Стороны горизонта – сообщение доклад (5 класс география)

Доклад сообщение Стороны горизонта

В ориентирование на местности важно уметь определять стороны горизонта. Изучая географию, с начальных классов каждый школьник знает четыре основные стороны света. Это север, юг, восток и запад. Между ними располагаются промежуточные стороны.

Еще с древних времен человек учился определять свое местоположение. Так в северном полушарии люди узнавали, где находится север и юг по тени, которую отбрасывали находящиеся на Солнце предметы: деревья, животные, жилища. Тень всегда была направлена с юга на север. Восток находится там, где восходит Солнце, а запад – где оно садится (отсюда и происходит названия этих сторон горизонта).

Для мореплавателей указателем сторон света служила Полярная звезда. Она всегда указывала морякам направление на север. Так если встать лицом к северной стороне, то сзади окажется южная, справа восточная, а слева соответственно западная.

Для жителей умеренной полосы указателями сторон света служили местные признаки. К примеру, кора на деревьях с северной стороны всегда грубее и морщинестее; а ветки ели намного гуще растут с южной стороны.

Для более точного определения сторон света есть специальный прибор – компас. Действия этого прибора основаны на взаимодействии магнитной стрелки компаса с горизонтальной составляющей магнитных полюсов Земного шара. Компас устанавливают горизонтально таким образом, чтобы магнитная стрелка не касалась поверхности корпуса. Затем прибор аккуратно поворачивают в пространстве, чтобы конец стрелки совместился с указательным знаком северной стороны (S). После этих действий компас считается настроенным.

Но в большинстве случаев недостаточно знать только направление сторон горизонта, чтобы определить местоположение объекта. Здесь необходимо также учитывать азимут – угол, образованный направлением на север и направлением на сам объект. Его вычисляют при помощи компаса. Для этого на настроенный прибор кладут палочку в направлении объекта таким образом, чтобы образованный угол также содержал и северное направление. Далее зная, что окружность, которую представляет собой компас, содержит 360° можно определить азимут Так азимут восточного направления равен 90°, южного – 180°, а западного – 270°.

Доклад на тему Стороны горизонта

Всем известно, что наша Земля разделена на четыре части, которые называются сторонами горизонта, это: Север, Юг, Запад и Восток.

С древних времён люди нуждались в приборах, которые помогали бы им в ориентировании, особенно они сильно обострились после начала Великих географических открытий.

Мореплаватели, отправляясь в далёкие путешествия, использовали различные методы определения своего места положения и контроля своего пути. Самым известным в те времена была астролябия, которая служила морякам как прибор, для ориентирования по звёздам.

Несмотря на то, что астролябия облегчала задачу в ориентировании, известность среди моряков и не только среди них, получил компас, который по историческим источникам был изобретён китайцами.

Для удобства определения сторон света, на компасе есть специальные деления, на которых отмечены стороны света, но только на английском языке. Также на компасе есть градусная шкала, необходимая для определения азимутов. Все эти шкалы можно ассоциировать одним словом – лимб.

Конечно, компас это очень удобная вещь, которая помогает ориентироваться в любой местности. Но что делать, если у тебя его нет под рукой, а своё местоположение и дальнейшее продвижение необходимо знать? Это может пригодиться, например, если ты заблудился и надо найти дорогу к определённому месту.

Если это произошло в солнечный день, то можно на земле вычертить окружность. Как это сделать? Надо взять обычную палку, привязать к ней верёвку или что-то альтернативное, воткнуть палку в землю. Таким образом у нас получиться самодельный циркуль. Получившаяся окружность будет служить нам циферблатом. Палка, использованная в качестве циркуля, послужит часовой стрелкой. Осталось только начертить деления, но желательно свериться прежде с цифровыми часами, но если их нет придётся так…

По этим часам можно определить время, т.е. расположение солнца, ведь в определённое время суток, солнце расположено в разных частях света.

Кроме солнца, есть такой известный ориентир, как Полярная звезда. Независимо от расположения человека, она всегда показывает только на Север. Её можно найти по созвездию Большой Медведицы. На небосводе, оно похоже на ковш, если взять последние две звезды, расстояние между ними, а затем мысленно продолжить линию, то вскоре она «упрётся» в Полярную звезду.

Есть также способы ориентирования по местным объектам. Например, самым распространенным является ориентирование по муравейнику. Они обычно строятся возле больших деревьев, около камней, так вот, необходимо посмотреть на южную его сторону, так как именно там он наиболее пологий.

Менее эффективным, но тоже неплохим способом ориентирования является ориентирование по мху на деревьях и камнях. Избегая прямых солнечных лучей, мох обычно растёт с северной стороны, но из-за того, что он произрастает в лесу, где есть большое количество деревьев, т.е. там много тени и благоприятных условий появляется больше, он уже растёт по всей поверхности дерева или камня. Из-за этого этому ориентиру не стоит сильно доверять.

Конечно, это ещё не всё, есть и другие способы определения сторон горизонта, но это самые основные.

География. Ориентирование на местности. 6 класс. 5 класс

Картинка к сообщению Стороны горизонта

Популярные сегодня темы

Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953 гг.) относится к великим русским композиторам советского периода отечественной истории.

Родиной герани является южная часть Африки. Ученым известно более 300 видов пеларгонии (научное название герани). Это кустарниковые, травянистые и ползущие растения. В Европе она появилась в

«Воронежский» заповедник – занимает территорию двух областей России Воронежскую и Липецкую, полное название (Воронежский государственный природный биосферный заповедник им.В.М.Пескова).

Фиалка – маленький сине-фиолетовый цветок, иногда с жёлтыми пятнами. Известно более 500 разновидностей этих растений и расположены они преимущественно в Северном полушарии.

Венера – вторая планета по удаленности от Солнца в Солнечной системе. Свое название она получила в честь древнеримской богини любви и плодородия. Венера – третий по светимости объект на небос

Весы относится к созвездиям, которых легко различить на звёздном небе. Наилучшая пора для того, чтобы наблюдать его являются последние месяцы весны. Полностью весы можно увидеть в центральной

Стороны горизонта. Ориентирование

Урок 4. География. Начальный курс. 6 класс

Конспект урока “Стороны горизонта. Ориентирование”

Если обратить внимание на план местности, то можно заметить, что в верхнем левом углу нарисована стрелка с обозначениями «С» и «Ю». Таким образом на планах местности обозначают стороны горизонта.

Всего выделяют 4 основных стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Направление север – юг определяют по расположению полюсов, а запад – восток – по вращению Земли вокруг своей оси.

Между основными сторонами горизонта выделяют промежуточные: это северо-восток, юго-восток, юго-запад и северо-запад. Если сторона горизонта не совпадает не с одним из направлений, то ее название состоит из трех букв: первая буква – название ближайшей основной стороны, а две остальные – название промежуточной стороны горизонта. Так, выделяют такие направления сторон горизонта, как северо-северо-восток, восток-северо-восток, восток-юго-восток, юго-юго-восток, юго-юго-запад, запад-юго-запад, запад-северо-запад, северо-северо-запад. Знание сторон горизонта помогает человеку ориентироваться на местности.

Ориентирование – это определение своего местоположения относительно сторон горизонта. Это очень важное умение, которое позволит, например, не заблудиться в лесу.

Для того, чтобы сориентироваться на местности, необходимо определить направление на север. Тогда если вы станете лицом к северу, сзади вас будет юг, слева – запад, а справа – восток.

Сориентироваться на местности можно разными способами, например, по Солнцу, по звёздам, по некоторым окружающим объектам или по компасу. Так, по Солнцу направление на север можно определить в полдень, когда тень от предметов будет указывать строго на север. Также сориентироваться можно при помощи Полярной звезды, которая находится в созвездии Малая Медведица. Она всегда расположена в северной стороне. Если вы оказались в лесу, то определить, где расположен север, помогут некоторые природные объекты. Так, мох на деревьях всегда растёт на севере. А вот если посмотреть и определить с какой стороны расположено больше всего ветвей на дереве, то это сторона нам укажет направление на юг. Определить стороны горизонта можно и по муравейникам, которые всегда расположены с северной стороны.

Для более точного определения сторон горизонта вычисляют азимут.

Азимут – это угол между направлением на север и направлением на объект. Отсчитывается азимут от направления на север по часовой стрелке и измеряется в градусах.

Для того, чтобы определить азимут, необходимо повернуть корпус компаса так, чтобы синяя стрелка совпала с буквой «С». Далее тонкую палочку прикладывают одним концом к центру компаса, а второй конец направляют на объект. Угол, который получился между стрелкой, указывающей на север и палочкой, указывающей на объект, и есть азимут. Например, азимут севера всегда 0°, азимут востока – 90°, азимут юга – 180°, азимут запада – 270°.

Попробуем определить азимут некоторых объектов местности. Угол между направлением на север и на дерево составляет 45 0 . Азимут дома равен 135 0 , азимут колодца – 225 0 , а азимут мельницы составляет 315 0 .

На плане местности стороны горизонта указывает стрелка, расположенная в верхнем левом углу. Если же на плане стрелка не указана, тогда верхний край плана принимают за север, нижнюю часть – за юг, левую – за запад, а правую – за восток. Зная эти направления, на плане местности можно определить направления на те объекты, которые там изображены. Например, поселок Добрынино находится южнее шоссе. Река Белая находится западнее поселка Добрынино, а мост расположен от реки Белая в северном направлении.

Существует 4 основных стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Между ними выделяют промежуточные стороны горизонта: это северо-восток, юго-восток, юго-запад и северо-запад. Знание сторон горизонта помогает человеку ориентироваться на местности. Сориентироваться – это значит определить свое местоположение по отношению к сторонам горизонта, то есть определить направление на север. Существует несколько способов ориентирования: по Солнцу, звёздам, некоторым природным объектам. Для более точного определения сторон горизонта вычисляют азимут – угол между направлением на север и на объект.

Реферат: Ориентирование на местности

Ориентирование на местности — это определение своего местоположения относительно сторон горизонта и выделяющихся местных предметов (ориентиров) и точное выдерживание указанного или выбранного направления движения. В боевой обстановке ориентирование на местности включает также определение своего местоположения относительно своих войск и войск противника. Умение быстро и точно ориентироваться на местности способствует успешному выполнению боевых задач на незнакомой местности, в лесу и в условиях ограниченной видимости.

Ориентироваться на местности можно с помощью топографической карты и без нее. При ориентировании на местности без карты необходимо определить стороны горизонта.

В зависимости от характера местности, времени суток и видимости стороны горизонта определяются по компасу, по положению Солнца, по Солнцу и часам, по Полярной звезде, по признакам местных предметов в другими способами.

Для определения сторон горизонта по компасу (рис. 1), принцип

Рис. 1. Компас Адрианова

а — общий вид; б — крышка во стойками для визирования (прорезь, мушка) и указатель отсчетов; в — лимб, стрелка и тормоз, 1 — мушка, 2 — магнитная, стрелка, 3 — тормоз, 4 — прорезь

действия которого основан на свойстве намагниченной стрелки располагаться вдоль магнитного меридиана север — юг, необходимо вначале совместить мушку с нулевым делением лимба. Затем необходимо ориентировать компас. Для этого надо установить компас в горизонтальное положение и растормозить стрелку. Поворачивая компас, добиться, чтобы северный конец магнитной стрелки оказался против нулевого деления лимба. В ориентированном положении компаса направление стрелки на нулевое деление лимба будет направлением на север. После этого визированием через прорезь и мушку замечают местный предмет (ориентир), который затем используется для указания на север. Зная направление на север, легко определить другие стороны горизонта.

Для определения сторон горизонта по положению Солнца достаточно знать, что в Северном полушарии оно находится примерно: в 7.00 (летом—в 8.00) — на востоке, в 13.00 (14.00)—на юге, в 19.00 (20.00) — на западе.

Рис. 2. Определение сторон горизонта по Солнцу и часам: а —до 13 часов; б — после 13 часов

При определении сторон горизонта по Солнцу и часам (рис.2) необходимо установить часы в горизонтальное положение, чтобы часовая стрелка была направлена на Солнце. Затем, удерживая часы в этом положении, мысленно разделить угол между часовой стрелкой и цифрой пополам. Полученная прямая укажет приближенно направление на юг. До полудня надо делить пополам дугу (угол) на циферблате, которую часовая стрелка должна пройти до 13 (14) часов, а после полудня — дугу, которую она прошла после 13 (14) часов.

Для определения сторон горизонта по Полярной звезде необходимо на небесном своде найти созвездие Большой Медведицы.

Рис. 3. Отыскание Полярной звезды

Затемотрезок прямой между двумя крайними звездами “ковша” (а и 6) мысленно продолжить в сторону расширенной его части и отложить пять раз (рис. 3). Полученная точка укажет положение Полярной звезды, которая входит в созвездие Малой Медведицы и всегда находится в направлении на север.

Определение сторон горизонта по признакам местных предметов основано на положении местных предметов по отношению к Солнцу. Так, деревья, большие камни и скалы с северной стороны обрастают мхом, муравейники в лесу почти всегда находятся с южной стороны деревьев, северная сторона муравейника круче южной;

ягоды и фрукты раньше приобретают окраску зрелости с южной стороны. На склонах, обращенных к югу, весной снег тает быстрее, чем на склонах, обращенных к северу; на северных скатах оврагов и глубоких лощин, наоборот, снег тает быстрее, чем на южных.

Алтари православных церквей и протестантских кирх обращены всегда на восток, колокольни — на запад. Перекладины крестов на куполах расположены по направлению север — юг, приподнятый конец перекладины крестов имеет направление на север (рис.4).

Рис. 4. Определение сторон горизонта по признакам местных предметов

При докладе о своем местонахождении (точке стояния) относительно местных предметов (ориентиров) после определения стороны горизонта необходимо назвать местный предмет, непосредственно у которого находится докладывающий, и расстояния до местных предметов (ориентиров), указывающих направления сторон горизонта. Например: “Нахожусь на северной опушке леса: севернее 600 м — заводская труба, западнее 200 м — хутор, южнее 300 м — река, восточнее 500 м — дорога”.

ДВИЖЕНИЕ ПО АЗИМУТАМ

Сущность движения по азимутам заключается в умении найти и выдержать с помощью компаса указанное или намеченное направление и точно выйти в назначенный пункт.

При определении направления на местный предмет обычно пользуются магнитным азимутом.

Им называется горизонтальный угол, измеряемый на предмет. Он имеет значения от 0 до 360°. Для определения магнитного азимута на местный предмет с помощью компаса надо стать лицом к этому предмету и ориентировать компас. Затем, удерживая компас в ориентированном положении, установить визирное приспособление так, чтобы визирная линия прорезь — мушка совпала с направлением на местный предмет. В этом положении отсчет на лимбе против указателя у мушки покажет величину магнитного (прямого) азимута (направления) на местный предмет (рис. 5).

Обратный азимут — это направление от местного предмета на точку стояния. От прямого азимута он отличается на 180°. Для его определения нужно к прямому азимуту прибавить 180°, если он меньше 180°, или вычесть 180°, если он больше 180°.

Для определения направления на местности по заданному магнитному азимуту необходимо установить указатель мушки на отсчет, равный значению заданного магнитного азимута, и ориентировать компас. Затем, удерживая компас в ориентированном положении, заметить на местности по визирной линии прорезь — мушка удаленный предмет (ориентир).

Рис. 5. Магнитные азимуты: на лиственное дерево — 56°; на фабричную трубу — 137°; на ветряную мельницу — 244°, на ель — 323°

Направление на этот предмет (ориентир) и будет искомым.

Работая с компасом, держать его необходимо на 10 см ниже уровня глаз в левой руке, локоть которой для устойчивости плотно прижать к боку.

Для движения по азимутам необходимо знать магнитные азимуты с каждого пункта на маршруте движения и расстояние между пунктами движения в парах шагов (для человека среднего роста пара шагов принимается за 1,5 м). Эти данные подготавливает командир отделения (взвода) и оформляет в виде схемы маршрута движения (рис. 6) или таблицы (табл.1).

Ориентирование по местным признакам

Дубликаты не найдены

Ориентирование по местным признакам

Чтобы правильно ориентироваться, не пользуйтесь одним-двумя способами. Соберите все доступные способы.

Ориентироваться можно: по карте, компасу, солнцу, часам, звездам, природным признакам и явлениям и разным подсказкам.

Ориентирование – это умение определить стороны света, представить себе направление дорог и расположение населенных пунктов по отношению к тому месту, в котором вы находитесь. Дорогу всегда можно найти, зная расположение сторон света. Их всего четыре: север (N), восток (E), юг (S) и запад (W).

Ориентирование на местности является одним из важных условий обеспечения жизнедеятельности и успешного выполнения поставленных задач. Ориентирование на местности по карте и компасу большой сложности не представляет. Но иногда приходится действовать, не имея карты, компаса. Поэтому при подготовке к походу необходимо особое внимание уделять привитию твердых навыков основных приемов, правил и способов ориентирования на местности без карты и компаса. Каждый член группы должен уметь хорошо и быстро ориентироваться на различной местности и в любых метеоусловиях.

Ориентирование по Солнцу.

Места восхода и захода Солнца по временам года различны: зимой Солнце восходит на юго-востоке, а заходит на юго-западе; летом Солнце восходит на северо-востоке, а заходит на северо-западе; весной и осенью Солнце восходит на востоке, а заходит на западе. В полдень Солнце всегда находится в направлении юга. Самая короткая тень от местных предметов бывает в 13 часов, и направление тени от вертикально расположенных местных предметов в это время будет указывать на север. Если солнце скрыто облаками, поставьте нож на ноготь пальца – хотя бы небольшая, но тень появится и станет ясно, где солнце.

По Солнцу и часам.

Надо направить часовую стрелку на Солнце, и угол, образуемый между направлением часовой стрелки и цифрой 1 (13 часов) циферблата, разделить воображаемой линией пополам. Линия, разделяющая этот угол, укажет направление: впереди – юг, сзади – север. При этом надо помнить, что до 13 часов нужно делить левый угол, а во вторую половину дня – правый угол.

По Полярной звезде.

Полярная звезда всегда находится на севере. Чтобы найти Полярную звезду, надо сначала найти созвездие Большой Медведицы, напоминающее ковш, составленный из семи довольно ярких звезд, затем через две крайние правые звезды Большой Медведицы мысленно провести линию, на которой отложить пять раз расстояние между этими крайними звездами, и тогда в конце этой линии найдем Полярную звезду, которая, в свою очередь, находится в хвосте другого созвездия, называемого Малой Медведицей. Став лицом к Полярной звезде, мы получим направление на север.

Для приблизительного ориентирования нужно знать, что летом в первую четверть Луна в 20 часов находится на юге, в 2 часа ночи – на западе, в последнюю четверть в 2 часа ночи – на востоке, в 8 часов утра – на юге. При полнолунии ночью стороны горизонта определяются так же, как по Солнцу и часам, причем Луна принимается за Солнце. Необходимо помнить, что полная Луна противостоит Солнцу, т.е. находится против него.

По таянию снега.

Известно, что южная сторона предметов нагревается больше чем северная, соответственно и таяние снега с этой стороны происходит быстрее. Это хорошо видно ранней весной и во время оттепелей зимой на склонах оврагов, лунках у деревьев, снегу, прилипшему к камням.

В полдень направление тени (она будет самая короткая) указывает на север. Не дожидаясь самой короткой тени можно ориентироваться следующим способом. Воткните в землю палку около 1 метра длиной. Отметьте конец тени. Подождите 10-15 минут и повторите процедуру. Проведите линию от первой позиции тени до второй и продлите на шаг дальше второй отметки. Станьте носком левой ноги напротив первой отметки, а правой – в конце линии, которую вы начертили. Сейчас вы стоите лицом на север.

По местным предметам.

кора большинства деревьев грубее на северной стороне, тоньше, эластичнее (у березы – светлее) – на южной;
у сосны вторичная (бурая, потрескавшаяся) кора на северной стороне поднимается выше по стволу;
с северной стороны деревья, камни, деревянные, черепичные и шиферные кровли раньше и обильнее покрываются лишайниками, грибками;
на деревьях хвойных пород смола более обильно накапливается с южной стороны;
муравейники располагаются с южной стороны деревьев, пней и кустов; кроме того, южный скат муравейников пологий, а северный – крутой;
весной травяной покров более развит на северных окраинах полян, прогреваемых солнечными лучами; в жаркий период лета – на южных, затененных;
ягоды и фрукты раньше приобретают окраску зрелости (краснеют, желтеют) с южной стороны;
летом почва около больших камней, строений, деревьев и кустов более сухая с южной стороны, что можно определить на ощупь;
снег быстрее подтаивает на южных склонах; в результате подтаивания на снегу образуются зазубрины – “шипы”, направленные на юг;
в горах дуб чаще произрастает на южных склонах. Прочие признаки:
просеки в больших лесных массивах, как правило, ориентируются в направлении север – юг и запад – восток; нумерация кварталов лесных массивов в СССР идет с запада на восток и далее на юг;
· на отдельно стоящем дереве самые густые ветви, как правило, растут с южной стороны, поскольку туда попадает больше солнечных лучей;

· цветы подсолнечника всегда поворачиваются за солнцем и никогда не смотрят на север;

· перелетные птицы весной летят на север, а осенью на юг;

· около отдельно стоящих деревьев снег с северной стороны рыхлый, а с южной

покрывается корочкой, потому что на него светит солнышко.

К постройкам, которые довольно строго ориентированы по сторонам горизонта, относятся церкви, мечети, синагоги. Алтари и часовни христианских и лютеранских церквей обращены на восток, колокольни на запад. Опущенный край нижней перекладины креста на куполе православной церкви обращен к югу, приподнятый – к северу. Алтари католических костелов располагаются на западной стороне. Двери синагог и мусульманских мечетей обращены примерно на север, а их противоположные стороны направлены: мечетей – на Мекку в Аравии, лежащую на меридиане Воронежа, а синагог – на Иерусалим в Палестине, лежащий на меридиане Днепропетровска. Кумирни, пагоды, буддийские монастыри фасадами обращены на юг.

Выход из юрт обычно делают на юг. В домах сельской местности больше окон в жилых помещениях прорубается с южной стороны, а краска на стенах строений с южной стороны выцветает больше и имеет жухлый цвет.

В больших массивах культурного леса определить стороны горизонта можно по просекам, которые, как правило, прорубаются строго по линиям север-юг и восток-запад, а также по надписям номеров кварталов на столбах, установленных на пересечениях просек. На каждом таком столбе в верхней его части и на каждой из четырех граней проставляются цифры – нумерация противолежащих кварталов леса; ребро между двумя гранями с наименьшими цифрами показывает направление на север.

Определение местного времени без часов.

При поломке или утере часов местное время с относительной точностью можно узнать по компасу, измерив азимут по Солнцу. Определив азимут, его значение необходимо разделить на 15 (величина поворота Солнца за 1 час), полученное число будет указывать местное время в момент отсчета. Например, азимут по Солнцу составляет 180°, значит время будет составлять 12 часов.

Ориентирование в лесу.

В литературе имеются рекомендации к определению сторон горизонта по кроне деревьев. Но указание на то, что крона деревьев с южной стороны роскошнее, а годичные кольца прироста древесины на пне срезанного дерева с юга шире, чем с севера, не всегда подтверждается. Дело в том, что в глухом лесу деревья своей тенью закрывают соседние деревья, находящиеся на севере от них. Поэтому более длинные и густые ветки в середине леса могут быть направлены не только на юг, но и на север, восток, запад, т. е. туда, где больше свободного места. В связи с этим и ежегодный прирост очередного слоя древесины образуется с той стороны, с которой дерево лучше развивается. А значит, не обязательно с южной стороны. И если еще учесть то, что на развитие кроны деревьев, а также на ширину прироста древесины

Методическая разработка урока географии в 5 классе «Стороны горизонта»

Былинова Виктория Валерьевна
Методическая разработка урока географии в 5 классе «Стороны горизонта»

Технологическая карта урока

«Стороны горизонта» 5 класс

Цель урока: научить определять стороны горизонта.

Форма работы учащихся: коллективная, работа в группах, индивидуальная работа.

Виды деятельности: работа с текстом учебника, групповая работа, работа с маршрутной

картой, работа с заданиями теста, графического диктанта

Техническое оборудование: интерактивная доска, проектор.

Технологии: здоровьесберегающая, проблемного обучения, ИКТ, работа в группах

Структура и ход урока

№ Название этапа урока Деятельность учителя Деятельность ученика

1. I. МОТИВАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ЧАСТЬ

– Приветствие учащихся, пожелания

удачной совместной деятельности.

Проверка готовности к уроку.

– Запись на доске:

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела,

Так скорей, друзья, за дело!

– Готовы потрудиться, наукам разным поучиться? – Тогда начнем наш урок!

Приветствие учителя, подготовка к уроку.

2. Мотивация и целеполагание.

– Сегодня у нас довольно сложная, но очень интересная тема.

– Мы закончили изучение большого раздела. Как назывался этот раздел? – Сегодня мы приступаем к изучению нового раздела «Виды изображений поверхности Земли». Заданий много. И чтобы все успеть, надо настроиться на хорошую работу. Знания, полученные на уроке, мы будем применять в жизни.

– Дети, поднимите руку, кто из вас любит путешествовать?

– И мультяшные герои, юные путешественники друзья Тралик и Валик, тоже обожают путешествия.

Давайте посмотрим небольшой мультфильм.

– Так какой же будет тема сегодняшнего урока, кто догадался? – Сформулируйте тему урока.

– Ребята, а как вы думаете, чем мы будем заниматься на нашем уроке?

чему же вы должны научиться на уроке

Ответ («Земля во Вселенной»)

= Эл. приложение == Виды изображений Земли!

Просмотр мультфильма про Тралика и Валика «Части света»

Демонстрируют знания. Формулируют название темы урока («Стороны горизонта»)

Тема урока: «Стороны горизонта»

Ответы учеников: «Изучать стороны горизонта», «Учиться определять стороны горизонта». Дети выдвигают различные предположения и фактически формулируют цель урока; затем записывают тему в своих маршрутных картах.

3. II. ОПЕРАЦИОННО-ПОЗНАВАТЕЛЬ- НАЯ ЧАСТЬ

Актуализация темы – А что Вы знаете по данной теме?

– А хотите ли вы узнать подробнее?

Устные ответы (стороны горизонта)

4. Выявление места и причины затруднения – Учитель предлагает ученикам подписать (назвать) основные и промежуточные стороны на схеме (доска)

– Какие затруднения возникли у вас при выполнении данного задания?

– Примерные ответы учеников: «Не знали, как правильно обозначаются стороны горизонта», «Перепутали стороны горизонта», «Не подписали С-З, С-В, Ю-З, Ю-В»

5. Построение проекта и выхода из затруднения 1. Учитель задаёт ученикам вопрос: «Ребята, а что же мы должны знать и уметь, чтобы правильно определять стороны горизонта

– Возможные ответы учащихся: «Знать, а что же такое горизонт «Какие стороны горизонта существуют, «Зачем нам нужно знать стороны горизонта?

6. Изучение нового материала (Реализация построенного проекта) Работа в группах (3 группы)

1. Что такое горизонт и линия горизонта?

2. Какие бывают стороны горизонта? Для чего ввели понятие «стороны горизонта»?

3. Что такое ориентирование? Способы ориентировапния.

– Работают с текстом учебника (п. 16; стр. 78-79)

Физминутка (здоровьесберегающая технология)

– Когда я говорю «север» – тянитесь вверх, «юг» – приседаете, «запад» – поворот налево, «восток» – поворот направо. Играют, демонстрируя свои творческие таланты и знания по теме.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи 1. Представление материала группами 1, обобщение, обсуждение + презентация (слайды с изображением горизонта и линии горизонта)+дополнение учителя (рисунок на доске)

2. Отчет группы 2 + презентация (распределение сторон горизонта по группам)

– Учитель предлагает выполнить задание №2 в маршрутной карте (подписать все стороны горизонта).

– Учитель уточняет, как расположены стороны горизонта (между основными сторонами горизонта находятся промежуточные (СВ, ЮВ,СЗ,ЮЗ)

В мире есть четыре брата:

Север, Юг, Восток и Запад.

Братья эти – страны света,

Ну, а дом их – вся планета. – Устно отвечают (решают проблему, демонстрируя знания);

– выполняют задания №1 в маршрутной карте;

– Работа в маршрутных картах (задание № 2)

– К магнитной доске учащиеся крепят карточки со словами:

горизонт, линия горизонта, стороны горизонта, север, юг, запад, восток, ориентирование.

Физминутка (здоровьесберегающий компонент)

Песенка про стороны света (С, З, Ю, В)

Отчет группы 3 (как найти стороны горизонта без компаса)+ презентация (видео: ориентирование по местным признакам)

– Учитель предлагает выполнить задание № 3 в маршрутной карте.

– Работа в маршрутных картах (задание № 3)

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

– Игра «Определение сторон горизонта» (презентация)

– Учитель предлагает применить открытые знания в расстановке (частичном определении) сторон горизонта на практике и предлагает выполнить задания на определение сторон горизонта (слайды презентации) – Учащиеся выполняют упражнения с последующей самопроверкой; проверяют по эталону (слайды презентации) правильность выполнения заданий.

9. Включение в систему знаний и повторение

– Учитель задает учащимся вопрос «Ребята, при изучении какой темы, вы сможете использовать открытые на сегодняшнем уроке знания

– Затем учащимся предлагается выполнить тест на повторение открытых ребятами знаний (слайд презентации, после чего тест проверяется друг у друга по эталону.

1.Видимое глазом пространство называется:

А) горизонт

Б) линия горизонта

2. Назовите основные стороны горизонта:

а) ЮВ, СВ; б) Ю, С; в) Ю, СВ; г) В, ЮЗ

3. Ориентирование – это…

а) это линия соединяющая небо с землёй

б) умение определять стороны горизонта

К промежуточным сторонам горизонта относятся:

– Возможные ответы учащихся: «Открытые знания нам понадобятся при изучении темы «Ориентирование» или же «для того, чтобы ориентироваться на местности».

– Проверяют тест друг у друга по эталону =взаимопроверка

Работа в группах (3 группы)

1. Практикум (графический диктант)

– задание на проверку знаний в определении сторон горизонта на

-А теперь проверим вашу внимательность.

– Какой рисунок получился?

Уч. -ся выполняют задания графического диктанта (от данной точки без отрыва проводят линии)

Физминутка (здоровьесберегающий компонент)

Гимнастика для глаз:

1. Выполните горизонтальные движения глазами: направо-налево.

2. Поднимите глазки вверх, опустите вниз.

3. Быстро сожмите и разожмите глаза

4. Часто поморгайте глазами.

2. Игра «Блеф» (А верите ли вы, что)

-Учитель задает вопросы викторины каждой группе (слайды с картинками)

Цель игры: повторить знания по данной теме. Выполняют упражнения.

Правило: учащиеся дают ответ только по сигналу учителя, обдумав ответ в группе или индивидуально.

11. Итог урока (рефлексия).

Д/З – Наше увлекательное путешествие подходит к концу.

– Что нового мы сегодня узнали на уроке?

– Решили ли мы поставленные цели урока?

– Давайте составим синквейн.

СИНКВЕЙН (слово «Горизонт»)

Правила составления синквейна

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, описывающие признаки явления.

3 строка – три глагола, описывающие действия явления.

4 строка – фраза из 4 слов, выражающая ваше отношение к явлению.

5 строка – 1 слово-заключение в форме существительного.

– Комментирует и выставляет оценки за урок.

– Учитель объясняет домашнее задание:

Затем озвучивает домашнее задание:

параграф 16, пересказ (обязательное задание);

задание на выбор (по желанию с дополнительным оцениванием):

– подготовить сообщение по теме:

а) появление компаса и его устройство;

б) Ориентирование на местности по местным признакам (рисунок);

в). составить задание на стороны горизонта, чтобы получить фигуру;

– Оценивают свою работу на уроке. –

– Осуществляют самоанализ деятельности.

Записывают домашнее задание в дневник

Видимое глазом пространство называют.

Воображаемую линию, отделяющую небо от Земли называют.

2. Подписать все стороны горизонта

3. Умение определять своё местоположение относительно сторон горизонта и отдельных объектов называют.

4. Выполнение задания на определение сторон горизонта

2) 1 вариант – ___ 2 вариант – ___

5.Ответьте на вопросы:

– Как Вы считаете, достигли ли вы цели, поставленной в начале урока? ___

сегодня я узнал…

1. Что называют горизонтом?

2. Объяснить, что такое линия горизонта?

1. Какие бывают стороны горизонта?

2. Для чего ввели понятие «стороны горизонта»?

1. Что называют ориентированием?

2. Какие способы ориентирования на местности вы знаете?

ГРУППА 1 ГРУППА 2 ГРУППА 3

8 клеток на север

2) по две клетки 4 раза на юго-восток

2) по две клетки 4 раза на северо-восток

3) 8 клеток на юг

2) по две клетки 8 раз на северо-восток

3) 8 клеток на юг

8 клеток на север

2) 13 клеток на восток

3) 5 клеток на юг

4) 13 клеток на запад

Конспект урока по географии в 7 классе «Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры» Тема: Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры. Цель урока: Познакомить учащихся с экологическими проблемами Севера;.

Конспект урока географии в 8 классе коррекционной школы «Тикси — северные ворота Якутии» Конспект урока географии в 8 классе по теме: «Тикси – северные ворота Якутии» Е. К. Андреева, учитель С (К)ОШ-4 Цель: Познакомить учащихся.

Методическая разработка для урока физики в 7 классе «Давление. Единицы Давления. Способы увеличения и уменьшения давления» «Давление. Единицы давления. Способы увеличения и уменьшения давления.» Тип урока: комбинированный, урок открытия нового знания. Используемые.

Методическая разработка образовательной деятельности направленной на развитие просодической стороны речи у дошкольников с ОВЗ Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад №1 МО Кореновский район Методическая разработка образовательной.

Методическая разработка «Приемы и методы совершенствования просодической стороны речи в ДОУ» ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ. (ФОНОПЕДИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ЕМЕЛЬЯНОВОЙ) Приёмы и методы совершенствования.

Методическая разработка урока географии в 5 классе на тему «План местности и географическая карта» Пинигина Г. Г. учитель географии и биологии МБОУ «ООШ» пгт Парма Методическая разработка урока географии в 5 классе Тема «План местности.

Стороны горизонта. Ориентирование

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа № 2 с. Приволжье муниципального района Приволжский Самарской области

«Проектирование учебного занятия по географии по теме: Стороны горизонта. Ориентирование».

Конспект урока по географии в 5 классе

Учитель: Елакова Мария Ивановна

Школа: ГБОУ СОШ №2 с. Приволжье Самарская область

Тема урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями

формировать представления о сторонах горизонта и способах ориентирования на местности.

-формировать практические умения определять с помощью компаса сторон горизонта и азимута на местности, по плану;

-формировать практические умения ориентироваться на местности по местным признакам;

– развивать у обучающихся способности владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

-применять усваиваемые знания в условиях решения учебных задач;

– формировать у обучающихся умения определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, доказывать, выдвигать гипотезы и их обосновывать.

-развивать у обучающихся умения находить нужную информацию из различных источников;

-развивать практические навыки работы с компасом, планом местности;

– формировать навыки использования информационных технологий с учетом стандарта второго поколения;

-формировать навыки самостоятельной и групповой работы;

– развивать у обучающихся интерес к предмету «география» и образное мышление

Планируемые образовательные результаты.

уметь объяснять значение понятий: «азимут», «стороны горизонта», «ориентирование»;

определять (измерять) направления на плане, географической карте и на местности; ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов.

Регулятивные УУД: постановка и сохранение учебной задачи, контроль и коррекция знаний;

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.

Общеучебные УУД: выделение и структурирование необходимой информации, смысловое чтение как осмысление цели чтения.

Логические УУД: выделение методов ( анализ), синтез, подведение под понятие, построение логической цепи рассуждения

Формирование целостного восприятия окружающего мира;

способность к рефлексивной самооценке собственных действий, саморазвитию;

развитие познавательных мотивов.

Извлекать необходимую информацию из текста, иллюстраций, наблюдений для решения учебной задачи;

освоение норм коммуникативного взаимодействия.

Развитие умений устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире;

Определять по компасу направления на стороны горизонта

Определять углы с помощью транспортира

развитие кругозора учащихся по спектру применения знаний и навыков ориентирования в пространстве, применение метода информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютерных средств

Программное содержание: Первичные навыки ориентирования на местности. Что такое компас? Для чего он нужен. Глазомерная съемка. Определение расстояний на местности. Определение азимутов на местности. Ориентирование по плану. Определение азимутов на плане. Определение углов с помощью транспортира.

Мировоззренческая идея: В любой местности мы должны следовать определенным правилам.

Основные понятия: ориентирование, азимут, север, юг, запад, восток, компас.

План изучения нового материала.

Возникновение (постановка) проблемной ситуации

Осознание сущности затруднения и постановка проблемы (формулировка проблемной задачи);

Поиск способа решения проблемной задачи путем догадок, гипотез и т.п. с попыткой соответствующего обоснования;

Проверка правильности решения проблемной задачи

Технология: проблемного обучения.

Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.

Вид урока: традиционный .

Оборудование урока: интерактивная доска (ИД), презентация к уроку, разрезные картинки с изображением севера, юга, запада, востока, таблички с различными способами ориентации на местности, .

География: Планета Земля 5-6 класс, А.А. Лобжанидзе

Технологическая карта урока

Организационный момент 3 минуты.

В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей друзья за дело.

– Готовы потрудиться, наукам разным поучиться?

– Тогда начнем наш урок

Сегодня у нас довольно сложная, но очень интересная тема.

Мы должны сегодня успеть почитать сказку, проверить свою внимательность и, конечно, рассмотреть новую тему. И что бы все успеть, надо настроиться на хорошую работу. – А начнем мы с самого приятного. Сейчас я вам прочитаю отрывок одной из очень известной русской народной сказки. Налево пойдёшь – коня потеряешь. Направо пойдёшь – себя потеряешь, прямо пойдёшь – Богатым будешь. Узнали сказку? А мы с вами можем так же ориентироваться в селе – направо, налево, прямо…

Анализируют отрывок из сказки. Делают выводы.

На основе личного опыта вспоминают умение ориентироваться в городе, на открытой местности

2.Создание проблемной ситуации

постановка и сохранение учебной задачи, контроль и коррекция знаний

А теперь другая ситуация : Мальчик заблудился в лесу. Он ходил то в одну сторону, то в другую. Он несколько раз вспоминал, что когда пошёл рано утром из деревни в лес, солнце ему жгло спину.

Скажите, почему мальчик не смог вернуться сам домой?

– Что вы чувствуете, оказавшись в данной ситуации?

– Есть ли выход из данного положения?

А только ли важно уметь ориентироваться в данной ситуации?

Что нужно знать для того, чтобы уметь ориентироваться?

– Вступая в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие – проговаривают и осознают его.

Предлагают пути выхода их ситуации

3.Поиск способа решения проблемной задачи путем догадок, гипотез и т.п. с попыткой соответствующего обоснования;

выделение методов ( анализ), синтез, подведение под понятие, построение логической цепи рассуждения

– Правильно, надо знать стороны горизонта. А в жизни нам это нужно? А где ?

Попробуйте сами назвать тему урока.

Учитель при необходимости уточняет: «Ориентирование на местности. Азимут. Стороны горизонта».

Это тема нашего урока. Давайте откроем тетради и запишем тему урока.

Задача сегодняшнего урока

– научиться определять стороны горизонта и направления на плане и карте.

Проявляют познавательную инициативу. Формулируют тему, цели урока.

Осознание цели предстоящей деятельности.

Записывают тему урока.

4.Доказательство гипотезы (новая тема)

уметь объяснять значение понятий: «азимут», «стороны горизонта», «ориентирование

определять (измерять) направления на плане, географической карте и на местности; ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позици

выделение и структурирование необходимой информации, смысловое чтение как осмысление цели чтения

Что такое ОРИЕНТИРОВАНИЕ?

Что для этого нужно знать ?

Правильно, стороны горизонта.

Что вы знаете про стороны горизонта? Назовите их?

Стороны горизонта при ориентировании обычно определяют:

• по магнитному компасу;

• по небесным светилам;

• по признакам некоторых местных предметов.

Определение сторон горизонта по компасу.

С помощью компаса можно определить направление на стороны горизонта в любое время суток и в любую погоду.

Сначала отмечаю, что при ориентировании на местности широко применяется компас Адрианова.

Задание: Как устроен компас? Как работает компас? Определите по компасу стороны горизонта.

– учитель рассказывает устройство компаса.

– работа с инструкцией по работе с компасом

Правила работы с компасом.
1. Положите компас на горизонтальную поверхность (или ладонь).
2. Стрелка компаса должна быть неподвижной. После этого поверните коробку компаса так, чтобы буква «С» на шкале компаса совпадала с темным концом магнитной стрелки.
З. Вы сориентировали компас и подготовили его к работе.
Определите, в каком направлении находится дверь нашего класса? Куда выходят окна? Где от вас находится ваш дом? Ваш сосед?

Определение направлений на плане и карте (работа с планом местности )

– Покажите направления на плане местности. Как оно обычно показано? В каком направлении от парома на реке Волге находится с. Приволжье?

Определите, как изменяется направление на с. Обшаровка

Проблема- С или С-В?

– Каждая сторона горизонта имеет не только свое название, но и цифровое значение– азимут. Что же такое азимут? Открываем учебники на стр. 40, и прочитаем определение азимута.

Так что такое АЗИМУТ?

В основу работы с этим понятием положен УГОЛ, т.е, чтобы определить азимут, нужно определить угол.

А сейчас их обозначим на вашем первом рисунке. 90о, 180о, 270о, 360о

А как нужно ориентироваться на местности?

называют стороны горизонта, изображают их в тетради:

Находят на плане – объекты на С, Ю, З. В.

Показывают на доске.

Работают с заданиями на определение направлений на плане.

Работают с текстом.

Работают с транспортиром , определяют азимут на плане.

Из собственного опыта называют приёмы и умение ориентироваться на местности.

Работают с иллюстрациями учебника.

Самостоятельная работа по парам с компасом и инструкцией по его применению.

Определяют положение на С в классе

Проверка правильности решения проблемной задачи (закрепление)

Давайте теперь поиграем и потренируемся в определении сторон горизонта.

Вы- пилоты. С Ростовского аэропорта отправляются рейсы Ростов –Сочи, Ростов – Москва, Ростов – Лондон, Ростов – Рио- де – Жанейро,

Какой курс должны держать пилоты, чтобы не сбиться с курса?

Учащиеся записывают объект и сторону горизонта направления полёта

Читайте также:  Атлантический океан - сообщение доклад
Ссылка на основную публикацию
Название: Ориентирование на местности
Раздел: Рефераты по географии
Тип: реферат Добавлен 06:43:37 14 июня 2001 Похожие работы
Просмотров: 22058 Комментариев: 53 Оценило: 81 человек Средний балл: 4.1 Оценка: 4 Скачать