Анализ стихотворения Песня Гиппиус

Поэзия З. Гиппиус: основные тематические и мотивные комплексы.

З.Н. Гиппиус (1869-1945). Была необычно эффектной женщиной. Внешность. Утонченная натура. И в то же время азартной спорщицей; общение с ней не всегда доставляло удовольствие, потому что в споре была высокомерной. Это сформировали ее репутацию: ее называли то декаденской мадонной, то сатанессой. Летом 1888г на Кавказе познакомилась с Мережковским. Она была окружена поклонниками, но на их фоне Мережковский резко выделялся. Несмотря на то, что между ними была существенная дистанция в возрасте, она и с ним вступала в споры. Через 3 недели после знакомства сделал ей предложение, прожили 53г и ни на один день не расставались. У Мережковского был один близкий человек – мать, а вторым человеком стала З.Гиппиус. Мережковский привез ее в Петербург, вввел в лит круг, занимался духовным воспитанием. В первое время брака именно ему принадлежала роль наставника. Но потом исследователи спорят, кто был лидером – однозначного ответа нет – лидерство уступается и передается от одного к другому, и это происходит гармонично. Стихотворения Гиппиус изданы в Большой библиотеке поэта. Предшествует статья Лаврова. Это крупный исследователь серебрянного века. Лавров так писал: для Гиппиус точка отсчета – собственное “Я”. Общение для Гиппиус значило гораздо болльше, чем для Мережковского. Через 10 лет, как Гиппиус появилась в Пет, она завоевала репутацию метра. Дом Мережк стал одним из центров лит жизни Пет. Когда на горизонте появлялся начинающий поэт – он обязательно появлялся там. И новичку приходилось выдерживать целое психологическое испытание. Современники писали, что ей нравилось нравиться и женственностью, и умом. Все привлекало к ней внимание и вокруг нее стали возникать много слухов и легенд. Она и сама способствовала возникновению этих легенд.

(выступа инициатором собраний, специально сшила себе черное платье, но у этого платья была подкладка телесного цвета, кот чуть что расходилось и там была видна подкладка, а первое ощущение – что открывается тело). Вообще она любила разные наряды – стилизовала себя. Вся ее экстравагантность и манерность поведения удивительно сочетались с прямотой и искренностью в личном общении. После революции уехали в Париж и там вели активную литературную жизнь. Она пережила Мережк на четыре года. Она была и поэтом, и прозаиком, и критиком. Писала критику под псевдонимом Антон Крайний. Ососбый интерес составляют дневники и мемуары («Живые лица»).

К числу безусловных шедевров русской лит-ры стихи Мережк и Мнского не принадлежат. Достоинство их поэзии в том, что они разработали новый поэтич язык, его тематику, но подлинная поэтич нота нового искуства прозвучала именно в стихах З.Гиппиус. В ее поэзии все темы обрели заостренное значение. Новая тональность: нервная экспрессивная музыка стиха.

Окно мое высоко над землею,

Высоко над землею.

Я вижу только небо с вечернею зарею,

С вечернею зарею.

И небо кажется пустым и бледным,

Таким пустым и бледным.

Оно не сжалится над сердцем бедным,

Над моим сердцем бедным.

Увы, в печали безумной я умираю,

Стремлюсь к тому, чего я не знаю,

И это желание не знаю откуда,

Но сердце хочет и просит чуда,

О, пусть будет то, чего не бывает,

Никогда не бывает:

Мне бледное небо чудес обещает,

Но плачу без слез о неверном обете,

О неверном обете.

Мне нужно то, чего нет на свете,

Чего нет на свете.

В основе стихов Гиппиус был музыкальный ритм. Эхо. В «Песне» каждая строфа зарифмована единообразно, каждой сопутсвует повторение. Мелодия стиха становится навязчивой околдовывающей. Ритм то повторяется, то меняется. Стих течет прихотливо, но при этом слова как будто бы кружат вокруг какого-то центра, и в то же время есть какая-то свобода. Это стихотворение не хотел печатать ни один журнал, а когда его напечатали, то принесло З.Гиппиус известность – стало предметом насмешек и пародий. Современникам это казалось диким набором слов. Это стихотворение выражает стремление выйти за пределы всего, что в этом мире существует как данность, к тому, что действительно является абсолютно неизведанное. Важно, что у Гиппиус то стремление не просто заявлено: музыка стиха заявляет и тоску в пределах мира и прорыв за его пределы. Гиппиус удавалось в прорывае переданном через неровный ритм раздвинуть пределы мира, почти вырывается к неизведанному. У З.Гиппиус была удивительная способность воспринимать неизведанное и неопределенное воспринимать и чувствовать со всей определенностью. Для Гиппиус движение духа навстречу к неизведанному были определенные до резкости, до стремительности. Например.

По Слову Извечно-Сущего

Бессменен поток времен.

Чую лишь ветер грядущего,

Нового мига звон.

С паденьем идет, с победою?

Оливу несет иль меч?

Лика его я не ведаю,

Знаю лишь ветер встреч.

Летят нездешними птицами

В кольцо бытия, вперед,

Миги с закрытыми лицами.

Как удержу их лёт?

И в тесности, в перекрестности,-

Хочу, не хочу ли я –

Черную топь неизвестности

Режет моя ладья.

Более всего ее занимали проблема индивидуализма. Ее поэзия – духовный дневник, кот раскрывал движение ее души с предельной честностью, это был текущий самоотчет, самоанализ, она как будто бы заново и заново писала свои психологический автопортет. Постоянный интерес к собственному я, индивидуализм особой природы – он был лишено эгоизма и эго-центризма. Ее индивидуализм был исходя из предпосылок – что индивидуализм – это единственное окно, через кот человек может познавать мир. Поэт обращен к себе как к единственному инструменту для позанания мира. Когда инструмент начинал зучать фальшиво, тогда возникали ужасные стихи:

Там, где заводь тихая, где молчит река,

Липнут пьявки черные к корню тростника.

В страшный час прозрения, на закате дней,

Вижу пьявок, липнущих и к душе моей.

Но душа усталая мертвенно тиха.

Пьявки, пьявки черные жадного греха!

Я в тесной келье – в этом мире

И келья тесная низка.

А в четырех углах – четыре

Они ловки, жирны и грязны,

И все плетут, плетут, плетут.

И страшен их однообразный

Они четыре паутины

В одну, огромную, сплели.

Гляжу – шевелятся их спины

В зловонно-сумрачной пыли.

Мои глаза – под паутиной.

Она сера, мягка, липка.

И рады радостью звериной

Четыре толстых паука.

То физиологическое отвращение, которое вызывают эти стихи – менее всего связано с физическим. А что касается собственнно физического мира – он был для З. Гиппиус совершенно неинтересен. Отсюда и признания в нелюбви к людям. Ее совершенно не занимали те аспекты бытовых отношений между людьми, кот определяли их ссоры. Ее ссоры – это расхождения в вопросах духа. В ее жизни были романы – но все они носили платонический характер. Гиппиус не хотела признавать власть тела и даже ходили слухи, что даже ее отнешения с Мережковски носили платонический хар-р. Она не хотела признавать и власть пола. Часто лирический герой – мужского рода. Гиппиус трактовала женское начало как пассивное, а мужское – как активное, творческое. Вообще полярные начала стречаются и борятся друг с другом в стихах Гиппиус. В одном стихотворении могут быть и бунт против Бога со смирением перед Богом. Чувство избранности может возникать с чувством греховности. Ее стихи сталкивают противоположные начала.

Тихие окна, черные.

Дождик идет шепотом.

Мысли мои – непокорные.

Сердце полно – ропотом.

Падают капли жаркие

Робко, с мирным лепетом.

Мысли – такие яркие.

Сердце полно – трепетом.

Травы шепчутся сонные.

Нежной веет скукою.

Мысли мои – возмущенные,

Сердце горит – мукою.

И молчанье вечернее,

Ранит еще безмернее

Сердце мое жадное..

Каждое такое переживание – проживалось на пределе. Это не было абстракцией. Это были живые реальные обостренные чувства.

Что мне делать с тайной лунной?

С тайной неба бледно-синей,

С этой музыкой бесструнной,

Со сверкающй пустыней?

Я гляжу в нее – мне мало,

Я люблю – мне не довольно.

Лунный луч язвит, как жало, –

Остро, холодно и больно.

Я в лучах блестяще-властных

Умираю от бессилья.

Ах, когда б из нитей ясных

Мог соткать я крылья, крылья!

О Астарта! Я прославлю

Власть твою без лицемерья,

Дай мне крылья! Я расправлю

Их сияющие перья,

В сине-пламенное море

Кинусь в жадном изумленье,

Задохнусь в его просторе,

Утону в его забвенье.

Неразрешимое столкновение: “нет” и “есть” было очень характерно для религиозных размышлений Гиппиус. В письме: Бога нет, Любви нет – это не отрицание Бога. Здесь сталкиваемся с разными пределами. Бога нет в этом мире. То есть, стремясь к небытию, к тому, чего нет – есть стремление к Богу. «В литературе я даю в чистом виде то, чего в жизни в чистом виде нет». Литература указывает на то, чего нет в жизни, но что гораздо важнее того, что есть в жизни. Современники часто называли поэзии Гиппиусу не символистской, а декадентской. Сама она не соглашалась. Декаданс заряжен пафосом отрицания, а символизм – утверждение. С т.зр того классического искуства – символизм – был несосмненно упадком, потому что он отказывался от кодекса служения народу. Франзузская поэзия оказала влияние на поэзию символистов, но не все его признавали. И Гиппиус всячески открещивалсь от этого влияния.

Александр Добролюбов. Декадент. Отец его служил по кретьянским вопросу в Варшаве. В семье был культ отца. А Александр Добролюбов, при всей любви к отцу избрал себе другой путь.

Добролюбов считал, что искуство не должно выражать ясно познаваемое. Т.е о непонятном можно говорить непонятно. Существоет альбомня запись Гиппиус с определением символизма – говорит понятное о непонятном. Поступил на историко-лит факльтет. Но для Добролюбова это не открыло новых путей. Он следовал своему путь. Человек чувствовал себя замкнутом в этом мире, на скуку одиночества, на кот обрекала его проповедь индивидуализм. Говорил, что его угнетает тре измерение. Описывая этот период Вл. Гиппиус писал еще одно различи м/у символизмом и декаденством: в символизме измена декадентсвоу, это уже выход к вере. Выносить ощещение замкнутости, мира как клетки, очень сложно, Добролюбов стал принимать опиум и гашиш. Действительно расходилось трехмерное пространство, но тем страшнее воспринималась реальность. Кроме того, подлинного поэтического дара, кот приносил Мережк и Гип выход из этого мира, у него не было. Он считал высшим искусством музыку и пытался насытить стихи свои музыкой, но это ему не так уж хорошо удавалось. Его поведение: Добролюбов мог сесть на пол посреди комнаты, прийти в гости и не снимать перчатки. Добролюбов жил тогда на Пантеелевской улице у него была узкая комната, он выклеел ее черными обоями и потомлок выкрасил в серый свет, у всех было ощущение, что они входят в гроб. У него действительно был культ смерти. Раз этот мир такой, то стремление к небытию. Добролюбов хотел этот уход совершить. Более того он проповедовал этот уход и даже ходили слухи, что он склонил несколько людей к самоубийству. В 1898г в его душе произошел какой-то перелом, он бросил ун-т и отпраился в странствие по Олнецкой и Архангельской губернии, в Петербург пришел в простой рубахе, сказал, что был в троицесергиевой лавре, у Иоанна Кронштадского и теперь идет в Соловецкий монатсырь. Он смог полностью переродиться. Разные декаденты пытались совершить нечто подобное, но никому больше не удалось. Добролюбов никогда не довольствовался только умственной обработкой идеи. Идея всегда воплощалась в жизни. Это черта того времени.

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы

Анализ стихотворения Песня Гиппиус

Сложным явлением в символическом искусстве ХХ века была лирика Зинаиды Гиппиус. Ее неутомимая поэтическая мысль, страстно бунтовавшая против конечности земной жизни, не знала полной удовлетворенности в своих исканиях. Рассудочно – холодное осмысление сущего постоянно смешивалось с жалобными мотивами смиренности и сентиментальности.

Зинаида Николаевна Гиппиус (1869-1945) родилась в небогатой дворянской семье, в городке Белеве Тульской губернии. Но детство и юность ее прошли преимущественно в северной столице, где родители предпочитали жить большую часть года.

Там же, после окончания женской гимназии, начинающая поэтесса познакомилась со студентом университета Д. Мережковским, за которого вскоре вышла замуж. В обществе своего мужа, ставшего со временем крупным писателем, и происходило становление ее поэзии. Художнические интересы Гиппиус были широки: она писала лирические стихи и романную прозу, охотно выступала с критическими статьями, вместе с Д. Мережковским и Д. Философовым редактировала литературный журнал «Новый путь». Высокая, интеллигентная талантливость Мережковских снискала им уважение в культурных кругах Петербурга. Их семейный салон посещали знаменитые писатели и поэты: И. Анненский,

Ф. Сологуб, В. Брюсов, А. Блок, К. Бальмонт, Вяч. Иванов, А. Белый, А. Н. Толстой и другие. Позднее, Когда супруги жили в Париже (они уехали в 1920 году) , их друзьями стали И. Бунин и А. Куприн.

Читайте также:  Анализ стихотворения Посвящение Гиппиус

Лирика Гиппиус исторична. В ней ясно видны следы национальных идей, веяний, переживаний, эмоций, конкретной жизненной обстановки начала текущего столетия. Конечно, стих ее не притязал на многогранное описание реальности ; он касался лишь отдельных, в основном порочных ее явлений:

Страшное, грубое, липкое, грязное,

Жестко – тупое, всегда безобразное,

Медленно – рвущее, мелко – нечестное,

Скользкое, стыдное, низкое, тесное,

Явно – довольное, тайно – блудливое,

Плоско – смешное и тошно – трусливое,

Вязко, болотно, и тинно застойное,

Жизни и смерти равно недостойное,

Зинаида Гиппиус — Песня: Стих

Окно мое высоко над землею,
Высоко над землею.
Я вижу только небо с вечернею зарею,
С вечернею зарею.

И небо кажется пустым и бледным,
Таким пустым и бледным…
Оно не сжалится над сердцем бедным,
Над моим сердцем бедным.

Увы, в печали безумной я умираю,
Я умираю,
Стремлюсь к тому, чего я не знаю,
Не знаю…

И это желание не знаю откуда,
Пришло откуда,
Но сердце хочет и просит чуда,
Чуда!

О, пусть будет то, чего не бывает,
Никогда не бывает:
Мне бледное небо чудес обещает,
Оно обещает,

Но плачу без слез о неверном обете,
О неверном обете…
Мне нужно то, чего нет на свете,
Чего нет на свете.

Помоги другу. Поделись ссылкой

Анализ стихотворения Лермонтова «Из-под таинственной, холодной полумаски»

Стихотворение предположительно написано в 1841 году. Центральная тема – тема любви. В отличие от ранних любовных циклов, внимание зрелого поэта сосредоточено не на истории собст венно чувства, а на женских образах.

В первой половине стихотворения (1 и 2 строфа) слагается облик возлюбленной: «холодная полумаска» (символический признак душевной закрытости и вызова), «пленительные глазки», «лукавые уста».

Анализ стихотворения Хлебникова “Голод”

Велимир Хлебников по праву считается одним из наиболее ярких и непредсказуемых поэтов в русской литературе. Он считал себя футуристом, хотя легко находил общий язык с представителями любых литературных течений, дружил с Есениным и Маяковским, которые относились друг к другу весьма прохладно. Хлебников действительно был вне времени и политики. В то время, как вся Россия была охвачена революцией, поэт вынашивал идею создания Общества председателей земного шара, которое он сам и возглавил.

Анализ стихотворения Пушкина “Цветы последние милей”

Миниатюра “Цветы последние милей…” при жизни Пушкина опубликована не была. Широкий круг читателей познакомился с ней в 1838 году, когда ее напечатал журнал “Современник”. Несколько раз стихотворение фигурировало под другими названиями – “Последние цветы” и “Стихи на случай в позднюю осень присланных цветов к П. от П. О.”. Второй вариант требует пояснений.

Анализ стихотворения Огарева «Дорога»

Николай Огарев вошел в историю как один из наиболее известных русских революционеров, который еще в студенческие годы организовал политический кружок и активно вел антигосударственную пропаганду среди своих друзей. Долгие годы роль Огарева-поэта искусственно преуменьшалась, и в этом был определенные резон, так как прославился этот человек, в первую очередь, благодаря своей публицистике, дерзкой, беспощадной и открыто высмеивающей царский режим.

Анализ стихотворения Жуковского “Лалла Рук (Милый сон, души пленитель…)”

Во время своего заграничного путешествия поэт Василий Жуковский познакомился с творчеством английского поэта Томаса Мура. Особое впечатление на него произвела поэма “Лалла Рук”, которая в то время была весьма популярна среди немецкой аристократии и считалась одним из наиболее ярких образцов романтизма. Однако Жуковский вряд ли стал бы переводить это произведение на русский язык, если бы не одно очень важное событие в культурной жизни Берлина.

Анализ стихотворения Некрасова «Умру я скоро. Жалкое наследство»

Произведение «Умру я скоро. Жалкое наследство» написано в 1867 году. Некрасов посвятил его «неизвестному другу», приславшему поэту стихотворение собственного сочинения под названием «Не может быть». В нем аноним выражал протест против слухов, призванных опорочить Николая Алексеевича. Кто же решился поддержать Некрасова, но при этом предпочел оставить в тайне имя? По мнению литературоведов, автор «Не может быть» – Ольга Петровна Мартынова, писательница 50-90-х годов XIX столетия.

Анализ творчества

Начало литературной деятельности Зинаиды Гиппиус (1889–1892 годы) принято считать этапом «романтически-подражательным»: в её ранних стихотворениях и рассказах критики того времени усматривали влияния Надсона, Рескина, Ницше[14]. После появления программной работы Д.С. Мережковского «О причине упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1892), творчество Гиппиус приобрело отчетливо «символистский» характер[4]; более того, впоследствии её стали причислять к числу идеологов нового модернистского движения в русской литературе. В эти годы центральной темой её творчества становится проповедь новых этических ценностей. Как писала она в «Автобиографии», «меня занимало, собственно, не декадентство, а проблема индивидуализма и все относящиеся к ней вопросы». Сборник рассказов 1896 года она полемически озаглавила «Новые люди», подразумевая тем самым изображение характерных идейных устремлений формирующегося литературного поколения, заново переосмысливающего ценности «новых людей» Чернышевского. Её герои кажутся непривычными, одинокими, болезненными, подчёркнуто непонятыми. Они декларируют новые ценности: «Я бы не хотела доживать совсем»; «А болезнь — это хорошо… Надо ведь умирать от чего-нибудь», рассказ «Мисс Май», 1895. В рассказе «Среди мёртвых» показана необыкновенная любовь героини к умершему художнику, чью могилу она окружила заботой и на которой, в конце концов, замерзает, соединившись, таким образом, в своём неземном чувстве со своим возлюбленным[18]:121-122.

Впрочем, обнаруживая среди героев первых прозаических сборников Гиппиус людей «символистского типа», занимавшихся поиском «новой красоты» и путей духовного преображения человека, критики замечали и отчётливые следы влияния Достоевского (не утраченные с годами: в частности, «Роман-царевич» 1912 года сравнивался с «Бесами»)[4]. В рассказе «Зеркала» (одноимённый сборник 1898 г.) герои имеют своих прототипов среди персонажей произведений Достоевского. Главная героиня повествует, как она «всё хотела сделать что-нибудь великое, но такое… беспримерное. А потом вижу, что не могу — и думаю: дай что-нибудь дурное сделаю, но очень, очень дурное, до дна дурное…», «Знайте, что обижать ничуть не плохо». Но её герои унаследовали проблематику не только Достоевского, но и Мережковского. («Мы для новой красоты//Нарушаем все законы,//Преступаем все черты…»). В новелле «Златоцвет» (1896) рассматривается убийство по «идейным» мотивам во имя полного освобождения героя: «Она должна умереть… С ней умрёт всё — и он, Звягин, будет свободен от любви, и от ненависти, и от всех мыслей о ней». Размышления об убийстве перемежаются спорами о красоте, свободе личности, об Оскаре Уайльде и т.д. Гиппиус не копировала слепо, а заново переосмысливала русскую классику, помещая своих героев в атмосферу произведений Достоевского. Этот процесс имел большое значение для истории русского символизма в целом[18]:122-123.

З. Гиппиус на рисунке И. Репина, 1894 год.

«Новый энциклопедический словарь» отмечал, что, как поэт, Гиппиус… «занимает в русской литературе совершенно самостоятельное место»; её сравнительно немногочисленные произведения «почти все… глубоко содержательны, а по форме безукоризненны и интересны»:

…Техника стиха доведена у Гиппиус до виртуозности. Ей одинаково удаются как смелые новшества в стихосложении, так и привычные размеры, которым она умеет придать неожиданную новизну и своеобразное очарование. Всего ближе поэзия Гиппиус подходит к поэзии Баратынского; муза Гиппиус также поражает читателя «лица необщим выраженьем»…[14]

Основными мотивами ранней поэзии Гиппиус критики начала XX века считали «проклятия скучной реальности», «прославление мира фантазии», поиск «новой нездешней красоты». Характерный для символистской литературы конфликт между болезненным ощущением внутричеловеческой разобщенности и, одновременно, стремлением к одиночеству присутствовал и в раннем творчестве Гиппиус, отмеченном характерным этическим и эстетическим максимализмом. Подлинная поэзия, считала Гиппиус, сводится к «тройной бездонности» мира, трем темам — «о человеке, любви и смерти». Поэтесса мечтала о «примирении любви и вечности», но объединяющую роль отводила смерти, которая только и может спасти любовь от всего преходящего. Подобного рода раздумья на «вечные темы», определившие тональность многих стихов Гиппиус 1900 годов[8], господствовали и в двух первых книгах рассказов Гиппиус, основными темами которых были — «утверждение истинности лишь интуитивного начала жизни, красоты во всех её проявлениях и противоречиях и лжи во имя некоей высокой истины»[8].

«Третья книга рассказов» (1902) Гиппиус вызвала существенный резонанс; критика в связи с этим сборником заговорила о «болезненной странности» автора, «мистическом тумане», «головном мистицизме», концепции метафизики любви «на фоне духовных сумерек людей… ещё не способных её осознать»[4]. Формула «любви и страдания» по Гиппиус (согласно «Энциклопедии Кирилла и Мефодия») соотносится со «Смыслом любви» В.С. Соловьева и несёт в себе основную идею: любить не для себя, не для счастья и «присвоения», а для обретения в «Я» бесконечности. Императивы: «выразить и отдать всю душу», идти до конца в любом опыте, в том числе в экспериментировании с собой и людьми, — считались основными её жизненными установками[13].

Заметным событием в литературной жизни России начала XX века стал выход первого сборника стихотворений З. Гиппиус в 1904 году. Критика отметила здесь «мотивы трагической замкнутости, отрешённости от мира, волевого самоутверждения личности». Единомышленники отмечали и особую манеру «поэтического письма, недоговоренности, иносказания, намека, умолчания», манеру играть «певучие аккорды отвлеченности на немом пианино», — как назвал это И. Анненский. Последний считал, что «ни один мужчина никогда не посмел бы одеть абстракции таким очарованием»[7], и что в этой книге наилучшим образом воплотилась «вся пятнадцатилетняя история… лирического модернизма» в России[2]. Существенное место в поэзии Гиппиус заняла тема «усилий по сотворению и сохранению души», со всеми неотделимыми от них «дьявольскими» искусами и соблазнами; многими была отмечена откровенность, с которой поэтесса рассказывала о своих внутренних конфликтах. Выдающимся мастером стиха считали её В.Я. Брюсов и И.Ф. Анненский, восхищавшиеся виртуозностью формы, ритмическим богатством и «певучей отвлечённостью» лирики Гиппиус конца 1890-х — 1900-х годов[13].

Некоторые исследователи считали, что творчество Гиппиус отличает «характерная неженственность»; в её стихах «всё крупно, сильно, без частностей и мелочей. Живая, острая мысль, переплетенная со сложными эмоциями, вырывается из стихов в поисках духовной целостности и обретения гармонического идеала»[10]. Другие предостерегали от однозначных оценок: «Когда задумываешься, где у Гиппиус сокровенное, где необходимый стержень, вкруг которого обрастает творчество, где — ‘лицо’, то чувствуешь: у этого поэта, может быть, как ни у кого другого, нет единого лица, а есть — множество…»[25], — писал Р. Гуль. И.А. Бунин, подразумевая стилистику Гиппиус, не признающую открытой эмоциональности и часто построенную на использовании оксюморонов, называл ее поэзию «электрическими стихами», В.Ф. Ходасевич, рецензируя «Сияния», писал о «своеобразном внутреннем борении поэтической души с непоэтическим умом»[2].

Сборник рассказов Гиппиус «Алый меч» (1906) высветил «метафизику автора уже в свете неохристианской тематики»; при этом богочеловеческое в состоявшейся человеческой личности здесь утверждалось как данность, грех само- и богоотступничества считался единым[13]. Сборник «Чёрное по белому» (1908), вобравший в себя прозаические произведения 1903–1906 годов, был выдержан в «касательной, туманно-импрессионистической манере» и исследовал темы достоинства личности («На веревках»), любви и пола («Влюбленные», «Вечная ‘женскость’», «Двое-один»); в рассказе «Иван Иванович и черт» вновь были отмечены влияния Достоевского[4].

В 1900-х годах Гиппиус заявила о себе и как драматург: пьеса «Святая кровь» (1900) вошла в третью книгу рассказов. Созданная в соавторстве с Д. Мережковским и Д. Философовым пьеса «Маков цвет» вышла в 1908 году и явилась откликом на революционные события 1905–1907 годов[4]. Самым удачным драматическим произведением Гиппиус считается «Зелёное кольцо» (1916); пьеса, посвящённая людям «завтрашнего дня», была поставлена Вс.Э. Мейерхольдом в Александринском театре[4].

Важное место в творчестве З. Гиппиус занимали критические статьи, публиковавшиеся сначала в «Новом пути», затем в «Весах» и «Русской мысли» (в основном, под псевдонимом Антон Крайний). Впрочем, её суждения отличались (согласно «Новому энциклопедическому словарю») как «большою вдумчивостью», так и «крайнею резкостью и порою недостатком беспристрастия»[14]. Разойдясь с авторами журнала «Мир искусства» С.П. Дягилевым и А.Н. Бенуа на религиозной почве, Гиппиус писала: «…жить среди их красоты страшно. В ней „нет места для… Бога“, веры, смерти; это искусство “для „здесь“”, искусство позитивистское». А.П. Чехов в оценке критика — писатель «охлаждения сердца ко всему живому», и те, кого Чехов сможет увлечь, «пойдут давиться, стреляться и топиться». По её мнению («Mercure de France»), Максим Горький «посредственный социалист и отживший художник». Константина Бальмонта, публиковавшего свои стихи в демократическом «Журнале для всех», критик порицала следующим образом: «В этом литературном „омнибусе“ … даже г. Бальмонт, после некоторого стихотворного колебания, решает быть „как все“» («Новый путь», 1903, № 2), что не помешало ей также помещать свои стихи в этом журнале. В рецензии на сборник А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме» с эпиграфом «Без Божества, без вдохновенья» Гиппиус понравились лишь некоторые подражания Владимиру Соловьёву. В целом же сборник был оценен как туманный и безверный «мистико-эстетический романтизм». По мнению критика, там, где «без Дамы», стихи Блока «нехудожественны, неудачны», в них сквозит «русалочий холод» и т. д.[26]:330[18]:140, 216[27]:90

Читайте также:  Анализ стихотворения Любовь одна Гиппиус

В 1910 году вышел второй сборник стихов Гиппиус «Собрание стихов. Кн.2. 1903–1909», во многом созвучный первому; его основной темой стал «душевный разлад человека, во всём ищущего высшего смысла, божественного оправдания низкого земного существования…»[3]. Два романа неоконченной трилогии, «Чёртова кукла» («Русская мысль», 1911, № 1-3) и «Роман-царевич» («Русская мысль», 1912, № 9-12), призваны были «обнажить вечные, глубокие корни реакции в общественной жизни», собрать «черты душевной мертвенности в одном человеке», но встретили неприятие критики, отметившей тенденциозность и «слабое художественное воплощение»[4]. В частности, в первом романе были даны шаржированные портреты А. Блока и Вяч. Иванова, а главному герою противостояли «просветлённые лики» участников триумвирата Мережковских и Философова. Другой роман был целиком посвящён вопросам богоискательства и был, по оценке Р. В. Иванова-Разумника, «нудным и тягучим продолжением никому не нужной ‘Чёртовой куклы’».[27]:42 После их публикации «Новый энциклопедический словарь» писал:

Гиппиус оригинальнее как автор стихов, чем как автор рассказов и повестей. Всегда внимательно обдуманные, часто ставящие интересные вопросы, не лишенные меткой наблюдательности, рассказы и повести Гиппиус в то же время несколько надуманы, чужды свежести вдохновения, не показывают настоящего знания жизни. Герои Гиппиус говорят интересные слова, попадают в сложные коллизии, но не живут перед читателем; большинство их — только олицетворение отвлечённых идей, а некоторые — не более, как искусно сработанные марионетки, приводимые в движение рукою автора, а не силой своих внутренних психологических переживаний.

— «Новый энциклопедический словарь» о З.Н. Гиппиус[14]

Ре-Ми. Шарж на З. Гиппиус, Д.Мережковского и Д. Философова. Петербург. 1908-1913

Ненависть к Октябрьской революции заставила Гиппиус порвать с теми из бывших друзей, кто принял её, — с Блоком, Брюсовым, Белым. История этого разрыва и реконструкция идейных коллизий, которые привели к октябрьским событиям, сделавшими неизбежной конфронтацию былых союзников по литературе, составила суть мемуарного цикла Гиппиус «Живые лица» (1925). Революция (наперекор Блоку, увидевшему в ней взрыв стихий и очистительный ураган) была описана ею как «тягучее удушье» однообразных дней, «скука потрясающая» и вместе с тем, «чудовищность», вызывавшая одно желание: «ослепнуть и оглохнуть». В корне происходившего Гиппиус усматривала некое «Громадное Безумие» и считала крайне важным сохранить позицию «здравого ума и твердой памяти»[2].

Сборник «Последние стихи. 1914–1918» (1918) подвёл черту под активным поэтическим творчеством Гиппиус[2], хотя за границей вышли ещё два её поэтических сборника: «Стихи. Дневник 1911–1921» (Берлин, 1922) и «Сияния» (Париж, 1939)[3]. В произведениях 1920-х годов преобладала эсхатологическая нота («Россия погибла безвозвратно, наступает царство Антихриста, на развалинах рухнувшей культуры бушует озверение», — согласно энциклопедии «Кругосвет»). В качестве авторской хроники «телесного и духовного умирания старого мира» Гиппиус оставила дневники, воспринимавшиеся ею как уникальный литературный жанр, позволяющий запечатлеть «само течение жизни», зафиксировать «исчезнувшие из памяти мелочи», по которым потомки смогли бы восстановить достоверную картину трагического события[2].

Художественное творчество Гиппиус в годы эмиграции (согласно энциклопедии «Кругосвет») «начинает затухать, она все больше проникается убеждением, что поэт не в состоянии работать вдали от России»: в её душе воцаряется «тяжелый холод», она мертва, как «убитый ястреб». Эта метафора становится ключевой в последнем сборнике Гиппиус «Сияния» (1938), где преобладают мотивы одиночества и все увидено взглядом «идущего мимо» (заглавие важных для поздней Гиппиус стихов, напечатанных в 1924). Попытки примирения с миром перед лицом близкого прощания с ним сменяются декларациями непримиренности с насилием и злом[2].

Согласно «Литературной энциклопедии» (1929–1939), зарубежное творчество Гиппиус «лишено всякой художественной и общественной ценности, если не считать того, что оно ярко характеризует `звериный лик’ эмигрантщины»[28]. Иную оценку творчеству поэтессы даёт В. С. Фёдоров:

Творчество Гиппиус при всём своём внутреннем драматизме и антиномичной полярности, при напряжённо-страстном стремлении к недостижимому всегда являло собой не только ‘изменение без измены’, но и несло в себе освобождающий свет надежды, огненную, неистребимую веру-любовь в запредельную правду конечной гармонии человеческой жизни и бытия. Уже живя в эмиграции, о своей ‘зазвёздной стране’ надежды с афористическим блеском поэтесса писала: Увы, разделены они / Безвременность и Человечность./ Но будет день: совьются дни / в одну трепещущую вечность.

— В.С. Фёдоров. З.Н. Гиппиус. Русская литература XX века: писатели, поэты, драматурги[11]

Анализ стихотворения Зинаиды Гиппиус «Боль»

Зинаида Гиппиус была счастлива в браке с Дмитрием Мережковским, хотя их совместная жизнь складывалась отнюдь не гладко и просто. Были периоды, когда супруги голодали в прямом смысле этого слова и закладывали свои обручальные кольца, чтобы купить хлеб. И это при то, что и у Гиппиус, и у Мережковского были весьма состоятельные родители, которые могли бы запросто поддержать молодую семью.

Но — не делали этого, считая, что их своенравные дети выбрали неподобающий образ жизни.

Однако если с полунищим существованием Зинаида Гиппиус еще

В итоге супруги добровольно покинули Россию и два года скитались по Франции. Именно в этот период появилось на свет стихотворение «Боль»,

Поэтесса признается: «Я такая добрая, влюблюсь — так присосусь». Она действительно не мыслит своей жизни без России, хотя и понимает, что на чужбине ей будет гораздо спокойнее и комфортнее. В то же время Зинаида Гиппиус не может совладать со своей тоской, поэтому обещает: «Я верна, любовь верну, я опять к тебе приду». И эта фраза звучит не как бахвальство, а как обещание пересилить себя и придти к какому-то компромиссу. С одной стороны, поэтессу мучает сильная душевная боль из-за разлуки с родиной, а с другой стороны, она не видит для себя места в России, где в этот момент происходят жестокие репрессии.

Впрочем, надо отдать должное Зинаиде Гиппиус, в 1908 году она все же уговаривает супруга вернуться домой. И спустя 9 лет полностью меняет свое мнение относительно революции, называя ее «царством Антихриста». То, что супругам довелось пережить в голодном Петрограде зимой 1917-19188 годов, настолько переворачивает их понятие о справедливости, что они принимают решение навсегда покинуть Россию.

Дайджест:

Анализ стихотворения Гиппиус «Дьяволенок» Зинаида Гиппиус обладала удивительным даром передавать свои мысли и ощущения при помощи ярких образов. Они могли быть совершенно фантастическими, но при этом отражали суть проблем и вещей, к которым хотела. .

Анализ стихотворения Гиппиус «Так есть» Революция 1917 года застала Зинаиду Гиппиус и ее супруга Дмитрия Мережковского в Санкт-Петербурге, который очень быстро был переименован в Петроград. Отречение царя и его наследника от престола, создание временного правительства. .

Анализ стихотворения Гиппиус «Белая одежда» Поэтический дебют Гиппиус, состоявшийся в журнале «Северный вестник», где были опубликованы два стихотворения — «Песня» и «Посвящение», получился ярким и наделал много шуму в литературном мире. Лирику Зинаида Николаевна считала. .

Анализ стихотворения Гиппиус «Надпись на книге» В 1904-ом в издательстве «Скорпион» вышел дебютный сборник Гиппиус, «декадентской мадонны» и «белой дьяволицы», самой яркой женщины русского символизма. В него вошло программное стихотворение «Надпись на книге», датированное 1896 годом. .

Лирика Гиппиус В творчестве Гиппиус легко уследить следы исторических веяний. Она начала свой творческий путь когда еще были на слуху стихи женской поэзии XIX века с оттенком сентиментальности и оказали свое, и. .

З. Н. Гиппиус. 14 декабря Как в общем тоне и в отдельных словах сти­хотворения сопоставляются время изображенное и время, когда было написано стихотворение? Стихотворение названо «14 декабря» без указания года. Таким образом, оно ад­ресовано всем. .

Жертва Зинаиды в повести «Впотьмах» Многие героини, которых изображает Александр Иванович Куприн, действительно заслуживают симпатии. Их любовь может изменить другого человека, они сами способны к духовному вознесению, они знают себе цену и несмотря на жизненные. .

Боль поэта от сознания своей чуждости новой России Принятие Есениным Октябрьской революции не оставляет никаких сомнений. Сам поэт никогда не обходил этого вопроса в своих автобиографиях. В наиболее известной из них, «О себе», он писал: «В годы революции. .

Анализ стихотворения Есенина «Письмо к женщине» В жизни Сергея Есенина было множество женщин, однако далеко не ко всем он испытывал теплые и нежные чувства. Среди них — Зинаида Райх, первая супруга поэта, которую он бросил ради. .

Анализ стихотворения «Умом Россию не понять…» План Тютчев и Россия Анализ стихотворения «Умом Россию не понять…» Вневременность стихотворения. Тютчев и Россия Анализ стихотворения Тютчева «Умом Россию не понять» невозможно начинать, ничего не зная о формировании отношения. .

Анализ стихотворения Пушкина «Когда за городом, задумчив, я брожу…» Стихотворение «Когда за городом, задумчив, я брожу…» удалось опубликовать П. В. Анненкову лишь в 1857 году в VII дополнительном томе собрания сочинений Пушкина. Кольцевая композиция цикла предусматривала внутреннее разделение шести. .

Боль за человека или насмешка над ним? по повести Шинель Писатели XIX века часто поднимают тему «маленького человека» в своих произведениях. Яркий пример — повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» о бедном титулярном советнике из Петербурга Акакие Акакиевиче. Но почему? Выражают. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Клятва» Анна Ахматова никогда не благоволила к советской власти, которая фактически сломала ее жизнь, лишила мужа и обрекла сына на ссылку в лагеря. Однако когда встал вопрос о том, чтобы покинуть. .

Анализ стихотворения Евтушенко «Идут белые снеги…» Евгений Евтушенко, как и многие поэты советской эпохи, вынужден был писать стихи, восхваляющие коммунистический строй и проповедующие идеалы рабоче-крестьянского общества. Однако это не мешало ему оставаться настоящим патриотом своей родины. .

Анализ стихотворения Тютчева «Эти бедные селенья…» Федор Тютчев с самой юности начал строить общественно-политическую карьеру, и уже в 19 лет отбыл в Германию в составе дипломатической миссии. Значительная часть жизни поэта прошла за границей, где он. .

Анализ стихотворения Маяковского «Левый марш» Одной из причин, по которой в России произошла революция 1917 года, историки называют бессмысленную и кровопролитную первую мировую войну, в которую страна была втянута из-за тщеславия царя Николая-II. Однако даже. .

Анализ стихотворения Бунина «Детство» До 11 лет Иван Бунин воспитывался дома, в родовом поместье Озерки Орловской губернии. Поэтому его самые яркие воспоминания первых лет жизни связаны с удивительной по красоте русской природой и тем. .

Боль материнского сердца в поэзии Л. Костенко «Пастораль XX века» Иногда, читая поэзию Л. Костенко «Пастораль XX века», возникает вопрос, почему поэтесса выбрала именно такое название для стихотворения? Ведь, как известно, жанр пасторали, т. е. идиллической картины жизни сельского человека. .

Анализ стихотворения Цветаевой «На тебе, ласковый мой, лохмотья…» Революцию 1917 года застала Марину Цветаеву в Москве. В этот период ее супруг Сергей Эфрон в составе военной миссии находился в Париже, откуда не пожелал возвращаться в мятежную Россию. Долгое. .

Анализ стихотворения Цветаевой «Родина» Судьба Марины Цветаевой сложилась таким образом, что примерно треть своей жизни она провела за границей. Сначала училась во Франции, постигая премудрости словесности, а после революции эмигрировала сперва в Прагу, а. .

Анализ стихотворения Бунина «Сириус» В 1920 году Иван Бунин навсегда покидает Россию, охваченную революцией. Это решение далось литератору очень непросто, и перед тем, как отправиться в Париж, Бунин несколько месяцев прожил в Одессе, которая. .

Анализ стихотворения Маяковского «Советская азбука» Не секрет, что Владимир Маяковский приветствовал смену власти в России и всячески поддерживал все нововведения, касающиеся улучшения жизни народа. С особым воодушевление поэт воспринял «Декрет об образовании», который давал право. .

Анализ стихотворения Пушкина «Клеветникам России» Стихотворение это чрезвычайно важно для понимания развития пушкинской народности. Но традиционно оно рассматривается в плане «утверждения идеи всеславянского единения, с одной стороны, и национального величия, славы и могущества России —. .

Анализ стихотворения Маяковского «Письмо Татьяне Яковлевой» Лирика Владимира Маяковского весьма своеобразна и отличается особой оригинальностью. Дело в том, что поэт искренне поддерживал идеи социализма и считал, что личное счастье не может быть полным и всеобъемлющим без. .

Анализ стихотворения Бунина «Родина» Иван Бунин — один из немногих русских литераторов, который после Октябрьской революции решил покинуть Россию, считая, что та страна, в которой он родился и вырос, попросту перестала существовать. Отважиться на. .

Анализ стихотворения А. А. Блока «Россия» Гражданский выбор России, ее дальнейшая судьба особо волновали поэтов «серебряного века», среди которых А. А. Блок — «трагический тенор эпохи», по словам Анны Ахматовой. Тема Родины становится ведущей в лирике. .

Читайте также:  Краткое содержание Фауст Гёте

Анализ стихотворения Пушкина «К морю» В 1820 году Александр Пушкин из-за вольнодумства и открытого призыва к свержению самодержавия был отправлен в южную ссылку. Поэту предписывалось поступить в распоряжение председателя попечительного Комитета об иностранных колонистах Южной. .

Анализ стихотворения С. А. Есенина «Топи да болота» С. А. Есенин называл себя «последним поэтом деревни». Он любил русскую деревню, сельский труд, природу. Природа была для поэта стимулом творчества, поэтому большинство лирических произведений Сергея Александровича посвящены родному краю. .

Анализ стихотворения Бунина «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…» Романтик по натуре, Иван Бунин писал стихи на протяжении всей своей жизни, хотя особого успеха у читателей они не имели. Открыв однажды для себя Бунина-прозаика, многие поклонники его творчества просто. .

Анализ стихотворения Бунина «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…» После Октябрьской революции Россию покинули многие известные литераторы, среди которых оказался и Иван Бунин. Знаменитый русский поэт и писатель очень болезненно воспринял смену власти и начало гражданской войны, поэтому решил. .

Анализ стихотворения Ахматвой «Родная земля» После революции у Анны Ахматовой было довольно много возможностей покинуть мятежную Россию и перебраться с сытую, благополучную Европу. Однако каждый раз, когда поэтесса получала подобное предложение от родственников или же. .

Анализ стихотворения Андрея Белого «Маг « После неудачного романа с Любовью Менделеевой, супругой Александра Блока, поэт Андрей Белый спешно покидает Россию, надеясь таким образом убежать от себя и своих чувств. Однако два года пребывания за границей. .

Анализ стихотворения Бальмонта «Белый пожар» В конце 1902 года московское издательство «Скорпион» выпустило четвертую книгу Бальмонта «Будем как солнце». В течение шести месяцев было продано почти две тысячи экземпляров, что по тем временам означало большой. .

Анализ стихотворения Цветаевой «Челюскинцы» Жизнь сложилась так, что Марине Цветаевой пришлось провести в эмиграции долгие 17 лет, которые стали для поэтессы настоящей пыткой. Она признавалась, что не только перестала интересоваться литературой, но и утратила. .

Анализ стихотворения Рубцова «Привет, Россия» Судьба распорядилась так, что детдомовец Николай Рубцов попал служить на Северный флот, и провел 4 долгих года на эсминце «Острый». Возвращение из армии совпало не только с 24-летием поэта, но. .

Анализ стихотворения «А вы могли бы?» Маяковский «А вы могли бы?»; . В стихотворении реальная действи­тельность соприкасается с лирическим бытием поэта; А вы Ноктюрн сыграть Могли бы На флейте водосточных труб? В данном стихотворении Маяковский утверждает, что. .

Анализ стихотворения Цветаевой «Рассвет на рельсах» Весной 1922 года Цветаева вместе с дочерью Ариадной выехала за границу. Ее выпустили к мужу Сергею Эфрону, ранее воевавшему на стороне белогвардейского движения. Время, проведенное за рубежом, отмечено практически постоянными. .

Анализ стихотворения «Родина» средства художественной выразительности Стихотворение «Родина» написано в 1841 году, незадолго до смерти поэта. Главная его тема — любовь к Родине. Лермонтов любит свои родные края, свою страну, избы и поселки, любит всю простоту. .

Анализ стихотворения Есенина «Закружилась листва золотая…» Ранние произведения Сергея Есенина обладают удивительной магической силой. Поэт, еще не разочаровавшийся в жизни и не утративший смысл собственного существования, не устает восхищаться красотой окружающей природы. Причем, общается он с. .

Анализ стихотворения Твардовского «Рассказ танкиста» Александр Твардовский с детства писал стихи, однако его жизнь в большей степени была связана не с поэзией, а с журналистикой. На фронт Твардовский ушел военным корреспондентом газеты «На страже Родины». .

Анализ стихотворения Зинаиды Гиппиус “Боль”

Зинаида Гиппиус была счастлива в браке с Дмитрием Мережковским, хотя их совместная жизнь складывалась отнюдь не гладко и просто. Были периоды, когда супруги голодали в прямом смысле этого слова и закладывали свои обручальные кольца, чтобы купить хлеб. И это при то, что и у Гиппиус, и у Мережковского были весьма состоятельные родители, которые могли бы запросто поддержать молодую семью. Но – не делали этого, считая, что их своенравные дети выбрали неподобающий образ жизни.

Однако если с полунищим существованием Зинаида Гиппиус еще могла

хоть как-то мириться, то разлука с Россией стала для нее настоящим ударом. Произошло это в начале 1906 года, когда после неудавшейся попытки государственного переворота ее супруг настоял на отъезде в Париж. Это было самое настоящее бегство, прикрытое благовидным предлогом поправить здоровье за границей. Однако и Гиппиус, и Мережковский, которые активно выступали против царского самодержавия, попросту не могли смириться с тем, что революция 1905 года завершилась крахом. В итоге супруги добровольно покинули Россию и два года скитались по Франции. Именно в этот период появилось на свет стихотворение “Боль”, которое

многие литературоведы очень долго пытались причислить к разряду любовной лирике. Действительно, в этом произведении речь идет о глубинных чувствах, однако они затрагивают не взаимоотношения Зинаиды Гиппиус с супругом, а ее отношение к стране, которую она всю жизнь считала родиной.

Поэтесса признается: “Я такая добрая, влюблюсь – так присосусь”. Она действительно не мыслит своей жизни без России, хотя и понимает, что на чужбине ей будет гораздо спокойнее и комфортнее. В то же время Зинаида Гиппиус не может совладать со своей тоской, поэтому обещает: “Я верна, любовь верну, я опять к тебе приду”. И эта фраза звучит не как бахвальство, а как обещание пересилить себя и придти к какому-то компромиссу. С одной стороны, поэтессу мучает сильная душевная боль из-за разлуки с родиной, а с другой стороны, она не видит для себя места в России, где в этот момент происходят жестокие репрессии. Впрочем, надо отдать должное Зинаиде Гиппиус, в 1908 году она все же уговаривает супруга вернуться домой. И спустя 9 лет полностью меняет свое мнение относительно революции, называя ее “царством Антихриста”. То, что супругам довелось пережить в голодном Петрограде зимой 1917-19188 годов, настолько переворачивает их понятие о справедливости, что они принимают решение навсегда покинуть Россию.

Другие работы по этой теме:

Анализ стихотворения Зинаиды Гиппиус “Апельсинные цветы” Зинаида Гиппиус – одна из немногих русских поэтесс, которая в своем творчестве проповедовала идеи символизма. Впрочем, это касалось не только поэзии, но и повседневной жизни.

Анализ стихотворения Гиппиус “Закат” Являясь сторонницей символизма и модернизма, Зинаида Гиппиус тем не менее, очень четко формулировала в стихах свои мысли и желания. Этой поэтессе был не чужд философский.

Анализ стихотворения Гиппиус “Дьяволенок” Зинаида Гиппиус обладала удивительным даром передавать свои мысли и ощущения при помощи ярких образов. Они могли быть совершенно фантастическими, но при этом отражали суть проблем.

Факт из биографии: ЕСЕНИН И ГИППИУС ЕСЕНИН И ГИППИУС Сергей Есенин, завоевывая поэтический Петербург, щеголял по светским салонам в экзотических валенках, вы­шитых сорочках и с русскими гармошками. Зачастую по­слушать диковинного поэта.

Анализ стихотворения Гиппиус “Так есть” Революция 1917 года застала Зинаиду Гиппиус и ее супруга Дмитрия Мережковского в Санкт-Петербурге, который очень быстро был переименован в Петроград. Отречение царя и его наследника.

Анализ стихотворения Гиппиус “Белая одежда” Поэтический дебют Гиппиус, состоявшийся в журнале “Северный вестник”, где были опубликованы два стихотворения – “Песня” и “Посвящение”, получился ярким и наделал много шуму в литературном.

Анализ стихотворения “Тройное” Гиппиус “Тройное” (1927). В этом стихотворении Гиппиус продекла­мированы основные темы ее поэзии: Тройной бездонностью мир богат Тройная бездонность дана поэтам. Но разве поэты не говорят Только.

Анализ стихотворения Гиппиус “Надпись на книге” В 1904-ом в издательстве “Скорпион” вышел дебютный сборник Гиппиус, “декадентской мадонны” и “белой дьяволицы”, самой яркой женщины русского символизма. В него вошло программное стихотворение “Надпись.

З. Н. Гиппиус самобытная фигура “серебряного века” З. Н. Гиппиус (1869-1945) – самобытная фигура “серебряного века”;, яркая поэтесса и мемуаристка, оставившая в книге воспоми­наний “Живые лица”; (1925) свое свидетельство об этой эпохе.

З. Н. Гиппиус. 14 декабря Как в общем тоне и в отдельных словах сти­хотворения сопоставляются время изображенное и время, когда было написано стихотворение? Стихотворение названо “14 декабря” без указания года.

Анализ стихотворения “Все кругом”

Скачать сочинение
Тип: Сочинение по картине

Анализ лирического произведения
«Все кругом» З. Гиппиус

Страшное, грубое, липкое, грязное, а
Жёстко тупое, всегда безобразное, а
Медленно рвущее, мелко-нечестное, б
Скользкое, стыдное, низкое, тесное, б
Явно-довольное, тайно-блудливое, а
Плоско-смешное и тошно-трусливое, а
Вязко, болотно и тинно застойное, б
Жизни и смерти равно недостойное, б
Рабское, хамское, гнойное, чёрное, а
Изредка серое, в сером упорное, а
Вечно лежачее, дьявольски косное, б
Глупое, сохлое, сонное, злостное, б
Трупно-холодное, жалко-ничтожное, а
Непереносное, ложное, ложное! а
Но жалоб не надо. Что радости в плаче? б
Мы знаем, мы знаем: всё будет иначе. б

Сначала, признаться, я решила взять стихотворение футуриста. Ничего удивительного, ведь футуристы оригинальны во всем – начиная с внешнего вида и заканчивая новаторством в поэзии. Но немного поразмышляв, решила, что символисты гораздо ближе мне по духу. Таким образом, выбор пал на яркую представительницу символизма – Зинаиду Гиппиус.
Стихотворение «Все кругом» было написано в 1904 году. Изучив хронологию событий в России за этот год, я выяснила, что ничего особенного, кроме начала Русско-японской войны, не было. Так как поэзия Гиппиус все-таки исторична, можно было предположить, что написание стихотворения как-то связано с конфликтом. Но думаю, смысл стиха куда шире.
Название «Все кругом» необъятное. Оно включает в себя буквально все! Отношения между людьми, между простым народом и властью, условия проживания этих людей, социальное неравенство и т.д. Каждый найдет в нем что-то свое.
Это стихотворение вызывает во мне бурю эмоций. Я думаю, что это очень сильное произведение. В голове мгновенно всплывают яркие, в большинстве своем, какие-то отвратительные картинки, вызванные обилием «нелестных» прилагательных. Ураган беспорядочных цветов и эмоций. Скорее всего, автор была в очень эмоциональном состоянии и, желая выпустить возмущение наружу, написала это произведение.
Стихотворение можно разделить на две смысловые части.
Первая – очень эмоциональная, довольно красочная и немного безумная смесь определений. В глаза сразу бросаются несколько окказионализмов: мелко-нечестное, явно-довольное, тайно-блудливое, плоско-смешное, тошно-трусливое и т.д. Гиппиус, для еще большей выразительности, соединила по два определения, которые обычно используются отдельно. Первая часть строится исключительно на прилагательных и наречиях.
Вторая же, в отличие от первой, пронизана безграничной верой в светлое будущее:

Но жалоб не надо. Что радости в плаче?
Мы знаем, мы знаем: всё будет иначе.

Но, неизвестно почему, мне мерещится некоторая ирония. Быть может, она на самом деле здесь присутствует, а может быть, это чувство вызывает резкий контраст между частями. Точно судить не могу.
В стихотворении, по разным источникам, есть либо одна, либо две строфы. Я все-таки решила, что их две и делятся они точно так же, как и смысловые части. В первой строфе 14 строк, во второй- всего 2.
Рифма здесь – смежная.
В стихотворении используется два размера – дактиль (в первой строфе) и амфибрахий (во второй):

Страшное, грубое, липкое, грязное
_ _ _ l _ _ _ l _ _ _ l _ _ _ (дактиль)

Но жалоб не надо. Что радости в плаче?
_ _ _ l _ _ _ l _ _ _ l _ _ _ (амфибрахий)

Уже упоминалось, что в первой строфе используется дактиль. А в дактиле, как известно, ударение падает на первую часть. Из этого можно выстроить довольно интересную теорию. Первая строфа, в ней дактиль (с ударением на первую часть)- начало истории. Вторая строфа, как середина рассказа, а в ней амфибрахий (с ударением на вторую часть). Финал, к сожалению, неизвестен, но думаю, он был бы написан с помощью анапеста.

Стихотворение имеет слегка резковатое, на мой взгляд, звучание. Думаю, это вызвано одиночными словами.
В произведении, среди употребляемых частей речи, чаще всего встречаются прилагательные и наречия. С помощью этого, слегка необычного, приема достигается очень интересная атмосфера всего стихотворения в целом.
Автор также дважды использует рефрен:

Непереносное, ложное, ложное!
И
Мы знаем, мы знаем: всё будет иначе.

Первый рефрен подчеркивает особую ложность того, о чем пишет. А с помощью второго, скорее всего, пытается убедить саму себя в том, что в итоге все изменится к лучшему.
Нужно признать, что это стихотворение нравится далеко не всем. Не понимаю почему. На мой взгляд- оно просто потрясающее, так как вызывает множество эмоций.
Произведение являет собой некоторое новаторство. Я больше нигде не видела, чтобы большая часть стиха состояла лишь из определений. Как писал о Гиппиус Сергей Маковский: «Она вся была – «наоборот», вызывающе, не как все». И это полностью подтверждается в данном стихотворении.

30528 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Ссылка на основную публикацию