Анализ стихотворения Бессилие Гиппиус

Анализ стихотворения Гиппиус Бессилие

Анализ стихотворения “Все кругом”

Анализ лирического произведения
«Все кругом» З. Гиппиус

Страшное, грубое, липкое, грязное, а
Жёстко тупое, всегда безобразное, а
Медленно рвущее, мелко-нечестное, б
Скользкое, стыдное, низкое, тесное, б
Явно-довольное, тайно-блудливое, а
Плоско-смешное и тошно-трусливое, а
Вязко, болотно и тинно застойное, б
Жизни и смерти равно недостойное, б
Рабское, хамское, гнойное, чёрное, а
Изредка серое, в сером упорное, а
Вечно лежачее, дьявольски косное, б
Глупое, сохлое, сонное, злостное, б
Трупно-холодное, жалко-ничтожное, а
Непереносное, ложное, ложное! а
Но жалоб не надо. Что радости в плаче? б
Мы знаем, мы знаем: всё будет иначе. б

Сначала, признаться, я решила взять стихотворение футуриста. Ничего удивительного, ведь футуристы оригинальны во всем – начиная с внешнего вида и заканчивая новаторством в поэзии. Но немного поразмышляв, решила, что символисты гораздо ближе мне по духу. Таким образом, выбор пал на яркую представительницу символизма – Зинаиду Гиппиус.
Стихотворение «Все кругом» было написано в 1904 году. Изучив хронологию событий в России за этот год, я выяснила, что ничего особенного, кроме начала Русско-японской войны, не было. Так как поэзия Гиппиус все-таки исторична, можно было предположить, что написание стихотворения как-то связано с конфликтом. Но думаю, смысл стиха куда шире.
Название «Все кругом» необъятное. Оно включает в себя буквально все! Отношения между людьми, между простым народом и властью, условия проживания этих людей, социальное неравенство и т.д. Каждый найдет в нем что-то свое.
Это стихотворение вызывает во мне бурю эмоций. Я думаю, что это очень сильное произведение. В голове мгновенно всплывают яркие, в большинстве своем, какие-то отвратительные картинки, вызванные обилием «нелестных» прилагательных. Ураган беспорядочных цветов и эмоций. Скорее всего, автор была в очень эмоциональном состоянии и, желая выпустить возмущение наружу, написала это произведение.
Стихотворение можно разделить на две смысловые части.
Первая – очень эмоциональная, довольно красочная и немного безумная смесь определений. В глаза сразу бросаются несколько окказионализмов: мелко-нечестное, явно-довольное, тайно-блудливое, плоско-смешное, тошно-трусливое и т.д. Гиппиус, для еще большей выразительности, соединила по два определения, которые обычно используются отдельно. Первая часть строится исключительно на прилагательных и наречиях.
Вторая же, в отличие от первой, пронизана безграничной верой в светлое будущее:

Но жалоб не надо. Что радости в плаче?
Мы знаем, мы знаем: всё будет иначе.

Но, неизвестно почему, мне мерещится некоторая ирония. Быть может, она на самом деле здесь присутствует, а может быть, это чувство вызывает резкий контраст между частями. Точно судить не могу.
В стихотворении, по разным источникам, есть либо одна, либо две строфы. Я все-таки решила, что их две и делятся они точно так же, как и смысловые части. В первой строфе 14 строк, во второй- всего 2.
Рифма здесь – смежная.
В стихотворении используется два размера – дактиль (в первой строфе) и амфибрахий (во второй):

Страшное, грубое, липкое, грязное
_ _ _ l _ _ _ l _ _ _ l _ _ _ (дактиль)

Но жалоб не надо. Что радости в плаче?
_ _ _ l _ _ _ l _ _ _ l _ _ _ (амфибрахий)

Уже упоминалось, что в первой строфе используется дактиль. А в дактиле, как известно, ударение падает на первую часть. Из этого можно выстроить довольно интересную теорию. Первая строфа, в ней дактиль (с ударением на первую часть)- начало истории. Вторая строфа, как середина рассказа, а в ней амфибрахий (с ударением на вторую часть). Финал, к сожалению, неизвестен, но думаю, он был бы написан с помощью анапеста.

Стихотворение имеет слегка резковатое, на мой взгляд, звучание. Думаю, это вызвано одиночными словами.
В произведении, среди употребляемых частей речи, чаще всего встречаются прилагательные и наречия. С помощью этого, слегка необычного, приема достигается очень интересная атмосфера всего стихотворения в целом.
Автор также дважды использует рефрен:

Непереносное, ложное, ложное!
И
Мы знаем, мы знаем: всё будет иначе.

Первый рефрен подчеркивает особую ложность того, о чем пишет. А с помощью второго, скорее всего, пытается убедить саму себя в том, что в итоге все изменится к лучшему.
Нужно признать, что это стихотворение нравится далеко не всем. Не понимаю почему. На мой взгляд- оно просто потрясающее, так как вызывает множество эмоций.
Произведение являет собой некоторое новаторство. Я больше нигде не видела, чтобы большая часть стиха состояла лишь из определений. Как писал о Гиппиус Сергей Маковский: «Она вся была – «наоборот», вызывающе, не как все». И это полностью подтверждается в данном стихотворении.

Бессилье
Стихотворение Зинаиды Гиппиус

Смотрю на море жадными очами, К земле прикованный, на берегу. Стою над пропастью – над небесами,- И улететь к лазури не могу. Не ведаю, восстать иль покориться, Нет смелости ни умереть, ни жить. Мне близок Бог – но не могу молиться, Хочу любви – и не могу любить. Я к солнцу, к солнцу руки простираю И вижу полог бледных облаков. Мне кажется, что истину я знаю – И только для нее не знаю слов.

Зинаида Гиппиус. Стихотворения.
Paris: YMCA-Press, 1984.

Другие стихи Зинаиды Гиппиус

Зинаида Гиппиус — Смотрю на море жадными очами ( Бессилие )

Smotryu na more zhadnymi ochami,
K zemle prikovanny, na beregu.
Stoyu nad propastyu — nad nebesami, —
I uletet k lazuri ne mogu.

Ne vedayu, vosstat il pokoritsya,
Net smelosti ni umeret, ni zhit.
Mne blizok Bog — no ne mogu molitsya,
Khochu lyubvi — i ne mogu lyubit.

Ya k solntsu, k solntsu ruki prostirayu,
I vizhu polog blednykh oblakov.
Mne kazhetsya, chto istinu ya znayu —
I tolko dlya neye ne znayu slov.

Cvjnh/ yf vjht ;flysvb jxfvb,
R ptvkt ghbrjdfyysq, yf ,thtue///
Cnj/ yfl ghjgfcnm/ — yfl yt,tcfvb, —
B ektntnm r kfpehb yt vjue/

Yt dtlf/, djccnfnm bkm gjrjhbnmcz,
Ytn cvtkjcnb yb evthtnm, yb ;bnm///
Vyt ,kbpjr ,ju — yj yt vjue vjkbnmcz,
[jxe k/,db — b yt vjue k/,bnm/

Z r cjkywe, r cjkywe herb ghjcnbhf/,
B db;e gjkju ,ktlys[ j,kfrjd///
Vyt rf;tncz, xnj bcnbye z pyf/ —
B njkmrj lkz ytt yt pyf/ ckjd/

Мне нужен анализ стихотворения Зинаиды Николаевны Гиппиус “14 декабря”..заранее спасибо.

Аквариум Мыслитель (6119) 8 лет назад

Ноу проблем. А где стих? Сам стихами грешу иногда. Где конкурент? Сегодня стих, через 24 часа анализ, если стих умещается в формат А4. Какой анализ нужен, положительный или отрицательный? Пушкина уважаю очень, но и у него косяков нашел. Меня вопрос заинтересовал.

В других науках я ни за кого ничего делать не желаю. А подобный вопрос я тут в первые вижу. Могу взять томик стихов и покритиковать авторов, но энтузиазма нет. И не занимался я этим никогда. А щас не прочь попробовать

Зря я за это дело взялся. В стихотворении смысла мало, анализировать нечего. Пришлось автору приписывать мысли, которых у него не было. Вот что получилось:

Стихотворение написано в связи с событиями 1905 года, но посвящено декабристам. Автор пытается провести параллели между событиями 1825 года и 1905 года. Общим у тех и других событий является только сам факт выступления против власти. Восстание декабристов похоже, скорее, на акт протеста. Из реальных действий было только убийство героя отечественной войны 1812 года, губернатора Петербурга, генерала Милорадовича. Тем не менее, в народе декабристы считались героями. Это было первое организованное выступление против правящей власти, поэтому автор придает ему высокую оценку «Своею молодой любовью Их подвиг режуще-остер». Офицеры декабристы на площади свою кровь не проливали, там гибли рядовые солдаты, которые понятия не имели, зачем их привели на площадь. Поэтому строки «Но был погашен их же кровью Освободительный костер» не совсем справедливы. Автор сравнивает зиму с политической обстановкой в стране. Что тогда был мороз, что сейчас, ничего не изменилось «А мы все там, где были вы. Смотрите, первенцы свободы: Мороз на берегах Невы!». Но эти слова могут означать, как предреволюционную ситуацию, так и после. Далее автор сожалеет о неудавшейся революции «У неоправданных могил, Мы корчимся все в той же муке». Реакция душит революцию «И с каждым днем все меньше сил» и она пошла на спад. Волнения в народе подавлены, причин для новых в ближайшее время не предвидится. Поднять народ на очередное восстание может только что-то сверх естественное «Мы тени милые зовем. Сойдите в смертные долины, Дыханьем вашим – оживем». Автор пишет, что 80 лет после восстания декабристов о них помнили, т. е. причины для недовольства властью не устранены, поэтому неизбежно будет новое восстание «И вашими пойдем стопами, И ваше будем пить вино». Название стихотворения немного смущает “14 ДЕКАБРЯ 1918 ГОДА”. В 1918 г. шла гражданская война. То ли события того времени вдохновили автора, то ли в связи с событиями автор решил вдохновить унывших сограждан. Тут надо знать дату первого издания стихотворения, тогда можно вывод о названии стихотворения делать.

Lyuda Dm. Гений (67898) 8 лет назад

это стихотворении о декабристах. и об отношении Зинаиды Гиппиус к революции.
«Простят ли чистые герои.
Мы их завет не берегли.
Мы потеряли всё святое:
и стыд души, и честь земли. »
Зинаида Гиппиус. 14 декабря 1917.

в поисковике можно найти о Гиппиус, о других её поэтах-современников, переживших революцию 17 года.
Попробуйте сами. почитать. понять этих людей. это интересно.

Слушать стихотворение Гиппиус Бессилие

Поэзия З.Н. Гиппиус: темы, мотивы, образы-символы, неомифологизм, жанрово-композиционные особенности, интонационно-звуковой строй.

Зинаида Гиппиус стояла у истоков русского символизма и была одним из его негласных лидеров. Ее поэзия отмечена выразительным сочетанием интеллектуальной глубины и психологической подвижности, ритмической изысканностью и стилистическим мастерством. Брюсов отмечал исключительное умение поэтессы ” писать афористически, замыкать свою мысль в краткие, выразительные , легко запоминающиеся формулы”.

В ранних стихотворениях Гиппиус, лирический герой, который видел свой путь как беспощадную дорогу, ведущую к смерти, постепенно приходит к необходимости подняться камянистой стежкой ко Всевышнему и понимает, что достичь цели можно только в единении с другими людьми.

Зинаида Николаевна смотрит на человека с точки зрения духовного и эстетического совершенствования, пути познания себя и мира, философски – психологического спора со временем и собой. Лейтмотивными являются темы несовершенства земного бытия, одиночества, диалог с Богом и устремленность к Красоте и Гармонии. Поэтесса борется с собой, пытается понять себя:

Моя душа во власти страха

И горькой жалости земной.

Человек, Любовь, Смерть, Бог – вот главные темы, вокруг которых неизменно концентрируется творчество Гиппиус, и эта концентрация является отражением идейных исканий, заполняющих все существо поэта.

Тройственность природы мироздания открывается Гиппиус от самых фундаментальных до низших, относящихся к частной жизни отдельного человека.

Для того, чтобы представить себе, как эта тройственность распространялась на все миросозерцание, выслушаем мнение основательного знатока жизни Гиппиус: Гиппиус также различала три фазы в своей концепции истории человечества и его будущего. Эти фазы представляют три различных царства: царство Бога – Отца – царство Ветхого Завета; царство Бога- Сына, Иисуса Христа — царство Нового Завета и нынешняя фаза в религиозной эволюции Человечества, и царство Бога- Духа Святого, Вечной Женщины-матери – царство Третьего Завета, который откроется человечеству в будущем. Царство Ветхого Завета открыло Божью мощь и власть как правду; царство Нового Завета откроет любовь как свободу. Третье царство, Царство Третьего Человечества, разрешит все существующие неразрешимые антитезы — пол и аскетизм, индивидуальность и общественность, рабство и свободу, атеизм и религиозность, ненависть и любовь”. [24:104-105].

И в эту тройственность должен войти человек в трех своих ипостасях, символизируемых числами1, 2 и 3. 1 – это человек как личность, лишенная внешних связей и тем самым обреченная на безнадежное существование в мире. Непременной стадией бытия для нее становилось 2 – объединение двух личностей в любви, в некоем идеальном действе, из которого практически устранена ” похоть ” и стремление к деторождению, но зато особое значение приобретает духовное единение двух человеческих индивидуальностей, опять- таки” неразделенных и неслиянных”. Но полное свое разрешение любовь могла найти только в том случае, если к двоим присоединяется третий – Бог, незримо, но явственно присутствующий в их союзе. Завершение мистического треугольника придает особую крепость и нерушимость всему происходящему.

“Человек без Бога, – подчеркивает близко знавший Гиппиус С. Маковский, представлялся ей чудовищным автоматом, “чертовой куклой”.[18: 339].

В произведениях Гиппиус, созданных в конце ХIХ – начале ХХ века, начиная с “Песни”, своего рода манифеста символизма, нашли отражение важнейшие для символистов декадентские мотивы, мысли, настроения. Прежде всего это неприятие будничного, обыденного мира, мистическая тоска по иной жизни, по недостижимому и неосуществимому, уход от скуки повседневности в сферу подсознательного, в мир фантазии и иррациональных предчувствий: “Мне нужно то, чего нет на свете. ” (” Песня “, 1893); “Люблю недостижимое, чего, быть может, нет. ” (“Снежные хлопья”, 1894).

Раздвоенность, дуализм, противоречивость характерны для лирического героя Гиппиус, который мечется между Богом и дьяволом, небесным и земным, духовным и телесным, жизнью и смертью, вечностью и мигом, в душе героя переплелись и борются друг с другом покорность и свобода, правда и ложь, прекрасное и безобразное, вера в силу молитвы, в чудо и сомнение в нем, религиозный экстаз и богохульство, волевое “самостояние” личности и отречение от собственной воли, устремленность к предельному испытанию полноты бытия и принципиальный отказ от реального воплощения мечты, надежды. Следствие внутреннего разлада – неспособность найти общий смысл жизни, сделать окончательный выбор.

Смотрю на море жадными очами,

К земле прикованный на берегу.

Стою над пропастью – над небесами –

И улететь к лазури не могу.

Гиппиус утверждала неуклонное восхождение человека – революционера, своей волей преодолевающего все препятствия на пути духовного возвышения общества.

Свои помыслы и действия Гиппиус воспринимает и выстраивает в аспекте религиозного служения, угадывает в них провиденциальное начало

Для сборника “Сияния” характерен христианский взгляд на историю и мученический путь России. В стихотворении “Грех” Гиппиус выразила одну из моральных заповедей русской эмиграции первой волны:

И мы простим, и Бог простит.

Мы жаждем мести от незнанья.

Зинаида Гиппиус считала, что должно произойти соединение Трех в Одном: Бога Отца, Бога Сына, Святого Духа, Вечной Женственности – Материнства. Гиппиус доносит до человека идею Трех в Одном как “живую, пульсирующую истину”. Она выразила эти идеи в стихотворении “Вечноженственное

Размышления о бытии, мироздании являются основой всей лирики Гиппиус. В ранней лирике преобладает в элегических стихотворениях мотив самоисследования. Мы вычленили ряд стихотворений: “Бессилие”, “Снег”, “Мгновения”, “До дна”, “Не знаю”.

В ранних произведениях Зинаиды Николаевны звучат декадентские мотивы: одиночество, неверие в жизнь, в собственные силы.

Так как поэтесса очень остро переживала диссонансы и противоречия окружающей ее действительности, то элегическим мотивом пронизан и корпус гражданских элегий: “О вере”, “Костер”, “Что есть грех?”, “Только о себе”.

Элегический мотив раздумья прослеживается в основном в зрелый период творчества Зинаиды Николаевны. Это стихотворения “Мера”, Числа”.

В элегических стихотворениях с любовной тематикой доминирующим является мотив печали, разлуки. Он берет свое начало в элегических традициях ХVIII века.

В зрелой лирике с преобладающим в ней религиозно – патриотическим пафосом, в лирике Гиппиус преобладает одическое начало.

Читайте также:  Анализ стихотворения Игра Зинаиды Гиппиус

Лирический герой наделяется индивидуальными (автобиографическими) чертами, которые объясняются особенностями ее психологического статуса, жизненного пути. В центре внимания не чувства, не переживания, а “психологизм лирического я”. Именно этот показатель для нас стал весомым в констатации характера изменений жанровой структуры элегий в лирике Зинаиды Николаевны Гиппиус.

Рассмотрев ряд стихотворений Гиппиус, мы пришли к выводу, что в творчестве Зинаиды Николаевны выделяется целый пласт лирики, которая отличается своим одическим пафосом. Эти стихотворения, в которых улавливаются ораторско-декламационные интонации, можно выделить характерные слова–сигналы, специфические синтаксические конструкции, что в целом способствует выражению авторской гражданской позиции. Так, в стихотворении “Свеча ненависти” к таким словам – сигналам относятся: мне ненавистен всякий грех; предатели; ненавижу; отомстить. В стихотворении “Веселье”: блевотина войны; омерзительно похмелье; бедная, грешная страна; народ засек кнутом свою свободу. “Петербург”: перекресток предательством дрожит; проклятый город, Божий враг.

Такая лирика Зинаиды Гиппиус становится трибуной, раскрывающей общественно-политические ориентиры поэта.

К таким “неженским” стихотворениям, представляющим гневную инвективу, принадлежат: “Петербург”(1909), “Молодому веку”(1914), “Сейчас”(1917), “Веселье”(1917).

Ее стихотворения, исполненные гневом и пристрастием, шокировали многих современников, привыкших к совсем иному звучанию ее музы.

К одическим элементам прибавляются элементы стихотворной сатиры, сочетание трагического пафоса с ироническим, сатирическим.

Наряду с традиционно политической одой в творчестве Зинаиды Николаевны обнаруживает себя и такая разновидность одической поэзии, как религиозная ода. Религиозный пафос был лишен всякой каноничности, а нередко был нацелен против богословских канонов.

Здесь нет державинской ясности, а тяготеет к четкости молитвенный гимн, экстатически выражающийся религиозный стоп. К стихотворениям этого периода относятся следующие: “Любовь”(1900), “Нескорбному учителю”(1901), “Христу”(1901).

При всей тематической и стилевой динамике, при смелости воображения и языка, все эти стихотворения спаяны библейской основой. Несмотря на то, что в поэзии Гиппиус жанр классической одической структуры трансформирован (так как она вобрала в себя компоненты других жанровых образований), тем не менее, остается жанровая доминанта оды – установка на ораторскую речь, общий действенный пафос.

«Когда задумываешься, где у Гиппиус сокровенное, где необходимый стержень, вкруг которого обрастает творчество, где — ‘лицо’, то чувствуешь: у этого поэта, может быть, как ни у кого другого, нет единого лица, а есть — множество…», — писал Р. Гуль.И. А. Бунин, подразумевая стилистику Гиппиус, не признающую открытой эмоциональности и часто построенную на использовании оксюморонов, называл её поэзию «электрическими стихами», В. Ф. Ходасевич, рецензируя «Сияния», писал о «своеобразном внутреннем борении поэтической души с непоэтическим умом».

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; Нарушение авторского права страницы

Анализ стихотворения Бессилие Гиппиус

У нас вы можете бесплатно скачать произведения по классической литературе в удобном файле-архиве, далее его можно распаковать и читать в любом текстовом редакторе, как на компьютере, так и на любом гаджете или “читалке”.

Мы собрали лучших писателей русской классической литературы, таких как:

  • Александр Пушкин
  • Лев Толстой
  • Михаил Лермонтов
  • Сергей Есенин
  • Федор достоевский
  • Александр Островский

. и многих других известнейших авторов написавших популярные произведения русской классической литературы.

Все материалы проверены антивирусной программой. Также мы будем пополнять нашу коллекцию по классической литературе новыми произведениями известных авторов, а возможно, и добавим новых авторов. Приятного прочтения!

Русский писатель (9 (21) августа 1871 — 12 сентября 1919)

Руусский поэт, драматург (20 августа (1 сентября) 1855 — 30 ноября (13 декабря) 1909)

Русский поэт (15 (27) ноября 1840 (1841?) — 17 (29) августа 1893)

Русский поэт, писатель (11 (23) июня 1889 — 5 марта 1966)

Поэт-символист (3 [15] июня 1867 — 23 декабря 1942)

Русский поэт (19 февраля [2 марта] 1800 — 29 июня [11 июля] 1844)

Русский поэт (18 (29) мая 1787 — 7 (19) июня 1855)

Русский писатель, поэт (14 (26) октября 1880 — 8 января 1934)

Русский поэт. (16 (28) ноября 1880 — 7 августа 1921)

Русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, историк. (1 (13) декабря 1873 — 9 октября 1924)

Русский писатель, поэт (10 (22) октября 1870 — 8 ноября 1953)

Русский поэт, художник (16 [28] мая 1877 — 11 августа 1932)

Русская поэтесса, писательница (8 [20] ноября 1869 — 9 сентября 1945)

Русский прозаик, драматург, поэт, критик и публицист. (20 марта (1 апреля) 1809 — 21 февраля (4 марта) 1852)

Русский писатель, прозаик, драматург (16 (28) марта 1868 — 18 июня 1936)

Русский драматург, поэт, дипломат и композитор. (4 (15) января 1795 — 30 января (11 февраля) 1829)

Русский поэт (16 [28] июля 1822 — 25 сентября [7 октября] 1864)

Русский писатель-прозаик (11 августа [23 августа] 1880 — 8 июля 1932)

Русский поэт (3 (15) апреля 1886 — август 1921)

Генерал-лейтенант, участник Отечественной войны 1812 года, русский поэт (16 (27) июля 1784 — 22 апреля (4 мая) 1839)

Русский поэт (3 (14) июля 1743 — 8 (20) июля 1816)

Русский писатель, мыслитель. (30 октября (11 ноября) 1821 — 28 января (9 февраля) 1881)

Русский поэт. (21 сентября (3 октября) 1895 — 28 декабря 1925)

Русский поэт, критик, переводчик. (29 января (9 февраля) 1783 — 12 апреля (24 апреля) 1852)

Русский поэт, прозаик (29 октября (10 ноября) 1894 — 26 августа 1958)

Русский литератор (1 (12) декабря 1766 — 22 мая (3 июня) 1826)

Русский поэт (10 (22) октября 1884 — 23 и 25 октября 1937)

Русский поэт, баснописец (2 (13) февраля 1769 — 9 (21) ноября 1844)

Русский поэт (6 (18) октября 1872 — 1 марта 1936)

Русский писатель (26 августа (7 сентября) 1870 — 25 августа 1938)

Русский поэт, прозаик, драматург. (3 (15) октября 1814 — 15 (27) июля 1841)

Русский писатель (4 (16) февраля 1831 — 21 февраля (5 марта) 1895)

Русская поэтесса (19 ноября [1 декабря] 1869 — 27 августа [9 сентября] 1905)

Русский поэт (23 мая (4 июня) 1821 — 8 (20) марта 1897)

Русский поэт, прозаик (3 (15) января 1891 — 27 декабря 1938)

Русский советский поэт (7 [19] июля 1893 — 14 апреля 1930)

Русский поэт (26 декабря 1862 — 31 января 1887)

Русский поэт, писатель, публицист. (28 ноября (10 декабря) 1821 — 27 декабря 1877 (8 января 1878)

Русский драматург. (31 марта (12 апреля) 1823 — 2 (14) июня 1886)

Русский писатель, поэт (29 января [10 февраля] 1890 — 30 мая 1960)

Русский поэт, драматург и прозаик. (26 мая (6 июня) 1799 — 29 января (10 февраля) 1837)

Русский поэт, общественный деятель, декабрист (18 сентября (29 сентября) 1795 — 13 (25) июля 1826)

Русский писатель. (15 (27) января 1826 — 28 апреля (10 мая) 1889)

Русский поэт (4 мая (16 мая н.ст.) 1887 — 20 декабря 1941)

Русский поэт и писатель (26 июля [7 августа] 1837 — 25 сентября [8 октября] 1904)

Русский поэт (16 [28] января 1853 — 31 июля [13 августа] 1900)

Русский поэт, писатель и драматург (17 февраля (1 марта) 1863, — 5 декабря 1927)

Русский писатель, поэт, драматург. (24 августа (5 сентября) 1817 — 28 сентября (10 октября) 1875 )

Русский писатель, мыслитель. (28 августа (9 сентября) 1828 — 7 (20) ноября 1910)

Русский писатель, поэт. (28 октября (9 ноября) 1818 — 22 августа (3 сентября) 1883)

Русский поэт, дипломат, публицист (23 ноября (5 декабря) 1803 — 15 (27) июля 1873)

Русский поэт, переводчик и мемуарист. (23 ноября (5 декабря) 1820 — 21 ноября (3 декабря) 1892, Москва)

Русский поэт (28 октября (9 ноября) 1885 — 28 июня 1922)

Русский поэт (16 (28) мая 1886 — 14 июня 1939)

Русский поэт, прозаик (26 сентября (8 октября) 1892 — 31 августа 1941)

Русский философ. (27 мая (7 июня) 1794 — 14 (26) апреля 1856)

Русский поэт, прозаик (1 (13) октября 1880 — 5 августа 1932)

Русский философ. (12 (24) июля 1828 — 17 (29) октября 1889)

Русский писатель, драматург. (29 января 1860 — 15 июля 1904)

Русский писатель, поэт (19 [31] марта 1882 — 28 октября 1969)

На гвозде
читают сейчас

Неизвестно
читают сейчас

Из дневника помощника бухг.
читают сейчас

Комик
читают сейчас

Неизвестно
читают сейчас

Ночи на вилле
читают сейчас

Вторая годовщина
читают сейчас

Загадочная натура
читают сейчас

Неизвестно
читают сейчас

Неизвестно
1 минуту назад

Анализ стихотворения “Тройное” Гиппиус

“Тройное” (1927). В этом стихотворении Гиппиус продекла­мированы основные темы ее поэзии:

Тройной бездонностью мир богат Тройная бездонность дана поэтам.

Но разве поэты не говорят Только об этом?

Тройная правда – и тройной порог Поэты, этому верному верьте.

Только об этом думает Бог:

Для поэзии 3. Гиппиус свойственны психологическая углуб­ленность, поиск новой веры, гордое одиночество, стилистиче­ское мастерство, ритмическая изысканность. В. Я. Брюсов отме­чал исключительное умение поэтессы “писать афористически замыкать свою мысль в краткие, выразительные, легко запоми­нающиеся формулы”. Стиль Гиппиус нельзя спутать ни с кем много в нем личностного, потаенного.

Related posts:

З. Н. Гиппиус самобытная фигура “серебряного века”З. Н. Гиппиус (1869-1945) – самобытная фигура “серебряного века”;, яркая поэтесса и мемуаристка, оставившая в книге воспоми­наний “Живые лица”; (1925) свое свидетельство об этой эпохе. По­эзия 3. Гиппиус – монолог души. Являясь долгие годы женой Д. С. Мережковского, с которым она не расставалась даже на не­сколько дней, Зинаида Николаевна также находилась под властью религиозных исканий, […].

Анализ стихотворения Гиппиус “Дьяволенок”Зинаида Гиппиус обладала удивительным даром передавать свои мысли и ощущения при помощи ярких образов. Они могли быть совершенно фантастическими, но при этом отражали суть проблем и вещей, к которым хотела привлечь внимание поэтесса. Таким является и стихотворение “Дьяволенок”, написанное в 1906 году. В это время Зинаида Гиппиус уже жила в Париже и видела этот город […].

Анализ стихотворения Гиппиус “Так есть”Революция 1917 года застала Зинаиду Гиппиус и ее супруга Дмитрия Мережковского в Санкт-Петербурге, который очень быстро был переименован в Петроград. Отречение царя и его наследника от престола, создание временного правительства, выборы в Думу – все это чета русских поэтов искренне приветствовала, не подозревая о том, каковы будут последствия столь кардинальной и безжалостной смены власти. В […].

Анализ стихотворения Гиппиус “Надпись на книге”В 1904-ом в издательстве “Скорпион” вышел дебютный сборник Гиппиус, “декадентской мадонны” и “белой дьяволицы”, самой яркой женщины русского символизма. В него вошло программное стихотворение “Надпись на книге”, датированное 1896 годом. Название появилось не случайно. Произведение было написано Зинаидой Николаевной на книге, презентованной Поликсене Сергеевне Соловьевой, поэтессе, младшей дочери известного историка Сергея Михайловича Соловьева. С ней […].

Анализ стихотворения Гиппиус “Апельсинные цветыЗинаида Гиппиус – одна из немногих русских поэтесс, которая в своем творчестве проповедовала идеи символизма. Впрочем, это касалось не только поэзии, но и повседневной жизни. Практически в каждом событии поэтесса видела некий знак судьбы, указание свыше, хотя и понимала, что ей не дано “расшифровать” эти послания. Однако Зинаида Гиппиус была уверена в одном – все, […].

Анализ стихотворения Гиппиус “14 декабря 1918 годаСложным явлением в символическом искусстве XX в. была Лирика Зинаиды Гиппиус. Ее неутомимая поэтическая мысль, страстно бунтовавшая против конечности земной жизни, не знала полной удовлетворенности в своих исканиях. Лирика З. Гиппиус исторична. В ней ясно видны следы национальных идей, веяний, переживаний, эмоций, конкретной жизненной обстановки начала XX в. Живой облик эпохи возникал у Гиппиус в […].

Анализ стихотворения Зинаиды Гиппиус “Боль”Зинаида Гиппиус была счастлива в браке с Дмитрием Мережковским, хотя их совместная жизнь складывалась отнюдь не гладко и просто. Были периоды, когда супруги голодали в прямом смысле этого слова и закладывали свои обручальные кольца, чтобы купить хлеб. И это при то, что и у Гиппиус, и у Мережковского были весьма состоятельные родители, которые могли бы […].

Анализ стихотворения Зинаиды Гиппиус “Апельсинные цветы”Зинаида Гиппиус – одна из немногих русских поэтесс, которая в своем творчестве проповедовала идеи символизма. Впрочем, это касалось не только поэзии, но и повседневной жизни. Практически в каждом событии поэтесса видела некий знак судьбы, указание свыше, хотя и понимала, что ей не дано “расшифровать” эти послания. Однако Зинаида Гиппиус была уверена в одном – все, […].

Анализ стихотворения Гиппиус “Белая одежда”Поэтический дебют Гиппиус, состоявшийся в журнале “Северный вестник”, где были опубликованы два стихотворения – “Песня” и “Посвящение”, получился ярким и наделал много шуму в литературном мире. Лирику Зинаида Николаевна считала вещью глубоко интимной, создаваемой для себя. Поэзию вообще и стихосложение в частности она называла одной из форм, которую в человеческой душе принимает молитва. Такое отношение […].

Сочинение на тему: “Философская и политическая лирика З. Н. Гиппиус”Зинаида Гиппиус была одним из представителей символистов поэтического серебряного века. Ее поэзию можно охарактеризовать как философскую и политическую. Философия политического мира Зинаиды Гиппиус заключалась в двусмысленности, бунтарстве и противоречивости. Что нашло отражение в ее стихотворении “Противоречие”. Противоречие Гиппиус заключалось в одновременном отрицании Бога и любви к нему, неверии и потребности в вере, самоутверждении и самоуничтожении, […].

Факт из биографии: ЕСЕНИН И ГИППИУСЕСЕНИН И ГИППИУС Сергей Есенин, завоевывая поэтический Петербург, щеголял по светским салонам в экзотических валенках, вы­шитых сорочках и с русскими гармошками. Зачастую по­слушать диковинного поэта из народа собирались не ради собственно поэзии, а ради моды “а-ля-рюсс”. Как-то до­велось ему читать стихи у Дмитрия Мережковского. Жена Мережковского, рыжеволосая красавица и модная поэ­тесса Зинаида Гиппиус, демонстративно не обращая […].

Лирика ГиппиусВ творчестве Гиппиус легко уследить следы исторических веяний. Она начала свой творческий путь когда еще были на слуху стихи женской поэзии XIX века с оттенком сентиментальности и оказали свое, и притом значительное влияние на ее творческую душу. Долгий путь, пройденный Гиппиус от конца 80-х XIX века до XX века, сильно повлиял на ее сложную впечатлительную […].

Гиппиус Зинаида НиколаевнаЗинаида Николаевна Гиппиус была из обрусевшей немецкой семьи, предки отца переселились в Россию в XIX веке; мать – родом из Сибири. Из-за частых переездов семьи (отец – юрист, занимал высокие должности) З. Гиппиус систематического образования не получила, посещала урывками учебные заведения. С детских лет увлекалась “писанием стихов и тайных дневников”. В 1889 году в Тифлисе […].

З. Н. Гиппиус. 14 декабряКак в общем тоне и в отдельных словах сти­хотворения сопоставляются время изображенное и время, когда было написано стихотворение? Стихотворение названо “14 декабря” без указания года. Таким образом, оно ад­ресовано всем тем 14 декабря, которые прошли следом за годом восстания дека­бристов – 1825 годом. И мы видим почти в каждой строфе стихотворения слова, которые подчеркивают перекличку […].

Работа по стихотворению З. Гиппиус “Декабрь 1918”Сложным явлением в символическом искусстве XX в. была лирика Зинаиды Гиппиус. Ее неутомимая поэтическая мысль, страстно бунтовавшая против конечности земной жизни, не знала полной удовлетворенности в своих исканиях. Лирика З. Гиппиус исторична. В ней ясно видны следы национальных идей, веяний, переживаний, эмоций, конкретной жизненной обстановки начала XX в. Живой облик эпохи возникал у Гиппиус в […].

Биография Гиппиус-Мережковская Зинаида Николаевна(1869 – 1945) Гиппиус Зинаида Николаевна (1869 – 1945), поэтесса, прозаик, критик. Родилась 8 ноября (20 н. с.) в городе Белев Черниговской губернии в семье государственного чиновника, служившего в Нежине. Получила основательное домашнее образование. После смерти отца семья переехала в Москву, затем в Ялту и Тифлис, где началось ее увлечение русской классикой, особенно Ф-Достоевским. Летом […].

Поэты-метафизики: Зинаида ГиппиусБрюсов и Бальмонт были западниками, Петрами Великими (в миниатюре) русского символизма. Их творчество не философское и не лирическое – оно громкое и риторичное. Оба они искали новый язык для выражения “великой поэзии”. Оба были эстетами и их идеал красоты был достаточно близок к общепринятому, что и сделало их в конце концов популярными поэтами. Но появились […].

Персонажи Зинаиды ГиппиусПодобно героям Достоевского, Гиппиус колеблется между двумя полюсами: духовностью и заземленностью, – между горячей верой и вялым скепсисом (причем моменты отрицания, нигилистические настроения выражены в ее стихах лучше, чем моменты веры). У нее очень острое чувство “липкости”, слизи и тины повседневной жизни, чувство, что эта жизнь держит в рабстве самое существенное в ней. Типичные для […].

Зинаида Гиппиус о художественном стиле ЧеховаНичипоров И. Б. К осмыслению личностного и творческого склада Чехова, места его наследия в куль-турной жизни начала ХХ в. Гиппиус не раз обращалась в своих статьях, воспоминаниях, письмах. В мемуарном очерке 1924 г. “О многих. Благоухание седин” автор делится пер-выми впечатлениями от личности Чехова, вспоминая о встрече с ним и Сувориным в Ве-неции весной 1891 […].

Анализ стихотворения Ахматовой “Как невеста, получаю…”В октябре 1915 года у Ахматовой обострился туберкулез, мучивший ее на протяжении долгого времени. Чтобы поправить здоровье, она уехала в санаторий Хювинкяя близ Гельсингфорса. Гумилев – супруг поэтессы – в тот период был на фронте, куда отправился добровольцем практически сразу после начала Первой мировой войны. Больную жену Николай Степанович поддерживал, как мог. Несколько раз он […].

Анализ стихотворения Цветаевой “Perpetuum mobile”В конце 1900-х годов Цветаева активно работала над своим первым сборником. Книга, получившая название “Вечерний альбом”, увидела свет в 1910-м. Издала ее юная поэтесса на собственные деньги, которых хватило на тираж в полтысячи экземпляров. Дебют Марины Ивановны не остался без внимания. Критические отзывы на него написали именитые авторы – Гумилев, Брюсов, Волошин. Особенно сборник хвалил […].

Анализ стихотворения Блока “Рожденные в года глухиеВ первой половине 20 века культурная жизнь в Санкт-Петербурге отличалась удивительным разнообразием. В этом городе действовало несколько поэтических кружков, участники которых не только поддерживали друг с другом приятельские отношения, но и периодически устраивали рифмованные дуэли. На одном из таких вечеров молодой Александр Блок познакомился с Зинаидой Гиппиус. К этой женщине поэт не питал нежных чувств, […].

Анализ стихотворения Пастернака “Анне Ахматовой”Ахматова и Пастернак – два безусловных гения русской поэзии двадцатого столетия – впервые встретились в 1922 году. Если особо не вникать в специфику их отношений, то кажется, что они были связаны крепкой дружбой. Подтверждением этому служат фотоснимки и книги с дарственными надписями, обмен комплиментами, стихотворения-посвящения. На деле – все гораздо сложнее. Заочно Анна Андреевна о […].

Анализ стихотворения Бальмонта “Я – изысканность русской медлительной речиНачало 20 века ознаменовалось весьма странной тенденцией в русской литературе, которую можно условно назвать позерством. Многие известные и начинающие поэты считали себя гениями, открыто заявляя об этом в своих произведениях. Не избежал этой участи и Константин Бальмонт, который в 1903 году опубликовал стихотворение “Я – изысканность русской медлительной речи”. К этому моменту Бальмонт, считавший себя […].

Анализ стихотворения Цветаевой “Душа и имя”В 1912 году Цветаева выпустила в издательстве “Оле-Лукойе” второй сборник “Волшебный фонарь”, посвященный супругу Сергею Эфрону. Реакция многих критиков-современников на него оказалась более сдержанной, нежели на дебютную книгу “Вечерний альбом”. Николай Гумилев отмечал, что во втором сборнике Цветаевой встречаются те же темы и образы, что и в первом. Вот только выглядят они суше и бледнее, […].

Вопросы и ответы к стихотворению З. Н. Гиппиус “14 декабря”Как в общем тоне и в отдельных словах стихотворения сопоставляются время изображенное и время, когда было написано стихотворение? Стихотворение названо “14 декабря” без указания года. Таким образом, оно адресовано всем тем 14 декабря, которые прошли следом за годом восстания декабристов – 1825 годом. И мы видим почти в каждой строфе стихотворения слова, которые подчеркивают перекличку […].

Анализ стихотворения Ахматовой “Разлука”В 1917 году издательство “Гиперборей” выпустило третий сборник Ахматовой, получивший название “Белая стая”, достаточно солидным по тем временам тиражом в две тысячи экземпляров. Большая часть писавших о книге критиков акцентировала внимание на ее стилистическом отличии от предшествующих работ поэтессы – “Вечера” (1912) и “Четок” (1914). Например, Слонимский отмечал в лирике “Белой стаи” “новое углубленное восприятие […].

Анализ стихотворения Пушкина Поэт и толпа 9Александр Пушкин – человек очень творческий и талантливый. Однажды он написал произведение, которое назвал по сюжету “Поэт и толпа”. В 1828 году своей жизни Пушкин написал это произведение, которое стало вскоре очень важным. Были до этого мгновения, когда поэт задумывался частенько – какую же роль по-настоящему играет поэт в жизни людей? Этот вопрос очень важен, […].

Анализ стихотворения Цветаевой “Челюскинцы”Жизнь сложилась так, что Марине Цветаевой пришлось провести в эмиграции долгие 17 лет, которые стали для поэтессы настоящей пыткой. Она признавалась, что не только перестала интересоваться литературой, но и утратила желание создавать лирические произведения. Покидая разоренную Россию, Цветаева рассчитывала на то, что за границей ее жизнь будет спокойной и стабильной. Но материальный достаток не смог […].

Как готовиться к сочинению по егэ 2012 (Анализ стихотворения, стиха)1. Напишите тему сочинения, запишите на правой половине страницы эпиграф. 2. Укажите фамилию автора эпиграфа, пропустите строку. 3. Напишите план, отвечающий теме сочинения, 4. Пробный план стройте так, чтобы он соответствовал теме. 5. Каждый пункт плана раскрывайте новым абзацем. 6. Сочинение состоит из трех основных частей: вступительной, главной, заключительной. 7. Следите, чтобы между вступлением и […].

Анализ стихотворения Ахматовой “Наследница”В начале 1920-х годов Чуковский прочел лекцию “Две России”. Впоследствии она стала основой для его статьи “Ахматова и Маяковский”. Корней Иванович назвал Анну Андреевну бережной наследницей всех богатств дореволюционной словесной культуры России. Среди ее литературных предков он обозначил Пушкина, Баратынского, Анненского. В творчестве поэтессы Чуковский обнаружил “ту душевную изысканность и прелесть, которые даются человеку веками […].

Анализ стихотворения Цветаевой “Маме”Поэтесса Марина Цветаева родилась в интеллигентной аристократической семье, которая смогла привить будущей знаменитости любовь к истории и литературе. Девочек, Марину и Анастасию, воспитывали в строгости, практически с пеленок прививая им хорошие манеры. Мать поэтессы, пианистка польского происхождения, считала, что настоящая леди должна вести себя сдержанно и очень благоразумно. Именно это вынесла из своего достаточно безмятежного […].

Анализ стихотворения “Юбилейное” Маяковский“Юбилейное” (1924). В основе композиции стихотворения – беседа лирического героя с А. С. Пушкиным, которая переведена в личный, интимный план: Александр Сергеевич, разрешите представиться. Маяковский. В стихотворении объяснена роль поэзии в обществе, а все поэты условно разделены на тех, кто “в жизни был мастак “балалаечников”. Ключевой фразой стихотворения являются слова: “Я люблю вас, но живого, […].

Анализ стихотворения Цветаевой “В Люксембургском саду”В шестнадцать лет Цветаева отправилась в Париж, чтобы прослушать небольшую серию лекций, посвященных старофранцузской литературе. Естественно, поездка нашла отражение в ранних стихотворениях поэтессы. В частности, с ней связано произведение “В Люксембургском саду”. Оно посвящено одному из любимых мест как парижан, так и многочисленных туристов. Люксембургский сад был открыт в начале семнадцатого века по инициативе Марии […].

Анализ стихотворения Анны Ахматовой “Ива”Это стихотворение было написано Анной Ахматовой в 1940 году. Его можно рассматривать с 2 сторон. Во-первых – это историческая сторона. Уже довольно много времени прошло с революции 1917 года, сменился режим. Теперь страна уже не та, которая была в годы ее юности. В стране правит социалистический строй, самый пик правления Сталина и наибольшую силу приобретает […].

Анализ стихотворения Ахматовой “Еще весна таинственная млелаВ жизни и творчестве Анны Ахматовой 1917 год сыграл ключевую роль. И дело было отнюдь не в революции, которая посеяла хаос и разрушила прежние устои. Именно в этом году Ахматова издала свой третий сборник стихов под названием “Белая стая”, в котором уже твердо придерживалась выбранной линии “женской” поэтессы, которая намерена поведать о своих чувствах всему […].

Анализ стихотворения Ахматовой “Творчество”В своих автобиографических воспоминаниях Анна Ахматова неоднократно упоминала о том, что с детства мечтала быть поэтом. Более того, она утверждала, что ее судьба была предопределена заранее, и кто-то свыше постоянно посылал будущей поэтессе знаки, недвусмысленно указывающие на ее принадлежность к миру литературы. Свое первые стихи Ахматова написала довольно рано, и в 22 года уже издала […].

Анализ стихотворения Цветаевой “Облачко”После смерти Марины Цветаевой родственники и друзья буквально по крупицам восстановили ее архив, в котором нашли автограф стихотворения “Облачка”. Дата создания это произведения неизвестна, однако оно, предположительно, было написано между 1906 и 1920 годами. Поначалу кажется, что его авторство принадлежит девочке-подростку, и в это легко можно было бы поверить в том случае, если бы стихотворение […].

Анализ стихотворения Ахматовой “Я пришла к поэту в гостиВ жизни Анны Ахматовой было много мужчин, что неудивительно, потому что эта женщина могла одним лишь взглядом пленить человека, даже если видела его впервые в жизни. Ей приписывали некий колдовской магнетизм, а аура самой загадочной и непредсказуемой поэтессы лишь усиливала это впечатление. Впрочем, нашелся один мужчина, который сумел противостоять чарам Анны Ахматовой, и им оказался […].

Русская “женская” поэзияВ русской поэзии со второй половины 90-х годов наступил период новых философских и эстетических поисков, представленных именами Вячеслава Иванова, Валерия Брюсова, Константина Бальмонта – корифеев русского символизма В русле этой школы развивается творчество Мирры Лохвицкой (1869 – 1905) – ученицы Майкова и Бальмонта. Классичность формы их лирических произведений сочетается со взрывным, нетрадиционным (особенно для женской […].

Зинаида Гиппиус: биография и творчество русской поэтессы, лучшие стихи

Зинаиду Гиппиус называли сатанессой, ведьмой, декадентской мадонной. Ее любили и осуждали за эпатажные выходки, смелость и острый язык. Она была неповторима и уникальна. Еще при жизни ее возвели в ранг великих поэтов Серебряного века. Многие литераторы называют ее гением русского символизма. Сегодня ее стихами зачитывается как молодежь, так и зрелые люди. Итак, биографию Зинаиды Гиппиус и самые интересные факты из ее жизни рассмотрим ниже.

Детство и юность

Поэтесса появилась на свет 20 ноября (по старому стилю 8) 1869 года. Родной город Зинаиды Гиппиус – Белев (ныне это Тульская область).

Девочка родилась в обрусевшей дворянской семье немецкого происхождения. Ее отец, Николай Гиппиус, был известным юристом. Помимо старшей Зинаиды, в семье было еще три дочери – Анна, Татьяна и Наталья. Семья вынуждена была часто переезжать – этого требовала работа Николая Романовича. Поэтому маленькая Зина часто меняла учебные заведения и готовилась к экзаменам дома, с гувернантками. Уже с 7 лет будущая поэтесса писала стихи и вела дневники.

В 1880 году отец семейства получил должность обер-прокурора и отправился с семьей в Нежин. Однако вскоре почувствовал резкое ухудшение здоровья. В 1881 году Николай умер от туберкулеза. Его вдова осталась одна с четырьмя дочерьми на руках, престарелой бабушкой и незамужней младшей сестрой.

Борьба с туберкулезом

Семья переехала в Москву, надеясь улучшить свое материальное положение. Зину отправили учиться в гимназию Фишер, но вскоре у нее диагностировали туберкулез. Анастасия Васильевна, опасаясь за здоровье дочерей, особенно старшей, отправилась в Ялту. Финансовое положение семьи оставалось тяжелым. Следует заметить, что на протяжении всей жизни Зинаида страдала из-за частых болезней верхних дыхательных путей.

В Крыму семью Гиппиус навестил брат Анастасии, Александр Степанов. Он взял на себя решение финансовых вопросов и перевез родных в Тифлис (ныне – Тбилиси). Кроме этого, арендовал для Зинаиды дачу в Боржоми, где она имела возможность поправить свое здоровье.

Однако будущую поэтессу ждала еще одна трагедия. В 1885 году Александр Степанов, дядя Зинаиды, скончался от менингита. Семья вынуждена была остаться в Тифлисе.

Первая и единственная любовь

В 1888 году будущая поэтесса с матерью вновь поехала в Боржоми. Там восемнадцатилетняя Гиппиус познакомилась с писателем Дмитрием Сергеевичем Мережковским. Он выделялся среди ее поклонников молчаливостью и некоей отстраненностью, которые сразу привлекли внимание молодой красавицы.

Почувствовав духовную близость, пара решила пожениться. Через год после знакомства влюбленные обвенчались в церкви Михаила Архангела. Вскоре они переехали в Петербург. Сама Зинаида в своих автобиографических заметках писала, что с тех пор они не разлучались ни на один день в течение 52 лет.

И рассыпается волна.

Не может сердце жить изменой,

Измены нет: любовь — Одна.

Мы негодуем, иль играем,

Иль лжем — но в сердце тишина.

Мы никогда не изменяем:

Душа одна — любовь одна.

Однообразно и пустынно

Проходит жизнь. И в жизни длинной

Любовь одна, всегда одна.

Лишь в неизменном — бесконечность,

Лишь в постоянном глубина.

И дальше путь, и ближе вечность,

И все ясней: любовь одна.

Любви мы платим нашей кровью,

Но верная душа — верна,

И любим мы одной любовью.

Любовь одна, как смерть одна.

Именно с приезда в Петербург начался творческий путь поэтессы Зинаиды Гиппиус. Она познакомилась с талантливыми писателями, поэтами, художниками, философами. Общество не всегда понимало, но принимало эксцентричную литераторшу.

Молодые супруги, будучи людьми творческими, договорились: Зинаида пишет только прозу, а Дмитрий – только поэзию. Но вскоре сам Мережковский нарушил эту договоренность, ведь в его голове зрел сценарий романа о Юлиане Отступнике.

Позже Зинаида вспоминала о своем браке как о родстве душ и общности идей. Но при этом отношения супругов были платоническими. У обоих случались короткие романы. А ссоры бывали лишь на творческой почве. Но при этом они были очень близки духовно. Это был возвышенный союз двух талантливых душ в бренном мире.

Вихри перемен

Революция 1905 года и расстрел рабочих 9 января оказали сильное влияние на творчество поэтессы. В ее стихах появились политические мотивы. Она и ее муж яростно отрицали самодержавие, считая, что оно пришло от Антихриста. В 1906 году супруги были вынуждены уехать в Париж, где пробыли почти 2 года. При этом они продолжали творить и сотрудничать с русскими изданиями.

В 1908-м Мережковские вернулись на родину. Помимо прозы и стихов, Зинаида Гиппиус также писала критические статьи под псевдонимом Антон Крайний. Ее критика была остра и саркастична, подчас субъективна и капризна. Но в ее профессионализме не было никаких сомнений.

В 1917 году налаженная жизнь супругов вновь рухнула. Мережковские не приняли Октябрьскую революцию. Зинаида Николаевна писала: “. на развалинах рухнувшей культуры бушует озверение. “.

В 1920 году Гиппиус с мужем нелегально пересекла русско-польскую границу. Но после недолгого пребывания в Польше супруги навсегда иммигрировали в Париж. Здесь они продолжали писать стихи и прозу и даже основали философское общество “Зеленая лампа”, которое просуществовало до 1940 года.

Любовь и смерть

В 1941 году умер Дмитрий Мережковский. Для Зинаиды Николаевны его смерть стала тяжелым ударом, от которого она так и не оправилась. В 1945 году, в возрасте 76 лет, врач констатировал смерть Зинаиды Гиппиус. Ее похоронили на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа в одной могиле с мужем.

Творчество поэтессы

Что мне делать с тайной лунной?

С тайной неба бледно-синей,

С этой музыкой бесструнной,

Со сверкающей пустыней?

Я гляжу в нее – мне мало,

Я люблю – мне не довольно.

Лунный луч язвит, как жало, –

Остро, холодно и больно.

Я в лучах блестяще-властных

Умираю от бессилья.

Ах, когда б из нитей ясных

Мог соткать я крылья, крылья!

О, Астарта! Я прославлю

Власть твою без лицемерья,

Их сияющие перья,

В сине-пламенное море

Кинусь в жадном изумленьи,

Задохнусь в его просторе,

Утону в его забвеньи.

Зинаида Гиппиус – не только талантливая поэтесса. Она прозаик, драматург, литературный критик. В детстве девочка писала шуточные стихи о членах собственной семьи и даже заразила этим увлечением гувернантку и тетю. Однако исследователи ее творчества отмечают, что с ранних лет ей было присуще меланхоличное настроение, которое прослеживается в ее поэзии.

Зинаида была блестящей поэтессой и литератором. Она писала много прозы. В начале ее творческого пути, сразу после замужества, поэтесса печатала прозу в многочисленных журналах. Однако позже признавалась, что не помнит даже названий этих рассказов. Семье просто нужны были средства. Особенно остро в деньгах нуждался Дмитрий Мережковский, который в тот период писал книгу об Юлиане Отступнике.

Позже были написаны еще несколько сборников рассказов, два романа, пьесы. Посредством своего творчества Гиппиус выражала некую идею или тонкое психологическое наблюдение. На творчество литераторши влияли романы Достоевского. Но герои Зинаиды были абстрактными. В них не было огня жизни, который присущ героям романов великого писателя.

А вот стихи Зинаиды Гиппиус наполнены серьезностью и острым умом, которые были присущи этой уникальной женщине. В них практически полностью отсутствует утонченность и женское кокетство. Именно поэтому они столь пронзительны и уникальны.

Ее секретарь, Владимир Злобин, писал, что с детства Зину волновали высокие материи и вечные, философские вопросы. Она еще в юном возрасте чувствовала то, что смогла выразить словами только на склоне лет. Период ее детства (70-80-е годы) не наложил отпечаток на ее жизнь. Будущая поэтесса была словно отстранена от реального мира. Поэтому многие ее стихи абстрактны и сюрреалистичны. Лишь события, произошедшие на ее родине в период с 1905 по 1917 год, оставили отпечаток на ее эмоциональном состоянии.

Я в тесной келье – в этом мире

И келья тесная низка.

А в четырех углах – четыре

Они ловки, жирны и грязны,

И все плетут, плетут, плетут.

И страшен их однообразный

Они четыре паутины

В одну, огромную, сплели.

Гляжу – шевелятся их спины

В зловонно-сумрачной пыли.

Мои глаза – под паутиной.

Она сера, мягка, липка.

И рады радостью звериной

Четыре толстых паука.

Интересные факты о знаменитой поэтессе

Внешность Зинаиды Николаевны Гиппиус, как и ее творчество, были поистине уникальны и неповторимы. Новых знакомых поражал ее яркий и неординарный внешний вид – густые локоны с медным отливом, миндалевидные зеленые глаза, худоба и необычные наряды. Однако еще более экстравагантным было ее поведение.

Критиков приводили в бешенство известные всей России строки:

Любовь мою душу спасет.

Первое впечатление о Зинаиде складывалось неоднозначное. Многие литературоведы отмечают, что Гиппиус казалась высокомерной и холодной особой. Она умела добиться от толпы восхищения и вела себя как королева. Но при этом внутри она оставалась чутким и добрым человеком. Именно она помогла обрести известность многим талантливым поэтам, в числе которых были Сергей Есенин, Осип Мандельштам, Александр Блок. С последним она разорвала отношения после начала Октябрьской революции.

Зинаида питала слабость к мужскому образу. Некая маскулинность ее характера резко констатировала с нежным нравом ее супруга. Она часто использовала мужские псевдонимы, писала стихи от лица мужчины. А порой появлялась на публике в мужских костюмах и с ярким макияжем.

Заключение

Биографию Зинаиды Гиппиус можно обсуждать бесконечно. Она – неординарная, невероятная личность и просто незабываемая, красивая женщина.

Образность поэзии З. Гиппиус

Сама Зинаида Николаевна не скрывала, что свое “святая святых”, свои сокровенные хождения по мукам и запутанным лабиринтам она не желает выносить на досужее обозрение:

“А тайну грозную, последнюю и верную –

Я все равно вам не скажу. “

В этой добровольной таинственности, “лунности” ее жизни (при одновременной публичности, жажде быть в центре литературных и общественных событий) есть своя личная драма Гиппиус.

Трудно не согласиться и с Георгием Адамовичем, считавшим, что друзья и знакомые Зинаиды Гиппиус “должны были, каждый по-своему, дать к ее книгам нечто вроде психологического комментария. Ее “дело”, ее “досье” в истории литературы останется без этого неполно”. Обращает на себя внимание тот факт, что почти во всех работах о Зинаиде Гиппиус обязательно передается тайна ее семейных отношений с Дмитрием Мережковским зачастую как бы через замочную скважину в супружескую спальню. Хотя, без сомнения, бесполость, болезненная оскопленность ее стихов заслуживают особого разговора и исследования. Ибо в этом не только личная декадентская черта Гиппиус, но и не менее характерный знак эпохи, которая испытывает отвращение к плодоносной здоровой жизни. В обстоятельствах этой болезни рождались в начале века все революции, все грядущие трагедии России.

В 1893 году Зинаида Гиппиус пишет стихотворение “Песня”, ставшее через какое-то время не только знаменитым, но и во многом определившим поэтессе фактически первое место в новой поэзии. Как замечает Аврил Пайман, автор исследования по истории русского символизма, Гиппиус “выделялась среди собственных сверстников, так как действительно первой нашла “несказанное слово”, способное передать новые чувства и проникнуть в усталые сердца”. Так о чем же это “несказанное слово” в своего рода манифестной “Песне” Зинаиды Гиппиус?

Увы, в печали безумной я умираю,

Стремлюсь к тому,

. Но плачу без слез

о неверном обете,

О неверном обете.

Мне нужно то, чего нет на свете,

Чего нет на свете.

Первым на стихи поэтессы обратил внимание Иннокентий Анненский, указавший на то, что в ее поэзии отразилась “какая-то безусловная минутность, какая-то настойчивая, почти жгучая потребность ритмически передать “полное ощущение минуты”, и в этом – их сила и прелесть”.

Если же отвлечься от теории литературы, то остается история русской интеллигенции, которая, как теперь показывает время, во многом оказалась безответственной и недальновидной перед судьбой народа и страны. Как персонаж эпохи, Зинаида Гиппиус наиболее ярко выразила эту сложнейшую историческую коллизию.

Вот читаем дневниковую запись Гиппиус: “В октябре тысяча восемьсот девяносто девятого года, в селе Орлине, когда я была занята писанием разговора о Евангелии, а именно о плоти и крови в этой книге, ко мне пришел неожиданно Дмитрий Сергеевич Мережковский и сказал: “Нет, нужна новая Церковь”. А уже 29 марта 1901 года, и не в какой-нибудь обычный, случайный день, но по всем правилам театральной экзальтации, в Великий Четверг, самый ответственный и строгий день Великого поста, Мережковский, Гиппиус и Дмитрий Философов учредили “новую Церковь”, так сказать, личный домашний монастырь со своим уставом, а именно – с молитвой втроем по самодельному ритуалу. “Я стала работать над молитвами, беря их из церковного чина и вводя наше”, – запишет позднее Гиппиус. С такой вот “святою простотою” и начиналось вытаскивание по кирпичику из фундамента. Отсюда уже два шага до новой игры в “дерзновенье”.

На лунном небе чернеют ветки.

Внизу чуть слышно шуршит поток.

А я качаюсь в воздушной сетке,

Земле и небу равно далек.

Внизу – страданье, вверху – забавы.

И боль, и радость – мне тяжелы.

Как дети, тучки тонки, кудрявы.

Как звери, люди жалки и злы.

Людей мне жалко, детей мне стыдно,

Здесь – не поверят, там – не поймут.

Внизу мне горько, вверху – обидно.

И вот я в сетке – ни там, ни тут.

Живите, люди! Играйте, детки!

На все, качаясь, твержу я “нет”.

Одно мне страшно: качаясь в сетке,

Как встречу теплый, земной рассвет?

А пар рассветный, живой и редкий,

Внизу рождаясь, встает, встает.

Ужель до солнца останусь в сетке?

Я знаю, солнце – меня сожжет.

Восторженно приветствуя первую революцию, Мережковский, Философов и Гиппиус пытаются собрать в октябре 1906 года митинг с призывом к духовенству “разрешить войско от присяги царю”, объявить Синод “лишенным канонических прав”, прекратить в храмах молитвы за царя и царствующий дом. Далее, создатели “нового религиозного сознания” и “новой Церкви” стали пропагандировать странный выход из общественного кризиса – надо, считали они, лишить монархию религиозной санкции, религиозно “размазать” (их дьявольское словцо!) помазанника-самодержца, таким манером устранив последнюю поддержку самодержавия в народе.

Мы – над бездною ступени,

Здесь речь не идет о том, что Мережковские повинны в трагедии России. Речь вообще о поколении соблазнителей и прельстителей духовных. Они ведь сами первыми возопили от ужаса, когда на их голову полетели первые же обломки рухнувшего государства, с таким бессовестным артистизмом ими же и подточенного!

В своей лучшей книге “Сияния”, написанной в изгнании, Зинаида Гиппиус скажет, словно оглядываясь на прошлые блуждания:

. Змеится луна в воде, –

Но лжет, золотясь, дорога.

Ущерб, перехлест везде.

А мера – только у Бога.

В поздних, послереволюционных стихах Зинаиды Гиппиус все чаще тема, мысли, чувства поэта не вмещаются в “ощущение данной минуты”. Тут мы, конечно же, имеем дело с переживанием Большого времени (воспользуемся термином Бахтина). И если в чем никогда и ни от кого у Зинаиды Гиппиус не было тайн и недоговоренностей, как показывают “Сияния”, так это в ее любви к России. Здесь она выражалась прямо и порою очень жестко, дабы не было никаких толкований. Пройдя вместе со своей Родиной Голгофу ее революции, войн, расколов и смут, Гиппиус и у себя дома, на родной земле, и в эмиграции, где провела более двадцати лет, до самой смерти чувствовала судьбу России как свою собственную.

Время, эпоха сделали Гиппиус поэтом трагического мироощущения. В блистательной плеяде представителей Серебряного века Зинаида Гиппиус занимает ту часть звездного небосвода, где в туманной дымке мерцает холодноватый таинственный свет ее очень странной судьбы и лирики, притягательность которых неизменно возрастает в такие замутненные времена, как нынешнее. Кажется, подбери только ключ к их разгадке, и ты приблизишься к пониманию нескончаемой русской трагедии. Но оставила ли поэтесса этот ключ, вот в чем вопрос. Она лишь намекнула: “. Есть какое-то одно слово, // В котором вся суть” Красников Г. Ускользающий образ: К 130-летию поэтессы З.Гиппиус. // Независимая газета. – №8. – 1999..

“От литературного быта, кружковой культуры, философско-эстетического сознания эпохи начала века неотъемлем “литературный образ” З. Гиппиус, влияние которого на литературный процесс признавалось едва ли не всеми литераторами символистской ориентации: “декадентская мадонна”, дерзкая “сатанесса”, “ведьма”, вокруг которой роятся слухи, сплетни, легенды и которая их деятельно умножает (бравадой, с которой читает на литературных вечерах свои “кощунственные” стихи; знаменитой лорнеткой, которой близорукая Гиппиус пользуется с вызывающей бесцеремонностью, и т.д.). Она притягивает людей необычной красотой, культурной утонченностью, остротой критического чутья” Русские писатели. Биографический словарь, М., 1989..

Очень точным объяснением расхожих мнений о Зинаиде Гиппиус было наблюдение В.Н. Муромцевой, жены И.А. Бунина: “Про Гиппиус говорили – зла, горда, умна, самомнительна. Кроме “умна”, все неверно, то есть, может быть, и зла, да не в той мере, не в том стиле, как об этом принято думать. Горда не более тех, кто знает себе цену. Самомнительна – нет, нисколько в дурном смысле. Но, конечно, она знает свой удельный вес. ” Орлов В. Поэт, показавший себя своенравно и дерзко. // Вестник. – №26 (233). – 2003. – 21 декабря.

К своим религиозным исканиям Гиппиус и Мережковский старались приобщить других, сформировать круг людей, стремящихся к духовному саморазвитию. Так, в 1901 году они организовали Религиозно-философские собрания, а в 1903 году, в продолжение собраний, стали выпускать журнал “Новый путь”. И если до этого Зинаиду Гиппиус знали как поэта и прозаика, автора книг “Новые люди” (1896 год), “Зеркала” (1898 год), то с появлением журнала она приобрела известность как художественный критик, публицист. Ее влияние на умы было огромно: его испытывали не только сверстники, но и более молодые личности, появлявшиеся в русской литературе на рубеже XIX-XX веков – поэты Александр Блок, Андрей Белый, писательница Мариэтта Шагинян. “Как она властвовала над людьми, и как она любила это, – восклицала писательница русского зарубежья Нина Берберова, вспоминая о Зинаиде Гиппиус уже в преклонном возрасте. – Вероятно, превыше всего любила “власть над душами”.

Нельзя сказать, что Зинаида Гиппиус была целиком погружена в мир, оторванный от реальности, от общественных процессов. Она ясно понимала, что происходит вокруг. О наступлении ХХ века она писала впоследствии: “Что-то в России ломалось, что-то оставалось позади, что-то народившись или воскреснув, стремилось вперед. Куда? Это никому не было известно, но уже тогда, на рубеже веков, в воздухе чувствовалась трагедия”. Она и разразилась: первая мировая война, потом социалистическая революция. К войне отношение Гиппиус было крайне отрицательное. “Нет оправдания войне, и никогда не будет”, – будто припечатала она стихотворной строкой. К революции же отношение менялось: буржуазную, в феврале 1917 года, Гиппиус радостно приветствовала, коммунистическую, в октябре 1917 года, – с презрением отвергла. “Готовится “социальный переворот”, самый темный, идиотический и грязный, какой только будет в истории. И ждать его нужно с часу на час”, – эти слова она записала в дневнике за день до революционного восстания.

Естественно, что уже в 1919 году супруги Мережковские оказались за рубежом. Они и до революции много ездили за границу: в Италию, Францию, Германию. В Париже у них оставалась собственная квартира. Они не бедствовали, как многие российские эмигранты. Но злобствовала Зинаида Гиппиус в адрес новой советской власти безудержно, до конца дней. Она предпочла свободу без России. Но, быть может, в душе задавала себе такие же вопросы, какие вслух высказывал ее муж, Дмитрий Мережковский: “На что мне, собственно, нужна свобода, если нет России? Что мне без России делать с этой свободой?” Боброва О. Героиня Серебряного века. // Навигатор русской культуры. – 2004..

Читайте также:  Анализ стихотворения Любовь одна Гиппиус
Ссылка на основную публикацию