Анализ стихотворения Зима Есенина

Анализ стихотворения Зима Есенина

Подобно тому, как начинающий художник пробует себя сначала в простых сюжетах и темах, так начинающему художнику слова, то есть поэту, как правило, подобает начинать с наиболее универсальной и понятной тематики. Зима относится к ранним произведениям Есенина и, вероятно, написано, когда тот еще учился в церковно-приходской школе.

Понятное дело, в этом стихотворении довольно много немного неумелого, хотя прослеживаются и зачатки таланта. Сбивчивый ритм и аляповатая рифма, если не знать о периоде создания стихотворения, могут выглядеть как специальный прием используемый автором. Такая расстановка ритмических акцентов может казаться чем-то скачущим и своеобразным, но в действительности является походкой молодого жеребца, который на своих длинных и немного нелепых ногах, только начинает чувствовать как управлять своим телом для того чтобы создавать элегантный галоп или рысцу.

Тем не менее, напрасным было бы критиковать юного поэта. Его упражнение в Зиме выглядит более чем интересным.

Перед читателем развертывается картина прихода зимы, которая выражается через замерзание прудов и наличии снега повсюду. По сути, поэт передает собственные ощущения от увиденного, он делится тем отражением внешнего мира в своем сознании, которое смог запечатлеть. Мы видим мотив взаимодействия человека и природы, мальчишки благодарят зиму, ведь теперь они смогут кататься на замерзшем льду и в этом красивом и игривом симбиозе проявляется отношение самого Есенина, которое будет многократно прослеживаться во множестве других произведений.

Сергей Александрович умел отыскивать великолепные сравнения людей и природы, он как бы чувствовал словом и тут мы видим своеобразные наметки передачи этого чувства. Зима прилетает невидимо, как некое тайное существо, оно довольно полезное, так как рисует красивые узоры на «стеклах», которые тоже созданы самой зимой. Есенин описывает, как все наслаждаются этими рисунками и тем самым подчеркивает отличительную особенность природы – быть самым великолепным и самым искусным художником, который способен создавать удивительные творения.

Вариант 2

После грустной и унылой осенней поры мы все с нетерпением ждём прихода зимы. Когда, проснувшись утром, мы вдруг замечаем на улице белое покрывало, которое укутало всё кругом. Это первый снег. Он такой белоснежный и искристый, что его белизна режет в глаза, он такой мягкий и пушистый, как огромная пуховая перина. И у нас сразу настроение становится бодрое, весёлое, появляется чувство чего-то нового и неизведанного впереди.

А с каким азартом и нетерпением зиму ждут ребятишки!

Детский восторг от прихода зимы мы можем увидеть в стихотворении Сергея Есенина «Зима». Автор, словно мальчишка, восхищается изменениями в природе, красотой зимнего пейзажа. Он замечает всё до мельчайших подробностей. Видимо поэт в этом стихотворении отразил часть воспоминаний из своего детства. Как он с ребятишками ждал и первый снег, чтобы поиграть в снежки, и первый лёд на прудах, чтобы покататься на санках и коньках, и первый мороз, и первую метель. Ведь яркие события, которые происходят в детстве, оставляют след в памяти на всю жизнь.

Автор без особого сожаления упоминает в стихотворении уход осени всего лишь одной строчкой. Но с каким энтузиазмом он рассказывает про приход зимы. Он говорит, что зима невидимо примчалась, прилетела на крыльях. Видимо так быстро и неожиданно сменилось время года. В каждой строфе чувствуется бодрое, оптимистичное настроение. Ведь морозы затрещали, сковали пруды, а мальчишки кричат «спасибо» зиме за труды. Когда читаешь эту строфу, сразу представляешь картину, где толпа ребят играет на улице во дворе в снежки, катается на санках. Их не пугает мороз, у некоторых шапка на макушке, но зато на щеках здоровый зимний румянец, а в глазах восторг и радость.

Точно также поэт пишет стихотворение с детской искренностью и открытостью, в каждом слове чувствуется его восхищение зимней красотой. Узоры на стёклах он описывает диной красоты, которые приковывают к себе взор каждого прохожего. А как легко и нежно пишет автор про снег в последней строфе. Снег мелькает, вьётся, ложится пеленой на землю, словно он незаметный и прозрачный. Солнышко зимнее тоже бодрое и весёлое, благодаря которому иней на снегу сверкает.

Всё стихотворение читается легко и непринуждённо, оно понятно человеку любого возраста, и взрослому, и ребёнку. Благодаря нему окунаешься в детство, воспринимаешь мир проще и начинаешь замечать всю красоту вокруг себя.

Анализ стихотворения Зима по плану

Возможно вам будет интересно

Произведение, наполненное действием, одновременно выражает чувства лирического героя. Поэт выражает через действие и переживания свои представления о судьбе, которая появляется в лице смертельной опасности

А.С.Пушкин написал стихотворение «Во глубине сибирских руд» в 1827 году. В основу лирического произведения вошли реальные события 1825 года. Именно этот год для автора стал трагическим, так как после неудачного декабристского восстания

Ключевой тематикой произведения являются лирические размышления поэтессы о трагической любви, пропитанной горечью утраты в связи с гибелью ее бывшего супруга Николая Гумилева, расстрелянного по обвинению в контрреволюционных действиях.

В жизни человека всегда присутствуют определённые мечты и желания, которые являются стимулом к развитию и движению вперёд. Стремясь к осуществлению того или иного желания, человек уже имеет представление о результате

Сравнительный анализ стихотворения С.А.Есенина «Поёт зима – аукает…» и А.А.Блока «Полный месяц встал над лугом…»

Система образов

Образы зимы в стихотворении разнообразны.

С одной стороны, это нечто роскошно-праздничное, как «стозвон сосняка» и «шелковые ковры» метелицы, с другой – это стихия смерти, беспощадная и злая («а вьюга с рёвом бешеным стучит по ставням свешеным»).

Образы пташек по-детски трогательны. Они противопоставлены суровой непогоде. Нежные, беспомощные, маленькие, жмутся они к окнам, надеясь уцелеть в снежной буре.

В стихотворении много контрастов. Зима противопоставлена весне, жизнь – смерти.

Промежуточным звеном между ними становится сон. Метель «баюкает» «мохнатый лес»; пташки «дремлют у окна». Вся природа пережидает это время и надеется на счастливое пробуждение.

Центральная тема стихотворения – суровая красота русской зимы. В своем произведении автор восторженно демонстрирует всю силу и прелесть зимней поры, которую невозможно победить или обуздать. Единственное, что остается птицам и деревьям, уставшим от бесконечных бурь и снегопадов – терпеливо ждать прихода весны.

Главный образ произведения – зима, которая в первых строках стиха представляется ласковой, заботливой матерью. Она с нежностью «мохнатый лес баюкает», укрывая его мягким снежным покрывалом.

Однако первое впечатление обманчиво, и автор показывает нам истинное лицо зимы – суровое, безжалостное, леденящее душу. Для всего живого на земле она может быть не только любящей матерью, но злобной мачехой, наказывающей нерадивых детей.

Лирический герой не описан детально в стихотворении, но можно смело предположить, что он, сидя в теплом уютном доме, любуется зимним пейзажем из окна. Чувства и эмоции его весьма разнообразны: расслабленное умиротворение от созерцания зимнего леса, жалость к замерзшим пичужкам, предвкушение скорого прихода весны.

«Низкий дом с голубыми ставнями» анализ стихотворения Есенина по плану кратко – тема, год, идея

В произведении Есенина природа живет, дышит, действует, чувствует. Она может быть радостной и грустной, нежной и грубой, доброй и злой. Но, несмотря на всю свою противоречивость, она вызывает искреннее восхищение и любовь.

Композиция

Композиция произведения линейная. В 4 строфах стихотворения рассказывается о лютости зимы.

В первых двух строфах подробно и образно описан снегопад: сначала поэт говорит о наступлении зимы, звуках, которые его сопровождают; затем переносит изображение в деревенский двор, масштаб происходящего меняется. Мы видим крошечных птенчиков, сидящих у тёплого окна избы.

Кульминация стихотворения – это его третья строфа. Метель достигает предела злости, а птички сжимаются под вихрями снега.

В последней строфе намечается спад напряжения: птички засыпают, убаюканные воем вьюги.

Анализ стихотворения Есенина «Зима»

«Зима» — стихотворение, точная дата написания которого неизвестна. Исследователи творчества Есенина называют период с 1911 по 1912 год. Скорей всего, произведение сочинено во время обучения юного поэта в церковно-приходской школе, находившейся в Спас-Клепиках. Большая часть лирики, относящейся к тому периоду, отличается подражательным характером и скромной художественной ценностью. Было бы странно и нелепо обвинять в этом исключительно Сергея Александровича. Дело в том, что в Спас — Клепиках не нашлось ни одного преподавателя, который мог разглядеть в Есенине задатки великого лирика. Некому было сориентировать юношу в многообразии литературного мира. Все учителя оказались не способны помочь ему расти и развиваться в творческом плане.

В произведениях Сергея Александровича всегда преобладала тема Родины. Воспевание дорогих сердцу просторов стало едва ли не главной целью поэта. Как правило, в стихотворениях его встречаются описания природы средней полосы. С ней Есенин был знаком с детских лет, проведенных в Рязанской губернии. Родное село Константиново Сергей Александрович сильно любил, часто возвращался туда, будучи уже взрослым состоявшимся человеком. Природе средней полосы России посвящено и стихотворение «Зима». Его форма далека от идеальной. Чего стоит только рифма в первом четверостишии «улетела — прилетела».

Странно выглядит и последняя строфа. В ней почему-то применена рифмовка, отличная от той, что используется в предыдущих четверостишиях. Кроме того, в произведении нет ярких образов, коими впоследствии славился Есенин. Зато здесь есть восторженно-юношеское восприятие зимы. Сергей Александрович отмечает моменты, которые зачастую дарят необыкновенную радость именно мальчишкам. Речь идет о скованных морозами прудах, где можно кататься на льду целыми днями, дивной красоты узорах на окнах, сверкающем под солнечными лучами инее.

В лирике Есенина природа демонстрируется в вечном движении и развитии. Поэтому так часто поэт употребляет олицетворения, что характерно и для раннего стихотворения «Зима»: «осень улетела», «затрещали морозы», «иней сверкает», «снег мелькает, вьется».

В пейзажном творчестве Сергея Александровича нашла отражение идея о единстве всего

сущего на земле. Стихии, человека, животных, растения, предметы Есенин воспринимал как сыновей одной матери — природы.

Сочинения по темам:
  1. Анализ стихотворения Есенина «Мне грустно на тебя смотреть» В конце лета 1923 года жена Мариенгофа познакомила Есенина с Августой Леонидовной Миклашевской, актрисой знаменитого Камерного театра Таирова. Сергей Александрович.
  2. Анализ стихотворения Есенина «До свиданья, друг мой» Это стихотворение «До свидания, друг мой, до свидания», стало последним стихотворением этого замечательного и знаменитого поэта. Сергей Есенин его написал.
  3. Анализ стихотворения Есенина «Чары» Для лирики Есенина характерно использование свойственных народному творчеству образов труда, животных, природы. Подтверждение тому можно найти в большом количестве стихотворений.
  4. Анализ стихотворения Есенина «Каждый труд благослови, удача» В начале июля 1925 года Есенин поехал в родное село Константиново, где прожил около недели, о чем свидетельствуют воспоминания его.
  5. Сочинение по картине Юона «Русская зима. Лигачево» К. Ф. Юон — замечательный пейзажист. В своих картинах он показывал свою любовь к природе, создавал обобщенный образ Родины. В.
  6. Анализ стихотворения Есенина «Белая береза» Поэта Сергея Есенина не зря называют певцом России, так как в его творчестве образ родины является ключевым. Даже в тех.
  7. Сочинение по картине Юона «Волшебница-зима» Талантливый художник Константин Федорович Юон создал картину «Волшебница-зима» в 1912 году, когда он, молодой, энергичный живописец, искал свои способы выражения.

Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Есенина «Зима»

Художественные особенности

Язык стихотворения прост и понятен даже детям. Поэт пользуется общелитературными словами. Среди них преобладают прилагательные и глаголы, ведь поэт создаёт описание и одновременно передаёт контрасты, которые проявляются через действия.

Поэт использует приёмы народного творчества:

  • постоянные эпитеты («ковром шелковым»),
  • обратный порядок слов — инверсию («пташки малые», «вихри снежные», «с рёвом бешеным»),
  • просторечия «но больно холодна!»).

Необычность стихотворения связана с его особой ритмикой и строфикой. Есенин находит интонацию, схожую с завыванием ветра, рёвом метели. Это делает стихотворение лёгким для восприятия, музыкальным.

Стихи Сергея Есенина про зиму: 7 лучших

Сайт «Мама может все!» собрал самые красивые стихи Сергея Есенина про зиму. В своих произведениях поэт очень красиво показывал всё великолепие и красоту зимней природы. Стихи Сергея Есенина очень легко заучиваются, поэтому их без особого труда смогут выучивать даже совсем маленькие детки. Эта подборка должна понравится детям.

Белая берёза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром.

На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой.

И стоит берёза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне.

А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром.

Вот уж осень улетела И примчалася зима. Как на крыльях, прилетела Невидимо вдруг она.

Вот морозы затрещали И сковали все пруды. И мальчишки закричали Ей “спасибо” за труды.

Вот появилися узоры На стеклах дивной красоты. Все устремили свои взоры, Глядя на это. С высоты

Снег падает, мелькает, вьется, Ложится белой пеленой. Вот солнце в облаках мигает, И иней на снегу сверкает.

Эх вы, сани! А кони, кони! Видно, черт их на землю принес. В залихватском степном разгоне Колокольчик хохочет до слез. Ни луны, ни собачьего лая В далеке, в стороне, в пустыре. Поддержись, моя жизнь удалая, Я еще не навек постарел. Пой, ямщик, вперекор этой ночи,- Хочешь, сам я тебе подпою Про лукавые девичьи очи, Про веселую юность мою. Эх, бывало, заломишь шапку, Да заложишь в оглобли коня, Да приляжешь на сена охапку,- Вспоминай лишь, как звали меня. И откуда бралась осанка, А в полуночную тишину Разговорчивая тальянка Уговаривала не одну. Все прошло. Поредел мой волос. Конь издох, опустел наш двор. Потеряла тальянка голос, Разучившись вести разговор. Но и все же душа не остыла, Так приятны мне снег и мороз, Потому что над всем, что было, Колокольчик хохочет до слез.

Поет зима — аукает

Поет зима — аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую Седые облака. А по двору метелица Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна. Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна.

Озябли пташки малые, Голодные, усталые, И жмутся поплотней. А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным И злится все сильней. И дремлют пташки нежные Под эти вихри снежные

У мерзлого окна. И снится им прекрасная, В улыбках солнца ясная Красавица весна.

Заметает пурга белый путь

Заметает пурга Белый путь. Хочет в мягких снегах Потонуть. Ветер резвый уснул На пути; Ни проехать в лесу, Ни пройти. Забежала коляда На село, В руки белые взяла Помело. Гей вы, нелюди-люди, Народ, Выходите с дороги Вперед! Испугалась пурга На снегах, Побежала скорей На луга. Ветер тоже спросонок Вскочил Да и шапку с кудрей Уронил. Утром ворон к березоньке Стук… И повесил ту шапку На сук.

Читайте также:  Анализ стихотворения Дед Есенина

Косы растрепаны, страшная, белая, Бегает, бегает, резвая, смелая. Темная ночь молчаливо пугается, Шалями тучек луна закрывается. Ветер-певун с завываньем кликуш Мчится в лесную дремучую глушь. Роща грозится еловыми пиками, Прячутся совы с пугливыми криками. Машет колдунья руками костлявыми. Звезды моргают из туч над дубравами. Серьгами змеи под космы привешены, Кружится с вьюгою страшно и бешено. Пляшет колдунья под звон сосняка. С черною дрожью плывут облака.

Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу, Только серые вороны Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна, Словно белою косынкой Подвязалася сосна.

Понагнулась, как старышка, Оперлася на клюку, А над самою макушкой Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много, Валит снег и стелет шаль. Бесконечная дорога Убегает лентой вдаль.

Средства художественной выразительности

В стихотворении используются следующие тропы:

  • эпитеты: «мохнатый лес», «седые облака», «ковром шелковым», «воробышки игривые», «пташки нежные», «с рёвом бешеным»;
  • олицетворения: «поёт зима, аукает, … лес баюкает», «облака плывут … с тоской глубокою», «вьюга… стучит по ставням», «злится всё сильней».
  • метафоры: «стозвоном сосняка», «плывут… в страну далёкую», «ковром шелковым стелется», «в улыбках солнца»;
  • сравнение: «воробышки игривые, как детки сиротливые».

В целом стихотворение держится на антитезе: вьюга, метель противопоставлена сиротливым воробышкам.

Аллитерации («з», «с», «ц») и ассонансы («о», «у») помогают представить звуки метели, нагнетают волнение и тревогу, вызывая мысль о чём-то грозном и неотвратимом.

Природа в стихах С. А. Есенина: анализ стихотворения «Поет зима — аукает»

Анализ стихотворения «Поет зима — аукает»

Мастерски владея словом, гениальный поэт Сергей Есенин передает в скупых, но красочных мазках всю прелесть и в то же время ужас суровой русской зимы. Ведь людям, жившим в России в то время, неоднократно приходилось слышать, как путники, заблудившись в метели, садились и засыпали, чтобы уже никогда не проснуться. Эту смертельную песню, которую вьюга, насвистывает зима, лирик передает мелодикой колыбельной, используя ритмику двухсложного четырехстопного ямба: «Поет зима – аукает, мохнатый лес баюкает…». Опасные объятия снегового покрывала передают звуки веток сосняка, которые карильоном звенят под порывами ледяного ветра. Драматический настрой подчеркивают тяжелые тучи, которые «с тоской глубокою» плывут в дальние края.

Но поэт показывает и иную, прекрасную, сторону буйства этой опасной для жизни стихии. Он сравнивает метель с шелковистым ковром, и всякий, кто хоть раз в жизни видел стелющуюся по земле порошу, может представить себе это подвижное, прям как змея, снежное покрывало. Чтобы еще больше «перенести» читателя в реалии произведения, Есенин добавляет: «Но больно холодна». Да, вьюгой лучше всего любоваться из окна теплого жилья. А вот и оно – жилье. Следующий образ Есенина – это именно окно. Наверняка из него льется ровный, теплый свет, за ним тепло и уютно.

Контраст холода природы и тепла человеческой жизни чувствуют воробышки, которые пытаются спрятаться от несущих гибель поцелуев зимы под защитой человеческого жилья. Нежность к пичужкам малым поэт передает, очеловечивая воробьев, сравнивая их и сиротками. Они устали, замерзли и голодны, в них едва теплится жизнь. То, что они «жмутся поплотней», только усиливает стремление к солидарности с этими живыми существами перед лицом злой вьюги.

Есенин, усиливая напряженность, придает стихиям человеческий образ. Вьюга не просто разгулялась – она пытается убить все живое, злится «с ревом бешеным». В своем стремлении добраться и до обитателей избы, она стучит по ставням, чуть ли не срывает крышу. Что могут противопоставить этой «Снежной королеве» люди и воробьи? Лишь надежду на скорый приход весны. Стихотворение заканчивается на оптимистической ноте: даже если пташки нежные и замерзнут насмерть под колыбельную песню вьюги, последнее, что им приснится, будет «прекрасная, в улыбках солнца ясная красавица весна».

Мелодика этого произведения как будто просится, чтобы его положили на музыку. Наверное, именно по этой причине вдохновленный колыбельной, которую напевает вьюга, композитор Георгий Свиридов создал кантату «Поёт зима – аукает».

Анализ стихотворения Есенина Зима

Анализ стихотворения Есенина «Зима»

Анализ стихотворения Есенина «Зима»

«Зима» — стихотворение, точная дата написания которого неизвестна. Исследователи творчества Есенина называют период с 1911 по 1912 год. Скорей всего, произведение сочинено во время обучения юного поэта в церковно-приходской школе, находившейся в Спас-Клепиках. Большая часть лирики, относящейся к тому периоду, отличается подражательным характером и скромной художественной ценностью. Было бы странно и нелепо обвинять в этом исключительно Сергея Александровича. Дело в том, что в Спас — Клепиках не нашлось ни одного преподавателя, который мог разглядеть в Есенине задатки великого лирика. Некому было сориентировать юношу в многообразии литературного мира. Все учителя оказались не способны помочь ему расти и развиваться в творческом плане.

В произведениях Сергея Александровича всегда преобладала тема Родины. Воспевание дорогих сердцу просторов стало едва ли не главной целью поэта. Как правило, в стихотворениях его встречаются описания природы средней полосы. С ней Есенин был знаком с детских лет, проведенных в Рязанской губернии. Родное село Константиново Сергей Александрович сильно любил, часто возвращался туда, будучи уже взрослым состоявшимся человеком. Природе средней полосы России посвящено и стихотворение «Зима». Его форма далека от идеальной. Чего стоит только рифма в первом четверостишии «улетела — прилетела».

Странно выглядит и последняя строфа. В ней почему-то применена рифмовка, отличная от той, что используется в предыдущих четверостишиях. Кроме того, в произведении нет ярких образов, коими впоследствии славился Есенин. Зато здесь есть восторженно-юношеское восприятие зимы. Сергей Александрович отмечает моменты, которые зачастую дарят необыкновенную радость именно мальчишкам. Речь идет о скованных морозами прудах, где можно кататься на льду целыми днями, дивной красоты узорах на окнах, сверкающем под солнечными лучами инее.

В лирике Есенина природа демонстрируется в вечном движении и развитии. Поэтому так часто поэт употребляет олицетворения, что характерно и для раннего стихотворения «Зима»: «осень улетела», «затрещали морозы», «иней сверкает», «снег мелькает, вьется».

В пейзажном творчестве Сергея Александровича нашла отражение идея о единстве всего

сущего на земле. Стихии, человека, животных, растения, предметы Есенин воспринимал как сыновей одной матери — природы.

Сочинения по темам:
  1. Анализ стихотворения Есенина «Мне грустно на тебя смотреть» В конце лета 1923 года жена Мариенгофа познакомила Есенина с Августой Леонидовной Миклашевской, актрисой знаменитого Камерного театра Таирова. Сергей Александрович.
  2. Анализ стихотворения Есенина «До свиданья, друг мой» Это стихотворение «До свидания, друг мой, до свидания», стало последним стихотворением этого замечательного и знаменитого поэта. Сергей Есенин его написал.
  3. Анализ стихотворения Есенина «Чары» Для лирики Есенина характерно использование свойственных народному творчеству образов труда, животных, природы. Подтверждение тому можно найти в большом количестве стихотворений.
  4. Анализ стихотворения Есенина «Каждый труд благослови, удача» В начале июля 1925 года Есенин поехал в родное село Константиново, где прожил около недели, о чем свидетельствуют воспоминания его.
  5. Сочинение по картине Юона «Русская зима. Лигачево» К. Ф. Юон — замечательный пейзажист. В своих картинах он показывал свою любовь к природе, создавал обобщенный образ Родины. В.
  6. Анализ стихотворения Есенина «Белая береза» Поэта Сергея Есенина не зря называют певцом России, так как в его творчестве образ родины является ключевым. Даже в тех.
  7. Сочинение по картине Юона «Волшебница-зима» Талантливый художник Константин Федорович Юон создал картину «Волшебница-зима» в 1912 году, когда он, молодой, энергичный живописец, искал свои способы выражения.

Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Есенина «Зима»

Анализ стихотворения Есенина “Береза” и других стихов о зиме

Автор Лидия Свеженцева July 17, 2013

Анализ стихотворения Есенина «Берёза»

Анализ стихотворений Есенина начнем с характеристики поэта как человека, горячо любящего родную землю, природу своего края, каждую травку, каждое деревце, растущее возле родного дома. «Белая береза под моим окном» вызывает у поэта восхищение, и он посвящает ей целое стихотворение, как любимой женщине. Он любуется зимней березой. Казалось бы, какая прелесть может быть зимой: голые деревья, холод, пустота. А Есенин говорит, что дерево принакрылось «снегом, точно серебром». Он видит ее не замершим деревом, а красавицей с пушистыми ветками, на которых «белой бахромой» висят снежные «кисти». Какая завораживающая картина возникает перед глазами читателя! Это стихотворение чрезвычайно лирично. Оно наполнено эпитетами: огонь у поэта «золотой», а тишина сонная; и метафорами: «горят снежинки», «заря, лениво обходя» и т.д. Это произведение воспевает не только русскую березу, но и долгую холодную зиму, когда снег «осыпает ветки … серебром». Спасибо Есенину, что и нам помогает увидеть в ней волшебство и красоту.

Анализ стихотворения Есенина о зиме «Поет зима – аукает»

Такое простое, такое знакомое с детства стихотворение Есенина о зиме «Поет зима – аукает»… Как будто это бабушка, играя зимой с внуком, произносит ему русские потешки: «Зима аукает -…баюкает», или русскую сказку про воробьишек игривых или пташек малых, нежных, мерзнущих зимой. Кажется, сам народ написал это стихотворение, так Есенин способен передать прелесть русского языка и русского фольклора. Снова, как песня, льются метафоры и эпитеты из уст великого поэта. Это «мохнатый лес», «седые облака», «метелица… стелется», «детки сиротливые», бешеный рев вьюги, улыбки солнца и т.д. Картина природы в этом стихотворении хоть и зимняя, но очень красочная. И снова поражает читателя Есенин. Анализ стихотворения позволяет нам заметить и восхититься самыми простыми вещами: плывущими облаками, метелью, вьюгой, пташками и т.д. До чего же красивая земля наша.

Анализ стихотворения Есенина о зиме «Пороша»

В стихотворении «Пороша» великий русский поэт Есенин снова воспевает природу зимой: дремлющий лес, когда сон рассказывает ему сказку, и сосну, усыпанную снегом. Он представляет ее как старушку, подвязавшуюся белой косынкой. Есенину кажется, что сосна «понагнулась, как старушка, оперлася на клюку». И опять же у автора необыкновенные метафоры, поражающие своей точностью, лиричностью, гармонией: «звоны под копытом на снегу», снег «стелет шаль», дорога, убегающая «лентой вдаль». Несколько слов, и читатель видит бескрайнюю Россию, холодную, снежную, но так любимую великим поэтом.

Анализ стихотворения Есенина о зиме «Я по первому снегу бреду…»

В стихотворении «Я по первому снегу бреду…» Есенин снова возвращается к теме зимы и русской березы. Он говорит, что «лебеди сели на луг», а не снег лежит на полях. «Обнаженные груди берез», как у любимой женщины, он желает «к телу прижать». Есенин очень самобытный поэт-певец своего Отечества. Без его творчества немыслима русская литература. Такую тонкую, трепетную, наполненную необъятной любовью к России поэзию нельзя не признать великой.

Похожие статьи

Каково ведущее настроение стихотворения?

Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.

Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.

Тревожную и мрачную картину зимнего времени года описывает в своем стихотворении С.Есенин. Ведущее настроение стихотворения печальное и удручающее. поскольку для всей природы настали тяжелые времена,и автор, рисуя пейзаж зимнего леса, стремится передать, насколько же тяжела ноша как лесных обитателей, так и всей природы в целом в столь ненастное время:”седые” облака плывут по небу “с тоской глубокою”, воробышки, как “детки сиротливые”, “голодные”, “усталые”, а вьюга “злится все сильней”. Однако, в конце стихотворения автор противопоставляет описанию свирепой зимней вьюги образ “красавицы весны”, который является во снах замученным пташкам. С помощью этого образа тягостное настроение, присутствующее на протяжении всего стихотворения разбавляется яркими красками .

  • 2 из 3 К1 Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов
  • 0 из 1 К2 Следование нормам речи
  • ИТОГО: 2 из 4

Анна Геннадьевна Маслова

Дан пря­мой связ­ный от­вет на во­прос, од­но­сто­ронне от­ра­зив­ший ав­тор­скую по­зи­цию, но все-та­ки в кон­це от­ве­та про­зву­ча­ла мысль о пре­одо­ле­нии “тя­гост­но­го на­стро­е­ния”. Вы­дви­ну­тые те­зи­сы обос­но­вы­ва­ют­ся, под­твер­жда­ют­ся при­ме­ра­ми из тек­ста. До­пу­ще­на од­на фак­ти­че­ская и 2 ре­че­вых ошиб­ки.

Вряд ли можно так однозначно оценивать ведущее настроение, отразившееся в стихотворении. Необходимо подчеркнуть двойственность восприятия зимнего времени года: и тревожность, тоску, но одновременно – и ощущение спокойствия (мохнатый лес баюкает), и мягкости (ковром шелковым стелется), и нежности, тепла, исходящих от образа жмущихся друг к другу воробышков.

Комментарий к фрагменту

Повторяется уже указанная ошибка.

«Зима» С.Есенин

Вот уж осень улетела,
И примчалася зима.
Как на крыльях, прилетела
Невидимо вдруг она.

Вот морозы затрещали
И сковали все пруды.
И мальчишки закричали
Ей «спасибо» за труды.

Вот появилися узоры
На стеклах дивной красоты.
Все устремили свои взоры,
Глядя на это. С высоты

Снег падает, мелькает, вьется,
Ложится велой пеленой.
Вот солнце в облаках мигает,
И иней на снегу сверкает.

Анализ стихотворения Есенина «Зима»

«Зима» — стихотворение, точная дата написания которого неизвестна. Исследователи творчества Есенина называют период с 1911 по 1912 год. Скорей всего, произведение сочинено во время обучения юного поэта в церковно-приходской школе, находившейся в Спас-Клепиках. Большая часть лирики, относящейся к тому периоду, отличается подражательным характером и скромной художественной ценностью. Было бы странно и нелепо обвинять в этом исключительно Сергея Александровича. Дело в том, что в Спас-Клепиках не нашлось ни одного преподавателя, который мог разглядеть в Есенине задатки великого лирика. Некому было сориентировать юношу в многообразии литературного мира. Все учителя оказались не способны помочь ему расти и развиваться в творческом плане.

В произведениях Сергея Александровича всегда преобладала тема Родины. Воспевание дорогих сердцу просторов стало едва ли не главной целью поэта. Как правило, в стихотворениях его встречаются описания природы средней полосы. С ней Есенин был знаком с детских лет, проведенных в Рязанской губернии. Родное село Константиново Сергей Александрович сильно любил, часто возвращался туда, будучи уже взрослым состоявшимся человеком. Природе средней полосы России посвящено и стихотворение «Зима». Его форма далека от идеальной. Чего стоит только рифма в первом четверостишии «улетела — прилетела». Странно выглядит и последняя строфа. В ней почему-то применена рифмовка, отличная от той, что используется в предыдущих четверостишиях. Кроме того, в произведении нет ярких образов, коими впоследствии славился Есенин. Зато здесь есть восторженно-юношеское восприятие зимы. Сергей Александрович отмечает моменты, которые зачастую дарят необыкновенную радость именно мальчишкам. Речь идет о скованных морозами прудах, где можно кататься на льду целыми днями, дивной красоты узорах на окнах, сверкающем под солнечными лучами инее.

Читайте также:  Анализ стихотворения Клен ты мой опавший Есенина

В лирике Есенина природа демонстрируется в вечном движении и развитии. Поэтому так часто поэт употребляет олицетворения, что характерно и для раннего стихотворения «Зима»: «осень улетела», «затрещали морозы», «иней сверкает», «снег мелькает, вьется». В пейзажном творчестве Сергея Александровича нашла отражение идея о единстве всего сущего на земле. Стихии, человека, животных, растения, предметы Есенин воспринимал как сыновей одной матери — природы.

Сравнительный анализ стихотворения С.А.Есенина «Поёт зима – аукает…» и А.А.Блока «Полный месяц встал над лугом…»

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1
Сравнительный анализ стихотворения С.А.Есенина «Поёт зима – аукает…» и А.А.Блока «Полный месяц встал над лугом…» Подготовила: Игнатова Ульяна 5-а класс

Слайд 2
«Полный месяц встал над лугом…» Александр Блок Полный месяц встал над лугом Неизменным дивным кругом, Светит и молчит. Бледный, бледный луг цветущий, Мрак ночной, по нем ползущий, Отдыхает, спит. Жутко выйти на дорогу: Непонятная тревога Под луной царит. Хоть и знаешь: утром рано Солнце выйдет из тумана, Поле озарит, И тогда пройдешь тропинкой, Где под каждою былинкой Жизнь кипит.

Слайд 3
«Поёт зима – аукает…» Сергей Есенин Поет зима – аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака. А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна. Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна. Озябли пташки малые, Голодные, усталые, И жмутся поплотней. А вьюга с ревом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится все сильней. И дремлют пташки нежные Под эти вихри снежные У мерзлого окна. И снится им прекрасная, В улыбках солнца ясная Красавица весна.

Слайд 4
Использование антитезы. Темой обоих стихотворений является тема явлений природы, раскрывающаяся через использование антитезы, т.е. противопоставление. Этот прием авторы применяют, чтобы ярче показать различия между создаваемыми образами. У А.Блока это ночь–утро, у С.Есенина зима-весна. Каждый из этих художественных образов создается с помощью изображений и звуков. У Блока ночь – это мрак, как живая неведомая сила, ползущий по лугу, спящий. Он вызывает тревогу, он скрывает все звуки и цвета. Луг кажется бесцветным, бледным. Всё кругом молчит. Но непременно наступит утро. Солнце озарит поле, и станет повсюду видна кипящая жизнь.

Слайд 5
Ассонанс и аллитерация. У С.Есенина зима- это холодная метелица, стелющаяся ковром, и вьюга, злая, рвущаяся в ставни. И ей противопоставля- ется прекрасная, улыбчивая, ясная весна. Усиливает поэт выразительность образов с помощью звуков, применяя ассонанс и аллитерацию. При ассонансе мы слышим повторяющиеся гласные звуки. [у] передаёт шум и рёв вьюги. При аллитерации в свистящем [с] и шипящем [щ] слышится свист ветра и шуршание метели.

Слайд 6
Художественно-выразительные средства Создавая образы, поэты олицетворяют неживую природу, наделяют её свойствами живых существ. У А.Блока месяц молчит, мрак ползёт, солнце выходит. У С.Есенина зима поёт, аукает, баюкает лес, вьюга злится, стучит по ставням. Чтобы придать образам яркость, полноту, выразительность Есенин использует эпитеты. Мохнатый лес, седые облака, бешеный рёв.

Слайд 7
Особенности стихотворений. Есенин очень тонко подмечает сходство предметов и явлений и поэтично переносит свойства одного предмета на другой с помощью метафор: метелица ковром шелковым стелется, облака плывут с тоской глубокою. В целом особенными для произведения Есенина являются именно образы. Они создаются очень яркими, поэтичными, запоминающимися. Стихотворение наполнено звуками зимнего леса и голосами его обитателей. Поэт использовал целую палитру художественных средств. Произведение Блока в большей степени характеризует антитеза. Именно она передаёт художественный замысел поэта.

Слайд 8
Спасибо за внимание.

Слушать стихотворение Есенина Зима

Краткий анализ стихотворения Есенина «Поёт зима, аукает…» по плану

1. История создания

Стихотворение «Поёт зима, аукает…» было написано в 1910 году.

Есенину исполнилось на тот момент 15 лет. Юношу глубоко трогала красота русской природы.

Суровая сила русской зимы и драма маленьких замерзающих пташек задела его за живое, стала темой отдельного стихотворения, которое впоследствии вошло в школьные учебники и полюбилось многим детям.

2. Литературное направление

Стихотворение написано в реалистической манере, по звучанию и стилю оно напоминает произведения крестьянских поэтов И. Никитина и А. Кольцова.

Однако Есенин привносит в описание зимы новую ноту: память о лютости стихии, её беспощадности. Он даёт почувствовать, что зима не только прекрасна, но и страшна для всего живого.

3. Род

Стихотворение «Поёт зима, аукает…» — образец пейзажной лирики.

4. Жанр

По жанру это лирическое стихотворение, тяготеющее к народной песне.

Многие произведения Есенина стали песнями, так как они мелодичны, напевны, задушевны.

5. Проблематика

Поэт затрагивает проблему сурового русского климата.

Озябшие пташки могут замёрзнуть, ведь зима не знает жалости. Они засыпают с думами о весне. Разговор о борьбе за тепло – это вариация на тему жизни и смерти.

6. Тематика

Стихотворение рассказывает о суровости зимы и жажде жизни, которая присуща каждому живому существу даже в холодную пору вьюг.

Тема произведения: хрупкость мира.

7. Идея

Зима радует своей красотой: снегами, ледяными узорами на окнах, но в эту пору трудно приходится тем, у кого нет крова и хлеба.

Чтобы пережить зиму, крестьянин трудится весь год. А вот бедные пташки, о которых некому позаботиться, брошены на произвол судьбы. Они вот-вот замёрзнут. Им остаётся лишь мечтать о приходе весны.

8. Пафос

Стихотворение наполнено тревогой за судьбы маленьких птенцов, трепетом перед природной стихией, уважением к холодной красоте зимы и зимнего леса.

9. Система образов

Образы зимы в стихотворении разнообразны.

С одной стороны, это нечто роскошно-праздничное, как «стозвон сосняка» и «шелковые ковры» метелицы, с другой – это стихия смерти, беспощадная и злая («а вьюга с рёвом бешеным стучит по ставням свешеным»).

Образы пташек по-детски трогательны. Они противопоставлены суровой непогоде. Нежные, беспомощные, маленькие, жмутся они к окнам, надеясь уцелеть в снежной буре.

В стихотворении много контрастов. Зима противопоставлена весне, жизнь – смерти.

Промежуточным звеном между ними становится сон. Метель «баюкает» «мохнатый лес»; пташки «дремлют у окна». Вся природа пережидает это время и надеется на счастливое пробуждение.

10. Центральные персонажи

Главные герои происходящей драмы – метель и птенчики. Они вступают в неравный бой.

Метель огромна, стихийна, неразборчива. Ей нет дела до каких-то крошечных пташек. «Пташки малые» озябли, они «жмутся поплотней», изо всех сил стараясь не потерять последнее тепло.

В лице этих двух персонажей борются стихии жизни и смерти.

11. Лирический герой

Лирический герой отсутствует, но у происходящего есть наблюдатель, который сочувствует бездомным птицам.

12. Сюжет

Есенин недолюбливал это своё стихотворение, признавая, что оно лишено сюжета. Однако в его основе лежит конфликт, который заменяет развитую сюжетную линию.

Маленькая сценка, увиденная в метели на крестьянском дворе, — это и есть нехитрый сюжет произведения.

13. Композиция

Композиция произведения линейная. В 4 строфах стихотворения рассказывается о лютости зимы.

В первых двух строфах подробно и образно описан снегопад: сначала поэт говорит о наступлении зимы, звуках, которые его сопровождают; затем переносит изображение в деревенский двор, масштаб происходящего меняется. Мы видим крошечных птенчиков, сидящих у тёплого окна избы.

Кульминация стихотворения – это его третья строфа. Метель достигает предела злости, а птички сжимаются под вихрями снега.

В последней строфе намечается спад напряжения: птички засыпают, убаюканные воем вьюги.

14. Художественные особенности

Язык стихотворения прост и понятен даже детям. Поэт пользуется общелитературными словами. Среди них преобладают прилагательные и глаголы, ведь поэт создаёт описание и одновременно передаёт контрасты, которые проявляются через действия.

Поэт использует приёмы народного творчества:

  • постоянные эпитеты («ковром шелковым»),
  • обратный порядок слов — инверсию («пташки малые», «вихри снежные», «с рёвом бешеным»),
  • просторечия «но больно холодна!»).

Необычность стихотворения связана с его особой ритмикой и строфикой. Есенин находит интонацию, схожую с завыванием ветра, рёвом метели. Это делает стихотворение лёгким для восприятия, музыкальным.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с чередованием дактилической и мужской рифмы.

В стихотворении 4 строфы. В рамках строфы каждая картинка выглядит завершённой, словно закольцованной кружением метели.

В каждой строфе – по 6 строк, связанных между собой особой схемой рифм: ААБВВБ. То есть параллельная рифмовка сочетается с перекрёстной.

16. Средства художественной выразительности

В стихотворении используются следующие тропы:

  • эпитеты: «мохнатый лес», «седые облака», «ковром шелковым», «воробышки игривые», «пташки нежные», «с рёвом бешеным»;
  • олицетворения: «поёт зима, аукает, … лес баюкает», «облака плывут … с тоской глубокою», «вьюга… стучит по ставням», «злится всё сильней».
  • метафоры: «стозвоном сосняка», «плывут… в страну далёкую», «ковром шелковым стелется», «в улыбках солнца»;
  • сравнение: «воробышки игривые, как детки сиротливые».

В целом стихотворение держится на антитезе: вьюга, метель противопоставлена сиротливым воробышкам.

Аллитерации («з», «с», «ц») и ассонансы («о», «у») помогают представить звуки метели, нагнетают волнение и тревогу, вызывая мысль о чём-то грозном и неотвратимом.

17. Значение произведения

Стихотворение «Поёт зима, аукает…» рисует русскую зиму во всех красках, подчёркивая как положительные, так и отрицательные её стороны.

Контраст живого, тёплого и равнодушно-холодного поражает читателя своей яркостью. Образ, найденный Есениным, удивителен в своей ёмкости. Это маленькое художественное открытие поэта.

18. Актуальность

Произведение не теряет своей актуальности. Россия – страна снегов и морозов. Мы любим зиму, но где-то в глубине души немного боимся её, потому что в нас говорит память предков.

Зиму нужно пережить, переждать, тогда и придёт красавица весна. Так происходит каждый год, это учит нас тому, что жизнь изменчива и разнообразна.

19. Моё отношение

Стихотворение «Поёт зима, аукает…» заворожило меня картинами зимней природы. Но мне очень жаль маленьких птенчиков, которым некуда спрятаться от стихии.

Я подумал(а), что надо жалеть тех, у кого нет дома, по возможности, заботиться о них.

20. Чему учит

Стихотворение учит состраданию, доброте, сочувствию к окружающим, заботе о тех, кому холодно и голодно.

С.Есенин “Зима”. 2-й класс

Класс: 2

Презентация к уроку

Предмет: литературное чтение, урок изучения нового материала.

Продолжительность урока: 45 минут.

Класс: 2 А (система Л.В. Занкова)

Технологии: технология развивающего обучения, ИКТ: компьютерная презентация, демонстрация видеофрагмента.

Аннотация: представленный урок является вторым в теме «Кульминация! Вершина воображения». Для достижения цели урока – учить детей находить в авторском поэтическом тексте литературные приёмы, при помощи которых поэт создаёт образы – использована компьютерная презентация с видеороликом. Форма представления информации (слайды, видеофрагмент) способствовали эмоциональному настрою обучающихся при знакомстве с новым произведением. Для развития познавательной активности использовался частично-поисковый метод (анализ текста и самостоятельное заполнение таблицы)

Техническое и программно-методическое оснащение кабинета обусловили выбор технологии проведения урока литературного чтения во втором классе. Урок разработан с использованием компьютерной презентации и демонстрации видеоролика.

Во время фронтальной работы с классом использовался демонстрационный экран, который представлял собой электронную доску. Слайды включали текстовую информацию, картинки, фотографии, таблицы и схемы.

Компьютерная презентация, включающая зрительный и звуковой способы подачи информации, позволила активизировать восприятие учебного материала обучающимися, воздействовать на их эмоциональное состояние.

Компьютер на уроке использовался как источник информации (биографические данные поэта) и как наглядное пособие более качественного уровня при демонстрации фотографий, картинок.

На первом этапе урока компьютер использовался как средство повышения познавательной активности обучающихся (разгадывание кроссворда).

На этапах изучения нового материала – как средство демонстрации фотографий, портрета, видеоролика.

При анализе произведения организована индивидуальная работа обучающихся: заполнение карточек (Приложение 1) и работа над соотнесением отрывка стихотворения с литературным приёмом. Наличие слайдов с выполненными заданиями позволило сэкономить время проверки их выполнения обучающимися.

Разнообразие используемых на уроке активных методов (словесные – беседа, компьютерный текст; наглядные – слайды с картинками, фотографиями; практические – заполнение таблицы, схемы, работа с учебником) способствовало включению в работу обучающихся с различными способами восприятия.

На уроке осуществлялась работа по формированию адекватной самооценки через сравнение своих результатов с образцами выполненных заданий на слайдах.

Компьютерная презентация решала на уроке следующие задачи: обеспечение красочности и наглядности информации, эстетичности подачи материала, разнообразия подачи информации. Кроме этого, наличие компьютера и печатающего устройства у учителя позволило размножить раздаточный материал для обучающихся, пополнить банк дидактических материалов в электронном портфолио учителя.

Презентация выполнена на основе программы «PowerPoint». Смена и открытие слайда осуществлялась по щелчку. Просмотр видеоролика поддерживался программой «KMPLAYER», который открывался со слайда с помощью гиперссылки.

Практическая реализация: отзывы коллег и обучающихся.

Руководитель методического объединения Ненашева М.А.

Учитель Гашкова И. В. В системе проводит уроки с использованием ИКТ. Представленный урок грамотно продуман учителем. Компьютерная презентация способствовала повышению активности обучающихся, что не всегда удаётся при организации фронтальной работы. Правильному эмоциональному восприятию литературного произведения способствовал видеофрагмент.

Клименко Г.П. , учитель начальных классов

Представленный урок является одним из многих уроков учителя с использованием ИКТ. При создании уроков учитель пользуется целым комплексом информационных источников. Ярким моментом урока следует признать видеофрагмент, который не мог не повлиять на эмоциональное состояние детей. Презентация составлена в соответствии с темой и целями урока. Кроме фронтальной работы учитель использовал компьютер для индивидуальной работы обучающихся. Детям были предложены таблицы и схемы для заполнения, составленные учителем. Правильность выполнения заданий обучающиеся могли проверить также с использованием компьютера.

Штинников Иван, обучающийся 2 А класса.

Сегодня на уроке мы изучали стихотворение Сергея Есенина «Зима». Мне очень понравился урок, потому что я даже смог увидеть, какие сны снились бедным воробышкам. Мне захотелось, чтобы поскорее наступила весна, ведь воробышкам очень холодно.

Читайте также:  Анализ стихотворения Есенина Не жалею, не зову, не плачу…

Шабанас Алина, обучающаяся 2 А класса

На сегодняшнем уроке я чуть не заплакала, потому что мне очень жалко стало маленьких пташек. Но я смогла понять, что мне надо сделать. Я сегодня хочу попросить родителей помочь мне сделать кормушку для воробышков. У нас ведь тоже сейчас холодная зима. Я буду насыпать туда корм птицам. Многие люди тоже могут это сделать. И тогда птичкам станет полегче зимой.

Петри Константин, обучающийся 2 А класса

А я сегодня понял, что Есенин тоже любил животных. Он написал такое стихотворение, потому что ему очень жалко воробышков. А ещё он написал про весну. Она придёт, и воробышки опять будут весело чирикать.

Цели урока:

  • Образовательные: формирование умения анализировать художественное произведение, находить в авторском поэтическом тексте литературные приёмы, при помощи которых поэт создаёт образы; формирование навыка выразительного чтения;
  • Развивающие: развитие мышления, речи обучающихся, умения грамотно формулировать свои ответы, обогащение словарного запаса обучающихся, любознательности;
  • Воспитательные: воспитание любви к чтению, к природе, формирование активной жизненной позиции обучающихся – способствовать появлению желания оказывать посильную помощь нуждающимся в ней.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, учебник литературы, таблицы для сравнения художественных образов, карточки для соотнесения текста и литературных приёмов.

I. Организационный момент

За окном зима, снежок,
Он летает и кружится.
Школьный прозвенел звонок –
Нам, дружок, пора учиться.

II. Подготовка к восприятию нового материала

– Шерлок Холмс и Доктор Ватсон (Cлайд №2) как обычно не захотели оставаться на страничках нашего учебника литературы. Они приготовили для вас задание, выполнив его, вы узнаете тему нашего урока.

(Cлайд №3 – работа с кроссвордом)

– Послушайте и отгадайте загадки.

II. Сообщение темы и цели урока

Белая берёза под моим окном
Принакрылась снегом точно серебром…
– Все вы знаете строчки этого стихотворения. Их написал Сергей Есенин. Это первое напечатанное стихотворение Сергея Есенина. Он считал, что «писать для детей – надо особый дар иметь». Поэтому специальных «детских» стихов у него очень мало…
– Сегодня мы познакомимся со стихотворением Сергея Есенина «Зима». Но сначала мне хотелось бы немного вам рассказать об авторе (Слайд №4 – портрет и краткая биография С.Есенина).
– Работая над стихотворением «Зима», нам необходимо понять, как Сергею Александровичу Есенину удалось создать её образ. Посмотрите на экран (слайды № 5,6,7). Представленные картинки помогут вам в этом.

III. Работа по теме урока

1. Первичное восприятие произведения. Чтение стихотворения учителем.
2. Беседа по первым впечатлениям.
– Поделитесь своими впечатлениями. Понравилось вам стихотворение? Чем?
3. Просмотр видеоролика.
– А сейчас вы не только услышите, но и увидите то, о чём рассказал нам Есенин в
своём стихотворении.
– Что вам особенно понравилось? Расскажите.
4. Словарная работа.
– Просмотрите текст в учебнике и скажите, какие слова отмечены «звездочкой».
– Какие ещё слова для вас непонятны? (Cлайд № 8 – объяснение значения слов, трудных для понимания обучающихся).
V. Анализ произведения

1. Чтение стихотворения обучающимися.

– Прочитайте стихотворение и подумайте, какие картины-образы рисует в нём С. Есенин? (Зима в лесу, метелица во дворе, воробышки, зимняя вьюга, сон воробышков – весна).

2. Самостоятельная работа (Cлайд № 9).

– У вас на столах лежат таблицы. Предлагаю вам заполнить их.

3. Проверка самостоятельной работы.

ЗимаМетелицаВоробышкиВьюгаВесна
поётстелется ковромпташки малыестучитпрекрасная
аукаетхолоднаголодныезлитсяясная
баюкаетусталыекрасавица
нежные

– Прочитайте, какие слова вы записали для образа зимы, метелицы, воробышков, вьюги, весны (слайд № 10).

VI. Физминутка

Солнце землю греет слабо (руки вверх и вниз),
По ночам трещит мороз (руки на пояс, наклоны в стороны).
Во дворе у снежной бабы побелел морковный нос (дети показывают нос).
В речке стала вдруг вода неподвижна и тверда (прыжки на месте).
Вьюга злится, снег кружится (дети кружатся),
Заметая всё кругом белоснежным серебром (круговые движения руками).

1. Выявление литературных приёмов, используемых поэтом.

– Вы уже знаете ряд литературных приёмов. Попробуйте догадаться, о каком из них идёт речь: белый как снег (сравнение), зима нарядила деревья в тёплые шубы и шапки (олицетворение), снег белый, а уголь – чёрный, зима холодная, а лето тёплое (контраст).
– Верно, а теперь возьмите вторую карточку и соедините карандашом отрывок из стихотворения Сергея Александровича Есенина с литературным приёмом (слайд № 11)

VII. Работа над выразительным чтением стихотворения

2. Определение выразительных средств.

– Вспомните, какие средства помогут нам прочитать это замечательное стихотворение выразительно (интонация, логическое ударение, паузы, темп, громкость голоса)?
– Как вы думаете, как автор относится к воробышкам? Как нужно читать строки о них? А о вьюге?
– Какими строчками из стихотворения можно подписать иллюстрации в учебнике?

3. Выразительное чтение стихотворения.

VIII. Итог урока

– Как вы думаете, ребята, удалось ли нам раскрыть образы, которые нарисовал в своём
стихотворении С. Есенин?
– Почему стихотворение называется «Зима», а не «Воробышки»?
– Вы сегодня замечательно работали. Вы – молодцы! (слайд № 12)

IX. Домашнее задание. Выучить стихотворение наизусть.

Анализ стихотворения «Поет зима – аукает» Есенина

Одним из наиболее ярких произведений раннего творчества Сергея Александровича Есенина по праву считается стихотворение «Поет зима – аукает», в котором он в трогательной манере передал образ зимы. Предлагаем краткий анализ «Поет зима – аукает» по плану, с помощью которого можно подготовиться к уроку по литературе во 2 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Поет зима – аукает.

История создания – Стих написан в 1910 году.

Тема стихотворения – Природа, красота и суровость зимней поры года.

Композиция – Построена на противопоставлении суровой зимы и долгожданной весны.

Жанр – Пейзажная лирика.

Стихотворный размер – Двусложный четырехстопный ямб с использованием парной кольцевой рифмы.

Метафоры«мохнатый лес баюкает», «стозвон сосняка».

Эпитеты«седые», «игривые», «бешеный».

Сравнения«как детки сиротливые».

Олицетворения«метелица ковром шелковым стелется», «вьюга злится все сильней».

История создания

Стихотворение о зиме было написано Есениным в 1910 году, когда ему едва исполнилось 15 лет. Уже тогда он был влюблен в поэзию, но не думал, что именно она станет призванием всей его жизни.

Сергей Александрович долгое время не решался на публикацию своего «зимнего» стихотворения, полагая, что оно излишне наивное, не зрелое, лишенное толкового сюжета. Однако в дальнейшем это произведение было признано одним из лучших в раннем творчестве поэта именно благодаря своей трогательности и простоте восприятия.

Юному Есенину удалось придать образу зимы некую изюминку, многогранность, благодаря чему стихотворение надолго запоминается. Уже в начале своего творческого пути поэт умел удивительно тонко и умело вдыхать жизнь в неодушевленные предметы.

Центральная тема стихотворения – суровая красота русской зимы. В своем произведении автор восторженно демонстрирует всю силу и прелесть зимней поры, которую невозможно победить или обуздать. Единственное, что остается птицам и деревьям, уставшим от бесконечных бурь и снегопадов – терпеливо ждать прихода весны.

Главный образ произведения – зима, которая в первых строках стиха представляется ласковой, заботливой матерью. Она с нежностью «мохнатый лес баюкает» , укрывая его мягким снежным покрывалом.

Однако первое впечатление обманчиво, и автор показывает нам истинное лицо зимы – суровое, безжалостное, леденящее душу. Для всего живого на земле она может быть не только любящей матерью, но злобной мачехой, наказывающей нерадивых детей.

Лирический герой не описан детально в стихотворении, но можно смело предположить, что он, сидя в теплом уютном доме, любуется зимним пейзажем из окна. Чувства и эмоции его весьма разнообразны: расслабленное умиротворение от созерцания зимнего леса, жалость к замерзшим пичужкам, предвкушение скорого прихода весны.

В произведении Есенина природа живет, дышит, действует, чувствует. Она может быть радостной и грустной, нежной и грубой, доброй и злой. Но, несмотря на всю свою противоречивость, она вызывает искреннее восхищение и любовь.

Композиция

Сюжет стихотворения ясен и прост. Композиция состоит из трех условных частей. В самом начале автор повествует о зиме и жителях леса – воробышках, которые жмутся друг к другу в надежде хоть немного согреться. Кульминацией произведения служит описание разбушевавшейся вьюги, от которой ни спрятаться, ни скрыться. Демонстрация могущества зимы уступает место сладким мечтам о скорой весне.

В своем произведении поэт прибегает к противостоянию, игре на контрастах. Зима предстает до заботливой матушкой, то суровой мачехой. Лютые морозы и снежные вихри олицетворяют собой безжалостность зимней поры, которой противопоставляется весна – солнечная, радостная предвестница счастливых перемен.

Стихотворение написано в жанре пейзажной лирики. Стихотворный размер – двусложный четырехстопный ямб с использованием парной кольцевой рифмы.

Отличительной чертой данного произведения является необычное построение строк. Каждая строфа выглядит как обычное четверостишие, но, по сути, является шестистишием, что приводит к особенному звучанию стиха, с перебивкой ритма.

Средства выразительности

При описании неповторимой красоты и самобытности русской природы поэт мастерски использует различные средства художественной выразительности. Это и метафоры (« мохнатый лес баюкает», «стозвон сосняка »), и эпитеты ( «мохнатый», «седые», «игривые», «бешеный »), и олицетворения (« метелица ковром шелковым стелется», «вьюга злится все сильней »).

Замерзших воробышек Есенин сравнивает с «детками сиротливыми» , вызывая у читателя неподдельное чувство жалости к птичкам. Тем самым он подчеркивает, что все живое бессильно перед могуществом и величием природы, наделенной властью щедро одаривать и беспощадно отнимать свои дары.

«Поет зима – аукает» анализ стихотворения Есенина по плану кратко – тема, образы, метафоры, средства выразительности

Одним из наиболее ярких произведений раннего творчества Сергея Александровича Есенина по праву считается стихотворение «Поет зима – аукает», в котором он в трогательной манере передал образ зимы. Предлагаем краткий анализ «Поет зима – аукает» по плану, с помощью которого можно подготовиться к уроку по литературе во 2 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Поет зима — аукает.

История создания – Стих написан в 1910 году.

Тема стихотворения – Природа, красота и суровость зимней поры года.

Композиция – Построена на противопоставлении суровой зимы и долгожданной весны.

Жанр – Пейзажная лирика.

Стихотворный размер – Двусложный четырехстопный ямб с использованием парной кольцевой рифмы.

Метафоры«мохнатый лес баюкает», «стозвон сосняка».

Эпитеты«седые», «игривые», «бешеный».

Сравнения«как детки сиротливые».

Олицетворения«метелица ковром шелковым стелется», «вьюга злится все сильней».

История создания

Стихотворение о зиме было написано Есениным в 1910 году, когда ему едва исполнилось 15 лет. Уже тогда он был влюблен в поэзию, но не думал, что именно она станет призванием всей его жизни.

Сергей Александрович долгое время не решался на публикацию своего «зимнего» стихотворения, полагая, что оно излишне наивное, не зрелое, лишенное толкового сюжета. Однако в дальнейшем это произведение было признано одним из лучших в раннем творчестве поэта именно благодаря своей трогательности и простоте восприятия.

Юному Есенину удалось придать образу зимы некую изюминку, многогранность, благодаря чему стихотворение надолго запоминается. Уже в начале своего творческого пути поэт умел удивительно тонко и умело вдыхать жизнь в неодушевленные предметы.

Центральная тема стихотворения – суровая красота русской зимы. В своем произведении автор восторженно демонстрирует всю силу и прелесть зимней поры, которую невозможно победить или обуздать. Единственное, что остается птицам и деревьям, уставшим от бесконечных бурь и снегопадов – терпеливо ждать прихода весны.

Главный образ произведения – зима, которая в первых строках стиха представляется ласковой, заботливой матерью. Она с нежностью «мохнатый лес баюкает», укрывая его мягким снежным покрывалом.

Однако первое впечатление обманчиво, и автор показывает нам истинное лицо зимы – суровое, безжалостное, леденящее душу. Для всего живого на земле она может быть не только любящей матерью, но злобной мачехой, наказывающей нерадивых детей.

Лирический герой не описан детально в стихотворении, но можно смело предположить, что он, сидя в теплом уютном доме, любуется зимним пейзажем из окна. Чувства и эмоции его весьма разнообразны: расслабленное умиротворение от созерцания зимнего леса, жалость к замерзшим пичужкам, предвкушение скорого прихода весны.

В произведении Есенина природа живет, дышит, действует, чувствует. Она может быть радостной и грустной, нежной и грубой, доброй и злой. Но, несмотря на всю свою противоречивость, она вызывает искреннее восхищение и любовь.

Композиция

Сюжет стихотворения ясен и прост. Композиция состоит из трех условных частей. В самом начале автор повествует о зиме и жителях леса – воробышках, которые жмутся друг к другу в надежде хоть немного согреться. Кульминацией произведения служит описание разбушевавшейся вьюги, от которой ни спрятаться, ни скрыться. Демонстрация могущества зимы уступает место сладким мечтам о скорой весне.

В своем произведении поэт прибегает к противостоянию, игре на контрастах. Зима предстает до заботливой матушкой, то суровой мачехой. Лютые морозы и снежные вихри олицетворяют собой безжалостность зимней поры, которой противопоставляется весна – солнечная, радостная предвестница счастливых перемен.

Стихотворение написано в жанре пейзажной лирики. Стихотворный размер – двусложный четырехстопный ямб с использованием парной кольцевой рифмы.

Отличительной чертой данного произведения является необычное построение строк. Каждая строфа выглядит как обычное четверостишие, но, по сути, является шестистишием, что приводит к особенному звучанию стиха, с перебивкой ритма.

Средства выразительности

При описании неповторимой красоты и самобытности русской природы поэт мастерски использует различные средства художественной выразительности. Это и метафоры («мохнатый лес баюкает», «стозвон сосняка»), и эпитеты («мохнатый», «седые», «игривые», «бешеный»), и олицетворения («метелица ковром шелковым стелется», «вьюга злится все сильней»).

Замерзших воробышек Есенин сравнивает с «детками сиротливыми», вызывая у читателя неподдельное чувство жалости к птичкам. Тем самым он подчеркивает, что все живое бессильно перед могуществом и величием природы, наделенной властью щедро одаривать и беспощадно отнимать свои дары.

Ссылка на основную публикацию