Анализ стихотворения Топи да болота Есенина 7 класс

Анализ стихотворения Топи да болота Есенина 7 класс

Топи да болота – стихотворение раннего периода творчества Есенина, которое написано в 1914 году. Тогда поэт только искал форму и содержание для этой формы.

Основными отличительными особенностями творчества тогда становились и оставались практически до самого завершения (хотя после 1920 годов Есенин немного поменялся) тема русской природы и использование в стихотворениях специфической деревенской лексики, слов из, скажем так, русского народного словаря.

В этом стихотворении отчетливо прослеживаются две эти детали. Речь идет о родном крае, который вспоминает лирический герой, отправляясь как бы во внутреннее умственное путешествие по родным просторам, которые дают возможность понастальгировать и зарядиться силой.

Описание родного края в свою очередь выполняется с использованием довольно интересных слов, некоторые из которых по всей видимости могут частично быть и частью словотворчества самого поэта. К примеру, лес тут взвенивает хвойной позолотой. Довольно интересный способ описать визуальное восприятие (так как цвет позолоты хвои относится именно к такому) через глагол звукового восприятия, слово взвенивает явно имеет корни в глаголе звенеть.

Использование характерной лексики перемежается с одушевлением природы, которое свойственно есенинской лирике, темные ели тут не только спят, но и видят сны, ракиты тут могут слышать ветер. Также деревья в лесу обладают кудряшками, то есть элементом вполне человеческой прически.

Насыщенность жизненностью, единство элементов природы, к которым также добавляется и человеческая деятельность (обоз, который двигается через луг) представляет собой один из основных мотивов, которые свойственны подобной лирике Сергея Александровича. Он не просто рисует картину из разных элементов и описывает происходящее, совершенно не просто. Поэт специально наделяет природу человеческими чертами, а элемент людского присутствия делает гармонично включенным в движение природы.

Именно таково ощущение родного края, который видится единым и цельным пространством. Именно так видел, вероятно, Есенин и традиционную Русь, как некую гармонию всех элементов.

Анализ стиха 2

Стихотворение Топи да болота относится к ранней пейзажной лирике Есенина. Чувствуется фирменный авторский стиль, но он явно не доведен до того совершенства благодаря которому Есенин приобретет свою известность и признание публики.

Используются характерные сравнения, которые делают поэтический язык Есенина таким своеобразным и глубоким. Небеса сравниваются с платом, который может служить не только предметом гардероба, но и частью церковной службы. Интересным является слово взвениевает, при помощи которого автор старается описать эффект от осенней расцветки леса.

На мой взгляд, немного разочаровывающими выглядят заключительные строки, которые говорят о родном крае. Как-то чрезмерно банально они описывают полувосторженные чувства субъекта речи, который восклицает толи от тоски, толи от какого другого чувства, которое вздымается в его душе после того как он охватывает взором этот самый забытый и родной край. Есть в этих строчках какая-то детскость и банальность, которая совершенно не свойственная более поздней лирике Сергея Александровича, но тут складывается ощущение будто от школьного стихотворения, написанного талантливым, но молодым учеником.

Однако тем интереснее стихотворение, так как появляется возможность увидеть как бы прорастающие растения есенинской лирики, тут только в зачатках проявляются основы творчества. К примеру, вот ели, которым снится гомон, ведь на самом деле они наделяются человеческими качествами – спать и видеть сны. Такой прием является более чем характерным для более позднего творчества поэта, в дальнейшем он приобретет невероятное умение наделять природу человеческими свойствами и делать из всего мира нечто наподобие полностью ожившей и сознательной системы, в которой каждый элемент пребывает в гармонии с остальными.

Также и далее продолжается этот прием. Ракиты тоже «слухают» ветер, то есть они обладают собственными чувствами. Именно они являются жителями того пространства, которое описывает поэт, то есть край оказывается условно забытым, на самом деле он населяется множеством живых существ.

Пейзажная лирика дополняется образом человеческого присутствия, которое рисуется частью природы. Обоз едет как бы сам, он пахнет липовыми деревьями – в этом связь с природой. Обоз остается частью природы, деревом, только в другой форме.

Анализ стихотворения Топи да болота по плану

Топи да болота

Возможно вам будет интересно

В центре событий стихотворения под названием «Ты не забыта» девушка, которая закончила жизнь самоубийством. Она была убита одной единственной пулей, которую она специально сберегла

Изначально поэма имела другое название, «Тринадцать апостолов». Тринадцатым апостолом Маяковский видел себя. Но её не пропустила цензура. И название пришлось поменять

Стихотворение Одиночество было написано И.А.Бродским в 1959 году. У поэта на это были свои обоснованные причины. Бродский был изгоем для общества даже в возрасте 19 лет.

Лермонтов – автор произведения, в жанре стихотворения «Я не люблю тебя…». Михаил Юрьевич Лермонтов в 1830 году встретился однажды с Екатериной Сушковой. Эта девушка была очень красива, молода и очень кокетлива

Одно из знаменитых стихотворений великого русского писателя Пушкина Александра Сергеевича Бесы с самого начала отличается своей многоплановостью и разносторонностью.

Краткий анализ стихотворения Есенина «Топи да болота…» по плану

1. История создания

Стихотворение «Топи да болота…» относится к раннему периоду есенинской лирики.

Оно было написано, когда поэт только переселился в Москву, а точнее – в первый год его жизни в столице, в 1914.

Стихотворение пронизано искренней любовью к родному краю. В нем мы видим характерное для раннего творчества Есенина идеализирование деревенских пейзажей и сельского уклада жизни в целом.

Произведение увидело свет в самом первом авторском сборнике Сергея Александровича «Радуница», который вышел в 1916 году.

2. Литературное направление

Стихотворение относится к имажинизму, но так же в нем просматриваются нотки романтизма.

3. Род

По роду это лирика.

4. Жанр

Жанровая принадлежность произведения – пейзажная лирика, или стихи о природе.

5. Проблематика

В своем стихотворении автор просто делится с читателем тем искренним восхищением, которое он испытывает, наблюдая картины родного края.

Никаких проблем Есенин здесь не понимает.

6. Тематика

Тема произведения характерна для всего творчества Сергея Александровича – любовь к родине, искреннее любование простой русской природой.

7. Идея

Автор написал это стихотворение, чтобы передать все свои светлые чувства, связанные с деревенскими пейзажами, описать их неповторимую, живую красоту.

8. Пафос

Это небольшое творение Есенина наполнено восхищением родными местами. В стихотворении поэт не просто воспевает природу, знакомую ему с детства, но даже идеализирует ее, описывает, как нечто живое и очень доброе, светлое.

9. Система образов

Как и многие есенинские произведения, анализируемое стихотворение построено на удивительных, живых образах русской природы.

Автор не просто описывает деревья, нет, он представляет их некими сказочными существами, способными все чувствовать и понимать. Они словно ждут мальчика Сергея, выросшего в этих местах и ушедшего когда-то покорять Москву, обратно. Недаром появляются щемящие душу строки «Край ты мой забытый. Край ты мой родной».

10. Центральные персонажи

Центральные пейзажи этого небольшого стихотворения – конечно, художественные образы русской природы.

Они словно живые, разумные существа, все понимающие. Автор не просто рисует картину лесов, а наполняет ее сказочностью, неким волшебством, которое особенно сближает его произведения с фольклором.

Есенинская природа живая, и она является полноценным персонажем произведений поэта.

11. Лирический герой

Лирический герой тут не слишком выражен, но он есть. Можно смело сказать, что это художественная проекция автора.

Поэт лично много раз наблюдал чудесные картины, описываемые в произведении, даже больше, – он вырос среди них. Это именно его, есенинский, забытый родной край.

12. Сюжет

Автор просто рисует пейзаж, хоть и оживляет его благодаря своему великому таланту. Как такового, сюжета тут нет.

13. Композиция

Про композицию можно сказать, что она простая, линейная, без особо выраженных точек действия.

Условно экспозицией и завязкой можно назвать первое четверостишие: автор вводит читателя в русский лес, дает краткие, но емкие описания.

Затем следует развитие действия: теньканье синицы, сон елей, движение обоза, слушание ракитами ветра. Все эти детали создают красочную картину деревенской жизни.

Наконец, кульминация и развязка – последние два стиха произведения. В них автор изливает всю свою тоску по покинутым родным местам и выражает искреннюю любовь к ним.

14. Художественное своеобразие произведения

Стихотворение написано простым, емким и очень живым языком.

Есенин не любил и практически нигде не использовал высокой лексики, и поэтому его произведения можно назвать народными в самом теплом и добром понимании этого слова. Они понятны как крестьянам, так и дворянам, наполняют душу любовью и учат видеть прекрасное в простых пейзажах русской природы.

Кроме того, Есенин использует народные слова, например, «тенькает», «слухают», а также вводит собственный окказионализм – «вззвенивает».

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано излюбленным есенинским размером – трехстопным хореем, которым создано большинство произведение фольклора.

Рифмовка перекрестная (АБАБ), много неточных рифм: болота – позолотой, скрипом – липой.

16. Средства художественной выразительности

Есенин – мастер метафор и эпитетов, но особенно он любил олицетворения. В стихотворении очень много этих средств художественной выразительности.

  • эпитеты («синий плат», «лесные кудри», «темные ели»),
  • метафоры («синий плат небес», «хвойной позолотой вззвенивает лес»),
  • олицетворения («лесные кудри», «темным елям снится», «слухают ракиты посвист ветряной»).

17. Значение произведения

Произведение помогает понять, с какой нежностью и любовью Есенин относился к родной деревне, как скучал по ней. Позже он увидит идеализированную жизнь с другой стороны, но раннее творчество наполнено именно такими чувствами.

18. Актуальность

Каждый человек любит свою малую родину и скучает, оказавшись далеко от нее. В этом плане произведение актуально всегда.

19. Моё отношение

Мне очень нравится это стихотворение своим образным, метафоричным языком и теми светлыми эмоциями, которыми оно наполнено.

20. Чему учит

Произведение учит особенно бережно и трепетно относиться к родным местам, уметь видеть в них красоту и воспринимать природу, как нечто живое и очень доброе.

Анализ стихотворения «Топи да болота» Есенина

Стихотворение Есенина “Топи да болота”, написанное простым языком, очень трогает душу. Оно наполнено искренней любовью и нежностью к родным местам. Краткий анализ “Топи да болота” по плану поможет ученикам 5 класса понять его смысл и почувствовать эмоции, которыми автор наполнил поэтические строки. Его можно использовать на уроке литературы и как основной, и как дополнительный материал.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Топи да болота.

История создания – стихотворение написано в первый год пребывания поэта в Москве, в 1914-м. Опубликовано оно в первой книге Есенина – “Радуница”.

Читайте также:  Анализ стихотворения Край любимый! Сердцу снятся Есенина

Тема – любовь к малой Родине.

Композиция – одночастная, на протяжении четырех строф автор рисует идиллическую картину осени в своем родном крае.

Жанр – пейзажная лирика.

Стихотворный размер – трехстопный хорей.

Эпитеты“синий плат”, “лесные кудри”, “темные ели”, “суховатая липа”, “ветряной посвист”, родной край”, “забытый край”.

Метафоры“хвойной позолотой взвенивает лес”, “плат небес”.

Олицетворение“елям снится”, “ракиты слухают “.

История создания

В отличие от поздней лирики, в которой деревня предстает в самом неприглядном виде, ранние стихотворения Есенина показывают ее идиллическую сторону. К таким относится и “Топи да болота”, написанное в 1914 году. Автор наполнил поэтические строки произведения искренней любовью к своему краю.

Впервые оно было напечатано в “Радунице” – первом сборнике есенинских стихотворений, который вышел в 1916 году.

Стихотворение посвящено любви к своей Родине, причем не большой Родине, России, а малой. В первые годы жизни в Москве поэт сильно тосковал по своему селу, и чувство ностальгии стало частью его ранней поэзии. Он рассказывает о местах, где родился и вырос, с особенной нежностью. На чужбине, какой сначала была для него столица, он тоскует о Константиново, и посвящает ему лучшие свои строки.

Композиция

Автор не использует сложные композиционные приемы, просто рисуя картину осени в деревне. Первые две строфы кажутся немного мрачными, в них описываются болота и густой хвойный лес, темный даже в разгар дня. Но последние – это яркая и счастливая картинка. Стих Есенина рассказывает и о бескрайних просторах леса, и о луге, где работают косари.

Последние две строчки показывают, почему поэт так проникновенно описывает самый обычный осенний день в деревне: это его родина, по которой он сильно скучает. Он вспоминает о тихом осеннем умиротворении, которое приходит на смену тяжелой работе, с особенным чувством.

Это пейзажное стихотворение, в котором Есенин до малейших деталей передает не единожды виденную им картину осенней деревни. Он описывает даже запахи, так что читатель как будто окунается в осень, чувствует ее сам.

Трехстопный хорей с перекрестной рифмой способствует передаче эмоционального состояния и как нельзя лучше подходит для поэтического описания природы.

Средства выразительности

В ранний период своего творчества Есенин его находился в поиске метода, но у него уже образовался набор любимых художественных средств. В стихотворении “Топи да болота” он использует их все:

  • Эпитеты – “синий плат”, “лесные кудри”, “темные ели”, “суховатая липа”, “ветряной посвист”, родной край”, “забытый край” .
  • Метафоры – “хвойной позолотой взвенивает лес”, “плат небес”.
  • Олицетворение – “елям снится”, “ракиты слухают “ .

Нельзя не отметить максимально простой язык, который делает произведение еще более живым и проникновенным. Будучи настоящим мастером пейзажной лирики, автор располагает каждый троп на своем месте, делая его частью общей картины и передавая с их помощью красоту родной природы.

«Топи да болота…»

стихотворение и анализ

Синий плат небес.

Меж лесных кудрей,

Темным елям снится

По лугу со скрипом

Пахнет от колес.

Край ты мой забытый,

Край ты мой родной.

Краткое содержание

Русская природа была для Есенина музой на протяжении всего его творчества. Данное стихотворение подтверждает это буквально каждой своей фразой. Очень ярко и выразительно, не приукрашивая, описывает поэт осень в своем родном Константиново. В стихотворении видны не только зрительные образы, но слышатся звуки и ощущаются запахи осенней поры.

Топи и болота, яркое синее небо, зелень хвойного леса – все пребывает в гармонии, наполнено жизнью и умиротворением. Благодаря простым, народным выражениям, текст становится максимально приближенным к разговорной речи. Слышно, как «тенькает синица», «взвенивает лес», «со скрипом тянется обоз». Ощущается запах хвои, как «суховатой липой пахнет от колес». Есенин практически не пользуется высокой лексикой, поэтому его произведения понятны представителю любого сословия – и крестьянину, и городскому жителю. Они наполняют сердце любовью, учат видеть прекрасное в простых сельских пейзажах.

Анализ

История создания

Данное стихотворение было написано в 1914 году. Это время относится к раннему периоду творчества С.А. Есенина. Он только что переехал в Москву, поэтому тоска по родным местам, где прошли его детство и юность, очень сильно одолевала поэта. Воспоминания о Константиново, его природе, о близких сердцу уголках и стали поводом для создания этого произведения.

Весь текст стихотворения – это один огромный сгусток любви к родине. Здесь явно прослеживается так характерная для раннего творчества Есенина идеализация сельских пейзажей и всего деревенского уклада в целом. Впервые произведение было напечатано в есенинском сборнике стихов «Радуница» в 1916 году.

Персонажи и образы

Вся пейзажная лирика Есенина выстроена на образах родной природы. Поэт не просто рисует поля, небеса, деревья, топи, он наделяет их чертами и свойствами живых существ, которые все понимают и чувствуют. Они словно находятся в постоянном ожидании того светловолосого мальчика, который рос в этих краях, а потом покинул их. Слова «Край ты мой забытый, край ты мой родной» являются этому подтверждением. Лирический герой, на которого спроецирован образ самого Есенина, здесь выражен не явно. Но он присутствует, потому что именно его глазами читатель видит всю описываемую картину.

Композиция

Сюжет, как его принято понимать, здесь отсутствует. Композиция линейная, относительно простая, без выраженных композиционных точек. Экспозицию и завязку можно наблюдать в первом четверостишии, когда читатель знакомится с лесом, благодаря краткому, но точному описанию.

После этого начинается развитие действия: пение синицы, спящие ели, скрип обоза, ветер над ракитами. С помощь этих деталей создается красочный образ сельской жизни. В последних двух строках содержатся и кульминация, и развязка. В них заключена непомерная тоска поэта по покинутому родному краю.

Произведение относится к литературному направлению имажинизм, но содержит и элементы романтизма. Литературный род – лирика, жанр – стихотворение о природе, или пейзажная лирика.

Размер и средства художественной выразительности

При создании стихотворения использовался трехстопный хорей с перекрестной рифмовкой (АБАБ) и множеством неточных рифм, характерных для поэзии Серебряного века: болота – позолотой, скрипом – липой.

Стихи Есенина о природе насыщены средствами художественной выразительности. Данный текст содержит: эпитеты: «синий плат», «лесные кудри», «темные ели»; метафоры: «синий плат небес», «хвойной позолотой вззвенивает лес»; олицетворения: «лесные кудри», «темным елям снится», «слухают ракиты посвист ветряной». Помимо этого автор пользуется живыми образными словами, так называемыми просторечиями: «тенькает», «слухают», а также применяет собственный окказионализм (новое, нигде до этого не встречающееся слово, придуманное самим поэтом, авторский неологизм).

Проблематика и основная идея произведения

Поэт не поднимает в данном стихотворении никаких проблем, он просто выражает восхищение красотой родного края. Тема эта также не нова для его творчества, она обусловлена горячей сыновьей любовью к родине, светлыми чувствами к русской природе. Произведение учит беречь природу, относиться к ней так, если бы это было понимающее и чувствующее существо, никогда не забывать отчий край, то место, где появился на свет.

«Топи да болота» анализ стихотворения Есенина по плану кратко – идея, тема, жанр

Стихотворение Есенина “Топи да болота”, написанное простым языком, очень трогает душу. Оно наполнено искренней любовью и нежностью к родным местам. Краткий анализ “Топи да болота” по плану поможет ученикам 5 класса понять его смысл и почувствовать эмоции, которыми автор наполнил поэтические строки. Его можно использовать на уроке литературы и как основной, и как дополнительный материал.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Топи да болота.

История создания – стихотворение написано в первый год пребывания поэта в Москве, в 1914-м. Опубликовано оно в первой книге Есенина – “Радуница”.

Тема – любовь к малой Родине.

Композиция – одночастная, на протяжении четырех строф автор рисует идиллическую картину осени в своем родном крае.

Жанр – пейзажная лирика.

Стихотворный размер – трехстопный хорей.

Эпитеты“синий плат”, “лесные кудри”, “темные ели”, “суховатая липа”, “ветряной посвист”, родной край”, “забытый край”.

Метафоры“хвойной позолотой взвенивает лес”, “плат небес”.

Олицетворение“елям снится”, “ракиты слухают“.

История создания

В отличие от поздней лирики, в которой деревня предстает в самом неприглядном виде, ранние стихотворения Есенина показывают ее идиллическую сторону. К таким относится и “Топи да болота”, написанное в 1914 году. Автор наполнил поэтические строки произведения искренней любовью к своему краю.

Впервые оно было напечатано в “Радунице” – первом сборнике есенинских стихотворений, который вышел в 1916 году.

Стихотворение посвящено любви к своей Родине, причем не большой Родине, России, а малой. В первые годы жизни в Москве поэт сильно тосковал по своему селу, и чувство ностальгии стало частью его ранней поэзии. Он рассказывает о местах, где родился и вырос, с особенной нежностью. На чужбине, какой сначала была для него столица, он тоскует о Константиново, и посвящает ему лучшие свои строки.

Композиция

Автор не использует сложные композиционные приемы, просто рисуя картину осени в деревне. Первые две строфы кажутся немного мрачными, в них описываются болота и густой хвойный лес, темный даже в разгар дня. Но последние – это яркая и счастливая картинка. Стих Есенина рассказывает и о бескрайних просторах леса, и о луге, где работают косари.

Последние две строчки показывают, почему поэт так проникновенно описывает самый обычный осенний день в деревне: это его родина, по которой он сильно скучает. Он вспоминает о тихом осеннем умиротворении, которое приходит на смену тяжелой работе, с особенным чувством.

Это пейзажное стихотворение, в котором Есенин до малейших деталей передает не единожды виденную им картину осенней деревни. Он описывает даже запахи, так что читатель как будто окунается в осень, чувствует ее сам.

Трехстопный хорей с перекрестной рифмой способствует передаче эмоционального состояния и как нельзя лучше подходит для поэтического описания природы.

Средства выразительности

В ранний период своего творчества Есенин его находился в поиске метода, но у него уже образовался набор любимых художественных средств. В стихотворении “Топи да болота” он использует их все:

  • Эпитеты – “синий плат”, “лесные кудри”, “темные ели”, “суховатая липа”, “ветряной посвист”, родной край”, “забытый край”.
  • Метафоры – “хвойной позолотой взвенивает лес”, “плат небес”.
  • Олицетворение – “елям снится”, “ракиты слухают“.

Нельзя не отметить максимально простой язык, который делает произведение еще более живым и проникновенным. Будучи настоящим мастером пейзажной лирики, автор располагает каждый троп на своем месте, делая его частью общей картины и передавая с их помощью красоту родной природы.

Читайте также:  Анализ стихотворения Есенина Черемуха 5 класс

конспект урока по литературе по стихотворению С.Есенина “Топи да болота. ”
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Данный конспект урока поможет учителю при анализе стихотворного текста. Данный материал воспитывает у учащихся бережное отношение к родному слову, эстетический вкус, патриотические чувства учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_po_eseninu.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Что там слухают ракиты?

Урок литературы в 7-м классе на тему «Мысли и чувства, рожденные стихотворением С.Есенина «Топи да болота…»

  1. познакомить учеников с произведением поэта.
  2. выявить идейно-художественное своеобразие стихотворения С.Есенина «Топи да болота…».
  3. развивать навыки выразительного чтения, образного мышления, анализа стихотворного текста.
  4. воспитывать бережное отношение к родному слову, эстетический вкус, патриотические ч-ва уч-ся.

2. Кассета с записью Кенни Джи «Вечный свет»

3. Листы цветного(золотого и синего) картона.

4. Картины В.Поленова «Золотая осень» и М.Нестерова «Осенний пейзаж», портрет писателя

5. Индивидуальные листы с домашним заданием.

Учитель: на прошлом уроке вы начали одну из красивейших тем в учебнике литературы за 7 класс

– Чему она посвящена?

– С творчеством каких поэтов вы уже поз-сь?

– Чьи строки зах-сь перечитать еще раз?

– Чем затронули строки этого автора?

– Может быть кому-то зах-сь их выучить наизусть? Давайте посл-ем.

– Как вы думаете, почему практически каждый русский поэт и писатель посвящает свои произведения родной земле?

-Почему же тогда сторона, которой так гордится каждый из художников слова, названа «ТИХОЙ»?

Работа с эпиграфом и портретом поэта

Учитель: эпиграфом сегодняшнего урока станут следующие строки. Давайте их прочтем:

Много дум я в тишине

Много песен про тебя

И на этой на земле угрюмой

Счастлив тем, что я дышал

– О чем эти строки?

– Что вы можете сказать об их авторе?

– Каким рисуется этот человек, каким вы его представляете?

– Кто-то узнал автора этого отрывка?

Открывается портрет С.Есенина.

Учитель: «Самый русский, самый нежный, самый проникновенный и душевный, самый народный поэт С.Есенин.»

– Что вы помните о нем? ( Уроженец рязанской губернии, крестьянский поэт, который удивлял современников тем, что выходил на природу с листком и карандашом, как художник с мольбертом, чтобы запечатлеть неповторимые, но легко узнаваемые строки, образы, темы…)

– Какие произведения читали ранее?

– Может кто-то прочтет наизусть?

Тема нашего урока «Мысли и чувства, рожденные стихотворением С.Е. «Топи и…»

Цель : прочитаем стихотворение. Определим, каковы особ-ти этого поэт-го текста; какие мысли и ч-ва автор передает нам, читателям?

Включ-ся запись инструм-ой пьесы Кенни Джи. Эмоц-е прочтение ст-я.

Учитель: Что вы испытали, слушая ст-е поэта?

– Каково настр-е пр-я?

– Что помогло это почувст-ть?

– Как бы вы назвали эту есен-ую зарисовку? Свой ответ аргум-те.

Работа над идейно-худ-ым своеобр-ем пр-я.

Учитель: Опред-те размер стиха.(Ямб)

– Почему, по-вашему избран именно ямб?

– Какой темп он рождает?

Две трети ст-ий русской поэзии написаны ямбом – самым попул-ым двусл-ым ст-ым размером. Он помогает авторам передать спокойствие и величавость запечатленных картин, создать рамер-ый, нетороп-ый ритм, а нам – подпбрать необх-ую правильную интонацию.

– Какова комп-ия ст-я? В нем всего 4 строфы! А какой смысл!

– Какие картины вы увидели?

– О каком времени года идет речь?Докажите это словами Есенина.

– Я полюбил это время года в Таганроге. Обожал бродить в кленовой аллее возле вокзала, подбрасывая ногами яркие листья, слушать их шорох и тишину. А чтр значит осень для вас?

– какие краски в ст-е? Приведите примеры.

– Это любимые есенинские тона. Что они, по-вашему символизируют? Какие ассоциации рождают?

– Если бы вы иллюстрировали это пр-е, какую бы палитру использовали? Аргументируйте свой выбор.

Сравнение художест-х и словесных полотен.

Учитель: Сравните картину, запечатл-ую С.Есениным, с картинами двух русских художников – Михаила Нестерова и Василия Поленова. Что роднит эти пр-я ис-ва?

– Какая из картин понр-сь больше? Почему?

– Какая из картин илл-ет пр-я поэта лучше (ведь в ис –ве нет и не может быть «двойников»!)? Объясните свой ответ.

– Что сильнее в картине: горизонталь или вертикаль?

– Какие краски использ-ны в полотнах?

– Какое настроение рождают эти тона?

– Как худ-ки относятся к осени?

Работа над звуковой стороной пр-я.

Учитель: Какими звуками наполнена эта картина? Найдите их в тексте.

– какое слово кажется вам нелбычным?(Вззвенивает) Почему? Как вы его понимаете? Что помогает понять знач-е слова?

(Приставка «вз» со значением движения вверх, звук, который издает лес, уходит в небеса.)

– Если бы вы озвучивали эту картину, какая бы пьеса у вас получилась? Охарактер-те ее.

Работа над изобразит-ми ср-ми ст-я.

Учитель: А как же автор передает свое отношение крод-му краю? Попробуем найти изобр-ые ср-ва в ст-ии. Что назавют изобр-ыми ср-ми? Для чего они спольз-ся авторами7

ЭПИТЕТЫ: синий плат, хвойная позолота, посвист ветряной, край забытый, край родной.

– Как вы понимаете эти выраж-я?

– Из какого языка эти слова? Докажите это.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ: снится елям, слухают ракиты, лесные кудри.

– Что изменилось бы в картине, убери Есенин из нее эти образы?

– Какие ассоциации рождают «спящие ели», «лесные кудри»?

– Объяс-те выражение «слухают ракиты». Что такое «ракита? (Ива)

– Для чего, по-вашему, просторечная форма «слухают»?

– Что автор подчеркивает этим?

МЕТАФОРЫ : плат небес.

– Почему небо как бы в платке?

– На что похоже есенинское небо?

– Где чувтв-ся Русь острее? А в городе уместно «небо в платке»?

– Как поэт относ-ся к своей родине? Какие мысли и ч-ва передает с помощью этих изобр-х ср-в?

Работа над лексико-семантическим составом ст-я.

Учитель: Мы узнали об образах в ст-ии. Давайте поработаем над лексич-им знач-м некоторых слов. Объясните их знач-я:

– Каково происхождение этих слов?

– Почему автор польз-ся именно этими словами? Что этим подчерк-ся?

– Каковы ч-ва поэта?Как он относится к рус-му языку?

Выразительное чтение строфы.

Учитель: Перечит-те последнюю строфу ст-я. Проинтонируйте так, чтобы стали ясны ч-ва Есенина.

– Что помогло вам понять настроение поэта?

– Что вы услышали в восклицании?

– Какую роль, по-вашему, играет эта строфа в комп-ции ст-я?

– Какова же идея пр-я?

– Найдите сходства в эпиграфе и ст-ии. Отчего счастлив поэт? Какие мысли ич-ва передает нам, читателям, всем своим творчеством? Как следует говорить о родине?

Домашнее задание (на выбор)

  1. Если вам понравилось ст-е Есенина, выучите его наизусть. Помните об инт-ции, ритме и мелодике стиха!
  2. сравните ст-е «Топи да болота…» с др. ст-ми автора. В чем сходство, а в чем различие этих произведений?
  3. Передайте свои мысли , ч-ва в миниатюре о своем родном крае. Не забудьте про ср-ва, делающие ваши работы красивыми и неповторимыми!
  4. Передайте свои ощущения от любимого уголка природы в картине любого жанра.

Помните о красках, которые передают отношение к родной стороне!

Подведение итогов урока.

Учитель: Что нового узнали вы на уроке сегодня?

– Какие предложения, замечания вы хотели бы высказать?

– Открылся ли для вас С.Есенин по-новому? Как именно?

Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Взвенивает лес.

Тенькает синица
Меж лесных кудрей,
Темным елям снится
Гомон косарей.

По лугу со скрипом
Тянется обоз –
Суховатой липой
Пахнет от колес.

Слухают ракиты
Посвист ветряной…
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной.

Анализ стихотворения Есенина «Топи да болота»

Пейзажную лирику Сергея Есенина можно разделить на два этапа. Первый из них приходится на 1914 – 1920 годы, когда молодой поэт пытается найти свой стиль изложения и понимает, что источником его вдохновения является родная природа. Однако в более поздних стихах Есенин все чаще и чаще критикует село, которое после жизни в столице кажется ему грязным, унылым, безрадостным и лишенным былого очарования. Поэтому неудивительно, что самые проникновенные, чистые и волнующие стихи, посвященные родным местам, Есенин пишет именно в первые годы пребывания в Москве. Он тоскует по селу Константиново, в котором прошло его детство, и с нежностью вспоминает все те мелочи, которые согревают его душу на чужбине.

К раннему периоду творчества поэта также относится стихотворение «Топи да болота», написанное в 1914 году и посвященное осени в родном селе, которую автор изображает очень ярко, красочно и непредвзято. «Синий пласт небес» в этом идиллическом пейзаже соседствует с «хвойной позолотой» осеннего леса, «теньканьем синиц» и «гомоном косарей» . Это – период спокойствия и умиротворения, когда в селах уже завершены полевые работы, и «по лугу со скрипом тянется обоз», который везет на гумно последний урожай.

Есенину удается передать не только скрип липовых колес телеги, но и запахи, витающие в прохладном осеннем воздухе , когда сырость смешивается с ароматом скошенных лугов, выжженных знойным летним солнцем, поспевающей в лесу брусники и первых грибов. Все эти запахи настолько дороги и близки поэту, что ему достаточно лишь закрыть глаза, чтобы мысленно перенестись в мир, который так дорог, близок и понятен ему с самого детства. Однако Есенин понимает, что теперь у него совсем другая жизнь, в которой нет места сельским забавам и развлечениям. Поэтому с некоторой грустью и тоской автор восклицает: «Край ты мой забытый, край ты мой родной».

Став горожанином, в душе Есенин по-прежнему остается сельским парнем, для которого нет более увлекательного занятия, чем пройтись по лесной тропинке или же вдохнуть аромат полевых цветов. Но поэт понимает, что к прошлой жизни вернуться ему уже вряд ли удастся, так как он сделал свой жизненный выбор. Но, прощаясь в стихах с родными местами и сохраняя в памяти их удивительную красоту, Есенин до конца не уверен в том, действительно ли правильно он поступил, променяв сельскую глушь, где навсегда оставил свое сердце, на блеск и суету шумной Москвы, в которой он чувствует себя чужим и неприкаянным.

В своей поэзии Есенин сумел выразить горячую любовь в своей земле, природе, людям, но есть в ней и ощущение тревоги, ожидания и разочарования. Незадолго до смерти создает трагическую поэму “Черный человек”.

Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Взвенивает лес.

Тенькает синица
Меж лесных кудрей,
Темным елям снится
Гомон косарей.

По лугу со скрипом
Тянется обоз –
Суховатой липой
Пахнет от колес.

Слухают ракиты
Посвист ветряной.
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной.

Наиболее значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших поэтов, созданы в 1920 – е годы. Как всякий великий поэт, Есенин не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт – философ. Как всякая поэзия, его лирика философична. Философская лирика – это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический диалог с человеком, природой, землей, Вселенной. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение “Зеленая прическа” (1918). Одно развивается в двух планах: березка – девушка. Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение – о березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву – красавице русского леса, а она – человеку. Березка в русской поэзии – символ красоты, стройности, юности; она светла и целомудренна. Поэзией природы, мифологией древних славян проникнуты такие стихотворения 1918 года, как “Серебристая дорога. ”, “Песни, песни о чем вы кричите?”, “Я покинул родимый дом. ”, “Закружилась листва золотая. ” и т.д.
Поэзия Есенина последних, самых трагичных лет (1922 – 1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной (“Не жалею, не зову, не плачу. ”, “Отговорила роща золотая. ”, “Мы теперь уходим понемного. ” и др.)
Поэма ценностей в поэзии Есенина едина и неделима; в ней все взаимосвязано, все образует единую картину “родины любимой” во всем многообразии ее оттенков. Это и является высшим идеалом поэта.
Поэма “Анна Снегина” (1915) стала во многом итоговым произведением, в которой личная судьба поэта осмыслена с судьбой народной.

Уйдя из жизни в 30 лет, Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство, и пока живет земля, Есенину – поэту суждено жить с нами и “воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русь”.

Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Вззвенивает лес.

Тенькает синица
Меж лесных кудрей,
Темным елям снится
Гомон косарей.

По лугу со скрипом
Тянется обоз –
Суховатой липой
Пахнет от колес.

Слухают ракиты
Посвист ветряной…
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной.

Анализ стихотворения «Топи да болота» Есенина

Ранняя лирика Есенина отличается особой искренностью и чистотой. Первое время после переезда в Москву он продолжал считать себя простым деревенским поэтом, испытывающим огромную тоску по родному селу. При этом Есенин видел, что его «деревенская лирика» находит множество поклонников среди уставшего от жизни городского общества. Печаль от разлуки с родиной и желание рассказать о ее красоте окружающим рождали в душе поэта очень чистые произведения. Одним из них является стихотворение «Топи да болота» (1914 г.).

Есенин не идеализирует родную землю. Бескрайние «топи да болота» составляют большую часть ее территории. Просто в бесхитростной русской природе нужно уметь разглядеть особое очарование и привлекательность. Ранние стихотворения поэта сами по себе напоминают родную землю. Они написаны в предельно сжатой форме, но с использованием очень метких и выразительных слов и эпитетов. Есенин словно разбрасывает по простым и наивным строчкам настоящие жемчужины: «хвойная позолота», «лесные кудри», «посвист ветряной».

Еще одним приемом поэта является олицетворение родной природы. В любом описании пейзажа чувствуется особенная, не зависящая от человека жизнь («елям снится», «слухают ракиты»). Человеческая деятельность становится не определяющей, а всего лишь дополняющей природу, подстраивающейся под ее законы. «Гомон косарей» — это просто сон деревьев. Тянущийся по лугу обоз органично вписывается в окружающую природу, становится ее неотъемлемой частью («суховатой липой пахнет от колес»).

В последней строфе появляется печальный мотив. Есенин обращается к родной земле: «Край ты мой забытый». В этом выражается личная тоска поэта, который предчувствует, что с годами ему будет сложнее приезжать погостить в родное Константиново. В более широком смысле Есенин понимает, что патриархальный образ жизни постепенно изживает себя. Ему самому первое время было очень нелегко вжиться в бурный поток городской жизни. Жители больших городов утратили связь с родными корнями. Крестьянская одежда и простонародный говор Есенина делали его иностранцем в глазах городского общества. Для вхождение в это общество поэту невольно придется изменится. Но, как покажет время, самым дорогим и близким к сердцу обращением к с. Константиново для него останется: «Край ты мой родной».

Стихотворение «Топи да болота» написал в 1914 году Сергей Александрович Есенин – русский поэт, лирик, имажинист и ярчайший представитель новокрестьянской поэзии XX вв. Поэт родился и жил вплоть до 1912 года в селе Константиново, описание природы которого и заложено в основной теме произведения.

Литературный анализ стихотворения

Способ организации стихотворения: Силлабо-тоническое

Стихотворный размер: хорей

Литературные приёмы, которые использовал при создании стихотворения С. А. Есенин:

  1. Метафора. Примеры: «меж лесных кудрей», «хвойной позолотой», «синий плат небес»;
  2. Олицетворение. Примеры: «слухают ракиты», «темным елям снится», «посвист ветряной»;
  3. Просторечия. Примеры: «тенькает синица», «слухают ракиты», «гомон касарей».

«Последний поэт деревни», как в шутку величал себя Есенин, с любовью и трепетом относился к природе. Она была его музой на протяжении всей его творческой жизни. Строки данного произведения буквально каждой фразой передают настроение лирического героя, его отношение к родному краю. Если взять во внимание тот факт, что в год создания этого стихотворения поэт находился далеко от родных мест и сопоставить его со строками, то можно предположить, что он очень тосковал по Родине.

Многие критики условно разделяют пейзажную лирику Есенина на две части, первая из которых приходится на годы поиска поэтом своего стиля изложения (1914 – 1920 гг.). Но уже тогда молодой лирик хорошо осознавал источник своего вдохновения – природа родного края. В стихотворении «Топи да болота» он очень выразительно, ярко и без прикрас описал осень в Константиново и хотя в нём встречается фраза «край ты мой забытый» – она не относится к самому поэту. Произведение во всех красках передаёт не только визуальные пейзажные образы, но также и звуки, запахи тех мест. Наполненное душевным патриотизмом, оно не оставляет равнодушными и читателей наших лет.

Картинка к стихотворению Топи да болота

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Пушкина Цыганы

Когда в 1821 году писателя Александра Сергеевича отправили в кишиневскую ссылку, он несколько провел в компании местных цыган. Он кочевал с их табором, что-то познавал, чему-то учился. Поэт был под большим впечатлением, именно переполняемые

Анализ стихотворения Цветаевой Родина

Марина Цветаева является русской поэтессой 20 столетия и относится к писателям, творившим в эпоху серебряного века. Родилась она в 1892 году, в Москве, в семье основателя Музея изящных искусств и пианистки. Возможно именно эта семейная

Анализ стихоторения Апухтина Ночи безумные ночи бессонные

А. Н. Аптухин – замечательный русский поэт конца XIX века. Он родился в небогатой дворянской семье в Орловской губернии. С блеском окончил Императорское правовое училище, где познакомился с П. И Чайковским,

Анализ стихотворения Бунина Вечер

Стихотворение Ивана Алексеевича Бунина “Вечер” представляет неторопливые размышления автора о счастье. В начале произведения он подчеркивает мысль том, что для многих людей лучшие мгновения жизни связаны с прошлым.

Анализ стихотворения Маяковского Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви

1928 год стал для Владимира Маяковского очень знаменательным. Писатель отправляется за границу во Францию. Здесь он работает журналистом для газеты. Перед своим отъездом Маяковский обязался перед своим другом и редактором издания,

Сергей Александрович Есенин

Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Взвенивает лес.

Тенькает синица
Меж лесных кудрей,
Темным елям снится
Гомон косарей.

По лугу со скрипом
Тянется обоз —
Суховатой липой
Пахнет от колес.

Слухают ракиты
Посвист ветряной…
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной.

Пейзажную лирику Сергея Есенина можно разделить на два этапа. Первый из них приходится на 1914 – 1920 годы, когда молодой поэт пытается найти свой стиль изложения и понимает, что источником его вдохновения является родная природа. Однако в более поздних стихах Есенин все чаще и чаще критикует село, которое после жизни в столице кажется ему грязным, унылым, безрадостным и лишенным былого очарования. Поэтому неудивительно, что самые проникновенные, чистые и волнующие стихи, посвященные родным местам, Есенин пишет именно в первые годы пребывания в Москве. Он тоскует по селу Константиново, в котором прошло его детство, и с нежностью вспоминает все те мелочи, которые согревают его душу на чужбине.

К раннему периоду творчества поэта также относится стихотворение «Топи да болота», написанное в 1914 году и посвященное осени в родном селе, которую автор изображает очень ярко, красочно и непредвзято. «Синий пласт небес» в этом идиллическом пейзаже соседствует с «хвойной позолотой» осеннего леса, «теньканьем синиц» и «гомоном косарей» . Это – период спокойствия и умиротворения, когда в селах уже завершены полевые работы, и «по лугу со скрипом тянется обоз», который везет на гумно последний урожай.

Есенину удается передать не только скрип липовых колес телеги, но и запахи, витающие в прохладном осеннем воздухе , когда сырость смешивается с ароматом скошенных лугов, выжженных знойным летним солнцем, поспевающей в лесу брусники и первых грибов. Все эти запахи настолько дороги и близки поэту, что ему достаточно лишь закрыть глаза, чтобы мысленно перенестись в мир, который так дорог, близок и понятен ему с самого детства. Однако Есенин понимает, что теперь у него совсем другая жизнь, в которой нет места сельским забавам и развлечениям. Поэтому с некоторой грустью и тоской автор восклицает: «Край ты мой забытый, край ты мой родной».

Став горожанином, в душе Есенин по-прежнему остается сельским парнем, для которого нет более увлекательного занятия, чем пройтись по лесной тропинке или же вдохнуть аромат полевых цветов. Но поэт понимает, что к прошлой жизни вернуться ему уже вряд ли удастся, так как он сделал свой жизненный выбор. Но, прощаясь в стихах с родными местами и сохраняя в памяти их удивительную красоту, Есенин до конца не уверен в том, действительно ли правильно он поступил, променяв сельскую глушь, где навсегда оставил свое сердце, на блеск и суету шумной Москвы, в которой он чувствует себя чужим и неприкаянным.

Ссылка на основную публикацию