Анализ стихотворения Юность Есенина

Анализ стихотворения Юность Есенина

Стихотворение Юность относится к ранним есенинским произведениям и как подобает всякому молодому юноше, Есенин активно влюблялся в собственных сверстниц. В частности есть даже довольно точные сведения, кому именно посвящена Юность, но этот факт не имеет здесь существенной роли, ведь подобные биографические подробности не имеют собственного отражения в этом произведении и практически никак не влияют на содержание.

Особенностью стихотворения является короткая строка, за основу взят стихотворный размер ямб, но он разделяется, и строки становятся более короткими. Таким образом, мы видим больше коротких строф, которые представляют собой логически завершенные элементы. К слову сказать, каждый такой элемент чем-то напоминает японскую поэтическую манеру хокку – вариант лаконичного изложения миропонимания автора и с этим действительно есть нечто общее.

Для молодого поэта такой интересный размер и вариант структурирования выглядит более чем достойным, свидетельствует об оригинальности и таланте. Рассмотрим подробнее, как именно излагает собственные мысли поэт в этом произведении.

Сначала следует обращение к объекту своей влюбленности. Как мы знаем, речь идет о молодой девушке, к которой поэт испытывает чувства. Как подобает всякому достойному мужчине, он готов отдать все своей возлюбленной, он говорит о самом сокровенном, мечтах и грезах – сфере, куда, как правило, вообще практически никого не допускают, но Есенин способен отдать даже собственные мечтания.

Далее он указывает на собственную очарованность девушкой, которая дарит тихую ласку и погружает в нежную сказку. Эти переживания заставляют поэта чувствовать пламя разгорающегося в нем чувства. Вероятно, этот внутренний огонь намекает на страсть, которая возникает в душе поэта.

Под святыми звуками с высокой вероятностью имеются в виду звуки речи девушки или нечто подобное, возможно, пения. Так или иначе, речь идет о тоске, которая в свою очередь может обуславливаться разлукой или отсутствием возможности связать судьбу с ней полностью. Поэтому голос приносит только муку, хотя и может быть таким приятным и сладостно-упоительным.

Итоговая строфа говорит о способности и намерении преодолеть эти внешние препятствия и обстоятельства. Есенин, хотя и молод, но говорит про собственную мудрость, он «силой тертой», то есть наработанным опытом, неким ресурсом, мудростью, имеет возможность послать к черту обстоятельства, сторонние факторы. Благодаря этому возможно соединение с возлюбленной, которое инициируется в повелительном наклонении в заключительной строчке как квинтэссенция всего повествовательного ряда, соединение.

Вариант 2

Сергей Александрович Есенин жил и творил на рубеже двух эпох. Его творчество — это яркое явление в поэзии.

Одно его раннее произведение заслуживает внимания. На листке, где написано стихотворение «Юность», можно прочесть надпись «на память Полине». Вероятно, имеется ввиду Полина Ивановна Рович, юная красавица пленившее сердце поэта. Как и свойственно молодым людям, Сергей влюбился в сестру своего школьного друга. Романтическое томление души заставляет обращаться к девушке. Молодой человек ищет ответного чувства. Погруженный в свои мечтания, поэт говорит о своих страданиях без обиняков, не прикрываясь лицемерными масками приличия. Душа подростка мечется в своих переживаниях. Сокровенное чувство рождает искренние слова обращенные к предмету его грез. Сердце юноши трепещет в ожидании встречи.

Однако, Есенин — горделивый, решительный молодой человек. Он не может длительное время находится в томном состоянии, ему необходимо действие. Всем подросткам свойственна быстрая смена настроения, влюбленность порой граничит с цинизмом. Грубоватые интонации последнего трехстишия звучат в повелительном наклонении. Этот приземленный призыв возвращает подростка в реальную жизнь, обрывает романтическое настроение, накрывает непроницаемым панцирем уязвимое сердце юноши.

Стихотворение «Юность» написанное поэтом в 1914 году, находит отклик в сердцах и современных читателях. Все люди хотят любить и быть любимыми, но находится продолжительное время в эфемерном томлении человек не может. В своих произведениях поэт рассказывает о любви к отчему дому, к русской природе, к женщине. То что близко и понятно человеку.- тема любви проходит в творчестве поэта проходит красной нитью. Пылкий молодой человек не был обделен женским вниманием. Но окрыляющее чувство, сохраненное на всю жизнь так и не постиг. Именно поэтому томик стихотворений Сергея Александровича Есенина становится настольной книгой многих читателей.

Анализ стихотворения Юность по плану

Юность

Возможно вам будет интересно

Произведение Анны Ахматовой долгое время исследуется литературоведами и исследователями – литературоведами. Для многих остается большой тайной, кому же все-таки посвящено данная баллада..

В 1914 г у А. Ахметовой появилась новое произведение, и если рассматривать его с другими работами поэтессы, то это выглядит достаточно простым и непритязательным.

Изначально поэма имела другое название, «Тринадцать апостолов». Тринадцатым апостолом Маяковский видел себя. Но её не пропустила цензура. И название пришлось поменять

Ключевой тематикой произведения являются лирические размышления поэтессы о трагической любви, пропитанной горечью утраты в связи с гибелью ее бывшего супруга Николая Гумилева, расстрелянного по обвинению в контрреволюционных действиях.

Стихотворение Вижу сон. Дорога чёрная было написано в 1925 году и принадлежит к позднему творчеству Есенина. Оно предстает в вариационной форме парадоксального любовного переживания

Анализ стихотворения Есенина Юность

Анализ стихотворения Есенина «Неуютная жидкая лунность…»

Стихотворения Сергея Александровича Есенина уже давно прочно обосновались в русской поэзии и являют собой поистине глубокое, яркое и неповторимое явление. Творчество поэта преисполнено глубокой искренностью и сердечной теплотой, страстью и любовью к беспредельным просторам родной земли, «неисчерпаемую печаль» коей он с такой лёгкостью сумел передать.

Несомненно главной и основополагающей чертой в творчестве Есенина является искренность. Самые важные и сокровенные чувства поэта предстают перед нами без всяких масок и личин. Каждое стихотворение, каждая строчка и слово – всё это частицы самого поэта, его душа.

Стихотворение «Неуютная жидкая лунность…» написано в двадцать пятом году и в нём на этот раз поэт лишает природу её очарования и не уделяет должного внимания её красоте. Здесь она предстаёт зыбкой, вязкой, однообразной и будто застывшей во времени. Быть может лирический герой данной работы является антиподом автора? Может и так, а может взгляды Есенина к тому времени сильно переменились, ведь много воды утекло с тех пор, как он только взялся за перо. Да и к слову стоит отметить тот факт, что влияние на творчество автора могло оказать явление, затронувшее всех и каждого в то время – революция.

С первых строк поэт абстрагируется от окружающего его мира и прошлого, ведь всё это как раз и шло рука об руку с картинами природы, которую прежде он не раз воспевал. Неологизм «лунность» часто использовался Есениным, с целью отметить особые, сверхъестественные и мало кем замеченные краски ночи, а такие определения как «жидкая» и «неуютная» ночь, рождают абсолютно иной образ.

Эта новая «лунность» теперь теряет всю свою глубину, она становится поверхностной и больше не является недосягаемой, отчего и теряет свою ценность. Создаётся настроение глубокого отчуждения и изолированности, которые передаются и читателю.

Это не свойственное самому Есенину стихотворение является свидетельством того, как сильно переживал поэт за судьбу Родины, которую он так любил, но которая его так подвела. Творчество Есенина навсегда будет являть собой одну из самых ярких страниц истории русской поэзии. И хотя эпоха автора уже давно отошла в прошлое, поэзия того времени будет жить.

«Несказанное, синее, нежное…» С.Есенин

«Несказанное, синее, нежное…» Сергей Есенин

Несказанное, синее, нежное…

Тих мой край после бурь, после гроз,

И душа моя — поле безбрежное —

Дышит запахом меда и роз.

Я утих. Годы сделали дело,

Но того, что прошло, не кляну.

Словно тройка коней оголтелая

Прокатилась во всю страну.

Напылили кругом. Накопытили.

И пропали под дьявольский свист.

А теперь вот в лесной обители

Даже слышно, как падает лист.

Колокольчик ли? Дальнее эхо ли?

Все спокойно впивает грудь.

Стой, душа, мы с тобой проехали

Через бурный положенный путь.

Разберемся во всем, что видели,

Что случилось, что сталось в стране,

И простим, где нас горько обидели

По чужой и по нашей вине.

Принимаю, что было и не было,

Только жаль на тридцатом году —

Слишком мало я в юности требовал,

Забываясь в кабацком чаду.

Но ведь дуб молодой, не разжелудясь,

Так же гнется, как в поле трава…

Эх ты, молодость, буйная молодость,

Анализ стихотворения Есенина «Несказанное, синее, нежное…»

В последний год жизни Есенин написал стихотворение «Несказанное, синее, нежное…», в котором подвел итоги оставшихся позади лет. Перед читателями предстает умудренный опытом лирический герой. Он спокоен, умиротворен. Его душа, пережившая бури и грозы, прошедшая через невзгоды, в настоящее время сравнима с безбрежным полем, дышащим запахом меда и роз. Самому Есенину на момент написания анализируемого текста было всего тридцать лет. Тем не менее, кажется, что стихотворение создано человеком старше. Во второй строфе герой начинает предаваться воспоминаниям. Даже по их обрывкам становится понятно, насколько бурной была его молодость. При этом о прошлом он не жалеет. Все равно вернуть ничего нельзя, исправить – тоже. В словах героя нет и сильного осуждения собственных поступков. Молодо – зелено. Кто не совершал в юные годы ошибок?

«Несказанное, синее, нежное…» — не просто подведение итогов, но и разговор с собственной душой. На протяжении всего текста лирический герой периодически обращается к ней. Она предстает как некто, реально существующий, будто лучший друг, верный спутник. Долгой и бурной была совместная дорога, но пришло время успокоения. Необходимо сделать остановку, отдышаться, разобраться в том, что случилось. В центре внимания героя оказывается и его личная жизнь, и перемены, произошедшие в стране. Тема родины возникает не случайно. Во-первых, она всегда играла важную роль в творчестве Есенина. Во-вторых, в начале XX столетия Россия пережила множество потрясений – войны, революции, конец монархии и приход к власти большевиков. Естественно, эти перемены не могли не отразиться на жизни народа. И вполне логично, что лирическому герою стихотворения хочется в них разобраться.

Сожаление о бесцельно проведенной молодости возникает только ближе к концу анализируемого произведения. Тогда же всплывает кабацкая тема, часто встречающаяся в поздней лирике Есенина. Только к тридцати годам герой осознал, что убитое на питейные заведения время было потрачено впустую. Впрочем, далее оказывается, что высказанное сожаление – лишь минутная слабость. В последнем четверостишии опять происходит поворот. Герой пытается оправдать себя, определить новый вектор развития. Да, молодость осталась позади, но и старость еще не наступила. Получается, герой переживает сейчас лучшее время – у него есть опыт, полученный в юности, и есть силы продолжать жить полной жизнью, не повторяя старых ошибок.

Помогите пожалуйста! Очень срочно нужно найти отзыв или анализ стихотворения

Помогите пожалуйста очень срочно найти отзыв или анализ стихотворения любого стихотворения Есенина 8-9 класс, на таком уровне. Анализ должен быть небольшой и написан на уровне школы.

Bla(k & Wh!te Знаток (320) 6 лет назад

Анализ стиха Есенина «Нежалею, не зову, неплачу»

Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу… » может считаться эпиграфом ко всему

творчеству Сергея Есенина. Яркие образы стиха рисуют нам удивительный мир поэзии поэта.

Стихотворение пронизано чувством грусти. Поэт сожалеет об уходящей юности и необра-

тимости этого процесса. Хотя в начале стихотворения Есенин говорит: «Не жалею, не зову, не плачу…».

чувствуется иное настроение. Это светлая печаль, желание вернуть утраченную мо-

лодость. Эти чувства переданы через образы «розового коня». «дыма белых яблонь» и увяданья.

Юность, словно медь, «льющаяся с листьев». Она не уйдет внезапно, а тихо убежит ручейком.

Золотые листья деревьев, словно годы жизни, улетают и исчезают в пространстве. Так было

всегда. Есенин понимает, что юность не вернуть, это происходит с каждым человеком. За осенью

придет зима, за зимой – весна, и этот процесс длится вечно. Так же и молодость необратимо «сте-

Это стихотворение очень мелодично. Его напевность передана пятистопным хореем, созда-

ющим неповторимую музыкальность. Поэт часто повторяет слова, акцентируя на них внимание читателя. Строка

перетекает в строку, строфа – в строфу – все сливается в единый поток чувств и

Образы природы в стихотворении глубоко символичны. Белые яблони – это символ весны,

новой жизни. Прошлое останется позади, все права защищены 2001-2005 оставляя дорогу молодым. Осень – это пора «увяданья».

Поэтому с такой тоской поэт пишет о белых яблонях, как бы ему хотелось вновь вернуться в див-

ный сад. Юность – это цветущее белое дерево, символ чистоты, непорочности, а осенью лишь

«тихо льется с кленов медь». Время в стихотворении плавно течет, перетекает из пространства в

другое. Оно не стоит на месте, а струится сквозь пальцы, и лирический герой не в силах остано-

вить его. Время выражается через образы природы, которая неотделима от человека.

Лирический герой растворен в окружающем его мире. Он органично вписывается в него.

Все чувства лирического героя находят свое проявление в природных образах: «увяданья золотом

охваченный». «что пришло процвесть». «буйство глаз и половодье чувств».

Жизнь для поэта – это бег «розового коня». какое-то мимолетное видение. Поэт спрашивает

сам себя: «Жизнь моя? иль ты приснилась мне?». Но конец известен – это смерть. Все, что живет

на земле, рано или поздно умирает: «Все мы, все мы в этом в этом мире тленны,…». Это вечный

закон природы. Поэтому поэт сравнивает себя со скитальцем, бродягой, который пришел в эту

жизнь лишь на короткий промежуток времени и вскоре покинет его. Есенин говорит о «бродя-

жем духе». олицетворяя себя с богомольцами и странниками Древней Руси.

Лирический герой неотделим от образа России. Его внутренний мир передается пейзажными

зарисовками. Молодость поэта, которая безвозвратно ушла – это «страна березового ситца». Но и

она исчезает во времени, как и юность поэта. Но помимо этих тем, в стихотворении есть и другие

Для поэта смерть – начало новой жизни, поэтому она «благословенна». Лирический герой предчувствует

конец жизни, но не воспринимает его как трагедию. Поэтому в стихотворении нет надрыва.

С образом бегущего «розового коня» поэт вводит символ своей жизни – дороги, уходящей в даль. Жизнь

промелькнула, как яркий блик, и близится конец этого пути, а следовательно, нача-

В этом стихотворении Есенин создает необыкновенно яркие, красивые образы, особый мир, который ни с

чьим не спутать.

Стихотворение Есенина С.А.

И нежной сказки

Но силой тертой

Пошлю все к черту.

Стихотворение Есенина С.А. — Юность

См. также Сергей Есенин — стихи (Есенин С. А.) :

Я зажег свой костер.

Я зажег свой костер, Пламя вспыхнуло вдруг И широкой волной Разлилося.

Я иду долиной. На затылке кепи.

Я иду долиной. На затылке кепи, В лайковой перчатке смуглая рука. Дал.

Стихотворение «Сукин сын» написано Есениным в 1924 году и относится к немногим последним стихам поэта, где есть положительные нотки. Да, и тут не обошлось без есенинской грусти, но здесь нет исповеди, жалоб и раскаяния – это более стихотворение-воспоминание.

Нотки грусти проскакивают в строках:

Нынче юность моя отшумела.

Этот тон свойственен Есенину в последние годы, но здесь он не доминирует. Сергей вспоминает девушку, которой отправлял «собачей почтой» письма, но она не читала. Это было давно, за сиреневым туманом юности, сейчас Сергей снова возвращается в родное Константиново, он признан и смотрит на жизнь через стекло ностальгии.

Той собаки уже нет, нет его верного почтальона, но есть «сукин сын» щенок друга его детства и времени первой (первой ли?) любви и любви ли. Видя щенка, Есенин с новой силой окунается в волну воспоминаний, но они не причиняют ему боли. Более того, Сергей благодарит собаку за то, что она разбудила в его сердце не только грусть, но и радостный май:

Хочешь, пес, я тебя поцелую

За пробуженный в сердце май?

Что же касается девушки, которой писались письма, то повспоминали и будет. Когда-то нравилась в белом, но время проплыло кораблём и теперь он любит в голубом платье.

Стихотворение ценно тем, что выходит за рамки поздних произведений поэта. В нём нет такого количества боли, а есть только лёгкая грусть и ностальгия. Отмечу строки финала:

Но теперь я люблю в голубом.

В последние годы Есенин редко пишет о сегодняшней любви, чаще вспоминая амурные дела минувших дней.

Снова выплыли годы из мрака

И шумят, как ромашковый луг.

Мне припомнилась нынче собака,

Что была моей юности друг.

Нынче юность моя отшумела,

Как подгнивший под окнами клен,

Но припомнил я девушку в белом,

Для которой был пес почтальон.

Не у всякого есть свой близкий,

Но она мне как песня была,

Потому что мои записки

Из ошейника пса не брала.

Никогда она их не читала,

И мой почерк ей был незнаком,

Но о чем-то подолгу мечтала

У калины за желтым прудом.

Я страдал… Я хотел ответа…

Не дождался… уехал… И вот

Через годы… известным поэтом

Снова здесь, у родимых ворот.

Та собака давно околела,

Но в ту ж масть, что с отливом в синь,

С лаем ливисто ошалелым

Меня встрел молодой ее сын.

Мать честная! И как же схожи!

Снова выплыла боль души.

С этой болью я будто моложе,

И хоть снова записки пиши.

Рад послушать я песню былую,

Но не лай ты! Не лай! Не лай!

Хочешь, пес, я тебя поцелую

За пробуженный в сердце май?

Поцелую, прижмусь к тебе телом

И, как друга, введу тебя в дом…

Да, мне нравилась девушка в белом,

Но теперь я люблю в голубом.

Стихотворение в исполнении Сергея Безрукова

Анализ стихотворения Есенина Юность

Анализ стихотворения Есенина «Неуютная жидкая лунность…»

Стихотворения Сергея Александровича Есенина уже давно прочно обосновались в русской поэзии и являют собой поистине глубокое, яркое и неповторимое явление. Творчество поэта преисполнено глубокой искренностью и сердечной теплотой, страстью и любовью к беспредельным просторам родной земли, «неисчерпаемую печаль» коей он с такой лёгкостью сумел передать.

Несомненно главной и основополагающей чертой в творчестве Есенина является искренность. Самые важные и сокровенные чувства поэта предстают перед нами без всяких масок и личин. Каждое стихотворение, каждая строчка и слово – всё это частицы самого поэта, его душа.

Читайте также:  Анализ стихотворения Опять раскинулся узорно Есенина

Стихотворение «Неуютная жидкая лунность…» написано в двадцать пятом году и в нём на этот раз поэт лишает природу её очарования и не уделяет должного внимания её красоте. Здесь она предстаёт зыбкой, вязкой, однообразной и будто застывшей во времени. Быть может лирический герой данной работы является антиподом автора? Может и так, а может взгляды Есенина к тому времени сильно переменились, ведь много воды утекло с тех пор, как он только взялся за перо. Да и к слову стоит отметить тот факт, что влияние на творчество автора могло оказать явление, затронувшее всех и каждого в то время – революция.

С первых строк поэт абстрагируется от окружающего его мира и прошлого, ведь всё это как раз и шло рука об руку с картинами природы, которую прежде он не раз воспевал. Неологизм «лунность» часто использовался Есениным, с целью отметить особые, сверхъестественные и мало кем замеченные краски ночи, а такие определения как «жидкая» и «неуютная» ночь, рождают абсолютно иной образ.

Эта новая «лунность» теперь теряет всю свою глубину, она становится поверхностной и больше не является недосягаемой, отчего и теряет свою ценность. Создаётся настроение глубокого отчуждения и изолированности, которые передаются и читателю.

Это не свойственное самому Есенину стихотворение является свидетельством того, как сильно переживал поэт за судьбу Родины, которую он так любил, но которая его так подвела. Творчество Есенина навсегда будет являть собой одну из самых ярких страниц истории русской поэзии. И хотя эпоха автора уже давно отошла в прошлое, поэзия того времени будет жить.

«Несказанное, синее, нежное…» С.Есенин

«Несказанное, синее, нежное…» Сергей Есенин

Несказанное, синее, нежное…
Тих мой край после бурь, после гроз,
И душа моя — поле безбрежное —
Дышит запахом меда и роз.

Я утих. Годы сделали дело,
Но того, что прошло, не кляну.
Словно тройка коней оголтелая
Прокатилась во всю страну.

Напылили кругом. Накопытили.
И пропали под дьявольский свист.
А теперь вот в лесной обители
Даже слышно, как падает лист.

Колокольчик ли? Дальнее эхо ли?
Все спокойно впивает грудь.
Стой, душа, мы с тобой проехали
Через бурный положенный путь.

Разберемся во всем, что видели,
Что случилось, что сталось в стране,
И простим, где нас горько обидели
По чужой и по нашей вине.

Принимаю, что было и не было,
Только жаль на тридцатом году —
Слишком мало я в юности требовал,
Забываясь в кабацком чаду.

Но ведь дуб молодой, не разжелудясь,
Так же гнется, как в поле трава…
Эх ты, молодость, буйная молодость,
Золотая сорвиголова!

Анализ стихотворения Есенина «Несказанное, синее, нежное…»

В последний год жизни Есенин написал стихотворение «Несказанное, синее, нежное…», в котором подвел итоги оставшихся позади лет. Перед читателями предстает умудренный опытом лирический герой. Он спокоен, умиротворен. Его душа, пережившая бури и грозы, прошедшая через невзгоды, в настоящее время сравнима с безбрежным полем, дышащим запахом меда и роз. Самому Есенину на момент написания анализируемого текста было всего тридцать лет. Тем не менее, кажется, что стихотворение создано человеком старше. Во второй строфе герой начинает предаваться воспоминаниям. Даже по их обрывкам становится понятно, насколько бурной была его молодость. При этом о прошлом он не жалеет. Все равно вернуть ничего нельзя, исправить – тоже. В словах героя нет и сильного осуждения собственных поступков. Молодо – зелено. Кто не совершал в юные годы ошибок?

«Несказанное, синее, нежное…» — не просто подведение итогов, но и разговор с собственной душой. На протяжении всего текста лирический герой периодически обращается к ней. Она предстает как некто, реально существующий, будто лучший друг, верный спутник. Долгой и бурной была совместная дорога, но пришло время успокоения. Необходимо сделать остановку, отдышаться, разобраться в том, что случилось. В центре внимания героя оказывается и его личная жизнь, и перемены, произошедшие в стране. Тема родины возникает не случайно. Во-первых, она всегда играла важную роль в творчестве Есенина. Во-вторых, в начале XX столетия Россия пережила множество потрясений – войны, революции, конец монархии и приход к власти большевиков. Естественно, эти перемены не могли не отразиться на жизни народа. И вполне логично, что лирическому герою стихотворения хочется в них разобраться.

Сожаление о бесцельно проведенной молодости возникает только ближе к концу анализируемого произведения. Тогда же всплывает кабацкая тема, часто встречающаяся в поздней лирике Есенина. Только к тридцати годам герой осознал, что убитое на питейные заведения время было потрачено впустую. Впрочем, далее оказывается, что высказанное сожаление – лишь минутная слабость. В последнем четверостишии опять происходит поворот. Герой пытается оправдать себя, определить новый вектор развития. Да, молодость осталась позади, но и старость еще не наступила. Получается, герой переживает сейчас лучшее время – у него есть опыт, полученный в юности, и есть силы продолжать жить полной жизнью, не повторяя старых ошибок.

Помогите пожалуйста! Очень срочно нужно найти отзыв или анализ стихотворения

Помогите пожалуйста очень срочно найти отзыв или анализ стихотворения любого стихотворения Есенина 8-9 класс, на таком уровне. Анализ должен быть небольшой и написан на уровне школы.
Заранее спасибо)

Bla(k & Wh!te Знаток (320) 6 лет назад

Анализ стиха Есенина “Нежалею, не зову, неплачу”

Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу… » может считаться эпиграфом ко всему
творчеству Сергея Есенина. Яркие образы стиха рисуют нам удивительный мир поэзии поэта.
Стихотворение пронизано чувством грусти. Поэт сожалеет об уходящей юности и необра-
тимости этого процесса. Хотя в начале стихотворения Есенин говорит: «Не жалею, не зову, не плачу…».
чувствуется иное настроение. Это светлая печаль, желание вернуть утраченную мо-
лодость. Эти чувства переданы через образы «розового коня». «дыма белых яблонь» и увяданья.
Юность, словно медь, «льющаяся с листьев». Она не уйдет внезапно, а тихо убежит ручейком.
Золотые листья деревьев, словно годы жизни, улетают и исчезают в пространстве. Так было
всегда. Есенин понимает, что юность не вернуть, это происходит с каждым человеком. За осенью
придет зима, за зимой – весна, и этот процесс длится вечно. Так же и молодость необратимо «сте-
кает с листьев».
Это стихотворение очень мелодично. Его напевность передана пятистопным хореем, созда-
ющим неповторимую музыкальность. Поэт часто повторяет слова, акцентируя на них внимание читателя. Строка
перетекает в строку, строфа – в строфу – все сливается в единый поток чувств и
эмоций.
Образы природы в стихотворении глубоко символичны. Белые яблони – это символ весны,
новой жизни. Прошлое останется позади, все права защищены 2001-2005 оставляя дорогу молодым. Осень – это пора «увяданья».
Поэтому с такой тоской поэт пишет о белых яблонях, как бы ему хотелось вновь вернуться в див-
ный сад. Юность – это цветущее белое дерево, символ чистоты, непорочности, а осенью лишь
«тихо льется с кленов медь». Время в стихотворении плавно течет, перетекает из пространства в
другое. Оно не стоит на месте, а струится сквозь пальцы, и лирический герой не в силах остано-
вить его. Время выражается через образы природы, которая неотделима от человека.
Лирический герой растворен в окружающем его мире. Он органично вписывается в него.
Все чувства лирического героя находят свое проявление в природных образах: «увяданья золотом
охваченный». «что пришло процвесть». «буйство глаз и половодье чувств».
Жизнь для поэта – это бег «розового коня». какое-то мимолетное видение. Поэт спрашивает
сам себя: «Жизнь моя? иль ты приснилась мне?». Но конец известен – это смерть. Все, что живет
на земле, рано или поздно умирает: «Все мы, все мы в этом в этом мире тленны,…». Это вечный
закон природы. Поэтому поэт сравнивает себя со скитальцем, бродягой, который пришел в эту
жизнь лишь на короткий промежуток времени и вскоре покинет его. Есенин говорит о «бродя-
жем духе». олицетворяя себя с богомольцами и странниками Древней Руси.
Лирический герой неотделим от образа России. Его внутренний мир передается пейзажными
зарисовками. Молодость поэта, которая безвозвратно ушла – это «страна березового ситца». Но и
она исчезает во времени, как и юность поэта. Но помимо этих тем, в стихотворении есть и другие
образы.
Для поэта смерть – начало новой жизни, поэтому она «благословенна». Лирический герой предчувствует
конец жизни, но не воспринимает его как трагедию. Поэтому в стихотворении нет надрыва.
С образом бегущего «розового коня» поэт вводит символ своей жизни – дороги, уходящей в даль. Жизнь
промелькнула, как яркий блик, и близится конец этого пути, а следовательно, нача-
ло новой жизни.
В этом стихотворении Есенин создает необыкновенно яркие, красивые образы, особый мир, который ни с
чьим не спутать.

Стихотворение Есенина С.А.
«Юность»

Мечты и слезы,
Цветы и грезы
Тебе дарю.

От тихой ласки
И нежной сказки
Я весь горю.

А сколько муки
Святые звуки
Наносят мне!

Но силой тертой
Пошлю все к черту.
Иди ко мне.

Стихотворение Есенина С.А. – Юность

См. также Сергей Есенин – стихи (Есенин С. А.) :

Я зажег свой костер.
Я зажег свой костер, Пламя вспыхнуло вдруг И широкой волной Разлилося.

Я иду долиной. На затылке кепи.
Я иду долиной. На затылке кепи, В лайковой перчатке смуглая рука. Дал.

Стихотворение «Сукин сын» написано Есениным в 1924 году и относится к немногим последним стихам поэта, где есть положительные нотки. Да, и тут не обошлось без есенинской грусти, но здесь нет исповеди, жалоб и раскаяния – это более стихотворение-воспоминание.

Нотки грусти проскакивают в строках:

Нынче юность моя отшумела.

Этот тон свойственен Есенину в последние годы, но здесь он не доминирует. Сергей вспоминает девушку, которой отправлял «собачей почтой» письма, но она не читала. Это было давно, за сиреневым туманом юности, сейчас Сергей снова возвращается в родное Константиново, он признан и смотрит на жизнь через стекло ностальгии.

Той собаки уже нет, нет его верного почтальона, но есть «сукин сын» щенок друга его детства и времени первой (первой ли?) любви и любви ли. Видя щенка, Есенин с новой силой окунается в волну воспоминаний, но они не причиняют ему боли. Более того, Сергей благодарит собаку за то, что она разбудила в его сердце не только грусть, но и радостный май:

Хочешь, пес, я тебя поцелую

За пробуженный в сердце май?

Что же касается девушки, которой писались письма, то повспоминали и будет. Когда-то нравилась в белом, но время проплыло кораблём и теперь он любит в голубом платье.

Стихотворение ценно тем, что выходит за рамки поздних произведений поэта. В нём нет такого количества боли, а есть только лёгкая грусть и ностальгия. Отмечу строки финала:

Но теперь я люблю в голубом.

В последние годы Есенин редко пишет о сегодняшней любви, чаще вспоминая амурные дела минувших дней.

Снова выплыли годы из мрака
И шумят, как ромашковый луг.
Мне припомнилась нынче собака,
Что была моей юности друг.

Нынче юность моя отшумела,
Как подгнивший под окнами клен,
Но припомнил я девушку в белом,
Для которой был пес почтальон.

Не у всякого есть свой близкий,
Но она мне как песня была,
Потому что мои записки
Из ошейника пса не брала.

Никогда она их не читала,
И мой почерк ей был незнаком,
Но о чем-то подолгу мечтала
У калины за желтым прудом.

Я страдал… Я хотел ответа…
Не дождался… уехал… И вот
Через годы… известным поэтом
Снова здесь, у родимых ворот.

Та собака давно околела,
Но в ту ж масть, что с отливом в синь,
С лаем ливисто ошалелым
Меня встрел молодой ее сын.

Мать честная! И как же схожи!
Снова выплыла боль души.
С этой болью я будто моложе,
И хоть снова записки пиши.

Рад послушать я песню былую,
Но не лай ты! Не лай! Не лай!
Хочешь, пес, я тебя поцелую
За пробуженный в сердце май?

Поцелую, прижмусь к тебе телом
И, как друга, введу тебя в дом…
Да, мне нравилась девушка в белом,
Но теперь я люблю в голубом.

Стихотворение в исполнении Сергея Безрукова

Послушать стихотворение Есенина Юность

Краткий анализ стихотворения Есенина «Не жалею, не зову, не плачу …» по плану

Главная тема стихотворения

Основная мысль стихотворения – скоротечность бытия, Есенин сожалеет о том, как коротка человеческая жизнь и в то же время благодарен за возможность прожить ее ярко и красиво. Читателю кажется, что автор будто прощается с ним и с жизнью, подводя своеобразный итог. Он говорит, что ничего уже не заставит трепетать «сердце, тронутое холодком».

Здесь все просто от первого и до последнего слога, как и в остальных произведения Есенина, тут нет потайного смысла или двойного дна. Автор с нежной грустью вспоминает былые времена « Жизнь моя, иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне.» Он как бы намекает читателю: остановись и задумайся, ведь не успеешь оглянуться, а жизнь прожита, а у тебя ни впереди, ни позади ничего не осталось.

Тема увядания и человеческого заката – вообще очень сложная и глубокая. Что еще раз подчеркивает глубину натуры автора, его меланхолический темперамент и склонность к философским размышлениям. Мягко подводит нас Есенин к тому, каково же вообще предназначение человека на земле. Он спрашивает себя и читателя: для чего мы живем на земле?

Пророчество?

Либо пророческие строки. Мне по сердцу вариант №2, так как Софья стала последней женой Сергея – раз, да и брак складывался тяжело, да так и не сложился. Сначала Есенина не хотели прописывать в Толстой, так как её жильё было по-пролетарски «уплотнено» и Сергею сразу отказали в прописке из-за «отсутствия специальности».

Пришлось доказывать, что ты поэт, но и после прописки Есенин в доме Толстых

«Чувствовал себя угнетенно, словно босой Лев Толстой укорял меня»».

Именно от Толстых его злым роком позвал Англетер, а между свадьбой и смертью Сергей успел побывать в психоневрологической больнице.

Структурный анализ стихотворения

По структуре произведение является стихом — монологом. Автор излагает свои грустные думы невидимому собеседнику. Для него это своеобразная исповедь, открывая душу читателю, он надеется получить глубокий отклик и сопереживание с его стороны. Именно эта доверительная интонация повествования, простота формы изложения мыслей так трогает читателя, заставляет его задуматься о собственной жизни.

Способом выражения авторской мысли является антитеза: Есенин противопоставляет весну и осень юности и зрелости. Осень природы Есенин сравнивает с закатом человеческой жизни: «Увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым». Народные корни поэта как нельзя лучше видны в этом стихотворении, однако, даже просторечья, здесь вписаны органично и лишь придают большей выразительности и целостности произведению.

Многие критики отмечают удивительную музыкальность слога: и действительно строки будто льются, подобно нежной песне. «Бродяжий дух» Есенина вырывается в данном стихотворении во всей своей полноте, он феерично использует образы природы для выражения собственных эмоций. Тонко подобранные метафоры рисуют в воображении читателя с одной стороны, отдельный, ни на что не похожий мир, с другой – очень емко и точно описывают родную для наших глаз Россию. «Страна березового ситца», «гулкая рань», «шляться босиком», «с белых яблонь дым» — все это помогает нам вспомнить и ощутить необъятные русские просторы, буквально вдохнуть родной воздух.

Полгода до Англетера

Сергей Есенин прожил после написания полгода, Софья Толстая-Есенина ещё 32 года (умерла в июне 1957 года), значит, вместе сгореть не получилось или сгорела только любовь? Более всего стихотворение напоминает прощание с Софьей, но тогда странно выглядит прощание ещё до свадьбы… .

Ответы на все вопросы мог бы дать только Есенин, нам же остаётся лишь вслепую раскладывать пасьянс, пытаясь найти ответ с помощью скупой биографии поэта и собственного воображения.

История создания

Биография авторов зачастую оказывает большое влияние на произведения. Так, стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…», написанное в 1921 году, передает настроение поэта в этот период его жизни. 20-е годы ознаменованы не очень приятными событиями: бурные действия в отечественной истории, разрыв с Зинаидой Райх, натянутые отношения с советскими властями. Сергей Есенин, начиная с этого времени, не раз обращается к философской теме. Он делает определенные выводы о собственной жизни, и нередко они оказываются безрадостными.

Есенин написал это стихотворение под впечатлением от лирического вступления к шестой главе

«Мертвых душ». Там писатель размышляет о быстротечности жизни и ушедшей молодости. Он сетует на то, что его чувства притупились, исчезло любопытство, и каждое новое впечатление уже не радует глаз.

Теперь равнодушно подъезжаю ко всякой незнакомой деревне и равнодушно гляжу на ее пошлую наружность; моему охлажденному взору неприютно, мне не смешно, и то, что пробудило бы в прежние годы живое движенье в лице, смех и немолчные речи, то скользит теперь мимо, и безучастное молчание хранят мои недвижные уста. О моя юность! о моя свежесть!

Новые материалы

Анализ стихотворения С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…»

Это стихотворение написано С. Есениным в 1921 году. В ту пору ему исполнилось всего двадцать шесть лет, а в его творчестве уже появились грустные философские размышления о скоротечности жизни. Немного несвоевременно, не так ли? Ведь по-настоящему у поэта не наступил еще полдень жизни, а он уже грустит о ее закате. Но сам Есенин так объясняет мотивы печали и грустных размышлений: “Поэту необходимо чаще думать о смерти, и что только памятуя о ней, поэт может особенно остро чувствовать жизнь”.
Это стихотворение — монолог поэта, который делится своими самыми сокровенными думами и чувствами, заведомо предполагая в собеседнике друга, на понимание которого он вполне может рассчитывать. Не знаю, как у других, но у меня такая иллюзия все же возникает. Основная интонация стихотворения исповедальная, доверительная, грустная, прощальная и в то же время благодарная за счастье жить на этой земле. Высказанные мысли и выплеснувшиеся, прорвавшиеся наружу чувства захватывают, пленяют и покоряют своей простотой и искренностью. Может быть, потому, что Есенин здесь представляется частью природы. Если пользоваться словами М. Пришвина, это “видение души человека через образы природы”.

Читайте также:  Анализ стихотворения Чары Есенина

Как талантливый художник, Есенин умело пользуется всей палитрой красок, создавая свои неповторимые оттенки: “страна березового ситца”, “пламень уст”, “гулкая рань”, “розовый конь”. Цветовая гамма способствует передаче тончайших настроений, придает живописную одухотворенность. Казалось бы, розовый цвет какой-то неопределенный, маловыразительный* промежуточный, несколько разбавленный. И тем более интересно умение Есенина пользоваться этой краской, придавая не свойственную ей выразительность. Ведь именно одно слово “розовый” создает и усиливает ощущение прошедшей юности, красоты, свежести:

Урок литературы в 11-м классе по теме “Я растил себя поэтом” (Поэтическая концепция С.Есенина в стихотворении “Не жалею, не зову, не плачу…”)

Разделы: Литература

Класс: 11

“Я растил себя поэтом” (Поэтическая концепция Сергея Есенина в стихотворении “Не жалею, не зову, не плачу…”)

Цели урока:

  • образовательные: формировать умение интерпретировать стихотворение, понимать философские размышления на “вечные темы”;
  • развивающие: через понимание концепции поэта подвести учащихся к постижению смысла;
  • воспитательные: воспитывать нравственное чувство учащихся, чувство сопереживания судьбе Есенина.

Всякое стихотворение – покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды. Из-за них существует стихотворение.

Оборудование урока:

  • сборник стихотворений С.А. Есенина;
  • презентация (образная система Есенина);
  • запись песни С.Есенина;
  • литературоведческий словарь.

Ход урока

1. Вводное слово учителя. (Слайды № 1, 2, 3 см. презентацию)

“Ночью луна при тихой погоде стоит стоймя в воде. Когда лошади пили, мне казалось, что они вот-вот выпьют луну, и радовался, когда она вместе с кругами отплывала от их ртов”, – писал в “Автобиогрфии” Сергей Есенин. Так начинался поэт. Какие тайные силы помогали ему творить самобытные, неповторимые шедевры?

2. Анализ первых впечатлений от просмотра слайдов.

В чём видел Есенин истоки своей поэзии? Какие тайные силы помогали ему творить самобытные, неповторимые шедевры? Он жадно впитывал в себя многоцветный и многозвучный мир: алые зори, запах черёмухи, звон сосняка, вой вьюги и песни тальянки. “Поющее слово”, услышанное с детства, стало отправной точкой в творчестве Есенина, и не зря он называл себя “младшим братом” А. Кольцова, но в отличие от “старшего брата” не вносил песни в литературу, а растворял их в своей поэзии. Поющие, романсные стихи Есенина врачуют душу, вызывают ответное душевное волнение.

3. Проблемный вопрос.

– Как удавалась поэту лёгкость и простота его творений? И не скрывался ли за этой лёгкостью напряжённый труд? Цель нашего урока – понять, в чём живая сила его строк. И подумать, прав ли А. Блок.

– Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите лёгкое имя Сергей Есенин?

Ответы учащихся.

– Сень… Осень… Весна… Весенний…Синий… Россия…

– Да, Есенин был плоть от плоти русским поэтом, певцом рязанских полей, неяркого русского неба, осенней грусти и весеннего разлива рек. Но особенно значительны философские размышления поэта о жизни и смерти, о человеческой судьбе, о преходящем и вечном в земном существовании.

Не жалею, не зову, не плачу,
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна берёзового ситца
Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий, ты всё реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст.
О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств.

Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льётся с клёнов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

Творческая история стихотворения.

“Есенин рассказывал… что это стихотворение было написано им под влиянием лирического отступления из “Мёртвых душ” Гоголя. Иногда полушутя прибавлял: “Вот меня хвалят за эти стихи, а не знают, что это не я, а Гоголь”. Несомненно, что место в “Мёртвых душах, о котором говорил Есенин, – это начало шестой главы, которое заканчивается словами: “…что пробудило бы в прежние годы живое движение в лице, смех и неумолчные речи, то скользит теперь мимо, и безучастное молчание хранят мои недвижные уста. О, моя юность! О, моя свежесть!” (С.Толстая-Есенина). “Не жалею, не зову, не плачу…” – итог творчества Есенина, его лебединая песня.

А строки “Всё пройдёт, как с белых яблонь дым” стали афоризмом. Это чудесное стихотворение обладает особой притягательной силой.

4. Анализ стихотворения.

1. Определите тему и идею стихотворения. (Тема стихотворения – прощание с юностью. Идея – философские раздумья поэта о жизни и смерти, о тленности всего живущего).

2. Докажите, что в стихотворении выделяются две традиции: а) фольклорная; (Слайд № 4)

б) литературная. Как в стихотворении сочетаются преемственность и самобытность?

Запись в словарь:

Преемственность – передача, переход чего-либо от предшественника к преемнику.

Самобытность – своеобразие, оригинальность, неповторимость в своём развитии.

Заполните таблицу. Сделайте выводы.

ПреемственностьСамобытность
1. “Холод сердца.

3. “Пышное природы увяданье”.

4. “Охваченный огнём”.

5. “Осеннее золото”.

3. В чём особенность построения стихотворения?

Чтобы ответить на этот вопрос, определите смысловую нагрузку каждой строфы.

I – III строфы –прощание поэта с молодостью, отрицание будущего. (Целых три отрицания!).

IV строфа – кульминация ( трагическое звучание вопроса “Жизнь моя, иль ты приснилась мне?”и “розовый конь” как символ несбывшихся желаний). (Слайд № 5) V строфа – заключительный аккорд, который звучит тихо и умиротворённо. Композиция стихотворения – антитеза.

4. Определите лирическое движение сюжета.

(От грустных размышлений о быстротечности жизни (“проскакал”) поэт переходит к философскому обобщению, и словосочетание “тихо льётся” передаёт душевное состояние лирического героя.)

5. Найдите в стихотворении символы и объясните их значение. (Слайд № 6)

6. Докажите, что жанр стихотворения – элегия. Понаблюдайте за особенностью развития лирической темы, найдите в строфах ассоциативные цепочки (“…я не буду больше молодым” – сердце перестанет быстро биться; “Не заманит шляться…” – угасает бродяжий дух; “…половодье чувств” – “скупее стал в желаньях” и вывод: “Все мы…тленны”).

Запись в словарь: “Элегия – лирическое стихотворение, окрашенное грустью, печалью, горечью, содержащее размышления о жизни.

1. Определите строфику стихотворения. Каково движение ритма в стопе?

2. Определите морфологический и синтаксический уровни текста.

Какое значение в стихотворении имеют отрицательные частицы? Чем они сменяются в финальных строках? Почему поэт использует все три времени глагола? Какова роль местоимений?

3. Какова роль обращений в стихотворении? Как мы называем такие обращения?

4. Какова роль знаков препинания в стихотворении? Обратите внимание на многоточие в последней строфе.

5. В чём особенность звукописи? Докажите, что в нём два звуковых комплекса, используя ряды слов: белых – яблонь, буду – больше, будь – благословенно; жалею – шляться, бродяжий – реже. Какова роль ассонанса в начале и в конце стихотворения?

6. Чем интересна рифмовка стихотворения? Определите клаузулу. Что передаёт сочетание женской и мужской клаузул?

7. Найдите пример неравносложной рифмы. Какую интонацию вносит эта рифма в стихотворение?

8.Определите размер стихотворения. Почему поэт пользовался именно этим размером, создавая элегию?

  • Стихотворение написано традиционным катреном. Катрен — четырёхстишная строфа, заключающая в себе законченную мысль; наиболее распространённая форма рифмовки в катрене – abab.
  • За движением ритма можно проследить по числу стоп в строке: 5 – 4 – 5 – 4. Равномерное чередование 5-стопных и 4-стопных передаёт состояние героя. Кажется, что сначала он задаёт себе вопрос, а потом отвечает на него.
  • Три глагола – это своеобразная цепочка – от отрицания к утверждению – и к контрасту: “будь” – “умереть”. “Я” – “мы” – два полюса стихотворения. Поэт приобщает свою судьбу к судьбам других людей.
  • Риторические обращения придают стихотворению особое звучание; сердце – дух, свежесть – жизнь – это контекстуальные синонимы.
  • В стихотворении два звуковых комплекса: б – бл и ж – ш. Весна и молодость, жизнь и движение. В первой строке ассонанс: а – у – а – у – а – у – три открытых и три закрытых гласных – передаёт взволнованность поэта, чувство безысходности, охватившее его. В последней строке: о – и – о – а – э – и – у – и – э. Открытость последнего гласного подчёркивает ощущение свободы поэта от угнетающих его мыслей о смерти.
  • Сочетание мужской и женской клаузул передаёт экспрессию, чувства. Мужская клаузула звучит отрывисто – гармонирует с трагическим положением лирического героя. Рифмы равносложные, а чередование рифм делает стихотворение живым, мелодичным и пластичным. Мужские и женские клаузулы то проводят параллель между человеком и миром природы, то несут антитезный смысл.
  • “Плачу” – “охваченный” – неравносложная неточная рифма, она придаёт стихотворению рыдающую интонацию. Размер стиха – традиционный лёгкий хорей с пиррихием, что ещё более усиливает напевность элегии.

1. Как организованы в стихотворении пространство и время?

(Художественное пространство стихотворения то замкнуто: “сердце”, то распахнуто: “страна берёзового ситца”. Тема прощания поэта с молодостью определяет организацию времени. Оно динамично, и образы весны-молодости и осени-старости подчёркивают его быстротечность.)

2. Какие тропы использованы в стихотворении? Расшифруйте их значение. Чем интересна метафора Есенина (Слайд № 7)

3. Каково смысловое значение стилистических фигур?

4. Сделайте лингвистический анализ слов. Докажите, что существительные делятся на две группы: человек и природа. Докажите, что эти два мира пересекаются. Попробуйте выстроить предметный ряд стихотворения. (Сердце – страна – дух – чувства – желанья – жизнь – мир) Сделайте вывод. Какие просторечные слова использованы в стихотворении? Найдите окказионализм, раскройте его значение.

5. Зачем Есенин сталкивает в последней строфе два антонима: “процвесть” и “умереть”?

6. Каковы сквозные образы элегии? Объясните логику построения образной системы стихотворения. (Лирический герой – яблоня – страна берёзового ситца – конь – клёны – листьев медь. Увяданье – сердце – дух бродяжий – свежесть – буйство глаз – половодье чувств – желанья.) Клён – сквозной образ в лирике Есенина. Докажите это утверждение.

7. Найдите в тексте примеры персонификации. (Слайд № 8)

(“Увяданья золотом охваченный…”. Золото – и временной – цвет осени, и личностный признак – цвет волос Есенина. Поэт подчёркивает этим приёмом свою близость миру природы, свою безграничную любовь к родному краю.)

8. Найдите в стихотворении цветопись и определите её роль в раскрытии идейного замысла. (Слайд № 9) Какие картины “рисует” поэт? (Слайд № 10)

9. Как в стихотворении показана связь земного и небесного миров? (Слайд №11) Что вносит этот приём в постижение смысла элегии?

5. Подведение итогов. Работа с конспектом “Поэтическая концепция Есенина”. (Слайд № 12)

Сообщение ученика “Художественный мир поэта”.

Раскройте смысл заключительных строк стихотворения. Можно ли благословлять смерть? Почему у стихотворения нет названия? В последней строфе внутреннее лирическое движение сюжета стихотворения завершается: героем уже владеет не чувство тоски и одиночества, а просветлённая грусть. Таким образом, отталкиваясь от описания природы, поэт поднимается до уровня философского обобщения жизни, приходит к размышлению о смысле бытия. Чувства переполняют душу поэта, кажется, эмоции выплёскиваются через край, на самом же деле они заключены в строгую, выверенную форму. В этом и заключается тайна силы строк Сергея Есенина.

Возвращаемся к эпиграфу урока. Так прав ли А. Блок?

1. Есенин – многогранный поэт. Ему доступны любые жанры.

2. В небольшом стихотворении поэту удалось передать полемичность размышлений о смысле жизни.

3. Для него жизнь – это не тление, а “половодье чувств”, цветение души.

4. Есенин боится смерти, но примиряется с ней, потому что таков закон природы.

5. Его грусть – лёгкая грусть.

6. Финальные строки – заговор, которым лечат от недугов.

7. Есенин – народный поэт. Его голос – это голос России.

– Изменились ли ваши впечатления о творчестве С.А Есенина после анализа этого стихотворения?

8. Слово учителя. (Слайды №13,14) “Лёгкой походкой” прошел Есенин по русской поэтической стране, по “стране берёзового ситца”, и оставил после себя удивительно свежие и трогательные стихи. И совсем неудивительно, что поэзия Есенина не перестаёт вдохновлять композиторов на создание музыкальных произведений. Их покоряет есенинское “буйство глаз и половодье чувств”, его страстная любовь к Родине, к жизни, к природе, к своему народу и его песням.

– Почему это стихотворение стало песней? (Звучит грамзапись.)

9. Домашнее задание. Сделайте лингвопоэтический анализ стихотворения “Отговорила роща золотая”; проведите аналогии между двумя стихотворениями.

Анализ лексической структуры стихотворения С. Есенина «Сукин сын»

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТОМСКА ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА № 58 Г. ТОМСКА

Бирюкова ул., Томск, 634062, тел.: 68-13-17, , e-mail: *****@***net

Лингвистические тайны языка

Художественный текст как объект лингвистического анализа.

Анализ лексической структуры стихотворения С. Есенина «Сукин сын»

Выполнила ученица 9 класса Б

г. Томск, ул. , кв.12.

Умение вступать в диалог с текстом – самое увлекательная деятельность, потому что открывает новые возможности для читателя. Текст становится стимулом для понимания авторского замысла и для порождения новых смыслов. Слово – ключ к восприятию, пониманию и интерпретации текста. «Каждое слово (каждый знак) текста выводит за его пределы» (). Лексические средства и лексическая организация текста помогают построить диалог читателя и автора. В связи с эти важна опора на ассоциативные связи слов. Ассоциации – ключ к разгадки тайны текста.

Цель: интерпретация лирического стихотворения посредством анализа лексической структуры текста

Изучение методики анализа лексической структуры текста Анализ лексической структуры художественного теста и интерпретация текста Анализ коллективного ассоциативного поля художественного текста

Метод: анализ ассоциативно-смыслового развертывания текста на основе лексической структуры; ассоциативный эксперимент

В основе смысловой интерпретации художественного текста лежит анализ ассоциативно-смыслового развертывания текста на основе лексической структуры (). Теоретическая основа анализа строится на признании ключевой роли слов, в которых образно отражается и материализуется весь мир художественного произведения. Восприятие, интерпретация, понимание художественного текста осуществляется на основе выявления ключевых слов, формирования ассоциативно-смыслового развёртывания текста, анализа лексических средств и лексической структуры текса.

В качестве единиц анализа выступают ассоциативное поле текста и/или ассоциативно-смысловое поле ключевых слов, которые являются основными элементами авторской картины мира, отражённой в тексте. Характер ассоциативно-смыслового развертывания текста определяет тип лексической структуры текста: контрастивный (контрастное лексическое развертывание текста), усилительный (накопление идейных смыслов текста за счёт многократной их актуализации в ключевых словах), дополнительный.

Общая процедура исследования текста по данной методике включает этапы:

– выявление ключевых слов и выделение текстовых ассоциаций;

– формирование ассоциативно-смыслового поля ключевых слов;

– обобщение наблюдений об идейном смысле текста.

Данная методика опирается на ассоциативное поле ключевых образов и ассоциативное поле целого текста. Коллективное ассоциативное поле текста можно рассматривать как результат диалога читателя с текстом и его автором. Ассоциаты носят, безусловно, индивидуальный характер и зависят от читательской компетенции, поэтому направления ассоциирования являются инвариантными. Тем и интересна интерпретация текста, основанная на ассоциациях. Ассоциаты соотносятся со всеми уровнями художественного текста. К основным относятся те, что связаны с идейным и эмоциональным уровнем текста, с образом автора. В ассоциативной интерпретации текста особенно важна роль лексической структуры текста, которая стимулирует, определяет его ассоциативное поле. Поэтому справедливо суждение известного исследователя : «Каждое слово (каждый знак) текста выводит за его пределы».

Таким образом, ассоциаты отражают ключевые элементы художественного текста и являются результатом читательской деятельности как индивидуальной, так и коллективной. Анализ ассоциативного поля текста открывает новые возможности для читательской интерпретации художественного произведения.

Анализ лексической структуры стихотворения С. Есенина «Сукин сын»

Снова выплыли годы из мрака
И шумят, как ромашковый луг.
Мне припомнилась нынче собака,
Что была моей юности друг.

Нынче юность моя отшумела,
Как подгнивший под окнами клен,
Но припомнил я девушку в белом,
Для которой был пес почтальон.

Не у всякого есть свой близкий,
Но она мне как песня была,
Потому что мои записки
Из ошейника пса не брала.

Никогда она их не читала,
И мой почерк ей был незнаком,
Но о чем-то подолгу мечтала
У калины за желтым прудом.

Я страдал… Я хотел ответа…
Не дождался… уехал… И вот
Через годы… известным поэтом
Снова здесь, у родимых ворот.

Та собака давно околела,
Но в ту ж масть, что с отливом в синь,
С лаем ливистоошалелым
Меня встрел молодой ее сын.

Мать честная! И как же схожи!
Снова выплыла боль души.
С этой болью я будто моложе,
И хоть снова записки пиши.

Рад послушать я песню былую,
Но не лай ты! Не лай! Не лай!
Хочешь, пес, я тебя поцелую
За пробуженный в сердце май?

Поцелую, прижмусь к тебе телом
И, как друга, введу тебя в дом…
Да, мне нравилась девушка в белом,
Но теперь я люблю в голубом.

Стихотворение «Сукин сын» написано Есениным 31 июля 1924. По мнению ряда исследователей творчества поэта, посвящено произведение Анне Сардановской. Считается, этой девушкой Сергей Александрович был сильнее всего увлечен в возрасте

лет пятнадцати-шестнадцати. Может показаться, она своему воздыхателю взаимностью

не отвечала. В «Сукином сыне» говорится, что записки, посылаемые влюбленным юношей, красавицей никогда не читались. В действительности у Есенина были с ней романтические отношения, о которых вспоминали старожилы Константиново, родного села поэта. Молодые люди даже хотели пожениться, но не сложилось. Сергей Александрович называет Анну «девушкой в белом».

Стихотворение «Сукин сын» было написано в поздний период творчества.

Эмоциональная тональность стихотворения: драматическая.

Экспрессия: ностальгия о ушедшей юности, досада, боль, обида, чувства совсем юной любви, горесть, страдание, разочарование, скорбь о прошедшей любви но так же присутствует тепло, радость.

Снова выплыли годы из мрака

И шумят, как ромашковый луг.

Я страдал… Я хотел ответа…
Не дождался… уехал…

Никогда она их не читала,
И мой почерк ей был незнаком.

Важная роль отводится графическим знакам – многоточию и восклицательному знаку. Многоточия говорят о недосказанности, о том, что автор хотел бы еще много написать, но не хочет нас посвящать в глубину своих чувств, будто желает, чтобы мы сами додумали продолжение.

Восклицания усиливают роль сказанного, эмоциональность.

Через сравнения лучше передается настроение автора, его мысли. Сравнения помогают увидеть «истинное лицо» сказанного: «Годы, как ромашковый луг»; «Юность отшумела, как прогнивший клен»; «Она как песня»; «Пес как друг».

Тема стихотворения: безответная ЮНОШЕСКАЯ любовь

Не у всякого есть свой близкий,
Но она мне как песня была,
Потому что мои записки
Из ошейника пса не брала.

Никогда она их не читала,
И мой почерк ей был незнаком.

Идея заключается в том, чтобы мы увидели истинное лицо автора в этом стихотворении. Чтобы рассказать о неразделенной юношеской любви, о горьких, но в то же время теплых воспоминаниях прошедших дней.

Хочешь, пес, я тебя поцелую
За пробуженный в сердце май?

Я страдал… Я хотел ответа…

Смысл заголовка можно раскрыть двояко: автор называет сукиным сыном щенка собаки, но и самого себя. Это можно увидеть, прочитав строки:

Да, мне нравилась девушка в белом,
Но теперь я люблю в голубом.

Образ автора в стихотворении «Сукин сын» – печальный, страдальческий, но подлый…

Ключевым словом является слово «юность», которое ассоциативно связано с идеей стихотворения. Сгруппировав текстовые ассоциации, которые отражают разные образы «юности» и её эмоциональное восприятие автором, можно представить ассоциативно-смысловое поле образа юношеской любви.

Опираясь на ассоциативные связи ключевого образа юности, автор создает образ лирического героя – собака олицетворяется с преданностью, собачьей верностью молодого человека к любимой девушке. Воспоминания о юношеской любви заставляет припомнить боль и страдания, но эти же чувства доставляют и радость. Лирический герой сожалеет о том, что на такую любовь он уже не способен.

Обратимся к анализу коллективного ассоциативного поля стихотворения. В результате эксперимента 65 информантов (100%) отразили свои ассоциации на текст после его прочтения. В ходе анализа смоделировано ассоциативное поле текста:

Девушка в белом -5 %

Печаль, горечь, тоска – 45%

Безответная любовь – 69,4 %

В анализируемом тексте доминируют ассоциаты, отражающие идею стихотворения: безответная любовь – 69,4 %

Второе место по частотности принадлежит ассоциатам, отражающим эмоциональную тональность: печаль, горечь, тоска – 45%

Тематические ассоциаты: воспоминания – 32,2 %, дружба – 28,8 %, юность – 13%, Девушка в белом – 5 %

Ассоциаты, соотносящиеся с образом автора отсутствуют.

При соотношении текстовых и читательских ассоциаций, можно прийти к выводу:

Текстовые ассоциации не совпадают с читательскими, ключевым текстовым ассоциатом является «юность», в то время как читательским – «безответная любовь». Возможно, что читатель не смог увидеть самого главного – безответная любовь была именно в юношеский период жизни автора, это можно сказать, основываясь на тексте стихотворения. И автор обращается к юношеской любви в поздний период своего творчества не случайно.

Таким образом, ассоциаты отражают ключевые элементы художественного текста и являются результатом читательской деятельности. Анализ текстовых ассоциаций и коллективного ассоциативного поля стихотворения позволяет выявить направление читательской деятельности в восприятии, интерпретации и понимании текста. И в этом, безусловно, немаловажную роль выполняют ассоциации.

При восприятии, интерпретации и понимании художественного текста важна роль ассоциаций, которые стимулирует сам текст, его лексические средства и лексическая организация. Соотношение текстовых ассоциаций и коллективного ассоциативного поля помогают понаблюдать, как сам текст посредством ключевых слов позволяет установить диалог читателя с автором, понять авторский замысел, порождает новые смыслы, увидеть насколько они индивидуальны, но в то же время носят обобщающий характер, их объединяет образ автора в художественном произведении.

Филологический анализ текста. Часть 1. – Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2001. – С.129. Лингвистический анализ художественного текста. – Л., 1990. – С. 211. Стихотворения. – М., 2001.

Творчество Есенина: темы, мотивы, особенности стиля

Автор: Guru · 01.05.2018

Сергей Есенин (1895-1925) – великий творец, чьи проникновенные стихотворения о русской душе и «голосе народа» давно стали классикой начала двадцатого века. Его неспроста называют «тонким лириком» и «мастером пейзажа» — в этом можно убедиться, прочитав любое его произведение. Но творчество «крестьянского поэта» столь многогранно, что для его характеристики недостаточно двух слов. Необходимо оценить все мотивы, темы и этапы его пути, чтобы понять искренность и глубину каждой строки.

История успеха

21 сентября 1895 года в селе Константиново в Рязанской области (губернии) родился русский поэт Сергей Александрович Есенин. Родители «желтоволосого» мальчика «с голубыми глазами» – Татьяна Федоровна и Александр Никитич — были крестьянского происхождения. В их среде было принято выдавать юных девушек замуж против их воли, и такие браки обычно распадались. Так и произошло в семье Сергея, у которого было 2 сестры – Екатерина (1905-1977гг) и Александра (1911-1981гг).

Практически сразу после свадьбы отец Есенина – Александр – вернулся в Москву для заработка: там он работал в мясницкой лавке, пока его жена – Татьяна – вернулась в «отчий дом», именно там маленький Сергей провел большую часть своего детства. Денег в семье не хватало, несмотря на работу отца, и мать Есенина уехала в Рязань. Именно тогда за воспитание ребенка взялись бабушка с дедушкой. Титов Федор Андреевич – дед Сергея – был знатоком церковных книг, тогда как бабушка будущего поэта — Наталья Евтихиевна — знала множество народных песен и стихов. Такой «семейный тандем» подтолкнул юного Сережу к написанию своих первых будущих прозаических работ, ведь уже в свои 5 лет Есенин научился читать, а в 8 – попытался написать первые стихи.

В 1904 году Есенин пошел в Константиновское земское училище, где после получения «грамоты» с отличием (1909) решил поступить в церковно-приходскую второклассную учительскую школу. Юноша, скучающий по родным, приезжал в Константиново только во время каникул. Именно тогда он начинает писать свои первые стихи: «Наступление весны», «Зима» и «Осень» — приблизительная дата создания 1910 год. Спустя 2 года, в 1912 году, Есенин получает диплом по специальности «учитель грамоты» и решает уехать из дома в Москву.

Работа в мясной лавке Крылова, конечно, не была предметом мечтания молодого Есенина, поэтому после ссоры с отцом, под началом которого он работал, он решает уйти работать в типографию И.Д.Сытина. Почему эта должность стала одной из самых важных «ступенек» на пути к исполнению его желаний? Именно там он познакомился со своей первой гражданской женой – Анной Изрядовой – и открыл самому себе доступ к литературно-музыкальному кружку.

Поступив в Московский городской народный университет имени Шанявского на историко-философский факультет в 1913 году, Есенин вскоре бросил институт и полностью посвятил себя написанию стихотворений. Уже через год он начинает печататься в журнале «Мирок» («Береза» (1914)), а уже спустя несколько месяцев большевистская газета «Путь правды» публикует еще несколько его стихотворений. 1915 год стал особенно значим в судье русского поэта – он знакомится с А. Блоком, С. Городецким и Н.Гумилевым. В октябре того же года в журнале «Проталинка» выходит «Молитва матери», посвященная Первой мировой войне.

Сергей Есенин был призван на войну, но благодаря своим влиятельным друзьям он был назначен в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны – именно там он стал еще больше отдаваться «духу времени» и посещать литературные кружки. Впоследствии была напечатана первая литературная статья «Ярославны плачут» в журнале «Женская жизнь».

Опустив подробности жизни великого поэта в Москве, можно так же сказать о том, что его «революционное настроение» и попытка бороться за «русскую правду» сыграли с ним злую шутку. Есенин пишет несколько небольших поэм, — «Иорданская голубица», «Инония», «Небесный барабанщик» – которые были полностью пронизаны ощущением изменения жизни, но далеко не это изменило его статус и придало известности. Его свободолюбивые порывы только привлекли жандармов на его выступления. Значительно на его судьбу повлияло совсем другое обстоятельство — знакомство с Анатолием Мариенгофом и заигрывание с новыми модернистскими течениями. Имажинизм Есенина – описание патриархального уклада жизни «бедных крестьян», которые утратили способность бороться за собственную независимость («Ключи Марии» 1919). Однако эпатаж деревенского парня в рубахе, подпоясанной красным кушаком, начинает надоедать публике. И уже спустя год в его творчестве появляется образ пьяницы, хулигана и скандалиста, которого окружает «сброд» («Исповедь хулигана»). Этот мотив был встречен жителями столицы с одобрением и восторгом. Поэт понял, где лежат ключи от успеха, и стал активно разрабатывать свой новый имидж.

Дальнейшая «история успеха» Есенина базировалась на его скандальном поведении, бурных романах, громких разрывах, поэзии саморазрушения и гонении на советскую власть. Исход ясен – убийство, инсценированное под самоубийство 28 декабря 1925 года.

Поэтические сборники

Первый поэтический сборник Сергея Есенина вышел в 1916 году. «Радуница» стала неким олицетворением отношения пота к родине. Критики говорили, что «на всём его сборнике лежит печать подкупающей юной непосредственности… Он поёт свои звонкие песни легко, просто, как поёт жаворонок». Основной образ – крестьянская душа, которая, несмотря на свою «задумчивость», одарена «радужным светом». Особенностью является так же то, что имажинизм присутствует здесь в роле поиска нового лиризма и принципиально новых форм стихосложения. Есенин зачал новый «литературный стиль». Далее вышли:

  1. «Голубень» 1920 г.
  2. «Стихи скандалиста» 1926 г.
  3. «Москва кабацкая» 1924 г.
  4. «Любовь хулигана» 1924 г.
  5. «Персидские мотивы» 1925 г.

Каждый поэтический сборник Сергея Есенина отличается от предыдущего настроением, мотивами, музами и главными темами, но все они составляют одну концепцию творчества. В центре внимания находится открытая русская душа, претерпевающая изменения в процессе перемены мест и времени. Сначала она – чистая, непорочная, юная и естественная, затем – испорченная городом, хмельная и безудержная, а в финале – разочарованная, загубленная и одинокая.

Художественный мир

Мир Есенина состоит из множества перекликающихся между собой понятий: природы, любви, счастья, боли, дружбы и, конечно, Родины. Для того чтобы понять художественный мир поэта, достаточно обратиться к лирическому наполнению его стихотворений.

Основные темы

Темы лирики Есенина:

  • Счастье (поиск, сущность, утрата счастья). В 1918 году Сергей Есенин публикует стихотворение «Вот оно глупое счастье». В нем он вспоминает о своём беззаботном детстве, где счастье представлялось ему чем-то далёким, но одновременно близким. «Глупое, милое счастье, свежая розовость щек», — пишет автор, думая о давно ушедших безвозвратных днях, которые он проводил в родной и любимой деревне. Однако не стоит забывать, что эта тема не всегда была связана с родным краем, она также была олицетворением любви. Так, например, в стихотворении «Шаганэ ты моя, Шаганэ. » он говорит о своей любви к молодой девушке, которая дарит ему гармонию.
  • Женщины (любовь, разлука, одиночество, страсть, пресыщение, очарование музой). Он размышляет и о расставании, и о тоске, и даже о радости, созвучной с его же печалью. Несмотря на то, что Есенин пользовался популярностью у противоположного пола, это не помешало ему внести в свои лирические строки долю трагизма. Для примера достаточно будет взять сборник «Москва кабацкая», в который вошел такой цикл как «Любовь хулигана», где Прекрасная Дама – это не счастье, а напасть. Ее глаза – это «златокарий омут». Его стихотворения о любви – крик о помощи человека, который нуждается в настоящих чувствах, а не в подобии чувственности и страсти. Именно поэтому «есенинская любовь» — это скорее боль, а не полет. Вот еще стихи Есенина о любви.
  • Родина (восхищение красотой, преданность, судьба страны, исторический путь). Для Есенина родная земля и есть лучшее воплощение любви. Например, в произведении «Руси» он признается ей в своих возвышенных чувствах, будто перед ним дама сердца, а не абстрактный образ отечества.
  • Природа (прелесть пейзажа, описание времен года). Например, в стихотворении «Белая береза…» подробно описывается как само дерево, так и его белый цвет, который ассоциируется с неустойчивостью, а так же с символичным значением смерти. Примеры стихов Есенина о природе перечислены тут.
  • Деревня. Например, в стихотворении «Село» изба – нечто метафизическое: это и благосостояние, и «сытый мир», но только лишь в сопоставлении с крестьянскими избами, которые своей «затхлостью» форм отличаются от вышеуказанных – это явная аллегория между властью и простым народом.
  • Революция, война, новая власть. Достаточно обратиться к одной из самых лучших работ поэта — поэме «Анна Снегина» (1925): здесь и события 1917 года, и личное отношение Есенина к этому трагическому времени, которое перерастает в некое предупреждение «наступающему будущему». Автор сопоставляет судьбу страны с судьбой народа, тогда как они, несомненно, влияют на каждого человека в отдельности — именно поэтому поэт так ярко описывает каждого персонажа с присущей ему «простонародной лексикой». Он удивительным образом предвидел трагедию 1933 года, когда «хлебороб» перерос в голод.

Главные мотивы

Основные мотивы лирики Есенина – страсть, саморазрушение, раскаяние и переживания за судьбу отечества. В последних сборниках все чаще возвышенные чувства сменяют пьяный угар, разочарование и точка по несбывшемуся. Автор спивается, бьет жен и теряет их, расстраивается еще больше, и еще глубже погружается во мрак собственной души, где скрыты пороки. Поэтому в его творчестве можно уловить бодлеровкие мотивы: красота гибели и поэзия деградации духовной и физической. Любовь, которая присутствовала практически в каждом произведении, была воплощена в разных значениях — страдания, отчаяния, тоски, влечения и т.д.

Пусть и не долгая, но насыщенная жизнь «последнего поэта деревни» охватила смену идеалов в России – это, к примеру, прослеживается в стихотворении «Возвращение на Родину»: «И вот сестра разводит, раскрыв, как Библию, пузатый «Капитал»».

Язык и стиль

Если стиль Есенина немного хаотичен и обособлен от привычного читателям представления «стихотворного сложения», то язык — понятен и достаточно прост. В качестве размера автор избрал дольники – древнейшую форму, которая существовала еще до появления силлабо-тонической системы стихосложения. Лексика поэта окрашена диалектизмами, просторечиями, архаизмами и типично разговорными фрагментами речи вроде междометий. Широко известны матерные стихи Есенина.

Просторечия, которые Сергей Есенин использует в своих стихотворениях — это, скорее, особенность его художественного оформления и, конечно, знак уважения к своему происхождению. Не стоит забывать, что детство Есенина проходило в Константиново, и будущий поэт считал, что именно диалект «простого народа» — душа и сердце всей России.

Образ Есенина в лирике

Сергей Есенин жил в очень непростое время: тогда разыгрались революционные события 1905-1917 года, началась гражданская война. Эти факторы, несомненно, оказали огромное влияние на все творчество поэта, а также на его «лирического героя».

Образ Есенина — это лучшие качества поэта, отображённые в его стихотворениях. Например, показателен его патриотизм в стихотворении «Поэт»:

Тот поэт, врагов кто губит,
Чья родная правда мать,
Кто людей, как братьев, любит
И готов за них страдать.

Кроме того, ему присуща особенная «любовная чистота», которая прослеживается в цикле «Любовь хулигана». Там он признается в возвышенных чувствах своим музам, говорит о многообразной палитре человеческих эмоций. В лирике Есенин зачастую предстает нежным и недооцененным поклонником, к которому любовь жестока. Лирический герой описывает женщину восторженными репликами, цветистыми эпитетами и тонкими сравнениями. Он часто винится и театрально преуменьшает эффект, произведенный на даму. Оскорбляя себя, он в то же время гордится своей хмельной удалью, сломанной судьбой и сильной натурой. Унижаясь, он стремился произвести впечатление непонятого и обманутого в лучших чувствах кавалера. Однако в жизни он сам доводил своих пассий до полного разрыва, избивая, изменяя и напиваясь. Нередко инициатором разрыва становился он, но в лирике упоминалось лишь то, что он жестоко обманут в своих ожиданиях и огорчен. Примером может послужить знаменито «Письмо к женщине«. Словом, поэт явно идеализировал себя и даже мистифицировал свою биографию, приписывая зрелые работы к раннему периоду творчества, чтобы все подумали, будто он был феноменально одарен с детства. Другие, не менее интересные факты о поэте вы можете найти здесь.

Если сначала Есенин принял революцию, учитывая свое крестьянское происхождение, то потом он отвергал «Новую Россию». В РСФСР он чувствовал себя иностранцем. В деревне с приходом большевиков стало только хуже, появилась строгая цензура, все чаще власть стала регламентировать интересы искусства. Поэтому лирический герой со временем приобретает саркастические интонации и желчные ноты.

Авторские эпитеты, метафоры, сравнения

Слова Есенина – это особенная художественная композиция, где главную роль играет наличие авторских метафор, олицетворений и фразеологизмов, которые придают стихотворениям особенную стилистическую окраску.

Так, например, в стихотворении «Тихо в чаще можжевеля» Есенин использует метафорическое высказывание:

Тихо в чаще можжевеля по обрыву,
Осень — рыжая кобыла — чешет гриву.

В известном произведении «Письмо к женщине» он представил на суд публики развернутую метафору длиною в стихотворение. Россия становится судном, революционные настроения – качкой, трюм – кабаком, большевистская партия – рулевым. Сам поэт сравнивает себя с лошадью, загнанной в мыле, и пришпоренной смелым ездоком – временем, которое стремительно менялось и требовало от творца невозможного. Там же он предрекает себе роль попутчика новой власти.

Особое внимание следует уделить «есенинским эпитетам: «рыхлые драчёны», «точеные печурки», «смешной дуралей» — все это свидетельствует о том, что у Есенина был особый слог, основой которого была живая народная речь. Также он активно использовал неологизмы, например, «златокарий омут».

Особенности поэзии

Особенности Есенина, как поэта, заключаются в тесной связи его поэзии с фольклором и народными традициями. Автор не стеснялся в выражениях, активно использовал элементы разговорной речи, показывая городу экзотику окраин, куда столичные литераторы даже не смотрели. Этим колоритом он покорил придирчивую публику, которая нашла в его творчестве национальную самобытность.

Есенин стоял особняком, так и не примкнув ни к одному из модернистских течений. Его увлечение имажинизмом было кратким, он вскоре нащупал собственный путь, благодаря чему запомнился людям. Если про какой-то «имажинизм» слышали лишь немногие любители изящной словесности, то Сергея Есенина знают все еще со школьной скамьи.

Песни его авторства стали по-настоящему народными, их до сих поют многие известные исполнители, и эти композиции становятся хитами. Секрет их популярности и актуальности в том, что сам поэт являлся обладателем широкой и противоречивой русской души, которую он и воспел в понятном и звонком слове.

Ссылка на основную публикацию