Анализ стихотворения Запели тесаные дроги Есенина

«Запели тёсаные дроги…», анализ стихотворения Есенина

История создания

Стихотворение «Запели тёсаные дроги…» было написано Есениным в 1916 г. или на год раньше и напечатано в газете «Биржевые ведомости» за 17 апреля 1916 г. Оно не раз перепечатывалось в других изданиях, даже в «Свободной газете» в Чикаго в 1923 г. Исследователи отмечали влияние на стихотворение поэзии Блока, с которым Есенин познакомился в 1915 г., но оно вполне самобытно, хотя живущему в Москве автору всего 20 лет. В стихотворении отражены воспоминания о жизни среди просторов родной природы.

Литературное направление и жанр

Стихотворение Есенина «Запели тёсаные дроги» нельзя отнести к определённому литературному направлению, но в нём видны основные черты, которые Есенин в дальнейшем развивал в своих стихах: особая образность, давшая начало имажинизму, связь человека с природой, её оживление и одухотворение. Эти черты позволили Блоку назвать Есенина талантливым крестьянским поэтом-самородком.

Несмотря на то что описание родной природы занимает в произведении важное место, стихотворение относится к жанру гражданской лирики, так как подчинено единой цели – признаться родине в любви. При этом в нём звучат и элегические нотки, размышление о бренности всего сущего.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 5 строф. Сознание лирического героя сначала фиксирует пейзажи родной земли (первая строфа), потом собственное настроение (вторая строфа), затем обращается к родине Руси (третья и четвёртая строфа). Лирический герой переживает смешанные чувства: восхищение (третья строфа), опасение и признание в любви и верности (четвёртая строфа). В последней строфе композиция закольцовывается, возвращаясь снова к русской природе. Повторяется также мотив церкви, обозначенный в первой строфе. В конце в единое целое сливаются родина, природа и Бог.

Есенин использует традиционный для русской литературы эпический приём, объединяя все описанные в стихотворении пейзажи мотивом дороги.

Тема стихотворения – любовь к родине, выражающаяся в любви к родной природе и опасении за судьбу отчизны. Основная мысль: любовь, в том числе и к родине, – чувство иррациональное. Лирический герой одновременно наслаждается и тяготится этим чувством (возникает образ цепей).

Тропы и образы

Движение по материальному пространству описано в первых двух строфах. Тёсаные дроги (открытая повозка, которой обычно пользовались в деревнях) сопровождают лирического героя. Олицетворение «Запели тёсаные дроги» обозначает начало пути. С песней ассоциируется скрип осей в колёсах повозки.

Скорость движения Есенин передаёт тоже с помощью олицетворений: равнины и кусты бегут. Однородные подлежащие в первой строфе описывают то, что видит едущий. Вдоль дороги встречаются часовни и поминальные кресты. По традиции они устанавливаются на месте гибели, а это часто случалось на дороге. Мотив смерти, появляющийся в первой строфе, становится причиной грусти лирического героя (метафора «опять я тёплой грустью болен»). Поддержкой для лирического героя становится не столько вера или Бог (Есенин, хоть и был воспитан дедом-старообрядцем, вырос атеистом), сколько традиции родины. Поэтому рука лирического героя невольно крестится.

Современник Есенина мог уловить мотив смерти, прочитав только первую строку. Дроги в жизни деревни исполняли печальную роль: на них увозили покойников.

Извёстке колоколен (белый цвет) противопоставлена яркость красок третьей строфы. Русь (не Россия!) называется малиновым полем и упавшей в реку синью. Если второй троп – метафора неба, то первый – не поле в цветах, а общее ощущение от красочности и просторов родины.

В третьей строфе настроение лирического героя меняется и становится контрастным. Грусть, природа которой сначала неясна, оформляется в противоречивое чувство любви, сочетающее в себе радость и боль (оксюморон). Причина грусти – в объекте любви. Русь в сознании лирического героя связана с озёрной тоской (метафора).

Из пары радость-боль в четвёртой строфе остаётся только последняя, превращаясь в холодную скорбь. Такое чувство сопровождает тоску по покойнику, невозможность перестать любить того, кого нет. Эта мысль явно не выражена в стихотворении, Русь живая, но «на туманном берегу». Это метафора опасности, неизвестности, связанных с судьбой родины. В 1916 году глубокий кризис России проявился в жизни самого поэта. Он был призван на бессмысленную войну и смог избежать печальной участи только стараниями императрицы, хлопотавшей о назначении его санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд.

И всё-таки для поэта Россия остаётся Русью, о которой его боль и скорбь. Русь – это материальное воплощение духа народа, это традиции и обряды, мечты и чаяния, неразрывные с природой и крестьянским укладом.

Конец четвёртой и начало пятой строфы построены как отрицания сначала чувств (не могу научиться не любить родину и не верить ей), а потом действий, выраженных метафорами (не отдам цепи, не расстанусь с долгим сном).

Любовь к родине, какой бы тягостной она ни была – живая связь с ушедшими поколениями. Метафора долгого сна (смерти) помогает вернуться к мотиву народного её понимания как церковного отпевания и поминовения. Отсюда образ молитвословного ковыля (метафорический эпитет), которым звенят степи (метафора). Лирический герой слышит звон, подобный колокольному, потому что для него природа – часть жизни крестьянской Руси.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с пиррихиями (хотя классики 19 в. считали, что звук копыт лучше всего передаёт хорей). Рифмовка перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.

“Запели тесаные дроги…” анализ стихотворения Есенина

История создания

Стихотворение “Запели тесаные дроги…” было написано Есениным в 1916 г. или на год раньше и напечатано в газете “Биржевые ведомости” за 17 апреля 1916 г. Оно не раз перепечатывалось в других изданиях, даже в “Свободной газете” в Чикаго в 1923 г. Исследователи отмечали влияние на стихотворение поэзии Блока, с которым Есенин познакомился в 1915 г., но оно вполне самобытно, хотя живущему в Москве автору всего 20 лет. В стихотворении отражены воспоминания о жизни среди просторов родной природы.

Литературное направление

Стихотворение Есенина “Запели тесаные дроги” нельзя отнести к определенному литературному направлению, но в нем видны основные черты, которые Есенин в дальнейшем развивал в своих стихах: особая образность, давшая начало Имажинизму, связь человека с природой, ее оживление и одухотворение. Эти черты позволили Блоку назвать Есенина талантливым крестьянским поэтом-самородком.

Несмотря на то что описание родной природы занимает в произведении важное место, стихотворение относится к жанру гражданской лирики, так как подчинено единой цели – признаться родине в любви. При этом в нем звучат

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 5 строф. Сознание лирического героя сначала фиксирует пейзажи родной земли , потом собственное настроение , затем обращается к родине Руси . Лирический герой переживает смешанные чувства: восхищение , опасение и признание в любви и верности . В последней строфе композиция закольцовывается, возвращаясь снова к русской природе. Повторяется также мотив церкви, обозначенный в первой строфе.

В конце в единое целое сливаются родина, природа и Бог.

Есенин использует традиционный для русской литературы эпический прием, объединяя все описанные в стихотворении пейзажи мотивом дороги.

Тема стихотворения – любовь к родине, выражающаяся в любви к родной природе и опасении за судьбу отчизны. Основная мысль: любовь, в том числе и к родине, – чувство иррациональное. Лирический герой одновременно наслаждается и тяготится этим чувством .

Тропы и образы

Движение по материальному пространству описано в первых двух строфах. Тесаные дроги сопровождают лирического героя. Олицетворение “Запели тесаные дроги” обозначает начало пути.

С песней ассоциируется скрип осей в колесах повозки.

Скорость движения Есенин передает тоже с помощью олицетворений: равнины и кусты бегут. Однородные подлежащие в первой строфе описывают то, что видит едущий. Вдоль дороги встречаются часовни и поминальные кресты. По традиции они устанавливаются на месте гибели, а это часто случалось на дороге. Мотив смерти, появляющийся в первой строфе, становится причиной грусти лирического героя . Поддержкой для лирического героя становится не столько вера или Бог , сколько традиции родины.

Поэтому рука лирического героя невольно крестится.

Современник Есенина мог уловить Мотив смерти, прочитав только первую строку. Дроги в жизни деревни исполняли печальную роль: на них увозили покойников.

Известке колоколен противопоставлена яркость красок третьей строфы. Русь называется малиновым полем и упавшей в реку синью. Если второй троп – метафора неба, то первый – не поле в цветах, а общее ощущение от красочности и просторов родины.

В третьей строфе настроение лирического героя меняется и становится контрастным. Грусть, природа которой сначала неясна, оформляется в противоречивое чувство любви, сочетающее в себе радость и боль . Причина грусти – в объекте любви. Русь в сознании лирического героя связана с озерной тоской .

Из пары радость-боль в четвертой строфе остается только последняя, превращаясь в холодную скорбь. Такое чувство сопровождает тоску по покойнику, невозможность перестать любить того, кого нет. Эта мысль явно не выражена в стихотворении, Русь живая, но “на туманном берегу”.

Это метафора опасности, неизвестности, связанных с судьбой родины. В 1916 году глубокий кризис России проявился в жизни самого поэта. Он был призван на бессмысленную войну и смог избежать печальной участи только стараниями императрицы, хлопотавшей о назначении его санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд.

И все-таки для поэта Россия остается Русью, о которой его боль и скорбь. Русь – это материальное воплощение духа народа, это традиции и обряды, мечты и чаяния, неразрывные с природой и крестьянским укладом.

Конец четвертой и начало пятой строфы построены как отрицания сначала чувств , а потом действий, выраженных метафорами .

Любовь к родине, какой бы тягостной она ни была – живая связь с ушедшими поколениями. Метафора долгого сна помогает вернуться к мотиву народного ее понимания как церковного отпевания и поминовения. Отсюда образ молитвословного ковыля , которым звенят степи . Лирический герой слышит звон, подобный колокольному, потому что для него природа – часть жизни крестьянской Руси.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырехстопным ямбом с пиррихиями . Рифмовка перекрестная, женская рифма чередуется с мужской.

Ольга – противоположность Татьяне Полная противоположность Татьяне – ее младшая сестра Ольга. Если с детских лет Татьяна была “дика, печальна, молчалива, / Как лань лесная, боязлива”, то Ольга – “всегда как Утро весела, /.

Занятия по экологии для дошкольников. Помощница вода Конспект занятия по экологии в детском саду Тема: Помощница вода. Цель: Дать детям конкретные представления о том, что вода необходима для окружающей среды. Задачи: Формировать у детей знания о значении.

Читайте также:  Анализ стихотворения Мои мечты Есенина

Ибсен Г. биография ИБСЕН, ГЕНРИК ЮХАН – норвежский драматург и театральный деятель, один из известнейших классиков западноевропейского театра 19 в. Жизнь и творчество Ибсена полны самых удивительных противоречий. Так, будучи страстным апологетом национального.

Розов В. С. биография Виктор Сергеевич Розов родился 21 августа 1913 года в городе Ярославле. Отец – Розов Сергей Федорович, по профессии – счетовод, бухгалтер. Участник Первой мировой войны. Мать – Розова Екатерина Ильинична.

Сочинение на тему Эгоизм ОГЭ 15.3 Что такое эгоизм? Эгоистичный человек этот тот, который думает только о себе. Кто свои личные интересы ставит над интересами других. Кто не оглядывается на потребности других, и даже не предполагает.

Поговорим о странностях судьбы Поговорим о странностях судьбы… Не в силах мы судьбой повелевать, Но есть один закон, который вечен: Умей следить, рассчитывать и ждать И твой успех на веки обеспечен! Д. Байрон Судьба.

Школьная жизнь 05.12.12 В спортивном зале средней школы №19 прошли соревнования посвященные дню защитника среди 8-9 классов “Ану-ка парни!” 1-е место по количеству балов заняли 9-тые классы, 2-е 8-ые классы. 20.02.13 в.

Лариса – характеристика персонажа Произведение: Бесприданница Лариса Дмитриевна Огудалова – главная героиня пьесы. Она молода и красива, но бедна, поэтому за ней не дают приданого. Положение бесприданницы унизительно, и это особенно чувствует Л.- девушка.

ПЕКЛО В 57-м году, вскоре после ХХ съезда Коммунистической партии, нами, студентами Литинститута, зачитывались, что называется, до дыр два недавно вышедших сборничка стихов: зеленый, цвета весны, свободы, Леонида Мартынова и менее.

Педагогічна майстерність За висловом “педагогічна майстерність” криються величезний життєвий, педагогічний досвід учителя, його творчість, абсолютне знання предмета, володіння прийомами викладання, уміння зацікавити, навчити учнів. Учитель-майстер своєї справи цілком розуміє, що викладання суспільних.

“История одного города” М. Е. Салтыкова-Щедрина – критика рабской психологии и пассивности Я не научился любить свою родину С закрытыми глазами, с преклоненной Головой, с запертыми устами. П. Я. Чаадаев Создав в своем воображении фантастический город Глупов, М. Е. Салтыков-Щедрин населил его.

Гроссман В. биография Василий Гроссман родился в Бердичеве в интеллигентной еврейской семье. Его отец – Соломон Иосифович Гроссман, инженер-химик по специальности – был выпускником Бернского университета и происходил из бессарабского купеческого рода. Мать.

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в младшей группе Образовательная деятельность по познавательно – речевому развитию детей младшей группы “Поможем медвежонку” Автор: Атрощенко Галина Николаевна, воспитатель МБДОУ г. Мурманска, детский сад общеразвивающего вида № 128 Цель : закрепление полученных.

Брут – характеристика персонажа Произведение: Юлий Цезарь БРУТ – герой трагедии У. Шекспира “Юлий Цезарь” . Исторический прототип – римский сенатор-республиканец Марк Юний Брут . Шекспир выводит в своей “римской трагедии” несколько типов политиков.

Сочинение на тему Как я выбираю книгу для чтения в библиотеке Я люблю читать книги. Мне нравиться листать странички. Люблю их шелест. Книги привлекают меня яркими сюжетами, неизвестностью и таинственностью. На страницах книг много интересных историй и рассказов. Библиотека – это.

Сочинение Язык что одежда 9 класс рассуждение Язык – это то, что отличает человека от животных. В нем собраны лучшие мысли людей. Язык – это своего рода одежда человека. Его визитная карточка. По одной сказанной фразе сразу.

Сочинение рассуждение на тему Прозвища Хорошо или плохо иметь прозвище? Ответ на этот вопрос дать довольно непросто, поскольку каждый человек по-разному реагирует на тот “ярлык”, который приклеивают ему окружающие люди. С одной стороны, прозвище должно.

История постепенного обновления человека Роль исповеди Мармеладова в романе Ф. М. Достоевского ” Преступление и наказание” В рассказе И. А. Бунина “Лапти” замерзает некий Нефед, но, погибнув, уже за пределами своей жизни спасает мечущегося.

Анализ стихотворения Некрасова Давно отвергнутый тобою Это философское стихотворение о любви и разочаровании, о жизни и смерти, о выборе и о сроках. Как говорят, всему время свое. И в этом стихотворении очень интересно сопоставляются события и.

Конспект урока математики для 2 класса “На лесной полянке” Муниципальное бюджетное дошкольное Образовательное учреждение №8 “Зоренька” Города Набережные Челны Республики Татарстан Конспект урока математики для 2 класса “На лесной полянке” Кружилина Рамиля Равиловна Г. Набережные Челны 2012 год Программное.

Сейчас вы читаете: “Запели тесаные дроги…” анализ стихотворения Есенина

Анализ стихотворения Есенина “Запели тесаные дроги

Первые годы жизни в Москве принесли Есенину много неприятных открытий. Его угнетала городская суета, поэтому все чаще и чаще поэт мысленно обращался к своей малой родине – селу Константиново. Есенину не хватало русского простора, к которому он так привык, а узкие московские улочки вызывали у него чувство досады и раздражения. Неудивительно, что в этот период он писал стихи, посвященные родной природе, по которой очень сильно скучал. Даже тот факт, что “сельского поэта” столичные критики не воспринимали всерьез, не мог изменить мировоззрения

Поэт неоднократно признавался, что его родные края удивительно красивы. Однако эта красота несет в себе оттенок вековой русской печали. Вспоминая о Константиново, Есенин особенно остро испытывал это чувство, к которому примешивались горечь, тоска и безысходность. Однако поэт был искренне благодарен судьбе за то, что ему довелось родиться и вырасти на Рязанщине, которая стала для него символом той старой Руси, которой слагали поэтические оды многие поколения литераторов.

В 1916 году Есенин написал стихотворение

Однако на фоне печали, которая является верной спутницей Есенина, постепенно пробуждается еще одно сильное чувство, и поэт, обращаясь к родной земле, признается: “Люблю до радости и боли твою озерную тоску”. Автор подчеркивает, что сейчас он очень далеко от любимых мест, и его жизнь течет совсем в ином русле, чем прежде. Казалось бы, в повседневной суете тоска по родине должна постепенно исчезнуть, уступив место радости от собственных успехов на литературном поприще. Однако Есенин преклоняется перед русской землей и утверждает, что “не любить тебя, не верить – я научиться не могу”. Для него нет ничего дороже, чем слышать, как “звенят родные степи молитвословным ковылем”, и как “малиновое поле” Руси, бескрайнее и безграничное, преображается под воздействием легкого ветерка, который поэт именует “овсяным”.

Похожие сочинения:

Анализ стихотворения Есенина “Упоенье – яд отравы С Николаем Сардановским Сергей Есенин познакомился еще до того, как перебрался в Москву. Позже дружба поэта и учителя музыки возобновилась, и в 1914 году Есенин посвятил своему приятелю стихотворение “Упоенье.

Анализ стихотворения Есенина “В этом мире я только прохожий В своих последних произведениях Сергей Есенин нередко затрагивал тему жизни и смерти, так как предчувствовал, что его дни сочтены. Автор задавался вопросом о том, зачем он вообще появился на свет.

Анализ стихотворения Есенина “Ты запой мне ту песню, что прежде С сестрой Александрой Сергея Есенина связывали очень непростые отношения. Эта молодая девушка сразу и безоговорочно приняла революционные новшества и отказалась от прежнего уклада жизни. Когда поэт приезжал в родное село.

Анализ стихотворения Есенина “Край любимый! Сердцу снятся Принято считать, что началом литературной деятельности Сергея Есенина является 1914 год, когда в журнале “Мирок” были напечатаны его первые стихи. Однако к этому времени 19-летний автор уже является вполне состоявшимся.

Анализ стихотворения Есенина “Край ты мой заброшенный Собираясь покорять Москву, Сергей Есенин не питал иллюзий. Он понимал, что в родном селе ему никогда не удастся реализовать свой поэтический дар, поэтому нужно ехать в столицу. Но он не.

Анализ стихотворения Есенина “Какая ночь! Я не могу В последний год жизни Сергей Есенин уже не скрывал своих чувств и открыто писал о том, что наболело у него на душе. Вероятно, по этой причине он все дальше и.

Анализ стихотворения Есенина “Собаке Качалова Стихотворение “Собаке Качалова” , написанное Сергеем Есениным в 1925 году, является одним из наиболее известных произведений поэта. Оно основано на реальных событиях: пес Джим, которому автор адресовал эти удивительно нежные.

Анализ стихотворения Есенина “Письмо матери В 1924 году, после 8-летней разлуки, Сергей Есенин решил посетить родное село Константиново и встретиться со своими близкими. Накануне отъезда на родину из Москвы поэт написал проникновенное и очень трогательное.

Анализ стихотворения Есенина “Этой грусти теперь не рассыпать Сергей Есенин очень болезненно переживал период своего становления и взросления, считая зрелость синонимом приближающейся старости. Его беспокоило не столько физическое состояние, хотя постоянные запои далеко не самым лучшим образом сказались.

Анализ стихотворения Есенина “Не бродить, не мять в кустах багряных Покидая родное село Константиново, Сергей Есенин мысленно прощался не только с родителями, но и с любимой девушкой. Позже супруга поэта Софья Толстая признается, что в юности Есенин был тайно влюблен.

Анализ стихотворения Есенина “Гой ты, Русь, моя родная Поэту Сергею Есенину довелось побывать во многих странах мира, однако он неизменно возвращался в Россию, считая, что именно здесь находится его дом. Автор множества лирических произведений, посвященных родине, не был.

Анализ стихотворения Есенина “Черемуха В раннем творчестве Сергея Есенина очень много произведений, которые посвящены красоте родной природы. В этом нет ничего удивительного, так как детство и юность поэта прошли в живописном селе Константиново, где.

Анализ стихотворения Есенина “Вот оно, глупое счастье Сергей Есенин мечтал о том, что сможет стать знаменитым поэтом. Однако он и не предполагал, что за это придется платить слишком высокую цену. Жизнь в Москве, которая к тому времени.

Анализ стихотворения Есенина “Сельский часослов Сергей Есенин весьма неоднозначно воспринял события 1917 года. С одной стороны, он был убежден, что революция даст народу свободу и улучшит жизнь обычных крестьян. Однако на фоне подобных перемен видел.

Анализ стихотворения Есенина “Неуютная жидкая лунность Сергей Есенин по праву считается поэтом русского села, так как именно его он воспевает во многих своих произведениях. Однако в последние годы жизни его творчество кардинально изменилось, и связано это.

Анализ стихотворения Есенина “Вот уж вечер. Роса Сергей Есенин начал писать стихи очень рано, и в этом его поддерживала бабушка по материнской линии. Поэтому неудивительно, что в 15 лет он уже превратился в настоящего поэта, тонко чувствующего.

Читайте также:  Анализ стихотворения Край любимый! Сердцу снятся Есенина

Анализ стихотворения Есенина “Бабушкины сказки Сергей Есенин неоднократно признавался, что самые светлые и нежные воспоминания у него связаны с детством. Нельзя сказать, что оно было счастливым в общепринятом смысле этого слова, так как будущий поэт.

Анализ стихотворения Есенина “Ты меня не любишь, не жалеешь Личная жизнь Сергея Есенина до сих пор скрывает немало тайн. Известно, что поэт был трижды официально женат, однако мало кто из его библиографов отважился бы назвать точное количество возлюбленных. Именно.

Анализ стихотворения Есенина “Поэт (Он бледен. Мыслит страшный путь…) Выбирая литературную стезю, Сергей Есенин очень четко представлял, с чем именно ему придется столкнуться. Шансов на то, что он действительно станет выдающимся поэтом, было не так уж много. И будущее.

Анализ стихотворения Есенина “Ну, целуй меня, целуй Сергей Есенин был трижды официально женат, и каждый его брак, по признанию поэта, оказался неудачным. Тем не менее, своим любимым женщинам он посвятил множество восхитительных, нежных и страстных стихов. Среди.

Анализ стихотворения Есенина “Весна на радость не похожа Стихотворение “Весна на радость не похожа…” , датированное 1916 годом, относится к раннему периоду творчества Есенина. Впервые оно было опубликовано в благотворительном сборнике “Пряник осиротевшим детям”, редактированием которого занимался писатель.

Анализ стихотворения Есенина “Сыпь, гармоника! Скука… Скука У Сергея Есенина достаточно много любовных стихов, которые он посвящал различным женщинам. Однако не секрет, что в личной жизни поэт не был счастлив. Все три его брака закончились полным крахом.

Анализ стихотворения Есенина “Клен ты мой опавший, клен заледенелый Пейзажная Лирика Сергея Есенина помимо удивительной образности и метафоричности обладает одной уникальной особенностью – практически все произведения поэта являются автобиографичными. Стихотворение “Клен ты мой опавший, клен заледенелый…” , созданное в.

Анализ стихотворения Сергея Есенина “Письмо матери” “Письмо матери” очень хорошее и трогательное стихотворение. На мой взгляд, оно является практически пророческим. Сейчас я поясню, почему я так думаю. Стихотворение написано в 1924 году, лишь за год до.

Анализ стихотворения Есенина “Закружилась листва золотая Ранние Произведения Сергея Есенина обладают удивительной магической силой. Поэт, еще не разочаровавшийся в жизни и не утративший смысл собственного существования, не устает восхищаться красотой окружающей природы. Причем, общается он с.

Анализ стихотворения Есенина “Я помню, любимая, помню Не секрет, что поэт Сергей Есенин был человеком влюбчивым и достаточно импульсивным. До сих пор ходят споры о том, скольким женщинам за свою недолгую жизнь он успел вскружить голову, и.

Анализ стихотворения Есенина “Весенний вечер В 1912 году Сергей Есенин приехал покорять Москву, однако удача улыбнулась молодому поэту не сразу. Пройдет еще несколько лет прежде, чем его первое стихотворение будет опубликовано в столичном журнале. Пока.

Анализ стихотворения Ахматовой “Памяти Сергея Есенина Стихотворение “Памяти Сергея Есенина” было написано Ахматовой в 1925 году, а опубликовано лишь в 1968 год уже после ее смерти. Это скорбящее стихотворение о трагической судьбе поэта. “Бездумно и безбольно.

Анализ стихотворения Есенина “Воспоминание Ранний период творчества Сергея Есенина связан с пейзажной лирикой, которая впоследствии принесла поэту популярность. Однако мало кто знает о том, что этот автор любил наблюдать не только за природой, но.

Анализ стихотворения Есенина “Поет зима – аукает Одно из самых первых произведений Сергея Есенина, известное широкой публике под названием “Поет зима – аукает…” , было написано в 1910 году, когда автору едва исполнилось 15 лет. Опубликовал его.

Анализ стихотворения Есенина С.А. «Запели тесаные дроги»

«Запели тесаные дроги»

В стихотворении «Запели тесаные дроги» проявился ти­пичный для С.А. Есенина прием: развитие патриотической темы через пейзажную зарисовку, обращение к родине через любование ее богатейшей природой. В основе данного произведения лежит традиционный для русской классической по­эзии путевой сюжет, где тема дороги связана с темой истори­ческого пути России. Отсюда столь динамичное начало, во­площающее семантику движения:

Запели тесаные дроги,

Бегут равнины и кусты.

Дроги — простая повозка без кузова для езды в поле.

В произведении сильны также характерные для раннего творчества поэта религиозные мотивы. Часовни и колокольни — неотъемлемая часть типичного русского пейзажа, а вот опреде­ление «молитвословный» ковыль, несомненно, выступает сред­ством создания возвышенного поэтического стиля. С.А. Есенин подчеркивает, что христианство для русского народа даже не столько философские убеждения, сколько традиционный уклад жизни, воспринимающийся как естественный, привычный, а по­тому «И на известку колоколен Невольно крестится рука».

В стихотворении необычайно много слов с семантикой на­строения: «теплая грусть», «люблю до радости и боли», «озер­ная тоска», «холодная скорбь». Они призваны передать глубину патриотического чувства лирического героя, подчеркнуть эмо­циональную насыщенность его переживаний.

Оксюморонно окрашенные душевные порывы («теплая грусть», «люблю до радости и боли») эффектно оттеняют сопря­жения других контрастных образов в стихотворении. Часовни и кресты, например, напоминают о том, что душа человека возно­сится на небо, а тело уходит в землю. Примечателен также пей­заж в третьей строфе, построенный на цветовом контрасте: «ма­линовое поле И синь, упавшая в реку». Синь — одновременно и небо, отраженное в воде, и цвет чистой воды в реке. А эпитет «малиновое» к слову «поле» не столько отражает пышное и цве­тастое разнотравье родных полей, сколько призвано подчеркнуть возвышенное отношение к родине, на древний манер названной Русью, а не Россией, придать стихотворному повествованию большую значимость и торжественность. Малиновый цвет прив­носит праздничный оттенок. Известно, что он широко использо­вался в нарядном народном костюме. Синий и малиновый — яр­кое, благородное цветовое сочетание, как нельзя более удачно соответствующее образу величавой отчизны.

Цветастость, живописность — характерная особенно есе­нинского творчества. Технику его словесного рисования, цветописи исследователи часто сравнивают с лубочной бытовой народной живописью. Лубочные картинки отличались красоч­ностью, гармонично подобранными цветовыми сочетаниями, орнаментальностью и особым воздушным характером. Испол­нялись они обычно жидкой темперой, которая подобна акваре­ли. Примечательно, что возникновение и распространение ри­сованного лубка связано с деятельностью старообрядчества, а С.А. Есенин был выходцем из старообрядческой семьи.

В четвертой строфе стихотворения «Запели тесаные дроги» иносказательно выражена тревога о дальнейшей судьбе России:

Холодной скорби не измерить,

Ты на туманном берегу.

В 1916 году, когда было создано это стихотворение, в стра­не уже ощущался натиск назревших социальных противоречий, ветер предстоящих исторических перемен, но, тревожась неве­дением, поэт все-таки вверяет свою судьбу судьбе отчизны.

Но не любить тебя, не верить — Я научиться не могу,— восклицает он.

Все стихотворение пронизано ощущением раздолья, ши­роты горизонтов бескрайних родных степей и полей. Словно последний аккорд, представлен в стихотворении финальный звуковой образ: «звенят родные степи Молитвословным ковы­лем». «Звон» — характерный звуковой образ для есенинской поэтики. В его лирике звенеть может буквально все: ветер, ивы, березы, тополя. Причем во многих стихотворениях с те­мой звона связаны изобразительно-выразительные средства языка религиозной тематики. Не есть ли в этих образах свое­образная отсылка к церковному колокольному звону, пригла­шающему на службу всех христиан и воплощающему в ко­нечном итоге идею соборности, духовного единения?

Сравнительный анализ стихотворений А.Блока «Россия» и С.Есенина «Запели тесаные дроги…» Выполнила ученица 11 «А»класса Аксёнова Софья. – презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемАлина Борщова

Похожие презентации

Презентация 11 класса по предмету “Русский язык, Литература, Чтение” на тему: “Сравнительный анализ стихотворений А.Блока «Россия» и С.Есенина «Запели тесаные дроги…» Выполнила ученица 11 «А»класса Аксёнова Софья.”. Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Сравнительный анализ стихотворений А.Блока «Россия» и С.Есенина «Запели тесаные дроги…» Выполнила ученица 11 «А»класса Аксёнова Софья

2 Стихотворение «Россия» было написано А.А. Блоком в 1908 году в цикле стихов «Родина». После событий 1905 года обращение поэта к теме родины было сознательным и закономерным. Поэта интересуют дальнейшие пути развития общества, историческое прошлое и будущее родной страны, судьба ее народа. В 1916 году С.Есениным создано стихотворение «Запели тесаные дроги…». В стране уже ощущался натиск назревших социальных противоречий, ветер предстоящих исторических перемен, но, тревожась неведением, поэт все-таки вверяет свою судьбу судьбе отчизны.

3 Александр Блок стихотворение «РОССИЯ» Опять, как в годы золотые, Три стертых треплются шлеи, И вязнут спицы расписные В расхлябанные колеи. Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые,- Как слезы первые любви! Тебя жалеть я не умею И крест свой бережно несу. Какому хочешь чародею Отдай разбойную красу! Пускай заманит и обманет,- Не пропадешь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты. Ну что ж? Одно заботой боле – Одной слезой река шумней А ты все та же – лес, да поле, Да плат узорный до бровей. И невозможное возможно, Дорога долгая легка, Когда блеснет в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка, Когда звенит тоской острожной Глухая песня ямщика.

4 стихотворение «Запели тесаные дроги…» Сергей Есенин Запели тесаные дроги, Бегут равнины и кусты. Опять часовни на дороге И поминальные кресты. Опять я теплой грустью болен От овсяного ветерка. И на известку колоколен Невольно крестится рука. О Русь, малиновое поле И синь, упавшая в реку, Люблю до радости и боли Твою озерную тоску. Холодной скорби не измерить, Ты на туманном берегу. Но не любить тебя, не верить – Я научиться не могу. И не отдам я эти цепи И не расстанусь с долгим сном, Когда звенят родные степи Молитвословным ковылем.

5 Стихотворение “Россия” начинается и заканчивается темой дороги. В стихотворении охватывается время, начиная от времён золотых и кончая далёким будущим, скрывающимся за горизонтом. Анализ стихотворения А.Блока «Россия»

6 В начале стихотворения возникает литературная аналогия: Опять, как в годы золотые, Три стертых треплются шеи, И вязнут спицы расписные В расхлябанные колеи… Это гоголевская Русь, птица-тройка, но теперь она не мчится, бойко звеня колокольчиками. В иных исторических условиях иное движение. Но и «нищая Россия» дорога поэту, пусть она убога и невзрачна, у нее трудная судьба и много лишений в прошлом. Поэт верит в ее лучшее достойное будущее: Пускай заманит и обманет, – Не пропадешь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты…

Читайте также:  Анализ стихотворения Есенина Лебедушка 4 класс

7 В основе «Запели тесаные дроги» также лежит традиционный для русской классической поэзии путевой сюжет, где тема дороги связана с темой исторического пути России. Отсюда столь динамичное начало, воплощающее семантику движения: Запели тесаные дроги, Бегут равнины и кусты. Все стихотворение пронизано ощущением раздолья, широты горизонтов бескрайних родных степей и полей. Анализ стихотворения С.Есенина «Запели тесаные дроги…»

8 Не все радует взор поэта в старой деревенской Руси, но она гораздо ближе Есенину, чем новая индустриальная Россия. Он с тревогой и болью переживал ломку привычного уклада жизни, называя себя “последним поэтом деревни”. Отсюда и появление в его лирике грустных ноток, страха перед деревней, меняющей свое лицо.

9 Россия предстает в образе женщины, матери, жены. Блок полагал, что грядущую катастрофу мира предотвратит женское начало – неиссякаемый источник любви и самоотверженности. Женский образ дан буквально одной чертой: Ну что ж? Одной заботой боле – Одной слезой река шумней, А ты все та же – лес, да поле, Да плат узорный до бровей… Платок – это черта женщины из народа, а рядом – «лес, да поле» – неброская красота родной природы. Образы в стихотворении А.Блока «Россия»

10 В произведении сильны также характерные для раннего творчества поэта религиозные мотивы. Часовни и колокольни неотъемлемая часть типичного русского пейзажа, а вот определение «молитвословный» ковыль, несомненно, выступает средством создания возвышенного поэтического стиля. «Звон» характерный звуковой образ для Есенинской поэтики. В его лирике звенеть может буквально все: ветер, ивы, березы, тополя. Образы в стихотворении С.Есенина «Запели тесаные дроги…»

11 Особую выразительность стихотворению придают художественные средства. Это эпитеты: избы серые, спицы расписные, колеи расхлябанные, песни ветровые, краса разбойная, черты прекрасные, дорога долгая, даль дорожная, тоска острожная. Встречаются оксюмороны: «И невозможное возможно. Дорога долгая легка». Грусть, печаль, нищета усиливаются аллитерацией глухих согласных: “т” (опять, золотые, три стёртых, треплются – в первом; обманет, забота затуманит свои черты – в четвёртом четверостишии), “ш” (не пропадёшь, не сгинешь, лишь). В последнем шестистишии, напротив, очень много звонких согласных. Средства художественной выразительности в стихотворении А.Блока «Россия»

12 В стихотворении необычайно много слов с семантикой настроения: «теплая грусть», «люблю до радости и боли», «озерная тоска», «холодная скорбь». Они призваны передать глубину патриотического чувства лирического героя, подчеркнуть эмоциональную насыщенность его переживаний. Оксюморонно окрашенные душевные порывы («теплая грусть», «люблю до радости и боли») эффектно оттеняют сопряжения других контрастных образов в стихотворении. Часовни и кресты, например, напоминают о том, что душа человека возносится на небо, а тело уходит в землю. Средства художественной выразительности в стихотворении С.Есенина «Запели тесаные дроги…»

13 Примечателен также пейзаж в третьей строфе, построенный на цветовом контрасте: «малиновое поле И синь, упавшая в реку». Синь одновременно и небо, отраженное в воде, и цвет чистой воды в реке. А эпитет «малиновое» к слову «поле» не столько отражает пышное и цветастое разнотравье родных полей, сколько призвано подчеркнуть возвышенное отношение к родине. Малиновый цвет привносит праздничный оттенок. Известно, что он широко использовался в нарядном народном костюме.

14 Стихотворения А.Блока и С.Есенина объединяет тема Родины. Они проникнуты духом патриотизма. Эти стихотворения являются признанием в любви России. Оба поэта верят в светлое будущее своей Родины.

7.8 С.А.Есенин. Стихотворения. Урок 2

Лекция: С.А.Есенин. Стихотворения: «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога. », «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»

«Русь Советская» (1924)

Стихотворение имеет посвящение, оно обращено к другу, А. Сахарову; написано под впечатлением от совместной поездки Есенина и Сахарова на родину поэта, в село Константиново.

Жанр: поэма небольшого размера.

Текст разделяется на 4 смысловые части:

1 строфа передает пессимизм, одиночество героя;

2 строфа описывает Русь советскую на родине героя;

3 строфа – отношение поэта к революции;

4 строфа декларирует жизненное кредо поэта.

Поначалу представляется, что Есенин написал произведение политического звучания, однако истина открывается по ходу прочтения: выясняется, что герой утратил прошлое, и не приобрел будущее. Он возвращается домой, в родное село, видит перемены, которые принесла Советская власть. Поэта ждет неприятное открытие: его поэзия здесь никому не нужна, популярны у народа «агитки Бедного Демьяна».

Герой чувствует себя лишним в родной стране, он раздосадован и разочарован, он признается, что не может подчинить свой дар новым темам и идеям. Однако потом, в дальнейшем, когда «пройдет вражда племен» поэт будет воспевать «Всем существом …/Шестую часть земли /С названьем кратким «Русь».

Стихотворение написано 3стопным «фирменным» есенинским анапестом, в тексте много богатых рифм, чередуются мужская и дактилическая рифмы.

Эмоциональный фон поддерживают риторические вопросы и восклицания.

«Запели тесаные дроги…» (1916)

Тема: образ Родины.

Жанр: патриотическая, пейзажная лирика.

Произведение написано в традиционной для ранней лирики манере: поэт обращается к Родине, любуясь ее великолепными пейзажами, богатейшей природой.

В начале стихотворения – классический для русской поэзии образ дороги, символизирующий историческое развитие России.

Другой ведущий мотив, часто проявляющийся в ранней лирике Есенина – религиозный. Поэт уверен, что христианство – не убеждение русского народа, а привычный уклад повседневной жизни.

I, II строфы – русский пейзаж в деталях (поминальные кресты, колокольни, «равнины и кусты»);

III строфа – единый образ России; описание дано в излюбленных поэтом цветах – синем и малиновом («О Русь – малиновое поле/И синь, упавшая в реку»);

В IV строфе говорится о том, что Россия бесконечно дорога лирическому герою, он готов разделить ее трудную судьбу («Но не любить тебя, не верить – Я научиться не могу»). В словах звучит переживание о дальнейшей судьбе родной страны («Ты на туманном берегу»).

Похожий мотив готовности перенести любые испытания звучит в заключительной строфе стихотворения («И не отдам я эти цепи/И не расстанусь с долгим сном…»).

Стихотворный размер: 4стопный ямб, рифма перекрестная.

Стихотворение наполнено словами, передающими настроение лирического героя: «озёрная тоска», «тёплая грусть», и др. Для создания лирического настроения и усиления эмоционального восприятия использованы эпитеты, анафора, метафора.

«Русь» (1914)

Стихотворение из 5 частей, иногда определяется как небольшая поэма. Поэт опирается на русское народное творчество

Композиция: рамочная (III, IV части – есть вступление и заключение).

Время действия – допетровская Русь и более ранний период. Ощущению пространства способствуют лексические средства – архаизмы и диалектизмы.

Сюжет: женщины провожают своих мужчин на войну, с волнением ожидают известий от них, получая письма, радуются хорошим новостям.

В обрамляющих частях – пространные размышления о родной стороне, природе. Рассуждения поэт вкладывает в уста своего лирического героя через метафору, олицетворение, сравнение.

В последней строфе (текст содержит практически законченное строфическое кольцо с начальной строфой 2 главки) – завершение лейтмотива, ответ на вопрос, начинающий душевное признание Есенина в своей единственной большой любви – любви к Родине(«Ой ты, Русь, моя родина кроткая/Лишь к тебе я любовь берегу.»).

Стихотворение написано 3стопным анапестом, чередуются дактилическая и мужская рифмы, текст наполнен точными, богатыми рифмами.

«Пушкину» (26.05.1924)

Есенин написал стихотворение к 125 – летию А.С. Пушкина.

Произведение пропитано личным отношением поэта к великому предшественнику, он беседует с памятником Пушкину, как с живым человеком.

«Пушкину» стоит особняком среди других произведений Есенина. Лирический герой пытается общаться с гением русской литературы как с равным, называя того повесой и представляясь «Как я сегодня хулиган». Но вместе с тем, поэт понимает, что Пушкин для отечественной литературы – «могучий дар».

Есенина заботит собственная судьба, он тревожится, переживает, надеется на свою славу в будущем.

Стихотворение написано 4стопным ямбом, двухсложной стопой с ударением на 2 слог, рифма перекрестная.

Произведение написано непривычным для Есенина простым языком. Присутствует только метафоричные «…в бронзе выкованной славы» (подчеркивает величие и значительность Пушкина), «Сумело бронзой прозвенеть» (обозначает высоту будущей славы Есенина, если он станет так же знаменит, как Пушкин).

«Я иду долиной. На затылке кепи…» (18.07.1925)

Произведение сложено композиционно четко: есть вступление, развитие сюжета, финальные строчки, совершенно переиначивающие тему.

В стихотворении есть сюжет: после продолжительного отсутствия поэт возвращается в родные места, одетый по заграничной моде (этакий европейский щеголь!). Но земляков чудной внешний вид поэта не впечатляет, они хотят посмотреть, как он помнит привычный крестьянский труд («Размахнись косою, покажи свой пыл»). Настоящий, глубокий смысл жизни он видит в исконно русском труде, тогда как занятие поэзией приносит горькое разочарование.

Есенин описывает родной ему крестьянский мир, наделяет его свободой, внутренней красотой. Однако, несмотря на кажущуюся легкость, в тексте четко ощущаются пессимистические нотки, свидетельствующие о пессимизме и разочаровании.

В стихотворении 8 строф, написано 6стопным хорем, двухсложной стопой с ударением на 1 слоге, рифма перекрестная.

Изобразительные средства: эпитеты («легкая прохлада»), метафоры («шепчут грабли», «синеет река»).

«Низкий дом с голубыми ставнями…» (1924)

Стихотворение отражает лирические раздумья поэта о родной стороне, которую он однажды покинул.

Основная идея произведения содержится уже в начальной строфе. Это своеобразная исповедь поэта, признание в вечной любви к родному дому.

Юные годы поэт описывает с чувством светлой грусти, строчки полны глубокого лиризма.

Идейная кульминация – в III строфе. Внутренний мир поэта сильно изменился – он не собирается пропасть в глубинке, но мысли о покинутом родном доме бередят душу.

В картине природы – мелодически грустная интонация. Образ улетающих журавлей ассоциируется с образом поэта, улетевшего из родного гнезда.

Заключительная строфа «окольцовывает» композицию, повторяя слова из первой строфы, тем самым придавая стихотворению законченность, смысловую завершенность. Последние строки посвящены образу дома.

Большой смысл заключен в цвете: Есенин полагал, что в звучании «Россия» слышится «синее что-то». В стихотворении цвет несколько смягчен на голубой тон.

Произведение написано 3стопным анапестом, трехсложной стопой с ударением на 3 слог, рифма, за исключением 5 и 6 строф, – перекрестная (5, 6 строфы – АВСА).

Ссылка на основную публикацию