Анализ стихотворения Там где капустные грядки Есенина

Придумываем урок коллективно

Группа № 1

Учителя русского языка и литературы: Галина Александровна Вихрева, МОУ СОШ № 59 г. Барнаула; Ирина Олеговна Филиппова, МОУ СОШ № 59 г. Барнаула; Галина Анатольевна Тишкина, Алтайский кадетский корпус. Историки: Ольга Владимировна Юрыкина, МОУ СОШ ЗАТО Сибирский; Татьяна Николаевна Шишкина, МОУ СОШ ЗАТО Сибирский.

Сегодня мы не учителя — ученики. Задание получено, эмоциональный заряд дан. Отбросив сомнения, вскипаем! В нашей группе вместе историки и филологи, а задание исключительно по литературе: предложить приёмы обсуждения стихотворения Есенина «Там, где капустные грядки. » на первом уроке по его творчеству, сразу после изучения поэзии Маяковского в 11-м классе.

Смешанный состав группы на первый взгляд кажется тормозом: историки предпочитают обсудить время, эпоху, страдания народа… И почему-то утверждают, что эпохи у Маяковского и Есенина — разные. Так разница в творчестве провоцирует их восприятие.

Бесспорно, что строки Есенина при всей будничности изображаемого светлы и гармоничны. Куда им до вечного бунта другого поэта! Но как показать это детям, оставив пока за скобками то, что разница между стихами двух бунтарей не всегда так велика? Сработаем на контрастах!

Итак, исторические размышления (но не историки! — они ещё замечательно помогут с подбором музыки) отброшены, мучительный поиск знакомых цитат завершён: пока также за бортом “две морковинки”, несомые поэтом любимой “за зелёный хвостик” (и такая перекличка с есенинскими “капустными грядками” у нас возникла!) — их утилитарная функция очевидна. Но мы предлагаем детям сопоставить есенинскую способность в обычных вещах видеть красоту с такой же способностью Маяковского в стихотворении «А вы могли бы?».

Спросим для начала, предъявив ученикам на доске оба текста, записанные рядом:

— Как видят поэты мир?

— Одинаково ли эмоциональное впечатление от стихов?

Чтобы заострить разницу во впечатлениях, предложим прослушать три музыкальных отрывка и соотнести их со стихотворными строчками (пусть в музыке прозвучат лиричнейший «Соловей» Алябьева в инструментальной обработке, “корябающий” слух Скрябин и агрессивно мощный Вагнер: думается, сомнения могут возникнуть при соотнесении музыки и стихов Маяковского — в них есть и агрессия, и диссонанс; но по поводу строк Есенина сомнений быть не должно, их ласковая гармоничность, как и в музыке Алябьева, очевидна).

Усилим впечатления анализом лексики стихотворений, а затем попросим детей поэкспериментировать с графикой: записать есенинские строки “лесенкой” Маяковского и попробовать их так прочесть. Это должно резать слух. Гармония разрушена! Но тем очевиднее её присутствие в первоисточнике.

Хорошо, что пришлось в очень сжатое время придумывать задания детям: мозговой штурм удался, группа получила удовольствие от собственной работы! Оказывается, в экстремальных условиях мы больше способны на творчество.

Группа № 2

Работу группы обобщили учителя русского языка и литературы лицея «Сузуки» г. Барнаула Л.А. Золоторёва и О.Я. Ткачук.

После изучения лирики В.Маяковского — первый урок по С.Есенину. Предложим детям сравнить четверостишие Есенина с первой строфой стихотворения В.Маяковского «Ночь».

  • Там, где капустные грядки
    Красной водой поливает восход,
    Кленёночек маленький матке
    Зелёное вымя сосёт.
  • Багровый и белый отброшен и скомкан,
    в зелёный бросали горстями дукаты,
    а чёрным ладоням сбежавшихся окон
    раздали горящие жёлтые карты.

Можно ли увидеть что-то общее в этих стихотворениях? Оба относятся к ранней лирике поэтов и рисуют яркий, красочный мир, что подтверждает обилие прилагательных в каждом четверостишии. Далее наблюдения можно сгруппировать (см. таблицу).

С.Есенин

В.Маяковский

Мир стихотворенийДеревенский, крестьянский мир, родной и близкий человеку

Природа, живущая самостоятельной, человеческой жизнью

Внимание к деталям крестьянского быта

Гармония природы и человекаКартина города, в котором нет человека

Дисгармония. В этом мире как будто всё рассыпается, противостоит друг другу (в центре строфы — противительный союз)

ФонетикаСонорные, мягкие звукиВзрывные, твёрдые, свистящие звуки

ВремяНастоящее (вечность)Прошедшее (преходящее, временное)

СинтаксисОдно предложение (согласованная картина)Несколько предложений в составе сложного (обособленность частей мира)

КраскиКрасный, зелёный — цвета природные, краски гармоничного, тёплого мираЧёрный, жёлтый — цвета ночи (вспоминается почему-то Блок с его «Фабрикой»). Багровый и белый — контраст, тревожность. Зелёный — при­родный, но есть ощущение, что с ним “сражаются”

Поэзия футуризма — это прежде всего поэзия города ХХ века. Для Маяковского весь мир превращается в огромный город, который заменяет природу. И в его недрах рождается новый — городской — человек. Атрибуты городской культуры — вот новая красота городской природы. Исчезают привычные романтические образы: луна, небо, поля, цветы… Их заменяют фонари, площади, здания, провода… Всё чётко выверено, выстроено в этом мире, что подчёркивается и синтаксически (стихотворение «Ночь» состоит из трёх правильно построенных предложений), и ритмически. Но в этом мире нет места чувствам и переживаниям человека. Более того, этот мир враждебен человеку: “агрессивные” глаголы и причастия — бросали, отброшен, скомкан. Метафора “ладони окон” содержит единственное слово из “человечьего” мира, но не имеет к нему отношения.

В стихотворении Маяковского картина ночного города дана через развёрнутые метафоры, построенные на цветовых ассоциациях. “Багровый и белый”, зелёный, чёрный и жёлтый — вот палитра, которую использует поэт-художник для создания образа города, перехода от света к тьме, к трагическому сочетанию (чёрный и жёлтый). Интересно звуковое решение четверостишия: сочетание взрывных и сонорных (б, в, р, л), шипящих и свистящих придаёт стиху жёсткость и одновременно ассоциируется с шорохами ночи.

Группа № 3

Учителя русского языка и литературы г. Барнаула: Татьяна Ивановна Яковлева, гимназия № 40; Галина Фёдоровна Пастухова, МОУ СОШ № 3; Людмила Ивановна Туркина, МОУ СОШ № 31; Людмила Вячеславовна Мишина, МОУ СОШ № 56; Лариса Ермолаевна Стравойтова, МОУ СОШ № 53.

На уроке литературы всё начинается с удивления. Нужно удивить ученика — словом, фразой, интонацией, вопросом, даже тем, как ты вошёл в класс. Но прежде всего нужно уметь удивляться самому: в привычном, надоевшем увидеть то, что заставит замереть, задуматься.

Вот мы, учителя литературы, как будто превратившись в учеников, разбились на группы и вчитываемся в строки Есенина. Первый урок по изучению лирики Есенина в 11-м классе, только вчера закончили говорить о Маяковском. Какое стихотворение Маяковского для сравнительного анализа предложить на этом уроке? Почему? С чего начать и как построить урок? Мы выбираем стихотворение «А вы могли бы?».

Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
на чешуе жестяной рыбы
прочёл я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?

Во-первых, оба стихотворения написаны начинающими поэтами, молодыми людьми (15 лет, 20 лет). Во-вторых, здесь слово “будня” — “изюминка”, “ход”, “переходный мостик” для сравнения стихотворений.

Оба стихотворения на нашем уроке будут помещены на доску и положены на каждый стол. Вопросы для беседы как к первому, так и ко второму стихотворению:

— Какая картина встаёт перед глазами?

— Что можно сказать об авторе, авторском видении мира?

— Каковы его отличительные черты?

Маяковский. В процессе обсуждения ученики отметят, что в стихотворении бунт против “будня”, неприятие обыденного, желание изменить мир (“Я сразу смазал карту будня”), претензия на своё, новое, необычное видение мира. Этот дисгармоничный мир (“косые скулы океана”, “чешуя жестяной рыбы”, “водосточные трубы”) поэт будет воспевать другим языком (“зовы новых губ”). Отметят выпячивание своего “я” и противопоставление его “вы”, особенности ритма, рифмы и лексики. В стихотворении — вызов, желание эпатировать, сгущённый риторический вопрос-концовка подчёркивает отрицание “будня” как предмета поэзии.

Есенин. Читаем стихотворение С.Есенина «Там, где капустные грядки…», обсуждаем те же вопросы, отмечаем, что предметом поэзии в этом стихотворении являются как раз “будни”. Будни с капустными грядками, с восходами, с миром природы. Но какая чудесная, восхитительная картина!

Ребята делятся своими чувствами (умиление, умиротворённость, радость). Что же мы видим “там, где капустные грядки”? Какая картина встаёт перед глазами? Розовое от восхода небо над капустными грядками вдали. На переднем плане — маленькое деревце нежно прижалось к большому.

На доске появляется схема, отражающая ассоциативную картину:

Итак, тесное слияние растительного, животного мира и человека составляет единую гармоничную картину мироздания. Таково мироощущение лирического героя стихотворения Есенина.

Предлагаем поместить на доску картину Леонардо да Винчи «Мадонна с младенцем», написанную около 1490 года. В пространстве картины царят гармония и мировой покой. Эти произведения искусства так близки! Они помогают почувствовать вечность в буднях.

В завершение разговора ставим вопросы:

— Какими должны быть стихи?

— Зачем они существуют?

С.Есенин в одном из своих стихотворений пишет:

Для зверей приятель я хороший,
Каждый стих мой душу зверя лечит.

А душу человека? В «Притчах» Соломона записано: “Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых врачует”. Чтобы слово “лечило”, надо иметь мудрость, любить.

Домашнее задание. Выберите стихотворение Есенина, которое, с вашей точки зрения, “лечит”, объясните свой выбор.

Группа № 4

Учителя русского языка и литературы: Ирина Георгиевна Дубова, МОУ СОШ № 38 г. Барнаула; Ирина Владимировна Кривченко, МОУ «Новоалтайская СОШ» Заринского района; Марина Владимировна Левина, МОУ СОШ № 105 г. Барнаула.

Мы предлагаем первый урок по лирике поэтов ХХ века провести на анализе двух стихотворений: С.Есенина «Там, где капустные грядки…» и О.Мандельштама «Телефон».

Стихотворение С.Есенина учитель читает вслух. После этого мы предлагаем дать текст стихотворения под запись, так как оно невелико по объёму. Такая форма работы позволит ребёнку самому поучаствовать в осмыслении текста. Строчка за строчкой складываются в картинку. И вот теперь можно задать вопросы: о ком или о чём это стихотворение? Какое чувство вызывает картина, созданная поэтом?

У ребёнка возникает ощущение неразрывности между миром природы и человеческой душой.

Дальше для сравнения мы берём стихотворение О.Мандельштама «Телефон», напечатанное на листах. Что общего у этих стихотворений? Что отличного? Возникает тот же вопрос: о ком или о чём идёт речь? Почему автор рассказывает о человеческих чувствах на примере абсолютно механического предмета, сделанного из металла и пластмассы?

Далее мы подводим учащихся к тому, что поэт способен сочувствовать и сострадать всему, что его окружает в мире. Картины природы, люди, животные и даже механизмы не оставляют истинного художника равнодушным.

Группа № 5

Из участников группы откликнулась учитель русского языка и литературы МОУ СОШ ЗАТО Сибирский Людмила Николаевна Позднякова. В завершающей части её работы — размышления по поводу ещё одного стихотворения, о котором шла речь на наших курсах. Это «Свободный стих» Давида Самойлова (о нём смотрите подробнее в следующей статье нашего номера; сам текст стихотворения вы найдёте на центральном развороте).

Вот мой вклад в копилку методических идей.

1. Думаю, можно поставить рядом со стихотворением Сергея Есенина «Там, где капустные грядки. » стихотворение нашей алтайской поэтессы Людмилы Короткиной «Дождёнок».

По дороге, извилистой самой,
Он на тоненьких ножках бежал.
Молодой, одинокий, о маме
Дождик плакал, от страха дрожа.

Подтверждение мысли о том, что поэты смотрят на мир глазами детей, находим у Арсения Тарковского. “Если бы спросили перед смертью — зачем ты жил на этой земле, чего добивался, чего хотел, чего искал и чего жаждал, я бы, не помедлив ни минуты, ответил: «Я мечтал возвратить поэзию к её истокам, вернуть книгу к родящему, земному лону, откуда вышло некогда всё раннее человечество»”.

От жизни мне не много надо:
Мне только хочется и впредь
Смотреть на вещи детским взглядом —
И познавать, и вновь смотреть …

2. Хочу поделиться ассоциациями, которые вызывает у меня “библейская” концовка стихотворения Д.Самойлова о Пушкине. Помню, прозвучала в обсуждении на семинаре такая мысль, что современному читателю не важны исторические точности: на чём Пушкин едет во дворец, что пьёт и так далее. Согласна, важно, что живёт дух Пушкина, он бессмертен, растворён в крови; как у Окуджавы “арбатство, растворённое в крови”, так и в нашей — растворён Пушкин. Приведу слова замечательного алтайского поэта Владимира Башунова: “Такое ощущение, что в Пушкине нет исчерпаемости. Только вчитаешься во что-нибудь, только почудится, будто приблизился к пониманию тайны, глядь, а в ней или за нею стоят две новых. И так без конца”.

Так вот, финал стихотворения вызвал в памяти кадры фильма Андрея Тарковского «Зеркало». Конечно, пересмотрела его, и не раз, и нашла в нём иллюстрации своим мыслям: среди суеты, повседневности, погружённые в себя, мы бессознательно ищем себя, вчитываясь, вглядываясь в творения мастеров (в фильме это альбом с репродукциями Леонардо да Винчи), в историю не только своей страны (в фильме звучат слова из письма А.С. Пушкина к Чаадаеву об отношении поэта к истории своего отечества), но и в мировую историю — как в зеркало …

Приведу ещё одну цитату из «Этюдов о Пушкине» В.М. Башунова: “Пушкин — наше всё. Это выражение, схожее по краткости и всеохватности с формулой, принадлежит Аполлону Григорьеву, и оно магнетически притягательно — своей красотой и загадочностью, своим, уходящим в перспективу — как зеркало в зеркало — смыслом, явственно ощущаемым, но не дающимся поверить себя алгеброй, быть расписанным по твёрдым и пронумерованным параграфам”.

Урок литературы.
план-конспект урока на тему

Тема урока: «Сергей Есенин – певец России. Сквозные образы в лирике Есенина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Урок литературы25.65 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Сергей Есенин – певец России. Сквозные образы в лирике Есенина.

Цель: познакомиться с очерком жизни и творчества Есенина, своеобразием его лирики, формирование у учащихся целостного взгляда на творчество С.Есенина;

воспитание внимательного отношения к родному языку , любви к родной земле, родному краю, Родине.

Оборудование: портрет поэта, презентация по биографии Есенина, материалы фонохрестоматии.

1.Объявление темы и цели урока.

Прослушивание стихотворения С.А. Есенина «Там, где капустные грядки…» . Краткие сведения о стихотворении.( Одно из первых стихотворений поэта. Написано в 19010 году. )

-Найдите метафоры и объясните их.

Картина природы, изображенная здесь, необычна и вызывает изумление. Восход солнца, первые лучи которого освещают капустные грядки, «поливает» землю, то есть природное явление уподобляется одному из видов деревенского труда. А молодой побег клена, названный «клененочек», уподоблен детенышу. Неживая природа наделена чертами живого существа. Почему это так? В чем оригинальность этой метафоры? ( Кому придет в голову назвать молодой побег клена «клененочком»? ) Вы узнали это стихотворение? Кто его автор? Сергей Александрович Есенин. Поэт «верил ,что задача его поэзии, ее высшее предназначение, – пишет одна исследовательница,- возвратить человеку его утраченное «детское» зрение». – Какие из его стихов вы знаете? Что привлекает вас в поэзии Есенина?

Одушевленность природы – одна из главных черт поэтического мира Есенина. Поэта отличает острое чувство красоты, умение это чувство облекать в совершенную гармоническую форму, чтобы и остальных сделать причастным своей радости.

Сегодня на уроке мы будем знакомиться с биографией поэта, основными темами его творчества, прослушаем ряд стихотворений, проанализируем некоторые из них.

2. Биография поэта. ( Показывается презентация, учащиеся комментируют слайды презентации)

1) Детство. Родители поэта. Родная Рязанщина. Село Константиново.

3)Литературный дебют. Успех. «Радуница»

Чтение стихотворений «Вот уж вечер. Роса…» ( учебник с.89), «Гой ты, Русь моя родная…», выткался на озере алый свет зари», «Край любимый! Сердцу снятся…», «Край ты мой заброшенный…».

Какие темы становятся основными в его творчестве?

– Природа родного края

Заполнение таблицы. Класс делится на 4 группы, по количеству подтем. Каждая группа готовит выразительное чтение одного стихотворения, определяет взгляд поэта на поднятую в стихотворении тему).

Средства художественной выразительности, свойственные поэтическому миру Есенина.

Край любимый. («Гой ты, Русь моя родная…» , « Край любимый! Сердцу снятся…» (с.45), «Край ты мой заброшенный…»(с.90 учебник)

«Все встречаю, все приемлю,// Рад и счастлив душу вынуть…» – устойчивая авторская позиция по отношению к патриархальной Руси. «Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» – Я скажу: «Не надо рая, дайте родину мою. Есенин не просто восхищается родным краем, чувство ликования, вызываемое им, подчас переходит в настоящее поклонение: «Как захожий богомолец // Я смотрю твои поля.»

Время, лицо глаголов (повествование ведется от… лица)

Аллитерация (на свистящие)

Почему такое богатство красок? Какие из них наиболее любимы?

Лексика (книжная, общеупотребительная, диалектные слова, славянизмы)

Природа родного края. ( «Вот уж вечер. Роса…», «Топи да болота…(с. 61)

“Природа – средоточие красоты. Она увидена как бы впервые, свежим, детским взглядом. Опоэтизировано все: звезды, крапива, березы, зори. Не природа сопоставлена с человеком, а человек – часть природы, живой, одухотворенной.Природные явления часто имеют деревенский, крестьянский облик, уподоблены предметам крестьянского быта и животным. Деревенский облик имеет вся Вселенная. Природа напоминает Храм.”

Время, лицо глаголов (повествование ведется от… лица)

Почему такое богатство красок? Какие из них наиболее любимы?

Лексика (книжная, общеупотребительная, диалектные слова, славянизмы)

Человек . «Хороша быта Танюша, краше не было в селе…», «Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха…»

Есенин часто изображает деревенские гулянья , праздники. Крестьяне одеты нарядно; «белая свитка», «красный кушак»…Крестьянский труд опоэтизирован. В людях Есенина восхищают великодушие, удаль, благочестие.

Время, лицо глаголов (повествование ведется от… лица) Преобладающие цвета:

Почему такое богатство красок? Какие из них наиболее любимы?

Лексика (книжная, общеупотребительная, диалектные слова, славянизмы)

Лирический герой. «Край любимый! Сердцу снятся…», «Запели тесаные дроги…»

«Пойду в скуфье смиренным иноком…» Это странник, путник, человек ищущий, духовный

Животные. ( Корова» (с.74). «Лисица» с.88) Часть природы, живой, разумной. Огромная теплота, любовь, сострадание «к братьям нашим меньшим»

Время, лицо глаголов (повествование ведется от… лица)

Лексика (книжная, общеупотребительная, диалектные слова, религиозная)

-Что отличает стихи поэта от стихов других поэтов?

(Лиризм, народно-песенная основа, метафоричность , искренность).

Все есенинское творчество представляет собой единое целое – своеобразный лирический роман, главным героем которого является образ поэта. Неслучайно поэтому характерная черта его творчества – автобиографичность: «Что касается…автобиографических сведений, – они в моих стихах,» – указывал Есенин. «Стихи мои,// Спокойно расскажите про жизнь мою». (Стихотворение «Мой путь»).

6) «Москва кабацкая».

7). Последние годы жизни. Смерть поэта.

3.Стихотворение «Отговорила роща золотая»

Написано в 1924 году, одно из лучших, итоговое стихотворение Есенина.

1)Чтение стихотворения учеником.

2) – Какую картину рисует поэт в начале стихотворения?

“За тридевять земель улетают подгоняемые ветром журавли, уносят куда-то сброшенные березовой рощей пожухлые листья. Куда-то ушли и не вернулись хозяева брошенного дома. А ведь собирались в нем жить- поживать да добра наживать, для этого и вкопали на хорошем месте, над голубым прудом, конопляный клин. Вспахали, засеяли, но не сжали. Забытый конопляник отсылает нас к стихотворению Н.Некрасова «Несжатая полоса». Шепот некрасовских колосьев: «Где же наш пахарь? Чего еще ждет?» – тихо вторит журавлиному рыданию и горьким грезам конопляника . «О всех ушедших грезит конопляник…».

Что мы можем сказать об авторе-повествователе?

Не обнаруживает привязанности к жизни и ее предметам и лирический герой стихотворения; ему ничего не жаль в прошедшем.

– Сколько раз в стихотворении варьирует поэт слова «не жаль»?

1-я строфа: Уж не жалеют…

2-я строфа: Кого жалеть?

4-я строфа: Не жаль мне лет…

Почти в полном соответствии фольклорному канону – особенностям построения лирической необрядовой песни – решена и композиция стихотворения.

  • Описательная часть ( первые две строфы) рисует общую картину осени, улетающих журавлей, конопляника, опустевшего дома.
  • За описательной частью следует монолог лирического героя (три последующие строфы.

Каково душевное состояние героя?

Герой одинок, дом « его души» пуст, юность прошла, но ее не жаль.

«В саду горит костер рябины красной,//Но никого не может он согреть.» “Красная рябина , как и в народной песне, означает муку- печаль. Костер в системе есенинских иносказаний – символ творческого горения. Сдвоив две близкие фигуральности – рябину красную и костер,- поэт получил нужный ему образ рябинового неугасимого огня. Поэтому «не обгорят рябиновые кисти», другими словами, сгорая, не сгорают.”

Следующий последний образ предельно сужен:

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова….

“Перед нами узловая связь человека и природы: человек-дерево. Что случилось, что сталось и по чьей вине, своей или чужой, герой оказался в полном одиночестве: безлиственным деревом на голой равнине?”

Попытка разрешить этот роковой вопрос – в шестой, последней строфе:

  • Шестая строфа – третья часть стихотворения – кольцо.

И если время, ветром разметая,

Сгребет их все в один ненужный ком,

Скажите так… что роща золотая

Отговорила милым языком.

“Кольцо – композиционно –стилистический прием, заключающийся в повторении в конце произведения нескольких смысловых элементов, использованных в его конце. («Отговорила роща золотая березовым веселым языком… Скажите так…что роща золотая отговорила милым языком» – кольцо.) Обращение «скажите так»…вводит в подтекст образ собеседника, незримо присутствующего, это скорее всего «читатель в потомстве» (Е.Боратынский). Образуется последовательно содержательный ряд: время –ветром разметая – ненужный ком – скажите так –роща золотая –березовым языком.

Помня, что ключ к этому шифру, (слово-иероглиф: человек-дерево )спрятан в последнем двустишии лирического монолога («Как дерево роняет тихо листья, // Так я роняю грустные слова») мы уже можем прочитать зашифрованное послание, то, о чем поэт не решается сказать вслух, о чем мыслит «тенями мыслей».

– Кто попробует расшифровать послание Есенина, поэта, человека, нам, потомкам?

«Моим согражданам, «ловцам вселенной мнится: стихи на березовом языке сложные, не созвучны Великой Эпохе. По их планетарной логике это мусор истории, ненужный суровому времени ком. Но это лишь ложный ревприговор – истина откроется. И первыми, кому откроется,…будете вы, читатели в потомстве. А когда придет пора открыть всем россиянам, скажите так…что роща золотая, в могучей своей красоте, стоит, где стояла по весне распуская, по осени сбрасывая лист. … что березовая сия опада, сия золотая словесная руда – не ушедшая в кабак контрреволюция и не застрявший в пути избяной обоз, а золотой запас поэтической России –« все, что мы зовем родиной». (Ю.Лебедев)

4).Прослушивание песни «Отговорила роща золотая» на стихи С.Есенина ( материалы фонохрестоматии).

«Я часто чувствую его таким себе близким и родным, что и разговариваю во сне, называю братом, младшим братом, грустным братом, и все утешаю, утешаю его…

А где утешишь? Нету его, сиротинки горемычной. Лишь душа светлая витает над Россией и тревожит, тревожит нас вечной грустью…

…На траве мокро, с листьев капает, фыркает конь в мокром лугу, умолк за деревней трактор. И лежит без конца и края, в лесах и перелесках, среди хлебов и льнов, возле рек и озер, с умолкшей церковью посередине оплаканная Россия.

Смолкни, военная труба! Уймись, велеречивый оратор! Не кривляйтесь, новомодные ревуны! Выключите магнитофоны и транзисторы, ребята!

Шапки долой, Россия!

Есенина поют!» (В.П.Астафьев «Есенина поют» из книги «Затеси»).

1.Учебник «Литература 9 класс» автор Коровина В.Я. 2008год

2.Сергей Есенин. Собрание сочинений в двух томах. М., Советская Россия. 1990год.

3.Журналы «Литература в школе»:

№5 – 1995год, №4 -2001год, №5-2001год, №11-2005год,№10-2003год.

Формула стихотворения

Фасады домов в деревне обычно смотрят на улицу, по которой бегает ребятня, вышагивают мужики, семенят бабы. ЗДЕСЬ жизнь как на ладони – шумная! А ТАМ – это на заднем дворе, который не принято показывать: огороды, покосившийся плетень, какая-нибудь случайно выросшая березка или куст, а дальше – поле, лес.

Ничего особенного? Но не для того, кто умеет видеть, слышать и чувствовать: ТАМ совершается таинство, без которого не будет ни ребят, ни баб, ни мужиков – вообще ничего.

Как бы вы нарисовали КАПУСТНЫЕ ГРЯДКИ? Даже зрелая капуста отличается нежной зеленью, легкими оттенками, а тут не ГРЯДКИ с КАПУСТОЙ, а именно КАПУСТНЫЕ ГРЯДКИ – нежная поросль, пробившаяся из-под земли и доверчиво подставившая себя ласковой заботе солнца и влажному дыханию утра. Туман только начал рассеиваться, и живительные лучи поливают грядки красной водой – и вправду текут! Дети земли и солнца нежатся в этих лучах, растут и набираются сил. Так было испокон веков, и это называется жизнь…

Внимательный, удивительно ясный и открытый взгляд низенького белокурого мальчишки переходит от причудливых капустных листочков к покосившемуся плетню и чуть дальше – туда, где стройный клён, случайно выросший на краю огорода из прилетевшей двойной крылатки – «вертолётика». Скорее всего, из леса через всё поле прилетело лишь одно семечко, а молоденький КЛЕНЕНОЧЕК, прижавшийся к МАТКЕ, растёт из побега.

Прошелестел ветер, потрогал острые резные листочки, в хлеву со вздохом переступила корова и послышалось сопение теленка, чуть не упустившего мамкино вымя и теперь жадно тянущего струю теплого молока. Босые ноги прошлепали по росистой траве, собака, взвизгнув, лизнула в щёку, потянуло дымком из соседней хаты.

И это всё, привычное и родное: березки и клёны за полем, маленький клененочек, нежные капустные грядки, молодая и сильная пока еще корова, мокрый след шершавого собачьего языка на коже, плетень, а за ним улица, дома и высокая колокольня, сбегающий вниз к Оке луг и синее-синее небо в струящейся неспешно воде – всё это станет для босоногого хулигана самым главным в жизни, самой светлой частью его души и его поэзии.

Такая вот формула… 1=4=14 И вся жизнь нараспашку…
Так много это или мало?

————————————————————————————————————-
Один из вариантов ИКТ-поддержки этого текста – виртуальная экскурсия по Константиново с применением технологии интерактивного видео. Упрощенный вариант – видеофильм со звуковыми комментариями, в качестве которых использован текст, помещенный выше.
————————————————————————————————-
————————————————————————————————
А теперь другой (традиционный и научный)вариант анализа стихотворения на уроках литературы. И какой Вам, уважаемые коллеги, больше нравится?

Анализ стихотворения (по БЭНП `Литература`):

1.Историко-биографический материал.
Сергей Есенин – выдающийся русский поэт. Его лирика поражает своей проникновенностью, искренностью, любовью в Родине.

2.Место стихотворения в творчестве поэта.
Стихотворение `Там, где капустные грядки` написано С.А.Есениным в 1910 году и является одним из четырех самых ранних его произведений, наряду с `Вот уж вечер`, `Выткался на озере алый свет зари`, `Сыплет черемуха снегом`.

3.Ведущая тема.
Ведущей темой этого произведения является тема природы, любви ко всему живому.

4.Лирический сюжет.
Лирический сюжет включает в себя описание раннего утра, грядок и двух стоящих рядом клёнов.

5.Композиция.
Композиционно описание состоит из 2-х частей: описания грядок, прогреваемых солнцем и описания двух небольших кленов, составляющих единое целое.

6.Лирический герой.
Лирический герой данного стихотворения наблюдатель, от имени которого ведется повествование.

7.Преобладающее настроение, его изменение.
Радость от наблюдения за живой природой определяет главное настроение стихотворения. В течение лирического размышления не происходит изменения настроения лирического героя.

8.Жанр.
Стихотворение относится к жанру лирической миниатюры.

9.Строфа.
Произведение состоит из одной строфы.

10.Основные образы.
Основными образами данного стихотворения являются клены, грядка капусты и восход. В центре системы образов стоит клененочек, что подчеркнуто его ролью в предложении (подлежащее).

11.Лексика.
Автор использует, в основном, общеупотребильную лексику. Исключение составляют два слова: `кленёночек` и `матка`. Первое можно считать словообразовательной калькой с котеночек(подчеркивание уменьшительно-ласкательного значения достигается использованием двух синонимичных суффиксов), в второе простонародное (возможно, диалектное) название матери.

12.Изобразительные средства иносказания.
В стихотворении автор использует две развернутых метафоры: `красной водой поливает восход” и `клененочек маленький матке зелёное вымя сосёт`, причем последняя включает в себя олицетворение. В 3 строке автор допустил тавтологию: подчёркнуто уменьшительно-ласкательное значение слова кленёночек повторено в прилагательном маленький.

13.Поэтический синтаксис.
Текст представляет собою одно сложноподчиненное предложение с придаточным места. Каких-либо особых синтаксических приемов художественной выразительности автор не использует.

14.Звукопись.
В тексте стихотворения часто использована фонетическая пара [g-k] (где, капустные, грядки, красной, крененочек), контрастирующая с чередованием [o], редуцированного [a], склонного к [o], и звонких [v], [d],[j], [m][m`],[l`], [z`], [n] (водой. восход, поливает, кленёночек, матке, зелёное), причем особую роль играет сонорный [l`], связывающий несколько слов и формирующий звуковой рисунок стихотворения.

15.Размер.
Произведение написано разностопным трехсложником, что сближает его с дольником. Подобные явления характерны для поэзии рубежа веков ( поэзии т.н. Серебряного века).

16.Римт и рифма. Способы рифмовки.
Стихотворение характеризуется спокойным ритмом, задаваемым трехсложным размером. Автор применил схему перекрестной рифмовки с чередованием женской и мужской рифмы (грядки, восход, матке, сосёт).

Стихотворение Там, где капустные грядки является образцом пейзажной лирики Сергея Александровича Есенина. Любовь к родному краю отражается в этом небольшом произведении с лирической силой, присущей самобытному русскому поэту.

————————————————————————————————
В качестве ИКТ-поддержки этого текста может выступить презентации в Power Point с триггерами. Фоном при этом будут служить фотографии Константиново. В окнах справа под соответствующим пунктом анализа ученик может дать свой ответ, а в окнах слева по мере выполнения задания будут появляться правильные варианты.
————————————————————————————————

2012-04-14 03:51:37 – Светлана Юрьевна Моторина
Содержание поста изменилось – комментарий утратил актуальность.
2012-04-14 04:04:30 – Игорь Евгеньевич Булгаков
Нет, это, может быть, начало нового типа прочтения стихотворений.
Куда мне книгу писать! Уроки успеть бы приготовить!
2012-04-14 07:01:50 – Альбина Витальевна Егорова
Игорь Евгеньевич, сделайте аудиозапись. Только текст пусть немного `отлежится` (Посмотрите предложение `Чуть прошелестел ветер. )
2012-04-14 11:13:24 – Светлана Юрьевна Моторина
Игорь Евгеньевич, а если цикл таких уроков записать – вот и книга. Вам давно пора делиться опытом. Например, вести курсы в МИОО. :))
2012-04-14 13:02:55 – Игорь Евгеньевич Булгаков
Я убрал отсюда текст `традиционного` анализа лирического произведения, перенеся его наверх, сразу под `нетрадиционную` Формулу стихотворения.

Оба текста, как Вы поняли, коллеги, помещены рядом не случайно.

2012-04-14 23:14:06 – Ирина Валентиновна Киселёва
Боже, как это всё убивает Есенина!
Я просто читаю эти строчки полушепотом. Много лет. Во всех классах. И всегда дети слушают завороженно. А если сделать ТАКОЙ анализ. Убийственно!
2012-04-14 23:32:52 – Евгения Ивановна Макушкина
Слово `анализ` мне ещё с моих ученических лет напоминает те самые анализы. которые несут в баночках в поликлинику. Потому применять это слово к поэзии, к любимому мною Есенину в частности–это уж слишком. А особенно варианты БЭНП.
Прикасаться сердцем. У вас получилось.
2012-04-15 00:07:39 – Марина Викторовна Саломатина
Игорь Евгеньевич, про анализы говорить не буду – и в школе не понимала смысла – как можно препарировать стихи?
А вот, что Вы по Вашему описанию создадите НЕЧТО – верю! Творческих успехов!
2012-04-15 09:24:40 – Татьяна Геннадьевна Бердник
Не делаю анализ `Тема`, `Идея`, `Образы` и проч. Ближе первый вариант. Это более похоже на просто разговор о впечатлении от стихотворения. А вообще – большинство произведений лучше просто читать. )
2012-04-15 09:29:46 – Наталья Викторовна Размашкина
`Поверить алгеброй гармонию`, к сожалению, заставляет программа. Думаю, что подробный анализ в соответствии с требованиями на уроках изучения лирики Сергея Есенина делать необязательно, чтобы не убить в душе то трепетное чувство прикосновения к великой тайне бытия. Игорь Евгеньевич, Вам удалось передать тончайшие ощущения, думаю, всё получится и с ИКТ-сопровождением.
2012-04-15 09:31:36 – Валентина Васильевна Королёва
Как точно: успеть бы уроки приготовить. Иногда на уроке получается (сама чувсивуешь, у детей глаза горят), записать бы , но мешает, не даёт времени наша учительская тягомотина.
2012-04-15 09:33:37 – Марина Евгеньевна Коткова
Да, согласна!Это я про `Анализ`!
2012-04-15 09:34:15 – Татьяна Петровна Писаревская
Конечно первый, для младших школьников он ближе и родней, тем более, что на уроке учитель должен понимать и рассуждать, учитывая возраст слушателя, второй вариант натуральная казенщина, которая убивает смысл стихотворения, как бы раскладывает его по сортам.
2012-04-15 18:43:55 – Валентина Сергеевна Рябизова
Игорь Евгеньевич, с первого раза всё ничего, но когда стала читать повторно- некоторые фразы покоробили. Думаю, что Вы сами завтра, ещё раз прочитав, многое измените.

Мне понравился первый текст. Коротко, доступно, осязаемо. А вот второй- дежурный вариант. Но! Увы! Я вынуждена тоже заниматься таким разбором стихотворения, но только лишь для того, чтобы дети, придя на олимпиаду, вспомнили такую рутинную работу ( иногда никому не нужную) и сумели сделать то, что от них требуется. А смутили меня во втором тексте меня кое- какие фразы покоробили.

2012-04-15 19:26:34 – Игорь Евгеньевич Булгаков
Самое интересное, Валентина Сергеевна, что за ВТОРОЙ вариант на ЕГЭ поставили бы `5`, а вот первый . провалили. Вы и сами сознались, что для ОЛИМПИАДЫ надо именно так – топором по живому! Я СПЕЦИАЛЬНО написал 2 текста (хотя второй было писать противно), специально имитировал `научныЙ подход`. И стиль постарался подогнать под шаблоны.

Если второй вариант практически у всех вызывает отторжение, но ИМЕННО ЕГО усиленно насаждают в школы, то что творится с нашим образованием?
И еще вопрос: а кто наши `вершители и судьи`?

2012-04-15 19:58:04 – Валентина Сергеевна Рябизова
Игорь Евгеньевич, я ведь сама являюсь экспертом ЕГЭ не только по русскому языку, но и по литературе. И вот в прошлом году одна работа меня просто поразила своей необычностью, универсальностью, непохожестью, глубиной. но как только я посмотрела на критерии- схватилась за голову. Девочка набирает немного баллов. Слава Богу, что в прошлом году уже и критерии оценивания несколько смягчили. Так что с Вами согласна во многом.
2012-04-16 20:38:56 – Светлана Юрьевна Моторина
Первый вариант идет от ключевых слов-образов, которые Вы разворачиваете, выстраиваете ассоциативынй ряд. Каждый ли наш ученик обладает достаточным багажом знаний, чтобы увидеть картину или перспективу, которая открывается этими `ключиками`?! А без них до сердца стучи, стучи.
Конечно, нужна визуализация, хорошо продуманная и профессионально сделанная. Нужно тонкое языковое чутье (а это задача уроков русского языка).
А на создание второго текста можно легко `натаскать` (извините за грубое слово). И никакой работы сердца, души, разве чуть-чуть ума.
И никакого искусства, увы
Нам очень недостает уроков медленного чтения, возможности посмаковать мельчайшие детали. Все глотаем сюжеты, системы образов, проблемы, а сами книги и стихи остаются непрочитанными.
Такая литература как предмет никому не нужна. И скоро ее и не будет в учебном плане. Роботов воспитываем.
И еще. Стихи обязательно должны звучать. Это особая музыка, которая создает настроение, даже если нет особых, ярко выраженных приемов звукописи. Но после чтения размышлений Брюсова о связи звуков со смыслом в них скрытом, много времени трачу на поиски такого актерского исполнения, которое бы по-настоящему глубоко проникало в ткань стихотворения. Для меня это Смоктуновский.
И.Е., припозднилась я со своим комментарием, увы, обстоятельства. Коллеги это сделали быстрее и точнее.)))
С огромным уважением.
Эх, если бы нас услышали те, кому надо услышать, пока еще не поздно.
2013-12-02 20:55:24 – Лариса Николаевна Халяпина
Замечательно в 1 варианте! Так и надо учить: видеть, понимать, чувствовать!
2013-12-03 00:19:25 – Игорь Евгеньевич Булгаков
Спасибо, коллеги! Я специально дал примеры противоположных подходов, хотя, как говорится, истина где-то посередине. Поэтому мы (я и мои коллеги-соавторы) проводит эксперименты с применением мультимедийных материалов, сочетая разные подходы.

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:


Вакансии для учителей

Анализ стихотворения есенина там где капустные грядки.

«Там, где капустные грядки…» Сергей Есенин

Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Клененочек маленький матке
Зеленое вымя сосет.

Анализ стихотворения Есенина «Там, где капустные грядки…»

Оригинальность и зрелое мастерство, проявившиеся в есенинской миниатюре 1910 г., заставляют некоторых литературоведов предположить, что произведение было написано гораздо позже и умело стилизовано автором под раннюю лирику. Сомнений прибавляют свидетельства современников, в разговорах с которыми поэт варьировал сведения о дате создания стихотворения. Есенин относил ее то к детскому, то к подростковому периоду.

Авторские намерения «омолодить» миниатюру не умаляют художественных достоинств текста. Предметом изображения последнего становится сцена восхода, постепенно освещающего весьма прозаичные деревенские детали: огородные грядки и пару деревьев. Здесь важен особый угол зрения, преображающий художественное пространство, оживляющий его. В основе авторской картины мира лежат особенности крестьянского сознания, уходящего корнями в языческое прошлое. Нехитрая, но освященная древней мудростью народная философия является одним из источников оригинальности есенинского стиля: автору удается уловить в обыденном высокую природную гармонию, без которой немыслимо человеческое счастье.

Структура основных образов стихотворения создана по принципам антропоморфизма, характерным для фольклорных произведений. Образы восхода, большого и маленького кленов настолько персонифицированы, что их можно назвать персонажами. Поступки главных действующих «лиц» напоминают осмысленные манипуляции человека или поведение млекопитающих, повинующихся инстинкту. Очевидны источники, послужившие отправной точкой для развернутой метафорической конструкции: поливка грядок огородником и наблюдение за домашним скотом, среди которого есть молодняк, вскармливаемый самками-матерями.

Стройность композиции добавляют два цветовых эпитета: «красная вода» и «зеленое вымя». Появление первого навеяно отблеском восходящего солнца, второго – нарядом деревьев. Нельзя обойти вниманием авторский окказионализм, ставший классикой, – «кленёночек», нежный и трогательный детеныш заботливой матери.

Залогом дальнейшего развития сквозного образа клена послужила метафоричность восприятия, свойственная есенинской поэтике. Страж «голубой Руси», приметный, полный сил или старый, подгнивший, обледенелый, лишенный листвы – судьба многоликого клена драматична и связана с жизненными перипетиями лирического героя.

Как известно, Есенин, был поэт из крестьянской среды, которая и дала основные идеи и направления в его поэтической деятельности, так как большинство стихотворений, посвящены этой унылой, но очень чувственной среде, среде, которая воспитала этого талантливого человека.

В своем стихотворении, он показывает всю красоту деревенской жизни и ее самобытного уклада, который погружает нас в этот удивительный мир, мир, который очень сильно любил поэт. Эта работа поэта, относится к позднему периоду его творчества, но сам Есенин, утверждал, что это ранние произведения.

Стихотворение полностью пронизано любовью, но также очень большое количество условных образов, которые все время сопровождают поэта: клен, ранняя осень и золотая листва. Именно эти образы постоянно присутствуют в его произведениях, которые дарят нам шанс насладится той таинственной природой, которая окружала поэта с самого детства.

Само название этого произведения говорит нам, что речь будет идти о деревне. В стихотворении присутствует категория, которая определяет утро, а оно является условным символом рождения, веры в новую, лучшую жизнь, которая очень скоро наступит.

Наш герой, всю свою жизнь, воспевал этот прекрасный мир, он очень сильно был в него влюблен и не мог его предать, так как в противном случае, он бы предал свою родную землю, своих родителей и близких, но новые революционные веяния, заставляли принимать поэта довольно невзвешенные решения.

Картинка к стихотворению Там где капустные грядки

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Северянина Весенний день

Замечательный русский писатель – Игорь Северянин, автор множества стихов. Огромную долю в его творчестве занимает тема природы и родины. Стихотворение «Весенний день» поэт посвятил своему наставнику и учителю – К. М. Фофанову.

Анализ стихотворения Фета Венеция ночью

Небольшое, всего двенадцать строчек, стихотворение. Венеция – город влюблённых и путешественников. Побывать там хоть раз в жизни – мечта любого человека. Город полный романтики, стоящий на воде, где вместо улиц – каналы,

Анализ стихотворения Блока Сытые по плану

Александр Блок прошел долгий путь становления в литературе, как выдающийся поэт-лирик. В начале творческого процесса читателям открывались мистические стихи о Прекрасной Даме, полностью сменившиеся на оценку мира и всему в нем

  • Анализ стихотворения Есенина Я покинул родимый дом
  • Анализ стихотворения Бунина Родник

    Абсолютно все, без исключения, поэты были уверены, что дети должны читать стихотворения о природе. Они мотивировали это тем, что через данные произведения дети учатся любить свою родину, её природу, беречь и охранять её.

    Текст этого стихотворения был продиктован в 1925 г. автором С.А.Толстой-Есениной.

    Там, где капустные грядки
    Красной водой поливает восход,
    Клененочек маленький матке
    Зеленое вымя сосет.

    Наиболее значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших поэтов, созданы в 1920 – е годы. Как всякий великий поэт, Есенин не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт – философ. Как всякая поэзия, его лирика философична. Философская лирика – это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический диалог с человеком, природой, землей, Вселенной. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение “Зеленая прическа” (1918). Одно развивается в двух планах: березка – девушка. Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение – о березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву – красавице русского леса, а она – человеку. Березка в русской поэзии – символ красоты, стройности, юности; она светла и целомудренна. Поэзией природы, мифологией древних славян проникнуты такие стихотворения 1918 года, как “Серебристая дорога. ”, “Песни, песни о чем вы кричите?”, “Я покинул родимый дом. ”, “Закружилась листва золотая. ” и т.д.
    Поэзия Есенина последних, самых трагичных лет (1922 – 1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной (“Не жалею, не зову, не плачу. ”, “Отговорила роща золотая. ”, “Мы теперь уходим понемного. ” и др.)
    Поэма ценностей в поэзии Есенина едина и неделима; в ней все взаимосвязано, все образует единую картину “родины любимой” во всем многообразии ее оттенков. Это и является высшим идеалом поэта.
    Поэма “Анна Снегина” (1915) стала во многом итоговым произведением, в которой личная судьба поэта осмыслена с судьбой народной.

    Уйдя из жизни в 30 лет, Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство, и пока живет земля, Есенину – поэту суждено жить с нами и “воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русь”.

    Последние материалы раздела:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него.

    По материалам сборника «Строфы века. Антология русской поэзии». Сост. Е. Евтушенко. – Минск-Москва, 1995. Центральный еврейский ресурс Региональный.

    Экологическое воспитаниедошкольников в детскомсаду и семьеучитель-дефектолог Воронина Л.Ю. март 2017 г. МБДОУ д/с № 6 2017 год объявлен в.

    © Общеобразовательный журнал SLOVARSLOV.RU , 2020

    Все статьи, расположенные на сайте, несут лишь ознакомительный характер.

    Комментарии к стихам (страница 1)

    Печатается по наб. экз. (список С.А.Толстой-Есениной).

    Автограф неизвестен. Текст был продиктован автором С.А.Толстой-Есениной в период подготовки Собр. ст. На списке в наб. экз. ее помета: «Самое первое. 1910 г.» Датируется согласно этой помете.

    В 1919—20 гг. Есенин предполагал выпустить сборник Тел., который был задуман как своего рода итоговый. Возможно, в связи с подготовкой этого издания на обороте одного из листов чернового автографа стихотворения «Хулиган» (РГБ) он набросал перечень стихотворений. В перечень включены стихи, относящиеся к различным периодам его творческого пути, начиная с ранних, преимущественно не вошедшие в Тел. Это как бы дополнение к составу сборника. Список открывается стихотворением «Там, где. », следующим назван «Вечер», далее известные стихи «Рекруты», «Калики», «Дед» и др. Под заглавием «Вечер» в Р 16 публиковалось стихотворение «На лазоревые ткани. » (однако оно входило в Тел. и поэтому в данном списке не должно было фигурировать). Стихотворение Есенина с таким заглавием зарегистрировано как поступившее 16 января 1915 г. в редакцию Еж. ж. Из числа ранних стихов такой заголовок могло также иметь «Вечер, как сажа. ». Но не исключено, что в 1919 г. под этим заголовком — тем более в соседстве с «Там, где. » — могло подразумеваться «Вот уже вечер. Роса. ».

    В 1940 г. С.А.Толстая-Есенина об этом и следующем стихотворениях писала: «По словам Есенина, это его первые стихи. Считая их слабыми, он не хотел включать их в „Собрание“. Согласился напечатать стихи только благодаря просьбе своих близких. Текст был продиктован им. Дата проставлена по его указанию» (Восп., 2, 260).

    Возражения против авторской датировки высказывал В.А.Вдовин, аргументируя это отсутствием рукописей стихотворения или других документальных подтверждений его создания в 1910 г., а также его стилистическим отличием от стихов, достоверно относящихся к тому времени: «Это стихи зрелого мастера, ошибочно датируемые 1910 годом» (журн. «Вестник МГУ», серия VII, Филология, журналистика, 1965, №6, с.94). Стилистический анализ, подтверждающий принадлежность стихотворения к ранним опытам поэта, сказавшуюся в нем «непосредственность и неопытность в обращении со словом» приводит, полемизируя с В.А.Вдовиным, Л.Л.Бельская (ВЛ, 1972, №9, с.175—176).

    Печатается по наб. экз. (список С.А.Толстой-Есениной) с исправлением в ст. 2 («поливает» вместо «поливают»).

    Текст этого стихотворения, также как и предшествующего, был продиктован в 1925 г. автором С.А.Толстой-Есениной, которая на списке в наб. экз. пометила: «Второе. 1910 г.»

    В черновой рукописи первой редакции стихотворения «Хулиган» (РГБ) есть две строки, близкие к ст. 3 и 4 стихотворения «Там, где капустные грядки. ». Образ «клененочка маленького» должен был завершить стихотворение «Дождик мокрыми метлами чистит. », которое поначалу задумывалось как преимущественно пейзажное. На основании текстуальной близости данных строк выдвигалось предложение датировать «Там, где капустные грядки. » «не ранее 1919 года» — времени создания стихотворения «Хулиган» (Юшин П.Ф., «Сергей Есенин», М., 1969, с.76; ВЛ, 1972, №9, с.180—181).

    Однако на одном из листов той же рукописи «Хулигана» имеется составленный автором перечень стихотворений, который открывается «Там, где. ». В данном случае скорее всего имелось в виду именно стихотворение «Там, где капустные грядки. », а это позволяет сделать вывод, что автор еще в 1919г. предусматривал возможность публикации этого стихотворения как самостоятельного произведения. Появление же строк о «клененочке маленьком» среди черновиков 1919г. может быть объяснено тем, что Есенин, очевидно, попытался использовать давно возникший у него поэтический образ, но потом отказался от этого намерения и восстановил стихотворение в первоначальном виде. Весьма спорным представляется предположение, что под записью «Там, где. » скрывалось стихотворение «Там, где вечно дремлет тайна. », т.к. перечень практически полностью составлен из стихов, не вошедших в Тел., а данное стихотворение включено в сборник. Кроме того, если видеть в списке прикидку композиции будущего сборника, то «Там, где вечно дремлет тайна. » никак не могло соседствовать с «Рекрутами».

    «Поет зима — аукает. »
    (с. 17).— Журн. «Мирок», М., 1914, №2, февраль, с.57; детские альманахи «Творчество», кн. 1, М.—Пг., 1917, с.74.

    Печатается по наб. экз. (список С.А.Толстой-Есениной).

    Автограф — ИРЛИ (ф. М.В.Аверьянова), без даты, в составе рукописи сб. «Зарянка», подготовленного Есениным в 1916 г. На списке в наб. экз. С.А.Толстая-Есенина пометила: «1910 г. Третье». Датируется по этой помете.

    В первых публикациях — под заглавием «Воробышки». По сообщению С.А.Толстой-Есениной, среди материалов Собр. ст. имелась машинописная копия стихотворения с заглавием «В дурную погоду». «Готовя „Собрание“, Есенин снял название» (Комментарий — ГЛМ).

    Стихотворение входило в число тех произведений Есенина, которые вскоре после выхода в свет начали перепечатываться в различных хрестоматиях и других изданиях для детей. Вошло в сб. «Урожай. Вторая после азбуки книга для чтения». Составил Н.Казмин-Вьюгов, Пг., 1918, с.104; «Утренние зори. Вторая книга для чтения», М.—Пг., 1923 (под заглавием «В дурную погоду»); «Красная звездочка», Харьков, 1924, №1, с.6; «Зеленый шум. Хрестоматия для трудовой школы. Первый год», М.—Пг., 1923 (семь изданий в 1923—25 гг.). В альм. «Творчество» было напечатано с двумя рисунками Д.С.Моора.

    Печатается по наб. экз. (список С.А.Толстой-Есениной).

    Автограф — в 1926 г. был описан И.В.Евдокимовым (Собр. ст., 4, 321), местонахождение в настоящее время не установлено, сохранилась копия, сделанная И.А.Белоусовым (РГАЛИ). Копия — по новой орфографии, следовательно, выполнена после 1918 г. Автограф, очевидно, не был датирован; поскольку он находился у И.А.Белоусова, то предположительно может быть отнесен к 1914 г. При подготовке Собр. ст. в наб. экз. стихотворение было помечено 1911 г. Датируется в соответствии с этой пометой.

    В ГЛМ — просмотренный автором единый список этого и трех других стихотворений из ГЖ, выполненный в 1925 г. И.И.Есениным (см. с.395—396 наст. тома).

    В ГЖ было напечатано вместе со стихотворениями «Темна ноченька, не спится. », «В хате» и «По дороге идут богомолки. ». Это была первая крупная публикация Есенина в столичной печати (в том же апреле в «Новом журнале для всех» было напечатано «Зашумели над затоном тростники. », а в журнале «Задушевное слово» — «Черемуха»). Позже, в краткой автобиографии, выделяя этот факт, Есенин писал даже, что в ГЖ он «напечатался впервые», хотя, как известно, публиковаться он начал раньше чем за год до того в мелких московских журналах. Значимость этой публикации возросла еще и потому, что она появилась в сопровождении статьи З.Н.Гиппиус «Земля и камень». Хотя статья была напечатана под псевдонимом Роман Аренский, подлинное имя автора тогда ни для кого секретом не было.

    Отмечая в Есенине прежде всего способность найти «свои, свежие, первые и верные слова» для передачи виденного, З.Н.Гиппиус, в частности, писала: «В стихах Есенина пленяет какая-то «сказанность» слов, слитость звука и значения, которая дает ощущение простоты. Если мы больше и чаще смотрим на слова (в книгах), чем слышим их звуки,— мастерство стиха приходит после долгой работы; трудно освободиться от «лишних» слов. Тут же мастерство как будто данное: никаких лишних слов нет, а просто есть те, которые есть, точные, друг друга определяющие. Важен конечно талант; но я сейчас не говорю о личном таланте; замечательно, что при таком отсутствии прямой, непосредственной связи с литературой, при такой разностильности Есенин — настоящий, современный поэт» (ГЖ, 1915, №17, 22 апреля, с.12). Выделив особенности есенинского словаря, З.Н.Гиппиус обратила внимание на то, что прежде всего отметил и А.А.Блок: «Стихи свежие, чистые, голосистые, многословные. Язык».

    Правда, в оценках этих двух поэтов было и немаловажное различие. Во время встречи 9 марта 1915 г. А.А.Блок отобрал шесть стихотворений Есенина и направил его с ними к С.М.Городецкому. Какие именно стихи отобрал Блок — неизвестно, но, вероятнее всего, когда 12 марта Есенин, на этот раз уже с рекомендательным письмом Городецкого, пришел к редактору Еж. ж. В.С.Миролюбову и передал ему свои стихи (среди них — все еще неразысканное стихотворение «Галки»), то в их число вошли те, что были выделены Блоком. Встреча с Гиппиус произошла после встреч с Блоком, Городецким и Миролюбовым (первое воскресенье, когда Есенин мог быть у Гиппиус, приходилось на 15 марта). Дважды отдать одни и те же стихи Есенин не мог, поэтому можно считать, что стихи, которые Гиппиус выбрала для публикации в ГЖ, не входили в число отобранных Блоком. Действительно, стихи, появившиеся в ГЖ, выделяются среди ранних произведений Есенина картинностью, предметностью, «вещностью», в них менее ощутимо лирическое начало. Обращает на себя внимание также то, что Блок отмечает «многословность» стихов Есенина, а Гиппиус напротив: «Никаких лишних слов нет». При этом она подчеркивает, что он «прежде всего видит», а не чувствует, что он «описатель». Так, уже с первых шагов, начало проявляться существенное различие в понимании и оценке Есенина: одни видели в нем самобытного лирика, другие — парня, «орущего частушки», нечто от деревенской стихии; позже одни видели в его стихах движение народной души, другие пытались свести суть поэта к серии масок, сначала — «пейзанина», мужичка-травести, затем — хулигана и забулдыги.

    Заинтересованное отношение Гиппиус вскоре сменилось отчуждением, а после революции перешло в откровенную враждебность к Есенину.

    «Темна ноченька, не спится. »
    (с. 20).— ГЖ, 1915, № 17, 22 апреля, с.13. Перепечатывалось в сб. «Северная звезда», Пг., 1916, №6, 15 марта, с ошибочной подписью «Яков Годин».

    Печатается по наб. экз. (список С.А.Толстой-Есениной). Ранняя редакция («Гусляр» — с.297) печатается по факсимиле автографа (сб. «Памяти Есенина», М., 1926, с.233).

    Автограф — в 1926 г. входил в собрание И.А.Белоусова, датировался владельцем 1914 г.; местонахождение в настоящее время не установлено. В ГЛМ список стихотворения, просмотренный автором в 1925 г. (см. с.395—396 наст. тома).

    Стихотворение в наб. экз. помечено 1911 г. Датируется в соответствии с этой пометой.

    Печатается по наб. экз. (список С.А.Толстой-Есениной).

    Автограф неизвестен. Датируется по наб. экз., где помечено 1911 г.

    Печатается по наб. экз. (список С.А.Толстой-Есениной).

    Автограф неизвестен. Датируется по помете в наб. экз. 1916 г. В «Книге регистрации рукописей, поступающих в „Ежемесячный журнал“» (ИРЛИ, ф. В.С.Миролюбова), отмечено, что стихотворение поступило в редакцию 3 апреля 1916 г. В ГЛМ — просмотренный автором список стихотворения, выполненный И.И.Есениным (см. с.395—396 наст. тома). На списке авторская помета: «Нужно», свидетельствующая о решении включить стихотворение в Собр. ст.

    В первой публикации стихотворение имело посвящение «Анне Сардановской». Анна Алексеевна Сардановская (1896—1921) — юношеское увлечение поэта. Внучатая племянница отца Ивана (И.Я.Смирнова, священника села Константиново), она вместе с матерью, сестрой и братом часто приезжала к нему и, случалось, проводила в Константинове все лето. «Сергей был в близких отношениях с этой семьей, и часто, бывало, в саду у Поповых можно было видеть его с Анютой Сардановской. » — вспоминала Е.А.Есенина (Восп., 1, 38). Во второй половине июня 1916 г. Есенин, получив краткосрочный отпуск с воинской службы, ездил к себе на родину и там виделся с А.А.Сардановской. В июле 1916 г. она ему писала: «Спасибо тебе, пока еще не забыл Анны, она тебя тоже не забывает. Очень многое хочется сказать о чувстве, настроении, смотря на чудесную природу, но, к сожалению, не имею хотя бы немного слов, чтобы высказаться» (РЛ, 1970, №2, с.151). В 1918 г. она вышла замуж. Скончалась родами 7 апреля 1921г. Не исключено, что с известием о ее смерти связан рассказ Есенина, записанный И.В.Грузиновым и отнесенный им к весне 1921г.: «У меня была настоящая любовь. К простой женщине. В деревне. Я приезжал к ней. Приходил тайно. Все рассказывал ей. Об этом никто не знает. Я давно люблю ее. Горько мне. Жалко. Она умерла. Никого я так не любил. Больше я никого не люблю» (Восп., 1, 353).

    «Опять раскинулся узорно. »
    (с. 24).— Еж. ж., 1916, № 9/10, сентябрь-октябрь, стб. 9; Г.тр. кр., 1918, 2 июля, №162.

    Печатается по наб. экз. (список С.А.Толстой-Есениной) с исправлениями в ст. 11 по списку И.И.Есенина с авторскими пометами (ГЛМ) и первопечатному тексту («не обмашет» вместо «не обманет») и в ст. 25 по тем же источникам и Г.тр. кр. («Но и познав» вместо «Но и поняв»).

    Автограф неизвестен. Датируется по наб. экз., где помечено 1916г.

    На списке, выполненном И.И.Есениным (см. с.395—396 наст. тома), авторская помета: «Нужно», свидетельствующая о решении включить стихотворение в Собр.ст., и авторское исправление ошибок (ГЛМ).

    Есенин, датируя это и предшествующее стихотворения 1916г., тем не менее поместил их в самом начале тома, резко нарушив этим общую хронологическую последовательность. Автор не дал этому объяснения, но можно предполагать, что причина — в особенностях его собственного отношения к этим стихам, в том, какую грань творческого пути, с его точки зрения, они открывали и подчеркивали.

    Исследователями отмечено сходство стихотворения с «Осенней волей» А.А.Блока:

    Вот оно, мое веселье, пляшет
    И звенит, звенит, в кустах пропав!
    И вдали, вдали призывно машет
    Твой узорный, твой цветной рукав.

    Близость третьей строфы стихотворения Есенина к этим строкам дала основание писать даже о «текстуальном заимствовании» (Бельская Л.Л.«Песенное слово», М., 1990, с.32). В стихотворении ясны отзвуки и других стихов Блока («Опять, как в годы золотые. », «Не мани меня ты, воля. » и мн. др.). Не менее ощутимы в этом и предшествующем стихотворениях следы чтения Н.А.Клюева. Ср., например, у Есенина:

    Ты идешь, моя бедная странница,
    Поклониться любви и кресту.

    Ты будешь нищею монашкой
    Стоять на паперти в углу.
    И, может быть, пройду я мимо,
    Такой же нищий и худой.

    («Любви начало было летом. »)

    У Клюева там же: «Но сердце чует: есть туманы. »; у Есенина: «Я по тебе — в глухом тумане. » и т.д.

    Обращает на себя внимание и сходство балладно-романсного строя обоих стихотворений Есенина: в первом — она «бедная странница», поклоняется «любви и кресту», молится за его «погибшую душу», во втором — то же самое, но в зеркальном повороте: он «ласковый послушник», она «разгульная жена». Реминисценции стихов Блока и Клюева настолько отчетливы, что не позволяют предположить непреднамеренного, случайного совпадения. Тем более, что Есенин отлично знал стихи обоих поэтов. «У Есенина была исключительная память. Он помнил почти всего Блока»,— свидетельствовал, например, Г.Ф.Устинов (сб. «Сергей Александрович Есенин. Воспоминания», М.—Л., 1926, с.152).

    Определенные элементы ученичества, подражательности, ощутимые в этих стихах, возможно, явились причиной особенности их композиционного расположения в Собр. ст. Автор мог намеренно поставить их среди самых первых, ранних стихотворений, как своеобразную иллюстрацию к словам автобиографии, которой открывалось издание: «Блок и Клюев научили меня лиричности». Следует отметить, что эта фраза была вписана в автобиографию именно в октябре 1925г., т.е. тогда, когда формировалась структура т. 1 Собр. ст. Возможно, что такая авторская оценка этих стихов была причиной того, что Есенин никогда не включал их в свои сборники.

    Печатается по наб. экз. (машинописный список с пометами автора).

    Автограф неизвестен. Датируется по наб. экз., где рукой Есенина проставлена дата: 1912г. Помета сделана перед текстом. Рядом помета рукой С.А.Толстой-Есениной — 1910 . Колебания в датировке были, видимо, разрешены в пользу авторской даты, поскольку в Собр. ст. дата — 1912.

    На листе машинописи в наб. экз. помета рукой Есенина: «Начало», отражающая один из этапов работы по подготовке Собр. ст. (см. с.393—394 наст. тома).

    В рецензии на Р 16 Г.Д.Деев-Хомяковский отмечал, что это стихотворение «обработано или, проще, написано на мотив старинной народной песни про „тальяночку — резвы голоски“» (журн. «Друг народа», М., 1916, №1, октябрь, с.76). Стихотворение часто приводилось в качестве доказательства песенных начал творчества Есенина. Так, В.Л.Львов-Рогачевский, считавший песенность вообще одной из отличительных примет «новокрестьянской» поэзии, подчеркивал: «Сами поэты-певцы прекрасно сознают, что они не стихотворцы, а певцы. Клюев слышит и заставляет слушать „сосен перезвон“. Сергей Есенин радостно обращается к своей „тальяночке“ со стихами, в которых вы слышите самые звуки „тальяночки“» (журн. «Рабочий мир», М., 1918, №8, 7 июля, с.10—11).

    Анализ стихотворения Там где капустные грядки Есенина

    • ЖАНРЫ 359
    • АВТОРЫ 258 080
    • КНИГИ 592 378
    • СЕРИИ 22 123
    • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 552 722

    Сергей Александрович Есенин

    Полное собрание сочинений в семи томах

    Том 1. Стихотворения

    Выпускаемое Институтом мировой литературы имени А.М. Горького Российской академии наук, издательствами «Наука» и «Голос» к 100-летию со дня рождения С.А. Есенина Полное собрание сочинений по своему типу является академическим изданием. Обобщая результаты, достигнутые отечественными и зарубежными исследователями в изучении жизни и творчества Есенина, оно дает целостный свод всего выявленного к настоящему времени литературного и эпистолярного наследия великого русского поэта.

    В Полное собрание сочинений входят стихотворения и поэмы, художественная и литературно-критическая проза, письма, дарственные надписи, деловые бумаги и т. д. Наряду с законченными произведениями в него включены поэтические наброски, фрагменты неосуществленных произведений, различные записи творческого и делового характера, а также произведения, созданные Есениным в С.А. Торстве. В особых разделах помещены произведения, в отношении которых авторство Есенина вероятно, но установлено не окончательно. В каждом томе даются варианты текстов по всем известным рукописям и авторским публикациям. Читатели впервые получат полный систематизированный свод этих материалов.

    Начало изданию своих собраний сочинений положил сам Есенин. В 1922 году в Берлине в издательстве З.И.Гржебина он выпустил «Собрание стихов и поэм. Том первый». В него была включена значительная часть созданного поэтом к тому времени (второй том не выходил).

    После возвращения из зарубежной поездки, в 1923–1924 гг., Есенин неоднократно предпринимал попытки выпустить собрание сочинений. Оно планировалось в двух томах. К двухтомному автор подготовил предисловие. Когда возникло предположение о возможном его выпуске в Госиздате, Есенин писал в октябре 1924 г. Г.А. Бениславской: «…издайте по берлинскому тому с включением «Москвы кабацкой» по порядку и «Рябинового костра». «Возвращение на родину» и «Русь советскую» поставьте после «Исповеди хулигана». «Москва кабацкая» полностью, как есть у Вас, с стихотворением «Грубым дается радость». Разделите все на три отдела: лирика, маленькие поэмы и большие: «Пугачев», «36», «Страна», «Песнь о походе». После «Инонии» вставьте «Иорданскую голубицу». Вот и все. Этого собрания я желаю до нервных вздрагиваний. Вдруг помрешь — сделают все не так, как надо».

    Договор с Госиздатом на выпуск «Собрания стихотворений» в трех томах был подписан 30 июня 1925 г. В течение второй половины 1925 года была подготовлена рукопись издания. Прочитать корректуру Есенин не успел, первая партия гранок помечена в типографии днем похорон поэта — 31 декабря 1925 г. Вышли все три тома в 1926 г. После смерти поэта было решено выпустить дополнительный четвертый том. Этот том — «Стихи и проза», составитель И.В. Евдокимов — увидел свет в 1927 году.

    На всех этапах осуществления замысла собрания сочинений Есенин сохранял основные принципы его построения. Так, том «Собрания стихов и поэм» 1922 г. отчетливо делился на две части: первую составила лирика, вторую — произведения, которые поэт обычно называл «маленькими поэмами». Еще раньше такое же деление своих произведений на лирику и «маленькие поэмы» Есенин произвел в 1919 г., готовя сборник «Телец». В 1920 г. поэт разделил этот сборник на два — «Руссеянь» (в него вошла лирика) и «Ржаные кони» (он состоял из «маленьких поэм»). Предполагавшееся двухтомное издание 1923–1924 гг. также предусматривалось открыть лирическими стихами, затем должны были идти «маленькие поэмы», за ними — собственно поэмы. В соответствии с этим принципиальным планом было построено и трехтомное «Собрание стихотворений» 1925 года.

    Столь же целенаправленно Есенин подходил и к определению последовательности произведений. В сборниках поэт, как правило, объединял стихи в циклы. При переиздании сборников он иногда видоизменял циклы, перестраивал их, но всегда вырабатывал четкий композиционный план книги.

    В 1925 году, подготавливая «Собрание стихотворений», Есенин отказался от заголовков циклов, оставив только один — «Персидские мотивы», но при этом в основном сохранил установленный ранее порядок стихотворений, определявшийся структурой того или иного цикла.

    Считая, что издание должно охватывать весь его творческий путь, Есенин расширил состав, добавив большую группу ранних стихотворений, но тем не менее в основу «Собрания стихотворений» был положен «берлинский том», затем включены стихи, составившие «Москву кабацкую», вслед за ними — произведения, входившие в сборник «Рябиновый костер» (издан не был), «Персидские мотивы», а также другие стихотворения, созданные после октября 1924 г.

    Такой подход к построению «Собрания стихотворений» — отказ от формальной хронологии в расположении произведений и в то же время четкое указание их последовательности внутри томов — явно диктовался композиционными соображениями, которым поэт всегда придавал первостепенное значение.

    Есенин рассматривал «Собрание стихотворений» не как издание избранных стихов, а как свод произведений, охватывающий весь пройденный им к тому времени творческий путь. Гибель поэта 28 декабря 1925 г. возвела эту ясно выраженную авторскую волю на уровень последней творческой воли. Учитывая это, в первых трех томах настоящего собрания сочинений воспроизводится композиция и сохраняется состав подготовленного Есениным трехтомного издания. Произведения, не вошедшие в трехтомник, отнесены в последующие тома.

    Полное собрание сочинений выпуС.А. Тся в семи томах:

    Том 1. Стихотворения.

    Том 2. Стихотворения («маленькие поэмы»).

    Том 4. Стихотворения, не вошедшие в «Собрание стихотворений».

    Том 7. Автобиографии, дарственные надписи, фольклорные записи, литературные манифесты и др. Хронологическая канва жизни и творчества С.А. Есенина. Справочные материалы.

    Все тексты Есенина даются полностью, без каких-либо пропусков, восстановлены изъятые в прошлом цензурой отдельные строфы и строки. Тексты печатаются в соответствии с современными правилами орфографии и пунктуации, но при сохранении особенностей языка поэта, имеющих смысловое и стилистическое значение.

    Даты указываются под текстом каждого произведения. Авторские даты воспроизводятся без скобок. Если авторские даты отсутствуют или имеются документальные данные об их неточности, то под произведением в угловых скобках указываются редакционные даты. В каждом конкретном случае источники датировок приводятся в комментариях, там же при необходимости дается обоснование датировок.

    В основу подготовки текстов первых трех томов настоящего издания положен так называемый «наборный экземпляр» — рукопись трех томов «Собрания стихотворений», по которой осуществлялся набор этого издания (хранится в ГЛМ). Произведения, вошедшие в остальные тома, печатаются в последних авторских редакциях по автографам, авторским публикациям или другим источникам; письма и иные сходные материалы — по автографам или же (при их отсутствии либо недоступности для редакции) по копиям и публикациям.

    В целях освобождения текстов Есенина от различных искажений они сверялись со всеми известными автографами поэта и авторизованными списками, а также со всеми авторскими публикациями.

    Многие стихи, начиная с самых ранних, при жизни Есенина перепечатывались, иногда и без его ведома, в различных периодических изданиях, сборниках, антологиях. Если подобные перепечатки осуществлялись без участия автора, то они в качестве источников текста не учитываются.

    В комментариях одновременно с указанием источника, по которому печатается тот или иной текст, сообщается о внесенных исправлениях и дается их обоснование. Опечатки и описки исправляются без оговорок.

    Рукописные или печатные редакции произведений, которые существенно отличаются от окончательного текста по содержанию, композиции, метру или стилистическим признакам, воспроизводятся полностью в разделе «Другие редакции».

    Читайте также:  Анализ стихотворения Сукин сын Есенина
    Ссылка на основную публикацию