Анализ стихотворения Вечером синим, вечером лунным Есенина

Анализ стихотворения Вечером синим, вечером лунным Есенина

Всего несколько строк, объединенных в стихотворение «Вечером синим, вечером лунным», раскрывают одну из сторон жизни великого писателя, которая, не имея детального описания, все-таки передает настроение поэта. Размышления имеют философское звучание, которое сопровождает описание природы.

Искренние, неподдельные чувства к родному краю наводят на воспоминания о дорогом сердцу автора прошлом. Произведение окрашено грустными нотами: «все пролетело». В нем слышится крик разочарованной души лирического героя, который в силу приобретенного опыта и мудрости начинает задумываться о жизни и понимать, что прошлое не вернуть. Он с сожалением вспоминает молодость: «Был я когда-то красивым и юным».

Особые трепетные чувства поэта к русской природе Есенин выражает напрямую, однако лишь вскользь упоминает о времени суток, которые когда-то его вдохновляли и делали счастливым: «вечером лунным». При этом тягу к темному времени он подчеркивает в стихотворении дважды, выражая свое восхищение: «Лунные ночи!». О том, что автор в полную силу испытывал удовлетворение своей жизнью, говорит фраза «Синее счастья», выражающая восклицание, слабую надежду на то, что это повторится.

Основная мысль стихотворения сводится к тому, что время быстротечно, оно не жалеет никого, ничто не вечно: «все пролетело». В стихотворении нет сюжета, воспоминаний об определенных действиях в прошлом. Однако, несмотря на это, чувствуется, что лирическому герою есть о чем жалеть. Кроме того, он подчеркивает, что постоянством характеризуется любое проявление природы. Об этом свидетельствует упоминание в начале и завершении произведения небесного светила – луны, которая имеет место лишь с наступлением сумерек.

Неоднократное употребление глаголов в прошедшем времени настраивают на грустный лад («был», «пролетело», «остыло», «выцвели»). Они несут общее значение утраты чего-то родного.

Таким образом, стихотворение является наглядным подтверждением автором того, как он сожалеет о пройденной молодости. Он будто говорит о признаках юношеских лет, когда душа стремится к полету, глаза светятся от счастья. И в противовес этой поре приводит в пример тот период, когда «сердце остыло, и выцвели очи…». Ему остается лишь вспоминать о былом счастье, которое связывает с синим цветом. И это не случайно, так как синий цвет символизирует бесконечность, свободу и гармонию. Именно эти чувства и переживал поэт в юношеском возрасте. Именно от них ему не хотелось отдаляться.

Вариант 2

Стихотворение «Вечером синим, вечером лунным» является коротким произведением. В нем описывается промахи, а также ошибки, которые допустил за всю свою жизнь Есенин. Больше всего на свете ему жалко, что нельзя вернуть прошлое и те года, когда он был молодым и красивым. Когда можно было не задумываться о своем будущем и о жизни, а просто жить.

Но не нужно расстраиваться, ведь вся жизнь еще впереди и можно хотя бы решить и исправить некоторые свои ошибки. Именно поэтому он не падает духом и продолжает жить, так как жил раньше. А ведь жизнь порой бывает непростой и очень сложной и поэтому нужно быть готовым ко всему. Кроме этого иногда жизнь проверяет каждого человека на прочность и наш главный герой не стал исключением.

В этом произведении постоянно говориться не только о жизни, но и о смерти, которая обязательно придет за каждым человеком и никому не удастся от нее сбежать. Именно поэтому Есенин старается сделать для себя, а также для своих родных очень много всего хорошего, ведь потом можно просто ничего не успеть.

Больше всего на свете он любит не только свою Родину, но и крестьян и крестьянскую землю. Кроме этого их жизнь чем-то похожа, ведь автор тоже переживает не самые лучшие времена.

Он совершенно ничего не замечает, и также пронеслась его молодость. Он даже не задумывался раньше о жизни и начал понимать это все только после того как молодость практически прошла.

В конце стихотворения он сравнивает себя с природой, которая также начинает отмирать с наступлением осени. А после осени приходит зима и природа засыпает до весны, а некоторые растения не просыпаются и навсегда умирают весной. И от этого Есенин грустит, ведь он ничего не может сделать, чтобы помочь ни себе, ни той самой природе. И только теперь он понимает то, что ему еще многое хочется сделать, а ведь времени остается все меньше и меньше и можно просто не успеть.

Автор жил не для себя, а ради других и поэтому никогда не жалел себя. И поэтому сгорел без остатка. Он постоянно следил за тем, чтобы успеть сделать как можно больше для людей, и совсем не думал о себе. Именно поэтому когда его не стало у нас остались его замечательные стихотворения, которые можно в любой момент прочитать и понять все что он хотел выразить ими.

Анализ стихотворения Вечером синим, вечером лунным по плану

Вечером синим, вечером лунным

Возможно вам будет интересно

Анчар – это стихотворение о власти и о рабстве как о явлениях, не осуждая никого, никого не обличая. Состоит из двух частей, первая описывает мир природы, вторая – мир человека. Слово анчар означает дерево яда. Вокруг этого дерева развивается сюжет

Произведение относится к раннему творчеству поэта, по жанровой направленности является любовной лирикой с включением в нее философских элементов и представляет собой одну из составных частей поэтического сборника «Камень»

Это знаменитое стихотворение, относится к 1841 году. Оно входит в сборник стихов и сочинений М.Ю. Лермонтова, но до сих пор историки и культуроведы спорят и не могут до конца быть уверены, что автором данного произведения является Михаил Юрьевич.

Произведение относится к зрелому творчеству поэта и является в соответствии с жанровой направленностью пейзажной лирикой. Основной тематикой стихотворения становятся авторские философские раздумья

Лирическое произведение Николая Рубцова «В горнице» — это одна из самых известных творческих работ поэта. Представленный стих часто причисляют к русскому народному творчеству, поскольку он наполнен богатыми символичными образами

Сергей Есенин — Вечером синим, вечером лунным: Стих

Вечером синим, вечером лунным
Был я когда-то красивым и юным.

Неудержимо, неповторимо
Все пролетело. далече.. мимо…

Сердце остыло, и выцвели очи…
Синее счастье! Лунные ночи!

  • Следующий стих → Сергей Есенин — Слышишь, мчатся сани
  • Предыдущий стих → Сергей Есенин — Слушай, поганое сердце

Читать похожие стихи:

  1. Сергей Есенин — Плачет метель, как цыганская скрипка
  2. Сергей Есенин — Не криви улыбку
  3. Владислав Ходасевич — Вечером синим
  4. Сергей Есенин — Голубая кофта, Синие глаза
  5. Владимир Бенедиктов — По синим волнам океана

Отзывы к стихотворению: 1

Я просто в восторге, обожаю поэзию)

  • Стихи Александра Пушкина
  • Стихи Михаила Лермонтова
  • Стихи Сергея Есенина
  • Басни Ивана Крылова
  • Стихи Николая Некрасова
  • Стихи Владимира Маяковского
  • Стихи Федора Тютчева
  • Стихи Афанасия Фета
  • Стихи Анны Ахматовой
  • Стихи Владимира Высоцкого
  • Стихи Иосифа Бродского
  • Стихи Марины Цветаевой
  • Стихи Александра Блока
  • Стихи Агнии Барто
  • Омар Хайям: стихи, рубаи
  • Стихи Бориса Пастернака
  • Стихи Самуила Маршака
  • Стихи Корнея Чуковского
  • Стихи Эдуарда Асадова
  • Стихи Евгения Евтушенко
  • Стихи Константина Симонова
  • Стихи Ивана Бунина
  • Стихи Валерия Брюсова
  • Стихи Беллы Ахмадулиной
  • Стихи Юлии Друниной
  • Стихи Вероники Тушновой
  • Стихи Николая Гумилева
  • Стихи Твардовского
  • Стихи Рождественского
  • Евгений Онегин
  • Бородино
  • Я помню чудное мгновенье (Керн)
  • Я вас любил, любовь еще, быть может
  • Парус (Белеет парус одинокий)
  • Письмо матери
  • Зимнее утро (Мороз и солнце; день чудесный)
  • Не жалею, не зову, не плачу
  • Стихи о советском паспорте
  • Я памятник себе воздвиг нерукотворный
  • У лукоморья дуб зеленый
  • Ночь, улица, фонарь, аптека
  • Сказка о царе Салтане
  • Жди меня, и я вернусь
  • Ты меня не любишь, не жалеешь
  • Что такое хорошо и что такое плохо
  • Кому на Руси жить хорошо
  • Я пришел к тебе с приветом
  • Незнакомка
  • Письмо Татьяны к Онегину
  • Александр Пушкин — Пророк
  • Анна Ахматова — Мужество
  • Николай Некрасов — Железная дорога
  • Сергей Есенин — Письмо к женщине
  • Александр Пушкин — Полтава
  • Стихи о любви
  • Стихи для детей
  • Стихи о жизни
  • Стихи о природе
  • Стихи о дружбе
  • Стихи о женщине
  • Короткие стихи
  • Грустные стихи
  • Стихи про осень
  • Стихи про зиму
  • Стихи о весне
  • Стихи про лето
  • Смешные стихи
  • Матерные стихи
  • Стихи с добрым утром
  • Стихи спокойной ночи
  • Стихи про семью
  • Стихи о маме
  • Стихи про папу
  • Стихи про бабушку
  • Стихи про дедушку
  • Стихи о войне
  • Стихи о родине
  • Стихи про армию
  • Стихи про школу
  • Стихи о музыке
  • Стихи для малышей
  • Стихи о доброте
  • Стихи на конкурс
  • Сказки в стихах
  • Популярные стихи Пушкина
  • Популярные стихи Лермонтова
  • Популярные стихи Есенина
  • Популярные басни Крылова
  • Популярные стихи Некрасова
  • Популярные стихи Маяковского
  • Популярные стихи Тютчева
  • Популярные стихи Фета
  • Популярные стихи Ахматовой
  • Популярные стихи Цветаевой
  • Популярные стихи Бродского
  • Популярные стихи Блока
  • Популярные стихи Хайяма
  • Популярные стихи Пастернака
  • Популярные стихи Асадова
  • Популярные стихи Бунина
  • Популярные стихи Евтушенко
  • Популярные стихи Гумилева
  • Популярные стихи Рождественского
  • Другие поэты

Огромная база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих | Все стихи | Карта сайта | Контакты

Все анализы стихотворений, краткие содержания, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом. При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений – запрещено. Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).

Анализ стихотворения Есенина Вечером синим

Анализ стихотворения Есенин С. «Вечером синим, вечером лунным…»

Анализ стихотворения – Вечером синим, вечером лунным.

Это небольшое стихотворение, как будто мало относящееся к природе, очень личное, что-то вроде маленькой элегии:

Вечером синим, вечером лунным

Был я когда-то красивым и юным,

Все пролетело. далече. мимо.

Сердце остыло, и выцвели очи.

Синее счастье. Лунные ночи!

Первые (и, надо сказать прямо, вполне банальные) обобщения, которые приходят на ум после того, как погаснет эмоциональное впечатление от этого маленького бриллианта поэзии, “все проходит», “ностальгия по юности», “прошлого не вернешь» и т. п.

Однако есть один нюанс в этом шестистишии. А именно “выцветшие очи», со – и противопоставленные “синему вечеру» и “синим ночам». Аллюзия здесь очевидна: “выцветшие очи» намекают на синий цвет глаз лирического субъекта. По главное не в этой аллюзии. Главное в художественном смысле стихотворения, где семантической “оболочкой» оказывается идея неизменности и вечности природы и изменчивости и конечности (увядаемости) неотделимого от нес человека. Совсем почти как у Пушкина в стихотворении “Брожу ли я вдоль улиц шумных»:

И пусть у гробового входа

Младая будет жизнь играть

И равнодушная природа

Красою вечною сиять.

Семантическое ядро художественного смысла есенинского стихотворения – идея, которую можно определить как “мертвое одиночество » (а как иначе понять выражение “Сердце остыло, выцвели очи»?) Та же, в сущности, идея выражена в стихотворении “Отговорила роща золотая. »:

Стою один среди равнины голой.

Налицо слияние и в то же время раздельность лирического субъекта с природой (или, по терминологии М. М.Бахтина, нераздельность и неслиянность) – то же самое, что в стихотворении “Береза».

Анализ стихотворения Есенина «Вечером синим вечером лунным»

Это небольшое стихотворение, как будто мало относящееся к природе, очень личное, что-то вроде маленькой элегии:

Вечером синим, вечером лунным

Был я когда-то красивым и юным,

Все пролетело. далече. мимо.

Сердце остыло, и выцвели очи.

Синее счастье! Лунные ночи!

Первые (и, надо сказать прямо, вполне банальные) обобщения, которые приходят на ум после того, как погаснет эмоциональное впечатление от этого маленького бриллианта поэзии, «все проходит», «ностальгия по юности», «прошлого не вернешь» и т. п.

Однако есть один нюанс в этом шестистишии. А именно «выцветшие очи», со — и противопоставленные «синему вечеру» и «синим ночам». Аллюзия здесь очевидна: «выцветшие очи» намекают на синий цвет глаз лирического субъекта. По главное не в этой аллюзии. Главное в художественном смысле стихотворения, где семантической «оболочкой» оказывается идея неизменности и вечности природы и изменчивости и конечности (увядаемости) неотделимого от нес человека. Совсем почти как у Пушкина в стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумных»:

И пусть у гробового входа

Младая будет жизнь играть

И равнодушная природа

Красою вечною сиять.

Семантическое ядро художественного смысла есенинского стихотворения — идея, которую можно определить как «мертвое одиночество» (а как иначе понять выражение «Сердце остыло, выцвели очи»?) Та же, в сущности, идея выражена в стихотворении «Отговорила роща золотая»:

Стою один среди равнины голой.

Налицо слияние и в то же время раздельность лирического субъекта с природой (или, по терминологии М. М. Бахтина, нераздельность и неслиянность) — то же самое, что в стихотворении «Береза».

Сочинения по темам:
  1. Анализ стихотворения Есенина «Белая береза» Поэта Сергея Есенина не зря называют певцом России, так как в его творчестве образ родины является ключевым. Даже в тех.
  2. Анализ стихотворения Есенина «Каждый труд благослови, удача» В начале июля 1925 года Есенин поехал в родное село Константиново, где прожил около недели, о чем свидетельствуют воспоминания его.
  3. Анализ стихотворения Есенина «Заметался пожар голубой» Основной темой стихотворения является неожиданное чувство, полностью изменившее мироощущение героя, а сюжет охватывает практически всю жизнь поэта, совмещая разные времена.
  4. Анализ стихотворения Есенина «Пушкину» Знаком особого внимания Есенина к пушкинской традиции является стихотворение «Пушкину». которое поэт написал 26 мая 1924 года к 125-летию со.
  5. Анализ стихотворения Есенина «Цветы мне говорят прощай» Поэма «Цветы» (1924). Жанр определен самим Есениным. Перед нами лирическая поэма, в которой развито элегическое начало и которую автор создавал.
  6. Анализ стихотворения С.Есенина «Черный человек» С.Есенин часто думал о смерти, что в полной мере отобразилось в его творчестве. Конечно, он не описывал трагичный уход, но.
  7. Анализ стихотворения Есенина «Клен ты мой опавший, клен заледенелый» Пейзажная лирика Сергея Есенина помимо удивительной образности и метафоричности обладает одной уникальной особенностью – практически все произведения поэта являются автобиографичными.

Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Есенина «Вечером синим вечером лунным»

Анализ стихотворения Есенина «Вечером синим, вечером лунным…»

Сергей Есенин родился в 1895 году. С самого раннего детства он увлекался написанием стихов, но все написанные стихи Сергеем Есениным были с грустным или трагическим уклоном. За всю свою недолгую, но довольно-таки насыщенную и творческую жизнь Сергей Есенин написал огромное количество стихотворений, которые дошли и до наших дней. Стихотворения замечательного и знаменитого писателя Сергея Есенина ценятся в нашем современном мире, его стихотворения любимы многими людьми. Знаменитый и талантливый писатель Сергей Есенин, трагически умер в 1925 году.

Вот, например одно из известных стихотворений, которое написал Сергей Есенин, оно называется «Вечером синим, вечером лунным». В первых стоках Сергей Есенин пишет. Вечером синим, вечером лунным был я когда-то красивым и юным. В этих строках стихотворения Серей Есенин вспоминает вечерние прогулки под луной и описывает всю прелесть какого-то определенного вечера. А так же мысленно ведет сравнение своей внешности, каким он стал. А в своих стихотворных строках доносит до нас, что в юности, по его мнению, он был красив и юн.

Далее идут такие строки стихотворения. Неудержимо, неповторимо все пролетело. далече. мимо… В этих строках Сергей Есенин говорит о том, что было в его юности ушло безвозвратно и былого уже не вернуть.

В следующих строках Сергей Есенин пишет. Сердце остыло, и выцвели очи… Синее счастье! Лунные ночи! В этих строках Сергей Есенин так же вспоминает лунные ночи, которые были невероятно счастливыми. Есенин возможно на подсознательном уровне представлял себе счастье синего цвета или же это просто апофеоз, как присказка к чувству счастья.

Читайте также:  Анализ стихотворения Не бродить не мять в кустах багряных Есенина

В этих строках Сергей Есенин дает себе четкое определение, что он сильно скучает по тем былым временам. Так же рассказывает о том, что в нынешнем времени, когда писалось это бессмертное стихотворение, его сердце было совсем уже не горячо и не наполнено интересом и страстью, а его глаза померкли от обыденности взрослой жизни, одним словом, он стал совсем не тот, кем являлся в юности.

Это стихотворение в целом было написано Сергеем Есениным о самом себе, в котором он размышлял о своей прошлой и настоящей жизни, где не было упомянуто не одного образа. Читая это стихотворение, складывается впечатление, что Сергей Есенин не до конца выразил свои мысли, которые были в его голове при написание этого стихотворения.

Это небольшое стихотворение, как будто мало относящееся к природе, очень личное, что-то вроде маленькой элегии:

Вечером синим, вечером лунным

Был я когда-то красивым и юным,

Все пролетело. далече. мимо.

Сердце остыло, и выцвели очи.

Синее счастье! Лунные ночи!

Первые (и, надо сказать прямо, вполне банальные) обобщения, которые приходят на ум после того, как погаснет эмоциональное впечатление от этого маленького бриллианта поэзии, «все проходит», «ностальгия по юности», «прошлого не вернешь» и т.п.

Однако есть один нюанс в этом шестистишии. А именно «выцветшие очи», со- и противопоставленные «синему вечеру» и «синим ночам». Аллюзия здесь очевидна: «выцветшие очи» намекают на синий цвет глаз лирического субъекта. По главное не в этой аллюзии. Главное в художественном смысле стихотворения, где семантической «оболочкой» оказывается идея неизменности и вечности природы и изменчивости и конечности (увядаемости) неотделимого от нес человека. Совсем почти как у Пушкина в стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумных»:

И пусть у гробового входа

Младая будет жизнь играть

И равнодушная природа

Красою вечною сиять.

Семантическое ядро художественного смысла есенинского стихотворения – идея, которую можно определить как «мертвое одиночество» (а как иначе понять выражение «Сердце остыло, выцвели очи»?) Та же, в сущности, идея выражена в стихотворении «Отговорила роща золотая. »:

Стою один среди равнины голой.

Налицо слияние и в то же время раздельность лирического субъекта с природой (или, по терминологии М.М.Бахтина, нераздельность и неслиянность) – то же самое, что в стихотворении «Береза».

Анализ стихотворения С. Есенина «Вечером синим, вечером лунным»

Небольшое, всего из трех двустиший стихотворение С. Есенина отобразило целую эпоху из жизнь одного человека. Картина этой эпохи прорисована несколькими штрихами, которые делают картину, которую обрисовывает нам автор интимной. Более того, мы можем проследить за сокровенными переживаниями лирического героя. В синий лунный вечер лирическим героем овладело чувство на грани между задумчивой грустью, меланхолией, сожалением и ностальгией по времени ушедшему. Символичной является и передача воспоминаний о молодости, обрисовывая их в синем цвете. Синий цвет – это не только цвет мечты, но и дали, ясности, чистоты. То есть, юность видится лирическому герою, как нечто далекое, чистое, что находится за вечным горизонтом. Он сам говорит, что все это не повториться больше. Следует отметить, что сказано это не полным предложением, а обрывисто. Каждое слово отделено от другого либо запятой, либо троеточием, что делает темп чтения размеренным. Складывается такое впечатление, будто это останавливается маятник, потому что паузы сначала меньше: «Неудержимо, неповторимо Все пролетело». Затем паузы уже больше и слова читаются с постепенно утихающей интонацией: «Все пролетело… далече… мимо… Сердце остыло, и выцвели очи…». Но тут же в противовес к утиханию появляются восклицания: «Синее счастье! Лунные ночи!». В этом возгласе мы можем расшифровать самые теплые воспоминания, которые овеяны новым чувством – ностальгией и грустью за прошедшим, как за таким, которое никогда не повториться даже приблизительно. Тоска тут не по действиям и событиям, а по ощущениям и эмоциям: романтичным, легким, беззаботным и волнительным как «Синее счастье! Лунные ночи!».

Примечательно и то, что написал это С. Есенин уже в возрасте тридцати лет, практически перед самой смертью, будто предчувствуя близкий конец. Есенин вообще очень рано почувствовал себя тем, кто свое уже отжил. А многие его стихи пронизаны тоской по ушедшему времени и, вместе с тем, обреченностью. Таким образом, можно связать это предчувствие смерти с другим отношением с ночи – как к темному времени, беспросветному, окончанию дня и жизни.

Неслучаен и выбор размера стихотворения – это чередование дактиля и хорея. То есть, в обоих случаях, ударение на первый слог, как бы чеканя его, акцентируя, тогда как два последующих – это как круги на воде. От этого создается впечатление, что стих написал в темпе вальса.

Послушать стихотворение Есенина Вечером синим

Анализ стихотворения Есенина Вот оно глупое счастье

Произведение «Вот оно, глупое счастье…» публикуется в 1918 году. Стихотворение носит ностальгический характер. В нем поэт придается воспоминаниям о тех временах, когда он совершенно беззаботно проводил время. Такое чувство воодушевления он называет глупым счастьем. Поэт осознает, что недостаточно для жизни простого любования закатом и одновременно с этим не может представить своего существования без таких простых радостей.

Лирический герой здоровается с сельской заводью, которая отражает березовую тень в своёй воде, как с давним приятелем. В памяти Есенина сохранился силуэт каждого дерева, каждый переулок деревенской улицы. Память невольно выдаёт целый образ нежной девушки, которая сидя за садом, исполняя лирическую песню.

Герой сильно дорожит своими воспоминаниями. Они сберегают обломки истинного счастья, которое когда-то представлялось таким близким и дорогим. Для поэта свидание с прошлым является специфическим путешествием в юность, в которую уже никогда нельзя вернуться по настоящему. «Глупое, милое счастье, свежая розовость щек», — такую характеристику даёт герой насыщенной и полной романтики поре юношества. Ему не приходиться испытывать сожаление по поводу того, что жизнь складывается таким образом, что возвращение в родные места происходит только лишь в памяти. Тем не менее в глубинах души поэт чувствует, что мог бы сменить столичное благосостояние на не обустроенный быт сельской жизни во многом ради того, чтобы снова почувствовать приход тех наивных чистых мыслей, и обрести чувство душевного баланса. Но этим мечтам нет воплощения, так как того образа деревни, который поэт описывает в своих стихотворениях, уже нет, она стала другой и для героя в ней нет места.

Композиционная структура произведения состоит из четырёх катренов с перекрестной неточной рифмой «счастье — красным», «в сад — закат». Для придания особой чувственной выразительности поэт использует художественные средства: многочисленные эпитеты с использованием целого изобилия красок «златое затишье», «нежная девушка», «синяя ряса». Олицетворение «глупое счастье» указывает на инфантильное поведение героя. Сравнение совместно с метафоричным образом «плавает закат красным лебедем» такие красочные воспоминания показывают насколько сильно они запали в душу поэта. Передается полное единение человека и природы, неразделимая слитность человека с этим удивительным миром.

Анализ стихотворения Есенина «Вот оно глупое счастье»

Стихотворение «Вот оно, глупое счастье» было написано С. А. Есениным в 1918 году. Это лирическое размышление поэта о счастье. Мы можем отнести его к философской лирике, при этом в нем присутствуют элементы пейзажа, черты интимной лирики.

В этом произведении поэт вспоминает о прошлом, о своей юности, о жизни на родине. Лирический герой счастлив, на первый взгляд, беспричинно. Но читатель понимает, что это ощущение беспричинного, глупого счастья происходит от юности, душевной чистоты, открытости новым впечатлениям, любви к миру, природе. «Глупое счастье» — это белые окна в сад, закат, «златое затишье», «свежая розовость щек». Поэт использует характерные цвета: белый, красный, золотой, синий, розовый. Вместе с тем здесь едва уловимо звучит мотив любви. Герой упоминает о нежной девичьей песне. Но любовь здесь — это не буря чувств и эмоций, это тихая радость, порождающая покой и умиротворение.

Вот оно, глупое счастье,

С белыми окнами в сад!

По пруду лебедем красным Плавает тихо закат.

Эта тихая радость героя разливается в окружающем его мире: в «златом затишье», в цветущей калине, в нежной девичьей песне, в ночном холодке с поля. И вместе с тем душа лирического героя обращена к небу:

Галочья стая на крыше Служит вечерню звезде.

Душа его объемлет земное и небесное, обретая свою гармонию, наполняясь любовью и счастьем.

В произведении кольцевая композиция: начинается и заканчивается оно упоминанием о счастье. Частица «вот» и местоимение «оно» акцентируют внимание читателя на слово­сочетании «глупое счастье», что придает стихотворению дополнительную экспрессию, эмоциональность.

Стихотворение написано дактилем, катренами, рифмовка — перекрестная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («глупое счастье», «нежную песню»), метафору и сравнение («По пруду лебедем красным Плавает тихо закат»). На фонетическом уровне находим аллитерацию («Здравствуй, златое затишье») и ассонанс («Нежна ядевушка в белом нежную песню поет»).

Скрепа: Единство чувств человека и состояния природы, нераздельная слитность человека с миром, синтез земного и небесного в мире лирического герояПроизведения для сопоставления: А. А. Фет «Как нежишь ты, серебряная ночь», А. А. Блок «Летний вечер».

Сочинения по темам:
  1. Анализ стихотворения Есенина «Мне грустно на тебя смотреть» В конце лета 1923 года жена Мариенгофа познакомила Есенина с Августой Леонидовной Миклашевской, актрисой знаменитого Камерного театра Таирова. Сергей Александрович.
  2. Анализ стихотворения Есенина «Иорданская голубица» Первые отклики на «Иорданскую голубицу» появились вскоре после ее обнародования в «Известиях ВЦИК». Н. Юрский отозвался о содержании и композиции.
  3. Анализ стихотворения Есенина «Вечером синим вечером лунным» Это небольшое стихотворение, как будто мало относящееся к природе, очень личное, что-то вроде маленькой элегии: Вечером синим, вечером лунным Был.
  4. Анализ стихотворения Есенина «Край любимый! Сердцу снятся» Принято считать, что началом литературной деятельности Сергея Есенина является 1914 год, когда в журнале «Мирок» были напечатаны его первые стихи.
  5. Анализ стихотворения Есенина «В этом мире я только прохожий» В своих последних произведениях Сергей Есенин нередко затрагивал тему жизни и смерти, так как предчувствовал, что его дни сочтены. Автор.
  6. Анализ стихотворения Есенина «Каждый труд благослови, удача» В начале июля 1925 года Есенин поехал в родное село Константиново, где прожил около недели, о чем свидетельствуют воспоминания его.
  7. Анализ стихотворения Есенина «Чары» Для лирики Есенина характерно использование свойственных народному творчеству образов труда, животных, природы. Подтверждение тому можно найти в большом количестве стихотворений.

Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Есенина «Вот оно глупое счастье»

Сергей Есенин мечтал о том, что сможет стать знаменитым поэтом. Однако он и не предполагал, что за это придется платить слишком высокую цену. Жизнь в Москве, которая к тому времени превратилась в столицу русской поэзии, оказалась для Есенина слишком сложной и унылой. Поэтому он часто мечтал о возвращении в родное село. хотя и понимал, что этого никогда не произойдет. Тем не менее, сельская жизнь представлялась Есенину чем-то бесконечно счастливым и прекрасным. Конечно, он был по-своему счастлив и в Москве, когда получал приглашения почитать свои стихи перед именитыми горожанами. Однако совместить роскошь столичной жизни и простоту сельского быта поэту так и не удалось.

В 1918 году Есенин публикует стихотворение под названием «Вот оно, глупое счастье…», в котором с ностальгией вспоминает о том, каким свободным и беззаботным он был в юности. Это состояние тихой эйфории поэт именует глупым счастьем, понимая, что человеку, который стремится в жизни к чему-то большему, чем просто созерцание, как «по пруду лебедем красным плавает тихо закат», этого явно недостаточно. Но и без обычных сельских радостей Есенин уже не представляет своего существования.

«Здравствуй, златое затишье, с тенью березы в воде!», — приветствует поэт обычный сельский пруд, как старого знакомого. Он помнит очертания каждого дерева и каждый камень на деревенской улице и получает огромное удовольствие, мысленно переносясь в прошлое. Образы всплывают в подсознании сами собой, и вот уже «там, где калина цветет, нежная девушка в белом нежную песню поет».

Поэту очень дорогие эти воспоминания. И не только потому, что они хранят осколки настоящего счастья, которое казалось таким доступным и естественным. Для Есенина встреча с прошлым – это своеобразная экскурсия в юность, возврата к которой уже никогда не будет. «Глупое, милое счастье. свежая розовость щек», — так характеризует автор этот яркий и очень романтичный период своей жизни. Он не жалеет о том, что его судьба сложилась так, что теперь встречи с родным селом становятся все более редкими. Однако где-то глубоко в душе поэт понимает, что с радостью бы променял столичное благополучие на неустроенный сельский быт только ради того, чтобы обрести ту удивительную чистоту мыслей и ощущение душевного равновесия. Но этим мечтам не суждено сбыться, так как есенинская деревня, которую он с такой нежностью изображает во многих произведениях, уже стала другой, и поэту попросту нет в ней места.

Анализ стихотворения Есенина » вот оно глупое счастье»

Cтихотворение состоит из 4-х строф (всего 16 строк) Размер: трхстопный дактиль Стопа: трхсложная с ударением на 1-м слоге () ———————————————————————— 1-я cтрофа — 4 строки, четверостишие. Рифмы: счастье-сад-красным-закат. Рифмовка: ABAB — перекрстная

2-я cтрофа — 4 строки, четверостишие. Рифмы: затишье-воде-крыше-звезде. Рифмовка: ABAB — перекрстная

3-я cтрофа — 4 строки, четверостишие. Рифмы: несмело-цветет-белом-поет. Рифмовка: ABAB — перекрстная

4-я cтрофа — 4 строки, четверостишие. Рифмы: рясой-холодок-счастье-щек. Рифмовка: отсутствует — белые стихи ———————————————————————— Кол-во слов в стихах: 60

состоит из 4строф размер: трхстопный дактиль стопа: трхсложная с ударением на 1-м слоге 1-я строфа — 4 строки,четверостишие рифмы: счастье-сад-красным-закат Рифмовка: АВАВ -перекрстная 2-я строфа — 4 строки, четверостишие Рифмы затишье-воде-крыше-звезде Рифмовка: АВАВ 3-я строфа — 4 строки, чет-шие рифмы: несмело-цветт-белом-пот рифмовка АВАВ 4-я строва — 4 строки, четвер-шие рифмы рясой-холодок-счастье-щек Рифмовка отсутствует (белый стих)

Анализ стихотворения Есенина ВОТ ОНО, ГЛУПОЕ СЧАСТЬЕ

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ С.А. ЕСЕНИНА ВОТ ОНО, ГЛУПОЕ СЧАСТЬЕ.

ВОСПРИЯТИЕ, ТОЛКОВАНИЕ, ОЦЕНКА

Стихотворение «Вот оно, глупое счастье…» было написано С.А. Есениным в 1918 году. Это лирическое размышление по­эта о счастье. Мы можем отнести его к философской лирике, при этом в нем присутствуют элементы пейзажа, черты ин­тимной лирики.

В этом произведении поэт вспоминает о прошлом, о своей юности, о жизни на родине. Лирический герой счастлив, на первый взгляд, беспричинно. Но читатель понимает, что это ощущение беспричинного, глупого счастья происходит от юности, душевной чистоты, открытости новым впечатлениям, любви к миру, природе. «Глупое счастье» — это белые окна в сад, закат, «златое затишье», «свежая розовость щек». Поэт использует характерные цвета: белый, красный, золотой, си­ний, розовый. Вместе с тем здесь едва уловимо звучит мотив любви. Герой упоминает о нежной девичьей песне. Но любовь здесь — это не буря чувств и эмоций, это тихая радость, по­рождающая покой и умиротворение.

Вот оно, глупое счастье,

С белыми окнами в сад!

По пруду лебедем красным Плавает тихо закат.

Эта тихая радость героя разливается в окружающем его мире: в «златом затишье», в цветущей калине, в нежной девичьей песне, в ночном холодке с поля. И вместе с тем душа лирического героя обращена к небу:

Читайте также:  Анализ стихотворения Руки милой пара лебедей Есенина

Галочья стая на крыше Служит вечерню звезде.

Душа его объемлет земное и небесное, обретая свою гармо­нию, наполняясь любовью и счастьем.

В произведении кольцевая композиция: начинается и за­канчивается оно упоминанием о счастье. Частица «вот» и ме­стоимение «оно» акцентируют внимание читателя на слово­сочетании «глупое счастье», что придает стихотворению до­полнительную экспрессию, эмоциональность.

Стихотворение написано дактилем, катренами, рифмов­ка — перекрестная. Поэт использует различные средства ху­дожественной выразительности: эпитеты («глупое счастье», «нежную песню»), метафору и сравнение («По пруду лебедем красным Плавает тихо закат»). На фонетическом уровне на­ходим аллитерацию («Здравствуй, златое затишье») и ассо­нанс («Нежна ядевушка в белом нежную песню поет»). Скрепа: Единство чувств человека и состояния природы, нераз­дельная слитность человека с миром, синтез земного и небес­ного в мире лирического герояПроизведения для сопоставления: А.А. Фет «Как нежишь ты, се­ребряная ночь…», А.А. Блок «Летний вечер».

Здесь искали:
  • вот оно глупое счастье анализ
  • анализ стихотворения вот оно глупое счастье
  • анализ стихотворения есенина вот оно глупое счастье

Анализ стихотворения Никитина «Русь»

Стихотворение «Русь» Ивана Саввича Никитина впервые было напечатано в 1853 году в воронежской газете. Именно с него началась литературная слава поэта, Вынужденного до того вести жизнь, далекую от литературного творчества. Стихотворение посвящено теме родины. Оно начинается с описания прекрасной русской природы. Поэт восхищается высокими горами полноводными реками, синими морями, сочными лугами, зрелыми нивами. Читая эти строки, мы как будто видим картины прекрасной и богатой русской природы и любуемся ими вместе с автором.

«Вот оно, глупое счастье…» С.Есенин

Вот оно, глупое счастье, С белыми окнами в сад! По пруду лебедем красным Плавает тихо закат.

Здравствуй, златое затишье, С тенью березы в воде! Галочья стая на крыше

Служит вечерню звезде.

Где-то за садом несмело, Там, где калина цветет Нежная девушка в белом Нежную песню поет.

Стелется синею рясой С поля ночной холодок… Глупое, милое счастье, Свежая розовость щек!

Анализ стихотворения Есенина «Вот оно, глупое счастье…»

Сергей Есенин мечтал о том, что сможет стать знаменитым поэтом. Однако он и не предполагал, что за это придется платить слишком высокую цену. Жизнь в Москве, которая к тому времени превратилась в столицу русской поэзии, оказалась для Есенина слишком сложной и унылой. Поэтому он часто мечтал о возвращении в родное село, хотя и понимал, что этого никогда не произойдет. Тем не менее, сельская жизнь представлялась Есенину чем-то бесконечно счастливым и прекрасным. Конечно, он был по-своему счастлив и в Москве, когда получал приглашения почитать свои стихи перед именитыми горожанами. Однако совместить роскошь столичной жизни и простоту сельского быта поэту так и не удалось.

В 1918 году Есенин публикует стихотворение под названием «Вот оно, глупое счастье…», в котором с ностальгией вспоминает о том, каким свободным и беззаботным он был в юности. Это состояние тихой эйфории поэт именует глупым счастьем, понимая, что человеку, который стремится в жизни к чему-то большему, чем просто созерцание, как «по пруду лебедем красным плавает тихо закат», этого явно недостаточно. Но и без обычных сельских радостей Есенин уже не представляет своего существования.

«Здравствуй, златое затишье, с тенью березы в воде!», — приветствует поэт обычный сельский пруд, как старого знакомого. Он помнит очертания каждого дерева и каждый камень на деревенской улице и получает огромное удовольствие, мысленно переносясь в прошлое. Образы всплывают в подсознании сами собой, и вот уже «там, где калина цветет, нежная девушка в белом нежную песню поет».

Поэту очень дорогие эти воспоминания. И не только потому, что они хранят осколки настоящего счастья, которое казалось таким доступным и естественным. Для Есенина встреча с прошлым – это своеобразная экскурсия в юность, возврата к которой уже никогда не будет. «Глупое, милое счастье, свежая розовость щек», — так характеризует автор этот яркий и очень романтичный период своей жизни. Он не жалеет о том, что его судьба сложилась так, что теперь встречи с родным селом становятся все более редкими. Однако где-то глубоко в душе поэт понимает, что с радостью бы променял столичное благополучие на неустроенный сельский быт только ради того, чтобы обрести ту удивительную чистоту мыслей и ощущение душевного равновесия. Но этим мечтам не суждено сбыться, так как есенинская деревня, которую он с такой нежностью изображает во многих произведениях, уже стала другой, и поэту попросту нет в ней места.

Анализ повести Пушкина “Метель”

Одна из самых поэтичных повестей, вошедших в сборник “Повести покойного Ивана Петровича Белкина”, “Метель” была написана Пушкиным в 1830 году. Она стала последней в цикле. Местом написания стало Болдинское имение поэта. Именно на этот период творчества, именуемый Болдинской осенью, приходится самая творчески активная пора в жизни Пушкина. В это время он находится вдали от дома, улаживая финансовые вопросы перед свадьбой с Натальей Гончаровой, но заставшая деревню эпидемия холеры продлила пребывания поэта в имении.

Луна в поэзии Есенина.

Есенин – едва ли не самый лунный поэт в русской литературе. Распространённейший образ стихотворной атрибутики луна, месяц упоминаются в 351 его произведении более чем 140 раз.

Лунный спектр у Есенина очень разнообразен и может быть подразделён на две группы.

Первая: белый, серебряный, жемчужный, бледный. Здесь собраны традиционные цвета луны, хотя поэзия как раз там и получается, где традиционное преобразуется в необычное.

Во вторую группу, кроме жёлтого, входят: алый, червонный, рыжий, золотой, лимонный, янтарный, синий.

Чаще всего луна или месяц у Есенина – жёлтый. Затем идут: золотой, белый, рыжий, серебряный, лимонный, янтарный, алый, червонный, бледный, синий. Жемчужный цвет употребляется лишь однажды:

Не сестра месяца из тёмного болота

В жемчуге кокошник в небо запрокинула,-

Ой, как выходила Марфа за ворота…

Очень характерный для Есенина приём – в смысле его нехарактерности: поэт употребляет чистые, естественные краски, традиционные для древнерусской живописи.

Красной луны у Есенина вообще нет. Может быть, только в “Поэме о 36”:

Месяц широк и ал…

Цвет луны у Есенина не зловещ, не апокалиптичен. Это не луны М. Волошина:

И распускается, как папоротник красный,

К снежной луне, гиацинтово – синей,

Вместе с тобою лицом я прильну.

Мне враждебны рабыни

Смертно – влажной луны…

Есенинская луна всегда в движении. Это не известковый шар, вознесённый в небо и навешивающий сонную одурь на мир, а обязательно живое, одухотворённоё:

Дорога довольно хорошая,

Приятная хладная звень.

Луна золотою порошею

Осыпала даль деревень.

Сложная метафоричность, которой не избегает Есенин, не может быть отнесена к некому поэтическому экзотизму. “Речь наша есть тот песок, в котором затерялась маленькая жемчужина, – писал Есенин в статье “Отчее слово”.

Многообразная луна Есенина оказывается жёстко подчинённой традиционно – фольклорной образности, от которой столь же зависит, как её небесный двойник – от Земли. Но вместе с тем: как реальная луна управляет приливами земных морей и океанов, так изучение есенинской лунной метафорики позволяет увидеть в кажущейся от повторяемости простоте народных образов концентрат ”весьма длинных и сложных определений мысли” ( Есенин).

В беловом автографе “Черного человека” автором зачеркнута строфа:

Но лишь только от месяца

Брызнет серебряный свет,

Мне другое синеет,

Другое в тумане чудится.

Можно даже назвать Есенина лунатиком, для осторожности пояснив: его долгий диалог с лунным светом вызван ощущением, что именно луна, вбирающая в себя и отражающая солнечные лучи, именно луна оказывается наилучшим выразителем лирической сущности: перенести смысл слова с основных на дополнительные его значения.

Обратись лицом к седьмому небу,

По луне гадая о судьбе,

Успокойся, смертный, и не требуй

Правды той, что не нужна тебе.

Золотою лягушкою луна

Распласталась на тихой воде…

Если мир и не познаваем в слове, то от живописания словом ему не уйти.[[7]]

Лирика Есенина очень красива и богата. Поэт использует различные художественные средства и приёмы. Основные из них:

Ø Есенин часто употребляет слова с уменьшительными суффиксами. Употребляет он и старые русские слова, сказочные названия: выть, свей и др.

Ø Поэзия Есенина образна. Но образы его тоже просты: «Осень — рыжая кобыла». Образы эти опять-таки заимствованы из фольклора, например, ягненок — образ невинной жертвы.

Ø Интересна и цветовая гамма Есенина. Он чаще всего употребляет три цвета: синий, золотой и красный. И эти цвета тоже символичны.

Синий — стремление к небу, к невозможному, к прекрасному:

Вечером синим, вечером лунным

Был я когда-то красивым и юным.

Золотой — изначальный цвет, из которого всё появилось и в котором всё исчезает: «Звени, звени, златая Русь».

Красный — цвет любви, страсти:

О, верю, верю, счастье есть!

Еще и солнце не погасло.

Заря молитвенником красным

Пророчит благостную весть.

Ø Часто Есенин, используя богатый опыт народной поэзии, прибегает к приему олицетворения:

Черемуха у него “спит в белой накидке”, вербы — плачут, тополя — шепчут, “пригорюнились девушки-ели”, “словно белой косынкой повязалась сосна”, “плачет метель, как цыганская скрипка” и т. д.

Ведущие темы поэзии.

О чём бы ни писал Есенин, он мыслит образами, взятыми из мира природы. Каждое его стихотворение, написанное на любую тему, всегда необыкновенно красочно, близко и понятно каждому.

Тема деревни.

В основе ранней есенинской поэзии лежит любовь к родной земле. Именно к родной земле крестьянской земле, а не к России с её городами, заводами, фабриками, с университетами театрами, с политической и общественной жизнью. России в том смысле, как мы её понимаем, он в сущности не знал. Для него родина – своя деревня да те поля и леса, в которых она затерялась. Россия – Русь, Русь – деревня.

Очень часто Есенин в своих произведениях обращается к Руси. Первое время он прославляет патриархальные начала в жизни родной деревни: рисует “хаты – в ризах образа”, уподобляет Родину “черной монашке”, которая “читает псалмы по сынам”, идеализирует радостных и счастливых “добрых молодцев”. Таковы стихотворения “Гой ты, Русь моя родная…”, “Край ты мой заброшенный…”, “Голубень”, “Русь”. Правда, порой у поэта слышится “тёплая грусть” и “холодная скорбь”, когда он встречает крестьянскую нищету, видит заброшенность родного края. Но это лишь углубляет и усиливает его беспредельную любовь к тоскующей сиротливой земле.

О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку,-

Люблю до радости и боли

Твою озёрную тоску.

Есенин умеет почувствовать в самой тоске родимой стороны веселость, в дремлющей Руси – накопление богатырских сил. Его сердце отзывается на дивичий смех, на пляску у костров, тальянку ребят. Можно, конечно, уставиться в “ухабины”, “кочки и впадины” родной деревни, а можно увидеть “как синеют кругом небеса”. Есенин усваивает светлый, оптимистический взгляд на судьбу своего Отечества. Поэтому так часто в его стихах звучат лирические признания, обращенные к Руси:

Но люблю тебя, родина кроткая!

А за что разгадать не могу.

Ой ты, Русь моя, милая родина,

Сладкий отдых в щёлку купырей.

Я снова здесь, в семье родной,

Мой край, задумчивый и нежный!

Для обитателя этой Руси весь жизненный подвиг – крестьянский труд. Крестьянин забит, нищ, гол. Так же убога его земля:

Край ты мой забытый,

Край ты мой родной.

Такой же нищий, сливаясь с нею, ходит по этой земле мужицкий Бог:

Шёл Господь пытать людей в любви,

Выходил Он нищим на кулижку.

Старый дед на пне сухом, в дуброве,

Жамкал дёснами зачерствелую пышку.

Увидал дед нищего дорогой,

На тропинке, с клюшкою железной,

И подумал: “Вишь, какой убогой.-

Знать, от голода качается, болезный”.

Подошёл Господь, скрывая скорбь и муку:

Видно, мол, сердца их не разбудишь…

И сказал старик, протягивая руку:

“ На, пожуй… маленько крепче будешь”.

Можно по стихам Есенина восстановить его ранние мужицко – религиозные тенденции. Выйдет, что миссия крестьянина божественна, ибо крестьянин как бы сопричастен творчеству Божью. Бог – отец. Земля – мать. Сын – урожай.

Россия для Есенина – Русь, та плодородящая земля, родина, на которой работали его прадеды и сейчас работают его дед и отец. Отсюда простейшее отождествление: если земля – корова, то признаки этого понятия могут быть перенесены на понятие родина.[[8]]

Образ страны Есенина невозможно представить без таких всем нам знакомых примет, как “синий плат небес”, “солончаковая тоска”, “извёстка колоколен” и “берёза – свечка”, а в зрелые годы – “костёр рябины красной” и “низкий дом”, “в залихватском степном разгоне колокольчик хохочет до слёз”. Трудно представить себе Россию Есенина и без такой картины:

Синее небо, цветная дуга.

Тихо степные бегут берега,

Тянется дым, у малиновых сёл

Свадьба ворон облегла частокол.

Рождаясь и вырастая из пейзажных миниатюр и песенных стилизаций, тема Родины вбирает в себя русские пейзажи и песни, и в поэтическом мире Есенина эти три понятия: Россия, природа и “песенное слово” – сливаются воедино, поэт слышит или слагает песню “про отчий край и отчий дом”, а в это время в тиши полей разносится “рыдалистая дрожь неотлетевших журавлей” и “золотеющая осень” “листвою плачет на песок”.[[9]]

Это есенинская Русь. “Это всё, что зовём мы родиной…”

Анализ стихотворения Есенина «Вечером синим, вечером лунным…»

Миниатюра «Вечером синим, вечером юным…», написанная в 1925 году, относится к поздней лирике Есенина. В небольшом стихотворении, состоящем всего из шести строк, поэту удалось очень точно передать неизбывную тоску по навсегда ушедшей вдаль молодости. В первом двустишии читатели знакомятся с лирическим героем, чьи лучшие годы остались в прошлом. Когда-то он был красивым и юным, но безжалостное время не пощадило его. В есенинских строках чувствуется бессилие человека, каждый день приближающегося к старости и ничего не способного с этим поделать.

Вторая строфа — сожаление о «пролетевшем». Поэт отказывается от конкретики. Читателю не сообщается, о ком или о чем тоскует лирический герой. Неизвестно, потеря кого или чего волнует его больше всего. Недосказанность подчеркивается при помощи употребления сразу нескольких многоточий подряд. В третьей строфе проявляется усталость лирического героя от жизни: «Сердце остыло, и выцвели очи…». Кажется, он чувствует скорое приближение смерти и давно смирился с ней. Подобные настроения нередко встречаются в поздней лирике Есенина. Во многих последних стихотворениях Сергей Александрович напрямую

или косвенно говорит о неминуемой гибели, которой не избежать. Даже поверхностное изучение написанных перед смертью произведений позволяет понять, что самоубийство тридцатилетнего поэта, произошедшее в конце декабря 1925 года, — событие не столь уж неожиданное и даже, напротив, вполне предсказуемое. Именно лирика Есенина — едва ли не ключевое доказательство того, что все неофициальные версии его гибели не имеют с действительностью почти ничего общего.

Начало и конец стихотворения «Вечером синим, вечером юным…» пересекаются. В финале герой восклицает: «Синее счастье! Лунные ночи!». В этом возгласе содержится не только грусть по ушедшим временам. За ним скрывается и философский смысл. Пейзаж вообще в анализируемом тексте возникает не случайно. Есенин транслирует идею неизменности природы, много веков живущей практически по одним и тем же законам, и конечности человека — неотъемлемой ее части. Герой стихотворения покинет землю, но никуда с нее не денутся лунные ночи и синие вечера. Правда, счастье они будут приносить уже совсем другим людям. Похожие мысли встречаются в творчестве Пушкина — речь идет о знаменитой элегии «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», написанной в 1829 году.

Читайте также:  Анализ стихотворения Есенина Ночь

Другие работы по этой теме:

Анализ стихотворения Есенина «Берёза» Великий русский поэт написал огромное количество различных прекрасных произведений. Но с раннего детства я больше всего люблю его стихотворение «Берёза». Это произведение было написано поэтом.

Анализ стихотворения Ахматовой «Вечером» Анну Ахматову по праву считают «дамской» поэтессой, которая привнесла в русскую литературу совершенно новые веяния. Она впервые затронула в своих произведениях тему чувств и мыслей.

Анализ стихотворения С — А — Есенина «Гой ты, Русь моя родная!… — -» анализ стихотворения есенина гой Подготовка к ЕГЭ: Сочинение Анализ стихотворения С. А. Есенина «Гой ты, Русь моя родная!…..» анализ стихотворения есенина гой Стихотворение «Гой ты, Русь моя родная…» написано.

Анализ стихотворения Есенина «Сыплет черемуха снегом…» «Сыплет черемуха снегом…» — стихотворение, датированное 1910 годом и относящееся к ранней пейзажной лирике Есенина. В нем отразился свежий взгляд юного поэта на красоту природы.

Анализ стихотворения Есенина ВОТ ОНО, ГЛУПОЕ СЧАСТЬЕ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ С.А. ЕСЕНИНА ВОТ ОНО, ГЛУПОЕ СЧАСТЬЕ. ВОСПРИЯТИЕ, ТОЛКОВАНИЕ, ОЦЕНКА Стихотворение «Вот оно, глупое счастье…» было написано С.А. Есениным в 1918 году. Это лирическое размышление.

Анализ стихотворения «Вечером» Ахматовой А. А Стихотворение «Вечером» («Звенела музыка в саду…», 1913) своим названием связывает книгу «Вечер» с «Четками», где оно было напечатано в 1914 г. (журнальная публикация не имела.

«Вечером» анализ стихотворения Ахматовой Не могла эта музыка быть ни печальной, ни скорбной, но именно это и оборачивалось таким страданиям для любящего сердца, уже знающего, что ответа не будет.

Анализ стихотворения Есенина «Восход солнца» Пейзажная зарисовка «Восход солнца» относится к периоду между 1911 и 1912 гг. Впервые она была опубликована после смерти Есенина — в 1959-ом. Стихотворение появилось в.

Анализ стихотворения Есенина «Ночь» Стихотворение «Ночь» («Усталый день склонился к ночи…») относится к ранней пейзажной лирике Есенина. Оно было написано в период обучения поэта в приходской школе села Спас-Клепики.

Анализ стихотворения Есенина «Прощай, родная пуща…» Стихи Есенина, приехавшего в Петроград в 1915 году и читавшего там свои произведения Блоку, Клюеву, Городецкому и прочим известным поэтам, стали для литературного общества того.

Анализ стихотворения Есенина «Пой же, пой. На проклятой гитаре…» Начало двадцатых годов ознаменовалось для Есенина серьезным душевным кризисом, в значительной степени обусловленным разочарованием в Великой Октябрьской революции и власти большевиков. Трагическое мироощущение поэта нашло.

Анализ стихотворения Есенина Спит ковыль 1925 год. Сергей Есенин пишет свое стихотворение, в котором передается несказанно легко не только искренняя любовь к Родине, но и какие-то свои итоги о жизни.

Анализ стихотворения Есенина «Шел Господь пытать людей в любови…» В начале 1916 года Есенин выпустил дебютный сборник под названием «Радуница». Книгу издал в Петрограде Аверьянов при деятельном участии поэта Клюева, представителя новокрестьянского направления. По.

Анализ стихотворения Есенина «Край любимый! Сердцу снятся…» Стихотворение «Край любимый! Сердцу снятся…». Восприятие, толкование, оценка Стихотворение «Край любимый! Сердцу снятся…» было на­писано С.А. Есениным в 1914 году. Основная тема произведе­ния — тема.

Анализ стихотворения Есенина «Вот уж вечер. Роса…» Сергей Есенин начал писать стихи очень рано, и в этом его поддерживала бабушка по материнской линии. Поэтому неудивительно, что в 15 лет он уже превратился.

Анализ стихотворения Есенина «Корова» Стихотворение «Корова» относится к раннему творчеству Есенина. Центральным в нем становится образ животного, которое каждый крестьянин на Руси считал едва ли не самым главным. Корова.

Анализ стихотворения Есенина «За горами, за желтыми долами…» Анна Алексеевна Сардановская — пожалуй, первая истинная любовь Есенина. Девушка приходилась родственницей Ивану Яковлевичу Смирнову — священнику села Константиново. Его дом на некоторое время стал.

Анализ стихотворения Есенина «Закружилась листва золотая…» Ранние произведения Сергея Есенина обладают удивительной магической силой. Поэт, еще не разочаровавшийся в жизни и не утративший смысл собственного существования, не устает восхищаться красотой окружающей.

Анализ стихотворения Есенина «Королева» У Сергея Есенина было много женщин, и сам поэт неоднократно признавался, что потерял число своим любовницам. Однако впервые он испытал всепоглощающее и сладостное чувство любви.

Анализ стихотворения Есенина «Зима» «Зима» — стихотворение, точная дата написания которого неизвестна. Исследователи творчества Есенина называют период с 1911 по 1912 год. Скорей всего, произведение сочинено во время обучения.

«Отговорила роща золотая» анализ стихотворения Есенина Человек — часть природы: эта истина неоспорима. Как бы ни провозглашал он себя царем природы, все равно вернется в землю, откуда, из грязи, и был.

Анализ стихотворения Есенина «Песнь о хлебе» Стихотворение «Песнь о хлебе» относится к позднему творчеству Есенина, точная дата его написания неизвестна. По мнению большинства исследователей, произведение создано в районе 1920-21 гг. В.

Анализ стихотворения Есенина «Весна на радость не похожа…» Стихотворение «Весна на радость не похожа…», датированное 1916 годом, относится к раннему периоду творчества Есенина. Впервые оно было опубликовано в благотворительном сборнике «Пряник осиротевшим детям».

Анализ стихотворения Есенина «О верю, верю, счастье есть!…» Есенин писал, что чувство Родины — основное в его творчестве. Действительно, большинство написанных им стихотворений так или иначе посвящены России. По словам Сергея Александровича, без.

Анализ стихотворения Есенина «Несказанное, синее, нежное…» В последний год жизни Есенин написал стихотворение «Несказанное, синее, нежное…», в котором подвел итоги оставшихся позади лет. Перед читателями предстает умудренный опытом лирический герой. Он.

«Вот уж вечер…» анализ стихотворения Сергея Есенина Стихотворение состоит из 4 строф . Размер стихотворения: двуударный дольник. Стопа: разносложная с удалением на разных слогах. 1-ая строфа . Рифмы: роса-крапиве-дороги-иве . 2-ая строфа.

Анализ стихотворения Есенина «Устал я жить в родном краю…» В 1915 году молодой Сергей Есенин приехал в Петроград, где читал свои стихотворения Городецкому, Блоку и другим известным поэтам. Творческая интеллигенция Северной столицы с восторгом.

«Исповедь самоубийцы» анализ стихотворения Есенина Почти вся русская лирика носит исповедальный характер. Видимо, так устроена русская душа: иногда легче признаваться в грехах не близким людям, а совершенно незнакомым. Форма стихотворения.

Анализ стихотворения С. Есенина «Письмо матери» Мне очень нравится стихотворение «Письмо матери». Оно является поэтическим посланием Есенина к самому дорогому для него человеку. Каждая строка этого стихотворения полна сдержанной любви и.

Анализ стихотворения «Письмо к матери» Есенина Письмо к матери (1924) Стихотворение «Письмо к матери» посвящено не только и не столько конкретному человеку, сколько собирательному образу матери или даже матери- Родине. Сергей.

Синий цвет в лирике С.А. Есенина

Рубрика: Спецвыпуск

Дата публикации: 26.03.2016 2016-03-26

Статья просмотрена: 9549 раз

Библиографическое описание:

Буданова, Н. Э. Синий цвет в лирике С.А. Есенина / Н. Э. Буданова, Г. Н. Тюрина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6.4 (110.4). — С. 3-5. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27251/ (дата обращения: 07.01.2021).

Цвет в мировой культуре издавна имеет важное символическое значение [4]. Белый цвет у многих ассоциируется со снегом и чистотой, чёрный — с темнотой и неизвестностью, красный с огнём, зелёный с растительностью, жёлтый с солнцем, синий с водой и т. д. Многие деятели искусства по-своему интерпретировали тот или иной цвет, создавая образы в художественном произведении. Великого русского поэта Сергея Есенина по праву называют мастером цветописи, так как в его творчестве цвет играет очень важную роль [5]. Одним из главных цветов в лирике поэта является синий цвет и его оттенки. В христианской традиции синий цвет предстаёт символом духовности и Богоматери [3].

Синий цвет часто создаёт пейзаж в лирике С.Есенина:

Синий май. Заревая теплынь.

Не прозвякнет кольцо у калитки.

Липким запахом веет полынь.

Спит черемуха в белой накидке. («Синий май. Заревая теплынь»)

Синий цвет характерен для описания вечернего пейзажа. В стихотворении «Тихий ветер. Вечер сине-хмурый» поэт создаёт окказиональный изобразительный эпитет сине-хмурый, называя вечер. Данное прилагательное не только обозначает цветовую гамму времени суток, но и выражает настроение лирического героя:

Тихий ветер. Вечер сине-хмурый.

Я смотрю широкими глазами. («Тихий ветер. Вечер сине-хмурый»)

В стихотворении «Весенний вечер. Синий час» поэт чётко указывает на синий цвет весеннего вечера. Цвет становится характеристикой хронотопа данного произведения:

Весенний вечер. Синий час.

Ну как же не любить мне вас,

Как не любить мне вас, цветы?

Я с вами выпил бы на «ты». («Цветы»)

Синий цвет и его оттенки (напр., голубой) в лирике С.Есенина ассоциируется с Россией. В стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная» автор использует метафору синь сосёт глаза, чтобы показать бескрайние просторы родины. Синь — это и небесный простор (синий цвет неба), и реки, озёра Руси:

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты — в ризах образа.

Не видать конца и края –

Только синь сосет глаза. («Гой ты, Русь, моя родная»)

В стихотворении «Несказанное,синее, нежное.».. эпитет синее входит в синонимичный ряд с прилагательными несказанное и нежное, изображающими покой родной земли и одновременно умиротворение лирического героя. Прилагательное несказанное имеет значение «невысказанное, то, что нельзя описать словами». Таким образом, синий цвет в данном стихотворении ассоциируется с родиной, а конкретно, с покоем родного края:

Несказанное, синее, нежное.

Тих мой край после бурь, после гроз,

И душа моя — поле безбрежное –

Дышит запахом меда и роз. («Несказанное,синее, нежное.»..)

В стихотворении «Я покинул родимый дом» Сергей Есенин для изображения родины использует эпитет голубой:

Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть пурге,

Стережет голубую Русь

Старый клен на одной ноге. («Я покинул родимый дом»)

Многоцветную картину мы видим в стихотворении «Запели тёсаные дроги». Русь представлена двумя доминирующими цветами: малиновым и синим. Метафора синь, упавшая в реку изображает небо, отражённое в воде. Так поэт показывает слияние земного и небесного в родном пейзаже:

О, Русь — малиновое поле

И синь, упавшая в реку, –

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску. («Запели тёсаные дроги»)

Обращаясь к сестре Шуре, поэт использует удивительно трогательную метафору Ты моё васильковое слово. В этом контексте васильковый оттенок синего цвета ассоциируется с родным человеком, живущим на малой родине, где так много васильков:

Ты мое васильковое слово,

Я навеки люблю тебя. («Я красивых таких не видел»)

В синий цвет окрашивается всё пространство, видимое лирическим героем: земля, вода и небо. Эпитет голубая звезда будто соединяет синеву родины с небесной синевой:

Сердцу снится душистый горошек,

И звенит голубая звезда. («Ах, как много на свете кошек!»)

Синий цвет родной земли показан не просто статичным, недвижимым. Глагол синеет обозначает процесс: река становится синей, синий цвет распространяется по просторам родины:

Далеко сияют розовые степи,

Широко синеет тихая река. («Я иду долиной. На затылке кепи»)

Синий и голубой цвета встречаются и в любовной лирике Сергея Есенина. В стихотворении «Голубая кофта. Синие глаза» цветовые эпитеты вынесены в заглавие, то есть находятся в сильной позиции текста. Данные прилагательные создают цветовую гармонию: глаза и кофта одного цвета:

Голубая кофта. Синие глаза.

Никакой я правды милой не сказал. («Голубая кофта. Синие глаза»)

Синий цвет в лирике С.Есенина может быть связан с воспоминаниями о былом. В стихотворении «Синий туман. Снеговое раздолье» первая строчка создаёт красивую картину русской зимней природы. Слово туман придаёт оттенок ирреальности. Лирический герой будто во сне хочет вспомнить что-то из ранних лет:

Синий туман. Снеговое раздолье,

Тонкий лимонный лунный свет.

Сердцу приятно с тихою болью

Что-нибудь вспомнить из ранних лет.

(«Синий туман. Снеговое раздолье»)

В стихотворении «Не напрасно дули ветры» эпитет синий сочетается с существительным мгла, обозначающим с одной стороны «тьму, мрак» [1], а с другой стороны «неизвестность» [1]. В данном произведении синий цвет ассоциируется с грустью, что подчёркивает глагол отгрустил:

С чьей-то ласковости вешней

Отгрустил я в синей мгле

О прекрасной, но нездешней,

Неразгаданной земле. («Не напрасно дули ветры»).

Синий цвет в творчестве Сергея Есенина выступает как символ счастья, которое было давно, это цвет утраченной юности:

Вечером синим, вечером лунным

Был я когда-то красивым и юным.

(«Вечером синим, вечером лунным»)

Метафорический эпитет синее счастье акцентирует внимание на том, что лучшие годы лирического героя окрашены в синий цвет. А нынешняя тоска подчёркивается бесцветностью (выцвели очи):

Сердце остыло, и выцвели очи.

Синее счастье! Лунные ночи! («Вечером синим, вечером лунным»)

В воспоминаниях лирического героя счастливые годы ассоциируются с маем и июнем, окрашенными в синий и голубой цвет соответственно:

Что-то всеми навек утрачено.

Май мой синий! Июнь голубой!

(«Снова пьют здесь, дерутся и плачут»)

Таким образом, можно сделать вывод, что синий цвет в лирике Сергея Есенина предстаёт важным фрагментом идиостиля. Слова с семантикой синего цвета часто используются поэтом и имеют в основном положительные коннотации. Данный цвет имеет разные ассоциации: Родина, природа, счастье и др.

  1. Викисловарь. Режим доступа:https://ru.wiktionary.org/wiki/мгла
  2. Есенин С. А. — М.: Правда, 1970. — 384 с.
  3. Забозлаева Т. В. Символика цвета. СПб, BOREY-PRINT, 1996. – 87 с.
  4. Миронова Л. Н. Учение о цвете. — Mинск, 1993. — 464 с.
  5. Прокушев Ю. Л. Сергей Есенин: образ, стихи, эпоха. — М.: Сов. Россия, 1979. — 304 с.

Похожие статьи

Музыка природы в поэзии С.А. Есенина | Статья в журнале.

В пейзажных зарисовках С. А. Есенина можно увидеть, как вечер полощет в реке пальцы

Пеной я цвет разнесу [3, с. 46]. Стихотворение «Выткался на озере алый свет зари» (1910

Лирический герой Есенина, как человек с чуткой и ранимой душой, умеет и восхищаться.

Лексика природы в лирике С. А. Есенина | Статья в журнале.

«Части суток»: день(102), ночь(93), вечер(52), утро(15).

Основные термины (генерируются автоматически): поэт, малиновое поле, Русь, русский человек, розовый конь, родной край, родная земля, образ ветра, образ березы, серебряный

Синий цвет в лирике С.А. Есенина.

Функции запахообраза в лирике Сергея Есенина

Русь у поэта — святая, тепло любимая, — представлена совокупностью красок, звуков, благоуханий

Пряный вечер. Гаснут зори. По траве ползет туман

Вместе с этим аромат розы является показателем чувств лирического героя, его нежности

Выражение чувств и эмоций автора с помощью языковых средств.

лирический герой, синий цвет, стихотворение, эпитет, поэт, осенняя муть, золотое сено, серый цвет, темная сила, Русь.

Конструктивные свойства номинатива в лирике С.А. Есенина

Голубая кофта. Синие глаза.

Синий туман. Снеговое раздолье, Тонкий лимонный лунный свет.

Вот уж вечер. Роса. Блестит на крапиве.

Синий цвет в лирике С.А. Есенина.

Поэтика цвета в лирике М. И. Цветаевой | Статья в журнале.

Голубой (синий) цвет как бы опосредует связь между небесным и земным, между Богом и миром «голубой (синий) — это цвет небес

Основные термины (генерируются автоматически): лирическая героиня, цвет, лирический герой, стихотворение, красный цвет, желтый цвет.

Функция цветообраза в поэзии Сергея Александровича Есенина

цвет, лирический герой, произведение, цветообраз, синий цвет, серый цвет, отрицательная семантика, белая луна, голубой цвет, золотой цвет.

Поэма С. Есенина «Анна Снегина» сквозь призму.

Синий туман. Снеговое раздолье»), «Язык сограждан стал мне как чужой, В своей стране я словно иностранец» («Русь Советская») [5, с. 56, 84, 112].

Лирический герой поэзии Есенина находится во внутреннем конфликте с существующей реальностью.

Ссылка на основную публикацию