Стороны горизонта – сообщение доклад (5 класс география)

Стороны горизонта. Ориентирование

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа № 2 с. Приволжье муниципального района Приволжский Самарской области

«Проектирование учебного занятия по географии по теме: Стороны горизонта. Ориентирование».

Паспорт урока

Конспект урока по географии в 5 классе

Учитель: Елакова Мария Ивановна

Школа: ГБОУ СОШ №2 с. Приволжье Самарская область

Тема урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями

Содержательная:

формировать представления о сторонах горизонта и способах ориентирования на местности.

Деятельностная :

-формировать практические умения определять с помощью компаса сторон горизонта и азимута на местности, по плану;

-формировать практические умения ориентироваться на местности по местным признакам;

– развивать у обучающихся способности владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

-применять усваиваемые знания в условиях решения учебных задач;

– формировать у обучающихся умения определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, доказывать, выдвигать гипотезы и их обосновывать.

Задачи урока:

-развивать у обучающихся умения находить нужную информацию из различных источников;

-развивать практические навыки работы с компасом, планом местности;

– формировать навыки использования информационных технологий с учетом стандарта второго поколения;

-формировать навыки самостоятельной и групповой работы;

– развивать у обучающихся интерес к предмету «география» и образное мышление

Планируемые образовательные результаты.

уметь объяснять значение понятий: «азимут», «стороны горизонта», «ориентирование»;

определять (измерять) направления на плане, географической карте и на местности; ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов.

Регулятивные УУД: постановка и сохранение учебной задачи, контроль и коррекция знаний;

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.

Общеучебные УУД: выделение и структурирование необходимой информации, смысловое чтение как осмысление цели чтения.

Логические УУД: выделение методов ( анализ), синтез, подведение под понятие, построение логической цепи рассуждения

Программные требования

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

Формирование целостного восприятия окружающего мира;

способность к рефлексивной самооценке собственных действий, саморазвитию;

развитие познавательных мотивов.

Извлекать необходимую информацию из текста, иллюстраций, наблюдений для решения учебной задачи;

освоение норм коммуникативного взаимодействия.

Развитие умений устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире;

Определять по компасу направления на стороны горизонта

Определять углы с помощью транспортира

развитие кругозора учащихся по спектру применения знаний и навыков ориентирования в пространстве, применение метода информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютерных средств

Программное содержание: Первичные навыки ориентирования на местности. Что такое компас? Для чего он нужен. Глазомерная съемка. Определение расстояний на местности. Определение азимутов на местности. Ориентирование по плану. Определение азимутов на плане. Определение углов с помощью транспортира.

Мировоззренческая идея: В любой местности мы должны следовать определенным правилам.

Основные понятия: ориентирование, азимут, север, юг, запад, восток, компас.

План изучения нового материала.

Возникновение (постановка) проблемной ситуации

Осознание сущности затруднения и постановка проблемы (формулировка проблемной задачи);

Поиск способа решения проблемной задачи путем догадок, гипотез и т.п. с попыткой соответствующего обоснования;

Проверка правильности решения проблемной задачи

Технология: проблемного обучения.

Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.

Вид урока: традиционный .

Оборудование урока: интерактивная доска (ИД), презентация к уроку, разрезные картинки с изображением севера, юга, запада, востока, таблички с различными способами ориентации на местности, .

География: Планета Земля 5-6 класс, А.А. Лобжанидзе

Технологическая карта урока

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент 3 минуты.

В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей друзья за дело.

– Готовы потрудиться, наукам разным поучиться?

– Тогда начнем наш урок

Сегодня у нас довольно сложная, но очень интересная тема.

Мы должны сегодня успеть почитать сказку, проверить свою внимательность и, конечно, рассмотреть новую тему. И что бы все успеть, надо настроиться на хорошую работу. – А начнем мы с самого приятного. Сейчас я вам прочитаю отрывок одной из очень известной русской народной сказки. Налево пойдёшь – коня потеряешь. Направо пойдёшь – себя потеряешь, прямо пойдёшь – Богатым будешь. Узнали сказку? А мы с вами можем так же ориентироваться в селе – направо, налево, прямо…

Анализируют отрывок из сказки. Делают выводы.

На основе личного опыта вспоминают умение ориентироваться в городе, на открытой местности

2.Создание проблемной ситуации

постановка и сохранение учебной задачи, контроль и коррекция знаний

А теперь другая ситуация : Мальчик заблудился в лесу. Он ходил то в одну сторону, то в другую. Он несколько раз вспоминал, что когда пошёл рано утром из деревни в лес, солнце ему жгло спину.

Проблемные вопросы:

Скажите, почему мальчик не смог вернуться сам домой?

– Что вы чувствуете, оказавшись в данной ситуации?

– Есть ли выход из данного положения?

А только ли важно уметь ориентироваться в данной ситуации?

Что нужно знать для того, чтобы уметь ориентироваться?

– Вступая в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие – проговаривают и осознают его.

Предлагают пути выхода их ситуации

3.Поиск способа решения проблемной задачи путем догадок, гипотез и т.п. с попыткой соответствующего обоснования;

выделение методов ( анализ), синтез, подведение под понятие, построение логической цепи рассуждения

– Правильно, надо знать стороны горизонта. А в жизни нам это нужно? А где ?

Попробуйте сами назвать тему урока.

Учитель при необходимости уточняет: «Ориентирование на местности. Азимут. Стороны горизонта».

Это тема нашего урока. Давайте откроем тетради и запишем тему урока.

Задача сегодняшнего урока

– научиться определять стороны горизонта и направления на плане и карте.

Проявляют познавательную инициативу. Формулируют тему, цели урока.

Осознание цели предстоящей деятельности.

Записывают тему урока.

4.Доказательство гипотезы (новая тема)

уметь объяснять значение понятий: «азимут», «стороны горизонта», «ориентирование

определять (измерять) направления на плане, географической карте и на местности; ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позици

выделение и структурирование необходимой информации, смысловое чтение как осмысление цели чтения

Что такое ОРИЕНТИРОВАНИЕ?

Что для этого нужно знать ?

Правильно, стороны горизонта.

Что вы знаете про стороны горизонта? Назовите их?

Стороны горизонта при ориентировании обычно определяют:

• по магнитному компасу;

• по небесным светилам;

• по признакам некоторых местных предметов.

Определение сторон горизонта по компасу.

С помощью компаса можно определить направление на стороны горизонта в любое время суток и в любую погоду.

Сначала отмечаю, что при ориентировании на местности широко применяется компас Адрианова.

Задание: Как устроен компас? Как работает компас? Определите по компасу стороны горизонта.

– учитель рассказывает устройство компаса.

– работа с инструкцией по работе с компасом

Правила работы с компасом.
1. Положите компас на горизонтальную поверхность (или ладонь).
2. Стрелка компаса должна быть неподвижной. После этого поверните коробку компаса так, чтобы буква «С» на шкале компаса совпадала с темным концом магнитной стрелки.
З. Вы сориентировали компас и подготовили его к работе.
Определите, в каком направлении находится дверь нашего класса? Куда выходят окна? Где от вас находится ваш дом? Ваш сосед?

Определение направлений на плане и карте (работа с планом местности )

– Покажите направления на плане местности. Как оно обычно показано? В каком направлении от парома на реке Волге находится с. Приволжье?

Определите, как изменяется направление на с. Обшаровка

Проблема- С или С-В?

– Каждая сторона горизонта имеет не только свое название, но и цифровое значение– азимут. Что же такое азимут? Открываем учебники на стр. 40, и прочитаем определение азимута.

Так что такое АЗИМУТ?

В основу работы с этим понятием положен УГОЛ, т.е, чтобы определить азимут, нужно определить угол.

А сейчас их обозначим на вашем первом рисунке. 90о, 180о, 270о, 360о

А как нужно ориентироваться на местности?

называют стороны горизонта, изображают их в тетради:

Находят на плане – объекты на С, Ю, З. В.

Показывают на доске.

Работают с заданиями на определение направлений на плане.

Работают с текстом.

Работают с транспортиром , определяют азимут на плане.

Из собственного опыта называют приёмы и умение ориентироваться на местности.

Работают с иллюстрациями учебника.

Самостоятельная работа по парам с компасом и инструкцией по его применению.

Определяют положение на С в классе

Проверка правильности решения проблемной задачи (закрепление)

Давайте теперь поиграем и потренируемся в определении сторон горизонта.

Вы- пилоты. С Ростовского аэропорта отправляются рейсы Ростов –Сочи, Ростов – Москва, Ростов – Лондон, Ростов – Рио- де – Жанейро,

Какой курс должны держать пилоты, чтобы не сбиться с курса?

Учащиеся записывают объект и сторону горизонта направления полёта

Доклад-сообщение Слюда – минерал описание для детей 2, 3, 5 класса

Слюда – это минерал, отличительной особенностью которого является слоистая структура. Это довольно распространенное полезное ископаемое. Слюду можно разделить на очень тонкие пластины, они являются достаточно гибкими и прочными. Примеси металлов (железа, марганца, хрома) в составе слюды обеспечивают ее различные цвета. Она бывает коричневая и зеленая, а также черная и розовая различных оттенков.

Добывают этот минерал открытым или подземным способом. Слюда входит в состав пород, имеющих вулканическое происхождение. Самые большие месторождения слюды находятся в Индии, Бразилии, США, много этого полезного ископаемого на Мадагаскаре и в России.

Этот минерал был известен и высоко ценился еще в Древнем Египте, он был обнаружен в пирамидах. Позже слюду стали использовать в окнах и светильниках, при отделке храмов и изготовлении икон, украшении шкатулок и ларцов. Фонари из слюды со свечами внутри пользовались большой популярностью, ведь этот материал прозрачный и термостойкий, такие светильники были недорогими. В свое время слюда конкурировала со стеклом и выигрывала благодаря более низкой цене и простоте изготовления пластин, ведь для этого слюду нужно было только тонко нарезать.

Слюду используют в электротехнике благодаря ее отличным изоляционным свойствам, а также для получения особых оптических стекол, в приборах по измерению радиации. Крошка слюды, нанесенная на бумагу, применяется как изоляционный материал. Вспученная и обожженная слюда – это вермикулит. Его сфера применения – это наполнитель для бетона, утеплителей, звукоизоляции. Вермикулит добавляют в грунт цветоводы, особенно для комнатных растений для его разрыхления. Отдельные слои и части слюды можно склеивать, получая слюдопласт. Мельчайшую пыль из минерала добавляют в косметические средства, чтобы придать им сияние, а также в лакокрасочные материалы.

Сообщение-доклад о Слюде

Недра нашей планеты богаты самыми разнообразными природными минералами, каждому из них нашлось свое особенное применение в жизни человека. Слюда это так же природное богатство, в его семейство входят многие виды горных минералов. В первую очередь это биотит, мусковит, флогопит и лепидолит. Можно сказать, что все разновидности минералов имеют похожие сходства, но все же, они отличаются из-за содержания металлов. Минерал слюда вместе со всеми своими видами отлично разделяются на слои, которые на ощущение кажутся очень мягкими. Почти все виды слюды умеют образовывать однотипные кристаллы. Они отличаются по цветам и оттенкам.

Слюда образуется в земной коре. Они входят в состав горных пород, которые смогли образоваться в момент остывания вулканической лавы. Бывает и так, что слюда образуется вследствие других процессов. Слюда давно считается обширным семейством минералов. Чаще чем другие виды в природе встречается мусковит. Его пластинки могут быть белыми или даже не иметь никакого цвета. Еще один вид слюды – биотит. Из-за того, что минерал перенасыщен железом, биотит всегда будет либо буро-зеленым, или же совсем черным. Флогопит имеет желтоватую окраску, иногда коричневую. Листы лепидолита розовато-сиреневого цвета. Они всегда изогнуты.

Читайте также:  Река Амур – сообщение доклад

Такой минерал как слюда люди добывают в шахтах. Чаще всего с помощью бурильных работ. Залежи слюды расположены на территории Канады, России, Америки, Африки, Бразилии и Индии. Слюда очень хороший изоляторный материал. Ее расслаивают, а так же разрезают на кусочки. Слюда присутствует во многих электроприборах, ее применяют в изготовлении электрооборудования. Раньше чтобы получить слюду ее вручную отбирали из всей горной массы. Разработки человека не стали на одном месте, поэтому сегодня, разработано много способов синтеза этого минерала.

Люди издавна начали интересоваться слюдой. Это началось со строительства жилья. Из пластинок слюды делали оконницы, которые потом вставлялись в проемы окон. Пластины слюды добавлялись в любой электрический прибор, считалось, что электроприбор без слюды просто не мог работать. Слюдой инкрустируют разнообразные красивые шкатулки и шкафы. Если слюду смешать с красками это придаст поверхности особого вкуса и изысканности. Такую интересную краску разработали так же для некоторых видов обоев, и пластмассовых изделий. Вот и получается, что природа раскрывает перед нами не только свои богатства, она еще помогает человеку приспособиться к жизни.

Описание для детей 2, 3, 5 класса

Слюда – полезное ископаемое

Популярные темы сообщений

Озеро Абрау является памятником природы. Оно находится недалеко от города Новороссийск в Краснодарском крае. Некоторые утверждают, что название озеро получило из абхазского языка, означающее провал. Точной версии,

Все думают, что символом Руси и России является береза, но это – липа. И в дворянских усадьба были не только березовые, но и липовые аллеи, ведущие к господскому дому. Такие аллеи и сейчас можно встретить в Подмосковье.

Виталий Валентинович Бианки является знаменитым русским писателем. Настолько сильная любовь к своей родине и природе запечатлена практически во всех произведениях писателя, которые очень любят

Доклад Слюда полезное ископаемое 2, 3 класс сообщение

Слюда – распространенный в природе минерал. Существует несколько видов этой горной породы, различающейся между собой по цвету и химическому составу. В зависимости от вулканических образований, в которых сформировалось это вещество, преобладают те или иные цвета природной слюды. В основном минерал бывает красного, желтого, зеленого или черного цвета. Внешне слюда напоминает стекло, состоящее из нескольких слоев с неровными краешками и заломами. Природный минерал очень ломкий и хрупкий, его легко сломать руками без применения инструментов.

Добывать слюду стали еще в древности, изготавливая из нее окна, светильники, ювелирные изделия. Кроме того, минерал широко использовался церковными художниками при изготовлении икон.

До – сих пор этот природный материал применяют при изготовлении каминов, создании цветных витражей. Ювелиры используют его для оформления драгоценностей. Слюда является отличным теплоизоляционным материалом, поэтому пользуется успехом при проведении строительных работ. Крошка из слюды применяется в цементной промышленности, при изготовлении пластмассовых изделий и при производстве лакокрасочных материалов.

Выделяют несколько разновидностей минерала. Это железистая, алюминиевая и литиевая породы. Различаются они между собой химическим составом.

Слюда – вещество вулканического происхождения. Лава после извержения вулкана застывает, а присутствие водяных паров, высоких температур и давления при отвердении создают условия для образования целых пластов породы.

Добыча ископаемых происходит, в основном в горной местности. Есть два способа добычи, это открытый и подземный. Первый способ – это извлечение слюды из породы, находящейся на поверхности. Минерал собирают вручную, высвобождая из других горных образований. При втором способе – в шахтах производят взрывы, бурят продольные скважины и таким образом обнаруживают крупные месторождения слюды. При современном развитии науки, минерал можно добывать синтетическим способом.

Самые крупные месторождения слюды находятся в России, Индии, США и Канаде.

Наибольшая концентрация минерала наблюдается в такой горной породе как гранит. В этом камне гранулы слюды можно обнаружить невооруженным глазом из-за яркого блеска.

Сообщение 2

Слюда имеет слоистую структуру, позволяющую легко ломать этот природный минерал. Это порода вулканического происхождения, которая представляет собой вытянутые кристаллы, расположенные тонкими слоями. Под термином «слюда» понимают сразу несколько минералов, имеющих сходное строение. Это преимущественно биотит и мусковит. Разнородностью минералов обусловлена окраска этого полезного ископаемого. Слюда может быть синей и зеленой, коричневой, черной и даже красной.

Белый или прозрачный цвет обеспечивает преобладающий в слюде мусковит. Этот минерал встречается наиболее часто.

Более темный цвет характерен для другого слюдяного минерала – биотита. Он содержит много железа, поэтому преимущественно имеет черный цвет с характерным бурым оттенком.

Очень красивую форму и цвет имеет лепидолит, напоминающий лепестки цветка. Он не образует ровные слои и отличается розовым, лиловым или сиреневым цветами.

Образование слюды происходит в жерле вулкана после его извержения. Благодаря создающимся там условиям, включающим в себя крайне высокое давление, наличие водяных паров и высоких температур, расплавленная лава застывает слоями, образуя этот минерал.

Слюда обладает определенной прозрачностью, хотя и не такой хорошей, как стекло. Однако этот материал хорошо пропускает солнечный свет. Поэтому раньше, когда стекло еще не умели производить, в оконные рамы вставляли слой слюды. Такие окна были атрибутом исключительно богатых людей. Их дома также украшались орнаментами и витражами из слюды, что позволяло придать интерьеру эстетичности и уюта.

В настоящее время слюда широко применяется благодаря своим теплоизоляционным свойствам. Ее используют в радио-, электро- и даже авиационной технике. Этот материал не горюч и его применение способствует снижению пожарной опасности.

В косметологии слюду применяют в качестве добавок при производстве декоративной косметики. Также она используется при изготовлении красок, придавая окрашенной поверхности блеск.

Слюда добывается в горных регионах, при этом используют как открытые карьеры, так и подземный метод добычи. Совместно с методом подрывов используются и буровые установки. Несмотря на автоматизацию производства, кристаллы слюды по-прежнему отбирают вручную.

Картинка к сообщению Слюда полезное ископаемое

Популярные сегодня темы

Органы чувств помогают человеку воспринимать окружающий мир. С помощью рецепторов они транспортируют в мозг импульсы, передающие ощущения о предметах, а мозг уже формирует на основе этих ощущ

Большая панда – это большое животное, которое в длину достигает от полутора до двух метров и вес этого пушистого животного может быть от семнадцати до ста шестидесяти килограмм.

Мертвое море – именно это название является самым известным, также ему присвоили такие названия, как асфальтовое или содомское море. Представляет собой бессточное соленое озеро

Одной из красивейших популяций, относящейся к насекомым – это стрекозы. Они обитают вблизи прудов, рек и озер, в мире насчитывается более 6500 их видов.

В космосе помимо обычных планет существуют и карликовые планеты, которые отличаются размерами от обычных в сотни раз. Но и среди карликов есть крупные экземпляры. Самой большой карликовой пла

В 1850 году известный на всю Москву купец и меценат Павел Третьяков увлекся коллекционированием живописи и начал активно скупать работы различных авторов.

Доклад сообщение “Полезные ископаемые слюда”, что написать?

Полезные ископаемые. Слюда. Сообщение. Доклад.

Сообщение о слюде.

Слюда – это минерал. Слоистая структура ярко отличает ее от других полезных ископаемых. Слюду делят на тонкие пластины. Они являются прочными и гибкими. Слюда имеет различную окраску: зеленую, коричневую, розовую и черную. Примеси металлов, содержащиеся в полезном ископаемом, окрашивают ее в разный цвет.

Добывают слюду подземным или открытым способом. Она имеет вулканическое происхождение, образуется при застывании лавы. Большие месторождения слюды сосредоточены в Индии, России, США, Бразилии.

Этот красивый минерал применяли еще древние египтяне. Его неоднократно находили в пирамидах.

Позже слюду стали использовать, как отделочный материал в

Слюду использовали вместо стекла. Фонари из нее были дешевле стеклянных. Ведь слюду для изделий надо было только нарезать.

В настоящее время слюду применяют в электротехнике. Она имеет отличные изоляционные свойства. А также это полезное ископаемое незаменимо при изготовлении оптических стекол в приборах, по измерению радиации.

Используют слюду и в строительных материалах, как изолятор, а именно при изготовлении утеплителя, звукоизоляции.

Полезное ископаемое- полезному ископаемому рознь. Их очень много и образовывались они каждое по-своему. Кроме того, все что лежит в земле так или иначе может быть полезным. Начиная от почвы и кончая простым камнем. Естественно на равнина и в горах происходят разные геологические и химические процессы, которые и влияют на образование тех или иных ископаемых. В основном это осадочные породы.

В Калужской области имеется большое количество полезных ископаемых разных происхождений, в особенности часто встречается бурый уголь, а также торф, которые являются полезными ископаемыми органического происхождения. К горно-металлургическ­ ому и керамическому сырью относится огнеупорная глина, которая также добывается. К горнотехническому сырью относятся формовочные пески. Если говорить об агрономических рудах, то имеются – фосфориты. Также имеется и горно химическое сырье, а именно – каменная соль. Если говорить о строительных материалах, то добывается гипс, трепела и опоки, а также известняки, а также добываются другие строительные материалы, например, охра.

В Тюменской области добывают такие полезные ископаемые как: нефть, торф, минеральные воды и др

Майданпек, это район молибдено-меднопарфи­ ровых руд. Месторождения расположены в восточной части республики Сербии. Разработка пиритовых руд ведется с 1908 года, а добыча медных с 1961 года. Месторождения гидротермального типа, оценочные общие запасы руд главного месторождения составляют 90 миллионов тон, при содержании в них меди до 1,5 процента. Разработка ведется открытым-карьерным и закрытым-шахтным способом. Город Бор является центром этого района, основан в 1945 году, население сейчас составляет более сорока тысяч жителей. В городе находится один из крупнейших в Европе медеплавильных комбинатов. Так же развито производство серной кислоты и минеральных удобрений, есть небольшие предприятия машиностроения. Кроме того Бор крупный туристический центр страны, окрестности города, это потрясающей красоты невысокие горы с лугами и долинами, недалеко есть красивое озеро Борско. Здесь развит экологический туризм, популярен пеший и велосипедный. В окрестностях города много достопримечательност­ ей-дворец Князя Александра, монастырь Монасья, пещеры Лазаря и другие, неподалеку находится и курорт Брестовачка-Баня. Сербия для россиян безвизовая страна, так что в Бор можно свободно поехать и осмотреть этот интересный город и связанный с ним горно-промышленный район.

Среди полезных ископаемых, добываемых в Латинской Америке и являющихся топливом, конечно главную роль играет нефть, которая занимает до 80% от общей стоимости добываемых углеводородов. Не маловажную роль среди полезных ископаемых энергоносителей в Латинской Америке занимают конечно газ и уголь, но нефти они проигрывают значительно.

На сегодняшний день, 06.01.2017 года, в Южной Америке разведан 51 нефте-газоносный бассейн, хотя пока эффективно используется только 26-ть из них.

Наибольшие запасы нефти в Южной Америке находятся в Венесуэле, Эквадоре, Колумбии, Перу и Аргентине, немного уступают им по запасам Бразилия и Боливия, которые на 100% покрывают собственные потребности в нефти.

Статистики посчитали, что в 12-ти странах Южной Америки, сосредоточено 19% разведанных запасов нефти в мире.

Читайте также:  Вулкан Везувий – сообщение доклад

По этому ответ на вопрос будет однозначный – нефть.

Доклад-сообщение Слюда – минерал описание для детей 2, 3, 5 класса

Слюда – это минерал, отличительной особенностью является которого слоистая структура. Это довольно полезное распространенное ископаемое. Слюду можно разделить на тонкие очень пластины, они являются достаточно прочными и гибкими. Примеси металлов (железа, марганца, составе) в хрома слюды обеспечивают ее различные цвета. бывает Она коричневая и зеленая, а также черная и различных розовая оттенков.

Добывают этот минерал или открытым подземным способом. Слюда входит в пород состав, имеющих вулканическое происхождение. Самые месторождения большие слюды находятся в Индии, Бразилии, много, США этого полезного ископаемого на Мадагаскаре и в Этот.

России минерал был известен и высоко еще ценился в Древнем Египте, он был обнаружен в Позже. пирамидах слюду стали использовать в окнах и при, светильниках отделке храмов и изготовлении икон, шкатулок украшении и ларцов. Фонари из слюды со свечами пользовались внутри большой популярностью, ведь этот прозрачный материал и термостойкий, такие светильники были свое. В недорогими время слюда конкурировала со стеклом и благодаря выигрывала более низкой цене и простоте пластин изготовления, ведь для этого слюду было нужно только тонко нарезать.

Слюду электротехнике в используют благодаря ее отличным изоляционным свойствам, а для также получения особых оптических стекол, в измерению по приборах радиации. Крошка слюды, нанесенная на применяется, бумагу как изоляционный материал. Вспученная и слюда обожженная – это вермикулит. Его сфера это – применения наполнитель для бетона, утеплителей, Вермикулит. звукоизоляции добавляют в грунт цветоводы, особенно комнатных для растений для его разрыхления. слои Отдельные и части слюды можно склеивать, слюдопласт получая. Мельчайшую пыль из минерала добавляют в средства косметические, чтобы придать им сияние, а также в материалы лакокрасочные.

Сообщение-доклад о Слюде

Недра планеты нашей богаты самыми разнообразными природными каждому, минералами из них нашлось свое особенное жизни в применение человека. Слюда это так же богатство природное, в его семейство входят многие горных виды минералов. В первую очередь это мусковит, биотит, флогопит и лепидолит. Можно сказать, все что разновидности минералов имеют похожие все, но сходства же, они отличаются из-за содержания металлов. слюда Минерал вместе со всеми своими видами разделяются отлично на слои, которые на ощущение кажутся мягкими очень. Почти все виды слюды образовывать умеют однотипные кристаллы. Они отличаются по оттенкам и цветам.

Слюда образуется в земной коре. входят Они в состав горных пород, которые образоваться смогли в момент остывания вулканической лавы. так и Бывает, что слюда образуется вследствие процессов других. Слюда давно считается обширным минералов семейством. Чаще чем другие виды в встречается природе мусковит. Его пластинки могут белыми быть или даже не иметь никакого Еще. цвета один вид слюды – биотит. Из-за что, того минерал перенасыщен железом, биотит будет всегда либо буро-зеленым, или же черным совсем. Флогопит имеет желтоватую окраску, коричневую иногда. Листы лепидолита розовато-сиреневого Они. цвета всегда изогнуты.

Такой минерал слюда как люди добывают в шахтах. Чаще помощью с всего бурильных работ. Залежи слюды территории на расположены Канады, России, Америки, Африки, Индии и Бразилии. Слюда очень хороший изоляторный расслаивают. Ее материал, а так же разрезают на кусочки. Слюда многих во присутствует электроприборах, ее применяют в изготовлении электрооборудования. чтобы Раньше получить слюду ее вручную отбирали из горной всей массы. Разработки человека не стали на месте одном, поэтому сегодня, разработано много синтеза способов этого минерала.

Люди издавна интересоваться начали слюдой. Это началось со строительства пластинок. Из жилья слюды делали оконницы, которые вставлялись потом в проемы окон. Пластины слюды любой в добавлялись электрический прибор, считалось, что без электроприбор слюды просто не мог работать. инкрустируют Слюдой разнообразные красивые шкатулки и шкафы. слюду Если смешать с красками это придаст особого поверхности вкуса и изысканности. Такую интересную разработали краску так же для некоторых видов пластмассовых, и обоев изделий. Вот и получается, что раскрывает природа перед нами не только свои она, богатства еще помогает человеку приспособиться к Описание.

жизни для детей 2, 3, 5 класса

Слюда – ископаемое полезное

Популярные темы сообщений

Значимое место среди древних занимает культур китайская культура. Как и многие культуры другие, она неповторима и самобытна. Китайцы слишком были рациональными людьми, поэтому свою они культуру направили на обращение к реальной жизни и ее Органы.

Организм человека устроен образом таким, что мы с вами умеем чувствовать вещи такие, как запахи, вкус или Каждый. температуру человек точно знает, как апельсины пахнут, как неприятно лекарство на вкус, цвета какого твой учебник по геометрии

календаря-давно календарь использовался для что, того бы посчитать дни в году, и работал он благодаря только смене движений небесных тел. так, не Удивительно ли? Но в каждый из исторических периодов культуры разные по-разному воспринимали правила,

Слюда – описание минерала для детей, свойства и применение

Исторические месторождения

Впервые прозрачный минерал из слоистых кристаллов был использован в качестве оконного стекла. Об этом свидетельствуют летописи, найденные в X веке в Новгороде, после завоевания которого Иваном Грозным московское правительство стало иметь представление о веществе. Цена пуда камня (большой кусок), добываемого в период X—XII вв. , составляла 15−150 рублей.

Добыча вулканической породы велась на Кольском полуострове, в Карелии и Сибири, освоение которой в XVII веке позволило открыть новые месторождения минерала. Одно из них, расположенное на Алдане, было обнаружено ученым Владимиром Атласовым в 1683 году. Спустя десятилетия на этих месторождениях перестали добывать природные ресурсы, но в период Великой Отечественной войны их открыли, чтобы применять для оборонных нужд государства.

Торговля в древности

Развитие слюдяной промышленности в Карелии пришлось на начало XVII века. Правительство Москвы в 1608 году издало Указ, который обязывал платить подать с добычи породы. Цена продаваемого минерала зависела от сорта. Добытчики темного камня должны были платить подать от продажи природного ресурса в размере 1/10 части от общего объема. В то время ее также называли горным кварцем или гранитом.

Русское население, проживавшее возле месторождений слюды, пользовалось минералом. Например, жители побережья Ангары могли собирать его с поверхности грунта и продавать купцам. Крестьяне не имели возможности остеклять окна в своих домах слюдой. Они также продавали его.

Слюду покупали зажиточные люди Востока у персидских купцов, а на Западе минерал продавали франкские торговцы и купцы из Греции. Слюда, добываемая в России, называлась мусковит, то есть производным от названия столицы Руси — Москва. Российский камень получил мировое признание. После открытия в XVIII в. стекла закрывать листовой слюдой оконные проемы перестали.

Характеристики и недостатки породы

Минерал способен усиливать свойство прочности металла. Вместе с тем он достаточно хрупок, поскольку имеет пористую структуру. По этой причине слюда использовалась всегда одновременно с другими полезными ископаемыми.

Камень в сочетании с прочными компонентами приобретает монолитность. Свойство механической прочности пород из-за присутствия в них слюды резко падает. Это препятствует нормальному процессу шлифовки материалов.

Характеристику слюды следует начать с того, что природа наделила ее различными химическими свойствами из-за кристаллической структуры. Вулканическую породу используют в качестве изолятора. Он не способен проводить электричество и тепловую энергию. Для слюды характерна способность к спайности в одном направлении.

Несмотря на то что существует много разных видов данного полезного ископаемого, для них характерны общие свойства. К ним можно отнести пластичность, базальную спайность, возможность расщепления. При этом минерал распадается на отдельные пластинки, которые являются твердыми, но тонкими. Они обладают гибкостью и упругостью.

Разновидности минерала, в зависимости от содержащихся в нем химических веществ, классифицированы на отдельные типы. Например, популярный мусковит входит в группу алюминиевых пород, к магнезиально-железистым можно отнести биотит и флогопит, а к литиевым — лепидолит и тайниолит. Среди разновидностей промышленного камня выделяют:

  • мелкую слюду и скарп, возникающие как отходы при изготовлении листового материала;
  • вермикулит или вспучивающуюся слюду, получаемую после обжига вулканической породы;
  • листовую слюду.

Сфера применения полезного ископаемого связана с производством. Осадочная порода с метаморфическими и интрузивными свойствами достаточно термостойка.

Химические свойства

Прежде чем понять, из чего состоит слюда, необходимо отразить ее теплопроводность, химические и дополнительные свойства камня. По своим природным качествам минерал, добываемый на месторождениях, отличается от слюды, производимой синтетическим способом. Для мусковита характерен уровень термостойкости, который составляет 400−700 С. У флогопита она выше — от 200 до 800 С, а фторфлогопит имеет самую высокую термостойкость 1000 С.

В химии минерал обозначается буквами латинского алфавита и имеет общую формулу, которую можно преобразовать и представить в виде X + Y 2 3+ [AlSi 3 O 10 ](OH, F) 2, реже X + Y 3 2+ [AlSi 3 O 10 ](OH, F) 2, где X — преимущественно K, реже Na, NH 4, Y — обычно Mg, Fe, Al, реже Ba, Mn, Ca, Ti, Zn, B, V, UO 2.

По показателю плотности фторфлогопит и мусковит схожи, поскольку она равна 2.6−2.8. У синтетических минералов с мусковитом практически схожие коэффициенты терморасширения 19.8−19.9. У флогопита он равен 18.3. Для мусковита характерно водопоглощение 0.3−4.5%, а для флогопита — 1.5−5.2%. У синтетической слюды этот показатель равен 0.4−2%. Природный минерал содержит катионы металлов и их окислы. Показатель, характеризующий температуру, при которой слюда начинает плавиться, составляет 1145−1400 С. Эта величина зависит от примесей в составе минерала и от содержащихся в нем химических веществ.

Расплавленная слюда способна быстро застывать. Это позволяет изготавливать из нее стекло либо эмаль. Если она застывает медленно, то в структуре происходит образование кристаллов.

Под воздействием высоких температур минерал испытывает вспучивание. Этот процесс приводит к увеличению кристаллов минерала в объеме и их последующему расширению. Их структуру заполняют газы и поры, что вызывает расщепление на слои, которые под влиянием газа отделяются один от другого.

В процессе остывания вспученная порода становится тоньше. Это происходит не до самого конца. По этой причине сам процесс называется остаточным вспучиванием.

Сфера использования

Мелкоразмерная слюда, применяемая в промышленности вместе со скрапом, идет на переработку для производства молотой слюды. Полученное сырье может быть использовано для производства следующих материалов:

  • цемент;
  • краска;
  • резина;
  • пластмасса.

Применение слюды в промышленности стало популярным при изготовлении декоративных материалов, используемых для реставрации изделий. Они могут быть сделаны из дорогих древесных пород либо слоновой кости. В сфере восстановления изделий декоративно-прикладного искусства слюду применяют наравне с фольгой и перламутром. Камень незаменим в процессе создания косметических средств, поскольку порошок слюды добавляют в сырье при изготовлении пудры, теней либо румян.

В медицинской отрасли нашли применение все ее разновидности. Рассматривая каждое свойство камня в отдельности, можно выделить несколько областей медицины, в которых слюда нашла широкое применение:

  • ортопедия — снятие боли в суставах, повышение их подвижности, ускорение восстановления и срастания костей, связок, сухожилий;
  • косметология — лечение аллергических высыпаний на коже, прыщей, шелушения, сухости, экземы, профилактические мероприятия, связанные с ношением украшений с минералом;
  • эндокринология — снижение риска заболевания щитовидной железы, облегчение протекания наступившей болезни при ношении бус или ожерелий из слюды;
  • гастроэнтерология — выведение ядов и токсинов из организма.
Читайте также:  Австрия: природа и ее охрана - сообщение доклад

Она не только улучшает состав крови, но и ускоряет восстановление организма после тяжелых отравлений или операций. Положительное воздействие минерала на нервную систему связано с избавлением от стресса, хронической усталости, депрессии. Она в протертом виде укрепляет иммунитет и лечит инфекционные болезни.

Минерал поднимает настроение, вселяет оптимизм. В зависимости от цвета ему приписывают особые свойства, поэтому камню отдают предпочтение целители аюрведы, знающие ритуалы в области магии. Воздействие, оказываемое разными видами мусковита:

  • минерал белого либо серого цвета защищает хозяина от обморожений в морозную зиму;
  • желтая или коричневая — признак достатка в финансовом плане, обеспечивает успех в карьерном росте;
  • камень зеленого цвета вселяет в душу владельца покой и гармонию;
  • розовая помогает в поисках своего личного счастья и возрождает былые чувства.

Лучше выбирать минерал зеленого цвета, например, фуксит. Он не только позволяет создать ауру доброты и умиротворения вокруг человека, но и привлечь к нему удачу в плане денег. Он также способен изменить характер человека, сделав его целеустремленным и принципиальным. Проницательности и напористости владельца камня не смогут противостоять даже влиятельные партнеры. Слюда, обостряющая интуицию, способна уберечь от различных неудач. Заранее просчитав ситуацию, владелец камня не допустит ошибок, имеющих неприятные последствия.

“Полезные ископаемые” часть 1 и 2
презентация к уроку по окружающему миру (1 класс) по теме

Презентация расширяет и углубляет знания о полезных ископаемых, их происхождении и применении.

Скачать:

ВложениеРазмер
poleznye_1.pptx2.39 МБ
poleznye_2.pptx2.76 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Полезные ископаемые Красивые камни в нашем доме часть 1

В мире много интересного, Нам порою неизвестного. Миру знаний нет предела. Так скорей, друзья, за дело! Будьте все внимательны, Активны и старательны.

В сережках у мамы огнем он горит. В пыли на дороге ненужным лежит. Меняет он форму, меняет он цвет, А в стройке годится на тысячу лет. Он может быть мелкий —в ладошке лежать. Тяжелый, большой – одному не поднять. Камень Загадка

Камни – это часть неживой природы. Некоторые камни появились в результате того, что в морях и океанах оседали на дно остатки разных организмов, со временем превращаясь в камень. Этот камень носит название-известняк. В школе мы пользуемся известняком – это мел. Большинство камней рождаются в глубинах Земли и вместе с раскаленным внутренним веществом Земли магмой выносятся на поверхность во время извержения вулкана. Мы говорим «камни», а в науке различаются минералы и горные породы. Минералы — это природные вещества, имеющие однородный состав, а горные породы — это соединения нескольких минералов.

Одни камни помогают нам в строительстве зданий, мостов, другие используются при изготовлении памятников, для украшения станций метро. А еще есть драгоценные камни и полудрагоценные. На Руси из них изготавливали украшения, шкатулки, фигурки, сувениры.

Статуэтки из камней

Деревья из камней

Шкатулки из камней

Оникс Название своё (от греч. « ónyx » – ноготь) камень получил из-за цвета светлого мраморного оникса, напоминающего цвет ногтя. Все ониксы широко используются как поделочные камни. Применяется также как материал для мозаичных и облицовочных работ.

Сердолик старинное русское слово, означающее « радующий сердце » . В природе сердолик встречается редко. Естественная его окраска бывает от нежно-розовой до красновато-розовой, иногда от морковной до мясо-красной . Лучшие в России сердолики происходят из Восточной Сибири. В качестве материала для изготовления ювелирных украшений, амулетов, талисманов и культовых предметов сердолик применялся со времён раннего неолита (18 тыс.лет до н.э.).

Яшма – один из самых древних каменных материалов, с которыми познакомился первобытный человек. Цвет различный, практически всех оттенков. Некоторые яшмы имеют сложный узор. Люди использовали яшму с давних времен – для изготовления цилиндрических печатей, мозаик, отделки зданий; делались из нее и амулеты.

Нефрит – минерал и самоцвет, полудрагоценный поделочный камень. Цвет – зелёный всех оттенков. Нефрит являлся первым материалом для изготовления орудий труда, охоты и вооружения у древних народов. Из него вырезали амулеты, фигурки богов, украшения . Этот камень обладает удивительной вязкостью и очень долго держит тепло, поэтому иногда его нагревали и использовали как грелку. Выше всего ценится изумрудно-зелёный нефрит.

Родонит – название происходит от греческого слова rhodon — роза. Родонит в небольших количествах в природе встречается довольно часто. В середине XIX в. этот красивый камень широко применялся в русском камнерезном искусстве. Из него изготовляли торшеры с канделябрами, обелиски, роскошные вазы и чаши, которые хранятся в Государственном Эрмитаже. Родонит использовался при отделке колонн станции Маяковская Московского метро.

Жадеит — минерал, похожий на нефрит, но имеющий другой состав. Жадеит благодаря своей прекрасной окраске и текстуре широко используется для изготовления колец, брошей, кулонов, бус, т.п., причем высококачественные просвечивающие зеленые камни ценятся очень дорого.

Амазонит – это камень синевато-серого цвета является символом красоты и независимости. Название “амазонит” произошло от реки Амазонки. Амазонит используют в качестве недорогого поделочного камня для изготовления украшений, художественных поделок, в инкрустациях. Сам амазонит, хотя и не считается драгоценным, очень красив, порой отсвечивает алмазным блеском и нередко встречается в виде различных недорогих поделок и украшений.

Презентацию выполнила: Юдина Н.Н. ГБОУ НОШ № 992

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Полезные ископаемые Красивые камни в нашем доме часть 2

Кремень известен человечеству с древних времен, него начался каменный век. Кремень раскалывается на обломки с острыми режущими краями. Древний человек изготовлял из него свои первые орудия; благодаря способности давать искры кремень использовался для извлечения огня. Окраска минерала может быть белой, темно или светло коричневой с разными оттенками. Имеет стеклянный блеск. Кремень найти очень просто. Он похож на сильно застывший, пластилин или мыло.

Агат – полудрагоценный камень. Его отличительной чертой является полосчатость . Разные по цветовой гамме волнистые полосы образуют невероятные узоры, в которых иногда можно разглядеть целые картины: пейзажи, замки, озера и горы. С глубокой древности агат применялся для изготовления печатей, различных сосудов, декоративных и ювелирных изделий. Чаще всего встречаются агаты серого, голубого и белого оттенков. Наиболее ценные расцветки – изумрудный и розовый.

Кахолонг – камень завораживающей красоты, отличается разнообразием цветов и оттенков этого минерала. Его цвет может варьировать от чистого белого до зеленого. В мире известно более ста оттенков этого минерала. В современном мире этот камень нашел применение в ювелирных изделиях. Его вставляют в кольца и серьги, хотя сам по себе кахолонг не является дорогостоящим, несмотря на это, с ним очень любят работать ювелиры.

Чароит Камень свое название получил от реки Чара в Сибири, но, учитывая его потрясающий цвет, наименование камня вполне могло бы происходить от слова “очаровывать”. На сегодня чароит – самый редкий и экзотический самоцветный камень в мире . Чароит легко полируется и очень хорошо смотрится в ювелирных изделиях. Поэтому он широко применяется при изготовлении вставок в кольца, бус и прочих недорогих украшений.

Авантюрин Авантюриновое стекло и авантюрин внешне очень похожи, существует лишь одно отличие – присутствие большого количества блестящих вкраплений в авантюриновом стекле. В настоящее время этот материал (авантюриновое стекло) широко используют для мозаики, для создания предметов интерьера.

Скарн Название скарн связано со шведским словом « skarn », означающим « грязь ». В зависимости от происхождения скарна различаются и варианты его окраски. Так, встречаются зеленые, зеленовато-серые, бурые, белые экземпляры, реже – буровато-розовые. Как правило, камень имеет неоднородную, пятнистую или полосатую текстуру, сочетающую в себе несколько оттенков.

Змеевик Название камня связано с его цветом – зеленый, оливковый, оттенки с многочисленными полосками, вкраплениями и пятнышками напоминает кожу змеи. Змеевик – это такой камень, свойства которого привлекают мастеров и умельцев, потому что он очень мягкий, прекрасно шлифуется и обрабатывается. В наше время камень змеевик используют для отделки стен, потолков, полов. Змеевик помогает создать определенный интерьер в ванных комнатах, в бассейнах.

Пегматит Залежи пегматита имеются на всех континентах земного шара, а размер залежей может быть от нескольких квадратных метров до пары километров. Пегматитовые изделия – непременная атрибутика работников умственного труда. Из них изготовляют всевозможные амулеты и талисманы, а так же канцелярские принадлежности. Также пегматит в последнее время пытаются использовать как отделочный материал. Пегматит широко распространён.

Лазурит Этот самоцвет называют камнем небес, так как в нем загадочным образом отображается сияние звездного неба. Лазурит завораживал ценителей еще с древних времен. Интересно, что с виду это самый обычный минерал: в нем нет прозрачности и блеска, однако, по-настоящему ценен он благодаря своему необыкновенному цвету.

Тигровый глаз Этот камень имеет красивую золотисто-жёлтую или золотисто-коричневую окраску и шелковистый отлив на полированной поверхности. Тигровый глаз отличается от минералов эффектом «кошачьего глаза ». Сравнительно недорогой поделочный камень, популярный материал для всевозможных ювелирных украшений и мелких резных художественных изделий.

Лепидолит Как и другие минералы группы слюд, камень состоит из отдельных слоев, напоминающих чешуйки, которые довольно легко отделяются друг от друга. Отсюда и название минерала (греч. ” лепидос ” – “чешуя”). Цвет камня варьирует от белого, серого и желтого до розоватого, сиреневого и белого. Его тонкие пластинки обладают эластичностью и, в какой-то степени, даже упругостью: их можно немного согнуть, но через некоторое время форма восстановится.

Обсидиан Он известен людям с давних времен и является одним из первых камней, которые люди начали обрабатывать и использовать в собственных целях. Камень обсидиан образуется при застывании лавы. Окраску имеет разнообразную, но преимущественно темную . В нынешнее время обсидиан является полудрагоценным камнем и из него изготавливаются различные украшения, ювелирные изделия, статуэтки.

Льдистый кварц – один из самых распространённых минералов в земной коре. В чистом виде кварц бесцветен или имеет белую окраску из-за внутренних трещин. Кварц используется в оптических приборах, в генераторах ультразвука , в телефонной и радиоаппаратуре ,в электронных приборах . Многие разновидности используются в ювелирном деле.

Презентацию выполнила: Юдина Н.Н. ГБОУ НОШ № 992

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока “Добыча полезных ископаемых” с использованием краеведческого материала “Полезные ископаемые Архангельской области” 4 класс. Программа Занкова.

Презентация выполнена к уроку окружающего мира в 4 классе, УМК “Гармония” (Поглазова) по теме “Полезные ископаемые: Как образуются металлы. Как человек использует полезные ископаемые”.

Материал к уроку может быть использован не только на уроках кубановедения в 4 классе, но и на уроках окружающего мир в 3 классе по теме “Полезные ископаемые”. К конспекту прилагается презентация.

Материал к уроку может быть использован не только на уроках кубановедения в 4 классе, но и на уроках окружающего мир в 3 классе по теме “Полезные ископаемые”. К конспекту прилагается презентация.

На предложенном занятии младшие школьники получат возможность продолжить формирование географических представлений в процессе ознакомления с природой родного края; расширить представление о полезных и.

Предмет: окружающий мирКласс: 3-7Тема урока: Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемыеЦель урока: Закрепить знания учащихся, о полезных ископаемых;Планируемые результаты:ü П.

Предмет: окружающий мирКласс: 3-2Тема урока: Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемые.Цель урока: Закрепить знания учащихся, о полезных ископаемых;Планируемые результаты:ü .

Ссылка на основную публикацию