Школа – краткое содержание рассказа Гайдара

Школа

Очень кратко

Непослушный и наивный подросток примыкает к большевикам, сбегает из дому и вступает в партизанский отряд. На фронтах Гражданской войны он быстро взрослеет, становится дисципли­ни­рованным бойцом.

Повествование ведётся от лица школьника Бориса Горикова.

Часть первая. Школа

Двенадца­тилетний Борис Гориков жил в тихом городке Арзамасе.

Отец Бориса, школьный учитель, воевал на фронте Первой мировой войны, мать работала фельдшерицей. Маленькая сестрёнка Бориса в школу ещё не ходила.

Мать мальчика была постоянно занята, и Борис «рос сам по себе» — учился плохо, хулиганил, мечтал стать матросом и гордился своим отцом-героем, который сражается с германцами. Со своим лучшим другом и одноклассником Федькой Башмаковым Борис проказничал, летом строил плот и воевал с соседскими мальчишками.

Каждое утро в школе Борис молился за победу над немцами, пел «Боже, царя храни» и политикой не интересовался. Узнав от Федьки о революции 1905 года, мальчик принялся расспрашивать мать, и та позволила ему порыться в отцовских книгах. Там Борис нашёл сборник рассказов, в которых полицейские были негодяями, а революционеры, которых они ловили, — героями. Эти рассказы поразили и увлекли мальчика.

Бориса огорчало, что его отец редко шлёт письма и не рассказывает в них о своих подвигах. Однажды незнакомый солдат принёс весточку от отца — толстое письмо и свёрток для Бориса. Он рассказал о голодной жизни в окопах. Борис с удивлением понял, что ничего героического в этой жизни нет, а простые солдаты не хотят воевать.

Слова солдата оставляли на душе осадок горькой сухой пыли, и эта пыль постепенно обволакивала густым налётом все до тех пор чёткие и понятные для меня представления о войне…

В свёртке оказался небольшой маузер с запасной обоймой, а над толстым письмом мать проплакала всю ночь.

В сентябре отец Бориса вернулся с фронта. В дом он пробрался тайком, и Борис сразу понял, что он дезертир. Отец на многое открыл Борису глаза. Оказалось, что немцы тоже не хотят воевать, но правительства воюющих стран не желают заключать мир. Отец считал, что их придётся заставить сделать это.

В школе узнали, что отец Бориса — дезертир, от мальчика все отвернулись. Отец прятался у кладбищенского сторожа, и Борис подружился с его сыном Тимкой.

Вскоре и сторожа, и отца Бориса арестовали.

Часть вторая. Весёлое время

Двадцать пятого февраля отца Бориса расстреляли за побег с фронта и антипра­ви­тель­ственную пропаганду. Второго марта в городе узнали, что произошла революция и теперь страной управляет Временное правительство.

В Арзамасе наступило «весёлое время» — уроки в школе отменили, появились эсеры, кадеты, большевики, анархисты. Большевиков в городе не любили, а Ленина считали агентом немецкого кайзера.

Соборный священник объявил, что Иисус тоже был социалистом и революционером, поэтому большая часть арзамасцев, включая Федьку, примкнула к эсерам — партии социалистов-революционеров.

На улицах Арзамаса проходили митинги, раздавались листовки. В городе появился учитель по прозвищу Галка, которого когда-то посадили в тюрьму.

Встретив Бориса, Галка сказал, что сидел вместе с его отцом. От него Борис узнал, что и отец, и Галка были большевиками.

С этого момента всё свободное время Борис проводил в клубе большевиков.

Точно очистки картофеля под острым ножом, вылетала вся шелуха, которой до сих пор была забита моя голова.

Большевики выступали не на городских митингах, а у бараков беженцев, в деревнях. На одном из таких собраний Борис встретил Федьку, раздававшего в толпе листовки от партии эсеров, и отказался ему помогать.

Несмотря на смену власти, жизнь в стране не изменилась. Войну эсеры собирались вести до полной победы, земля по-прежнему принадлежала помещикам, а заводы — капиталистам.

Вернулся из тюрьмы отец Тимки, найти в Арзамасе работу не смог — никто не хотел брать «политического», и уехал вместе с сыном из города. Так Борис навсегда расстался с единственным другом. В тот же день он узнал от Галки, что клуб большевиков закрыли, а активистов арестовали. Большевики снова стали вне закона.

С Федькой у Бориса дружба не ладилась. Бывший лучший друг стал активистом-эсером, выступал на училищных митингах и собраниях, а Борис после ликвидации большевистского клуба опять «остался на отшибе» и уже собирался уйти из школы.

С подарком отца — маузером — Борис не расставался. Зная это, Федька подбил одноклассников отобрать его у Бориса. Защищаясь, мальчик выстрелил и выпрыгнул в окно.

Дома он узнал, что его исключили из школы и требуют сдать маузер в думскую милицию. Мать попыталась заставить его сделать это, даже спрятала маузер, но Борис нашёл его и тайком уехал в Нижний Новгород, надеясь найти там или родного дядьку-рабочего, или уехавшего туда Галку.

Борис с трудом добрался до Сормово — рабочего района Нижнего Новгорода — но найти Галку не смог, зато отыскал дядьку. Тот успел дослужиться до мастера, о большевиках слышать не хотел и решил немедленно отправить Бориса домой.

Борис снова сбежал, на одном из митингов встретил Галку и от него узнал, что надвигается очередная революция. Мальчик остался при местном большевистском комитете до самой Октябрьской Социали­стической революции.

Часть третья. Фронт

Через полгода пятнадца­ти­летнего Бориса отправили на Украину, в партизанский отряд, воевавший с белогвар­дейцами. На третий день пути на поезд напала местная банда, но Борису удалось сбежать.

Пробродив целые сутки по лесу, Борис вышел к какому-то хутору и возле него наткнулся на молодого человека. Тот сказал, что пробирается за Дон, в отряд, и Борис решил, что он тоже большевик.

Исследуя окрестности, Борис наткнулся на красных, но его новый товарищ не захотел к ним присоединяться, а попытался убить Бориса и забрать его документы. Борис понял, что этот парень, белогвардеец, обманул его, и, защищаясь, застрелил его из маузера.

И страшно стало мне, пятнадца­ти­летнему мальчугану, в чёрном лесу рядом с по-настоящему убитым мною человеком…

Прихватив сумку убитого, Борис отправился в занятое красными село, присоединился к их отряду и вместе с ним отправился очищать Донбасс от немцев и белогвардейцев, которые наводнили контрре­во­лю­ционную тогда Украину.

Борис привязался к немолодому солдату по фамилии Чубук, вместе с ним ходил в разведку, брал пленных.

Небольшой красный отряд вёл партизанскую войну, освобождая хутора и делая короткие налёты на полустанки и обозы белых.

Отрядом руководил бывший сапожник, которого все уважали, но никто не слушался. Особенно сильно своевольничал бывший пастух Федя Сырцов, предводитель конной разведки.

Первый в жизни Бориса настоящий бой произошёл, когда на хутор, где стоял их отряд, напали немцы. Его события запечатлелись в памяти Бориса смутно, отрывками. После боя осталось много раненых. Было решено соединяться с соседним отрядом шахтёров и уходить на север, к регулярным частям Красной Армии, поэтому тяжело раненных решили оставить у пасечника, считавшегося надёжным.

Борис с Чубуком отвезли раненых на пасеку и отправились на встречу с шахтёрами. Дожидаясь их, Борис рылся в сумке убитого им белого, и там, за оторвавшейся подкладкой, нашёл аттестат на имя кадета Юрия Ваальда и написанное по-французски рекомен­да­тельное письмо.

Рассказать о документах Чубуку Борис не успел — на них напали белые, пришлось долго скрываться от облавы. Переночевали товарищи в шалаше, карауля по очереди. Утром Борис решил искупаться в реке, хотя Чубук велел ему сторожить.

Оставив спящего товарища, Борис спустился к реке, разделся и вдруг увидел в воде труп, в котором узнал одного из оставленных у пасечника раненых. Борис начал спешно одеваться и тут его взяли в плен.

Бориса привезли в село, занятое белогвар­дейцами. По счастливой случайности у него нашли документы на имя Юрия Ваальда и приняли за своего. Затем Борис узнал, что в плен взяли и Чубука, которого он оставил спящим без охраны. Парень не смог спасти товарища — его расстреляли. Чубук умер, считая Бориса предателем.

И ещё горше становилось от сознания, что поправить дело нельзя, объяснить и оправдаться не перед кем и что Чубука уже больше нет и не будет ни сегодня, ни завтра, никогда…

Ночью Борис бежал, добрался до своих и всё честно рассказал командиру отряда. Сведения, услышанные им в штабе белогвардейцев, помогли обойти засаду белых.

Сразу после возвращения Борис перешёл в отряд Феди Сырцова и быстро научился ездить верхом. Однажды командир отряда отправил конников Сырцова проверить, нет ли в дальней деревне белых. Погода была плохая, и своевольный Сырцов, не доехав до места, свернул на уединённый хутор, где отряд, пьянствуя, провёл ночь.

Когда отряд вернулся, выяснилось, что в дальней деревне действительно были белые, которые устроили неприятности связистам соседнего отряда. Узнав об этом, Сырцов устроил вылазку и разгромил белогвардейцев, хотя командир отправил его на помощь своим совсем в другую сторону.

Отряд Сырцова вернулся не с той стороны, откуда должен был, поэтому вернувшихся товарищей приняли за белых и открыли огонь. По вине Сырцова было ранено несколько человек, а белые разбили роту, к которой его отправляли на помощь. Над Сырцовым решили устроить суд, но той же ночью он удрал из отряда и подался на юг, к батьке Махно.

Красные начали наступление по всему фронту. Бориса командир не стал наказывать, и он всячески старался загладить свою вину, геройствуя напоказ и без причины рискуя жизнью. Окружающие считали это «Федькиными замашками», и друзей у Бориса не было.

Командир отряда, однако, не считал Бориса пропащим, поэтому принял его заявление на вступление в партию. После этого отношение к Борису изменилось к лучшему, и он сам перестал излишне геройствовать.

В одном из тяжёлых боёв Бориса ранило. Дожидаясь в полузабытьи санитаров, он думал, что все вместе люди обязательно достигнут «светлого царства социализма». Мелькнул огонёк — это шли санитары…

Повесть Школа (Гайдар А. П.)

«Школа» Аркадия Гайдара сегодня известна всем, как «Разгром» Фадеева, как «Чапаев» Фурманова и «Как закалялась, сталь» Островского. Называлась же она раньше иначе. Работать над ней писатель начал в Архангельске, в 1929 году, когда он был уже известен юному читателю как автор «Р. В. С». Свою новую повесть Гайдар читал товарищам под названием «Маузер», но сказал, что, возможно, изменит его. А ведь мог он назвать историю Бориса Горикова и так: маузер, который отец прислал ему в подарок с фронта, послужил причиной бегства героя из города.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

У автора, Аркадия Голикова, юность прошла в том же «тихом, в садах» Арзамасе, и револьвер у него был. Из дневника мы узнаем, что он стрелял в цель: «Один голубь подстрелен, 2 ранены (улетели)». А повесть получила другое название. Почему?

Да, наверное, потому, что Гайдар (в переводе с тюркского —> всадник, скачущий впереди) писал свою вещь не о приключениях мальчишки, подобных «Макару-следопыту», невероятные подвиги которого решали исход целых сражений. Он писал о судьбе тех мальчишек-подростков, которые, как и автор, боролись за Советскую власть. «Меня ранили ножом в грудь на перекрестке, — записал в дневнике ученик Арзамасского реального училища Аркадий Голиков, — был в Совете».

Вероятно, потому, что судьба его не была исключительной, что это была судьба многих, автор и назвал повесть, когда она печаталась в «Роман-газете для ребят» (было такое специальное издание для детей, на простой газетной бумаге, с мелким шрифтом), «Обыкновенная история». А перед произведением Гайдар поместил свою первую автобиографию и в ней рассказал о тех фактах собственной юности, которые угадываются в повести. И с удивительной скромностью и предельной точностью он обозначил это в словах: «Когда меня спрашивают, как это могло случиться, что я был таким молодым командиром, я отвечаю: это не биография у меня необыкновенная, а время было необыкновенное. Это просто обыкновенная «биография в необыкновенное время».

В том, что перед читателем автобиографическое произведение, убедиться нетрудно. Город, училище, нелюбовь к чистописанию и французскому, даже фамилия учителя сохранена — Галка. Но как изменился образ человека с этой фамилией! В повести — это большевик, настоящий революционер, открывающий глаза Борису, — образ, занимающий важнейшее место в этом процессе, который точно назван «очисткой картофеля под острым ножом от шелухи, которой до сих пор была забита моя голова». То, что в «Обыкновенной биографии в необыкновенное время» выражено в словах: «И кто такие -большевики, мне становилось все понятней и понятней, особенно «после того, как побывал я с ними в бараках у беженцев, в лазаретах, в деревнях и у деповских рабочих», — в повести разворачивается в художественно убедительных картинах как процесс политического мужания героя. Много еще испытаний должен пройти Борис Гори-ков, прежде чем командир «Особого отряда революционного пролетариата», бывший сапожник, большевик Шебалов скажет: «Парень он не испорченный, с него еще всякое смыть можно. Мы с тобой сапоги стоптанные, гвоздями подбитые, а он как заготовка: на какую колодку натянешь, такая и будет».

Так из живых конкретных фактов, как это всегда и бывает у настоящих больших художников, вырастает не просто автобиографическая повесть, а художественное произведение о становлении человека, о воспитании борца. А образ Бориса Горикова, в чем-то близкого автору, становится типическим. И это уже нужно назвать иначе, более емко. Отдельное издание в 1930 году и вышло под названием, которое сегодня кажется нам единственно возможным и единственно правильным, — «Школа». Интересно, что в дневнике за 1918 год рядом со словами: шар, треугольник, извержение, альтруизм, значение которых уточняется, Аркадий Голиков выписывает и слово «школа».

Юный читатель получил книгу, в которой, как «пишет исследователь творчества Гайдара Вера Васильевна Смирнова: «Как у Горького в «Моих университетах» та же мысль: лучшая школа жизни для человека — сама жизнь, школа жизни, в которой человек получает «высшее образование», обучается главному — умению жить».

Человек большого мужества и несгибаемой воли, избравший себе столь гордый литературный псевдоним, он знал и трудности борьбы, и горечь поражений, и радость побед. И после того как в 1924 году медицинская комиссия признала его непригодным к прохождению дальнейшей службы в армии, Гайдар не сложил оружия, теперь он полюбил «остро отточенную шашку, выкованную из гибкой стали и чеканной строки». А вообще он не любил красивых слов и ложной романтики, потому что выше всего ценил суровую правду жизни, школы жизни, и после «Р. В. С.» уже никогда не изменял своему юному читателю, открывая перед ним мир одновременно героический и наивный, лукавый и чистый, мир чудесной поэзии детства, память о котором не должна исчезнуть никогда. Для этого человек должен много знать, и душа его должна быть закаленной. И Гайдар делал это своими книгами. «Вероятно, потому, что я в армии был мальчишкой, — писал автор «Школы», — мне захотелось рассказать новым мальчишкам и девчонкам, какая она была, жизнь, как оно все начиналось да как продолжалось, потому что повидать я успел все же немало».

Читайте также:  Краткое содержание рассказа Тимур и его команда Гайдара

Мировая литература знает не много примеров, когда произведение оказывает воздействие на жизнь и литературные герои переходят в действительность; «Что делать?» Чернышевского, «Как закалялась сталь» Островского, «Тимур и его команда» Гайдара. Солдат революции, он умел слушать пульс жизни и предчувствовал суровые испытания, которые скоро должны были выпасть на долю вчерашним мальчишкам, читателям его «Школы», «Военной тайны», «Судьбы барабанщика». И он учил их быть честными и мужественными, «много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную» счастливую землю, которая зовется Советской страной». За нее он 26 декабря 1941 года, спасая жизнь боевых товарищей, отдал жизнь, навсегда оставшись в нашей литературе, в памяти все новых и новых читателей.

А. Буланов, доцент Волгоградского.

педагогического института, кандидат филологических наук.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id2484

Аркадий Гайдар – Школа

Аркадий Гайдар – Школа краткое содержание

Школа – читать онлайн бесплатно ознакомительный отрывок

Городок наш Арзамас был тихий, весь в садах, огороженных ветхими заборами. В тех садах росло великое множество «родительской вишни», яблок-скороспелок, терновника и красных пионов. Сады, примыкая один к другому, образовывали оплошные зеленые массивы, неугомонно звеневшие пересвистами синиц, щеглов, снегирей и малиновок.

Через город, мимо садов, тянулись тихие зацветшие пруды, в которых вся порядочная рыба давным-давно передохла и водились только скользкие огольцы да поганая лягва. Под горою текла речонка Теша.

Город был похож на монастырь: стояло в нем около тридцати церквей да четыре монашеских обители. Много у нас в городе было чудотворных святых икон. Пожалуй, даже чудотворных больше, чем простых. Но чудес в самом Арзамасе происходило почему-то мало. Вероятно, потому, что в шестидесяти километрах находилась знаменитая Саровская пустынь с преподобными угодниками, и эти угодники переманивали все чудеса к своему месту.

Только и было слышно: то в Сарове слепой прозрел, то хромой заходил, то горбатый выпрямился, а возле наших икон — ничего похожего.

Пронесся однажды слух, будто бы Митьке-цыгану, бродяге и известному пьянице, ежегодно купавшемуся за бутылку водки в крещенской проруби, было видение, и бросил Митька пить, раскаялся и постригается в Спасскую обитель монахом.

Народ валом повалил к монастырю. И точно — Митька возле клироса усердно отбивал поклоны, всенародно каялся в грехах и даже сознался, что в прошлом году спер и пропил козу у купца Бебешина. Купец Бебешин умилился и дал Митьке целковый, чтобы тот поставил свечку за спасение своей души. Многие тогда прослезились, увидав, как порочный человек возвращается с гибельного пути в лоно праведной жизни.

Так продолжалась целую неделю, но уже перед самым пострижением то ли Митьке было какое другое видение, в обратном смысле, то ли еще какая причина, а только в церковь он не явился. И среди прихожан пошел слух, что Митька валяется в овраге по Новоплотинной улице, а рядом с ним лежит опорожненная бутылка из-под водки.

На место происшествия были посланы для увещевания дьякон Пафнутий и церковный староста купец Синюгин. Посланные вскоре вернулись и с негодованием заявили, что Митька действительно бесчувствен, аки зарезанный скот; что рядом с ним уже лежит вторая опорожненная полубутылка, и когда удалось его растолкать, то он, ругаясь, заявил, что в монахи идти раздумал, потому что якобы грешен и недостоин.

Тихий и патриархальный был у нас городок. Под праздники, особенно в пасху, когда колокола всех тридцати церквей начинали трезвонить, над городом поднимался гул, хорошо слышный в деревеньках, раскинутых на двадцать километров в окружности.

Благовещенский колокол заглушал все остальные. Колокол Спасского монастыря был надтреснут и поэтому рявкал отрывистым дребезжащим басом. Тоненькие подголоски Никольской обители звенели высокими, звонкими переливами. Этим трем запевалам вторили прочие колокольни, и даже невзрачная церковь маленькой тюрьмы, приткнувшейся к краю города, присоединялась к общему нестройному хору.

Я любил взбираться на колокольни. Позволялось это мальчишкам только на пасху. Долго кружишь узенькой темной лесенкой. В каменных нишах ласково ворчат голуби. Голова немного кружится от бесчисленных поворотов. Сверху виден весь город с заплатами разбросанных прудов и зарослями садов. Под горою — Теша, старая мельница, Козий остров, перелесок, а дальше — овраги и синяя каемка городского леса.

Отец мой был солдатом 12-го Сибирского стрелкового полка. Стоял тот полк на рижском участке германского фронта.

Я учился во втором классе реального училища. Мать моя, фельдшерица, всегда была занята, и я рос сам по себе. Каждую неделю направляешься к матери с балльником для подписи. Мать бегло просмотрит отметки, увидит двойку за рисование или чистописание и недовольно покачает головой:

— Это что же такое?

— Я, мам, тут не виноват. Ну что же я поделаю, раз у меня таланта на рисование нет? Я, мам, нарисовал ему лошадь, а он говорит, что это не лошадь, а свинья. Тогда я подаю ему в следующий раз и говорю, что это свинья, а он рассердился и говорит, что это не свинья и не лошадь, а черт знает что такое. Я, мам, в художники и не готовлюсь вовсе.

— Ну, а за чистописание почему? Дай-к-а твою тетрадку… Бог ты мой, как наляпано! Почему у тебя на каждой строке клякса, а здесь между страниц таракан раздавлен? Фу, гадость какая!

— Клякса, мам, оттого, что нечаянно, а про таракана я вовсе не виноват. Ведь что это такое, на самом деле, — ко всему придираешься! Что, я нарочно таракана посадил? Сам он, дурак, заполз и удавился, а я за него отвечай! И подумаешь, какая наука — чистописание! Я в писатели вовсе не готовлюсь.

— А к чему ж ты готовишься? — строго спрашивает мать, подписывая балльник. — Лоботрясом быть готовишься? Почему опять инспектор пишет, что ты по пожарной лестнице залез на крышу школы? Это еще к чему? Что ты — в трубочисты готовишься?

— Нет. Ни в художники, ни в писатели, ни в трубочисты… Я буду матросом.

— Почему же матросом? — удивляется озадаченная мать.

— Обязательно матросом… Вот еще… И как ты не понимаешь, что это интересно?

Мать качает головой:

— Ишь, какой выискался. Ты чтобы у меня двоек больше не приносил, а то не посмотрю и на матроса — выдеру.

Ой, как врет! Чтобы она меня выдрала? Никогда еще не драла. В чулан один раз заперла, а потом весь следующий день пирожками кормила и двугривенный на кино дала. Хорошо бы эдак почаще!

Однажды, наскоро попив чаю, кое-как собрав книги, я побежал в школу. По дороге встретил Тимку Штукина — одноклассника, маленького вертлявого человечка.

Тимка Штукин был безобидным и безответным мальчуганом. Его можно было треснуть по башке, не рискуя получить сдачи. Он охотно доедал бутерброды, оставшиеся у товарищей, бегал в соседнюю лавочку покупать сайки к училищному завтраку и, не чувствуя за собой никакой вины, испуганно затихал при приближении классного наставника.

У Тимки была одна страсть — он любил птиц. Вся каморка его отца, сторожа кладбищенской церкви, была заставлена клетками с пичужками. Он покупал птиц, продавал их, выменивал, ловил сам силком или западками на кладбище. Однажды ему здорово влетело от отца, когда купец Синюгин, завернув на могилу своей бабушки, увидал на каменной плите памятника рассыпанную приманку из конопляного семени и лучок — сетку с протянутой от нее бечевой.

По жалобе Синюгина сторож надрал вихры мальчугану, а наш законоучитель отец Геннадий во время урока закона божьего сказал неодобрительно:

Школа – краткое содержание рассказа Гайдара

© OOO «Издательство Астрель», 2010

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

Городок наш Арзамас был тихий, весь в садах, огороженных ветхими заборами. В тех садах росло великое множество «родительской вишни», яблок-скороспелок, терновника и красных пионов. Сады, примыкая один к другому, образовывали сплошные зеленые массивы, неугомонно звеневшие пересвистами синиц, щеглов, снегирей и малиновок.

Через город, мимо садов, тянулись тихие зацветшие пруды, в которых вся порядочная рыба давным-давно передохла и водились только скользкие огольцы да поганая лягва. Под горою текла речонка Теша.

Город был похож на монастырь: стояло в нем около тридцати церквей да четыре монашеских обители. Много у нас в городе было чудотворных святых икон. Пожалуй, даже чудотворных больше, чем простых. Но чудес в самом Арзамасе происходило почему-то мало. Вероятно, потому, что в шестидесяти километрах находилась знаменитая Саровская пустынь с преподобными угодниками и эти угодники переманивали все чудеса к своему месту.

Только и было слышно: то в Сарове слепой прозрел, то хромой заходил, то горбатый выпрямился, а возле наших икон – ничего похожего.

Пронесся однажды слух, будто бы Митьке-цыгану, бродяге и известному пьянице, ежегодно купавшемуся за бутылку водки в крещенской проруби, было видение, и бросил Митька пить, раскаялся и постригается в Спасскую обитель монахом.

Народ валом повалил к монастырю. И точно – Митька возле клироса усердно отбивал поклоны, всенародно каялся в грехах и даже сознался, что в прошлом году спер и пропил козу у купца Бебешина. Купец Бебешин умилился и дал Митьке целковый, чтобы тот поставил свечку за спасение своей души. Многие тогда прослезились, увидав, как порочный человек возвращается с гибельного пути в лоно праведной жизни.

Так продолжалось целую неделю, но уже перед самым пострижением то ли Митьке было какое другое видение, в обратном смысле, то ли еще какая причина, а только в церковь он не явился. И среди прихожан пошел слух, что Митька валяется в овраге по Новоплотинной улице, а рядом с ним лежит опорожненная бутылка из-под водки.

На место происшествия были посланы для увещевания дьякон Пафнутий и церковный староста купец Синюгин. Посланные вскоре вернулись и с негодованием заявили, что Митька действительно бесчувственен, аки зарезанный скот; что рядом с ним уже лежит вторая опорожненная полубутылка, и когда удалось его растолкать, то он, ругаясь, заявил, что в монахи идти раздумал, потому что якобы грешен и недостоин.

Тихий и патриархальный был у нас городок. Под праздники, особенно в Пасху, когда колокола всех тридцати церквей начинали трезвонить, над городом поднимался гул, хорошо слышный в деревеньках, раскинутых на двадцать километров в окружности.

Благовещенский колокол заглушал все остальные. Колокол Спасского монастыря был надтреснут и поэтому рявкал отрывистым дребезжащим басом. Тоненькие подголоски Никольской обители звенели высокими, звонкими переливами. Этим трем запевалам вторили прочие колокольни, и даже невзрачная церковь маленькой тюрьмы, приткнувшейся к краю города, присоединялась к общему нестройному хору.

Я любил взбираться на колокольни. Позволялось это мальчишкам только на Пасху. Долго кружишь узенькой темной лесенкой. В каменных нишах ласково ворчат голуби. Голова немного кружится от бесчисленных поворотов. Сверху виден весь город с заплатами разбросанных прудов и зарослями садов. Под горою – Теша, старая мельница, Козий остров, перелесок, а дальше – овраги и синяя каемка городского леса.

Отец мой был солдатом 12-го Сибирского стрелкового полка. Стоял тот полк на рижском участке германского фронта.

Я учился во втором классе реального училища. Мать моя, фельдшерица, всегда была занята, и я рос сам по себе. Каждую неделю направляешься к матери с балльником для подписи. Мать бегло просмотрит отметки, увидит двойку за рисование или чистописание и недовольно покачает головой:

– Это что же такое?

– Я, мам, тут не виноват. Ну что же я поделаю, раз у меня таланта на рисование нет? Я, мам, нарисовал ему лошадь, а он говорит, что это не лошадь, а свинья. Тогда я подаю ему в следующий раз и говорю, что это свинья, а он рассердился и говорит, что это не свинья и не лошадь, а черт знает что такое. Я, мам, в художники и не готовлюсь вовсе.

– Ну, а за чистописание почему? Дай-ка твою тетрадку… Бог ты мой, как наляпано! Почему у тебя на каждой строке клякса, а здесь между страниц таракан раздавлен? Фу, гадость какая!

– Клякса, мам, оттого, что нечаянно, а про таракана я вовсе не виноват. Ведь что это такое, на самом деле, – ко всему придираешься! Что, я нарочно таракана посадил? Сам он, дурак, заполз и удавился, а я за него отвечай! И подумаешь, какая наука – чистописание! Я в писатели вовсе не готовлюсь.

– А к чему ж ты готовишься? – строго спрашивает мать, подписывая балльник. – Лоботрясом быть готовишься? Почему опять инспектор пишет, что ты по пожарной лестнице залез на крышу школы? Это еще к чему? Что ты – в трубочисты готовишься?

Читайте также:  На графских развалинах - краткое содержание повести Гайдара

– Нет. Ни в художники, ни в писатели, ни в трубочисты… Я буду матросом.

– Почему же матросом? – удивляется озадаченная мать.

– Обязательно матросом… Вот еще… И как ты не понимаешь, что это интересно?

Мать качает головой:

– Ишь, какой выискался. Ты чтобы у меня двоек больше не приносил, а то не посмотрю и на матроса – выдеру.

Ой, как врет! Чтобы она меня выдрала? Никогда еще не драла. В чулан один раз заперла, а потом весь следующий день пирожками кормила и двугривенный на кино дала. Хорошо бы эдак почаще!

Однажды, наскоро попив чаю, кое-как собрав книги, я побежал в школу. По дороге встретил Тимку Штукина – одноклассника, маленького вертлявого человечка.

Тимка Штукин был безобидным и безответным мальчуганом. Его можно было треснуть по башке, не рискуя получить сдачи. Он охотно доедал бутерброды, оставшиеся у товарищей, бегал в соседнюю лавочку покупать сайки к училищному завтраку и, не чувствуя за собой никакой вины, испуганно затихал при приближении классного наставника.

У Тимки была одна страсть – он любил птиц. Вся каморка его отца, сторожа кладбищенской церкви, была заставлена клетками с пичужками. Он покупал птиц, продавал их, выменивал, ловил сам силком или западками на кладбище. Однажды ему здорово влетело от отца, когда купец Синюгин, завернув на могилу своей бабушки, увидал на каменной плите памятника рассыпанную приманку из конопляного семени и лучок – сетку с протянутой от нее бечевой.

По жалобе Синюгина сторож надрал вихры мальчугану, а наш законоучитель отец Геннадий во время урока закона Божьего сказал неодобрительно:

– Памятники ставятся для воспоминания об усопших, а не для каких-либо иных целей, и помещать на памятниках капканы и прочие посторонние приспособления не подобает – грешно и богохульно.

Тут же он привел несколько случаев из истории человечества, когда подобное богохульство влекло за собой тягчайшие кары небесных сил.

Надо сказать, что на примеры отец Геннадий был большой мастер. Мне кажется, что если бы он узнал, например, что на прошлой неделе я ходил без увольнительной записки в кино, то, порывшись в памяти, наверняка отыскал бы какой-нибудь исторический случай, когда совершивший подобное преступление понес еще в сей жизни заслуженное божеское наказание.

Краткое содержание повести «Р. В. С.» А. Гайдара

Аббревиатура «Р. В. С.» расшифровывается как «Революционный Военный Совет». В основе сюжета – наблюдения автора за событиями в Украине в 1919 году. Рекомендуем прочитать краткое содержание «РВС» для читательского дневника. Данная повесть (в некоторых изданиях ее называют рассказом) является первым произведением А. П. Гайдара, написанным для детей.

Основные персонажи повести

  • Димка – обыкновенный мальчишка, добрый, любящий маму, бабушку и брата. Дима часто уединяется в старых сараях и играет в красных и белых, у него хорошо развито воображение.
  • Жиган – мальчика с тяжелой судьбой, который приехал к бабушке (крестная) “отъедаться”. Жиган любит с душой петь песни.
  • Сергеев – раненный красноармеец, которого находят и выхаживают мальчишки.
  • Головень – дезертир, который держит в страхе всю семью.
  • Мать Димы.
  • Топ – младший братишка Димки.
  • Бабушка Димы.

«Р. В. С.» очень краткое содержание

А. П. Гайдар «РВС» краткое содержание для читательского дневника:

Повесть представляет собой описание жизни мальчика Димки в годы революции и Гражданской войны на Украине. В семью возвращается дезертировавший дядька Димки Головень и начинает вести домашний террор. Находящийся в Петрограде отец Димки никак не может помочь своим родным. Всё это в конечном итоге становится причиной замысла побега мальчика из дома. Димка встречает своего ровесника, представившегося Жиганом.

Но одно событие перечеркивает все планы. Мальчики обнаруживают возле своего тайника раненого красноармейца, в котором Димка узнаёт своего недавнего заступника. Ребята решают оказать ему помощь, но это очень опасно, так как он находится в розыске, ищет его и Головень.

В один прекрасный момент Жиган в результате проявленной им неосторожности подвергается нападению и теряет фляжку, с которой шёл за водой, а недавний дезертир получает доказательства, что раненый жив и скрывается где-то неподалёку.

Красноармеец, узнав о случившемся, пишет записку, помечая её аббревиатурой «Р. В. С.», и поручает Жигану, вызвавшемуся, чтобы хоть как-то загладить свою вину, доставить письмо как можно скорее к «красным», находившимся к тому времени в ближайшем к месту действия городе. Жигану не без приключений удаётся добраться до места назначения.

Подошедший утром красноармейский отряд разбивает вражеский лагерь. В награду за содействие Димкиной семье выписывают пропуски до Петрограда, а Жигану предоставляют документ с гербовой печатью, в котором говорится, что он «не шантрапа и не шарлыган, а элемент, на факте доказавший свою революционность».

Главная мысль:

В любую смуту важно оставаться человеком.

Повесть «Судьба барабанщика» Гайдара была написана в 1938 году. В своем произведении писатель поднимает тему дружбы, верности, чести. Для читательского дневника и лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Судьба барабанщика» на нашем сайте. Это рассказ об обычном мальчике, которому довелось пережить немало серьезных испытаний на своем веку.

Короткий пересказ «Р.В.С.»

Краткое содержание «РВС» Гайдар:

Димка – паренек, который очень смелый среди своих сверстников. Может внешне он ничем не отличается, но в душе его страх может быть достаточно легко победим. Дима любит играть сам с собой в старых, уже полуразвалившихся сараях, которые когда-то служили для расстрела невинных людей. Именно там немцы во время войны клали сено и солому. Теперь же все немного поутихло, остались только сараи – как призраки прошлого, которое трудно забыть.

Дети из села боятся там играть, но Димка смелый и отчаянный. Он представляет красных и белых, разыгрывает их роли со своим участием. Однажды мальчик немного переиграл, и когда испуганный прибежал домой, увидел, что Головень приехал.

Вообще, его недавно забирали в армию. Головень побил кого можно, а потом реши прятаться на сеновале, так как ему нужно было укрыться от красных. Головень даже имеет с собой оружие – винтовку.

Дима, мальчик любопытный, однажды решает посмотреть на винтовку, и сам, не зная как, вставляет патрон в ствол. Когда внезапно появляется Головень, винтовка нечаянно стреляет, но Головень начинает его бить. Но ничего почти не успевает делать, потому что появляется отряд красных военных.

Жиган – друг Димки, они вместе решают сбежать из дома на фронт. Жиган любит петь разные песни советские, и у него довольно хорошо получается. Жиган приехал из самого города, чтобы поесть у своей бабушки по имени Онуфриха, которая является ему крестной. Онуфриха необыкновенно добр к мальчику, и хочет, чтобы тот хорошо ел.

У Димки – проблемы в жизни. Его мать бита каждый божий день этим врагом – Головнем. Этот человек – просто необыкновенно жесток ко всем, а особенно к своим врагам, которые слабее его. Мать, брат, который еще маленький, даже старенькая бабушка получает каждый день пинков.

Дима еще очень мал, чтобы что-то решать, но ему приходиться придумать, что делать. Дима всеми фибрами своей души ненавидит этого человека, который злой и жестокий. Отец Димы уехал уже давненько, а потому они беззащитны в своем родном доме.

Когда к ним в село приходят красные, Головень всполошился. Потом произошел случай, в котором один из красноармейцев защитил мальчика от Головня. Он там – на сеновале так и остался лежать. Потому что был ранен. Мальчики находят его потом, так как перед этим спрятали мясо на сеновале, а оно – пропало.

Вначале подумал на Жигана, а потом внезапно осенила догадка: где-то в сараях и прячется раненый. Когда мальчик нашел его, мужчина был совсем плох. Друзья принялись выхаживать его, но времени не было: по селу рыскал Головень и вскоре должны были начаться обыски.

Жиган предложил сбегать в город, где расположились красные, и передать известие от раненого. Тот согласился, выдав лист с надписью «Р.В.С.». С большим трудом Жиган добрался в город. В селе уже начались обыски, но влетела красная конница и отбила село.

А спасенный красный командир оказался членом революционного военного совета и выдал пропуски для Димки с семьей. В конце, когда красные приходят в село, все заканчивается хорошо.

Другую повесть «Тимур и его команда» Гайдар написал в 1940 году. В произведении автор затрагивает темы милосердия, нравственности, благородства, дружбы и помощи ближнему независимо от его возраста и статуса. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Тимура и его команды». Центральный персонаж повести – добрый, справедливый, решительный мальчик Тимур стал прообразом для многих последующих героев детской литературы, примером подростка с сильными лидерскими качествами.

Сюжет повести «Р.В.С.» Гайдар

«РВС» Гайдар краткое содержание произведения:

Осевшие и полураз­рушенные сараи, куда немцы свозили сено и солому. Атаман Криволоб расстрелял здесь четырех москалей и одного украинца, поэтому мальчишки боятся здесь играть. Не боится только Димка: он прячет в сарае две обоймы патронов, шомпол от винтовки и заржавленный австрийский штык без ножен и играет в разных командиров.

Если белый, то приговаривает: «Коммунию захотели? Свободы захотели? Против законной власти…». Если красный: «Против кого идете? Против своего брата рабочего и крестьянина? Генералы вам нужны да адмиралы…»

Заигравшись, Димка забывает вовремя прийти домой и бежит, боясь наказания, но дома ЧП: приехал Головень, которого недавно красные забрали в армию. Он ударил сапогом Шмеля (любимого пса Димки), после — Димку. Обещал выгнать «питерских пролетариев» (так он называл семью: мать, бабку, Димку и его младшего брата Топа). Отец у Димки в Питере. Головень прячется от красных на сеновале, имеет винтовку.

Димка забирается посмотреть на нее, открывает затвор и, не понимая как, загоняет в ствол патрон. Появляется Головень, винтовка выстреливает, Димка бежит, но получает от Головня тычок в спину. Спасает его от битья отряд красных кавалеристов. Димка боится идти домой.

Встречает Жигана из города, который пел песню «Да здравствуют Советы!». Поет песни по поездам. Он приехал к крестной бабе Онуфрихе отожраться. Она разрешила не больше, чем на две недели.

Димка назначает встречу на речке утром — ловить раков. Дома мама ругает, но без гнева. Наутро Димка предлагает Жигану убежать, так как Головень бьет и родных из дому гонит. Жиган предлагает побираться, после врет, что служил и красным, и зеленым, и «коричневым» (таких не было). Димка предлагает пойти воевать к красным. Стали собираться.

Недалеко — большой фронт. Кругом красноармейцы гонялись за бандами, или банды за красноар­мейцами, или атаманы клочились меж собой. Приехали зеленые, пьют с Головнем, роют яму за хатой Жигана. Возле деревеньки произошел бой, после него Димка не обнаружил спрятанного для похода в соломе мяса.

Провизию перепрятали, наутро назначили побег. Слухи о раненом большевике в окрестностях. Ребята украли из Димкиного подвала котелок и пошли прятать его в сарай, в соломе. Услышали там стон и, испугавшись, разбежались.

Наутро Димка нашел в сарае раненого красноармейца — того самого, что заступился за ним перед Головнем. Пришел Жиган, раненому дали еду и воду и пообещали молчать о нем. Димка взял дома кусок сала и обменял у попа (отец Перламутрий) на пузырек йоду.

Шло время, о красных не слышно, у Димки проблемы: Головень бьет, гонит мамку и Топа, поп рассказал матери про йод. Красный обещал помочь. А пока Головень узнал, что раненый где-то близко, нашли книжку, окровавленную с буквами Р. В. С. на первом листке Головень застрелил Шмеля, собирается куда-то ехать.

Ребята предупреждают раненого об опасности, Жиган говорит, что в городе красные и вызывается отнести записку с теми же загадочными буквами. По дороге попадает в руки зеленым (под предводи­тельством Левки), сбегает, попадается ребятам Козолупа, натравливает их на Левкин отряд. Вскоре дорога раздваивается.

Жиган спрашивает на хуторе, по какой в город. Дорогу показали из окошка. Жиган доставил красным записку, те сразу по коням. Тем временем в деревушку приехали зеленые, но ночью искать сложно — отложили до утра. Утром подошли красные, прогнали врагов.

Димке с семьей выписали пропуска до Питера, а Жигану — бумагу, что он «не шантрапа и не шарлыган, а элемент, на факте доказавший свою революци­онность», а потому «оказывать ему, Жигану, содействие в пении советских песен по всем станциям, поездам и эшелонам» с гербовой печатью.

Заключение:

В писательской деятельности Гайдара повесть «Р. В. С.» сыграла важную роль, что понимал и сам автор. С этим произведением стал формироваться свойственный писателю художественный язык общения с юным читателем, что позволило найти отклик в его сердцах.

По мотивам повести А. Гайдара снят художественный фильм «Р. В. С.», вышедший на советские экраны 1 января 1977 года.

Рассказ «Чук и Гек» Гайдар впервые опубликовал в 1939 году. Историки литературы отмечают в произведении признаки традиционного святочного рассказа. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Чука и Гека». Предлагаемый пересказ подойдет для читательского дневника, подготовки к уроку литературы.

Гайдар школа краткое содержание по главам. Повесть Школа – художественный анализ. Гайдар Аркадий Петрович

Осевшие и полураз­рушенные сараи, куда немцы свозили сено и солому. Атаман Криволоб расстрелял здесь четырех москалей и одного украинца, поэтому мальчишки боятся здесь играть. Не боится только Димка: он прячет в сарае две обоймы патронов, шомпол от винтовки и заржавленный австрийский штык без ножен и играет в разных командиров. Если белый, то приговаривает: «Коммунию захотели? Свободы захотели? Против законной власти. ». Если красный: «Против кого идете? Против своего брата рабочего и крестьянина? Генералы вам нужны да адмиралы. »

Заигравшись, Димка забывает вовремя прийти домой и бежит, боясь наказания, но дома ЧП: приехал Головень, которого недавно красные забрали в армию. Он ударил сапогом Шмеля (любимого пса Димки), после – Димку. Обещал выгнать «питерских пролетариев» (так он называл семью: мать, бабку, Димку и его младшего брата Топа). Отец у Димки в Питере. Головень прячется от красных на сеновале, имеет винтовку.

Читайте также:  Судьба барабанщика - краткое содержание повести Гайдара

Димка забирается посмотреть на нее, открывает затвор и, не понимая как, загоняет в ствол патрон. Появляется Головень, винтовка выстреливает, Димка бежит, но получает от Головня тычок в спину. Спасает его от битья отряд красных кавалеристов. Димка боится идти домой.

Встречает Жигана из города, который пел песню «Да здравствуют Советы!». Поет песни по поездам. Он приехал к крестной бабе Онуфрихе отожраться. Она разрешила не больше, чем на две недели.

Димка назначает встречу на речке утром – ловить раков. Дома мама ругает, но без гнева. Наутро Димка предлагает Жигану убежать, так как Головень бьет и родных из дому гонит. Жиган предлагает побираться, после врет, что служил и красным, и зеленым, и «коричневым» (таких не было). Димка предлагает пойти воевать к красным. Стали собираться.

Недалеко – большой фронт. Кругом красноармейцы гонялись за бандами, или банды за красноар­мейцами, или атаманы клочились меж собой. Приехали зеленые, пьют с Головнем, роют яму за хатой Жигана. Возле деревеньки произошел бой, после него Димка не обнаружил спрятанного для похода в соломе мяса. Провизию перепрятали, наутро назначили побег. Слухи о раненом большевике в окрестностях. Ребята украли из Димкиного подвала котелок и пошли прятать его в сарай, в соломе. Услышали там стон и, испугавшись, разбежались. Наутро Димка нашел в сарае раненого красноармейца – того самого, что заступился за ним перед Головнем. Пришел Жиган, раненому дали еду и воду и пообещали молчать о нем. Димка взял дома кусок сала и обменял у попа (отец Перламутрий) на пузырек йоду.

Шло время, о красных не слышно, у Димки проблемы: Головень бьет, гонит мамку и Топа, поп рассказал матери про йод. Красный обещал помочь. А пока Головень узнал, что раненый где-то близко, нашли книжку окровавленную с буквами Р. В. С. на первом листке Головень застрелил Шмеля, собирается куда-то ехать. Ребята предупреждают раненого об опасности, Жиган говорит, что в городе красные и вызывается отнести записку с теми же загадочными буквами. По дороге попадает в руки зеленым (под предводи­тельством Левки), сбегает, попадается ребятам Козолупа, натравливает их на Левкин отряд. Вскоре дорога раздваивается.

Жиган спрашивает на хуторе, по какой в город. Дорогу показали из окошка. Жиган доставил красным записку, те сразу по коням. Тем временем в деревушку приехали зеленые, но ночью искать сложно – отложили до утра. Утром подошли красные, прогнали врагов. Димке с семьей выписали пропуска до Питера, а Жигану – бумагу, что он «не шантрапа и не шарлыган, а элемент, на факте доказавший свою революци­онность», а потому «оказывать ему, Жигану, содeйcтвие в пении советских песен по всем станциям, поездам и эшелонам» с гербовой печатью.

В произведении «Школа» рассказано об исторических событиях 16 – 18 годов 20 века.

Мы знакомимся с главным героем Арзамаса – молодым юношей Борисом. В этом человеке прослеживается огромная любовь к родному городу. Его увлечением было подниматься на колокольни и разглядывать достопримечательности «малой Родины». В это время, его отец участвовал в сражении на фронте, шла Вторая Мировая война. Он находился в горячих точках, в звании простого солдата. А мама ходила на работу в больницу. За самим подростком никто не смотрел, он делал, что хотел. Числился он учащимся училища. Он не радовал мать хорошими отметками. Больше всего ему не нравились уроки французского и русского языка.

Появление отца, а затем резкое исчезновение, насторожило семью. Стало ясно, что он дезертировал с фронта. После в училище начинают требовать оплату за обучение. Перед этим моментом, он обучался бесплатно. И назывался сыном солдата. К бедному юноше стали цепляться сокурсники и обзывать «сыном предателя». Отца быстро находят, затем расстреливают.

Преподаватель училища, имеющий фамилию Галка, является членом партии большевиков. Он поделился секретом о ситуации на Фронтах и всей России с нашим героем. В стране неразбериха. Власть переходит Временному правительству. На улицах страны разворачиваются революционные митинги. Борис ходит по различным митингам. И изучает мнения разных партий. После отправляется с красноармейцами на сражения на Фронтах.

Жизнь преподносит молодому бойцу различные испытания. С другом Чубуком их забирают в плен. Белые успевают расстрелять товарища, а нашему герою удаётся бежать. Он считает виноватым себя в смерти друга. И вступает в партию большевиков.

Только трудности закаляют тело. Надо уметь отстаивать своё мнение. Не сдаваться. Чтобы ни случилось, идти до конца! Дети не должны отвечать за ошибки родителей. Каждый сам выбирает свой жизненный путь.

Картинка или рисунок Школа

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Красное колесо Солженицын

В своем романе-эпопее «Красное колесо» Александр Солженицын описывает первое десятилетие 20 века. Автор дает возможность читателю погрузиться в дореволюционную эпоху и увидеть то время глазами своих героев

Краткое содержание Гробовщик Пушкин

Гробовщик переехал в новый дом. Его сосед сапожник позвал его в гости на семейный праздник. Гробовщик у сапожника напился, а когда гости пили за здоровье своих клиентов, гробовщику в шутку предложили выпить за мертвецов

Страница 1 из 4

В первые повесть была опубликована в журнале «Октябрь» за 1929 год (No 4-7) под рубрикой «Пережитое». Эта рубрика, как и само название, под которым повесть печаталась – «Обыкновенная биография», – подчеркивали автобиографический характер произведения. С таким же названием повесть вышла в свет в 1930 году в двух выпусках «Роман-газеты для ребят».

Тихий городок Арзамас, реальное училище, детские игры, взбудоражившая город весть о революции… Все это и многое другое действительно перешло в повесть прямо из мальчишеских лет писателя. Как и герой повести, он быстро повзрослел, дневал и ночевал в арзамасском клубе большевиков, мать его работала фельдшерицей, отец находился на фронте. В образе большевика «Галки» в повести выведен преподаватель реального училища Николай Николаевич Соколов. Когда Аркадий Голиков (Гайдар) в 1919 году ушел на гражданскую войну, ему, как и герою повести Борису Горикову, едва исполнилось пятнадцать лет.

Но полного совпадения судеб писателя и героя его повести, конечно, искать не следует. Так, например, в повести отец Бориса Горикова по приговору военного суда царской армии расстрелян, а отец писателя Петр Исидорович Голиков стал в Красной Армии комиссаром полка. Путь самого писателя на фронт был иным, чем у Бориса Горикова.

Желая указать на то, что образ Бориса Горикова собирательный, что в нем соединены черты многих юношей, которых позвала на служение народу Великая Октябрьская социалистическая революция, писатель и дал сначала своей повести название «Обыкновенная биография». На «обыкновенность», т.е. типичность своего жизненного пути, как и пути героя повести, Аркадий Гайдар указывал и позже. «Это не биография у меня необыкновенная, а время было необыкновенное, – писал он в 1934 году. – Это просто обыкновенная биография в необыкновенное время».

Интересно, что до названия «Обыкновенная биография» существовал еще один его вариант – «Маузер». Так именуется повесть в договоре, заключенном писателем с Госиздатом в июне 1928 года.

Однако уже после того как повесть вышла в свет, писатель продолжал искать для нее максимально точное, емкое название. В 1930 году повесть была издана в Госиздате отдельной книгой под названием «Школа». С этим «именем» она и осталась в советской литературе, рассказывая все новым и новым поколениям юных читателей о той большой школе жизни, школе борьбы, школе революции, через которую довелось пройти их сверстникам в годы становления Советской власти.

«Школа» задумывалась в 1923-1924 годах в Сибири, когда Гайдар, молодой командир РККА, впервые брался за перо. Начал же он работать над повестью в 1928 году, живя в Кунцеве, под Москвой, а заканчивал в Архангельске в 1928-1930 годы, сотрудничая одновременно в газете «Волна» («Правда Севера»). В литературном приложения к газете «Правда Севера» и появился впервые небольшой отрывок из повести, тогда еще называвшейся «Маузер».

Работал Аркадий Гайдар над этой повестью очень напряженно, продолжая оттачивать свой стиль, ту особую гайдаровскую интонацию, о которой впоследствии, именно по поводу «Школы», сказал на Первом съезде писателей в 1934 году С. Я. Маршак: «Есть у Гайдара и та теплота и верность тона, которые волнуют читателя…»

«Школа» Аркадия Гайдара сегодня известна всем, как «Разгром» Фадеева, как «Чапаев» Фурманова и «Как закалялась, сталь» Островского. Называлась же она раньше иначе. Работать над ней писатель начал в Архангельске, в 1929 году, когда он был уже известен юному читателю как автор «Р. В. С». Свою новую повесть Гайдар читал товарищам под названием «Маузер», но сказал, что, возможно, изменит его. А ведь мог он назвать историю Бориса Горикова и так: маузер, который отец прислал ему в подарок с фронта, послужил причиной бегства героя из города.

У автора, Аркадия Голикова, юность прошла в том же «тихом, в садах» Арзамасе, и револьвер у него был. Из дневника мы узнаем, что он стрелял в цель: «Один голубь подстрелен, 2 ранены (улетели)». А повесть получила другое название. Почему?

Да, наверное, потому, что Гайдар (в переводе с тюркского -> всадник, скачущий впереди) писал свою вещь не о приключениях мальчишки, подобных «Макару-следопыту», невероятные подвиги которого решали исход целых сражений. Он писал о судьбе тех мальчишек-подростков, которые, как и автор, боролись за Советскую власть. «Меня ранили ножом в грудь на перекрестке, – записал в дневнике ученик Арзамасского реального училища Аркадий Голиков, – был в Совете».

Вероятно, потому, что судьба его не была исключительной, что это была судьба многих, автор и назвал повесть, когда она печаталась в «Роман-газете для ребят» (было такое специальное издание для детей, на простой газетной бумаге, с мелким шрифтом), «Обыкновенная история».

А перед произведением Гайдар поместил свою первую автобиографию и в ней рассказал о тех фактах собственной юности, которые угадываются в повести. И с удивительной скромностью и предельной точностью он обозначил это в словах: «Когда меня спрашивают, как это могло случиться, что я был таким молодым командиром, я отвечаю: это не биография у меня необыкновенная, а время было необыкновенное. Это просто обыкновенная «биография в необыкновенное время».

В том, что перед читателем автобиографическое произведение, убедиться нетрудно. Город, училище, нелюбовь к чистописанию и французскому, даже фамилия учителя сохранена – Галка. Но как изменился образ человека с этой фамилией! В повести – это большевик, настоящий революционер, открывающий глаза Борису, – образ, занимающий важнейшее место в этом процессе, который точно назван «очисткой картофеля под острым ножом от шелухи, которой до сих пор была забита моя голова». То, что в «Обыкновенной биографии в необыкновенное время» выражено в словах: «И кто такие -большевики, мне становилось все понятней и понятней, особенно «после того, как побывал я с ними в бараках у беженцев, в лазаретах, в деревнях и у деповских рабочих», – в повести разворачивается в художественно убедительных картинах как процесс политического мужания героя. Много еще испытаний должен пройти Борис Гори-ков, прежде чем командир «Особого отряда революционного пролетариата», бывший сапожник, большевик Шебалов скажет: «Парень он не испорченный, с него еще всякое смыть можно. Мы с тобой сапоги стоптанные, гвоздями подбитые, а он как заготовка: на какую колодку натянешь, такая и будет».

Так из живых конкретных фактов, как это всегда и бывает у настоящих больших художников, вырастает не просто автобиографическая повесть, а художественное произведение о становлении человека, о воспитании борца. А образ Бориса Горикова, в чем-то близкого автору, становится типическим. И это уже нужно назвать иначе, более емко. Отдельное издание в 1930 году и вышло под названием, которое сегодня кажется нам единственно возможным и единственно правильным, – «Школа». Интересно, что в дневнике за 1918 год рядом со словами: шар, треугольник, извержение, альтруизм, значение которых уточняется, Аркадий Голиков выписывает и слово «школа».

Юный читатель получил книгу, в которой, как «пишет исследователь творчества Гайдара Вера Васильевна Смирнова: «Как у Горького в «Моих университетах» та же мысль: лучшая школа жизни для человека – сама жизнь, школа жизни, в которой человек получает «высшее образование», обучается главному – умению жить».

Человек большого мужества и несгибаемой воли, избравший себе столь гордый литературный псевдоним, он знал и трудности борьбы, и горечь поражений, и радость побед. И после того как в 1924 году медицинская комиссия признала его непригодным к прохождению дальнейшей службы в армии, Гайдар не сложил оружия, теперь он полюбил «остро отточенную шашку, выкованную из гибкой стали и чеканной строки». А вообще он не любил красивых слов и ложной романтики, потому что выше всего ценил суровую правду жизни, школы жизни, и после «Р. В. С.» уже никогда не изменял своему юному читателю, открывая перед ним мир одновременно героический и наивный, лукавый и чистый, мир чудесной поэзии детства, память о котором не должна исчезнуть никогда. Для этого человек должен много знать, и душа его должна быть закаленной. И Гайдар делал это своими книгами. «Вероятно, потому, что я в армии был мальчишкой, – писал автор «Школы», – мне захотелось рассказать новым мальчишкам и девчонкам, какая она была, жизнь, как оно все начиналось да как продолжалось, потому что повидать я успел все же немало».

Мировая литература знает не много примеров, когда произведение оказывает воздействие на жизнь и литературные герои переходят в действительность; «Что делать?» Чернышевского, «Как закалялась сталь» Островского, «Тимур и его команда» Гайдара. Солдат революции, он умел слушать пульс жизни и предчувствовал суровые испытания, которые скоро должны были выпасть на долю вчерашним мальчишкам, читателям его «Школы», «Военной тайны», «Судьбы барабанщика». И он учил их быть честными и мужественными, «много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную» счастливую землю, которая зовется Советской страной». За нее он 26 декабря 1941 года, спасая жизнь боевых товарищей, отдал жизнь, навсегда оставшись в нашей литературе, в памяти все новых и новых читателей.

Ссылка на основную публикацию