Анализ стихотворения Бессилие Гиппиус

Зинаида Гиппиус — Бессилье: Стих

Смотрю на море жадными очами,
К земле прикованный, на берегу…
Стою над пропастью — над небесами,-
И улететь к лазури не могу.

Не ведаю, восстать иль покориться,
Нет смелости ни умереть, ни жить…
Мне близок Бог — но не могу молиться,
Хочу любви — и не могу любить.

Я к солнцу, к солнцу руки простираю
И вижу полог бледных облаков…
Мне кажется, что истину я знаю —
И только для нее не знаю слов.

  • Следующий стих → Зинаида Гиппиус — Свободный стих
  • Предыдущий стих → Зинаида Гиппиус — Свет

Читать похожие стихи:

  1. Валерий Брюсов — Но не утоленный
  2. Зинаида Гиппиус — Непредвиденное
  3. Зинаида Гиппиус — Песня
  4. Зинаида Гиппиус — Давно печали я не знаю
  5. Зинаида Гиппиус — К пруду

Отзывы к стихотворению: 1

Хороший стих, а главное маленький)

  • Стихи Александра Пушкина
  • Стихи Михаила Лермонтова
  • Стихи Сергея Есенина
  • Басни Ивана Крылова
  • Стихи Николая Некрасова
  • Стихи Владимира Маяковского
  • Стихи Федора Тютчева
  • Стихи Афанасия Фета
  • Стихи Анны Ахматовой
  • Стихи Владимира Высоцкого
  • Стихи Иосифа Бродского
  • Стихи Марины Цветаевой
  • Стихи Александра Блока
  • Стихи Агнии Барто
  • Омар Хайям: стихи, рубаи
  • Стихи Бориса Пастернака
  • Стихи Самуила Маршака
  • Стихи Корнея Чуковского
  • Стихи Эдуарда Асадова
  • Стихи Евгения Евтушенко
  • Стихи Константина Симонова
  • Стихи Ивана Бунина
  • Стихи Валерия Брюсова
  • Стихи Беллы Ахмадулиной
  • Стихи Юлии Друниной
  • Стихи Вероники Тушновой
  • Стихи Николая Гумилева
  • Стихи Твардовского
  • Стихи Рождественского
  • Евгений Онегин
  • Бородино
  • Я помню чудное мгновенье (Керн)
  • Я вас любил, любовь еще, быть может
  • Парус (Белеет парус одинокий)
  • Письмо матери
  • Зимнее утро (Мороз и солнце; день чудесный)
  • Не жалею, не зову, не плачу
  • Стихи о советском паспорте
  • Я памятник себе воздвиг нерукотворный
  • У лукоморья дуб зеленый
  • Ночь, улица, фонарь, аптека
  • Сказка о царе Салтане
  • Жди меня, и я вернусь
  • Ты меня не любишь, не жалеешь
  • Что такое хорошо и что такое плохо
  • Кому на Руси жить хорошо
  • Я пришел к тебе с приветом
  • Незнакомка
  • Письмо Татьяны к Онегину
  • Александр Пушкин — Пророк
  • Анна Ахматова — Мужество
  • Николай Некрасов — Железная дорога
  • Сергей Есенин — Письмо к женщине
  • Александр Пушкин — Полтава
  • Стихи о любви
  • Стихи для детей
  • Стихи о жизни
  • Стихи о природе
  • Стихи о дружбе
  • Стихи о женщине
  • Короткие стихи
  • Грустные стихи
  • Стихи про осень
  • Стихи про зиму
  • Стихи о весне
  • Стихи про лето
  • Смешные стихи
  • Матерные стихи
  • Стихи с добрым утром
  • Стихи спокойной ночи
  • Стихи про семью
  • Стихи о маме
  • Стихи про папу
  • Стихи про бабушку
  • Стихи про дедушку
  • Стихи о войне
  • Стихи о родине
  • Стихи про армию
  • Стихи про школу
  • Стихи о музыке
  • Стихи для малышей
  • Стихи о доброте
  • Стихи на конкурс
  • Сказки в стихах
  • Популярные стихи Пушкина
  • Популярные стихи Лермонтова
  • Популярные стихи Есенина
  • Популярные басни Крылова
  • Популярные стихи Некрасова
  • Популярные стихи Маяковского
  • Популярные стихи Тютчева
  • Популярные стихи Фета
  • Популярные стихи Ахматовой
  • Популярные стихи Цветаевой
  • Популярные стихи Бродского
  • Популярные стихи Блока
  • Популярные стихи Хайяма
  • Популярные стихи Пастернака
  • Популярные стихи Асадова
  • Популярные стихи Бунина
  • Популярные стихи Евтушенко
  • Популярные стихи Гумилева
  • Популярные стихи Рождественского
  • Другие поэты

Огромная база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих | Все стихи | Карта сайта | Контакты

Все анализы стихотворений, краткие содержания, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом. При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений – запрещено. Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).

Анализ стихотворения Бессилие Гиппиус

Как известно, гораздо продуктивнее и ценнее пробовать пирог на вкус, чем рассуждать о вкусе пирога. Данное сравнение части используется для того чтобы определить разницу между людьми, которые только рассуждают о жизни и такими которые, если возможно так выразиться, действительно живут. Безусловно, относительно того как точно определить термин живут, могут быть дискуссии, но речь не об этом.

В стихотворении Бессилие Гиппиус говорит именно о бессилии к жизни, о том как человек может видеть некий потенциал, быть, казалось бы, в шаге от чего-то действительно высокого и настоящего, но не иметь возможности туда отправиться. По сути, именно такое положение дел называется бессильем, когда ты знаешь куда двигаться или как действовать, но не имеешь для этого возможности. Начинающий ученый силится понять теорему, но не может, штангист пытается взять снаряд, но еще потребуется для этого потрудиться.

Гиппиус рисует бессилье в крайней и предельной форме, она рассматривает ситуации практически полной невозможности, когда бессилье обуславливается пределами, созданными для людей внешними условиями этого мира. К примеру, человек не может летать или плавать, он ограничен этим факторами и такое положение дел приводит к ощущению бессилья.

Именно отсюда и зарождаются сомнения, которые крутятся относительно противоположных выборов: «восстать иль покориться», умереть/жить и подобных. Продолжение темы выражается в поиске высоких чувств, которые являются присущими практически каждому человеку. Лирический герой ощущает близость Всевышнего, но при этом не может к нему обратиться, он стремится к любви, но не может испытать этого чувства.

На самом деле подобные муки чем-то подобны мучениям, которые используют, судя по описаниям, живые существа в адах различных религий. К примеру, некоторые души оказываются полностью в воде и испытывают жажду, но при этом не могут пить. Соответственно, такое положение дел является бессильем, а бессилье, соответственно является адом.

В заключительной строфе Гиппиус говорит об истине, но, судя по предыдущим строфам, истина, в том числе заключается и в бессилье людей в некотором адском свойстве этого мира. Ведь многие действительно проживают с ощущением истины, но так не отыскав слова для понимания. Поэтесса говорит именно об этом, указывая на простирание рук, которые стремятся к небу, такова жажда каждого человека, но сковывающее бессилие зачастую не позволяет приближаться к истине.

Вариант 2

Стих «Бессилье» отнюдь не сияет веселыми чувствами. Вероятно, аргументом поэтессы стали её бессилие, несамостоятельность и им подобные чувства, так как согласно сюжету творения, героиня способна совершить все, но у неё не осталось духовных сил, отсутствует возможность совершить это. У героини в том числе возникает идея поддаться совершающемуся и никак не противодействовать ему, однако у неё отсутствует храбрость, силы противодействовать, или даже поддаться. Поэтесса представляет собственное настроение как сокрушенное. Нет ни мощи, ни стремления у неё отсутствуют все подобные чувства. К огорчению, возможно даже, к счастью, у креативных людей подобное случается, безусловно и не один раз в жизни.

Это творение увидело и удивило мир в 1894 году. Его композиция составлена из трех четверостиший. А рифма здесь присутствует, очень приятная и уместная.

Это стихотворение наводит на мысли об одиночестве. Наоборот, вашим спасителем станет близкий вам человек. В тяжелые моменты жизни вас поддержат и поймут. Цените и не отталкивайте родных. Негативные чувства пройдут быстро, нужно и очень важно это понимать, чтобы не наделать глупостей. Второй шанс часто имеется, просто люди этого не замечают.

Знаменитая писательница Зинаида Гиппиус, а кроме того, ее супруг Димитрий Сергеевич Мережковский, являлись отечественными идеологами символизма, его красочными образцами, а кроме того попросту великолепными беллетристами и стихотворцами. Кроме влюбленности их объединяла работа над одинаковыми темами, подсобляя друг другу и делясь своими креативными мыслями. В общем, работы Зинаиды выделялась собственной живописностью, актуальными особенностями.

С помощью ее стихотворений возможно выяснить довольно много нового и увлекательного, например, относительно влюбленности, жизнедеятельности и реальных эмоциях, хотя, как правило писательница сочиняла крайне прискорбно, печально, уныло, однако даже так, читателям очень интересны ее работы, иногда даже невозможно оторваться. Обычно она сообщает о любви, что воодушевляет создателя на креативные персоны, также, она уделяет немало внимания расставанию и нехватке родной земли. Причём целью писательницы является составить стихотворение таким образом, что человек, оценивающий произведение, все поймет и ему не придется долго размышлять над значением тех или иных слов. По этой причине в некоторых случаях прекрасная публицистка вылетает за границы стиля, в коем сочиняла. Только бы все осознали.

Анализ стихотворения Бессилие по плану

Бессилие

Возможно вам будет интересно

Некрасов Николай Алексеевич появился на свет в 1821 году, в один год с другой великой творческой личностью – Достоевским Ф. М. Известен всем нам как выдающийся поэт и писатель, способствовавший гуманизации русской литературы

Многие стихотворения Есенина отыскали собственную популярность как песни и романсы. Голубая да веселая страна – стихотворение, которое во многом имеет песенную структуру, мы видим как повторяются

Это очень длинное стихотворение, состоящее из маленьких и больших строф. Ровное по ритму, но нельзя сказать, что лёгкое при чтении. В нём много описаний (с метафорами и эпитетами), много философских размышлений поэта

После того, как Николай Некрасов пережил долгий и бурный роман, соединив себя узами с замужней Авдотьей Панаевой, он решает вступить в законные отношения, когда ему исполнилось 50 лет

Не секрет, что Михаил Юрьевич ценил и уважал Александра Сергеевича Пушкина и его подвергло в шок известие о смерти своего любимого писателя. Мальчик Лермонтов первый оплакал его, посвятив ему стихотворение

Анализ стихотворения Гиппиус Бессилие

Анализ стихотворения “Все кругом”

Анализ лирического произведения
«Все кругом» З. Гиппиус

Страшное, грубое, липкое, грязное, а
Жёстко тупое, всегда безобразное, а
Медленно рвущее, мелко-нечестное, б
Скользкое, стыдное, низкое, тесное, б
Явно-довольное, тайно-блудливое, а
Плоско-смешное и тошно-трусливое, а
Вязко, болотно и тинно застойное, б
Жизни и смерти равно недостойное, б
Рабское, хамское, гнойное, чёрное, а
Изредка серое, в сером упорное, а
Вечно лежачее, дьявольски косное, б
Глупое, сохлое, сонное, злостное, б
Трупно-холодное, жалко-ничтожное, а
Непереносное, ложное, ложное! а
Но жалоб не надо. Что радости в плаче? б
Мы знаем, мы знаем: всё будет иначе. б

Сначала, признаться, я решила взять стихотворение футуриста. Ничего удивительного, ведь футуристы оригинальны во всем – начиная с внешнего вида и заканчивая новаторством в поэзии. Но немного поразмышляв, решила, что символисты гораздо ближе мне по духу. Таким образом, выбор пал на яркую представительницу символизма – Зинаиду Гиппиус.
Стихотворение «Все кругом» было написано в 1904 году. Изучив хронологию событий в России за этот год, я выяснила, что ничего особенного, кроме начала Русско-японской войны, не было. Так как поэзия Гиппиус все-таки исторична, можно было предположить, что написание стихотворения как-то связано с конфликтом. Но думаю, смысл стиха куда шире.
Название «Все кругом» необъятное. Оно включает в себя буквально все! Отношения между людьми, между простым народом и властью, условия проживания этих людей, социальное неравенство и т.д. Каждый найдет в нем что-то свое.
Это стихотворение вызывает во мне бурю эмоций. Я думаю, что это очень сильное произведение. В голове мгновенно всплывают яркие, в большинстве своем, какие-то отвратительные картинки, вызванные обилием «нелестных» прилагательных. Ураган беспорядочных цветов и эмоций. Скорее всего, автор была в очень эмоциональном состоянии и, желая выпустить возмущение наружу, написала это произведение.
Стихотворение можно разделить на две смысловые части.
Первая – очень эмоциональная, довольно красочная и немного безумная смесь определений. В глаза сразу бросаются несколько окказионализмов: мелко-нечестное, явно-довольное, тайно-блудливое, плоско-смешное, тошно-трусливое и т.д. Гиппиус, для еще большей выразительности, соединила по два определения, которые обычно используются отдельно. Первая часть строится исключительно на прилагательных и наречиях.
Вторая же, в отличие от первой, пронизана безграничной верой в светлое будущее:

Но жалоб не надо. Что радости в плаче?
Мы знаем, мы знаем: всё будет иначе.

Но, неизвестно почему, мне мерещится некоторая ирония. Быть может, она на самом деле здесь присутствует, а может быть, это чувство вызывает резкий контраст между частями. Точно судить не могу.
В стихотворении, по разным источникам, есть либо одна, либо две строфы. Я все-таки решила, что их две и делятся они точно так же, как и смысловые части. В первой строфе 14 строк, во второй- всего 2.
Рифма здесь – смежная.
В стихотворении используется два размера – дактиль (в первой строфе) и амфибрахий (во второй):

Страшное, грубое, липкое, грязное
_ _ _ l _ _ _ l _ _ _ l _ _ _ (дактиль)

Но жалоб не надо. Что радости в плаче?
_ _ _ l _ _ _ l _ _ _ l _ _ _ (амфибрахий)

Уже упоминалось, что в первой строфе используется дактиль. А в дактиле, как известно, ударение падает на первую часть. Из этого можно выстроить довольно интересную теорию. Первая строфа, в ней дактиль (с ударением на первую часть)- начало истории. Вторая строфа, как середина рассказа, а в ней амфибрахий (с ударением на вторую часть). Финал, к сожалению, неизвестен, но думаю, он был бы написан с помощью анапеста.

Стихотворение имеет слегка резковатое, на мой взгляд, звучание. Думаю, это вызвано одиночными словами.
В произведении, среди употребляемых частей речи, чаще всего встречаются прилагательные и наречия. С помощью этого, слегка необычного, приема достигается очень интересная атмосфера всего стихотворения в целом.
Автор также дважды использует рефрен:

Непереносное, ложное, ложное!
И
Мы знаем, мы знаем: всё будет иначе.

Первый рефрен подчеркивает особую ложность того, о чем пишет. А с помощью второго, скорее всего, пытается убедить саму себя в том, что в итоге все изменится к лучшему.
Нужно признать, что это стихотворение нравится далеко не всем. Не понимаю почему. На мой взгляд- оно просто потрясающее, так как вызывает множество эмоций.
Произведение являет собой некоторое новаторство. Я больше нигде не видела, чтобы большая часть стиха состояла лишь из определений. Как писал о Гиппиус Сергей Маковский: «Она вся была – «наоборот», вызывающе, не как все». И это полностью подтверждается в данном стихотворении.

Бессилье
Стихотворение Зинаиды Гиппиус

Смотрю на море жадными очами, К земле прикованный, на берегу. Стою над пропастью – над небесами,- И улететь к лазури не могу. Не ведаю, восстать иль покориться, Нет смелости ни умереть, ни жить. Мне близок Бог – но не могу молиться, Хочу любви – и не могу любить. Я к солнцу, к солнцу руки простираю И вижу полог бледных облаков. Мне кажется, что истину я знаю – И только для нее не знаю слов.

Зинаида Гиппиус. Стихотворения.
Paris: YMCA-Press, 1984.

Другие стихи Зинаиды Гиппиус

Зинаида Гиппиус — Смотрю на море жадными очами ( Бессилие )

Smotryu na more zhadnymi ochami,
K zemle prikovanny, na beregu.
Stoyu nad propastyu — nad nebesami, —
I uletet k lazuri ne mogu.

Ne vedayu, vosstat il pokoritsya,
Net smelosti ni umeret, ni zhit.
Mne blizok Bog — no ne mogu molitsya,
Khochu lyubvi — i ne mogu lyubit.

Читайте также:  Краткое содержание Фауст Гёте

Ya k solntsu, k solntsu ruki prostirayu,
I vizhu polog blednykh oblakov.
Mne kazhetsya, chto istinu ya znayu —
I tolko dlya neye ne znayu slov.

Cvjnh/ yf vjht ;flysvb jxfvb,
R ptvkt ghbrjdfyysq, yf ,thtue///
Cnj/ yfl ghjgfcnm/ — yfl yt,tcfvb, —
B ektntnm r kfpehb yt vjue/

Yt dtlf/, djccnfnm bkm gjrjhbnmcz,
Ytn cvtkjcnb yb evthtnm, yb ;bnm///
Vyt ,kbpjr ,ju — yj yt vjue vjkbnmcz,
[jxe k/,db — b yt vjue k/,bnm/

Z r cjkywe, r cjkywe herb ghjcnbhf/,
B db;e gjkju ,ktlys[ j,kfrjd///
Vyt rf;tncz, xnj bcnbye z pyf/ —
B njkmrj lkz ytt yt pyf/ ckjd/

Мне нужен анализ стихотворения Зинаиды Николаевны Гиппиус “14 декабря”..заранее спасибо.

Аквариум Мыслитель (6119) 8 лет назад

Ноу проблем. А где стих? Сам стихами грешу иногда. Где конкурент? Сегодня стих, через 24 часа анализ, если стих умещается в формат А4. Какой анализ нужен, положительный или отрицательный? Пушкина уважаю очень, но и у него косяков нашел. Меня вопрос заинтересовал.

В других науках я ни за кого ничего делать не желаю. А подобный вопрос я тут в первые вижу. Могу взять томик стихов и покритиковать авторов, но энтузиазма нет. И не занимался я этим никогда. А щас не прочь попробовать

Зря я за это дело взялся. В стихотворении смысла мало, анализировать нечего. Пришлось автору приписывать мысли, которых у него не было. Вот что получилось:

Стихотворение написано в связи с событиями 1905 года, но посвящено декабристам. Автор пытается провести параллели между событиями 1825 года и 1905 года. Общим у тех и других событий является только сам факт выступления против власти. Восстание декабристов похоже, скорее, на акт протеста. Из реальных действий было только убийство героя отечественной войны 1812 года, губернатора Петербурга, генерала Милорадовича. Тем не менее, в народе декабристы считались героями. Это было первое организованное выступление против правящей власти, поэтому автор придает ему высокую оценку «Своею молодой любовью Их подвиг режуще-остер». Офицеры декабристы на площади свою кровь не проливали, там гибли рядовые солдаты, которые понятия не имели, зачем их привели на площадь. Поэтому строки «Но был погашен их же кровью Освободительный костер» не совсем справедливы. Автор сравнивает зиму с политической обстановкой в стране. Что тогда был мороз, что сейчас, ничего не изменилось «А мы все там, где были вы. Смотрите, первенцы свободы: Мороз на берегах Невы!». Но эти слова могут означать, как предреволюционную ситуацию, так и после. Далее автор сожалеет о неудавшейся революции «У неоправданных могил, Мы корчимся все в той же муке». Реакция душит революцию «И с каждым днем все меньше сил» и она пошла на спад. Волнения в народе подавлены, причин для новых в ближайшее время не предвидится. Поднять народ на очередное восстание может только что-то сверх естественное «Мы тени милые зовем. Сойдите в смертные долины, Дыханьем вашим – оживем». Автор пишет, что 80 лет после восстания декабристов о них помнили, т. е. причины для недовольства властью не устранены, поэтому неизбежно будет новое восстание «И вашими пойдем стопами, И ваше будем пить вино». Название стихотворения немного смущает “14 ДЕКАБРЯ 1918 ГОДА”. В 1918 г. шла гражданская война. То ли события того времени вдохновили автора, то ли в связи с событиями автор решил вдохновить унывших сограждан. Тут надо знать дату первого издания стихотворения, тогда можно вывод о названии стихотворения делать.

Lyuda Dm. Гений (67898) 8 лет назад

это стихотворении о декабристах. и об отношении Зинаиды Гиппиус к революции.
«Простят ли чистые герои.
Мы их завет не берегли.
Мы потеряли всё святое:
и стыд души, и честь земли. »
Зинаида Гиппиус. 14 декабря 1917.

в поисковике можно найти о Гиппиус, о других её поэтах-современников, переживших революцию 17 года.
Попробуйте сами. почитать. понять этих людей. это интересно.

Слушать стихотворение Гиппиус Бессилие

Поэзия З.Н. Гиппиус: темы, мотивы, образы-символы, неомифологизм, жанрово-композиционные особенности, интонационно-звуковой строй.

Зинаида Гиппиус стояла у истоков русского символизма и была одним из его негласных лидеров. Ее поэзия отмечена выразительным сочетанием интеллектуальной глубины и психологической подвижности, ритмической изысканностью и стилистическим мастерством. Брюсов отмечал исключительное умение поэтессы ” писать афористически, замыкать свою мысль в краткие, выразительные , легко запоминающиеся формулы”.

В ранних стихотворениях Гиппиус, лирический герой, который видел свой путь как беспощадную дорогу, ведущую к смерти, постепенно приходит к необходимости подняться камянистой стежкой ко Всевышнему и понимает, что достичь цели можно только в единении с другими людьми.

Зинаида Николаевна смотрит на человека с точки зрения духовного и эстетического совершенствования, пути познания себя и мира, философски – психологического спора со временем и собой. Лейтмотивными являются темы несовершенства земного бытия, одиночества, диалог с Богом и устремленность к Красоте и Гармонии. Поэтесса борется с собой, пытается понять себя:

Моя душа во власти страха

И горькой жалости земной.

Человек, Любовь, Смерть, Бог – вот главные темы, вокруг которых неизменно концентрируется творчество Гиппиус, и эта концентрация является отражением идейных исканий, заполняющих все существо поэта.

Тройственность природы мироздания открывается Гиппиус от самых фундаментальных до низших, относящихся к частной жизни отдельного человека.

Для того, чтобы представить себе, как эта тройственность распространялась на все миросозерцание, выслушаем мнение основательного знатока жизни Гиппиус: Гиппиус также различала три фазы в своей концепции истории человечества и его будущего. Эти фазы представляют три различных царства: царство Бога – Отца – царство Ветхого Завета; царство Бога- Сына, Иисуса Христа — царство Нового Завета и нынешняя фаза в религиозной эволюции Человечества, и царство Бога- Духа Святого, Вечной Женщины-матери – царство Третьего Завета, который откроется человечеству в будущем. Царство Ветхого Завета открыло Божью мощь и власть как правду; царство Нового Завета откроет любовь как свободу. Третье царство, Царство Третьего Человечества, разрешит все существующие неразрешимые антитезы — пол и аскетизм, индивидуальность и общественность, рабство и свободу, атеизм и религиозность, ненависть и любовь”. [24:104-105].

И в эту тройственность должен войти человек в трех своих ипостасях, символизируемых числами1, 2 и 3. 1 – это человек как личность, лишенная внешних связей и тем самым обреченная на безнадежное существование в мире. Непременной стадией бытия для нее становилось 2 – объединение двух личностей в любви, в некоем идеальном действе, из которого практически устранена ” похоть ” и стремление к деторождению, но зато особое значение приобретает духовное единение двух человеческих индивидуальностей, опять- таки” неразделенных и неслиянных”. Но полное свое разрешение любовь могла найти только в том случае, если к двоим присоединяется третий – Бог, незримо, но явственно присутствующий в их союзе. Завершение мистического треугольника придает особую крепость и нерушимость всему происходящему.

“Человек без Бога, – подчеркивает близко знавший Гиппиус С. Маковский, представлялся ей чудовищным автоматом, “чертовой куклой”.[18: 339].

В произведениях Гиппиус, созданных в конце ХIХ – начале ХХ века, начиная с “Песни”, своего рода манифеста символизма, нашли отражение важнейшие для символистов декадентские мотивы, мысли, настроения. Прежде всего это неприятие будничного, обыденного мира, мистическая тоска по иной жизни, по недостижимому и неосуществимому, уход от скуки повседневности в сферу подсознательного, в мир фантазии и иррациональных предчувствий: “Мне нужно то, чего нет на свете. ” (” Песня “, 1893); “Люблю недостижимое, чего, быть может, нет. ” (“Снежные хлопья”, 1894).

Раздвоенность, дуализм, противоречивость характерны для лирического героя Гиппиус, который мечется между Богом и дьяволом, небесным и земным, духовным и телесным, жизнью и смертью, вечностью и мигом, в душе героя переплелись и борются друг с другом покорность и свобода, правда и ложь, прекрасное и безобразное, вера в силу молитвы, в чудо и сомнение в нем, религиозный экстаз и богохульство, волевое “самостояние” личности и отречение от собственной воли, устремленность к предельному испытанию полноты бытия и принципиальный отказ от реального воплощения мечты, надежды. Следствие внутреннего разлада – неспособность найти общий смысл жизни, сделать окончательный выбор.

Смотрю на море жадными очами,

К земле прикованный на берегу.

Стою над пропастью – над небесами –

И улететь к лазури не могу.

Гиппиус утверждала неуклонное восхождение человека – революционера, своей волей преодолевающего все препятствия на пути духовного возвышения общества.

Свои помыслы и действия Гиппиус воспринимает и выстраивает в аспекте религиозного служения, угадывает в них провиденциальное начало

Для сборника “Сияния” характерен христианский взгляд на историю и мученический путь России. В стихотворении “Грех” Гиппиус выразила одну из моральных заповедей русской эмиграции первой волны:

И мы простим, и Бог простит.

Мы жаждем мести от незнанья.

Зинаида Гиппиус считала, что должно произойти соединение Трех в Одном: Бога Отца, Бога Сына, Святого Духа, Вечной Женственности – Материнства. Гиппиус доносит до человека идею Трех в Одном как “живую, пульсирующую истину”. Она выразила эти идеи в стихотворении “Вечноженственное

Размышления о бытии, мироздании являются основой всей лирики Гиппиус. В ранней лирике преобладает в элегических стихотворениях мотив самоисследования. Мы вычленили ряд стихотворений: “Бессилие”, “Снег”, “Мгновения”, “До дна”, “Не знаю”.

В ранних произведениях Зинаиды Николаевны звучат декадентские мотивы: одиночество, неверие в жизнь, в собственные силы.

Так как поэтесса очень остро переживала диссонансы и противоречия окружающей ее действительности, то элегическим мотивом пронизан и корпус гражданских элегий: “О вере”, “Костер”, “Что есть грех?”, “Только о себе”.

Элегический мотив раздумья прослеживается в основном в зрелый период творчества Зинаиды Николаевны. Это стихотворения “Мера”, Числа”.

В элегических стихотворениях с любовной тематикой доминирующим является мотив печали, разлуки. Он берет свое начало в элегических традициях ХVIII века.

В зрелой лирике с преобладающим в ней религиозно – патриотическим пафосом, в лирике Гиппиус преобладает одическое начало.

Лирический герой наделяется индивидуальными (автобиографическими) чертами, которые объясняются особенностями ее психологического статуса, жизненного пути. В центре внимания не чувства, не переживания, а “психологизм лирического я”. Именно этот показатель для нас стал весомым в констатации характера изменений жанровой структуры элегий в лирике Зинаиды Николаевны Гиппиус.

Рассмотрев ряд стихотворений Гиппиус, мы пришли к выводу, что в творчестве Зинаиды Николаевны выделяется целый пласт лирики, которая отличается своим одическим пафосом. Эти стихотворения, в которых улавливаются ораторско-декламационные интонации, можно выделить характерные слова–сигналы, специфические синтаксические конструкции, что в целом способствует выражению авторской гражданской позиции. Так, в стихотворении “Свеча ненависти” к таким словам – сигналам относятся: мне ненавистен всякий грех; предатели; ненавижу; отомстить. В стихотворении “Веселье”: блевотина войны; омерзительно похмелье; бедная, грешная страна; народ засек кнутом свою свободу. “Петербург”: перекресток предательством дрожит; проклятый город, Божий враг.

Такая лирика Зинаиды Гиппиус становится трибуной, раскрывающей общественно-политические ориентиры поэта.

К таким “неженским” стихотворениям, представляющим гневную инвективу, принадлежат: “Петербург”(1909), “Молодому веку”(1914), “Сейчас”(1917), “Веселье”(1917).

Ее стихотворения, исполненные гневом и пристрастием, шокировали многих современников, привыкших к совсем иному звучанию ее музы.

К одическим элементам прибавляются элементы стихотворной сатиры, сочетание трагического пафоса с ироническим, сатирическим.

Наряду с традиционно политической одой в творчестве Зинаиды Николаевны обнаруживает себя и такая разновидность одической поэзии, как религиозная ода. Религиозный пафос был лишен всякой каноничности, а нередко был нацелен против богословских канонов.

Здесь нет державинской ясности, а тяготеет к четкости молитвенный гимн, экстатически выражающийся религиозный стоп. К стихотворениям этого периода относятся следующие: “Любовь”(1900), “Нескорбному учителю”(1901), “Христу”(1901).

При всей тематической и стилевой динамике, при смелости воображения и языка, все эти стихотворения спаяны библейской основой. Несмотря на то, что в поэзии Гиппиус жанр классической одической структуры трансформирован (так как она вобрала в себя компоненты других жанровых образований), тем не менее, остается жанровая доминанта оды – установка на ораторскую речь, общий действенный пафос.

«Когда задумываешься, где у Гиппиус сокровенное, где необходимый стержень, вкруг которого обрастает творчество, где — ‘лицо’, то чувствуешь: у этого поэта, может быть, как ни у кого другого, нет единого лица, а есть — множество…», — писал Р. Гуль.И. А. Бунин, подразумевая стилистику Гиппиус, не признающую открытой эмоциональности и часто построенную на использовании оксюморонов, называл её поэзию «электрическими стихами», В. Ф. Ходасевич, рецензируя «Сияния», писал о «своеобразном внутреннем борении поэтической души с непоэтическим умом».

Нужно! анализ стихотворения зинаиды гиппиус «посвящение» небеса унылы и низки, но я знаю — дух мой высок. мы с тобою так странно близки, и каждый из нас одинок. беспощаднамоя дорога, она меня к смерти

Всеми известная поэтесса Зинаида Гиппиус, а также её муж Дмитрий Сергеевич Мережковский, были российскими идеологами символизма, его яркими примерами, а также просто прекрасными писателями и поэтами. Помимо любви их союз был очень выгоден, ведь они работают над одинаковыми вещами, помогая друг другу и делясь при этом творческими идеями. В целом, поэзия Зинаиды отличалась своей красочными, жизненными чертами. По её стихотворениям можно узнать немало нового и интересного про любовь, жизнь и высокие настоящие чувства, хоть обычно поэтесса писала весьма печально, грустно, совсем не жизнерадостно, но при этом интересно и так, что затянет. Чаще всего Зинаида пишет про любовь, которая вдохновляет автора на творческие личности, ещё она часто пишет про разлуку и нехватку Родины. Причём для писательницы важнее написать так, чтобы читающий правильно понял смысл произведения, чтобы не было недопонимания. Поэтому иногда великолепная писательница и поэтесса даже выходит за рамки стиля, в котором писала. Лишь бы поэта поняли.

Стихотворение «Бессилье» так же не блещет радостными эмоциями. Видимо, мотивом для поэтессы послужили ее слабость, беспомощность и им похожее, ведь по сюжету произведения героиня может сделать что-либо, но у неё нет сил, нет способностей сделать это. У героини даже появляется мысль поддаться происходящему и не противостоять ему, но у неё нет ни смелости, ни сил ни противостоять, ни поддаться. Поэтесса описывает своё состояние как разбитое. Ни сил, ни желания у неё нет ни на что. К сожалению, а может и к счастью, у творческих людей такое бывает, да и не раз.

Это печальное стихотворение вышло в свет в 1894-ом году. Стихотворение разбито на три четверостишья. Рифмы есть, они перекрёстные. Можно даже напевать произведение.

На последок скажу, что быть одиноким не нужно. Вот в таких бессильных моментах близкие – самое лучшее и эффективное спасение. Они выведут вас из такого безжизненного состояния, и вы будете хотеть, добиться новых высот и не будете даже задумываться насчёт проигрыша и поражения. Любите близких и не отталкивайте их. Это вам же лучше.

Читайте также:  Анализ стихотворения Игра Зинаиды Гиппиус

История создания

Стихотворение было написано в феврале 1918 года. Как правило, «общественные» стихи Зинаиды Николаевны – это не рефлекс, не эмоциональная реакция на центральные эпизоды, события, происходящие в обществе, но это выражение обдуманной, взвешенной точки зрения, которая не противоречит нравственным ценностям поэтессы.

Позиция Зинаиды Николаевны, связанная с революционными событиями, была очень противоречива. Она была и против самодержавия, и против социал-демократов, она была против угнетения и насилия.

В 1917 году в своём дневнике Зинаида Николаевна пишет:

«Нет оправдания войне — для современного человеческого существа. Все в войне кричит для нас: «Назад!»»

Своё несогласие с происходящим, отрицание революции Гиппиус выразила стихами, вошедшими в сборник «Последние стихи», который завершает произведение с символичным названием «Нет».

В 1920 году в Варшаве выходит сборник стихов автора (под псевдонимом Антон Кирша) «Походные песни», который заключает это же стихотворение, но под названием «Знайте!».

«Когда задумываешься, где у Гиппиус сокровенное, где необходимый стержень, вкруг которого обрастает творчество, где — «лицо», то чувствуешь: у этого поэта, может быть, как ни у кого другого, нет единого лица, а есть — множество…» (Р. Б. Гуль)

Литературная деятельность, эмиграция и смерть

Дом Мережковских был колыбелью культурной жизни города на Неве. Практически все без исключения начинающие литераторы хотели посетить проводимые там творческие вечера. В культурных кругах города Зинаиду Гиппиус очень уважали. Именно при ее помощи и участии дебютировали такие великие и ставшие знаменитыми впоследствии личности, как Александр Блок, Осип Мандельштам. Именно Зинаида Гиппиус написала первую рецензию на произведение Сергея Есенина, чье имя еще практически никому не было знакомо на тот момент.

Произведения самой поэтессы попали в печать еще в 1888 году, а первая публикация стихов состоялась в журнале под названием «Северный вестник». А спустя некоторое время она решила публиковать свои статьи с литературной критикой под вымышленным именем Антон Крайний.

Зинаида Гиппиус писала о жизни, о любви, о народе и Родине. В своем раннем творчества Гиппиус осуждала рутину, обыденность и возвышала фантазийный мир. Она всегда очень остро ощущала, как сильно отличается от всех остальных. В творческой жизни этой личности огромную роль сыграли события Первой революции, именно после нее свет увидели сборники многих ее рассказов, в которых Зинаида придерживалась такого мнения, что улучшения в социальной жизни невозможны без изменений, которые должны произойти в душе самого человека.

События 1917 года писательница встречает с негативным настроем. Они с супругом принимают решение об эмиграции во Францию, в Париж, где еще с былых времен в их собственности была недвижимость. Зинаида очень резко высказывалась о сложившейся в стране ситуации и предрекала Советской России скорый упадок.

Вместе с любимым и единственным супругом Зинаида Гиппиус провела полвека, а после его кончины в 1941 году она начала писать о нем книгу, но так и не успела завершить свой труд в связи с ухудшением состояния здоровья. Рассудок Зинаиды со временем стал все больше затуманиваться. Она очень хотела как можно скорее встретиться с Мережковским, и ее желание было настолько сильным, что она несколько раз даже предпринимала попытки покончить жизнь раньше срока, наложив на себя руки. В 1945 году, в сентябре поэтесса скончалась. Она была погребена рядом с мужем.

Жанр, направление, размер

Политической лирики Зинаиды Гиппиус очень сложно дать конкретную жанровую характеристику. Стихотворением «Нет» автор воспевает свою Родину, возвышает Россию, она (Россия) сильнее всех неурядиц, всех проблем, которые выпали на её долю, на долю русского народа. Все эти черты близки такому лирическому жанру, как ода. Но данное произведение не похоже на оду 18 века, с её высоким стилем речи, хотя оно также имеет риторические восклицания и торжественный посыл.

Модернисты разных школ (течений) имели один основной общий признак, который отличал их от направлений-предшественников. Признак этот заключался в стремлении отражать своё, сугубо личное, мнение о реальности, которое часто было изложено хаотично, и, в одном произведении, могло носить разнящийся характер.

По стихам Зинаиды Николаевны можно проследить изменения её мыслей и суждений, которые сплетались со смутным чувством тревоги, с ощущением неблагоприятного исхода, что характерно для такого модернистского течения, как символизм. Гиппиус и Мережковского (мужа Зинаиды Николаевны) считают чуть ли не основателями этого течения, идеологами и концептологами символизма, хотя «их» символизм немного разнится с нынешним представлением об этом течении. Творчество Зинаиды Николаевны несёт в себе черты декадентской и символистской лирики, но, по большей мере, все её произведения индивидуальны и не вписываются в чёткие рамки одного течения.

Невозможно не отметить то, что Гиппиус одна из первых начала создавать оригинальные, нестандартные рифмы и метры, что предвосхищает футуристические поиски. Хотя эти эксперименты она не включала в свои книги, но факт этот очень важен для правильного восприятия лирики автора.

Размер стихотворения «Нет» – трёхстопный дольник. Используется перекрёстная рифмовка с женской рифмой.

Композиция

Данное произведение содержит 8 строк. Стихотворение «Нет» можно разделить на три композиционные части, что характерно для жанра оды.

Первая часть – вступление, обозначение главной темы.

«Она не погибнет — знайте! Она не погибнет, Россия.»

Открыто и уверенно эти строки заявляют об основной теме всего произведения.

Вторая часть – это разъяснения, уточнения.

«Они всколосятся,- верьте! Поля ее золотые.

И мы не погибнем — верьте. »

Данные строки очень лаконично, обобщающе, но ярко дают характеристику предмету воспевания, то есть России. Всего три строки, которые передают чистую любовь, негасимое восхищение своей Родиной, верой в неё, верой в её победу над невзгодами.

Третья часть – заключение, вывод.

«Но что нам наше спасенье: Россия спасется,- знайте! И близко ее воскресенье.»

Эмоционально сильное завершение стихотворения, которое в читателя вселяет такую же сильную, горячую веру в Россию, как у автора.

Образы и символы

Лирический герой стихотворения «Нет» — это вдохновляющий своей уверенностью человек, патриот, у которого «горят глаза», который любит свою Родину и верит в неё.

Правильным будет начать рассуждение об образах и символах произведения с названия, в котором заключён основной смысл стихотворения. «Нет» — это нежелание верить в падение, в гибель России, это вера в её величие, в её стойкость и нерушимость.

Почему автор во второй композиционной части заостряет внимание читателя именно на «полях»? Возможно, потому, что издавна они были гордостью нашего края, богатством. Именно поэтому они «золотые»!

Золотой цвет – это возвышенный цвет, впитавший в себя солнечный свет; золото – это символ власти, величия. Также золото часто символизирует сердце, что вполне сопоставимо с контекстом стихотворения. Поля России – это её сердце, её душа. Россия предстаёт перед читателем в образе человека! Она живая! Сильная, величественная, непобедимая! Олицетворение России можно воспринять как доказательство безукоризненной любови автора к своей Родине!

Декадентская Клеопатра

Те, кто близко знал Мережковских, соглашались — Зинаида во всем превосходила Дмитрия. Она была талантливее, умнее, ярче. Считается, что многие его теории — только разработки ее идей. Брак, основанный на интеллектуальном единстве и равенстве полов, придумала она.

При этом у Зинаиды был огромный талант пиарщицы (хотя тогда не было такого слова и такой профессии). Она умело создала себе имидж декадентской богини: курила, ярко красила губы, румянилась и белилась, принимала гостей, лежа на кушетке и в диадеме, как Клеопатра. Все только и говорили, что о ней и ее муже.

«Зиночка была опять в белом и с диадемой на голове, причем на лоб приходится бриллиант», — писал в своем дневнике Брюсов.

Гиппиус искала настоящей любви, но каждый раз разочаровывалась в своих чувствах. Она была как подросток: ей хотелось, чтобы чувство было невинным и чистым, без оттенка греховности. Зинаида постоянно влюблялась, создавала сложные многоугольники, в которых все ревновали ее друг к другу, и быстро их рушила — разочаровывалсь.

«Зачем же я вечно иду к Любви? Я не знаю; может быть, это все потому, что никто из них меня в сущности не любил? У Дмитрия Сергеевича тоже не такая, не «моя» любовь. Господи, как я люблю какую-то Любовь».

Темы, проблемы, настроение

«Ее стихи всегда обдуманны, умны, в них есть острая наблюдательность, направленная как вовне, так и вглубь души; они всегда сделаны просто, но изящно и с большим мастерством» (В. Я. Брюсов)

Тем, на которые писала Зинаида Николаевна не очень много, но они, что бывает часто, переплетаются одна с другой. Стихотворение «Нет» относится к общественно-политическим стихам поэтессы, в которых часто основной темой является любовь к Родине.

Зинаида Николаевна в большинстве своих произведений поднимает проблему индивидуализма, свободы личности, считая, что каждый человек должен развивать себя, идти по своему собственному пути, тем самым совершенствуя и общество в целом. Но это стихотворение о другом.

«Но что нам наше спасенье: Россия спасется,- знайте!»

Не важна отдельная личность, спасение её, а главное «воскресение России», главное, чтобы возродилась та Россия, в которую верит поэтесса.

Настроение стихотворения «Нет» торжественное, вдохновляющее. Нет ни единой нотки грусти, которая простительна в те тяжёлые времена. Стихотворение «Нет» поднимает патриотический дух!

Средства выразительности

Политическая лирика Зинаиды Николаевны не была столь воздушной, как стихи раннего периода её творчества, но она была так же интеллектуально глубока и эмоционально наполнена.

  1. Сравнение: «если человек зверь» (если человека как зверь).
  2. Анафора: каждая строка начинается с союза «если».
  3. В каждой строке изменён обычный порядок слов (инверсия).
  4. Стихотворение «Так есть» построено по принципу градации, а также можно заметить синтаксический параллелизм, который проявляется схожим построением всех строк стихотворения.

Автор: Кристина Асаулова

Основная идея

Смысл стихотворения «Нет» – это отношение автора к теме произведения. Отношение Зинаиды Гиппиус к заявленной теме стихотворения нельзя назвать беспристрастным. Напротив, она ярко и страстно выражает свою веру в Россию. Она вдохновлена и вдохновляет читателя!

Главная мысль произведения в том, что Россия вечна! Никто не говорил, что в «вечности» всё будет спокойно и без «кочек». Но то, что Она, Великая держава, всё преодолеет, и каждый раз будет становится ещё сильнее, ещё величественнее – вот о чём это произведение! О вечном воскресении России!

«Россия спасется,- знайте! И близко ее воскресенье.»

Любовь — одна (эссе по стихам Зинаиды Гиппиус, часть 1)


Мой друг прислал стих миниатюру: Ну и что, коль разорваны годы на сотни любовей? Своим свежим дыханьем подобны они ручейку. И из сердца и в сердце капли живительной крови Превратятся, поверь, в освящённую Богом, реку.

Мне захотелось её продолжить. Написала две строки:

Понимаю и верю. И наша любовь не напрасна. Две горячие капельки, слившись в одну, засияют…

И задумалась. Споткнулась о свои же слова «наша любовь» и «слившись в одну». Память из глубин своих услужливо выдернула стихотворение Зинаиды Гиппиус «Любовь – одна». Когда-то, впервые прочитав это потрясающее стихотворение, подумала, что, действительно, в жизни бывает только одна любовь, как принято говорить – большая, настоящая, а все остальные чувства – влюблённости, увлечения. Но постепенно открылся глубинный смысл стиха: у любви нет множественного числа. Бог есть любовь. А Бог ведь один. Можно любить много раз, но каждый раз чувства будут иными, иной будет любовь, потому что нет двух одинаковых людей.

Единый раз вскипает пеной и рассыпается волна… — какой точный образ!

Не может сердце жить изменой, Измены нет: любовь – одна. По-моему здесь и комментарий не нужен. Ведь новая волна чувств приходит тогда, когда прежняя волна сошла на нет, откатилась, растворилась.

Мы негодуем иль играем, иль лжём, – но в сердце тишина. Мы никогда не изменяем: Душа одна – любовь одна.

Можно ли верней описать типичную ситуацию, когда один считает другого своей собственностью? Но человек не вещь, чтобы кому-то принадлежать. И уж тем более никто не имеет права требовать: чувствуй так же, как я, я тебя люблю, значит и ты обязан меня любить. Не обязан! Возникновение любви всегда было, есть и будет оставаться тайной.

Однообразно и пустынно. Однообразием сильна, Проходит жизнь… И в жизни длинной Любовь одна, всегда одна.

Да, жизнь, по сути, однообразна. Ежедневная суета быта ради самой жизни. Но если жизнь наполнена любовью, то и впрямь, «однообразием сильна».

Лишь в неизменном – бесконечность. Лишь в постоянном глубина. И дальше путь, и ближе вечность, и всё ясней: любовь одна.

Сколько пришлось читать типичных исповедей-сожалений: жизнь прошла, а ради чего? Зачем было отрекаться от любви ради каких-то принятых в обществе условностей? По сути, отрекаться от своей жизни, пусть даже ради близких? Они всё равно жертвы этой не оценили, более того, даже воспринимали её как слабость неудачника, «не умеющего жить». А жизнь ведь не повторится больше, хотя она неизменна в своей бесконечности повторения и постоянна по глубине восприятия. Но у каждого человека – только одна.

Любви мы платим нашей кровью. Но верная душа – верна. И любим мы одной любовью… Любовь одна, как смерть одна.

Всё гениальное просто. Любовь-кровь – вечная истина. Кровь одинаково кипит от радости и боли. А душа всегда верна любви. И не важно, сколько раз любить. Главное, жить с любовью в душе, с любимым, ибо жизнь без любви… такую пытку и врагу не пожелаешь. Дописать, что ли свою строфу?

Понимаю и верю. И наша любовь не напрасна. Две горячие капельки, слившись в одну, засияют Всеми спектрами радуги. Крови волненье – прекрасно, Перельётся в стихи, что любви продолжением станут.

Анализ стихотворения «Так есть» (З.Н. Гиппиус)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 02.06.2020 · Обновлено 02.06.2020

Зинаида Николаевна Гиппиус – удивительная фигура в литературе. Возможно, она оставила не такой яркий творческий след, как другие поэты периода Серебряного века, но неизгладимый — точно. Мы её знаем, как писателя, поэта, критика. Многомудрый Литрекон проанализировал стихотворение Зинаиды Николаевны Гиппиус «Так есть», вошедшее в сборник стихов автора «Последние стихи».

История создания

Стихотворение «Так есть» написано в феврале 1918 года, как отклик души на события февраля 1917 года. В тот (1917) трагичный год, перевернувший все привычные устои, Зинаида Николаевна с мужем находились в питерской квартире, в которой по вечерам собиралась вся интеллигенция, обсуждала политические события, делилась новостями. Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский (муж) положительно отнеслись к отречению царя и созданию временного правительства. Но предвидеть дальнейшие события они никак не могли…

Читайте также:  Анализ стихотворения Все кругом Гиппиус

Расстрел невинных граждан интеллигентной наружности, полный беспредел, творившийся на улицах города – всё это отпечатывалось в душе поэтессы ужасом, несогласием с несправедливостью. В 1919 году Зинаида Николаевна и Дмитрий Сергеевич покинули Россию навсегда.

Зинаида Гиппиус была очень интересной личностью, но не всем понятной, но она была уникальной. О ней ходило множество слухов, кто-то её считал высокомерной, резкой, другие же напротив, отзывались о ней как о человеке дворянской нравственности, благородности, чуткой и доброй. Не поддаётся сомнению лишь тот факт, что она обладала удивительным «чутьём», с помощью которого она узнавала великих, талантливых, удивительных личностей, некоторым из которых дарила путёвку в «творческую жизнь»: А. Блок, С. Есенин, О. Мандельштам.

«Единственность Зинаиды Гиппиус» — именно так говорил о ней А. А. Блок.

Жанр, направление, размер

«В ее творчестве вся пятнадцатилетняя история нашего лирического модернизма» (И. Ф. Анненский)

Лирическое произведение «Так есть» довольно резкое, также оно является размышлением автора, которому присущ печальный, даже трогательный характер. Все эти черты свойственны такому жанру, как элегия. Этот жанр близок многим символистам, коим и является Зинаида Гиппиус.

Дмитрий Сергеевич и Зинаида Николаевна, можно сказать, являются первоисточниками данного направления. Они разработали концепцию и обозначили основные принципы данного течения. Но нельзя не заметить, что многие её современники не считали творчество поэтессы символистским. Е. Г. Лундберг охарактеризовал лирику Гиппиус как лишённую красок, отметив, что символизм «чужд творчеству Гиппиус так же, как ей чужда и непосредственность здорового реализма». Другие же причисляли её к религиозному крылу символистов, которым свойственно сочетать религиозные искания с разработкой своей собственной философии.

Данное стихотворение относится к общественно-политической поэзии автора. Эта направленность присуща поздней лирики поэтессы, которая стала, практически, основной в годы революции.

Размер стихотворения «Так есть» — шестистопный хорей. Рифмовка –смежная. Рифма – женская.

Композиция

Стихотворение «Так есть» состоит всего из 4 строк, но оно несёт в себе мощную энергетику, оно ёмкое, лёгкое по звучанию и тяжёлое по содержанию, оно бьёт правдой по ушам.

Композиционно его можно разделить так же, на четыре части, отметив то, что оно построено по принципу градации.

Всё стихотворение «Так есть» – это размышление поэтессы. Мысли сменяют друг друга последовательно, но не плавно, а резко, отрывисто, что может говорить об авторе произведения, как о человеке конкретном, уверенном, бесстрашном.

«Если гаснет свет — я ничего не вижу.»

Первая строка – это констатация всем известного факта. Зинаида Николаевна начинает своё рассуждение с самого простого и элементарного.

«Если человек зверь — я его ненавижу.»

Следующая строка также несёт довольно естественную мысль. «Зверь» — человек, не уважающий чувства других людей, руководствующийся только своими низшими потребностями. Лирический герой стихотворения «Так есть» данными строками чётко обозначает свою позицию по поводу таких «зверей».

«Если человек хуже зверя — я его убиваю.»

Данная строка, довольно жуткого содержания, передаёт готовность автора к обороне, к защите себя и своих близких от беспринципных, от безжалостных, от тех, кто хуже «зверя», от тех, кого в страшные годы революции было бесчисленное множество.

«Если кончена моя Россия — я умираю.»

Эта строка несёт в себе всю боль, отчаянье, печаль, скопившиеся за время революции в душе автора. Такой эмоциональный комплект несла в себе не только Зинаида Николаевна, но именно она смогла лаконично, точно, ёмко передать его в данном стихотворении. Данная строка является отражением мировосприятия очень многих людей того времени, которые поспешно покидали уже «не свою» Россию, которым было не суждено вернуться на Родину.

Образы и символы

Лирический герой стихотворения «Так есть» — это и сама поэтесса, и вся интеллигенция, и всё то общество, которое было против изменений, против братоубийства, это те люди, которые, возможно, хотели неких изменений, но до конца не осознавали пути, по которому придётся пройти всей России, не могли предвидеть всех жертв, всех лишений. Это собирательный, обобщающий образ.

В общественно-политической поэзии Гиппиус сложно разглядеть какие-то символы, знаки, но, опираясь на более раннее творчество поэтессы, данное стихотворение можно расшифровать таким образом.

  • Свет – это символ истины, праведности, символ миропорядка. Если не будет «света», не будет порядка, то потеряется ясность происходящего, потеряется смысл. Также свет символизирует знания, которые необходимы для правильного восприятия мира и событий. Сама Зинаида Николаевна надеялась, что, может быть не всё, но что-то, вернётся на круги своя, верила, что праведный свет воссияет над всем происходящим ужасом.
  • Можно предположить, что зверь – это тоже некий символ.
    Человек – это существо, имеющее лицо своё обращённым вверх, к небу, как к цели бытия и будущему жилищу (Церковный Словарь Г. Дьяченко). То есть человек стремится к великому, к совершенству, к самоисправлению, а зверь не имеет такого стремления, он просто существует.
  • Зинаида Гиппиус пишет, что «если человек зверь — я его ненавижу», то есть, она испытывает призрения к людям без цели, без желаний совершенствоваться, а людей, которые «хуже зверя», она не понимает, она не знает, что от них ожидать, они страшат её, следовательно, она его «убивает».
  • К смерти Зинаида Гиппиус относилась как к долгожданному расставанию с земной действительностью, которая не всегда соответствовала её представлениям. То есть, смерть для поэтессы – это положительный выход из сложившейся ситуации.

Но в данном стихотворении речь идёт о «другой смерти», о упадничестве духа, об безысходности. Крайнюю строку можно расшифровать либо как дальнейшее безразличное существование без «её России», либо как благородную готовность умереть за, опять же, «свою Россию».

Название стихотворение «Так есть» — это, можно сказать, краткое содержание всего произведения, основная мысль, заключённая в двух словах. Эти слова выражают мысль поэта о том, какая была Россия и какая стала, то есть, «так было — так есть».

Темы, проблемы, настроение

В. Я. Брюсов условно разделил всё творчество Зинаиды Николаевны на три этапа: «первый, когда ее миросозерцание исчерпывалось чистым эстетизмом, второй, когда ее живо заинтересовали вопросы религиозные, и третий, когда к этому присоединился столь же живой интерес к вопросам общественным».

Можно выделить четыре основные темы, вокруг которых вращается всё творчество Гиппиус: Бог, Любовь, Человек, Смерть.

Поздняя лирика автора, как было отмечено выше, выделяется своей общественно-политической направленностью, частым обращением к теме человека, к его ответственности за свои взгляды и свои поступки. В ней так же просматривается тема любви, но любовь эта сплетена с патриотизмом, это нежное чувство обращено к угасающей «её России».

Поначалу Зинаида Николаевна с мужем воспринимали грядущие изменения с неким энтузиазмом, с трепетом и восторгом, рассматривая их как путь к свободе, к демократии, но дальнейшие события, которые отличались явно выраженным пренебрежением к гуманистическим идеям, сломали их представление о революции.

Все эти идейные трансформации нашли своё отражение в произведениях поэтессы. Негодование и гнев! Отныне этими эмоциональными красками окрашена лирика автора, теперь Гиппиус – это поэт-гражданин, которая докопалась до «звериной» сути большевиков.

В это время Зинаида Гиппиус в своих произведениях поднимает проблему личностного бытия, существования общества в сложившихся обстоятельствах, проблему сосуществования отдельной личности и нынешнего общества.

Настроение данных стихотворений, в частности стихотворения «Так есть», патриотическое. Данные стихи – это страстный порыв, отчаянное желание крикнуть всем: «Что Вы творите?!».

Основная идея

Смысл стихотворения «Так есть» можно выразить одним словом — «трагедия».

Зинаида Николаевна очень точно, лаконично и достаточно резко, пламенно выражает своё сожаление, своё несогласие и непримиримость с происходящими необратимыми метаморфозами, с разрушениями и «грязью», которая была повсюду в то время. Данным стихотворением она хочет показать, что назад уже никак не повернуть, как было, так уже не будет, нужно прекратить, пока не поздно, «так было — так есть». Это и есть главная мысль стихотворения.

Средства выразительности

Политическая лирика Зинаиды Николаевны не была столь воздушной, как стихи раннего периода её творчества, но она была так же интеллектуально глубока и эмоционально наполнена.

  1. Сравнение: «если человек зверь» (если человека как зверь).
  2. Анафора: каждая строка начинается с союза «если».
  3. В каждой строке изменён обычный порядок слов (инверсия).
  4. Стихотворение «Так есть» построено по принципу градации, а также можно заметить синтаксический параллелизм, который проявляется схожим построением всех строк стихотворения.

Символизм Зинаиды Гиппиус

Я самый жалкий человек,
Я перед всеми лицемерю.

Зинаида Николаевна Гиппиус (8 ноября 1869 – 9 сентября 1945) – поэтесса, одна из наиболее видных представителей Серебряного века.

Гиппиус родилась в обрусевшей немецкой семье из Тульской губернии. Стихи начала писать с семи лет. Уже для первых поэтических упражнений девочки были характерны самые мрачные настроения отражающие настроения в семье и связанные с частыми переездами и сменой гимназий – Харьков, Петербург, Саратов. Огромным потрясением для поэтессы стала смерть отца который скоропостижно скончался в 1881 году. По наследству девочка получила туберкулез и дальше был Крым и Кавказ. В 16 лет она уже стала известной поэтессой .

Юной красавице удалось покорить молодежь Тифлиса.
Дьяволица с русалочьими глазами влекла к себе всех, кто с нею сталкивался. В кружке, который она собрала, все писали стихи, подражая Семену Надсону.

После переезда в Петербург в литературных кругах столицы Зинаида Николаевна была на передовых позициях: при ее содействии состоялся литературный дебют Александра Блока, помогла начинающему Осипу Мандельштаму, ей принадлежит первая рецензия на стихи еще совсем неизвестного Сергея Есенина.

Гиппиус оказалась у истоков символизма. Ее возвели в ранг «старшего символиста» наряду с Федором Сологубом, Валерием Брюсовым, Константином Бальмонтом, Иннокентием Анненским. Зинаида подружилась с Блоком и он выезжал к ним на дачу, что недвусмысленно обсуждалось в свете. Гиппиус это ничуть не волновало.Блок посвятил ей множество стихов среди которых этот шарж-эпиграмма:

За чертою черт – я знаю

молодой – одет прилично.

Я его облобызаю –

Как умею – символично!

(приписывают А. Блоку)

За своеобразную красоту, острый язык и смелость современники называли Зинаиду «Сатанессой», «реальной ведьмой», «декадентской мадонной».

Сразу после революции Троцкий выпустил брошюру о борьбе с предрассудками. Там было заявлено такое:

”Пора, товарищи, понять, что никакого Бога нет. Ангелов нет. Чертей и ведьм нет”, – и далее в скобках: “нет, впрочем, одна ведьма есть – Зинаида Гиппиус”.

Эта красивая экзальтированная дама долго правила на литературных подмостках. Поэт Георгий Адамович, хорошо знавший ее, говорил:

«Она хотела казаться тем, чем в действительности не была. Она, прежде всего, хотела именно казаться».

Удивительным было ее искусство общения, таинственная способность вести многочасовые беседы любым количеством участников. Стала основательницей нескольких литературных салонов. Широта восприятия мира была велика, что и помогало находить почитателей ее творчества:

И нет свободы, нет прощенья.

Мы все рабами рождены,

Мы все на смерть, и на мученья,

И на любовь обречены.

Это была одна из сторон ее жизни, другая сторона была чужда публичности. Именно это перевоплощение ставило в тупик столичных сплетников и репортеров жаждущих «жаренного».

В 18 лет поэтесса влюбилась в более известного на тот момент поэта и писателя Дмитрия Мережковского. Их семейная жизнь стала образцом творческого союза.

Между ними был заключен договор: он пишет прозу – она стихи.

Так и прошли они рука об руку две мировых войны, три революции, эмиграцию и немецкую оккупацию во Франции. вместе они прожили 52 года, «не разлучаясь ни на один день» – как писала позже сама Гиппиус.

Переломным для поэтессы оказался октябрь 1917 года, на который она смотрела из своего окна:

Блевотина войны – октябрьское веселье!

От этого зловонного вина

Как было омерзительно твоё похмелье,

О бедная, о грешная страна!

( «Веселье», 29 октября 1917).

Она действительно стала символом нескольких десятилетий российской и мировой неразберихи – революций и войн первой половины двадцатого века.

Ее юные призывы к революции духовной воплотились в алчную дележку богатства и власти и полной бездуховности. Появился внутренний протест устоям общества. Как старым, которые она отвергла, так и новым, которые она не приняла.
Она стала чужой в этом мире. Потому всех и шокировали ее потусторонние высказывания. А еще то, что она любила мужскую одежду, дружила с геями, писала стихи от мужского имени. Это был протест всему миру. Ее признание в стихотворении “Я” прошло почти незамеченным:

. Во мне — ко мне — больная страсть:
В себя гляжу, сужу, да мерю.
О, если б сила! Если б — власть.
Но я, любя, в себя не верю.

. И все дрожу и всех боюсь,
Глаза людей меня пугают.
Я не даюсь, я сторонюсь,
Они меня не угадают.

А ведь еще до всех этих потрясений ее стихи были не так символичны и вполне понятны читателям. Например, меня заворожило вот это стихотворение, написанное поэтессой в 26 лет. В нем она как бы предвидела крах юных надежд и мечтаний и будущую разлуку с любимым:

Полуувядших лилий аромат

Мои мечтанья легкие туманит.

Мне лилии о смерти говорят,

О времени, когда меня не станет.

Мир – успокоенной душе моей.

Ничто ее не радует, не ранит.

Не забывай моих последних дней,

Пойми меня, когда меня не станет.

Я знаю, друг, дорога не длинна,

И скоро тело бедное устанет.

Но ведаю: любовь, как смерть, сильна.

Люби меня, когда меня не станет.

Мне чудится таинственный обет…

И, ведаю, он сердца не обманет,-

Забвения тебе в разлуке нет!

Иди за мной, когда меня не станет.

Однако это ее пророчество в полной мере не сбылось – она ушла из жизни позже любимого мужа.

Когда в 1941 году умер Мережковский, Гиппиус тяжело перенесла потерю.
Закончилась показная сторона ее жизни, подходила к концу и та, которую она так скрывала. Теперь это было ни к чему:

«Я умерла, осталось умереть только телу», — говорила она.

Гиппиус начала писать книгу о муже. Но вскоре у нее онемела правая рука. Лишенная возможности творить поэтесса постепенно теряла рассудок. Она хотела как можно быстрее воссоединиться с мужем, поэтому периодически предпринимала попытки уйти в мир иной раньше положенного срока. После череды неудач она создала фантастический мир, в котором Дмитрий Сергеевич был еще жив.

Ее секретарь поведал, что уходила она со счастливой улыбкой на губах. Возможно в ожидании встречи с любимым человеком.

Соединенные еще в юные годы творчеством они так и не расстались и похоронены в одной могиле на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.

Ссылка на основную публикацию