Горячий камень – краткое содержание рассказа Гайдара

Краткое содержание Горячий камень Гайдара для читательского дневника

Год: 1941 Жанр: рассказ

Главные герои: Ивашка Кудряшкин, старый сторож

Одинокий старик со сложной судьбой поймал однажды у себя в саду Ивашку Кудряшкина, мальчишку, который хотел оборвать его яблоню. Оставшись безнаказанным, ушел мальчик куда глаза глядят, пока не очутился на болоте. Там обнаружил волшебный камень с надписью, призывавшей разбить его и тем самым вернуть молодость. Но Ивашка так и не решился воспользоваться им. Он перенес камень на гору в надежде, что несчастный старик, сжалившийся над ним, начнет новую жизнь. Однако вскоре был удивлен его отказом. Оказалось, что жизнь старика была счастливой и проживать ее сначала он не желал. Камнем этим так никто и не воспользовался.

Вывод: Рассказ А. Гайдара “Горячий камень” учит тому, чтобы мы помнили, как быстротечна наша жизнь. И пока мы растрачиваем силы на бесполезные дела, можем упустить шанс приумножить богатства нашей души путем совершения поистине добрых поступков, проявления сострадания, человечности.

Читать краткое содержание Гайдар Горячий камень

Давным давно, поселившись в одном из сел, жил одинокий, с виду нелюдимый старик. Не понаслышке люди, находящиеся рядом с ним, знали о нелегкой его судьбе: трудолюбивый старик был очень седым, а лицо пересекал шрам, который оставлял впечатление, что человек этот очень несчастный.

Поймал он однажды в своем саду Ивашку Кудряшкина, мальчишку, тщетно пытавшегося оборвать яблоню в его саду. Вместо того, чтобы со всей строгостью проучить воришку, он молча отпустил мальчика, пожалев его. Не получив сурового наказания за свой поступок, сгорая от стыда, испуганный Ивашка отправился в лес, по пути в который набрел на болото. Там он нашел камень и с удивлением обнаружил, что камень этот волшебный. Прочтенная на нем надпись – снести камень на гору, в результате чего вернется молодость, – не давала покоя Ивашке.

После долгих раздумий он так и не решился воспользоваться его волшебными свойствами. Ведь обычное детское желание перепрыгнуть в школе из первого класса в третий – несбыточная мечта, просто фантазия. А повторить еще раз череду неприятных событий первого класса, связанных с отставанием в учебе, он не желал. Огорчившись, что не нашлось повода разбить камень самому, Ивашка, поравнявшись с садом, вдруг вновь повстречал того старика, который смилостивился над ним. Усталый, болезненный вид пожилого человека заставил мальчика обратить на него особое внимание. Ведь человек, в чей сад залез Ивашка, кому мог нанести ущерб и доставить неприятности, не только не наказал его, но отпустил без укора и упрека.

Проявив благородство, мальчик решил отплатить за добро добром. Ведь судя по внешнему виду старика, перенес он в жизни немало бед. Об этом напоминает и шрам на лице, и хромота, и его угрюмый усталый вид. Вернуть молодость и прожить жизнь заново так, как хочется – именно это он и предложил деду. Однако камень необходимо было перенести на гору и разбить его там. С огромным трудом пришлось самому Ивашке сделать это.

Добрые мысли не покидали мальчика. Вспоминая свои жизненные ситуации, он по-детски наивно полагал, что это были действительно лучшие моменты в его жизни. Именно поэтому он желал поделиться счастьем с бедным пожилым человеком.

Но каково же было удивление Ивашки, когда придя на гору, встретив старика с пустыми руками, услышал от него отказ разбить камень. Признание себя самым счастливым на свете ошеломило мальчугана. Вспоминая свое прошлое, он с гордостью восстанавливал в памяти события прошлых лет: военные дни, победы и поражения, болезни и радостные минуты.

Оказалось, что счастье для этого старика заключалось в труде, в участии в великих боях за родную страну. А начать жизнь заново – значит стереть это прошлое, убрать из памяти нескончаемую череду грустных и радостных событий. Ведь благодаря им теперь он может с уверенностью сказать, что прожил жизнь честно и достойно, с пользой для других.

Камень, волшебством которого не воспользовались ни Кудряшкин Ивашка, ни старик, так и остался лежать на горе нетронутым. Никто не решился разбить его, помолодеть и без ошибок прожить свою жизнь с самого начала.

Читать краткое содержание Горячий камень. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Рассказ Горячий камень

Рассказ Горячий камень краткое содержание

Этот рассказ Аркадий Гайдар написал еще до начала войны в 1941 году. Автор рассказывает о том, что нам суждено прожить только одну жизнь и сделать это нужно достойно. В рассказе подымаются важные, жизненные темы, читать о которых будет интересно детям среднего и старшего школьного возраста.

Рассказ Горячий камень скачать:

Рассказ Горячий камень читать

Жил на селе одинокий старик. Был он слаб, плел корзины, подшивал валенки, сторожил от мальчишек колхозный сад и тем зарабатывал свой хлеб.

Он пришел на село давно, издалека, но люди сразу поняли, что этот человек немало хватил горя. Был он хром, не по годам сед. От щеки его через губы пролег кривой рваный шрам. И поэтому, даже когда он улыбался, лицо его казалось печальным и суровым.

Однажды мальчик Ивашка Кудряшкин полез в колхозный сад, чтобы набрать там яблок и тайно насытиться ими до отвала. Но, зацепив штаниной за гвоздь ограды, он свалился в колючий крыжовник, оцарапался, взвыл и тут же был сторожем схвачен.

Конечно, старик мог бы стегануть Ивашку крапивой или, что еще хуже, отвести его в школу и рассказать там, как было дело.

Но старик сжалился над Ивашкой. Руки у Ивашки были в ссадинах, позади, как овечий хвост, висел клок от штанины, а по красным щекам текли слезы.

Молча вывел старик через калитку и отпустил перепуганного Ивашку восвояси, так и не дав ему ни одного тычка и даже не сказав вдогонку ни одного слова.

От стыда и горя Ивашка забрел в лес, заблудился и попал на болото. Наконец он устал. Опустился на торчавший из мха голубой камень, но тотчас же с воплем подскочил, так как ему показалось, что он сел на лесную пчелу и она его через дыру штанов больно ужалила.

Однако никакой пчелы на камне не было. Этот камень был, как уголь, горячий, и на плоской поверхности его проступали закрытые глиной буквы.

Ясно, что камень был волшебный! – это Ивашка смекнул сразу. Он сбросил башмак и торопливо начал оббивать каблуком с надписей глину, чтобы поскорее узнать: что с этого камня может он взять для себя пользы и толку.

И вот он прочел такую надпись:

КТО СНЕСЕТ ЭТОТ КАМЕНЬ НА ГОРУ

И ТАМ РАЗОБЬЕТ ЕГО НА ЧАСТИ,

ТОТ ВЕРНЕТ СВОЮ МОЛОДОСТЬ

И НАЧНЕТ ЖИТЬ СНАЧАЛА

Ниже стояла печать, но не простая, круглая, как в сельсовете, и не такая, треугольником, как на талонах в кооперативе, а похитрее: два креста, три хвоста, дырка с палочкой и четыре запятые.

Тут Ивашка Кудряшкин огорчился. Ему было всего восемь лет – девятый. И жить начинать сначала, то есть опять на второй год оставаться в первом классе, ему не хотелось вовсе.

Вот если бы через этот камень, не уча заданных в школе уроков, можно было из первого класса перескакивать сразу в третий – это другое дело!

Но всем и давно уже известно, что такого могущества даже у самых волшебных камней никогда не бывает.

Проходя мимо сада, опечаленный Ивашка опять увидел старика, который, кашляя, часто останавливаясь и передыхая, нес ведро известки, а на плече держал палку с мочальной кистью.

Тогда Ивашка, который был по натуре мальчиком добрым, подумал: “Вот идет человек, который очень свободно мог хлестнуть меня крапивой. Но он пожалел меня. Дай-ка теперь я его пожалею и верну ему молодость, чтобы он не кашлял, не хромал и не дышал так тяжко”.

Вот с какими хорошими мыслями подошел к старику благородный Ивашка и прямо объяснил ему, в чем дело. Старик сурово поблагодарил Ивашку, но уйти с караула на болото отказался, потому что были еще на свете такие люди, которые, очень просто, могли бы за это время колхозный сад от фруктов очистить.

И старик приказал Ивашке, чтобы тот сам выволок камень из болота в гору. А он потом придет туда ненадолго и чем-нибудь скоренько по камню стукнет.

Очень огорчил Ивашку такой поворот дела.

Но рассердить старика отказом он не решился. На следующее утро, захватив крепкий мешок и холщовые рукавицы, чтобы не обжечь о камень руки, отправился Ивашка на болото.

Измазавшись грязью и глиной, с трудом вытянул Ивашка камень из болота и, высунув язык, лег у подножия горы на сухую траву.

“Вот! – думал он. – Теперь вкачу я камень на гору, придет хромой старик, разобьет камень, помолодеет и начнет жить сначала. Люди говорят, что хватил он немало горя. Он стар, одинок, избит, изранен и счастливой жизни, конечно, никогда не видел. А другие люди ее видели”. На что он, Ивашка, молод, а и то уже три раза он такую жизнь видел. Это – когда он опаздывал на урок и совсем незнакомый шофер подвез его на блестящей легковой машине от конюшни колхозной до самой школы. Это – когда весной голыми руками он поймал в канаве большую щуку. И, наконец, когда дядя Митрофан взял его с собой в город на веселый праздник Первое мая.

“Так пусть же и несчастный старик хорошую жизнь увидит”, – великодушно решил Ивашка.

Он встал и терпеливо потянул камень в гору.

И вот перед закатом к измученному и продрогшему Ивашке, который, съежившись, сушил грязную, промокшую одежду возле горячего камня, пришел на гору старик.

– Что же ты, дедушка, не принес ни молотка, ни топора, ни лома? вскричал удивленный Ивашка. – Или ты надеешься разбить камень рукою?

Читайте также:  Анализ стихотворения Высоцкий Я не люблю

– Нет, Ивашка, – отвечал старик, – я не надеюсь разбить его рукой. Я совсем не буду разбивать камень, потому что я не хочу начинать жить сначала.

Тут старик подошел к изумленному Ивашке, погладил его по голове. Ивашка почувствовал, что тяжелая ладонь старика вздрагивает.

– Ты, конечно, думал, что я стар, хром, уродлив и несчастен, – говорил старик Ивашке – А на самом деле я самый счастливый человек на свете.

Ударом бревна мне переломило ногу, – но это тогда, когда мы – еще неумело – валили заборы и строили баррикады, поднимали восстание против царя, которого ты видел только на картинке.

Мне вышибли зубы, – но это тогда, когда, брошенные в тюрьмы, мы дружно пели революционные песни. Шашкой в бою мне рассекли лицо, – но это тогда, когда первые народные полки уже били и громили белую вражескую армию.

На соломе, в низком холодном бараке метался я в бреду, больной тифом. И грозней смерти звучали надо мной слова о том, что наша страна в кольце и вражья сила нас одолевает. Но, очнувшись вместе с первым лучом вновь сверкнувшего солнца, узнавал я, что враг опять разбит и что мы опять наступаем.

И, счастливые, с койки на койку протягивали мы друг другу костлявые руки и робко мечтали тогда о том, что пусть хоть не при нас, а после нас наша страна будет такой вот, как она сейчас, – могучей и великой. Это ли еще, глупый Ивашка, не счастье?! И на что мне иная жизнь? Другая молодость? Когда и моя прошла трудно, но ясно и честно!

Тут старик замолчал, достал трубку и закурил.

– Да, дедушка! – тихо сказал тогда Ивашка. – Но раз так, – то зачем же я старался и тащил этот камень в гору, когда он очень спокойно мог бы лежать на своем болоте?

– Пусть лежит на виду, – сказал старик, – и ты посмотришь, Ивашка, что из этого будет.

С тех пор прошло много лет, но камень тот так и лежит на той горе неразбитым.

И много около него народу побывало. Подойдут, посмотрят, подумают, качнут головой и идут восвояси.

Был на той горе и я однажды. Что-то у меня была неспокойна совесть, плохое настроение. “А что, – думаю, – дай-ка я по камню стукну и начну жить сначала!”

Однако постоял-постоял и вовремя одумался.

“Э-э! – думаю, скажут, увидав меня помолодевшим, соседи. – Вот идет молодой дурак! Не сумел он, видно, одну жизнь прожить так, как надо, не разглядел своего счастья и теперь хочет то же начинать сначала”.

Скрутил я тогда табачную цигарку. Прикурил, чтобы не тратить спичек, от горячего камня и пошел прочь – своей дорогой.

Краткое содержание рассказа «Горячий камень»

Аркадий Петрович Гайдар в 1941 году создал произведение «Горячий камень». Краткое содержание дает понять читателям, в чем главная суть творения любимого детьми писателя.

На сегодняшний день очерки писателя пользуются популярностью, как и в советское время. Дети знакомятся с творчеством Гайдара на уроках русской литературы в начальных классах.

История создания

Произведение было написано перед самым началом войны. В сентябре 1941 года книга впервые была опубликована в журнале «Мурзилка». Сам автор считал это творение как сказкой, так и рассказом, относился к нему с некой ироничностью. Но за доброй ухмылкой автора в тексте имеются ответы на очень важные вопросы, например, как человек должен прожить свою жизнь достойно, ведь вернуться в прошлое и исправить свои ошибки невозможно.

В рассказе Гайдара «Горячий камень» упоминаются важные моменты, происходившие в стране. Писатель описывал события, которые оставили след в его судьбе. Мудрость, приходящая с годами, помогла автору предсказать непростые времена государства.

История подтвердила догадки великого писателя. Буквально через пару месяцев после написания рассказа, Германия развязала войну.

Перед тем как публиковать любое произведение, Аркадий Петрович читал его перед своей аудиторией. Его творчество практически никогда не подвергалось критике, и слушатели давали только высокую оценку тому, как умело он мог отражать главный замысел в своих строках.

Первым услышал это произведение главный редактор журнала, в котором позднее оно было опубликовано. Он говорил, что при чтении в голосе автора не было пафоса и заносчивости. Иногда складывалось такое впечатление, что он просто рассказывал историю из своей жизни. Ему показалось, что автор сам прожил жизнь этого старика.

Концовкой рассказа автор подчеркнул, что каждый человек должен прожить только одну жизнь, при этом сумев, разглядеть такие моменты как:

Но, помимо того, что человек может заметить и осознать свои пороки, он должен бороться с ними, чтобы наполнить жизнь яркими моментами.

Характеристика героев

В сказке имеются только 2 главных персонажа. Они очень разные и каждый по-своему заслуживает уважения и почтения. К действующим лицам рассказа относятся:

  1. Мальчик по имени Ивашка, способный совершать, как и многие дети, необдуманные поступки. Но автор показывает, что этот ребенок старается сделать все, чтобы исправить свои ошибки. Вот в этом и проявляются все главные качества маленького мальчика. Он был добрым, ласковым и честным. Ивашка с больши́м сочувствием относился к окружающим людям. Мальчишка преодолел трудность в тот момент, когда тащил камень. Это свидетельствует лишь о том, что он упорный и для достижения цели пойдет до конца.
  2. Сторож сада представлен автором как мудрый старик, который многое видел на своем жизненном пути. Для детей он кажется злым и угрюмым человеком, по этой причине они его боятся. Если читать «Горячий камень» полностью, можно увидеть, что сторож оказался довольно добрым и отзывчивым человеком. Он не наказал мальчика за совершенный проступок. В дальнейшем он рассказывает историю своей нелегкой жизни и это меняет отношение читателей к главному персонажу рассказа.

Старик пытался донести мальчику, что нужно ценить каждый момент в своей жизни и не допускать ошибок. Радоваться нужно каждому дню и это поможет понять, что такое настоящее счастье.

Пересказ сюжета

История начинается с описания угрюмого и одинокого старика. Он не был общительным человеком, но окружающие знали почему. Мужчина прошел тяжелую и тревожную жизнь. Хоть он и не рассказывал никому о своей судьбе, люди понимали, что он достоин уважения. Несмотря на свой преклонный возраст, старик пытался быть полезным обществу и со всей ответственностью относился к своей работе: он сторожил колхозный сад.

Однажды сторож поймал на охраняемой территории мальчика по имени Ивашка. Мальчик испугался и думал, что дед его строго накажет, но старик, напротив, отпустил его, не сказав ни слова.

Мальчику было стыдно за то, что он сделал. Расстроенный и огорченный, он забрел в лес, где и наткнулся на болото. Там лежал необычный камень с надписью. Булыжник был горячим, а надпись на нем гласила, что если его разбить, можно вернуться в молодость и прожить жизнь с самого начала.

Ивашка подумал, что ему нет надобности начинать свою жизнь сначала, так как считал себя счастливым человеком и ничего не хотел менять. А старик, который отпустил его без наказания, показался несчастным и, возможно, он хотел бы использовать такой шанс. С этим предложением он и пришел к сторожу.

Старик спокойно выслушал предложение мальчишки и попросил его снести камень из болота и затащить его на гору. Ивашка очень обрадовался и гордился тем, что сможет вернуть молодость угрюмому сторожу.

Когда мальчик притащил камень, его удивило, что сторож отказался его разбивать. Старик объяснил свое решение, ему не хотелось бы забывать некоторые моменты из жизни. Ведь были такие случаи, когда он был полон счастья.

В конце сторож и Ивашка договорились, что не будут трогать камень, а оставят его на горе, чтобы булыжник могли увидеть и другие люди. Кроме этого, они хотели понаблюдать за камнем и узнать, что с ним будет. Прошло много лет, а он так и остался неразбитым.

Энциклопедия сказочных героев

Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.

четверг, 5 июля 2018 г.

“Горячий камень”

Аркадий Гайдар сказка “Горячий камень”

Жанр: литературная волшебная сказка

Главные герои сказки “Горячий камень” и их характеристика

  1. Ивашка Кудряшкин. Обычный деревенский мальчик восьми лет. Учится в школе, бегает, играет, проказничает. по характеру добрый и отзывчивый, всегда готов прийти на помощь.
  2. Старик-сторож. Прожил насыщенную событиями жизнь и потому считает себя счастливым. Добрый и не злопамятный.

План пересказа сказки “Горячий камень”

  1. Одинокий старик
  2. Ивашка лезет в сад
  3. Сторож ловит Ивашку
  4. Ивашка находит камень
  5. Ивашка дарит камень старику
  6. Ивашка тащит камень в гору
  7. Старик не хочет разбивать камень
  8. Рассказ старика
  9. Так и остался камень лежать.

Кратчайшее содержание сказки “Горячий камень” для читательского дневника в 6 предложений

  1. Жили в деревне старик-сторож, одинокий и весь в шрамах, и мальчик Ивашка, веселый и озорной
  2. Поймал как-то сторож Ивашку в саду, но отпустил
  3. От стыда убежал Ивашка в лес, на болото, и нашел волшебный камень, который молодость возвращает
  4. Предложил Ивашка старику молодость вернуть,
  5. Затащил Ивашка камень на гору, а старик не хочет камень разбивать, про молодость рассказывает
  6. И лежит до сих пор камень на горе никем не разбитый

Главная мысль сказки “Горячий камень”
Все что случилось с нами в жизни, и хорошее и плохое, все равно нам очень дорого и терять прожитые годы никто не захочет.

Чему учит сказка “Горячий камень”
Сказка учит ценить прожитые годы, радоваться хорошему, переживать плохое и не отчаиваться. Учит дорожить своим временем, своими годами. Учит любить жизнь, ведь это самое дорогое, что есть у каждого человека.

Отзыв на сказку “Горячий камень”
Это очень интересная история, которая заставляет читателя задуматься о смысле жизни. О том, для чего человек живет на свете, о том, зачем ему достаются и счастье и горести. О том, что молодость бывает только одна, но она всегда остается самым лучшим временем. Мне понравился мальчик Ивашка, который был добрым и хотел помочь другому человеку. Но прав и старик, который гордился прожитой жизнью.

Читайте также:  Судьба барабанщика - краткое содержание повести Гайдара

Пословицы к сказке “Горячий камень”
Жизнь прожить – не поле перейти.
Жизнь надо прожить так, чтобы не было стыдно за бесцельно прожитые годы.
Жизнь нельзя прожить играючи.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки “Горячий камень”
Жил в одной деревне одинокий старик, хромой, седой, с огромным шрамом на лице. Он сторожил колхозный сад, делал корзинки и подшивал валенки.
Жил в деревне и мальчик Ивашка Кудряшкин, восьми лет от роду.
Полез однажды Ивашка в колхозный сад за яблоками, да за гвоздь зацепился и в колючий крыжовник свалился. Завопил Ивашка, а тут и старик-сторож его поймал.
Но пожалел старик Ивашку – и так весь грязный, в крови, зареванный. Вывел из сада и отпустил.
Стыдно стало Ивашке, побрел он куда глаза глядят и в лес зашел. Дошел до болота, увидел камень голубой и сел на него передохнуть.
И тут же подскочил. Показалось Ивашке, что его словно пчела ужалила, такой горячий камень оказался.
Понял мальчик, что камень-то волшебный. И каблуком мох и грязь с камня обстучал. А на камне надпись. И сказано там, что тот, кто камень в гору поднимет, да разобьет камушек, вернет молодость свою.
Огорчился Ивашка, восемь лет ему всего, зачем ему второй раз в первый класс идти. И решил подарить камень сторожу.
Прибежал в сад, рассказал все старику, а тот оставить сад не может, воров опасается. И попросил сторож самого Ивашку камень в гору поднять, а потом, мол, старик придет и разобьет его.
Огорчился Ивашка, да делать нечего. Поднатужился, затащил каменюку в гору. Утешала мальчика мысль о том, что старик счастья не видел, а он уже три раза счастливую жизнь встречал – когда его шофер подвез до школы, когда голыми руками щуку поймал, и когда на Первое мая в город ездил.
Пришел старик. Удивляется Ивашка, с голыми руками старик пришел, чем он камень бить будет?
А старик и говорит, что не станет камень разбивать. Рассказал он мальчику, что жизнь прожил конечно трудную, но счастливую. И гордится своей жизнью, а потому начинать ее сначала не хочет.
Обиделся Ивашка, говорит, зачем же я камень здоровенный в гору огромную тащил, корячился?
А старик отвечает, что пусть камень на виду лежит. Кто захочет молодость вернуть, пусть и разбивает этот камень.
Много народу с тех пор побывало у камня. Посмотрят, надпись прочтут, головой покачают и идут дальше. Вот и автор, пришел, постоял у камня, и не стал его разбивать.

Рассказ Гайдара Горячий камень

Жил на селе одинокий старик. Был он слаб, плел корзины, подшивал валенки, сторожил от мальчишек колхозный сад и тем зарабатывал свой хлеб.

Он пришел на село давно, издалека, но люди сразу поняли, что этот человек немало хватил горя. Был он хром, не по годам сед. От щеки его через губы пролег кривой рваный шрам. И поэтому, даже когда он улыбался, лицо его казалось печальным и суровым.

Однажды мальчик Ивашка Кудряшкин полез в колхозный сад, чтобы набрать там яблок и тайно насытиться ими до отвала. Но, зацепив штаниной за гвоздь ограды, он свалился в колючий крыжовник, оцарапался, взвыл и тут же был сторожем схвачен.

Конечно, старик мог бы стегануть Ивашку крапивой или, что еще хуже, отвести его в школу и рассказать там, как было дело.

Но старик сжалился над Ивашкой. Руки у Ивашки были в ссадинах, позади, как овечий хвост, висел клок от штанины, а по красным щекам текли слезы.

Молча вывел старик через калитку и отпустил перепуганного Ивашку восвояси, так и не дав ему ни одного тычка и даже не сказав вдогонку ни одного слова.

От стыда и горя Ивашка забрел в лес, заблудился и попал на болото. Наконец он устал. Опустился на торчавший из мха голубой камень, но тотчас же с воплем подскочил, так как ему показалось, что он сел на лесную пчелу и она его через дыру штанов больно ужалила.

Однако никакой пчелы на камне не было. Этот камень был, как уголь, горячий, и на плоской поверхности его проступали закрытые глиной буквы.

Ясно, что камень был волшебный! – это Ивашка смекнул сразу. Он сбросил башмак и торопливо начал оббивать каблуком с надписей глину, чтобы поскорее узнать: что с этого камня может он взять для себя пользы и толку.

И вот он прочел такую надпись:

КТО СНЕСЕТ ЭТОТ КАМЕНЬ НА ГОРУ

И ТАМ РАЗОБЬЕТ ЕГО НА ЧАСТИ,

ТОТ ВЕРНЕТ СВОЮ МОЛОДОСТЬ

И НАЧНЕТ ЖИТЬ СНАЧАЛА

Ниже стояла печать, но не простая, круглая, как в сельсовете, и не такая, треугольником, как на талонах в кооперативе, а похитрее: два креста, три хвоста, дырка с палочкой и четыре запятые.

Тут Ивашка Кудряшкин огорчился. Ему было всего восемь лет – девятый. И жить начинать сначала, то есть опять на второй год оставаться в первом классе, ему не хотелось вовсе.

Вот если бы через этот камень, не уча заданных в школе уроков, можно было из первого класса перескакивать сразу в третий – это другое дело!

Но всем и давно уже известно, что такого могущества даже у самых волшебных камней никогда не бывает.

Проходя мимо сада, опечаленный Ивашка опять увидел старика, который, кашляя, часто останавливаясь и передыхая, нес ведро известки, а на плече держал палку с мочальной кистью.

Тогда Ивашка, который был по натуре мальчиком добрым, подумал: “Вот идет человек, который очень свободно мог хлестнуть меня крапивой. Но он пожалел меня. Дай-ка теперь я его пожалею и верну ему молодость, чтобы он не кашлял, не хромал и не дышал так тяжко”.

Вот с какими хорошими мыслями подошел к старику благородный Ивашка и прямо объяснил ему, в чем дело. Старик сурово поблагодарил Ивашку, но уйти с караула на болото отказался, потому что были еще на свете такие люди, которые, очень просто, могли бы за это время колхозный сад от фруктов очистить.

И старик приказал Ивашке, чтобы тот сам выволок камень из болота в гору. А он потом придет туда ненадолго и чем-нибудь скоренько по камню стукнет.

Очень огорчил Ивашку такой поворот дела.

Но рассердить старика отказом он не решился. На следующее утро, захватив крепкий мешок и холщовые рукавицы, чтобы не обжечь о камень руки, отправился Ивашка на болото.

Измазавшись грязью и глиной, с трудом вытянул Ивашка камень из болота и, высунув язык, лег у подножия горы на сухую траву.

“Вот! – думал он. – Теперь вкачу я камень на гору, придет хромой старик, разобьет камень, помолодеет и начнет жить сначала. Люди говорят, что хватил он немало горя. Он стар, одинок, избит, изранен и счастливой жизни, конечно, никогда не видел. А другие люди ее видели”. На что он, Ивашка, молод, а и то уже три раза он такую жизнь видел. Это – когда он опаздывал на урок и совсем незнакомый шофер подвез его на блестящей легковой машине от конюшни колхозной до самой школы. Это – когда весной голыми руками он поймал в канаве большую щуку. И, наконец, когда дядя Митрофан взял его с собой в город на веселый праздник Первое мая.

“Так пусть же и несчастный старик хорошую жизнь увидит”, – великодушно решил Ивашка.

Он встал и терпеливо потянул камень в гору.

И вот перед закатом к измученному и продрогшему Ивашке, который, съежившись, сушил грязную, промокшую одежду возле горячего камня, пришел на гору старик.

– Что же ты, дедушка, не принес ни молотка, ни топора, ни лома? вскричал удивленный Ивашка. – Или ты надеешься разбить камень рукою?

– Нет, Ивашка, – отвечал старик, – я не надеюсь разбить его рукой. Я совсем не буду разбивать камень, потому что я не хочу начинать жить сначала.

Тут старик подошел к изумленному Ивашке, погладил его по голове. Ивашка почувствовал, что тяжелая ладонь старика вздрагивает.

– Ты, конечно, думал, что я стар, хром, уродлив и несчастен, – говорил старик Ивашке – А на самом деле я самый счастливый человек на свете.

Ударом бревна мне переломило ногу, – но это тогда, когда мы – еще неумело – валили заборы и строили баррикады, поднимали восстание против царя, которого ты видел только на картинке.

Мне вышибли зубы, – но это тогда, когда, брошенные в тюрьмы, мы дружно пели революционные песни. Шашкой в бою мне рассекли лицо, – но это тогда, когда первые народные полки уже били и громили белую вражескую армию.

На соломе, в низком холодном бараке метался я в бреду, больной тифом. И грозней смерти звучали надо мной слова о том, что наша страна в кольце и вражья сила нас одолевает. Но, очнувшись вместе с первым лучом вновь сверкнувшего солнца, узнавал я, что враг опять разбит и что мы опять наступаем.

И, счастливые, с койки на койку протягивали мы друг другу костлявые руки и робко мечтали тогда о том, что пусть хоть не при нас, а после нас наша страна будет такой вот, как она сейчас, – могучей и великой. Это ли еще, глупый Ивашка, не счастье?! И на что мне иная жизнь? Другая молодость? Когда и моя прошла трудно, но ясно и честно!

Тут старик замолчал, достал трубку и закурил.

– Да, дедушка! – тихо сказал тогда Ивашка. – Но раз так, – то зачем же я старался и тащил этот камень в гору, когда он очень спокойно мог бы лежать на своем болоте?

Читайте также:  Четвёртый блиндаж - краткое содержание рассказа Гайдара

– Пусть лежит на виду, – сказал старик, – и ты посмотришь, Ивашка, что из этого будет.

С тех пор прошло много лет, но камень тот так и лежит на той горе неразбитым.

И много около него народу побывало. Подойдут, посмотрят, подумают, качнут головой и идут восвояси.

Был на той горе и я однажды. Что-то у меня была неспокойна совесть, плохое настроение. “А что, – думаю, – дай-ка я по камню стукну и начну жить сначала!”

Однако постоял-постоял и вовремя одумался.

“Э-э! – думаю, скажут, увидав меня помолодевшим, соседи. – Вот идет молодой дурак! Не сумел он, видно, одну жизнь прожить так, как надо, не разглядел своего счастья и теперь хочет то же начинать сначала”.

Скрутил я тогда табачную цигарку. Прикурил, чтобы не тратить спичек, от горячего камня и пошел прочь – своей дорогой.

Рассказ «Горячий камень» – сказочная история Аркадия Гайдара, впервые появившаяся в печати в 1941 году ещё до начала войны. «Горячий камень» рассказывает о действительно важном и значительном, о жизни, которую если подумать, никто не хочет начинать сначала. Гайдар говорил, что хотел бы, чтобы маленькие читатели понимали, что жизнь дана всего одна и прожить её нужно достойно.

Гайдар, “Горячий камень”: краткое содержание и главные герои

Аркадий Петрович Гайдар на протяжении многих лет был кумиром советских детей. Произведения, написанные им, не оставляли равнодушными никого. Сказка “Горячий камень”, краткое содержание которой приведено ниже, является одним из таких шедевров. И сегодня творения писателя не забыты, они интересны современным мальчишкам и девчонкам. Как и десятки лет назад, произведения пробуждают эмоции в душах детей, вызывают много вопросов.

Сказка “Горячий камень”. История создания

Произведение было написано в апреле 1941 года. А в августе-сентябре, когда уже шла Великая Отечественная война, его опубликовали в журнале “Мурзилка”. С тех пор сказка не сходит с книжных полок детских библиотек. Сегодня произведение рекомендовано для изучения на уроках литературного чтения в начальных классах школы.

Аркадий Гайдар “Горячий камень” называл и сказкой, и рассказом, он относился к произведению с определенной долей иронии. Но за доброй усмешкой автора в содержании творения поставлен очень важный вопрос о том, как человеку требуется проживать свою жизнь. Ведь вернуться назад, чтобы исправить допущенные ошибки, никому не дано.

В произведении упомянуты события, связанные с историей страны — это Великая октябрьская социалистическая революция, гражданская война, годы восстановления народного хозяйства. Гайдар, как и главный герой сказки, не был сторонним наблюдателем происходившего. Напротив, все события оставили заметный след в судьбах автора и старика.

Богатый житейский опыт позволил писателю предсказать наступление суровых для страны времен — о них говорит главный герой произведения. История подтвердила, что опасения были не напрасны — менее чем через два месяца после написания сказки фашисты развязали войну против нашей страны.

Авторское представление сказки

Рассказ “Горячий камень”, как и все другие свои произведения, Аркадий Петрович Гайдар перед публикацией читал аудитории сам. Слушатели всегда давали высокую оценку его способности доносить главную идею произведения.

Главный редактор журнала “Мурзилка” — это тот человек, кто впервые услышал сказку “Горячий камень”. Вспоминая об этом событии, он говорит, что при чтении в голосе автора не было ни пафоса, ни назидательности. Складывалось впечатление, что Гайдар сам был участником описываемых событий, поэтому он просто рассказывал историю. При этом Аркадий Петрович точно знал, где нужно сделать паузу и дать возможность слушателям вспомнить аналогичные ситуации из собственной жизни или же просто оценить поступки героев сказки “Горячий камень”.

Краткое содержание произведения

В первой главе сказки читатели знакомятся с одним из ее главных героев — хмурым нелюдимым стариком. Все жители села знали, что он прожил нелегкую тревожную жизнь. Хотя старик мало рассказывал о себе, люди знали, что он достоин уважения. Даже на склоне своих лет мужчина не оставался без дела, он старался быть полезным обществу. И к работе сторожем в колхозном саду относился со всей серьезностью.

Ивашка — это тоже персонаж сказки “Горячий камень”. Краткое содержание произведения не позволяет в полной мере описать взаимоотношения, которые сложились между мальчиком и стариком, хотя сюжет строится именно на этом.

Знакомство главных героев происходит при попытке мальчика проникнуть в колхозный сад, где он и был пойман сторожем. Ивашка был уверен в том, что его ждет суровое наказание, но старик отпустил мальчика, не сказав ни единого слова.

Ивашка сгорал от стыда за совершенный проступок. Переживая, он забрел в лес и случайно оказался на болоте, где и обнаружил необычный камень. Он был горячим, а надпись на поверхности указывала на то, что находка была действительно волшебной. Смысл слов, написанных на камне, заключался в том, что благодаря его силе можно было вернуть молодость и начать жизнь сначала. Для этого достаточно было лишь разбить необыкновенный камень.

Ивашка решил, что начинать жизнь сначала ему совсем не нужно, так как были моменты, которые он не хотел бы забывать. Мальчик считал себя вполне счастливым человеком. А вот больной израненный старик мог бы воспользоваться волшебством, чтобы изменить судьбу. С таким предложением и пришел Ивашка Кудряшкин к сторожу.

Старик сдержанно выслушал предложение мальчика и попросил его вытянуть камень из болота на гору. Ивашка, выполняя просьбу, был горд тем, что благодаря ему старик станет счастливым человеком. Для этого ему не нужно будет лезть в болото, чтобы разбить волшебный камень, достаточно лишь подняться в гору.

Но совсем неожиданным для Ивашки оказалось продолжение истории — старик, придя к камню, отказался разбивать его и возвращать свою молодость. Мальчик узнает что, жизнь, прожитая стариком, была полна счастливых моментов, ему не хотелось забывать то, через что пришлось пройти.

Рассказ Гайдара “Горячий камень” имеет неожиданную и наполненную глубоким смыслом концовку. Главные герои произведения договариваются о том, что они оставят камень на горе, на том месте, где он будет виден многим людям. А сделают они это для того, чтобы понаблюдать, что будет происходить с камнем. Прошло много лет, но волшебный предмет так и остался нетронутым.

Сам Аркадий Гайдар горячий камень тоже видел — побывал на знаменитой горе, но разбить его не решился. Человек должен прожить одну жизнь, сумев разглядеть в ней удачу, ошибки, счастливые моменты. Именно такой подход к жизни автор считает правильным, а также пытается убедить в этом читателей.

Идея произведения

Каждый человек в течение своей жизни должен давать оценку собственным поступкам, возникающим желаниям. В этом и заключается главная идея сказки, которую написал Гайдар.

“Горячий камень”, главные герои которого принадлежат к разным поколениям, — это произведение, где автор доносит мысль о том, что взгляд человека на свою жизнь во многом зависит от возраста и полученного опыта. Не каждый способен правильно оценить все, что происходит с ним, но к этому необходимо стремиться. Только так человек способен понять, счастлив ли он на самом деле.

Основные персонажи

Продолжаем рассматривать то, как написал Гайдар “Горячий камень”. Главные герои сказки — маленький мальчик Ивашка Кудряшкин и сторож колхозного сада. Они описаны очень реалистично. В сказке “Горячий камень”, краткое содержание которой дано выше, автор преднамеренно вводит героев, принадлежащих разным поколениям.

Маленьким читателям оказывается близок и понятен образ Ивашки. А чтобы понять характер старика, детям приходится вместе с мальчиком пройти все душевные и физические испытания, которые выпали на его долю.

В сказке присутствует и образ автора. Ему принадлежат слова, указывающие на главную идею всего произведения.

Сказочные атрибуты

Присутствие в сюжете волшебных предметов — одно из требований сказочного жанра. Наличие камня, способного вернуть молодость и дать возможность человеку начать новую жизнь, позволяет причислить произведение “Горячий камень” именно к сказкам.

И хотя ни один из героев не использовал этот символический предмет по прямому назначению, его волшебная сила все-таки ощутима. Ведь каждый, кто оказывался рядом с камнем, начинал задумываться о смысле прожитых дней, делал попытки измениться к лучшему.

Характеристика старика

В самом начале произведения читатели видят старика глазами автора. Он представлен как человек, повидавший много горя. Окружающие люди относятся к деду с сочувствием. Детям он кажется нелюдимым и угрюмым, поэтому они побаиваются старика.

Дальнейшие события сказки показывают, что сторож колхозного сада оказывается добрым и жалостливым человеком — он не наказывает Ивашку за серьезный проступок.

В конце произведения мальчик и читатели вместе с ним проникаются уважением к старику. Это происходит после того как он рассказывает историю своей жизни, наполненную яркими, а порой и трагичными событиями.

Старик ощущает себя по-настоящему счастливым человеком, он гордится прожитой жизнью и не стремится что-либо менять в ней.

Характеристика Ивашки

Добрым и отзывчивым мальчиком показал Ивашку Гайдар. “Горячий камень” отзывы от маленьких читателей получает самые восторженные благодаря именно этому образу. Персонаж очень близок каждому ребенку.

Мальчик, как и все дети, способен на необдуманные поступки. Но читатели видят, что он стремится исправить допущенные ошибки. Вот тогда-то и проявляются настоящие душевные качества Ивашки — доброта, отзывчивость, честность, способность сочувствовать другим людям. Он достойно преодолел трудности, когда тащил камень из болота на гору. Это говорит об упорстве мальчика, умении доводить обещанное до конца.

Поучительная роль сказки

После прочтения произведения и его подробного анализа мы без труда сможем ответить на вопрос о том, чему учит “Горячий камень”. Человек должен ценить каждый день своей жизни, не забывая о том, что не будет возможности вернуться назад. О совершенных ошибках нужно помнить, и исправлять их как можно быстрее. Только тогда человек познает, что такое настоящее счастье.

Ссылка на основную публикацию