Анализ стихотворения У могилы Есенина

Анализ стихотворения “Я последний поэт деревни. “

Есенин был убежден, что именно он является выразителем истинно русской песенной души, подлинной, “природной” России, и он сердито говорил Маяковскому, что Россия – его, а не Маяковского. Россия Есенина, так же как и Россия Тютчева, Блока, – это во многом поэтический миф (сюда уходит корнями и последующая трагедия лирического Есенина, не выдержавшего столкновения мечты и реальности). Для молодого Есенина крестьянская Россия – воплощение рая. Русь в ранних стихах Есенина празднична, лишена конфликтов, расписана под православный лубок, лирический герой ощущает себя в ней вполне безмятежно. Главное место в поэтическом мире Есенина занимают месяц, звезды, животные и птицы, деревенская изба, голубые поля. Природа у поэта священна и описывается часто в ранней поэзии как божественный храм.

Разлад в этот гармоничный мир внесла революция. В 1920 году Есенин пишет стихотворение “Я последний поэт деревни. “, в котором собственная судьба поэта, его лирического героя изображается в неразрывной связи с судьбой его Родины, с судьбами его современников. Талант Есенина рожден деревенской, “деревянной” Россией, любовью Есенина к России. Но Русь уходила в прошлое, и это порождало трагическое мироощущение поэта. Поэт встречает гибель Руси как свою собственную.

Стихотворение “Я последний поэт деревни. ” можно было бы принять за пейзажную зарисовку с натуры, но в Константинове, где было написано это знаменитое стихотворение, не было моста, через Оку переправлялись здесь на лодках.

“Я последний поэт деревни. ” – это стихотворение-реквием, стихотворение-прощание. Поэт чувствует, что вековая гармония природы, природного космоса и человека уходит. Приближается чуждый древнему “деревянному” миру “железный гость” и, наверное, новые певцы нового времени. Они не будут больше воспевать дощатые мостики, зеленые березки и все то, что дорого сердцу поэта в его родном краю, в храме природы. Именно в этом природном храме, где можно совершать богослужение в любой час, и заказывает панихиду по всему, что ему дорого, лирический герой. Ключевые слова в этом стихотворении – “дощатый мост”, “луны часы деревянные”. В уходящем мире все было от природы, от древа (а не от железа): весь уклад жизни, вся уходящая крестьянская соприродная культура. Но “скромен в песнях дощатый мост”, не по нему пойдут в будущее современные поэту люди. Они, как это ни горько сознавать автору стихотворения, пойдут иной дорогой, иным “мостом”.

Поэт знает, что в новом мире ему не жить и не петь. Для него наступает последний час. Да и для “часов” тоже наступают последние сроки, они именно “прохрипят” двенадцатый час, для них это мучительно тяжело.

“Луны часы” здесь также не случайны. Луна появляется ночью. Ночь разделяет день уходящий и день наступаю- щий. И как только истекут отмеренные сроки – наступит тьма для поэта. Ничего светлого, хорошего в его жизни уже не будет.

Поэт стоит за прощальной обедней “кадящих листвой берез”. Что случилось с тонкой березкой, некогда заглядевшейся в пруд? То же, что и с человеком. Береза – излюбленный образ народной поэзии и поэзии Есенина. Березы теперь “кадят”, то есть разбрасывают свою листву. Это происходит осенью. А осень – это конец года, это символ осиротевшей, умирающей природы.

Второе четверостишие открывается глаголом “догорит”: “Догорит золотистым пламенем // Из телесного воска свеча. ” “Догорит” находится в начале строки и поэтому звучит особенно весомо, особенно безысходно. Свеча догорит обязательно, а сама она из “телесного воска”, то есть из судеб миллионов людей, сломленных, отвергнутых новым миром. Среди этих людей и сам поэт.

В третьем четверостишии говорится о причине гибели древнего (“деревянного”) мира – о “железном госте”, который выйдет “на тропу голубого поля” России с ее необъятными просторами.

“Железный гость” несет тройной смысл. Это, очевидно, и трактор, комбайн, любая другая техника. Это и противостоящий деревне город, где производится эта техника. Это, конечно, и новый уклад жизни, новый мир, и новый, механический, а не природный, человек. Но, по Есенину, на голубом поле России он не хозяин и не работник, а всего лишь “гость”, чуждый природе, рожденный не природным миром. Его не могут поэтому принять как родного.

И, конечно, у этого “железного гостя” “черная горсть”, “не живые, чужие ладони”. При нем природа осиротеет. И только будет разгуливать буйный разбойник, бродяга-ветер, “панихидный справляя пляс”. Это кощунственная пляска на дорогих автору могилах.

Не только поэт скорбит о прошлом. Природа тоже находится в таком же смятении, ощущая одиночество, отчаяние. Выражение чувств человека через природу – одна из самых характерных особенностей поэзии Есенина.

И как приговор звучат последние строки стихотворения: “Скоро, скоро часы деревянные // Прохрипят мой двенадцатый час!”

Читайте также другие статьи о творчестве Сергея Есенина:

www.esenin.ru

Жизнь моя, иль ты приснилась мне.

  • Список форумовСергей ЕсенинЖизнь и Любовь
  • Изменить размер шрифта
  • Для печати
  • FAQ
  • Регистрация
  • Вход

Эксгумация останков Сергея Есенина

perpetum » 15:34:00, Пятница 27 Февраль 2009

Пролом или не пролом, – это уже второй вопрос.

Самое главное, чтобы там вообще были останки именно Есенина. Есть свидетельство человека, который рассказал, что участвовал во вскрытии могилы еще тогда, в первую ночь после похорон. Подробности рассказа записаны на камеру.

Марина » 17:00:01, Пятница 27 Февраль 2009

Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть, –
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким “Русь”.

__________________________
Не жалею, не зову, не плачу.

Данита » 12:59:15, Воскресенье 01 Март 2009

perpetum писал(а): Пролом или не пролом, – это уже второй вопрос.

Самое главное, чтобы там вообще были останки именно Есенина.

эксгумации не будет потому что тела там нет. Здравому уму давно ясно – что скрывает от нас страна.

Ребят! Наверху ведь знаю, что разрешив эксгумацию тем самым они раскроют перед нами пустую могилу.

Алена К. » 20:14:35, Воскресенье 01 Март 2009

Я бы не стала с такой уверенностью это утверждать. Это одна из версий, не более того.

Старуш-ка » 22:10:49, Воскресенье 01 Март 2009

Об этом неоднократно говорила Светлана Петровна. А уж в правдивости её слов сомневаться не приходится..
Из интервью В.Паршикова:
Но знаете, что рассказала мне Светлана Петровна – единственная из оставшихся в живых свидетелей похорон матери Есенина?
Татьяну Федоровну хоронили в 1955 году, рядом с поэтом. И когда часть есенинской могилы оказалась вскрыта, Светлана Петровна увидела чужой, свежий, гроб. С тех пор она теряется в догадках: может – неизвестное подзахоронение, а может – подмена? Получается, что в есенинской могиле на Ваганьковском поэта может и не быть. А в 1985 году соседние могилы в радиусе пяти метров были залиты бетоном: говорят, для укрепления памятника. А памятник не такой уж и грандиозный – мраморная глыба…

Алена К. » 23:04:50, Воскресенье 01 Март 2009

Юлия М. » 02:37:22, Понедельник 02 Март 2009

Есть сведения о том, что останки поэта были потревожены в первую же ночь после захоронения. Есть рассказ человека, который в 20 годах работал шофером в ОГПУ и был непосредственным участником тех событий.

“Мы вынули гроб Есенина и передали его другой группе, которая унесла его вглубь кладбища. А сами остались приводить могилу в порядок”.

В 1950 году был установлен памятник на могиле. В 1986 году установлен новый памятник. Всю площадку вокруг есенинской могилы залили бетоном. Бетонная подушка, уходящая вглубь больше 1 метра, по объяснению властей, должна была послужить укреплением для совсем небольшого памятника.

Алена К. » 09:51:58, Понедельник 02 Март 2009

Тогда, если останки были потревожены в первую же ночь, то как в 1955 там мог оказаться “свежий” гроб? Ведь, наверное, если туда и был подложен другой гроб, то, я полагаю, в ту же ночь?

perpetum » 17:54:16, Понедельник 02 Март 2009

Как раз с этим все известно

СВидетель этому есть. И вполне заслуживает доверия. В моей статье второй привдена точная цитата Светланы Петровны Есениной, которая своими глазами видела свежий желтый гроб, который неожиданно оказался нам месте есенинского, когда всркыли могилу, чтобы похоронить мать поэта – Татьяну Федоровну.

так что непонятные гостевые гробы в могиле Есенина – это не легенда, это факт. Отмахнуться от него довольно сложно, потому что это не из разряда “одна тетенька на базаре расказала”. Опровергнуть или подтвердить легко – дайте разрешение, проверьте.

perpetum » 17:57:23, Понедельник 02 Март 2009

Тогда, если останки были потревожены в первую же ночь, то как в 1955 там мог оказаться “свежий” гроб? Ведь, наверное, если туда и был подложен другой гроб, то, я полагаю, в ту же ночь?

Вот именно КАК. И вообще КАК могли взять и вырыть гроб в первую ночь. Что вообще происходит, товарищи.
Уже всем давно надо было бы озадачиться и властям в первую очередь.

Что туда положили, какой свежести гроб, и что-на что поменяли, мы можем только гадать. Но раз есть свидетели этим странным процессам, значит, надо проверять и давать разъяснение.

Марина » 21:44:21, Понедельник 02 Март 2009

да ладно вам,думаете власти ничего не знают? всё они знают,просто не в их интересах нам рассказать.

Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть, –
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким “Русь”.

__________________________
Не жалею, не зову, не плачу.

Алена К. » 22:14:09, Понедельник 02 Март 2009

Вот кто бы это проверил, и кто бы доказал. В любом случае просто так гроб не выроешь – ведь заметно будет, что земля была тронута, вскопана. Соответственно, нужно было как-то ограничивать доступ к могиле на время, что ли. Либо действительно его вырыли в тот же день, пока земля еще не “утопталась”.

IlyaKovalchuk » 22:56:30, Понедельник 02 Март 2009

вы не юрист случайно? или может на форуме есть такие, довольно специфическая информация просто, попробуй найди что то толковое по сайтам. вроде как по закону да, эксгумация тела предусмотрена только по уголовно-процессуальному кодексу по постанавлению следователя, ведущего дело.
но это же все по закону. я вижу как возможность участие по энтузиазму журналистов, судмедэкспертов и прочей общественности на научных-журналистых началах, вскрывают могилу. явно нарушение того же уголовно-процессуального кодееса плюс статья:
Возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 244 УК РФ (повреждение или осквернение мест захоронения, надмогильных сооружений, предназначенных для церемоний в связи с погребением умерших или их поминовением), которая предусматривает максимальное наказание в виде арест до трех месяцев.
Пять лет колонии никому не дадут, тем более если иностранцы, приехали-уехали.

Алена К. » 23:46:52, Понедельник 02 Март 2009

Нет, я не юрист, но, в связи с тем, что сейчас я копаюсь в деле Есенина, приходится знакомиться и с уголовным кодексом, и с судмедэкспертизой, и с правилами проведения эксгумации в том числе. По закону – да, нужно разрешение следователя, ведущего дело. Причем должны быть определенные обстоятельства, которые должны убедить следователя в необходимости эксгумации, поскольку на это нужен повод, и повод весомый, значимый, и, фактически, не один. Но дела нет, следователя нет, точнее, разрешение должна дать генпрокуратура, а она его не дает, поскольку оснований для возбуждения уголовного дела они не видят. Это замкнутый круг, вы не замечаете?) Кто проведет эту эксгумацию? Даже незаконным способом? Там все бетоном залито, просто так не влезешь! Журналисты в данном случае мало что значат, судмедэксперты всеми руками за самоубийство. Пока не докажут, что эксгумация ДОЛЖНА быть проведена, никто не дернется ее проводить, потому что мы еще не знаем, что там, под памятником находится. А если там действительно находится то, что не должно быть открыто, или наоборот, ничего не находится вообще, то никто никого не убедит в необходимости ее проведения.

Марина » 18:16:19, Вторник 03 Март 2009

Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть, –
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким “Русь”.

__________________________
Не жалею, не зову, не плачу.

Анализ стихотворения Есенина «К покойнику»

В 1909 году Есенин приступил к обучению в церковно-приходской школе, находившейся в селе Спас-Клепики. Там он стал членом маленького дружеского кружка. Благодаря ему Сергей Александрович увлекся творчеством раннего Горького, идеями Льва Николаевича Толстого, лирикой Надсона. Большая часть стихотворений, написанных поэтом в тот период, — произведения и в художественном, и в смысловом плане достаточно слабые.

Читайте также:  Анализ стихотворения Я последний поэт деревни Есенина

Впрочем, члены кружка и местный учитель словесности зачастую слушали их с удовольствием и оценивали достаточно высоко. К сожалению,

Она практически полностью лишена глубоких переживаний и искренних чувств. Зато в ней сильны пессимистические мотивы. Один из ярких примеров — стихотворение «К покойнику», датированное 1911-12 гг. и выдержанное в жанре послания-плача. Сюжет его очень прост — на похоронах друзья умершего человека клянутся часто его вспоминать, обещают когда-нибудь присоединиться

Если говорить о ритме, размере, то произведение явно нуждается в доработке — слишком уж оно шероховатое, сырое, по-детски незрелое. Главными в нем становятся невеселые мысли о скоротечности жизни. Скорей всего, их возникновение тесно связано с внешними культурными влияниями, о которых писалось выше.

В школе в Спас-Клепиках Есенин познакомился с Гришей Панфиловым, который на несколько лет стал лучшим другом будущего поэта. После отъезда Сергея Александровича в Москву они некоторое время вели оживленную переписку. Прервала ее скоропостижная смерть Панфилова. Гриша скончался в феврале 1914 года, перед этим тяжело проболев в течение двух недель. Бедный юноша даже с постели встать не мог.

Недуг настолько иссушил и измучил его, что в итоге он сильно исхудал, остались кожа да кости. Отец Гриши попросил Есенина сочинить надгробную надпись. Могила Панфилова не сохранилась до наших дней, но существуют свидетельства, что на камне были высечены строки из стихотворения «К покойнику», которое друг Сергея Александровича точно знал и даже переписал в тетрадь: Покойся с миром, друг наш милый, И ожидай ты нас к себе.

Дайджест:

Анализ стихотворения Есенина «Зима» «Зима» — стихотворение, точная дата написания которого неизвестна. Исследователи творчества Есенина называют период с 1911 по 1912 год. Скорей всего, произведение сочинено во время обучения юного поэта в церковно-приходской школе. .

Анализ стихотворения Есенина «Восход солнца» Пейзажная зарисовка «Восход солнца» относится к периоду между 1911 и 1912 гг. Впервые она была опубликована после смерти Есенина — в 1959-ом. Стихотворение появилось в газете «Чарджоуская правда» в рамках. .

Анализ стихотворения Есенина «На небесном синем блюде…» Стихотворение «На небесном синем блюде…», которое принято датировать 1915 годом, впервые было опубликовано после смерти Есенина — в майском номере журнала «Красная новь» за 1926-ой. Поэт, критик и переводчик Иннокентий. .

Анализ стихотворения Есенина «Сосна и река» Во время получения образования в церковно-приходской школе, располагавшейся в селе Спас-Клепики, Есенин подружился с Гришей Панфиловым — сыном местного приказчика, учившимся на год старше. Будущий поэт часто бывал у него. .

Анализ стихотворения Есенина «Сыплет черемуха снегом…» «Сыплет черемуха снегом…» — стихотворение, датированное 1910 годом и относящееся к ранней пейзажной лирике Есенина. В нем отразился свежий взгляд юного поэта на красоту природы. Произведение проникнуто радостью, вызванной наступившей. .

Анализ стихотворения Есенина «Весна на радость не похожа…» Стихотворение «Весна на радость не похожа…», датированное 1916 годом, относится к раннему периоду творчества Есенина. Впервые оно было опубликовано в благотворительном сборнике «Пряник осиротевшим детям», редактированием которого занимался писатель Алексей. .

Анализ стихотворения Есенина «Не ругайтесь! Такое дело!…» Начало 1920-х годов ознаменовалось для Есенина пересмотром отношения к теме города и деревни. Поэт стремился быть полезным крестьянству, но не находил среди представителей этого сословия своих читателей. Послереволюционная деревня предпочитала. .

Анализ стихотворения Есенина «Никогда я не был на Босфоре…» В 1921 году Есенин совершил путешествие в Среднюю Азию, которое произвело на него неизгладимое впечатление. Поездка в Туркестан — первое соприкосновение поэта с богатой восточной культурой и природой. Впоследствии она. .

Анализ стихотворения Есенина «Буря» Стихотворение «Буря» изначально предназначалось для публикации в журнале «Млечный Путь». Издание объединяло группу крестьянских писателей, входивших в Суриковский литературно-музыкальный кружок. Он существовал в период с 1872 по 1921 год. Его. .

Анализ стихотворения Есенина «Мне грустно на тебя смотреть…» В конце лета 1923 года жена Мариенгофа познакомила Есенина с Августой Леонидовной Миклашевской, актрисой знаменитого Камерного театра Таирова. Сергей Александрович влюбился в красавицу-артистку буквально с первого взгляда. Интересно, что их. .

Анализ стихотворения Есенина «Шел Господь пытать людей в любови…» В начале 1916 года Есенин выпустил дебютный сборник под названием «Радуница». Книгу издал в Петрограде Аверьянов при деятельном участии поэта Клюева, представителя новокрестьянского направления. По содержанию она получилась неоднородной. При. .

Анализ стихотворения Есенина «Зеленая прическа» Стихотворение «Зеленая прическа» принято датировать августом 1918 года. Есенин посвятил его Лидии Ивановне Кашиной. Она владела имением в Константинове — родном селе поэта. Согласно воспоминаниям сестры Сергея Александровича, поместье отличалось. .

Анализ стихотворения Есенина «О верю, верю, счастье есть!…» Есенин писал, что чувство Родины — основное в его творчестве. Действительно, большинство написанных им стихотворений так или иначе посвящены России. По словам Сергея Александровича, без этой темы он не был. .

Анализ стихотворения Есенина «Чары» Для лирики Есенина характерно использование свойственных народному творчеству образов труда, животных, природы. Подтверждение тому можно найти в большом количестве стихотворений. Среди них — «Чары», произведение, относящееся к ранней лирике и. .

Анализ стихотворения Есенина «Душа грустит о небесах…» Написанное в 1919 году стихотворение «Душа грустит о небесах…» изначально было адресовано Александру Борисовичу Кусикову — одному из лидеров имажинистского движения. С ним Есенин познакомился после Великой Октябрьской революции. Друзья-поэты. .

Анализ стихотворения Есенина «Песнь о хлебе» Стихотворение «Песнь о хлебе» относится к позднему творчеству Есенина, точная дата его написания неизвестна. По мнению большинства исследователей, произведение создано в районе 1920-21 гг. В нем отразилось беспокойство поэта о. .

Анализ стихотворения Есенина «Прощай, родная пуща…» Стихи Есенина, приехавшего в Петроград в 1915 году и читавшего там свои произведения Блоку, Клюеву, Городецкому и прочим известным поэтам, стали для литературного общества того времени настоящим глотком свежего воздуха. .

Анализ стихотворения С. А. Есенина «Топи да болота» С. А. Есенин называл себя «последним поэтом деревни». Он любил русскую деревню, сельский труд, природу. Природа была для поэта стимулом творчества, поэтому большинство лирических произведений Сергея Александровича посвящены родному краю. .

Анализ стихотворения Есенина «Ах, как много на свете кошек…» В 1925 году в письме матери Софья Андреевна Толстая, третья и последняя супруга Есенина, отмечала, что у ее мужа есть «две прекрасные черты — любовь к детям и животным». Если. .

Анализ стихотворения Есенина «Брату человеку» «Больные думы» — рукописный сборник Есенина, состоящий из шестнадцати стихотворений. Создавался он в начале 1910-х годов. Долгое время широкая общественность ничего о нем не знала. Сборник, представляющий собой две сшитые. .

Анализ стихотворения Есенина «Выткался на озере алый свет зари…» Раннюю лирику Есенина исследователи его жизни и творчества считают неравноценной и неоднородной. В ней сложно выделить единственный главенствующий мотив, ее не стоит подводить под одну ключевую идею. Сергей Александрович испытывал. .

Анализ стихотворения Есенина «Небесный барабанщик» Отношение Есенина к власти большевиков со временем менялось. Изначально оно было сугубо положительным. Сергей Александрович признавался, что в 1917 году он находился на стороне Октября, хотя и воспринимал происходящие события. .

Анализ стихотворения Есенина «Там, где вечно дремлет тайна…» Образ родной природы является одним из ключевых в творчестве Сергея Есенина, которого по праву считают сельским поэтом. Большинство его произведений посвящены полям и рекам, лугам и перелескам. Кроме этого, в. .

Анализ стихотворения Есенина «Поет зима — аукает» Одно из самых первых произведений Сергея Есенина, известное широкой публике под названием «Поет зима — аукает», было написано в 1910 году, когда автору едва исполнилось 15 лет. Опубликовал его поэт. .

Анализ стихотворения Есенина «Заметался пожар голубой…» В августе 1923 года Есенин вернулся в Москву после путешествия по Соединенным Штатам Америки. К этому времени его скандальный брак с Айседорой Дункан был на грани развода. Практически сразу после. .

Анализ стихотворения Есенина «Топи да болота» Пейзажную лирику Сергея Есенина можно разделить на два этапа. Первый из них приходится на 1914 — 1920 годы, когда молодой поэт пытается найти свой стиль изложения и понимает, что источником. .

Анализ стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу» Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…» Грустные философские размышления о быстро­течности жизни характерны для всего творчества Сергея Есенина. Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…» написано, когда автору было всего. .

Анализ стихотворения Есенина «Черемуха» В раннем творчестве Сергея Есенина очень много произведений, которые посвящены красоте родной природы. В этом нет ничего удивительного, так как детство и юность поэта прошли в живописном селе Константиново, где. .

Анализ стихотворения С — А — Есенина «Гой ты, Русь моя родная!… — -» анализ стихотворения есенина гой Подготовка к ЕГЭ: Сочинение Анализ стихотворения С. А. Есенина «Гой ты, Русь моя родная!…..» анализ стихотворения есенина гой Стихотворение «Гой ты, Русь моя родная…» написано Есениным в 1914 году, когда. .

Анализ стихотворения Есенина «Ты меня не любишь, не жалеешь…» Личная жизнь Сергея Есенина до сих пор скрывает немало тайн. Известно, что поэт был трижды официально женат, однако мало кто из его библиографов отважился бы назвать точное количество возлюбленных. Именно. .

Анализ стихотворения Есенина «Королева» У Сергея Есенина было много женщин, и сам поэт неоднократно признавался, что потерял число своим любовницам. Однако впервые он испытал всепоглощающее и сладостное чувство любви в 15 лет, увлекшись своей. .

Анализ стихотворения Есенина «Береза» Поэта Сергея Есенина не зря называют певцом России, так как в его творчестве образ родины является ключевым. Даже в тех произведениях, где описываются загадочные восточные страны, автор все время проводит. .

Анализ стихотворения Есенина «Письмо матери» В 1924 году, после 8-летней разлуки, Сергей Есенин решил посетить родное село Константиново и встретиться со своими близкими. Накануне отъезда на родину из Москвы поэт написал проникновенное и очень трогательное. .

Анализ стихотворения Есенина «Гой ты, Русь, моя родная…» Поэту Сергею Есенину довелось побывать во многих странах мира, однако он неизменно возвращался в Россию, считая, что именно здесь находится его дом. Автор множества лирических произведений, посвященных родине, не был. .

Анализ стихотворения Есенина «Мне осталась одна забава…» Жизнь в Москве кардинально изменила Сергея Есенина, который приехал в столицу простым деревенским пареньком. Однако уже через несколько лет он почувствовал вкус свободы и первых литературных успехов, обзавелся модной одеждой. .

Анализ стихотворения Есенина «Моя жизнь» Библиографы Сергея Есенина до сих пор задаются вопросом, как в одном человеке могли так органично уживаться циник и романтик, похабник и дамский угодник. В жизни поэта должно было произойти нечто. .

Анализ стихотворения Есенина «Собаке Качалова» Стихотворение «Собаке Качалова», написанное Сергеем Есениным в 1925 году, является одним из наиболее известных произведений поэта. Оно основано на реальных событиях: пес Джим, которому автор адресовал эти удивительно нежные и. .

Анализ стихотворения Есенина «Закружилась листва золотая…» Ранние произведения Сергея Есенина обладают удивительной магической силой. Поэт, еще не разочаровавшийся в жизни и не утративший смысл собственного существования, не устает восхищаться красотой окружающей природы. Причем, общается он с. .

Анализ стихотворения Есенина «Свищет ветер, серебряный ветер…» В последние несколько месяцев перед самоубийством, случившимся в конце декабря 1925 года, Есенин активно писал. Ряд стихотворений исследователи творчества поэта объединили в так называемый «зимний» цикл. В произведениях этих во. .

Анализ стихотворения Есенина «Эта улица мне знакома…» Став достаточно известным поэтом, Сергей Есенин неоднократно приезжал в родное село Константиново и с удивлением замечал, что земляки совершенно не воспринимают его, как значимую фигуру в литературной среде. Те, кто. .

Есенин

21 сентября – 3 октября по новому стилю – 1895 года в селе Константинове в Кузьминской волости под Рязанью в бедной крестьянской семье Александра Никитича и Татьяны Фёдоровны Есениных родился великий русский поэт
Сергей Александрович Есенин.


Сергей Есенин запомнился нам таким.


Анна Изряднова (1891–1946)

Фамилия Есенин происходит от татарского имени Есен, переводящееся как «благополучный», «здоровый», а родоначальник фамилии был родом из города Касимова, из которого этот самый Есен пришёл в Рязань в 1626 году.
Когда Есенину было три года, отец уехал на заработки в Москву. Мать же, бросила семью, сойдясь с неким Иваном Разгуляевым, от которого родила сына Александра. Маленького Есенина, оставшегося без попечения, отдали на воспитание зажиточному деду-старообрядцу Никите Осиповичу. Дед был по нынешним меркам далеко не старым: когда в 1907 году он умер, ему было лишь 42 года.

Читайте также:  Анализ стихотворения Голубая кофта синие глаза Есенина

Позднее отец и мать снова сошлись, и в 1905 году у Есенина родилась сестра Екатерина, а в 1911 – сестра Александра.
На пороге своего девятилетия Есенин поступил в Константиновское земское училище, закончив которое, начал учёбу в учительской семинарии.
Писать стихи Есенин начал с 14 лет, И его талант заметил семинарский учитель Евгений Михайлович Хитров, обучивший Есенина основам стихосложения. Он же посоветовал Есенину по окончании семинарии ехать в Москву.
В 1914 году в детском журнале «Мирок» стихотворения было впервые опубликовано стихотворение Есенина «Берёза».

К тому времени Есенин уже жил в Москве, служил грузчиком в типографии Сытина и жил на съёмной квартире около Серпуховской заставы с корректоршей той же типографии Анной Романовной Изрядновой, которая 21 декабря 1914 года родила от него сына Юрия.

Однако ещё до рождения сына Есенин бросил работу и уехал в Крым. О том, где находится Есенин, сожительница узнала лишь тогда, когда, промотав имевшиеся у него деньги, он написал ей телеграмму, и Анна, собрав ему на обратный билет, выслала деньги переводом. После возвращения из Крыма Есенин стал жить у друзей-собутыльников, именовавших себя новокрестьянскими поэтами, а после рождения сына на некоторое время вернулся к сожительнице. Однако в марте 1915 года Есенин уехал в Петроград в поисках литературного счастья.
Там его приметили во влиятельных литературных кругах и даже отмазали от отправки на фронт, определив санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд.
Первый сборник стихов Есенина «Радуница» был издан в 1916 году и сразу сделал Есенина известным и популярным, а влиятельный Горький сразу привлек молодого поэта к участию в только что организованном журнале «Летопись». В ранних стихах Есенин создавал идиллические образы старой сельской Руси, картины родной природы, навеянные крестьянскими песнями. В Царском Селе Есенин выступал перед императрицей и царскими дочерьми и, как говорят, очень понравился великой княжне Татьяне, но начавшийся было роман царевны и поэта-санитара был прерван Февральской революцией.

Зинаида Райх с детьми Есенина


Есенин в армии


Галина Бениславская

30 июля 1917 года Есенин венчается с машинисткой эсеровской газеты «Дело народа» Зинаидой Николаевной Райх, но когда в 1918 году советское правительство переехало в Москву, вслед за ним отправился и Есенин. Райх же осталась в Питере, а затем уехала рожать в Орёл к родителям. Там 29 мая 1918 года она родила дочь, которую назвали Татьяной. В орле Зинаида служила в комиссии Наркомпроса, а когда 13 октября 1919 года в город пришли белые, перешла на нелегальное положение и занялась подпольной работой, которая, правда, продолжалась всего неделю – 20 октября город был освобождён. После освобождения Орла от деникинцев Райх с дочерью приехала к мужу в Москву. 3 февраля 1920 года Райх родила сына Константина. Ребёнок сразу тяжело заболел, и Зинаида срочно отвезла его в Кисловодск, а по возвращению в Москву сама попала в психиатрическую лечебницу, после которой вновь вернулась в Орёл. 5 октября 1921 года брак Райх с Есениным был расторгнут. К тому времени Райх уже сожительствовала с Мейерхольдом и, получив развод, вскоре вступила с ним в официальный брак и стала актрисой.
Следующей женщиной Есенина стала Галина Артуровна Бениславская – дочь грузинки и француза по фамилии Карьер. Мать её вскоре после рождения Галины спятила, француз сразу куда-то испарился, и воспитанием девочки занимался муж тётки военврач Артур Казимирович Бениславский, который её в итоге и удочерил.
Бениславская часто посещала литературные вечера и выступления поэтов. На одном из таких вечеров 19 сентября 1920 года она впервые увидала Есенина и услышала его выступление. В конце 1920 года в кафе «Стойло Пегаса» состоялось их личное знакомство, и Есенин переехал жить к Бениславской. Прожили они до 3 сентября 1921 года. В тот день в мастерской армянского художника-авангардиста Георгия Якулова Есенин познакомился с танцовщицей Дорой Анджелой Дункан, танцевавшей под сценическим псевдонимом Айседора. Во время обеда Айседора сначала не сводила глаз с Есенина, а потом вдруг отлучилась в уборную. Через минуту Есенин тоже неожиданно захотел по нужде и направился следом. К Бениславской он вернулся лишь утром и то за вещами. Есенин ушёл к Айседоре, а Бениславсая попала в ту же самую клинику, откуда совсем недавно выписалась Зинаида Райх. 3 декабря 1926 года Галина Бениславская застрелилась на могиле Есенина, и её похоронили в соседней могиле.
Есенин не говорил по-английски, а Айседора почти не говорила по-русски. Тем не менее, к маю 1922 года она заговорила с едва заметным акцентом, и 2 мая Есенин и Дункан поженились.


Есенин и Айседора

Сразу после свадьбы Есенин и Айседора уехали за границу, но ни в Европе, ни в Америке русский поэт не прижился – в 1923 году Есенин вернулся в Москву один.
Айседора пережила Есенина менее чем на два года. Когда в канун нового 1926 года она села писать ему письмо, предлагая помириться и приехать к ней в Ниццу, её слуга Иван принёс ей газету, где в траурной рамке был напечатан портрет Есенина. Полтора года Айседору мучила тяжёлая депрессия, но к концу лета 1927 года она стала пробовать танцевать, а каждый вечер выезжала с шофёром на автомобильную прогулку в открытом двухместном Бугатти-37.
Вечером 14 сентября 1927 года она отправилась на очередную такую прогулку. Сев слева от водителя, она закинула свой длинный шарф назад, и машина тронулась. Проехав 10 метров, машина вдруг сама по себе встала на месте, а через мгновение понеслась с удвоенной скоростью. Удивившись, водитель затормозил и с удивлением обнаружил, что Айседоры рядом нет. Оглянувшись, он увидел ее лежащей на мостовой. Бряцая георгиевскими крестами, нацепленными на ливрею, к ней уже бежал русский слуга Иван. Оказалось, что шарф Айседоры зацепился за заднее колесо и, намотавшись на ось, выдернул её из машины. Но, прежде чем её выдернуть, он успел сломать ей шейные позвонки. Что это было, несчастный случай или изощрённое самоубийство, сейчас уже не узнаешь.
Однако вернёмся к Есенину. В конце лета 1923 года он сходится с поэтессой Надеждой Давидовной Вольпин. Совместная жизнь двух поэтов не заладилась, тем более, что Надежда считала себя гением, а Есенина сначала просто талантливым поэтом, а потом и вовсе стала открыто называть посредственностью. В феврале Вольпин (фамилия не склоняется) уехала в свежепереименованный Ленинград, где 4 мая родила сына Александра, который жив до сих пор, правда жив в Америке. Сама же Вольпин дожила до 1998 года.

Надежда Вольпин с сыном Александром


Александр Есенин-Вольпин, в прошлом известный диссидент, уехавший из СССР в 1973 году, ныне проживает в Бостоне


Софья Толстая
Есенина – последняя жена поэта .

В начале 1925 года Есенин познакомился с внучкой Льва Толстого Софьей Андреевной. Как и большинство интеллигентных девиц того времени, она была влюблена в поэзию Есенина и, естественно, в самого поэта. Есенин, похоже, сперва отвечал взаимностью и даже, говорят, стал под её влиянием вегетарианцем. В июле 1925 года состоялась скромная свадьба. Сонечка была готова, как и ее знаменитая бабушка, посвятить всю жизнь мужу и его творчеству. Уже через месяц Есенин, встретив приятеля и отвечая на вопрос: «Как жизнь?», говорил: «Готовлю собрание сочинений в трех томах и живу с нелюбимой женщиной». «В России почти все поэты умирали, не увидев полного собрания своих сочинений. А я вот – увижу своё собрание», – добавлял он.
Собрание сочинений Есенин так и не увидел : 28 декабря 1925 года Есенина нашли мёртвым в ленинградской гостинице «Интернационал», бывшая «Англетер». Лицо Есенина было изуродовано: поперек лба справа налево шла глубокая впадина, левый глаз вытек, над ним был багровый синяк, под правой бровью глубокая, похожая на проникающую, рана. Большая рваная рана имелась и на предплечье правой руки. В возбуждении уголовного дела было отказано. Осмотревшие труп участковый надзиратель Горбов и, позднее, патологоанатом Гилеревский пришли к выводу о самоубийстве.
Спустя более 60 лет после смерти Есенина версия самоубийства была поставлена под сомнение, а бывший следователь с Петровки заслуженный работник МВД СССР полковник Эдуард Александрович Хлысталов ( в сериале про Есенина его вывели под фамилией Хлыстов) даже подвёл под версию об убийстве доказательную базу. Самым главным в этой версии оказалось то, что Есенин, имевший рост 158 сантиметров, просто не смог бы дотянуться до места крепления верёвки , а характер пореза на руке с повреждением сухожилий не позволил бы ему смастерить петлю.
Интересно, что первое покушение на Есенина состоялось ещё 13 февраля 1924 года. В тот день к нему пристала группа молодых людей под видом пьяных хулиганов. Один из них пытался всадить Есенину финский нож под сердце, но Есенин успел подставить руку. Спас Есенина свисток дворника, на который прибежал постовой и зеваки.
Есенин попал в Шереметьевскую больницу с травмой левого предплечья, а в милицию от той самой шпаны якобы поступило заявление, что Есенин сам затеял драку и даже ранил ножом одного из их товарищей, вследствие чего тот на другой день помер. 20 февраля 1924 года последовало постановление на арест Есенина. Однако врач отказался выдать его, заявив, что тот находится в критическом состоянии. Друзья перевели его в Кремлевскую больницу, откуда его быстро выписали, и Есенин некоторое время скрывался от милиции, пока 19 сентября всё-таки не был арестован. Правда, влиятельные друзья вскоре добились прекращения преследования, и 24 сентября Есенин был освобождён. Всего же на Есенина после революции заводилось 14 уголовных дел.

31 декабря 1925 года Есенин был похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. Вскоре после похорон посыпалась лавина осуждения творчества Есенина. Его богемные стихи, подхваченные в годы нэпа неустойчивой, мелкобуржуазной частью молодёжи, вызвали отпор со стороны партийной печати. Против «есенинщины» выступал Маяковский . Однако несмотря на критику, литературная общественность всегда высоко ценила талант великого русского поэта Сергея Есенина.

Могила Есенина на Ваганьковском кладбище. Рядом могила матери, дожившей до 1955 года. .

Есенин

21 сентября – 3 октября по новому стилю – 1895 года в селе Константинове в Кузьминской волости под Рязанью в бедной крестьянской семье Александра Никитича и Татьяны Фёдоровны Есениных родился великий русский поэт
Сергей Александрович Есенин.


Сергей Есенин запомнился нам таким.


Анна Изряднова (1891–1946)

Фамилия Есенин происходит от татарского имени Есен, переводящееся как «благополучный», «здоровый», а родоначальник фамилии был родом из города Касимова, из которого этот самый Есен пришёл в Рязань в 1626 году.
Когда Есенину было три года, отец уехал на заработки в Москву. Мать же, бросила семью, сойдясь с неким Иваном Разгуляевым, от которого родила сына Александра. Маленького Есенина, оставшегося без попечения, отдали на воспитание зажиточному деду-старообрядцу Никите Осиповичу. Дед был по нынешним меркам далеко не старым: когда в 1907 году он умер, ему было лишь 42 года.

Позднее отец и мать снова сошлись, и в 1905 году у Есенина родилась сестра Екатерина, а в 1911 – сестра Александра.
На пороге своего девятилетия Есенин поступил в Константиновское земское училище, закончив которое, начал учёбу в учительской семинарии.
Писать стихи Есенин начал с 14 лет, И его талант заметил семинарский учитель Евгений Михайлович Хитров, обучивший Есенина основам стихосложения. Он же посоветовал Есенину по окончании семинарии ехать в Москву.
В 1914 году в детском журнале «Мирок» стихотворения было впервые опубликовано стихотворение Есенина «Берёза».

К тому времени Есенин уже жил в Москве, служил грузчиком в типографии Сытина и жил на съёмной квартире около Серпуховской заставы с корректоршей той же типографии Анной Романовной Изрядновой, которая 21 декабря 1914 года родила от него сына Юрия.

Однако ещё до рождения сына Есенин бросил работу и уехал в Крым. О том, где находится Есенин, сожительница узнала лишь тогда, когда, промотав имевшиеся у него деньги, он написал ей телеграмму, и Анна, собрав ему на обратный билет, выслала деньги переводом. После возвращения из Крыма Есенин стал жить у друзей-собутыльников, именовавших себя новокрестьянскими поэтами, а после рождения сына на некоторое время вернулся к сожительнице. Однако в марте 1915 года Есенин уехал в Петроград в поисках литературного счастья.
Там его приметили во влиятельных литературных кругах и даже отмазали от отправки на фронт, определив санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд.
Первый сборник стихов Есенина «Радуница» был издан в 1916 году и сразу сделал Есенина известным и популярным, а влиятельный Горький сразу привлек молодого поэта к участию в только что организованном журнале «Летопись». В ранних стихах Есенин создавал идиллические образы старой сельской Руси, картины родной природы, навеянные крестьянскими песнями. В Царском Селе Есенин выступал перед императрицей и царскими дочерьми и, как говорят, очень понравился великой княжне Татьяне, но начавшийся было роман царевны и поэта-санитара был прерван Февральской революцией.

Зинаида Райх с детьми Есенина


Есенин в армии


Галина Бениславская

30 июля 1917 года Есенин венчается с машинисткой эсеровской газеты «Дело народа» Зинаидой Николаевной Райх, но когда в 1918 году советское правительство переехало в Москву, вслед за ним отправился и Есенин. Райх же осталась в Питере, а затем уехала рожать в Орёл к родителям. Там 29 мая 1918 года она родила дочь, которую назвали Татьяной. В орле Зинаида служила в комиссии Наркомпроса, а когда 13 октября 1919 года в город пришли белые, перешла на нелегальное положение и занялась подпольной работой, которая, правда, продолжалась всего неделю – 20 октября город был освобождён. После освобождения Орла от деникинцев Райх с дочерью приехала к мужу в Москву. 3 февраля 1920 года Райх родила сына Константина. Ребёнок сразу тяжело заболел, и Зинаида срочно отвезла его в Кисловодск, а по возвращению в Москву сама попала в психиатрическую лечебницу, после которой вновь вернулась в Орёл. 5 октября 1921 года брак Райх с Есениным был расторгнут. К тому времени Райх уже сожительствовала с Мейерхольдом и, получив развод, вскоре вступила с ним в официальный брак и стала актрисой.
Следующей женщиной Есенина стала Галина Артуровна Бениславская – дочь грузинки и француза по фамилии Карьер. Мать её вскоре после рождения Галины спятила, француз сразу куда-то испарился, и воспитанием девочки занимался муж тётки военврач Артур Казимирович Бениславский, который её в итоге и удочерил.
Бениславская часто посещала литературные вечера и выступления поэтов. На одном из таких вечеров 19 сентября 1920 года она впервые увидала Есенина и услышала его выступление. В конце 1920 года в кафе «Стойло Пегаса» состоялось их личное знакомство, и Есенин переехал жить к Бениславской. Прожили они до 3 сентября 1921 года. В тот день в мастерской армянского художника-авангардиста Георгия Якулова Есенин познакомился с танцовщицей Дорой Анджелой Дункан, танцевавшей под сценическим псевдонимом Айседора. Во время обеда Айседора сначала не сводила глаз с Есенина, а потом вдруг отлучилась в уборную. Через минуту Есенин тоже неожиданно захотел по нужде и направился следом. К Бениславской он вернулся лишь утром и то за вещами. Есенин ушёл к Айседоре, а Бениславсая попала в ту же самую клинику, откуда совсем недавно выписалась Зинаида Райх. 3 декабря 1926 года Галина Бениславская застрелилась на могиле Есенина, и её похоронили в соседней могиле.
Есенин не говорил по-английски, а Айседора почти не говорила по-русски. Тем не менее, к маю 1922 года она заговорила с едва заметным акцентом, и 2 мая Есенин и Дункан поженились.


Есенин и Айседора

Сразу после свадьбы Есенин и Айседора уехали за границу, но ни в Европе, ни в Америке русский поэт не прижился – в 1923 году Есенин вернулся в Москву один.
Айседора пережила Есенина менее чем на два года. Когда в канун нового 1926 года она села писать ему письмо, предлагая помириться и приехать к ней в Ниццу, её слуга Иван принёс ей газету, где в траурной рамке был напечатан портрет Есенина. Полтора года Айседору мучила тяжёлая депрессия, но к концу лета 1927 года она стала пробовать танцевать, а каждый вечер выезжала с шофёром на автомобильную прогулку в открытом двухместном Бугатти-37.
Вечером 14 сентября 1927 года она отправилась на очередную такую прогулку. Сев слева от водителя, она закинула свой длинный шарф назад, и машина тронулась. Проехав 10 метров, машина вдруг сама по себе встала на месте, а через мгновение понеслась с удвоенной скоростью. Удивившись, водитель затормозил и с удивлением обнаружил, что Айседоры рядом нет. Оглянувшись, он увидел ее лежащей на мостовой. Бряцая георгиевскими крестами, нацепленными на ливрею, к ней уже бежал русский слуга Иван. Оказалось, что шарф Айседоры зацепился за заднее колесо и, намотавшись на ось, выдернул её из машины. Но, прежде чем её выдернуть, он успел сломать ей шейные позвонки. Что это было, несчастный случай или изощрённое самоубийство, сейчас уже не узнаешь.
Однако вернёмся к Есенину. В конце лета 1923 года он сходится с поэтессой Надеждой Давидовной Вольпин. Совместная жизнь двух поэтов не заладилась, тем более, что Надежда считала себя гением, а Есенина сначала просто талантливым поэтом, а потом и вовсе стала открыто называть посредственностью. В феврале Вольпин (фамилия не склоняется) уехала в свежепереименованный Ленинград, где 4 мая родила сына Александра, который жив до сих пор, правда жив в Америке. Сама же Вольпин дожила до 1998 года.

Надежда Вольпин с сыном Александром


Александр Есенин-Вольпин, в прошлом известный диссидент, уехавший из СССР в 1973 году, ныне проживает в Бостоне


Софья Толстая
Есенина – последняя жена поэта .

В начале 1925 года Есенин познакомился с внучкой Льва Толстого Софьей Андреевной. Как и большинство интеллигентных девиц того времени, она была влюблена в поэзию Есенина и, естественно, в самого поэта. Есенин, похоже, сперва отвечал взаимностью и даже, говорят, стал под её влиянием вегетарианцем. В июле 1925 года состоялась скромная свадьба. Сонечка была готова, как и ее знаменитая бабушка, посвятить всю жизнь мужу и его творчеству. Уже через месяц Есенин, встретив приятеля и отвечая на вопрос: «Как жизнь?», говорил: «Готовлю собрание сочинений в трех томах и живу с нелюбимой женщиной». «В России почти все поэты умирали, не увидев полного собрания своих сочинений. А я вот – увижу своё собрание», – добавлял он.
Собрание сочинений Есенин так и не увидел : 28 декабря 1925 года Есенина нашли мёртвым в ленинградской гостинице «Интернационал», бывшая «Англетер». Лицо Есенина было изуродовано: поперек лба справа налево шла глубокая впадина, левый глаз вытек, над ним был багровый синяк, под правой бровью глубокая, похожая на проникающую, рана. Большая рваная рана имелась и на предплечье правой руки. В возбуждении уголовного дела было отказано. Осмотревшие труп участковый надзиратель Горбов и, позднее, патологоанатом Гилеревский пришли к выводу о самоубийстве.
Спустя более 60 лет после смерти Есенина версия самоубийства была поставлена под сомнение, а бывший следователь с Петровки заслуженный работник МВД СССР полковник Эдуард Александрович Хлысталов ( в сериале про Есенина его вывели под фамилией Хлыстов) даже подвёл под версию об убийстве доказательную базу. Самым главным в этой версии оказалось то, что Есенин, имевший рост 158 сантиметров, просто не смог бы дотянуться до места крепления верёвки , а характер пореза на руке с повреждением сухожилий не позволил бы ему смастерить петлю.
Интересно, что первое покушение на Есенина состоялось ещё 13 февраля 1924 года. В тот день к нему пристала группа молодых людей под видом пьяных хулиганов. Один из них пытался всадить Есенину финский нож под сердце, но Есенин успел подставить руку. Спас Есенина свисток дворника, на который прибежал постовой и зеваки.
Есенин попал в Шереметьевскую больницу с травмой левого предплечья, а в милицию от той самой шпаны якобы поступило заявление, что Есенин сам затеял драку и даже ранил ножом одного из их товарищей, вследствие чего тот на другой день помер. 20 февраля 1924 года последовало постановление на арест Есенина. Однако врач отказался выдать его, заявив, что тот находится в критическом состоянии. Друзья перевели его в Кремлевскую больницу, откуда его быстро выписали, и Есенин некоторое время скрывался от милиции, пока 19 сентября всё-таки не был арестован. Правда, влиятельные друзья вскоре добились прекращения преследования, и 24 сентября Есенин был освобождён. Всего же на Есенина после революции заводилось 14 уголовных дел.

31 декабря 1925 года Есенин был похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. Вскоре после похорон посыпалась лавина осуждения творчества Есенина. Его богемные стихи, подхваченные в годы нэпа неустойчивой, мелкобуржуазной частью молодёжи, вызвали отпор со стороны партийной печати. Против «есенинщины» выступал Маяковский . Однако несмотря на критику, литературная общественность всегда высоко ценила талант великого русского поэта Сергея Есенина.

Могила Есенина на Ваганьковском кладбище. Рядом могила матери, дожившей до 1955 года. .

«Я последний поэт деревни», анализ стихотворения Есенина

Творчество Сергея Есенина неразрывно связано с темой деревни. Выросший на «приволье зеленых лех», поэт воспринимал Россию как живой организм, развивающийся по особенным, известным только ей законам. Русь Есенина — деревенская, патриархальная. Это очень символический образ: деревня, состоящая из нескольких дворов, огороженных плетнями, которая затерялась где-то среди топей да болот.

Такое восприятие России свойственно молодому поэту. Его герой ощущает себя частицей природы, а в животных видит «братьев наших меньших». В ранних стихах Есенина на Руси живется хорошо всем: деревьям, животным и птицам, избам, полям, месяцу, даже … тараканам. Когда-то критики были возмущены, что начинающий лирик в стихотворении «В хате» опоэтизировал не только крестьянский быт, но и тараканов. Зато А. Толстой услышал в ранних стихах Есенина «певучий дар славянской души, мечтательной, беспечной, таинственно-взволнованной голосами природы».

Эта идиллическая картина разрушилась с началом советской жизни. Свое представление о революции поэт передавал через разные образы. Например, в «Пантократоре» это красный конь — образ романтический, фантастический, но родственный миру берез, черемух и кленов, миру русской природы, то есть всему, что составляло почву есенинской поэзии, воплощало его представления о прекрасном, о гармоничной жизни.

Когда же Есенин убедился, что революция ускорит переход России от деревенской колеи к магистралям современной техники, он болезненно воспринял это. Революционные события, глобальные перемены в деревне, технический прогресс — все это в представлении Есенина предвещало гибель патриархальной Руси. Ему казалось, что исчезает близкая к природе и поэтическая область жизни, значит, и область чувств, выражающих недостижимый идеал духовного мира и спокойной ясности.

Ярче всего это противостояние патриархального бытия и механического мира машинной цивилизации проявилось в известном стихотворении «Сорокоуст» — в трагически обреченном поединке живого «тонконого жеребенка» и поезда «на лапах чугунных»:

Живых коней победила стальная конница…

Вслед за гибелью и разрушением старого крестьянского мира Есенин начинает чувствовать и собственную обреченность. Поэтому и называет свое стихотворение, написанное в 1920 голу, «Я последний поэт деревни». Это прощание с прежним звучит почти в каждой строке. Стоя за прощальной обедней среди «кадящих листвой берез», герой испытывает сознание собственной ненужности. Ему ничего не остается, как догореть «золотистым пламенем». Причем для воплощения собственного «я» поэт находит удивительную метафору — «из телесного воска свеча». Действительно, человек беззащитен перед лицом природы, а что, как не свеча, подчеркивает эту хрупкость человеческого существования.

Еще одна яркая метафора«луны часы деревянные» — подчеркивает необратимость происходящих перемен. Как известно, «время ни на миг не остановишь». А значит, перемены неизбежны:

На тропу голубого поля
Скоро выйдет железный гость.

За образом «железного гостя» нетрудно увидеть комбайн или трактор — те машины, которые, по замыслу правительства, должны были облегчить крестьянский труд. Только нет у этого гостя души, и поэтому его ладони — «не живые, чужие», а горсть — «черная». А вот живую Русь представляют «колосья-кони» (вновь образ лошади!), которые будут тужить о прежнем хозяине-крестьянине.

В итоге любому становится понятно, что поэт выступает против технического прогресса, разрушающего древний поэтический мир, который связан с патриархальной стариной, с гармонией между человеком и природой. Свою «голубую Русь» он противопоставил миру людей, возводящих заводы и фабрики вместо храмов, а живой мир деревни — механическому бездушию города.

Есенина тревожит, что индустриальный прогресс погубит красоту народного обряда, весенних проталин, злаков, «зарею политых». Поэтому стихотворение «Я последний поэт деревни» можно считать своеобразной панихидой, ведь именно «панихидный пляс», по мысли автора, будет справлять ветер, когда:

Скоро, скоро часы деревянные
Прохрипят мой двенадцатый час!

Эти строчки больше напоминают приговор. И пусть Сергей Есенин был тогда близок к имажинизму, чем и можно объяснить излишне резкий характер многих строк, но боль утраты ничем нельзя заглушить — только жестокими в своей правдивости словами.

Ссылка на основную публикацию