Анализ стихотворения Запели тесаные дроги Есенина

«Запели тёсаные дроги…», анализ стихотворения Есенина

История создания

Стихотворение «Запели тёсаные дроги…» было написано Есениным в 1916 г. или на год раньше и напечатано в газете «Биржевые ведомости» за 17 апреля 1916 г. Оно не раз перепечатывалось в других изданиях, даже в «Свободной газете» в Чикаго в 1923 г. Исследователи отмечали влияние на стихотворение поэзии Блока, с которым Есенин познакомился в 1915 г., но оно вполне самобытно, хотя живущему в Москве автору всего 20 лет. В стихотворении отражены воспоминания о жизни среди просторов родной природы.

Литературное направление и жанр

Стихотворение Есенина «Запели тёсаные дроги» нельзя отнести к определённому литературному направлению, но в нём видны основные черты, которые Есенин в дальнейшем развивал в своих стихах: особая образность, давшая начало имажинизму, связь человека с природой, её оживление и одухотворение. Эти черты позволили Блоку назвать Есенина талантливым крестьянским поэтом-самородком.

Несмотря на то что описание родной природы занимает в произведении важное место, стихотворение относится к жанру гражданской лирики, так как подчинено единой цели – признаться родине в любви. При этом в нём звучат и элегические нотки, размышление о бренности всего сущего.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 5 строф. Сознание лирического героя сначала фиксирует пейзажи родной земли (первая строфа), потом собственное настроение (вторая строфа), затем обращается к родине Руси (третья и четвёртая строфа). Лирический герой переживает смешанные чувства: восхищение (третья строфа), опасение и признание в любви и верности (четвёртая строфа). В последней строфе композиция закольцовывается, возвращаясь снова к русской природе. Повторяется также мотив церкви, обозначенный в первой строфе. В конце в единое целое сливаются родина, природа и Бог.

Есенин использует традиционный для русской литературы эпический приём, объединяя все описанные в стихотворении пейзажи мотивом дороги.

Тема стихотворения – любовь к родине, выражающаяся в любви к родной природе и опасении за судьбу отчизны. Основная мысль: любовь, в том числе и к родине, – чувство иррациональное. Лирический герой одновременно наслаждается и тяготится этим чувством (возникает образ цепей).

Тропы и образы

Движение по материальному пространству описано в первых двух строфах. Тёсаные дроги (открытая повозка, которой обычно пользовались в деревнях) сопровождают лирического героя. Олицетворение «Запели тёсаные дроги» обозначает начало пути. С песней ассоциируется скрип осей в колёсах повозки.

Скорость движения Есенин передаёт тоже с помощью олицетворений: равнины и кусты бегут. Однородные подлежащие в первой строфе описывают то, что видит едущий. Вдоль дороги встречаются часовни и поминальные кресты. По традиции они устанавливаются на месте гибели, а это часто случалось на дороге. Мотив смерти, появляющийся в первой строфе, становится причиной грусти лирического героя (метафора «опять я тёплой грустью болен»). Поддержкой для лирического героя становится не столько вера или Бог (Есенин, хоть и был воспитан дедом-старообрядцем, вырос атеистом), сколько традиции родины. Поэтому рука лирического героя невольно крестится.

Современник Есенина мог уловить мотив смерти, прочитав только первую строку. Дроги в жизни деревни исполняли печальную роль: на них увозили покойников.

Извёстке колоколен (белый цвет) противопоставлена яркость красок третьей строфы. Русь (не Россия!) называется малиновым полем и упавшей в реку синью. Если второй троп – метафора неба, то первый – не поле в цветах, а общее ощущение от красочности и просторов родины.

В третьей строфе настроение лирического героя меняется и становится контрастным. Грусть, природа которой сначала неясна, оформляется в противоречивое чувство любви, сочетающее в себе радость и боль (оксюморон). Причина грусти – в объекте любви. Русь в сознании лирического героя связана с озёрной тоской (метафора).

Из пары радость-боль в четвёртой строфе остаётся только последняя, превращаясь в холодную скорбь. Такое чувство сопровождает тоску по покойнику, невозможность перестать любить того, кого нет. Эта мысль явно не выражена в стихотворении, Русь живая, но «на туманном берегу». Это метафора опасности, неизвестности, связанных с судьбой родины. В 1916 году глубокий кризис России проявился в жизни самого поэта. Он был призван на бессмысленную войну и смог избежать печальной участи только стараниями императрицы, хлопотавшей о назначении его санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд.

И всё-таки для поэта Россия остаётся Русью, о которой его боль и скорбь. Русь – это материальное воплощение духа народа, это традиции и обряды, мечты и чаяния, неразрывные с природой и крестьянским укладом.

Конец четвёртой и начало пятой строфы построены как отрицания сначала чувств (не могу научиться не любить родину и не верить ей), а потом действий, выраженных метафорами (не отдам цепи, не расстанусь с долгим сном).

Любовь к родине, какой бы тягостной она ни была – живая связь с ушедшими поколениями. Метафора долгого сна (смерти) помогает вернуться к мотиву народного её понимания как церковного отпевания и поминовения. Отсюда образ молитвословного ковыля (метафорический эпитет), которым звенят степи (метафора). Лирический герой слышит звон, подобный колокольному, потому что для него природа – часть жизни крестьянской Руси.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с пиррихиями (хотя классики 19 в. считали, что звук копыт лучше всего передаёт хорей). Рифмовка перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.

Анализ стихотворения Запели тесаные дроги Есенина

Есенин часто называл себя поэтом деревни и, более того, единственным оставшимся поэтом деревни. Во многом суть творчества Сергея Александровича заключалась в распространении и сохранении того духа, который он впитал в себя с самого детства.

Речь идет не только об ощущении деревни и каких-то детских воспоминаниях. На самом деле в старой, традиционной рязанской Руси поэт видел сохранения чего-то истинного, совершенно иного по отношению к наступающей повсюду цивилизации, коммунизму и подобным новым для его времени трендам. Запели тесаные дроги – стихотворение довольно раннее, которое относится, условно говоря, к периоду тоски по деревне, 1916 год Есенин еще не так знаменит, он тяготится городом, вспоминает родные просторы.

В своих мыслях он отправляется обратно к селу Константиново, где провел свое детство, в памяти сразу всплывают образы православной веры – поминальные кресты, колокольни. Лирический герой говорит о некой рефлекторной вере, которая является частью его души, рука «невольно крестится».

Рассуждения и воспоминания наполняются, казалось бы, негативными коннотациями, но практически каждый русский может легко понять о чем пишет автор, эта «теплая грусть» – совсем не негативный фактор, а наоборот во многом суть этой земли, суть этого простора, к которому так стремится душа.

Поэтому поэт и пишет о любви к озерной тоске до радости и боли. Эти противоположности легко смешиваются в душе, также как там может существовать теплая или светлая грусть. Такие душевные кондиции во многом свойственны русским людям, но не всегда становятся возможными в суете городов и Есенин, чтобы вспомнить об этом и снова пережить, переносится в деревню и в природные просторы.

В заключительных строфах мы видим речь об упорстве и стойкости, которыми обладает поэт перед лицом нового мира. Городу не под силу поменять его внутреннюю суть, он не может перестать любить и верить, то есть не может отступиться от основополагающих чувств. Даже сравнивая такую привязанность со сном и цепями, которые, соответственно, могут сковывать, он не считает нужным расставаться с этим, ведь чувствует в подобной очарованности высокий смысл.

Вариант 2

Произведение “Запели тесаные дроги. ” вышло в 1916 году. Состоит из пяти катренов. Начало представлено в виде зарисовки родных мест, затем передается личное настроение героя и идёт его обращение к Руси.

Поэт, соблюдая традиции русской литературы, использует эпический приём, идёт объединение всех пейзажных зарисовок единым мотивом дороги.

Тема произведения – судьба родины, которая является самым дорогим местом для поэта. Он проносит через все творчество свою любовь к природе, которой он не перестаёт восхищаться. Лирического героя услаждает это чувство и одновременно приносит дискомфорт, создавая образ цепи.

В первом катрене использован художественный прием – олицетворение. “Запели тёсаные дроги”, звуки издаваемые повозкой символизируют начало движения. Знакомые звуки у поэта вызывают ассоциацию с песней. Скорость самого движения тоже передается при помощи олицетворения все растения как бы бегут. С помощью однородных членов предложения в самом начале идёт описание того, что возникает перед глазами пассажира. На пути возникают часовни и кресты, которые устанавливают на месте гибели людей. Лейтмотив смерти, который возникает в начале, является причиной последующей грусти героя. Смерть угадывается уже с появлением звука дрог, тележки для перевозки покойника.

Белый цвет извёстки является антитезой малиновому полю и сини реке. Радость идущая параллельно с болью переходит постепенно в холодную скорбь. Данное чувство символизирует тоску по ушедшему человеку, а образ туманного берега представляется в сознании автора неизвестным будущим в судьбе родины.

Но не смотря ни на что Россия для поэта всегда остается родной Русью, по которой он испытывает боль, видя как страдает народ. Русь для Есенина – это народный дух, обрядовая культура народа, природная роскошь.

Любовь к родным местам, какой бы тяжёлой она не оказалась, является связующей нитью с ушедшими родными и близкими людьми. Метафорический образ длительного сна, который возникает в завершающих строках можно трактовать как процесс чтения молитвы об упокоении умершего.

Стихотворение основано на перекрестной рифмовке “дроги – на дороге”, “кусты – кресты”. Анафора отрицания “и не” в последней строфе служит показателем того, на сколько дорога Русь для поэта. Несмотря на все тяготы, которые представлены в образе “цепей”, герой не собирается с ними расставаться.

Анализ стихотворения Запели тесаные дроги по плану

Запели тесаные дроги

Возможно вам будет интересно

Одно из прекрасных стихотворений А.С.Пушкина «Цветы последние милей» вышло в свет в 1838 году. Произведение было издано в журнале «Современник» уже после смерти автора. Эту красивую миниатюру поэт посвятил своей закадычной

Произведение относится к философскому творчеству поэта, пронизанному тончайшими и искренними нитями психологического лиризма.

Произведение относится к раннему романтическому творчеству поэта, написанное в двадцатилетнем возрасте автора.

Талантливый мастер пейзажной лирики Ф. И. Тютчев мастерски описал бабье лета в своём произведении «Есть в осени первоначальной…». С

Стихотворение написал Николай Алексеевич Некрасов в 1846 году. В стихотворении описывается то, что видел сам автор, он просто оглянулся и увидел то, что другие в то время считали нормой. Образ Родины в стихотворении поэта подразумевает

Сергей Есенин — Запели тесанные дроги: Стих

Запели тесаные дроги,
Бегут равнины и кусты.
Опять часовни на дороге
И поминальные кресты.

Опять я теплой грустью болен
От овсяного ветерка.
И на известку колоколен
Невольно крестится рука.

О Русь, малиновое поле
И синь, упавшая в реку,
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.

Холодной скорби не измерить,
Ты на туманном берегу.
Но не любить тебя, не верить —
Я научиться не могу.

И не отдам я эти цепи
И не расстанусь с долгим сном,
Когда звенят родные степи
Молитвословным ковылем.

  • Следующий стих → Сергей Есенин — Зашумели над затоном тростники
  • Предыдущий стих → Сергей Есенин — Заря окликает другую

Слушать аудио-стихотворение:

Читать похожие стихи:

  1. Сергей Есенин — Низкий дом с голубыми ставнями
  2. Сергей Есенин — Пойду в скуфье смиренным иноком
  3. Сергей Есенин — Разбуди меня завтра рано
  4. Сергей Есенин — Слезы
  5. Сергей Есенин — Край ты мой заброшенный

Отзывы к стихотворению: 2

Как часто эти найденные строки для нас таят бесценные уроки…

Музыка, как красиво написано о России его времени, так и представляешь бесконечные поля, заросшие Иван-чаем, ветер от полей засаженных овсом и рожью. Умел он, как никто, передать прелесть родной земли.

  • Стихи Александра Пушкина
  • Стихи Михаила Лермонтова
  • Стихи Сергея Есенина
  • Басни Ивана Крылова
  • Стихи Николая Некрасова
  • Стихи Владимира Маяковского
  • Стихи Федора Тютчева
  • Стихи Афанасия Фета
  • Стихи Анны Ахматовой
  • Стихи Владимира Высоцкого
  • Стихи Иосифа Бродского
  • Стихи Марины Цветаевой
  • Стихи Александра Блока
  • Стихи Агнии Барто
  • Омар Хайям: стихи, рубаи
  • Стихи Бориса Пастернака
  • Стихи Самуила Маршака
  • Стихи Корнея Чуковского
  • Стихи Эдуарда Асадова
  • Стихи Евгения Евтушенко
  • Стихи Константина Симонова
  • Стихи Ивана Бунина
  • Стихи Валерия Брюсова
  • Стихи Беллы Ахмадулиной
  • Стихи Юлии Друниной
  • Стихи Вероники Тушновой
  • Стихи Николая Гумилева
  • Стихи Твардовского
  • Стихи Рождественского
  • Евгений Онегин
  • Бородино
  • Я помню чудное мгновенье (Керн)
  • Я вас любил, любовь еще, быть может
  • Парус (Белеет парус одинокий)
  • Письмо матери
  • Зимнее утро (Мороз и солнце; день чудесный)
  • Не жалею, не зову, не плачу
  • Стихи о советском паспорте
  • Я памятник себе воздвиг нерукотворный
  • У лукоморья дуб зеленый
  • Ночь, улица, фонарь, аптека
  • Сказка о царе Салтане
  • Жди меня, и я вернусь
  • Ты меня не любишь, не жалеешь
  • Что такое хорошо и что такое плохо
  • Кому на Руси жить хорошо
  • Я пришел к тебе с приветом
  • Незнакомка
  • Письмо Татьяны к Онегину
  • Александр Пушкин — Пророк
  • Анна Ахматова — Мужество
  • Николай Некрасов — Железная дорога
  • Сергей Есенин — Письмо к женщине
  • Александр Пушкин — Полтава
  • Стихи о любви
  • Стихи для детей
  • Стихи о жизни
  • Стихи о природе
  • Стихи о дружбе
  • Стихи о женщине
  • Короткие стихи
  • Грустные стихи
  • Стихи про осень
  • Стихи про зиму
  • Стихи о весне
  • Стихи про лето
  • Смешные стихи
  • Матерные стихи
  • Стихи с добрым утром
  • Стихи спокойной ночи
  • Стихи про семью
  • Стихи о маме
  • Стихи про папу
  • Стихи про бабушку
  • Стихи про дедушку
  • Стихи о войне
  • Стихи о родине
  • Стихи про армию
  • Стихи про школу
  • Стихи о музыке
  • Стихи для малышей
  • Стихи о доброте
  • Стихи на конкурс
  • Сказки в стихах
  • Популярные стихи Пушкина
  • Популярные стихи Лермонтова
  • Популярные стихи Есенина
  • Популярные басни Крылова
  • Популярные стихи Некрасова
  • Популярные стихи Маяковского
  • Популярные стихи Тютчева
  • Популярные стихи Фета
  • Популярные стихи Ахматовой
  • Популярные стихи Цветаевой
  • Популярные стихи Бродского
  • Популярные стихи Блока
  • Популярные стихи Хайяма
  • Популярные стихи Пастернака
  • Популярные стихи Асадова
  • Популярные стихи Бунина
  • Популярные стихи Евтушенко
  • Популярные стихи Гумилева
  • Популярные стихи Рождественского
  • Другие поэты

Огромная база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих | Все стихи | Карта сайта | Контакты

Все анализы стихотворений, краткие содержания, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом. При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений – запрещено. Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).

Лингвистический анализ стихотворения на примере произведения С. Есенина «Запели тесаные дроги. »

Сергей Есенин

«Запели тесаные дроги. »

Запели тесаные дроги,

Бегут равнины и кусты.

Опять часовни на дороге

И поминальные кресты.

Опять я теплой грустью болен

От овсяного ветерка.

И на известку колоколен

Невольно крестится рука.

О Русь — малиновое поле

И синь, упавшая в реку, —

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Холодной скорби не измерить,

Читайте также:  Анализ стихотворения Ну целуй меня целуй Есенина

Ты на туманном берегу.

Но не любить тебя, не верить —

Я научиться не могу.

И не отдам я эти цепи,

И не расстанусь с долгим сном,

Когда звенят родные степи

Есенин — это один из наиболее читаемых в наше время поэтов, он остается всегда современным, потому что близок к народу.

Главной темой лирики Есенина всегда была любовь к России. Причем не абстрактное восхищение красотами природы, свойственное городским жителям, а теплая, живая любовь к деревне, к сельской природе. Его ранняя лирика носит религиозный характер, и огромную роль играют в ней по-своему осмысленные библейские образы. Россия предстает землей обетованной, освященной свыше, пользующейся прямым покровителем Бога.

Христианство в ранней лирике Есенина носит народный характер. Традиции идут скорее не от Библии, и не от книжной культуры Православия, а от православия народного. Ранняя лирика Есенина очень гармонична. В ней присутствует целостная, стройная картина мира, позволяющая сказать о природе нечто такое, чего до него в литературе еще не говорили.

В 1916 году С.Есениным создано стихотворение «Запели тесаные дроги…». В стране уже ощущался натиск назревших социальных противоречий, ветер предстоящих исторических перемен, но, тревожась неведением, поэт все-таки вверяет свою судьбу судьбе отчизны.

I . Фонетика и графика.

Строчки стихов Есенина наполнены музыкой русской речи. В них порой слышится «запели тесаные дроги», «звенят родные степи». У Есенина всегда так: на первый взгляд – радость, многозвучность, ликование, смех, но в них таится грусть, чуть сквозит печаль, где-то глубоко внутри прячется боль.

В стихотворении создан живой мир со своими звуками, ощущениями.

Автор использует аллитерацию (преобладание сонорных и глухих согласных): тесаные дроги, равнины и кусты, крестится рука , поминальные кресты, теплой грустью, на дороге, – для создания особой грустной, тоскливой атмосферы.

Автор сознательно меняет ударения во втором и третьем четверостишьях д ля создания рифмы:

Опять я теплой грустью болен

От овсяного ветерка.

И на известку колоколен

Невольно крестится рука.

О Русь — малиновое поле

И синь, упавшая в реку , —

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

II . Словообразование и формообразование.

Необычное словообразование слова «синь» (вместо синева).

В стихах Есенина обращает на себя внимание принадлежность бессуффиксных авторских существительных к женскому роду, и обобщенное значение безграничного вещества части этих слов (синь, Русь). Своеобразие их фонетического облика — отражается в звукописи стиха. В целом присутствие в стихах этих слов можно связать с такими чувствами и настроениями, как мягкость, нежность, жалость, отсутствие силы, расслабленность, обращенность к прошлому.

Назвав Россию Русью (на древний манер) поэт придает стихотворному повествованию большую значимость и торжественность.

Необычно образовано прилагательное «молитвословный», которое образуется из словосочетания молитвенное слово.

III . Лексика и фразеология.

Словарь Ожегова дает 7 разных значений слова «крест»: «1) Фигура из двух пересекающихся под прямым углом линий; 2) Символ христианского культа – предмет в виде узкой длинной планки с перекладиной под прямым углом; 3) У христиан: молитвенный жест рукой ото лба к груди, правому и левому плечу, изображающий такую фигуру; 4) Орден, а также геральдический знак в виде двух пересекающихся планок; 5) перен., ед. Страдания, испытания (устар.); 6) ед. Вышивка перекрещивающимися стежками; 7) В древности: вертикально стоящее крестообразное сооружение, на котором распинали казнимого»1. У Есенина слово «крест» употребляется в значении «надгробной плиты» и поэтому сочетается с прилагательным «поминальные». То есть «кресты» в данном значении напоминают, проходящим мимо людям, об умерших, которые покоятся в этой земле.

Поминальный – по словарю Ефремовой характеризуется так: « 1) прил. Соотносящийся по значению с существительным: поминовение, поминание, поминки, связанный с ними; 2) Свойственный поминовению, поминанию, поминкам, характерный для них»2. В сочетании с «крестами» слово «поминальный» обретает значение «памяти»: кресты, которые хранят память о давно умершем человеке.

Любить поэт может только до крайностей («люблю до радости и боли»). «Боль» в словаре Ефремовой слово многозначное: «1) Ощущение физического страдания; 2) устар. Болезнь; 3)перен. Сильное душевное страдание»3. Есенин употребляет слово в переносном значении, для того чтобы показать читателю, насколько сильные ощущения он испытывает от любви.

Слово «тоска» также является многозначным: «1) Душевная тревога в соединении с грустью, унынием; 2) Выражение такого состояния; 3) разг. Скука, уныние, вызываемые однообразием обстановки, отсутствием интересов и т.п; 4) О душевной тревоге, унынии, охвативших кого-л; 5) О состоянии скуки, царящем где-либо»4. В этом случае поэт говорит о тоске, которая охватила природу, поэтому существительное «тоска» сочетается с прилагательным «озерная».

Слово «скорбь» часто встречается в произведениях Есенина. Ефремова дает такие значения слова: «1)Глубокая печаль; горесть; 2)устар. Горе, несчастье; 3) перен. устар. Болезнь»5. Только скорбит поэт не по потере близкого человека, а по Родине. И в этом значении скорбь может трактоваться и как глубокая печаль, и как горе и несчастье.

Слово «цепи» в стихотворении употреблено в переносном значении: «То, что сковывает, стесняет; узы, гнет»6. Поэт ни на что не готов променять эти неразрывные узы (цепи), которые соединяют его с Родиной.

Много в лексике Есенина многозначных слов и «сон» не является исключением: «1) Периодически наступающее физиологическое состояние покоя организма, во время которого полностью или частично прекращается работа сознания и ослабляется ряд физиологических процессов; 2) Состояние растений, при котором происходит изменение в положении листьев или лепестков цветка под влиянием перемены освещения и температуры; 3) перен. Состояние полного покоя, тишины в природе; 4) Бездеятельное, пассивное состояние, существование; 5) То, что снится; сновидение; 6) перен. Мечта, грёза»7. Скорее всего поэт употребляет «сон» в последнем переносном значении, ведь из содержания мы понимаем, что не готов он расстаться со своей мечтой, грезой (сном).

Часто Есенин в своих произведениях использует синонимы, антонимы, для того чтобы придать особую окраску, усилить ощущение. В стихотворении «Запели тесаные дроги. » присутствуют с инонимы: грусть, тоска; не отдам, не расстанусь. А нтонимы: радость, боль (контекстуальные).

IV . Происхождение слов.

Тесные контакты между древнерусским и старославянским языками в X — XI веках, связанные с распространением христианства на Руси, привели к тому, что в русский язык проникло большое количество старославян­ских слов. Поэт в стихотворении употребляет слова со старославянскими приметами и с исконно русскими.

Приметы старославянского языка:

Равнины – начальная РА (исконно рус. – ровно);

Крест – (исконно рус. – перекрёстный);

Приметы исконно русского языка:

Холодной – полногласие (неполногласие, старослав. – хлад);

Берег – полногласие (неполногласие, старослав. – брег);

В своем стихотворении Есенин обращается и русской и к старославянской лексике. Для того чтобы обратиться к теме жизни и смерти, автор использует слова, которые пришли из церковнославянского языка (крест) и сочетает их с исконно русскими словами.

В праславянский период сочетания ГЫ КЫ ХЫ могли быть только твердыми. Но позднее, под влиянием гласной среднего ряда Ы согласные продвигались вперед и становились мягче. В свою очередь мягкий согл. повлиял на гласную Ы, поэтому рядом с Г К Х стали появляться гласные переднего ряда. Такой пример можно обнаружить и в нашем стихотворении в слове «дроги».

V . Сфера употребления.

Диалектизмы активно живут в поэтическом слове Есенина. По-особому вплетённые в ткань его стихотворной речи, они помогают создать неповторимый творческий почерк поэта. Диалектная лексика у Есенина стилистически не маркирована. Часто читатель даже не замечает, что ему приходится подбирать значение для непонятного слова, исходя из его фонетической формы и контекста.

Тесаные дроги – диалект. Слово образовалась от ед. ч. Того же корня «дрога»: «1) Удлиненная повозка без кузова , передняя и задняя части которой соединены продольными брусьями ; 2) Погребальная повозка, колесница для перевозки умерших»8. В других диалектах еще известно употребление слова «драган», что означает то, что тянет лошадь.

Лексический пласт данного текста составляет преимущественно общенародная лексика русского языка. Поэт использует слова, употребление которых свойственно всем людям, говорящим по-русски, и не ограничено территориально.

VI . Словарный запас.

В стихотворении большая часть слов принадлежит к словам активного употребления (слова, повседневно используемые, их значение понятно всем говорящим на русском языке). Выбор данной лексики объясняется сферой употребления произведения.

Книжная лексика отсутствует, что легко объясняется тем, что автор был сам выходцем из крестьянства и писал для народа.

В тексте встречается лексика пассивного словаря (редко используемые слова; устаревшие): невольно (независимо от воли), Русь, синь (по словарю Ефремовой).

VII . Стилевая принадлежность

Произведение принадлежит к художественному стилю.

В стихотворении используется межстилевая лексика: запели , бегут, звенят, кресты, дорога, кусты, рука, поле, река, радость, боль, тоска, берег, цепь, сон, степи, скорбь, родные, туманном , х олодной, которая может употребляться и в письменной речи (в научных работах, в публицистике, в официальных документах и т.д.), и в обычном непринужденном разговоре.

К разговорному стилю, который служит для неформального общения, когда автор делится с окружающими своей информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке, относится слово: известка.

VIII . Семантические поля.

Читая стихотворение «Запели тесаные дроги» нельзя не представить в голове тот пейзаж, который рисует нам автор. Художественный мир в этом стихотворении динамичен. Поэт использовал мотив движения, ключевыми в композиции стали образы дороги и тесаных дрог. Перед лирическим героем мелькают пейзажные фрагменты: равнины, кусты, часовни, кресты, колокольни, поле, река, берег, ковыль; однако они не автономны и составляют цельную картину природного мира.

Эффект целостности крестьянской жизни достигается и приемом отраженного света: небесная синь «упала» в реку. Синь – одновременно и небо, отраженное в воде, и цвет чистой воды в реке. А эпитет «малиновое» к слову «поле» не столько отражает пышное и цветастое разнотравье родных полей, сколько призвано подчеркнуть возвышенное отношение к Родине. Или озерная тоска, которая как отражение в воде, не может не отразиться в душе читателей.

Синий и малиновый — яркое, благородное цветовое сочетание, как нельзя более удачно соответствующее образу величавой отчизны.

Цветастость, живописность — характерная особенно есенинского творчества. Технику его словесного рисования, цветописи исследователи часто сравнивают с лубочной бытовой народной живописью. Лубочные картинки отличались красочностью, гармонично подобранными цветовыми сочетаниями, орнаментальностью и особым воздушным характером.

Все стихотворение пронизано ощущением раздолья, широты горизонтов бескрайних родных степей и полей. Словно последний аккорд, представлен в стихотворении финальный звуковой образ: «звенят родные степи молитвословным ковылем». «Звон» — характерный звуковой образ для Есенинской поэтики. В его лирике звенеть может буквально все: ветер, ивы, березы, тополя. Причем во многих стихотворениях с темой звона связаны изобразительно-выразительные средства языка религиозной тематики.

В стихотворении необычайно много слов с семантикой настроения: «теплая грусть», «люблю до радости и боли», «озерная тоска», «холодная скорбь». Они призваны передать глубину патриотического чувства лирического героя, подчеркнуть эмоциональную насыщенность его переживаний.

IX . Стилистика.

Богаты произведения С.Есенина на стилистические тропы. Поэт умело использует несочетаемые, на первый взгляд, слова – эпитеты, которые в его творении комфортно чувствуют себя, стоя рядом: озерная тоска, малиновое поле, поминальные кресты , теплая грусть, холодная скорбь , туманный берег , молитвословный ковыль , родные степи. Но именно эти выражения помогают читателю понять, что переживает автор, когда видит или представляет русский пейзаж.

Оксюморонно окрашенные душевные порывы («теплая грусть», «люблю до радости и боли») эффектно оттеняют сопряжения других контрастных образов в стихотворении. Часовни и кресты, например, напоминают о том, что душа человека возносится на небо, а тело уходит в землю.

В начале стихотворения можно обнаружить олицетворение:

Запели тесаные дроги,

Бегут равнины и кусты.

Встречается и метафора:

О Русь — малиновое поле

И синь, упавшая в реку, —

И не отдам я эти цепи,

И не расстанусь с долгим сном.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом.

X . Организация текста.

1. Целеустановка/ целеполагание.

Общая целеустановка – развитие патриотической темы через пейзажную зарисовку, обращение к родине через любование ее богатейшей природой. Автор осуществляет свою, авторскую прагматическую установку.

Данный текст выражает собой послание поэта-патриота, в котором содержится чувство страха за свою Родину и любовь к ней.

Тема родины в поэзии далеко не новая, однако, текст несет новую для читателя информацию, связанную с личным авторским восприятием образа Родины.

3. Языковая связность.

Текст обладает локальной и глобальной связностью.

Локальная связность – это связность линейных последовательностей (высказываний, межфразовых единств). Она определяется межфразовыми синтаксическими связями:

Местоимениями: я, ты, твой;

Видовременными формами глаголов: наст вр. бегут, крестится, люблю; буд. вр. не отдам, не расстанусь;

Глобальная связность – это то, что обеспечивает единство текста как смыслового целого, его внутреннюю цельность. Глобальная связность (она приводит к содержательной целостности текста) проявляется через ключевые слова.

Ключевыми словами данного текста являются: дорога , кресты, грусть, рука, Русь, боль, радость, тоска, скорбь, цепь, сон.

4. Цельность текста.

Смысловая цельность данного текста заключается в единстве темы – любовь к Родине. В тексте можно выделить следующие микротемы: родная природа, религиозность, тоска, дорога.

5. Воспринимаемость/ адресность.

Текст ориентирован на широкий круг читателей.

Ситуативность – страх перед предстоящими переменами, которые произойдут в России.

Образы Родины, русской природы в искусстве и литературе, которые перекликаются с произведениями других поэтов и писателей того времени (Блок «Россия»).

XI . Признаки текстового фрагмента.

Цель данного стихотворения – пробудить патриотизм у читателя, показать драматичность судьбы России, связать тему Родины и религии.

XII . Жанрово – стилевые особенности.

Анализ синтаксической структуры текста:

1. Единство темы.

Единство темы проявляется в повторяемости и связности ключевых слов ( дорога , кресты, грусть, рука, Русь, боль, радость, тоска, скорбь, цепь, сон. ).

2. Последовательность развертывания темы и иерархия мыслей .

зачин (1строфа) – обозначение темы предмета сообщения (описание родной природы);

среднее звено – само содержание сообщаемого; можно выделить следующие микротемы: 1.Тоска; 2. Религия; 3. Русь; 4. Тоска; 5. Скорбь.

концовка (4 строфа) – обозначение предела развития темы: поэт не расстанется с цепями, которые связывают его с Родиной.

3. Механизм связности.

зацепление мыслей слева направо (от зачина до концовки) в целях развертывания темы для необходимого предела исчерпанности.

смысловое перекрытие (в концовке) в целях обеспечения исчерпанности смысла и обозначения предела развития микротемы.

В начале текста описание Родины:

Запели тесаные дроги,

Бегут равнины и кусты.

В конце текста возвращение к описанию:

Когда звенят родные степи

XIII . Целевые установки говорящего.

С.Есенин в стихотворении «Запели тесаные дали…» обращается к теме Родина, призывая читателей не оставаться равнодушными к судьбе станы, потому что она необыкновенна красотой своей природы, своей народностью и самобытностью.

Слово «Родина», ее образ — один из повторяющихся мотивов в поэзии С.А. Есенина прослеживающийся в разных аспектах на всем протяжении творческой деятельности поэта, отражающий его патриотическое мировидение.

Понятие родины для Есенина неотделимо от представления о родительском «низком доме с голубыми ставнями», образ которого создается — в разных текстах — при помощи ряда бытовых деталей (обстановка, предметы домашнего обихода, еда и т.д.).

Родина представлена в текстах Есенина и в одушевленном виде. Образ родины — Руси является более масштабным по сравнению с «малой родиной»; вместе с тем он обладает сходным набором признаков. Это, прежде всего, крестьянская Русь с ее избами и храмами, лесами и озерами, полевыми работами и сельскими праздниками. Пространство родины является обширным и нередко заполненным светом

Читайте также:  Анализ стихотворения Есенина Гой ты, Русь моя родная

Родная земля поэта изображается им в разных состояниях. Помимо светлой или сумрачной, но находящейся в относительно стабильном состоянии, приверженной традиционному укладу России С. Есенин рисует родину, охваченную тревогой.

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что благодаря полному лингвистическому анализу нам удалось понять идейно-художественный смысл текста, вникнуть в содержание, раскрыть замысел автора.

Благодаря фонетическому, словообразовательному анализам мы выявили особые приемы, которые использовал автор, для достижения красоты текста, единства темы и содержания.

Разобрав происхождения слов, их семантику мы обнаружили многозначность текста, его глубину.

Стилистика помогла нам раскрыть, какими тропами автору удалось достичь такой красоты и содержательности текста.

Мы смогли раскрыть главный концепт автора и его смысл.

Таким образом, мы видим, что для полного и глубокого изучения произведения лингвистический анализ абсолютно необходим, потому что язык любого литературного произведения является многоплановым и разнослойным.

Сравнительный анализ стихотворений А.Блока «Россия» и С.Есенина «Запели тесаные дроги…» Выполнила ученица 11 «А»класса Аксёнова Софья. – презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемАлина Борщова

Похожие презентации

Презентация 11 класса по предмету “Русский язык, Литература, Чтение” на тему: “Сравнительный анализ стихотворений А.Блока «Россия» и С.Есенина «Запели тесаные дроги…» Выполнила ученица 11 «А»класса Аксёнова Софья.”. Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Сравнительный анализ стихотворений А.Блока «Россия» и С.Есенина «Запели тесаные дроги…» Выполнила ученица 11 «А»класса Аксёнова Софья

2 Стихотворение «Россия» было написано А.А. Блоком в 1908 году в цикле стихов «Родина». После событий 1905 года обращение поэта к теме родины было сознательным и закономерным. Поэта интересуют дальнейшие пути развития общества, историческое прошлое и будущее родной страны, судьба ее народа. В 1916 году С.Есениным создано стихотворение «Запели тесаные дроги…». В стране уже ощущался натиск назревших социальных противоречий, ветер предстоящих исторических перемен, но, тревожась неведением, поэт все-таки вверяет свою судьбу судьбе отчизны.

3 Александр Блок стихотворение «РОССИЯ» Опять, как в годы золотые, Три стертых треплются шлеи, И вязнут спицы расписные В расхлябанные колеи. Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые,- Как слезы первые любви! Тебя жалеть я не умею И крест свой бережно несу. Какому хочешь чародею Отдай разбойную красу! Пускай заманит и обманет,- Не пропадешь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты. Ну что ж? Одно заботой боле – Одной слезой река шумней А ты все та же – лес, да поле, Да плат узорный до бровей. И невозможное возможно, Дорога долгая легка, Когда блеснет в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка, Когда звенит тоской острожной Глухая песня ямщика.

4 стихотворение «Запели тесаные дроги…» Сергей Есенин Запели тесаные дроги, Бегут равнины и кусты. Опять часовни на дороге И поминальные кресты. Опять я теплой грустью болен От овсяного ветерка. И на известку колоколен Невольно крестится рука. О Русь, малиновое поле И синь, упавшая в реку, Люблю до радости и боли Твою озерную тоску. Холодной скорби не измерить, Ты на туманном берегу. Но не любить тебя, не верить – Я научиться не могу. И не отдам я эти цепи И не расстанусь с долгим сном, Когда звенят родные степи Молитвословным ковылем.

5 Стихотворение “Россия” начинается и заканчивается темой дороги. В стихотворении охватывается время, начиная от времён золотых и кончая далёким будущим, скрывающимся за горизонтом. Анализ стихотворения А.Блока «Россия»

6 В начале стихотворения возникает литературная аналогия: Опять, как в годы золотые, Три стертых треплются шеи, И вязнут спицы расписные В расхлябанные колеи… Это гоголевская Русь, птица-тройка, но теперь она не мчится, бойко звеня колокольчиками. В иных исторических условиях иное движение. Но и «нищая Россия» дорога поэту, пусть она убога и невзрачна, у нее трудная судьба и много лишений в прошлом. Поэт верит в ее лучшее достойное будущее: Пускай заманит и обманет, – Не пропадешь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты…

7 В основе «Запели тесаные дроги» также лежит традиционный для русской классической поэзии путевой сюжет, где тема дороги связана с темой исторического пути России. Отсюда столь динамичное начало, воплощающее семантику движения: Запели тесаные дроги, Бегут равнины и кусты. Все стихотворение пронизано ощущением раздолья, широты горизонтов бескрайних родных степей и полей. Анализ стихотворения С.Есенина «Запели тесаные дроги…»

8 Не все радует взор поэта в старой деревенской Руси, но она гораздо ближе Есенину, чем новая индустриальная Россия. Он с тревогой и болью переживал ломку привычного уклада жизни, называя себя “последним поэтом деревни”. Отсюда и появление в его лирике грустных ноток, страха перед деревней, меняющей свое лицо.

9 Россия предстает в образе женщины, матери, жены. Блок полагал, что грядущую катастрофу мира предотвратит женское начало – неиссякаемый источник любви и самоотверженности. Женский образ дан буквально одной чертой: Ну что ж? Одной заботой боле – Одной слезой река шумней, А ты все та же – лес, да поле, Да плат узорный до бровей… Платок – это черта женщины из народа, а рядом – «лес, да поле» – неброская красота родной природы. Образы в стихотворении А.Блока «Россия»

10 В произведении сильны также характерные для раннего творчества поэта религиозные мотивы. Часовни и колокольни неотъемлемая часть типичного русского пейзажа, а вот определение «молитвословный» ковыль, несомненно, выступает средством создания возвышенного поэтического стиля. «Звон» характерный звуковой образ для Есенинской поэтики. В его лирике звенеть может буквально все: ветер, ивы, березы, тополя. Образы в стихотворении С.Есенина «Запели тесаные дроги…»

11 Особую выразительность стихотворению придают художественные средства. Это эпитеты: избы серые, спицы расписные, колеи расхлябанные, песни ветровые, краса разбойная, черты прекрасные, дорога долгая, даль дорожная, тоска острожная. Встречаются оксюмороны: «И невозможное возможно. Дорога долгая легка». Грусть, печаль, нищета усиливаются аллитерацией глухих согласных: “т” (опять, золотые, три стёртых, треплются – в первом; обманет, забота затуманит свои черты – в четвёртом четверостишии), “ш” (не пропадёшь, не сгинешь, лишь). В последнем шестистишии, напротив, очень много звонких согласных. Средства художественной выразительности в стихотворении А.Блока «Россия»

12 В стихотворении необычайно много слов с семантикой настроения: «теплая грусть», «люблю до радости и боли», «озерная тоска», «холодная скорбь». Они призваны передать глубину патриотического чувства лирического героя, подчеркнуть эмоциональную насыщенность его переживаний. Оксюморонно окрашенные душевные порывы («теплая грусть», «люблю до радости и боли») эффектно оттеняют сопряжения других контрастных образов в стихотворении. Часовни и кресты, например, напоминают о том, что душа человека возносится на небо, а тело уходит в землю. Средства художественной выразительности в стихотворении С.Есенина «Запели тесаные дроги…»

13 Примечателен также пейзаж в третьей строфе, построенный на цветовом контрасте: «малиновое поле И синь, упавшая в реку». Синь одновременно и небо, отраженное в воде, и цвет чистой воды в реке. А эпитет «малиновое» к слову «поле» не столько отражает пышное и цветастое разнотравье родных полей, сколько призвано подчеркнуть возвышенное отношение к родине. Малиновый цвет привносит праздничный оттенок. Известно, что он широко использовался в нарядном народном костюме.

14 Стихотворения А.Блока и С.Есенина объединяет тема Родины. Они проникнуты духом патриотизма. Эти стихотворения являются признанием в любви России. Оба поэта верят в светлое будущее своей Родины.

«Запели тёсаные дроги. » – Сергей Есенин

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Запели тёсаные дроги,

Бегут равнины и кусты.

Опять часовни на дороге

И поминальные кресты.

Опять я тёплой грустью болен

От овсяного ветерка.

И на извёстку колоколен

Невольно крестится рука.

О Русь — малиновое поле

И синь, упавшая в реку, —

Люблю до радости и боли

Твою озёрную тоску.

Холодной скорби не измерить,

Ты на туманном берегу.

Но не любить тебя, не верить —

Я научиться не могу.

И не отдам я эти цепи,

И не расстанусь с долгим сном,

Когда звенят родные степи

Описание произведения.

Говоря о своей поэзии, Сергей Александрович Есенин признавался: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моём творчестве». В стихотворении «Запели тёсаные дроги. » выражается любовь к своим родным местам. Лирический герой мчится по просторам родины на возке: «Запели тёсаные дроги, / Бегут равнины и кусты». Образ родины неотъемлем от христианской веры: «Опять часовни на дороге». «Поминальные кресты» вносят дополнительный смысл, память о погибших в пути, заставляющая вспомнить, что второе значение слова дроги — «погребальная повозка». — Конечным пунктом движения повозки является смерть автора, а сам её ход и путь — метафора жизни. Подобный образ использовал и Александр Сергеевич Пушкин в стихотворении «Телега жизни».

Ощущая овсяный ветерок Руси, поэт «тёплой грустью болен». Эпитет овсяный, используемый Есениным, отсылает к стихотворению «Твой глас незримый, как дым в избе», в котором лик Христа является овсяным. В этой части произведения ощущается пограничность состояния поэта — нахождение его в междумирье, в близости от Христа. Есенин выражает это сближение с помощью христианской атрибутики: «И на извёстку колоколен / Невольно крестится рука». (Мф.28:19; Мк.16:16).

Родина поэта находится между реальным и духовным пространствами: «О Русь — малиновое поле / И синь, упавшая в реку, — / Люблю до радости и боли / Твою озёрную тоску». Малиновый цвет символизирует любовь, самопожертвование, кровь. В свою очередь, «синь, упавшая в реку» и озёрная тоска — образы духовной реальности. Как известно, водоёмы в творчестве Есенина отражают небо, являются проявлениями духовного мира на земле. Следовательно, озёрная тоска — это тоска по близости с Богом, по раю.

Предпоследняя строфа создаёт впечатления выхода лирического героя из мира обыденного в тайну родины, её вековечных скорби и сна. Образ «холодной скорби» навевает ощущение близости смертного часа. Родина спит в тумане неосознанности своего настоящего и неясности, неоткрытости будущего. Этот вечно спящий мир многие осуждают, некоторые проклинают, но поэт всей глубиной своего существа любит родную землю, и любовь его сродни вере в святое: «Но не любить тебя, не верить / Я научиться не могу».

Лирический герой прикован цепями любви к родному пространству, он готов разделить с родиной и долгий сон, так как верит, что сон её, почти смерть, обернётся радостью воскресения: «И не отдам я эти цепи, / И не расстанусь с долгим сном». Родные места для поэта уже являются раем — Есенин подчёркивает это образом звенящего степного молитвословного ковыля. Путь поэта продолжается по пространству, освящённому молитвой, украшенному звоном трав, благословлённому невидимым присутствием Господа.

История создания.

Стихотворение «Запели тёсаные дроги. » датируется по первой публикации 1916 годом. Однако оно могло быть написано и раньше, поскольку в воспоминаниях В.С. Чернявского есть эпизод с чтением этих стихов «старому, очень почтенному академику, знатоку литературы и мемуаристу».

Стихотворение не раз перепечатывалось в других изданиях, в частности, в «Свободной газете» в Чикаго, в 1923 году, с заголовком «На родине». А.А. Койранский отнес стихотворение к числу вещей, не свободных «от властного влияния Блока». Ф.В. Иванов, противопоставляя это стихотворение «Инонии», относил его к числу тех произведений поэта, «от которых действительно пахнет крестьянскою Русью, тихой печалью её вечеров, так гармонирующих с задумчивым обликом ласкового послушничка русской поэзии Сергея Есенина».

Стихотворение «Запели тёсаные дроги» нельзя отнести к определённому литературному направлению, но в нём видны основные черты, которые Есенин в дальнейшем развивал в своих стихах: особая образность, давшая начало имажинизму, связь человека с природой, её оживление и одухотворение. Эти черты позволили Блоку назвать Есенина талантливым крестьянским поэтом-самородком.

Отношение автора к вере.

Проблема религиозных взглядов Есенина часто вставала перед исследователями и по сей день является нерешённой. Поэт сам не раз писал, что не верил в Бога. Богоборческие мотивы в некоторых произведениях Есенина также говорят в пользу его атеизма.

Однако в произведениях автора нередко появляются аллюзии на Священное писание. Особенно часто поэт использует их в раннем своём творчестве, которое отражает его крестьянское мировидение – синкретичное, не разделяющее мир Библии и повседневную реальность. Юный автор писал: «Христос для меня совершенство. Но я не так верую в него, как другие. Те веруют из страха: что будет после смерти? А я чисто и свято, как в человека, одарённого светлым умом и благородною душою, как в образец в последовании любви к ближнему». Поэт обходит вниманием Божественность Христа, делая акцент на любви к ближнему. Также в молодости Есенин мечтал о единстве всего человечества («все люди – одна душа») и в ранних своих стихах воплощал идею совершенного мира, связанную с христианским идеалом незримого Божьего Града.

Хотя Есенин и писал о своём неверии, поддавшись идеологической пропаганде, но евангельскую заповедь о любви к ближнему он пронёс через всю жизнь. Во время гражданской войны, когда другие писатели призывали стрелять и не отступать, Есенин писал, что лучше умереть, чем: «с любимой поднять земли / В сумасшедшего ближнего камень».

В своём позднем творчестве поэт отходит от явного использования христианской символики. По словам литературного критика Г. Покровского: «Внутренняя религиозность, принявшая более тонкие и неясные формы, у него осталась. Мистику, вскормленную народной религией, он пронёс через бури революции и незаметно вкрапливает её тончайшие формы в безобидные, красивые, нежные стихи».

Биография.

Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября (3 октября) 1895 года в с. Константиново Рязанской губернии в семье крестьянина. Учился Есенин в местном земском училище (1904-1909), затем до 1912 года — в церковно-приходской школе. В 1913 году поступил в городской народный университет Шанявского в Москве. Впервые стихотворения поэта были опубликованы в 1914 году.

В Петрограде Есенин читает свои стихи Александру Блоку и другим поэтам. Сближается с группой «новокрестьянских поэтов», и сам увлекается этим направлением. После публикации первых сборников («Радуница»,1916 г.) поэт получает широкую известность. Начиная с 1914 г. Сергей Александрович печатается в детских изданиях, пишет стихи для детей. К нему приходит настоящая популярность, его приглашают на различные поэтические встречи.

В 1918-1920 годах Есенин увлекается имажинизмом, выпускает сборники стихов: «Исповедь хулигана» (1921), «Трерядница» (1921), «Стихи скандалиста» (1923), «Москва кабацкая» (1924).

Был женат трижды. Первый брак заключён с актрисой Театра В. Мейерхольда Зинаидой Райх. Второй — с американской танцовщицей-босоножкой Айседорой Дункан, с которой он путешествует по Европе.

Читайте также:  Анализ стихотворения Метель Есенина

Осенью 1925 года поэт женится на внучке Л. Толстого — Софье Андреевне Толстой. Депрессия, алкогольная зависимость, давление властей послужили причиной лечения поэта в психоневрологической клинике.

В конце декабря 1925 года, после побега из клиники, Есенин приезжает в Ленинград. 28 декабря поэта обнаруживают мёртвым, повесившимся в номере гостиницы «Англетер». Исследования последних лет считают самоубийство Есенина инсценировкой давно уже следивших за поэтом сотрудников НКВД.

Автор текста: Горюнов Валерий Валерьевич.

«Запели тесаные дроги…» анализ стихотворения Есенина

История создания

Стихотворение «Запели тесаные дроги…» было написано Есениным в 1916 г. или на год раньше и напечатано в газете «Биржевые ведомости» за 17 апреля 1916 г. Оно не раз перепечатывалось в других изданиях, даже в «Свободной газете» в Чикаго в 1923 г. Исследователи отмечали влияние на стихотворение поэзии Блока, с которым Есенин познакомился в 1915 г., но оно вполне самобытно, хотя живущему в Москве автору всего 20 лет. В стихотворении отражены воспоминания о жизни среди просторов родной природы.

Литературное направление

Стихотворение Есенина «Запели тесаные дроги» нельзя отнести к определенному литературному направлению, но в нем видны основные черты, которые Есенин в дальнейшем развивал в своих стихах: особая образность, давшая начало Имажинизму, связь человека с природой, ее оживление и одухотворение. Эти черты позволили Блоку назвать Есенина талантливым крестьянским поэтом-самородком.

Несмотря на то что описание родной природы занимает в произведении важное место, стихотворение относится к жанру гражданской лирики, так как подчинено единой цели — признаться родине в любви. При этом в нем звучат и элегические

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 5 строф. Сознание лирического героя сначала фиксирует пейзажи родной земли , потом собственное настроение , затем обращается к родине Руси . Лирический герой переживает смешанные чувства: восхищение , опасение и признание в любви и верности . В последней строфе композиция закольцовывается, возвращаясь снова к русской природе. Повторяется также мотив церкви, обозначенный в первой строфе.

В конце в единое целое сливаются родина, природа и Бог.

Есенин использует традиционный для русской литературы эпический прием, объединяя все описанные в стихотворении пейзажи мотивом дороги.

Тема стихотворения — любовь к родине, выражающаяся в любви к родной природе и опасении за судьбу отчизны. Основная мысль: любовь, в том числе и к родине, — чувство иррациональное. Лирический герой одновременно наслаждается и тяготится этим чувством .

Тропы и образы

Движение по материальному пространству описано в первых двух строфах. Тесаные дроги сопровождают лирического героя. Олицетворение «Запели тесаные дроги» обозначает начало пути.

С песней ассоциируется скрип осей в колесах повозки.

Скорость движения Есенин передает тоже с помощью олицетворений: равнины и кусты бегут. Однородные подлежащие в первой строфе описывают то, что видит едущий. Вдоль дороги встречаются часовни и поминальные кресты. По традиции они устанавливаются на месте гибели, а это часто случалось на дороге. Мотив смерти, появляющийся в первой строфе, становится причиной грусти лирического героя . Поддержкой для лирического героя становится не столько вера или Бог , сколько традиции родины.

Поэтому рука лирического героя невольно крестится.

Современник Есенина мог уловить Мотив смерти, прочитав только первую строку. Дроги в жизни деревни исполняли печальную роль: на них увозили покойников.

Известке колоколен противопоставлена яркость красок третьей строфы. Русь называется малиновым полем и упавшей в реку синью. Если второй троп — метафора неба, то первый — не поле в цветах, а общее ощущение от красочности и просторов родины.

В третьей строфе настроение лирического героя меняется и становится контрастным. Грусть, природа которой сначала неясна, оформляется в противоречивое чувство любви, сочетающее в себе радость и боль . Причина грусти — в объекте любви. Русь в сознании лирического героя связана с озерной тоской .

Из пары радость-боль в четвертой строфе остается только последняя, превращаясь в холодную скорбь. Такое чувство сопровождает тоску по покойнику, невозможность перестать любить того, кого нет. Эта мысль явно не выражена в стихотворении, Русь живая, но «на туманном берегу».

Это метафора опасности, неизвестности, связанных с судьбой родины. В 1916 году глубокий кризис России проявился в жизни самого поэта. Он был призван на бессмысленную войну и смог избежать печальной участи только стараниями императрицы, хлопотавшей о назначении его санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд.

И все-таки для поэта Россия остается Русью, о которой его боль и скорбь. Русь — это материальное воплощение духа народа, это традиции и обряды, мечты и чаяния, неразрывные с природой и крестьянским укладом.

Конец четвертой и начало пятой строфы построены как отрицания сначала чувств , а потом действий, выраженных метафорами .

Любовь к родине, какой бы тягостной она ни была — живая связь с ушедшими поколениями. Метафора долгого сна помогает вернуться к мотиву народного ее понимания как церковного отпевания и поминовения. Отсюда образ молитвословного ковыля , которым звенят степи . Лирический герой слышит звон, подобный колокольному, потому что для него природа — часть жизни крестьянской Руси.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырехстопным ямбом с пиррихиями . Рифмовка перекрестная, женская рифма чередуется с мужской.

Сочинение на тему Мое любимое животное кошка Сочинение Мой маленький друг кот Васька 3 класс. У нас дома жила кошка, ее звали Ксюшка. Потом в вскоре у Ксюши появились котята. Когда я их увидела, мне понравились они.

Поради з підвищення самоповаги Пам’ятайте про свої позитивні якості, замість того, щоб пам’ятати погане. В усьому, що ви робите, намагайтеся знайти позитив. Поздоровте себе з цим успіхом. Постійно згадуйте свої успіхи. Пробачайте собі помилки.

Конспект урока для 1 класса «Помогите Буратино» Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад №5 «Дельфин» комбинированного вида» г. Шарыпово Красноярского края Конспект урока для 1 класса «Помогите Буратино» Подготовила воспитатель Юшко Ольга Юрьевна Г. Шарыпово 2015г.

Анализ стихотворения Лермонтова Утес Утес — это стихотворение написанное в 1841 году. Это стихотворение написал Михаил Юрьевич Лермонтов. В этом стихотворении мы можем встретить очень много литературного приема олицетворения. Например: «Золотая тучка», «Старый утес».

Програма зовнішнього незалежного оцінювання з математики Додаток № 4 До наказу Міністерства освіти і Науки, молоді та спорту України Від 14.07.2011 № 791 Програма зовнішнього незалежного оцінювання з математики Мета зовнішнього незалежного оцінювання з математики Оцінити.

ПЛАН УРОКА ПО ФИЗИКЕ В 8 классе по теме: «Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах» — Скачать План урока по ФИЗИКЕ в 8Б классе Учитель Седунова Н. В. Тема урока: «Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах». Задача урока: Научить учащихся объяснять физические явления, встречающиеся в повседневной.

Анализ стихотворения Заболоцкого О красоте человеческих лиц Автор в своем стихотворении перечисляет типы лиц человека с помощью сравнений, олицетворений и метафор. Стихотворение состоит из 16 строк, в нем 7 предложений. Оно говорит о способности автора размышлять философски.

Вопросы и ответы к стихотворению А. С. Пушкина «Стансы» Почему «дни Петра» поэт называет «славными»? В чем автор «Стансов» видит заслуги самодержца? «Дни Петра», по мнению поэта, принесли России славу. И причины этой славы вполне конкретны: «правдой… привлек сердца».

«Как хороши, как свежи были розы», анализ произведения Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…» — трудно найти стихотворную строку, судьба которой сложилась бы столь необычно. Ее автор — поэт Иван Мятлев. Вдохнул новую жизнь в слова современника Пушкина.

Сценарий «Богатырская наша силушка» «Богатырская наша силушка». Цели и задачи: — Создание эмоционально положительного настроя в процессе совместной деятельности; — Воспитывать дружный коллектив, чувство товарищества, взаимовыручки, смелости, ловкости, силы. -Совершенствовать развитие физических качеств посредством.

Конспект урока русского языка «Сказочные рукавички» НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 161 ОАО «РЖД» Конспект урока русского языка «Сказочные рукавички» Подготовила воспитатель Афанасьева Евгения Яковлевна Г. Барабинск Программное содержание. Задачи: 1.Закрепление цвета, формы, качество предмета .

Анализ стихотворения Лермонтова Я не люблю тебя; страстей Лермонтов — автор произведения, в жанре стихотворения «Я не люблю тебя…». Михаил Юрьевич Лермонтов в 1830 году встретился однажды с Екатериной Сушковой. Эта девушка была очень красива, молода и очень.

Сочинение Пальчики оближешь со словами кофе какао желе суфле Несколько дней назад, вечером, я возвращался домой. Было не очень поздно, но уже стемнело, на улицах зажглись фонари. Я шел по тому же пути, по которому хожу домой каждый день.

Анализ рассказа Чехова Крыжовник Рассказ «Крыжовник» А. П. Чехов опубликовал в 1898 г. Данный рассказ составляет трилогию с двуми другими произведениями писателя «О любви» и «Человек футляре». В этих рассказах автор поднимает темы узости.

Анализ стихотворения Пушкина Признание «Признание» Александра Пушкина — одно из стихотворений, относящихся к жанру интимной лирики. Оно написано в 1826 году и посвящено Александре Осиповой — соседке поэта по поместью в Михайловском. Но стихотворение.

«На железной дороге» анализ стихотворения Блока, сочинение Стихотворение «На железной дороге», законченное 14 июня 1910 года, входит в состав цикла «Родина». Стихотворение состоит из 36 строк , написано разностопным ямбом с двухсложным ударением на втором слоге. Рифмовка.

Сочинение на тему Если бы я был директором школы Меня зовут Марат, и я учусь в 5 классе. Если бы я был директором школы, то постарался улучшить очень многое. Начну со столовой. Я бы сделал более разнообразное меню, позволил.

Алеша Карамазов — характеристика персонажа Произведение: Братья Карамазовы АЛЕША КАРАМАЗОВ — герой романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» , третий сын Федора Павловича Карамазова, брат Ивана Карамазова, Дмитрия Карамазова и Смердякова. К моменту начала событий.

Глава 5 Григорий Гуковский. Изучение литературного произведения в школе. Краткое изложение текста Григорий Гуковский 1.Почему недостаточно «простого непредвзятого чтения» 2.От знания текста к историко-литературному комментарию и от него к анализу Следовательно, первый — в логическом, а не обязательно хронологическом смысле первый —.

Анализ стихотворения Дорогая сядем рядом Есенин Стихотворение было написано Есениным в 1923 г. Считается, что оно посвящено очередной возлюбленной поэта — актрисе А. Миклашевской. Произведение относится к жанру любовной лирики. Наедине с любимой Есенин предается грустным.

Капитан Немо — характеристика персонажа Произведение: Двадцать тысяч лье под водой Немо, капитан — исследователь морских глубин, изобретатель и владелец фантастической подводной лодки «Наутилус», которая время от времени показывается на поверхности морей, воспринимается всеми как.

Стереотипи про вищу освіту: як у реальності? Кілька стереотипів про вищу освіту та її значення для кар’єри людини Радянська система освіти гарантувала кожному право на безкоштовне навчання у вищому навчальному закладі. Вимога до абітурієнта була лише одна.

Надійна людина Тільки тим історія належить, Хто сьогодні бореться й живе. Василь Симоненко Приводом для цієї розмови послужив лист десятикласників однієї з шкіл про дискусію, що спалахнула в класі: яку саме людину.

Анализ рассказа Чехова Скрипка Ротшильда Написание рассказа » Скрипка Ротшильда» у Антона Чехова не заняло много времени. Автор начал написание рассказа в середине декабря 1893 года, и работа была уже закончена в середине января 1894.

Якщо дитина не може всидіти за уроками — Для досягнення педагогічних цілей можна використовувати як тихі настільні ігри, так і рухливі сюжетно-рольові. — Давайте більше доручень і стежте, щоб все було зроблено точно за завданням. — Для.

Конспект урока в 1 классе «Число и цифра 1. Место числа 1 в числовом ряду» Конспект урока в 1 классе в первой четверти Тема: «Число и цифра 1. Место числа 1 в числовом ряду». Подготовила: учитель начальных классов ГБОУ СКШ №7 Нарышкина Евгения Сергеевна Предмет.

Сценарій випускного вечора Ведучий. Доброго вечора, шановні батьки, вчителі, гості. Сьогодні наша школа знову у сяйві квітів, святкового вбрання, добрих і щирих посмішок. Ми зібралися усією родиною на наше традиційне свято «Прощання зі.

Видообразование Вопрос 1. Назовите основные формы видообразования. Приведите примеры географического видообразования. В зависимости от того, в результате каких изолирующих механизмов — пространственных или иных — возникает вид, различают две формы видообразования.

Бронте Ш. биография Родилась 22 июня 1816 года в семье сельского священника в Йоркшире. Шарлотте Бронте едва минуло пять лет, когда умерла ее мать, оставив бедному священнику семью из 5 дочерей и сына.

Наш первый друг, друг бесценный Сразу раскроем для непосвященных тайнопись пушкинских строк: НАШ — это аббревиатура. Великий поэт предвидел не только Октябрьский переворот с обломками самовластья, но и появление в нашей жизни ее — Надежды.

Географічний проект «Українські Карпати» СХЕМА ПРОЕКТУ Хто виконує Що опрацювати Результат Географи Географічне положення, Рельєф, корисні копалини Повідомлення Кліматологи Клімат Українських Карпат Повідомлення Біологи Рослинний та тваринний світ Повідомлення Палеонтологи Палеогеографічні умови Повідомлення Екологи.

Бронте Э. биография Бронте Эмили. Родилась в Торнтоне в 1818 году в семье священника. Получила домашнее образование. В 1842 году вместе с сестрой Шарлоттой отправилась в Брюссель изучать иностранные языки, но вскоре возвратилась.

Гюстав Флобер биография Гюстав Флобер родился 12 декабря 1821 в семье знаменитого врача-хирурга, все детство и юность провел при госпитале, где располагалась квартира отца. Сам Флобер с малолетства думал, что ему уготовано иное.

Анализ стихотворения Тютчева Неохотно и несмело Создавая очередное свое прекрасное произведение Тютчев Федор Иванович постарался внести в него индивидуальный смысл, и понимание того, что происходит вокруг. Описывая природу, он как бы вместе с ней переживает непогоду.

Твір на тему Пурпурові вітрила Гріна На мій погляд, не існує жодної юної дівчини яка б не мріяла зустріти своє єдине та справжнє кохання. Є безліч цікавих та романтичних книг про світле почуття любові. Найбільш яскравою.

Образ русской женщины в рассказе А. Солженицына «Матренин двор» …Есть она тот самый праведник, Без которого… не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша. А. Солженицын. Матренин двор В своем рассказе «Матренин двор» А. И. Солженицын выступает преемником.

Конспект урока по технологии «Технология точения древесины на токарном станке» Ржанников Сергей Анатольевич ГКС ОУ Каргапольская школа-интернат VIII вида, р. п. Каргаполье Учитель технологии Раздел программы: Технология обработки древесины. Тип урока: Урок рефлексии. Тема урока: Технология точения древесины на токарном.

Новая история с Унтер-офицерской вдовой, или Еще раз о выпускных сочинениях в 11-м классе Можно любить, можно не любить творчество Гоголя, но вот отказать писателю в удивительной тонкости наблюдений и точности суждений нельзя никак. Оброни словечко мимоходом, как бы невзначай, а, глядишь, вылепился образ.

Троепольский Г. Н. биография Троепольский Гавриил Николаевич .11.1905 ), родился в с. Новоспасовка, ныне Грибановского р-на Воронежской обл. Русский советский писатель. Работал сельским учителем, агрономом. Печатается с 1937, систематически с 1953. В цикле сатирических.

Государственный литературно­мемориальный музей­заповедник Н. А. Некрасова «Карабиха» В пятнадцати километрах от Ярославля по старому Московскому шоссе расположена старинная русская усадьба с регулярным и пейзажным парками, жилыми и хозяйственными постройками. Это Карабиха. Попав сюда, словно переносишься на полтора.

Сейчас вы читаете: «Запели тесаные дроги…» анализ стихотворения Есенина

Ссылка на основную публикацию