Анализ стихотворения Песня Гиппиус

Анализ стихотворения Песня Гиппиус

Стихотворение Песня имеет довольно интересную структуру, в этом размере каждая строфа имеет повторяющуюся четную строчку. Каждая вторая строка вторит завершению предыдущей и таким образом звучит будто отголоском или своеобразным эхом.

Подобная рифмовка действительно является вполне характерным вариантом для песенного размера и создает определенное звучание, которое произносится нараспев. Как правило, в песнях многие звуки делают протяжными и длинными, для того чтобы создать определенное звучание. Тут поэтесса просто использует повтор предыдущей строчки для того чтобы продлевать звучание.

По содержательной части стихотворение относится к описанию тоски лирической героини или просто чувств, которые могут одолевать человека, пребывающего в духовном поиске или даже духовном кризисе. Главная фигура располагается где-то высоко и, конечно, тут может идти речь не о физическом расположении, но о некой духовной вершине, которая достигнута, но позволяет видеть «только небо с вечернею зарею». Заметен мотив духовного кризиса и внутренней опустошенности, который наблюдается и отражается в небе, которое кажется «пустым и бледным».

Старания как-то умолить небо и позволить ему снова дать душевный покой, приводят к большей тоске, к осознанию печали. Далее рассматривается возможная причина – «стремлюсь к тому».

Оказывается, причина заключается в поиске чего-то невероятного, чуда, которое может стать ответом на эти искания. Поэтесса констатирует какие-то внутренние позывы, которые трудно объяснить. Тем не менее, понять смысл подобных позывов вполне возможно.

Если говорить на обывательском уровне, то бывает такое ощущение, когда хочется чего-то скушать, но непонятно чего именно хочется. И тогда человек, отправляясь на кухню, восклицает нечто наподобие «О, пусть будет то, чего не бывает» в попытках сделать какой-то невероятный бутерброд, отыскать вкуснейший фрукт или приготовить невероятный соус. Такие потребности могут наблюдаться у людей, которые более склонны к простым житейским интересам, но пример доступно объясняет суть феномена.

Люди, которые более обращают внимание на пищу духовную, тоже могут испытывать подобный «голод» и восклицать «Мне нужно то, чего нет на свете». Только речь, конечно, идет не о каком-то простом продукте или чем-то подобном, но о поиске чуда.

Анализ 2

Прочитав полностью произведение можно понять, что это песня. Она была написана в 1893 году. В ней каждая строчка является рифмой. Ритм постоянно меняется, а потом опять возвращается к прежнему. После издания автор старалась сделать так, чтобы это произведение поскорее начали изучать читатели, но куда бы, она не обратилась, нигде не хотели его издавать.

В самом начале внимание читателей заостряется на окне, в котором стоит девушка. Главной героиней является одна очень красивая и молодая девушка. Больше всего на свете ей хочется спасти себя и свою душу. Девушка в отчаянии, ведь не знает каким именно образом это сделать. А погода за окном только навевает еще больше грусти на душе. Красивая девушка очень сильно разочаровалась в своей любви. Потихоньку на землю опускается ночь, солнце понемногу уходит за горизонт и освещает его последними лучами солнца. Вот только девушку это все не радует, ведь она расстроена.

Больше всего на свете ей хочется навсегда избавиться от этой боли и просто выкинуть ее из сердца, но ничего не получалось. И поэтому она просила помощи у Бога, но он то ли ее не слышал, то ли не хотел помогать. И это Гиппиус выражает при помощи различных эпитетов. Кроме этого здесь она используется аллитерацию, при помощи которой можно еще острее понять и почувствовать все ощущения, которые испытывает главная героиня, а также понять ее душевное состояние.

У каждого человека жизнь движется, и порой это происходит очень быстро, и даже не замечаешь того, что нового произошло в жизни. А когда человек оглядывается назад, то и понимаешь, что не всегда вы шли в нужном направлении, вот только вернуть все назад уже нет возможности, и никогда не будет. Вот также и автор он перешел на новый этап, и возвращаться назад ему не хочется.

Гиппиус является очень интересной и талантливой фигурой. Сначала она писала разные стихотворения, потом переключилась на статьи, а потом уже начала писать романы. Во многих ее произведениях рассказывается история и истории из жизни, которые уже произошли и которые произойдут в будущем. Она знала точно, когда настанет новый век и чего можно ждать от него. Но больше всего она показала себя как поэт.

Анализ стихотворения Песня по плану

Песня

Возможно вам будет интересно

По большей части Афанасий Фет писал довольно короткие стихотворения, которые содержали 2-3-4 строфы. Тем не менее, он также великолепно владел и искусством поэтической миниатюры и стихотворение Облаком волнистым

Свое произведение Цветы, которое относится к жанру поэмы, Есенин в письмах современникам называл если не лучшим, то одним из лучших. Он считал его творением философским, таким для чтения которого требуется определенное отношение

Это стихотворение – часть сатирической и гражданской лирики Некрасова. Тут, конечно, поднимаются и вопросы о предназначении поэта.

Заболоцкий написал произведение под названием «Журавли» в 1948 году на этапе своей жизни. Стихотворение само по себе очень печальное, и даже трагичное, так как сам сюжет произведения – очень необычайно

Творчество Михаила Лермонтова очень интересно, каждое написанное им произведение открывает читателю, все его душевные переживания. Сам поэт казался весьма мечтательным, но несмотря на это, своему творчеству он отдавал все свои силы

Анализ стихотворения «Нет» (З.Н. Гиппиус)

Как известно, гораздо продуктивнее и ценнее пробовать пирог на вкус, чем рассуждать о вкусе пирога. Данное сравнение части используется для того чтобы определить разницу между людьми, которые только рассуждают о жизни и такими которые, если возможно так выразиться, действительно живут. Безусловно, относительно того как точно определить термин живут, могут быть дискуссии, но речь не об этом.

В стихотворении Бессилие Гиппиус говорит именно о бессилии к жизни, о том как человек может видеть некий потенциал, быть, казалось бы, в шаге от чего-то действительно высокого и настоящего, но не иметь возможности туда отправиться. По сути, именно такое положение дел называется бессильем, когда ты знаешь куда двигаться или как действовать, но не имеешь для этого возможности. Начинающий ученый силится понять теорему, но не может, штангист пытается взять снаряд, но еще потребуется для этого потрудиться.

Гиппиус рисует бессилье в крайней и предельной форме, она рассматривает ситуации практически полной невозможности, когда бессилье обуславливается пределами, созданными для людей внешними условиями этого мира. К примеру, человек не может летать или плавать, он ограничен этим факторами и такое положение дел приводит к ощущению бессилья.

Именно отсюда и зарождаются сомнения, которые крутятся относительно противоположных выборов: «восстать иль покориться», умереть/жить и подобных. Продолжение темы выражается в поиске высоких чувств, которые являются присущими практически каждому человеку. Лирический герой ощущает близость Всевышнего, но при этом не может к нему обратиться, он стремится к любви, но не может испытать этого чувства.

На самом деле подобные муки чем-то подобны мучениям, которые используют, судя по описаниям, живые существа в адах различных религий. К примеру, некоторые души оказываются полностью в воде и испытывают жажду, но при этом не могут пить. Соответственно, такое положение дел является бессильем, а бессилье, соответственно является адом.

В заключительной строфе Гиппиус говорит об истине, но, судя по предыдущим строфам, истина, в том числе заключается и в бессилье людей в некотором адском свойстве этого мира. Ведь многие действительно проживают с ощущением истины, но так не отыскав слова для понимания. Поэтесса говорит именно об этом, указывая на простирание рук, которые стремятся к небу, такова жажда каждого человека, но сковывающее бессилие зачастую не позволяет приближаться к истине.

Вариант 2

Стих «Бессилье» отнюдь не сияет веселыми чувствами. Вероятно, аргументом поэтессы стали её бессилие, несамостоятельность и им подобные чувства, так как согласно сюжету творения, героиня способна совершить все, но у неё не осталось духовных сил, отсутствует возможность совершить это. У героини в том числе возникает идея поддаться совершающемуся и никак не противодействовать ему, однако у неё отсутствует храбрость, силы противодействовать, или даже поддаться. Поэтесса представляет собственное настроение как сокрушенное. Нет ни мощи, ни стремления у неё отсутствуют все подобные чувства. К огорчению, возможно даже, к счастью, у креативных людей подобное случается, безусловно и не один раз в жизни.

Это творение увидело и удивило мир в 1894 году. Его композиция составлена из трех четверостиший. А рифма здесь присутствует, очень приятная и уместная.

Это стихотворение наводит на мысли об одиночестве. Наоборот, вашим спасителем станет близкий вам человек. В тяжелые моменты жизни вас поддержат и поймут. Цените и не отталкивайте родных. Негативные чувства пройдут быстро, нужно и очень важно это понимать, чтобы не наделать глупостей. Второй шанс часто имеется, просто люди этого не замечают.

Знаменитая писательница Зинаида Гиппиус, а кроме того, ее супруг Димитрий Сергеевич Мережковский, являлись отечественными идеологами символизма, его красочными образцами, а кроме того попросту великолепными беллетристами и стихотворцами. Кроме влюбленности их объединяла работа над одинаковыми темами, подсобляя друг другу и делясь своими креативными мыслями. В общем, работы Зинаиды выделялась собственной живописностью, актуальными особенностями.

С помощью ее стихотворений возможно выяснить довольно много нового и увлекательного, например, относительно влюбленности, жизнедеятельности и реальных эмоциях, хотя, как правило писательница сочиняла крайне прискорбно, печально, уныло, однако даже так, читателям очень интересны ее работы, иногда даже невозможно оторваться. Обычно она сообщает о любви, что воодушевляет создателя на креативные персоны, также, она уделяет немало внимания расставанию и нехватке родной земли. Причём целью писательницы является составить стихотворение таким образом, что человек, оценивающий произведение, все поймет и ему не придется долго размышлять над значением тех или иных слов. По этой причине в некоторых случаях прекрасная публицистка вылетает за границы стиля, в коем сочиняла. Только бы все осознали.

Анализ стихотворения Бессилие по плану

Биография и творчество

В 1869 году 20 ноября в семье обрусевшего немца и дворянина Николая Гиппиус родилась дочь Зинаида. Родиной будущей мадонны декаданса стал небольшой городок Белёв, расположенный в Тульской губернии.

Юридическая служба отца была причиной постоянной смены места жительства семьи. По этой причине образование Зинаида получала урывками. Посещение учебных заведений постоянно прерывалось переездами. Обучение и подготовка к экзаменам проходили на дому с гувернантками.

Но это совсем не помешало целеустремлённой и духовно одарённой девочке раскрыть и развить свой поэтический талант. Стихи маленькая Зина стала писать уже в семилетнем возрасте. Она очень любила книги, впечатлениями от прочитанного заполняла дневники и с удовольствием вела переписку с отцовскими друзьями.

В 1881 году отца поэтессы Серебряного века не стало. Анна Васильевна Гиппиус перевезла дочерей в Москву. Старшая, Зина, стала с удовольствием посещать гимназию Фишер, но тяжело заболела туберкулёзом. Сказалась наследственность. Москву пришлось сменить на Ялту. Крымское солнце стало спасением для ослабевшей Зинаиды. А в 1885 году стараниями своего дяди Александра, девочка поселилась на даче в Боржоми.

Именно там Гиппиус, которой уже исполнилось 18, познакомилась с поэтом Дмитрием Мережковским. Молодые люди поженились в 1888 году. Брак продолжался больше 52-ух лет и был образцом духовного и творческого единства.

Физического единения в паре не было. Гиппиус, была не только умна и талантлива, но и удивительно красива. Её романы, в том числе и с женщинами, стали достоянием общественности, но они не разрушили союз с Мережковским.

1888 год стал значимым и в творческой карьере Гиппиус. Она начала печататься и вскоре стала одной из значимых фигур литературного Петербурга. Пробовала себя в переводах, прозе, но особое внимание уделялось поэзии.

В стихах Зинаида раскрывала свою уникальность и неповторимость. Сначала непонятные читателю, они стали популярными в эпоху декаданса.

Начинающие писатели и поэты стали завсегдатаями литературного салона, в который превратилась петербуржская квартира Мережковских. Салон Гиппиус стал «настоящим оазисом русской духовной жизни начала ХХ столетия».

Яркая, умная, талантливая и острая на язык хозяйка салона воистину вдохновляла молодых литераторов на создание новых произведений. Среди её, так называемых крестников, А. Блок, О. Мандельштам, С. Есенин.

Гиппиус называли гением русского символизма. Она вместе с Мережковским, Брюсовым, Бальмонтом и Сологубом стояла у его истоков.

Общественная деятельность была представлена работой литературным критиком во многих журналах и газетах. Писались критические статьи под разными мужскими псевдонимами.

Период с 1901 по 1903 год был ознаменован долгим творческим союзом с Д. Философовым и созданием журнала «Новый путь».

После событий 1905 года, Мережковские, разочарованные в самодержавии, покидают Россию и отправляются в добровольную парижскую ссылку. Там Гиппиус сближается с эссерами Савинковым и Фондаминским, работает над публицистикой, пишет стихи.

Связь с русскими газетами и журналами не прерывается. На родине постоянно публикуются новые статьи и книги Гиппиус и Мережковского.

Через три года, в 1908, супруги вернулись. Но жуткое впечатление от начала Первой мировой войны и непринятие Октябрьской революции вылилось для Мережковских в решение покинуть Россию навсегда.

В 1919 году они бежали во Францию. Так и не примирившись с властью большевиков, Гиппиус и Мережковский очень тяжело переживали разрыв с родиной.

Созданное ими литературное общество «Зелёная лампа» объединило русскую культурную эмиграцию на долгих 14 лет.

После кончины мужа в 1941 году, Гиппиус погрузилась в работу над его биографией, вернулась к написанию стихов и ведению дневников. Умерла Зинаида Николаевна 9 сентября 1945 года в Париже и похоронена рядом с супругом на Сент-Женевьев-де-Буа.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Зинаида Гиппиус биография кратко

Зинаида Гиппиус краткая биография поэтессы, представительницы Серебряного века русской поэзии, кратко изложенные в этой статье.

Зинаида Гиппиус биография кратко

Зинаида Николаевна Гиппиус появилась на свет в городе Белеве 8 ноября 1869 года в дворянской семье. Ее отец был знаменитым юристом и служил обер-прокурором в Сенате. Из-за служебных переводов Николая Романовича семья жила в частых переездах – Тула, Саратов, Харьков, Нежин. Гиппиус получила домашнее образование, которое сама считала «бессистемным», но уже с раннего возраста много читала и писала «тайные» дневники. Одновременно увлекалась музыкой, живописью, танцами и особенно верховой ездой. Стихи будущая поэтесса начала писать с семи лет

В 1880 году отец будущей поэтессы получил должность судьи, и они вновь переезжают в город Нежин. Здесь Зинаида пошла в женский местный институт, где, как надеялись родители, она получит нормальное образование. Спустя год внезапно от туберкулеза скончался отец Гиппиус. Девушка на полгода закрылась в себе и перестает посещать институт. После его смерти от туберкулеза, которая произвела на 12-летнюю Гиппиус сильное впечатление, отразившееся впоследствии в ее поэзии, мать с детьми (у Зинаиды было три младших сестры) перебралась Москву. Но вскоре у Зинаиды тоже обнаружили туберкулез, из-за этого семья переехала из Москвы в Ялту, а потом к брату в Тифлис.

В 1888 году под псевдонимом «З. Г.» выходят ее первые произведения. Летом того же года она познакомилась с Мережковским, который впоследствии изменит ее жизнь. Вскоре они поженились, и вместе прожили 52 года.

В 1890 году она создала прозу «Простая жизнь», рассказывающую о женщине, которая влюбилась в 2-ух мужчин из разных слоев общества. Тематика написанного «способствовала» тому, что прозу долго не хотели печатать ни в одном журнале. Ее премьера состоялась в «Вестнике Европы» (и все благодаря Мережковскому). Вдохновленная маленькой победой, поэтесса Зинаида Гиппиус создает «Два сердца», «В Москве», «Без талисмана», «Мелкие волны». Редакторы журналов уже сами стают в очередь с предложением издаваться у них.

Читайте также:  Краткое содержание Фауст Гёте

Гиппиус вместе со своим другом Мережковским была сторонницей Февральской революции и верила, что она освободит народ от насильственной власти. Супруги поддерживали революционеров, а их квартира была филиалом Государственной Думы, где каждый вечер проходили дебаты и обсуждения. В этот период вышли сборники такие рассказов как «Черное по белому» «Лунные муравьи»,романы «Чертова кукла» и «Роман-царевич». В произведениях поэтесса утверждала, что без «революции духа» социальное преображение невозможно.

Влед за Февральской последовала Октябрьская революция, после которой пара вынуждена была бежать: сначала в Польшу, потом во Францию. В 1927 году Зинаида Гиппиус создает общество «Зеленая лампа» в Париже. Оно должно было сплотить эмигрантов-писателей, вынужденных покинуть родную страну. Собрания общества были закрытыми, гости приглашались по списку. Среди постоянных участников значились Марк Алданов, Борис Зайцев, Алексей Ремизов, Иван Бунин, Николай Бердяев и Надежда Тэффи.

После смерти мужа Зинаида Николаевна была немного не в себе. Сначала она с трудом восприняла его смерть, даже хотела покончить с собой, выбросившись из окна. Затем вдруг успокоилась, говоря, что Дмитрий Сергеевич жив, даже разговаривала с ним.

Она пережила его на несколько лет. Зинаида Гиппиус умерла 9 сентября 1945 года, ей было 76.

Зинаида Гиппиус интересные факты

Анализ стихотворения Зинаиды Гиппиус «Пауки»

Зинаида Гиппиус оставила после себя большое наследие, которое будет передаваться еще много поколений. Она была не только поэтессой, но так же писала романы, повести, рассказы и прессы. Ее произведения это всегда мудрая и целесообразная история, которая передает переживания людей.
Одним из ее самых красивых и в то же время мрачных стихотворений принято считать произведение «Пауки». С первых же строк на читателя надвигается тяжелое и мрачное настроение, которое не отпускает его до самого конца.

«Я в тесной келье — в этом мире». Возможно Гиппиус с помощью литературного героя описывала свои мысли и чувства. Из них мы можем только установить, что автор чувствовал себя в ловушке от куда нет выхода. Помимо тесноты и отсутствия свободы, автор так же чувствует одиночество. Место, где пребывает литературный герой стихотворения не только мрачное и тесное, но и еще очень одинокое. Ведь там ничего нет, только один человек. оказавшейся в ловушке.

Но самым главным элементом этой темницы являются пауки. которые сдерживают узника внутри. Автор описывает их, как жирных, ловких и грязных животных. однообразный труд которых заставляет ее страшиться еще больше.

Расположение пауков так же носит большую роль. Все они расположены в углах комнаты, четыре угла — четыре паука. Это означает, что они окружили своего узника, своим всеместным присутствием, они лишь больше нагнетают страха.

В начале стихотворения кажется, что литературный герой только стоит и наблюдает со стороны. Да ей до безумия страшно, но самого контакта с пауками мы не видим. И только строка :»Мои глаза — под паутиной» говорит о том, что она уже попала в эту ловушку и выбраться из нее возможности нет. А пауки, которыми она олицетворяет своих врагов и противников, рады тому, что она попала в из западню.

Стихотворение очень красивое и мистическое, оно описывает страх заключения безнадежность и отсутствием мечты.

Анализ стихотворения “Песня” Зинаиды Гиппиус
методическая разработка по литературе на тему

В стихотворении “Песня” Зинаида Гиппиус описывает томление героини, жаждущей душевного спасения и ясности на пути от человеческого ко вселенному.

Скачать:

ВложениеРазмер
analiz_stihotvoreniya.docx14.13 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ стихотворения «Песня» Зинаиды Гиппиус.

Ким-оол Чечек Семеновна, МБОУ СОШ №3 г Кызыла РТ

Дата написания стихотворения 1893 год.

Тема: «Песня». Идея: Автор описывает томление героини, жаждущей душевного спасения и ясности на пути от человеческого ко вселенному.

По эмоциональной окраске и жанру – песня.

Общая тематика стихотворения – философская лирика.

Строфика стихотворения – катрен.

С самого начала стихотворения наше внимание невольно сосредоточивается на частном образе окна, куда, словно в космический просвет, устремляются земные вековечные чувства, мысли, переживания:

Окно мое высоко над землею,

Высоко над землею.

Я вижу только небо с вечернею зарею,

С вечернею зарею.

И небо кажется пустым и бледным,

Таким пустым и бледным…

Оно не сжалится над сердцем бедным,

Над моим сердцем бедным.

Увы, в печали безумной я умираю,

Стремлюсь к тому, чего я не знаю,

Но сердце хочет и просит чуда…

эпитеты: с вечернею зарею; небо бледное, пустое; печаль безумная;

олицетворения: небо не сжалится; над сердцем бедным; сердце хочет и просит чуда; небо чудес обещает; желание не знаю, откуда пришло;

метафора: небо не сжалится над сердцем бедным

много повторов местоимений я (4 раза) и моя (4 раза) Звуковые повторы усиливают воздействие авторского образа.

Инверсий много: окно мое; над сердцем бедным; в печали безумной;

Умолчания наблюдаются во 2-м, в 3-м, в 6-м катренах.

Во всем стихотворении «Песня» наблюдаются повторы слов конца строки на начало новой строки – композиционный стык.

Аллитерация (д-н) создает звуковой образ, подчеркивает образ томящейся героини, ведь она жаждет душевного спасения.

Ассонанс : Окно мое высоко над землею …

Я вижу только небо с вечернею зарею…

Стихотворный размер – свободный стих.

Рифмовка – парная, аабб

Рифмы – точные, богатые (композиционный стык)

Цветовая гамма стихотворения – преобладают светлые тона.

В первом катрене автор говорит, что видит из окна небо с вечернею зарею. Это символ света любви – высшее выражение душевного подъема. Но во втором катрене видим, что небо кажется пустым и бледным. Здесь мы видим безнадежность и страдание героини.

В третьем и четвертом катренах строки проникнуты мучительной тоской, отчаянием, воспоминаниями о былом счастье.

Поэт не раз свидетельствует, что она стремится к тому, чего не знает; это желание не знает, откуда пришло; пишет, что будет то, чего никогда не бывает.

Последние 4 строки – это смысловое, музыкальное завершение стихотворения. У Зинаиды Гиппиус финал очень значим. Она с мучительной напряженностью переживает проблему личности и истории их «таинственной» связи с «вечностью». Внутренний мир личности для нее – показатель общего трагического состояния мира. Автор стремится к высшему идеалу: «Мне нужно то, чего нет на свете». А в предпоследнем катрене мы читали, что автор сказал: «Пусть будет то, чего не бывает». Видим, что автор стихотворения – человек оптимист.

Данное стихотворение Зинаиды Гиппиус «Песня» с точки зрения тематики, стиля, языка, вида лирического героя, цветовой гаммы, мелодики и ритма стиха относится к декадентству.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока, на котором рассматривается жизнь и творчество писателей, эмигрировавших после революции 1917 года.

Презентация поможет выпускникам подготовиться в ЕГЭ по литературе. Анализ стихотворения А.Блока “З.Н.Гиппиус”.

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус.

Всё, что она знает и чувствует в семьдесят лет, она уже знала и чувствовала в семь, не умея это выразить. ‘Всякая любовь побеждается, поглощается смертью’, — записывала она в 53 года… И если она .

В данной работе представлена биография поэтессы с последующим анализом творчества, акцентированном на поэзии. Таким образом, мы попытаемся проследить, как развивалась тематика произведений, какие идеи.

Анализ рассказа Зинаиды Гиппиус “Так случилось&quot.

Из чёрной рамы смотрит мне в глазаГлазами жадными лицо Лескова,Как затаённая гроза,В изображенье умного Серого.Вл.Гиппиус.

Нужно! анализ стихотворения зинаиды гиппиус «посвящение» небеса унылы и низки, но я знаю — дух мой высок. мы с тобою так странно близки, и каждый из нас одинок. беспощаднамоя дорога, она меня к смерти

Всеми известная поэтесса Зинаида Гиппиус, а также её муж Дмитрий Сергеевич Мережковский, были российскими идеологами символизма, его яркими примерами, а также просто прекрасными писателями и поэтами. Помимо любви их союз был очень выгоден, ведь они работают над одинаковыми вещами, помогая друг другу и делясь при этом творческими идеями. В целом, поэзия Зинаиды отличалась своей красочными, жизненными чертами. По её стихотворениям можно узнать немало нового и интересного про любовь, жизнь и высокие настоящие чувства, хоть обычно поэтесса писала весьма печально, грустно, совсем не жизнерадостно, но при этом интересно и так, что затянет. Чаще всего Зинаида пишет про любовь, которая вдохновляет автора на творческие личности, ещё она часто пишет про разлуку и нехватку Родины. Причём для писательницы важнее написать так, чтобы читающий правильно понял смысл произведения, чтобы не было недопонимания. Поэтому иногда великолепная писательница и поэтесса даже выходит за рамки стиля, в котором писала. Лишь бы поэта поняли.

Стихотворение «Бессилье» так же не блещет радостными эмоциями. Видимо, мотивом для поэтессы послужили ее слабость, беспомощность и им похожее, ведь по сюжету произведения героиня может сделать что-либо, но у неё нет сил, нет способностей сделать это. У героини даже появляется мысль поддаться происходящему и не противостоять ему, но у неё нет ни смелости, ни сил ни противостоять, ни поддаться. Поэтесса описывает своё состояние как разбитое. Ни сил, ни желания у неё нет ни на что. К сожалению, а может и к счастью, у творческих людей такое бывает, да и не раз.

Это печальное стихотворение вышло в свет в 1894-ом году. Стихотворение разбито на три четверостишья. Рифмы есть, они перекрёстные. Можно даже напевать произведение.

На последок скажу, что быть одиноким не нужно. Вот в таких бессильных моментах близкие – самое лучшее и эффективное спасение. Они выведут вас из такого безжизненного состояния, и вы будете хотеть, добиться новых высот и не будете даже задумываться насчёт проигрыша и поражения. Любите близких и не отталкивайте их. Это вам же лучше.

История создания

Стихотворение было написано в феврале 1918 года. Как правило, «общественные» стихи Зинаиды Николаевны – это не рефлекс, не эмоциональная реакция на центральные эпизоды, события, происходящие в обществе, но это выражение обдуманной, взвешенной точки зрения, которая не противоречит нравственным ценностям поэтессы.

Позиция Зинаиды Николаевны, связанная с революционными событиями, была очень противоречива. Она была и против самодержавия, и против социал-демократов, она была против угнетения и насилия.

В 1917 году в своём дневнике Зинаида Николаевна пишет:

«Нет оправдания войне — для современного человеческого существа. Все в войне кричит для нас: «Назад!»»

Своё несогласие с происходящим, отрицание революции Гиппиус выразила стихами, вошедшими в сборник «Последние стихи», который завершает произведение с символичным названием «Нет».

В 1920 году в Варшаве выходит сборник стихов автора (под псевдонимом Антон Кирша) «Походные песни», который заключает это же стихотворение, но под названием «Знайте!».

«Когда задумываешься, где у Гиппиус сокровенное, где необходимый стержень, вкруг которого обрастает творчество, где — «лицо», то чувствуешь: у этого поэта, может быть, как ни у кого другого, нет единого лица, а есть — множество…» (Р. Б. Гуль)

Литературная деятельность, эмиграция и смерть

Дом Мережковских был колыбелью культурной жизни города на Неве. Практически все без исключения начинающие литераторы хотели посетить проводимые там творческие вечера. В культурных кругах города Зинаиду Гиппиус очень уважали. Именно при ее помощи и участии дебютировали такие великие и ставшие знаменитыми впоследствии личности, как Александр Блок, Осип Мандельштам. Именно Зинаида Гиппиус написала первую рецензию на произведение Сергея Есенина, чье имя еще практически никому не было знакомо на тот момент.

Произведения самой поэтессы попали в печать еще в 1888 году, а первая публикация стихов состоялась в журнале под названием «Северный вестник». А спустя некоторое время она решила публиковать свои статьи с литературной критикой под вымышленным именем Антон Крайний.

Зинаида Гиппиус писала о жизни, о любви, о народе и Родине. В своем раннем творчества Гиппиус осуждала рутину, обыденность и возвышала фантазийный мир. Она всегда очень остро ощущала, как сильно отличается от всех остальных. В творческой жизни этой личности огромную роль сыграли события Первой революции, именно после нее свет увидели сборники многих ее рассказов, в которых Зинаида придерживалась такого мнения, что улучшения в социальной жизни невозможны без изменений, которые должны произойти в душе самого человека.

События 1917 года писательница встречает с негативным настроем. Они с супругом принимают решение об эмиграции во Францию, в Париж, где еще с былых времен в их собственности была недвижимость. Зинаида очень резко высказывалась о сложившейся в стране ситуации и предрекала Советской России скорый упадок.

Вместе с любимым и единственным супругом Зинаида Гиппиус провела полвека, а после его кончины в 1941 году она начала писать о нем книгу, но так и не успела завершить свой труд в связи с ухудшением состояния здоровья. Рассудок Зинаиды со временем стал все больше затуманиваться. Она очень хотела как можно скорее встретиться с Мережковским, и ее желание было настолько сильным, что она несколько раз даже предпринимала попытки покончить жизнь раньше срока, наложив на себя руки. В 1945 году, в сентябре поэтесса скончалась. Она была погребена рядом с мужем.

Жанр, направление, размер

Политической лирики Зинаиды Гиппиус очень сложно дать конкретную жанровую характеристику. Стихотворением «Нет» автор воспевает свою Родину, возвышает Россию, она (Россия) сильнее всех неурядиц, всех проблем, которые выпали на её долю, на долю русского народа. Все эти черты близки такому лирическому жанру, как ода. Но данное произведение не похоже на оду 18 века, с её высоким стилем речи, хотя оно также имеет риторические восклицания и торжественный посыл.

Модернисты разных школ (течений) имели один основной общий признак, который отличал их от направлений-предшественников. Признак этот заключался в стремлении отражать своё, сугубо личное, мнение о реальности, которое часто было изложено хаотично, и, в одном произведении, могло носить разнящийся характер.

По стихам Зинаиды Николаевны можно проследить изменения её мыслей и суждений, которые сплетались со смутным чувством тревоги, с ощущением неблагоприятного исхода, что характерно для такого модернистского течения, как символизм. Гиппиус и Мережковского (мужа Зинаиды Николаевны) считают чуть ли не основателями этого течения, идеологами и концептологами символизма, хотя «их» символизм немного разнится с нынешним представлением об этом течении. Творчество Зинаиды Николаевны несёт в себе черты декадентской и символистской лирики, но, по большей мере, все её произведения индивидуальны и не вписываются в чёткие рамки одного течения.

Невозможно не отметить то, что Гиппиус одна из первых начала создавать оригинальные, нестандартные рифмы и метры, что предвосхищает футуристические поиски. Хотя эти эксперименты она не включала в свои книги, но факт этот очень важен для правильного восприятия лирики автора.

Размер стихотворения «Нет» – трёхстопный дольник. Используется перекрёстная рифмовка с женской рифмой.

Композиция

Данное произведение содержит 8 строк. Стихотворение «Нет» можно разделить на три композиционные части, что характерно для жанра оды.

Первая часть – вступление, обозначение главной темы.

«Она не погибнет — знайте! Она не погибнет, Россия.»

Открыто и уверенно эти строки заявляют об основной теме всего произведения.

Вторая часть – это разъяснения, уточнения.

«Они всколосятся,- верьте! Поля ее золотые.

И мы не погибнем — верьте. »

Данные строки очень лаконично, обобщающе, но ярко дают характеристику предмету воспевания, то есть России. Всего три строки, которые передают чистую любовь, негасимое восхищение своей Родиной, верой в неё, верой в её победу над невзгодами.

Третья часть – заключение, вывод.

«Но что нам наше спасенье: Россия спасется,- знайте! И близко ее воскресенье.»

Эмоционально сильное завершение стихотворения, которое в читателя вселяет такую же сильную, горячую веру в Россию, как у автора.

Образы и символы

Лирический герой стихотворения «Нет» — это вдохновляющий своей уверенностью человек, патриот, у которого «горят глаза», который любит свою Родину и верит в неё.

Правильным будет начать рассуждение об образах и символах произведения с названия, в котором заключён основной смысл стихотворения. «Нет» — это нежелание верить в падение, в гибель России, это вера в её величие, в её стойкость и нерушимость.

Почему автор во второй композиционной части заостряет внимание читателя именно на «полях»? Возможно, потому, что издавна они были гордостью нашего края, богатством. Именно поэтому они «золотые»!

Золотой цвет – это возвышенный цвет, впитавший в себя солнечный свет; золото – это символ власти, величия. Также золото часто символизирует сердце, что вполне сопоставимо с контекстом стихотворения. Поля России – это её сердце, её душа. Россия предстаёт перед читателем в образе человека! Она живая! Сильная, величественная, непобедимая! Олицетворение России можно воспринять как доказательство безукоризненной любови автора к своей Родине!

Декадентская Клеопатра

Те, кто близко знал Мережковских, соглашались — Зинаида во всем превосходила Дмитрия. Она была талантливее, умнее, ярче. Считается, что многие его теории — только разработки ее идей. Брак, основанный на интеллектуальном единстве и равенстве полов, придумала она.

При этом у Зинаиды был огромный талант пиарщицы (хотя тогда не было такого слова и такой профессии). Она умело создала себе имидж декадентской богини: курила, ярко красила губы, румянилась и белилась, принимала гостей, лежа на кушетке и в диадеме, как Клеопатра. Все только и говорили, что о ней и ее муже.

«Зиночка была опять в белом и с диадемой на голове, причем на лоб приходится бриллиант», — писал в своем дневнике Брюсов.

Гиппиус искала настоящей любви, но каждый раз разочаровывалась в своих чувствах. Она была как подросток: ей хотелось, чтобы чувство было невинным и чистым, без оттенка греховности. Зинаида постоянно влюблялась, создавала сложные многоугольники, в которых все ревновали ее друг к другу, и быстро их рушила — разочаровывалсь.

«Зачем же я вечно иду к Любви? Я не знаю; может быть, это все потому, что никто из них меня в сущности не любил? У Дмитрия Сергеевича тоже не такая, не «моя» любовь. Господи, как я люблю какую-то Любовь».

Темы, проблемы, настроение

«Ее стихи всегда обдуманны, умны, в них есть острая наблюдательность, направленная как вовне, так и вглубь души; они всегда сделаны просто, но изящно и с большим мастерством» (В. Я. Брюсов)

Тем, на которые писала Зинаида Николаевна не очень много, но они, что бывает часто, переплетаются одна с другой. Стихотворение «Нет» относится к общественно-политическим стихам поэтессы, в которых часто основной темой является любовь к Родине.

Зинаида Николаевна в большинстве своих произведений поднимает проблему индивидуализма, свободы личности, считая, что каждый человек должен развивать себя, идти по своему собственному пути, тем самым совершенствуя и общество в целом. Но это стихотворение о другом.

«Но что нам наше спасенье: Россия спасется,- знайте!»

Не важна отдельная личность, спасение её, а главное «воскресение России», главное, чтобы возродилась та Россия, в которую верит поэтесса.

Настроение стихотворения «Нет» торжественное, вдохновляющее. Нет ни единой нотки грусти, которая простительна в те тяжёлые времена. Стихотворение «Нет» поднимает патриотический дух!

Средства выразительности

Политическая лирика Зинаиды Николаевны не была столь воздушной, как стихи раннего периода её творчества, но она была так же интеллектуально глубока и эмоционально наполнена.

  1. Сравнение: «если человек зверь» (если человека как зверь).
  2. Анафора: каждая строка начинается с союза «если».
  3. В каждой строке изменён обычный порядок слов (инверсия).
  4. Стихотворение «Так есть» построено по принципу градации, а также можно заметить синтаксический параллелизм, который проявляется схожим построением всех строк стихотворения.

Автор: Кристина Асаулова

Основная идея

Смысл стихотворения «Нет» – это отношение автора к теме произведения. Отношение Зинаиды Гиппиус к заявленной теме стихотворения нельзя назвать беспристрастным. Напротив, она ярко и страстно выражает свою веру в Россию. Она вдохновлена и вдохновляет читателя!

Главная мысль произведения в том, что Россия вечна! Никто не говорил, что в «вечности» всё будет спокойно и без «кочек». Но то, что Она, Великая держава, всё преодолеет, и каждый раз будет становится ещё сильнее, ещё величественнее – вот о чём это произведение! О вечном воскресении России!

«Россия спасется,- знайте! И близко ее воскресенье.»

Любовь — одна (эссе по стихам Зинаиды Гиппиус, часть 1)


Мой друг прислал стих миниатюру: Ну и что, коль разорваны годы на сотни любовей? Своим свежим дыханьем подобны они ручейку. И из сердца и в сердце капли живительной крови Превратятся, поверь, в освящённую Богом, реку.

Мне захотелось её продолжить. Написала две строки:

Понимаю и верю. И наша любовь не напрасна. Две горячие капельки, слившись в одну, засияют…

И задумалась. Споткнулась о свои же слова «наша любовь» и «слившись в одну». Память из глубин своих услужливо выдернула стихотворение Зинаиды Гиппиус «Любовь – одна». Когда-то, впервые прочитав это потрясающее стихотворение, подумала, что, действительно, в жизни бывает только одна любовь, как принято говорить – большая, настоящая, а все остальные чувства – влюблённости, увлечения. Но постепенно открылся глубинный смысл стиха: у любви нет множественного числа. Бог есть любовь. А Бог ведь один. Можно любить много раз, но каждый раз чувства будут иными, иной будет любовь, потому что нет двух одинаковых людей.

Единый раз вскипает пеной и рассыпается волна… — какой точный образ!

Не может сердце жить изменой, Измены нет: любовь – одна. По-моему здесь и комментарий не нужен. Ведь новая волна чувств приходит тогда, когда прежняя волна сошла на нет, откатилась, растворилась.

Мы негодуем иль играем, иль лжём, – но в сердце тишина. Мы никогда не изменяем: Душа одна – любовь одна.

Можно ли верней описать типичную ситуацию, когда один считает другого своей собственностью? Но человек не вещь, чтобы кому-то принадлежать. И уж тем более никто не имеет права требовать: чувствуй так же, как я, я тебя люблю, значит и ты обязан меня любить. Не обязан! Возникновение любви всегда было, есть и будет оставаться тайной.

Однообразно и пустынно. Однообразием сильна, Проходит жизнь… И в жизни длинной Любовь одна, всегда одна.

Да, жизнь, по сути, однообразна. Ежедневная суета быта ради самой жизни. Но если жизнь наполнена любовью, то и впрямь, «однообразием сильна».

Лишь в неизменном – бесконечность. Лишь в постоянном глубина. И дальше путь, и ближе вечность, и всё ясней: любовь одна.

Сколько пришлось читать типичных исповедей-сожалений: жизнь прошла, а ради чего? Зачем было отрекаться от любви ради каких-то принятых в обществе условностей? По сути, отрекаться от своей жизни, пусть даже ради близких? Они всё равно жертвы этой не оценили, более того, даже воспринимали её как слабость неудачника, «не умеющего жить». А жизнь ведь не повторится больше, хотя она неизменна в своей бесконечности повторения и постоянна по глубине восприятия. Но у каждого человека – только одна.

Любви мы платим нашей кровью. Но верная душа – верна. И любим мы одной любовью… Любовь одна, как смерть одна.

Всё гениальное просто. Любовь-кровь – вечная истина. Кровь одинаково кипит от радости и боли. А душа всегда верна любви. И не важно, сколько раз любить. Главное, жить с любовью в душе, с любимым, ибо жизнь без любви… такую пытку и врагу не пожелаешь. Дописать, что ли свою строфу?

Понимаю и верю. И наша любовь не напрасна. Две горячие капельки, слившись в одну, засияют Всеми спектрами радуги. Крови волненье – прекрасно, Перельётся в стихи, что любви продолжением станут.

Поэзия З.Н. Гиппиус: темы, мотивы, образы-символы, неомифологизм, жанрово-композиционные особенности, интонационно-звуковой строй.

Зинаида Гиппиус стояла у истоков русского символизма и была одним из его негласных лидеров. Ее поэзия отмечена выразительным сочетанием интеллектуальной глубины и психологической подвижности, ритмической изысканностью и стилистическим мастерством. Брюсов отмечал исключительное умение поэтессы ” писать афористически, замыкать свою мысль в краткие, выразительные , легко запоминающиеся формулы”.

В ранних стихотворениях Гиппиус, лирический герой, который видел свой путь как беспощадную дорогу, ведущую к смерти, постепенно приходит к необходимости подняться камянистой стежкой ко Всевышнему и понимает, что достичь цели можно только в единении с другими людьми.

Зинаида Николаевна смотрит на человека с точки зрения духовного и эстетического совершенствования, пути познания себя и мира, философски – психологического спора со временем и собой. Лейтмотивными являются темы несовершенства земного бытия, одиночества, диалог с Богом и устремленность к Красоте и Гармонии. Поэтесса борется с собой, пытается понять себя:

Моя душа во власти страха

И горькой жалости земной.

Человек, Любовь, Смерть, Бог – вот главные темы, вокруг которых неизменно концентрируется творчество Гиппиус, и эта концентрация является отражением идейных исканий, заполняющих все существо поэта.

Тройственность природы мироздания открывается Гиппиус от самых фундаментальных до низших, относящихся к частной жизни отдельного человека.

Для того, чтобы представить себе, как эта тройственность распространялась на все миросозерцание, выслушаем мнение основательного знатока жизни Гиппиус: Гиппиус также различала три фазы в своей концепции истории человечества и его будущего. Эти фазы представляют три различных царства: царство Бога – Отца – царство Ветхого Завета; царство Бога- Сына, Иисуса Христа — царство Нового Завета и нынешняя фаза в религиозной эволюции Человечества, и царство Бога- Духа Святого, Вечной Женщины-матери – царство Третьего Завета, который откроется человечеству в будущем. Царство Ветхого Завета открыло Божью мощь и власть как правду; царство Нового Завета откроет любовь как свободу. Третье царство, Царство Третьего Человечества, разрешит все существующие неразрешимые антитезы — пол и аскетизм, индивидуальность и общественность, рабство и свободу, атеизм и религиозность, ненависть и любовь”. [24:104-105].

И в эту тройственность должен войти человек в трех своих ипостасях, символизируемых числами1, 2 и 3. 1 – это человек как личность, лишенная внешних связей и тем самым обреченная на безнадежное существование в мире. Непременной стадией бытия для нее становилось 2 – объединение двух личностей в любви, в некоем идеальном действе, из которого практически устранена ” похоть ” и стремление к деторождению, но зато особое значение приобретает духовное единение двух человеческих индивидуальностей, опять- таки” неразделенных и неслиянных”. Но полное свое разрешение любовь могла найти только в том случае, если к двоим присоединяется третий – Бог, незримо, но явственно присутствующий в их союзе. Завершение мистического треугольника придает особую крепость и нерушимость всему происходящему.

“Человек без Бога, – подчеркивает близко знавший Гиппиус С. Маковский, представлялся ей чудовищным автоматом, “чертовой куклой”.[18: 339].

В произведениях Гиппиус, созданных в конце ХIХ – начале ХХ века, начиная с “Песни”, своего рода манифеста символизма, нашли отражение важнейшие для символистов декадентские мотивы, мысли, настроения. Прежде всего это неприятие будничного, обыденного мира, мистическая тоска по иной жизни, по недостижимому и неосуществимому, уход от скуки повседневности в сферу подсознательного, в мир фантазии и иррациональных предчувствий: “Мне нужно то, чего нет на свете. ” (” Песня “, 1893); “Люблю недостижимое, чего, быть может, нет. ” (“Снежные хлопья”, 1894).

Раздвоенность, дуализм, противоречивость характерны для лирического героя Гиппиус, который мечется между Богом и дьяволом, небесным и земным, духовным и телесным, жизнью и смертью, вечностью и мигом, в душе героя переплелись и борются друг с другом покорность и свобода, правда и ложь, прекрасное и безобразное, вера в силу молитвы, в чудо и сомнение в нем, религиозный экстаз и богохульство, волевое “самостояние” личности и отречение от собственной воли, устремленность к предельному испытанию полноты бытия и принципиальный отказ от реального воплощения мечты, надежды. Следствие внутреннего разлада – неспособность найти общий смысл жизни, сделать окончательный выбор.

Смотрю на море жадными очами,

К земле прикованный на берегу.

Стою над пропастью – над небесами –

И улететь к лазури не могу.

Гиппиус утверждала неуклонное восхождение человека – революционера, своей волей преодолевающего все препятствия на пути духовного возвышения общества.

Свои помыслы и действия Гиппиус воспринимает и выстраивает в аспекте религиозного служения, угадывает в них провиденциальное начало

Для сборника “Сияния” характерен христианский взгляд на историю и мученический путь России. В стихотворении “Грех” Гиппиус выразила одну из моральных заповедей русской эмиграции первой волны:

И мы простим, и Бог простит.

Мы жаждем мести от незнанья.

Зинаида Гиппиус считала, что должно произойти соединение Трех в Одном: Бога Отца, Бога Сына, Святого Духа, Вечной Женственности – Материнства. Гиппиус доносит до человека идею Трех в Одном как “живую, пульсирующую истину”. Она выразила эти идеи в стихотворении “Вечноженственное

Размышления о бытии, мироздании являются основой всей лирики Гиппиус. В ранней лирике преобладает в элегических стихотворениях мотив самоисследования. Мы вычленили ряд стихотворений: “Бессилие”, “Снег”, “Мгновения”, “До дна”, “Не знаю”.

В ранних произведениях Зинаиды Николаевны звучат декадентские мотивы: одиночество, неверие в жизнь, в собственные силы.

Так как поэтесса очень остро переживала диссонансы и противоречия окружающей ее действительности, то элегическим мотивом пронизан и корпус гражданских элегий: “О вере”, “Костер”, “Что есть грех?”, “Только о себе”.

Элегический мотив раздумья прослеживается в основном в зрелый период творчества Зинаиды Николаевны. Это стихотворения “Мера”, Числа”.

В элегических стихотворениях с любовной тематикой доминирующим является мотив печали, разлуки. Он берет свое начало в элегических традициях ХVIII века.

В зрелой лирике с преобладающим в ней религиозно – патриотическим пафосом, в лирике Гиппиус преобладает одическое начало.

Лирический герой наделяется индивидуальными (автобиографическими) чертами, которые объясняются особенностями ее психологического статуса, жизненного пути. В центре внимания не чувства, не переживания, а “психологизм лирического я”. Именно этот показатель для нас стал весомым в констатации характера изменений жанровой структуры элегий в лирике Зинаиды Николаевны Гиппиус.

Рассмотрев ряд стихотворений Гиппиус, мы пришли к выводу, что в творчестве Зинаиды Николаевны выделяется целый пласт лирики, которая отличается своим одическим пафосом. Эти стихотворения, в которых улавливаются ораторско-декламационные интонации, можно выделить характерные слова–сигналы, специфические синтаксические конструкции, что в целом способствует выражению авторской гражданской позиции. Так, в стихотворении “Свеча ненависти” к таким словам – сигналам относятся: мне ненавистен всякий грех; предатели; ненавижу; отомстить. В стихотворении “Веселье”: блевотина войны; омерзительно похмелье; бедная, грешная страна; народ засек кнутом свою свободу. “Петербург”: перекресток предательством дрожит; проклятый город, Божий враг.

Такая лирика Зинаиды Гиппиус становится трибуной, раскрывающей общественно-политические ориентиры поэта.

К таким “неженским” стихотворениям, представляющим гневную инвективу, принадлежат: “Петербург”(1909), “Молодому веку”(1914), “Сейчас”(1917), “Веселье”(1917).

Ее стихотворения, исполненные гневом и пристрастием, шокировали многих современников, привыкших к совсем иному звучанию ее музы.

К одическим элементам прибавляются элементы стихотворной сатиры, сочетание трагического пафоса с ироническим, сатирическим.

Наряду с традиционно политической одой в творчестве Зинаиды Николаевны обнаруживает себя и такая разновидность одической поэзии, как религиозная ода. Религиозный пафос был лишен всякой каноничности, а нередко был нацелен против богословских канонов.

Здесь нет державинской ясности, а тяготеет к четкости молитвенный гимн, экстатически выражающийся религиозный стоп. К стихотворениям этого периода относятся следующие: “Любовь”(1900), “Нескорбному учителю”(1901), “Христу”(1901).

При всей тематической и стилевой динамике, при смелости воображения и языка, все эти стихотворения спаяны библейской основой. Несмотря на то, что в поэзии Гиппиус жанр классической одической структуры трансформирован (так как она вобрала в себя компоненты других жанровых образований), тем не менее, остается жанровая доминанта оды – установка на ораторскую речь, общий действенный пафос.

«Когда задумываешься, где у Гиппиус сокровенное, где необходимый стержень, вкруг которого обрастает творчество, где — ‘лицо’, то чувствуешь: у этого поэта, может быть, как ни у кого другого, нет единого лица, а есть — множество…», — писал Р. Гуль.И. А. Бунин, подразумевая стилистику Гиппиус, не признающую открытой эмоциональности и часто построенную на использовании оксюморонов, называл её поэзию «электрическими стихами», В. Ф. Ходасевич, рецензируя «Сияния», писал о «своеобразном внутреннем борении поэтической души с непоэтическим умом».

Анализ стихотворения «Нет» (З.Н. Гиппиус)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 05.06.2020 · Обновлено 05.06.2020

Зинаида Николаевна Гиппиус – поэт, писатель, драматург и литературный критик в одном лице. Эту удивительную женщину считают идеологом такого литературного течения Серебряного века, как символизм. Творчество поэтессы ещё мало изучено, но оно вызывает непомерный интерес у значительной части литературоведов, у любителей поэзии. Многомудрый Литрекон предлагает Вашему вниманию полный анализ стихотворения З. Н. Гиппиус «Нет» по плану.

История создания

Стихотворение было написано в феврале 1918 года. Как правило, «общественные» стихи Зинаиды Николаевны – это не рефлекс, не эмоциональная реакция на центральные эпизоды, события, происходящие в обществе, но это выражение обдуманной, взвешенной точки зрения, которая не противоречит нравственным ценностям поэтессы.

Позиция Зинаиды Николаевны, связанная с революционными событиями, была очень противоречива. Она была и против самодержавия, и против социал-демократов, она была против угнетения и насилия.

В 1917 году в своём дневнике Зинаида Николаевна пишет:

«Нет оправдания войне — для современного человеческого существа. Все в войне кричит для нас: «Назад!»»

Своё несогласие с происходящим, отрицание революции Гиппиус выразила стихами, вошедшими в сборник «Последние стихи», который завершает произведение с символичным названием «Нет».

В 1920 году в Варшаве выходит сборник стихов автора (под псевдонимом Антон Кирша) «Походные песни», который заключает это же стихотворение, но под названием «Знайте!».

«Когда задумываешься, где у Гиппиус сокровенное, где необходимый стержень, вкруг которого обрастает творчество, где — «лицо», то чувствуешь: у этого поэта, может быть, как ни у кого другого, нет единого лица, а есть — множество…» (Р. Б. Гуль)

Жанр, направление, размер

Политической лирики Зинаиды Гиппиус очень сложно дать конкретную жанровую характеристику. Стихотворением «Нет» автор воспевает свою Родину, возвышает Россию, она (Россия) сильнее всех неурядиц, всех проблем, которые выпали на её долю, на долю русского народа. Все эти черты близки такому лирическому жанру, как ода. Но данное произведение не похоже на оду 18 века, с её высоким стилем речи, хотя оно также имеет риторические восклицания и торжественный посыл.

Модернисты разных школ (течений) имели один основной общий признак, который отличал их от направлений-предшественников. Признак этот заключался в стремлении отражать своё, сугубо личное, мнение о реальности, которое часто было изложено хаотично, и, в одном произведении, могло носить разнящийся характер.

По стихам Зинаиды Николаевны можно проследить изменения её мыслей и суждений, которые сплетались со смутным чувством тревоги, с ощущением неблагоприятного исхода, что характерно для такого модернистского течения, как символизм. Гиппиус и Мережковского (мужа Зинаиды Николаевны) считают чуть ли не основателями этого течения, идеологами и концептологами символизма, хотя «их» символизм немного разнится с нынешним представлением об этом течении. Творчество Зинаиды Николаевны несёт в себе черты декадентской и символистской лирики, но, по большей мере, все её произведения индивидуальны и не вписываются в чёткие рамки одного течения.

Невозможно не отметить то, что Гиппиус одна из первых начала создавать оригинальные, нестандартные рифмы и метры, что предвосхищает футуристические поиски. Хотя эти эксперименты она не включала в свои книги, но факт этот очень важен для правильного восприятия лирики автора.

Размер стихотворения «Нет» – трёхстопный дольник. Используется перекрёстная рифмовка с женской рифмой.

Композиция

Данное произведение содержит 8 строк. Стихотворение «Нет» можно разделить на три композиционные части, что характерно для жанра оды.

Первая часть – вступление, обозначение главной темы.

«Она не погибнет — знайте!
Она не погибнет, Россия.»

Открыто и уверенно эти строки заявляют об основной теме всего произведения.

Вторая часть – это разъяснения, уточнения.

«Они всколосятся,- верьте!
Поля ее золотые.

И мы не погибнем — верьте. »

Данные строки очень лаконично, обобщающе, но ярко дают характеристику предмету воспевания, то есть России. Всего три строки, которые передают чистую любовь, негасимое восхищение своей Родиной, верой в неё, верой в её победу над невзгодами.

Третья часть – заключение, вывод.

«Но что нам наше спасенье:
Россия спасется,- знайте!
И близко ее воскресенье.»

Эмоционально сильное завершение стихотворения, которое в читателя вселяет такую же сильную, горячую веру в Россию, как у автора.

Образы и символы

Лирический герой стихотворения «Нет» — это вдохновляющий своей уверенностью человек, патриот, у которого «горят глаза», который любит свою Родину и верит в неё.

Правильным будет начать рассуждение об образах и символах произведения с названия, в котором заключён основной смысл стихотворения. «Нет» — это нежелание верить в падение, в гибель России, это вера в её величие, в её стойкость и нерушимость.

Почему автор во второй композиционной части заостряет внимание читателя именно на «полях»? Возможно, потому, что издавна они были гордостью нашего края, богатством. Именно поэтому они «золотые»!

Золотой цвет – это возвышенный цвет, впитавший в себя солнечный свет; золото – это символ власти, величия. Также золото часто символизирует сердце, что вполне сопоставимо с контекстом стихотворения. Поля России – это её сердце, её душа. Россия предстаёт перед читателем в образе человека! Она живая! Сильная, величественная, непобедимая! Олицетворение России можно воспринять как доказательство безукоризненной любови автора к своей Родине!

Темы, проблемы, настроение

«Ее стихи всегда обдуманны, умны, в них есть острая наблюдательность, направленная как вовне, так и вглубь души; они всегда сделаны просто, но изящно и с большим мастерством» (В. Я. Брюсов)

Тем, на которые писала Зинаида Николаевна не очень много, но они, что бывает часто, переплетаются одна с другой. Стихотворение «Нет» относится к общественно-политическим стихам поэтессы, в которых часто основной темой является любовь к Родине.

Зинаида Николаевна в большинстве своих произведений поднимает проблему индивидуализма, свободы личности, считая, что каждый человек должен развивать себя, идти по своему собственному пути, тем самым совершенствуя и общество в целом. Но это стихотворение о другом.

«Но что нам наше спасенье:
Россия спасется,- знайте!»

Не важна отдельная личность, спасение её, а главное «воскресение России», главное, чтобы возродилась та Россия, в которую верит поэтесса.

Настроение стихотворения «Нет» торжественное, вдохновляющее. Нет ни единой нотки грусти, которая простительна в те тяжёлые времена. Стихотворение «Нет» поднимает патриотический дух!

Основная идея

Смысл стихотворения «Нет» – это отношение автора к теме произведения. Отношение Зинаиды Гиппиус к заявленной теме стихотворения нельзя назвать беспристрастным. Напротив, она ярко и страстно выражает свою веру в Россию. Она вдохновлена и вдохновляет читателя!

Главная мысль произведения в том, что Россия вечна! Никто не говорил, что в «вечности» всё будет спокойно и без «кочек». Но то, что Она, Великая держава, всё преодолеет, и каждый раз будет становится ещё сильнее, ещё величественнее – вот о чём это произведение! О вечном воскресении России!

«Россия спасется,- знайте!
И близко ее воскресенье.»

Средства художественной выразительности

Тропы в стихотворении «Нет» перечислены в списке:

  1. Зинаидой Николаевной применён яркий эпитет: «поля золотые».
  2. В стихотворении Россия – это живое существо.
    «Она не погибнет», «Россия спасётся» — это олицетворение.
  3. Неологизм «всколосятся».
  4. Анафора делает стихотворение более выразительным:

«Она не погибнет — знайте!
Она не погибнет, Россия.
Они всколосятся,- верьте!»

  1. Дважды повторяется в конце строк слово «верьте» (эпифора), что заставляет задуматься читателя над важностью этого побуждающего слова.

«Они всколосятся,- верьте!
Поля ее золотые.
И мы не погибнем — верьте!»

  1. В стихотворении прослеживается синтаксический параллелизм, что тоже облегчает восприятие стихотворения.
  2. Риторические восклицания усиливают патриотическое настроение произведения:

«Она не погибнет — знайте!»
«Они всколосятся,- верьте!»
«И мы не погибнем — верьте!»

Символизм Зинаиды Гиппиус

Я самый жалкий человек,
Я перед всеми лицемерю.

Зинаида Николаевна Гиппиус (8 ноября 1869 – 9 сентября 1945) – поэтесса, одна из наиболее видных представителей Серебряного века.

Гиппиус родилась в обрусевшей немецкой семье из Тульской губернии. Стихи начала писать с семи лет. Уже для первых поэтических упражнений девочки были характерны самые мрачные настроения отражающие настроения в семье и связанные с частыми переездами и сменой гимназий – Харьков, Петербург, Саратов. Огромным потрясением для поэтессы стала смерть отца который скоропостижно скончался в 1881 году. По наследству девочка получила туберкулез и дальше был Крым и Кавказ. В 16 лет она уже стала известной поэтессой .

Юной красавице удалось покорить молодежь Тифлиса.
Дьяволица с русалочьими глазами влекла к себе всех, кто с нею сталкивался. В кружке, который она собрала, все писали стихи, подражая Семену Надсону.

После переезда в Петербург в литературных кругах столицы Зинаида Николаевна была на передовых позициях: при ее содействии состоялся литературный дебют Александра Блока, помогла начинающему Осипу Мандельштаму, ей принадлежит первая рецензия на стихи еще совсем неизвестного Сергея Есенина.

Гиппиус оказалась у истоков символизма. Ее возвели в ранг «старшего символиста» наряду с Федором Сологубом, Валерием Брюсовым, Константином Бальмонтом, Иннокентием Анненским. Зинаида подружилась с Блоком и он выезжал к ним на дачу, что недвусмысленно обсуждалось в свете. Гиппиус это ничуть не волновало.Блок посвятил ей множество стихов среди которых этот шарж-эпиграмма:

За чертою черт – я знаю

молодой – одет прилично.

Я его облобызаю –

Как умею – символично!

(приписывают А. Блоку)

За своеобразную красоту, острый язык и смелость современники называли Зинаиду «Сатанессой», «реальной ведьмой», «декадентской мадонной».

Сразу после революции Троцкий выпустил брошюру о борьбе с предрассудками. Там было заявлено такое:

”Пора, товарищи, понять, что никакого Бога нет. Ангелов нет. Чертей и ведьм нет”, – и далее в скобках: “нет, впрочем, одна ведьма есть – Зинаида Гиппиус”.

Эта красивая экзальтированная дама долго правила на литературных подмостках. Поэт Георгий Адамович, хорошо знавший ее, говорил:

«Она хотела казаться тем, чем в действительности не была. Она, прежде всего, хотела именно казаться».

Удивительным было ее искусство общения, таинственная способность вести многочасовые беседы любым количеством участников. Стала основательницей нескольких литературных салонов. Широта восприятия мира была велика, что и помогало находить почитателей ее творчества:

И нет свободы, нет прощенья.

Мы все рабами рождены,

Мы все на смерть, и на мученья,

И на любовь обречены.

Это была одна из сторон ее жизни, другая сторона была чужда публичности. Именно это перевоплощение ставило в тупик столичных сплетников и репортеров жаждущих «жаренного».

В 18 лет поэтесса влюбилась в более известного на тот момент поэта и писателя Дмитрия Мережковского. Их семейная жизнь стала образцом творческого союза.

Между ними был заключен договор: он пишет прозу – она стихи.

Так и прошли они рука об руку две мировых войны, три революции, эмиграцию и немецкую оккупацию во Франции. вместе они прожили 52 года, «не разлучаясь ни на один день» – как писала позже сама Гиппиус.

Переломным для поэтессы оказался октябрь 1917 года, на который она смотрела из своего окна:

Блевотина войны – октябрьское веселье!

От этого зловонного вина

Как было омерзительно твоё похмелье,

О бедная, о грешная страна!

( «Веселье», 29 октября 1917).

Она действительно стала символом нескольких десятилетий российской и мировой неразберихи – революций и войн первой половины двадцатого века.

Ее юные призывы к революции духовной воплотились в алчную дележку богатства и власти и полной бездуховности. Появился внутренний протест устоям общества. Как старым, которые она отвергла, так и новым, которые она не приняла.
Она стала чужой в этом мире. Потому всех и шокировали ее потусторонние высказывания. А еще то, что она любила мужскую одежду, дружила с геями, писала стихи от мужского имени. Это был протест всему миру. Ее признание в стихотворении “Я” прошло почти незамеченным:

. Во мне — ко мне — больная страсть:
В себя гляжу, сужу, да мерю.
О, если б сила! Если б — власть.
Но я, любя, в себя не верю.

. И все дрожу и всех боюсь,
Глаза людей меня пугают.
Я не даюсь, я сторонюсь,
Они меня не угадают.

А ведь еще до всех этих потрясений ее стихи были не так символичны и вполне понятны читателям. Например, меня заворожило вот это стихотворение, написанное поэтессой в 26 лет. В нем она как бы предвидела крах юных надежд и мечтаний и будущую разлуку с любимым:

Полуувядших лилий аромат

Мои мечтанья легкие туманит.

Мне лилии о смерти говорят,

О времени, когда меня не станет.

Мир – успокоенной душе моей.

Ничто ее не радует, не ранит.

Не забывай моих последних дней,

Пойми меня, когда меня не станет.

Я знаю, друг, дорога не длинна,

И скоро тело бедное устанет.

Но ведаю: любовь, как смерть, сильна.

Люби меня, когда меня не станет.

Мне чудится таинственный обет…

И, ведаю, он сердца не обманет,-

Забвения тебе в разлуке нет!

Иди за мной, когда меня не станет.

Однако это ее пророчество в полной мере не сбылось – она ушла из жизни позже любимого мужа.

Когда в 1941 году умер Мережковский, Гиппиус тяжело перенесла потерю.
Закончилась показная сторона ее жизни, подходила к концу и та, которую она так скрывала. Теперь это было ни к чему:

«Я умерла, осталось умереть только телу», — говорила она.

Гиппиус начала писать книгу о муже. Но вскоре у нее онемела правая рука. Лишенная возможности творить поэтесса постепенно теряла рассудок. Она хотела как можно быстрее воссоединиться с мужем, поэтому периодически предпринимала попытки уйти в мир иной раньше положенного срока. После череды неудач она создала фантастический мир, в котором Дмитрий Сергеевич был еще жив.

Ее секретарь поведал, что уходила она со счастливой улыбкой на губах. Возможно в ожидании встречи с любимым человеком.

Соединенные еще в юные годы творчеством они так и не расстались и похоронены в одной могиле на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.

Ссылка на основную публикацию