть – 4 строфа

Связь между предложениями внутри каждого ССЦ – параллельная.

Зачин – Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.

Средняя часть – Думаю я о невесте,
Только о ней лишь пою.

Концовка – Сыпь ты, черемуха, снегом,
Пойте вы, птахи, в лесу.
В первом ССЦ начинается повествование о приходе весны, даются ее признаки.

Второе ССЦ построено на описании душевных переживаниях лирического героя.

В третьем ССЦ лирический герой просит весну задержаться, чтобы дольше сохранить в мыслях образ любимой.

Таким образом, исходя из перечисленных выше признаков, стихотворение Сергея Есенина можно назвать текстом, т.к. в нем сохранены все признаки текстуальности.

Послушайте стихотворение Есенина Сыплет черемуха снегом

Филологический анализ стихотворения Сергея Есенина «Сыплет черемуха снегом…»
учебно-методический материал по русскому языку (10 класс) по теме

Данное стихотворение является текстом, так как обладает всеми признаками контекстуальности.

Скачать:

ВложениеРазмер
s._esenin.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Филологический анализ стихотворения Сергея Есенина «Сыплет черемуха снегом…»

Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.

Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой вы, луга и дубравы,-
Я одурманен весной.

Радугой тайные вести
Светятся в душу мою.
Думаю я о невесте,
Только о ней лишь пою.

Сыпь ты, черемуха, снегом,
Пойте вы, птахи, в лесу.
По полю зыбистым бегом
Пеной я цвет разнесу.

Данное стихотворение является текстом, так как обладает следующими признаками текстуальности:

  1. информативностью, т.к. содержит новую информацию – особое видение лирическим героем момента оживления природы, её расцвета. Читателю понятно, что образ весны автор ассоциирует с образом невесты;
  2. цельностью, т.к. у текста есть план.
  1. Любование лирического героя приходом весны.
  2. Думы о невесте.
  3. Обращение к природе.

Все строфы тесно связаны друг с другом, нельзя «вырвать» одну из них, так как смысл душевных переживаний понятен только в контексте. На психологическом уровне читатель воспринимает текст как целое;

  1. связностью, т.к. предложения связаны между собой. Например, 3 и 4 предложения – луговые травы, их дурманящий запах; 5 и 6 предложения – душевный трепет от мыслей о невесте.
  2. когезией (внутритекстовой связью): личные местоимения ( я –лирический герой, она – невеста, вы – птахи);
  3. завершенностью. Текст «материально» независим (его понимание возможно вне цикла стихотворений Есенина «Девичник»). Он обладает контекстуально –смысловой завершенностью (любование весной, цветущей черемухой – думы о невесте – обращение к черемухе);
  4. социологичностью, т.к. связан со своей эпохой, стихотворение символично, весна как невеста предстает перед нами в стихотворении. Текст и сам выполняет социологическую функцию: определяет человека, способного испытывать любовь и нежность к природе;
  5. диалогичностью, т.к. связан с другими прозаическими, поэтическими и научными текстами, где затрагивается вечная проблема взаимоотношений человека и природы. Отсюда – «диалог» с другими писателями.
  6. Единством внешней и внутренней формы:

Внешняя форма – лирическое стихотворение, композиция проста, расположение строк и строф последовательно; наблюдается совокупность языковых средств: ассонанс звука [йэ] придает торжественность; стихотворение насыщено цветом («Зелень в цвету», «Пеной я цвет разнесу»), яркими эпитетами («Шёлковые травы»); олицетворения («Сыплет черёмуха», «Никнут травы») способствуют жизни, действию; инверсии («Никнут шёлковые травы», «Сыплет черёмуха снегом»); риторические обращения («Ой вы, луга и дубравы», «Пойте вы, птахи», «Сыпь ты, черёмуха») придают стихотворению образность; анафора подчеркивает главную мысль текста («Сыплет черёмуха снегом» и «Сыпь ты, черёмуха снегом»); по рифме стихотворение напевное; наличие обособленных членов, требующих особой интонации, с паузами, делает речь плавной, замедленной; по рифме стихотворение напевное; написано трёхстопным дактилем, перекрёстной рифмовкой, что придаёт мелодичности стихотворению – это совокупность языковых средств, включающаяся в содержательную сторону, реализующая замысел автора – представить картину весны;

  1. абсолютной антропоцентричностью, т.к. текст создан человеком (С.Есениным) и для человека;
  2. развернутостью, т.к. на содержательном уровне речи данный текст находит выражение в трех непосредственных отношениях главного предмета с другими предметами, выстроенными в подтемы (см. п.№2);
  3. последовательностью, которая находится на поверхностном уровне. Слова, предложения выстроены последовательно, поэтому понятно, о чем идет речь;

12,13) статичностью и динамичностью. Статичность в тексте проявляется в том, что он уже результат речеведческой деятельности. Это стихотворение С.Есенина «Сыплет черемуха снегом…». Динамичность текста заключается в том, что процесс его перерождения неизменно проходит при прочтении: восприятии и понимании;

14) эстетичностью, т.к. вызывает чувство эстетического удовлетворения, потому что текст художественного стиля ставит перед собой такую задачу; показывает красоту природы весной, особое состояние героя;

15) образностью, т.к. вызывает у читателя систему представлений:

а) черемуха, снег, роса, поле, грачи;

б) шелковые травы, смолистая сосна, луга, дубравы;

в) радуга, тайные вести, душа, невеста, я пою;

г) птахи, лес, зыбистый бег, я цвет разнесу.

Эти представления складываются в образы, которые складываются в образы, способные нарисовать зрительную картину;

16) интенциональностью, потому что каждый писатель и поэт ставит перед собой цель «достучаться» до читателя. Есенин вызывает у читателя бурю чувств, эмоций образами, которые создает и использует в своем стихотворении;

17) ситуативностью, т.к. учтена ситуация, в которой осуществляется речь. Данный текст может прозвучать на уроке литературы или прочтен в уединении, но он явно не подходит для озвучивания на массовых политических митингах;

18) приемлемостью, т.к. аудитория или читатель рассматривает предложения и их последовательность как текст;

19) интерпретируемостью, с одной стороны, автор С.Есенин, рассказывая о приходе весны, интерпретирует ее силой своего таланта в душевных переживаниях лирического героя, с другой стороны, любой читатель стремится постичь замысел стихотворения, активно познает его, таким образом интерпретируя его.

Основные единицы текста

Сложное синтаксическое целое. Стихотворение Сергея Есенина можно разделить на три ССЦ:

1-ая часть – 1, 2 строфы;

2-ая часть – 3 строфа;

3-я часть – 4 строфа

Связь между предложениями внутри каждого ССЦ – параллельная.

Зачин – Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.

Средняя часть – Думаю я о невесте,
Только о ней лишь пою.

Концовка – Сыпь ты, черемуха, снегом,
Пойте вы, птахи, в лесу.
В первом ССЦ начинается повествование о приходе весны, даются ее признаки.

Второе ССЦ построено на описании душевных переживаниях лирического героя.

В третьем ССЦ лирический герой просит весну задержаться, чтобы дольше сохранить в мыслях образ любимой.

Таким образом, исходя из перечисленных выше признаков, стихотворение Сергея Есенина можно назвать текстом, т.к. в нем сохранены все признаки текстуальности.

Анализ стихотворения Сыплет черемуха снегом Есенина

У каждого русского поэта образ весны складывается по-разному. Ярким, живым и узнаваемым он проявляет себя в стихотворении С. Есенина «Сыплет черемуха снегом».

Обычные явления окружающего мира, которые меняют внешний вид с приходом весны, обращают на себя внимание лирического героя, обрастая необыкновенно реалистичными характеристиками. Подобного эффекта автор добивается, прежде всего, благодаря выраженным художественно-выразительным средствам.

Согласно законам природы и знаниям жизни, весенняя пора – это пробуждение всего живого после долгой, холодной зимы. На страницах стихотворения С. Есенина весна оживает благодаря олицетворению, выражающему долгожданные действия черемухи «сыплет снегом», перемещениям птиц: «ходят грачи», «вести светятся». Эпитеты создают неподдельные эмоции за счет способности выделять в описанном предмете главное: «шелковые травы», «зыбистым бегом», «тайные вести».

Обращение к природе, всему, что окружает поэта, говорит о том, что этот человек неравнодушен ни к одной детали, так как в его огромном сердце есть место и для черемухи, зелени, и для бескрайних полей. Он искренен и прост в отношениях с любым из объектов природы: «ой, вы, луга и дубравы», «сыпь, ты, черемуха», «пойте, вы, птахи». Искренняя любовь к родине задает веселый, оптимистичный настрой стихотворения. Атмосфера проникнута жизнелюбием. Вслед за автором хочется окунуться в мир природы, ощутить на себе то, как не спеша весна вступает в свои права. Об этом говорят звуки и цветовая гамма, к которой Есенин обратился в тексте. Зеленый, белый оттенки наполняют темные пятна окружающего мира новыми свежими красками. Воркование грачей в поле, вообразимые звуки шелеста лепестков черемуха под легким дуновением ветра настраивают автора на торжественный, с другой стороны, лирический лад. В этот момент он мечтает о любви, романтике: «думаю я о невесте». Ароматы душистой смолы («смолистой сосны») дополняют умиротворенное состояние человека, который наблюдает за пробуждением природы весной.

Обращение к этому времени года имеет скрытый подтекст. Автор через описание родного края философствует о смысле жизни, вечности. Он радостно сообщает всему миру о том, что все лучшее впереди, так же, как и пробуждение весны, жизнь не стоит на месте. Все подвергается изменениям, все меняется. Важно не упустить эти моменты, радуясь вместе с природой.

Вариант 2

Пейзажная лирика Есенина, как правило, отличается передачей природным элементам и феноменам каких-то человеческих особенностей или деталей из человеческого мира. В раннем стихотворении Сыплет черемуха снегом.. подобный прием отсутствует, но и без этого автор проявляет свой значительный талант в описании простого факта прихода весны.

Безусловно, каждая весна является без преувеличения чудом и, вероятно, не совсем верно называть этот факт простым, тем не менее, эта сфера и до Есенина была довольно активно изучена поэтами и, казалось бы, где взять вдохновение для того чтобы внести сюда нечто свежее и оригинальное. Сергею Александровичу удается определить ряд векторов поэтического языка, которые заслуживают внимания и весьма интересны. Молодой поэт умело и искренне передает ощущения преобразования природы.

Сначала следует отметить довольно интересное сравнение белых цветков черемухи со снегом, они создают любопытный контраст на всех уровнях, начиная от цветообраза предлагаемой картины и до смысловой основы, где на фоне снега-зимы возникает зелень в цвету и весна. Помимо этого не менее интересным является использование образа невесты, который может указывать и на подлинные мысли лирического героя, который под властью весны размышляет о привлекательной девушке и на метафору самой весны, которая нередко предстает в образе молодой невесты. По сути, эти два образа соединяются в какую-то общность и трудно представить истинный предмет размышлений героя.

Так или иначе, поэт пытается передать ощущение полной охваченности весенним настроением, которое создает потребность петь и бежать зыбистым бегом по полям. Лирический герой ощущает движение и присоединяется к нему, он хочет, чтобы птахи продолжали петь и дополнительно увеличивает динамику картины, разнося по полю появившиеся цветы.

Для ранней лирики стихотворение выглядит более чем достойным вариантом, хотя и немного банальным. Как сказано в начале, Есенин тут явно не владеет своими типичными навыками содержательно-стилистического наполнения пейзажной лирики. Тем не менее, целостность образов и повествования создают гармоничное изображение весны.

Анализ стихотворения Сыплет черемуха снегом по плану

Сыплет черемуха снегом

Возможно вам будет интересно

Бунин испытал очень тяжелые разочарования и потери. Первое бракосочетание поэта не увенчалось успехом, да и еще хуже большим горем. Сын Бунина Николай заболел менингитом в пять лет

Произведение является составной частью позднего лирического творчества поэта и по жанровой направленности относится к философским размышлениям.

Это стихотворение, точней, белый стих Ивана Тургенева передаёт то самое (неоднозначное, странное, даже жуткое) ощущение, которое испытал сам автор.

Водопад – довольно интересное название для длинной оды, ведь если посмотреть на строение практически любого стиха, то он действительно струится вниз подобно водопаду, только состоящему из слов

Красивое философское стихотворение начинается с признания автора, что он в этом мире ищет соединение прекрасного и вечного. Ведь, в основном, прекрасное (молодость, цветы, радость) быстро проходит

«Сыплет черемуха снегом» – анализ стихотворения С.А. Есенина

История написания

С.Есенин создал произведение «Черемуха» в 1915 году, причем можно даже предположить, в каком месяце — это январь/февраль. Дело в том, что в мартовском номере издания «Мирок» этот стих уже был напечатан, а значит, он был придуман до того момента. В это время поэт только начинал свой творческий путь, поэтому стих может показаться неидеальным и странным.

Основная тема

Есенин описывает черемуху, о ней и идет речь в произведении. Писатель формирует уникальный живой образ, включая в картинку не только душистое деревце, но и другие немаловажные детали. Он показывает красочный мир, используя богатый словарный запас для того, чтобы его описание не могли ни с чем сравнить. У поэта получилось добиться своего, ведь его работы редко сравнивают с другими.

После анализа стихотворения «Сыплет черемуха снегом» можно заметить, что есть и второй слой стиха: автор словно рассказывает любовную историю, которая только зарождается между молодой девушкой (деревом) и юным парнем (ручейком). Однако конец в этом произведении остается открытым, неясно, каков итог этой любви. Каждый сам может для себя решить, чем закончилась их история.

Композиция произведения

В этом стихотворении нет основного лирического персонажа, С. А. Есенин просто делится собственными мыслями о природе. Для этого прекрасно подходит простейшая линейная композиция с маленьким кольцевым элементом: необходимо заострить внимание на рефрене первой строчки.

Чтение этого короткого стиха помогает человеку почувствовать себя частичкой окружающего мира и испытать чувство счастья. Писатель вначале описывает черемуху с белой накидкой, которая пытается расцвести весною, потом переключается на ручей, а затем вновь переходит к дереву. Как талантливый художник, он выделяет и общую картину, и основные ее детали.

Если изучить произведение «Сыплет черемуха снегом» Есенина, сделать анализ будет несложно. Однако при этом орфографический разбор делать необязательно.

Жанр стихотворения

Это классическая пейзажная лирика, одно из лучших произведений Есенина. Писатель использовал для создания этого стиха стандартный 2-стопный ямб и перекрестную рифму. Специального разделения на строфы при этом нет.

Средства выразительности

Как же красиво звучит название «Сыплет черемуха снегом»! Анализ этого произведения дает возможность больше узнать о средствах выразительности. Как и в иных стихотворениях, которые относятся к ранней лирике, в «Черемухе» применяются различные худ. средства, например:

  • Эпитеты — «ветки золотистые», «роса медвяная», «серебряный ручей».
  • Метафоры — «зелень сияет в серебре».
  • Сравнительная часть — «что кудри».
  • Олицетворение — «завила веточки».

С помощью тропов Сергей Александрович погружает людей в мир звуков, запахов и красок, который и формирует прелестный поэтический рисунок. Богатый словарный запас и талант позволили автору написать прекрасные пейзажные стихи, которые все еще популярны.

Это стихотворение как урок, ведь оно подводит к осознанию, насколько уникален был талант Есенина, в каких светлых и живых образах он умел видеть природу. «Черемуха» стала одной из первых его работ, раскрывающих способности писателя.

Конечно, до этого он написал и другие прекрасные стихотворения, такие как «Восход солнца», «Звезды» и так далее. Однако именно «Черемуха» запала многим в сердца надолго.

Видеть мир волшебным и ярким — полезное умение, которое всегда будет актуальным. Такие произведения восхищают читателей и заставляют их поверить в сказку. Полный анализ стихотворения Есенина «Черемуха» лишний раз показывает, насколько легко удается поэту создавать шедевры. Несложно даже написать сочинение на этот стих, ведь он настолько глубокий и запоминающийся.

«Черемуха» анализ стихотворения Есенина по плану кратко – художественные приемы, тема, идея

Стихотворение “Черемуха” наполнено тем особенным светом, который умел создавать только Есенин. Он умело погружал читателя в мир природы и показывал ему красоту этого мира. Краткий анализ “Черемуха” по плану поможет ученикам 3 класса оценить прелесть есенинской поэзии. Использовав его на уроке литературы, можно легко объяснить материал программы.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Черемуха.

История создания – Есенин написал “Черемуху” в 1915 году, а читатель смог познакомиться с ним уже в мартовском номере журнала “Мирок”.

Тема стихотворения – рассказ о черемухе.

Композиция – одночастная линейная.

Жанр – пейзажная лирика.

Стихотворный размер – двухстопный ямб с перекрестной рифмой.

Эпитеты“душистая черемуха”, “ветки золотистые”, “роса медвяная”, “серебряный ручей”, “золотистая зелень”.

Метафоры“зелень сияет в серебре”, “зелень горит на солнышке”.

Сравнение“что кудри”.

Олицетворение“черемуха завила ветки”, “ручей бежит”, “ручей поет песенки”.

История создания

Сергей Есенин написал “Черемуху” в ранний период своего творчества – в 1915 году, причем можно даже приблизительно определить месяца – это январь-февраль. Дело в том, что в мартовском номере журнала “Мирок” это стихотворение уже было напечатано, а значит, оно написано до того.

Произведение описывает черемуху, что и является основной его темой. Автор создает удивительно живой образ, включая в картину не только дерево, но и окружающую его природу. Он показывает мир и в красках, и в звуках, используя богатый литературный арсенал для того, чтобы сделать свое описание неповторимым.

Есть и второй слой произведения: Есенин как будто рассказывает историю любви, которая только зарождается между юной девушкой (черемухой) и молодым парнем (ручьем).

Композиция

В этом стихе нет лирического героя – поэт просто делится своими впечатлениями о мире, показывает, как он прекрасен. Для этого замечательно подходит простая линейная композиция с небольшим кольцевым элементом: стоит обратить внимание на рефрен первой строки.

Чтение этот стихотворения помогает читателю почувствовать себя частью окружающего мира. Есенин сначала показывает читателю черемуху, которая расцветает благодаря весеннему теплу, потом переключает его внимание на бучей, бегущий между ее корней, а потом снова возвращает к черемухе. Как умелый художник, он показывает и общую картину, и формирующие ее детали.

Это классика пейзажной лирики, одно их самых известных произведений поэта. Оно очень характерно для его раннего творчества, где он поэтизировал родную природы, показывал ее самые прекрасные стороны.

Автор использовал для написания этого стихотворения простой двустопный ямб и перекрестной рифмой. Конкретного разделения на строфы при этом нет, но условно можно назвать его пятистрофным.

Средства выразительности

Как и в других произведениях, относящихся к ранней лирике, в “Черемухе” использованы самые разнообразные художественные средства, такие, как:

  • Эпитеты – “душистая черемуха”, “ветки золотистые”, “роса медвяная”, “серебряный ручей”, “золотистая зелень”.
  • Метафоры – “зелень сияет в серебре”, “зелень горит на солнышке”.
  • Сравнение – “что кудри”.
  • Олицетворение – “черемуха завила ветки”, “ручей бежит”, “ручей поет песенки”.

С их помощью Есенин погружает читателя в мир звуков, ароматов и красок, который и создает замечательное поэтическое полотно. Богатый язык и умелое пользование тропами позволяли поэту писать действительно прекрасные пейзажные стихотворения, которые не теряют своего очарования и прелести даже спустя более чем сто лет.

Анализ стихотворения «Черемуха» Есенина

Стихотворение “Черемуха” наполнено тем особенным светом, который умел создавать только Есенин. Он умело погружал читателя в мир природы и показывал ему красоту этого мира. Краткий анализ “Черемуха” по плану поможет ученикам 3 класса оценить прелесть есенинской поэзии. Использовав его на уроке литературы, можно легко объяснить материал программы.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Черемуха.

История создания – Есенин написал “Черемуху” в 1915 году, а читатель смог познакомиться с ним уже в мартовском номере журнала “Мирок”.

Тема стихотворения – рассказ о черемухе.

Композиция – одночастная линейная.

Жанр – пейзажная лирика.

Стихотворный размер – двухстопный ямб с перекрестной рифмой.

Эпитеты“душистая черемуха”, “ветки золотистые”, “роса медвяная”, “серебряный ручей”, “золотистая зелень”.

Метафоры“зелень сияет в серебре”, “зелень горит на солнышке”.

Сравнение“что кудри”.

Олицетворение“черемуха завила ветки”, “ручей бежит”, “ручей поет песенки”.

История создания

Сергей Есенин написал “Черемуху” в ранний период своего творчества – в 1915 году, причем можно даже приблизительно определить месяца – это январь-февраль. Дело в том, что в мартовском номере журнала “Мирок” это стихотворение уже было напечатано, а значит, оно написано до того.

Произведение описывает черемуху, что и является основной его темой. Автор создает удивительно живой образ, включая в картину не только дерево, но и окружающую его природу. Он показывает мир и в красках, и в звуках, используя богатый литературный арсенал для того, чтобы сделать свое описание неповторимым.

Есть и второй слой произведения: Есенин как будто рассказывает историю любви, которая только зарождается между юной девушкой (черемухой) и молодым парнем (ручьем).

Композиция

В этом стихе нет лирического героя – поэт просто делится своими впечатлениями о мире, показывает, как он прекрасен. Для этого замечательно подходит простая линейная композиция с небольшим кольцевым элементом: стоит обратить внимание на рефрен первой строки.

Чтение этот стихотворения помогает читателю почувствовать себя частью окружающего мира. Есенин сначала показывает читателю черемуху, которая расцветает благодаря весеннему теплу, потом переключает его внимание на бучей, бегущий между ее корней, а потом снова возвращает к черемухе. Как умелый художник, он показывает и общую картину, и формирующие ее детали.

Это классика пейзажной лирики, одно их самых известных произведений поэта. Оно очень характерно для его раннего творчества, где он поэтизировал родную природы, показывал ее самые прекрасные стороны.

Автор использовал для написания этого стихотворения простой двустопный ямб и перекрестной рифмой. Конкретного разделения на строфы при этом нет, но условно можно назвать его пятистрофным.

Средства выразительности

Как и в других произведениях, относящихся к ранней лирике, в “Черемухе” использованы самые разнообразные художественные средства, такие, как:

  • Эпитеты – “душистая черемуха”, “ветки золотистые”, “роса медвяная”, “серебряный ручей”, “золотистая зелень”.
  • Метафоры – “зелень сияет в серебре”, “зелень горит на солнышке” .
  • Сравнение – “что кудри” .
  • Олицетворение – “черемуха завила ветки”, “ручей бежит”, “ручей поет песенки”.

С их помощью Есенин погружает читателя в мир звуков, ароматов и красок, который и создает замечательное поэтическое полотно. Богатый язык и умелое пользование тропами позволяли поэту писать действительно прекрасные пейзажные стихотворения, которые не теряют своего очарования и прелести даже спустя более чем сто лет.

С. А. Есенин. Тема родины и природы в лирике. Таблицы

С. А. Есенин

Тема родины и природы в лирике

1. Главная тема творчества С. А. Есенина – любовь к Родине

Поэт о своем отношении к теме Родины и природы

«Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине, Чувство Родины – основное в моем творчестве».

«Все мое творчество – о России, Россия – главная тема моих сти­хов. – Без этой темы я не был бы поэтом».

«Родина – это то, что просто и весомо, ясно; это то, что может устоять против любого урагана».

2. Стихи о Родине и природе

Стихи 1910-1914 гг.

Название стихотворения

Его содержание и художественные особенности

«Сыплет черемуха снегом» (1910 г.)

– свежесть и сила восприятия природного мира юным поэтом

– полноценное и многообразное принятие всего богатства природы.

Примеры метафор и эпитетов:

– «сыплет черемуха снегом;

– «никнут шелковые травы»;

– «Ой вы, луга и дубравы, – Я одурманен весной!»

«Край любимый! Сердцу снятся. » (1914 г.)

В стихотворении поэт одухотворяет природу, сливается с ней, вживается в ее мир, говорит ее языком.

– «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных» (риторическое обращение);

– «гарь в небесном коромысле» – (эпитеты и метафоры).

Характерной особенностью этого периода является то, что вместе с природой прославляются патриархальные и религиозные начала в жизни дореволюционной России.

Название стихотворения

Его содержание и художественные особенности

«Гой ты, Русь моя родная!» (1914 г.)

Обращается ко всей стране, но задерживает внимание читателя на хатах, где «в ризах образа», на низеньких околицах, на «коротком спасе» в дере­венских церквах. Поэт разворачивает панораму деревенской жизни: заму­ченные работой женщины, мужики, бегают босоногие ребятишки. Среди этой обстановки приятно слышать «звонкий, как сережки», девичий смех, видеть на лугах «веселый пляс», чувствовать бесконечность просторов: «Не видать конца и края – только синь сосет глаза».

«Край ты мой забро­шенный. » (1914 г.)

В строчках стихотворения звучит грусть о запущенности родных мест, о пустыре, некошеном сене. В то же время поэт присоединяет к столь скорбным чувствам свою лирическую восторженность.

«Запели тесаные дроги» (1916 г.)

В стихотворении возникают редкие и скорбные часовни на дороге и поминальные кресты, а с другой – поэтичнейший «молитвословный ковыль», звенящий в родных степях в унисон поющим тесаным дро­гам. И вот из этого противоречия выплескивается признание:

О Русь, малиновое поле,

И синь, упавшая в реку,

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

«Я снова здесь в се­мье родной» (1915 г.)

В стихотворении поэт любуется «кудрявым сумраком» и волнуется «вечерней грустью», а свой край трогательно называет «задумчивым и нежным».

«О верю, верю сча­стье есть» (1917 г.)

В стихотворении мы слышим шум и ропот «буйных вод», видим, как «заря молитвенником красным пророчит благостную весть». Каждая строфа окольцовывается одинаковыми строчками, а внутри пятисти­ший звенит «златая Русь», волнуется «неуемный ветер». Поэт верит в возможность счастья для своего народа. Он зовет Русь «взмахнуть крылами», чтобы «отправиться в неизведанный дальний полет».

Стихи последних лет жизни поэта

Название стихотворения

Его содержание и художественные особенности

«Русь советская» (1924 г.)

Стихотворение показывают сложное отношение автора к произо­шедшим на его родине переменам. С одной стороны поэт учится постигать «е каждом миге Коммуной вздыбленную Русь», а с дру­гой – «душа спросонок хрипло пела, не понимая праздник наш». Грустна радость дальнейшего существования. В своей родной де­ревне поэт ощущает себя «пилигримом угрюмым Бог весть с какой далекой стороны». Новый свет другого поколения не греет.

Ах, родина! Какой я стал смешной.

На щеки впалые летит сухой румянец.

Язык сограждан стал мне как чужой.

В своей стране я словно иностранец.

«Возвращение на ро­дину» (1924 г.)

Жизнь не дает покоя и умиротворения. Она ежечасно несет на родную землю неумолимые перемены. Надвигается страшный железный гость, обдает стужей «хладная планета», укрепляются новые, подчас странные нравы, «в дому большие недостатки», гибнет старая деревня, «теперь богу негде помолиться».

«Письмо к матери» (1924 г.)

Есенин сливает образ матери с Отчизной, и оттого переживания близости к ней обостряются необычайно. Поэт надеется на свое об­новление, возрождение, на свое активное участие в новой жизни.

«Неуютная жидкая пунность» (1925 г.)

В стихотворении «поэт начинает мечтать о «каменной» и «стальной» Отчизне:

Через каменное и стальное Вижу мощь я родной страны. А потому он, хотя и с грустью, прощается с полевой Россией и ее лачугами, сохой и песней тележных колес.

Ссылка на основную публикацию