Анализ стихотворения Тебе одной плету венок Есенина

Анализ стихотворения Тебе одной плету венок Есенина

Одним из наиболее узнаваемых содержательных элементов есенинской поэзии было соединение образов природы и образов православной веры. В стихах поэта природа как бы превращалась в божий храм, различные естественные феномены становились элементами богослужения, растения и животные могли представать в собирательном образе церковной службы или представлять какой-то отдельный религиозный символ.

Тебе одной плету венок.. представляет собой характерный пример такой поэзии, в которой содержится объединение образа природы и патриархальной деревенской православной веры. К слову, согласно мнению некоторых исследователей творчества Есенина, он почерпнул такую особенность у Клюева. Старший товарищ по литературному цеху помог начинающему поэту умело использовать известную ему базу жизненного опыта, для того чтобы создавать удивительные образы.

Образ родины, которая рассматривается через призму природных феноменов, сопоставляется с образом храма, да и собственно стихотворение во многом подобно молитве-исповеди, которую автор произносит перед родиной. Именно родной край становится смыслом существования, причем смыслом духовным. По отношению к родине выполняется главное заветное чувство – любовь и также вера проявляется именно по отношению к родине.

Стихотворение написано в 1915 году, именно в тот период, когда Есенин практически прекратил собственные отношения с Александром Блоком, по инициативе второго. В этом стихотворении есть возможность уловить некоторые элементы типично блоковского мировосприятия Руси: сочетание склизких тропинок с дивно дующими ветрами, капелью, целительными водами, болотом, которое уподобляется купели. Тем не менее, Есенину, который, вероятно, в чем-то действительно хотел подражать Блоку и многому учился у него, не удается создать такие противоречивые строки и в этом на самом деле определенное преимущество Сергея Александровича.

В Есенине заключалось глубокое понимание родине, искренняя близость к этой стране. Блок в свою очередь больше чувствовал себя чужим здесь. Заключительная строчка при этом явно перекликается со стихотворением Александра Александровича Русь.

Вариант 2

Как известно, после того как Есенин оказался в Петербурге, он стал частью литературного сообщества, в котором пытался отыскать собственную индивидуальность и отыскал. Молодой поэт стал активно использовать образ выходца из народа, обращаться к популярным на тот период тематикам: православия, деревенской патриархальности, природы. Для того чтобы улучшить собственный стиль, он стал дружить с поэтом Клюевым, который активно эксплуатировал «русскую» (в понимании того времени) тему и писал стихи на подобный лад.

Конечно, стихи Есенина не являются полной стилизацией. Для того чтобы писать и такое как стихотворение Тебе одной плету венок. нужно действительно обладать талантом и некоторым внутренним чувством, сильным и искренним, пониманием чего-то настоящего. Тем не менее, если рассмотреть стихотворение с немного другой стороны, то оно является именно набором характерных для есенинского образа клише.

Русская природа описывается как пространство церковной службы, как храм. Болото превращается в купель, камыш (куга) созывает на вечерню. В общем, перед нами образ идиллии, который, безусловно, мог бы привлекать людей того времени.

Следует напомнить, стихотворение написано в 1915 году и тогда в предреволюционный период появился активный запрос и не только в обществе интеллигентов на какие-то исконно русские образы, на поиск корней. Стихотворные рассказы Есенина, который глядит в «простор полей» и знает где звенят капли холодной и целительной воды, позволяли слушателям из города мечтать о каком-то таком далеком, но при этом близком мире. Знать: может здесь назревает смута и невзгоды, но где-то в русских деревнях живет настоящая Русь, поэтому страх и неуверенность могут отступить.

К слову, в этом стихотворении даже есть характерные строки: «ты вся — далекая и близкая», которые как раз создают нужное ощущение у читателя. Автор, лирический герой выступает тут влюбленным в Русь: «тебя люблю, тебе и верую», которая в свою очередь предстает в образе молодой красавицы, так как венки плетут поклонники именно таким девушкам. Для того чтобы подчеркнуть эту красоту собственной страны, поэт использует сравнения и эпитеты, которые последовательно превосходят друг друга, в итоге приводя к комплементарному выводу: «вся ты — смирна и ливан», то есть священное благоухание.

Анализ стихотворения Тебе одной плету венок по плану

Тебе одной плету венок

Возможно вам будет интересно

В стихотворении существуют две строки собственно определяющие его идею: Люблю отчизну я, но странною любовью! и Но я люблю — за что, не знаю сам. Если совместить эти строки в свете всего произведения

В конце 1957 года Н. А. Заболоцкий написал стихотворение под названием «Гроза идёт». Он очень любил красоту российских лесов и полей и часто восхвалял её в своих работах. Данный стих относится к философскому стилю написания.

Произведение относится к лирическому творчеству поэта и в качестве основной темы стихотворения рассматривает безвозвратный уход летнего периода года.

В литературе двадцатого века были сформированы определенные повторяющиеся темы, одна из которых является темой времени. «Белая ночь» – одно из немногих ранних стихотворений Ахматовой, в которых работа временных отношений

Некрасов находился в достаточно дружеских отношениях с Белинским еще с момента первого знакомства. Но их критическая деятельность не позволяет им сойтись в общих взглядах, поэтому они редко совпадали во мнениях.

Анализ стихотворения С.А. Есенина «Тебе одной плету венок»

Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
Автор
работы:
Горькова

Евдокия, 8 класс

Руководитель:
Новикова Г.А.

Задумываемся ли мы над тем, какое чудесное
наследство

досталось нам от
прошедших веков? Ведь язык

основа основ
духовной культуры, то волшебное орудие,
посредством которого осуществляется связь времен,
связь поколений.

Язык русской художественной прозы и поэзии вобрал
в себя 2 стихии

стихию языческую и стихию
христианскую. Л.Н. Толстой говорил о русском
языке: «Тысячелетиями создавал народ это гибкое,
пышное, неисчерпаемое богатство, умное
поэтическое и трудовое орудие своей национальной
жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд,
своего гнева, своего великого будущего». А язык не
мыслим без Родины.

Удивительно точно передал словами всю любовь к
своей родной земле С. А. Есенин.


С. Есенин рос в атмосфере народной поэзии: волшебных
сказок и грустных народных песен. «В бога верил мало. В
церковь ходить не любил». Но как истинно русский
человек в минуты душевного разлада вспоминал о вере.


«Прежде всего я люблю выявление органического.
Искусство для меня не затейливость узоров, а самое
необходимое слово того языка, которым я хочу себя
выразить… Сейчас я отрицаю всякие школы. Только
свободный художник может произнести свободное слово».

Тебе одной плету венок,

Цветами сыплю стежку серую.

О Русь, покойный уголок,

Тебя люблю, тебе и верую.

Гляжу в простор твоих полей,

далекая и близкая.

Сродни мне посвист журавлей

И не чужда тропинка склизкая.

Цветет болотная купель,

Куга зовет к вечерне длительной,

И по кустам звенит капель

Росы холодной и целительной.

И хоть сгоняет твой туман

Поток ветров, крылато дующих,

Волхвов, потайственно волхвующих.

Стихотворение С. Есенина

это лирическое
произведение, близкое к посланию. (Послание

произведение, написанное в форме письма
или обращения к какому

нибудь лицу). Вместо
конкретного лица здесь выступает Россия.

Текст исповедального характера. (Исповедь

(перен.) откровенное признание в чем

либо,
откровенное чистосердечное изложение чего

либо). Этот текст содержит признание в любви.

Тема в узком смысле (предмет
изображения)

Русь через
восприятие поэта. Тема в
широком смысле (проблема,
поставленная в
произведении)

отношение
поэта к Руси, России, в том
числе через описание ее
природы, признание поэта в
своих чувствах к Руси.

Идея (выражение авторского
отношения к изображаемому)

воспевание, своеобразный
дифирамб Руси как своей
Родине, обожествление ее
природы, духовного
состояния, выражения
бескрайней любви к ней,
утверждение патриотизма.

Текст состоит из 16 строк.
Автор дал его как цельный
текст, не делимый на
четверостишия.

Стихотворение делится на 3
части: 1

признание в любви,
выражение чувства любви.
Следующие 8 строк

восприятие пространства и
природы Руси: визуальные
(простор полей, цветет,
болотная купель),
звуковые (посвист
журавлей, зовет, звенит
капель), сенсорные
(склизкая, холодной).
Последние 4 строки

оценка духовного
состояния Руси.

С точки зрения фонетики особняком
стоит последняя строка. В ней 30
звуков, тогда как в других строках от
19 до 26.Имеется наличие сочетаний
трудно произносимых согласных:
(лхв ) , (ств).Здесь всего 3 слова, но
они многосложные. Это для того,
чтобы медленно произносить. Автор
как бы заставляет замедлить темп
для чёткого проговаривания, чтобы
вслушаться, актуализировать
содержание, чтобы создать магию
звучания, торжественность ,
таинственность. Возвышенные
чувства.

Из всех особенностей текста на
первом месте стоят лексические.
С. Есенин использует слова
различных тематических групп.

Лексика природы: фитонимы (
куга, цветы, кусты.
Редкоиспользуемое слово «куга»

народное название некоторых
водных растений семейства
осоковых (камыш) ), зоонимы
(журавлей), ландшафтная
лексика (поля, простор, тропинка,
болотная), метеорологическая
лексика ( ветры, туман, роса,
капель).

В стихотворении имеется
разговорная лексика:
сродни, стёжка, склизкая.

Наряду с этим имеется
авторский неологизм

Удивительно красивы
эпитеты: стёжка серая,
уголок покойный,
тропинка склизкая,
вечерня длительная, роса
холодная и целительная,
ветра крылато дующие.
Автор использует
необычные метафоры:
болотная купель, крылато
дующих, капель звенит, а
также олицетворение:
куга зовёт.

Автор буквально наполняет текст антонимическими
парами: далёкая и близкая. Но больше здесь
контекстуальных антонимов. С одной стороны, холодная и
целительная роса, цветы, с другой,

стёжка серая ; с
одной стороны смирна и ливан (христианские слова), с
другой,

волхвы (язычество, противоречащее
христианству ); с одной стороны журавли( это небесная
мечта), с другой,

тропинка склизкая ( это что

то
приземленное ).

Очень интересно слово «посвист» в сочетании «посвист
журавлей». Журавли не издают свист, они курлыкают, Но
Есенин употребил именно слово «посвист», которое как бы
подтверждает связь далёкого и близкого.

Обращает на себя внимание
церковная лексика:
вечерня (вечерняя
церковная служба), купель
(сосуд в форме большой
чаши), смирна
(ароматическая смола,
употребляющаяся для
курения (мирра),
ливан

(дерево, источающее
ладан).

Противостоят церковной
лексике слова, связанные с
язычеством: волхв (колдун,
кудесник, прорицатель,
маг), волхвовать
(заниматься чародейством,
колдовать). Это все то, что
осуждается христианством.

Интересны в стихотворении слова
«верую» и «покойный». Оба они
многозначны. В слове «верую» автор
реализует третье значение: «быть
религиозным, верить в Бога», т.е.
верую в тебя, Русь, как в Бога.

В слове «покойный» реализуются второе
и третье значения: 2) ничем не
нарушаемый, не тревожимый; 3) не
испытывающий тревоги, волнения. (О
Русь, покойный уголок)

В плане синтаксиса можно
выделить особенности в
управлении слов.

Гляжу в простор. Глагол
«гляжу» требует
винительного падежа:
гляжу на что?. Но Есенин
употребляет предлог «в» и
этим самым указывает на
проникновение в глубину,
духовность.

Цветами сыплю стежку.
Сыпать (что?)

что

то
сыпучее. Слово «стежка» к
сыпучему отношения не
имеет. Здесь слово «сыплю»
употреблено в значении
«осыпать».

В интонационном плане
выделяется последняя
строка.(Волхвов,
потайственно

волхвующих). Ее нужно
произносить медленно.

Происходит
акцентирование
постпозиционных
определений (стежка
серая, тропинка
склизкая, вечерня
длительная, роса
холодная и
целительная). Это
актуализирует признаки.

Логическим ударением
отмечается слово «одной»
в первой строке. Одной

в смысле «единственной».
Это доминанта текста.

В стародавние годы, не озаренные светом веры
Христовой, люди молились многим богам,
обращались за помощью к волхвам, кудесникам.
Но пришла в языческую Русь лучезарная заря
христианства. Шли годы, из годов слагались века.
И вот

потускнели облики древних богов;
перенесло живучее народное суеверие
приурочивающиеся им свойства на святых
угодников Божиих. Зазвучали в крылатом слове
некогда чуждые русскому сердцу, но с течением
времени сроднившиеся с ним, как бы приросшие к
нему имена новых, более надежных заступников
народа. Но не исчезла с течением времени, не
изгладилась в народе даже самая память о
древнеязыческих, вызванных из окружающей
природы богах.

Последние 4 строки стихотворения Есенина говорят
о христианско

языческом синкретизме. Вот что
характеризует духовность русского народа.

С. А. Есенин облек в слова и образы, и то
«несказанное, синее, нежное», что наполняет
русское сердце. В своих стихах он тонко, точно и
бережно выразил, казалось бы, самое заветное и
потаенное, что есть в душе русского человека. То, из
чего сплетена поэзия Есенина, до него находило
выход только в народной песне.

С помощью слов родного русского языка поэт может
высказать всю сокровенную любовь к Родине.
Поэтому русский язык действительно

1.
В. Цыплаков «Сергей Есенин» 1. С. А. Есенин. Собрание сочинений

Читайте также:  Анализ стихотворения Листья падают листья падают Есенина

2.
Т. Юшманова «Тишина». в 2

х томах, т.2./ М., «Советская

3.
Н. Сергеев «Яблони в цвету». Россия», 1991 г.

4.
Н. Сергеев «Летний пейзаж». 2. Аполлон Коринфский. Народная

5.
Ю. Сергеев «Русь языческая. Волхв». Русь./ М., Белый город, 2007 г.

6.
Н. Крыжицкий «Перед полуднем». 3. Владимир Соловьев. Золотая

7.
И. Шишкин «Полдень». Книга русской культуры./ М.,

8.
О. Штыхно «Небесный цветок». Белый город, 2007 г.

9.
Д. Белюшкин «Сказка». 4. Г. В. Черникова. Живите так, как

10.
А. Герасимов «Конец августа». вас ведет звезда. / Журнал

11.
С. Иванов «Христианство и язычество». «Читаем, учимся, играем», № 5

12.
Б. Ольшанский «Берегиня». 2000 г.

13.
Е. Волков «Заход солнца перед озером». 5. Ю. Г. Маркина. Я сердцем
никогда

14.
И. Остроухов «Речка в полдень». не лгу./ Журнал «Читаем, учимся,

15.
А. Куинджи «Степь». играем», № 8, 2005 г.

16.
М. Вишняк «Васильковые поля».

17.
Б. Ольшанский «Клятва Сварожича».

18.
Б. Ольшанский «Рось великая».

19.
В. Васнецов «Песнь о вещем Олеге».

20.
В. Маковский «Иисус Христос».

  • file71.
    Размер файла: 3 MB Загрузок: 20

Материалы по теме

  • Анализ стихотворения С. Есенина.
  • Филологический анализ стихотворения Сергея Александровича Есенина
  • Анализ стихотворения есенина ден ушел убавилас черта
  • Анализ стихотворения сергея есенина разбуди меня завтра рано
  • Анализ стихотворения с. Есенина. Работа бутко
  • Сценарий учебного занятия по литературе в 11 классе анализ стихотворения с.есенина по-осеннему кычет сова
  • Вопросы для анализа стихотворения С. Есенина «О красном вечере задумалась дорога». 10 класс
  • Творческая история стихотворения С.А.Есенина «Шаганэ ты моя, Шаганэ» (8 класс)
  • Анализ поетического текста есенина
  • Анализ стих-я есенина.

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Рецензии на произведение «Тебе одной плету венок Сергею Есенину»

Доброй ночи, милая Тамара! Сергей Есенин не вешался – это доказано, и давно, документальными источниками после свидетельских показаний, сопричастных к этому жуткому делу лиц, с чьей помощью совершено это зверское преступление: двойное убийство. Его нашли повешенным на трубе, чего он никак не мог сделать, будучи уже мёртвым. Четырежды всплывали разоблачения, но тут же утопали в безызвестности. И, лишь на четвёртый раз факты и аргументы окончательно задокументированы, но, странным образом до сих пор эти документы не преданы широкой огласке, якобы во избежание неверной полемики, что было бы не желательно, дабы “не оскорблять дух русского поэта” – в метафизику ударились.

Тамар, пожалуйста прочтите мою “Есениану”. В той подборке, мною в трёх стихо отображены “следы” правды о его гибели, и о тех причинах его метаний. Эпоха, в которой он жил, пытаясь осознать – что всё же происходит в России, затем в “советской стороне”, была настолько пропитана трагизмом судеб народа, особенно самых ярких представителей его, что просто невероятно охватить это сознанием – см. “Письмо любимой женщине”:

“Любимая, не знали вы,
что я в сплошном дыму,
в разворочённом бурей быте,
с того и мучаюсь,
что не пойму –
куда несёт нас рок событий!?”
Или:
Любимая, не знали Вы,
что в сомнище людском,
я был, как лошадь,
загнанная, в мыле,
пришпоренная сильным ездоком!

Да и в других стихо он многое объяснял из того, что он пережил. И несмотря на его откровения, ему упорно навешивают ярлык – да, с его слов! – “скандалиста” и “хулигана”. А что было на самом деле?! А была, во-первых, страшная эпоха революций, гражданской войны, тотальный красный террор! Кто мог спокойно пережить эту кровавую эпоху, очутившись в её кратере, как Сергей Есенин, как Марина Цветаева, как Николай Гумелёв, как Анна Ахматова, как Владимир Маяковский и др. – я уже не говорю о происходящем обезглавливании Красной Армии, уничтожая таких талантливых командармов как, например, Тухачевский и др.

Ежов в пыточной камере подвала НКВД натренированным и метким движением, накалив шомпол от ружья, проткнул Тухачевскому насквозь обе барабанные перепонки, после чего Тухачевский от такого изуверства превратился в полутруп, который и расстреляли.

А Троцкий насильно – под внушаемом Есенину страхом, причинением ему и его всем “девкам” расправы, заставлял его смотреть, как издеваются над арестованными, а затем на его глазах расстреливали этих пытаемых, независимо, от чина, звания, пола и возраста. А самого его – Есенина – оклеветывали, что, якобы он сам приходил к ним со спиртным, чтобы устраивать для себя в пьяном угаре “развлекуху”.

Когда я читала эти рассекреченные материалы преступлений служащих НКВД, я была едва ли не на грани помешательства. Прочла я много и о поэтах и писателях той эпохи – и это было тяжело воспринимать – душа содрогалась. Это не то, что было у нас на слуху: биография поэтов и писателей “Серебряного века”. У них – у всех – были тяжёлые испытания, переживаемые ими при роковых для них обстоятельствах (я упомянула о них кратко в стихо “Ах, ты, Русь, ты, Русь, есенинская Русь!”

Ладно, закончу на этом. Слишком многого я начиталась и без боли невозможно об этом говорить – так остро я перенесла чтение позорных страниц эпохи сталинского тотального кровавого террора. В. В. Путин распорядился рассекретить оставшиеся не рассекреченными материалы НКВД и КГБ. И, по всей вероятности, идёт сильное сопротивление со стороны тех, кому это не нужно, кто боится быть изобличённым сам или позорных фактов о своих предках:отцов и дедов. В коридорах власти происходит борьба (скорее, война) и скоро это вспыхнет в открытую. Да и народ уже настолько напряжён, что взрыв неизбежен.
Вот,так, вот, Тамара
С горечью, Аля

Алечка, привет, дорогая! Эту историю о Есенине, о которой ты написала,я, конечно, знаю и тоже много об этом читала. В этом стихотворении я выразила смерть поэта в конечном его действии – повешание, хотя до сих пор конкретными фактами, а не предположениями на все 100%, не доказано убийство. Я тоже считаю, что его сначала убили, но не специально, они не рассчитали свои силы, когда били Есенина, чтобы он признался, где находится манифест, высланный ему друзьями на хранение. Всё было разбросано в комнате, наспех заметали следы, даже не учли, что ноги Есенина практически касались твёрдой поверхности (забыла, какой именно). Я своё мнение выразила в стихотворении “Песня на крови”

«До свиданья, друг мой» –
Песня на кровИ.
Знал, что ночью лунной
Смерть спешит вдали.
Как легла на сердце
Тягостная мысль?
Боль предчувствий смерти
Нагнетала ль высь?
Сам бы ты не бросил
Цвет душистых трав,
Ведь у глаз, что в просинь,
Был задорный нрав.
Но за дверью тихо
Чёрный человек,
Замышляя лихо,
Держит пистолет.
Так ли? Иль волненьем
Вдруг стеснило грудь?
По чьему веленью
Изменился путь.
Дверь тихонько скрипнет,
Или сапоги.
Кто-то будто вскрикнет?
Нет, это шаги.
И златые кудри
Растрепались враз.
Кто был из округи
Здесь в предсмертный час? http://www.stihi.ru/2015/10/31/5542

Алечка, благодарна тебе за внимание, обязательно зайду в гости.

Тамара, прочла Ваше посвящение поэту, понравилось. Чувствуется любовь к его поэзии и сострадание к судьбе.

«Руси (“Тебе одной плету венок. “)» – Сергей Есенин

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

«Руси»

Тебе одной плету венок,

Цветами сыплю стёжку серую.

О Русь, покойный уголок,

Гляжу в простор твоих полей,

Ты вся — далёкая и близкая.

Сродни мне посвист журавлей

И не чужда тропинка склизкая.

Цветёт болотная купель,

Куга зовёт к вечерне длительной,

И по кустам звенит капель

Росы холодной и целительной.

И хоть сгоняет твой туман

Поток ветров, крылато дующих,

Но вся ты — смирна и ливан

Волхвов, потайственно волхвующих.

Описание произведения.

В названии стихотворения Сергея Есенина «Руси» отражена тема родины и основной композиционный приём — обращение автора к родной земле. Поэт, воспевая Русь, плетёт для неё «венок» как венец бессмертной славы. Атмосферу возвышенности поддерживает вторая строка: «Цветами сыплю стёжку серую», — создаётся впечатление торжественного шествия. Однако дорогу посыпают цветами ещё и при похоронной процессии. Как бы утверждая возможность этой интерпретации, Есенин совмещает в третьей строке возвышенное обращение «О Русь» и слово «покойный», одним из значений которого является умерший. Сочетание несочетаемого в первом трёхстишии намекает на то, что стихотворение строится на антитезах, отражая противоречивые переживания автора.

Взгляд в бесконечный простор полей родины заставляет поэта сказать Руси: «Ты вся – далёкая и близкая» (близкая — значит, изведанная, далёкая — неведомая). Следующие две строки дополняют эту горизонтальную направленность взгляда вертикалью: «Сродни мне посвист журавлей / И не чужда тропинка склизкая». Есенин этими строками пытается создать целостный образ бесконечной и контрастной Руси.

Совместив вертикальную и горизонтальную линию взгляда автора, читатель открывает для себя есенинский взор в глубину, в суть Руси, которая в раннем творчестве поэта не отделялась от христианской веры. В подтверждение этому открытию последующие строки стихотворения полны церковной символики. Есенин сочетает мир природы и веры: болотный водоём у него превращается в чашу для крещения («болотная купель»), «куга» (озёрный камыш) своим шелестом «зовёт к вечерне длительной», роса становится «холодной и целительной» как святая вода.

Действие стихотворения происходит в вечернее время, когда на природу спустился туман. Образ тумана входит в контекст мотива тайны, неразрывно связанного с христианской верой и откровением Божественной реальности. В последних строках «поток ветров» (символ быстротекущего времени) сгоняет туман, однако духовная суть Руси остаётся нетронутой, и потому Есенин завершает стихотворение так: «Но вся ты — смирна и ливан / Волхвов, потайственно волхвующих». (Мф.2:9; Мф.2:10; Мф.2:11).

«Смирна» (смола, входящая в состав для благовонного учащения умерших) и «ливан» (ладан для каждения Богу/богам), совмещённые вместе, напоминают о Божественной и человеческой природах Иисуса Христа. Учитывая это, становится ясно, почему для Есенина родина — «далёкая и близкая». Подобно Христу, Русь неразрывно соединяет в себе вещную и духовную реальности. Противоречивость чувств поэта возникает из-за предчувствия, что его родная земля может пойти по тем же крестным путём, которым прошёл Христос.

История создания.

В 1915 году Есенин ещё ищет свой особый поэтический стиль. На развитие самобытной художественной манеры есенинской поэзии оказало влияние творчество современников, в частности, лидера движения новокрестьянской поэзии, Николая Клюева.

Поэту, выросшему в патриархальной деревенской атмосфере, были понятны и близки проявления нехитрой мужицкой веры. Кроме этого, обучение в церковно-приходской школе, личное восхищение Христом — сделали христианскую символику важной частью раннего творчества поэта.

Однако после знакомства с творчеством Клюева, христианские мотивы изменяются, охватывая не отдельные природные образы, а формируя целостную картину. Среди сосен, ёлок и берёз лирическому герою «Чую радуницу Божью…» видится фигура Иисуса. Обычные детали пейзажа преображаются под влиянием необыкновенного явления: панорама леса и облачного неба сияет в «парче лиловой». В произведении «Занеслися залётною пташкой…» родина, скорбящая по погибшим, воплощается в образ монашки, читающей поминальные псалмы.

В стихотворении «Руси (“Тебе одной плету венок. “)» христианские мотивы охватывают всё пространство родины, уподобляя её Христу.

Отношение автора к вере.

Проблема религиозных взглядов Есенина часто вставала перед исследователями и по сей день является нерешённой. Поэт сам не раз писал, что не верил в Бога. Богоборческие мотивы в некоторых произведениях Есенина также говорят в пользу его атеизма.

Однако в произведениях автора нередко появляются аллюзии на Священное писание. Особенно часто поэт использует их в раннем своём творчестве, которое отражает его крестьянское мировидение – синкретичное, не разделяющее мир Библии и повседневную реальность. Юный автор писал: «Христос для меня совершенство. Но я не так верую в него, как другие. Те веруют из страха: что будет после смерти? А я чисто и свято, как в человека, одарённого светлым умом и благородною душою, как в образец в последовании любви к ближнему». Поэт обходит вниманием Божественность Христа, делая акцент на любви к ближнему. Также в молодости Есенин мечтал о единстве всего человечества («все люди – одна душа») и в ранних своих стихах воплощал идею совершенного мира, связанную с христианским идеалом незримого Божьего Града.

Хотя Есенин и писал о своём неверии, поддавшись идеологической пропаганде, но евангельскую заповедь о любви к ближнему он пронёс через всю жизнь. Во время гражданской войны, когда другие писатели призывали стрелять и не отступать, Есенин писал, что лучше умереть, чем: «с любимой поднять земли / В сумасшедшего ближнего камень».

Читайте также:  Анализ стихотворения Вечером синим, вечером лунным Есенина

В своём позднем творчестве поэт отходит от явного использования христианской символики. По словам литературного критика Г. Покровского: «Внутренняя религиозность, принявшая более тонкие и неясные формы, у него осталась. Мистику, вскормленную народной религией, он пронёс через бури революции и незаметно вкрапливает её тончайшие формы в безобидные, красивые, нежные стихи».

Биография.

Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября (3 октября) 1895 года в с. Константиново Рязанской губернии в семье крестьянина. Учился Есенин в местном земском училище (1904-1909), затем до 1912 года — в церковно-приходской школе. В 1913 году поступил в городской народный университет Шанявского в Москве. Впервые стихотворения поэта были опубликованы в 1914 году.

В Петрограде Есенин читает свои стихи Александру Блоку и другим поэтам. Сближается с группой «новокрестьянских поэтов», и сам увлекается этим направлением. После публикации первых сборников («Радуница»,1916 г.) поэт получает широкую известность. Начиная с 1914 г. Сергей Александрович печатается в детских изданиях, пишет стихи для детей. К нему приходит настоящая популярность, его приглашают на различные поэтические встречи.

В 1918-1920 годах Есенин увлекается имажинизмом, выпускает сборники стихов: «Исповедь хулигана» (1921), «Трерядница» (1921), «Стихи скандалиста» (1923), «Москва кабацкая» (1924).

Был женат трижды. Первый брак заключён с актрисой Театра В. Мейерхольда Зинаидой Райх. Второй — с американской танцовщицей-босоножкой Айседорой Дункан, с которой он путешествует по Европе.

Осенью 1925 года поэт женится на внучке Л. Толстого — Софье Андреевне Толстой. Депрессия, алкогольная зависимость, давление властей послужили причиной лечения поэта в психоневрологической клинике.

В конце декабря 1925 года, после побега из клиники, Есенин приезжает в Ленинград. 28 декабря поэта обнаруживают мёртвым, повесившимся в номере гостиницы «Англетер». Исследования последних лет считают самоубийство Есенина инсценировкой давно уже следивших за поэтом сотрудников НКВД.

Автор текста: Горюнов Валерий Валерьевич.

Сочинение Тема Родины в лирике Сергея Есенина

Любовь к родному краю
меня томила, мучила и жгла.
С. Есенин

“Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве”, — говорил о себе Сергей Есенин. Читая его стихи, мы убеждаемся в этом в полной мере. В лирике великого поэта главным мотивом является любовь к родному краю.
Сергей Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константинове. С самого детства поэт впитал в себя дух и красоту родной природы. Искренняя любовь к ней, выраженная в своеобразных переживаниях и настроениях, придала его произведениям особое, есенинское звучание, которое можно всегда различить в русской лирике. Пожалуй, у Есенина нет ни одного стихотворения, в котором он не воспевал бы Россию. Ее образ появляется у него уже в первых ранних стихах: “Вот уж вечер. Роса. . . ”, “Поет зима — аукает”, “Тебе одной плету венок”. Поэт воспевает неброскую красоту и удивительную прелесть средней полосы России. Радостный и многоцветный мир буквально завораживает нас, когда мы читаем есенинские строки. Мы видим, как “роса блестит на крапиве”, как “сыплет черемуха снегом”, как “курит облаком болото”. Просторы полей, синь родного неба, гладь озер и рек, “плакучие ивы”, “топи да болота” — во всем этом Есенин видел неповторимость родного края. Но во всей этой красоте поэт не уходит от действительности, которая представляется ему. С точностью, всеми доступными средствами, описывает он крестьянскую Русь накануне Октябрьской революции. Тяжелая жизнь простого народа отразилась в его стихах:

Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.

Многих ты, родина, ликом своим
Жгла и томила по шахтам сырым.
Много мечтает их, сильных и злых,
Выкусить ягоды персей твоих.

Но чем печальнее были эти картины, тем сильнее в стихах поэта звучала беспредельная привязанность к России:

Холодной скорби не измерить.
Ты на туманном берегу,
Но не любить тебя, не верить
Я научиться не могу.

Есенин тяжело переживает боль и невзгоды крестьянской Руси. Но все-таки именно деревенская Русь ближе поэту, чем новая индустриальная Россия.
Поэт с болью и тревогой переживал ломку привычного уклада жизни, называя себя “последним поэтом деревни”. Поэтому не удивительно, что в его поэзии появляются грустные нотки, страх перед деревней, меняющей свое лицо. Пытаясь идти в ногу со временем, поэт пишет:

Полевая Россия! Довольно
Волочиться сохой по полям!
Нищету твою видеть больно
И березам и тополям.

После Октябрьской революции отношение Есенина к переменам в стране было неоднозначно. Ведь он по-крестьянски понял то, что произошло в его стране. Поэт надеялся, что Россия станет великой крестьянской республикой, страной хлеба, кормилицей всего мира. В стихотворении “Инония” поэт как раз дает свое представление об этой стране. Он говорит, что на смену христианскому раю идет крестьянский рай:

В синих отражаюсь затонах
Далеких моих озер.
Вижу тебя, Инония,
С золотыми шапками гор.

Но время шло, и надежды таяли. Отношение Есенина к произошедшим событиям менялось. Он с горечью наблюдает за расколом страны. Его родина уже не та, она теряет свой облик. Появляются стихи, в которых слышны нотки разочарования: “Песнь о хлебе”, “Снова пьют здесь, дерутся и плачут”.
Чтобы скрыться от горькой действительности, поэт уезжает за границу. Но он всей душой рвется назад, на родину. А вернувшись в Россию, Есенин разочаровывается еще больше. Это особенно видно из стихотворения “Возвращение на родину”. В нем нет поэтизации деревни, ее природы. Неприглядной, унылой представляется она поэту. Свои тревоги Есенин высказывает и в стихотворении “Русь советская”:

Вот так страна!
Какого ж я рожна
Орал в стихах, что я с народом дружен?
Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

Сергей Есенин искренне переживал за свою родину, он желал ей процветания и благоденствия, но в/Советской России поэт был чужим.

Тема родины в лирике Сергея Есенина

Любовь к родному краю
меня томила, мучила и жгла.
С. Есенин
«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве», — говорил о себе Сергей Есенин. Читая его стихи, мы убеждаемся в этом в полной мере. В лирике великого поэта главным мотивом является любовь к родному краю.
Сергей Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константинове. С самого детства поэт впитал в себя дух и красоту родной природы. Искренняя любовь к ней, выраженная в своеобразных переживаниях и настроениях,

События и судьбы героев поэмы С. Есенина «Анна Снегина» «Анна Снегина» — лирико-эпическая поэма С. Есенина. Она была начата поэтом в ноябре 1924 г., а завершена в январе 1925 г. Эту поэму можно назвать поэмой-воспоминанием. Нет, не детства —.

«Любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла» (тема родины в творчестве С. Есенина) «Моя лирика — жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве», говорил о себе Сергей Есенин. Читая его стихи, мы убеждаемся в этом в.

Глубина поэтического мира С. А. Есенина Сергей Есенин. В самом звучании этого имени слышна певучесть, музыка родных раздолий, красота народа, который создал такого поэта. Трудно назвать другого поэта, чье творчество так волновало бы каждого, кто окунался.

Размышления о поэме Есенина «Анна Снегина» Художественное воплощение эпохи, в которую жили и творили писатели и поэты, влияло на формирование взглядов не только их современников, но и потомков. Таким властителем дум был и остается поэт Сергей.

Смысл заглавия поэмы С. Есенина «Анна Снегина» С. Есенин признавался, что его лирика жива одной большой любовью — любовью к России. Родная земля сделала поэту бесценный подарок, крепкими узами связала его с народом. Поэтому Есенин и его.

Стихотворение С. Есенина «Русь» (Восприятие, истолкование, оценка) Сергей Есенин, безусловно, очень талантливый человек, поэт от бога. Нельзя остаться равнодушным к его творчеству. Стихи Есенина легки, мелодичны, образны. Простая русская природа средней полосы России, красота лесов, полей, рек.

Мое любимое произведение С. Есенина Сергей Александрович Есенин, пожалуй, единственный русский поэт XX века, который обрел поистине всенародную популярность. Его стихи стали песнями, их заучивали наизусть и декламировали вслух представители всех социальных групп бывшего Советского.

Глубокий психологизм есенинской лирики Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льется с кленов листьев медь. Будь же ты вовек благословенно, Что пришлось процвестъ и умереть. С. Есенин Удивительно чистым родником народной.

Анализ одной из поэм С. Есенина .И не жалость — мало жил И не горечь — мало дал, — Много жил — кто в наши жил Дни, все дал — кто песню дал. М. Цветаева Сергей.

Эволюция мотива двойничества в творчестве Сергея Есенина В контексте изучаемого феномена двойничества, с наибольшей остротой Обнаружившегося на рубеже XIX-XX веков, мы обратимся к творчеству Сергея Александровича Есенина, в художественном сознании которого данный феномен Актуализируется особенно ярко. Мы.

Произведения Сергея Александровича Есенина Поэт видит спасение в возвращении домой, только на природе, в необъятных родных полях может обрести он душевное равновесие, успокоенность. Но и деревня теперь всколыхнулась, пришли кардинальные перемены, и Есенин пытливо.

Мир природы в лирике С. А. Есенина Мировосприятие С. А. Есенина с самых ранних лет складывалось в тесном общении с природой. Природа — не только «колыбель», но и поэтическая «школа» Есенина. Она — душа его стихов. Это.

Стихотворения С. А. Есенина о Родине Сергей Александрович Есенин — верный и горячий патриот своей Родины, он был поэтом, кровно связанным с родной землей, с народом, с его поэтическим творчеством. Ой ты, Русь, моя родина кроткая.

Судьба человека революционной эпохи в поэме С. А. Есенина «Анна Онегина» Фабула поэмы «Анна Снегина» — это любовная история в мире, перевернутом революцией. Герои поэмы вовлечены в водоворот революционных событий. Начало поэмы — февральская революция, окончание — гражданская война. В поэме.

Исповедь «хулигана» С. Есенина Чего же хорошего? Полный развал! Шумит, Как Есенин в участке. В. Маяковский В свое время у каждого художника — и у художника слова — была своя репутация. Пушкин — повеса.

С. А. Есенин родился в 21 сентября 1895 года С. А. Есенин родился в 21 сентября 1895 года в деревне Константиново Рязанской губернии. Стихи начал писать с 9 лет. Поэтому Сергея Александровича принято связывать, прежде всего, с родной деревней.

Эволюция поэтического мира С. А. Есенина Что касается. биографических Сведений,-они в моих стихах. С. Есенин Сергей Александрович Есенин — самобытный и очень национальный поэт. Он мог родиться только в России, среди ее обширных полей, синих рек.

Тема Родины в творчестве С. А. Есенина Тема Родины — главная тема в творчестве С. А. Есенина. О чем бы он ни писал, образ родного края незримо присутствует в его поэзии. Еще в ранних юношеских стихах (в.

Тема любви в поэзии С. Есенина Мы все в эти годы любили, Но, значит, Любили и нас. С. Есенин Нежную, яркую и напевную лирику С. А. Есенина невозможно представить без темы любви. В разные периоды жизни.

Пейзажная лирика в поэзиях Есенина Типичный пейзаж раннего Есенина словно подернут дымкой. Его трудно представить без «охлопьев синих рос». Краски приглушены, смягчены. На полыхающие зори мы смотрим сквозь курящиеся туманы. Сквозь синий туман видим и.

«Гой ты, Русь, моя родная» (По лирике С. А. Есенина.) Мелколесье. Степь и дали. Свет луны во все концы. Вот опять вдруг зарыдали Разливные бубенцы. Тот, кто видел хоть однажды Этот край и эту гладь, Тот почти березке каждой Ножку.

Анализ стихотворения Сергея Есенина «Письмо к матери» Далеко не каждый человек, читающий это стихотворение, думает о том, какова его композиция или размер. Зачем? Прекрасно можно воспринимать поэзию, не имея специальных знаний, не выясняя особенностей композиционного построения и.

Письмо Есенину Здравствуйте уважаемый Сергей Александрович! Вчера прочитала Ваши стихи: «Отговорила роща золотая.», » Низкий дом с голубыми ставнями.» и до сих пор нахожусь под впечатлением той теплоты и трепета, которыми пронизаны.

Литературно-художественный анализ стихотворения С. А. Есенина «Отговорила роща золотая .» Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о чем.- Это строки из стихотворения великого русского поэта Сергея Александровича Есенина, прожившего короткую, но.

Читайте также:  Анализ стихотворения Бабушкины сказки Есенина

Россия в лирике Блока и Есенина Россия! Сколько замечательных поэтов земли русской воспели тебя в прекрасных стихах и сколько писателей посвятили тебе свои произведения! Великий поэт Некрасов писал: «Не может сын глядеть спокойно на горе матери.

Стихотворение С. Есенина «Мы теперь уходим понемногу .». Восприятие, истолкование, оценка Поэт С. Есенин — человек трагической судьбы. Обладая незаурядным поэтическим талантом, он растратил свою жизнь попусту. Если его ранние стихи полны молодого задора, юношеской удали, то более поздние произведения —.

Родина в поэзии Есенина Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким «Русы. С. Есенин Имя Сергея Есенина хорошо известно в нашей стране. Его лирика никого не оставляет равнодушным.

Тема природы в творчестве Есенина Тема природы проходит через все творчество С. Есенина, является его основной составляющей. Например, в стихотворении «Русь» он очень ласково говорит о русской природе: Заневестилася кругом Роща елей и берез, По.

Личное, национальное и общечеловеческое в поэзии С. А. Есенина Кто я? Что я? Только лишь мечтатель, Синь очей утративший во мгле, И тебя любил я только кстати, Заодно с другими на земле. С. Есенин Сергей Александрович Есенин — истинно.

С. Есенин — поэт на все времена В сердце Есенина с юных лет жила Россия, ее грустные и раздольные песни, сельская тишина и девичий смех, горе матерей, потерявших на войне сыновей. Все это в стихах, каждая строчка.

Образ Руси в поэзии С. А. Есенина Во все века художники, писатели, поэты, размышляя о красоте и убогости России, свободолюбии ее народа и духовном рабстве, вере и безверии, стремились создать свой неповторимо-индивидуальный образ России, Родины. Для Есенина.

Что открыла мне лирика Сергея Есенина? У Сережи есть свой голос красивый. Он любит Россию по-своему, как никто другой. И воспевает Ее по-своему. Березы, месяц, ржаные поля, озера — Вот его песня. И поет он ее.

Вся моя автобиография в стихах Есенин Я человек не новый, что скрывать, Остался в прошлом я одной ногою, Стремясь догнать «стальную рать», Скольжу и падаю другою. Есенин «Вся моя автобиография в стихах», писал Есенин. Чем крупнее.

Сергей Есенин — «Последний поэт деревни» За Сергеем Есениным прочно закрепилась слава поэта «с крестьянским уклоном». По своему рождению и призванию он был таким: «У меня отец — крестьянин, Ну а я — крестьянский сын». Мир.

Образы-символы в поэзии Сергея Есенина Мир поэзии Есенина, несмотря на сложность, многообразие и даже противоречивость его творчества, представляет собой неразрывную художественную ткань из образов, символов, картин, мотивов, тем. Одно и то же слово, многократно повторяясь.

Любовь к родному краю Меня томила, Мучила и жгла Прекрасная, яркая, звонкая и многоцветная лирика Сергея Есенина наполнена высоким патриотизмом. О чем бы ни писал поэт это все о России. Она представляется автору то нежной девушкой-березкой, то синью, упавшей.

Сергей Александрович Есенин истинно русский поэт Сергей Александрович Есенин истинно русский поэт. Его родная стихия народная поэзия, русская деревня, рязанские дороги и косогоры, поля и леса. Творчество Есенина очень личностное, пропущенное через сердце и душу, от.

Тема любви в лирике С. А. Есенина Тема любви пронизывает творчество любого поэта, музыканта, художника. Иногда кажется, что сказано уже все, однако, каждый находит новое, свое звучание, ведь любовь — интимное чувство и каждый любит по-своему, поэтому.

Мастерство Есенина — художника в изображении вечерней природы (по стихотворению «О красном вечере задумалась дорога.») Одной из характерных черт в творчестве С. А. Есенина является соединение жизни природы и жизни человека, перенесение свойств и характера человека на явления.

Лирическое и эпическое в поэме «Анна Снегина» В поэме, написанной в 1925 г., подводится своеобразный итог пути поэта и страны. Две линии — лирическая и эпическая — пере­плетаются, образуя сложную картину жизни. Лирическое в поэме связано с.

Сейчас вы читаете: Тема родины в лирике Сергея Есенина

Художественный анализ стихотворения «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине»

Сергей Александрович Есенин — величайший поэт начала XX в. Человек, в своих стихах восхваляющий родину, людей, природу. Его стихи, насыщенные любвеобильностью, достаточно полно характеризуют Россию:

О Русь — малиновые поля

И синь, упавшая в реку, —

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Есенин старался выразить в стихах черты своего характера, показать, насколько он дорожит своей родиной. Поэт постоянно восхищается богатой историей и практически не изменившимися с течением времени традициями и обычаями. Прочитав его стихи, можно представить Россию как страну, где люди живут исключительно в рубленых деревянных избах:

Гой ты, Русь моя родная,

Хаты — в ризах образа.

Не видать конца и края —

Только синь сосет глаза.

Несомненно, что на мироощущение поэта повлияла его малая родина — Рязанская губерния, родился и рос поэт в простой крестьянской семье. Окружающая обстановка, а главное — люди повлияли на формирование личности поэта

В своих стихах Есенин много философствует, сравнивает спокойную и невозмутимую Россию с лесом. Описание деревьев занимает в поэзии Сергея Александровича значительную часть. Под красками леса поэт подразумевает настроение людей, привыкших испытывать любые трудности и лишения.

Он понимает, насколько отстает Россия от цивилизованных стран Европы. Однако, несмотря на это, Есенин подчеркивает историческую ценность «нетронутого края», гордится своей родиной и русским народом.

Большую часть своих стихов поэт посвящает природе родного края. Он не рассматривает какие-либо отдельные достопримечательности «дивных уголков природы», пытается охватить всю Россию в целом. Искусно преподносит нам те качества окружающего нас мира, на которых мы не заостряли своего внимания.

С целью подчеркнуть особенности русского леса Есенин использует грамотный, отнюдь не лишенный вкуса стиль. Как художник-пейзажист рисует красками на холсте, так и С. А. Есенин описывает «близкие сердцу места», используя при этом перо и чернила. Сколько чувств и эмоций вложено в его слова:

Тебе одной плету венок,

Цветами сыплю стежку серую.

О Русь, покойный уголок,

Тебя люблю, тебя и верую.

В поздних стихах Есенина звучат нотки тревоги и беспокойства за свою родину. Поэт осознает, насколько тяжела жизнь простого народа:

Сердце плакучая дума,

Ой, не весел ты, край мой родной.

Тяжелое революционное время, страдания и смерть людей не смогли изменить отношения Есенина к родине. Он по-прежнему оставался верен своим убеждениям, считая, что у России великое предназначение.

О Русь, взмахни крылами,

Поставь иную крепь.

Поэт-философ при помощи мрачных тонов описывает, преподносит свои чувства и переживания за некогда могущественную державу:

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

уж не жалеют больше ни о ком.

Еще больше патриотизма прослеживается в стихах Есенина после возращения с чужбины. Поэт осознает, насколько дорога ему Россия. Изменившийся строй и власть не сумели сломить дух Есенина, он хотел жить на своей родине и восхищаться своим народом.

Настоящий поэт всегда нерв и совесть эпохи. Обнаженный нерв и обнаженная совесть. Он может ошибаться, капризничать, он может гулеванить и фонбаронствовать — сущность поэта от этой внешней жизни не меняется, так как в любом состоянии, пьяный или трезвый, в тюрьме или на свободе, с партбилетом или с волчьим билетом, он остается самим собой — Поэтом.

Есенин, как и Блок, верил в новую Россию большевиков. Но верил совершенно по-иному. Есенин считал, что революция сделает Россию великой Крестьянской Республикой, страной Хлеба и Молока, кормилицей и поилицей всего мира В стихотворении “Инония” поэт выразил свое представление об идеальной стране. Инония — это условное место ладной крестьянской жизни Он называет себя пророком Сергеем Есениным, говорящим “по Библии” о том, что на смену христианскому раю идет крестьянский рай — Инония. В есенинском стихотворении отразились чаяния и надежды русского крестьянства, его своеобразный духовный мир. Но шли годы, а желанный рай не наступал Перед Есениным все чаще вставал мучительный вопрос: “Куда несет нас рок событий?” Ответить на него было нелегко. Душа поэта сжималась от боли при виде страшных следов войны и разрухи. Перед его глазами встают голодные опустевшие села, неухоженные поля, трещины на сожженной мертвой земле.

Тогда-то и рухнули мечты поэта о “Граде Инонии”. Свидетельством его тревожных раздумий о судьбах страны явилось стихотворение “Возвращение на родину”. Взгляд повзрослевшего поэта видит то новое, что появилось в родных местах. Здесь уже нет прежней поэтизации деревни. Лирический герой стихотворения, в котором угадывается автор, делает “множество открытий”, обращая внимание на бедный, неприглядный быт, подгнившие кресты на кладбище. Но кроме внешних перемен, в родной деревне произошли внутренние изменения: в семье наметился раскол. Сестры-комсомолки, как Библию, читают “Капитал”, выбрасывают иконы, причиняя этим страдания глубоко религиозному деду.

Да уж и я, конечно, стал не прежний.

Чем мать и дед грустней и безнадежней,

Тем веселей сестры смеется рот.

Здесь нет ни единого слова осуждения нового уклада жизни, властно вторгающегося в патриархальный крестьянский быт.

Только тихая грусть о том, что в советской России он может быть лишь “попутчиком”, а не строителем ее будущего. Этот мотив отчужденности от горячо любимой родины приобретает новую силу и глубину в стихотворении “Русь советская”. Повторяется тот же сюжет — возвращение на родину. В душе героя, вернувшегося через восемь лет в родную деревню, возникает целая гамма чувств и настроений, порожденных изменениями, которые произошли в родимом краю. Эти волнение и смятение поэта замечательно переданы в строчках:

Язык сограждан стал мне как чужой, В своей стране я словно иностранец. Поэт с обидой и грустью замечает, что молодежь с упоением поет “агитки Бедного Демьяна”, а его стихи уже никому не интересны:

Моя поэзия здесь больше не нужна,

Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

Но все же Есенин уверен в своем высоком предназначении.

Быть поэтом — это значит то же,

Если правды жизни не нарушить,

Рубцевать себя по нежной коже,

Кровью чувств ласкать чужие души.

Уверен, хотя и горько у него на душе.

Канарейка с голоса чужого —

Жалкая, смешная побрякушка.

Миру нужно песенное слово

Петь по-свойски, даже как лягушка. Одно из стихотворений поэта, где он сравнивает себя с “захожим богомольцем”, есть такие строки: “Не видать конца и края — только/синь сосет глаза”. Но рядом с этими привольными просторами “у низеньких околиц звонно чахнут тополя”. Долго в стихах Есенина не ослабевает тревога, вызванная наступлением индустриального города.

Нет любви ни к деревне, ни к городу,

Как же смог я ее донести?

Брошу все. Отпущу себе бороду

И бродягой пойду по Руси.

Есенин не ушел бродяжить. Напротив, к нему, как к Моцарту, явился Черный человек и, присев на кровать, долго читал “жизнь какого-то прохвоста и забулдыги, нагоняя на душу тоску и страх”. Ночь была морозная, “тих покой перекрестка”, Есенин сидел у окошка и не ждал “ни врага, ни друга”. Равнина была покрыта сыпучим снегом, похожим на известку, и “деревья, как всадники, съехались в нашем саду”. Потом поэт очнулся. Черный человек исчез; он был один, а напротив осыпалось осколками зеркало, похожее на его неровную судьбу, на крошево воспоминаний удавшейся и вечно неудачной жизни.

Не тогда ли возникло желание написать кровью: “До свиданья, друг мой, до свиданья. “?Или оно пришло позже, в момент дичайшей депрессии в пустом номере “Англетера”?”Мир тебе — деревянный дом”, — желал поэт. Но не было мира в его душе. Почему?

Не потому ли, что “. поэт не перестанет пить вино, когда идет на пытки”? Сколько вопросов, а ясных ответов нет. Не в том ли проблема, не там ли ответ, что песни у поэта всегда разные, а сердце одно?

Быть поэтом — это значит то же,

Если правды жизни не нарушить,

Рубцевать себя по нежной коже,

Кровью чувств ласкать чужие души.

Быть поэтом — значит петь раздолье, Чтобы было для тебя известней. Соловей поет — ему не больно, У него одна и та же песня.

Ссылка на основную публикацию