Анализ стихотворения Там где капустные грядки Есенина

Анализ стихотворения Там где капустные грядки Есенина

Довольно интересным является факт из биографии Есенина касательно его увлечений разной стихотворной формой. Как свидетельствует его третья супруга Софья Толстая, которая провела с ним дни практически до самой кончины поэта, Сергей Александрович активно увлекся миниатюрами и создал даже нечто наподобие сборника, эти творения 1925 года остались для потомков. Интересным в этом является и своеобразное начало творческого пути с формы миниатюры.

В частности речь идет о небольшом четверостишье Там, где капустные грядки.. которое практически открывает ряд ранних произведений автора. Зарисовка отличается высокой выразительностью и художественной ценностью. На самом деле здесь перекликается огромное количество дополнительных смыслов, образный ряд возможно развивать довольно далеко.

Итак, попробуем рассмотреть, чем именно примечательно данное творение молодого поэта. Он описывает как восход поливает капустные грядки красной водой, а поблизости где-то располагается маленький клен, который обращается к некой «маленький матке». Образ может говорить о маленьком деревце, которое склоняется под сенью более крупного или тут может подразумеваться деревце, которое использует «зеленое вымя» в смысле всей земли, откуда получает пищу.

В любом варианте перед нами возникает образ природы-огорода, пространства, где каждый элемент заботится друг о друге. Красная вода восхода, то есть рассветный свет небес, представляет собой свет, который распространяется с самого неба, но этот небесный свет заботливо достигает простых капустных грядок. Образ как кушает маленький клен безусловно напоминает образ как маленький теленок питается от вымени коровы.

Восход сравнивается поэтом со своеобразным небесным пастырем или небо подразумевается как некое огромное корыто, которое проливает собственную воду на земные грядки. В этом объединяется большое и маленькое, земное и небесное, глобальное и незначительное. Таким образом Есенин создает образ целостной природы, в которой ничего в действительности не является брошенным и покинутым, этот образ заботы неба о простых капустных грядках создает радость и гармонию.

Далее растения представляются в образе животных. Таким образом, они наделяются свойствами более живых отношений, более явного, если возможно так сказать, присутствия в мире.

Вариант 2

Талант Есенина трудно оспорить, даже учитывая противоречивую натуру и биографию этого автора, даже если знать о возможной стилизации стихотворения Там, где капустные грядки.. под ранние работы. Согласно принятой версии стихотворение относится к 1910 году, но если посмотреть стихи этого периода, то есть ранние, то там зачастую трудно отыскать такую идеальную форму и умелое владение фольклорной темой. Есть мнение относительно написания данного стихотворения в более зрелом периоде и сознательном отнесении его автором к периоду раннему, для создания определенного образа в литературном сообществе.

Как бы там ни было художественная ценность этой стихотворной миниатюры является неоспоримой, в четырех коротких строчках поэт запечатлел картину восхода, образ гармоничной природы, в которой каждый элемент представляет собой часть единого, счастливого мира. Подобное миропонимание было свойственно Есенину, оно включало в себя чуткое понимание русских традиций деревенского существования, в котором сквозь укорененное православие проглядывали народные языческие травы немного фетишистской веры. Природа наделялась автором образами насыщенности жизнью, активного взаимодействия всех элементов и тотальной гармонии.

Именно поэтому, когда читаешь подобные стихи, все пространство кажется таким ладным и складным, представляется домом, в котором все есть и более ничего не требуется. Капустные грядки политы красной водой – так создается образ заботы и единства земли и неба. Некий небесный пастырь, сами небеса заботливо поливают простые капустные грядки, то есть высшая сила позаботится обо всем, даст всему пищу.

Образ какого-то глобального сельского хозяйства, огромной фермы-природы, где растут и развиваются все живые существа, продолжается через клененочек, который сравнивается, к примеру, с теленком, назван невероятно нежным и чутким словом. Под зеленым выменем может быть понята природа или более взрослые деревья, украшенные листвой. Так или иначе, этот образ не просто действует деревья полностью живыми и действующими персонажами, но и продолжает тему общей взаимосвязи и абсолютной гармонии в мире.

Анализ стихотворения Там где капустные грядки по плану

Там где капустные грядки

Возможно вам будет интересно

Фет был великолепным художником слова, и великолепие его таланта проявлялось в умелом использовании самых разнообразных ритмических решений, красивейшей звукописи.

Стихотворение рассказывает о первой чувственной любви русского поэта, которая осталась в его сердце надолго. В центре событий Авдотья Панаева. Кроме того, в тот момент Панаева находилась в законном браке

Анализ произведений Бальмонта

В позднем творчестве Афанасий Фет фактически отказывается от пейзажной лирики, он описывает только личные переживания, вся его лирика становится интимной.

Печальное стихотворение, где есть место и философским вопросам, и любви, и родному краю. Александр Блок, действительно, описывает в осенний день свою прогулку с женой. Они иду по уже сжатому полю, вокруг тихо

Урок литературы “Клен – сквозной образ в лирике Есенина”. 11-й класс

Разделы: Литература

Класс: 11

Ключевые слова: С.А. Есенин

Урок, иллюстрирующий использование технологии интегрированного обучения

«Двойник» или «талисман»?

Цели:

  • подготовить учащихся к самостоятельному анализу стихотворений поэта;
  • знать понятия: «литературный образ», «предикативная характеристика», «эпитет», «олицетворение», «синтаксическая организация речевых средств», «роль повторов», «эмоционально окрашенные детали образа», «обращение»;
  • развивать внимание, мышление, речь;
  • воспитывать интерес к слову поэта.

Оборудование:

1) подборка стихотворений по теме:

  1. Там, где капустные грядки (1910г)
  2. Я покинул родимый дом (1918г)
  3. Исповедь хулигана (1920г)
  4. Не жалею, не зову, не плачу… (1921г)
  5. Дорогая, сядем рядом (1923г)
  6. Я усталым таким ещё не был (1924г)
  7. Сукин сын (1924г)
  8. Метель (1924г)
  9. Русь Советская (1924г)
  10. Весна (1924г)
  11. Возвращение на Родину (1924г)
  12. Слышишь – мчатся сани… (октябрь 1925г)
  13. Клён ты мой опавший (ноябрь 1925г)

2) репродукция картины Н.Ромадина «Золотой клён»

3) словарь-справка:

  • клён (этимология) – общеславянское, восходящее к греческому glinos= скользкий, вязкий, липкий;
  • метаморфоза = полная, совершенная перемена;
  • предикат (лат., высказанное) = логическое сказуемое – то, что в суждении высказывается о его субъекте;
  • талисман – предмет, приносящий счастье, удачу.

4) совмещённая таблица для практической работы

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I – Беседа

Слово учителя. Лирический герой всегда находится в окружении лирических персонажей. Один из самых ярких в поэзии С.Есенина – клён. Впервые он появляется в качестве одной из характерных черт крестьянского быта.

Подготовленное чтение «Там, где капустные грядки»

? найдем метафоры и объясним их. Картина природы, изображённая здесь, весьма необычна и вызывает изумление. Восход солнца, первые лучи которого освещают капустные грядки «поливает» землю, то есть природное явление уподобляется здесь одному из видов деревенского труда. А молодой побег клёна, названный «кленёночком» (слово построено по модели – котёночек, ягнёночек, телёночек) уподоблён детёнышу домашнего животного. Неживая природа наделена чертами живой.

? – почему так. В таком облике она выглядит ближе, роднее человеку.

Слово учителя. Природа полноправный герой в лирике Есенина, это предмет восторга и изумления…она опоэтизирована.

Претерпев целый ряд различных поэтических метаморфоз, клён проходит через всё творчество поэта, достигая кульминационного изображения в изумительном стихотворении «Клён ты мой опавший» (28 ноября 1925г)

Чтение стихотворения учителем.

? – Каков лирический герой. Клён появляется в лирике Есенина, как правило, там, где поэт затрагивает тему «сбившегося с пути человека, который не в ладу с самим собой и с людьми, пьёт, скандалит, болен духовно, влюблён в жизнь и разрушает её в себе самом»

Подготовленное чтение «Я покинул родимый дом»

Поэзия Есенина выросла на почве русского фольклора. Сильно влияние народного «древесного» образотворчества, на который опирался поэт, создавая свой собственный поэтический образ.

? – Как. Каков лирический персонаж. Для наблюдений используем таблицу, которую заполнять будем постепенно: эпитеты, предикаты, взаимоотношения автора и образа.

II – Практическая работа

Выписываем из стихотворений эпитеты и метафоры, сделаем вывод.

? – Что такое «эпитет»? «Метафора»?

Поэт стремится сблизить два плана – реальность и образность; прямое значение и метафору. Образ дерева становится одушевлённым участником «художественной ситуации», получает в поэзии Есенина жизненную правдивость, художественную убедительность, полноту, яркость и живость.

Подготовленное чтение: «Возвращение на Родину» (фрагмент)

Слово учителя. Но Есенину недостаточно метафоризации – образ получает полноценную предикативную характеристику.

Выписываем логические сказуемые (предикаты), делаем выводы.

? – Что такое «предикат»?

Название стихотворений

Предикат

Предикативная характеристика усиливает выразительность, экспрессивность образа клёна. Простые синтаксические конструкции не затрудняют восприятия стихов.

Подготовленное чтение фрагментов стихотворений «Исповедь хулигана», «Русь Советская».

Слово учителя. Высказывается мысль, что клён «символ и двойник собственной жизни поэта». Проверим.

Выпишем слова и словосочетания, отражающие взаимоотношения автора и клёна, сделаем выводы.

Название стихотворений

Взаимоотношения автора и образа

Есенин чётко отделяет себя от любимого дерева; клён свидетель и судья всех его жизненных неудач и ошибок. Исполняя роль поэтического талисмана, не оберегал Есенина от жестоких ударов судьбы, лишь смягчал их, чтобы поэт чувствовал себя уютнее в этом неспокойном мире.

Подготовленное чтение: «Я усталым таким ещё не был».

Слово учителя. В исследуемых есенинских стихах прямых обращений к клёну немного – всего три. Эти обращения не только называют адресата, но и отражают отношение самого автора к любимому дереву – отношение проникновенное, всегда искреннее. Такое отношение поэта к клёну вызвано тем, что клён стал спутником судьбы Есенина, его задушевным другом, который примет и недостойный выпад, и позднее раскаяние.

Чтение учителем фрагментов из стихотворений «Метель» и «Весна».

III – Работа с репродукцией

Творчество Есенина не оставляет равнодушными художников и музыкантов. Рассмотрите картину Н.Ромадина. («Золотой клён» (1951г.) из цикла пейзажей «Есенинская Русь») Какое стихотворение она иллюстрирует?

IV – Музыкальный вывод

Прослушайте романс «Не жалею, не зову, не плачу» в исполнении Н.Кадышевой, ответьте на вопрос: «Как меняется замысел поэта, с отсутствием последней строфы?»

Формула стихотворения

Фасады домов в деревне обычно смотрят на улицу, по которой бегает ребятня, вышагивают мужики, семенят бабы. ЗДЕСЬ жизнь как на ладони – шумная! А ТАМ – это на заднем дворе, который не принято показывать: огороды, покосившийся плетень, какая-нибудь случайно выросшая березка или куст, а дальше – поле, лес.

Ничего особенного? Но не для того, кто умеет видеть, слышать и чувствовать: ТАМ совершается таинство, без которого не будет ни ребят, ни баб, ни мужиков – вообще ничего.

Как бы вы нарисовали КАПУСТНЫЕ ГРЯДКИ? Даже зрелая капуста отличается нежной зеленью, легкими оттенками, а тут не ГРЯДКИ с КАПУСТОЙ, а именно КАПУСТНЫЕ ГРЯДКИ – нежная поросль, пробившаяся из-под земли и доверчиво подставившая себя ласковой заботе солнца и влажному дыханию утра. Туман только начал рассеиваться, и живительные лучи поливают грядки красной водой – и вправду текут! Дети земли и солнца нежатся в этих лучах, растут и набираются сил. Так было испокон веков, и это называется жизнь…

Внимательный, удивительно ясный и открытый взгляд низенького белокурого мальчишки переходит от причудливых капустных листочков к покосившемуся плетню и чуть дальше – туда, где стройный клён, случайно выросший на краю огорода из прилетевшей двойной крылатки – «вертолётика». Скорее всего, из леса через всё поле прилетело лишь одно семечко, а молоденький КЛЕНЕНОЧЕК, прижавшийся к МАТКЕ, растёт из побега.

Прошелестел ветер, потрогал острые резные листочки, в хлеву со вздохом переступила корова и послышалось сопение теленка, чуть не упустившего мамкино вымя и теперь жадно тянущего струю теплого молока. Босые ноги прошлепали по росистой траве, собака, взвизгнув, лизнула в щёку, потянуло дымком из соседней хаты.

И это всё, привычное и родное: березки и клёны за полем, маленький клененочек, нежные капустные грядки, молодая и сильная пока еще корова, мокрый след шершавого собачьего языка на коже, плетень, а за ним улица, дома и высокая колокольня, сбегающий вниз к Оке луг и синее-синее небо в струящейся неспешно воде – всё это станет для босоногого хулигана самым главным в жизни, самой светлой частью его души и его поэзии.

Такая вот формула… 1=4=14 И вся жизнь нараспашку…
Так много это или мало?

————————————————————————————————————-
Один из вариантов ИКТ-поддержки этого текста – виртуальная экскурсия по Константиново с применением технологии интерактивного видео. Упрощенный вариант – видеофильм со звуковыми комментариями, в качестве которых использован текст, помещенный выше.
————————————————————————————————-
————————————————————————————————
А теперь другой (традиционный и научный)вариант анализа стихотворения на уроках литературы. И какой Вам, уважаемые коллеги, больше нравится?

Анализ стихотворения (по БЭНП `Литература`):

1.Историко-биографический материал.
Сергей Есенин – выдающийся русский поэт. Его лирика поражает своей проникновенностью, искренностью, любовью в Родине.

2.Место стихотворения в творчестве поэта.
Стихотворение `Там, где капустные грядки` написано С.А.Есениным в 1910 году и является одним из четырех самых ранних его произведений, наряду с `Вот уж вечер`, `Выткался на озере алый свет зари`, `Сыплет черемуха снегом`.

Читайте также:  Анализ стихотворения Мы теперь уходим понемногу Есенина

3.Ведущая тема.
Ведущей темой этого произведения является тема природы, любви ко всему живому.

4.Лирический сюжет.
Лирический сюжет включает в себя описание раннего утра, грядок и двух стоящих рядом клёнов.

5.Композиция.
Композиционно описание состоит из 2-х частей: описания грядок, прогреваемых солнцем и описания двух небольших кленов, составляющих единое целое.

6.Лирический герой.
Лирический герой данного стихотворения наблюдатель, от имени которого ведется повествование.

7.Преобладающее настроение, его изменение.
Радость от наблюдения за живой природой определяет главное настроение стихотворения. В течение лирического размышления не происходит изменения настроения лирического героя.

8.Жанр.
Стихотворение относится к жанру лирической миниатюры.

9.Строфа.
Произведение состоит из одной строфы.

10.Основные образы.
Основными образами данного стихотворения являются клены, грядка капусты и восход. В центре системы образов стоит клененочек, что подчеркнуто его ролью в предложении (подлежащее).

11.Лексика.
Автор использует, в основном, общеупотребильную лексику. Исключение составляют два слова: `кленёночек` и `матка`. Первое можно считать словообразовательной калькой с котеночек(подчеркивание уменьшительно-ласкательного значения достигается использованием двух синонимичных суффиксов), в второе простонародное (возможно, диалектное) название матери.

12.Изобразительные средства иносказания.
В стихотворении автор использует две развернутых метафоры: `красной водой поливает восход” и `клененочек маленький матке зелёное вымя сосёт`, причем последняя включает в себя олицетворение. В 3 строке автор допустил тавтологию: подчёркнуто уменьшительно-ласкательное значение слова кленёночек повторено в прилагательном маленький.

13.Поэтический синтаксис.
Текст представляет собою одно сложноподчиненное предложение с придаточным места. Каких-либо особых синтаксических приемов художественной выразительности автор не использует.

14.Звукопись.
В тексте стихотворения часто использована фонетическая пара [g-k] (где, капустные, грядки, красной, крененочек), контрастирующая с чередованием [o], редуцированного [a], склонного к [o], и звонких [v], [d],[j], [m][m`],[l`], [z`], [n] (водой. восход, поливает, кленёночек, матке, зелёное), причем особую роль играет сонорный [l`], связывающий несколько слов и формирующий звуковой рисунок стихотворения.

15.Размер.
Произведение написано разностопным трехсложником, что сближает его с дольником. Подобные явления характерны для поэзии рубежа веков ( поэзии т.н. Серебряного века).

16.Римт и рифма. Способы рифмовки.
Стихотворение характеризуется спокойным ритмом, задаваемым трехсложным размером. Автор применил схему перекрестной рифмовки с чередованием женской и мужской рифмы (грядки, восход, матке, сосёт).

Стихотворение Там, где капустные грядки является образцом пейзажной лирики Сергея Александровича Есенина. Любовь к родному краю отражается в этом небольшом произведении с лирической силой, присущей самобытному русскому поэту.

————————————————————————————————
В качестве ИКТ-поддержки этого текста может выступить презентации в Power Point с триггерами. Фоном при этом будут служить фотографии Константиново. В окнах справа под соответствующим пунктом анализа ученик может дать свой ответ, а в окнах слева по мере выполнения задания будут появляться правильные варианты.
————————————————————————————————

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:


Вакансии для учителей

Сергей Есенин — Там, где капустные грядки: Стих

Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Клененочек маленький матке
Зеленое вымя сосет.

  • Следующий стих → Сергей Есенин — Тебе одной плету венок
  • Предыдущий стих → Сергей Есенин — Сыплет черемуха снегом

Слушать аудио-стихотворение:

Читать похожие стихи:

  1. Анна Ахматова — Буду черные грядки холить
  2. Сергей Есенин — Тучи с ожерёба
  3. Сергей Есенин — Черемуха душистая
  4. Сергей Есенин — Сосна и река
  5. Сергей Есенин — Райское селение

Отзывы к стихотворению: 3

о чем стих
капустенные грядки

о природе, наверное

  • Стихи Александра Пушкина
  • Стихи Михаила Лермонтова
  • Стихи Сергея Есенина
  • Басни Ивана Крылова
  • Стихи Николая Некрасова
  • Стихи Владимира Маяковского
  • Стихи Федора Тютчева
  • Стихи Афанасия Фета
  • Стихи Анны Ахматовой
  • Стихи Владимира Высоцкого
  • Стихи Иосифа Бродского
  • Стихи Марины Цветаевой
  • Стихи Александра Блока
  • Стихи Агнии Барто
  • Омар Хайям: стихи, рубаи
  • Стихи Бориса Пастернака
  • Стихи Самуила Маршака
  • Стихи Корнея Чуковского
  • Стихи Эдуарда Асадова
  • Стихи Евгения Евтушенко
  • Стихи Константина Симонова
  • Стихи Ивана Бунина
  • Стихи Валерия Брюсова
  • Стихи Беллы Ахмадулиной
  • Стихи Юлии Друниной
  • Стихи Вероники Тушновой
  • Стихи Николая Гумилева
  • Стихи Твардовского
  • Стихи Рождественского
  • Евгений Онегин
  • Бородино
  • Я помню чудное мгновенье (Керн)
  • Я вас любил, любовь еще, быть может
  • Парус (Белеет парус одинокий)
  • Письмо матери
  • Зимнее утро (Мороз и солнце; день чудесный)
  • Не жалею, не зову, не плачу
  • Стихи о советском паспорте
  • Я памятник себе воздвиг нерукотворный
  • У лукоморья дуб зеленый
  • Ночь, улица, фонарь, аптека
  • Сказка о царе Салтане
  • Жди меня, и я вернусь
  • Ты меня не любишь, не жалеешь
  • Что такое хорошо и что такое плохо
  • Кому на Руси жить хорошо
  • Я пришел к тебе с приветом
  • Незнакомка
  • Письмо Татьяны к Онегину
  • Александр Пушкин — Пророк
  • Анна Ахматова — Мужество
  • Николай Некрасов — Железная дорога
  • Сергей Есенин — Письмо к женщине
  • Александр Пушкин — Полтава
  • Стихи о любви
  • Стихи для детей
  • Стихи о жизни
  • Стихи о природе
  • Стихи о дружбе
  • Стихи о женщине
  • Короткие стихи
  • Грустные стихи
  • Стихи про осень
  • Стихи про зиму
  • Стихи о весне
  • Стихи про лето
  • Смешные стихи
  • Матерные стихи
  • Стихи с добрым утром
  • Стихи спокойной ночи
  • Стихи про семью
  • Стихи о маме
  • Стихи про папу
  • Стихи про бабушку
  • Стихи про дедушку
  • Стихи о войне
  • Стихи о родине
  • Стихи про армию
  • Стихи про школу
  • Стихи о музыке
  • Стихи для малышей
  • Стихи о доброте
  • Стихи на конкурс
  • Сказки в стихах
  • Популярные стихи Пушкина
  • Популярные стихи Лермонтова
  • Популярные стихи Есенина
  • Популярные басни Крылова
  • Популярные стихи Некрасова
  • Популярные стихи Маяковского
  • Популярные стихи Тютчева
  • Популярные стихи Фета
  • Популярные стихи Ахматовой
  • Популярные стихи Цветаевой
  • Популярные стихи Бродского
  • Популярные стихи Блока
  • Популярные стихи Хайяма
  • Популярные стихи Пастернака
  • Популярные стихи Асадова
  • Популярные стихи Бунина
  • Популярные стихи Евтушенко
  • Популярные стихи Гумилева
  • Популярные стихи Рождественского
  • Другие поэты

Огромная база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих | Все стихи | Карта сайта | Контакты

Все анализы стихотворений, краткие содержания, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом. При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений – запрещено. Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).

Неолог. и окказ. Есенина. Часть III

II.9.17.3 Бесприставочные авторские неологизмы и окказионализмы Есенина, образованные суффиксальным путём

II.10.17.3.1 Уменьшительные новообразования

Как скелеты тощих журавлей,
Стоят ощипанные вербы,
Плавя рёбер медь.
Уж золотые яйца листьев на земле
Им деревянным брюхом не согреть,
Не вывести птенцов — зеленых ВЕРБЕНЯТ…
«Пугачев» (1921). Часть III. Осенней ночью.

Окказионализм вербенята поэт образовал от слова верба, сравнив почки этого дерева с золотыми яйцами, из которые как птенцы из яиц выводятся зелёные листья, которые поэт назвал вербенятами по аналогии с ребятами.

Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
КЛЕНЁНОЧЕК маленький матке
Зеленое вымя сосёт.
«Там, где капустные грядки…» (1910)

Окказионализм кленёночек в ласкательной форме передаёт поэтический образ детёныша клёна.
В поэме «Анна Снегина» (1925) находим неологизм чаишко как уменьшительное от чай:

Позволь, гражданин, на ЧАИШКО.
[1092]

В стихотворении «Заглушила засуха засевки. » (1914) Есенин существительное туча превратил в уменьшительный окказионализм тучица с целью создания обычно тревожащего, но не так уж и грозного для сельских ребятишек поэтического образа начинающейся грозы с молнией:

На коне — черной ТУЧИЦЕ в санках —
Билось пламя-шлея. синь и дрожь.
И кричали парнишки в еланках:
«Дождик, дождик, полей нашу рожь!»

Сравним с окказионализмом Есенина уменьшительный образ тучи в стихах Лермонтова «Утёс» (1841), в которых поэтический образ тучки ласково отображает некую красавицу, ночующую на груди утёса-великана:

Ночевала ТУЧКА золотая
На груди утёса-великана…

II.10.17.3.2 Другие есенинские неологизмы и окказионализмы –существительные

Голос громкий и ВСХЛИПЕНЬ зычный,
Как о ком-то погибшем, живом.
«Эта улица мне знакома. » (1923)

Всклипень, образованный от слова всхлип, включён в Словарь неологизмов Есенина (377). Однако это слово правильнее определить как окказионализм, так как литературным синонимом этого слова является слово всхлип, известное ещё по Словарю Даля (119).

Чтоб под этою белою ЛУННОСТЬЮ,
Принимая счастливый удел,
Я над песней не таял, не млел
И с чужою веселою юностью
О своей никогда не жалел.
«Листья падают, листья падают…» (1925)

Какая ночь! Я не могу.
Не спится мне. Такая ЛУННОСТЬ.
«Какая ночь! Я не могу….» (1925)

Неологизм лунность, вошедший в словари русского языка в значении «лунный свет» (184,216,501), не был включён в Словарь неологизмов составленный Сергеем Толстым (377).

Ты по-собачьи дьявольски красив,
С такою милою доверчивой приятцей.
И, никого ни капли не спросив,
Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.
«Собаке Качалова» (1925)

Сергей Толстой включил существительное приятца в Словарь неологизмов (377). Анатолий Бесперстых считает это слово просторечием (525)
В Словаре Даля, в статье, посвящённой прилагательному приятный, указано существительное приятство, очень похожее на использованное Есениным слово и имеющее тот же смысл: «приятельское расположение, дружба» (119).

Очевидно, что Есенин использовал именно это старинное слово, но передал его просторечиво, превратив в окказионализм, подходивший как рифма к слову целоваться.

Это сделала наша РАВНИННОСТЬ,
«В этом мире я только прохожий…» (1925)

Равнинность – окказионализм, означающий то же, что и более краткое и общеупотребительное слово равнина.

Ночлег, ночлег, мне издавна знакома
Твоя попутная РАЗЫМЧИВОСТЬ в крови,
Хозяйка спит, а свежая солома
Примята ляжками вдовеющей любви.
«Голубень» (1916)

Окказионализм разымчивость означает «возбуждённое состояние» (760). Это существительное Есенин образовал от устаревшего диалектного прилагательного разымчивый, имевшего значение «возбуждающий, сильно действующий» (25).
Прилагательное разымчива было применено Пушкиным в стихотворении «К Языкову» (1826):

Она не хладной льется влагой,
Но пенится хмельною брагой;
Она РАЗЫМЧИВА разымчива, пьяна,
Как сей напиток благородный,
[1095]
Слиянье рому и вина,
Без примеси воды негодной…

Вижу сад в голубых накрапах,
Тихо август прилег ко плетню.
Держат липы в зеленых лапах
Птичий гомон и ЩЕБЕТНЮ.
«Эта улица мне знакома. » (1923)

Щебетня, означающее то же, что и щебетание и щебет (184), является окказионализмом Есенина.
[1096]

II.10.17.3.3 Неологизмы и окказионализмы – прилагательные, образованные Есениным суффиксальным путём

Выйдут парни, выйдут девки
Славить зимни вечера.
Голосатые запевки
Не смолкают до утра.
«Ямщик» (1914)

Прилагательное голосатый вошло в Словарь неологизмов Есенина, составленный Сергеем Толстым (377), однако автор Словаря эпитетов Сергея Есенина Анатолий Бесперстых считает это слово областным диалектизмом (525). Литературным синонимом прилагательного голосатый является голосистый, означающее «обладающий сильным и звучным голосом» (168,184, 198).

ДЫМНИСТАЯ заволока, ЗВОНИСТЫЕ дожди

Говорят старухи о пророке,
Что на небе гонит лошадей,
А кругом в ДЫМНИСТОЙ заволоке
Веет сырью ЗВОНИСТЫХ дождей.
«Старухи» (1915)

Прилагательные-эпитеты дымнистая и звонистые Бесперстых считает окказионализмами Есенина (441). По отношению к прилагательному дымнистая, литературными синонимами которого является дымная и дымовая , это определение верно. В то же время нужно заметить, что прилагательное звонистый указывается в Словаре неологизмов Есенина, составленном Сергеем Толстым (377).

Оно использовано поэтом ещё в стихотворении «Лисица» (1916):

…и рассыпал ЗВОНИСТУЮ дробь.

Звонистые – то же, что звонкие, корневой основой является существительное звон, но в слове звонистые, по сравнению со словом звонкие, слышится более продолжительный звон, что и записано поэтом в образе звонистых дождей и звонистой дроби. В неологизм звонистый поэт вложил ещё и образность звука, которой можно передать и звон дождей и звон рассыпающейся дроби и звон, например, колоколов. Тем самым в слове звонистый появляется новое семантическое значение, а не просто видоизменённая морфологическая структура известного слова звонкий, и таким образом, можно согласиться, что это слово является авторским семантическим неологизмом Есенина.

Ведь недаром нонче на посуде
Появилась КВАСЛИВАЯ слизь…
«Старухи» (1915)

Прилагательное квасливая- авторский окказионализм поэта (441). Он образован от существительного квас.

И теперь вот, когда простыла
Этих дней КИПЯТКОВАЯ вязь,
Беспокойная, дерзкая сила
На поэмы мои пролилась.
«Все живое особой метой…» (1922)

Сергей Толстой напрасно включил прилагательное кипятковый в Словарь неологизмов (377), так как оно было известно давно и указано, например, ещё в Словаре Даля в значении «к кипятку относящееся» (119).
Однако, стихотворении Есенина прилагательное кипятковая использовано в качестве эпитета к существительному вязь в выражении «вязь этих дней». В этом контексте это прилагательное к кипятку прямого отношения не имеет. Оно связано в контексте есенинского стихотворения только с ощущением кипятковой жгучести в прошедших днях, т.е. представляет собой метафору – образ ощущения простывшего или остывшего кипятка в «вязи этих, т.е. относящихся к написанию данного стихотворения, дней, переживаемых поэтом.
[1098]

Читайте также:  Анализ стихотворения О природе Есенина

Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,
Сутемень КОЛДОВНАЯ счастье мне пророчит.
«Матушка в Купальницу по лесу ходила. » (1912)

Колдовная – окказионализм Есенина(441), образованный от глагола колдовать, литературный синонимом которого является прилагательное колдовская.

На свитках лет сухая пыль.
Былого нет в заре КУКАНЬШЕЙ.
И лишь обрызганный костыль
В его руках звенит, как раньше.
«Нищий с паперти» (1916)

Прилагательное куканьший образовано от областного диалектизма кукан, пример с которым рассматривлся в разделе о диалектизмах в поэзии Есенина. Напомним, что, согласно Словарю Даля, кукан это «холм, взлобок, пригорок» (119). Ещё кукан — это островок, отмель в реке (432).
Бесперстых, приводя эпитет куканьший к слову заря, данный Есениным, определил его как окказионализм, исходя из того, что «кукан здесь: узкая полоска отмели на реке» (441).

Демидова, разбирая стихотворение Есенина (430), уточняла:

«В Константинове так называют вполне определённый островок, уединённый, отдалённый от села, там бывали влюблённые и отсюда вытекает и значение прилагательного «куканьший», вероятно, новообразование Есенина…» :
При этом Демидова поправляла Осипова, толковавшего слово «куканьший» как «похожий на кукан или куканы, видимо, пёстрый пли неровно-пёстрый» (433). Такое толкование Демидова считала ошибочным и противоречащим содержанию стихотворения «Нищий с паперти» (430).

Та собака давно околела,
Но в ту ж масть, что с отливом в синь,
С лаем ЛИВИСТО ошалелым
Меня встрел молодой ее сын.
«Сукин сын» (1924)

Наречие ливисто мы рассмотрим в этом разделе о неологизмах и окказионализмах – прилагательных, так как оно образовано поэтом от придуманного им окказионального прилагательного ливистый, отличающегося по морфологической форме, но схожего по смыслу с литературным прилагательным заливистый (525) и соответствующим ему наречием заливисто.

Сергей Толстой тем не менее посчитал слово ливисто неологизмом (377), не обратив внимание на его отклонение от привычной литературной формы, а тем самым и нормы.
Обратим внимание, что также здесь поэт употребил просторечную форму глагола встрел, вместо нормы – встретил.

Это окказиональное прилагательное (525) Есенина, включённое в Словарь его авторских неологизмов Сергеем Толстым (377), мы рассмотрели в разделах о неологизмах Северянина и Маяковского, к которым отсылаем заинтересовавшихся происхождением указанного слова читателей.

Здесь же напомним только соответствующие строки из стихотворений Есенина с использованием этого окказионализма:

Знать не зря с луговой стороны
Луна, как ЛОШАЖИЙ череп…
«Пугачёв» (1921)

Взял я кнут и ну стегать по ЛОШАЖЬИМ спинам.
«Годы молодые с забубенной славой…» (1924)

Под окном от скользких вётел
ПЕРЕПЁЛЬИ звоны ветра.
«Даль подернулась туманом…» (1916)

Притяжательное прилагательное перепелий является окказионализмом Есенина (525), так как литературным соответствующим словом является перепелиный. Поэтому включение данного окказионализма в Словарь неологизмов Сергеем Толстым (377) было неправильно.

Светит в темень позолотой
Размалевана дуга.
Ой вы, санки-самолеты,
ПУХОВИТЫЕ снега!
«Ямщик» (1914)
[1100]

Прилагательное пуховитый было включено Сергеем Толстым в Словарь неологизмов, а Анатолий Бесперстых считает этот эпитет к слову снега окказионализмом (525), может быть на том основании, что есть литературное синонимичное прилагательное пуховый. Однако, пуховый и пуховитый имеют семантическую разницу: пуховитый это не пуховой, а похожий на пуховый. Поэтому можно в этом случае согласиться с Сергеем Толстым, считавшим слово пуховитый неологизмом Есенина.

Ты светишь августом и рожью
И наполняешь тишь полей
Такой рыдалистою дрожью
Неотлетевших журавлей.
«Гори, звезда моя, не падай…» (1925)

Прилагательное рыдалистый Сергей Толстой также включил в Словарь неологизмов (377), а Бесперстых посчитал его окказионализмом (525). На мой взгляд нужно согласиться в данном случае с Толстым.

А там, за взгорьем СМОЛЫМ,
Иду, тропу тая,
Кудрявый и веселый,
Такой разбойный я.
«О Русь, взмахни крылами. » (1917)

Прилагательное смолый Сергей Толстой считает неологизмом Есенина (377), а Анатолий Бесперстых – окказионализмом (525). У этого слова есть целый ряд литературныхсинонимов: смолистый, смоляной, смольный (168),смолёный (25) и смолевой (119). однако ни тот, ни другой, возможно, не правы, так как это слово было известно и использовано Есениным как поэтическое, означающее «пахнущий смолой» или «отдающий смолой» (769). Оно указано, например, в Грамматическом словаре русского языка (Словоизменение) Зализняка (189) и имеет древнее праславянское происхождение от слова смола (135).

В украинском языке есть слово смолий и встречаются люди с фамилией Смолий, в переводе означающее смолокур (612, 770) или занимающийся смолокурением (770).

II.10.17.3.4 Неологизмы и окказионализмы – радикалы в поэзии Есенина

В стихотворении «Письмо к матери» (1924) Есенин, вместо известного существительного бред, вводит окказионализм бредь, прибавляя мягкий знак и образуя слово:

Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная БРЕДЬ.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.

Сергей Толстой неправильно считает слово бредь неологизмом Маяковского (366). Маяковский заимствовал это слово из указанного стихотворения Есенина и привёл его в стихотворении «Сергею Есенину» (1926):

А по-моему,
осуществись
такая БРЕДЬ,
на себя бы
раньше наложили руки.

В стихотворении «Я пастух, мои палаты. » (1914) поэт от просторечного глагола гаркать, означающего издавать «громкие отрывистые звуки» (119,135,184,199), образует существительное – неологизм гарк:

По горам зеленым – скаты
С ГАРКОМ гулких дупелей.

Гарк- это звуки, издавамые птицами, здесь дупелями.

В поэме Есенина «Песнь о великом походе» (1924) находим неологизм индевь, который включил в свой Словарь неологизмов Сергей Толстой (366).

Индевь означает то же, что и иней, и это слово образовано от глагола индеветь, имеющего значение «покрываться инеем» (199), но в стихотворении Есенина этот неологизм использован как метафора:

В берег бьет вода
Пенной ИНДЕВЬЮ.
Корабли плывут
Будто в Индию.

Радикал-существительное «морщь» использован Есениным в стихотворении «Эта улица мне знакома. » (1923):

Я любил этот дом деревянный,
В бревнах теплилась грозная МОРЩЬ.

Однако автором этого неологизма, образованного от глагола морщить, являлся, как было указано,например, Никульцевой (463), Маяковский, который привёл его раньше Есенина:

Гримируют городу Круппы и круппики
грозящих бровей МОРЩЬ…
«Облако в штанах» (1914-1915)

У Есенина «морщь в брёвнах», а не «бровей морщь», как у Маяковского, но у обоих поэтом морщь грозная. Никульцева, обращая на это внимание в своём исследовании «Идентичные неологизмы в поэзии В. Маяковского и С. Есенина». предположила, что Есенин видел в брёвнах старого дома морщь домового или, как считает Никульцева, какой-то «морщинистый. древний, замшелый лик; дух предков» (463).

В стихотворении Есенина «Песнь о великом походе» (1924) читаем:

А как пошла по ней
Тут рать Деникина –
В сотни верст легла
Прямо в НИКЬ она.

Никь — наречное словобразование – окказионализм, придуманный Есениным от никнуть, т.е. «нагибаться, полегать, упадать» (597).

Асеев в стихотворении «Откровение» (1916) использует глагольную форму-радикал ник, повторяя её в двух строфах:

Тот, кто перед тобой НИК,
запевши твоей свирелью,
был такой же разбойник,
тебя обманувший смиреньем.
.
И вот, оборвав смиренье,
кричу, что перед тобой НИК
душистой робкой сиренью
тебя не узнавший разбойник.

Обращали мы также внимание и на неологизм-радикал морщь, который Есенин использовал после Маяковского:

В бревнах теплилась грозная МОРЩЬ.
«Эта улица мне знакома. » (1923).

Потом, когда стало легче,
Когда прекратилась ТРЯСЬ,
На пятые сутки под вечер
Простуда моя улеглась.
«Анна Снегина» (1925)

Отметим, что окказионализм трясь, отмеченный в Словаре неологизмов Толстого (366), синонимом которого является слово тряска, родственен и более краткому радикалу тряс, указанному ещё в Словаре Даля (84) в статье на слово трясение.

Оттого-то вросла ТУЖИЛЬ
В переборы тальянки звонкой.
И соломой пропахший мужик
Захлебнулся лихой самогонкой.
«Сорокоуст» (1920)

Существительное тужиль, образованное Есениным от глагола тужить, Сергей Толстой считает неологизмом (377), а на мой взгляд правильнее считать это окказионализмом, которому соответствует древнее слово туга, являвшееся литературным с XII по XIX вв., известное в древнерусском и славянском языках (135), но заимствованное в них из иврита как библейский образ в значении «печаль, скорбь» (777).

И вот запрягли нам клячу.
В оглоблях мосластая ШКЕТЬ —
Таких отдают с придачей,
Чтоб только самим не иметь.
«Анна Снегина» (1925)

Неологизм шкеть происходит от известного просторечия шкет – слова, которым называли мальчика, подростка.
У Есенина же, применённый к лошади неологизм является метафорой в образном выражении «мосластая шкеть», в котором прилагательное мосластая также является просторечием, стилистически сниженным разговорным словом, характеризующим тощее животное, у которого выступают из под кожи мослы, то есть кости, обычно ног (184,199).

Примечание: Этот раздел из работы «О литературных нормах в русской поэзии». Автор будет признателен читателям, которые могут внести свои замечания и предложения к этому разделу (нумерация страниц и сносок продолжается).

Урок литературы.
план-конспект урока на тему

Тема урока: «Сергей Есенин – певец России. Сквозные образы в лирике Есенина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Урок литературы25.65 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Сергей Есенин – певец России. Сквозные образы в лирике Есенина.

Цель: познакомиться с очерком жизни и творчества Есенина, своеобразием его лирики, формирование у учащихся целостного взгляда на творчество С.Есенина;

воспитание внимательного отношения к родному языку , любви к родной земле, родному краю, Родине.

Оборудование: портрет поэта, презентация по биографии Есенина, материалы фонохрестоматии.

1.Объявление темы и цели урока.

Прослушивание стихотворения С.А. Есенина «Там, где капустные грядки…» . Краткие сведения о стихотворении.( Одно из первых стихотворений поэта. Написано в 19010 году. )

-Найдите метафоры и объясните их.

Картина природы, изображенная здесь, необычна и вызывает изумление. Восход солнца, первые лучи которого освещают капустные грядки, «поливает» землю, то есть природное явление уподобляется одному из видов деревенского труда. А молодой побег клена, названный «клененочек», уподоблен детенышу. Неживая природа наделена чертами живого существа. Почему это так? В чем оригинальность этой метафоры? ( Кому придет в голову назвать молодой побег клена «клененочком»? ) Вы узнали это стихотворение? Кто его автор? Сергей Александрович Есенин. Поэт «верил ,что задача его поэзии, ее высшее предназначение, – пишет одна исследовательница,- возвратить человеку его утраченное «детское» зрение». – Какие из его стихов вы знаете? Что привлекает вас в поэзии Есенина?

Одушевленность природы – одна из главных черт поэтического мира Есенина. Поэта отличает острое чувство красоты, умение это чувство облекать в совершенную гармоническую форму, чтобы и остальных сделать причастным своей радости.

Сегодня на уроке мы будем знакомиться с биографией поэта, основными темами его творчества, прослушаем ряд стихотворений, проанализируем некоторые из них.

2. Биография поэта. ( Показывается презентация, учащиеся комментируют слайды презентации)

1) Детство. Родители поэта. Родная Рязанщина. Село Константиново.

3)Литературный дебют. Успех. «Радуница»

Чтение стихотворений «Вот уж вечер. Роса…» ( учебник с.89), «Гой ты, Русь моя родная…», выткался на озере алый свет зари», «Край любимый! Сердцу снятся…», «Край ты мой заброшенный…».

Какие темы становятся основными в его творчестве?

– Природа родного края

Заполнение таблицы. Класс делится на 4 группы, по количеству подтем. Каждая группа готовит выразительное чтение одного стихотворения, определяет взгляд поэта на поднятую в стихотворении тему).

Средства художественной выразительности, свойственные поэтическому миру Есенина.

Край любимый. («Гой ты, Русь моя родная…» , « Край любимый! Сердцу снятся…» (с.45), «Край ты мой заброшенный…»(с.90 учебник)

«Все встречаю, все приемлю,// Рад и счастлив душу вынуть…» – устойчивая авторская позиция по отношению к патриархальной Руси. «Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» – Я скажу: «Не надо рая, дайте родину мою. Есенин не просто восхищается родным краем, чувство ликования, вызываемое им, подчас переходит в настоящее поклонение: «Как захожий богомолец // Я смотрю твои поля.»

Время, лицо глаголов (повествование ведется от… лица)

Аллитерация (на свистящие)

Почему такое богатство красок? Какие из них наиболее любимы?

Лексика (книжная, общеупотребительная, диалектные слова, славянизмы)

Природа родного края. ( «Вот уж вечер. Роса…», «Топи да болота…(с. 61)

“Природа – средоточие красоты. Она увидена как бы впервые, свежим, детским взглядом. Опоэтизировано все: звезды, крапива, березы, зори. Не природа сопоставлена с человеком, а человек – часть природы, живой, одухотворенной.Природные явления часто имеют деревенский, крестьянский облик, уподоблены предметам крестьянского быта и животным. Деревенский облик имеет вся Вселенная. Природа напоминает Храм.”

Время, лицо глаголов (повествование ведется от… лица)

Почему такое богатство красок? Какие из них наиболее любимы?

Лексика (книжная, общеупотребительная, диалектные слова, славянизмы)

Человек . «Хороша быта Танюша, краше не было в селе…», «Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха…»

Есенин часто изображает деревенские гулянья , праздники. Крестьяне одеты нарядно; «белая свитка», «красный кушак»…Крестьянский труд опоэтизирован. В людях Есенина восхищают великодушие, удаль, благочестие.

Время, лицо глаголов (повествование ведется от… лица) Преобладающие цвета:

Почему такое богатство красок? Какие из них наиболее любимы?

Лексика (книжная, общеупотребительная, диалектные слова, славянизмы)

Лирический герой. «Край любимый! Сердцу снятся…», «Запели тесаные дроги…»

«Пойду в скуфье смиренным иноком…» Это странник, путник, человек ищущий, духовный

Животные. ( Корова» (с.74). «Лисица» с.88) Часть природы, живой, разумной. Огромная теплота, любовь, сострадание «к братьям нашим меньшим»

Время, лицо глаголов (повествование ведется от… лица)

Лексика (книжная, общеупотребительная, диалектные слова, религиозная)

-Что отличает стихи поэта от стихов других поэтов?

(Лиризм, народно-песенная основа, метафоричность , искренность).

Все есенинское творчество представляет собой единое целое – своеобразный лирический роман, главным героем которого является образ поэта. Неслучайно поэтому характерная черта его творчества – автобиографичность: «Что касается…автобиографических сведений, – они в моих стихах,» – указывал Есенин. «Стихи мои,// Спокойно расскажите про жизнь мою». (Стихотворение «Мой путь»).

6) «Москва кабацкая».

7). Последние годы жизни. Смерть поэта.

3.Стихотворение «Отговорила роща золотая»

Написано в 1924 году, одно из лучших, итоговое стихотворение Есенина.

1)Чтение стихотворения учеником.

2) – Какую картину рисует поэт в начале стихотворения?

“За тридевять земель улетают подгоняемые ветром журавли, уносят куда-то сброшенные березовой рощей пожухлые листья. Куда-то ушли и не вернулись хозяева брошенного дома. А ведь собирались в нем жить- поживать да добра наживать, для этого и вкопали на хорошем месте, над голубым прудом, конопляный клин. Вспахали, засеяли, но не сжали. Забытый конопляник отсылает нас к стихотворению Н.Некрасова «Несжатая полоса». Шепот некрасовских колосьев: «Где же наш пахарь? Чего еще ждет?» – тихо вторит журавлиному рыданию и горьким грезам конопляника . «О всех ушедших грезит конопляник…».

Что мы можем сказать об авторе-повествователе?

Не обнаруживает привязанности к жизни и ее предметам и лирический герой стихотворения; ему ничего не жаль в прошедшем.

– Сколько раз в стихотворении варьирует поэт слова «не жаль»?

1-я строфа: Уж не жалеют…

2-я строфа: Кого жалеть?

4-я строфа: Не жаль мне лет…

Почти в полном соответствии фольклорному канону – особенностям построения лирической необрядовой песни – решена и композиция стихотворения.

  • Описательная часть ( первые две строфы) рисует общую картину осени, улетающих журавлей, конопляника, опустевшего дома.
  • За описательной частью следует монолог лирического героя (три последующие строфы.

Каково душевное состояние героя?

Герой одинок, дом « его души» пуст, юность прошла, но ее не жаль.

«В саду горит костер рябины красной,//Но никого не может он согреть.» “Красная рябина , как и в народной песне, означает муку- печаль. Костер в системе есенинских иносказаний – символ творческого горения. Сдвоив две близкие фигуральности – рябину красную и костер,- поэт получил нужный ему образ рябинового неугасимого огня. Поэтому «не обгорят рябиновые кисти», другими словами, сгорая, не сгорают.”

Следующий последний образ предельно сужен:

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова….

“Перед нами узловая связь человека и природы: человек-дерево. Что случилось, что сталось и по чьей вине, своей или чужой, герой оказался в полном одиночестве: безлиственным деревом на голой равнине?”

Попытка разрешить этот роковой вопрос – в шестой, последней строфе:

  • Шестая строфа – третья часть стихотворения – кольцо.

И если время, ветром разметая,

Сгребет их все в один ненужный ком,

Скажите так… что роща золотая

Отговорила милым языком.

“Кольцо – композиционно –стилистический прием, заключающийся в повторении в конце произведения нескольких смысловых элементов, использованных в его конце. («Отговорила роща золотая березовым веселым языком… Скажите так…что роща золотая отговорила милым языком» – кольцо.) Обращение «скажите так»…вводит в подтекст образ собеседника, незримо присутствующего, это скорее всего «читатель в потомстве» (Е.Боратынский). Образуется последовательно содержательный ряд: время –ветром разметая – ненужный ком – скажите так –роща золотая –березовым языком.

Помня, что ключ к этому шифру, (слово-иероглиф: человек-дерево )спрятан в последнем двустишии лирического монолога («Как дерево роняет тихо листья, // Так я роняю грустные слова») мы уже можем прочитать зашифрованное послание, то, о чем поэт не решается сказать вслух, о чем мыслит «тенями мыслей».

– Кто попробует расшифровать послание Есенина, поэта, человека, нам, потомкам?

«Моим согражданам, «ловцам вселенной мнится: стихи на березовом языке сложные, не созвучны Великой Эпохе. По их планетарной логике это мусор истории, ненужный суровому времени ком. Но это лишь ложный ревприговор – истина откроется. И первыми, кому откроется,…будете вы, читатели в потомстве. А когда придет пора открыть всем россиянам, скажите так…что роща золотая, в могучей своей красоте, стоит, где стояла по весне распуская, по осени сбрасывая лист. … что березовая сия опада, сия золотая словесная руда – не ушедшая в кабак контрреволюция и не застрявший в пути избяной обоз, а золотой запас поэтической России –« все, что мы зовем родиной». (Ю.Лебедев)

4).Прослушивание песни «Отговорила роща золотая» на стихи С.Есенина ( материалы фонохрестоматии).

«Я часто чувствую его таким себе близким и родным, что и разговариваю во сне, называю братом, младшим братом, грустным братом, и все утешаю, утешаю его…

А где утешишь? Нету его, сиротинки горемычной. Лишь душа светлая витает над Россией и тревожит, тревожит нас вечной грустью…

…На траве мокро, с листьев капает, фыркает конь в мокром лугу, умолк за деревней трактор. И лежит без конца и края, в лесах и перелесках, среди хлебов и льнов, возле рек и озер, с умолкшей церковью посередине оплаканная Россия.

Смолкни, военная труба! Уймись, велеречивый оратор! Не кривляйтесь, новомодные ревуны! Выключите магнитофоны и транзисторы, ребята!

Шапки долой, Россия!

Есенина поют!» (В.П.Астафьев «Есенина поют» из книги «Затеси»).

1.Учебник «Литература 9 класс» автор Коровина В.Я. 2008год

2.Сергей Есенин. Собрание сочинений в двух томах. М., Советская Россия. 1990год.

3.Журналы «Литература в школе»:

№5 – 1995год, №4 -2001год, №5-2001год, №11-2005год,№10-2003год.

Там где капустные грядки анализ. Анализ стихотворения есенина там где капустные грядки

Текст этого стихотворения был продиктован в 1925 г. автором С.А.Толстой-Есениной.

Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Клененочек маленький матке
Зеленое вымя сосет.

Наиболее значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших поэтов, созданы в 1920 – е годы. Как всякий великий поэт, Есенин не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт – философ. Как всякая поэзия, его лирика философична. Философская лирика – это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический диалог с человеком, природой, землей, Вселенной. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение “Зеленая прическа” (1918). Одно развивается в двух планах: березка – девушка. Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение – о березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву – красавице русского леса, а она – человеку. Березка в русской поэзии – символ красоты, стройности, юности; она светла и целомудренна. Поэзией природы, мифологией древних славян проникнуты такие стихотворения 1918 года, как “Серебристая дорога. ”, “Песни, песни о чем вы кричите?”, “Я покинул родимый дом. ”, “Закружилась листва золотая. ” и т.д.
Поэзия Есенина последних, самых трагичных лет (1922 – 1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной (“Не жалею, не зову, не плачу. ”, “Отговорила роща золотая. ”, “Мы теперь уходим понемного. ” и др.)
Поэма ценностей в поэзии Есенина едина и неделима; в ней все взаимосвязано, все образует единую картину “родины любимой” во всем многообразии ее оттенков. Это и является высшим идеалом поэта.
Поэма “Анна Снегина” (1915) стала во многом итоговым произведением, в которой личная судьба поэта осмыслена с судьбой народной.

Уйдя из жизни в 30 лет, Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство, и пока живет земля, Есенину – поэту суждено жить с нами и “воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русь”.

«Там, где капустные грядки…» Сергей Есенин

Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Клененочек маленький матке
Зеленое вымя сосет.

Анализ стихотворения Есенина «Там, где капустные грядки…»

Оригинальность и зрелое мастерство, проявившиеся в есенинской миниатюре 1910 г., заставляют некоторых литературоведов предположить, что произведение было написано гораздо позже и умело стилизовано автором под раннюю лирику. Сомнений прибавляют свидетельства современников, в разговорах с которыми поэт варьировал сведения о дате создания стихотворения. Есенин относил ее то к детскому, то к подростковому периоду.

Авторские намерения «омолодить» миниатюру не умаляют художественных достоинств текста. Предметом изображения последнего становится сцена восхода, постепенно освещающего весьма прозаичные деревенские детали: огородные грядки и пару деревьев. Здесь важен особый угол зрения, преображающий художественное пространство, оживляющий его. В основе авторской картины мира лежат особенности крестьянского сознания, уходящего корнями в языческое прошлое. Нехитрая, но освященная древней мудростью народная философия является одним из источников оригинальности есенинского стиля: автору удается уловить в обыденном высокую природную гармонию, без которой немыслимо человеческое счастье.

Структура основных образов стихотворения создана по принципам антропоморфизма, характерным для фольклорных произведений. Образы восхода, большого и маленького кленов настолько персонифицированы, что их можно назвать персонажами. Поступки главных действующих «лиц» напоминают осмысленные манипуляции человека или поведение млекопитающих, повинующихся инстинкту. Очевидны источники, послужившие отправной точкой для развернутой метафорической конструкции: поливка грядок огородником и наблюдение за домашним скотом, среди которого есть молодняк, вскармливаемый самками-матерями.

Стройность композиции добавляют два цветовых эпитета: «красная вода» и «зеленое вымя». Появление первого навеяно отблеском восходящего солнца, второго – нарядом деревьев. Нельзя обойти вниманием авторский окказионализм, ставший классикой, – «кленёночек», нежный и трогательный детеныш заботливой матери.

Залогом дальнейшего развития сквозного образа клена послужила метафоричность восприятия, свойственная есенинской поэтике. Страж «голубой Руси», приметный, полный сил или старый, подгнивший, обледенелый, лишенный листвы – судьба многоликого клена драматична и связана с жизненными перипетиями лирического героя.

Как известно, Есенин, был поэт из крестьянской среды, которая и дала основные идеи и направления в его поэтической деятельности, так как большинство стихотворений, посвящены этой унылой, но очень чувственной среде, среде, которая воспитала этого талантливого человека.

В своем стихотворении, он показывает всю красоту деревенской жизни и ее самобытного уклада, который погружает нас в этот удивительный мир, мир, который очень сильно любил поэт. Эта работа поэта, относится к позднему периоду его творчества, но сам Есенин, утверждал, что это ранние произведения.

Стихотворение полностью пронизано любовью, но также очень большое количество условных образов, которые все время сопровождают поэта: клен, ранняя осень и золотая листва. Именно эти образы постоянно присутствуют в его произведениях, которые дарят нам шанс насладится той таинственной природой, которая окружала поэта с самого детства.

Само название этого произведения говорит нам, что речь будет идти о деревне. В стихотворении присутствует категория, которая определяет утро, а оно является условным символом рождения, веры в новую, лучшую жизнь, которая очень скоро наступит.

Наш герой, всю свою жизнь, воспевал этот прекрасный мир, он очень сильно был в него влюблен и не мог его предать, так как в противном случае, он бы предал свою родную землю, своих родителей и близких, но новые революционные веяния, заставляли принимать поэта довольно невзвешенные решения.

Картинка к стихотворению Там где капустные грядки

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Северянина Весенний день

Замечательный русский писатель – Игорь Северянин, автор множества стихов. Огромную долю в его творчестве занимает тема природы и родины. Стихотворение «Весенний день» поэт посвятил своему наставнику и учителю – К. М. Фофанову.

Анализ стихотворения Фета Венеция ночью

Небольшое, всего двенадцать строчек, стихотворение. Венеция – город влюблённых и путешественников. Побывать там хоть раз в жизни – мечта любого человека. Город полный романтики, стоящий на воде, где вместо улиц – каналы,

Анализ стихотворения Блока Сытые по плану

Александр Блок прошел долгий путь становления в литературе, как выдающийся поэт-лирик. В начале творческого процесса читателям открывались мистические стихи о Прекрасной Даме, полностью сменившиеся на оценку мира и всему в нем

  • Анализ стихотворения Есенина Я покинул родимый дом
  • Анализ стихотворения Бунина Родник

    Абсолютно все, без исключения, поэты были уверены, что дети должны читать стихотворения о природе. Они мотивировали это тем, что через данные произведения дети учатся любить свою родину, её природу, беречь и охранять её.

  • Ссылка на основную публикацию