Анализ стихотворения Высоцкий Я не люблю

Анализ песни Высоцкого «Я не люблю»

Впервые о Владимире Высоцком заговорили в начале семидесятых. Его доходчивые и нехитрые песни-монологи привлекли к себе внимание самых разных людей. В восьмидесятые годы их пела уже вся страна. А сам автор был не так прост и прямолинеен, как это могло показаться на первый взгляд.

Мне хочется поговорить о его стихотворении «Я не люблю». Его можно назвать программным в творчестве Владимира Семеновича.

Я не люблю фальшивого исхода,

От жизни никогда не устаю.

Я не люблю любое время года,

В которое болею или пью.

Я не люблю холодного

В восторженность не верю, и еще —

Когда чужой мои читает письма,

Заглядывая мне через плечо.

В этом стихотворении поэт высказывает свои заветные мысли, говорит о принципах без колебаний и ложной стыдливости. Его душа открыта читателям и слушателям.

Я не люблю, когда наполовину,

Или когда прервали разговор.

Я не люблю, когда стреляют в спину,

Я также против выстрела в упор.

И как у большого поэта, у Высоцкого от личного «я» идет переход к общественному. Он видит себя гражданином великой страны и высказывает свою позицию смело, даже если она идет вразрез с официальной.

Червей сомненья, почестей иглу,

Или — когда все время против шерсти,

Или — когда железом по стеклу.

Я не люблю уверенности сытой,

Уж лучше пусть откажут тормоза.

Досадно мне, коль слово «честь» забыто И коль в чести наветы за глаза.

Поэт решил высказаться до конца, без недосказанности и трусливого умолчания. Его тон категоричен и, кажется, не терпит возражений. Лейтмотивом стихотворения звучит фраза, вынесенная и в название: «Я не люблю. » Без излишней красивости, витиеватых эпитетов поэт высказывает, свою гражданскую позицию. Он не хочет подстраиваться ни» к чьему мнению, голосу — пусть теперь послушают его собственный.

Когда я вижу сломанные крылья —

Нет жалости во мне, и неспроста.

Я не люблю насилья и бессилья,

Вот только жаль распятого Христа.

Заканчивается стихотворение (так и просится сказать манифест) четким выражением поэтом своей позиции, непоколебимой верой в свою правоту, которую хочется назвать истиной. Но это не самодовольство и вера в собственную непогрешимость, а выстраданная и понятая истина, к которой поэт шел долгим и мучительным путем.

Я не люблю себя, когда я трушу,

Я не терплю, когда невинных бьют.

Я не люблю, когда мне лезут в душу,

Тем более — когда в нее плюют.

Я не люблю манежи и арены —

На них милъон меняют по рублю.

Пусть впереди большие перемены,

Я это никогда не полюблю!

Предвидя перемены в обществе, поэт говорит об абсолютных истине и ценностях, которые не подвластны времени.

Сочинения по темам:

Анализ песни Высоцкого «Райские яблоки» В сборнике стихов Владимира Семеновича Высоцкого «Лирика» нахожу балладу «Райские яблоки». Она датирована 1978 годом. Известно, что поэт пережил две клинические смерти: одну в 1969 году и потом за год до смерти в 1979. Человек, который пережил подобное, я думаю, смотрит на окружающий мир уже по-другому. Баллада «Райские яблоки» — одно из наиболее сложных философских […].

Анализ песни Высоцкого «Мерцал закат, как блеск клинка» Военная тема является одной из центральных в творчестве B. C. Высоцкого. Поэт помнил войну по детским воспомина­ниям, но ему часто приходили письма фронтовиков, в которых они спрашивали его, в каком полку он служил, так реалистич­но удавались Владимиру Семеновичу зарисовки из военной жизни. Текст песни «Мерцал закат, как блеск клинка…» (извест­ной также под названиями «Военная песня» […].

Анализ песни Высоцкого «Братские могилы» Весь стих пронизан идеей патриотизма. В первые четыре строки умещено невероятное количество страдания, тоски, необъятного горя. В каждом слове горечь утраты самых мужественных и отважных, имена которых неизвестны и образ которых не сохранился, о которых мы можем говорить только в общем, обо всех разом. Их подвиги на расписаны, но героизм их от этого не уменьшен. […].

Анализ песни Высоцкого «Охота на волков» Внутреннее рабство, а в более широком смысле — предсказуемость поведения, шоры, «флажки» питают фатализм. Неспособность понять, что на белом свете существует множество способов решения проблемы, неограниченное количество подходов к рассмотрению любой ситуации, ставит человека в безвыходную ситуацию там, где достаточно отказаться от клише (мышления, образа жизни) , чтобы изменить течение событий. Бараны ходят стадом. Волки […].

Анализ стихотворения Высоцкого «Здесь лапы у елей дрожат на весу» Стихотворение B. C. Высоцкого «Здесь лапы у елей дрожат на весу» яркий образец любовной лирики поэта. Оно навея­но чувствами к Марине Влади. Уже в первой строфе явствен­но звучит мотив препятствия. Его подчеркивает особое худо­жественное пространство — заколдованный дикий лес, в котором живет возлюбленная. Путеводной нитью в этот ска­зочный мир является любовь. Образный ряд произведения строится […].

Анализ стихотворения Высоцкого «Песня о времени» Заголовок Анализ стихотворения высоцкого песня о времени не люблю», «Песня о времени» — устремления лирического героя Высоцкого Каковы устремления лирического героя Высоцкого в этом дисгармоничном мире — уже не сказочном, а реальном? Что он любит? В чем ищет спасения? Поэт прямо называет то, что он «не любит». Об этом песня «Я не люблю» (1969): Но […].

Анализ стихотворения Рождественского «Я жизнь люблю безбожно» Стихотворение «Я жизнь люблю безбожно» Рождественского начинается с парадоксальной на первый взгляд фразы: «Я жизнь люблю безбожно!» Но в данном случае имеется ввиду не натуральное безбожие поэта, а сильную любовь к этому миру, что сродни поэту Есенину, который боготворил «голубую Русь». Роберт признается в любви к жизни, хотя знает наперед, что все равно умрет. Он […].

Анализ стихотворения Анненского «Я люблю» Через четыре месяца после скоропостижной кончины Анненского свет увидел его сборник «Кипарисовый ларец» (1910). Подготовкой к изданию занимался сын поэта. Книга состоит из нескольких разделов, названных трилистниками. Такая структура вызвала неоднозначную реакцию со стороны читателей начала двадцатого столетия. Брюсов считал распределение стихотворений «искусственным и претенциозным». По признанию Бальмонта, перечисление даже части оглавления рождало в нем […].

Информационные технологии на уроках литературы. Анализ стихотворения “Я не люблю” В.С. Высоцкого

Цель образовательная: познакомить учащихся с биографией В.С.Высоцкого, опираясь на воспоминания его родных и близких; с его творчеством певца, поэта, киноактёра, драматического актёра; с многообразием тем его стихов и песен.

Цель развивающая: развивать речь, эмоционально-чувственную сферу.

Цель воспитательная: содействовать осмыслению истории, расширению и обогащению представлений школьников о современной действительности, о нравственных исканиях современника, готовить к выбору жизненного пути; подвести учащихся к размышлению о человеке в современном мире.

Оборудование: выставка книг, песни В.Высоцкого, фотографии.

Словарь.

Кредо – чьи-нибудь убеждения, мировоззрение.
Стихипесни, авторская песня (Творчество «поющих поэтов», сочетающих в одном автора мелодии, автора стихов, исполнителя и аккомпаниатора)
Бард – 1. У древних кельтов; певец-поэт;2. Поэт и музыкант,исполнитель собственных песен.// бардовый.Словарь С.И.Ожегова С.36
Бюрократизм – 1.Управление, при котором деятельность органов исполнительной власти излишне осложнена и направлена на обеспечение ведомственных интересов в ущерб интересам общества, во вред ему. 2. Канцелярщина, пренебрежение к существу дела ради соблюдения формальностей.// бюрократический, бюрократ.
Гражданственность – 2. Свойственный гражданину как сознательному члену общества. Гражданский долг. Иметь гражданское мужество.

Оборудование: портреты Высоцкого; фотографии; аудиозаписи песен; видеофрагменты; сборники стихотворений, ; компьютер; проектор; экран; компьютерные презентации; тексты песен; гитары.

Методические приёмы: рассказ учителя; сообщения учащихся; прослушивание аудиозаписей, просмотр видеофрагментов, клипов и компьютерных презентаций; аналитическая беседа.

1. Сообщается тема и цели урока

Владимир Семёнович Высоцкий
25 января 1938 – 25 июня 1980

Слово учителя. Высоцкий говорил: “Это единственная страна — Россия, где поэзия на таком не то что высоком уровне — это само собой, — поэзия великая у нас, величайшая, лучшая поэзия. И мне кажется — не из-за того, что наши поэты были только большими стихотворцами, писали прекрасные стихи, — а из-за того, что они себя достойно вели в жизни — и по отношению к властям, и по отношению к друзьям, по отношению друг к другу и, конечно, к своему творчеству. И из-за этого поэзия всегда была как-то во главе литературы, хотя у нас литература великая, величайшая в мире…”[2]

2. На доске записан эпиграф:

Носил он совесть слишком близко к сердцу,
Как носит свой осколок ветеран.
Современники о Высоцком (к 50-летию со дня рождения)

Сформулирован проблемный вопрос: Что такое гражданственность? В чём проявляется гражданственность творчества Высоцкого?

3. Слово учителя:

– Сегодня у нас не совсем обычный урок, а, как заявлено в теме, творчество В.С.Высоцкого, чтение и анализ стихотворения «Я не люблю»,воспитать нравственные принципы на основе анализа песни-стиха.
И может быть знакомые слова, если нет, устно составим словосочетания и предложения. Данные слова необходимы для понимания урока.
Сегодняшний урок – урок-портрет Владимира Семёновича Высоцкого – поэта, певца, киноактёра, драматического актёра. При жизни его не очень-то баловали вниманием. И тем не менее именно при жизни он познал безбрежную славу. В Болгарии, где он выступал, крестьяне в знак благодарности подняли автобус, на котором он приехал. А спел-то им Высоцкий всего 4 песни – но как спел! Люди эти трудовые сразу же поняли, что перед ними такой же трудяга.
Секрет его популярности прежде всего в яркой гражданственности творчества Ведь гражданственность – это не костюм для трибуны, а человеческая сущность самого поэта, она сказывается во всём, что он делает и пишет. Никогда не бывает так, чтобы поэт сказал себе: дай-ка я сяду и напишу гражданское стихотворение. А если и делается так, то это не творчество, а подделка. Богатый опыт поэзии свидетельствует, что гражданственность – это проникновение в самую суть времени, а не количество откликов на те, или иные события. Поверхностный отклик уходит вместе с листком календаря или газеты. Настоящее гражданское стихотворение – это не отклик, а поступок. Иногда связанный с разными неприятностями. Высоцкий был широко известен, даже знаменит, как спорщик, который жил наперекор, пел вопреки. Не каждый сможет так.

4. Для полного восприятия творчества В.С.Высоцкого давайте спросим родных и близких

Булат Окуджава сказал: “Высоцкий – инструмент, созданный для того, чтобы выкрикнуть наши радости, горести”. О каких горестях и радостях кричал Высоцкий? В чём заключается его гражданское кредо? Ответим его стихами.
“К песням В.Высоцкого можно относиться по-разному. Их можно любить или не любить. Можно принимать или отвергать. И долго спорить о них тоже можно. Высоцкий писал очень личностные песни. Абсолютно свои. Песни были не только продолжением его дыхания. В них продолжалось и его сердцебиение, грохотал пульс, выявлялся характер, распахивалась душа. Лучшие песни В. Высоцкого – для жизни. Они – друзья людей. В песнях этих есть удивительная добрая сила. Сила, которая помогает выстоять слабым и обрести уверенность – растерявшимся. На иную песню можно опереться, как на плечо”. (Роберт Рождественский).
Высоцкий, может быть, более, чем кто-либо другой, своим творчеством и своей такой типично российской короткой, но яркой жизнью очеловечил “ностальгию” многих поколений “по настоящему”, живя “по грудь во вранье”, сам он “не умел лгать”, “воплощал постоянное желание людей видеть рядом с собой правду”, каждый раз выходил к микрофону, как “к амбразуре”, шёл прямой, честной, бескомпромиссной дорогой, как канатоходец “без страховки”, бесстрашно “выходил из повиновения” бюрократов, прорывался “за красные флажки” и на фоне ложных лозунгов стучался в людские сердца, чтобы “не забыли” и “не потеряли” в каждодневной суете главное – честность, милосердие, любовь, верил: всё-таки “добро остаётся добром – в прошлом, будущем и настоящем!”

Из воспоминаний родных и близких

Иза Константиновна Высоцкая (Ангелина)

“Мне кажется, что он всегда точно знал, что он хочет и очень целеустремлённо к этому шёл. Теперь в этом громадный дефицит. И надёжность. Хотя, конечно, были и человеческие слабости, но тем не менее надёжность.”

Марина Влади (БалБуяна)

Из книги “Владимир, или Прерванный полёт”: “Среди множества писем, которые приходили к тебе, ты ревниво хранишь те, в которых мужчины и женщины пишут, что твои песни помогли им преодолеть какой-либо драматический момент в жизни. Я читала их. Тебе писали подводники, которым приходилось проводить много недель в морской глубине, затерянные в пурге альпинисты, сбившиеся с пути в степи шофёры, космонавты, испытывающие в звёздной пустоте благотворное воздействие твоих юмористических песен, молодые правонарушители, женщины, умеющие смеяться, несмотря на полную забот жизнь. Старики благодарили тебя за то, что ты смог так прекрасно понять и воспеть их души. Подающие надежды молодые артисты готовы взять с тебя пример и клянутся работать изо всех сил, чтобы сравняться или даже превзойти своего кумира. Пишут также солдаты после службы – их искренность и растерянность вызывают у тебя слёзы. Об этих письмах ты говорил, что они лучшие твои адвокаты на суде, который бесконечно устраивают тебе бюрократы”.
“В книге “Владимир, или Прерванный полёт” всё правда. Я написала только о том, что видела или слышала сама. Или о том, что мне рассказывал Володя. В книге нет ни одного эпизода, не связанного с нашей жизнью. Я очень хочу, чтобы люди в Советском Союзе знали: всё, что я пишу,- это правда”.
“Он играл Гамлета” (Высоцкий – драматический актёр).
Воспоминания отца.
Булат Окуджава сказал: “Высоцкий – инструмент, созданный для того, чтобы выкрикнуть наши радости, горести”. О каких горестях и радостях кричал Высоцкий? В чём заключается его гражданское кредо?» послушаем его песню. (6)

Читайте также:  Судьба барабанщика – краткое содержание повести Гайдара

5. Песня «Я не люблю»

1. Песня вам понравилась?
2. О чем поет Высоцкий?

6. Анализ стихотворения. Работа с новыми словами, приемами. Заполнения кластера, таблицы. (Приложения)

Возвращаемся к вопросу, сформулированному в начале урока: Что такое гражданственность? В чём проявляется гражданственность творчества Высоцкого?
Как много успел сделать один человек: более 800 песен и стихов, несколько поэм, около 30 ролей, сыгранных в кино. Из множества публикаций к 50-летию со дня рождения поэта меня поразили 2 фразы:

“Он умер от жизни”
и
“Носил он совесть слишком близко к сердцу,
Как носит свой осколок ветеран”.

Хорошо, что и сегодня его любят те, кто чутко отзывается на фальшь и неискренность. Хорошо, что он так любим теми, кто был на фронте, – фронтовики знают цену и слову, и делу.
Он всю жизнь спешил. Друзья увещевали его: “ Володечка, куда тебя несёт, ты бы помедленнее”, а он лишь смеялся в ответ. И летел на своих привередливых конях, боясь потерять хотя бы мгновение, спешил сказать людям правду. Правду о самом себе, о своих современниках, о своём времени, о нашей истории. Он спешил и УСПЕЛ!
12 октября 1985 года был открыт памятник Высоцкому на его могиле. Поэт отлит из бронзы во весь рост, словно он стремится вырваться из стягивающих его пут. Над ним – гитара. Позади – две красивые лошадиные головы, которые напоминают о самой лучшей его песне «Кони привередливые»

После смерти поэта немало говорили о том, как рано оборвалась его жизнь, как много он мог бы ещё сделать…
Разговоры эти беспочвенны, и вовсе не потому, что человека всё равно не вернёшь. Просто Высоцкий сделал всё, что было предназначено ему судьбой. Он реализовал себя полностью. Он хотел быть и был. СТАЛ. СОСТОЯЛСЯ.

7. Рефлексия

Дать письменный ответ урок понравился? Что я узнал о Высоцком?

8. Домашнее задание: составить свое жизненное кредо или стихотворение «Я не люблю».

Литература:

  1. Встречи в зале ожидания. Воспоминания о Булате. – М.: “Деком”, 2004 г.
  2. Высоцкий В. Я не люблю. – М.: “Эксмо-пресс”, 1998 г.
  3. Демидова А. Владимир Высоцкий, каким я знаю и люблю. – М., 1989 г.
  4. Евтушенко Е. Медленная любовь. – М.: “Эксмо-пресс”, 1997 г.
  5. Окуджава Б. Стихотворения. – М.: “Эксмо”, 2006 г.

Краткое содержание Горячий камень Гайдара для читательского дневника

Год: 1941 Жанр: рассказ

Главные герои: Ивашка Кудряшкин, старый сторож

Одинокий старик со сложной судьбой поймал однажды у себя в саду Ивашку Кудряшкина, мальчишку, который хотел оборвать его яблоню. Оставшись безнаказанным, ушел мальчик куда глаза глядят, пока не очутился на болоте. Там обнаружил волшебный камень с надписью, призывавшей разбить его и тем самым вернуть молодость. Но Ивашка так и не решился воспользоваться им. Он перенес камень на гору в надежде, что несчастный старик, сжалившийся над ним, начнет новую жизнь. Однако вскоре был удивлен его отказом. Оказалось, что жизнь старика была счастливой и проживать ее сначала он не желал. Камнем этим так никто и не воспользовался.

Вывод: Рассказ А. Гайдара “Горячий камень” учит тому, чтобы мы помнили, как быстротечна наша жизнь. И пока мы растрачиваем силы на бесполезные дела, можем упустить шанс приумножить богатства нашей души путем совершения поистине добрых поступков, проявления сострадания, человечности.

Читать краткое содержание Гайдар Горячий камень

Давным давно, поселившись в одном из сел, жил одинокий, с виду нелюдимый старик. Не понаслышке люди, находящиеся рядом с ним, знали о нелегкой его судьбе: трудолюбивый старик был очень седым, а лицо пересекал шрам, который оставлял впечатление, что человек этот очень несчастный.

Поймал он однажды в своем саду Ивашку Кудряшкина, мальчишку, тщетно пытавшегося оборвать яблоню в его саду. Вместо того, чтобы со всей строгостью проучить воришку, он молча отпустил мальчика, пожалев его. Не получив сурового наказания за свой поступок, сгорая от стыда, испуганный Ивашка отправился в лес, по пути в который набрел на болото. Там он нашел камень и с удивлением обнаружил, что камень этот волшебный. Прочтенная на нем надпись – снести камень на гору, в результате чего вернется молодость, – не давала покоя Ивашке.

После долгих раздумий он так и не решился воспользоваться его волшебными свойствами. Ведь обычное детское желание перепрыгнуть в школе из первого класса в третий – несбыточная мечта, просто фантазия. А повторить еще раз череду неприятных событий первого класса, связанных с отставанием в учебе, он не желал. Огорчившись, что не нашлось повода разбить камень самому, Ивашка, поравнявшись с садом, вдруг вновь повстречал того старика, который смилостивился над ним. Усталый, болезненный вид пожилого человека заставил мальчика обратить на него особое внимание. Ведь человек, в чей сад залез Ивашка, кому мог нанести ущерб и доставить неприятности, не только не наказал его, но отпустил без укора и упрека.

Проявив благородство, мальчик решил отплатить за добро добром. Ведь судя по внешнему виду старика, перенес он в жизни немало бед. Об этом напоминает и шрам на лице, и хромота, и его угрюмый усталый вид. Вернуть молодость и прожить жизнь заново так, как хочется – именно это он и предложил деду. Однако камень необходимо было перенести на гору и разбить его там. С огромным трудом пришлось самому Ивашке сделать это.

Добрые мысли не покидали мальчика. Вспоминая свои жизненные ситуации, он по-детски наивно полагал, что это были действительно лучшие моменты в его жизни. Именно поэтому он желал поделиться счастьем с бедным пожилым человеком.

Но каково же было удивление Ивашки, когда придя на гору, встретив старика с пустыми руками, услышал от него отказ разбить камень. Признание себя самым счастливым на свете ошеломило мальчугана. Вспоминая свое прошлое, он с гордостью восстанавливал в памяти события прошлых лет: военные дни, победы и поражения, болезни и радостные минуты.

Оказалось, что счастье для этого старика заключалось в труде, в участии в великих боях за родную страну. А начать жизнь заново – значит стереть это прошлое, убрать из памяти нескончаемую череду грустных и радостных событий. Ведь благодаря им теперь он может с уверенностью сказать, что прожил жизнь честно и достойно, с пользой для других.

Камень, волшебством которого не воспользовались ни Кудряшкин Ивашка, ни старик, так и остался лежать на горе нетронутым. Никто не решился разбить его, помолодеть и без ошибок прожить свою жизнь с самого начала.

Читать краткое содержание Горячий камень. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Гайдар. Краткие содержания произведений

  • Военная тайна
  • Голубая чашка
  • Горячий камень
  • Дальние страны
  • Дым в лесу
  • На графских развалинах
  • Р.В.С.
  • Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове
  • Совесть
  • Судьба барабанщика
  • Тимур и его команда
  • Четвёртый блиндаж
  • Чук и гек
  • Школа

Картинка или рисунок Горячий камень

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Давно в одном Городе в Германии жил башмачник Фридрих со своей женой Ханной, которая торговала овощами. У них двоих был красивый стройный сын Якоб, которого любили родители, соседи и покупатели.

Герой рассказа Алексей Бирюков, мельник средних лет. Коренастый, здоровый, словно моряк, с красным угрюмым лицом. К нему на мельницу приехали пара монахов, смуглый чернобородый Диодор и старик Клиопа.

«Марсианские хроники» – роман с разными действующими лицами, рассказчиками, растянутый в хронологии и разбитый на главы-рассказы. Действие начинается в январе 1999 года. Ракетное лето в США – стартует первая экспедиция на Марс.

Повествование данного рассказа ведётся об интеллигентном человеке, сильно злоупотребляющим спиртные напитки, а имя этого персонажа Веничка. По жизни он привык мерить всё в граммах

С самого раннего утра мужчина с неопрятной внешностью делал свою ежедневную работу. Он раздавал кошкам куски печени. Однако в зависимости от того, насколько платежеспособным был хозяин животного

Творчество Гайдара. Философская сказка «Горячий камень», её роль в творчестве писателя и в истории литературной сказки.

Сюжет

В деревне жил одинокий старик – седой, хромой, с большим шрамом на лице. Он сторожил колхозный сад, а в свободное время подшивал валенки и делал корзинки.

Однажды местный мальчик Ивашка решил забраться в колхозный сад, чтобы полакомиться яблоками. На заборе он зацепился за гвоздь, упал в колючий кустарник и что есть силы закричал. Тут-то его и поймал старый сторож. Но он пожалел мальчика, и отпустил его. Ивашке стало очень стыдно, и он побрел куда глаза глядят. Так он дошел до болота, где решил передохнуть на голубом камне. Едва сев на него, он тут же подскочил – камень оказался очень горячим. Ивашка догадался, что камень – волшебный. Очистив его от старой грязи, он увидел надпись, гласившей, что тот, кто поднимет камень на гору и разобьет его, вернет свою молодость.

Ивашка решил подарить «молодильный» камень доброму сторожу. Вот только старик отказался разбивать камень. Он рассказал мальчику, что прожил трудную, но очень интересную и счастливую жизнь. Сторож гордился своими прожитыми годами, и не хотел начинать жизнь с чистого листа.

Старик предложил Ивашке оставить камень на видном месте, чтобы его разбил тот, кто захочет вернуть свою молодость. С тех пор много народу побывало у волшебного камня, вот только никто так и не решился разбить его.

Краткое содержание произведения

В первой главе сказки читатели знакомятся с одним из ее главных героев — хмурым нелюдимым стариком. Все жители села знали, что он прожил нелегкую тревожную жизнь. Хотя старик мало рассказывал о себе, люди знали, что он достоин уважения. Даже на склоне своих лет мужчина не оставался без дела, он старался быть полезным обществу. И к работе сторожем в колхозном саду относился со всей серьезностью.

Ивашка — это тоже персонаж сказки «Горячий камень». Краткое содержание произведения не позволяет в полной мере описать взаимоотношения, которые сложились между мальчиком и стариком, хотя сюжет строится именно на этом.

Знакомство главных героев происходит при попытке мальчика проникнуть в колхозный сад, где он и был пойман сторожем. Ивашка был уверен в том, что его ждет суровое наказание, но старик отпустил мальчика, не сказав ни единого слова.

Ивашка сгорал от стыда за совершенный проступок. Переживая, он забрел в лес и случайно оказался на болоте, где и обнаружил необычный камень. Он был горячим, а надпись на поверхности указывала на то, что находка была действительно волшебной. Смысл слов, написанных на камне, заключался в том, что благодаря его силе можно было вернуть молодость и начать жизнь сначала. Для этого достаточно было лишь разбить необыкновенный камень.

Читайте также:  На графских развалинах – краткое содержание повести Гайдара

Ивашка решил, что начинать жизнь сначала ему совсем не нужно, так как были моменты, которые он не хотел бы забывать. Мальчик считал себя вполне счастливым человеком. А вот больной израненный старик мог бы воспользоваться волшебством, чтобы изменить судьбу. С таким предложением и пришел Ивашка Кудряшкин к сторожу.

Старик сдержанно выслушал предложение мальчика и попросил его вытянуть камень из болота на гору. Ивашка, выполняя просьбу, был горд тем, что благодаря ему старик станет счастливым человеком. Для этого ему не нужно будет лезть в болото, чтобы разбить волшебный камень, достаточно лишь подняться в гору.

Но совсем неожиданным для Ивашки оказалось продолжение истории — старик, придя к камню, отказался разбивать его и возвращать свою молодость. Мальчик узнает что, жизнь, прожитая стариком, была полна счастливых моментов, ему не хотелось забывать то, через что пришлось пройти.

Рассказ Гайдара «Горячий камень» имеет неожиданную и наполненную глубоким смыслом концовку. Главные герои произведения договариваются о том, что они оставят камень на горе, на том месте, где он будет виден многим людям. А сделают они это для того, чтобы понаблюдать, что будет происходить с камнем. Прошло много лет, но волшебный предмет так и остался нетронутым.

Сам Аркадий Гайдар горячий камень тоже видел — побывал на знаменитой горе, но разбить его не решился. Человек должен прожить одну жизнь, сумев разглядеть в ней удачу, ошибки, счастливые моменты. Именно такой подход к жизни автор считает правильным, а также пытается убедить в этом читателей.

Рецензии на книгу «Горячий камень» Аркадий Гайдар

Ещё одно наше приобретение из серии «Любимая мамина книжка». И мне, и сыну очень нравится формат книг в мягких обложках: за счёт своей небольшой толщины они занимают минимум места на полке, а значит его можно сэкономить для других книг (библиотека у нас с сыном уже собралась приличная, постоянно пополняется, поэтому это актуальный для нас вопрос). К тому же они лёгкие, их удобно возить в багаже, они хорошо ложатся в руки. Поначалу я побаивалась такого формата, из моих детских книжек в мягких обложках ни одной не сохранилось, все от времени сильно истрепались и пошли в утиль. Но современные технологии добрались и до книгопечатной продукции. Обложки сейчас делают на славу, наши книжки все выглядят как новенькие, вне зависимости от того как часто они перечитываются. И бумага внутри тоже прекрасная: плотная, офсетная, кипельно белая, матовая (так что читать комфортно при любом освещении, ведь она совершенно не бликует). У издательства «Речь» вообще высокая планка в смысле качества изданий. Текст напечатан крупно, чётко, при чтении не устанут глазки даже самых юных читателей. Полиграфия отличная, качество печати иллюстраций радует глаз. На этот раз наша полочка с книжками в мягких обложках пополнилась изданием сказки Аркадия Гайдара «Горячий камень«. Скажу честно, сама я в детстве этот рассказ-сказку не читала, поэтому содержание было мне не знакомо. Бросив беглый взгляд на фотографии из анонса издательства, я решила, что это книга о войне и незамедлительно добавила её в корзину, потому что сыну сейчас эта тема очень интересна, и книги о детях в войну пользуются у него огромным вниманием… Оказалось, мои выводы были ошибочны, книга совсем не про войну. Но сыну (да и мне тоже) книга понравилась чрезвычайно. «Горячий камень» — это история об одиноком старике, стерегущем колхозный сад от набегов деревенских мальчишек. Однажды старик поймал в саду Ивашку Кудряшкина, но почему-то сжалился, глядя на его пристыженный вид и ободранные об ограду штаны… Ивашке было так стыдно, что он долго ещё бродил по лесу, успокаиваясь. И вот во время этих блужданий, он нашёл на болоте волшебный камень. Камень был горячим, как уголь, и была на нём такая надпись: «Кто снесёт этот камень на гору и там разобьёт его на части, тот вернёт свою молодость и начнёт жизнь сначала». Ивашка поглядел на этот камень и решил рассказать о нём старому сторожу. Ведь сторож был хром, лицо его пересекал большой шрам, глаза были грустными… Ивашка решил подарить доброму старику, не ставшему стегать его крапивой в колхозном саду, шанс на вторую жизнь. Да только сторож сказал, что не может надолго оставить сад без присмотра, и пришлось Ивашке самому тащить камень в гору, чтобы помочь старику и в этом… Какого же было удивление и разочарование мальчика, когда старый сторож и вовсе отказался разбивать камень, заявив, что жизнь у него была счастливой, хоть и трудной. И другой жизни он не хочет, ему дорого каждое воспоминание, каждый шрам… Так и остался тот камень лежать на горе целым, неразбитым… И много лет спустя всё ещё лежит на своём месте… Хорошая добрая и поучительная история о том, каким разным бывает счастье. Иллюстрации в этом издании просто замечательные. Очень интересная карандашная графика Анатолия Слепакова в тёплых, коричневых тонах. Полиграфия на высоте (это же «Речь», у них по-другому не бывает). Держать книгу в руках — одно удовольствие. Отличное приобретение, советую присмотреться ко всей серии «Любимая мамина книжка», в ней что не издание — жемчужинка!

Анализ произведения

Писатель рассказал историю про волшебный камень, способный вернуть молодость. Но в результате эта вещь так никому и не пригодилась.

Краткое содержание

Деревенский сторож охранял колхозный сад, а в свободное от работы время подшивал валенки и мастерил корзинки. Однажды один мальчишка захотел полакомиться садовыми яблоками. Он полез через ограду, зацепился за гвоздь, после чего свалился в колючий кустарник и закричал от боли. В этот момент сторож его и схватил. Старик пожалел мальчишку и отпустил его.

Ивашке было стыдно за свой поступок. Он пошел куда глаза глядят и набрел на болото. Там мальчик решил передохнуть на голубом камне. Когда он сел на него, то тут же подскочил. Этот камень оказался очень горячим. Парнишка догадался, что камень волшебный, он очистил его грязи, после чего увидел надпись. Она гласила: «Тот, кто поднимет камень на гору и разобьет его, вернет свою молодость».

В благодарность мальчик решил подарить этот камень доброму сторожу. Но тот отказался от подарка и рассказал Ивашке про свою трудную, но очень интересную, насыщенную и счастливую жизнь. Сторож гордился своими прожитыми годами, поэтому начинать жизнь с чистого листа ему вовсе не хотелось.

После этого он предложил мальчику оставить камень на видном месте, чтобы его разбил тот человек, который захочет вернуть свою молодость. Только с тех пор на том месте побывало множество людей, но никто не решился воспользоваться камнем.

План пересказа

По краткому содержанию сказки можно составить сжатый план пересказа. Он состоит из следующих пунктов:

  1. Сторож охраняет сад.
  2. Мальчишка упал на кустарник.
  3. Сторож схватил воришку, но отпустил.
  4. Ивашке стыдно за свое поведение.
  5. Необычная находка.
  6. Подарок сторожу.
  7. Старик отказался от подарка.
  8. История жизни.
  9. Камнем так никто и не воспользовался.

Основная мысль и описание героев

В произведении представлены два персонажа: мальчик Ивашка и сторож. Старик был очень мудрым и опытным человеком, его доброта помогла мальчишке избежать наказания. Ивашка — простой деревенский восьмилетний ребенок, он был озорником, но при этом очень совестливым и отзывчивым.

На примере героев автор хотел показать, что все случившееся в жизни имеет огромное значение и представляет собой жизненный опыт. И неважно, плохие были события или хорошие. Это произведение учит следующему:

  • ценить прожитые годы;
  • радоваться всему происходящему;
  • не грустить и не отчаиваться;
  • уметь прощать;
  • не быть злопамятным человеком;
  • не жалеть ни о чем, вместо этого делать выводы и жить дальше;
  • любить жизнь, ведь это самое ценное, что есть у человека.

Это произведение заставляет задуматься о смысле жизни, о том, что важно. К этой сказке прекрасно подходит такое изречение: «Жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы».

Тема: Л. Гайдар. «Горячий камень».

Тема: Л. Гайдар. «Горячий камень».

Цель: Развивать познавательный и читательский интерес, совершенствовать, аналитические умения, осмысление нравственной основы произведения, воспитывать нравственные качества на примере героя произведения.

самостоятельное определение жанра, устанавливать причинно-следственные связи в тексте;

обогащение эмоционального отклика на прочитанное, определение нравственных качеств героев рассказа;

системно-деятельностные:

умение применять знания в новой ситуации.

Материальное обеспечение урока: портрет писателя, выставка книг, рисунки к рассказу (слайды, фрагменты из мультфильма «Горячий камень)

Межпредметные связи: познание мира.

Тип урока:
урок-исследование.
Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и цели урока.

Один из лучших рассказов известного писателя Аркадия Гайдара — «Горячий камень». Сегодня мы сможем прочитать этот рассказ и доказать, что он действительно лучший.

  1. Мотивация учебной деятельности.

Может быть камень горячим? Почему автор так назвал свой рассказ?

Все это мы выясним в процессе чтения и анализа.

  1. Актуализация опорных знаний.

С какими произведениями А. Гайдара вы знакомы?

  1. Усвоение новых знаний.
  1. Писатель А. Гайдар.

Аркадий Петрович Гайдар

(Голиков) (1904-1941) — один из самых любимых и самых читаемых ребятами писатель, признанный классик детской литературы. Юные годы писателя прошли в г. Арзамасе Нижегородской области. Этот период его жизни в художественной форме описан в автобиографической повести «Школа».

В 1919 г. А. Гайдар после окончания курсов получил звание «красного командира» и в 15 лет уже командовал ротой, а в 17 лет — полком. А. Гайдар сражался на многих фронтах гражданской войны, неоднократно был ранен, болел тифом. В 1924 г. по состоянию здоровья вынужден был оставить армию. Стал писателем и журналистом.

Почти все произведения А. Гайдара предназначены для детей, от первой повести «Р.В.С.» (1926) до последних произведений: «Тимур и его команда» (1940) и «Горячий камень» (1941).

  1. Чтение рассказа учителем.
  2. Беседа по содержанию
  • Кто главные герои произведения?
  • Одинокий старик сторож и мальчик Ивашка.
  • Какие события произошли в саду?
  • Ивашка залез в колхозный сад, чтобы нарвать яблок. Старик мог отстегать, но пожалел. «Молча вывел старик через калитку и отпустил перепуганного Ивашку, так и не дав ему ни одного тычка и даже не сказав вдогонку ни одного слова»
  • Что случилось с Ивашкой в лесу?
  • Он сел на камень, а камень оказался волшебным.
  • Что решил сделать Ивашка, когда прочитал надпись на камне?
  • Предложил старику снести камень на гору, чтобы старик помолодел, но старик отказался.
  • Что предпринял тогда Ивашка?
  • «Измазавшись грязью и глиной, с трудом вытянул Ивашка камень из болота и, высунув язык, лег у подножия горы на сухую траву».

•“ Обрадовался ли старик действиям Ивашки?

Нет, он отказался разбивать камень и рассказал Ивашке о своей жизни. «И на что мне иная жизнь? Другая молодость? Когда и моя прошла трудно, но ясно и честно»!

  • Как закончилось произведение?
  • «Пусть лежит на виду, — сказал старик, — и ты посмотришь, Ивашка, что из этого будет».

С тех пор прошло много лет, но камень тот так и лежит на той pope неразбитым.

  1. Первичная проверка знаний и способов деятельности.
  1. Составление плана к тексту.
  2. Пересказ по плану.
  1. Закрепление знаний.

Определите жанр произведения.

  • Рассказ… Сказка…

Сказка, потому что есть зачин: «Жил на селе одинокий старик»; Имя мальчика — Ивашка (в сказках — Иван, Иван-царевич); волшебный камень с надписями.

— Сказка заставила о многом задуматься.

был активен на уроке, потому что…

  1. Домашнее задание.
  1. Краткий пересказ сказки.

Энциклопедия сказочных героев

Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.

четверг, 5 июля 2018 г.

“Горячий камень”

Аркадий Гайдар сказка “Горячий камень”

Жанр: литературная волшебная сказка

Главные герои сказки “Горячий камень” и их характеристика

  1. Ивашка Кудряшкин. Обычный деревенский мальчик восьми лет. Учится в школе, бегает, играет, проказничает. по характеру добрый и отзывчивый, всегда готов прийти на помощь.
  2. Старик-сторож. Прожил насыщенную событиями жизнь и потому считает себя счастливым. Добрый и не злопамятный.

План пересказа сказки “Горячий камень”

  1. Одинокий старик
  2. Ивашка лезет в сад
  3. Сторож ловит Ивашку
  4. Ивашка находит камень
  5. Ивашка дарит камень старику
  6. Ивашка тащит камень в гору
  7. Старик не хочет разбивать камень
  8. Рассказ старика
  9. Так и остался камень лежать.
Читайте также:  Четвёртый блиндаж – краткое содержание рассказа Гайдара

Кратчайшее содержание сказки “Горячий камень” для читательского дневника в 6 предложений

  1. Жили в деревне старик-сторож, одинокий и весь в шрамах, и мальчик Ивашка, веселый и озорной
  2. Поймал как-то сторож Ивашку в саду, но отпустил
  3. От стыда убежал Ивашка в лес, на болото, и нашел волшебный камень, который молодость возвращает
  4. Предложил Ивашка старику молодость вернуть,
  5. Затащил Ивашка камень на гору, а старик не хочет камень разбивать, про молодость рассказывает
  6. И лежит до сих пор камень на горе никем не разбитый

Главная мысль сказки “Горячий камень”
Все что случилось с нами в жизни, и хорошее и плохое, все равно нам очень дорого и терять прожитые годы никто не захочет.

Чему учит сказка “Горячий камень”
Сказка учит ценить прожитые годы, радоваться хорошему, переживать плохое и не отчаиваться. Учит дорожить своим временем, своими годами. Учит любить жизнь, ведь это самое дорогое, что есть у каждого человека.

Отзыв на сказку “Горячий камень”
Это очень интересная история, которая заставляет читателя задуматься о смысле жизни. О том, для чего человек живет на свете, о том, зачем ему достаются и счастье и горести. О том, что молодость бывает только одна, но она всегда остается самым лучшим временем. Мне понравился мальчик Ивашка, который был добрым и хотел помочь другому человеку. Но прав и старик, который гордился прожитой жизнью.

Пословицы к сказке “Горячий камень”
Жизнь прожить – не поле перейти.
Жизнь надо прожить так, чтобы не было стыдно за бесцельно прожитые годы.
Жизнь нельзя прожить играючи.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки “Горячий камень”
Жил в одной деревне одинокий старик, хромой, седой, с огромным шрамом на лице. Он сторожил колхозный сад, делал корзинки и подшивал валенки.
Жил в деревне и мальчик Ивашка Кудряшкин, восьми лет от роду.
Полез однажды Ивашка в колхозный сад за яблоками, да за гвоздь зацепился и в колючий крыжовник свалился. Завопил Ивашка, а тут и старик-сторож его поймал.
Но пожалел старик Ивашку – и так весь грязный, в крови, зареванный. Вывел из сада и отпустил.
Стыдно стало Ивашке, побрел он куда глаза глядят и в лес зашел. Дошел до болота, увидел камень голубой и сел на него передохнуть.
И тут же подскочил. Показалось Ивашке, что его словно пчела ужалила, такой горячий камень оказался.
Понял мальчик, что камень-то волшебный. И каблуком мох и грязь с камня обстучал. А на камне надпись. И сказано там, что тот, кто камень в гору поднимет, да разобьет камушек, вернет молодость свою.
Огорчился Ивашка, восемь лет ему всего, зачем ему второй раз в первый класс идти. И решил подарить камень сторожу.
Прибежал в сад, рассказал все старику, а тот оставить сад не может, воров опасается. И попросил сторож самого Ивашку камень в гору поднять, а потом, мол, старик придет и разобьет его.
Огорчился Ивашка, да делать нечего. Поднатужился, затащил каменюку в гору. Утешала мальчика мысль о том, что старик счастья не видел, а он уже три раза счастливую жизнь встречал – когда его шофер подвез до школы, когда голыми руками щуку поймал, и когда на Первое мая в город ездил.
Пришел старик. Удивляется Ивашка, с голыми руками старик пришел, чем он камень бить будет?
А старик и говорит, что не станет камень разбивать. Рассказал он мальчику, что жизнь прожил конечно трудную, но счастливую. И гордится своей жизнью, а потому начинать ее сначала не хочет.
Обиделся Ивашка, говорит, зачем же я камень здоровенный в гору огромную тащил, корячился?
А старик отвечает, что пусть камень на виду лежит. Кто захочет молодость вернуть, пусть и разбивает этот камень.
Много народу с тех пор побывало у камня. Посмотрят, надпись прочтут, головой покачают и идут дальше. Вот и автор, пришел, постоял у камня, и не стал его разбивать.

Краткое содержание «Горячий камень»

Сказка «Горячий камень» Гайдара была написана в 1941 году. Добрая, поучительная история о том, что бесценным богатством каждого человека является его жизненный опыт.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Горячего камня» на нашем сайте. Пересказ книги также пригодится для читательского дневника.

Главные герои

Ивашка Кудряшкин – восьмилетний мальчик, добрый, отзывчивый, сострадательный.

Старик – сторож в колхозном саду, одинокий старик, переживший немало невзгод на своем веку.

Краткое содержание

В селе жил одинокий старик, который давным-давно пришел сюда издалека. Уже тогда он был не по годам седым и молчаливым, а через все его лицо пролегал «кривой рваный шрам» . Местные жители сразу смекнули, что этот человек повидал на своем веку немало горя, и не трогали его. Теперь одинокий старик «сторожил от мальчишек колхозный сад и тем зарабатывал свой хлеб» . В свободное же время он плел корзины, подшивал валенки.

Однажды мальчик по имени Ивашка Кудряшкин решил забраться в сад, чтобы от души полакомиться яблоками. Вот только он неудачно зацепился за забор и упал в колючие кусты крыжовника. Не выдержал Ивашка, закричал и сразу выдал себя. Поймал его старый сторож, но не стал ругать, а «отпустил перепуганного Ивашку восвояси, так и не дав ему ни одного тычка и даже не сказав вдогонку ни одного слова» .

Ивашке было очень совестно за свой поступок. В печали он побрел в лес, в болота. Устав, он присел на голубой камень, но тут же вскочил. Мальчику показалось, «что он сел на лесную пчелу и она его через дыру штанов больно ужалила» . Но никакой пчелы не оказалось. Ивашка понял, что это камень был таким горячим. Приглядевшись, он заметил на его поверхности буквы. Старинная надпись гласила: «кто снесет этот камень на гору и там разобьет его на части, тот вернет свою молодость и начнет жить сначала» . Под этой надписью стояла странная печать – «два креста, три хвоста, дырка с палочкой и четыре запятые» .

Ивашке было всего восемь лет, и он не хотел начинать жить сначала – так бы пришлось еще один год учиться в первом классе. Тут мальчик вспомнил старого больного сторожа, который по доброте душевной отпустил его. Ивашка решил вернуть ему «молодость, чтобы он не кашлял, не хромал и не дышал так тяжко» . С такими благородными мыслями отправился Ивашка к сторожу, но тот отказался покидать свое рабочее место. Во время его отлучки могли появиться недобрые люди и обчистить колхозный сад. Старик попросил самого Ивашку отнести камень на гору, а после он «придет туда ненадолго и чем-нибудь скоренько по камню стукнет» .

Делать было нечего, и на следующий день Ивашка, захватив с собой рукавицы, отправился к горячему голубому камню. Ему было тяжело катить его на гору, однако мальчика согревала мысль, что он делает доброе дело. Благодаря его стараниям одинокий больной старик «помолодеет и начнет жить сначала» .

Под вечер Ивашка дотащил камень на гору, а вскоре появился и сам сторож. Однако в его руках не было «ни молотка, ни топора, ни лома» . Он признался удивленному Ивашке, что не намерен начинать жизнь сначала. Старик пояснил, что самым главным его богатством являются воспоминания, которые он не променяет ни на что. Свое здоровье старик потратил на освобождение страны от самодержавия, против него отважно сражался с верными боевыми товарищами. Начать новую жизнь – значит предать друзей, предать дело, за которое боролся.

Волшебный камень остался на виду, но до сих пор «лежит на той горе неразбитым» …

Заключение

Произведение Гайдара учит ценить прожитые годы и искренне радоваться всему хорошему, что случается в жизни. И даже грустные, печальные моменты нужны в жизни человека – они формируют личность и закаляют характер.

После ознакомления с кратким пересказом «Горячего камня» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

Тест по сказке

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

«Горячий камень» краткое содержание рассказа Гайдара – читать пересказ онлайн

Рассказ «Горячий камень» Гайдара был написан в 1941 году. Добрая, поучительная сказка о том, что бесценным богатством каждого человека является его жизненный опыт.

Для лучшей подготовки к уроку литературы в 3 классе рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Горячий камень» на нашем сайте. Пересказ книги также пригодится для читательского дневника.

Главные герои

Ивашка Кудряшкин – восьмилетний мальчик, добрый, отзывчивый, сострадательный.

Старик – сторож в колхозном саду, одинокий мужчина, переживший немало невзгод на своем веку.

Краткое содержание

В селе жил одинокий старик, который давным-давно пришел сюда издалека. Уже тогда он был не по годам седым и молчаливым, а через все его лицо пролегал «кривой рваный шрам». Местные жители сразу смекнули, что этот человек повидал на своем веку немало горя, и не трогали его. Теперь одинокий старик «сторожил от мальчишек колхозный сад и тем зарабатывал свой хлеб». В свободное же время он плел корзины, подшивал валенки.

Однажды мальчик по имени Ивашка Кудряшкин решил забраться в сад, чтобы от души полакомиться яблоками. Вот только он неудачно зацепился за забор, и упал в колючие кусты крыжовника. Не выдержал Ивашка, закричал, и сразу выдал себя. Поймал его старый сторож, но не стал ругать, а «отпустил перепуганного Ивашку восвояси, так и не дав ему ни одного тычка и даже не сказав вдогонку ни одного слова».

Ивашке было очень совестно за свой поступок. В печали он побрел в лес, в болота. Устав, он присел на голубой камень, но тут же вскочил. Мальчику показалось, «что он сел на лесную пчелу и она его через дыру штанов больно ужалила». Но никакой пчелы не оказалось. Ивашка понял, что это камень бал таким горячим. Приглядевшись, он заметил на его поверхности буквы. Старинная надпись гласила, что тот, «кто снесет этот камень на гору и там разобьет его на части, тот вернет свою молодость и начнет жить сначала». Под этой надписью стояла странная печать – «два креста, три хвоста, дырка с палочкой и четыре запятые».

Ивашке было всего восемь лет, и он не хотел начинать жить сначала – так бы пришлось еще один год учиться в первом классе. Тут мальчик вспомнил старого больного сторожа, который по доброте душевной отпустил его. Ивашка решил вернуть ему «молодость, чтобы он не кашлял, не хромал и не дышал так тяжко». С такими благородными мыслями отправился Ивашка к сторожу, но тот отказался покидать свое рабочее место. Во время его отлучки могли появиться недобросовестные люди, и обчистить колхозный сад. Старик попросил Ивашку самому отнести камень на гору, а после он «придет туда ненадолго и чем-нибудь скоренько по камню стукнет».

Делать было нечего, и на следующий день Ивашка, захватив с собой рукавицы, отправился к горячему голубому камню. Ему было тяжело катить его на гору, однако мальчика согревала мысль, что он делает доброе дело. Благодаря его стараниям одинокий, больной старик «помолодеет и начнет жить сначала».

Под вечер Ивашка дотащил камень на гору, а вскоре появился и сам сторож. Однако в его руках не было «ни молотка, ни топора, ни лома». Он признался удивленному Ивашке, что не намерен начинать жизнь сначала. Старик пояснил, что самым главным его богатством являются воспоминания, которые он не променяет ни на какие богатства. Свое здоровье старик положил за освобождение страны от самодержавия, с которым отважно сражался с верными боевыми товарищами. Начать новую жизнь – значит, предать друзей, предать дело, за которое боролся.

Волшебный камень остался на виду, но до сих пор «лежит на той горе неразбитым»…

Заключение

Произведение Гайдара учит ценить прожитые годы, и искренне радоваться всему хорошему, что случается в жизни. И даже грустные, печальные моменты нужны в жизни человека – он формируют личность и закаляют характер.

После ознакомления с кратким пересказом «Горячий камень» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

Ссылка на основную публикацию