Анализ стихотворения Топи да болота Есенина 7 класс

Краткий анализ стихотворения Есенина «Топи да болота…» по плану

1. История создания

Стихотворение «Топи да болота…» относится к раннему периоду есенинской лирики.

Оно было написано, когда поэт только переселился в Москву, а точнее – в первый год его жизни в столице, в 1914.

Стихотворение пронизано искренней любовью к родному краю. В нем мы видим характерное для раннего творчества Есенина идеализирование деревенских пейзажей и сельского уклада жизни в целом.

Произведение увидело свет в самом первом авторском сборнике Сергея Александровича «Радуница», который вышел в 1916 году.

2. Литературное направление

Стихотворение относится к имажинизму, но так же в нем просматриваются нотки романтизма.

3. Род

По роду это лирика.

4. Жанр

Жанровая принадлежность произведения – пейзажная лирика, или стихи о природе.

5. Проблематика

В своем стихотворении автор просто делится с читателем тем искренним восхищением, которое он испытывает, наблюдая картины родного края.

Никаких проблем Есенин здесь не понимает.

6. Тематика

Тема произведения характерна для всего творчества Сергея Александровича – любовь к родине, искреннее любование простой русской природой.

7. Идея

Автор написал это стихотворение, чтобы передать все свои светлые чувства, связанные с деревенскими пейзажами, описать их неповторимую, живую красоту.

8. Пафос

Это небольшое творение Есенина наполнено восхищением родными местами. В стихотворении поэт не просто воспевает природу, знакомую ему с детства, но даже идеализирует ее, описывает, как нечто живое и очень доброе, светлое.

9. Система образов

Как и многие есенинские произведения, анализируемое стихотворение построено на удивительных, живых образах русской природы.

Автор не просто описывает деревья, нет, он представляет их некими сказочными существами, способными все чувствовать и понимать. Они словно ждут мальчика Сергея, выросшего в этих местах и ушедшего когда-то покорять Москву, обратно. Недаром появляются щемящие душу строки «Край ты мой забытый. Край ты мой родной».

10. Центральные персонажи

Центральные пейзажи этого небольшого стихотворения – конечно, художественные образы русской природы.

Они словно живые, разумные существа, все понимающие. Автор не просто рисует картину лесов, а наполняет ее сказочностью, неким волшебством, которое особенно сближает его произведения с фольклором.

Есенинская природа живая, и она является полноценным персонажем произведений поэта.

11. Лирический герой

Лирический герой тут не слишком выражен, но он есть. Можно смело сказать, что это художественная проекция автора.

Поэт лично много раз наблюдал чудесные картины, описываемые в произведении, даже больше, – он вырос среди них. Это именно его, есенинский, забытый родной край.

12. Сюжет

Автор просто рисует пейзаж, хоть и оживляет его благодаря своему великому таланту. Как такового, сюжета тут нет.

13. Композиция

Про композицию можно сказать, что она простая, линейная, без особо выраженных точек действия.

Условно экспозицией и завязкой можно назвать первое четверостишие: автор вводит читателя в русский лес, дает краткие, но емкие описания.

Затем следует развитие действия: теньканье синицы, сон елей, движение обоза, слушание ракитами ветра. Все эти детали создают красочную картину деревенской жизни.

Наконец, кульминация и развязка – последние два стиха произведения. В них автор изливает всю свою тоску по покинутым родным местам и выражает искреннюю любовь к ним.

14. Художественное своеобразие произведения

Стихотворение написано простым, емким и очень живым языком.

Есенин не любил и практически нигде не использовал высокой лексики, и поэтому его произведения можно назвать народными в самом теплом и добром понимании этого слова. Они понятны как крестьянам, так и дворянам, наполняют душу любовью и учат видеть прекрасное в простых пейзажах русской природы.

Кроме того, Есенин использует народные слова, например, «тенькает», «слухают», а также вводит собственный окказионализм – «вззвенивает».

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано излюбленным есенинским размером – трехстопным хореем, которым создано большинство произведение фольклора.

Рифмовка перекрестная (АБАБ), много неточных рифм: болота – позолотой, скрипом – липой.

16. Средства художественной выразительности

Есенин – мастер метафор и эпитетов, но особенно он любил олицетворения. В стихотворении очень много этих средств художественной выразительности.

  • эпитеты («синий плат», «лесные кудри», «темные ели»),
  • метафоры («синий плат небес», «хвойной позолотой вззвенивает лес»),
  • олицетворения («лесные кудри», «темным елям снится», «слухают ракиты посвист ветряной»).

17. Значение произведения

Произведение помогает понять, с какой нежностью и любовью Есенин относился к родной деревне, как скучал по ней. Позже он увидит идеализированную жизнь с другой стороны, но раннее творчество наполнено именно такими чувствами.

18. Актуальность

Каждый человек любит свою малую родину и скучает, оказавшись далеко от нее. В этом плане произведение актуально всегда.

19. Моё отношение

Мне очень нравится это стихотворение своим образным, метафоричным языком и теми светлыми эмоциями, которыми оно наполнено.

20. Чему учит

Произведение учит особенно бережно и трепетно относиться к родным местам, уметь видеть в них красоту и воспринимать природу, как нечто живое и очень доброе.

конспект урока по литературе по стихотворению С.Есенина “Топи да болота. ”
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Данный конспект урока поможет учителю при анализе стихотворного текста. Данный материал воспитывает у учащихся бережное отношение к родному слову, эстетический вкус, патриотические чувства учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_po_eseninu.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Что там слухают ракиты?

Урок литературы в 7-м классе на тему «Мысли и чувства, рожденные стихотворением С.Есенина «Топи да болота…»

  1. познакомить учеников с произведением поэта.
  2. выявить идейно-художественное своеобразие стихотворения С.Есенина «Топи да болота…».
  3. развивать навыки выразительного чтения, образного мышления, анализа стихотворного текста.
  4. воспитывать бережное отношение к родному слову, эстетический вкус, патриотические ч-ва уч-ся.

2. Кассета с записью Кенни Джи «Вечный свет»

3. Листы цветного(золотого и синего) картона.

4. Картины В.Поленова «Золотая осень» и М.Нестерова «Осенний пейзаж», портрет писателя

5. Индивидуальные листы с домашним заданием.

Учитель: на прошлом уроке вы начали одну из красивейших тем в учебнике литературы за 7 класс

– Чему она посвящена?

– С творчеством каких поэтов вы уже поз-сь?

– Чьи строки зах-сь перечитать еще раз?

– Чем затронули строки этого автора?

– Может быть кому-то зах-сь их выучить наизусть? Давайте посл-ем.

– Как вы думаете, почему практически каждый русский поэт и писатель посвящает свои произведения родной земле?

-Почему же тогда сторона, которой так гордится каждый из художников слова, названа «ТИХОЙ»?

Работа с эпиграфом и портретом поэта

Учитель: эпиграфом сегодняшнего урока станут следующие строки. Давайте их прочтем:

Много дум я в тишине

Много песен про тебя

И на этой на земле угрюмой

Счастлив тем, что я дышал

– О чем эти строки?

– Что вы можете сказать об их авторе?

– Каким рисуется этот человек, каким вы его представляете?

– Кто-то узнал автора этого отрывка?

Открывается портрет С.Есенина.

Учитель: «Самый русский, самый нежный, самый проникновенный и душевный, самый народный поэт С.Есенин.»

– Что вы помните о нем? ( Уроженец рязанской губернии, крестьянский поэт, который удивлял современников тем, что выходил на природу с листком и карандашом, как художник с мольбертом, чтобы запечатлеть неповторимые, но легко узнаваемые строки, образы, темы…)

– Какие произведения читали ранее?

– Может кто-то прочтет наизусть?

Тема нашего урока «Мысли и чувства, рожденные стихотворением С.Е. «Топи и…»

Цель : прочитаем стихотворение. Определим, каковы особ-ти этого поэт-го текста; какие мысли и ч-ва автор передает нам, читателям?

Включ-ся запись инструм-ой пьесы Кенни Джи. Эмоц-е прочтение ст-я.

Учитель: Что вы испытали, слушая ст-е поэта?

– Каково настр-е пр-я?

– Что помогло это почувст-ть?

– Как бы вы назвали эту есен-ую зарисовку? Свой ответ аргум-те.

Работа над идейно-худ-ым своеобр-ем пр-я.

Учитель: Опред-те размер стиха.(Ямб)

– Почему, по-вашему избран именно ямб?

– Какой темп он рождает?

Две трети ст-ий русской поэзии написаны ямбом – самым попул-ым двусл-ым ст-ым размером. Он помогает авторам передать спокойствие и величавость запечатленных картин, создать рамер-ый, нетороп-ый ритм, а нам – подпбрать необх-ую правильную интонацию.

– Какова комп-ия ст-я? В нем всего 4 строфы! А какой смысл!

– Какие картины вы увидели?

– О каком времени года идет речь?Докажите это словами Есенина.

– Я полюбил это время года в Таганроге. Обожал бродить в кленовой аллее возле вокзала, подбрасывая ногами яркие листья, слушать их шорох и тишину. А чтр значит осень для вас?

– какие краски в ст-е? Приведите примеры.

– Это любимые есенинские тона. Что они, по-вашему символизируют? Какие ассоциации рождают?

– Если бы вы иллюстрировали это пр-е, какую бы палитру использовали? Аргументируйте свой выбор.

Сравнение художест-х и словесных полотен.

Учитель: Сравните картину, запечатл-ую С.Есениным, с картинами двух русских художников – Михаила Нестерова и Василия Поленова. Что роднит эти пр-я ис-ва?

– Какая из картин понр-сь больше? Почему?

– Какая из картин илл-ет пр-я поэта лучше (ведь в ис –ве нет и не может быть «двойников»!)? Объясните свой ответ.

– Что сильнее в картине: горизонталь или вертикаль?

– Какие краски использ-ны в полотнах?

– Какое настроение рождают эти тона?

– Как худ-ки относятся к осени?

Работа над звуковой стороной пр-я.

Учитель: Какими звуками наполнена эта картина? Найдите их в тексте.

– какое слово кажется вам нелбычным?(Вззвенивает) Почему? Как вы его понимаете? Что помогает понять знач-е слова?

(Приставка «вз» со значением движения вверх, звук, который издает лес, уходит в небеса.)

– Если бы вы озвучивали эту картину, какая бы пьеса у вас получилась? Охарактер-те ее.

Работа над изобразит-ми ср-ми ст-я.

Учитель: А как же автор передает свое отношение крод-му краю? Попробуем найти изобр-ые ср-ва в ст-ии. Что назавют изобр-ыми ср-ми? Для чего они спольз-ся авторами7

ЭПИТЕТЫ: синий плат, хвойная позолота, посвист ветряной, край забытый, край родной.

– Как вы понимаете эти выраж-я?

– Из какого языка эти слова? Докажите это.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ: снится елям, слухают ракиты, лесные кудри.

– Что изменилось бы в картине, убери Есенин из нее эти образы?

– Какие ассоциации рождают «спящие ели», «лесные кудри»?

– Объяс-те выражение «слухают ракиты». Что такое «ракита? (Ива)

– Для чего, по-вашему, просторечная форма «слухают»?

– Что автор подчеркивает этим?

МЕТАФОРЫ : плат небес.

– Почему небо как бы в платке?

– На что похоже есенинское небо?

– Где чувтв-ся Русь острее? А в городе уместно «небо в платке»?

– Как поэт относ-ся к своей родине? Какие мысли и ч-ва передает с помощью этих изобр-х ср-в?

Работа над лексико-семантическим составом ст-я.

Учитель: Мы узнали об образах в ст-ии. Давайте поработаем над лексич-им знач-м некоторых слов. Объясните их знач-я:

– Каково происхождение этих слов?

– Почему автор польз-ся именно этими словами? Что этим подчерк-ся?

– Каковы ч-ва поэта?Как он относится к рус-му языку?

Выразительное чтение строфы.

Учитель: Перечит-те последнюю строфу ст-я. Проинтонируйте так, чтобы стали ясны ч-ва Есенина.

– Что помогло вам понять настроение поэта?

– Что вы услышали в восклицании?

– Какую роль, по-вашему, играет эта строфа в комп-ции ст-я?

– Какова же идея пр-я?

– Найдите сходства в эпиграфе и ст-ии. Отчего счастлив поэт? Какие мысли ич-ва передает нам, читателям, всем своим творчеством? Как следует говорить о родине?

Домашнее задание (на выбор)

  1. Если вам понравилось ст-е Есенина, выучите его наизусть. Помните об инт-ции, ритме и мелодике стиха!
  2. сравните ст-е «Топи да болота…» с др. ст-ми автора. В чем сходство, а в чем различие этих произведений?
  3. Передайте свои мысли , ч-ва в миниатюре о своем родном крае. Не забудьте про ср-ва, делающие ваши работы красивыми и неповторимыми!
  4. Передайте свои ощущения от любимого уголка природы в картине любого жанра.

Помните о красках, которые передают отношение к родной стороне!

Подведение итогов урока.

Учитель: Что нового узнали вы на уроке сегодня?

– Какие предложения, замечания вы хотели бы высказать?

– Открылся ли для вас С.Есенин по-новому? Как именно?

Анализ стихотворения «Топи да болота» Есенина

Стихотворение Есенина “Топи да болота”, написанное простым языком, очень трогает душу. Оно наполнено искренней любовью и нежностью к родным местам. Краткий анализ “Топи да болота” по плану поможет ученикам 5 класса понять его смысл и почувствовать эмоции, которыми автор наполнил поэтические строки. Его можно использовать на уроке литературы и как основной, и как дополнительный материал.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Топи да болота.

История создания – стихотворение написано в первый год пребывания поэта в Москве, в 1914-м. Опубликовано оно в первой книге Есенина – “Радуница”.

Тема – любовь к малой Родине.

Композиция – одночастная, на протяжении четырех строф автор рисует идиллическую картину осени в своем родном крае.

Жанр – пейзажная лирика.

Стихотворный размер – трехстопный хорей.

Эпитеты“синий плат”, “лесные кудри”, “темные ели”, “суховатая липа”, “ветряной посвист”, родной край”, “забытый край”.

Метафоры“хвойной позолотой взвенивает лес”, “плат небес”.

Олицетворение“елям снится”, “ракиты слухают “.

История создания

В отличие от поздней лирики, в которой деревня предстает в самом неприглядном виде, ранние стихотворения Есенина показывают ее идиллическую сторону. К таким относится и “Топи да болота”, написанное в 1914 году. Автор наполнил поэтические строки произведения искренней любовью к своему краю.

Впервые оно было напечатано в “Радунице” – первом сборнике есенинских стихотворений, который вышел в 1916 году.

Стихотворение посвящено любви к своей Родине, причем не большой Родине, России, а малой. В первые годы жизни в Москве поэт сильно тосковал по своему селу, и чувство ностальгии стало частью его ранней поэзии. Он рассказывает о местах, где родился и вырос, с особенной нежностью. На чужбине, какой сначала была для него столица, он тоскует о Константиново, и посвящает ему лучшие свои строки.

Композиция

Автор не использует сложные композиционные приемы, просто рисуя картину осени в деревне. Первые две строфы кажутся немного мрачными, в них описываются болота и густой хвойный лес, темный даже в разгар дня. Но последние – это яркая и счастливая картинка. Стих Есенина рассказывает и о бескрайних просторах леса, и о луге, где работают косари.

Последние две строчки показывают, почему поэт так проникновенно описывает самый обычный осенний день в деревне: это его родина, по которой он сильно скучает. Он вспоминает о тихом осеннем умиротворении, которое приходит на смену тяжелой работе, с особенным чувством.

Это пейзажное стихотворение, в котором Есенин до малейших деталей передает не единожды виденную им картину осенней деревни. Он описывает даже запахи, так что читатель как будто окунается в осень, чувствует ее сам.

Трехстопный хорей с перекрестной рифмой способствует передаче эмоционального состояния и как нельзя лучше подходит для поэтического описания природы.

Средства выразительности

В ранний период своего творчества Есенин его находился в поиске метода, но у него уже образовался набор любимых художественных средств. В стихотворении “Топи да болота” он использует их все:

  • Эпитеты – “синий плат”, “лесные кудри”, “темные ели”, “суховатая липа”, “ветряной посвист”, родной край”, “забытый край” .
  • Метафоры – “хвойной позолотой взвенивает лес”, “плат небес”.
  • Олицетворение – “елям снится”, “ракиты слухают “ .

Нельзя не отметить максимально простой язык, который делает произведение еще более живым и проникновенным. Будучи настоящим мастером пейзажной лирики, автор располагает каждый троп на своем месте, делая его частью общей картины и передавая с их помощью красоту родной природы.

«Топи да болота» анализ стихотворения Есенина по плану кратко – идея, тема, жанр

Стихотворение Есенина “Топи да болота”, написанное простым языком, очень трогает душу. Оно наполнено искренней любовью и нежностью к родным местам. Краткий анализ “Топи да болота” по плану поможет ученикам 5 класса понять его смысл и почувствовать эмоции, которыми автор наполнил поэтические строки. Его можно использовать на уроке литературы и как основной, и как дополнительный материал.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Топи да болота.

История создания – стихотворение написано в первый год пребывания поэта в Москве, в 1914-м. Опубликовано оно в первой книге Есенина – “Радуница”.

Тема – любовь к малой Родине.

Композиция – одночастная, на протяжении четырех строф автор рисует идиллическую картину осени в своем родном крае.

Жанр – пейзажная лирика.

Стихотворный размер – трехстопный хорей.

Эпитеты“синий плат”, “лесные кудри”, “темные ели”, “суховатая липа”, “ветряной посвист”, родной край”, “забытый край”.

Метафоры“хвойной позолотой взвенивает лес”, “плат небес”.

Олицетворение“елям снится”, “ракиты слухают“.

История создания

В отличие от поздней лирики, в которой деревня предстает в самом неприглядном виде, ранние стихотворения Есенина показывают ее идиллическую сторону. К таким относится и “Топи да болота”, написанное в 1914 году. Автор наполнил поэтические строки произведения искренней любовью к своему краю.

Впервые оно было напечатано в “Радунице” – первом сборнике есенинских стихотворений, который вышел в 1916 году.

Стихотворение посвящено любви к своей Родине, причем не большой Родине, России, а малой. В первые годы жизни в Москве поэт сильно тосковал по своему селу, и чувство ностальгии стало частью его ранней поэзии. Он рассказывает о местах, где родился и вырос, с особенной нежностью. На чужбине, какой сначала была для него столица, он тоскует о Константиново, и посвящает ему лучшие свои строки.

Композиция

Автор не использует сложные композиционные приемы, просто рисуя картину осени в деревне. Первые две строфы кажутся немного мрачными, в них описываются болота и густой хвойный лес, темный даже в разгар дня. Но последние – это яркая и счастливая картинка. Стих Есенина рассказывает и о бескрайних просторах леса, и о луге, где работают косари.

Последние две строчки показывают, почему поэт так проникновенно описывает самый обычный осенний день в деревне: это его родина, по которой он сильно скучает. Он вспоминает о тихом осеннем умиротворении, которое приходит на смену тяжелой работе, с особенным чувством.

Это пейзажное стихотворение, в котором Есенин до малейших деталей передает не единожды виденную им картину осенней деревни. Он описывает даже запахи, так что читатель как будто окунается в осень, чувствует ее сам.

Трехстопный хорей с перекрестной рифмой способствует передаче эмоционального состояния и как нельзя лучше подходит для поэтического описания природы.

Средства выразительности

В ранний период своего творчества Есенин его находился в поиске метода, но у него уже образовался набор любимых художественных средств. В стихотворении “Топи да болота” он использует их все:

  • Эпитеты – “синий плат”, “лесные кудри”, “темные ели”, “суховатая липа”, “ветряной посвист”, родной край”, “забытый край”.
  • Метафоры – “хвойной позолотой взвенивает лес”, “плат небес”.
  • Олицетворение – “елям снится”, “ракиты слухают“.

Нельзя не отметить максимально простой язык, который делает произведение еще более живым и проникновенным. Будучи настоящим мастером пейзажной лирики, автор располагает каждый троп на своем месте, делая его частью общей картины и передавая с их помощью красоту родной природы.

Мой секрет

Анализ стихотворения «Топи да болота» Есенина С.А. «Топи да болота…» С

«Топи да болота» Есенина С.А.

С.А. Есенин называл себя «последним поэтом деревни». Он любил русскую деревню, сельский труд, природу. Природа была для поэта стимулом творчества, поэтому большинство лирических произведений Сергея Александровича посвящены родному краю, прекрасным русским просторам.

Главная тема стихотворения С. Есенина « » — любовь к родному краю. Поэт называл своей малой родиной село Константиново, где он родился и вырос, где прошли юношеские годы, где произошло взросление и становление будущего поэта России. Ключевыми словами анализируемого лирического произведения являются последние строки, которые своего рода обобщили созданную Есениным художественную картину:

Край ты мой забытый,
Край ты мой родной!

Поэт описывает природу средней полосы России: топи да болота, синее небо, хвойный зелёный лес. Природа полна жизни, гармонична, и лирический герой упивается открывающимся перед ним пейзажем. Чтобы передать восторг лирического героя, автор использует метафоры, олицетворения: «синий плат небес», «хвойной позолотой», «меж лесных кудрей», «тёмным елям снится», «посвист ветряной». Стихотворение богато образными народными выражениями, которые делают лирическое произведение максимально понятным читателю: «плат небес», «тенькает синица», «гомон косарей», «слухают ракиты». Читатель слышит, как «хвойной позолотой взвенивает лес», «по лугу со скрипом тянется обоз», «посвист ветряной»; видит топи, болота, синее небо над головой, небольшой обоз; чувствует запах хвои, как «суховатой липой пахнет от колёс». Родная сторона прекрасна, и хотя нет здесь у поэта описания бескрайних просторов, огромных морей, непроходимых лесов, зато есть самое дорогое — приметы родного края.

Определите основную тему стихотворения С.А. Есенина, (описание забытого, родного края)

Какие неологизмы использует поэт в данном стихотворении? («взвенивает лес», «тенькает синица», «слухают ракиты», «посвист ветряной») Как они помогают передать переживания лирического героя?

Какие художественно-выразительные средства используются С.А. Есениным в данном стихотворении? (эпитеты, метафоры, олицетворения и др.) Приведите конкретные примеры из текста стихотворения.

Пейзажную лирику Сергея Есенина можно разделить на два этапа. Первый из них приходится на 1914 – 1920 годы, когда молодой поэт пытается найти свой стиль изложения и понимает, что источником его вдохновения является родная природа. Однако в более поздних стихах Есенин все чаще и чаще критикует село, которое после жизни в столице кажется ему грязным, унылым, безрадостным и лишенным былого очарования. Поэтому неудивительно, что самые проникновенные, чистые и волнующие стихи, посвященные родным местам, Есенин пишет именно в первые годы пребывания в Москве. Он тоскует по селу Константиново, в котором прошло его детство, и с нежностью вспоминает все те мелочи, которые согревают его душу на чужбине.

К раннему периоду творчества поэта также относится стихотворение , написанное в 1914 году и посвященное осени в родном селе, которую автор изображает очень ярко, красочно и не предвзято. «Синий пласт небес» в этом идиллическом пейзаже соседствует с «хвойной позолотой» осеннего леса, «теньканьем синиц» и «гомоном косарей». Это – период спокойствия и умиротворения, когда в селах уже завершены полевые работы, и «по лугу со скрипом тянется обоз», который везет на гумно последний урожай.

Есенину удается передать не только скрип липовых колес телеги, но и запахи, витающие в прохладном осеннем воздухе, когда сырость смешивается с ароматом скошенных лугов, выжженных знойным летним солнцем, поспевающей в лесу брусники и первых грибов. Все эти запахи настолько дороги и близки поэту, что ему достаточно лишь закрыть глаза, чтобы мысленно перенестись в мир, который так дорог, близок и понятен ему с самого детства. Однако понимает, что теперь у него совсем другая жизнь, в которой нет места сельским забавам и развлечениям. Поэтому с некоторой грустью и тоской автор восклицает: «Край ты мой забытый, край ты мой родной».

Став горожанином, в душе Есенин по-прежнему остается сельским парнем, для которого нет более увлекательного занятия, чем пройтись по лесной тропинке или же вдохнуть аромат полевых цветов. Но поэт понимает, что к прошлой жизни вернуться ему уже вряд ли удастся, так как он сделал свой жизненный выбор. Но, прощаясь в стихах с родными местами и сохраняя в памяти их удивительную красоту, Есенин до конца не уверен в том, действительно ли правильно он поступил, променяв сельскую глушь, где навсегда оставил свое сердце, на блеск и суету шумной Москвы, в которой он чувствует себя чужим и неприкаянным.

Если у данного материала осутствует информация об авторе или источнике, значит он был просто скопирован в сети Интернет с других сайтов и представлен в сборнике исключительно для ознакомления. В данном случае отсутствие авторства предлагает принять написанное, как просто чье-то мнение, а не как истину в последней инстанции. Люди много пишут, много ошибаются – это закономерно.

С.А. Есенин называл себя «последним поэтом деревни». Он любил русскую деревню, сельский труд, природу. Природа была для поэта стимулом творчества, поэтому большинство лирических произведений Сергея Александровича посвящены родному краю, прекрасным русским просторам.

Главная тема стихотворения «Топи да болота» – любовь к родному краю. Поэт называл своей малой родиной село Константиново, где он родился и вырос, где прошли юношеские годы, где произошло взросление и становление будущего поэта России. Ключевыми словами этого произведения можно назвать последние строки, которые обобщили созданную Есениным художественную картину:

Край ты мой забытый,

Край ты мой родной!

Поэт описывает природу средней полосы России: топи да болота, синее небо, хвойный зеленый лес. Природа полна жизни, гармонична, и лирический герой упивается открывающимся перед ним пейзажем. Чтобы передать восторг лирического героя, автор использует метафоры, олицетворения: «синий плат небес», «хвойной позолотой», «меж лесных кудрей», «темным елям снится», «посвист ветряной». Стихотворение богато образными народными выражениями, которые делают лирическое произведение максимально понятным читателю: «плат небес», «тенькает синица», «гомон косарей», «слухают ракиты». Читатель слышит, как «хвойной позолотой взвенивает лес», «по лугу со скрипом тянется обоз», «посвист ветряной»; видит топи, болота, синее небо над головой, небольшой обоз; чувствует запах хвои, как «суховатой липой пахнет от колес». Родная сторона прекрасна, и хотя нет здесь у поэта описания бескрайних просторов, огромных морей, непроходимых лесов, зато есть самое дорогое – приметы родного края.

Именно в творчестве С.А. Есенина с такой силой звучит тема «малой» Родины, родной Рязани, села Константинова, подарившего нам «российского скандального пиита». Но для всех, кто любит стихи Сергея Есенина, край, который он воспел в своем творчестве, – Русь.

Синий плат небес.

Русь Есенина сказочная, как на картинах Васнецова. Перед нами как бы три пространства, три основных цвета, создающих фон описываемой картины: зеленый со всеми его оттенками, полутонами, от темно-зеленого до ярко-изумрудного – земля, трава, болота; освещенные солнцем ели под ветром «взвенивают» позолотой; над всем этим буйством зелени и золота синее небо, как платком покрывающее землю.

Представим себе эту женщину по имени Русь, одетую в темную юбку с вышитыми по подолу кустиками, веточками, лесными ягодами… Она принарядилась: кофта ее таинственно поблескивает. Голова покрыта ярким синим платом, так идущим к ее голубым глазам. Природа под волшебным прикосновением поэта оживает, встряхивает «лесными кудрями». Она еще не проснулась, только пробуждается на рассвете, но и во сне темным елям у луга снится гомон косарей.

Человек и природа настолько тесно переплелись, что грань «природного» и «человеческого» неощутима: небо сравнивается с платком, ветви деревьев – с кудрями, колеса едущего по лугу обоза пахнут липой, из которой были сделаны.

Все полно звуков и запахов: лес «взвенивает», синица «тенькает», косари во сне елей «гомонят», обоз тянется «со скрипом», ракиты прислушиваются к посвисту ветра. Способностью слышать, видеть не только явь, но и сны, переговариваться друг с другом, наделено в стихотворении Есенина все живое и неживое.

Край ты мой забытый,

Край ты мой родной.

Родной – да, конечно, но забытый ли? Человек, который с такой любовью описывает свой край, не забыл его, он сохранил землю родную в памяти и заставил ее увидеть, услышать и даже как бы почувствовать, ощутить читателей.

Другие работы по теме:

Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким “Русь”. С. Есенин Имя Сергея Александровича Есенина хорошо известно в нашей стране. Его лирика никого не оставляет равнодушным, Она проникнута горячей любовью к Родине, русской природе. Поэт признается: “Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине.

Мое любимое стихотворение. Сергея Есенина Не жалею не зову не плачу где поэт затронул вечную самую тяжелую для человека тему тему старости. Мы когда нибудь все станем бабушками и дедушками для нас наступит время когда уже не будет мо Мое любимое стихотворение.

Любовь к родному краю меня томила мучила и жгла. С. ЕсенинМоя лирика жива одной большой любовью любовью к родине. Чувство родины основное в моем творчестве говорил о себе. Сергей Есенин. Читая его стихи мы убеждаемся в этом в Край ты мой заброшенный.

М. Горький назвал С. Есенина великим национальным поэтом. Какой чистый и какой русский поэт так определил М. Горький самобытность С. Есенина. В лирике поэта нашли отражение образы родной природы черты национального характера.

Лирика замечательного русского поэта С. А. Есенина притягивает своей удивительной душевностью любовью к жизни к родине ко всему живому. Наиболее ярко все эти качества выражены в стихотворениях посвященных природе.

«Моя лирика жива одной большой любовью к родине. Чувство родины – основное моем творчестве». – говорил С. Есенин. Тема стихотворения С.А. Есенина «Спит ковыль. Равнина дорогая…» – любовь поэта к родине, что традиционно для его поэзии.

Художественно-выразительные средства делают поэтическое произведение ярким, неповторимым, образным. В своих стихотворениях С.А. Есенин использует метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения. Особая роль в лирике поэта отведена эпитету.

Сложная политическая ситуация в стране в начале ХХ века, Октябрьский переворот, гражданская война повлияли на людей, происходит формирование новых ценностей, по-новому переосмысливаются старые понятия и ценности.

Тончайший лирик, певец русской природы, большой мастер стиха Сергей Есенин занимает особое место в литературе. Его емкие и ошеломляющие свежие художественные описания – всегда настоящее открытие для читателя.

У А.С. Пушкина и С.А. Есенина исходным материалом для их произведений послужило одно историческое событие – Пугачевское восстание. Но оба автора и восстание, и героя воспринимают по-разному. Конечно, различны жанры произведений: у А.С. Пушкина это исторический роман, а у С.А. Есенина – драматическая поэма.

Стихотворение Есенина Отговорила роща золотая Полтора десятилетия, что творил С.Есенин, были одной из самых сложных эпох в русской истории. Бурные события, происходившие в стране, отразились на каждом человеке, а особенно сильно на судье гениев, наделенных сверхчувствительностью. Вместе с изменением обстановки менялось мировоззрение Есенина.

Поэтическое произведения С.А. Есенина отражают трагическое мироощущение начала ХХ века. Сложная социальная ситуация в России, неразбериха – все это создает впечатление перепутья, поиска чего-то нового, стремление к настоящему. Тематика стихотворений Сергея Александровича Есенина многообразна: поэт пишет о родине, природе и любви к женщине; размышляет о сути человеческого бытия, о проблемах добра и зла.

Автор: Гаршин Всеволод. Жила на болоте лягушка. Осенью мимо болота летели на юг утки и остановились отдохнуть и поесть. Лягушка, узнав, что на юге тепло, чудесные болота и тучи комаров, попросилась лететь с ними. Она придумала, что если две утки возьмутся клювами за концы прутика, а она схватится ртом за середину, то стая, меняясь, может донести ее до юга.

Галихина Ольга 11 «А» Анализ стихотворения Есенина «Спит ковыль…» 1925. С. А Есенин является представителем имажинизма. Поэт раскрывает нам прелесть родного края через образы своих впечатлений. Данное произведение Есенина проникнуто чувством любви к Родине. Автор

Анализ стихотворения А.Блока “Ночь,улица,фонарь,аптека. ” Автор: Блок А.А. “Ночь,улица,фонарь,аптека. “Сразу можно обратить внимание на настроение лирического героя,его состояние.Все стихотворение пронизано тоской,чувством безысходности

Автор: Есенин С.А. Из всей русской лирики ХХ в. более ярко выделяется поэзия С.А. Есенина. Его произведения красочные, чистые, лёгкие и наивные. Со временем Есенин стал писать стихотворения более серьёзные, наполненные размышлениями о жизни, о прожитых годах, и о том, чего он добился в жизни. Но самое главное то, что поздние стихотворения остались такими же восприимчивыми, как и ранние.

Автор: Есенин С.А. Вновь я открываю сборник стихов Есенина. Строчки, строчки быстро мелькают у меня перед глазами. О Родине, о любви, о дружбе, о том, что тревожит и радует сердце – обо всем этом писал поэт. С темой Родины мы часто встречаемся в произведениях разных авторов. В этом изобилии слов о дорогом уголке земли я останавливаю свой выбор на стихотворениях Есенина.

Анализ стихотворения И.А. Бунина “Ещё и холоден и сыр. ” Автор: Бунин И.А. Стихотворение “Ещё и холоден и сыр. ” написано Буниным в 1901 году. Оно относится к раннему этапу творчества писателя. В стихотворении мы видим февраль, конец зимы: “Ещё и холоден и сыр Февральский воздух. “.

Главной темой лирики Есенина всегда была любовь к России. Причем не абстрактное восхищение красотами природы, свойственное городским жителям, а теплая, живая любовь к деревне, к сельской природе.

Анализ стихотворения С. А. Есенина «Топи да болота»

С. А. Есенин называл себя «последним поэтом деревни». Он любил русскую деревню, сельский труд, природу. Природа была для поэта стимулом творчества, поэтому большинство лирических произведений Сергея Александровича посвящены родному краю, прекрасным русским просторам.

Главная тема стихотворения С. Есенина «Топи да болота» — любовь к родному краю. Поэт называл своей малой родиной село Константиново, где он родился и вырос, где прошли юношеские годы, где произошло взросление и становление будущего поэта России. Ключевыми словами

Край ты мой забытый,

Край ты мой родной!

Поэт описывает природу средней полосы России: топи да болота, синее небо, хвойный зеленый лес. Природа полна жизни, гармонична, и лирический герой упивается открывающимся перед ним пейзажем. Чтобы передать восторг лирического героя, автор использует метафоры, олицетворения: «синий плат небес», «хвойной позолотой», «меж лесных кудрей», «темным елям снится», «посвист ветряной». Стихотворение богато образными

Родная сторона прекрасна, и хотя нет здесь у поэта описания бескрайних просторов, огромных морей, непроходимых лесов, зато есть самое дорогое — приметы родного края.

Особую напевность данному поэтическому произведению придает используемый Сергеем Александровичем Есениным стихотворный размер: хорей, поэтому так и хочется пропеть отдельные строки и поделиться своей душевной радостью. Лирический герой счастлив от сознания своей принадлежности чудесному русскому краю.

— Определите основную тему стихотворения С. А. Есенина,

— Какие неологизмы использует поэт в данном стихотворении? Как они помогают передать переживания лирического героя?

— Какие художественно-выразительные средства используются С. А. Есениным в данном стихотворении? Приведите конкретные примеры из текста стихотворения.

Дайджест:

Анализ стихотворения Есенина «Топи да болота» Пейзажную лирику Сергея Есенина можно разделить на два этапа. Первый из них приходится на 1914 — 1920 годы, когда молодой поэт пытается найти свой стиль изложения и понимает, что источником. .

Анализ стихотворения Есенина «Край любимый! Сердцу снятся…» Стихотворение «Край любимый! Сердцу снятся…». Восприятие, толкование, оценка Стихотворение «Край любимый! Сердцу снятся…» было на­писано С. А. Есениным в 1914 году. Основная тема произведе­ния — тема Родины. Мы можем отнести. .

Анализ стихотворения Есенина «О Русь, взмахни крылами…» Есенин с восторгом принял февральскую революцию, считая ее началом возрождения родной страны и освобождения простого народа из-под многовекового гнета. Следствием этого стал необыкновенный творческий подъем. В течение нескольких месяцев после. .

Анализ стихотворения Есенина «Береза» Поэта Сергея Есенина не зря называют певцом России, так как в его творчестве образ родины является ключевым. Даже в тех произведениях, где описываются загадочные восточные страны, автор все время проводит. .

Анализ стихотворения «Письмо к матери» Есенина Письмо к матери Стихотворение «Письмо к матери» посвящено не только и не столько конкретному человеку, сколько собирательному образу матери или даже матери — Родине. Сергей Есенин создал культ родного дома. .

Анализ стихотворения Есенина «Песнь о хлебе» Стихотворение «Песнь о хлебе» относится к позднему творчеству Есенина, точная дата его написания неизвестна. По мнению большинства исследователей, произведение создано в районе 1920-21 гг. В нем отразилось беспокойство поэта о. .

Анализ стихотворения Есенина «На небесном синем блюде…» Стихотворение «На небесном синем блюде…», которое принято датировать 1915 годом, впервые было опубликовано после смерти Есенина — в майском номере журнала «Красная новь» за 1926-ой. Поэт, критик и переводчик Иннокентий. .

Анализ стихотворения Есенина «Сыпь, гармоника. Скука… Скука» У Сергея Есенина достаточно много любовных стихов, которые он посвящал различным женщинам. Однако не секрет, что в личной жизни поэт не был счастлив. Все три его брака закончились полным крахом. .

Анализ стихотворения Есенина «Весенний вечер» В 1912 году Сергей Есенин приехал покорять Москву, однако удача улыбнулась молодому поэту не сразу. Пройдет еще несколько лет прежде, чем его первое стихотворение будет опубликовано в столичном журнале. Пока. .

Анализ стихотворения Есенина «За темной прядью перелесиц…» Уже с первых лет жизни в Москве Сергей Есенин снискал славу сельского поэта. Столичные ценители литературы относились к нему с предубеждением, считая, что творчество Есенина совершенно лишено актуальности. Тем не. .

Анализ стихотворения Есенина «Сыплет черемуха снегом…» «Сыплет черемуха снегом…» — стихотворение, датированное 1910 годом и относящееся к ранней пейзажной лирике Есенина. В нем отразился свежий взгляд юного поэта на красоту природы. Произведение проникнуто радостью, вызванной наступившей. .

Анализ стихотворения Есенина «В том краю, где желтая крапива…» Феномен творчества Сергея Есенина заключается в том, что он был максимально честным и откровенным в своих стихах, изливая перед читателями душу так, словно бы делает это в последний раз. Поэтому. .

Анализ стихотворения Есенина «Ты меня не любишь, не жалеешь…» Личная жизнь Сергея Есенина до сих пор скрывает немало тайн. Известно, что поэт был трижды официально женат, однако мало кто из его библиографов отважился бы назвать точное количество возлюбленных. Именно. .

Анализ стихотворения Есенина «Жизнь — обман с чарующей тоскою» Стихотворение «Жизнь — обман с чарующей тоской» было написано в 1925 году во время путешествия Есенина по стране. Тогда он находился в Мардакянах, Азербайджан. Это образец поздней философской лирики поэта. .

Анализ стихотворения Есенина «Зима» «Зима» — стихотворение, точная дата написания которого неизвестна. Исследователи творчества Есенина называют период с 1911 по 1912 год. Скорей всего, произведение сочинено во время обучения юного поэта в церковно-приходской школе. .

Анализ стихотворения Есенина «Письмо к женщине» В жизни Сергея Есенина было множество женщин, однако далеко не ко всем он испытывал теплые и нежные чувства. Среди них — Зинаида Райх, первая супруга поэта, которую он бросил ради. .

Анализ стихотворения Есенина «Душа грустит о небесах…» Написанное в 1919 году стихотворение «Душа грустит о небесах…» изначально было адресовано Александру Борисовичу Кусикову — одному из лидеров имажинистского движения. С ним Есенин познакомился после Великой Октябрьской революции. Друзья-поэты. .

Анализ стихотворения «Синий туман. Снеговое раздолье…» Есенина С. А «Синий туман. Снеговое раздолье…» Будучи возвышенным романтиком и мечтателем, как и любой поэт, в творчестве, С. А. Есенин одновременно являлся жестоким реалистом в восприятии жизни. Писатель смотрел на реальную действительность. .

Анализ стихотворения Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями…» Сергей Есенин всегда с особой нежностью и теплотой вспоминал родное село Константиново, в котором прошли его детские годы. Именно туда он мысленно возвращался в самые сложные периоды своей жизни, черпая. .

Анализ стихотворения Есенина «Никогда я не был на Босфоре…» В 1921 году Есенин совершил путешествие в Среднюю Азию, которое произвело на него неизгладимое впечатление. Поездка в Туркестан — первое соприкосновение поэта с богатой восточной культурой и природой. Впоследствии она. .

Анализ стихотворения «Собаке Качалова» Есенин «Собаке Качалова» . Именно животное становится единственным другом лирического героя уже в поздний период творчества в стихотворении «Собаке Качалова». Данное произ­ведение начинается с обращения лирического героя к своему четвероногому другу. .

Анализ стихотворения Есенина «В этом мире я только прохожий…» В своих последних произведениях Сергей Есенин нередко затрагивал тему жизни и смерти, так как предчувствовал, что его дни сочтены. Автор задавался вопросом о том, зачем он вообще появился на свет. .

Анализ стихотворения Есенина «Я спросил сегодня у менялы…» В 1924 году Сергей Есенин побывал в Азербайджане, в результате чего появился цикл лирических произведений под общим названием «Персидские мотивы». В него вошло и стихотворение «Я спросил сегодня у менялы…». .

Анализ стихотворения Есенина «По-осеннему кычет сова…» Сергей Есенин очень болезненно взросления. Он не видел себя в качестве зрелого мужчины и, уж тем более, не мог представить, что когда-нибудь станет дряхлым стариков. Для этого у автора, по-видимому. .

Анализ стихотворения Есенина «Заметался пожар голубой…» В августе 1923 года Есенин вернулся в Москву после путешествия по Соединенным Штатам Америки. К этому времени его скандальный брак с Айседорой Дункан был на грани развода. Практически сразу после. .

Анализ стихотворения Есенина «Письмо матери» В 1924 году, после 8-летней разлуки, Сергей Есенин решил посетить родное село Константиново и встретиться со своими близкими. Накануне отъезда на родину из Москвы поэт написал проникновенное и очень трогательное. .

Анализ стихотворения Есенина «Черная, потом пропахшая выть. » Первые годы жизни в Москве стали для Есенина настоящим испытанием. Он не мог привыкнуть к широким столичным улицам, постоянному шуму толпы и необходимости заводить новые знакомства с людьми, которые могли. .

Анализ стихотворения Есенина «Небесный барабанщик» Отношение Есенина к власти большевиков со временем менялось. Изначально оно было сугубо положительным. Сергей Александрович признавался, что в 1917 году он находился на стороне Октября, хотя и воспринимал происходящие события. .

Анализ стихотворения Есенина «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…» Пейзажная лирика Сергея Есенина помимо удивительной образности и метафоричности обладает одной уникальной особенностью — практически все произведения поэта являются автобиографичными. Стихотворение «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…», созданное в конце. .

Стихотворение С. А. Есенина «Отговорила роща золотая…» Поэтическое произведения С. А. Есенина отражают трагическое мироощущение начала XX века. Сложная социальная ситуация в России, неразбериха — все это создает впечатление перепутья, поиска чего-то нового, стремление к настоящему. Тематика. .

Анализ стихотворения Есенина «Буря» Стихотворение «Буря» изначально предназначалось для публикации в журнале «Млечный Путь». Издание объединяло группу крестьянских писателей, входивших в Суриковский литературно-музыкальный кружок. Он существовал в период с 1872 по 1921 год. Его. .

Анализ стихотворения «Спит ковыль. Равнина дорогая…» Есенина С. А «Спит ковыль. Равнина дорогая…» Эстетическая концепция С. А. Есенина опиралась на веками складывающиеся традиции искусства и всячески противостояла попыткам в порыве борьбы за новаторство отречься от культурного наследия минувших эпох. .

Анализ стихотворения «Березы» Рубцова Н. М «Березы» Стихотворение «Березы» — грустный рассказ лирического героя о себе и о своей родной земле. Центральным мотивом в нем является мотив сиротства. Тем дороже стала для него родная деревня, береза. .

Анализ стихотворения Есенина «Мои мечты» Решение о том, чтобы перебраться в Москву, Сергей Есенин вынашивал несколько месяцев. Еще до окончания учительской школы будущий поэт твердо решил для себя, что в родное село Константиново, такое любимое. .

Анализ стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ. » Есенина С. А «Шаганэ ты моя, Шаганэ. » «Шаганэ ты моя, Шаганэ. » — одно из наиболее поэтичных стихотворений из цикла «Персидские мотивы». Этот цикл был написан во время поездок С. А. Есенина в Грузию. .

Анализ стихотворения Рубцова Н. М. «Березы» Стихотворение «Березы» — грустный рассказ лирического героя о себе и о своей родной земле. Центральным мотивом в нем является мотив сиротства. Тем дороже стала для него родная деревня, береза над. .

Анализ стихотворения «Девушка пела в церковном хоре…» Блока «Девушка пела в церковном хоре…» . Стихотворение из цикла «Стихи о Прекрасной даме» «Девушка пела в церков­ном хоре…» наполнено символами: «голос, летящий в купол», сияющий луч на белом плече, «белое. .

Анализ стихотворения «Спит ковыль Равнина дорогая» Есенина Эстетическая концепция С. А. Есенина опиралась на веками складывающиеся традиции искусства и всячески противостояла попыткам в порыве борьбы за новаторство отречься от культурного наследия минувших эпох. Как и В. В. .

Анализ стихотворения Есенина «Исповедь самоубийцы» Решение о покорении Москвы Сергей Есенин вынашивал довольно долго. Однако будущий поэт понимал, что если он покинет родное село Константиново, то его жизнь кардинально изменится. Более того, он отрежет себе. .

Анализ стихотворения Есенина «Неуютная жидкая лунность…» Сергей Есенин по праву считается поэтом русского села, так как именно его он воспевает во многих своих произведениях. Однако в последние годы жизни его творчество кардинально изменилось, и связано это. .

Читайте также:  Анализ стихотворения Есенина С добрым утром
Ссылка на основную публикацию