Анализ стихотворения Тебе одной плету венок Есенина

Анализ стихотворения Есенина Тебе одной плету венок

Венок, сплетенный для России С.А.Есениным и Е.И.Рерих. Александр Херсонов.

ВЕНОК, СПЛЕТЕННЫЙ ДЛЯ РОССИИ С.А.ЕСЕНИНЫМ И Е.И.РЕРИХ

Накануне катаклизма Первой мировой войны, в котором более других пострадала царская Россия, Сергей Есенин написал удивительное стихотворение, начинающееся строкой « Тебе одной плету венок ». Тебе – это России, родине. Это понятно, поскольку вполне в духе Есенина.
Но вот концовка стихотворения выглядит не традиционно, даже странно, заставляет задуматься. Уж больно удивительно отозвался поэт об Отечестве: « Но вся ты смирна и ливан, волхвов потайственно волхвующих ».
О чем же идет речь? Согласно библии, атрибуты богослужения «смирну» и «ливан» подарили новорожденному Христу в Вифлиеме волхвы. И как в соответствии с этим понимать заключительные есенинские строчки?
А так, что Россия служит богу в качестве « смирны и ливана », а значит страна жертвенная, богоизбранная. Жертвенная во искупление грехов человечества? Вероятно. Значит Россия страна праведная, устремленная к обновлению, к величию, к победе. Не это ли есенинские пророчество 1915 года россияне переживают днем нынешним? По самому большому счету?
И тут самое время обратиться к творчеству Е.И.Рерих, многие строки которой звучат в унисон есенинскими. Во – первых, по мнению основательницы Учения Живой Этики, Россия – «Лучшая страна». Этим определением полны страницы произведений и писем. Например, в письме от 5. 08. 1953 года читаем: « Одно незыблемо – Лучшая страна победна во всем». Несколько ранее написано письмо (21.04.1950 г) из которого следует: « Все пророчества говорят о Стране или Державе, которая оявится во главе мира, как единая Держава после нового столкновения».
И эта победная Держава, по мнению и С.А.Есенина, и Е.И.Рерих – Россия.
Однако, у С.А.Есенина в отношении России имеется немало определений никак не свойственных лирическому поэту, а характерных скорее для поэта-философа. Как, например, следует воспринимать определение « Русь-начертательница »? Как Русь – воительница народов, страна, наделенная свыше особой миссией, ведущая за собой другие народы? И если это так, то тогда вполне понятны станут такие определения для Руси, как ее « час потаенный » и « реки тайноводные ».
Отсюда следует, чем достовернее мы будем знать прошлое Отечества, тем правильнее сможем оценить сегодняшний день России, а, возможно сумеем и заглянуть в день завтрашний.
Но при этом, не сможем обойтись без науки о тайном, без тайноведения. Без познания основ биологии Космоса, которому, как известно, отдавали дань многие выдающиеся умы России.
Есенинская мысль много и плодотворно работала в этом направлении и подчас приходила к неожиданным для поэта-лирика выводам.
С. Есенин был убежден в том, что « пространство будет побеждено » и « мы устремимся от сдвига наземного к сдвигу космоса ». Но устремимся – значит, познаем… Что же? Например, то о чем говорила Е.И.Рерих: « Совершенствование – есть путь утончения. Материя возносится к своей Основе, к Духу, и сливается с Духом ».
И это, заметьте, поэт написал в самом начале ХХ века! Когда только-только начинала обретать «плоть и кровь» авиация. В те годы подобные мысли едва начинали закрадываться в головы великих ученых. Например, К.Э.Циолковского, В.И.Вернадского, А. Л. Чижевского. И поэта Сергея Есенина!
Это он, Сергей Есенин в порыве пророчества воскликнул: « Эй, россияне! Ловцы вселенной !»
Минуло полвека и оказалось, что С.Есенин оказался более чем прав. Россияне действительно открыли человечеству эру освоения космического пространства. И, как видим, поэт не был одинок в пророчестве исторических путей России. В середине ХХ века, Елена Рерих писала: « Мы твердо знаем о победе нашей страны, о судьбах России и краткости предстоящих столкновений, иначе мир не выдержит, но новый мир грядет в сиянии новых лучей. Наша страна будет сохранена, будет победной страной: так заповедано и начертано в звездных рунах ».
Полными противоречия были отношения С.А.Есенина с религией. В детские и юные годы Сергей Есенин был на редкость религиозен, о чем говорит его раннее стихотворчество. Но с годами, с обретением жизненного опыта, благодаря ищущей мысли философа, С.А.Есенин «отошел от Бога», стал ярым противником церкви. Бог перестал быть для поэта тем, кем был раньше: «Не молиться тебе, а лаяться, научил ты меня господь». И это было следствием реакции поэта на трагизм собственной жизни и судьбы. Есенин разуверился в Боге! Но не разуверился в России. Как философ С.А.Есенин выступил со множеством деклараций и манифестов, создал глубокие по мысли поэмы о настоящем и будущем России: «Русь уходящая», «Русь советская», «Песнь о великом походе», «Ленин», «Пугачев», «Поэма о 36», «Железный Миргород», «Ключи Марии».
Примечательно, что выдающийся советский поэт Леонид Мартынов, в заметках о Сергее Есенине отмечал «космизм» творчества поэта.
Сергей Есенин с ранних лет создавал собственную философию жизни. Вот почему не приходится удивляться определению: « Человек есть не больше и не меньше, как чаша космических обособленностей ».
Этим есенинским определением дается «право на жизнь» современной научной астрологии, так как в соответствии с канонами «сомнительной» науки, каждый человек признается уникальным, несет в себе «микрокосм», частичку Вселенной. Поэт Сергей Есенин жил на земле, но его взгляд был устремлен в небо, проникал в глубины космоса. По представлениям С.А.Есенина « человечество будет перекликаться не только с близкими ему по планетам спутниками, а со всем миром в его необъятности ».
Знали ли вы таким поэта Сергея Есенина? … И я, поклонник творчества поэта, долгое время не видел в нем глубокого философа, а тем более «космиста». Теперь знаю, что Сергей Есенин был не столько тем, кто «не жалеет, не зовет, не плачет», сколько тем, кто мучительно размышлял о будущем России, мыслил планетарно, видел Россию устремленную к звездам.

Санкт-Петербург © ООО «АДАМАНТ» 2012

Образ родины в лирике Сергея Есенина

Тебе одной плету венок,
Цветами сыплю стежку серую.
О Русь, покойный уголок,
Тебя люблю, тебе и верую.
С. Есенин

Сергей Есенин — современник переломной эпохи в жизни России, в его творчестве отразились перемены в жизни и психологии народа в революционные годы. В его поэзии ярко выражены черты национального русского характера — «беспокойная, дерзкая сила», искренность, свободолюбие, духовная неуспокоенность. В стихах Есенина звучит признание поэта в любви к «тихой родине», вера в ее историческое будущее.

В ранних стихах Есенина перед нами предстает крестьянская Русь, с ее дорогами, освещенными луной в зимнюю пору, и с «солончаковой тоской» летом. Русская природа и деревенский быт определяют тематику стихов Есенина. Все здесь мило поэту — и солнце, похожее на соху, и месяц в образе ягненка, и ветер в образе «рыжего ласкового осленка». Красота Средней полосы России, где родился поэт, скромная, неброская. Но поэт запечатлел ее с глубокой и трепетной любовью. Заря, дороги, реки, небо, кусты, болота, поля, травы — все в стихах Есенина движется, вступает в поэтические отношения с человеком, с жизнью. Вечер, «свесившись над речкою, полощет водою белой» пальцы ног, трава «сбирает мед с обветренных ракит», ивы «вызванивают в четки», месяц «чистит рога». Прелесть окружающего мира неразрывно связана у Есенина с горячей любовью к родине, которая была могучим источником всей его поэзии.

Куда бы ни заносила творческая судьба поэта (а он бывал во многих крупных городах России, за рубежом, подолгу жил то в Москве, то в Петербурге), он, как истинный сын родной земли, неизменно возвращался к отчему дому. Ведь настоящим патриотом может быть лишь тот, кто остается с родиной В дни трудов и бедствий, а не только в дни побед и торжеств. Охваченная социальными переменами Россия в эти годы переживала необычную судьбу, и вместе с ней, вместе со своими «рязанями» прошел трудный путь лирический герой Есенина. Его чувство к родине с годами становилось острее и отзывчивее, утрачивало оттенок безмятежности и покоя.

Уже в ранней поэзии, наряду с созерцательным описанием природы и народной жизни, появляется тревожное ожидание иной судьбы. Деревенский паренек Есенин, как и миллионы его соотечественников, покинул свою многовековую крестьянскую колыбель, русскую деревянную избу, и с немалым трудом обживал новую городскую квартиру. Однако духовным «домом» поэта всегда оставалась деревня.

Грандиозные социальные потрясения в России Есенин встретил с восторгом, но революцию принял, по его словам, «с крестьянским уклоном». В поэме «Ино-ния» (1918) воплотились его утопические мечтания о новой, вольной деревне, живущей вне исторического времени. Здесь «избы новые, кипарисовым тесом крытые», нет податей за пашню, здесь люди будут водить хороводы и блаженно отдыхать «под тенистыми ветвями одного преогромного дерева, имя которому социализм». Однако таким мечтам не суждено было сбыться: в стране бушевала гражданская война, жесткие нормы военного коммунизма подчиняли себе судьбы людей, деревня узнала, что такое «продразверстка».

Нелегко дается поэту прощание со старой патриархальной романтикой. Он понимает, что жить так, как жили отцы и деды, деревня уже не будет. Он понимает, что в состязании между жеребенком и поездом победа достанется механической машине («Сорокоуст», 1920). Технический прогресс неизбежно возьмет верх над отсталостью дореволюционной деревни. Поэт сожалеет о Руси уходящей, к которой он прикипел сердцем. Вместе с тем он пишет о себе («Издатель славный. », 1924):

Учусь постигнуть в каждом миге Коммуной вздыбленную Русь.

В современной деревне Есенин видит уже не «край заброшенный», а поле для активной деятельности новых людей — тех, кто прошел горнило революции, и молодежи, охваченной новыми идеями.

Судьба Есенина была неразрывно связана с судьбой России, а потому была полна исканий, противоречий, побед и поражений. Любовь к родине проходит красной нитью через все творчество поэта. Именно она была для него источником творчества, точкой опоры и точкой отсчета. Оставаясь глубоко национальной по сути, поэзия Есенина проникнута глубоким патриотизмом, верой в жизнь и в этом ее общечеловеческое значение.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑

На этой странице материал по темам:

  • переломный момент в жизни есенина
  • образ родины в лирике есенина
  • образ села родины описание по географии сочинение
  • образ матери и родины в лирике сергея есенина
  • сергей есенин краткое содержание с годами

Сергей Есенин — Тебе одной плету венок

Tebe odnoy pletu venok,
Tsvetami syplyu stezhku seruyu.
O Rus, pokoyny ugolok,

Glyazhu v prostor tvoikh poley,
Ty vsya — dalekaya i blizkaya.
Srodni mne posvist zhuravley
I ne chuzhda tropinka sklizkaya.
Tsvetet bolotnaya kupel,
Kuga zovet k vecherne dlitelnoy,
I po kustam zvenit kapel
Rosy kholodnoy i tselitelnoy.
I khot sgonyayet tvoy tuman
Potok vetrov, krylato duyushchikh,
No vsya ty — smirna i livan
Volkhvov, potaystvenno volkhvuyushchikh.

Nt,t jlyjq gktne dtyjr,
Wdtnfvb csgk/ cnt;re cthe//
J Hecm, gjrjqysq eujkjr,

Ukz;e d ghjcnjh ndjb[ gjktq,
Ns dcz — lfktrfz b ,kbprfz/
Chjlyb vyt gjcdbcn ;ehfdktq
B yt xe;lf nhjgbyrf crkbprfz/
Wdtntn ,jkjnyfz regtkm,
Reuf pjdtn r dtxthyt lkbntkmyjq,
B gj recnfv pdtybn rfgtkm
Hjcs [jkjlyjq b wtkbntkmyjq/
B [jnm cujyztn ndjq nevfy
Gjnjr dtnhjd, rhskfnj le/ob[,
Yj dcz ns — cvbhyf b kbdfy
Djk[djd, gjnfqcndtyyj djk[de/ob[/

“Тебе одной плету венок. “

Тебе одной плету венок, Цветами сыплю стежку серую. О Русь, покойный уголок, Тебя люблю, тебе и верую. Гляжу в простор твоих полей, Ты вся – далекая и близкая. Сродни мне посвист журавлей И не чужда тропинка склизкая. Цветет болотная купель, Куга зовет к вечерне длительной, И по кустам звенит капель Росы холодной и целительной. И хоть сгоняет твой туман Поток ветров, крылато дующих, Но вся ты – смирна и ливан Волхвов, потайственно волхвующих.

Добавить в избранное

Оцените, пожалуйста, это стихотворение.
Помогите другим читателям найти лучшие произведения.

Тема Родины в лирике Сергея Есенина

Любовь к родному краю
меня томила, мучила и жгла.
С. Есенин

“Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве”, — говорил о себе Сергей Есенин. Читая его стихи, мы убеждаемся в этом в полной мере. В лирике великого поэта главным мотивом является любовь к родному краю.
Сергей Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константинове. С самого детства поэт впитал в себя дух и красоту родной природы. Искренняя любовь к ней, выраженная в своеобразных переживаниях и настроениях, придала его произведениям особое, есенинское звучание, которое можно всегда различить в русской лирике. Пожалуй, у Есенина нет ни одного стихотворения, в котором он не воспевал бы Россию. Ее образ появляется у него уже в первых ранних стихах: “Вот уж вечер. Роса. ”, “Поет зима — аукает”, “Тебе одной плету венок”. Поэт воспевает неброскую красоту и удивительную прелесть средней полосы России. Радостный и многоцветный мир буквально завораживает нас, когда мы читаем есенинские строки. Мы видим, как “роса блестит на крапиве”, как “сыплет черемуха снегом”, как “курит облаком болото”. Просторы полей, синь родного неба, гладь озер и рек, “плакучие ивы”, “топи да болота” — во всем этом Есенин видел неповторимость родного края. Но во всей этой красоте поэт не уходит от действительности, которая представляется ему. С точностью, всеми доступными средствами, описывает он крестьянскую Русь накануне Октябрьской революции. Тяжелая жизнь простого народа отразилась в его стихах:

Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.

Многих ты, родина, ликом своим
Жгла и томила по шахтам сырым.
Много мечтает их, сильных и злых,
Выкусить ягоды персей твоих.

Но чем печальнее были эти картины, тем сильнее в стихах поэта звучала беспредельная привязанность к России:

Холодной скорби не измерить.
Ты на туманном берегу,
Но не любить тебя, не верить
Я научиться не могу.

Есенин тяжело переживает боль и невзгоды крестьянской Руси. Но все-таки именно деревенская Русь ближе поэту, чем новая индустриальная Россия.
Поэт с болью и тревогой переживал ломку привычного уклада жизни, называя себя “последним поэтом деревни”. Поэтому не удивительно, что в его поэзии появляются грустные нотки, страх перед деревней, меняющей свое лицо. Пытаясь идти в ногу со временем, поэт пишет:

Полевая Россия! Довольно
Волочиться сохой по полям!
Нищету твою видеть больно
И березам и тополям.

После Октябрьской революции отношение Есенина к переменам в стране было неоднозначно. Ведь он по-крестьянски понял то, что произошло в его стране. Поэт надеялся, что Россия станет великой крестьянской республикой, страной хлеба, кормилицей всего мира. В стихотворении “Инония” поэт как раз дает свое представление об этой стране. Он говорит, что на смену христианскому раю идет крестьянский рай:

В синих отражаюсь затонах
Далеких моих озер.
Вижу тебя, Инония,
С золотыми шапками гор.

Но время шло, и надежды таяли. Отношение Есенина к произошедшим событиям менялось. Он с горечью наблюдает за расколом страны. Его родина уже не та, она теряет свой облик. Появляются стихи, в которых слышны нотки разочарования: “Песнь о хлебе”, “Снова пьют здесь, дерутся и плачут”.
Чтобы скрыться от горькой действительности, поэт уезжает за границу. Но он всей душой рвется назад, на родину. А вернувшись в Россию, Есенин разочаровывается еще больше. Это особенно видно из стихотворения “Возвращение на родину”. В нем нет поэтизации деревни, ее природы. Неприглядной, унылой представляется она поэту. Свои тревоги Есенин высказывает и в стихотворении “Русь советская”:

Вот так страна!
Какого ж я рожна
Орал в стихах, что я с народом дружен?
Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

Сергей Есенин искренне переживал за свою родину, он желал ей процветания и благоденствия, но в/Советской России поэт был чужим. Вскоре его жизнь трагически оборвалась.
Так же как великий поэт не мыслил себя без родины, сегодня мы не можем себе представить родину без Есенина. Его стихи учат нас любить Россию, открывают нам ее простую и многоликую красоту. Они затрагивают самые насущные, самые коренные, истинно глобальные проблемы нашего времени.

Читайте также:  Анализ стихотворения Прячет месяц за овинами Есенина

4071 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Послушать стихотворение Есенина Тебе одной плету венок

Анализ стихотворения Тебе одной плету венок Есенина

  • ЖАНРЫ 359
  • АВТОРЫ 258 080
  • КНИГИ 592 378
  • СЕРИИ 22 123
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 552 722

Сергей Александрович Есенин

Не жалею, не зову, не плачу. Стихотворения 1910–1925

© Нина Щербак, сост. и вступ. ст., 2018

© ООО «Издательство АСТ», 2018

Творчество Сергея Есенина принадлежит к числу самых заметных явлений русской лирической поэзии. Оно оригинально, самобытно, проникновенно, соотносимо с болью и горечью человеческой души, ее внутренней песней. Произведения Есенина вызвали у его современников колоссальный резонанс. Беспощадный критик Серебряного века Зинаида Гиппиус насмешливо и зло пародировала его костюмы и манеру себя держать, поэт Сергей Городецкий и писатель Иванов-Разумник относились к Есенину, напротив, тепло и дружелюбно. Близкий друг поэт Николай Клюев в начале их взаимоотношений, как и многие, страстно Есенина обожал, но под конец любовь сменилась чуть ли не ненавистью. Есенина, действительно, многие ненавидели. За славу и успех, за народное признание и слишком очевидный талант, который ничем нельзя было заглушить: ни вином, ни жизненными коллизиями, ни женщинами, которые любили поэта до безумия.

Биография Сергея Есенина яркая, памятная. Она полна красок, городов, стихов и людей, с которыми поэта сводила судьба, начиная от последней императрицы (слушала его произведения, «печальные как сама Россия», когда Есенин был определен на военную службу в санитарный поезд, что стоял в Царском Селе) до известных политических деятелей революции, друзей-писателей, врагов-завистников, почитателей и убийц.

Сергей Есенин родился 21 сентября (3 октября) 1895 года в селе Константинове Рязанской губернии, в крестьянской семье. С 1912 года вместе с отцом жил в Москве, где сначала работал в книжном магазине, а затем, с марта 1913 года, устроился в типографию. Есенин не просто хотел славы – он ее жаждал. В 1915 году отправился искать счастья в журналах Северной столицы. Сразу с поезда пошел к знаменитому Александру Блоку. Тот, назвав Есенина «талантливым крестьянским поэтом-самородком», ввел его в круг поэтов. Перед петербургской творческой интеллигенцией Есенин изображал «наивного, простодушного паренька», хотя ни простодушия, ни наивности в нем никогда не было. Близкий друг поэта Анатолий Мариенгоф вспоминал, как Есенин весьма цинично объяснял свой успех в Петрограде: «С бухты-барахты не след идти в русскую литературу. Искусную надо вести игру и тончайшую политику. Не вредно прикинуться дурачком. Шибко у нас дурачка любят. Каждому надо доставить удовольствие». Действительно в его поведении было немало театрального. Свидетели и недруги писали, что, даже перед тем, как учинить дебош и публично «разбить окно» (или из него выпрыгнуть!), он всегда наматывал на руку пиджак – чтобы не пораниться!

Бо́льшую часть своей жизни Есенин был бездомен и бесприютен, но губительно очарователен:

Он всегда притягивал к себе ярких женщин. Анна Изряднова, Зинаида Райх, Айседора Дункан, Галина Бениславская, Августа Миклашевская, Софья Толстая… Тянулся к ним сам, искал в них поддержки, но в конце концов покидал их.

Театральность Есенина, его внешняя грубость и влюбчивость – лишь грани его личности. Это был, без всякого сомнения, умный и образованный человек, несмотря на то что после школы фактически нигде не учился. Но, возможно, именно благодаря тому, что Есенин прошел свои «университеты», его культурная основа оказалась уникальна. Тому подтверждение – его неподдельный интерес и глубокое изучение культуры Закавказья, Ирана, что нашло отражение в поздних произведениях, в частности в «Персидских мотивах».

«Московский озорной гуляка» Есенин очень напряженно работал, особенно в последние годы своей жизни: много писал, постоянно общался с сотрудниками издательств, выступал перед многочисленными аудиториями. Следствием популярности были постоянные столкновения со знакомыми и малознакомыми людьми, «доброжелателями» и просто желавшими поживиться за его счет, а также пристальное внимание властей. Есенина никогда не оставляли в покое. Результат – нервные срывы, болезнь. И причиной тому были не только шатания времени, революция, смена ориентиров, богемные встречи, вино, друзья-негодяи и неудавшаяся личная жизнь, а какая-то заложенная свыше внутренняя болезненная организованность души. Как будто, родившись поэтом, Есенин был изначально приговорен ощущать мир слишком остро. Как будто выдержать жизнь, познав ее всем нутром, для него было невыносимо.

Тексты Есенина – разные, и их много. В предложенном нами сборнике стихотворения печатаются в последней авторской редакции, представленной в первых трех томах четырехтомного «Собрания стихотворений» (М.-Л.: Гиз, 1926–1927), вышедшего посмертно. Наборный экземпляр первых трех томов этого издания хранится в Государственном литературном музее и был подготовлен самим поэтом. Последний, четвертый, том составлялся уже после смерти Есенина и вышел в 1927 году. Рукописное наследие поэта хранится в четырнадцати государственных архивах и в архивах частных лиц. Датировка сочинений Есенина представляет известную трудность, многие его публикации, особенно в период раннего творчества, не датировались. Есенинские автографы не всегда сопровождаются указанием даты (около шестидесяти хранит Институт русской литературы Академии наук (Пушкинский дом), около сорока – Рязанский областной краеведческий музей, двадцать шесть – Российская национальная библиотека). Для данного издания, как правило, сохранена авторская датировка, установленная для Собрания стихотворений. Нередко поставленные поэтом по памяти даты в разных изданиях не совпадают. Первопечатная датировка в таких случаях принята как наиболее достоверная.

Сергей Есенин почти не писал собственных биографий. В эссе 1925 года «О себе» указал несколько дат и встреч, а в конце подытожил: «Что касается остальных автобиографических сведений, они в моих стихах». Поэтому, наверное, и правда, ни революция, ни женщины, ни важные встречи, ни даже самоубийство поэта не раскроют до конца того щемящего чувства, которое дарит его бесконечно нежная и проникновенная поэзия:

Художественный анализ стихотворения «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине»

Сергей Александрович Есенин — величайший поэт начала XX в. Человек, в своих стихах восхваляющий родину, людей, природу. Его стихи, насыщенные любвеобильностью, достаточно полно характеризуют Россию:

О Русь — малиновые поля

И синь, упавшая в реку, —

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Есенин старался выразить в стихах черты своего характера, показать, насколько он дорожит своей родиной. Поэт постоянно восхищается богатой историей и практически не изменившимися с течением времени традициями и обычаями. Прочитав его стихи, можно представить Россию как страну, где люди живут исключительно в рубленых деревянных избах:

Гой ты, Русь моя родная,

Хаты — в ризах образа.

Не видать конца и края —

Только синь сосет глаза.

Несомненно, что на мироощущение поэта повлияла его малая родина — Рязанская губерния, родился и рос поэт в простой крестьянской семье. Окружающая обстановка, а главное — люди повлияли на формирование личности поэта

В своих стихах Есенин много философствует, сравнивает спокойную и невозмутимую Россию с лесом. Описание деревьев занимает в поэзии Сергея Александровича значительную часть. Под красками леса поэт подразумевает настроение людей, привыкших испытывать любые трудности и лишения.

Он понимает, насколько отстает Россия от цивилизованных стран Европы. Однако, несмотря на это, Есенин подчеркивает историческую ценность «нетронутого края», гордится своей родиной и русским народом.

Большую часть своих стихов поэт посвящает природе родного края. Он не рассматривает какие-либо отдельные достопримечательности «дивных уголков природы», пытается охватить всю Россию в целом. Искусно преподносит нам те качества окружающего нас мира, на которых мы не заостряли своего внимания.

С целью подчеркнуть особенности русского леса Есенин использует грамотный, отнюдь не лишенный вкуса стиль. Как художник-пейзажист рисует красками на холсте, так и С. А. Есенин описывает «близкие сердцу места», используя при этом перо и чернила. Сколько чувств и эмоций вложено в его слова:

Тебе одной плету венок,

Цветами сыплю стежку серую.

О Русь, покойный уголок,

Тебя люблю, тебя и верую.

В поздних стихах Есенина звучат нотки тревоги и беспокойства за свою родину. Поэт осознает, насколько тяжела жизнь простого народа:

Сердце плакучая дума,

Ой, не весел ты, край мой родной.

Тяжелое революционное время, страдания и смерть людей не смогли изменить отношения Есенина к родине. Он по-прежнему оставался верен своим убеждениям, считая, что у России великое предназначение.

О Русь, взмахни крылами,

Поставь иную крепь.

Поэт-философ при помощи мрачных тонов описывает, преподносит свои чувства и переживания за некогда могущественную державу:

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

уж не жалеют больше ни о ком.

Еще больше патриотизма прослеживается в стихах Есенина после возращения с чужбины. Поэт осознает, насколько дорога ему Россия. Изменившийся строй и власть не сумели сломить дух Есенина, он хотел жить на своей родине и восхищаться своим народом.

Настоящий поэт всегда нерв и совесть эпохи. Обнаженный нерв и обнаженная совесть. Он может ошибаться, капризничать, он может гулеванить и фонбаронствовать — сущность поэта от этой внешней жизни не меняется, так как в любом состоянии, пьяный или трезвый, в тюрьме или на свободе, с партбилетом или с волчьим билетом, он остается самим собой — Поэтом.

Есенин, как и Блок, верил в новую Россию большевиков. Но верил совершенно по-иному. Есенин считал, что революция сделает Россию великой Крестьянской Республикой, страной Хлеба и Молока, кормилицей и поилицей всего мира В стихотворении “Инония” поэт выразил свое представление об идеальной стране. Инония — это условное место ладной крестьянской жизни Он называет себя пророком Сергеем Есениным, говорящим “по Библии” о том, что на смену христианскому раю идет крестьянский рай — Инония. В есенинском стихотворении отразились чаяния и надежды русского крестьянства, его своеобразный духовный мир. Но шли годы, а желанный рай не наступал Перед Есениным все чаще вставал мучительный вопрос: “Куда несет нас рок событий?” Ответить на него было нелегко. Душа поэта сжималась от боли при виде страшных следов войны и разрухи. Перед его глазами встают голодные опустевшие села, неухоженные поля, трещины на сожженной мертвой земле.

Тогда-то и рухнули мечты поэта о “Граде Инонии”. Свидетельством его тревожных раздумий о судьбах страны явилось стихотворение “Возвращение на родину”. Взгляд повзрослевшего поэта видит то новое, что появилось в родных местах. Здесь уже нет прежней поэтизации деревни. Лирический герой стихотворения, в котором угадывается автор, делает “множество открытий”, обращая внимание на бедный, неприглядный быт, подгнившие кресты на кладбище. Но кроме внешних перемен, в родной деревне произошли внутренние изменения: в семье наметился раскол. Сестры-комсомолки, как Библию, читают “Капитал”, выбрасывают иконы, причиняя этим страдания глубоко религиозному деду.

Да уж и я, конечно, стал не прежний.

Чем мать и дед грустней и безнадежней,

Тем веселей сестры смеется рот.

Здесь нет ни единого слова осуждения нового уклада жизни, властно вторгающегося в патриархальный крестьянский быт.

Только тихая грусть о том, что в советской России он может быть лишь “попутчиком”, а не строителем ее будущего. Этот мотив отчужденности от горячо любимой родины приобретает новую силу и глубину в стихотворении “Русь советская”. Повторяется тот же сюжет — возвращение на родину. В душе героя, вернувшегося через восемь лет в родную деревню, возникает целая гамма чувств и настроений, порожденных изменениями, которые произошли в родимом краю. Эти волнение и смятение поэта замечательно переданы в строчках:

Язык сограждан стал мне как чужой, В своей стране я словно иностранец. Поэт с обидой и грустью замечает, что молодежь с упоением поет “агитки Бедного Демьяна”, а его стихи уже никому не интересны:

Моя поэзия здесь больше не нужна,

Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

Но все же Есенин уверен в своем высоком предназначении.

Быть поэтом — это значит то же,

Если правды жизни не нарушить,

Рубцевать себя по нежной коже,

Кровью чувств ласкать чужие души.

Уверен, хотя и горько у него на душе.

Канарейка с голоса чужого —

Жалкая, смешная побрякушка.

Миру нужно песенное слово

Петь по-свойски, даже как лягушка. Одно из стихотворений поэта, где он сравнивает себя с “захожим богомольцем”, есть такие строки: “Не видать конца и края — только/синь сосет глаза”. Но рядом с этими привольными просторами “у низеньких околиц звонно чахнут тополя”. Долго в стихах Есенина не ослабевает тревога, вызванная наступлением индустриального города.

Нет любви ни к деревне, ни к городу,

Как же смог я ее донести?

Брошу все. Отпущу себе бороду

И бродягой пойду по Руси.

Есенин не ушел бродяжить. Напротив, к нему, как к Моцарту, явился Черный человек и, присев на кровать, долго читал “жизнь какого-то прохвоста и забулдыги, нагоняя на душу тоску и страх”. Ночь была морозная, “тих покой перекрестка”, Есенин сидел у окошка и не ждал “ни врага, ни друга”. Равнина была покрыта сыпучим снегом, похожим на известку, и “деревья, как всадники, съехались в нашем саду”. Потом поэт очнулся. Черный человек исчез; он был один, а напротив осыпалось осколками зеркало, похожее на его неровную судьбу, на крошево воспоминаний удавшейся и вечно неудачной жизни.

Не тогда ли возникло желание написать кровью: “До свиданья, друг мой, до свиданья. “?Или оно пришло позже, в момент дичайшей депрессии в пустом номере “Англетера”?”Мир тебе — деревянный дом”, — желал поэт. Но не было мира в его душе. Почему?

Не потому ли, что “. поэт не перестанет пить вино, когда идет на пытки”? Сколько вопросов, а ясных ответов нет. Не в том ли проблема, не там ли ответ, что песни у поэта всегда разные, а сердце одно?

Быть поэтом — это значит то же,

Если правды жизни не нарушить,

Рубцевать себя по нежной коже,

Кровью чувств ласкать чужие души.

Быть поэтом — значит петь раздолье, Чтобы было для тебя известней. Соловей поет — ему не больно, У него одна и та же песня.

О проведении фестиваля психолого-педагогического творчествА

НазваниеО проведении фестиваля психолого-педагогического творчествА
страница8/8
Дата публикации29.06.2013
Размер1.14 Mb.
ТипТезисы

lit-yaz.ru > Спорт > Тезисы

Стихотворение «Тебе одной плету венок…»

^ Тебе одной плету венок,

Цветами сыплю стёжку серую.

О Русь, покойный уголок,

Тебя люблю, тебе и верую.

Гляжу в простор твоих полей,

Ты вся — далёкая и близкая.

Сродни мне посвист журавлей

И не чужда тропинка склизкая.

Цветёт болотная купель,

Куга зовёт к вечерне длительной,

И по кустам звенит капель

Росы холодной и целительной.

И хоть сгоняет твой туман

Поток ветров, крылато дующих,

Но вся ты — смирна и ливан

Волхвов, потайственно волхвующих.
В 1915 году вышел первый сборник стихотворений С. Есенина «Радуница». Природа зазвенела в стихотворениях голосами птиц, шепотом листьев, говором ручейков, шумом дождей, заиграла бесчисленными огнями радуги. Все стихотворения поэта проникнуты чувством благоговения перед этой нетленной красотой земли с её буйным цветением трав, праздничным звоном лесов, небывалой пестротой полей. Поэт верит в Россию, любит её такую, какая она есть, с часовнями и поминальными крестами, с тихой речушкой и луговыми цветами.

Время С. Есенина – время крутых поворотов в истории России. Ему было предназначено рассказать вместе с другими поэтами о рождении на земле человека нового мира. Все думы поэта – о судьбе Родины и народа.
С. Есенин принял революцию восторженно, но с крестьянским уклоном. Надо было видеть поэта в те годы…Ему было тесно и не по себе…он исходил песенной силой. Кружился в творческом неугомоне. С обезумевшим взглядом Есенин декламировал свою замечательную «Инонию». Поэта волнует судьба Родины, народа и крестьянства в бурную революционную эпоху… На его глазах умирала старая, патриархальная Русь. Что ждёт её в будущем? В это грозное время не выдержало, дрогнуло сердце «последнего поэта деревни».
^ Стихотворение «Я последний поэт деревни…»
Я последний поэт деревни,
Скромен в песнях дощатый мост.
За прощальной стою обедней
Кадящих листвой берез.

Догорит золотистым пламенем
Из телесного воска свеча,
И луны часы деревянные
Прохрипят мой двенадцатый час.

На тропу голубого поля
Скоро выйдет железный гость.
Злак овсяный, зарею пролитый,
Соберет его черная горсть.

Не живые, чужие ладони,
Этим песням при вас не жить!
Только будут колосья-кони
О хозяине старом тужить.

Будет ветер сосать их ржанье,
Панихидный справляя пляс.
Скоро, скоро часы деревянные
Прохрипят мой двенадцатый час!

Всё чаще в стихотворениях С. Есенина появляются нотки, полные душевной боли, смятения, тревоги…
^ Звучит песня на стихи С .Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…»
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий! Ты все реже, реже
Расшивеливаешь пламень уст.
О моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств.

Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя? иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь.
Будь же ты во век благословенно,
Что пришло процвесть и умереть
.
Особой любовью к Родине наполнилось сердце поэта после поездки за границу вместе с А. Дункан. Америка ошеломила поэта. Нью-Йорк, Чикаго, Бостон…Всё, что видел С. Есенин за границей, было ему не по душе. «Лучше всего, что я видел в этом мире, – это всё-таки Москва, – писал поэт. – Пусть мы нищие, пусть у нас голод и холод… Зато у нас есть душа, которую здесь сдали в аренду за ненадобностью. Боже мой! До чего прекрасна Россия!» С этой мыслью С.Есенин разлюбил нищую Россию, влюбился в социалистическое строительство. Возвращение на Родину, в страну берёзового ситца, было для поэта огромной радостью.
^ Звучит песня на стихи С. Есенина «Клён ты мой опавший…»
Клен ты мой опавший, клен заледенелый,
Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел

И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
Утонул в сугробе, приморозил ногу.

Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,
Не дойду до дома с дружеской попойки.

Там вон встретил вербу, там сосну приметил,
Распевал им песни под метель о лете.

Сам себе казался я таким же кленом,
Только не опавшим, а вовсю зеленым.

И, утратив скромность, одуревши в доску,
Как жену чужую, обнимал березку.

Преодолевая грусть, С. Есенин встаёт на новый путь. С гражданским мужеством, самозабвенно говорит он о любви к иной России
Стихотворение « Неуютная жидкая лунность …»
Неуютная жидкая лунность
И тоска бесконечных равнин,—
Вот что видел я в резвую юность,
Что, любя, проклинал не один.

По дорогам усохшие вербы
И тележная песня колес.
Ни за что не хотел я теперь бы,
Чтоб мне слушать ее привелось.

^ Равнодушен я стал к лачугам,
И очажный огонь мне не мил.
Даже яблонь весеннюю вьюгу
Я за бедность полей разлюбил.

Мне теперь по душе иное.
И в чахоточном свете луны
Через каменное и стальное
Вижу мощь я родной стороны.

^ Полевая Россия! Довольно
Волочиться сохой по полям!
Нищету твою видеть больно
И березам и тополям.

Я не знаю, что будет со мною.
Может, в новую жизнь не гожусь,
Но и все же хочу я стальною
Видеть бедную, нищую Русь.

^ И, внимая моторному лаю
В сонме вьюг, в сонме бурь и гроз,
Ни за что я теперь не желаю
Слушать песню тележн
ых колес.
Всем сердцем поэт готов воспеть иную красоту, иную Русь… Но в жизни С. Есенина наступает полоса душевного кризиса. Пресловутые друзья, завидуя ему, пытаются создать ему славу скандального поэта.
^ Звучит песня «Забава» на стихи С. Есенина

в исполнении А. Малинина

Всё, о чём мечтал С. Есенин, идёт прахом. Много сил требовалось поэту, чтобы не упасть с кручи и до конца дней сохранить сыновнюю любовь к своей Родине.
^ Стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая…»

Спит ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.
Знать, у всех у нас такая участь,

И, пожалуй, всякого спроси –

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живется на Руси.
Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.
И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Все равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.
По ночам, прижавшись к изголовью,

Вижу я, как сильного врага,

Как чужая юность брызжет новью

На мои поляны и луга.
Но и все же, новью той теснимый,

Я могу прочувственно пропеть:

Дайте мне на родине любимой,

Все любя, спокойно умереть!
Звучит песня «Отговорила роща золотая…» на стихи С. Есенина
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник –
Пройдет, зайдет и вновь покинет дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветром в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком.
Скажите так. что роща золотая
Отговорила милым языком.

Русь… Родина… Страна берёзового ситца… Сюда, на Родину С. Есенина, в село Константиново, каждый год 3 октября идут и идут люди… Здесь, на Рязанской земле, отшумело его детство, прошла его юность, написаны первые стихотворения… И мог ли кто тогда представить, что пройдут годы и этот рязанский паренёк, принёсший А. Блоку в деревенском платочке свои стихи, станет великим поэтом России.

Всю свою жизнь и душу Сергей Есенин оставил в стихах-песнях, посвященных любимым. Люди смертны, но бессмертны поэтические творения о любви.

В 1913 году Сергей Есенин познакомился с Анной Романовной Изрядновой, которая работала корректором в типографии «Товарищества И. Д. Сытина», куда Есенин поступил на работу. В 1914 году они вступили в гражданский брак. 21 декабря 1914 года Анна Изряднова родила сына, названного Юрием (расстрелян в 1937 году).

В 1917 познакомился и 4 июля того же года обвенчался с Зинаидой Николаевной Райх, русской актрисой, будущей женой выдающегося режиссёра В. Э. Мейерхольда. В конце 1919 (или в 1920) Есенин оставил семью, а на руках беременной сыном (Константином) Зинаиды Райх осталась полуторагодовалая дочь Татьяна. 19 февраля 1921 года поэт подал заявление о разводе, в котором обязался материально обеспечивать их (официально развод оформлен в октябре 1921). Впоследствии Сергей Есенин неоднократно навещал своих детей, усыновленных Мейерхольдом.

Осенью 1921 года в мастерской Г. Б. Якулова Есенин познакомился с танцовщицей Айседорой Дункан, на которой он через полгода женился. После свадьбы Есенин с Дункан ездили в Европу (Германия, Франция, Бельгия, Италия) и в США (4 месяца), где он находился с мая 1922 года по август 1923 года. Газета «Известия» опубликовала записи Есенина об Америке «Железный Миргород». Брак с Дункан распался вскоре после их возвращения из-за границы.

Осень 1925 года — последний брак Есенина, в этот раз на Софье Андреевне Толстой — внучке Л. Н. Толстого.
^ Стихотворение «Мы теперь уходим понемногу…»
Мы теперь уходим понемногу
В ту страну, где тишь и благодать.
Может быть, и скоро мне в дорогу
Бренные пожитки собирать.

Милые березовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящим
Я не в силах скрыть своей тоски.

^ Слишком я любил на этом свете
Все, что душу облекает в плоть.
Мир осинам, что, раскинув ветви,
Загляделись в розовую водь.

Много дум я в тишине продумал,
Много песен про себя сложил,
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.

Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве,
И зверье, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.

Знаю я, что не цветут там чащи,
Не звенит лебяжьей шеей рожь.
Оттого пред сонмом уходящим
Я всегда испытываю дрожь.

Знаю я, что в той стране не будет
Этих нив, златящихся во мгле.
Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.

28 декабря 1925 года Есенина нашли в ленинградской гостинице «Англетер», повешенным на трубе парового отопления. Последнее его стихотворение — «До свиданья, друг мой, до свиданья…» — было написано в этой гостинице кровью, и по свидетельству друзей поэта, Есенин жаловался, что в номере нет чернил, и он вынужден писать кровью.

По принятой большинством биографов поэта версии, Есенин в состоянии депрессии (через месяц после лечения в психоневрологической больнице) покончил жизнь самоубийством (повесился). Ни современниками события, ни в ближайшие несколько десятилетий после смерти поэта других версий события не высказывалось. В 1970—1980-е годы, преимущественно в националистических кругах, возникли также версии об убийстве поэта с последующей инсценировкой его самоубийства: на почве ревности, корыстной почве, убийстве сотрудниками ОГПУ.

Похоронен 31 декабря 1925 года в г. Москва на Ваганьковском кладбище.

Нам дорог поэт С. Есенин, дороги его стихи, которые помогут нам сохранить родную землю и передать её потомкам такой же прекрасной, какой её видел когда-то замечательный поэт. Чем крупнее художник, самобытнее его талант, тем труднее оценить его вклад в духовную жизнь страны, раскрыть глубоко и всесторонне грани его дарования: высокий патриотизм, чувство гражданственности, проявление большого человеческого сердца…

^ Заключительное слово учителя:

Вот и подошла к концу встреча с удивительным поэтом С.А. Есениным. Пусть огонёчек этой свечи станет символом нашей любви к поэту и благодарности за его стихотворения. Он становится вечным даже после своей смерти. Это и есть самостояние человека, величие его души. Вот почему С. Есенин не покинул нас…Он с нами…
Домашнее задание на выбор обучающихся

    1. Анализ любимого стихотворения С.А. Есенина.
    2. Сочинение-миниатюра «признание в любви…»
    3. Нарисовать иллюстрации к стихотворениям С.А. Есенина
  1. Егорова Н.В., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по русской литературе xx века. 11 класс. – Москва: «Вако», 2003.
  2. Косивцова Л.И. Открытые уроки по литературе. 9-11 классы. – Волгоград: Учитель, 2005.

^ Итоги фестиваля

Предметные олимпиады
Педагогическая олимпиада

1 местоСкидель Мария (гр. м 5),
2 местоБадирова Айза (гр. Н 3), Дудко Виктория (гр. Н 3),
3 местоЧерненко Дарья (гр. н 4-б),

Ткачук Александра (гр. М 5),

Крадинова Ирина (гр. Н 3)

^ Психологическая олимпиада

1 местоЧебыкина Галина (гр. Д 3),
2 местоШаповалова Ирина (гр. Н 3),
3 местоКрадинова Ирина (гр. Н 3).

^ Конкурс сочинений и эссе «Учитель. Школа. Дети»

1 местоКуковская Яна (гр. Н 2)
2 местоМалахова Ольга (гр. Н 2)
3 местоФетисова Татьяна (гр. Н 3)

^ Фотоконкурс «Учитель. Школа. Дети»

1 местоКрасюченко Анастаси я (гр.Н 4-а)
2 место Фетисова Татьяна (гр. Н 3)

Нечаева Кристина (гр. Н 3)

3 местоЦыбуленко Зинаида (гр. Д 3)

^ Конкурс на лучший урок замещения преподавателя

1 местоКрасюченко Анастасия (гр. Н 4-а),
2 местоПономарева Анастасия (гр. Н 4-а), Бояринова Ирина (гр. Н 4-а)
3 местоБаранова Елена (гр. Н 4-б)

^ Конкурс мультимедийных образовательных продуктов

1 место Крикунова Светлана (гр. М 5)

^ Конкур образовательных мини-проектов

БуклетыАбросимова Дарья (гр. Н 4-а),

Молчанова Анастасия (гр. Н 4-а),

Крикунова Светлана (гр. М 5).

Брошюры:
Дизайн

Практическая направленность
Содержательность

Литовченко Юлия (гр. м 5)

Ткачук Александра (гр. М 5)
Плотникова Екатерина (гр. Н 4-б)

О проведении фестиваля психолого-педагогического творчествА

НазваниеО проведении фестиваля психолого-педагогического творчествА
страница8/8
Дата публикации25.05.2014
Размер1.14 Mb.
ТипТезисы

literature-edu.ru > Спорт > Тезисы

Стихотворение «Тебе одной плету венок…»

Тебе одной плету венок,

Цветами сыплю стёжку серую.

О Русь, покойный уголок,

Тебя люблю, тебе и верую.

Гляжу в простор твоих полей,

Ты вся — далёкая и близкая.

Сродни мне посвист журавлей

И не чужда тропинка склизкая.

Цветёт болотная купель,

Куга зовёт к вечерне длительной,

И по кустам звенит капель

Росы холодной и целительной.

И хоть сгоняет твой туман

Поток ветров, крылато дующих,

Но вся ты — смирна и ливан

Волхвов, потайственно волхвующих.
В 1915 году вышел первый сборник стихотворений С. Есенина «Радуница». Природа зазвенела в стихотворениях голосами птиц, шепотом листьев, говором ручейков, шумом дождей, заиграла бесчисленными огнями радуги. Все стихотворения поэта проникнуты чувством благоговения перед этой нетленной красотой земли с её буйным цветением трав, праздничным звоном лесов, небывалой пестротой полей. Поэт верит в Россию, любит её такую, какая она есть, с часовнями и поминальными крестами, с тихой речушкой и луговыми цветами.

Время С. Есенина – время крутых поворотов в истории России. Ему было предназначено рассказать вместе с другими поэтами о рождении на земле человека нового мира. Все думы поэта – о судьбе Родины и народа.
С. Есенин принял революцию восторженно, но с крестьянским уклоном. Надо было видеть поэта в те годы…Ему было тесно и не по себе…он исходил песенной силой. Кружился в творческом неугомоне. С обезумевшим взглядом Есенин декламировал свою замечательную «Инонию». Поэта волнует судьба Родины, народа и крестьянства в бурную революционную эпоху… На его глазах умирала старая, патриархальная Русь. Что ждёт её в будущем? В это грозное время не выдержало, дрогнуло сердце «последнего поэта деревни».
Стихотворение «Я последний поэт деревни…»
Я последний поэт деревни,
Скромен в песнях дощатый мост.
За прощальной стою обедней
Кадящих листвой берез.

Догорит золотистым пламенем
Из телесного воска свеча,
И луны часы деревянные
Прохрипят мой двенадцатый час.

На тропу голубого поля
Скоро выйдет железный гость.
Злак овсяный, зарею пролитый,
Соберет его черная горсть.

Не живые, чужие ладони,
Этим песням при вас не жить!
Только будут колосья-кони
О хозяине старом тужить.

Будет ветер сосать их ржанье,
Панихидный справляя пляс.
Скоро, скоро часы деревянные
Прохрипят мой двенадцатый час!

Всё чаще в стихотворениях С. Есенина появляются нотки, полные душевной боли, смятения, тревоги…
Звучит песня на стихи С .Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…»
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий! Ты все реже, реже
Расшивеливаешь пламень уст.
О моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств.

Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя? иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь.
Будь же ты во век благословенно,
Что пришло процвесть и умереть
.
Особой любовью к Родине наполнилось сердце поэта после поездки за границу вместе с А. Дункан. Америка ошеломила поэта. Нью-Йорк, Чикаго, Бостон…Всё, что видел С. Есенин за границей, было ему не по душе. «Лучше всего, что я видел в этом мире, – это всё-таки Москва, – писал поэт. – Пусть мы нищие, пусть у нас голод и холод… Зато у нас есть душа, которую здесь сдали в аренду за ненадобностью. Боже мой! До чего прекрасна Россия!» С этой мыслью С.Есенин разлюбил нищую Россию, влюбился в социалистическое строительство. Возвращение на Родину, в страну берёзового ситца, было для поэта огромной радостью.
Звучит песня на стихи С. Есенина «Клён ты мой опавший…»
Клен ты мой опавший, клен заледенелый,
Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел

И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
Утонул в сугробе, приморозил ногу.

Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,
Не дойду до дома с дружеской попойки.

Там вон встретил вербу, там сосну приметил,
Распевал им песни под метель о лете.

Сам себе казался я таким же кленом,
Только не опавшим, а вовсю зеленым.

И, утратив скромность, одуревши в доску,
Как жену чужую, обнимал березку.

Преодолевая грусть, С. Есенин встаёт на новый путь. С гражданским мужеством, самозабвенно говорит он о любви к иной России
Стихотворение « Неуютная жидкая лунность …»
Неуютная жидкая лунность
И тоска бесконечных равнин,—
Вот что видел я в резвую юность,
Что, любя, проклинал не один.

По дорогам усохшие вербы
И тележная песня колес.
Ни за что не хотел я теперь бы,
Чтоб мне слушать ее привелось.

Равнодушен я стал к лачугам,
И очажный огонь мне не мил.
Даже яблонь весеннюю вьюгу
Я за бедность полей разлюбил.

Мне теперь по душе иное.
И в чахоточном свете луны
Через каменное и стальное
Вижу мощь я родной стороны.

Полевая Россия! Довольно
Волочиться сохой по полям!
Нищету твою видеть больно
И березам и тополям.

Я не знаю, что будет со мною.
Может, в новую жизнь не гожусь,
Но и все же хочу я стальною
Видеть бедную, нищую Русь.

И, внимая моторному лаю
В сонме вьюг, в сонме бурь и гроз,
Ни за что я теперь не желаю
Слушать песню тележн
ых колес.
Всем сердцем поэт готов воспеть иную красоту, иную Русь… Но в жизни С. Есенина наступает полоса душевного кризиса. Пресловутые друзья, завидуя ему, пытаются создать ему славу скандального поэта.
Звучит песня «Забава» на стихи С. Есенина

в исполнении А. Малинина

Всё, о чём мечтал С. Есенин, идёт прахом. Много сил требовалось поэту, чтобы не упасть с кручи и до конца дней сохранить сыновнюю любовь к своей Родине.
Стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая…»

Спит ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.
Знать, у всех у нас такая участь,

И, пожалуй, всякого спроси –

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живется на Руси.
Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.
И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Все равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.
По ночам, прижавшись к изголовью,

Вижу я, как сильного врага,

Как чужая юность брызжет новью

На мои поляны и луга.
Но и все же, новью той теснимый,

Я могу прочувственно пропеть:

Дайте мне на родине любимой,

Все любя, спокойно умереть!
Звучит песня «Отговорила роща золотая…» на стихи С. Есенина
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник –
Пройдет, зайдет и вновь покинет дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветром в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком.
Скажите так. что роща золотая
Отговорила милым языком.

Русь… Родина… Страна берёзового ситца… Сюда, на Родину С. Есенина, в село Константиново, каждый год 3 октября идут и идут люди… Здесь, на Рязанской земле, отшумело его детство, прошла его юность, написаны первые стихотворения… И мог ли кто тогда представить, что пройдут годы и этот рязанский паренёк, принёсший А. Блоку в деревенском платочке свои стихи, станет великим поэтом России.

Всю свою жизнь и душу Сергей Есенин оставил в стихах-песнях, посвященных любимым. Люди смертны, но бессмертны поэтические творения о любви.

В 1913 году Сергей Есенин познакомился с Анной Романовной Изрядновой, которая работала корректором в типографии «Товарищества И. Д. Сытина», куда Есенин поступил на работу. В 1914 году они вступили в гражданский брак. 21 декабря 1914 года Анна Изряднова родила сына, названного Юрием (расстрелян в 1937 году).

В 1917 познакомился и 4 июля того же года обвенчался с Зинаидой Николаевной Райх, русской актрисой, будущей женой выдающегося режиссёра В. Э. Мейерхольда. В конце 1919 (или в 1920) Есенин оставил семью, а на руках беременной сыном (Константином) Зинаиды Райх осталась полуторагодовалая дочь Татьяна. 19 февраля 1921 года поэт подал заявление о разводе, в котором обязался материально обеспечивать их (официально развод оформлен в октябре 1921). Впоследствии Сергей Есенин неоднократно навещал своих детей, усыновленных Мейерхольдом.

Осенью 1921 года в мастерской Г. Б. Якулова Есенин познакомился с танцовщицей Айседорой Дункан, на которой он через полгода женился. После свадьбы Есенин с Дункан ездили в Европу (Германия, Франция, Бельгия, Италия) и в США (4 месяца), где он находился с мая 1922 года по август 1923 года. Газета «Известия» опубликовала записи Есенина об Америке «Железный Миргород». Брак с Дункан распался вскоре после их возвращения из-за границы.

Осень 1925 года — последний брак Есенина, в этот раз на Софье Андреевне Толстой — внучке Л. Н. Толстого.
Стихотворение «Мы теперь уходим понемногу…»
Мы теперь уходим понемногу
В ту страну, где тишь и благодать.
Может быть, и скоро мне в дорогу
Бренные пожитки собирать.

Милые березовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящим
Я не в силах скрыть своей тоски.

Слишком я любил на этом свете
Все, что душу облекает в плоть.
Мир осинам, что, раскинув ветви,
Загляделись в розовую водь.

Много дум я в тишине продумал,
Много песен про себя сложил,
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.

Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве,
И зверье, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.

Знаю я, что не цветут там чащи,
Не звенит лебяжьей шеей рожь.
Оттого пред сонмом уходящим
Я всегда испытываю дрожь.

Знаю я, что в той стране не будет
Этих нив, златящихся во мгле.
Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.

28 декабря 1925 года Есенина нашли в ленинградской гостинице «Англетер», повешенным на трубе парового отопления. Последнее его стихотворение — «До свиданья, друг мой, до свиданья…» — было написано в этой гостинице кровью, и по свидетельству друзей поэта, Есенин жаловался, что в номере нет чернил, и он вынужден писать кровью.

По принятой большинством биографов поэта версии, Есенин в состоянии депрессии (через месяц после лечения в психоневрологической больнице) покончил жизнь самоубийством (повесился). Ни современниками события, ни в ближайшие несколько десятилетий после смерти поэта других версий события не высказывалось. В 1970—1980-е годы, преимущественно в националистических кругах, возникли также версии об убийстве поэта с последующей инсценировкой его самоубийства: на почве ревности, корыстной почве, убийстве сотрудниками ОГПУ.

Похоронен 31 декабря 1925 года в г. Москва на Ваганьковском кладбище.

Нам дорог поэт С. Есенин, дороги его стихи, которые помогут нам сохранить родную землю и передать её потомкам такой же прекрасной, какой её видел когда-то замечательный поэт. Чем крупнее художник, самобытнее его талант, тем труднее оценить его вклад в духовную жизнь страны, раскрыть глубоко и всесторонне грани его дарования: высокий патриотизм, чувство гражданственности, проявление большого человеческого сердца…

Заключительное слово учителя:

Вот и подошла к концу встреча с удивительным поэтом С.А. Есениным. Пусть огонёчек этой свечи станет символом нашей любви к поэту и благодарности за его стихотворения. Он становится вечным даже после своей смерти. Это и есть самостояние человека, величие его души. Вот почему С. Есенин не покинул нас…Он с нами…
Домашнее задание на выбор обучающихся

    1. Анализ любимого стихотворения С.А. Есенина.
    2. Сочинение-миниатюра «признание в любви…»
    3. Нарисовать иллюстрации к стихотворениям С.А. Есенина
  1. Егорова Н.В., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по русской литературе xx века. 11 класс. – Москва: «Вако», 2003.
  2. Косивцова Л.И. Открытые уроки по литературе. 9-11 классы. – Волгоград: Учитель, 2005.

Итоги фестиваля

Предметные олимпиады
Педагогическая олимпиада

1 местоСкидель Мария (гр. м 5),
2 местоБадирова Айза (гр. Н 3), Дудко Виктория (гр. Н 3),
3 местоЧерненко Дарья (гр. н 4-б),

Ткачук Александра (гр. М 5),

Крадинова Ирина (гр. Н 3)

Психологическая олимпиада

1 местоЧебыкина Галина (гр. Д 3),
2 местоШаповалова Ирина (гр. Н 3),
3 местоКрадинова Ирина (гр. Н 3).

Конкурс сочинений и эссе «Учитель. Школа. Дети»

1 местоКуковская Яна (гр. Н 2)
2 местоМалахова Ольга (гр. Н 2)
3 местоФетисова Татьяна (гр. Н 3)

Фотоконкурс «Учитель. Школа. Дети»

1 местоКрасюченко Анастаси я (гр.Н 4-а)
2 место Фетисова Татьяна (гр. Н 3)

Нечаева Кристина (гр. Н 3)

3 местоЦыбуленко Зинаида (гр. Д 3)

Конкурс на лучший урок замещения преподавателя

1 местоКрасюченко Анастасия (гр. Н 4-а),
2 местоПономарева Анастасия (гр. Н 4-а), Бояринова Ирина (гр. Н 4-а)
3 местоБаранова Елена (гр. Н 4-б)

Конкурс мультимедийных образовательных продуктов

1 место Крикунова Светлана (гр. М 5)

Конкур образовательных мини-проектов

БуклетыАбросимова Дарья (гр. Н 4-а),

Молчанова Анастасия (гр. Н 4-а),

Крикунова Светлана (гр. М 5).

Брошюры:
Дизайн

Практическая направленность
Содержательность

Литовченко Юлия (гр. м 5)

Ткачук Александра (гр. М 5)
Плотникова Екатерина (гр. Н 4-б)

Венок, сплетенный для России С.А.Есениным и Е.И.Рерих. Александр Херсонов.

ВЕНОК, СПЛЕТЕННЫЙ ДЛЯ РОССИИ С.А.ЕСЕНИНЫМ И Е.И.РЕРИХ

Накануне катаклизма Первой мировой войны, в котором более других пострадала царская Россия, Сергей Есенин написал удивительное стихотворение, начинающееся строкой « Тебе одной плету венок ». Тебе – это России, родине. Это понятно, поскольку вполне в духе Есенина.
Но вот концовка стихотворения выглядит не традиционно, даже странно, заставляет задуматься. Уж больно удивительно отозвался поэт об Отечестве: « Но вся ты смирна и ливан, волхвов потайственно волхвующих ».
О чем же идет речь? Согласно библии, атрибуты богослужения «смирну» и «ливан» подарили новорожденному Христу в Вифлиеме волхвы. И как в соответствии с этим понимать заключительные есенинские строчки?
А так, что Россия служит богу в качестве « смирны и ливана », а значит страна жертвенная, богоизбранная. Жертвенная во искупление грехов человечества? Вероятно. Значит Россия страна праведная, устремленная к обновлению, к величию, к победе. Не это ли есенинские пророчество 1915 года россияне переживают днем нынешним? По самому большому счету?
И тут самое время обратиться к творчеству Е.И.Рерих, многие строки которой звучат в унисон есенинскими. Во – первых, по мнению основательницы Учения Живой Этики, Россия – «Лучшая страна». Этим определением полны страницы произведений и писем. Например, в письме от 5. 08. 1953 года читаем: « Одно незыблемо – Лучшая страна победна во всем». Несколько ранее написано письмо (21.04.1950 г) из которого следует: « Все пророчества говорят о Стране или Державе, которая оявится во главе мира, как единая Держава после нового столкновения».
И эта победная Держава, по мнению и С.А.Есенина, и Е.И.Рерих – Россия.
Однако, у С.А.Есенина в отношении России имеется немало определений никак не свойственных лирическому поэту, а характерных скорее для поэта-философа. Как, например, следует воспринимать определение « Русь-начертательница »? Как Русь – воительница народов, страна, наделенная свыше особой миссией, ведущая за собой другие народы? И если это так, то тогда вполне понятны станут такие определения для Руси, как ее « час потаенный » и « реки тайноводные ».
Отсюда следует, чем достовернее мы будем знать прошлое Отечества, тем правильнее сможем оценить сегодняшний день России, а, возможно сумеем и заглянуть в день завтрашний.
Но при этом, не сможем обойтись без науки о тайном, без тайноведения. Без познания основ биологии Космоса, которому, как известно, отдавали дань многие выдающиеся умы России.
Есенинская мысль много и плодотворно работала в этом направлении и подчас приходила к неожиданным для поэта-лирика выводам.
С. Есенин был убежден в том, что « пространство будет побеждено » и « мы устремимся от сдвига наземного к сдвигу космоса ». Но устремимся – значит, познаем… Что же? Например, то о чем говорила Е.И.Рерих: « Совершенствование – есть путь утончения. Материя возносится к своей Основе, к Духу, и сливается с Духом ».
И это, заметьте, поэт написал в самом начале ХХ века! Когда только-только начинала обретать «плоть и кровь» авиация. В те годы подобные мысли едва начинали закрадываться в головы великих ученых. Например, К.Э.Циолковского, В.И.Вернадского, А. Л. Чижевского. И поэта Сергея Есенина!
Это он, Сергей Есенин в порыве пророчества воскликнул: « Эй, россияне! Ловцы вселенной !»
Минуло полвека и оказалось, что С.Есенин оказался более чем прав. Россияне действительно открыли человечеству эру освоения космического пространства. И, как видим, поэт не был одинок в пророчестве исторических путей России. В середине ХХ века, Елена Рерих писала: « Мы твердо знаем о победе нашей страны, о судьбах России и краткости предстоящих столкновений, иначе мир не выдержит, но новый мир грядет в сиянии новых лучей. Наша страна будет сохранена, будет победной страной: так заповедано и начертано в звездных рунах ».
Полными противоречия были отношения С.А.Есенина с религией. В детские и юные годы Сергей Есенин был на редкость религиозен, о чем говорит его раннее стихотворчество. Но с годами, с обретением жизненного опыта, благодаря ищущей мысли философа, С.А.Есенин «отошел от Бога», стал ярым противником церкви. Бог перестал быть для поэта тем, кем был раньше: «Не молиться тебе, а лаяться, научил ты меня господь». И это было следствием реакции поэта на трагизм собственной жизни и судьбы. Есенин разуверился в Боге! Но не разуверился в России. Как философ С.А.Есенин выступил со множеством деклараций и манифестов, создал глубокие по мысли поэмы о настоящем и будущем России: «Русь уходящая», «Русь советская», «Песнь о великом походе», «Ленин», «Пугачев», «Поэма о 36», «Железный Миргород», «Ключи Марии».
Примечательно, что выдающийся советский поэт Леонид Мартынов, в заметках о Сергее Есенине отмечал «космизм» творчества поэта.
Сергей Есенин с ранних лет создавал собственную философию жизни. Вот почему не приходится удивляться определению: « Человек есть не больше и не меньше, как чаша космических обособленностей ».
Этим есенинским определением дается «право на жизнь» современной научной астрологии, так как в соответствии с канонами «сомнительной» науки, каждый человек признается уникальным, несет в себе «микрокосм», частичку Вселенной. Поэт Сергей Есенин жил на земле, но его взгляд был устремлен в небо, проникал в глубины космоса. По представлениям С.А.Есенина « человечество будет перекликаться не только с близкими ему по планетам спутниками, а со всем миром в его необъятности ».
Знали ли вы таким поэта Сергея Есенина? … И я, поклонник творчества поэта, долгое время не видел в нем глубокого философа, а тем более «космиста». Теперь знаю, что Сергей Есенин был не столько тем, кто «не жалеет, не зовет, не плачет», сколько тем, кто мучительно размышлял о будущем России, мыслил планетарно, видел Россию устремленную к звездам.

Читайте также:  Анализ стихотворения Русь уходящая Есенина
Ссылка на основную публикацию