Страдания юного Вертера – краткое содержание Гёте

«Страдания юного Вертера»: краткое содержание по главам

«Страдания юного Вертера» — роман, определивший целое направление в литературе – сентиментализм. Многие творцы, вдохновленные его успехом, тоже начали отворачиваться от строгих догматов классицизма и сухого рационализма эпохи Просвещения. Их внимание заострилось на переживаниях слабых и отвергнутых людей, а не героев вроде Робинзона Крузо. Сам Гете чувствами читателей не злоупотреблял и пошел дальше своего открытия, исчерпав тему одним лишь произведением, которое прославилось на весь мир.

История создания

Писатель позволил себе отразить в литературе личные переживания. История создания романа «Страдания юного Вертера» уводит нас в автобиографические мотивы. Во время прохождения адвокатской практики в канцелярии имперского суда Вецлара Гете познакомился с Шарлоттой Буфф, ставшей прототипом Лотты С. в произведении. Автор создает противоречивого Вертера, чтобы избавиться от мучений, навеянных платонической любовью к Шарлотте. Самоубийство главного героя книги так же объяснимо смертью друга Гете Карла Вильгельма Иерузалема, который страдал от страсти к замужней женщине. Интересно, что сам Гете избавился от суицидальных мыслей, дав противоположную судьбу своему персонажу, тем самым, излечив себя творчеством.

Я написал Вертера, чтобы не стать Вертером

Первое издание романа вышло в 1774 году, и Гете становится кумиром читающей молодежи. Произведение приносит автору литературный успех, и он становится известным по всей Европе. Однако скандальная слава вскоре послужила причиной для запрета на распространение книги, которая провоцировала массу людей на самоубийства. Писатель и сам не подозревал, что его творение вдохновит читателей на столь отчаянный поступок, но факт остается фактом –суициды участились после выхода романа в свет. Несчастные влюбленные подражали даже способу, которым персонаж расправился с собой, что позволило американскому социологу Дэвиду Филлипсому назвать это явление «эффектом Вертера». До романа Гете литературные герои также сводили счеты с жизнью, но читатели не стремились им подражать. Причиной обратной реакции стала психология самоубийства в книге. В романе присутствует оправдание этого акта, которое объясняется тем, что таким образом молодой человек избавится от невыносимых мук. Для того чтобы приостановить волну насилия, автору пришлось написать предисловие, в котором он пытается убедить публику, что герой не прав и его поступок вовсе не выход из трудного положения.

Страдания юного Вертера краткое содержание

Краткое содержание «Страдания юного Вертера» Роман «Страдания юного Вертера» Гете был написан в 1774 году. Одно из самых известных произведений писателя является ярким примером сентиментальной прозы XVIII века. В основе книги лежит реальная история, свидетелем которой стал Гете. Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Страдания бедного Вертера» на нашем сайте. Для проверки полученных зданий можно воспользоваться специальным тестом. Главные герои Вертер – юноша, эмоциональный, восторженный юноша, большой ценитель прекрасного, способен жить лишь чувствами, но не эмоциями. Другие персонажи Шарлотта – прекрасная девушка, старшая дочь в многодетном семействе, очень заботливая, добрая, нежная, в Вертере видела родственную душу. Альберт – жених, в дальнейшем муж Шарлотты, умный, спокойный, рассудительный, деликатный молодой человек. Краткое содержание Молодой, романтически настроенный человек по имени Вертер поселился в небольшом городке, чтобы какое-то время пожить в одиночестве. Он полностью погрузился «в чувство спокойного бытия»: подолгу гулял по живописным окрестностям, рисовал, общался с местными жителями. При этом юноша полностью отказался от чтения, не нуждаясь более «ни в руководствах, ни в возбуждениях». На молодежном балу Вертер «познакомился с одним из прелестнейших в мире созданий», девушкой по имени Шарлотта. Общие знакомые предупредили юношу, чтобы он не влюблялся в Лотту, как ласково называли ее близкие знакомые. Девушка уже была «просватана за очень хорошего человека», который в это время находился в отлучке. Будучи старшей дочерью княжеского амтмана, отца девятерых детей, Лотта после смерти матери взяла на себя заботу о своих младших братьях и сестрах. При близком знакомстве Вертера с Шарлоттой выяснилось, что девушка не только красива и обаятельна, но также умна и рассудительна. Во время общения молодые люди смогли с легкостью найти взаимопонимание, обнаружили схожесть вкусов и интересов. Вертер влюбился всей страстью своего молодого сердца. Рядом с Шарлоттой он чувствовал «все счастье, доступное человеку». Отныне он каждый день спешил к дому амтмана, чтобы насладиться обществом свой любимой Лотты. Вертера все восхищало в возлюбленной: ее внешность, нежность, доброта, широта взглядов. Он не видел в ней ни малейшего изъяна, и пребывал в полном блаженстве, находясь рядом с ней. Вместе с Лоттой юноша посещал больного пастора, ездил ухаживать за одинокой больной дамой. Вертер «не раз уже давал себе слово пореже видеться» со своей возлюбленной, которую боготворил. Однако каждый раз нарушал данное себе слово – он не в силах был прожить и дня, чтобы не увидеть милую Лотту. Но любовь Вертера с самого начала была обречена – Лотта была обручена. Вскоре в городок вернулся ее жених, Альберт, который на время уезжал по делам службы. Это был сдержанный, разумный молодой человек, который сразу проникся к Вертеру чувством симпатии и уважения. Он был настолько деликатным к чувствам влюбленного юноши, «что еще ни разу не поцеловал Лотту» в его присутствии. В свою очередь, Вертер по достоинству оценил соперника. Он был вынужден признать, что Альберт не только разумный, но чувствительный молодой человек, который понимал, «какое сокровище Лотта». При общении с Шарлоттой Вертеру было невыносимо тяжело ощущать присутствие третьего лица. Его поведение кардинально изменилось – он то впадал в безудержное веселье, начиная «шалить и дурачиться, придумывая разные шутки и проказы», то не мог избавиться от мрачного, тягостного настроения. Однажды Вертер попросил у Альберта не заряженные пистолеты. В шутку он приложил один из пистолетов ко лбу, чем вызвал возмущение Альберта. Между молодыми людьми разгорелся нешуточный спор о выборе человека между разумом и страстями. Альберт осуждал людей, способных ради любви на безумства, в то время как Вертер был именно из этой породы страстных натур. Мучаясь от любви к Шарлотте, Ветер пришел к единственно правильному решению – покинуть этот городок и заняться каким-то делом. Перед отъездом он решил навестить Лотту. Их разговор получился очень грустным, и юноша едва нашел в себе силы покинуть свою возлюбленную. Вертер переехал в другой город, где поступил на службу. Его начальник не блистал умом, но при этом был весьма спесив и придирчив – «такого педантичного дурака еще не видел мир!». Кроме того, положение юноши осложнялось сословными предрассудками, которые были сильны в этом городке. Молодому человеку то и дело указывали на его незнатное происхождение. Безрадостную жизнь Вертера скрашивало лишь общение с графом К. Вертер очень страдал в этом обществе, он чувствовал себя глубоко несчастным, и спустя время решил уволиться с ненавистной службы и уехать в родной город. Юноша совершил «паломничество в родные края с благоговением истого пилигрима». Некоторое время он предавался сладостным воспоминаниям, а после вновь отправился странствовать. Терзаемый любовью к Шарлотте, Вертер нигде не находил себе покоя. Не в силах более выносить разлуку, он вернулся в город, где жила его возлюбленная. За это время Шарлотта вышла замуж за Альберта, и была счастлива в браке. Неожиданный приезд Вертера внес разлад в тихую семейную жизнь молодоженов. Лотта сочувствовала влюбленному юноше, но не могла смягчить его страдания. Измученный Вертер ложился «в постель с желанием, а порой и с надеждой никогда не проснуться». Он чувствовал, что образ Лотты преследует его буквально повсюду, и у него нет силы духа положить конец этим страданиям. Его необузданная страсть к замужней даме стала всем бросаться в глаза, и Альберт намекнул супруге, «что хорошо было бы удалить его» из их семейного круга. В канун Рождества Вертер навестил Шарлотту и застал ее в одиночестве. Девушка «приводила в порядок игрушки, которые приготовила к празднику своим младшим братьям и сестрам». Она обратилась к Вертеру с просьбой навестить ее не раньше сочельника. Однако юноша пришел к Шарлотте на следующий день. Не в силах большее себя сдерживать, он «стиснул ее в объятиях и покрыл неистовыми поцелуями ее трепетные лепечущие губы». Шарлотта, «теряясь между любовью и гневом», удалилась из комнаты и попросила Вертера больше никогда не навещать ее. Вернувшись домой, Вертер привел в порядок все свои дела. Он написал прощальное письмо Шарлотте, а после пустил себе пулю в голову. Похоронили Вертера в том месте, которое было им заранее выбрано. Заключение В произведении рассмотрены проблемы неразделенной любви, одиночества, необходимостью выбора между долгом и чувством. Каждый из героев выбирает собственную стезю, соответствующую их жизненным принципам и нормам морали. После ознакомления с кратким пересказом «Страдания юного Вертера» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

О чем книга?

Сюжет романа Гете до неприличия прост, но этой книгой зачитывалась вся Европа. Главный герой Вертер страдает от любви к замужней Шарлотте С., и, понимая всю безнадежность своих чувств, он считает необходимым избавиться от мучений, выстрелив в самого себя. Читатели плакали над судьбой несчастного юноши, сочувствуя персонажу как самому себе. Несчастная любовь – не единственное, что приносило ему тяжелые душевные переживания. Он также страдает и от разлада с обществом, которое еще и напоминает ему о бюргерском происхождении. Но именно крах любви подталкивает его к самоубийству.

О произведении

Роман был написан в 1774 году. В основу произведения легла история, свидетелем которой Гете был сам. В 1772 году писатель находился в Вацларе, маленьком городке. Здесь в канцелярии имперского суда, он проходил адвокатскую практику. Судьба свела его с неким Кестнером, служившим секретарем Ганноверского посольства. Гете провел в городе несколько месяцев и в конце лета уехал. По прошествии некоторого времени писатель получил письмо от своего друга. Кестнер сообщал, что их общий друг Иерузалема, молодой чиновник, покончил с собой. Причиной для этого послужила несчастная любовь, чувства безысходности и униженности, а также недовольство своим положением в обществе.

Гете решил, что этот случай можно представить как трагедию современному ему поколения. Именно тогда у писателя возникла мысль о написании романа.

Главные герои и их характеристика

  1. Вертер – хороший рисовальщик, поэт, он наделен большими знаниями. Любовь для него – торжество жизни. Поначалу встречи с Шарлоттой приносят ему счастье на некоторое время, но, поняв безнадежность своих чувств, он по-другому воспринимает окружающий мир и впадает в меланхолию. Герой любит природу, красоту и гармонию в ней, чего так не хватает утратившему естественность современному обществу. Иногда у него просыпаются надежды, но со временем мысли о самоубийстве все больше овладевают им. В последней встрече с Лоттой Вертер убеждает самого себя, что на небесах они будут вместе.
  2. Не менее интересен образ Шарлотты С. в произведении. Знающая о чувствах Вертера, она искренне сочувствует ему, советует найти любовь и путешествовать. Она сдержана и спокойна, это наводит читателя на мысль, о том, что рассудительный Альберт, ее муж, подходит ей больше. Лотта небезразлична к Вертеру, однако она выбирает долг. Женский образ на то и женский, что слишком противоречив – можно почувствовать некое притворство со стороны героини и ее затаенное желание сохранить поклонника для себя.

День рождения

Продолжаем описывать краткое содержание «Страданий юного Вертера». Наступает день рождения Вертера. Альберт дарит ему загадочный сверток. Там оказывается бант от платья Шарлотты, в котором юноша увидел ее в первый раз. Вертер страдает и приходит к мысли о том, что ему лучше уехать, но момент отъезда все время переносится.

Юноша никому не говорит о своем решении. Накануне отъезда он идет к Шарлотте. Девушка начинает говорить о смерти, вспоминает мать и те минуты, когда они виделись в последний раз. Вертер взволнован рассказом девушки, но все равно остается тверд в своем намерении уехать.

Жанр и направление

Эпистолярный жанр (роман в письмах) – отличный способ продемонстрировать читателю внутренний мир главного героя. Таким образом, мы можем прочувствовать всю боль Вертера, буквально взглянуть на мир его глазами. Неслучайно роман относится к направлению сентиментализма. Зародившийся в XVIII веке сентиментализм, как эпоха, просуществовал недолго, однако успел сыграть значительную роль в истории и искусстве. Возможность свободно выразить свои чувства и есть главное достоинство направления. Немаловажную роль играет и природа, отражающая состояние персонажей.

Проблематика

  • Тема неразделенной любви довольно актуальна и в наше время, хотя сейчас, конечно, трудно представить, что, читая «Страдания юного Вертера», мы будем плакать над этой книгой, как это делали современники Гете. Герой будто состоит из слез, сейчас даже хочется выжать его, как тряпку, дать ему пощечину и сказать: «Ты же мужчина! Соберись!», — но в эпоху сентиментализма читатели разделяли его горе и мучились вместе с ним. Проблема несчастной любви, безусловно, встает в произведении на первый план, и Вертер доказывает это, не скрывая своих эмоций.
  • Проблема выбора между долгом и чувством так же имеет место быть в романе, ведь ошибочно будет утверждать, что Лотта не рассматривает Вертера как мужчину. Она испытывает к нему нежные чувства, хотела бы считать его братом, но предпочитает верность Альберту. Совсем неудивительно, что смерть друга Лотта и сам Альберт переживают тяжело.
  • Автор поднимает также проблему одиночества. В романе природа идеализируется в сравнении с цивилизацией, поэтому Вертеру одиноко в фальшивом, нелепом и ничтожном обществе, которому не сравниться с естеством окружающего мира. Конечно, может герой выдвигает слишком завышенные требования к реальности, но сословные предрассудки в ней уж слишком сильны, поэтому человеку низкого происхождения приходится нелегко.

На новом месте

Происходят серьезные перемены для главного героя романа «Страдания юного Вертера» (Гете Иоганн — автор произведения). Он уезжает в другой город. Здесь он поступает на службу к посланнику, который отличается педантичностью, придирчивостью и глупостью. Единственный друг Вертера на новом месте — граф фон К., который скрашивает одиночество юноши. Выясняется, что в этом городе очень сильны предрассудки, связанные с сословием человека. Поэтому Вертеру то и дело приходится слышать неприятные высказывания о своем происхождении.

Юноша знакомится с девушкой Б., которая чем-то похожа на Шарлотту. С этой девушкой Вертер часто разговаривает о своей прошлой жизни, даже рассказывает про Лотту. Общество постоянно досаждает юноше, а отношения с посланником ухудшаются. В итоге начальник пишет жалобу на Вертера министру. Тот в ответ посылает молодому человеку письмо, где просит его быть менее обидчивым, оставить сумасбродные идеалы и направить свою энергию в нужное русло.

Смысл романа

Изложив свои переживания на бумаге, Гете спас себя от самоубийства, хотя признавался, что боялся перечитывать собственное произведение, чтобы вновь не впасть в ту жуткую хандру. Поэтому идея романа «Страдания юного Вертера», прежде всего, важна для самого писателя. Для читателя, безусловно, важным будет уяснить, что выход Вертера – не выход, и следовать примеру главного героя не нужно. Однако все равно нам найдется, чему поучиться у сентиментального персонажа – искренности. Он верен своим чувствам и чист в любви.

Автор: Мария Воробьева
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Жанровое своеобразие и структура

Обратился к популярному тогда жанру романа в стихах Гете. «Страдания юного Вертера» (краткое содержание это подтвердит) — сентиментальный роман. А такие произведения очень часто имели одну структуру — их составляли из многочисленных писаем главных героев. Не стало исключением и наше произведение.

Роман состоит из двух частей, каждая из которых, в свою очередь, составлена из писем самого Вертера и издателя, публикующего роман, послания которого адресованы читателю. Письма главного героя адресованы его верному другу Вильгельму. Вертер описывает в них не только события, происходящие в его жизни, но и свои переживания и чувства.

Анализ стихотворения Посвящение Гиппиус

Стихотворение, действительно, посвящено человеку – самому, вероятно, близкому и родному для поэтессы. Впрочем, ни в тексте, ни в названии имя его не обозначено. Для Гиппиус он был соратником, другом, братом…

Заключено стихотворение в почти кольцевую конструкцию, то есть первые две и последние две строчки совпадают, отличаясь на одно слово: «мой» превращается в «наш». То есть за стихотворение автор преодолевает путь от личного до общего, из одиночества к дружбе. (Это не очень большое стихотворение – пять строф в нём по четыре строки.)

С самого начала представлен пейзаж – вид неба (низкого, как в непогоду, и даже унылого), но небеса эти контрастируют с позитивным настроем поэтессы – она устремлена к лучшему будущему, её ничто не остановит. Но всё же хочется в почетном и трудном пути этом быть с кем-то. Для Зинаиды Гиппиус, которая пережила революцию, прошла иммиграцию, таким человеком стал герой её стихотворения, его адресат. В продолжение первой строфы возникает «мы». Поэтесса сама удивляется своей духовной близости с этим человеком.

Вторая строфа тоже начинается с грустных слов о беспощадной дороге, которая ведёт к самой смерти. Эпитет этот необычен, он как бы одушевляет путь, делая его жестоким. И тут же опять противопоставление через «но»: Гиппиус всё равно любит себя, любит Бога. Она верит в спасение через эту любовь.

Читайте также:  Страдания юного Вертера - краткое содержание Гёте

Третья строфа с предположения начата. Если вдруг женщина начнёт себя жалеть, просить жизнь о счастье… Впрочем, это нормальное желание! То ей нужно будет взять себя в руки, а для этого тот самый друг должен её поддержать, помочь советом, даже обманом. Она сама просит себя обмануть при необходимости! Характер рассказчика сильный, как читатели видят по её мыслям, словам.

Близость двоих от того, что у них общие цели – оба направляются на восток… К восходу солнца, к новой жизни, что было бы неудивительно после развала старого мира.

Даже если вдруг этого друга и соратника не существует, то есть стоило бы придумать, чтоб у поэтессы оставалась надежда на то, что её хоть кто-то поддержит в трудную минуту. Это очень важно для каждого человека, но особенно для тонких творческих натур, таких как Гиппиус.

Вариант 2

Философская лирика Гиппиус часто обращается к мотивам безысходности, трудности земного пути и тяжелым обстоятельствам, в которых оказывается человек. Подобные рассуждения предполагают глубокий и объективный анализ мироздания, обращения к каким-то высшим инстанциям. При этом поэтесса отличается оригинальным взглядом и использует довольно интересные мыслительные конструкции.

К примеру, она говорит «люблю я себя, как Бога» и строчка указывает на инверсию заповедей христианства, которые предлагают возлюбить Господа и ближнего. Хотя, с другой стороны, если любовь к Господу является для Гиппиус изначальным ориентиром, то такая любовь присутствует с самого начала в душе и является руководящим принципом, а любовь к себе проистекает из этого факта, но, так или иначе, любовь является спасительным ориентиром для души.

На протяжении всего стихотворения герой обращается к некому духовно близкому собеседнику. Этот второй герой представляет собой как бы попутчика, человека, который обладает идентичными идеалами и взглядами. Такая конструкция является довольно распространенной в лирике. Поэт обращается к некому другу, близкому человеку, которого просит ободрить или сам ободряет, с которым чувствует единение мысли и чувства, с которым видит идентичную цель – «мы оба идем на восток».

Благодаря этому диалогу каждый читатель в той или иной степени вовлекается в общение в поэтом. При этом, конечно, не каждый чувствует в себе душевный отклик, хотя у некоторых он, безусловно возникает. Подобное возникает благодаря пониманию мироощущения, которое хочет передать поэтесса, а если мироощущение оказывается подобным, то появляется и близость – «с тобою близки».

Следует отметить характерный для поэзии Гиппиус образ низкого неба. Подобный верхний предел, который как бы закрывает героя от духовной высоты, часто используется поэтессой. К примеру, в Пауках он выражается через липкую паутину, которая застилает глаза и скрывает потолок.

В посвящении этот образ описывается как туманные дни, как унылые, злорадные и низкие небеса. Кстати, тут снова есть перекличка с Пауками, которые плетут паутину радостно своей звериной злобой. Злое небо – известный и мрачный образ, который тоже часто используется в целом в философской лирике.

Анализ стихотворения Посвящение по плану

Посвящение

Возможно вам будет интересно

Стихотворение Есенина «Собаке Качалова» было написано в последний год жизни поэта. Произведение посвящено собаке народного артиста СССР – В. И. Качалова, с которым Есенин был в приятельских отношениях.

После того, как Николай Некрасов пережил долгий и бурный роман, соединив себя узами с замужней Авдотьей Панаевой, он решает вступить в законные отношения, когда ему исполнилось 50 лет

Главной идеей здесь является душа человека. Как только начинаешь читать стихотворение можно понять, что из чего состоит душа человека и что в ней таится. Но не смотря на это она многогранна.

Блестящий дипломат, умный государственный деятель Ф. И. Тютчев был тонким лириком и признанным философом своего времени. Со временем поэт стал понимать гармонию устройства Вселенной

За все время Державин написал огромное количество разных произведений. Он мог писать замечательные и проникновенные стихотворения, в которых прославляются наши солдаты.

Анализ стихотворения Гиппиус Посвящение

Ярко вспыхнула на заре двадцатого века фамилия Зинаиды Гиппиус. Эта незаурядная поэтесса посмела бросить вызов сложившимся в обществе устоям. Её творчество росло и совершенствовалось вместе с самой Россией. Яркая и талантливая Гиппиус в течении своей жизни не раз меняла стиль и манеру письма. Ее произведения, продуманные до мозга костей, всегда отражали ее личную позицию – они явились миру источником вдохновения в борьбе за новые принципы.

Произведения Зинаиды Николаевны наполнены свежестью, они дышат смелым новаторством. Не исключены в ее лирике резкие, непривычные обществу двадцатого века мысли, за которые решительная Гиппиус не раз подвергалась критике со стороны литературного общества и читателей. Ее стихотворения относят к эпохе декаданса. В них заключен совершенно новый тип мышления, воспевающий личность и ее первостепенное значение в мире.

Анализируемое произведение «Посвящение» написано в 1894 году. Главным объектом в нем выступает человек с его желаниями и целями. Личность лирического героя – личность самой поэтессы. Жанр стихотворения – ода. Произведение религиозно: оно представляет собой молитву и построено на обращении к Богу. Главная мысль преподносится читателю в качестве монолога с Творцом. Идея стихотворения развивается Гиппиус на основе ее размышлений о судьбе, о вере в достижение целей и о правильности выбранного пути. Четко позиционирует Зинаида Николаевна свое стремление стать ближе к небесам, то есть стать выше и чище душой. Поэтесса с присущей ей смелостью заявляет, что она «любит себя, как Бога». Этой фразой Гиппиус стремится подчеркнуть важность личности человека и убедить читателя в том, что роль человеческой души значима в такой же степени, как и роль самого Бога. Поэтесса, разграничивая Бога и лирического героя в своем произведении, все же ясно дает понять, что между ними есть духовная близость и она неоспорима.

Стихотворение пронизано печальным настроением. Плавность и напевность произведения продают ему еще большее сходство с молитвой. Употребление таких художественных средств, как олицетворение и эпитет («дух высок», «небеса унылы», «туманные дни», «беспощадна дорога») помогают автору раскрыть главную мысль произведения и придать ему своеобразный мотив. Частичное повторение первого и последнего столбца позволяет Гиппиус сосредоточить внимание читателя на главной проблеме произведения.

Последними строками автор подытоживает все рассуждения: какие бы ни были проблемы, нужно оставаться верным душой праведным мыслям, нужно стремиться на пути к исполнению своих целей и бороться до конца за высокие идеалы!

Картинка к стихотворению Посвящение

Популярные темы анализов

Как мы знаем из биографии писателя, он восемь лет провёл за границей, в Америке. В стихе мы можем услышать, почувствовать, что он скучал по родине, по родному селу, как он сам выражается. Однако приезжая туда, он понимает,

В 1811 году император Александр 1 подписал указ об открытии Царскосельского Лицея. Это высшее учебное заведение занималось подготовкой дворянских детей к несению государственной службы.

Творческие люди русской литературы часто задавались вопросами о том, какую роль играют поэты для современного общества. Владимир Маяковский так же часто обращался к этой, волнующих всех теме. Изучая многие работы своих предшественников,

Поет, имеет огромное отличие от остальных писателей в том, что он уникально описывает окружающую природу. Его произведение влияют на человека и оставляют разные впечатления. Одним из таких стихотворений является «Лебедушка».

Как известно, Есенин, был поэт из крестьянской среды, которая и дала основные идеи и направления в его поэтической деятельности, так как большинство стихотворений, посвящены этой унылой, но очень чувственной среде, среде,

Нужно! анализ стихотворения зинаиды гиппиус «посвящение» небеса унылы и низки, но я знаю — дух мой высок. мы с тобою так странно близки, и каждый из нас одинок. беспощаднамоя дорога, она меня к смерти

Всеми известная поэтесса Зинаида Гиппиус, а также её муж Дмитрий Сергеевич Мережковский, были российскими идеологами символизма, его яркими примерами, а также просто прекрасными писателями и поэтами. Помимо любви их союз был очень выгоден, ведь они работают над одинаковыми вещами, помогая друг другу и делясь при этом творческими идеями. В целом, поэзия Зинаиды отличалась своей красочными, жизненными чертами. По её стихотворениям можно узнать немало нового и интересного про любовь, жизнь и высокие настоящие чувства, хоть обычно поэтесса писала весьма печально, грустно, совсем не жизнерадостно, но при этом интересно и так, что затянет. Чаще всего Зинаида пишет про любовь, которая вдохновляет автора на творческие личности, ещё она часто пишет про разлуку и нехватку Родины. Причём для писательницы важнее написать так, чтобы читающий правильно понял смысл произведения, чтобы не было недопонимания. Поэтому иногда великолепная писательница и поэтесса даже выходит за рамки стиля, в котором писала. Лишь бы поэта поняли.

Стихотворение «Бессилье» так же не блещет радостными эмоциями. Видимо, мотивом для поэтессы послужили ее слабость, беспомощность и им похожее, ведь по сюжету произведения героиня может сделать что-либо, но у неё нет сил, нет способностей сделать это. У героини даже появляется мысль поддаться происходящему и не противостоять ему, но у неё нет ни смелости, ни сил ни противостоять, ни поддаться. Поэтесса описывает своё состояние как разбитое. Ни сил, ни желания у неё нет ни на что. К сожалению, а может и к счастью, у творческих людей такое бывает, да и не раз.

Это печальное стихотворение вышло в свет в 1894-ом году. Стихотворение разбито на три четверостишья. Рифмы есть, они перекрёстные. Можно даже напевать произведение.

На последок скажу, что быть одиноким не нужно. Вот в таких бессильных моментах близкие – самое лучшее и эффективное спасение. Они выведут вас из такого безжизненного состояния, и вы будете хотеть, добиться новых высот и не будете даже задумываться насчёт проигрыша и поражения. Любите близких и не отталкивайте их. Это вам же лучше.

История создания

Стихотворение было написано в феврале 1918 года. Как правило, «общественные» стихи Зинаиды Николаевны – это не рефлекс, не эмоциональная реакция на центральные эпизоды, события, происходящие в обществе, но это выражение обдуманной, взвешенной точки зрения, которая не противоречит нравственным ценностям поэтессы.

Позиция Зинаиды Николаевны, связанная с революционными событиями, была очень противоречива. Она была и против самодержавия, и против социал-демократов, она была против угнетения и насилия.

В 1917 году в своём дневнике Зинаида Николаевна пишет:

«Нет оправдания войне — для современного человеческого существа. Все в войне кричит для нас: «Назад!»»

Своё несогласие с происходящим, отрицание революции Гиппиус выразила стихами, вошедшими в сборник «Последние стихи», который завершает произведение с символичным названием «Нет».

В 1920 году в Варшаве выходит сборник стихов автора (под псевдонимом Антон Кирша) «Походные песни», который заключает это же стихотворение, но под названием «Знайте!».

«Когда задумываешься, где у Гиппиус сокровенное, где необходимый стержень, вкруг которого обрастает творчество, где — «лицо», то чувствуешь: у этого поэта, может быть, как ни у кого другого, нет единого лица, а есть — множество…» (Р. Б. Гуль)

Литературная деятельность, эмиграция и смерть

Дом Мережковских был колыбелью культурной жизни города на Неве. Практически все без исключения начинающие литераторы хотели посетить проводимые там творческие вечера. В культурных кругах города Зинаиду Гиппиус очень уважали. Именно при ее помощи и участии дебютировали такие великие и ставшие знаменитыми впоследствии личности, как Александр Блок, Осип Мандельштам. Именно Зинаида Гиппиус написала первую рецензию на произведение Сергея Есенина, чье имя еще практически никому не было знакомо на тот момент.

Произведения самой поэтессы попали в печать еще в 1888 году, а первая публикация стихов состоялась в журнале под названием «Северный вестник». А спустя некоторое время она решила публиковать свои статьи с литературной критикой под вымышленным именем Антон Крайний.

Зинаида Гиппиус писала о жизни, о любви, о народе и Родине. В своем раннем творчества Гиппиус осуждала рутину, обыденность и возвышала фантазийный мир. Она всегда очень остро ощущала, как сильно отличается от всех остальных. В творческой жизни этой личности огромную роль сыграли события Первой революции, именно после нее свет увидели сборники многих ее рассказов, в которых Зинаида придерживалась такого мнения, что улучшения в социальной жизни невозможны без изменений, которые должны произойти в душе самого человека.

События 1917 года писательница встречает с негативным настроем. Они с супругом принимают решение об эмиграции во Францию, в Париж, где еще с былых времен в их собственности была недвижимость. Зинаида очень резко высказывалась о сложившейся в стране ситуации и предрекала Советской России скорый упадок.

Вместе с любимым и единственным супругом Зинаида Гиппиус провела полвека, а после его кончины в 1941 году она начала писать о нем книгу, но так и не успела завершить свой труд в связи с ухудшением состояния здоровья. Рассудок Зинаиды со временем стал все больше затуманиваться. Она очень хотела как можно скорее встретиться с Мережковским, и ее желание было настолько сильным, что она несколько раз даже предпринимала попытки покончить жизнь раньше срока, наложив на себя руки. В 1945 году, в сентябре поэтесса скончалась. Она была погребена рядом с мужем.

Жанр, направление, размер

Политической лирики Зинаиды Гиппиус очень сложно дать конкретную жанровую характеристику. Стихотворением «Нет» автор воспевает свою Родину, возвышает Россию, она (Россия) сильнее всех неурядиц, всех проблем, которые выпали на её долю, на долю русского народа. Все эти черты близки такому лирическому жанру, как ода. Но данное произведение не похоже на оду 18 века, с её высоким стилем речи, хотя оно также имеет риторические восклицания и торжественный посыл.

Модернисты разных школ (течений) имели один основной общий признак, который отличал их от направлений-предшественников. Признак этот заключался в стремлении отражать своё, сугубо личное, мнение о реальности, которое часто было изложено хаотично, и, в одном произведении, могло носить разнящийся характер.

По стихам Зинаиды Николаевны можно проследить изменения её мыслей и суждений, которые сплетались со смутным чувством тревоги, с ощущением неблагоприятного исхода, что характерно для такого модернистского течения, как символизм. Гиппиус и Мережковского (мужа Зинаиды Николаевны) считают чуть ли не основателями этого течения, идеологами и концептологами символизма, хотя «их» символизм немного разнится с нынешним представлением об этом течении. Творчество Зинаиды Николаевны несёт в себе черты декадентской и символистской лирики, но, по большей мере, все её произведения индивидуальны и не вписываются в чёткие рамки одного течения.

Невозможно не отметить то, что Гиппиус одна из первых начала создавать оригинальные, нестандартные рифмы и метры, что предвосхищает футуристические поиски. Хотя эти эксперименты она не включала в свои книги, но факт этот очень важен для правильного восприятия лирики автора.

Размер стихотворения «Нет» – трёхстопный дольник. Используется перекрёстная рифмовка с женской рифмой.

Композиция

Данное произведение содержит 8 строк. Стихотворение «Нет» можно разделить на три композиционные части, что характерно для жанра оды.

Первая часть – вступление, обозначение главной темы.

«Она не погибнет — знайте! Она не погибнет, Россия.»

Открыто и уверенно эти строки заявляют об основной теме всего произведения.

Вторая часть – это разъяснения, уточнения.

«Они всколосятся,- верьте! Поля ее золотые.

И мы не погибнем — верьте. »

Данные строки очень лаконично, обобщающе, но ярко дают характеристику предмету воспевания, то есть России. Всего три строки, которые передают чистую любовь, негасимое восхищение своей Родиной, верой в неё, верой в её победу над невзгодами.

Третья часть – заключение, вывод.

«Но что нам наше спасенье: Россия спасется,- знайте! И близко ее воскресенье.»

Эмоционально сильное завершение стихотворения, которое в читателя вселяет такую же сильную, горячую веру в Россию, как у автора.

Образы и символы

Лирический герой стихотворения «Нет» — это вдохновляющий своей уверенностью человек, патриот, у которого «горят глаза», который любит свою Родину и верит в неё.

Правильным будет начать рассуждение об образах и символах произведения с названия, в котором заключён основной смысл стихотворения. «Нет» — это нежелание верить в падение, в гибель России, это вера в её величие, в её стойкость и нерушимость.

Почему автор во второй композиционной части заостряет внимание читателя именно на «полях»? Возможно, потому, что издавна они были гордостью нашего края, богатством. Именно поэтому они «золотые»!

Золотой цвет – это возвышенный цвет, впитавший в себя солнечный свет; золото – это символ власти, величия. Также золото часто символизирует сердце, что вполне сопоставимо с контекстом стихотворения. Поля России – это её сердце, её душа. Россия предстаёт перед читателем в образе человека! Она живая! Сильная, величественная, непобедимая! Олицетворение России можно воспринять как доказательство безукоризненной любови автора к своей Родине!

Декадентская Клеопатра

Те, кто близко знал Мережковских, соглашались — Зинаида во всем превосходила Дмитрия. Она была талантливее, умнее, ярче. Считается, что многие его теории — только разработки ее идей. Брак, основанный на интеллектуальном единстве и равенстве полов, придумала она.

При этом у Зинаиды был огромный талант пиарщицы (хотя тогда не было такого слова и такой профессии). Она умело создала себе имидж декадентской богини: курила, ярко красила губы, румянилась и белилась, принимала гостей, лежа на кушетке и в диадеме, как Клеопатра. Все только и говорили, что о ней и ее муже.

«Зиночка была опять в белом и с диадемой на голове, причем на лоб приходится бриллиант», — писал в своем дневнике Брюсов.

Гиппиус искала настоящей любви, но каждый раз разочаровывалась в своих чувствах. Она была как подросток: ей хотелось, чтобы чувство было невинным и чистым, без оттенка греховности. Зинаида постоянно влюблялась, создавала сложные многоугольники, в которых все ревновали ее друг к другу, и быстро их рушила — разочаровывалсь.

«Зачем же я вечно иду к Любви? Я не знаю; может быть, это все потому, что никто из них меня в сущности не любил? У Дмитрия Сергеевича тоже не такая, не «моя» любовь. Господи, как я люблю какую-то Любовь».

Темы, проблемы, настроение

«Ее стихи всегда обдуманны, умны, в них есть острая наблюдательность, направленная как вовне, так и вглубь души; они всегда сделаны просто, но изящно и с большим мастерством» (В. Я. Брюсов)

Тем, на которые писала Зинаида Николаевна не очень много, но они, что бывает часто, переплетаются одна с другой. Стихотворение «Нет» относится к общественно-политическим стихам поэтессы, в которых часто основной темой является любовь к Родине.

Читайте также:  Страдания юного Вертера - краткое содержание Гёте

Зинаида Николаевна в большинстве своих произведений поднимает проблему индивидуализма, свободы личности, считая, что каждый человек должен развивать себя, идти по своему собственному пути, тем самым совершенствуя и общество в целом. Но это стихотворение о другом.

«Но что нам наше спасенье: Россия спасется,- знайте!»

Не важна отдельная личность, спасение её, а главное «воскресение России», главное, чтобы возродилась та Россия, в которую верит поэтесса.

Настроение стихотворения «Нет» торжественное, вдохновляющее. Нет ни единой нотки грусти, которая простительна в те тяжёлые времена. Стихотворение «Нет» поднимает патриотический дух!

Средства выразительности

Политическая лирика Зинаиды Николаевны не была столь воздушной, как стихи раннего периода её творчества, но она была так же интеллектуально глубока и эмоционально наполнена.

  1. Сравнение: «если человек зверь» (если человека как зверь).
  2. Анафора: каждая строка начинается с союза «если».
  3. В каждой строке изменён обычный порядок слов (инверсия).
  4. Стихотворение «Так есть» построено по принципу градации, а также можно заметить синтаксический параллелизм, который проявляется схожим построением всех строк стихотворения.

Автор: Кристина Асаулова

Основная идея

Смысл стихотворения «Нет» – это отношение автора к теме произведения. Отношение Зинаиды Гиппиус к заявленной теме стихотворения нельзя назвать беспристрастным. Напротив, она ярко и страстно выражает свою веру в Россию. Она вдохновлена и вдохновляет читателя!

Главная мысль произведения в том, что Россия вечна! Никто не говорил, что в «вечности» всё будет спокойно и без «кочек». Но то, что Она, Великая держава, всё преодолеет, и каждый раз будет становится ещё сильнее, ещё величественнее – вот о чём это произведение! О вечном воскресении России!

«Россия спасется,- знайте! И близко ее воскресенье.»

Любовь — одна (эссе по стихам Зинаиды Гиппиус, часть 1)


Мой друг прислал стих миниатюру: Ну и что, коль разорваны годы на сотни любовей? Своим свежим дыханьем подобны они ручейку. И из сердца и в сердце капли живительной крови Превратятся, поверь, в освящённую Богом, реку.

Мне захотелось её продолжить. Написала две строки:

Понимаю и верю. И наша любовь не напрасна. Две горячие капельки, слившись в одну, засияют…

И задумалась. Споткнулась о свои же слова «наша любовь» и «слившись в одну». Память из глубин своих услужливо выдернула стихотворение Зинаиды Гиппиус «Любовь – одна». Когда-то, впервые прочитав это потрясающее стихотворение, подумала, что, действительно, в жизни бывает только одна любовь, как принято говорить – большая, настоящая, а все остальные чувства – влюблённости, увлечения. Но постепенно открылся глубинный смысл стиха: у любви нет множественного числа. Бог есть любовь. А Бог ведь один. Можно любить много раз, но каждый раз чувства будут иными, иной будет любовь, потому что нет двух одинаковых людей.

Единый раз вскипает пеной и рассыпается волна… — какой точный образ!

Не может сердце жить изменой, Измены нет: любовь – одна. По-моему здесь и комментарий не нужен. Ведь новая волна чувств приходит тогда, когда прежняя волна сошла на нет, откатилась, растворилась.

Мы негодуем иль играем, иль лжём, – но в сердце тишина. Мы никогда не изменяем: Душа одна – любовь одна.

Можно ли верней описать типичную ситуацию, когда один считает другого своей собственностью? Но человек не вещь, чтобы кому-то принадлежать. И уж тем более никто не имеет права требовать: чувствуй так же, как я, я тебя люблю, значит и ты обязан меня любить. Не обязан! Возникновение любви всегда было, есть и будет оставаться тайной.

Однообразно и пустынно. Однообразием сильна, Проходит жизнь… И в жизни длинной Любовь одна, всегда одна.

Да, жизнь, по сути, однообразна. Ежедневная суета быта ради самой жизни. Но если жизнь наполнена любовью, то и впрямь, «однообразием сильна».

Лишь в неизменном – бесконечность. Лишь в постоянном глубина. И дальше путь, и ближе вечность, и всё ясней: любовь одна.

Сколько пришлось читать типичных исповедей-сожалений: жизнь прошла, а ради чего? Зачем было отрекаться от любви ради каких-то принятых в обществе условностей? По сути, отрекаться от своей жизни, пусть даже ради близких? Они всё равно жертвы этой не оценили, более того, даже воспринимали её как слабость неудачника, «не умеющего жить». А жизнь ведь не повторится больше, хотя она неизменна в своей бесконечности повторения и постоянна по глубине восприятия. Но у каждого человека – только одна.

Любви мы платим нашей кровью. Но верная душа – верна. И любим мы одной любовью… Любовь одна, как смерть одна.

Всё гениальное просто. Любовь-кровь – вечная истина. Кровь одинаково кипит от радости и боли. А душа всегда верна любви. И не важно, сколько раз любить. Главное, жить с любовью в душе, с любимым, ибо жизнь без любви… такую пытку и врагу не пожелаешь. Дописать, что ли свою строфу?

Понимаю и верю. И наша любовь не напрасна. Две горячие капельки, слившись в одну, засияют Всеми спектрами радуги. Крови волненье – прекрасно, Перельётся в стихи, что любви продолжением станут.

Анализ стихотворения Гиппиус Посвящение

Анализ стихотворения Зинаиды Гиппиус «Пауки»

Зинаида Гиппиус оставила после себя большое наследие, которое будет передаваться еще много поколений. Она была не только поэтессой, но так же писала романы, повести, рассказы и прессы. Ее произведения это всегда мудрая и целесообразная история, которая передает переживания людей.

Одним из ее самых красивых и в то же время мрачных стихотворений принято считать произведение “Пауки”. С первых же строк на читателя надвигается тяжелое и мрачное настроение, которое не отпускает его до самого конца.

“Я в тесной келье — в этом мире”. Возможно Гиппиус с помощью литературного героя описывала свои мысли и чувства. Из них мы можем только установить, что автор чувствовал себя в ловушке от куда нет выхода. Помимо тесноты и отсутствия свободы, автор так же чувствует одиночество. Место, где пребывает литературный герой стихотворения не только мрачное и тесное, но и еще очень одинокое. Ведь там ничего нет, только один человек. оказавшейся в ловушке.

Но самым главным элементом этой темницы являются пауки. которые сдерживают узника внутри. Автор описывает их, как жирных, ловких и грязных животных. однообразный труд которых заставляет ее страшиться еще больше.

Расположение пауков так же носит большую роль. Все они расположены в углах комнаты, четыре угла — четыре паука. Это означает, что они окружили своего узника, своим всеместным присутствием, они лишь больше нагнетают страха.

В начале стихотворения кажется, что литературный герой только стоит и наблюдает со стороны. Да ей до безумия страшно, но самого контакта с пауками мы не видим. И только строка :”Мои глаза — под паутиной” говорит о том, что она уже попала в эту ловушку и выбраться из нее возможности нет. А пауки, которыми она олицетворяет своих врагов и противников, рады тому, что она попала в из западню.

Стихотворение очень красивое и мистическое, оно описывает страх заключения безнадежность и отсутствием мечты.

Зинаида
Гиппиус

Анализ стихотворения Зинаиды Гиппиус «Белая одежда»

Поэтический дебют Гиппиус, состоявшийся в журнале «Северный вестник», где были опубликованы два стихотворения — «Песня» и «Посвящение», получился ярким и наделал много шуму в литературном мире. Лирику Зинаида Николаевна считала вещью глубоко интимной, создаваемой для себя. Поэзию вообще и стихосложение в частности она называла одной из форм, которую в человеческой душе принимает молитва. Такое отношение к творчеству вызвало множество нареканий со стороны критиков-современников. «Молитвенный» характер лирики ставился ими Гиппиус в вину. По их мнению, Зинаида Николаевна, обращавшаяся к Господу с использованием имен Третий, Невидимый, Он, устанавливала с Всевышним отношения прямые, равные, кощунственные. Первый поэтический сборник «декадентской мадонны», получивший название «Собрание стихов (1889 — 1903 гг.)», увидел свет в издательстве «Скорпион» в 1904 году. В него вошло произведение «Белая одежда», написанное в духе религиозной оды.

К стихотворению предпослан эпиграф, представляющий собой цитату из Откровения Иоанна Богослова. В некоторых толкованиях Апокалипсиса побеждающий воспринимается в качестве собирательного образа для христианских святых и праведников. Эти люди смогли исполнить все наставления и преодолеть искушения, о которых сказано в текстах Посланий семи церквам. Есть еще одна распространенная трактовка. Согласно ей, те, кто победят мир своей верой в Слово Божье, будут жить вечно. Белые одежды в этом контексте олицетворяют победу в духовной схватке с врагами Господа.

В религиозной оде Гиппиус обращается к Богу напрямую, что обусловлено вышеназванной «молитвенностью». При этом поэтесса употребляет три имени — Он, Сотворивший и Господь. Характерны для лирики Зинаиды Николаевны следующие строки: Но победить — Его победою — Хочу последнее страдание. Для Гиппиус страдание — это путь к Богу, движение по направлению к сотворению и сохранению души. Господа она приравнивала к абсолютной свободе. Поэтому в одном из ранних стихотворений появилась строка: «…Но люблю я себя, как Бога…». Таким образом поэтесса провозглашала любовь человека к себе как существу, свободному от смерти и судьбы, от мира и других людей. В этом тезисе заключена четверка ключевых тем всего творчества Гиппиус: любовь и смерть, человек и Бог. Вокруг квартета мотивов концентрируется поэзия Зинаиды Николаевны, что отражает существо ее идейных исканий.

Анализы других стихотворений

  • Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Моим стихам, написанным так рано»
  • Анализ стихотворения Александра Блока «О, весна без конца и без краю»
  • Анализ стихотворения Александра Блока «О, я хочу безумно жить»
  • Анализ стихотворения Александра Блока «О, как безумно за окном»
  • Анализ стихотворения Александра Блока «Фабрика»

Побеждающему Я дам белые одежды.

Он испытует — отдалением,
Я принимаю испытание.
Я принимаю со смирением
Его любовь, — Его молчание.

И чем мольба моя безгласнее —
Тем неотступней, непрерывнее,
И ожидание — прекраснее,
Союз грядущий — неразрывнее.

Времен и сроков я не ведаю,
В Его руке Его создание…
Но победить — Его победою —
Хочу последнее страдание.

И отдаю я душу смелую
Мое страданье Сотворившему.
Сказал Господь: «Одежду белую
Я посылаю — победившему».

Посвящение (Небеса унылы и низки. )

Печатается по изд. Гиппиус З. Н. «Собрание стихов. 1889–1903». М. Скорпион, 1903.

Посвящение. Северный вестник. 1895. № 3 (в экз. ИМЛИ посвящение: «Никому»). Об этом стихотворении вспоминает друживший с Мережковскими критик, искусствовед, поэт Петр Петрович Перцов (1868—1947): «Помню, как однажды зашел я к Мережковскому (в начале 1895 г.), и Дмитрий Сергеевич с таинственным видом увел меня в свой кабинет, где подал листок с написанным на нем стихотворением, прося сказать мое мнение. На листке стояло: «Небеса унылы и низки» — одно из лучших стихотворений нашей символической школы. Я был совершенно поражен — и подлинностью поэзии, и новизной стиля. На вопрос об авторе Дмитрий Сергеевич отмалчивался. Хотя я не имел в то время никакого понятия о поэтическом таланте З. Н. Гиппиус (она печаталась немного и как-то скрывала свои еще малохарактерные стихи), — тем не менее не мог приписать стихотворение самому Мережковскому. Он, наконец, с торжеством назвал автора» ( Перцов П. Литературные воспоминания. 1890—1902 гг. М.; Л. 1933. С. 227).

Источник:Гиппиус З. Н. Собрание сочинений. Т. 2. Сумерки духа: Роман. Повести. Рассказы. Стихотворения. — М. Русская книга, 2001. — 506 с. 1 л. портр.

Посвящение
Стихотворение Зинаиды Гиппиус

Небеса унылы и низки, Но я знаю – дух мой высок. Мы с тобой так странно близки, И каждый из нас одинок. Беспощадна моя дорога, Она меня к смерти ведет. Но люблю я себя, как Бога,- Любовь мою душу спасет. Если я на пути устану, Начну малодушно роптать, Если я на себя восстану И счастья осмелюсь желать,- Не покинь меня без возврата В туманные, трудные дни. Умоляю, слабого брата Утешь, пожалей, обмани. Мы с тобою единственно близки, Мы оба идем на восток. Небеса злорадны и низки, Но я верю – дух наш высок.

Зинаида Гиппиус.
Стихи, воспоминания, документальная проза.
Москва: Наше наследие, 1991.

Другие стихи Зинаиды Гиппиус

Презентация на тему «Зинаида Гиппиус»

Поэтический дебют

Гораздо более ярким и спорным, чем прозаический, был поэтический дебют Гиппиус. Стихотворение «Посвящение», опубликованное в «Северном вестнике» получило скандальную известность. «Стихи ее – это воплощение души современного человека. ни с чем не мирящегося…» ,- отмечал позже один из критиков.

ПОСВЯЩЕНИЕ Небеса унылы и низки, Но я знаю – дух мой высок. Мы с тобой так странно близки, И каждый из нас одинок. Беспощадна моя дорога, Она меня к смерти ведет. Но люблю я себя, как Бога,- Любовь мою душу спасет. Если я на пути устану, Начну малодушно роптать, Если я на себя восстану И счастья осмелюсь желать,- Не покинь меня без возврата В туманные, трудные дни. Умоляю, слабого брата Утешь, пожалей, обмани. Мы с тобою единственно близки, Мы оба идем на восток. Небеса злорадны и низки, Но я верю – дух наш высок.

Квартира Мережковских

Квартира Мережковских в доме Мурузи стала важным центром религиозно-философской и общественной жизни Петербурга. Дом Мережковских был «настоящим оазисом русской духовной жизни начала ХХ столетия».

Мир искусства

В 1899-1901 годах Гиппиус сблизилась с кружком С.П. Дягилева, группировавшимся вокруг журнала «Мир искусства», где она и стала публиковать свои первые литературно-критические статьи.

Лучшие критические статьи были впоследствии отобраны ею для книги «Литературный дневник». Свой литературный и духовный идеал критик находила в той литературе и искусстве, которые развились «до молитвы, до понятия Бога».

Религиозное сознание

В 1899 году Мережковскими решено было создать «новую церковь» где рождалось бы «новое религиозное сознание». Воплощением этой идеи явилась организация Религиозно-философских собраний, целью которых было провозглашено создание общественной трибуны для «свободного обсуждения вопросов церкви и культуры… неохристианства, общественного устройства и совершенствования человеческой природы».

Знаменитое «троебратство»

При участии В. Философова (близкого друга Мережковских) было сформировано знаменитое «троебратство». существование которого длилось 15 лет.

В. Философов, З. Гиппиус и Д. Мережковский

В феврале 1906 года Мережковские покинули Россию и направились в Париж ,где в добровольном «изгнании» провели более двух лет. Здесь поэтесса начала организовывать «субботы», которые стали посещать старые друзья–писатели. Гиппиус много работала над публицистическими статьями и стихами.

Прозаический сборник

К началу 1910-х годов относится последний прозаический сборник Гиппиус «Лунные муравьи»(1912). который встретил прохладный прием критики, нашедшей их откровенно тенденциозными, «проблемными».

Октябрьская революция

Октябрьская революция ужаснула Гиппиус. она восприняла её как воцарение «царства Антихриста», торжество «надмирного зла». В конце 1917 года Гиппиус еще имела возможность печатать антибольшевистские стихи в сохранившихся газетах.

Период 1920-1945-е годы

Гиппиус в Париже создает общество «Зеленая лампа»(1925-1939), призванное объединить литературные круги эмиграции, которые принимали взгляд на призвание русской культуры за пределами советской России.

Смерть Дмитрия Сергеевича

Смерть Дмитрия Сергеевича явилась для Зинаиды Николаевны сильнейшим ударом. Вдова писателя посвятила последние годы работе над биографией покойного мужа. Эта книга была издана в 1951 году.

Анализ творчества

Начало литературной деятельности З. Гиппиус (1889-1892 годы) принято считать этапом «романтически-подражательным». Впоследствии ее стали причислять к числу идеологов нового модернистского движения в русской литературе. В эти годы центральной темой ее творчества становится проповедь новых этических ценностей.

Прославление мира фантазии

Основными мотивами ранней поэзии Гиппиус критики начала ХХ века считали «проклятия скучной реальности», «прославление мира фантазии», поиск «новой нездешней красоты». «Третья книга рассказов»(1902) Гиппиус вызвала существенный резонанс; критика в связи с этим сборником заговорила о «болезненной странности» автора, «мистическом тумане», «головном мистицизме».

Выход первого сборника стихотворений

Заметным событием в литературной жизни России начала ХХ века стал выход первого сборника стихотворений З. Гиппиус в 1904 году. Единомышленники отмечали и особую манеру «поэтического письма, иносказания, умолчания». Существенное место в поэзии Гиппиус заняла тема «усилий по сотворению и сохранению души».

Сборник рассказов

Сборник рассказов Гиппиус «Алый меч»(1906) высветил «метафизику автора уже в свете неохристианской тематики».

Сборник «Черное по белому»(1908) был выдержан в «касательной, туманно-импрессионистической манере».

Читайте также:  Былое и думы - краткое содержание произведения Герцена

В 1900-х годах Гиппиус заявила о себе и как драматург. Пьесы: «Святая кровь»(1900), «Маков цвет»(1908), «Зеленое кольцо»(1916),- были поставлены в Александринском театре.

Место в творчестве

Важное место в творчестве З. Гиппиус занимали критические статьи, публиковавшиеся сначала в «Новом пути», затем в «Весах» и «Русской мысли» (в основном, под псевдонимом Антон Крайний).

Собрание стихов

В 1910 году вышел второй сборник стихов Гиппиус «Собрание стихов. Кн.2. 1903-1909», во многом созвучный первому; его основной темой стал «душевный разлад человека, во всем ищущего высшего смысла, божественного оправдания низкого земного существования…»

Ненависть к Октябрьской революции

Ненависть к Октябрьской революции заставила Гиппиус порвать с теми из бывших друзей, кто принял ее, – с Блоком, Брюсовым, Белым. История этого разрыва составила суть мемуарного цикла Гиппиус «Живые лица»(1925).

Последние стихи

Сборник «Последние стихи. 1914-1918» подвел черту под активным поэтическим творчеством Гиппиус. Она оставила дневники, воспринимавшиеся ею как уникальный литературный жанр, позволяющий запечатлеть «само течение жизни». Художественное творчество Гиппиус в годы эмиграции «начинает затухать». Она мертва, как «убитый ястреб»(«Сияния» (1938)).

Писательская деятельность

Литературная, писательская деятельность Гиппиус формировалась условиями окружающей жизни. Это и эмиграции, и утрата близких, и события 1905-го года и т.д. Все это оставило большой след в творчестве З.Н. Гиппиус. Увы, разделены они Безвременность и человечность. Но будет день: совьются дни в одну трепещущую вечность.

Слушать стихотворение Гиппиус Посвящение

Анализ стихотворения Посвящение Гиппиус

Серебряный век Поэзии без золотоволосой Зинаиды – тускнеет. Тонкая, стремительная, резкая, она – врывается в Поэзию, в литературу, и властвует над многими и многим.

Ее стихи читаю в затворничестве. Поставив перед собой утонченные душистые цветы… Читаю медленно и плавно – чувства разламываются, вернее они разделяются на две стрелы света: одна летит через сердце, вторая – через разум, и – одновременно! Ранящий разрыв – белая боль… И тогда…

Но сперва – о загадочной Зинаиде. Эмигрантка, она скончалась в Париже, тоскуя-болея по Родине:

«Молюсь я в часы ночные,
Дай мне еще увидеть
Родную мою Россию»
(З.Гиппиус)

Она возвратилась в Россию много лет спустя после своей кончины. Возвратилась в белой одежде…

Зинаида Гиппиус родилась в Белеве на Тульской земле. Получив домашнее образование, с детства создавала стихи, вела дневники. В 1889 году вышла замуж за Дмитрия Мережковского, который помог с первыми публикациями стихов, переехала в Петербург. С Мережковским она прожила 52 года, не разлучаясь ни на один день! «Любовь – одна, как смерть одна».

Их дом посещали: Полонский, Майков, В.В.Розанов, Ф.Сологуб, Н.А. Бердяев, Д.В.Философов, А.Белый, А.В.Карташев и другие. Это был своеобразный Живой Журнал обсуждений литературы и модных течений в литературе – словно предтеча тусовок в Интернете, если хотите…

Гиппиус необычна и по характеру и по творчеству. Блок в своих стихах называл ее «зеленоглазою наядой»:

«Женщина, безумная гордячка!
Мне понятен каждый ваш намек,
Белая весенняя горячка
Всеми гневами звенящих строк!

Все слова — как ненависти жала,
Все слова — как колющая сталь!
Ядом напоенного кинжала
Лезвие целую, глядя в даль. “
(А.Блок)

У Гиппиус знамениты (в цитатах литературоведов!) строки:

«И я такая добрая…
Как ласковая кобра, я…»
(З.Г.)

Но это она не о себе! Это – о понятии «боль», философский «Лаокоон». Так что не надо ее озмеивать! Целуя лезвие, Блок – ее понимал.

Вижу другую, трагически-прекрасную Зинаиду:

«Не осуждай меня, пойми:
Я не хочу тебя обидеть,
Но слишком больно ненавидеть,
Я не умею жить с людьми…»
(З.Гиппиус)

Она считала, видимо, что если уснувшая душа может проснуться от раны – то надо ранить, во имя спасения этой души.

Да и в Поэзии она шла своим путём, может быть, для некоторых странным.

«К простоте возвращаться – зачем?
Зачем – я знаю, положим.
Но дано возвращаться не всем.
Такие, как я, не можем.

Сквозь колючий кустарник иду,
Он цепок, мне не пробиться.
Но пускай упаду,
До второй простоты не дойду,
Назад – нельзя возвратиться.»
(З.Гиппиус)

Октябрьскую революцию Гиппиус резко не приняла. И не только сердцем – она прекрасно разбиралась в событиях. Воистину, ее стихи того периода остры и смелы, как стрелы серебряные: «Не покажем ли Бронштейну да Ленину / Кто на русской земле господин?» (1919). Да, «красная демократия» завладела Россией: «Все за лопаты! Все за свободу! / А кто упрется – тому расстрел!» (Стих «Осенью»). Началась особая политика, особая экономика:

«В цене упали бриллианты,
появился швейцарский сыр…
Что случилось? А это Антанта
с большевиками заключает мир…»
(З.Гиппиус)

Зинаиде Гиппиус чудится наступление долгой, сплошной ночи для России: «Не рассветает! Не рассветёт». В декабре 1919 года она с Мережковским тайно эмигрировала. Остаться? Ясно – за такие стихи ее бы дачей в Переделкино не пожаловали. К счастью, она была очень догадлива, но все равно, цель эмиграции для нее – не свое спасение, а деятельное противостояние. Уезжала на время, оказалось – навсегда.

В исторических событиях она умела многое предвидеть. Думаю, что в любой Кассандре помимо сверхчувств молниеносный анализ – присутствует. Поэтому коснусь и иной стороны творчества Гиппиус. Кроме стихов и прозы, поражают философские мысли-пророчества в ее статьях, письмах, дневниках, где она идет путем разумного анализа, и этот разум ее высок настолько, что, как острейший луч, выхватывает светом Грядущее, которое Гиппиус мгновенно вычисляет логически.

Взять хотя бы одно ее письмо от 17 октября 1905 года – «Писано за час до манифеста», где она представила тончайший анализ будущего хода революции и свершений большевиков: «Но весь путь их и вся эта картина так мною неприемлема, противна, отвратительна, страшна – что коснуться к ней (т. е. войти во всё) равносильно для меня предательству моего». И она, которая страстно рвалась к обновлению общества, заявляет: «Главное – я реально представила грядущее насильническое (сами говорят) правительство и народный террор и кровь… Для их истин – такой путь!»

И самое страшное – она логически осмыслила (в 1905 году) – это будет, это неизбежно. Получается, и все последующие события (и правители!) вплоть до наших дней – не случайность. У Гиппиус была политическая прозорливость – дар врожденный. Подозреваю, что Ленин был знаком с некоторыми трудами Гиппиус – он умел извлекать умственную энергию из ярких интеллектов. Понимая свершающееся, Гиппиус даже пыталась повлиять на ход исторических событий, особенно находясь в Польше и Франции, но кто мог тогда принять всерьез зеленоглазую женщину, декадентку-поэтессу, пишущую кощунственно-безумные (для того времени!) стихи, толкующую про отвлеченно-тонкое…

Не удивляйтесь, что о Гиппиус осталось много сплетен, слухов, нелестных характеристик… Уверена, вся вина ее в том – угораздило родиться умной и красивой одновременно. Некоторые женщины – не прощали ей красоту, некоторые мужчины – ум. Двусторонняя немилость, по сути – обреченность на внутреннее одиночество. Сплетни – пища обывателя, он их сам выращивает и жадно пожирает. Он не любит высот: никогда не пытается духовно подняться до личности, а тщится (безрезультатно!) бытовыми подробностями принизить личность до себя. Гиппиус к слухам о себе была равнодушна, вероятно, они ее даже забавляли.

“Тяжки иные тропы.
Жизнь ударяет хлёстко.
Чьи-то глаза из толпы
взглянули так жёстко.

Кто ты, усталый, злой,
путник печальный?
друг ли грядущий мой?
враг ли мой дальний?

В общий мы замкнуты круг
боли, тоски, заботы.
Верю я, все ж ты мне друг,
хоть и не знаю, – кто ты. “
(З.Гиппиус)

А если глянуть на ее удивительную душу через сокровенное – ее Поэзию? В талантливых стихах кратко, зримо, подсознательно – сказано несказанное… А в ее душе таинственного столько, «что для речей единственных не знаю здешних слов…». И это свой прорыв к Богу! И попытка осмыслить Бытие и религию. Ее роковое противостояние революционным событиям рождало строки: «И если это Божья длань – / Кровавая дорога, – / Мой дух пойдет и с ним на брань, / Восстанет и на Бога». (1916). Кощунство? Понимаю так: пренебрегает спасением своей души во имя спасения Отечества.
Золотоволосая изгнанница, Вы где сейчас, Зинаида?

Когда ее Поэзию читаю – чудится, как она присаживается к моему ночному столику и узкой ладонью проводит по СВОИМ стихам так, что загораются именно те строки, видения и понятия, что хотелось бы ей высветить… Замираю. «Пойми меня, когда меня не станет…»

И гнутся цветы лилейные. Зинаида – Белая, Верная… Она приподымает край своей шляпы и, «Вся нежная, робкая, злая…» шепчет тайно-истинное: «Тихо плачу я, плачу – обо всех…»

Её походку и обличье –
духи пронзают «Лориган»!
Я – в мареве от «Нина Риччи»!
И возле нас – двойной туман…
Сквозь вековых вуалей сон –
она уходит в медальон,
забыв жестокий свой лорнет,
но разобьет его рассвет…
Здесь лепестков и лезвий кромки,
запреты, страсти и обиды.
Сквозь виртуал, в накидке тонкой,
читаю стих от Зинаиды.
(Т.Смертина)

©Татьяна Смертина. Статья “Золотоволосая”
(О Зинаиде Гиппиус)
Tatiana Smertina

СТИХИ ЗИНАИДЫ ГИППИУС
Zinaida Gippius
(Чтобы открыть файл, нажмите мышкой.
Здесь и мой скан ранее неизвестных в сети стихов Гиппиус).

ПРИЖИЗНЕННЫЕ издания Зинаиды Гиппиус:
Собрание стихов. 1889-1903. «Скорпион», М., 1904г.
Собрание стихов. 1903-1909. «Мусагет», М., 1910г.
Зинаида Гиппиус (совм. С Мережковским и Философым). Пьеса «Маков цвет». СПб., 1908.
«Литературный дневник». СПб, 1908.
Драма «Зеленое кольцо». 1912.
Рассказы. «Новые люди». СПб, 1896.
Рассказы. «Зеркала». СПб., 1898.
«Третья книга рассказов». СПб., 1902.
«Алый меч». СПб., 1906.
Рассказы. «Черное по белому». СПб., 1908.
Зинаида Гиппиус. «Чёртова кукла». Роман. М., 1911
Рассказы. «Лунные Муравьи». СПб., 1912.
«Цесаревич». Роман. М., 1913
«Последние стихи. 1914-1918». СПб., 1918.
«Стихи. Дневник 1911 – 1921». Издано в эмиграции. Б., 1922
Мемуары. «Живые лица». Прага, 1925.
Зинаида Гиппиус. «Сияние». Париж, 1939.

=======
ПОСМЕРТНЫЕ издания Зинаиды Гиппиус:
Пьесы. Л., 1990
Живые лица, тт. 1-2. Тбилиси, 1991
Сочинения. Ленинградское отд. Худож. лит. 1991 г.
Стихотворения. СПб, 1999
Дневники, тт. 1-2. М., 1999

Адамович Г., Одиночество и свобода. Нью-Йорк, 1955, с. 151—68;
Андреев В., Детство, М., 1963, с. 144—47;
Белый А., Начало века, М.— Л., 1933; его же, Между двух революций, Л., 1934, с. 58—62, 161—76;
Бенуа А. Н., Мои воспоминания, т. 2, М., 1980;
Берберова Н., Курсив мой. Нью-Йорк, 1983 (ук.). + Брокгауз; НЭС;
Бердяев Н. А., Самопознание, Париж, 1983;
Блок А. и А. Белый. Переписка, М,, 1940;
Блок в неизд. переписке и дневниках современников.— В кн.: ЛН, т. 92, кн. 3 (вступ. ст. Н. В. Котрелева и 3. Г. Минц; публ. Котрелева и Р. Д. Тименчика), с. 158 — 59, 163, 74 —201, 219 — 22, 225, 228, 243, 273, 276, 285—87, 296—310, 335, 445—47, 455, 472—75, 480—81; вкл. письма Г. к Белому);
Брюсов В., Дневники. 1891 — 1910, М., 1927;
Бунин в годы войны.— «Даугава», 1980, № 10;
Вишня к М. В., Г. в письмах.— «Новый журнал», [1954], № 37;
Волынский А. А., «Книга великого гнева», СПб., 1924, с. 190 — 91, 212—113, 433—35;
Есенин С. А., Дама с лорнетом, Собр. соч., т. 5, М., 1979;
Закржевский А., Религия. Психологические параллели, К., 1913, с. 52 — 94;
3лобин В. А., Тяжелая душа, Вашингтон, 1970;
Измайлов А. А., Помрачение божков и новые кумиры, М., 1910 (у к.); его же, Пестрые знамена, М., 1913, с. 149 — 60;
История русской литературы, т. 4, Л., 1983;
Лавров А. В., Архив П.П.
Лундберг Е., Мережковский и его новое христианство, СПб., 1914, с. 143—92;
Маковский С., На Парнасе «Серебряного века», Мюнхен. 1962, с. 87 — 122;
Минц 3. Г., А. Блок в полемике с Мережковскими.— В кн.: Блоковский сб., [т.] 4, Тарту, 1981 («Уч. зап. ТГУ», в. 535; вкл. письма Г. к Блоку);
Перцов П., Лит. восп., М.— Л., 1933;
Перцова,— В кн.: Ежегодник РО ПД. 1973;
Плеханов Г. В., Литература и эстетика, т. 1, с. 174—81; т. 2, с. 484 — 88, М., 1958;
Терапиано Ю., Встречи, Нью-Йорк, 1953, с. 36 — 87;
Фомин А. Г., Библиотека новейшей русской литературы.— В кн.: Венгеров. Литература 20 в., т. 2, кн. 5 (т. 1 вкл. Автобиографию);
Чуковский К., Лица и маски, СПб., 1914, с. 165—77;
Шагинян М. С., Человек и время, М., 1980, гл. «Петербург».

——————
© Автор списка – Н.И. Осьмакова (при участии Л.Макаровой)
© Скан (избранное) – Т.Смертина
(из биографического словаря «Русские писатели» 1800-1917 года).

Зинаида Гиппиус: стихи и трагическая биография поэтессы

20 ноября 2019 года исполняется 150 лет со дня рождения Зинаиды Гиппиус – русской поэтессы, писательницы, драматурга и критика. Рассказываем о биографии и стихотворениях одной из самых видных представительниц поэзии Серебряного века.

Гиппиус родилась в 1869 году городе Белев Тульской губернии. Она была из обрусевшей немецкой дворянской семьи. Стихи начала писать с семи лет. Уже для первых поэтических упражнений девочки были характерны самые мрачные настроения.

Отца Гиппиус в 1881 году не стало из-за туберкулеза. Семья осталась практически без средств к существованию, и год спустя мать вместе с четырьмя дочерьми перебралась в Москву.

В столице туберкулезом заболела и сама Зинаида. Мать увезла дочку в Тифлис, где сняла дачу в Боржоми. Там в 1888-м 18-летняя Гиппиус познакомилась с поэтом и писателем Дмитрием Мережковским. Спустя год они поженились и перебрались в Петербург.

Современники утверждали, что семейный союз Гиппиус и Мережковского был в первую очередь духовным, а не по-настоящему супружеским. У обоих во время брака случались влюбленности, в том числе однополые. Так, в конце 1890-х – начале 1900-х годов у Гиппиус был роман с английской баронессой Елизаветой фон Овербек, которая сотрудничала с Мережковским как композитор.

В 1888 году Гиппиус опубликовала первые стихи в «Северном вестнике», вокруг которого группировались петербургские символисты «старшего» поколения.

В Северной столице Мережковский знакомит Гиппиус с известными литераторами: Алексеем Плещеевым, Яковом Полонским, Апполоном Майковым, Петром Вейнбергом. Писательница также сблизилась с молодым поэтом Николаем Минским.

В 1890-м Зинаида впервые пробует себя в прозе. За свою творческую биографию Гиппиус выпустила несколько рассказов и романов. Впрочем, о качестве последних она отзывалась скептически.

В то время Гиппиус перенесла возвратный тиф, часто болела ангиной и ларингитом. Чтобы поправить здоровье, они с Мережковским отправились в поездку по югу Европы в 1891-1892 годах. Поэты общались с Антоном Чеховым и Алексеем Сувориным. Во время второй поездки остановились в Ницце, где познакомились с публицистом Дмитрием Философовым, который стал затем постоянным спутником и ближайшим единомышленником супружеской пары.

На рубеже веков Гиппиус сближается с кружком Сергея Дягилева, сформировавшимся вокруг журнала «Мир искусства». Здесь она начинает публиковать свои первые литературно-критические статьи, подписывая их мужскими псевдонимами. Гиппиус в целом испытывала пристрастие к мужской одежде, мужскому лирическому «я» в поэзии и курила ароматизированные папиросы.

Зинаида Гиппиус, 1897 год. Фото: Public Domain / Andrei Bely

Впоследствии Гиппиус публиковалась как критик и во многих других журналах, последовательно отстаивая идеи символизма. Лучшие статьи она отобрала для книги «Литературный дневник», опубликованной в 1908 году.

В литературных кругах Петербурга Гиппиус была на передовых позициях. При ее содействии состоялся дебют Александра Блока, она вывела в люди начинающего Осипа Мандельштама, ей принадлежит первая рецензия на стихи тогда еще никому не известного Сергея Есенина.

Гиппиус и Мережковский провели 1916 год в Кисловодске и вернулись в Петроград в начале 1917-го. Супруги приветствовали Февральскую революцию как путь к окончанию войны и воплощению идей свободы. Они даже установили дружеские отношения с председателем Временного правительства Александром Керенским.

Но вскоре отношение поэтов резко изменилось. Октябрьскую революцию они посчитали началом «царства Антихриста» и торжеством «надмирного зла». Гиппиус описывала в своих дневниках голод и зверства ЧК. Семья стала задумываться об эмиграции.

Зимой 1919 года супруги уехали в Гомель, затем – в Варшаву и оттуда – в Париж. Там Гиппиус создала литературно-философское общество «Зеленая лампа», куда входили Иван Бунин, Николай Бердяев, Лев Шестов и другие поэты, писатели и философы. В эмиграции поэтесса выступала в статьях и стихах с резкими нападками на советский строй.

Мережковский ушел из жизни 9 декабря 1941 года в возрасте 76 лет. Это стало для Гиппиус сильнейшим потрясением. Последние годы жизни она посвятила работе над биографией покойного мужа. Но эта книга осталась неоконченной и была издана лишь в 1951 году.

Зинаиды Гиппиус не стало в Париже 9 сентября 1945 года. Она похоронена под одним надгробием с Мережковским на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Произведения поэтессы не издавались в СССР вплоть до 1990 года.

К 150-летию со дня рождения Гиппиус компания Google разместила 20 ноября на стартовой странице своего поисковика посвященный ей дудл – так называется изображение, стилизованное в честь какого-либо праздника, события или человека.

На логотипе поэтесса изображена за своим любимым занятием – чтением. Другим узнаваемым элементом ее портрета стал монокль. Дудл создала российская художница из Москвы Марина Шишова.

Фото: google.com

Ссылка на основную публикацию