Студенты – краткое содержание рассказа Гарин-Михайловский

Н. Г. Гарин-Михайловский. Студенты

Приготовлениями к отъезду в столицу начинается третья часть трилогии. Главный герой — Тема Карташев полон мечтаний о том, как он «станет серьезным, будет заниматься, будет ученым», а для его близких это время сожалений о том идеальном Теме, которого они хотели видеть и которого они любили. После месячною пребывания в деревне, после тщательных месячных сборов в Петербург уезжают учиться Карташев, Корнев, Ларио, Дарсье и присоединившийся к компании во время сдачи выпускных экзаменов Шацкий. Для Темы отъезд в Петербург означает «сведенье счетов с прошлой жизнью», со всем, что «пошлило , делало её будничной». Приехав в Петербург, компания разбрелась — все поступали в разные учебные заведения: Тема — на юридический факультет университета, Корнев — в медико-хирургическую академию, Шацкий — в институт путей сообщения.

Первое впечатление Темы от Петербурга было сильное и приятное, но затем оно сменилось чувством одиночества, скуки и отчуждения. Ожидание начала учебного года в университете становится для Карташева томительным, но еще более тягостным оказывается впечатление от «бездонного хаоса первой лекции». Карташев, читавший Бойля, Чернышевского, Добролюбова и, по собственным представлениям, достигший невероятных высот учености, не понимает то, о чем говорится на лекциях. Не имея регулярного и равноправного общения, Карташев находится в подавленном состоянии из-за нахлынувших на него новых ощущений и переживаний. В отличие от Карташева Корнев, несмотря даже на первую неудачу на вступительном экзамене, оказывается более приспособленным к самостоятельной жизни.

Поступив в академию с большим трудом, он разумно устраивает свой быт, «абонируется на чтение книг», заводит определенный круг знакомств из числа тех студентов, с которыми он регулярно встречается в кухмистерской, где обедает. Позднее Корнев познакомит и Карташева с участниками этого кружка, среди которых окажется давний гимназический друг Карташева Иванов. Но в первое время пребывания в Петербурге старые друзья общаются довольно редко.

Это и становится причиной сближения Темы с Шацким. Планы Карташева наверстать упущенное, усиленно заниматься — читать Гегеля и прочих — остаются нереализованными, а все ученые занятия заканчиваются совместным с Шацким чтением Рокамболя, автора популярных авантюрных романов, и участием в разнообразных развлечениях и мистификациях Шацкого, прославившегося ими еще в гимназическую пору.

Приключения петербургского периода Шацкого, а вместе с ним и его нового приятеля Карташева, оказываются менее безобидными. Финансовые дела друзей из-за частого посещения театра оперетты и прочих увеселительных заведений вскоре приходят в плачевное состояние. После продажи всех мало-мальски ценных вещей как Шацкого и Карташева, так и совсем бедствующего Ларио, после неоднократных обращений за помощью к родственникам у Карташева образуется довольно значительный долг, с которым он не в состоянии расплатиться самостоятельно. Но постепенно развлечения надоедают Теме; Шацкий превращается для него в «прежнего «идиота» (его гимназическое прозвище), а после крупной ссоры между приятелями Карташев переезжает на новую квартиру, решает кардинально изменить свой образ жизни, больше общается с Корневым. Поездки в оперетту сменяются оперными спектаклями (опера — давнее увлечение Корнева), а на столе Карташева вместо Рокамболя появляется томик Гете. После длительного перерыва Тема пишет письмо родным, где рассказывает о своих похождениях с Шацким, при этом испытав настоящий творческий подъем, Карташев задумывается о том, «не писатель ли он».

Он много работает и, хотя мучим сомнениями относительно собственного таланта и ценности своих «писаний», решается показать написанное Корневу. Друг высказывает взвешенное и ответственное суждение. Он считает, что Тема уже «разобрался в сумбуре жизни», но еще не имеет «философского основания» для творчества, и называет его «мозольных дел мастером». Смущенный оценками друга, Тема все-таки возвращается к писательским опытам в период сдачи экзаменов. У него рождается замысел повести о нуждающемся студенте, который, не выдержав своего бедственного положения, на Пасху выбрасывается из окна. Закончив повесть, он относит её в журнал «Дело», а через две недели узнает об отказе редакции печатать её.

Кроме того, Тема, не сдав первый же экзамен, подает прошение об увольнении из университета. Вновь сближается с Шацким. Разделяя его «теорию практики жизни», подает документы в институт, где учится его друг, также решив стать инженером. Накупив гимназических учебников по математике, Карташев занялся тем, что «считал уже сданным навсегда в архив жизни». Беспорядочный образ жизни Шацкого приводит к тому, что он тяжело заболевает. Только благодаря усилиям Карташева Шацкий получает медицинскую помощь, а Ларио, с которым приятели в это время довольно активно общаются, — место гувернера, что, однако, не способствует улучшению его материального положения.

Вскоре после исключения из технологического института, произошедшего вследствие студенческих беспорядков и стоивших Ларио и прочим студентам заключения в пересыльной тюрьме, его выдворяют из Петербурга. А Карташев и Шацкий сдают экзамены: Тема — вступительный, а Шацкий — на второй курс. Карташев отправляется на несколько дней к родным, где все оказываются довольны его решительным поступком и хором пророчат блестящее будущее. По возвращении в Петербург Тему ожидала обычная институтская жизнь: лекции, работы в чертежных. Не примкнув однозначно ни к одному из институтских кружков, которые были более склонны «в сторону брожения сердечного, чем умственного», Карташев отдает предпочтение так называемым «охолощенным» — фатоватому институтскому большинству. Несмотря на свою еще гимназическую репутацию «красного», Тема переходит на сторону «воспитанных мальчиков», по выражению Корнева, выступив против провоцирования беспорядков на институтском балу. Впрочем, вскоре все институтские дела отходят на второй план. Карташев узнает, что все его многочисленные любовные похождения не прошли даром и он болен сифилисом. Он находится в состоянии, близком к самоубийству, но из дома приходит спасительная помощь. Приезжает брат матери — «добрейший дядя Митя», — который, заплатив все долги племянника, изрядно наспорившись с ним о Боге и различии взглядов «отцов» и «детей», увозит его домой на лечение. «Норовистый спутник» приезжает в родной дом с ощущением арестованного. Подавленное состояние усугубляется тем, что Карташев, готовый к любым материнским упрекам, оказывается абсолютно растерянным перед чувством физического отвращения, которое он вызвал у Аглаиды Васильевны, При этом острое желание жить сочетается у Карташева с полным отчаянием и «тупым равнодушием» ко всему происходящему и особенно к дальнейшей своей судьбе. Именно в таком состоянии автор оставляет своего героя в конце третьей части тетрало

Краткое содержание «Детство Темы»

Повесть «Детство Темы» Гарина-Михайловского была написана в 1892 году. Это автобиографическое произведение, в котором писатель уделил особое внимание периоду, в котором человек наиболее уязвим, нежен и беспомощен, – детству.

Для читательского дневника и подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Детство Темы» по главам. Проверить полученные знания можно при помощи теста на нашем сайте.

Главные герои

Артемий Карташев (Тема) – живой, непоседливый мальчик с добрым сердцем и пытливым умом.

Другие персонажи

Николай Семенович Карташев – отец Темы, генерал в отставке, прямой, честный, твердый мужчина.

Аглаида Васильевна Краташева – мать Темы, добрая, чуткая, все понимающая женщина.

Зина – старшая сестра Темы, с которой он постоянно конфликтует.

Таня – любимая горничная Темы, добрая и приветливая девушка.

Вахнов, Иванов, Касицкий, Данилов – одноклассники Темы.

А ещё у нас есть:

Краткое содержание

Глава 1. Неудачный день

Утро восьмилетнего Темы начиналось, как всегда, очень радостно. После гигиенических процедур и завтрака мальчик отправился на террасу, где увидел, как расцвел « любимый папин цветок, над которым он столько возился ».

« Маленькое сердце Темы » затрепетало от счастья: он представлял, как обрадуется папа и как они вместе отправятся к главному садовнику ботанического сада, чтобы показать этот чудесный цветок.

От переполнявших чувств Тема захотел поцеловать цветок, но, не удержав равновесие, упал и сломал его. С ужасом взирая на сломанный цветок, Тема отдал бы все, что угодно, « чтобы все вдруг остановилось » и беда прошла стороной.

Мальчик представлял, как отец, узнав о содеянном, страшно накажет его. Не в силах вынести эти муки, Тема решил исправить ситуацию и воткнул стебель цветка в землю. Скрывшись на кухне, он с облегчением узнал, что родители собрались уезжать – наказание откладывалось.

Провожая родителей, Тема особенно горячо поцеловал мать, и та заподозрила, что совесть мальчика нечиста. Отец же решил, что подобное воспитание превратит его сына в « какую-то противную слюнявку ».

Оставшись без родительского надзора, Тема принялся вовсю шалить. Он взобрался на резвую лошадь и, немного проскакав, упал с нее. Затем принялся ругаться с бонной и драться со старшей сестрой Зиной.

Оставшись в одиночестве, Тема предложил Иоське – сыну посудомойки – поиграть с ним в обмен на кусочки сахара. За воровством сахара мальчика застукала бонна-немка и сестра. Теперь уж точно не избежать отцовского наказания!

Когда началась гроза, Тема вспомнил, что давно не видел свою собаку Жучку. Он бросился на улицу искать ее, и в этот миг столкнулся с отцом.

Глава 2. Наказание

Выявив « полную несостоятельность системы воспитания сына », отец решил наказать его. Тема предложил отрубить ему руки или отдать разбойникам, но отец решил иначе. Он принялся пороть мальчика, невзирая на его мольбы прекратить это. В душе ребенка впервые проснулась ярость и ненависть, и он укусил руку отца. Не выдержав криков, мать вбежала в кабинет и остановила порку.

Глава 3. Прощение

Мать заметила « маленькую фигурку Темы, лежащего на диване с уткнувшимся лицом ». Аглаида Васильевна решила его не беспокоить и отправилась в свои покои. Женщина укоряла себя за то, что допустила телесное наказание сына. Она считала, что детей нужно не бить, а объяснять, убеждать и рассказывать – « вот задача правильного воспитания ».

Узнав, что сын ничего не ел весь день, Аглаида Васильевна очень расстроилась. Вечером она приготовила для Темы ванну и приглушила свет. Она знала, что во время порки Тема намочил штанишки, и приказала всем сделать вид, будто ничего не случилось.

Тема самостоятельно вымылся и, увидев специально оставленный хлеб, съел его. Любимая его горничная – добрая и приветливая Таня – предложила мальчику пожелать доброй ночи родителям, и он нехотя согласился.

Не выдержав напряжения дня, Тема горько заплакал, « закрывая руками лицо ». Он рассказал матери обо всем, что случилось, и слезы принесли его душе долгожданное облегчение. Аглаида Васильевна объяснила сыну, что « трусить, бояться правды – стыдно », и нужно было сразу признаться в содеянном: тогда бы и наказания никакого не было.

Глава 4. Старый колодезь

От няни Тема узнал, что его любимицу Жучку « в старый колодезь бросил какой-то ирод» . Собака страдала, лаяла и визжала весь день, но никто ей не помог. Тема с трудом заснул, а утром почувствовал « какую-то болезненную истому» .

Преодолев слабость, мальчик отправился к заброшенному колодцу, чтобы выручить Жучку. От жалобного воя собаки « сердце Темы мучительно сжалось ». С большим трудом он спустился на дно колодца и достал Жучку. Силы покинули Тему, и он потерял сознание.

Тема очнулся, « лежа на своей кроватке » и с ледяными компрессами на голове. Он был очень болен и находился на волосок от смерти.

Глава 5. Наемный двор

Тема боролся с болезнью все лето, и только к осени « организм ребенка взял верх ». Чтобы Тема быстрее восстановил прежние силы, родители разрешили ему « бегать и играть на наемном дворе ».

Просторный наемный двор примыкал к дому, где жило семейство Карташевых, и был отделен от него сплошной стеной. Николай Семенович сдавал это бесполезное для него место еврею Лейбе, который, в свою очередь, сдавал наемный двор по частям. На территории двора находились лавка, трактир, а также крошечные квартирки, которые Лейба « отдавал внаем всякой городской голытьбе ». Здесь было много грязных, но здоровых и веселых детей, которые « целый день бегали по двору ».

Тема с большим удивлением и не меньшим удовольствием окунулся в эту совершенно новую для него жизнь. Кучи мусора, которых было великое множество во дворе, представляли для местных мальчишек « неисчерпаемые источники богатств и наслаждений ». Тема не заметил, как за веселыми играми с его новыми приятелями пролетел год. За это время он заметно « вырос, окреп и развернулся ».

Однажды ребята зашли без спроса на бойню, где на них напал разъяренный бык. Только чудом мяснику удалось спасти Тему, и он « на прощанье надрал ему уши ». Мальчик решил отплатить за это унижение и бросил в мясника камень, разбив ему лицо. Генерал заступился за сына, в то время как Аглаида Васильевна была глубоко возмущена поступком Темы.

Глава 6. Поступление в гимназию

Тема поступил в гимназию и « в первый раз надел форму » – он был очень счастлив. Он не отказал себе в удовольствии пройтись в новенькой форме по наемному двору, чтобы все заметили его новый статус.

Тема согласился пойти с ребятами искупаться в море, где его форму украл какой-то старик. Ему пришлось голышом пробираться по городским улицам, и он с трудом стерпел это неслыханное унижение. Пока шили новую форму, Тема был вынужден сидеть дома, и он явился в гимназию с опозданием.

Свободное место оказалось на последней парте, где сидел верзила – четырнадцатилетний Вахнов. Из-за него первый день Темы в гимназии оказался на редкость мучительным. Однако он не стал ябедничать директору на Вахнова, и тот решил исключить его из гимназии.

Карташевы « поехали объясняться к директору ». На педагогическом совете было решено в течение недели оставлять Тему на лишний час в гимназии в качестве наказания.

Глава 7. Будни

В тот же год в гимназию поступила и Зина, и теперь брат с сестрой каждое утро отправлялись вместе на учебу. Тема любил предаваться фантазиям, и часто опаздывал, за что его постоянно ругали учителя.

Вахнов не прекратил издеваться над более слабым и беззащитным Темой, который неизменно получал плохие оценки по поведению. Вахнов измывался не только над Темой, но и над слабым учителем немецкого языка, страдавшим от « тяжелой, неизлечимой » болезни.

Тема рассказал матери о больном учителе, и они отправились навестить его. Там они встретили Томылина – учителя естественной истории, которого любили все ученики. Аглаида Васильевна выразила ему благодарность за его методы преподавания, а также за его чуткость и стремление оберегать « чувство собственного достоинства ребенка ».

Зина и Тема вместе делали уроки, « всегда под непосредственным наблюдением матери ». Они очень отличались в своем отношении к урокам: Зина была старательной, трудолюбивой ученицей, в то время как Тема всячески старался увильнуть от своих обязанностей.

После уроков Тема немного бродил по дому, а после ложился спать, ведь рано утром нужно было идти в школу – так проносилась череда « скучных, тоскливых дней »…

Читайте также:  Тёма и жучка – краткое содержание Гарин-Михайловский

Глава 8. Иванов

Учитель немецкого языка все-таки умер, и на его место пришел новый преподаватель. Как-то незаметно для себя Тема « сошелся со своим новым соседом, Ивановым ». Тихий и спокойный мальчик оказал большое влияние на Тему: благодаря новому другу он пристрастился к чтению, и уже во втором классе с упоением читал Гоголя, Майн-Рида, Вагнера.

Иванов был круглым сиротой и жил у родственников. Он сразу понравился Аглаиде Васильевне, которая жалела его. Тема рассказал матери, что приятель пригласил его летом отдохнуть у них в деревне. Аглаида Васильевна согласилась, но только с тем условием, что Тема благополучно перейдет в третий класс.

Глава 9. Ябеда

Однако планам Темы отправиться летом в деревню не суждено было сбыться. Однажды Вахнов решил отомстить учителю французского языка и всунуть в его стул иголку. Он рассказал об этом Иванову и Теме, но вместо одобрения услышал, что это « гнусная гадость ».

Когда учитель пожаловался директору на злую проделку, тот привел к себе в кабинет Тему и принудил его назвать имя проказника. Вахнова исключили из гимназии, также выгнали и Иванова, который даже под угрозой исключения не мог « сделать подлость ». После этой истории Тема чувствовал себя отвратительно.

Он рассказал всю правду только матери, и та предложила ему помолиться и попросить у Бога « твердость и крепкую волю в минуты страха и опасности ».

Глава 10. В Америку

Тема сдружился с Касицким и Даниловым: только эти мальчики из всего класса пожалели его после неприятной истории с Ивановым и Вахновым. Новые приятели решили сидеть за одной партой.

Данилов, как истинный сын капитана порта, « спал и грезил морем ». Он « давно уже умел и грести, и управлять рулем », и предложил Теме и Касицкому покататься на лодке. Вскоре « прогулки по морю стали излюбленным занятием друзей ». Зимой же, когда море замерзало, они просто гуляли по берегу, слушая увлекательные истории Касицкого.

Однажды ребята решили отправиться в Америку. Они стали копить деньги и даже построили лодку. Впрочем, уплыть им не удалось, но они не слишком огорчились: на носу были важные экзамены.

Глава 11. Экзамены

Во время сдачи экзаменов Тема уверенно держал оборону и рассказывал родителям, что все предметы сдает хорошо. Но вскоре выяснилось, что « он срезался по трем предметам » и родителям нужно было лично явиться к директору, чтобы тот допустил нерадивого ученика на пересдачу.

Тема ждал проявления гнева и упреков в свой адрес, но родители отнеслись с презрением к его слабым познаниям, но главное – к обману. Мучаясь от стыда, он решил: « отчего бы ему не умереть?!» . Тема представил, как бы огорчились родители, и « злое, недоброе чувство » шевельнулось в его сердце.

Недолго думая, Тема привел в исполнение свой план и наглотался серных головок от спичек. К счастью, Таня вовремя заметила намерение Темы и его удалось спасти.

Родители договорились с директором о пересдаче экзаменов, и Тема всю неделю « не мог оторваться от книг ». После блестящей сдачи всех предметов директор заметил, что Тема при желании мог « бы быть украшением гимназии ».

Глава 12. Отец

Здоровье Николая Семеновича Карташева стало заметно ухудшаться. « Он стал мягче, ласковее », и вся чаще искал общества родных людей.

Тема поделился с родителями своей мечтой – поступить на флот, и отец неожиданно поддержал его. Он принялся рассказывать мальчику увлекательные истории из своей прошлой военной жизни, красочно описывал сражения, отношения с товарищами по оружию.

Вскоре Николай Семенович почувствовал себя настолько плохо, что слег в постель, и уже больше не вставал. Беспомощность некогда отважного генерала « щемила сердце и вызывала невольные слезы ».

Перед смертью Николай Семенович успел благословить своих детей, и на рассвете скончался. С уходом отца закончилось и детство Темы…

Заключение

В своей книге автор выразил мысль, что детство – это не только радостная, безмятежная пора. Дети наравне со взрослыми учатся быть сильными, честными, благородными.

После краткого пересказа «Детства Темы» рекомендуем прочесть повесть Гарина-Михайловского в полной версии.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Краткое содержание Дальние страны Гайдара

Советский писатель после рассказа «Четвертый блиндаж» замыслил сочинить еще несколько произведений, соединив их в одну книгу под названием «Дальние страны». Эта повесть о детских годах мальчишек, выросших в одном селе.

С первых страниц автор показал нам небольшой разъезд. Зима. Детишкам делать нечего, да и друзей маловато. Петька с Васькой дружат, а Сергей – страшный драчун, и поэтому его обходят стороной.

Однажды Васька простудился и лежал в постели. Вдруг, видит в окно, как друг несет загадочную вещь, обернутую в газету. Интересно стало Ваське, что же это такое его товарищ носит каждый день. И он, чтобы мама его выпустила погулять, начинает петь, но она только отругала его, объяснив, что так можно и голос потерять.

Когда мальчик выздоровел, он вышел на улицу и, встретив Петьку, расспросил его, куда он ходит ежедневно с пакетом. Друг объяснил ему, что он ходит получать знания к Ивану Михайловичу. Вначале Васька обиделся, что товарищ посещал занятия без него, но они скоро помирились, и приняли решение учиться вместе. В годы Гражданской войны машинист получил тяжкое ранение и сейчас числился пенсионером.

И вот он попросил ребят сходить к председателю сельсовета передать ему доверенность на получение пенсии для него. Именно Его Михайлович в тяжелых военных условиях помог машинисту двинуть тепловоз дальше и оказал ему медицинскую помощь .

Добравшись до хутора Алешино, они находят Егора Михайловича на собрании и передают ему бумагу. Он обещал выполнить поручение, и тут же принялся выступать перед односельчанами о том, что надо расширять колхоз, желательно вступить всем для своего же блага.

Родители тоже спорили по этому же вопросу , но ребятишки их даже не слушали, а побежали на речку. Там они увидели аэроплан, который стремительно улетел. Васька длительное время смотрел ему вслед, и почему то решил, что он направился в дальние страны.

В один из дней на занятии у бывшего машиниста, дети узнали, что около их деревни будет находиться огромный завод. Через некоторое время начали прибывать незнакомые люди, которые ставили палатки, и началось строительство. Вскоре от старшего брата Васьки пришло известие, что он возвращается в родные края с семьей и начнет трудиться на этом заводе.

Ребята были горды, что именно у них будет такое крупное предприятие, они начнут жить в новых домах, но им искренно жаль своей речки, которую загрязнили землей, и красивую поляну.

Когда стройка закончилась, состоялся праздник. И одновременно нашелся труп убитого Егора Михайловича, которого долго не могли найти. В этот же день милиция забрала всех врагов, виноватых в его гибели. И если бы не помощь Петьки в этом деле, вряд ли виновные были бы наказаны. На похороны пришли все жители, и даже строители. Из города прибыл человек, который выступил с торжественной речью и сказал, то теперь их станция будет называться «Крылья самолета».

Произведение учит нас, что всегда надо стремиться к лучшему. Каждый из нас, конечно же живет по своим потребностям, и возможно удовлетворен этим. Но общество развивается, и мы вместе с тем, поэтому надо совершенствоваться, и привлекать к этому своих друзей, знакомых.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Гайдар. Все произведения

  • Военная тайна
  • Голубая чашка
  • Горячий камень
  • Дальние страны
  • Дым в лесу
  • Елка в тайге
  • На графских развалинах
  • Поход
  • Пусть светит
  • Р. В. С.
  • Сказка о Мальчише-Кибальчише
  • Судьба барабанщика
  • Тимур и его команда
  • Четвёртый блиндаж
  • Чук и Гек
  • Школа

Дальние страны. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Еще при царе Горохе случилась одна история. У умных родителей появился сын дурак. Отец говорил, что в мать дите пошло, а мать утверждала, что в отца. В общем, решили они, что в обоих сын удался

Великий комедиограф, повлиял на жизнь и творчество Михаила Булгакова в такой сильной степени, что известный писатель решил написать книгу, посвященную этой неординарной и талантливой личности.

Главными персонажами сказки являются поп и его новый работник. Герои впервые встречаются на базаре, куда поп пошел поглядеть на товары, а Балда там гулял от безделья. Во время их беседы поп поведал Балде о том

Действие пьесы начинается с того, что под окнами дома своей возлюбленной молодой граф Альмавива ожидает, пока юная благородная барышня выглянет в окно. Он одет в костюм бакалавра, дабы скрыть свою аристократическую принадлежность

Действие трагедии происходит в Испании в начале ХХ века. Мать Жениха, потерявшая мужа и старшего сына в драке на ножах с семьей Феликсов, проклинает того, кто придумал ножи, пистолеты и другое оружие

Краткое содержание Гайдар Дальние страны для читательского дневника

Советский писатель после рассказа «Четвертый блиндаж» замыслил сочинить еще несколько произведений, соединив их в одну книгу под названием «Дальние страны». Эта повесть о детских годах мальчишек, выросших в одном селе.

С первых страниц автор показал нам небольшой разъезд. Зима. Детишкам делать нечего, да и друзей маловато. Петька с Васькой дружат, а Сергей — страшный драчун, и поэтому его обходят стороной.

Однажды Васька простудился и лежал в постели. Вдруг, видит в окно, как друг несет загадочную вещь, обернутую в газету. Интересно стало Ваське, что же это такое его товарищ носит каждый день. И он, чтобы мама его выпустила погулять, начинает петь, но она только отругала его, объяснив, что так можно и голос потерять.

Когда мальчик выздоровел, он вышел на улицу и, встретив Петьку, расспросил его, куда он ходит ежедневно с пакетом. Друг объяснил ему, что он ходит получать знания к Ивану Михайловичу. Вначале Васька обиделся, что товарищ посещал занятия без него, но они скоро помирились, и приняли решение учиться вместе. В годы Гражданской войны машинист получил тяжкое ранение и сейчас числился пенсионером.

И вот он попросил ребят сходить к председателю сельсовета передать ему доверенность на получение пенсии для него. Именно Его Михайлович в тяжелых военных условиях помог машинисту двинуть тепловоз дальше и оказал ему медицинскую помощь .

Добравшись до хутора Алешино, они находят Егора Михайловича на собрании и передают ему бумагу. Он обещал выполнить поручение, и тут же принялся выступать перед односельчанами о том, что надо расширять колхоз, желательно вступить всем для своего же блага.

Родители тоже спорили по этому же вопросу , но ребятишки их даже не слушали, а побежали на речку. Там они увидели аэроплан, который стремительно улетел. Васька длительное время смотрел ему вслед, и почему то решил, что он направился в дальние страны.

В один из дней на занятии у бывшего машиниста, дети узнали, что около их деревни будет находиться огромный завод. Через некоторое время начали прибывать незнакомые люди, которые ставили палатки, и началось строительство. Вскоре от старшего брата Васьки пришло известие, что он возвращается в родные края с семьей и начнет трудиться на этом заводе.

Ребята были горды, что именно у них будет такое крупное предприятие, они начнут жить в новых домах, но им искренно жаль своей речки, которую загрязнили землей, и красивую поляну.

Когда стройка закончилась, состоялся праздник. И одновременно нашелся труп убитого Егора Михайловича, которого долго не могли найти. В этот же день милиция забрала всех врагов, виноватых в его гибели. И если бы не помощь Петьки в этом деле, вряд ли виновные были бы наказаны. На похороны пришли все жители, и даже строители. Из города прибыл человек, который выступил с торжественной речью и сказал, то теперь их станция будет называться «Крылья самолета».

Произведение учит нас, что всегда надо стремиться к лучшему. Каждый из нас, конечно же живет по своим потребностям, и возможно удовлетворен этим. Но общество развивается, и мы вместе с тем, поэтому надо совершенствоваться, и привлекать к этому своих друзей, знакомых.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Развалины кратко рассказ

С виду Чубуков рад Ломову, встречает как родного, ведёт «елейные» разговоры, но на самом деле опасается

  • Краткое содержание Зося Богомолов Великая Отечественная, июль 1944 года, Польша. Сильно поредевший батальон отведен в тыл для отдыха и пополнения в деревушку Новы Двур.
  • Краткое содержание Федина задача Носова В произведении «Федина задача», созданном советским писателем Николаем Николаевичем Носовым, повествуется о том, как не надо делать важные дела.
  • Краткое содержание Фараон Прус Роман состоит из трех частей. При создании произведения автор использовал древнеегипетские рукописи. В романе рассказывается про египетского фараона, жившего в 11 столетии до н.э.
  • Краткое содержание Купер Пионеры, или У истоков Саскуиханны В начале романа описывается Америка в конце 18 века.

Все краткие содержания за 2 минуты

  • Краткие содержания
  • Гайдар
  • На графских развалинах

Отгремела Гражданская война, но советская власть никак не может навести порядок. Повсюду очень много беспризорников.

В одном селе живут два друга Яшка и Валька достаточно шкодливые дети, у них есть собака Волк. После очередного налета на соседских кур, Яшке велели отвести Волка на живодерню.

Не долго думая ребята решили спрятать собаку в старом полуразвалившимся доме графа.

ВниманиеОбходя развалины и думая где собаке будет лучше, они встречаются с беспризорником, который прячется от главаря банды. И дети договариваются, что Дергач присматривает за Волком, а ребята будут ему носить еду.

One more step

Он уважает отца Васи, который не делает разницы между бедными и богатыми и не продает свою совесть за деньги. Тыбурций уважает дружбу, которая завязалась между Васей, Валеком и Марусей, и в нужный момент приходит Васе на помощь.

Он находит нужные слова, чтобы убедить судью в чистоте намерений Васи. С помощью этого человека отец по-новому смотрит на своего сына и начинает понимать его. Тыбурций понимает, что судья как представитель закона должен будет арестовать Тыбурция, когда он узнает о том, где он скрывается.

Наблюдая за нищими, Вася понимал, что «мясное блюдо было для них невиданной роскошью». Вася ощущал, как внутри него просыпается презрение к нищим, но всеми силами защищал свою привязанность к друзьям.

Осенью Приближалась осень. Вася мог приходить к часовне уже не опасаясь «дурного общества». Маруся начала болеть, она все худела и бледнела. Вскоре девочка совсем перестала выходить из подземелья.

ВажноКукла Чтобы развеселить больную Марусю, Вася выпросил у Сони на время большую куклу, подарок матери. Увидев куклу, Маруся, «казалось, вдруг опять ожила». Однако вскоре девочке стало еще хуже.

Читайте также:  Инженеры - краткое содержание рассказа Гарина-Михайловского

Ребята пытались унести куклу, но Маруся не отдавала игрушку. Пропажа куклы не осталась незамеченной. Возмущенный исчезновением игрушки, отец запретил Васе выходить из дома. Через несколько дней он позвал мальчика к себе.

Вася признался, что это он взял куклу, но отказался отвечать, кому отдал.

«в дурном обществе» краткое содержание по главам

Отец Васи – пан судья, отец двух детей; потеря жены стала для него большой трагедией. Соня – дочь судьи, девочка четырех лет, сестра Васи.

Краткое содержание 1. Развалины. Мать главного героя, Васи, умерла, когда ему было 6 лет. Убитый горем отец мальчика «будто совсем забыл» о существовании сына и только иногда заботился о дочери – маленькой Соне.

Семья Васи жила в городе Княжье-Вено. В замке за городом жили нищие, однако управляющий выгнал оттуда всех «безвестных личностей». Людям пришлось перебраться к часовне, окруженной заброшенным кладбищем. Главным среди нищих стал Тыбурций Драб. 2.

Я и мой отец После смерти матери Вася все реже появлялся дома, избегая встречи с отцом. Иногда вечерами он играл с маленькой сестренкой Соней, которая очень любила брата. Васю звали «бродягой, негодным мальчишкой», но он не обращал на это внимания.

Краткое содержание «дети подземелья»

Читать краткое содержание На графских развалинах. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений Оцените:



Краткое содержание Дальние страны Гайдара

Советский писатель после рассказа «Четвертый блиндаж» замыслил сочинить еще несколько произведений, соединив их в одну книгу под названием «Дальние страны». Эта повесть о детских годах мальчишек, выросших в одном селе.

С первых страниц автор показал нам небольшой разъезд. Зима. Детишкам делать нечего, да и друзей маловато. Петька с Васькой дружат, а Сергей — страшный драчун, и поэтому его обходят стороной.

Однажды Васька простудился и лежал в постели. Вдруг, видит в окно, как друг несет загадочную вещь, обернутую в газету. Интересно стало Ваське, что же это такое его товарищ носит каждый день. И он, чтобы мама его выпустила погулять, начинает петь, но она только отругала его, объяснив, что так можно и голос потерять.

Когда мальчик выздоровел, он вышел на улицу и, встретив Петьку, расспросил его, куда он ходит ежедневно с пакетом. Друг объяснил ему, что он ходит получать знания к Ивану Михайловичу. Вначале Васька обиделся, что товарищ посещал занятия без него, но они скоро помирились, и приняли решение учиться вместе. В годы Гражданской войны машинист получил тяжкое ранение и сейчас числился пенсионером.

И вот он попросил ребят сходить к председателю сельсовета передать ему доверенность на получение пенсии для него. Именно Его Михайлович в тяжелых военных условиях помог машинисту двинуть тепловоз дальше и оказал ему медицинскую помощь .

Добравшись до хутора Алешино, они находят Егора Михайловича на собрании и передают ему бумагу. Он обещал выполнить поручение, и тут же принялся выступать перед односельчанами о том, что надо расширять колхоз, желательно вступить всем для своего же блага.

Родители тоже спорили по этому же вопросу , но ребятишки их даже не слушали, а побежали на речку. Там они увидели аэроплан, который стремительно улетел. Васька длительное время смотрел ему вслед, и почему то решил, что он направился в дальние страны.

В один из дней на занятии у бывшего машиниста, дети узнали, что около их деревни будет находиться огромный завод. Через некоторое время начали прибывать незнакомые люди, которые ставили палатки, и началось строительство. Вскоре от старшего брата Васьки пришло известие, что он возвращается в родные края с семьей и начнет трудиться на этом заводе.

Ребята были горды, что именно у них будет такое крупное предприятие, они начнут жить в новых домах, но им искренно жаль своей речки, которую загрязнили землей, и красивую поляну.

Когда стройка закончилась, состоялся праздник. И одновременно нашелся труп убитого Егора Михайловича, которого долго не могли найти. В этот же день милиция забрала всех врагов, виноватых в его гибели. И если бы не помощь Петьки в этом деле, вряд ли виновные были бы наказаны. На похороны пришли все жители, и даже строители. Из города прибыл человек, который выступил с торжественной речью и сказал, то теперь их станция будет называться «Крылья самолета».

Произведение учит нас, что всегда надо стремиться к лучшему. Каждый из нас, конечно же живет по своим потребностям, и возможно удовлетворен этим. Но общество развивается, и мы вместе с тем, поэтому надо совершенствоваться, и привлекать к этому своих друзей, знакомых.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Дальние страны, стр. 1

Зимою очень скучно. Разъезд маленький. Кругом лес. Заметёт зимою, завалит снегом — и высунуться некуда.

Одно только развлечение — с горы кататься. Но опять, не весь же день с горы кататься. Ну прокатился раз, ну прокатился другой, ну двадцать раз прокатился, а потом всё-таки надоест, да и устанешь. Кабы они, санки, и на гору сами вкатывались. А то с горы катятся, а на гору — никак.

Ребят на разъезде мало: у сторожа на переезде — Васька, у машиниста — Петька, у телеграфиста — Серёжка. Остальные ребята — вовсе мелкота: одному три года, другому четыре. Какие же это товарищи?

Петька да Васька дружили. А Серёжка вредный был. Драться любил.

Позовёт он Петьку:

— Иди сюда, Петька. Я тебе американский фокус покажу.

А Петька не идёт. Опасается:

— Ты в прошлый раз тоже говорил — фокус. А сам по шее два раза стукнул.

— Ну, так то простой фокус, а это американский, без стуканья. Иди скорей, смотри, как оно у меня прыгает.

Видит Петька, действительно что-то в руке у Серёжки прыгает. Как не подойти!

А Серёжка — мастер. Накрутит на палочку нитку, резинку. Вот у него и скачет на ладони какая-то штуковина, не то свинья, не то рыба.

— Сейчас ещё лучше покажу. Повернись спиной. Только повернётся Петька, а Серёжка его сзади как дёрнет коленом, так Петька сразу головой в сугроб. Вот тебе и американский…

Попадало и Ваське тоже. Однако когда Васька и Петька играли вдвоём, то Серёжка их не трогал. Ого! Тронь только! Вдвоём-то они и сами храбрые.

Заболело однажды у Васьки горло, и не позволили ему на улицу выходить.

Мать к соседке ушла, отец — на переезд, встречать скорый поезд. Тихо дома.

Сидит Васька и думает: что бы это такое интересное сделать? Или фокус какой-нибудь? Или тоже какую-нибудь штуковину? Походил, походил из угла в угол — нет ничего интересного.

Подставил стул к шкапу. Открыл дверцу. Заглянул на верхнюю полку, где стояла завязанная банка с мёдом, и потыкал её пальцем.

Конечно, хорошо бы развязать банку да зачерпнуть мёду столовой ложкой…

Однако он вздохнул и слез, потому что уже заранее знал, что такой фокус матери не понравится. Сел он к окну и стал поджидать, когда промчится скорый поезд. Жаль только, что никогда не успеешь рассмотреть, что там, внутри скорого, делается.

Заревет, разбрасывая искры. Прогрохочет так, что вздрогнут стены и задребезжит посуда на полках. Сверкнёт яркими огнями. Как тени, промелькнут в окнах чьи-то лица, цветы на белых столиках большого вагон-ресторана. Блеснут золотом тяжёлые жёлтые ручки, разноцветные стекла. Пронесётся белый колпак повара. Вот тебе и нет уже ничего. Только чуть виден сигнальный фонарь позади последнего вагона.

И никогда, ни разу не останавливался скорый на их маленьком разъезде. Всегда торопится, мчится в какую-то очень далёкую страну — Сибирь.

И в Сибирь мчится и из Сибири мчится. Очень, очень неспокойная жизнь у этого скорого поезда.

Сидит Васька у окна и вдруг видит, что идёт по дороге Петька, как-то по-необыкновенному важно, а под мышкой какой-то свёрток тащит. Ну, настоящий техник или дорожный мастер с портфелем.

Очень удивился Васька. Хотел в форточку закричать: «Куда это ты, Петька, идёшь? И что там у тебя в бумаге завёрнуто?»

Но только он открыл форточку, как пришла мать и заругалась, зачем он с больным горлом на морозный воздух лезет.

Тут с рёвом и грохотом промчался скорый. Потом сели обедать, и забыл Васька про странное Петькино хождение.

Однако на другой день видит он, что опять, как вчера, идёт Петька по дороге и несёт что-то завёрнутое в газету. А лицо такое важное, ну прямо как дежурный на большой станции.

Забарабанил Васька кулаком по раме, да мать прикрикнула.

Так и прошёл Петька мимо, своей дорогой.

Любопытно стало Ваське: что это с Петькой сделалось? То, бывало, он целыми днями или собак гоняет, или над маленькими командует, или от Серёжки улепётывает, а тут идёт важный, и лицо что-то уж очень гордое.

Вот Васька откашлялся потихоньку и говорит спокойным голосом:

— А у меня, мама, горло перестало болеть.

— Ну и хорошо, что перестало.

— Совсем перестало. Ну даже нисколько не болит. Скоро и мне гулять можно будет.

— Скоро можно, а сегодня сиди, — ответила мать, — ты ведь ещё утром похрипывал.

— Так то утром, а сейчас уже вечер, — возразил Васька, придумывая, как бы попасть на улицу.

Он походил молча, выпил воды и тихонько запел песню. Он запел ту, которую слыхал летом от приезжих комсомольцев, о том, как под частыми разрывами гремучих гранат очень геройски сражался отряд коммунаров. Собственно, петь ему не хотелось, и пел он с тайной мыслью, что мать, услышав его пение, поверит в то, что горло у него уже не болит, и отпустит на улицу.

Но так как занятая на кухне мать не обращала на него внимания, то он запел погромче о том, как коммунары попали в плен к злобному генералу и какие он готовил им мученья.

Когда и это не помогло, он во весь голос запел о том, как коммунары, не испугавшись обещанных мучений, начали копать глубокую могилу.

Пел он не то чтобы очень хорошо, но зато очень громко, и так как мать молчала, то Васька решил, что ей понравилось пение и, вероятно, она сейчас же отпустит его на улицу.

Но едва только он подошёл к самому торжественному моменту, когда окончившие свою работу коммунары дружно принялись обличать проклятого генерала, как мать перестала громыхать посудой и просунула в дверь рассерженное и удивлённое лицо.

— И что ты, идол, разорался? — закричала она. — Я слушаю, слушаю… Думаю, или он с ума спятил? Орёт, как Марьин козёл, когда заблудится!

Обидно стало Ваське, и он замолчал. И не то обидно, что мать сравнила его с Марьиным козлом, а то, что понапрасну он только старался и на улицу его всё равно сегодня не пустят.

Насупившись, он забрался на тёплую печку. Положил под голову овчинный полушубок и под ровное мурлыканье рыжего кота Ивана Ивановича задумался над своей печальной судьбой.

Скучно! Школы нет. Пионеров нет. Скорый поезд не останавливается. Зима не проходит. Скучно! Хоть бы лето скорей наступило! Летом — рыба, малина, грибы, орехи.

И Васька вспомнил о том, как однажды летом, всем на удивленье, он поймал на удочку здоровенного окуня.

Дело было к ночи, и он положил окуня в сени, чтобы утром подарить его матери. А за ночь в сени прокрался негодный Иван Иванович и сожрал окуня, оставив только голову да хвост.

Вспомнив об этом, Васька с досадой ткнул Ивана Ивановича кулаком и сказал сердито:

— В другой раз за такие дела голову сверну! Рыжий кот испуганно подпрыгнул, сердито мяукнул и лениво спрыгнул с печки. А Васька полежал-полежал да и уснул.

На другой день горло прошло, и Ваську отпустили на улицу. За ночь наступила оттепель. С крыш свесились толстые острые сосульки. Подул влажный, мягкий ветер. Весна была недалеко.

Хотел Васька бежать разыскивать Петьку, а Петька и сам навстречу идёт.

— И куда ты, Петька, ходишь? — спросил Васька. — И почему ты, Петька, ко мне ни разу не зашёл? Когда у тебя заболел живот, то я к тебе зашёл, а когда у меня горло, то ты не зашёл.

— Я заходил, — ответил Петька. — Я подошёл к дому да вспомнил, что мы с тобой недавно ваше ведро в колодце утопили. Ну, думаю, сейчас Васькина мать меня ругать начнёт. Постоял, постоял да и раздумал заходить.

— Эх, ты! Да она уже давно отругалась и позабыла, а ведро батька из колодца ещё позавчера достал. Ты вперёд обязательно заходи… Что это за штуковина у тебя в газету завёрнута?

— Это не штуковина. Это книги. Одна книга для чтения, другая книга — арифметика. Я уже третий день с ними хожу к Ивану Михайловичу. Читать-то я умею, а писать нет и арифметику нет. Вот он меня и учит. Хочешь, я тебе сейчас задам арифметику? Ну вот, ловили мы с тобой рыбу. Я поймал десять рыб, а ты три рыбы. Сколько мы вместе поймали?



Дальние страны – Гайдар Аркадий Петрович

Дальние страны – Гайдар Аркадий Петрович краткое содержание

В книгу включены повести «На графских развалинах», «Дальние страны», «Военная тайна», «Комендант снежной крепости», рассказы «Р. В. С», «Четвёртый блиндаж», «Чук и Гек». В этих замечательных произведениях отображены становление и мужание характеров юных патриотов Родины, романтика их смелых поступков и будничных дел.

Дальние страны читать онлайн бесплатно

Зимою очень скучно. Разъезд маленький. Кругом лес. Заметёт зимою, завалит снегом — и высунуться некуда.

Одно только развлечение — с горы кататься. Но опять, не весь же день с горы кататься. Ну прокатился раз, ну прокатился другой, ну двадцать раз прокатился, а потом всё-таки надоест, да и устанешь. Кабы они, санки, и на гору сами вкатывались. А то с горы катятся, а на гору — никак.

Ребят на разъезде мало: у сторожа на переезде — Васька, у машиниста — Петька, у телеграфиста — Серёжка. Остальные ребята — вовсе мелкота: одному три года, другому четыре. Какие же это товарищи?

Петька да Васька дружили. А Серёжка вредный был. Драться любил.

Позовёт он Петьку:

— Иди сюда, Петька. Я тебе американский фокус покажу.

А Петька не идёт. Опасается:

— Ты в прошлый раз тоже говорил — фокус. А сам по шее два раза стукнул.

— Ну, так то простой фокус, а это американский, без стуканья. Иди скорей, смотри, как оно у меня прыгает.

Читайте также:  Тёма и жучка - краткое содержание Гарин-Михайловский

Видит Петька, действительно что-то в руке у Серёжки прыгает. Как не подойти!

А Серёжка — мастер. Накрутит на палочку нитку, резинку. Вот у него и скачет на ладони какая-то штуковина, не то свинья, не то рыба.

— Сейчас ещё лучше покажу. Повернись спиной. Только повернётся Петька, а Серёжка его сзади как дёрнет коленом, так Петька сразу головой в сугроб. Вот тебе и американский…

Попадало и Ваське тоже. Однако когда Васька и Петька играли вдвоём, то Серёжка их не трогал. Ого! Тронь только! Вдвоём-то они и сами храбрые.

Заболело однажды у Васьки горло, и не позволили ему на улицу выходить.

Мать к соседке ушла, отец — на переезд, встречать скорый поезд. Тихо дома.

Сидит Васька и думает: что бы это такое интересное сделать? Или фокус какой-нибудь? Или тоже какую-нибудь штуковину? Походил, походил из угла в угол — нет ничего интересного.

Подставил стул к шкапу. Открыл дверцу. Заглянул на верхнюю полку, где стояла завязанная банка с мёдом, и потыкал её пальцем.

Конечно, хорошо бы развязать банку да зачерпнуть мёду столовой ложкой…

Однако он вздохнул и слез, потому что уже заранее знал, что такой фокус матери не понравится. Сел он к окну и стал поджидать, когда промчится скорый поезд. Жаль только, что никогда не успеешь рассмотреть, что там, внутри скорого, делается.

Заревет, разбрасывая искры. Прогрохочет так, что вздрогнут стены и задребезжит посуда на полках. Сверкнёт яркими огнями. Как тени, промелькнут в окнах чьи-то лица, цветы на белых столиках большого вагон-ресторана. Блеснут золотом тяжёлые жёлтые ручки, разноцветные стекла. Пронесётся белый колпак повара. Вот тебе и нет уже ничего. Только чуть виден сигнальный фонарь позади последнего вагона.

И никогда, ни разу не останавливался скорый на их маленьком разъезде. Всегда торопится, мчится в какую-то очень далёкую страну — Сибирь.

И в Сибирь мчится и из Сибири мчится. Очень, очень неспокойная жизнь у этого скорого поезда.

Сидит Васька у окна и вдруг видит, что идёт по дороге Петька, как-то по-необыкновенному важно, а под мышкой какой-то свёрток тащит. Ну, настоящий техник или дорожный мастер с портфелем.

Очень удивился Васька. Хотел в форточку закричать: «Куда это ты, Петька, идёшь? И что там у тебя в бумаге завёрнуто?»

Но только он открыл форточку, как пришла мать и заругалась, зачем он с больным горлом на морозный воздух лезет.

Тут с рёвом и грохотом промчался скорый. Потом сели обедать, и забыл Васька про странное Петькино хождение.

Однако на другой день видит он, что опять, как вчера, идёт Петька по дороге и несёт что-то завёрнутое в газету. А лицо такое важное, ну прямо как дежурный на большой станции.

Забарабанил Васька кулаком по раме, да мать прикрикнула.

Так и прошёл Петька мимо, своей дорогой.

Любопытно стало Ваське: что это с Петькой сделалось? То, бывало, он целыми днями или собак гоняет, или над маленькими командует, или от Серёжки улепётывает, а тут идёт важный, и лицо что-то уж очень гордое.

Вот Васька откашлялся потихоньку и говорит спокойным голосом:

— А у меня, мама, горло перестало болеть.

— Ну и хорошо, что перестало.

— Совсем перестало. Ну даже нисколько не болит. Скоро и мне гулять можно будет.

— Скоро можно, а сегодня сиди, — ответила мать, — ты ведь ещё утром похрипывал.

— Так то утром, а сейчас уже вечер, — возразил Васька, придумывая, как бы попасть на улицу.

Он походил молча, выпил воды и тихонько запел песню. Он запел ту, которую слыхал летом от приезжих комсомольцев, о том, как под частыми разрывами гремучих гранат очень геройски сражался отряд коммунаров. Собственно, петь ему не хотелось, и пел он с тайной мыслью, что мать, услышав его пение, поверит в то, что горло у него уже не болит, и отпустит на улицу.

Но так как занятая на кухне мать не обращала на него внимания, то он запел погромче о том, как коммунары попали в плен к злобному генералу и какие он готовил им мученья.

Когда и это не помогло, он во весь голос запел о том, как коммунары, не испугавшись обещанных мучений, начали копать глубокую могилу.

Пел он не то чтобы очень хорошо, но зато очень громко, и так как мать молчала, то Васька решил, что ей понравилось пение и, вероятно, она сейчас же отпустит его на улицу.

Но едва только он подошёл к самому торжественному моменту, когда окончившие свою работу коммунары дружно принялись обличать проклятого генерала, как мать перестала громыхать посудой и просунула в дверь рассерженное и удивлённое лицо.

— И что ты, идол, разорался? — закричала она. — Я слушаю, слушаю… Думаю, или он с ума спятил? Орёт, как Марьин козёл, когда заблудится!

Обидно стало Ваське, и он замолчал. И не то обидно, что мать сравнила его с Марьиным козлом, а то, что понапрасну он только старался и на улицу его всё равно сегодня не пустят.

Насупившись, он забрался на тёплую печку. Положил под голову овчинный полушубок и под ровное мурлыканье рыжего кота Ивана Ивановича задумался над своей печальной судьбой.

Скучно! Школы нет. Пионеров нет. Скорый поезд не останавливается. Зима не проходит. Скучно! Хоть бы лето скорей наступило! Летом — рыба, малина, грибы, орехи.

И Васька вспомнил о том, как однажды летом, всем на удивленье, он поймал на удочку здоровенного окуня.

Дело было к ночи, и он положил окуня в сени, чтобы утром подарить его матери. А за ночь в сени прокрался негодный Иван Иванович и сожрал окуня, оставив только голову да хвост.

Вспомнив об этом, Васька с досадой ткнул Ивана Ивановича кулаком и сказал сердито:

— В другой раз за такие дела голову сверну! Рыжий кот испуганно подпрыгнул, сердито мяукнул и лениво спрыгнул с печки. А Васька полежал-полежал да и уснул.

На другой день горло прошло, и Ваську отпустили на улицу. За ночь наступила оттепель. С крыш свесились толстые острые сосульки. Подул влажный, мягкий ветер. Весна была недалеко.

Хотел Васька бежать разыскивать Петьку, а Петька и сам навстречу идёт.

— И куда ты, Петька, ходишь? — спросил Васька. — И почему ты, Петька, ко мне ни разу не зашёл? Когда у тебя заболел живот, то я к тебе зашёл, а когда у меня горло, то ты не зашёл.

— Я заходил, — ответил Петька. — Я подошёл к дому да вспомнил, что мы с тобой недавно ваше ведро в колодце утопили. Ну, думаю, сейчас Васькина мать меня ругать начнёт. Постоял, постоял да и раздумал заходить.

— Эх, ты! Да она уже давно отругалась и позабыла, а ведро батька из колодца ещё позавчера достал. Ты вперёд обязательно заходи… Что это за штуковина у тебя в газету завёрнута?

— Это не штуковина. Это книги. Одна книга для чтения, другая книга — арифметика. Я уже третий день с ними хожу к Ивану Михайловичу. Читать-то я умею, а писать нет и арифметику нет. Вот он меня и учит. Хочешь, я тебе сейчас задам арифметику? Ну вот, ловили мы с тобой рыбу. Я поймал десять рыб, а ты три рыбы. Сколько мы вместе поймали?

Аркадий Гайдар – Дальние страны

  • 60
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Аркадий Гайдар – Дальние страны краткое содержание

Дальние страны – читать онлайн бесплатно ознакомительный отрывок

Гайдар Аркадий Петрович

Зимою очень скучно. Разъезд маленький. Кругом лес. Заметет зимою, завалит снегом – и высунуться некуда.

Одно только развлечение – с горы кататься. Но опять, не весь же день с горы кататься? Ну прокатился раз, ну прокатился другой, ну двадцать раз прокатился, а потом все-таки надоест, да и устанешь. Кабы они, санки, и на гору сами вкатывались. А то с горы катятся, а на гору – никак.

Ребят на разъезде мало: у сторожа на переезде – Васька, у машиниста Петька, у телеграфиста – Сережка. Остальные ребята – вовсе мелкота: одному три года, другому четыре. Какие же это товарищи?

Петька да Васька дружили. А Сережка вредный был. Драться любил.

Позовет он Петьку:

– Иди сюда, Петька. Я тебе американский фокус покажу.

А Петька не идет. Опасается:

– Ты в прошлый раз тоже говорил – фокус. А сам по шее два раза стукнул.

– Ну, так то простой фокус, а это американский, без стуканья. Иди скорей, смотри, как оно у меня прыгает.

Видит Петька, действительно что-то в руке у Сережки прыгает. Как не подойти!

А Сережка – мастер. Накрутит на палочку нитку, резинку. Вот у него и скачет на ладони какая-то штуковина – не то свинья, не то рыба.

– Сейчас еще лучше покажу. Повернись спиной.

Только повернется Петька, а Сережка его сзади как дернет коленом, так Петька сразу головой в сугроб.

Вот тебе и американский.

Попадало и Ваське тоже. Однако когда Васька и Петька играли вдвоем, то Сережка их не трогал. Ого! Тронь только. Вдвоем-то они и сами храбрые.

Заболело однажды у Васьки горло, и не позволили ему на улицу выходить.

Мать к соседке ушла, отец – на переезд, встречать скорый поезд. Тихо дома.

Сидит Васька и думает: что бы это такое интересное сделать? Или фокус какой-нибудь? Или тоже какую-нибудь штуковину? Походил, походил из угла в угол – нет ничего интересного.

Подставил стул к шкапу. Открыл дверцу. Заглянул на верхнюю полку, где стояла завязанная банка с медом, и потыкал ее пальцем. Конечно, хорошо бы развязать банку да зачерпнуть меду столовой ложкой.

Однако он вздохнул и слез, потому что уже заранее знал, что такой фокус матери не понравится. Сел он к окну и стал поджидать, когда промчится скорый поезд.

Жаль только, что никогда не успеешь рассмотреть, что там, внутри скорого, делается.

Заревет, разбрасывая искры. Прогрохочет так, что вздрогнут стены и задребезжит посуда на полках. Сверкнет яркими огнями. Как тени, промелькнут в окнах чьи-то лица, цветы на белых столиках большого вагона-ресторана. Блеснут золотом тяжелые желтые ручки, разноцветные стекла. Пронесется белый колпак повара. Вот тебе и нет уже ничего. Только чуть виден сигнальный фонарь позади последнего вагона.

И никогда, ни разу не останавливался скорый на их маленьком разъезде.

Всегда торопится, мчится в какую-то очень далекую страну – Сибирь.

И в Сибирь мчится и из Сибири мчится. Очень, очень неспокойная жизнь у этого скорого поезда.

Сидит Васька у окна и вдруг видит, что идет по дороге Петька, как-то по-необыкновенному важно, а под мышкой какой-то сверток тащит. Ну, настоящий техник или дорожный мастер с портфелем.

Очень удивился Васька. Хотел в форточку закричать: “Куда это ты, Петька, идешь? И что там у тебя в бумаге завернуто?”

Но только он открыл форточку, как пришла мать и заругалась, зачем он с больным горлом ни морозный воздух лезет.

Тут с ревом и грохотом промчался скорый. Потом сели обедать, и забыл Васька про странное Петькино хождение.

Однако на другой день видит он, что опять, как вчера, идет Петька по дороге и несет что-то завернутое в газету. А лицо такое важное, ну прямо как дежурный на большой станции.

Забарабанил Васька кулаком по раме, да мать прикрикнула.

Так и прошел Петька мимо, своей дорогой.

Любопытно стало Ваське: что это с Петькой сделалось? То, бывало, он целыми днями или собак гоняет, или над маленькими командует, или от Сережки улепетывает, а тут идет важный, и лицо что-то уж очень гордое.

Вот Васька откашлялся потихоньку и говорит спокойным голосом:

– А у меня, мама, горло перестало болеть.

– Ну и хорошо, что перестало.

– Совсем перестало. Ну даже нисколько не болит. Скоро и мне гулять можно будет.

– Скоро можно, а сегодня сиди, – ответила мать, – ты ведь еще утром похрипывал.

– Так то утром, а сейчас уже вечер, – возразил Васька, придумывая, как бы попасть на улицу.

Он походил молча, выпил воды и тихонько запел песню. Он запел ту, которую слыхал летом от приезжих комсомольцев, о том, как под частыми разрывами гремучих гранат очень геройски сражался отряд коммунаров. Собственно, петь ему не хотелось, и пел он с тайной мыслью, что мать, услышав его пение, поверит в то, что горло у него уже не болит, и отпустит на улицу. Но так как занятая на кухне мать не обращала на него внимания, то он запел погромче о том, как коммунары попали в плен к злобному генералу и какие он готовил им мучения.

Когда и это не помогло, он во весь голос запел о том, как коммунары, не испугавшись обещанных мучений, начали копать глубокую могилу.

Пел он не то чтобы очень хорошо, но зато очень громко, и так как мать молчала, то Васька решил, что ей понравилось пение и, вероятно, она сейчас же отпустит его на улицу.

Но едва только он подошел к самому торжественному моменту, когда окончившие свою работу коммунары дружно принялись обличать проклятого генерала, как мать перестала громыхать посудой и просунула в дверь рассерженное и удивленное лицо.

– И что ты, идол, разорался? – закричала она. – Я слушаю, слушаю. Думаю, или он с ума спятил? Орет, как Марьин козел, когда заблудится.

Обидно стало Ваське, и он замолчал. И не то обидно, что мать сравнила его с Марьиным козлом, а то, что понапрасну он только старался и на улицу его все равно сегодня не пустят.

Насупившись, он забрался на теплую печку. Положил под голову овчинный полушубок и под ровное мурлыканье рыжего кота Ивана Ивановича задумался над своей печальной судьбой.

Скучно! Школы нет. Пионеров нет. Скорый поезд не останавливается. Зима не проходит. Скучно! Хоть бы лето скорей наступило! Летом – рыба, малина, грибы, орехи.

И Васька вспомнил о том, как однажды летом, всем на удивление, он поймал на удочку здоровенного окуня.

Дело было к ночи, и он положил окуня в сени, чтобы утром подарить его матери. А за ночь в сени прокрался негодный Иван Иванович и сожрал окуня, оставив только голову да хвост.

Вспомнив об этом, Васька с досадой ткнул Ивана Ивановича кулаком я сказал сердито:

– В другой раз за такие дела голову сверну!

Ссылка на основную публикацию