Дальние страны – краткое содержание повести Гайдара

Краткое содержание дальние страны гайдар

Ответы

Главный герой – школьник Витя Перестукин, лентяй, раздолбай и в целом, персонаж, искренне не понимающий смысла в учебе.

Второй важный персонаж новеллы (а также анимации по мотивам) – это рыжий кот Кузя, который вполне общителен и разумен.

Занимательная история о школьнике Вите Перестукине, который за плохие отметки был направлен на перевоспитание в волшебную страну невыученных уроков.

Надо отдать должное, Витя жаждал приключений и опасности, желал воспитать в себе силу воли. Именно там ему предстоит встретиться с результатом неправильно решенных им задач, вспомнить правила грамматики и основы географии.

Оказывается, Витя не такой уж лодырь, просто чуточку невнимательный и неусидчивый. Немножко подумав, он “вытаскивает” из памяти все необходимые знания.

Так вот, увидев плоды своей учебы, Витя преисполняется желания учиться

этот рассказ про одного мужчину который через огромное путишествие попал в страну где были маленькие человечки: лилипуты

Australia, or the Commonwealth of Australia, as it is officially called, is situated on the island continent. It also occupies the Island of Tasmania and some minor islands round the coast of the continent.

It is a highly developed industrial-agrarian country. Its area is about 8 million km2. It is the only state in the world that occupies the territory of a whole continent.

The capital of Australia is Canberra, which became the capital only in 1927.

From 1787 to 1867 Australia was a place where criminals were sent from Britain. That is why the official language of Australia is English.

Almost one half of Australian territory is occupied by deserts and semideserts. For quite a long period of time it was thought to be useless for economic development. But it is rich in coal, iron ore, bauxites, uranium, lead and many other mineral resources.

For almost a century the production and export of sheep wool was the basis of the economy of the country. Now the most important industries are oil, chemical, ore mining, radioelectronics, and food industry. The country exports agricultural products and raw materials.

As for the nature, the commonest trees of Australia are the eucalyptus and the Australian acacia or mimosa, the national emblem of the country. Such unusual animals as a kangaroo or a koala-bear originate from Australia.

Australia is one of the most unusual and exotic countries of the world. A significant feature of modern Australian society is the representation of a lot of cultures drawn from many lands by its people.

Historically part of the British Empire and now a member of a Commonwealth of Nations, it is a relatively prosperous and independent nation.

Австралия, или Австралийский Союз, как она официально называется, находится на островном континенте. Она также занимает остров Тасмания и небольшие острова вокруг континентального побережья.

Это весьма развитая индустриально-аграрная страна. Её площадь составляет около 8 млн км2. Это единственное государство в мире, занимающее территорию целого континента.

Столица Австралии- Канберра, стала столицей лишь в 1927 году.

С 1787 по 1867 год Австралия была местом, куда отправлялись преступники из Англии. Именно поэтому официальным языком Австралии является английский.

Почти половину территории Австралии занимают пустыни и полупустыни. В течение довольно долгого времени они считались бесполезными для экономического развития. Но они богаты углём, железной рудой, бокситами, ураном, свинцом и многими другими полезными ископаемыми.

Почти столетие производство и экспорт шерсти овец являлся основой экономики страны. В настоящее время наиболее важными отраслями являются нефтяная, химическая, горнорудная промышленность, радиоэлектроника, а также пищевая промышленность. Страна экспортирует сельскохозяйственную продукцию и сырьё.

Что касается природы, то самыми распространенными деревьями в Австралии являются эвкалипт и австралийская акация, или мимоза, – государственный герб страны. Такие необычные животные, как кенгуру или коала, родом тоже из Австралии.

Австралия является одной из самых необычных и экзотических стран мира. Важной особенностью современного австралийского общества является представительство многих культур, принесённых на континент из разных земель.

Исторически – часть Британской империи, в настоящее время – член Содружества Наций, Австралия является процветающей и независимой страной.

Дальние страны – краткое содержание повести Гайдара

© OOO «Издательство Астрель», 2010

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

Зимою очень скучно. Разъезд маленький. Кругом лес. Заметет зимою, завалит снегом – и высунуться некуда.

Одно только развлечение – с горы кататься.

Но опять, не весь же день с горы кататься? Ну прокатился раз, ну прокатился другой, ну двадцать раз прокатился, а потом все-таки надоест, да и устанешь. Кабы они, санки, и на гору сами вкатывались. А то с горы катятся, а на гору – никак.

Ребят на разъезде мало: у сторожа на переезде – Васька, у машиниста – Петька, у телеграфиста – Сережка. Остальные ребята – вовсе мелкота: одному три года, другому четыре. Какие же это товарищи?

Петька да Васька дружили. А Сережка вредный был. Драться любил.

Позовет он Петьку:

– Иди сюда, Петька. Я тебе американский фокус покажу.

А Петька не идет. Опасается:

– Ты в прошлый раз тоже говорил – фокус. А сам по шее два раза стукнул.

– Ну, так то простой фокус, а это американский, без стуканья. Иди скорей, смотри, как оно у меня прыгает.

Видит Петька, действительно что-то в руке у Сережки прыгает. Как не подойти!

А Сережка – мастер. Накрутит на палочку нитку, резинку. Вот у него и скачет на ладони какая-то штуковина – не то свинья, не то рыба.

– Сейчас еще лучше покажу. Повернись спиной.

Только повернется Петька, а Сережка его сзади как дернет коленом, так Петька сразу головой в сугроб.

Вот тебе и американский.

Попадало и Ваське тоже. Однако когда Васька и Петька играли вдвоем, то Сережка их не трогал. Ого! Тронь только. Вдвоем-то они и сами храбрые.

Заболело однажды у Васьки горло, и не позволили ему на улицу выходить.

Мать к соседке ушла, отец – на переезд, встречать скорый поезд. Тихо дома.

Сидит Васька и думает: что бы это такое интересное сделать? Или фокус какой-нибудь? Или тоже какую-нибудь штуковину? Походил, походил из угла в угол – нет ничего интересного.

Подставил стул к шкапу. Открыл дверцу. Заглянул на верхнюю полку, где стояла завязанная банка с медом, и потыкал ее пальцем. Конечно, хорошо бы развязать банку да зачерпнуть меду столовой ложкой…

Однако он вздохнул и слез, потому что уже заранее знал, что такой фокус матери не понравится. Сел он к окну и стал поджидать, когда промчится скорый поезд.

Жаль только, что никогда не успеешь рассмотреть, что там, внутри скорого, делается.

Заревет, разбрасывая искры. Прогрохочет так, что вздрогнут стены и задребезжит посуда на полках. Сверкнет яркими огнями. Как тени, промелькнут в окнах чьи-то лица, цветы на белых столиках большого вагона-ресторана. Блеснут золотом тяжелые желтые ручки, разноцветные стекла. Пронесется белый колпак повара. Вот тебе и нет уже ничего. Только чуть виден сигнальный фонарь позади последнего вагона.

И никогда, ни разу не останавливался скорый на их маленьком разъезде.

Всегда торопится, мчится в какую-то очень далекую страну – Сибирь.

И в Сибирь мчится и из Сибири мчится. Очень, очень неспокойная жизнь у этого скорого поезда.

Сидит Васька у окна и вдруг видит, что идет по дороге Петька, как-то по-необыкновенному важно, а под мышкой какой-то сверток тащит. Ну, настоящий техник или дорожный мастер с портфелем.

Очень удивился Васька. Хотел в форточку закричать: «Куда это ты, Петька, идешь? И что там у тебя в бумаге завернуто?»

Но только он открыл форточку, как пришла мать и заругалась, зачем он с больным горлом на морозный воздух лезет.

Тут с ревом и грохотом промчался скорый. Потом сели обедать, и забыл Васька про странное Петькино хождение.

Однако на другой день видит он, что опять, как вчера, идет Петька по дороге и несет что-то завернутое в газету. А лицо такое важное, ну прямо как дежурный на большой станции.

Забарабанил Васька кулаком по раме, да мать прикрикнула.

Так и прошел Петька мимо, своей дорогой.

Любопытно стало Ваське: что это с Петькой сделалось? То, бывало, он целыми днями или собак гоняет, или над маленькими командует, или от Сережки улепетывает, а тут идет важный, и лицо что-то уж очень гордое.

Вот Васька откашлялся потихоньку и говорит спокойным голосом:

– А у меня, мама, горло перестало болеть.

– Ну и хорошо, что перестало.

– Совсем перестало. Ну даже нисколько не болит. Скоро и мне гулять можно будет.

– Скоро можно, а сегодня сиди, – ответила мать, – ты ведь еще утром похрипывал.

– Так то утром, а сейчас уже вечер, – возразил Васька, придумывая, как бы попасть на улицу.

Он походил молча, выпил воды и тихонько запел песню. Он запел ту, которую слыхал летом от приезжих комсомольцев, о том, как под частыми разрывами гремучих гранат очень геройски сражался отряд коммунаров. Собственно, петь ему не хотелось, и пел он с тайной мыслью, что мать, услышав его пение, поверит в то, что горло у него уже не болит, и отпустит на улицу. Но так как занятая на кухне мать не обращала на него внимания, то он запел погромче о том, как коммунары попали в плен к злобному генералу и какие он готовил им мучения.

Читайте также:  Студенты - краткое содержание рассказа Гарин-Михайловский

Когда и это не помогло, он во весь голос запел о том, как коммунары, не испугавшись обещанных мучений, начали копать глубокую могилу.

Пел он не то чтобы очень хорошо, но зато очень громко, и так как мать молчала, то Васька решил, что ей понравилось пение и, вероятно, она сейчас же отпустит его на улицу.

Но едва только он подошел к самому торжественному моменту, когда окончившие свою работу коммунары дружно принялись обличать проклятого генерала, как мать перестала громыхать посудой и просунула в дверь рассерженное и удивленное лицо.

– И что ты, идол, разорался? – закричала она. – Я слушаю, слушаю… Думаю, или он с ума спятил? Орет, как Марьин козел, когда заблудится.

Обидно стало Ваське, и он замолчал. И не то обидно, что мать сравнила его с Марьиным козлом, а то, что понапрасну он только старался и на улицу его все равно сегодня не пустят.

Насупившись, он забрался на теплую печку. Положил под голову овчинный полушубок и под ровное мурлыканье рыжего кота Ивана Ивановича задумался над своей печальной судьбой.

Скучно! Школы нет. Пионеров нет. Скорый поезд не останавливается. Зима не проходит. Скучно! Хоть бы лето скорей наступило! Летом – рыба, малина, грибы, орехи.

И Васька вспомнил о том, как однажды летом, всем на удивление, он поймал на удочку здоровенного окуня.

Дело было к ночи, и он положил окуня в сени, чтобы утром подарить его матери. А за ночь в сени прокрался негодный Иван Иванович и сожрал окуня, оставив только голову да хвост.

Вспомнив об этом, Васька с досадой ткнул Ивана Ивановича кулаком и сказал сердито:

– В другой раз за такие дела голову сверну!

Рыжий кот испуганно подпрыгнул, сердито мяукнул и лениво спрыгнул с печки. А Васька полежал, полежал да и уснул.

На другой день горло прошло, и Ваську отпустили на улицу.

За ночь наступила оттепель. С крыш свесились толстые острые сосульки. Подул влажный, мягкий ветер. Весна была недалеко.

Хотел Васька бежать разыскивать Петьку, а Петька и сам навстречу идет.

– И куда ты, Петька, ходишь? – спросил Васька. – И почему ты, Петька, ко мне ни разу не зашел? Когда у тебя заболел живот, то я к тебе зашел, а когда у меня горло, то ты не зашел.

– Я заходил, – ответил Петька. – Я подошел к дому, да вспомнил, что мы с тобой недавно ваше ведро в колодце утопили. Ну, думаю, сейчас Васькина мать меня ругать начнет. Постоял я, постоял да и раздумал заходить.

Краткое содержание: Гимназисты

Во второй повести тетралогии повествуется о компании одноклассников: Карташев, Корнев, Долба, Берендя, Ларио и Дарсье. Друзей связывают общие интересы. Сначала компания делится на две «партии», группирующиеся вокруг авторитетных лидеров Карташева и Корнева. Первоначальная конфронтация переходит в сближение, а затем и в тесную дружбу. Друзья ведут споры по всевозможным вопросам.

Корнев умён, начитан и принципиален. Он знаком с произведениями Белинского, Писарева, Бокля. Тёма очень уважает друга, но в то же время, стремится ограничить влияние Корнева и сохранить собственное мнение. Он штудирует философскую литературу, чтобы быть на одном уровне с Корневым.
Карташев часто посещает семью Корнева и влюбляется в его младшую сестру. Корнев и остальные друзья Тёмы часто бывают в доме Карташевых. Мать Тёмы, Аглаида Васи¬льевна, радушно принимает товарищей сына, беседует с ними, узнавая об их мыслях и интересах. Компанию привлекают её радушное отношение к каждому и её проницательный ум.

Друзья задумали выпускать гимназический рукописный журнал. Каждый из них ставит перед собой определённую творческую задачу. Берендя берётся доказать, что развитие русского народа общечеловеческим путём прогресса. Долба хочет заняться популярным изложением идей немецких философов. Замысел Тёмы прагматичен. Он сочиняет статью о вреде классического образования.
Журнал вышел в свет. Его читают в гимназии. Статьи Корнева, Долбы и Беренди находят отклик, а статья Карташева не вызывает интереса. Аделаиде Васильевне тоже больше нравятся сочинения товарищей Тёмы. Тёма несколько уязвлён, но продолжает участвовать в дискуссиях своих друзей.
Берендя знакомит компанию с двумя спившимися людьми: техником и учителем. Их горькая судьба вызывает у гимназистов жаркие споры о человеческом счастье, о жизненных идеалах. Тёма беседует с матерью. Но у неё он не находит сочувствия своим рассуждениям, оправдывающим поведение новых знакомых. Аделаида Васильевна объясняет Тёме, что бред пьяного человека отличается от истины, что нужно бороться с людскими пороками и заблуждениями.

В семье Корневых взаимоотношения отцов и детей иные. Отец следит лишь за соблюдением внешней благопристойности. Сыну вменяется в обязанность посещение церкви, атеистические взгляды не принимаются во внимание.
Тёма приглашает Корнева провести после экзаменов летние каникулы вместе в деревне. Там друзья не только приятно проводят время. Они изучают крестьянский быт, знакомятся с сельским священником и с помещиком Неручевым. Впоследствии Неручев женится на старшей сестре Тёмы Зине. Но этот брак окажется несчастливым. Зина уходит в иерусалимский монастырь, оставляя своих детей на попечение своей матери.

Молодые люди сохранили светлые воспоминания о гимназических годах. Карташевых очаровывает умный и талантливый Корнев (он хорошо поёт и обладает артистическими способностями).
В новом учебном году происходят печальные события. За лето Берендя пристрастился к выпивке. На литературном вечере учитель истории, которого очень любят гимназисты, произнёс речь о необходимости реформ в сфере образования. Преподаватель латыни пишет на него донос. Историк вынужден подать в отставку. Гимназисты устраивают доносчику обструкцию. Берендю и Рыльского, как главных зачинщиков обструкции, исключают из гимназии. Для Беренди исключение привело к трагическому исходу. Несправедливо обвинённый в убийстве он кончает с собой. Гимназисты потрясены. На похоронах Долба произносит речь, за которую ему тоже грозит исключение. Благодаря заступничеству Карташева, который является родственником генерал-губернатора, Долба остаётся в гимназии.

Самый красивый парень Рыльский, жених сестры Корнева Наташи, навсегда уезжает из России. Пьяницы, с которыми ранее сблизился Берендя, были замешаны в деле об убийстве. Их изгоняют из Одессы.
В системе образования происходят изменения. Введен дополнительный восьмой год обучения. Но для Карташева и его друзей имеется возможность сдать выпускные экзамены после семи лет обучения. Они используют это возможность и заканчивают гимназию.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Гимназисты». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Гимназисты

Именно в этой части повествования складывается основной круг друзей главного героя (компания, состоящая из Карташева, Корне-ва, Долбы, Беренди, Ларио и Дарсье) и общих с ними интересов. Первоначальное противостояние («партия Карташева» — «партия Корнева») двух самых авторитетных и уважаемых учеников в классе перерастает в сближение между ними, а затем и в настоящую дружбу, несмотря на непрекращающиеся споры «решительно обо всем». При этом Карташевым владеют самые противоречивые чувства. С одной стороны, у него не могут не вызывать уважение начитанность Корнева, в послужном читательском списке которого Писарев, Бокль, Белинский, и твёрдость в суждениях и оценках, но, с другой стороны, желая сохранить собственную точку зрения, Тема пытается ограничить влияние Корнева на свою умственную жизнь. Только после прочтения всех необходимых «прогрессивному молодому человеку» книг в отношения Карташева и Корнева «вкралось равенство».

Вскоре Карташев станет частым гостем в доме Корневых и даже влюбится в младшую сестру своего друга. Однако гимназические увлечения Писаревым, религиозные сомнения, которые возникают у Темы вследствие общения с Корневым, приходят в противоречие с ценностями семьи Карташевых. Аглаида Васильевна пытается привечать товарищей сына, в особенности Корнева, чтобы иметь непосредственную возможность знать о направлении их мыслей и интересов. Ее ум, внимательное отношение к каждому из друзей Карташева, а также радушие, с которым принимаются гости, оказывается привлекательным для всей компании, собирающейся издавать гимназический журнал по аналогии с существовавшими в то время периодический изданиями. Причём каждый из участников будущего журнала ставил индивидуальную творческую задачу. Например, Бе-рендя взялся «доказать исторически, что русская раса идёт общечеловеческим путём в деле прогресса». Долба решает заняться популяризацией идей Фохта, Молешотта и Бюхнера в писаревском переложении за отсутствием переводов с оригиналов. Тема ставит более «утилитарную» задачу. Он решает написать статью о вреде классического образования.

После выхода журнала с ним знакомятся не только в гимназии — страницы, переписанные ровным, аккуратным почерком, были принесены Карташевым домой. Однако у матери Темы восхищение вызвала логически развивающаяся мысль в статье Корнева, а опус собственного сына только огорчил Аглаиду Васильевну, да и в гимназии говорили исключительно о статьях Корнева, Долбы и Беренди — о Карташеве молчали. Тем не менее уязвлённое самолюбие не мешает Теме по-прежнему принимать участие в общетоварищеских спорах. Через Берендю компания знакомится со спившимися техником и учителем. Дискуссия о судьбе этих людей перерастает в жаркий диспут о земном счастье, об альтруистическом идеале жизни, «которая недоступна ни грязным рукам проходимца, ни роковым случайностям». Но в лице Аглаиды Васильевны Тема не находит сочувствия рассуждениям о «правде кабака». Мать говорит ему об умении отличать «бред опустившегося пьяницы от истины», бороться не с людьми, а с их заблуждениями, со злом в них.

Иначе строятся взаимоотношения в семье Корневых. В отличие от Темы родительское влияние на Корнева ограничивается соблюдением внешней благопристойности — независимо от религиозных взглядов сына отец требует посещения церкви. В семье Карташевых к Корневу относятся несколько настороженно, но с неизменным интересом. Поэтому с готовностью подтверждают приглашение, сделанное Темой Корневу, после сданных экзаменов провести каникулы в их деревне, где друзья могут наслаждаться жизнью «в приятном ничегонеделаньи». Однако Тема и Корнев не только отдыхают, но и пытаются знакомиться с жизнью крестьян. Для этого друзья много общаются с сельским священником и преуспевающим, на первый взгляд, помещиком Неручевым, который впоследствии станет мужем старшей сестры Карташева Зины. Их семейная жизнь сложится несчастливо, и тогда Зина, уже мать троих детей, оставит их на попечение Аглаиды Васильевны, а сама пострижётся в Иерусалиме в монахини. Но тогда время, проведённое в гимназии, оказывается одним из самых светлых эпизодов в жизни каждого из молодых людей: мать и сестры Карташевы очарованы умом и талантами Корнева (он хорошо поёт и обладает несомненным артистическим даром).

Читайте также:  Инженеры – краткое содержание рассказа Гарина-Михайловского

Возвращение в город и начало нового учебного года стало и началом последующих печальных событий в судьбе некоторых героев повести. За лето Берендя, живя отшельником и встречаясь только с «пропойцами», особенно (до этого и вся компания не прочь была иногда выпить) пристрастился к водке. Кроме того, в гимназии произошёл следующий инцидент: по доносу латиниста после литературного вечера был вынужден подать прошение об отставке любимый гимназистами преподаватель истории, произнёсший на этом вечере речь о необходимости перемен в системе образования. Берендя и Рыльский оказались главными зачинщиками обструкции, устроенной гимназистами доносчику. Последовало их исключение из гимназии, ставшее для Беренди роковым. Окончательно запутавшись в денежных и любовных отношениях, несправедливо обвинённый в убийстве, Берендя кончает жизнь самоубийством. Его смерть производит в гимназии «потрясающее впечатление». На похоронах Долба произносит речь, которая едва не становится причиной и его исключения, и только заступничество Карташева, приходившегося родственником назначенному в город новому генерал-губернатору, спасает его от печальной участи Беренди и Рыльского. Кстати, последний, считавшийся в компании самым красивым и являвшийся женихом Наташи Корневой, сестры Васи Корнева (в тайну этой «помолвки» был посвящён только Карташев, сам в то время влюблённый в Наташу), навсегда уезжает за границу. «Пропойцы», имена которых наряду с именем Беренди фигурировали в деле об убийстве, произошедшем в городе, были выдворены за пределы Одессы.

Кроме того, начавшаяся образовательная реформа повлекла изменения в жизни каждого из гимназистов. Классическое образование теперь не ограничивалось семью годами — был введён дополнительный (восьмой) год обучения. Но для тех, кто выдерживал выпускные экзамены, гимназическая пора заканчивалась уже в текущем году. Вся компания «со страхом и трепетом» готовилась к экзаменам, твёрдо решив во что бы то ни стало закончить гимназию.

Экзаменационные испытания счастливо завершаются как для Темы, так и для всех его товарищей.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Краткое содержание Гимназисты Гарина-Михайловского для читательского дневника

Это произведение является одной из нескольких книг, посвященных жизни Темы Карташева.

В гимназии у Темы образовывается дружеская компания, состоящая из нескольких мальчишек. Самым авторитетным в ней становится Василий Корнев, весьма начитанный, образованный и всесторонне развитый юноша. Карташев стремится не отставать от интеллектуального уровня Корнева и начинает изучать литературу, которую предпочитает его друг. В этом списке труды и произведения великих мыслителей и философов. Постепенно Тема становится ничуть не хуже, чем его друг.

Во время частых встреч и посиделок ребята постоянно обсуждают насущные проблемы общества, придумывают пути их решения и, конечно, же спорят. В один из вечеров мальчишки вступают в жаркую дискуссию о человеческом счастье, о заблуждении простых людей и отсутствии у них жизненного идеала.

Для того, чтобы активно участвовать в общественной жизни, решают однажды друзья создать свой журнал, в котором будут публиковать собственные статьи на злободневные темы. Журнал имеет большой успех не только у гимназистов, но их и домочадцев, а особенно из авторов читатели выделяют и хвалят Васю Корнева, умеющего гениально доводить до логического конца любую свою мысль. Карташев, впрочем, не завидует успеху друга, а продолжает и дальше свое самообразование.

На летние каникулы семья Темы приглашает Корнева отдохнуть с ними вместе в деревенском поместье и немного отвлечься от учебного процесса. Однако и в деревне ребята продолжают свои социологические исследования. Они много общаются с местными жителями, расспрашивая их о премудростях жизни, а также со священнослужителем и даже с богатым барином, который спустя несколько лет обвенчается со старшей сестрой Темы. Брак их окажется неудачным и сестра, оставив детей у матери, уйдет в монастырь.

Семья Карташевых, мама и сестры, сердечно принимают Васю Корнева, поскольку юноша не только образован и воспитан, но еще и прекрасно владеет голосом и артистическим талантом. Каникулы, проведенные за городом, проходят для друзей очень весело и занимательно.

Вернувшись из деревни, ребята узнают неприятную новость. По ложному доносу из школы увольняют их любимого преподавателя по истории, а мальчиков, справедливо вступившихся за учителя, Берендя и Рыльского, отчисляют из учебного заведения. Рыльский, красавец, тайно помолвленный с сестрой Корнева, чтобы избежать позора, уезжает на постоянное местожительство за рубеж. Берендя же не в силах смириться с исключением из гимназии, связывается с неприглядной компанией и начинает сильно выпивать. В это время юношу настигает и несчастная любовь, и несправедливое обвинение в совершении убийства. Молодой человек, оказавшись на грани отчаяния, решает покончить жизнь самоубийством.

Друзья тяжело переживают смерть верного товарища. При последнем прощании с ним один из юношей выступает с пламенную речь о жизненной несправедливости. Руководство учебного заведения его поступок расценивает как преступный акт, от учителей поступает предложение и о его отчислении. Тема, не раздумывая, бросается на помощь Долбе и обращается к дальнему родственнику, занимавшему высокий пост в городе. Только благодаря вмешательству чиновника Долба остается учиться в гимназии.

Поредевшая компания принимает твердое решение не сгибаться под гнетом тяжелых проблем в их жизни, отлично сдать экзамены и с успехом окончить гимназию.

Книга повествует о крепкой юношеской дружбе, стремлении подрастающего поколения изменить устои общественной жизни и вере в земное счастье.

Читать краткое содержание Гарин-Михайловский – Гимназисты. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Картинка или рисунок Гарин-Михайловский – Гимназисты

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Однажды ранним утром Танька проснулась от холода. Вслед за ней открыл глаза и брат Васька. Из-за стука матери дети не могли больше уснуть. От странника, который еще зевал спросонья, Танька узнала, что корова и лошадь были проданы

Книга “Живой как жизнь” К.И. Чуковского представляется как публицистическое исследование русского языка. В первой главе Чуковский представляет читателю пожилого юриста и академика Анатолия Кони. Тот очень щепетильно относился

Однажды в одной из деревень спокойную и размеренную жизнь прервал случай, который нельзя назвать необычным.

Книга «Остров Сахалин» была написана Чеховым в 1891-1893 годах во время его путешествия на остров в середине 1890-го года. Помимо личных наблюдений автора в содержание путевых заметок вошла и другая информация

Полководец из Рима Тит Андроник одержал победу и возвращается на родину, война проходила с готами. Теперь по правилам в Риме должны казнить принца готов, сына королевы Таморы. Так народ мстит за пролитую кровь их сограждан.

Гимназисты – краткое содержание рассказа Гарин-Михайловский

Именно в этой части повествования складывается основной круг друзей главного героя (компания, состоящая из Карташева, Корне-ва, Долбы, Беренди, Ларио и Дарсье) и общих с ними интересов. Первоначальное противостояние («партия Карташева» — «партия Корнева») двух самых авторитетных и уважаемых учеников в классе перерастает в сближение между ними, а затем и в настоящую дружбу, несмотря на непрекращающиеся споры «решительно обо всем». При этом Карташевым владеют самые противоречивые чувства. С одной стороны, у него не могут не вызывать уважение начитанность Корнева, в послужном читательском списке которого Писарев, Бокль, Белинский, и твердость в суждениях и оценках, но, с другой стороны, желая сохранить собственную точку зрения, Тема пытается ограничить влияние Корнева на свою умственную жизнь. Только после прочтения всех необходимых «прогрессивному молодому человеку» книг в отношения Карташева и Корнева «вкралось равенство».

Вскоре Карташев станет частым гостем в доме Корневых и даже влюбится в младшую сестру своего друга. Однако гимназические увлечения Писаревым, религиозные сомнения, которые возникают у Темы вследствие общения с Корневым, приходят в противоречие с ценностями семьи Карташевых. Аглаида Васильевна пытается привечать товарищей сына, в особенности Корнева, чтобы иметь непосредственную возможность знать о направлении их мыслей и интересов. Ее ум, внимательное отношение к каждому из друзей Карташева, а также радушие, с которым принимаются гости, оказывается привлекательным для всей компании, собирающейся издавать гимназический журнал по аналогии с существовавшими в то время периодический изданиями. Причем каждый из участников будущего журнала ставил индивидуальную творческую задачу. Например, Бе-рендя взялся «доказать исторически, что русская раса идет общечеловеческим путем в деле прогресса». Долба решает заняться популяризацией идей Фохта, Молешотта и Бюхнера в писаревском переложении за отсутствием переводов с оригиналов. Тема ставит более «утилитарную» задачу. Он решает написать статью о вреде классического образования.

После выхода журнала с ним знакомятся не только в гимназии — страницы, переписанные ровным, аккуратным почерком, были принесены Карташевым домой. Однако у матери Темы восхищение вызвала логически развивающаяся мысль в статье Корнева, а опус собственного сына только огорчил Аглаиду Васильевну, да и в гимназии говорили исключительно о статьях Корнева, Долбы и Беренди — о Карташеве молчали. Тем не менее уязвленное самолюбие не мешает Теме по-прежнему принимать участие в общетоварищеских спорах. Через Берендю компания знакомится со спившимися техником и учителем. Дискуссия о судьбе этих людей перерастает в жаркий диспут о земном счастье, об альтруистическом идеале жизни, «которая недоступна ни грязным рукам проходимца, ни роковым случайностям». Но в лице Аглаиды Васильевны Тема не находит сочувствия рассуждениям о «правде кабака». Мать говорит ему об умении отличать «бред опустившегося пьяницы от истины», бороться не с людьми, а с их заблуждениями, со злом в них.

Читайте также:  Детство Тёмы - краткое содержание Гарин-Михайловский

Иначе строятся взаимоотношения в семье Корневых. В отличие от Темы родительское влияние на Корнева ограничивается соблюдением внешней благопристойности — независимо от религиозных взглядов сына отец требует посещения церкви. В семье Карташевых к Корневу относятся несколько настороженно, но с неизменным интересом. Поэтому с готовностью подтверждают приглашение, сделанное Темой Корневу, после сданных экзаменов провести каникулы в их деревне, где друзья могут наслаждаться жизнью «в приятном ничегонеделаньи». Однако Тема и Корнев не только отдыхают, но и пытаются знакомиться с жизнью крестьян. Для этого друзья много общаются с сельским священником и преуспевающим, на первый взгляд, помещиком Неручевым, который впоследствии станет мужем старшей сестры Карташева Зины. Их семейная жизнь сложится несчастливо, и тогда Зина, уже мать троих детей, оставит их на попечение Аглаиды Васильевны, а сама пострижется в Иерусалиме в монахини. Но тогда время, проведенное в гимназии, оказывается одним из самых светлых эпизодов в жизни каждого из молодых людей: мать и сестры Карташевы очарованы умом и талантами Корнева (он хорошо поет и обладает несомненным артистическим даром).

Возвращение в город и начало нового учебного года стало и началом последующих печальных событий в судьбе некоторых героев повести. За лето Берендя, живя отшельником и встречаясь только с «пропойцами», особенно (до этого и вся компания не прочь была иногда выпить) пристрастился к водке. Кроме того, в гимназии произошел следующий инцидент: по доносу латиниста после литературного вечера был вынужден подать прошение об отставке любимый гимназистами преподаватель истории, произнесший на этом вечере речь о необходимости перемен в системе образования. Берендя и Рыльский оказались главными зачинщиками обструкции, устроенной гимназистами доносчику. Последовало их исключение из гимназии, ставшее для Беренди роковым. Окончательно запутавшись в денежных и любовных отношениях, несправедливо обвиненный в убийстве, Берендя кончает жизнь самоубийством. Его смерть производит в гимназии «потрясающее впечатление». На похоронах Долба произносит речь, которая едва не становится причиной и его исключения, и только заступничество Карташева, приходившегося родственником назначенному в город новому генерал-губернатору, спасает его от печальной участи Беренди и Рыльского. Кстати, последний, считавшийся в компании самым красивым и являвшийся женихом Наташи Корневой, сестры Васи Корнева (в тайну этой «помолвки» был посвящен только Карташев, сам в то время влюбленный в Наташу), навсегда уезжает за границу. «Пропойцы», имена которых наряду с именем Беренди фигурировали в деле об убийстве, произошедшем в городе, были выдворены за пределы Одессы.

Кроме того, начавшаяся образовательная реформа повлекла изменения в жизни каждого из гимназистов. Классическое образование теперь не ограничивалось семью годами — был введен дополнительный (восьмой) год обучения. Но для тех, кто выдерживал выпускные экзамены, гимназическая пора заканчивалась уже в текущем году. Вся компания «со страхом и трепетом» готовилась к экзаменам, твердо решив во что бы то ни стало закончить гимназию.

Экзаменационные испытания счастливо завершаются как для Темы, так и для всех его товарищей.

Пересказ повести «Гимназисты» Гарина-Михайловского

Тема, как и его друзья, учится уже в шестом классе гимназии, прежний робкий мальчик постепенно превращается в юношу, у него складываются собственные взгляды на жизнь и на свое будущее место в ней, что во многом определяет компания товарищей, с которой подросток постоянно проводит не только часы учебных занятий, но и фактически все свободное время.

В эту группу входят Долба, Корнев, Берендя, Дарсье, Ларио, и ребятам всегда интересно общаться между собой, хотя чаще всего их беседы перерастают в жаркие споры на самые разнообразные темы. Тема испытывает к приятелям достаточно сложные и противоречивые чувства.

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей!

Связаться с нами:

С одной стороны, ему импонирует интеллект и немалая начитанность Корнева, увлекающегося Белинским, Писаревым и иными передовыми писателями. В то же время Карташев пытается мыслить самостоятельно, не позволяя другу оказывать на него слишком серьезного влияния.

Тема начинает понимать, что равен с Корневым и ни в чем ему не уступает, только после прочтения огромного количества книг, которые товарищи полагают необходимыми для любого человека, стремящегося к прогрессу и изменению к лучшему всей окружающей жизни. Карташев охотно бывает у друга в гостях, он даже замечает, что неравнодушен к его младшей сестре.

В то же время именно благодаря регулярному общению с Корневым у Темы возникают значительные сомнения в религиозных и нравственных устоях, существующих в его собственной семье и прививаемых детям их матерью Аглаидой Васильевной с самого рождения.

В то же время Карташева-старшая старается приглашать товарищей сына в дом и беседовать с ними, чтобы понять, какого образа мыслей придерживаются юноши и какие идеи черпает в их компании Тема.

Ребятам нравится интеллигентная и умная женщина, которая всегда держится с ними приветливо и проявляет искреннее внимание и радушие, они с радостью посещают дом Карташевых. В кругу приятелей рождается предложение об издании гимназического журнала, при этом каждый из друзей желает реализовать собственные планы и намерения.

Старшеклассники действительно выполняют поставленную задачу, Тема даже приносит домой статью Корнева, которая вызывает у Аглаиды Васильевны искренний интерес, тогда как творчество собственного сына ее лишь огорчает, оно абсолютно не кажется ей интересным и оригинальным.

К тому же в гимназии говорят лишь о статьях товарищей Карташева, работа Темы оставляет всех равнодушными. Но подросток вовсе не желает по этой причине прекращать общение с друзьями, они по-прежнему не перестают дискутировать и даже находят новых знакомых, опустившихся, спившихся людей, которые раньше являлись преподавателем и инженером.

Однако мать Темы не выражает никакого сочувствия, слушая рассуждения сына о печальной судьбе этих лиц, ранее являвшихся вполне достойными членами общества. Женщина обращает внимание парня на то, что отнюдь не следует считать истиной бред алкоголика, уже утратившего всякое представление о реальности и о себе самом, а бороться, по мнению Аглаиды Васильевны, необходимо не с людьми, а с тем злом, которое находится внутри каждого из них, с их ошибками и заблуждениями.

В то же время в семействе товарища Карташева Корнева отношения складываются совершенно иначе, там не ведется никаких доверительных и теплых разговоров. Отец жестко требует, чтобы сын соблюдал все внешние приличия, предписываемые обществом, в частности, настаивает на том, чтобы юноша регулярно посещал церковь вне зависимости от его собственных воззрений на религию.

Корнев с радостью принимает предложение Темы отправиться на каникулы к ним в деревню, где ребята и отдыхают на лоне природы, и стараются как можно лучше узнать жизнь и быт местных крестьян.

Друзья начинают общаться и со здешним помещиком по фамилии Неручев, которому в дальнейшем предстоит стать супругом Зинаиды, старшей сестры Карташева. Брак окажется не слишком удачным, и наступит момент, когда Зина, уже имеющая троих детей, оставит их с матерью, приняв решение поступить в один из монастырей в Иерусалиме.

Но в течение этого лета и мать, и сестры Темы искренне очарованы умом Корнева, его способностями к пению и актерским талантом, в семье Карташева юноша чувствует себя вполне комфортно.

С началом нового учебного года ребят снова ожидают перемены, причем не только к лучшему. Один из членов их компании, Берендя, проведя каникулы исключительно в обществе законченных пьяниц, также серьезно пристрастился к выпивке.

Учитель истории, горячо любимый и уважаемый гимназистами человек новых, прогрессивных взглядов, оказывается уволенным с работы по доносу преподавателя латинского языка. Берендя организовывает акцию протеста против этого человека, в результате чего парня безжалостно выгоняют из гимназии.

Юноша, чувствуя себя полностью запутавшимся в жизни и не зная, что же ему дальше делать, совершает самоубийство. Друзья и остальные учащиеся глубоко потрясены случившейся трагедией, на похоронах Долба произносит пылкую речь, обвиняя тех, кто, по его мнению, довел Берендю до столь печального исхода.

Карташев, приходящийся родственником генерал-губернатору, недавно получившему назначение в их город, просит пощадить товарища, которому после его выступления также угрожает исключение. Только благодаря его заступничеству Долба все же остается в числе учеников гимназии.

В то же время ребята узнают о том, что образовательная система подверглась реформе, что теперь период их школьного обучения будет составлять не семь, как они ожидали, а восемь лет. Однако в случае успешной сдачи итоговых экзаменов гимназисты все же могут быть выпущены из учебного заведения и после седьмого класса, поэтому Тема и вся его компания принимают решение непременно получить аттестаты уже завершении начавшегося учебного года.

Друзья усиленно готовятся к предстоящим испытаниям, ни один из них не желает задерживаться в гимназии, юноши всем сердцем стремятся к взрослой, самостоятельной, свободной жизни, которая, по их глубокому убеждению, предстоит им в университетах Петербурга или Москвы. Карташеву и его приятелям действительно удается блестяще сдать выпускные экзамены, отныне их ожидает новая, студенческая пора, и каждый из них смотрит в будущее с огромными надеждами и оптимизмом.

Ссылка на основную публикацию