Анализ стихотворения Игра Зинаиды Гиппиус

Анализ стихотворения Игра Зинаиды Гиппиус

Произведение “Игра” созданное поэтом символистом Зинаидой Гиппиус в первой половине XX века звучит с особой легкостью, ощущением свободы и непринужденности. Весь текст стихотворения строится на простоте слов, их символичных значениях и рифме, но в каждой строчке зашифрован глубинный подтекст, который основывается на законах символизма.

Понятие игра является ключевым символом всего стихотворения. В первой строфе возвеличивается образ игры, она ставится превыше мудрости. Именно ею, как основой всей жизни, дорожит Гиппиус. Завершается стихотворение неким сожалением, что на спуске, то есть в конце жизни, остаётся лишь малый след от игры. Все, что делает человек на земле – это игра и только благодаря ей остаётся какая-то память о прожитой человеком жизни.

Композиционная структура произведения едина и состоит из четырёх катренов, каждый из которых строится на перекрестной рифме АВАВ “горы – игры”, “ценит – заменит”.

Главная тема стихотворения – это своеобразная неопределенность выбора, игра или реальность. А мысль, которую пытается донести поэтесса до своего читателя – это то, что “жизнь игра”. Каждый, кто существует в этом мире ведёт своеобразную игру с Богом. По словам Николая Гумилёва все люди – это всего лишь актеры в театре Бога.

Во время чтения стихотворения можно понять, что для самой поэтессы игра не является какой-то забавой. Игру Гиппиус воспринимает, как часть жизни, которую каждый создает для себя сам. И только находясь в своей игре можно чувствовать необходимый комфорт и свободу. Игра выступает противопоставлением несчастью. Когда наступает исход игре – заканчивается жизнь.

В игру играют и люди и природа. Через все стихотворение проходит прием олицетворение засчет привязки глагола “играет” даже неодушевленному пространству “море играет”. Применение литературного приёма анадиплосис, идёт в заключительной строфе, основываясь на повторении “след – след”. Первое употребление “след” в конце строки идёт с интонацией сожаления “разве след” в значении чего-то незначительного. Далее слово “след” употребляется в начале, которое произносится на подъёме, и выступает в более существенном значении, после жизни способно оставить след, исключительно такое важное понятие, как игра.

Вариант 2

На самом деле многие исследователи человеческой культуры ставят игру в основу всего человеческого существования. Дело даже не в пафосных сравнения всего мира с театром или рассмотрение людей как актеров какой-то божественной комедии, есть более точные и конкретные сведения, которые даны исследователями.

Современником Гиппиус был Йоган Хейзинга, который создал работу о «человеке играющем» и поставил именно игру в основу культуры. Он довольно убедительно доказывает не только всеобъемлющий характер игры, которая является частью существования не только людей, но и многих животных, то есть в каком-то смысле вообще представляет собой основу мира. Также Хейзинга выделяет определенные признаки игры и они вполне соотносятся со стихотворными рассуждениями Гиппиус.

К примеру, игра «всегда – ни для чего», Гиппиус говорит о бескорыстности игры, которая является одним из основных признаков. Конечно, в самом пространстве игры есть какая-то цель, напряженность, но если посмотреть со стороны, то в действительности игра затевается добровольно и ни для чего, только для того чтобы быть. Дети смеются «ни над чем», то есть выражают спонтанную радость, которая может обуславливаться, к примеру, элементарным фактом сопричастности к миру или чем-то подобным.

Помимо этого игра всегда является немного нерациональной, далекой от мудрости. Точнее игры «мудрость не заменит», там есть особенная собственная мудрость, но не такая как, например, пригодится для решения определенных житейских задач.

В завершение Гиппиус приходит к выводам, которые вполне соотносятся с работой Хейзинги, более того, даже некоторые примеры, которые даны в поэтической форме, похожи, на такие, которые использует автор Homo ludens, да и, вообще, стихотворение вполне легко назвать кратким поэтическим конспектом этой книги. Тут есть и котенок, который возится с клубком и могущественная стихия, и работа поэта. Заключительные строчки указывают на мотив некого возвращения или даже снижения с высоты.

Вначале Гиппиус указывает на какой-то спуск с горы со словами «со всем не плох», которые указывают на смирение. Возможно, эти строчки имеют отношение к биографии поэтессы или каким-то внутренним переживаниям. Так или иначе, в заключение поэтесса сетует только на отсутствие игры как доступного занятия, даже не только для участия, но и для созерцания.

Анализ стихотворения Игра по плану

Возможно вам будет интересно

Гумилев не принял революцию и со всем смирением принял итог этой личной позиции. Он не просто понимал свою печальную участь, но и неоднократно предсказал собственный расстрел, который состоялся совсем немного времени спустя после написания

Анализ стихов Апухтина

В данном стихотворении поэт-символист выразил свое отношение к жизни, ее целям. Стихотворение состоит из призывов поэта к читателям и самому себе. Оно пронизано настроение бунта против покоя и жаждой движения.

Произведение, относящееся к любовной лирике поэта, использует фольклорные мотивы и образы русской деревни, с помощью которых автор в стиле народной песни обыгрывает потерю любимой.

Стихотворение Лебедушка похоже на балладу или сказку. Здесь птицы – главные герои: лебедь, орел. В них тоже сказочные мотивы, ведь лебедушка символизирует в народном сознании девушку

Символизм Зинаиды Гиппиус

Я самый жалкий человек,
Я перед всеми лицемерю.

Зинаида Николаевна Гиппиус (8 ноября 1869 – 9 сентября 1945) – поэтесса, одна из наиболее видных представителей Серебряного века.

Гиппиус родилась в обрусевшей немецкой семье из Тульской губернии. Стихи начала писать с семи лет. Уже для первых поэтических упражнений девочки были характерны самые мрачные настроения отражающие настроения в семье и связанные с частыми переездами и сменой гимназий – Харьков, Петербург, Саратов. Огромным потрясением для поэтессы стала смерть отца который скоропостижно скончался в 1881 году. По наследству девочка получила туберкулез и дальше был Крым и Кавказ. В 16 лет она уже стала известной поэтессой .

Юной красавице удалось покорить молодежь Тифлиса.
Дьяволица с русалочьими глазами влекла к себе всех, кто с нею сталкивался. В кружке, который она собрала, все писали стихи, подражая Семену Надсону.

После переезда в Петербург в литературных кругах столицы Зинаида Николаевна была на передовых позициях: при ее содействии состоялся литературный дебют Александра Блока, помогла начинающему Осипу Мандельштаму, ей принадлежит первая рецензия на стихи еще совсем неизвестного Сергея Есенина.

Гиппиус оказалась у истоков символизма. Ее возвели в ранг «старшего символиста» наряду с Федором Сологубом, Валерием Брюсовым, Константином Бальмонтом, Иннокентием Анненским. Зинаида подружилась с Блоком и он выезжал к ним на дачу, что недвусмысленно обсуждалось в свете. Гиппиус это ничуть не волновало.Блок посвятил ей множество стихов среди которых этот шарж-эпиграмма:

За чертою черт – я знаю

молодой – одет прилично.

Я его облобызаю –

Как умею – символично!

(приписывают А. Блоку)

За своеобразную красоту, острый язык и смелость современники называли Зинаиду «Сатанессой», «реальной ведьмой», «декадентской мадонной».

Сразу после революции Троцкий выпустил брошюру о борьбе с предрассудками. Там было заявлено такое:

”Пора, товарищи, понять, что никакого Бога нет. Ангелов нет. Чертей и ведьм нет”, – и далее в скобках: “нет, впрочем, одна ведьма есть – Зинаида Гиппиус”.

Эта красивая экзальтированная дама долго правила на литературных подмостках. Поэт Георгий Адамович, хорошо знавший ее, говорил:

«Она хотела казаться тем, чем в действительности не была. Она, прежде всего, хотела именно казаться».

Удивительным было ее искусство общения, таинственная способность вести многочасовые беседы любым количеством участников. Стала основательницей нескольких литературных салонов. Широта восприятия мира была велика, что и помогало находить почитателей ее творчества:

И нет свободы, нет прощенья.

Мы все рабами рождены,

Мы все на смерть, и на мученья,

И на любовь обречены.

Это была одна из сторон ее жизни, другая сторона была чужда публичности. Именно это перевоплощение ставило в тупик столичных сплетников и репортеров жаждущих «жаренного».

В 18 лет поэтесса влюбилась в более известного на тот момент поэта и писателя Дмитрия Мережковского. Их семейная жизнь стала образцом творческого союза.

Между ними был заключен договор: он пишет прозу – она стихи.

Так и прошли они рука об руку две мировых войны, три революции, эмиграцию и немецкую оккупацию во Франции. вместе они прожили 52 года, «не разлучаясь ни на один день» – как писала позже сама Гиппиус.

Переломным для поэтессы оказался октябрь 1917 года, на который она смотрела из своего окна:

Блевотина войны – октябрьское веселье!

От этого зловонного вина

Как было омерзительно твоё похмелье,

О бедная, о грешная страна!

( «Веселье», 29 октября 1917).

Она действительно стала символом нескольких десятилетий российской и мировой неразберихи – революций и войн первой половины двадцатого века.

Ее юные призывы к революции духовной воплотились в алчную дележку богатства и власти и полной бездуховности. Появился внутренний протест устоям общества. Как старым, которые она отвергла, так и новым, которые она не приняла.
Она стала чужой в этом мире. Потому всех и шокировали ее потусторонние высказывания. А еще то, что она любила мужскую одежду, дружила с геями, писала стихи от мужского имени. Это был протест всему миру. Ее признание в стихотворении “Я” прошло почти незамеченным:

. Во мне — ко мне — больная страсть:
В себя гляжу, сужу, да мерю.
О, если б сила! Если б — власть.
Но я, любя, в себя не верю.

. И все дрожу и всех боюсь,
Глаза людей меня пугают.
Я не даюсь, я сторонюсь,
Они меня не угадают.

А ведь еще до всех этих потрясений ее стихи были не так символичны и вполне понятны читателям. Например, меня заворожило вот это стихотворение, написанное поэтессой в 26 лет. В нем она как бы предвидела крах юных надежд и мечтаний и будущую разлуку с любимым:

Полуувядших лилий аромат

Мои мечтанья легкие туманит.

Мне лилии о смерти говорят,

О времени, когда меня не станет.

Мир – успокоенной душе моей.

Ничто ее не радует, не ранит.

Не забывай моих последних дней,

Пойми меня, когда меня не станет.

Я знаю, друг, дорога не длинна,

И скоро тело бедное устанет.

Но ведаю: любовь, как смерть, сильна.

Люби меня, когда меня не станет.

Мне чудится таинственный обет…

И, ведаю, он сердца не обманет,-

Забвения тебе в разлуке нет!

Иди за мной, когда меня не станет.

Однако это ее пророчество в полной мере не сбылось – она ушла из жизни позже любимого мужа.

Когда в 1941 году умер Мережковский, Гиппиус тяжело перенесла потерю.
Закончилась показная сторона ее жизни, подходила к концу и та, которую она так скрывала. Теперь это было ни к чему:

«Я умерла, осталось умереть только телу», — говорила она.

Гиппиус начала писать книгу о муже. Но вскоре у нее онемела правая рука. Лишенная возможности творить поэтесса постепенно теряла рассудок. Она хотела как можно быстрее воссоединиться с мужем, поэтому периодически предпринимала попытки уйти в мир иной раньше положенного срока. После череды неудач она создала фантастический мир, в котором Дмитрий Сергеевич был еще жив.

Ее секретарь поведал, что уходила она со счастливой улыбкой на губах. Возможно в ожидании встречи с любимым человеком.

Соединенные еще в юные годы творчеством они так и не расстались и похоронены в одной могиле на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.

Нужно! анализ стихотворения зинаиды гиппиус «посвящение» небеса унылы и низки, но я знаю — дух мой высок. мы с тобою так странно близки, и каждый из нас одинок. беспощаднамоя дорога, она меня к смерти

Всеми известная поэтесса Зинаида Гиппиус, а также её муж Дмитрий Сергеевич Мережковский, были российскими идеологами символизма, его яркими примерами, а также просто прекрасными писателями и поэтами. Помимо любви их союз был очень выгоден, ведь они работают над одинаковыми вещами, помогая друг другу и делясь при этом творческими идеями. В целом, поэзия Зинаиды отличалась своей красочными, жизненными чертами. По её стихотворениям можно узнать немало нового и интересного про любовь, жизнь и высокие настоящие чувства, хоть обычно поэтесса писала весьма печально, грустно, совсем не жизнерадостно, но при этом интересно и так, что затянет. Чаще всего Зинаида пишет про любовь, которая вдохновляет автора на творческие личности, ещё она часто пишет про разлуку и нехватку Родины. Причём для писательницы важнее написать так, чтобы читающий правильно понял смысл произведения, чтобы не было недопонимания. Поэтому иногда великолепная писательница и поэтесса даже выходит за рамки стиля, в котором писала. Лишь бы поэта поняли.

Стихотворение «Бессилье» так же не блещет радостными эмоциями. Видимо, мотивом для поэтессы послужили ее слабость, беспомощность и им похожее, ведь по сюжету произведения героиня может сделать что-либо, но у неё нет сил, нет способностей сделать это. У героини даже появляется мысль поддаться происходящему и не противостоять ему, но у неё нет ни смелости, ни сил ни противостоять, ни поддаться. Поэтесса описывает своё состояние как разбитое. Ни сил, ни желания у неё нет ни на что. К сожалению, а может и к счастью, у творческих людей такое бывает, да и не раз.

Это печальное стихотворение вышло в свет в 1894-ом году. Стихотворение разбито на три четверостишья. Рифмы есть, они перекрёстные. Можно даже напевать произведение.

На последок скажу, что быть одиноким не нужно. Вот в таких бессильных моментах близкие – самое лучшее и эффективное спасение. Они выведут вас из такого безжизненного состояния, и вы будете хотеть, добиться новых высот и не будете даже задумываться насчёт проигрыша и поражения. Любите близких и не отталкивайте их. Это вам же лучше.

История создания

Стихотворение было написано в феврале 1918 года. Как правило, «общественные» стихи Зинаиды Николаевны – это не рефлекс, не эмоциональная реакция на центральные эпизоды, события, происходящие в обществе, но это выражение обдуманной, взвешенной точки зрения, которая не противоречит нравственным ценностям поэтессы.

Позиция Зинаиды Николаевны, связанная с революционными событиями, была очень противоречива. Она была и против самодержавия, и против социал-демократов, она была против угнетения и насилия.

В 1917 году в своём дневнике Зинаида Николаевна пишет:

«Нет оправдания войне — для современного человеческого существа. Все в войне кричит для нас: «Назад!»»

Своё несогласие с происходящим, отрицание революции Гиппиус выразила стихами, вошедшими в сборник «Последние стихи», который завершает произведение с символичным названием «Нет».

В 1920 году в Варшаве выходит сборник стихов автора (под псевдонимом Антон Кирша) «Походные песни», который заключает это же стихотворение, но под названием «Знайте!».

«Когда задумываешься, где у Гиппиус сокровенное, где необходимый стержень, вкруг которого обрастает творчество, где — «лицо», то чувствуешь: у этого поэта, может быть, как ни у кого другого, нет единого лица, а есть — множество…» (Р. Б. Гуль)

Литературная деятельность, эмиграция и смерть

Дом Мережковских был колыбелью культурной жизни города на Неве. Практически все без исключения начинающие литераторы хотели посетить проводимые там творческие вечера. В культурных кругах города Зинаиду Гиппиус очень уважали. Именно при ее помощи и участии дебютировали такие великие и ставшие знаменитыми впоследствии личности, как Александр Блок, Осип Мандельштам. Именно Зинаида Гиппиус написала первую рецензию на произведение Сергея Есенина, чье имя еще практически никому не было знакомо на тот момент.

Произведения самой поэтессы попали в печать еще в 1888 году, а первая публикация стихов состоялась в журнале под названием «Северный вестник». А спустя некоторое время она решила публиковать свои статьи с литературной критикой под вымышленным именем Антон Крайний.

Зинаида Гиппиус писала о жизни, о любви, о народе и Родине. В своем раннем творчества Гиппиус осуждала рутину, обыденность и возвышала фантазийный мир. Она всегда очень остро ощущала, как сильно отличается от всех остальных. В творческой жизни этой личности огромную роль сыграли события Первой революции, именно после нее свет увидели сборники многих ее рассказов, в которых Зинаида придерживалась такого мнения, что улучшения в социальной жизни невозможны без изменений, которые должны произойти в душе самого человека.

События 1917 года писательница встречает с негативным настроем. Они с супругом принимают решение об эмиграции во Францию, в Париж, где еще с былых времен в их собственности была недвижимость. Зинаида очень резко высказывалась о сложившейся в стране ситуации и предрекала Советской России скорый упадок.

Вместе с любимым и единственным супругом Зинаида Гиппиус провела полвека, а после его кончины в 1941 году она начала писать о нем книгу, но так и не успела завершить свой труд в связи с ухудшением состояния здоровья. Рассудок Зинаиды со временем стал все больше затуманиваться. Она очень хотела как можно скорее встретиться с Мережковским, и ее желание было настолько сильным, что она несколько раз даже предпринимала попытки покончить жизнь раньше срока, наложив на себя руки. В 1945 году, в сентябре поэтесса скончалась. Она была погребена рядом с мужем.

Читайте также:  Анализ стихотворения Бессилие Гиппиус

Жанр, направление, размер

Политической лирики Зинаиды Гиппиус очень сложно дать конкретную жанровую характеристику. Стихотворением «Нет» автор воспевает свою Родину, возвышает Россию, она (Россия) сильнее всех неурядиц, всех проблем, которые выпали на её долю, на долю русского народа. Все эти черты близки такому лирическому жанру, как ода. Но данное произведение не похоже на оду 18 века, с её высоким стилем речи, хотя оно также имеет риторические восклицания и торжественный посыл.

Модернисты разных школ (течений) имели один основной общий признак, который отличал их от направлений-предшественников. Признак этот заключался в стремлении отражать своё, сугубо личное, мнение о реальности, которое часто было изложено хаотично, и, в одном произведении, могло носить разнящийся характер.

По стихам Зинаиды Николаевны можно проследить изменения её мыслей и суждений, которые сплетались со смутным чувством тревоги, с ощущением неблагоприятного исхода, что характерно для такого модернистского течения, как символизм. Гиппиус и Мережковского (мужа Зинаиды Николаевны) считают чуть ли не основателями этого течения, идеологами и концептологами символизма, хотя «их» символизм немного разнится с нынешним представлением об этом течении. Творчество Зинаиды Николаевны несёт в себе черты декадентской и символистской лирики, но, по большей мере, все её произведения индивидуальны и не вписываются в чёткие рамки одного течения.

Невозможно не отметить то, что Гиппиус одна из первых начала создавать оригинальные, нестандартные рифмы и метры, что предвосхищает футуристические поиски. Хотя эти эксперименты она не включала в свои книги, но факт этот очень важен для правильного восприятия лирики автора.

Размер стихотворения «Нет» – трёхстопный дольник. Используется перекрёстная рифмовка с женской рифмой.

Композиция

Данное произведение содержит 8 строк. Стихотворение «Нет» можно разделить на три композиционные части, что характерно для жанра оды.

Первая часть – вступление, обозначение главной темы.

«Она не погибнет — знайте! Она не погибнет, Россия.»

Открыто и уверенно эти строки заявляют об основной теме всего произведения.

Вторая часть – это разъяснения, уточнения.

«Они всколосятся,- верьте! Поля ее золотые.

И мы не погибнем — верьте. »

Данные строки очень лаконично, обобщающе, но ярко дают характеристику предмету воспевания, то есть России. Всего три строки, которые передают чистую любовь, негасимое восхищение своей Родиной, верой в неё, верой в её победу над невзгодами.

Третья часть – заключение, вывод.

«Но что нам наше спасенье: Россия спасется,- знайте! И близко ее воскресенье.»

Эмоционально сильное завершение стихотворения, которое в читателя вселяет такую же сильную, горячую веру в Россию, как у автора.

Образы и символы

Лирический герой стихотворения «Нет» — это вдохновляющий своей уверенностью человек, патриот, у которого «горят глаза», который любит свою Родину и верит в неё.

Правильным будет начать рассуждение об образах и символах произведения с названия, в котором заключён основной смысл стихотворения. «Нет» — это нежелание верить в падение, в гибель России, это вера в её величие, в её стойкость и нерушимость.

Почему автор во второй композиционной части заостряет внимание читателя именно на «полях»? Возможно, потому, что издавна они были гордостью нашего края, богатством. Именно поэтому они «золотые»!

Золотой цвет – это возвышенный цвет, впитавший в себя солнечный свет; золото – это символ власти, величия. Также золото часто символизирует сердце, что вполне сопоставимо с контекстом стихотворения. Поля России – это её сердце, её душа. Россия предстаёт перед читателем в образе человека! Она живая! Сильная, величественная, непобедимая! Олицетворение России можно воспринять как доказательство безукоризненной любови автора к своей Родине!

Декадентская Клеопатра

Те, кто близко знал Мережковских, соглашались — Зинаида во всем превосходила Дмитрия. Она была талантливее, умнее, ярче. Считается, что многие его теории — только разработки ее идей. Брак, основанный на интеллектуальном единстве и равенстве полов, придумала она.

При этом у Зинаиды был огромный талант пиарщицы (хотя тогда не было такого слова и такой профессии). Она умело создала себе имидж декадентской богини: курила, ярко красила губы, румянилась и белилась, принимала гостей, лежа на кушетке и в диадеме, как Клеопатра. Все только и говорили, что о ней и ее муже.

«Зиночка была опять в белом и с диадемой на голове, причем на лоб приходится бриллиант», — писал в своем дневнике Брюсов.

Гиппиус искала настоящей любви, но каждый раз разочаровывалась в своих чувствах. Она была как подросток: ей хотелось, чтобы чувство было невинным и чистым, без оттенка греховности. Зинаида постоянно влюблялась, создавала сложные многоугольники, в которых все ревновали ее друг к другу, и быстро их рушила — разочаровывалсь.

«Зачем же я вечно иду к Любви? Я не знаю; может быть, это все потому, что никто из них меня в сущности не любил? У Дмитрия Сергеевича тоже не такая, не «моя» любовь. Господи, как я люблю какую-то Любовь».

Темы, проблемы, настроение

«Ее стихи всегда обдуманны, умны, в них есть острая наблюдательность, направленная как вовне, так и вглубь души; они всегда сделаны просто, но изящно и с большим мастерством» (В. Я. Брюсов)

Тем, на которые писала Зинаида Николаевна не очень много, но они, что бывает часто, переплетаются одна с другой. Стихотворение «Нет» относится к общественно-политическим стихам поэтессы, в которых часто основной темой является любовь к Родине.

Зинаида Николаевна в большинстве своих произведений поднимает проблему индивидуализма, свободы личности, считая, что каждый человек должен развивать себя, идти по своему собственному пути, тем самым совершенствуя и общество в целом. Но это стихотворение о другом.

«Но что нам наше спасенье: Россия спасется,- знайте!»

Не важна отдельная личность, спасение её, а главное «воскресение России», главное, чтобы возродилась та Россия, в которую верит поэтесса.

Настроение стихотворения «Нет» торжественное, вдохновляющее. Нет ни единой нотки грусти, которая простительна в те тяжёлые времена. Стихотворение «Нет» поднимает патриотический дух!

Средства выразительности

Политическая лирика Зинаиды Николаевны не была столь воздушной, как стихи раннего периода её творчества, но она была так же интеллектуально глубока и эмоционально наполнена.

  1. Сравнение: «если человек зверь» (если человека как зверь).
  2. Анафора: каждая строка начинается с союза «если».
  3. В каждой строке изменён обычный порядок слов (инверсия).
  4. Стихотворение «Так есть» построено по принципу градации, а также можно заметить синтаксический параллелизм, который проявляется схожим построением всех строк стихотворения.

Автор: Кристина Асаулова

Основная идея

Смысл стихотворения «Нет» – это отношение автора к теме произведения. Отношение Зинаиды Гиппиус к заявленной теме стихотворения нельзя назвать беспристрастным. Напротив, она ярко и страстно выражает свою веру в Россию. Она вдохновлена и вдохновляет читателя!

Главная мысль произведения в том, что Россия вечна! Никто не говорил, что в «вечности» всё будет спокойно и без «кочек». Но то, что Она, Великая держава, всё преодолеет, и каждый раз будет становится ещё сильнее, ещё величественнее – вот о чём это произведение! О вечном воскресении России!

«Россия спасется,- знайте! И близко ее воскресенье.»

Любовь — одна (эссе по стихам Зинаиды Гиппиус, часть 1)


Мой друг прислал стих миниатюру: Ну и что, коль разорваны годы на сотни любовей? Своим свежим дыханьем подобны они ручейку. И из сердца и в сердце капли живительной крови Превратятся, поверь, в освящённую Богом, реку.

Мне захотелось её продолжить. Написала две строки:

Понимаю и верю. И наша любовь не напрасна. Две горячие капельки, слившись в одну, засияют…

И задумалась. Споткнулась о свои же слова «наша любовь» и «слившись в одну». Память из глубин своих услужливо выдернула стихотворение Зинаиды Гиппиус «Любовь – одна». Когда-то, впервые прочитав это потрясающее стихотворение, подумала, что, действительно, в жизни бывает только одна любовь, как принято говорить – большая, настоящая, а все остальные чувства – влюблённости, увлечения. Но постепенно открылся глубинный смысл стиха: у любви нет множественного числа. Бог есть любовь. А Бог ведь один. Можно любить много раз, но каждый раз чувства будут иными, иной будет любовь, потому что нет двух одинаковых людей.

Единый раз вскипает пеной и рассыпается волна… — какой точный образ!

Не может сердце жить изменой, Измены нет: любовь – одна. По-моему здесь и комментарий не нужен. Ведь новая волна чувств приходит тогда, когда прежняя волна сошла на нет, откатилась, растворилась.

Мы негодуем иль играем, иль лжём, – но в сердце тишина. Мы никогда не изменяем: Душа одна – любовь одна.

Можно ли верней описать типичную ситуацию, когда один считает другого своей собственностью? Но человек не вещь, чтобы кому-то принадлежать. И уж тем более никто не имеет права требовать: чувствуй так же, как я, я тебя люблю, значит и ты обязан меня любить. Не обязан! Возникновение любви всегда было, есть и будет оставаться тайной.

Однообразно и пустынно. Однообразием сильна, Проходит жизнь… И в жизни длинной Любовь одна, всегда одна.

Да, жизнь, по сути, однообразна. Ежедневная суета быта ради самой жизни. Но если жизнь наполнена любовью, то и впрямь, «однообразием сильна».

Лишь в неизменном – бесконечность. Лишь в постоянном глубина. И дальше путь, и ближе вечность, и всё ясней: любовь одна.

Сколько пришлось читать типичных исповедей-сожалений: жизнь прошла, а ради чего? Зачем было отрекаться от любви ради каких-то принятых в обществе условностей? По сути, отрекаться от своей жизни, пусть даже ради близких? Они всё равно жертвы этой не оценили, более того, даже воспринимали её как слабость неудачника, «не умеющего жить». А жизнь ведь не повторится больше, хотя она неизменна в своей бесконечности повторения и постоянна по глубине восприятия. Но у каждого человека – только одна.

Любви мы платим нашей кровью. Но верная душа – верна. И любим мы одной любовью… Любовь одна, как смерть одна.

Всё гениальное просто. Любовь-кровь – вечная истина. Кровь одинаково кипит от радости и боли. А душа всегда верна любви. И не важно, сколько раз любить. Главное, жить с любовью в душе, с любимым, ибо жизнь без любви… такую пытку и врагу не пожелаешь. Дописать, что ли свою строфу?

Понимаю и верю. И наша любовь не напрасна. Две горячие капельки, слившись в одну, засияют Всеми спектрами радуги. Крови волненье – прекрасно, Перельётся в стихи, что любви продолжением станут.

Зинаида Гиппиус — Игра: Стих

Совсем не плох и спуск с горы:
Кто бури знал, тот мудрость ценит.
Лишь одного мне жаль: игры…
Ее и мудрость не заменит.

Игра загадочней всего
И бескорыстнее на свете.
Она всегда — ни для чего,
Как ни над чем смеются дети.

Котенок возится с клубком,
Играет море в постоянство…
И всякий ведал — за рулем —
Игру бездумную с пространством.

Играет с рифмами поэт,
И пена — по краям бокала…
А здесь, на спуске, разве след —
След от игры остался малый.

  • Следующий стих → Зинаида Гиппиус — Зеркала
  • Предыдущий стих → Зинаида Гиппиус — 14 декабря 1918 года

Читать похожие стихи:

  1. Зинаида Гиппиус — Мудрость
  2. Зинаида Гиппиус — Бессилье
  3. Зинаида Гиппиус — Отрада
  4. Зинаида Гиппиус — Ей в Торран
  5. Зинаида Гиппиус — Между
  • Стихи Александра Пушкина
  • Стихи Михаила Лермонтова
  • Стихи Сергея Есенина
  • Басни Ивана Крылова
  • Стихи Николая Некрасова
  • Стихи Владимира Маяковского
  • Стихи Федора Тютчева
  • Стихи Афанасия Фета
  • Стихи Анны Ахматовой
  • Стихи Владимира Высоцкого
  • Стихи Иосифа Бродского
  • Стихи Марины Цветаевой
  • Стихи Александра Блока
  • Стихи Агнии Барто
  • Омар Хайям: стихи, рубаи
  • Стихи Бориса Пастернака
  • Стихи Самуила Маршака
  • Стихи Корнея Чуковского
  • Стихи Эдуарда Асадова
  • Стихи Евгения Евтушенко
  • Стихи Константина Симонова
  • Стихи Ивана Бунина
  • Стихи Валерия Брюсова
  • Стихи Беллы Ахмадулиной
  • Стихи Юлии Друниной
  • Стихи Вероники Тушновой
  • Стихи Николая Гумилева
  • Стихи Твардовского
  • Стихи Рождественского
  • Евгений Онегин
  • Бородино
  • Я помню чудное мгновенье (Керн)
  • Я вас любил, любовь еще, быть может
  • Парус (Белеет парус одинокий)
  • Письмо матери
  • Зимнее утро (Мороз и солнце; день чудесный)
  • Не жалею, не зову, не плачу
  • Стихи о советском паспорте
  • Я памятник себе воздвиг нерукотворный
  • У лукоморья дуб зеленый
  • Ночь, улица, фонарь, аптека
  • Сказка о царе Салтане
  • Жди меня, и я вернусь
  • Ты меня не любишь, не жалеешь
  • Что такое хорошо и что такое плохо
  • Кому на Руси жить хорошо
  • Я пришел к тебе с приветом
  • Незнакомка
  • Письмо Татьяны к Онегину
  • Александр Пушкин — Пророк
  • Анна Ахматова — Мужество
  • Николай Некрасов — Железная дорога
  • Сергей Есенин — Письмо к женщине
  • Александр Пушкин — Полтава
  • Стихи о любви
  • Стихи для детей
  • Стихи о жизни
  • Стихи о природе
  • Стихи о дружбе
  • Стихи о женщине
  • Короткие стихи
  • Грустные стихи
  • Стихи про осень
  • Стихи про зиму
  • Стихи о весне
  • Стихи про лето
  • Смешные стихи
  • Матерные стихи
  • Стихи с добрым утром
  • Стихи спокойной ночи
  • Стихи про семью
  • Стихи о маме
  • Стихи про папу
  • Стихи про бабушку
  • Стихи про дедушку
  • Стихи о войне
  • Стихи о родине
  • Стихи про армию
  • Стихи про школу
  • Стихи о музыке
  • Стихи для малышей
  • Стихи о доброте
  • Стихи на конкурс
  • Сказки в стихах
  • Популярные стихи Пушкина
  • Популярные стихи Лермонтова
  • Популярные стихи Есенина
  • Популярные басни Крылова
  • Популярные стихи Некрасова
  • Популярные стихи Маяковского
  • Популярные стихи Тютчева
  • Популярные стихи Фета
  • Популярные стихи Ахматовой
  • Популярные стихи Цветаевой
  • Популярные стихи Бродского
  • Популярные стихи Блока
  • Популярные стихи Хайяма
  • Популярные стихи Пастернака
  • Популярные стихи Асадова
  • Популярные стихи Бунина
  • Популярные стихи Евтушенко
  • Популярные стихи Гумилева
  • Популярные стихи Рождественского
  • Другие поэты
Читайте также:  Анализ стихотворения Бессилие Гиппиус

Огромная база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих | Все стихи | Карта сайта | Контакты

Все анализы стихотворений, краткие содержания, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом. При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений – запрещено. Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).

Анализ стихотворения Гиппиус Игра

Анализ стихотворения Гиппиус «14 декабря 1918 года»

Сложным явлением в символическом искусстве XX в. была лирика Зинаиды Гиппиус. Её неутомимая поэтическая мысль, страстно бунтовавшая против конечности земной жизни, не знала полной удовлетворенности в своих исканиях.

Лирика З. Гиппиус исторична. В ней ясно видны следы национальных идей, веяний, переживаний, эмоций, конкретной жизненной обстановки начала XX в. Живой облик эпохи возникал у Гиппиус в стихах, написанных на основе исторического и психологического параллелизма. Важную роль в этом случае играет внешняя, бытовая деталь, которая своим метафорическим сближением с изломами человеческой души передает целую гамму лирических переживаний и размышлений. Такой прием, определивший композиционно-сюжетную основу стихотворения «14 декабря 1918 года». позволил автору обрисовать внутренний мир современника, природу его смятения через психологию самой истории. Когда в последней происходят какие-то события, они перемещаются в сердце человека.

Октябрьскую революцию, разгон Учредительного собрания, Брестский мир, большевистскую диктатуру Гиппиус воспринимает как поругательство над мечтой о свободной России. В стихотворении «14 декабря 1918 года» она прибегает к приему исторического параллелизма, сопоставив современные события с событиями декабря 1825 г. когда идея видеть Россию демократической конституционной республикой потерпела фиаско. Именно поэтому автор отсылает читателя к документальным источникам декабристов: Конституции Муравьева и своду законов «Русская Правда», разработанному Пестелем.

В произведении З. Гиппиус ощущается какое-то нежное очарование хрупкостью человеческой жизни, её незащищенностью. И здесь лепка образной мысли достигает удивительно филигранных очертаний. Особое значение в этой связи поэтесса придавала тщательной подборке поэтически сравниваемых явлений. Так революцию и последовавший за ней хаос она называет с вихрем невиданной игры. «Гремящий Зверь железный» олицетворяет самодержавие, но ему на смену приходит «зверь из бездны», ещё страшнее, беспощаднее – диктатура пролетариата, власть большевиков.

Оксюморон «победив – не победил» показывает, что царское самодержавие, жестоко подавившее движение декабристов, повержено и уничтожено. Ведь 1918 г. отличился ещё и расстрелом царской семьи.

После заключения Брестского мира 3 марта 1918 г. Россия потеряла 780 тыс. кв. км. Территории с 66 млн. населения, 40% промышленного потенциала, около трети продовольственных ресурсов. Россия находилась буквально в состоянии коллапса.

Наш конь домчался, бездорожен,
Безузден, яр, — куда? куда?
И вот, исхлестан и стреножен,
Последнего он ждет суда.

Страна у последней черты, на краю гибели. Но главное, что в этом хаосе уже нет надежды на свободное демократическое развитие России, на свободу и права человека:

И не осталось даже пепла
От «Русской Правды» на земле.

Здесь мы видим метонимическое смещение: идеи и названия документа, где она была прописана. Перифраза «тайные заветы Муравьева» нужна поэту для той же цели – метафорического намека, призванного не только экспозиционно расширить лирическое действие, но и выразить в нем свое умозаключение.

Особенно безысходным представлялось Гиппиус несоответствие устремлений своего поколения: «Нас больше нет. Мы все забыли», «Мы преданы червю и тле». Метафоры «свились напрасные листы», «не осталось даже пепла» раскрывают несбыточность идей декабристов, они сожжены и забыты, их пепел развеяли по ветру. Анафора «напрасно» и метафора «душа ослепла» подчеркивают эту мысль. Повествование наполняется публицистичностью благодаря риторическому вопросу «Наш конь домчался, бездорожен, безузден, яр, — куда? куда?». Поистине зримая сцена создается этим патетическим возгласом.

Для выражения этой идеи требовался особый поэтический язык, и Гиппиус кропотливо создавала его, подбирая из словаря точные в смысловом отношении элементы нейтральной книжной речи и отдавая предпочтение лишь тем словесным оборотам, которые исключали всякую метафорическую вычурность. Это делает её стих чётким, афористически глубоким и ясным.

Совсем не плох и спуск с горы:
Кто бури знал, тот мудрость ценит.
Лишь одного мне жаль: игры.
Ее и мудрость не заменит.

Игра загадочней всего
И бескорыстнее на свете.
Она всегда – ни для чего,
Как ни над чем смеются дети.

Котенок возится с клубком,
Играет море в постоянство.
И всякий ведал – за рулем –
Игру бездумную с пространством.

Играет с рифмами поэт,
И пена – по краям бокала.
А здесь, на спуске, разве след –
След от игры остался малый.

Анализ стихотворения “Песня” Зинаиды Гиппиус

Анализ стихотворения «Песня» Зинаиды Гиппиус.

Дата написания стихотворения 1893 год.

Тема: «Песня». Идея: Автор описывает томление героини, жаждущей душевного спасения и ясности на пути от человеческого ко вселенному.

По эмоциональной окраске и жанру – песня.

Общая тематика стихотворения – философская лирика.

Строфика стихотворения – катрен.

С самого начала стихотворения наше внимание невольно сосредоточивается на частном образе окна, куда, словно в космический просвет, устремляются земные вековечные чувства, мысли, переживания:

Окно мое высоко над землею,

Высоко над землею.

Я вижу только небо с вечернею зарею,

С вечернею зарею.

И небо кажется пустым и бледным,

Таким пустым и бледным…

Оно не сжалится над сердцем бедным,

Над моим сердцем бедным.

Увы, в печали безумной я умираю,

Стремлюсь к тому, чего я не знаю,

Но сердце хочет и просит чуда…

эпитеты: с вечернею зарею; небо бледное, пустое; печаль безумная;

олицетворения: небо не сжалится; над сердцем бедным; сердце хочет и просит чуда; небо чудес обещает; желание не знаю, откуда пришло;

метафора: небо не сжалится над сердцем бедным

много повторов местоимений я (4 раза) и моя (4 раза) Звуковые повторы усиливают воздействие авторского образа.

Инверсий много: окно мое; над сердцем бедным; в печали безумной;

Умолчания наблюдаются во 2-м, в 3-м, в 6-м катренах.

Во всем стихотворении «Песня» наблюдаются повторы слов конца строки на начало новой строки – композиционный стык.

Аллитерация (д-н) создает звуковой образ, подчеркивает образ томящейся героини, ведь она жаждет душевного спасения.

Ассонанс. Окно мое высоко над землею

Я вижу только небо с вечернею зарею…

Стихотворный размер – свободный стих.

Рифмовка – парная, аабб

Рифмы – точные, богатые ( композиционный стык )

Цветовая гамма стихотворения – преобладают светлые тона.

В первом катрене автор говорит, что видит из окна небо с вечернею зарею. Это символ света любви – высшее выражение душевного подъема. Но во втором катрене видим, что небо кажется пустым и бледным. Здесь мы видим безнадежность и страдание героини.

В третьем и четвертом катренах строки проникнуты мучительной тоской, отчаянием, воспоминаниями о былом счастье.

Поэт не раз свидетельствует, что она стремится к тому, чего не знает; это желание не знает, откуда пришло; пишет, что будет то, чего никогда не бывает.

Последние 4 строки – это смысловое, музыкальное завершение стихотворения. У Зинаиды Гиппиус финал очень значим. Она с мучительной напряженностью переживает проблему личности и истории их «таинственной» связи с «вечностью». Внутренний мир личности для нее – показатель общего трагического состояния мира. Автор стремится к высшему идеалу: «Мне нужно то, чего нет на свете». А в предпоследнем катрене мы читали, что автор сказал: «Пусть будет то, чего не бывает». Видим, что автор стихотворения – человек оптимист.

Данное стихотворение Зинаиды Гиппиус «Песня» с точки зрения тематики, стиля, языка, вида лирического героя, цветовой гаммы, мелодики и ритма стиха относится к декадентству.

Анализ стихотвореня “Игра” автор Гиппиус

Валёк Громушкин Ученик (174), на голосовании 4 месяца назад

Совсем не плох и спуск с горы:
Кто бури знал, тот мудрость ценит.
Лишь одного мне жаль: игры.
Ее и мудрость не заменит.

Игра загадочней всего
И бескорыстнее на свете.
Она всегда – ни для чего,
Как ни над чем смеются дети.

Котенок возится с клубком,
Играет море в постоянство.
И всякий ведал – за рулем –
Игру бездумную с пространством.

Играет с рифмами поэт,
И пена – по краям бокала.
А здесь, на спуске, разве след –
След от игры остался малый.

чудо Мыслитель (9198) 5 месяцев назад

анализ одноименного стихотворения Гиппиус «Игра» /1930 г. / доказывается, что для самой поэтессы игра была отнюдь не забавой, не развлечением, не притворством. Для Гиппиус, сознательно ограждавшей себя и свое окружение рамками игрового пространства, игра в первую очередь была значима тем, что предоставляла возможность обособления от обыденной жизни и создавала ту идеальную действительность, в которой она чувствовала себя комфортно и которая была ей необходима для самовыражения.

Вопросы и ответы к стихотворению З. Н. Гиппиус «14 декабря»

  1. Как в общем тоне и в отдельных словах сти­хотворения сопоставляются время изображенное и время, когда было написано стихотворение?

Стихотворение названо «14 декабря» без указания года. Таким образом, оно ад­ресовано всем тем 14 декабря, которые прошли следом за годом восстания дека­бристов — 1825 годом. И мы видим почти в каждой строфе стихотворения слова, которые подчеркивают перекличку вре­мен:

Минули годы, годы, годы… Мы — ваши дети, ваши внуки… Мы, слабые, — вас не забыли… И вашими пойдем стопами…

Так утверждается важность того един­ственного 14 декабря для всех последую­щих лет.

Как в начале стихотворения переданы высо­кие устремления тех, кто сошелся «на площади Сената»? Как их подвиг оценивается спустя «во­семьдесят страшных лет»? Почему, обращаясь к восставшим, поэтесса называет их «первенцами свободы»?

В начале стихотворения его герои «идут навстречу упованью», но «освободитель­ный костер» был погашен их же кровью. После этого подвига прошли годы, но па­мять о «первенцах свободы» жива. Они, как утверждает поэт, были первыми сре­ди тех, кто отдал свою жизнь за мечту о свободе.

В каких словах стихотворения с особенной силой передана взволнованность Гиппиус, вспо­минающей спустя годы о подвиге восставших? По­чему в «14 декабря» так последовательно сопо­ставляются местоимения «они», «вы», «ваши» и «мы»?

Можно выбрать строфу:

Своею молодой любовью Их подвиг режуще-остер, Но был погашен их же кровью Освободительный костер.

Но можно привести в пример и другие строфы.

Сопоставление местоимений использу­ется многократно. Следом за словом они упоминается мы. Эти местоимения и со­поставляются, и утверждается надежда на будущие поколения:

О, если б начатое вами Свершить нам было суждено!

Сопоставление местоимений способст­вует постоянной связи времен: «И ваши­ми пойдем стопами…»

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑

На этой странице материал по темам:

  • как в начале стихотворения переданы высокие
  • краткий анализ стихотворения гиппиус 14 декабря
  • как в общем тоне и в отдельных словах стихотворения сопоставляются время изображенное и время, когда было написано стихотворение
  • комментарий к стихотворению гиппиус 14 декабря
  • анализ брюсов тени прошлого

Послушайте стихотворение Гиппиус Игра

Эпатаж гениальности. Патография поэтессы Зинаиды Гиппиус

«Как ласковая кобра я…» – так написала о себе писательница и поэтесса, идеолог русского символизма и яркая представительница Серебряного века Зинаида Гиппиус (1869–1945). И добавляла: «Я не могу покоряться людям». Не слишком ли заносчиво и демонстративно? Судить пока рано. Рассмотрим личность этой незаурядной женщины глазами психиатра.

Каких-либо психопатологических расстройств у близких родственников поэтессы не обнаружено. Отец Зинаиды был по профессии юристом, но в душе поэтом, правда с небольшой странностью: сочинял стихи, переводил Байрона, однако свои произведения никогда не публиковал.

Девочка в творческой атмосфере росла не по годам умной и сообразительной: «с четырех лет задавала взрослые вопросы», а в одиннадцать уже сочиняла стихотворения и вела самостоятельную переписку с «друзьями отца».

Поражать, притягивать и очаровывать

В эмоциональном плане у Зиночки было развито стремление выделиться, казалось бы такая черта личности характерна для многих подростков. Но дело было не в ее качестве, а в количественном выражении, в интенсивности этого стремления. «Ей очень хотелось поражать, притягивать, очаровывать, покорять.

В те времена, в конце XIX века, не было принято так увлекаться косметикой, как это после первой мировой войны начали делать женщины во всех странах мира. А Зинаида румянилась и белилась густо, откровенно, как делают актрисы для сцены. Это придавало ее лицу вид маски, подчеркивало ее выверты, придавало искусственность. И движения у нее были странные, под углом. Когда она двигалась, ее длинные руки и ноги вычерчивали геометрические фигуры, не связанные с тем, что она говорила».

Гиппиус любила оригинальничать, что само по себе большим «грехом» считать нельзя: «Мне мило отвлеченное: им жизнь я создаю». Но все хорошо к месту. Летом 1888 года 18-летняя Гиппиус познакомилась в Боржоми с 22-летним поэтом Дмитрием Мережковским. Через полгода в Тифлисе они обвенчались, и вот что она вскоре пишет: «Наш день прошел, как вчерашний… Д. С. ушел к себе в гостиницу довольно рано, а я легла спать и забыла, что замужем. Да так забыла, что на другое утро едва вспомнила, когда мама, через дверь, мне крикнула: “Ты еще спишь, а уж муж пришел! Вставай!”»

Читайте также:  Анализ стихотворения Все кругом Гиппиус

Молодожены сразу решили, что детей у них не будет и главное в их браке – «притяжение душ, а отнюдь не зов тела». Более того, в условия брачного договора было записано еще одно: «супруги условились, что их возвышенное любовное общение будет осуществляться лишь в сфере духовной и будет очищено от всякой “телесной грязи”».

Неординарные выходки в богемной среде

«Декадентская мадонна», как сразу прозвали Гиппиус, обладала привлекательной внешностью, сочетая красоту с острым и язвительным умом. Она и одевалась «не как все», поэтому не могла не привлекать к себе всеобщего внимания, «прельщая одних, смущая и раздражая других».

Гиппиус часто вела себя бесцеремонно, ее острых суждений и нелицеприятных оценок боялись, особенно молодые литераторы.

Кроме того, она «вызывающе подчеркивала свою девственность: уже десять лет состоя в браке с Мережковским, она носила косу: привилегия девушек, девственниц. Расставшись же с косами, сделала короткую стрижку – это в 1905 году, задолго до Коко Шанель». И одевалась по тогдашним меркам очень странно. В молодости оригинальничала, надевая мужской костюм.

К старости ее экстравагантность в одежде стала приобретать карикатурный характер: «на шею она натягивала розовую ленточку, на ухо перекидывала шнурок, на котором болтался у самой щеки монокль».

Гиппиус в утрированной форме демонстрировала привычку долго и внимательно рассматривать людей через монокль, что не могло не вызывать раздражения.

Строго соблюдалась и еще одна не самая естественная привычка: часто одеваться в мужскую одежду и говорить о себе в мужском роде, подписывая свои произведения мужскими псевдонимами: «Антон Крайний», «Лев Пущин», «Товарищ Герман».

«Гиппиус обожала эпатажи и розыгрыши, – правда, если только эпатировали и разыгрывали не ее. Ей непременно требовалось находиться в центре общего внимания и в курсе всех последних новостей…» Естественно, такие, как сейчас говорят, «приколы» нравилось далеко не всем и выглядели на фоне высокоинтеллигентной литературной среды дикими.

Гиппиус отнюдь не играла роль домохозяйки при талантливом муже. Она сама успешно занималась творчеством, издательства печатали ее романы, стихотворения, воспоминания.

В мыслях – мужчина, в теле – женщина

Нарушения в сексуальной сфере сложно объяснялись только истерическими капризами. Писательница не отрицала, что чувствовала себя бисексуальной: «В моих мыслях, моих желаниях, в моем духе – я больше мужчина, в моем теле – я больше женщина». Зинаида Гиппиус вполне откровенно отмечала сексуальную двойственность своей натуры.

Как уже упоминалось, в ее единственном и уникально долгом браке с Мережковским, в котором жена играла «ведущую, мужскую роль», детей не было. Но почему-то никто не удивлялся такому обстоятельству.

Три сестры Зинаиды так никогда и не вышли замуж. Хотелось бы обратить внимание читателя именно на этот факт: сексуальная девиация Гиппиус могла иметь наследственный характер.

Любопытен и еще один ракурс семейной жизни, который неоднократно подчеркивала сама Гиппиус: «За все протекшие годы мы с Мережковским никогда не расставались». При этом имели место разнообразные любовные увлечения, которые носили бисексуальный характер. Известна ее связь с английской баронессой Елизаветой фон Овербек. Гиппиус посвятила баронессе несколько стихотворений и находилась с подругой в отношениях, которые современники двусмысленно «называли и чисто деловыми, и откровенно любовными». Вот и весь секрет «нерасставанья» с мужем.

«Всем цветам Гиппиус предпочитала белый… Декадентка соблюдала фактическое безбрачие, и белые облачения служили ей символом чистоты… При том, что в контексте русской культуры конца века фигура Гиппиус олицетворяла греховный соблазн, нельзя упускать из виду ее парадоксальную сексуальность, сформированную специфическим самосознанием, устремленным к чистоте и духовности андрогина 1 … Очевидно, ей больше импонировали мужчины, особенно гомосексуалисты» (Матич О., 2001).

Хотя увлечения поэтессы в абсолютном большинстве носили платонический характер, они постепенно привели к тому, что между супругами, сохранявшими и укреплявшими с годами духовную и интеллектуальную близость, возникло физическое отчуждение, а со стороны Мережковского даже эмоциональная холодность.

Финальный аккорд одиночества

Гиппиус тяжело пережила смерть мужа в 1941 году и пыталась выброситься из окна. Потом успокоилась, уверяя себя и других, что Дмитрий Сергеевич просто вышел по делам и скоро вернется. В ее поведении начали проявляться странности. Несмотря ни на что, ей все же удалось создать настоящий литературный памятник Мережковскому – книгу-биографию, насыщенную интересным фактическим материалом.

Д. В. Философов, Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, В. А. Злобин. Исход из Советской России. Конец 1919 — начало 1920 года

Умирала Гиппиус в одиночестве, в атмосфере общей неприязни, в нищете, полностью соответствуя когда-то написанному (естественно, от мужского лица) стихотворению:
Я на единой мысли сужен,
Смотрю в сверкающую тьму,
И мне давно никто не нужен,
Как я не нужен никому.

Все точно по Фрейду

В России свои поначалу скромные литературные успехи Гиппиус с лихвой компенсировала эпатажными выходками и причудами, считавшимися неадекватными даже в богемной среде петербургских литераторов.

В Париже ничего не изменилось, писательница-эмигрантка Нина Берберова вспоминала: «Теперь мы знаем, что она из своих неврозов брала свою энергию, из своих неврозов делала свои стихи, писала свои дневники, и своими неврозами кормила свое мышление, делая свои мысли яркими, живыми и острыми не только благодаря их сути, на которой, как на драгоценном компосте, они вырастали и зрели, но и благодаря тому стилю, которым они облекались».

Зинаида Гиппиус представляла классический пример сублимации – переключения неудовлетворенной сексуальной энергии в творческий процесс. Все точно по Фрейду!

Чуть ли не каждая строка воспоминаний о Зинаиде Гиппиус свидетельствует о наличии у нее истерического расстройства личности, которое может не сопровождаться конверсионными симптомами (истерическими параличами, припадками, нарушениями чувствительности и т. п.). Но мимика, внешний вид, поведение и даже сам образ жизни – подтверждают этот диагноз.

Известно, кстати, что при явном подчеркивании собственной сексуальной привлекательности больные истерией зачастую страдают психосексуальными дисфункциями. Это может быть отсутствие оргазма или бисексуальность.

Предположительный диагноз: истерическое расстройство личности с сексуальными девиациями.

  • Безелянский Ю. Н. Вера. Надежда. Любовь… Женские портреты. М. : Радуга, 2001.
  • Берберова Н. Н. Курсив мой. Автобиография. М. : Согласие, 1996.
  • Гальперина И. Г., Стучинская А. А. Личная жизнь великих. М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2008.
  • Гиппиус З. Н. Ласковая кобра. Своя и божья. М.: АСТ, 2015.
  • Кон И. С. Лунный свет на заре. Лики и маски однополой любви. М. : Олимп; Фирма «Издательство АСТ», 1998.
  • Матич О. Гендерные проблемы в царстве амазонок: образы женщин в русской культуре рубежа веков // Амазонки авангарда / Под ред. Дж. Э. Боулта и М. Дратта. М. : Галарт, 2001. С. 75–93.
  • Носик Б. М. Прекрасные незнакомки. Портреты на фоне эпохи. М. : Алгоритм, 2015.
  • Парамонов Б. М. МЖ. Мужчины и женщины. М. : АСТ, АСТ Москва, 2010.
  • Тыркова-Вильямс А. В. Тени минувшего. Встречи с писателями // Воспоминания о серебряном веке. М. : Республика, 1993. С. 322–342.
  • Шувалов А. В. Женская гениальность. Истории болезни. М. : Альпина нон-фикшн, 2012.

Анализ стихотворения «Нет» (З.Н. Гиппиус)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 05.06.2020 · Обновлено 05.06.2020

Зинаида Николаевна Гиппиус – поэт, писатель, драматург и литературный критик в одном лице. Эту удивительную женщину считают идеологом такого литературного течения Серебряного века, как символизм. Творчество поэтессы ещё мало изучено, но оно вызывает непомерный интерес у значительной части литературоведов, у любителей поэзии. Многомудрый Литрекон предлагает Вашему вниманию полный анализ стихотворения З. Н. Гиппиус «Нет» по плану.

История создания

Стихотворение было написано в феврале 1918 года. Как правило, «общественные» стихи Зинаиды Николаевны – это не рефлекс, не эмоциональная реакция на центральные эпизоды, события, происходящие в обществе, но это выражение обдуманной, взвешенной точки зрения, которая не противоречит нравственным ценностям поэтессы.

Позиция Зинаиды Николаевны, связанная с революционными событиями, была очень противоречива. Она была и против самодержавия, и против социал-демократов, она была против угнетения и насилия.

В 1917 году в своём дневнике Зинаида Николаевна пишет:

«Нет оправдания войне — для современного человеческого существа. Все в войне кричит для нас: «Назад!»»

Своё несогласие с происходящим, отрицание революции Гиппиус выразила стихами, вошедшими в сборник «Последние стихи», который завершает произведение с символичным названием «Нет».

В 1920 году в Варшаве выходит сборник стихов автора (под псевдонимом Антон Кирша) «Походные песни», который заключает это же стихотворение, но под названием «Знайте!».

«Когда задумываешься, где у Гиппиус сокровенное, где необходимый стержень, вкруг которого обрастает творчество, где — «лицо», то чувствуешь: у этого поэта, может быть, как ни у кого другого, нет единого лица, а есть — множество…» (Р. Б. Гуль)

Жанр, направление, размер

Политической лирики Зинаиды Гиппиус очень сложно дать конкретную жанровую характеристику. Стихотворением «Нет» автор воспевает свою Родину, возвышает Россию, она (Россия) сильнее всех неурядиц, всех проблем, которые выпали на её долю, на долю русского народа. Все эти черты близки такому лирическому жанру, как ода. Но данное произведение не похоже на оду 18 века, с её высоким стилем речи, хотя оно также имеет риторические восклицания и торжественный посыл.

Модернисты разных школ (течений) имели один основной общий признак, который отличал их от направлений-предшественников. Признак этот заключался в стремлении отражать своё, сугубо личное, мнение о реальности, которое часто было изложено хаотично, и, в одном произведении, могло носить разнящийся характер.

По стихам Зинаиды Николаевны можно проследить изменения её мыслей и суждений, которые сплетались со смутным чувством тревоги, с ощущением неблагоприятного исхода, что характерно для такого модернистского течения, как символизм. Гиппиус и Мережковского (мужа Зинаиды Николаевны) считают чуть ли не основателями этого течения, идеологами и концептологами символизма, хотя «их» символизм немного разнится с нынешним представлением об этом течении. Творчество Зинаиды Николаевны несёт в себе черты декадентской и символистской лирики, но, по большей мере, все её произведения индивидуальны и не вписываются в чёткие рамки одного течения.

Невозможно не отметить то, что Гиппиус одна из первых начала создавать оригинальные, нестандартные рифмы и метры, что предвосхищает футуристические поиски. Хотя эти эксперименты она не включала в свои книги, но факт этот очень важен для правильного восприятия лирики автора.

Размер стихотворения «Нет» – трёхстопный дольник. Используется перекрёстная рифмовка с женской рифмой.

Композиция

Данное произведение содержит 8 строк. Стихотворение «Нет» можно разделить на три композиционные части, что характерно для жанра оды.

Первая часть – вступление, обозначение главной темы.

«Она не погибнет — знайте!
Она не погибнет, Россия.»

Открыто и уверенно эти строки заявляют об основной теме всего произведения.

Вторая часть – это разъяснения, уточнения.

«Они всколосятся,- верьте!
Поля ее золотые.

И мы не погибнем — верьте. »

Данные строки очень лаконично, обобщающе, но ярко дают характеристику предмету воспевания, то есть России. Всего три строки, которые передают чистую любовь, негасимое восхищение своей Родиной, верой в неё, верой в её победу над невзгодами.

Третья часть – заключение, вывод.

«Но что нам наше спасенье:
Россия спасется,- знайте!
И близко ее воскресенье.»

Эмоционально сильное завершение стихотворения, которое в читателя вселяет такую же сильную, горячую веру в Россию, как у автора.

Образы и символы

Лирический герой стихотворения «Нет» — это вдохновляющий своей уверенностью человек, патриот, у которого «горят глаза», который любит свою Родину и верит в неё.

Правильным будет начать рассуждение об образах и символах произведения с названия, в котором заключён основной смысл стихотворения. «Нет» — это нежелание верить в падение, в гибель России, это вера в её величие, в её стойкость и нерушимость.

Почему автор во второй композиционной части заостряет внимание читателя именно на «полях»? Возможно, потому, что издавна они были гордостью нашего края, богатством. Именно поэтому они «золотые»!

Золотой цвет – это возвышенный цвет, впитавший в себя солнечный свет; золото – это символ власти, величия. Также золото часто символизирует сердце, что вполне сопоставимо с контекстом стихотворения. Поля России – это её сердце, её душа. Россия предстаёт перед читателем в образе человека! Она живая! Сильная, величественная, непобедимая! Олицетворение России можно воспринять как доказательство безукоризненной любови автора к своей Родине!

Темы, проблемы, настроение

«Ее стихи всегда обдуманны, умны, в них есть острая наблюдательность, направленная как вовне, так и вглубь души; они всегда сделаны просто, но изящно и с большим мастерством» (В. Я. Брюсов)

Тем, на которые писала Зинаида Николаевна не очень много, но они, что бывает часто, переплетаются одна с другой. Стихотворение «Нет» относится к общественно-политическим стихам поэтессы, в которых часто основной темой является любовь к Родине.

Зинаида Николаевна в большинстве своих произведений поднимает проблему индивидуализма, свободы личности, считая, что каждый человек должен развивать себя, идти по своему собственному пути, тем самым совершенствуя и общество в целом. Но это стихотворение о другом.

«Но что нам наше спасенье:
Россия спасется,- знайте!»

Не важна отдельная личность, спасение её, а главное «воскресение России», главное, чтобы возродилась та Россия, в которую верит поэтесса.

Настроение стихотворения «Нет» торжественное, вдохновляющее. Нет ни единой нотки грусти, которая простительна в те тяжёлые времена. Стихотворение «Нет» поднимает патриотический дух!

Основная идея

Смысл стихотворения «Нет» – это отношение автора к теме произведения. Отношение Зинаиды Гиппиус к заявленной теме стихотворения нельзя назвать беспристрастным. Напротив, она ярко и страстно выражает свою веру в Россию. Она вдохновлена и вдохновляет читателя!

Главная мысль произведения в том, что Россия вечна! Никто не говорил, что в «вечности» всё будет спокойно и без «кочек». Но то, что Она, Великая держава, всё преодолеет, и каждый раз будет становится ещё сильнее, ещё величественнее – вот о чём это произведение! О вечном воскресении России!

«Россия спасется,- знайте!
И близко ее воскресенье.»

Средства художественной выразительности

Тропы в стихотворении «Нет» перечислены в списке:

  1. Зинаидой Николаевной применён яркий эпитет: «поля золотые».
  2. В стихотворении Россия – это живое существо.
    «Она не погибнет», «Россия спасётся» — это олицетворение.
  3. Неологизм «всколосятся».
  4. Анафора делает стихотворение более выразительным:

«Она не погибнет — знайте!
Она не погибнет, Россия.
Они всколосятся,- верьте!»

  1. Дважды повторяется в конце строк слово «верьте» (эпифора), что заставляет задуматься читателя над важностью этого побуждающего слова.

«Они всколосятся,- верьте!
Поля ее золотые.
И мы не погибнем — верьте!»

  1. В стихотворении прослеживается синтаксический параллелизм, что тоже облегчает восприятие стихотворения.
  2. Риторические восклицания усиливают патриотическое настроение произведения:

«Она не погибнет — знайте!»
«Они всколосятся,- верьте!»
«И мы не погибнем — верьте!»

Ссылка на основную публикацию