Освоение людьми планеты Земля – сообщение доклад (5 класс география)

Доклад Освоение планеты Земля людьми 5 класс сообщение

Человек в своем нынешнем облике появился на планете Земля примерно 40 тысяч лет назад. Ученые называют его «кроманьонец» и ранее считалось, что он произошел от неандертальцев, но совсем недавно европейскими и американскими учеными было совершено открытие, перевернувшее представление о происхождении человека.

Долгое время за догму принималась теория о том, что человечество в современном облике появилось в Центральной Африке в районе Великого Африканского разлома и оттуда произошло расселение людей по всей планете. Сегодня же, благодаря новым исследованиям, стало ясно, что очагов происхождения человека было несколько, а кроманьонец не произошел от неандертальца, а является параллельной ветвью эволюции. Оказывается, мать-природа создала из обезьян два (а возможно и больше) вида людей. Кроманьонцы и неандертальцы не только развивались параллельно друг с другом, но и какое-то время были соседями, деля друг с другом одну территорию.

Неандертальцы заселяли Европу, Балканы, Кавказ, Ближний Восток и даже их останки находили в районе Средней Азии. Кроманьонцы же действительно пришли из Африки, но совсем скоро начали расселяться по побережью Средиземного моря, а затем стали продвигаться на восток.

Неандертальцы были сильны физически, они могли выживать в суровых условиях и легко переносили травмы и ранения. Сегодня доказано, что они были не так глупы, как считалось ранее. Они общались друг с другом, издавая звуки, а так же имели свои религиозные культы, веря в животных и природные явления.

Кроманьонцы тоже имели свои религиозные культы и умели общаться друг с другом, но были менее устойчивыми к изменениям природе и более слабы физически. Однако, у них было другое преимущество — разум. Неандертальцы вели с кроманьонцами войны, боролись за земли, но, в конце концов, выродились или были побеждены нашими предками, которые смогли освоить новые европейские земли.

Параллельно с этим, они стали продвигаться на восток, проникнув в Индию, Китай, Сибирь. Научившись строить лодки, они быстро заселили Индонезию. Колонизация происходила не мгновенно и даже не за сотню лет. Цели занять как можно больше земель у кроманьонцев тоже не было. Избавившись от врагов, взяв в руки палку и научившись добывать огонь, кроманьонцы стали более приспособленными к условиям окружающей среды. Появилась одежда и орудия труда, что дало возможность жить в более суровых условиях. Причина колонизации одна — рост популяции вида. Чем легче становилось жить, тем больше детей рождалось и тем меньше людей умирало в молодом возрасте. А впереди были пустые земли, которые можно было спокойно занимать, чтобы не жить в тесноте с другими племенами.

Таким образом, одно племя, кочуя по Сибири, добралось до Берингова пролива. Точнее, он существует сегодня, а ранее это была тонкая полоска суши, соединяющая Чукотку и Северную Америку. Таким образом, люди впервые проникли и в Новый Свет. За этим племенем последовало еще несколько групп людей до того, как по завершении Ледникового периода уровень воды в океане поднялся и затопил тот участок суши, что соединял два материка.

Люди быстро освоили Северную Америку, а затем история повторилась и они через Панамский перешеек достигли и Южной Америки. Мягкий и благоприятный климат вновь вызвал бум населения, позволив людям полностью занять и этот материк.

Эволюция не стояла на месте. Стали появляться государства, расцвела торговля, появились первые корабли. Люди стали осваивать ближние и далекие острова, такие как Мадагаскар, Гренландия, Япония. Норвежский исследователь Тур Хейердал доказал, что жители Южной Америки на плоту смогли достичь острова Пасхи и многих островов Океании, хотя раньше считалось, что их заселили выходцы из Азии.

Уже ко второму тысячелетию нашей эры Земля была практически освоена человеком — от высоких гор Тибета до ледяных пустынь Крайнего Севера жили и живут люди, а после открытия экспедицией русскими моряками Антарктиды, в ХХ веке был заселен и последний открытый материк. Сегодня на нем живут ученые-полярники, проводя различные исследования.

Таким образом, примерно за 40 тысяч лет планета Земля была окончательно заселена биологическим видом под названием «homo sapiens», что в переводе с латыни означает «человек разумный».

5 класс, география

Освоение планеты Земля людьми

Популярные темы сообщений

Скорая помощь в первые была создана в Санкт Петербурге в 1899 году. И только когда закончилась Первая мировая война появились специальные бригады врачей скорой неотложной помощи.

Черноморское побережье является внушительной территорией, которая включает в себя несколько прибережных полос и островов. Если говорить о длине береговой линии, то тут придется длительно разбираться. У каждого исследователя имеются свои данные

Испания – европейское государство, большая часть территории которого находится на Пиренейском полуострове. Столицей государства является город Мадрид. Испания имеет сухопутные границы с Португалией на западе, с Марокко и Гибралтаром на юге,

История освоения планеты человеком

Во все времена человек использовал ресурсы природы как источник своего существования, так как другого источника у него не было и нет. При этом он неосознанно исходил из того, что вся живая и неживая природа существует исключительно для него, для его блага, что она неистощима и что ею можно распоряжаться в собственных интересах бесконечно. Однако в XX в. ученые всего мира забили тревогу, доказывая, что при варварском отношении к природе человечество скоро окажется на пороге экологической катастрофы.

История освоения планеты человеком — это история развития цивилизации и расселения людей по всей Земле, что стало возможным только по мере того, как человек совершенствовал технологию добычи пищи, научился пользоваться огнем и защищаться от непогоды. В то же время все это уже на ранних стадиях развития цивилизации привело к географической разобщенности людей, а, следовательно, к формированию разных языков, культур и религий. Обособление определило и разные темпы технического и культурного прогресса, который активнее шел в районах самых древних расселений, где различные культуры взаимодействовали более тесно.

Процесс объединения культур начался на основе развития новых технологий, которые постепенно распространились по всей планете: сначала — сельскохозяйственные, потом — индустриальные, а теперь — информационные.

Использование и совершенствование орудий труда, а также способность передавать потомкам свой опыт и приобретенные навыки выделили человека среди млекопитающих. У первобытного охотника не оказалось конкурентов, а защищаться от хищников он умел. Все это способствовало росту населения, что, в свою очередь, заставляло человека осваивать новые территории и селиться сравнительно небольшими группами. Современная генетика утверждает, что все люди произошли от одного предка, но даже при такой генетической связи в результате удаленности одной группы людей от другой их язык и культура стали развиваться разными путями. И если предметы материальной культуры каменного века очень похожи друг на друга, то в более поздние периоды они во многом различаются.

В умеренных широтах человек совершенствовал орудия труда и разрабатывал тактику охоты, в том числе способы загона и ловушек, а также осваивал разные приемы ловли рыбы. О мастерстве человека-охотника каменного века красноречиво свидетельствуют огромные скопления костных останков животных на его стоянках.

Читайте также:  Чехия - сообщение доклад

Самые крупные травоядные животные — мамонт, волосатый носорог, дикая лошадь, а также крупные хищники — пещерный медведь, пещерный лев, саблезубая дикая кошка — исчезли к концу последнего оледенения, т. е. 10 — 20 тыс. лет назад. Наиболее поздняя находка останков мамонта относится к VII тысячелетию до н. э., а останки большеротого оленя — к XVIII — X тысячелетию до н. э. Сторонники гипотезы об истреблении человеком-охотником крупных животных так называемой «мамонтовой фауны» считают это явление первым | экологическим кризисом на планете, или кризисом консументов (от лат. consumo — потребитель). Если даже предположить, что первобытный охотник и был истребителем «мамонтовой фауны», то все равно это не могло привести к экологическому кризису. Скорее, это был «продовольственный» кризис для тех групп охотников, которые специализировались на крупных травоядных животных. Сейчас хорошо известно, что древние охотники меняли «профиль» охоты: переходили от одних видов животных к другим. Следовательно, после естественного вымирания «мамонтовой фауны» не было и «продовольственного» кризиса, просто первобытные люди стали охотиться на животных среднего размера. О естественном вымирании крупных животных «мамонтовой фауны» свидетельствует исчезновение их на всех континентах, причем наибольшее число видов в самой малонаселенной — в Америке, а наименьшее — в самой заселенной — в Европе. Наконец, изучение жизни индейцев — охотников за бизонами в Северной Америке показало, что, убивая бизонов, люди заботились о том, чтобы приумножить их стада, для чего выжигали лес, расширяя площадь прерий.

Планета Земля

Планета Земля, третья планета по удаленности от Солнца, она является самой крупной по массе среди других землеподобных планет в Солнечной системе. Уникальность Земли состоит в том, что она единственная известная на сегодняшний день планета на которой существует жизнь. Наука говорит о том, что планета Земля образовалась 4.5 млрд. лет назад, а вскоре после своего образования она своим гравитационным полем притянула к себе единственный на сегодня спутник – Луну.

Считается, что жизнь на земле возникла порядка 3.5 млрд. лет назад, т.е. спустя 1 млрд. лет после образования земли. Возможность образования жизни на Земле обуславливается тем, что после своего образования и до наших дней биосфера планеты меняла свои различные абиотические факторы, а также саму атмосферу, это обусловило возникновение и формирование озонового шара Земли, также возникновение и непрерывный рост анаэробных организмов, которые в содействии с магнитным полем блокировали вредную радиацию. Все эти факторы, а особенно блокирование внешней космической радиации и дали возможность жизни развиваться непрерывными темпами, давая ей эволюционировать.

Кора земного шара разделена на несколько тектонических плит. Тектонические плиты имеют свойство менять свое расположение и постоянно двигаются (мигрируют), но движение их измеряется миллионами лет.

Около 70% всей земной поверхности составляет морская вода, все остальное пространство (около 30%) составляют континенты и острова. Для существования всех форм жизни на Земле крайне необходима жидкая вода, но на сегодняшний день воду в таком состоянии можно встретить лишь на Земле и ни на какой другой планете. На других планетах Солнечной системы также существует вода, но в твердом состоянии и это, а также еще ряд других факторов не дает развиваться жизни на этих планетах.

Планета Земля, как и другие космические тела в солнечной системе и во всей вселенной взаимодействует с другими космическими объектами – Солнцем и Луной. Земля вращается вокруг Солнца, а полный оборот вокруг Солнца она делает за 365.26 земных дней. Этот промежуток времени называется сидерический год.

Сидерический год равен 365.26 Солнечным суткам на земле.

Земля постоянно вращается, а ось ее вращения наклонена на 24.3о, относительно ее орбитальной плоскости.

Единственным и постоянным спутником Земли является Луна. Ученые считают, что Луна была присоединена к Земле и начала свое вращение вокруг нее около 4.53 миллиарда лет назад. Луна имеет свои определенные функции и имеет немалое влияние на жизнь на Земле.

Кроме этого определенную роль в формировании Земли, а именно в формировании океанов на планете сыграла ранняя космическая бомбардировка кометами. Такие бомбардировки на ранних этапах формирования играли очень значимую роль, а те астероиды, которые падали на Землю после формирования океанов имели сильное воздействие на формирование окружающей среды на планете.

Многие ученые приписывают роль «уничтожителей жизни», так как по их мнению именно астероиды являются виновниками вымирания нескольких видов живых существ до появления человечества.

По форме наша планета очень похожа на эллипсоидную, а не на круглую, как ее изображали немного ранее. Если быть точным, то планета Земля имеет шарообразную форму, которая утолщена на экваторе. Диаметр планеты составляет почти 12 750 км.

Химический состав, которым обладает планета, состоит в основном из железа (32.1%), алюминия (1.5%), никеля (1.8%), кальция (1.5%), магния (13.9%), серы (2.9%), кремния (около 15%), а также из кислорода (30.1%). На все другие элементы на земле приходится около 1-1.2%.

Внутреннее строение Земли принято различать на:

Которые также поделены на несколько составных.

Атмосфера Земли – это внешняя газовая оболочка планеты, нижняя граница которой проходит по гидросфере и литосфере, а верхняя черта атмосферы находится на высоте 1000 километров от поверхности. В атмосфере принято также различать тропосферу, который считается двигающим слоем, стратосферу, которая находится над тропосферой, а также последний (верхний) слой – ионосферу.

Тропосфера составляет около 10 км, а масса ее составляет около 34 всей массы атмосферы (т.е приблизительно 75%). На высоту около 80 км над тропосферой простирается слой стратосферы. Выше всех слоев находится ионосфера. Этот слой получил свое название потому, что он постоянно ионизируется под воздействием космических лучей.

Гидросфера занимает около 71% всей поверхности планеты. Соленость этого слоя составляет 35 гл, а температура колеблется от 3 до 32оС.

С литосферой, гидросферой и атмосферой сливается самый уникальный слой на нашей планете – биосфера. Сама биосфера подразделяется на несколько сфер – сфера растений, которые имеют численность около 500 000 различных видов, а также на животную сферу, которая имеет общее число видов свыше 1 млн.

Литосфера – это каменная оболочка планеты. Толщина ее варьируется от 40 до 100 километров, она составляет дно океанов, материки и острова.

Сразу под литосферой находится пиросфера и считается она огненной оболочкой земного шара. Температура пиросферы повышается примерно на один градус каждые 33 метра глубины. Существует гипотеза о том, что благодаря пиросфере породы находящиеся в глубине Земли находятся в расплавленном состоянии.

Центросфера Земли, по мнениям многих ученых, находится примерно на глубине 1800 километров и состоит преимущественно из никеля и железа. Температура центросферы достигает нескольких тысяч градусов, а давление составляет около 3 млн. атмосфер.

Планета Земля: кратко

Планета Земля – единственная известная нам планета, населённая живыми организмами.
В нашей Солнечной системе она не самая большая (пятая по размеру) и является третьей по удалённости от Солнца. Однако, среди планет земной группы (строением похожих на Землю) она самая большая.

Читайте также:  Слюда - полезное ископаемое (доклад сообщение 2, 3, 4 класс окружающий мир. География)

Образовалась Земля приблизительно 4,5 миллиарда лет назад. Предположить это удалось благодаря многолетним наблюдениям за космическими телами из телескопа. Но такой расчёт весьма приблизителен. Чуть позже образовалась и Луна – спутник нашей планеты.
В течение миллиарда лет после образования зародилась первая жизнь, благодаря чему вокруг Земли начал формироваться озоновый слой. Он же и по сей день защищает планету от солнечной радиации.

Части внутреннего строения Земли

Основополагающей частью нашей планеты является внутреннее ядро, имеющее диаметр

1,3 тысячи километров. Состоит оно из сплавов никеля и железа (по большей части), и находится под очень высокой температурой – от 4 до 6 тысяч градусов. Удивительно, но даже при такой температуре оно сохраняет твёрдое состояние. Обусловлено это, вероятно, огромным давлением.
А вот внешнее ядро находится в жидком состоянии, и обтекает внутренне со всех сторон. Толщина его 2,2-2,3 тысячи километров. Для лучшего понимания, расположено оно на глубине от 2,9 до 5,1 тысячи километров от поверхности Земли. Температура там также очень высокая – 5-6 тысяч градусов.
Вместе эти два слоя образуют Ядро Земли.

Между корой планеты и ядром находится Мантия. Она также делится на два слоя: верхнюю мантию и нижнюю мантию. Расположен этот слой на глубине от 30 километров до почти трёх тысяч км.
В земной мантии происходят различные процессы, влияющие на поверхность: формирование месторождений полезных ископаемых и минералов, движение тектонических плит, что приводит к землетрясениям и извержениям вулканов. Что, в свою очередь, порождает оползни, цунами, лавины и другие опасные природные явления.

Земная кора располагается прямо над мантией и является внешней оболочкой планеты. Это поверхность Земли. Большая её часть покрыта океанами – около 71% (из-за этого, кстати, Землю иногда называют Голубой планетой). Кора, расположенная под океанами, состоит из базальтов, в основном. Её так и называют – Океаническая кора. Толщиной она 5-10 километров.
А вот Континентальная кора устроена куда сложнее. Начнём с того, что состоит она из трёх слоёв: нижний – метаморфические породы (это породы, изменённые под воздействием давления, температуры и различных растворов, представлены они гранулитами, по большей части), средний слой самый большой и состоит из гранитов и гнейсов, ну и верхний слой – представлен неравномерным слоем осадочных пород (образованных под воздействие выветривания, разрушения, осадков, жизнедеятельности живых организмов и иных факторов).

Наружный слой планеты – Атмосфера. Она простирается от поверхности на расстояние в несколько тысяч километров.

Магнитное поле – это наружный щит Земли, защищающий от потока заряженных частиц солнечного ветра. В итоге их столкновения образуется магнитосфера (это просто некое пространство вокруг планеты). Она окружает Землю и её верхний слой удалён от поверхности на 90 тысяч километров.

Основная информация о Земле

Площадь поверхности – 510,072 миллионов км 2 . 6 континентов, на которых проживает

7,3 миллиарда человек (на 2015 год) и население постепенно продолжает увеличиваться.

Земля вращается вокруг своей оси. И один оборот занимает около 23 часов и 56 минут. Но для удобства сутки составляют 24 часа.
Интересным фактом является то, что вращение постепенно замедляется. Только это настолько незначительные изменения, что заметить их можно лишь на огромных промежутках времени. Например, за последние пару тысяч лет вращение замедлилось на 0,0023 секунды (исходя из этих данных можно предположить, что через 3 миллиарда лет длина суток составит 25 часов).

Сама же планета при этом вращается вокруг Солнца с огромной скоростью – около 30 км/с. Оборот она совершает за 365 с четвертью суток (из-за этого каждый четвёртый год – високосный, 366 дней).
1 а.е. (астрономическая единица) – среднее расстояние между Землёй и Солнцем.

Ну а вокруг Земли вращается её спутник – Луна. Полный оборот составляет чуть больше 27 суток.

Сама Солнечная система, в которой всё это происходит, также не стоит на месте. Она движется со скоростью около 20 км/с к точке пересечения созвездий Лиры и Геркулеса.

Астероиды – ещё один вид небесных тел, способных оказать влияние на планету. Столкновение с ними может привести к уничтожению биосферы Земли (всего живого) или даже к разрушению планеты.
Судя по ударным кратерам, образовавшихся после падения метеоритов, они уже являлись причиной нескольких глобальных катастроф (исчезновение большой части живых организмов 250 млн лет назад и вымирание динозавров).

Смелые предположения

Длина самой глубокой шахты мира составляет всего лишь 5 км, в то время, как до ядра Земли более 6 тысяч км. Можно предположить, что в недрах Земли обитает множество живых организмов, которых человек никогда даже не видел. Скажем, на глубине 10-20 км. Ведь никто на таких глубинах и не бывал! К тому же, нам доподлинно известно, что далеко не везде под землёй находится сплошной слой камней или почвы. Там много огромных трещин, ниш, подземных рек и озёр.

Группа учёных, занимающаяся изучением земных недр, предположила, что в 10-15 километрах под земной поверхностью вполне могут жить целые народы человекоподобных живых организмов. Сделано было такое предположение исходя из того, что на такой глубине условия для жизни вполне подходящих для многих живых организмов. Разумеется, никаких подтверждений, ни прямых, ни косвенных, тому нет. Но и опровергнуть эту теорию никто не смог.

Освоение людьми планеты Земля – сообщение доклад (5 класс география)

Зачатки географических знаний ученые находят у народов Древнего Востока – жителей Месопотамии, Персии, Египта, Финикии. Занятия земледелием и скотоводством, торговля, расселение народов и войны приводили к накоплению знаний об окружающем мире. Из иероглифических надписей и рисунков, дошедших до наших дней, ученые узнали, что еще за 40 веков до нашей эры египтяне снаряжали экспедиции в Центральную Африку, плавали по Средиземному морю. Географические знания, накопленные народами Востока, были расширены великими мыслителями Древней Греции. Они пытались объяснить происхождение и строение окружающего их мира, изобразить известные в то время страны в виде чертежей (карт).

В период раннего средневековья происходит упадок географических знаний. Войны, восстания рабов тормозили развитие науки. Однако и в эту пору было совершено немало географических открытий. Ведущая роль в них перешла к арабам. Их корабли бороздили воды Индийского океана. Арабы основали колонии на восточном побережье Африки, путешествовали в Китай и Индию.

Значительно расширились и знания европейцев о земном пространстве в 13 веке в результате путешествий в азиатские земли венецианских купцов.

Когда на смену феодализму пришел капитализм, снова, как и в древнем мире, возрос интерес к наукам.

В эпоху Великих географических открытий бурно развиваются торговля и мореплавание. Португальские и испанские корабли устремляются на поиски путей в богатую Индию. В конце 1492 года произошло открытие, ставшее величайшим событием в истории человечества – Х. Колумб открыл Америку. А в 1521 году началось первое кругосветное плавание под началом Магеллана. Географический горизонт европейцев расширился до небывалых для того времени размеров. Благодаря этим открытиям люди узнали об истинных размерах своей планеты, о соотношении суши и воды на Земле.

Читайте также:  Вулканы - сообщение доклад по географии (5, 6, 7 класс. ОБЖ)

Во второй половине 17 и в 18 веке путешественники продолжали поиски новых морских проходов вокруг материков, новых земель в океанах, исследовали неизвестные науки внутренние части континентов. В этот период впервые организуются научные экспедиции, цель которых, наряду с открытиями – исследование, объяснение причин географических явлений и процессов, особенностей природы отдельных территорий.

Многочисленные экспедиции 18 – 19 вв и начала 20 в. обогатили географию знаниями о природе и населении Земли. В эту эпоху были открыты и исследованы полярные области нашей планеты.

Новейшие открытия (20 в) внесли большой вклад в развитие знаний о нашей планете. Они проводятся с применением новых методов изучения Земли в специально созданных научных организациях цель которых – проведение научных исследований. Во многих странах мира ученые организуют большие по масштабу экспедиции в Арктику и Антарктику. Ведется широкое изучение Мирового океана. Начало его исследования было положено английской экспедицией на судне «Челленджер», продолжено на русском «Витязе» и других кораблях. В 60-е гг.67 стран приняли участие в исследованиях планеты по программе Международного геофизического года.

Впервые увидеть шарообразность и рельефность Земли из космоса посчастливилось нашему соотечественнику Юрию Алексеевичу Гагарину, когда он 21 апреля 1961 года за 108 минут облетел Землю на корабле-спутнике «Восток».

Проблемы освоения Земли

Сегодня Землю изучают из космоса, посылают автоматические станции к другим планетам, сравнивают их природу с природой Земли и глубже познают ее как часть Вселенной. Так же создаются международные научные экспедиции, проводятся совещания, идет обмен научной информацией, но за все это время человеку так и не удалось целостно освоить землю. Даже в наш век, век информационных технологий, Земля полна для нас Таин и загадок.

Проникнуть в глубь земли человеку удалось всего на 12 – 15 км. Строятся тоннели, шахты для добычи полезных ископаемых, ведутся раскопки. И поэтому удалось изучить лишь ту часть литосферы, в которую нам удалось действительно проникнуть.

Очень скромно изучена мантия планеты. Дойти до ее глубины естественным путем невозможно и поэтому ученые могут исследовать ее во время извержения вулканов.

Так же плохо изучен океан. Не удается проникнуть на глубину более 200 км. Поэтому дно океана практически не исследовано.

Конечно используя самое совершенное оборудование человек удалось составить примерное представление о нашей планете. Но ведь примерное – это не точное.

Так почему же человеку до сих пор не удается целостно освоить Землю?

Существует целый ряд факторов которые не дают человеку это проникнуть во все сферы Земли и прежде всего это физические условия. Так самые глубокие шахты очень сложно построить потому что нет таких прочных материалов которые бы выдержали давление Земли. Так же, как известно, чем ближе к центру Земли, тем больше температура воздуха (температура ядра составляет 1000 оС), создается риск для жизни человека.

Из-за огромного давления под водой на подводных лодках не выдерживает оборудование. Человеку еще не удалось создать такой подводный аппарат, который мог бы опустить человека до дна морского без риска для жизни.

В условиях вечной мерзлоты очень тяжело строить дороги, здания, вести добычу полезных ископаемых. Но все же в мире накопился большой опыт строительства и хозяйственной деятельности в условиях вечной мерзлоты. В частности в нашей стране в суровых условиях были построены такие города как Норильск, Мирный Шаткин Г.А. Наша планета – Земля// Наука и жизнь.-1999.-№5, с.19-20..

Освоение людьми планеты Земля – сообщение доклад (5 класс география)

Подробное решение параграф § 2 по географии для учащихся 10 класса, авторов Ю. Н. Гладкий, В. В. Николина 2013

  • Гдз тренажер по Географии за 10 класс можно найти тут

1. По карте найдите малоосвоенные человеком территории. Чем это обусловлено?

Северо-восточная Сибирь, Дальний Восток, Камчатка, Арктика, Гренландия, Северная Канада. Малоосвоенность территорий обусловлена рядом причин:

1. Удаленность территории от энергетических источников.

2. Сложный характер местности – районы пустынь, болот, вечной мерзлоты.

3. Хозяйственная скудность земель, например отсутствие полезных ископаемых.

2. Чем можно объяснить низкий уровень освоенности земель Африке, Южной Америке и Австралии?

Африка – страна с жарким климатом, что уменьшает шансы эффективного освоения земель (Намибия).

Южная Америка – сложна в освоении в силу непроходимости тропических лесов, наличия множества опасных животных – ягуаров, ядовитых пауков, анаконд, наличия паразитов и переносчиков инфекционных заболеваний (Амазония).

Австралия – пустынные ландшафты, скудная растительность, заболоченность северных берегов.

3. На Великой Китайской равнине и Индо-Гангской низменности распаханность территории достигает 70-80%. А где еще в Азии расположены крупные ареалы распаханных земель?

Северный Казахстан и Южная Сибирь – в пределах Зап-Сиб. равнины.

4. Известно, что сокращение площади под сезонно-влажными лесами связано главным образом с подсечно-огневой системой земледелия. А какие антропогенные факторы сильно влияют на изменение аридных ландшафтов в Африке?

Засуха, спровоцирована загрязнением атмосферы выбросами газов, сокращение площадей лесов через вырубку, чрезмерный выпас скота.

5. Есть ли в вашей местности антропогенные ландшафты, которые можно отнести к культурным?

Аркаим, оз. Аракуль, Тургояк, Увильды.

6. Укажите конкретные примеры расширения границ ойкумены за счет:

а) пустынных и полупустынных территорий

б) арктических и субарктических

в) предгорных и горных

г) сведения лесных массивов

д) Мирового океана (в том числе в пределах России).

1) строительство городов в странах Персидского залива

2) город Мурманск – крупнейший город за пределами полярного круга, Норильск

3) строительство горнолыжных объектов в предорьях: Сочи, Домбай, Архыз, + Швейцария, Австрия

4) столица Бразилии Бразилиа возникла за счёт сведения лесов Амазонского бассейна

5) расширение территории Нидерландов за счёт строительства дамб, нефтедобывающие платформы с посёлками для нефтянников на сваях Нефтяные Камни (около Баку).

7. «Безмерные возможности планеты – неумный и вредный миф. Мы живём на малом космическом теле, любая часть которого не может быть бесконечной»…

Речь идет о бережном отношении к природе, где человек должен сдерживать или ограничивать негативные последствия своего влияния на окружающий мир.

8. Перед вами несколько определений понятия «культурный ландшафт», проанализируйте их, какое вам ближе и почему? Раскройте понравившееся вам понятие.

«Культурный ландшафт представляет собой нашу коллективную автобиографию, отражающую наши вкусы ценности устремления и страхи, его можно читать как книгу». Культурный ландшафт является нашим наследием, результатом взаимодействия человека и природы. Все наши предпочтения, цели и т.д., можно увидеть в культурном ландшафте, так как его создает человек меняя окружающую среду, вкладывая частичку себя. В современном мире, культурным ландшафтом принято считать отдельные точки на всей территории, поэтому все остальную часть можно считать фактически ничем. Весь культурный ландшафт представляет собой какие-либо произведения архитектуры, скульптуры и т.д.

Ссылка на основную публикацию