Детство Тёмы – краткое содержание Гарин-Михайловский

Краткое содержание Гарин-Михайловский «Детство Темы»

  1. Кратко о персонажах
  2. Пересказ тезисно
  3. Краткое содержание по главам
  4. Основная идея рассказа

«Детство Темы» – это известная книга Гарина-Михайловского о детстве 8-летнего мальчика по имени Тема. Он рос в семье строгого отца и гуманной матери, считавшей рукоприкладство неприемлемым в воспитании. По мере взросления мальчик учится отвечать за свои действия и поступать по совести. В этой статье можно прочитать краткое содержание книги по главам. Всего в произведении их двенадцать, и каждая из глав описывает определенный этап из жизни ребенка.

Кратко о персонажах

В кратком содержании крылатого рассказа «Детство Темы» представлено несколько действующих лиц:

  • Тема – восьмилетний мальчик с добрым сердцем и пылким нравом, чье детство описывает автор. Он не может сидеть на месте и часто совершает шалости;
  • Николай Карташев – генерал в отставке, отец главного героя. Мужчина старается воспитывать сына в строгости и порядке;
  • Аглаида Карташева – мать Темы, добрая женщина. Она считает, что между родителями и детьми должно быть понимание;
  • Зина – сестра главного героя, которая часто конфликтует с братом. Несмотря на это, она прилежная ученица;
  • Таня – горничная, с ней у Темы доверительные отношения;
  • Махнов – одноклассник Темы и главный задира в классе. Его проступки приводят к самым неожиданным последствиям;
  • Иванов – начитанный и хорошо воспитанный мальчик;
  • Касицкий и Данилов – друзья главного героя, с которыми он проводил много времени.

Пересказ тезисно

Тема рос в семье отставного генерала Николая Карташева и матери Аглаиды Карташевой. Отец воспитывал сына в строгости, а мать, наоборот, считала, что с ребенком всегда нужно идти на контакт. Однажды мальчик испортил цветок, который выращивал отец, и побоялся рассказать об этом Николаю Семеновичу. В этот день генерал выпорол сына.

Как-то раз мальчик полез в колодец ради спасения собаки. От пережитого страха состояние Темы ухудшилось. Чтобы ребенок быстрей поправился, Карташевы пустили его играть с детьми из наемного двора.

Осенью мальчика устроили в гимназию, из которой его затем чуть не выгнали. Как-то раз его одноклассник Махнов воткнул иголку в учительский стул и поведал о затее Теме и Иванову. Главный герой не сдержался под директорским напором и выдал своего одноклассника. После чего вместе с задирой из учебного заведения исключили и Иванова, потому что тот молчал.

Позже главный герой завел дружбу с 2-мя одноклассниками. Из-за проблем с экзаменами мальчик почти вылетел из гимназии, но позже сдал все на «отлично».

Здоровье Николая Семеновича совсем ухудшилось. В последний день жизни отец благословил детей, а утром уснул вечным сном.

Краткое содержание по главам

Глава 1. Неудачный день
День для Темы начался самым обычным образом. Как всегда, он умылся и побежал играть. На террасе стоял распустившийся цветок, который долго и упорно выращивал отец мальчика. Тема случайно задел цветок, поломав его, и убежал. В этот момент он отдал бы все, лишь бы остановить время и вернуть все назад. Интуитивно он понимал, что Николай Семенович его сильно накажет.

С утра родители собирались отъехать, и ребенок понимал, что его наказание будет немного отсрочено. Мальчик снова принялся проказничать: сначала он оседлал коня и упал с него, а затем рассорился со своей сестрой.

Глава 2. Наказание
По возвращении Николай Семенович обнаружил оборванный цветок. В гневе он хорошенько выпорол сына. Слезы лились из глаз мальчика, а мать, наблюдая за происходящим, хотела остановить отца. Она была против насилия в семье, считая, что с детьми нужно находить понимание.

Глава 3. Прощение
Мальчик долгое время держал обиду на отца и даже не прикасался к еде. Мать приготовила ему ванну и положила в комнату кусок хлеба, чтобы сын хоть немного поел. Позже она объяснила мальчику, что за свои поступки нужно отвечать, и, если бы он признался отцу в своем проступке, никакой порки бы не произошло.

Глава 4. Старый колодезь
От горничной мальчик услышал, что кто-то бросил его собаку в колодец. Несмотря на страх, он бросился на выручку. Тема полез за Жучкой и спас ее, но из-за перенесенного стресса у мальчика началась сильная горячка. Несколько недель болезнь не отпускала его, и близкие думали, что он находится на волоске от смерти.

Тема и Жучка сидят возле старого колодца, из которого мальчик вызволил свою собаку

Глава 5. Наемный двор
Чтобы сын смог скорее поправиться, Карташевы отпустили его поиграть с ребятами из наемного двора. Этот двор генерал сдавал еврею. Тема часто проводил время с соседскими мальчишками и за год сильно окреп физически и духом. Однажды Тема забрел в чужой двор и чуть не попал под копыта свирепого быка. Подоспевший вовремя мясник спас его, напоследок надрав мальчику уши. Главный герой затаил большую обиду на мясника и вскоре отомстил: он бросил камень в обидчика и разбил ему лицо. Мать сильно расстроилась и была зла на сына, отец же, напротив, принял сторону мальчика.

Глава 6. Поступление в гимназию
Год пронесся незаметно, и теперь Теме пора было поступать в гимназию. Родители купили ему красивый костюм, но форму украли, когда Тема вместе с соседскими мальчишками плавал в море. Поэтому для него шили новую одежду.

Дела у Темы с одноклассниками сразу не задались. Его стал задирать Махнов – верзила 14-ти лет.

Глава 7. Будни
Сестра Темы поступила в ту же школу, что и брат, поэтому ребята вдвоем посещали уроки. Тема продолжал получать плохие отметки за поведение, но выдавать Махнова он не хотел. Кроме того, одноклассник постоянно задевал неизлечимо больного учителя немецкого.

Тема и Зина вместе выполняли домашние задания. Только мальчик учился с неохотой, тогда как Зина, напротив, была способной и прилежной ученицей.

Глава 8. Иванов
Когда преподаватель немецкого скончался, в качестве замены ему прислали нового учителя. Неожиданно для себя Тема сблизился с одноклассником Ивановым, который был хорошо воспитанным и умным мальчиком. Тема идеализировал своего нового приятеля, стараясь подражать ему. Иванов даже позвал Тему в деревню на каникулы.

Глава 9. Ябеда
Чтобы поквитаться с учителем, Махнов подложил ему в стул иголку. Он поделился этим с Темой и Ивановым, но ребята его осудили.

Когда детей вызвали к директору, Тема, не выдержав напора, выдал нарушителя. После этого Махнова, а вместе с ним и Иванова, пришлось выгнать из учебного заведения. Второго отчислили только за то, что он скрыл правду.

Глава 10. В Америку
Неожиданно для себя Тема начал дружить с Касицким и Даниловым. Эти ребята не отвернулись от него после отчисления одноклассников. Все трое грезили о покорении Америки и даже начали собирать средства на поездку. Однако уехать они не могли, потому что впереди их ждали сложные экзамены.

Глава 11. Экзамены
Тема соврал родителям, сказав, что с экзаменами у него проблем нет. Правдой же было то, что мальчик завалил сразу три предмета, и родителям пришлось ехать в гимназию и договариваться о пересдаче.

Тема даже пытался покончить с собой, наглотавшись таблеток, но ничего опасного не произошло. Целую неделю он готовился к пересдаче и сдал экзамены на «отлично».

Глава 12. Отец
Здоровье старшего Карташева ухудшалось. Видимо, чувствуя скорый конец, он стал более мягким к родным и старался проводить с ними больше времени. Он даже поддержал идею Темы поступать на флот и рассказал мальчику о своей службе.

Краткое описание книги заканчивается тем, как Николай Карташев, окончательно утратив здоровье, слег в постель. Перед смертью он благословил своих детей, а на утро скончался. Так подошло к концу и детство мальчика.

Основная идея рассказа

В произведении автор учит тому, что все события из детства, и положительные, и неудачные, создают человеческую личность. Поэтому нужно учиться бороться с жизненными трудностями и отвечать за совершенные поступки, ведь, если бы мальчик вовремя сознался отцу, что испортил цветок, его бы не стали так сильно наказывать.

В кратком пересказе книги «Детство Темы» Гарина-Михайловского были освещены только основные события. Поэтому рекомендуется прочесть произведение целиком, чтобы лучше понять идею автора и насладиться произведением.

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

20.04.2020

Гарин-Михайловский Н. “Детство Темы”

Главные герои повести “Детство Темы” и их характеристика

  1. Тема. 8-12 лет. Ленивый, безалаберный мальчик, смелый, добрый, легкомысленный. Стал хорошо учиться.
  2. Карташев Николай Семенович. Отец Темы. Строгий, имеющий смутные знания о воспитании. Бывший военный генерал. Любит сына.
  3. Аглаида Васильевна. Мать Темы. Добрая, честная, умная женщина.
  4. Зина. Его старшая сестра. Живая и озорная девочка, любопытная.
  1. Много неприятностей
  2. Исчезновение Жучки
  3. Жестокое наказание
  4. Прощение
  5. В колодце
  6. Болезнь
  7. На наемном дворе
  8. Мясник и камень
  9. Украденный мундир
  10. Подстава на уроке
  11. Директор
  12. Суровые будни
  13. Новый товарищ
  14. Предательство
  15. Побег в Америку
  16. Провал на экзаменах
  17. Отравление
  18. Пересдача
  19. Смерть отца

Краткое содержание повести “Детство Темы”для читательского дневника в 6 предложений

  1. Сломав цветок, Тема совершил много проступков и был наказан ремнем.
  2. Он спас из колодца Жучку и долго болел, а потом стал играть с дворовыми.
  3. Тема поступил в гимназию, и в первый день его чуть не выгнали.
  4. В гимназии Тема учился плохо, его наказывали, а однажды он наябедничал на товарища.
  5. С друзьями он пытался сбежать в Америку, а потом срезался на экзаменах.
  6. Тему перевели в третий класс, но его отец заболел и умер.

Главная мысль повести “Детство Темы”
Осознание своих недостатков верный путь к победе.

Чему учит повесть “Детство Темы”
Повесть учит быть честным, добрым, ответственным. Учит не баловаться и слушать своих родителей. Учит хорошо учиться, думать своей головой и не идти на поводу у дурных товарищей. Учит отвечать за свои поступки, а не решать легких решений. Учит не жалеть себя, ради спасения друга.

Отзыв на повесть “Детство Темы”
Мне очень понравилась эта повесть и понравился мальчик Тема. У него было много недостатков, он был легкомысленным и недисциплинированным. Но Тема понял, что поступает плохо и стал исправляться. Он сумел взглянуть на себя самокритично и увидеть, каким он был. А значит у него появился шанс стать хорошим человеком.
Мне не понравились порядки в гимназии, в которой учился Тема. Равнодушные учителя, постоянные наказания, могли отбить страсть к учению у любого. Но такие методы сильно закаляли характер.

Пословицы к повести “Детство Темы”
Терпенье и труд дивные всходы дают.
Тяжело в учении, легко в бою.
Сам погибай, а товарища выручай.
Старого человека надо слушаться. молодого учить.
Характер закаляется в труде.


Читать краткое содержание повести “Детство Темы” по главам:

Восьмилетний Тема первым увидел, что расцвел любимый папин цветок. Он уже представлял себе, как обрадуется отец, когда он скажет ему о цветке. Но неожиданно мальчик потерял равновесие и упал. Цветок оказался сломанным.
Тема потрясен несчастьем и видит словно наяву гнев отца и маленький ремешок, который тот тянет из штанов. Ничего не соображая Тема бежит, пока не находит спасение в кухне.
Узнав, что родители уезжают в город, Тема обрадовался, папа еще долго не увидит цветок. На радостях он выскакивает на улицу и чуть не попадает под экипаж. Потом он вместе с Иоськой играет в индейцев и ломает папины лозы, но делает вид, что так и надо.
Потом Тема садится на Гнедко и не удержавшись падает в кучу навоза. Он рвет юбку бонны и ругается с сестрой Зиной.
За завтраком Тема опять сцепился с Зиной и разбил судок с маслом. Он роняет пастилу и бросается сахарницей.
Потом Тема мрачно сидит у окна в ожидании родителей. Внезапно он вспоминает про Жучку, которую сегодня не видел. Мальчик спрашивает у Акима, но тот только ухмыляется. Тема ищет Жучку повсюду, но не находит. И слышит звук подъехавшего экипажа.

Наказание было неожиданно суровым. Отец велел Теме спустить штаны и жестоко высек его. Мальчик в ярости прокусил отцу палец, и тут забежала мать. Она обругала отца и сказала, что никогда больше не даст ему коснуться ее сына.

Весь день Тема просидел в детской. Вечером дети прошли в купальню. Последним сходил помыться Тема. В купальне он нашел специально для него оставленный кусок хлеба и с наслаждением его съел.
Потом он стоял перед мамой и рассказывал все, что случилось в этот неприятный день. Мама сказала, что больше не сердится, но что Тема вел себя как трус. если бы он сразу подошел к ней, после того,как сломал цветок, ничего плохого больше не случилось бы.

Няня рассказывает Теме, что Жучку бросили в колодец. Во сне Тема видит, как он пытается спасти собаку, но только сам падает в колодец.
Однако, рано утром мальчик отправляется выручать друга. Он пытается достать Жучку веревочной петлей, но собака срывается в воду. И Тема лезет в колодец. Он обвязывает собаку и спешит подняться, чтобы вытащить Жучку.
Сил не хватает и мальчика охватывает страх. Кажется, что он сейчас упадет. Но отдохнув, Тема продолжает подъем. А потом вытаскивает Жучку.
Вскоре Тема оказывается в кровати. Он бредит и все переживают за мальчика.

Читайте также:  Детство Тёмы - краткое содержание Гарин-Михайловский

Тема выздоровел лишь к осени. И его стали отпускать играть на наемный двор. Это был грязный пустырь, где жила голытьба.
Тема целыми днями носился с местными ребятишками, рылся в мусорных кучах и слушал рассказы о мертвецах.
Когда Тема стал ругаться последними словами за столом, его решили оставить дома, но вскоре снова отпустили на пустырь. Однажды Тема проиграл деньги, которые брал в долг, и ему пришлось просить отдать их маму, но та довольно легко отнеслась к этой истории.
Прошел год. Теперь мальчишки больше бегали на море и помогали рыбакам. Однажды они зашли на бойню, и вырвавшийся бык едва не убил Тему. Мясник вытащил мальчика, но надрал ему уши. А Тема в отместку бросил в мясника камень.
Дело пришлось улаживать отцу Темы, но дав мяснику на водки, отец сказал, что мальчик поступил верно. Но мама высказала Теме, что он очень грубый.

В десять лет Тема сдал экзамены и поступил в первый класс. Он одел новый мундир и побежал к друзьям. Его появление произвело фурор и мальчишки пошли на море.
Некий старик предложил Теме подержать мундир, и пока Тема плавал, убежал с его вещами.
Теме пришлось возвращаться домой голышом через весь город. Люди спрашивали, чей он сын, и узнав, что генерала Карташева, смеялись. Только какой-то старик помог мальчику, посадив его на возок и укутав в свитку.
Новый мундир был готов через неделю и Тема отправился учиться.
Его посадили на последней парте, рядом с верзилой Вахновым, который учился в первом классе уже третий год. Вахнов тут же уколол Тему, и когда мальчик закричал, пригрозил отдубасить под шинелями. Тему выгнали из класса.
В коридоре его увидел директор и обозвал негодяем, а потом выгнал из гимназии.
Отцу с матерью пришлось ехать и объясняться с директором. Тот оказался большой сволочью и ничего не хотел слышать. Теме пришлось каждый день на лишний час оставаться после уроков в наказание.

Зина будит Тему, но тот не торопится. Он старательно делает все назло, и опаздывает в гимназию. Там он умоляет учителей не записывать опоздание, получает толчок от Вахнова и неудачно склоняет слова. На уроке грамматики Вахнов толкает его на пол и Тема поднимается весь красный. Он пытается пнуть Вахнова и получает единицу за поведение.
Учителя немецкого проказы Вахнова довели до болей в сердце. Только учитель естественной истории Томылин снисходительно относился к Теме и прости невыученный урок.

Тема сошелся со своим новым соседом по парте Ивановым, и даже стал косить, как он. Иванов знал много страшных историй и советовал Теме, какие почитать книги. Постепенно Тема привязался к Иванову, который был круглым сиротой и жил у богатых родственников.

Учитель немецкого умер, а вместо него появился новый. Он невзлюбил Вахнова и тот подложил учителю иголку. Поднялся страшный скандал. Тему вызвали к директору, и мальчик испугался. Он выдал Вахнова и того исключили, как и Иванова, который не стал выдавать товарища.
Теме было мучительно стыдно и дома он скрыл свой поступок. И только мать, что-то почувствовав, вынудила сына рассказать ей правду. Засыпал Тема в мучительной тоске.

Некоторые ученики жалели Тему, представляя какие он муки испытал. И к нему пересели Косицкий и Данилов. Тема сдружился с ребятами, и Данилов даже покатал их на лодке.
У ребят созрел план сбежать в Америку. Для этого пришлось копить деньги, и Тема похудел.
План был прост. Дождаться подходящего корабля, и пристать к нему прямо в море, чтобы никто не спрашивал паспорта. А значит надо было построить свою лодку.
Всю зиму мальчики самозабвенно работали и весной лодка была готова. Тема учился все хуже и его ждал второй год. Но матери, родившей еще одного ребенка, было не до сына.
И вот пароход был выбран и час отбытия назначен. Рано утром ребята сели в лодку и погребли в море. Они встали на пути парохода, стали стрелять из револьвера и подняли белый флаг.
Но пароход прошел мимо, на нем решили, что мальчики желают им удачи.
Разочарованные ребята вернулись и стали думать, как выдержать экзамены.

Тема обманывал родителей так долго, как мог, но в конце концов был вынужден сказать, что срезался по трем предметам. Мать назвала Тему негодяем, а отец болваном.
Тема решил отравиться из мести, и набрав спичечных головок, высыпал их в стакан с водой. Но горничная заметила это и позвала родителей. Отец заставил Тему пить молоко, а мать решила позвать доктора.
Тема чувствовал раскаяние, обещал быть хорошим, и пил молоко. Доктор дал мальчику микстуру и сказал, что ничего страшного не будет. А Тема с жаром принялся учить уроки.
Зина помогала Теме, и на экзаменах Тема отвечал без малейшей запинки.
Дома известие о том, что сына перевели в третий класс, приняли с восторгом. А Тема вспоминал себя неделю назад, и не мог поверить, что это был он.

Вскоре отец Темы стал слабеть. Он часто рассказывал случаи из своего военного прошлого и требовал от Темы, чтобы тот никогда не ходил против царя. Вскоре отец так ослабел, что не мог подняться с кровати. Началась агония и отец умер.

Рисунки и иллюстрации к повести “Детство Темы”

Инженеры

Перед читателем предстает уже двадцатипятилетний молодой человек, выпускник института путей сообщения, для которого свершилось то, «к чему четырнадцать лет стремился с многотысячным риском сорваться». После окончания института Карташев хочет найти работу, «где не берут взяток». Полный столь благородных и утопичных мечтаний, провожаемый Шацким, с которым они более не встретятся, он уезжает из Петербурга, шесть лет жизни в котором «промелькнули как шесть страниц прочитанной книги». Возвращение домой не освежило Карташева: в отношениях с матерью чувствуется натянутость; слишком многое переменилось в доме за время его отсутствия. По политическому делу на скамье подсудимых оказалась Маня Карташева, размолвки с мужем старшей сестры Зины постоянно сказываются на жизни семьи, в которой даже самые младшие — Аня и Сережа — заканчивают гимназию. Из-за трудного материального положения Карташевы живут не в прежнем просторном доме, а снимают небольшую квартиру в одном особняке с семьей председателя военного суда Истомина, принявшего участие в судьбе Мани.

Тема пытается входить в налаженную жизнь семейства, не противопоставляя себя религиозным устоям (по настоянию Аглаиды Васильевны и сестер он посещает церковь), участвует в решении семейных проблем, опять принимается писать. В это же время происходит знакомство Карташева с родственницей Истоминых Аделаидой Борисовной Вороновой, которая станет его невестой. Пребывание Карташева в кругу семьи было не слишком продолжительным. По настоянию дяди, он готовится к поездке «на театр военных действий» в качестве уполномоченного по доставке подвод на фронт. Однако, оказавшись в Бендерах, Карташев, по протекции, устраивается практикантом на строительстве местной железной дороги.

Для главного героя наступают дни «непрерывной, напряженной работы». При этом Карташев проявляет такое рвение, что его коллегам приходится «охлаждать пыл» новоиспеченного строителя дорог. Самолюбие, а также удовлетворенное сознание того, что он может работать, утраивает силы главного героя. Во время строительства дороги он знакомится с семьей своего бывшего однокашника Сикор-ского, тоже инженера-путейца, получившего образование в Генте и гораздо более опытного, чем Карташев. В инженерной среде Тему принимают за своего — «красного», хотя он «никакого отношения к революционным кружкам не имел и тем паче не имеет». Курсируя между Бендерами и Одессой по служебным делам, Карташев решает теснее общаться с Маней, изучая программу партии, с которой она по-прежнему сотрудничает. Он узнает, что сестра — член «Земли и воли».

Но пока Карташев продолжает работать так напряженно, что «не хватает суток». А мысленно он устремлен к прекрасным воспоминаниям об Аделаиде Борисовне. Особенно успешно продвигается служебная карьера Карташева: ему увеличивают жалованье, он находит столь необходимый для строительства дороги песчаный карьер. Эта находка упрочивает его репутацию «дельного и толкового работника». После окончания строительства участка дороги, находящегося в районе Бендер и завершившегося в невероятно короткие сроки — в течение сорока трех дней, — Карташеву выпадает престижная командировка в Бухарест, которая, однако, не оправдала честолюбивых надежд героя. Из Бухареста он следует в Рени, где продолжает участвовать в строительстве. Поначалу у него складываются сложные отношения с начальником строительства. Разлив Дуная, последовавшие за этим обвалы железнодорожного полотна, попытки спасти дорогу от окончательного разрушения составили следующие страницы в профессиональной биографии Карташева.

Он еще с большей энергией принимается за работу: разрабатывает балластный карьер, руководит обновлением подгнивших в результате наводнения шпал, чем заслуживает окончательное доверие начальника строительства, который делится с ним своим громадным опытом. После долгих, мучительных раздумий под давлением материи сестер Карташев делает «письменное предложение» Аделаиде Борисовне, написанное в «витиеватых выражениях».

Получив «от Дели» ответную телеграмму, Карташев экстренным поездом отправляется в Одессу, «исполненный счастья и жуткого страха», думая о той, «которая казалась ему недосягаемой», а теперь снизошла, чтобы «унести навсегда в светлый, чистый мир любви, правды, добра». Но пока героев ждет трехмесячная разлука: Дели уезжает отдыхать, а Карташев «возится с подрядчиками», ездит по линии, занят перепиской с начальством и мелкой отчетностью, но над всем этим — его будущая жизнь с Дели и необходимость ехать в Петербург, где он надеется «проникнуть в таинственные управления построек дорог». По настоянию матери, в петербургской поездке для «оберегания от вредных влияний» Карташева сопровождает Маня, которая имеет свои собственные планы, связанные с её политической деятельностью. Она не собирается возвращаться домой и иметь в будущем какие бы то ни было контакты с семьей. Расставшись в Туле, они спустя десять дней в последний раз встречаются в Петербурге. Маня рассказывает Карташеву об образовании партии народовольцев, деятельность которой направлена на «борьбу с режимом». Интерес брата к радикальным идеям, однако, не означает для него выбора в пользу насильственных методов общественно-политического переустройства.

Таким образом, судьба героя, оказавшегося в финале повести как бы на перепутье, вероятнее всего, в духе господствующих в общественном сознании разрушительных идей, должна сложиться в соответствии с предсказаниями Аглаиды Васильевны Карташевой: «Если во французской революции такую видную роль сыграли юристы (стоит вспомнить, что Тема сначала учится на юридическом факультете), то в нашей, я уверена, сыграют инженеры».

«Инженеры»

Перед читателем предстаёт уже двадцатипятилетний молодой человек, выпускник института путей сообщения, для которого свершилось то, «к чему четырнадцать лет стремился с многотысячным риском сорваться». После окончания института Карташев хочет найти работу, «где не берут взяток». Полный столь благородных и утопичных мечтаний, провожаемый Шацким, с которым они более не встретятся, он уезжает из Петербурга, шесть лет жизни в котором «промелькнули как шесть страниц прочитанной книги». Возвращение домой не освежило Карташева: в отношениях с матерью чувствуется натянутость; слишком многое переменилось в доме за время его отсутствия. По политическому делу на скамье подсудимых оказалась Маня Карташева, размолвки с мужем старшей сестры Зины постоянно сказываются на жизни семьи, в которой даже самые младшие — Аня и Сережа — заканчивают гимназию. Из-за трудного материального положения Карташевы живут не в прежнем просторном доме, а снимают небольшую квартиру в одном особняке с семьёй председателя военного суда Истомина, принявшего участие в судьбе Мани.

Тема пытается входить в налаженную жизнь семейства, не противопоставляя себя религиозным устоям (по настоянию Аглаиды Васильевны и сестёр он посещает церковь), участвует в решении семейных проблем, опять принимается писать. В это же время происходит знакомство Карташева с родственницей Истоминых Аделаидой Борисовной Вороновой, которая станет его невестой. Пребывание Карташева в кругу семьи было не слишком продолжительным. По настоянию дяди, он готовится к поездке «на театр военных действий» в качестве уполномоченного по доставке подвод на фронт. Однако, оказавшись в Бендерах, Карташев, по протекции, устраивается практикантом на строительстве местной железной дороги.

Для главного героя наступают дни «непрерывной, напряжённой работы». При этом Карташев проявляет такое рвение, что его коллегам приходится «охлаждать пыл» новоиспечённого строителя дорог. Самолюбие, а также удовлетворённое сознание того, что он может работать, утраивает силы главного героя. Во время строительства дороги он знакомится с семьёй своего бывшего однокашника Сикор-ского, тоже инженера-путейца, получившего образование в Генте и гораздо более опытного, чем Карташев. В инженерной среде Тему принимают за своего — «красного», хотя он «никакого отношения к революционным кружкам не имел и тем паче не имеет». Курсируя между Бендерами и Одессой по служебным делам, Карташев решает теснее общаться с Маней, изучая программу партии, с которой она по-прежнему сотрудничает. Он узнает, что сестра — член «Земли и воли».

Но пока Карташев продолжает работать так напряжённо, что «не хватает суток». А мысленно он устремлён к прекрасным воспоминаниям об Аделаиде Борисовне. Особенно успешно продвигается служебная карьера Карташева: ему увеличивают жалованье, он находит столь необходимый для строительства дороги песчаный карьер. Эта находка упрочивает его репутацию «дельного и толкового работника». После окончания строительства участка дороги, находящегося в районе Бендер и завершившегося в невероятно короткие сроки — в течение сорока трёх дней, — Карташеву выпадает престижная командировка в Бухарест, которая, однако, не оправдала честолюбивых надежд героя. Из Бухареста он следует в Рени, где продолжает участвовать в строительстве. Поначалу у него складываются сложные отношения с начальником строительства. Разлив Дуная, последовавшие за этим обвалы железнодорожного полотна, попытки спасти дорогу от окончательного разрушения составили следующие страницы в профессиональной биографии Карташева.

Читайте также:  Тёма и жучка - краткое содержание Гарин-Михайловский

Он ещё с большей энергией принимается за работу: разрабатывает балластный карьер, руководит обновлением подгнивших в результате наводнения шпал, чем заслуживает окончательное доверие начальника строительства, который делится с ним своим громадным опытом. После долгих, мучительных раздумий под давлением материи сестёр Карташев делает «письменное предложение» Аделаиде Борисовне, написанное в «витиеватых выражениях».

Получив «от Дели» ответную телеграмму, Карташев экстренным поездом отправляется в Одессу, «исполненный счастья и жуткого страха», думая о той, «которая казалась ему недосягаемой», а теперь снизошла, чтобы «унести навсегда в светлый, чистый мир любви, правды, добра». Но пока героев ждёт трёхмесячная разлука: Дели уезжает отдыхать, а Карташев «возится с подрядчиками», ездит по линии, занят перепиской с начальством и мелкой отчётностью, но над всем этим — его будущая жизнь с Дели и необходимость ехать в Петербург, где он надеется «проникнуть в таинственные управления построек дорог». По настоянию матери, в петербургской поездке для «оберегания от вредных влияний» Карташева сопровождает Маня, которая имеет свои собственные планы, связанные с её политической деятельностью. Она не собирается возвращаться домой и иметь в будущем какие бы то ни было контакты с семьёй. Расставшись в Туле, они спустя десять дней в последний раз встречаются в Петербурге. Маня рассказывает Карташеву об образовании партии народовольцев, деятельность которой направлена на «борьбу с режимом». Интерес брата к радикальным идеям, однако, не означает для него выбора в пользу насильственных методов общественно-политического переустройства.

Таким образом, судьба героя, оказавшегося в финале повести как бы на перепутье, вероятнее всего, в духе господствующих в общественном сознании разрушительных идей, должна сложиться в соответствии с предсказаниями Аглаиды Васильевны Карташевой: «Если во французской революции такую видную роль сыграли юристы (стоит вспомнить, что Тема сначала учится на юридическом факультете), то в нашей, я уверена, сыграют инженеры».

В начале произведения, автор описывает молодого выпускника железнодорожного института, который только что закончил обучение. Этот человек полон благородных чувств и надежд, которые он желает воплотить в своей работе. Вернувшись домой, он видит не очень хорошую картину, происходящую в его семье. Мать с семейством должны были перебраться в маленькую квартирку, так как у них настали трудные времена. Сестра Маня, обвиняется по политической статье, а старшая сестра Зина, постоянно ругается с мужем.

Артем старается принимать всяческое участие по улучшению семейной жизни. Он ходит в церковь, и встречается с родственницей военного судьи Аделаидой Вороновой, которая впоследствии станет ему невестой. По совету дяди, он едет на фронт, как снабженец. Однако в Бендерах, его привлекают к другой деятельности. Он устраивается на строительство железной дороги.

Теперь, главный герой занимается своим делом. Он проявил такое рвение к работе, что его коллеги были приятно удивлены. В это же время он познакомился с семьёй Сикорского, который также получил железнодорожное образование. Он ездит в командировки и решает важный вопрос по добыче песка. После этого у Артёма дела пошли вверх. Его повышают по службе и назначают большее жалование. После Бендер его направляют в Бухарест, где он не видит особых перспектив. Далее, Артём едет в Рени. Здесь у него сложились довольно трудные отношения с начальником. Однако, увидев рвение Карташёва к работе, и неординарный ум, начальник меняет свое мнение и делится с Артёмом своим большим опытом. Здесь же он пишет официальное предложение Аделаиде Вороновой, в котором просит руки и сердца. В ответ он получает телеграмму от Аделаиды с согласием на брак.

Карташёв едет в Одессу. Они не могут сейчас пожениться, так как Аделаида уехала на отдых, а он занимается своей любимой работой. Вскоре ему предстоит ехать в Петербург. Туда он направляется со своей сестрой Маней, которая имеет свои планы на поездку. В пути, Маня рассказывает ему о своих политических взглядах и старается приобщить к членству в кружке.

В конце произведения, Артём встаёт на перепутье. Он хочет быть полезным своей стране, и поддерживает радикальные взгляды сестры. Таким образом, его судьба должна сложиться так, как предсказывала мать. Она говорила, что во Французской революции, большую роль сыграли юристы, а нашей должны сыграть инженеры.

Инженеры

Перед читателем предстаёт уже двадцатипятилетний молодой человек, выпускник института путей сообщения, для которого свершилось то, «к чему четырнадцать лет стремился с многотысячным риском сорваться». После окончания института Карташев хочет найти работу, «где не берут взяток». Полный столь благородных и утопичных мечтаний, провожаемый Шацким, с которым они более не встретятся, он уезжает из Петербурга, шесть лет жизни в котором «промелькнули как шесть страниц прочитанной книги». Возвращение домой не освежило Карташева: в отношениях с матерью чувствуется натянутость; слишком многое переменилось в доме за время его отсутствия. По политическому делу на скамье подсудимых оказалась Маня Карташева, размолвки с мужем старшей сестры Зины постоянно сказываются на жизни семьи, в которой даже самые младшие — Аня и Сережа — заканчивают гимназию. Из-за трудного материального положения Карташевы живут не в прежнем просторном доме, а снимают небольшую квартиру в одном особняке с семьёй председателя военного суда Истомина, принявшего участие в судьбе Мани.

Тема пытается входить в налаженную жизнь семейства, не противопоставляя себя религиозным устоям (по настоянию Аглаиды Васильевны и сестёр он посещает церковь), участвует в решении семейных проблем, опять принимается писать. В это же время происходит знакомство Карташева с родственницей Истоминых Аделаидой Борисовной Вороновой, которая станет его невестой. Пребывание Карташева в кругу семьи было не слишком продолжительным. По настоянию дяди, он готовится к поездке «на театр военных действий» в качестве уполномоченного по доставке подвод на фронт. Однако, оказавшись в Бендерах, Карташев, по протекции, устраивается практикантом на строительстве местной железной дороги.

Для главного героя наступают дни «непрерывной, напряжённой работы». При этом Карташев проявляет такое рвение, что его коллегам приходится «охлаждать пыл» новоиспечённого строителя дорог. Самолюбие, а также удовлетворённое сознание того, что он может работать, утраивает силы главного героя. Во время строительства дороги он знакомится с семьёй своего бывшего однокашника Сикор-ского, тоже инженера-путейца, получившего образование в Генте и гораздо более опытного, чем Карташев. В инженерной среде Тему принимают за своего — «красного», хотя он «никакого отношения к революционным кружкам не имел и тем паче не имеет». Курсируя между Бендерами и Одессой по служебным делам, Карташев решает теснее общаться с Маней, изучая программу партии, с которой она по-прежнему сотрудничает. Он узнает, что сестра — член «Земли и воли».

Но пока Карташев продолжает работать так напряжённо, что «не хватает суток». А мысленно он устремлён к прекрасным воспоминаниям об Аделаиде Борисовне. Особенно успешно продвигается служебная карьера Карташева: ему увеличивают жалованье, он находит столь необходимый для строительства дороги песчаный карьер. Эта находка упрочивает его репутацию «дельного и толкового работника». После окончания строительства участка дороги, находящегося в районе Бендер и завершившегося в невероятно короткие сроки — в течение сорока трёх дней, — Карташеву выпадает престижная командировка в Бухарест, которая, однако, не оправдала честолюбивых надежд героя. Из Бухареста он следует в Рени, где продолжает участвовать в строительстве. Поначалу у него складываются сложные отношения с начальником строительства. Разлив Дуная, последовавшие за этим обвалы железнодорожного полотна, попытки спасти дорогу от окончательного разрушения составили следующие страницы в профессиональной биографии Карташева.

Он ещё с большей энергией принимается за работу: разрабатывает балластный карьер, руководит обновлением подгнивших в результате наводнения шпал, чем заслуживает окончательное доверие начальника строительства, который делится с ним своим громадным опытом. После долгих, мучительных раздумий под давлением материи сестёр Карташев делает «письменное предложение» Аделаиде Борисовне, написанное в «витиеватых выражениях».

Получив «от Дели» ответную телеграмму, Карташев экстренным поездом отправляется в Одессу, «исполненный счастья и жуткого страха», думая о той, «которая казалась ему недосягаемой», а теперь снизошла, чтобы «унести навсегда в светлый, чистый мир любви, правды, добра». Но пока героев ждёт трёхмесячная разлука: Дели уезжает отдыхать, а Карташев «возится с подрядчиками», ездит по линии, занят перепиской с начальством и мелкой отчётностью, но над всем этим — его будущая жизнь с Дели и необходимость ехать в Петербург, где он надеется «проникнуть в таинственные управления построек дорог». По настоянию матери, в петербургской поездке для «оберегания от вредных влияний» Карташева сопровождает Маня, которая имеет свои собственные планы, связанные с её политической деятельностью. Она не собирается возвращаться домой и иметь в будущем какие бы то ни было контакты с семьёй. Расставшись в Туле, они спустя десять дней в последний раз встречаются в Петербурге. Маня рассказывает Карташеву об образовании партии народовольцев, деятельность которой направлена на «борьбу с режимом». Интерес брата к радикальным идеям, однако, не означает для него выбора в пользу насильственных методов общественно-политического переустройства.

Таким образом, судьба героя, оказавшегося в финале повести как бы на перепутье, вероятнее всего, в духе господствующих в общественном сознании разрушительных идей, должна сложиться в соответствии с предсказаниями Аглаиды Васильевны Карташевой: «Если во французской революции такую видную роль сыграли юристы (стоит вспомнить, что Тема сначала учится на юридическом факультете), то в нашей, я уверена, сыграют инженеры».

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Гимназисты, Гарин-Михайловский Николай Георгиевич

Краткое содержание, краткий пересказ

Краткое содержание повести

Именно в этой части повествования складывается основной круг друзей главного героя (компания, состоящая из Карташева, Корне-ва, Долбы, Беренди, Ларио и Дарсье) и общих с ними интересов. Первоначальное противостояние (“партия Карташева” — “партия Корнева”) двух самых авторитетных и уважаемых учеников в классе перерастает в сближение между ними, а затем и в настоящую дружбу, несмотря на непрекращающиеся споры “решительно обо всем”. При этом Карташевым владеют самые противоречивые чувства. С одной стороны, у него не могут не вызывать уважение начитанность Корнева, в послужном читательском списке которого Писарев, Бокль, Белинский, и твердость в суждениях и оценках, но, с другой стороны, желая сохранить собственную точку зрения, Тема пытается ограничить влияние Корнева на свою умственную жизнь. Только после прочтения всех необходимых “прогрессивному молодому человеку” книг в отношения Карташева и Корнева “вкралось равенство”.

Вскоре Карташев станет частым гостем в доме Корневых и даже влюбится в младшую сестру своего друга. Однако гимназические увлечения Писаревым, религиозные сомнения, которые возникают у Темы вследствие общения с Корневым, приходят в противоречие с ценностями семьи Карташевых. Аглаида Васильевна пытается привечать товарищей сына, в особенности Корнева, чтобы иметь непосредственную возможность знать о направлении их мыслей и интересов. Ее ум, внимательное отношение к каждому из друзей Карташева, а также радушие, с которым принимаются гости, оказывается привлекательным для всей компании, собирающейся издавать гимназический журнал по аналогии с существовавшими в то время периодический изданиями. Причем каждый из участников будущего журнала ставил индивидуальную творческую задачу. Например, Бе-рендя взялся “доказать исторически, что русская раса идет общечеловеческим путем в деле прогресса”. Долба решает заняться популяризацией идей Фохта, Молешотта и Бюхнера в писаревском переложении за отсутствием переводов с оригиналов. Тема ставит более “утилитарную” задачу. Он решает написать статью о вреде классического образования.

После выхода журнала с ним знакомятся не только в гимназии — страницы, переписанные ровным, аккуратным почерком, были принесены Карташевым домой. Однако у матери Темы восхищение вызвала логически развивающаяся мысль в статье Корнева, а опус собственного сына только огорчил Аглаиду Васильевну, да и в гимназии говорили исключительно о статьях Корнева, Долбы и Беренди — о Карташеве молчали. Тем не менее уязвленное самолюбие не мешает Теме по-прежнему принимать участие в общетоварищеских спорах. Через Берендю компания знакомится со спившимися техником и учителем. Дискуссия о судьбе этих людей перерастает в жаркий диспут о земном счастье, об альтруистическом идеале жизни, “которая недоступна ни грязным рукам проходимца, ни роковым случайностям”. Но в лице Аглаиды Васильевны Тема не находит сочувствия рассуждениям о “правде кабака”. Мать говорит ему об умении отличать “бред опустившегося пьяницы от истины”, бороться не с людьми, а с их заблуждениями, со злом в них.

  • Детство Тёмы
  • Инженеры
  • Студенты
Читайте также:  Дальние страны – краткое содержание повести Гайдара

Иначе строятся взаимоотношения в семье Корневых. В отличие от Темы родительское влияние на Корнева ограничивается соблюдением внешней благопристойности — независимо от религиозных взглядов сына отец требует посещения церкви. В семье Карташевых к Корневу относятся несколько настороженно, но с неизменным интересом. Поэтому с готовностью подтверждают приглашение, сделанное Темой Корневу, после сданных экзаменов провести каникулы в их деревне, где друзья могут наслаждаться жизнью “в приятном ничегонеделаньи”. Однако Тема и Корнев не только отдыхают, но и пытаются знакомиться с жизнью крестьян. Для этого друзья много общаются с сельским священником и преуспевающим, на первый взгляд, помещиком Неручевым, который впоследствии станет мужем старшей сестры Карташева Зины. Их семейная жизнь сложится несчастливо, и тогда Зина, уже мать троих детей, оставит их на попечение Аглаиды Васильевны, а сама пострижется в Иерусалиме в монахини. Но тогда время, проведенное в гимназии, оказывается одним из самых светлых эпизодов в жизни каждого из молодых людей: мать и сестры Карташевы очарованы умом и талантами Корнева (он хорошо поет и обладает несомненным артистическим даром).

Возвращение в город и начало нового учебного года стало и началом последующих печальных событий в судьбе некоторых героев повести. За лето Берендя, живя отшельником и встречаясь только с “пропойцами”, особенно (до этого и вся компания не прочь была иногда выпить) пристрастился к водке. Кроме того, в гимназии произошел следующий инцидент: по доносу латиниста после литературного вечера был вынужден подать прошение об отставке любимый гимназистами преподаватель истории, произнесший на этом вечере речь о необходимости перемен в системе образования. Берендя и Рыльский оказались главными зачинщиками обструкции, устроенной гимназистами доносчику. Последовало их исключение из гимназии, ставшее для Беренди роковым. Окончательно запутавшись в денежных и любовных отношениях, несправедливо обвиненный в убийстве, Берендя кончает жизнь самоубийством. Его смерть производит в гимназии “потрясающее впечатление”. На похоронах Долба произносит речь, которая едва не становится причиной и его исключения, и только заступничество Карташева, приходившегося родственником назначенному в город новому генерал-губернатору, спасает его от печальной участи Беренди и Рыльского. Кстати, последний, считавшийся в компании самым красивым и являвшийся женихом Наташи Корневой, сестры Васи Корнева (в тайну этой “помолвки” был посвящен только Карташев, сам в то время влюбленный в Наташу), навсегда уезжает за границу. “Пропойцы”, имена которых наряду с именем Беренди фигурировали в деле об убийстве, произошедшем в городе, были выдворены за пределы Одессы.

Кроме того, начавшаяся образовательная реформа повлекла изменения в жизни каждого из гимназистов. Классическое образование теперь не ограничивалось семью годами — был введен дополнительный (восьмой) год обучения. Но для тех, кто выдерживал выпускные экзамены, гимназическая пора заканчивалась уже в текущем году. Вся компания “со страхом и трепетом” готовилась к экзаменам, твердо решив во что бы то ни стало закончить гимназию.

Экзаменационные испытания счастливо завершаются как для Темы, так и для всех его товарищей.

Краткое содержание «Инженеры» Гарин-Михайловский

Гарин-Михайловский Николай Григорьевич
Произведение «Инженеры»

Перед читателем предстает уже двадцатипятилетний молодой человек, выпускник института путей сообщения, для которого свершилось то, «к чему четырнадцать лет стремился с многотысячным риском сорваться». После окончания института Карташев хочет найти работу, «где не берут взяток». Полный столь благородных и утопичных мечтаний, провожаемый Шацким, с которым они более не встретятся, он уезжает из Петербурга, шесть лет жизни в котором «промелькнули как шесть

«Страсти-мордасти» Горького в кратком изложении В провинциальном городе молодой торговец баварским квасом вечером встречает гулящую женщину. Она, пьяная, стоит в луже и топает ногами, разбрызгивая грязь, как дети. Торговец ведет ее к ней домой; она.

Паутинка — Рюноскэ Акутагава Однажды утром Будда бродил в одиночестве по берегу райского пруда. Он остановился в раздумье и вдруг увидел все, что творилось на дне Лотосового пруда, доходившего до самых недр преисподней. Там.

Творчество — Эмиль Золя Клод Лантье, художник, повесился в своей мастерской перед неоконченной картиной в ноябре 1870 г. Его жена Кристина, позировавшая для этой картины и мучительно ревновавшая к ней, потеряла рассудок от горя.

Краткое изложение Петр Ильич Чайковский. Черевички ЧЕРЕВИЧКИ Опера в четырех актах Либретто Я. П. Полонского Действующие лица: Вакула, кузнец Солоха, мать Вакулы, ведьма Бес из пекла, фантастическое лицо Чуб, пожилой казак Оксана, дочь Чуба Тенор Меццо.

Петербургские трущобы — Всеволод Крестовский 5 мая 1838 г. молодая женщина подкидывает в дом князя Дмитрия Шадурского новорожденную девочку. Тридцативосьмилетний князь мало удивлен появлением подкидыша; зная образ жизни князя, не видит в этом ничего странного.

Краткое изложение Три минуты молчания Г. Н. Владимов Три минуты молчания Сенька Шалый решил поменять свою жизнь. Хватит. Ему уже скоро двадцать шесть — вся молодость в море осталась. В армии на флоте служил, демобилизовавшись.

«История Нью-Йорка» Ирвинга в кратком изложении История Нью-Йорка от сотворения мира до конца голландской династии, содержащая среди рассказов о многих удивительных и забавных событиях также неизъяснимые размышления Вальтера Сомневающегося, гибельные проекты Вильяма Упрямого и рыцарские деяния.

Краткое изложение повести «Золотой жук» Потомка старинного аристократического рода Уильяма Леграна преследуют неудачи, он теряет все свое богатство и впадает в нищету. Дабы избежать насмешек и унижений, Легран покидает Новый Орлеан, город своих предков, и.

Каникулы краткое содержание Брэдбери Р. День выдался свежий. Он был соткан из тишины, однако нельзя было сказать, что день — немой. Пчелы, бабочки, насекомые, живущие в траве, шум прибоя создавали неповторимую мелодию природы.

Метель краткое содержание Пушкин А. С. В 1811 г. в поместье своем проживал с женой и дочерью Машей Гаврила Гаврилович Р. Был он гостеприимен, и многие пользовались его гостеприимством, а некоторые приезжали ради.

Адольф краткое содержание Констан Б. Начало прошлого столетия. Некий путешественник, совершая поездку по Италии, в одном из захолустных городков знакомится с печальным молодым человеком. Когда молодой человек заболевает, путешественник ухаживает за ним, и.

Краткое изложение Записки охотника: Контора И. С. Тургенев Записки охотника: Контора Бродя осенью с ружьем по полям, охотник добрался до большого села. Он еще издали заметил избу повыше других и решил, что это жилище старосты.

Краткое содержание «После бала» Толстой Л. Н Всеми уважаемый Иван Васильевич неожиданно меняет тему разговора: он убежден, что среда не влияет на образ мыслей человека, а все дело в случае. Он рассказывает историю своей юношеской влюбленности в.

Краткое изложение На горах Мельников П. И. Мельников На горах От устья Оки до Саратова и дальше вниз правая сторона Волги «Горами» зовется. Занимаются здесь хлебопашеством и отхожими промыслами. Марко Данилыч Смолокуров в молодости собирался.

Краткое изложение : Сага о Кухулине Однажды на землю уладов налетели птицы неведомой породы и стали пожирать все плоды, злаки, траву, всю зелень до самого корня. Тогда, чтобы спасти свое пропитание, улады решают снарядить девять колесниц.

Краткое изложение Крейцерова соната Л. Н. Толстой Л. Н. Толстой Крейцерова соната Ранняя весна. Конец века. По России идет поезд. В вагоне идет оживленная беседа; купец, приказчик, адвокат, курящая дама и другие пассажиры спорят о женском вопросе.

Краткое изложение Николай Андреевич Римский-Корсаков. Майская ночь МАЙСКАЯ НОЧЬ Опера в трех актах Либретто Н. А. Римского-Корсакова Действующие лица: Голова Левко, его сын Свояченица Головы Ганна Писарь Винокур Каленик Бас Тенор Меццо сопрано Меццо сопрано Бас Тенор.

Краткое изложение Уездное Е. И. Замятин Уездное Уездного малого Анфима Барыбу называют «утюгом». У него тяжелые железные челюсти, широченный четырехугольный рот и узенький лоб. Да и весь Барыба из жестких прямых и углов.

«Венера в мехах» Захер-Мазоха в кратком изложении Венера простужена. Разглагольствуя о холодности Европы и европейцев, она беспрестанно чихает и кутает мраморные плечи в темные собольи меха. «Чем грубее женщина будет обращаться с мужчиной, тем больше будет она.

На ножах краткое содержание Лесков Н. С. В уездный город возвращается Иосаф Платонович Висленев, осужденный в прошлом по политическому делу. Его встречают сестра Лариса, бывшая невеста Александра Ивановна, впоследствии неожиданно вышедшая замуж за генерала.

Краткое содержание «Архиерей» Чехова Чехов Антон Павлович Произведение «Архиерей» Под вербное воскресенье, в начале апреля, преосвященный Петр служит всенощную. Церковь полна народом, поет монашеский хор. Архиерей нездоров уже три дня, он чувствует тяжесть и.

Краткое содержание «Пан» Гамсуна Кнут Гамсун Произведение «Пан» Автор использует форму повествования от первого лица. Его герой — тридцатилетний лейтенант Томас Глан вспоминает события, произошедшие два года назад, в 1855 г. Толчком же послужило.

Краткое содержание «Лесная тропа» Штифтера Адальберт Штифтер Произведение «Лесная тропа» Тибуриус Кнайт слыл большим чудаком. Причин тому было несколько. Во-первых, отец его был чудаком. Во-вторых, мать его также отличалась странностями, главной из которых была чрезмерная.

Краткое содержание «Счастливчик Джим» Эмиса Кингсли Эмис Произведение «Счастливчик Джим» Джим Диксон, главный герой романа, работает преподавателем истории в английском провинциальном университете. Преподает он там первый год и еще не зачислен на работу окончательно, а.

Краткое содержание «Дама с собачкой» Чехова Чехов Антон Павлович Произведение «Дама с собачкой» Дмитрий Дмитриевич Гуров рано женился, жену не любит, детьми скорее тяготится. Он не упускает случая завести роман на стороне. На отдыхе в Ялте.

Краткое содержание «Великий Гэтсби» Фицджеральда Фицджеральд Фрэнсис Скотт Произведение «Великий Гэтсби» «Если мерить личность ее умением себя проявлять, то в Гэтсби было нечто воистину великолепное, какая-то повышенная чувствительность ко всем посулам жизни. Это был редкостный.

Краткое содержание «Зойкина квартира» Булгакова Булгаков Михаил Афанасьевич Произведение «Зойкина квартира» Майский вечер. Зоя Денисовна Пельц, тридцатипятилетняя вдова, одевается перед зеркалом. К ней по делу приходит председатель домкома Аллилуя. Он предупреждает Зою о том, что.

Краткое содержание «Жизнь Марианны, или Приключения графини де—» Мариво Пьер Карле де Шамблен де Мариво Произведение «Жизнь Марианны, или Приключения графини де—» Марианна, удалившись от света, по совету подруги берется за перо. Правда, она боится, что ум ее непригоден.

Краткое содержание «Фаблио» Другого автора Другой автор Произведение «Фаблио» О Буренке, поповской корове Как-то раз пошел один виллан — крестьянин, говоря по-русски, — с женой в воскресенье к обедне. Поп проповедь читает, мол, Господь воздаст.

Краткое содержание «Поэтическое искусство» Буало-Депрео Никола Буало-Депрео Произведение «Поэтическое искусство» ИЗ ПЕСНИ ПЕРВОЙ Будь то в трагедии, в эклоге иль в балладе, Но рифма не должна со смыслом жить в разладе; Меж ними ссоры нет.

Краткое содержание «Инспектор пришел» Пристли Пристли Джон Бойтон Произведение «Инспектор пришел» Действие пьесы разворачивается весенним вечером 1912 г. в северной части центральных графств Англии, в промышленном городе Брамли, в доме Берлингов. В узком семейном кругу.

Краткое содержание «Черный монах» Чехова Чехов Антон Павлович Произведение «Черный монах» Андрей Васильевич Коврин, магистр, много работает, мало спит, курит и, наконец, расстраивает себе нервы. Доктор сове-тует ему провести лето в деревне. Он отправляется к.

Краткое содержание «Никомед» Корнеля Пьер Корнель Произведение «Никомед» Ко двору царя Вифинии Прусия прибывают два его сына. Никомед, сын от первого брака, оставил войско, во главе которого он одержал многочисленные победы, положив к ногам.

Краткое содержание «Хроника царствования Карла IX» Мериме Проспер Мериме Произведение «Хроника царствования Карла IX» 1572-й г. Во Франции — в разгаре религиозные войны между католиками и гугенотами. Идет жестокая борьба за власть, в которой сталкиваются интересы трех.

Краткое содержание «Введение в познание человеческого разума» Вовенарга Вовенарг Люк Клапье Произведение «Введение в познание человеческого разума» Паскаль говорит: «Все правила достойного поведения давно известны, остановка за малым — за умением ими пользоваться». Любой принцип противоречив, любой термин.

Краткое содержание «Разбитый кувшин» Клейста Генрих фон Клейст Произведение «Разбитый кувшин» Действие пьесы происходит в начале XIX в. в голландской деревне Гуйзум, близ Утрехта, в январе. Место действия — судная горница. Адам, сельский судья, сидит.

Краткое содержание «Васса Железнова» Горького Максим Горький Произведение «Васса Железнова» Васса Борисовна Железнова, в девичестве — Храпова, 42 лет (но выглядит моложе), владелица пароходной компании, очень богатый и влиятельный человек, проживает в собственном доме со.

Краткое содержание «А зори здесь тихие.» Васильева Васильев Борис Львович Произведение «А зори здесь тихие.» Май 1942 г. Сельская местность в России. Идет война с фашистской Германией. 171-м железнодорожным разъездом командует старшина Федот Евграфыч Васков. Ему тридцать.

Краткое содержание «Содом и Гоморра» Пруста Марсель Пруст Произведение «Содом и Гоморра» Марсель открыл тайну де Шарлю, став невольным свидетелем любовной пантомимы. При виде Жюпьена надменный аристократ вдруг завилял задом и стал строить глазки, а жилетник.

Краткое содержание «Прекрасное лето» Павезе Чезаре Павезе Произведение «Прекрасное лето» Италия тридцатых годов нашего столетия, рабочая окраина Турина. В этих тусклых декорациях разворачивается грустная история первой любви юной девушки Джинии к художнику Гвидо. Джиния работает.

Сейчас вы читаете: Краткое содержание «Инженеры» Гарин-Михайловский

Ссылка на основную публикацию