Анализ стихотворения Посвящение Гиппиус

Анализ стихотворения Посвящение Гиппиус

Серебряный век Поэзии без золотоволосой Зинаиды – тускнеет. Тонкая, стремительная, резкая, она – врывается в Поэзию, в литературу, и властвует над многими и многим.

Ее стихи читаю в затворничестве. Поставив перед собой утонченные душистые цветы… Читаю медленно и плавно – чувства разламываются, вернее они разделяются на две стрелы света: одна летит через сердце, вторая – через разум, и – одновременно! Ранящий разрыв – белая боль… И тогда…

Но сперва – о загадочной Зинаиде. Эмигрантка, она скончалась в Париже, тоскуя-болея по Родине:

«Молюсь я в часы ночные,
Дай мне еще увидеть
Родную мою Россию»
(З.Гиппиус)

Она возвратилась в Россию много лет спустя после своей кончины. Возвратилась в белой одежде…

Зинаида Гиппиус родилась в Белеве на Тульской земле. Получив домашнее образование, с детства создавала стихи, вела дневники. В 1889 году вышла замуж за Дмитрия Мережковского, который помог с первыми публикациями стихов, переехала в Петербург. С Мережковским она прожила 52 года, не разлучаясь ни на один день! «Любовь – одна, как смерть одна».

Их дом посещали: Полонский, Майков, В.В.Розанов, Ф.Сологуб, Н.А. Бердяев, Д.В.Философов, А.Белый, А.В.Карташев и другие. Это был своеобразный Живой Журнал обсуждений литературы и модных течений в литературе – словно предтеча тусовок в Интернете, если хотите…

Гиппиус необычна и по характеру и по творчеству. Блок в своих стихах называл ее «зеленоглазою наядой»:

«Женщина, безумная гордячка!
Мне понятен каждый ваш намек,
Белая весенняя горячка
Всеми гневами звенящих строк!

Все слова — как ненависти жала,
Все слова — как колющая сталь!
Ядом напоенного кинжала
Лезвие целую, глядя в даль. “
(А.Блок)

У Гиппиус знамениты (в цитатах литературоведов!) строки:

«И я такая добрая…
Как ласковая кобра, я…»
(З.Г.)

Но это она не о себе! Это – о понятии «боль», философский «Лаокоон». Так что не надо ее озмеивать! Целуя лезвие, Блок – ее понимал.

Вижу другую, трагически-прекрасную Зинаиду:

«Не осуждай меня, пойми:
Я не хочу тебя обидеть,
Но слишком больно ненавидеть,
Я не умею жить с людьми…»
(З.Гиппиус)

Она считала, видимо, что если уснувшая душа может проснуться от раны – то надо ранить, во имя спасения этой души.

Да и в Поэзии она шла своим путём, может быть, для некоторых странным.

«К простоте возвращаться – зачем?
Зачем – я знаю, положим.
Но дано возвращаться не всем.
Такие, как я, не можем.

Сквозь колючий кустарник иду,
Он цепок, мне не пробиться.
Но пускай упаду,
До второй простоты не дойду,
Назад – нельзя возвратиться.»
(З.Гиппиус)

Октябрьскую революцию Гиппиус резко не приняла. И не только сердцем – она прекрасно разбиралась в событиях. Воистину, ее стихи того периода остры и смелы, как стрелы серебряные: «Не покажем ли Бронштейну да Ленину / Кто на русской земле господин?» (1919). Да, «красная демократия» завладела Россией: «Все за лопаты! Все за свободу! / А кто упрется – тому расстрел!» (Стих «Осенью»). Началась особая политика, особая экономика:

«В цене упали бриллианты,
появился швейцарский сыр…
Что случилось? А это Антанта
с большевиками заключает мир…»
(З.Гиппиус)

Зинаиде Гиппиус чудится наступление долгой, сплошной ночи для России: «Не рассветает! Не рассветёт». В декабре 1919 года она с Мережковским тайно эмигрировала. Остаться? Ясно – за такие стихи ее бы дачей в Переделкино не пожаловали. К счастью, она была очень догадлива, но все равно, цель эмиграции для нее – не свое спасение, а деятельное противостояние. Уезжала на время, оказалось – навсегда.

В исторических событиях она умела многое предвидеть. Думаю, что в любой Кассандре помимо сверхчувств молниеносный анализ – присутствует. Поэтому коснусь и иной стороны творчества Гиппиус. Кроме стихов и прозы, поражают философские мысли-пророчества в ее статьях, письмах, дневниках, где она идет путем разумного анализа, и этот разум ее высок настолько, что, как острейший луч, выхватывает светом Грядущее, которое Гиппиус мгновенно вычисляет логически.

Взять хотя бы одно ее письмо от 17 октября 1905 года – «Писано за час до манифеста», где она представила тончайший анализ будущего хода революции и свершений большевиков: «Но весь путь их и вся эта картина так мною неприемлема, противна, отвратительна, страшна – что коснуться к ней (т. е. войти во всё) равносильно для меня предательству моего». И она, которая страстно рвалась к обновлению общества, заявляет: «Главное – я реально представила грядущее насильническое (сами говорят) правительство и народный террор и кровь… Для их истин – такой путь!»

И самое страшное – она логически осмыслила (в 1905 году) – это будет, это неизбежно. Получается, и все последующие события (и правители!) вплоть до наших дней – не случайность. У Гиппиус была политическая прозорливость – дар врожденный. Подозреваю, что Ленин был знаком с некоторыми трудами Гиппиус – он умел извлекать умственную энергию из ярких интеллектов. Понимая свершающееся, Гиппиус даже пыталась повлиять на ход исторических событий, особенно находясь в Польше и Франции, но кто мог тогда принять всерьез зеленоглазую женщину, декадентку-поэтессу, пишущую кощунственно-безумные (для того времени!) стихи, толкующую про отвлеченно-тонкое…

Не удивляйтесь, что о Гиппиус осталось много сплетен, слухов, нелестных характеристик… Уверена, вся вина ее в том – угораздило родиться умной и красивой одновременно. Некоторые женщины – не прощали ей красоту, некоторые мужчины – ум. Двусторонняя немилость, по сути – обреченность на внутреннее одиночество. Сплетни – пища обывателя, он их сам выращивает и жадно пожирает. Он не любит высот: никогда не пытается духовно подняться до личности, а тщится (безрезультатно!) бытовыми подробностями принизить личность до себя. Гиппиус к слухам о себе была равнодушна, вероятно, они ее даже забавляли.

“Тяжки иные тропы.
Жизнь ударяет хлёстко.
Чьи-то глаза из толпы
взглянули так жёстко.

Кто ты, усталый, злой,
путник печальный?
друг ли грядущий мой?
враг ли мой дальний?

В общий мы замкнуты круг
боли, тоски, заботы.
Верю я, все ж ты мне друг,
хоть и не знаю, – кто ты. “
(З.Гиппиус)

А если глянуть на ее удивительную душу через сокровенное – ее Поэзию? В талантливых стихах кратко, зримо, подсознательно – сказано несказанное… А в ее душе таинственного столько, «что для речей единственных не знаю здешних слов…». И это свой прорыв к Богу! И попытка осмыслить Бытие и религию. Ее роковое противостояние революционным событиям рождало строки: «И если это Божья длань – / Кровавая дорога, – / Мой дух пойдет и с ним на брань, / Восстанет и на Бога». (1916). Кощунство? Понимаю так: пренебрегает спасением своей души во имя спасения Отечества.
Золотоволосая изгнанница, Вы где сейчас, Зинаида?

Когда ее Поэзию читаю – чудится, как она присаживается к моему ночному столику и узкой ладонью проводит по СВОИМ стихам так, что загораются именно те строки, видения и понятия, что хотелось бы ей высветить… Замираю. «Пойми меня, когда меня не станет…»

И гнутся цветы лилейные. Зинаида – Белая, Верная… Она приподымает край своей шляпы и, «Вся нежная, робкая, злая…» шепчет тайно-истинное: «Тихо плачу я, плачу – обо всех…»

Её походку и обличье –
духи пронзают «Лориган»!
Я – в мареве от «Нина Риччи»!
И возле нас – двойной туман…
Сквозь вековых вуалей сон –
она уходит в медальон,
забыв жестокий свой лорнет,
но разобьет его рассвет…
Здесь лепестков и лезвий кромки,
запреты, страсти и обиды.
Сквозь виртуал, в накидке тонкой,
читаю стих от Зинаиды.
(Т.Смертина)

©Татьяна Смертина. Статья “Золотоволосая”
(О Зинаиде Гиппиус)
Tatiana Smertina

СТИХИ ЗИНАИДЫ ГИППИУС
Zinaida Gippius
(Чтобы открыть файл, нажмите мышкой.
Здесь и мой скан ранее неизвестных в сети стихов Гиппиус).

ПРИЖИЗНЕННЫЕ издания Зинаиды Гиппиус:
Собрание стихов. 1889-1903. «Скорпион», М., 1904г.
Собрание стихов. 1903-1909. «Мусагет», М., 1910г.
Зинаида Гиппиус (совм. С Мережковским и Философым). Пьеса «Маков цвет». СПб., 1908.
«Литературный дневник». СПб, 1908.
Драма «Зеленое кольцо». 1912.
Рассказы. «Новые люди». СПб, 1896.
Рассказы. «Зеркала». СПб., 1898.
«Третья книга рассказов». СПб., 1902.
«Алый меч». СПб., 1906.
Рассказы. «Черное по белому». СПб., 1908.
Зинаида Гиппиус. «Чёртова кукла». Роман. М., 1911
Рассказы. «Лунные Муравьи». СПб., 1912.
«Цесаревич». Роман. М., 1913
«Последние стихи. 1914-1918». СПб., 1918.
«Стихи. Дневник 1911 – 1921». Издано в эмиграции. Б., 1922
Мемуары. «Живые лица». Прага, 1925.
Зинаида Гиппиус. «Сияние». Париж, 1939.

=======
ПОСМЕРТНЫЕ издания Зинаиды Гиппиус:
Пьесы. Л., 1990
Живые лица, тт. 1-2. Тбилиси, 1991
Сочинения. Ленинградское отд. Худож. лит. 1991 г.
Стихотворения. СПб, 1999
Дневники, тт. 1-2. М., 1999

Адамович Г., Одиночество и свобода. Нью-Йорк, 1955, с. 151—68;
Андреев В., Детство, М., 1963, с. 144—47;
Белый А., Начало века, М.— Л., 1933; его же, Между двух революций, Л., 1934, с. 58—62, 161—76;
Бенуа А. Н., Мои воспоминания, т. 2, М., 1980;
Берберова Н., Курсив мой. Нью-Йорк, 1983 (ук.). + Брокгауз; НЭС;
Бердяев Н. А., Самопознание, Париж, 1983;
Блок А. и А. Белый. Переписка, М,, 1940;
Блок в неизд. переписке и дневниках современников.— В кн.: ЛН, т. 92, кн. 3 (вступ. ст. Н. В. Котрелева и 3. Г. Минц; публ. Котрелева и Р. Д. Тименчика), с. 158 — 59, 163, 74 —201, 219 — 22, 225, 228, 243, 273, 276, 285—87, 296—310, 335, 445—47, 455, 472—75, 480—81; вкл. письма Г. к Белому);
Брюсов В., Дневники. 1891 — 1910, М., 1927;
Бунин в годы войны.— «Даугава», 1980, № 10;
Вишня к М. В., Г. в письмах.— «Новый журнал», [1954], № 37;
Волынский А. А., «Книга великого гнева», СПб., 1924, с. 190 — 91, 212—113, 433—35;
Есенин С. А., Дама с лорнетом, Собр. соч., т. 5, М., 1979;
Закржевский А., Религия. Психологические параллели, К., 1913, с. 52 — 94;
3лобин В. А., Тяжелая душа, Вашингтон, 1970;
Измайлов А. А., Помрачение божков и новые кумиры, М., 1910 (у к.); его же, Пестрые знамена, М., 1913, с. 149 — 60;
История русской литературы, т. 4, Л., 1983;
Лавров А. В., Архив П.П.
Лундберг Е., Мережковский и его новое христианство, СПб., 1914, с. 143—92;
Маковский С., На Парнасе «Серебряного века», Мюнхен. 1962, с. 87 — 122;
Минц 3. Г., А. Блок в полемике с Мережковскими.— В кн.: Блоковский сб., [т.] 4, Тарту, 1981 («Уч. зап. ТГУ», в. 535; вкл. письма Г. к Блоку);
Перцов П., Лит. восп., М.— Л., 1933;
Перцова,— В кн.: Ежегодник РО ПД. 1973;
Плеханов Г. В., Литература и эстетика, т. 1, с. 174—81; т. 2, с. 484 — 88, М., 1958;
Терапиано Ю., Встречи, Нью-Йорк, 1953, с. 36 — 87;
Фомин А. Г., Библиотека новейшей русской литературы.— В кн.: Венгеров. Литература 20 в., т. 2, кн. 5 (т. 1 вкл. Автобиографию);
Чуковский К., Лица и маски, СПб., 1914, с. 165—77;
Шагинян М. С., Человек и время, М., 1980, гл. «Петербург».

——————
© Автор списка – Н.И. Осьмакова (при участии Л.Макаровой)
© Скан (избранное) – Т.Смертина
(из биографического словаря «Русские писатели» 1800-1917 года).

Анализ стихотворения Все кругом Гиппиус

Произведение Гиппиус “Все кругом” написанное в самом начале XX века предстает в форме единого предложения. При помощи интонации идёт перечисление, преимущественно прилагательных несущих негативный окрас, в виде какого-то выплёска. Завершается все знаком восклицания, который подчеркивает всю достоверность изложенного лирическим героем.

Нескончаемый ряд прилагательных подчеркивает те качества жизни, в которых вынужден находиться герой. Название стихотворения тесно связано с содержанием. В четырнадцатой строчке идёт повтор (“ложное, ложное!”) это усиливает негативную обстановку царящую кругом. Это боль, которая рвёт лирического героя изнутри. Он не может найти свет среди лживой тьмы.

Особая роль отводится литературному приему звукописи, который помогает представить картину происходящего. Преобладающие звуки усиливают однообразную серость жизни (“упорное, серое, ложное”).

Звук [р] усиливает нечто грозящее, напряженно – устрашающее.

Наречия употребленные в седьмой строке вызывают ассоциацию с тем, что человек не в силах противостоять натиску лживой грязи, которая постепенно засасывает его.

Благодаря звукописи автору удаётся передать всю бездейственность, статичность и однообразие проходящей жизни. Две последних строки выходят за рамки ритма всего произведения. Именно это способствует появлению яркого контраста. В заключительных строчках появляется надежда на изменения. У лирического героя возникает вопрос (“Что радости в плаче?”). Он осознает, что жаловаться бесполезно. Идёт призыв веры в лучшее, обретения силы.

Повтор слов символизирует уверенность. Герой утверждает “мы знаем, мы знаем”, идёт проявление его уверенности в том, что он не один. Финал стихотворения выделен композиционно и синтаксически “все будет иначе”. Он указывает на то, что на смену всего разрушающего обязательно придет строящее.

Без введения в стихотворение двух последних срок в сознании читателя осталось бы чувство недосказанности. Именно благодаря этим строкам резко меняется смысл. Идет не просто жалоба со стороны героя, а показана его сила способная не только все вынести, но и исправить.

Вариант 2

Для поэта, да и вообще для любого тонко-чувствующего человека мотив отвращения к миру, восприятия действительности как чего-то негативного и полного низменности, грязи является вполне нормальным и нужно даже сказать привычным делом. Пожалуй, даже простой человек, которого в противоположность тонко-чувствующим назовем толсто-чувствующим может ощутить некоторое отвращение к миру. Путь он видит по большей части только внешнее и не умеет различать, к примеру, за внешней приятностью отвратительности лицемерия или за пафосными речами никчемности, он все равно имеет какое-то понимание разницы между достойным и недостойным.

Конечно, многое зависит от того откуда и через какие, скажем так, фильтры для глаз человек смотрит на этот мир, но, если присмотреться, мир действительно окажется не самой приятной территорией для проживания. Особенно, когда дело касается людей, ведь животные по сути своей не способны на подлость или малодушие, они способны на инстинкт и подчинение этому инстинкту, как бы на внешнем уровне этот факт не проявлялся. Гиппиус в своем стихотворении во многом затрагивает именно уровень людей, она видит Все вокруг как сборище отрицательных качеств и смыслов.

Практически подводя итог своему импульсивному перечислению, поэтесса утверждает «жизни и смерти равно недостойное» и с этим вполне возможно согласиться. Ведь, определенно, есть достойное и недостойное и если речь идет о чем-то недостойном, то в идеале, с точки зрения человека, который стремится к чистоте, оно вообще не подлежит тому чтобы быть частью мира. Такого просто не следует видеть, ощущать, такому не следует быть.

Гиппиус объясняет почему, она видит все вокруг как «жестко тупое», «безобразное», «низкое», «застойное», «тошно-трусливое», «плоско-смешное» и далее в подобном стиле. Второй итог подводится в строчке и словах «ложное, ложное!» – именно ложность всего этого является причиной недостойности быть частью мира.

Таков на самом деле взгляд поэта, который способен видеть красоту и не переносит отвратительного. Речь не о какой-то личной неприязни или чем-то подобном, просто в действительности все грязное и низкое является ложью для этого мира, подобно тому как о зле говорят как отсутствии добра. Там где не хватает правды может возникать такое ложное, дисгармония и отвратительное, но итог видится поэтессе положительным: «мы знаем, мы знаем: все будет иначе».

Анализ стихотворения Все кругом по плану

Все кругом

Возможно вам будет интересно

Произведение посвящено нетипичному персонажу – чиновнику, не берущему взяток. В нем автор стремился показать, насколько трудным может быть следование принципам.

Произведение Некрасова является одним из ярких примеров выражения патриотических чувств и любви к своему народу поэтическими средствами. Автор разворачивает картину родной земли, призывая читателей разделить его восхищение перед ней.

Произведение представляет собой преобразованный драматический лиричный сюжет в виде изображения живописного портретного образа, воссоздающего иконописный облик божьей матери.

В центре повествования образ плодородной пашни, которая часто становится образом повествования Некрасова, он часто описывает ее как незаменимую часть пейзажа Руси. Лирический герой с созерцанием и восхищением описывает то, что ему приходиться видеть

Произведение относится к раннему творчеству Бунина. В стихотворении он описывает деревенский пейзаж и порождаемые им впечатления.

Анализ стихотворения “Все кругом”

Скачать сочинение
Тип: Сочинение по картине

Анализ лирического произведения
«Все кругом» З. Гиппиус

Страшное, грубое, липкое, грязное, а
Жёстко тупое, всегда безобразное, а
Медленно рвущее, мелко-нечестное, б
Скользкое, стыдное, низкое, тесное, б
Явно-довольное, тайно-блудливое, а
Плоско-смешное и тошно-трусливое, а
Вязко, болотно и тинно застойное, б
Жизни и смерти равно недостойное, б
Рабское, хамское, гнойное, чёрное, а
Изредка серое, в сером упорное, а
Вечно лежачее, дьявольски косное, б
Глупое, сохлое, сонное, злостное, б
Трупно-холодное, жалко-ничтожное, а
Непереносное, ложное, ложное! а
Но жалоб не надо. Что радости в плаче? б
Мы знаем, мы знаем: всё будет иначе. б

Сначала, признаться, я решила взять стихотворение футуриста. Ничего удивительного, ведь футуристы оригинальны во всем – начиная с внешнего вида и заканчивая новаторством в поэзии. Но немного поразмышляв, решила, что символисты гораздо ближе мне по духу. Таким образом, выбор пал на яркую представительницу символизма – Зинаиду Гиппиус.
Стихотворение «Все кругом» было написано в 1904 году. Изучив хронологию событий в России за этот год, я выяснила, что ничего особенного, кроме начала Русско-японской войны, не было. Так как поэзия Гиппиус все-таки исторична, можно было предположить, что написание стихотворения как-то связано с конфликтом. Но думаю, смысл стиха куда шире.
Название «Все кругом» необъятное. Оно включает в себя буквально все! Отношения между людьми, между простым народом и властью, условия проживания этих людей, социальное неравенство и т.д. Каждый найдет в нем что-то свое.
Это стихотворение вызывает во мне бурю эмоций. Я думаю, что это очень сильное произведение. В голове мгновенно всплывают яркие, в большинстве своем, какие-то отвратительные картинки, вызванные обилием «нелестных» прилагательных. Ураган беспорядочных цветов и эмоций. Скорее всего, автор была в очень эмоциональном состоянии и, желая выпустить возмущение наружу, написала это произведение.
Стихотворение можно разделить на две смысловые части.
Первая – очень эмоциональная, довольно красочная и немного безумная смесь определений. В глаза сразу бросаются несколько окказионализмов: мелко-нечестное, явно-довольное, тайно-блудливое, плоско-смешное, тошно-трусливое и т.д. Гиппиус, для еще большей выразительности, соединила по два определения, которые обычно используются отдельно. Первая часть строится исключительно на прилагательных и наречиях.
Вторая же, в отличие от первой, пронизана безграничной верой в светлое будущее:

Но жалоб не надо. Что радости в плаче?
Мы знаем, мы знаем: всё будет иначе.

Но, неизвестно почему, мне мерещится некоторая ирония. Быть может, она на самом деле здесь присутствует, а может быть, это чувство вызывает резкий контраст между частями. Точно судить не могу.
В стихотворении, по разным источникам, есть либо одна, либо две строфы. Я все-таки решила, что их две и делятся они точно так же, как и смысловые части. В первой строфе 14 строк, во второй- всего 2.
Рифма здесь – смежная.
В стихотворении используется два размера – дактиль (в первой строфе) и амфибрахий (во второй):

Страшное, грубое, липкое, грязное
_ _ _ l _ _ _ l _ _ _ l _ _ _ (дактиль)

Но жалоб не надо. Что радости в плаче?
_ _ _ l _ _ _ l _ _ _ l _ _ _ (амфибрахий)

Уже упоминалось, что в первой строфе используется дактиль. А в дактиле, как известно, ударение падает на первую часть. Из этого можно выстроить довольно интересную теорию. Первая строфа, в ней дактиль (с ударением на первую часть)- начало истории. Вторая строфа, как середина рассказа, а в ней амфибрахий (с ударением на вторую часть). Финал, к сожалению, неизвестен, но думаю, он был бы написан с помощью анапеста.

Стихотворение имеет слегка резковатое, на мой взгляд, звучание. Думаю, это вызвано одиночными словами.
В произведении, среди употребляемых частей речи, чаще всего встречаются прилагательные и наречия. С помощью этого, слегка необычного, приема достигается очень интересная атмосфера всего стихотворения в целом.
Автор также дважды использует рефрен:

Непереносное, ложное, ложное!
И
Мы знаем, мы знаем: всё будет иначе.

Первый рефрен подчеркивает особую ложность того, о чем пишет. А с помощью второго, скорее всего, пытается убедить саму себя в том, что в итоге все изменится к лучшему.
Нужно признать, что это стихотворение нравится далеко не всем. Не понимаю почему. На мой взгляд- оно просто потрясающее, так как вызывает множество эмоций.
Произведение являет собой некоторое новаторство. Я больше нигде не видела, чтобы большая часть стиха состояла лишь из определений. Как писал о Гиппиус Сергей Маковский: «Она вся была – «наоборот», вызывающе, не как все». И это полностью подтверждается в данном стихотворении.

32293 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Литература русская : Зинаида Николаевна Гиппиус

Сложным явлением в символическом искусстве ХХ века была лирика

Зинаиды Гиппиус. Ее неутомимая поэтическая мысль, страстно бунтовавшая

против конечности земной жизни, не знала полной удовлетворенности в своих

исканиях. Рассудочно – холодное осмысление сущего постоянно смешивалось с

жалобными мотивами смиренности и сентиментальности.

Зинаида Николаевна Гиппиус (1869-1945) родилась в небогатой

дворянской семье, в городке Белеве Тульской губернии. Но детство и юность

ее прошли преимущественно в северной столице, где родители предпочитали

жить большую часть года. Там же, после окончания женской гимназии,

начинающая поэтесса познакомилась со студентом университета Д.

Мережковским, за которого вскоре вышла замуж. В обществе своего мужа,

ставшего со временем крупным писателем, и происходило становление ее

Художнические интересы Гиппиус были широки: она писала лирические

стихи и романную прозу, охотно выступала с критическими статьями, вместе с

Д. Мережковским и Д. Философовым редактировала литературный журнал «Новый

путь». Высокая, интеллигентная талантливость Мережковских снискала им

уважение в культурных кругах Петербурга. Их семейный салон посещали

знаменитые писатели и поэты: И. Анненский, Ф. Сологуб, В. Брюсов, А. Блок,

К. Бальмонт, Вяч. Иванов, А. Белый, А.Н. Толстой и другие. Позднее, Когда

супруги жили в Париже (они уехали в 1920 году), их друзьями стали И. Бунин

Лирика Гиппиус исторична. В ней ясно видны следы национальных

идей, веяний, переживаний, эмоций, конкретной жизненной обстановки начала

текущего столетия. Конечно, стих ее не притязал на многогранное описание

реальности ; он касался лишь отдельных, в основном порочных ее явлений:

Страшное, грубое, липкое, грязное,

Жестко – тупое, всегда безобразное,

Медленно – рвущее, мелко – нечестное,

Скользкое, стыдное, низкое, тесное,

Явно – довольное, тайно – блудливое,

Плоско – смешное и тошно – трусливое,

Вязко, болотно, и тинно застойное,

Жизни и смерти равно недостойное,

Критики Гиппиус нередко соединяли эти строки с конкретной

российской действительностью и на этом основании обвиняли автора в нелюбви

к Отечеству. Между тем проблематика данного произведения гораздо шире,

«космичнее», чем это может показаться при первом чтении. Поэтесса здесь

высказала (естественно, на материале русской жизни) мысль о несовершенстве

человеческого «я», и его земного общества. Текст построен в виде

развернутого, психологически обостренного предложения, в котором ведущую,

сюжетную функцию выполняют определения. Истинный замысел стихотворения «Все

кругом» проясняется в конце повествования, где однотонное, несколько

рассудочное движение темы внезапно сменяется эмоционально – напряженным

мотивом, раскрывающим неугасимую надежду человека на изменение сложившегося

Но жалоб не надо; что радости в плаче?

Мы знаем, мы знаем: все будет иначе.

Живой облик эпохи возникал у Гиппиус и в стихах, написанных на

основе психологического параллелизма. Важную роль в этом случае играла

внешняя, природно-бытовая деталь, которая своим метафорическим сближением с

изломами человеческой души передавала целую гамму лирических переживаний и

Над водами, стихнувшими в безмятежности

Вечера ясного, – все бродит туман;

В последней жестокости есть бездонность нежности,

И в Божией правде – Божий обман.

Разумеется , для выражения подобной темы требовался особый

поэтический язык, и Гиппиус кропотливо создавала его, подбирая из словаря

точные в смысловом отношении элементы нейтральной книжной речи и отдавая

предпочтение лишь тем словесным оборотам, которые исключали всякую

метафорическую вычурность. В скрытом течении ее стиха словно бы велся

давний спор с воображаемым оппонентом на тему, начатую еще Л. Толстым и

Достоевским: каков человек изнутри, чем он значителен на Земле? В ее

произведениях постоянно ощущалось какое-то нежное очарование хрупкостью

человеческой жизни, ее незащищенностью в мироздании. И здесь лепка образной

мысли достигала удивительно филигранных очертаний.

Особое значение в этой связи Гиппиус придавала тщательной подборке

поэтически сравнимых явлений. Наиболее выигрышным ей представлялось

соединение в композиционно-сюжетном строе внутреннего, незримо духовного с

предметом из мира природы, традиционно воспеваемым в классической пейзажной

лирике (серебристой паутиной, светом настольной лампы, светом зари).

В стихотворении « Нить» величественное и простое в человеческой

душе уподоблено летней паутинной нити, повиснувшей над лесной тропинкой. И

многоцветное сверкание природной « струны», и ее чуткое дрожание на ветру,

готовое оборваться от неосторожного дыхания воздуха, и еще множество других

пластично выписанных мелочей, оживляющий пустое небо, сообщают на какое-то

время повествованию характер самоценной пейзажной сценки:

Нить паутинная упруга и чиста,

Повисла в небесах; и дрожью незаметной

Колеблет ветер нить, порвать, пытаясь тщетно;

Она крепка, тонка, прозрачна и проста.

Разрезана небес живая пустота

Сверкающей чертой – струною многоцветной.

А далее обнаруживается, что эта зарисовка природы есть

развернутая метафорическая характеристика таинственного и сложного

человеческого «я», схожего своей зыбкой тонкостью с опоэтизированной

внешней природной частностью:

В запутанных узлах, с какой-то страстью ложной

Мы ищем тонкости, не веря, что возможно

Величье с простотой в душе соединить.

Но жалко, мертвенно и грубо все, что сложно;

А тонкая душа проста, как эта нить.

Общие эпитеты подчеркивают общность природного и духовного

(паутинка тонка и проста, и душа тонкая, простая). Но компоненты эти

скреплены еще и единым, стержневым мотивом, сложенным по ступенчатому

принципу: сначала паутинная нить сопоставлена со сверкающей чертой; затем в

ее образное оформление внесено еще одно приращение: струна многоцветная; и

только после этого она представлена в качестве «портретной» схемы

Стихотворение « Нить» написано в жанрово-стилевой форме

философского пояснения. Известный еще со времен Пушкина и Тютчева своей

идилличностью лирический образ паутины получил здесь нетрадиционное

толкование. Гиппиус овеяла этот образ психологическим драматизмом. Правда,

пафос последнего не был глубоко развит в ее произведении; в сущности, он

только намечен тематически.

Все жанрово-стилевые средства вели к многослойности символа,

который можно было толковать вариативно. Так , в символике романсного

стихотворения , названного автором « Песней», можно особо выделить мотив

томления героини, жаждущей душевного спасения и ясности на пути от

человеческого ко вселенному, и вместе с тем наше внимание невольно

сосредоточивается на частном образе окна, куда, словно в космический

просвет, устремляются земные вековечные чувства, мысли, переживания:

Окно мое высоко над землею,

Высоко над землею.

Я вижу только небо с вечернею зарею,

С вечернею зарею.

И небо кажется пустым и бледным,

Таким пустым и бледным…

Оно не сжалится над сердцем бедным,

Над моим сердцем бедным.

Увы, в печали безумной я умираю,

Стремлюсь к тому, чего я не знаю,

Но сердце хочет и просит чуда…

Еще на заре творчества у поэтессы мелькнула догадка о жизни после

смерти. Она почувствовала это «в дыхании ветра, в солнечных лучах», и в

«бледной» морской волне, и в облачной тени. Раздвигая границы

художественного времени, Гиппиус попыталась тогда поэтически обесценить

самую смерть и таким образом «убрать порог» между нею и жизнью. Причем

явление смерти она как бы подводила к заключительному моменту бытия, когда

«уже не душно, достигнута последняя ступень»:

И если смерть придет – за ней послушно

Уйду в ее безгорестную тень.

Так осенью светло и равнодушно

На бледном небе умирает день.

Гиппиус постоянно колебалась между землею и небом, жизнью и богом.

Если в середине 90-х годов « мудрый Соблазнитель» казался ей «непонятным

Учителем Великой Красоты», то в начале нового столетия Божия, правда и

Божий обман», несмотря на свое полюсное положение, драматически сблизились

Небо – вверху; небо – внизу,

Звезды – вверху; звезды – внизу,

Все, что вверху, то и внизу,

Если поймешь, благо тебе.

Стих З.Гиппиус, стремившейся к звучной точности, обрел здесь

З.Гиппиус ввела свою образную мысль в русло художественно-

филосовских исканий Достоевского и в свете его мощной, трагической поэтики

попыталась дорисовать то, что недоступно монументальной, романной прозе, но

что способна выполнить утонченная, символико-психологическая лирика.

Вглядываясь в ее творчество, я не могу не отметить следующее:

поэтический дебют ее состоялся в 1888г. на страницах «Северного вестника»,

издаваемого в Петербурге. Этот журнал вскоре стал литературной трибуной

символистов. Известность Зинаиде Николаевне принесли творчески

разработанные самостоятельные опыты – стихотворения « Посвящение» и

В 1904 г. отдельным изданием вышло «Собрание стихов.1889-1903».

Еще ее современники отметили смелую реформацию в раннем творчестве: она

неустанно экспериментирует, варьирует стихотворные размеры, использует

прием «перебоя ритма», виртуозно пользуется аллитерацией и т.д. Часто она

строит свои стихи как монологи – молитвы, обращение к Богу.

Отличительной чертой ее творчества является афористичность мыслей.

Особо надо отметить то, что она стала во главе «неохристиан»,

печатным органом которых был журнал « Новый путь», где поэтесса

«спряталась» за псевдоним Антон Крайний, потом Антон Кирша.

Я не касаюсь ее прозаических произведений, хотя и там она сказала

свое, новое слово. Последняя книга ее стихотворений вышла в 1939году – «

Сияние», главное в ней – раздумья о божественной любви, открывающей путь в

вечность, о силе и бессмертии божественного слова.

Последние годы своей одинокой жизни (Д.Мережковский умер в 1941

году) она отдала поэме «Последний круг» и книге воспоминаний «Дмитрий

Мережковский», которая осталась незавершенной.

Есть под Парижем русское кладбище – Сен-Женевьев де Буа. Там в

одной могиле похоронены Д.Мережковский и его верная спутница Зинаида

Гиппиус, поэт, писатель, литературный критик…

Знакомство с новым поэтом – всегда радость. Не скажу, что

творчество З.Гиппиус произвело на меня особое впечатление. Нет! В нем много

вычурности, какие-то изломы, что-то болезненное.…Однако ее стихи

своеобразны и ярки, лирический герой поэтессы – человек воспринимающий

красоту мира и сердцем чувствующий добро и зло на земле. Это – блестящий

Вот первый луч – вот алый меч…

И плачет сердце…

Так написать может только талантливый поэт.

Из сборника «Последние стихи», с которыми я познакомился, я

выбрал одно – « Нет» и попытаюсь поделиться своими впечатлениями о нем и

дать ему свою оценку.

Прежде всего, я обратил внимание на название – оно не совсем

обычно ,если учесть содержание: «нет» кому или чему? Удивила и дата

написания: «Февр . 18.»,она же и помогла мне правильно понять тему

произведения. Я знал, что Зинаида Николаевна отрицательно отнеслась к

первой мировой войне, не разделила националистических настроений части

творческой интеллигенции. Не приняла она и Октябрьскую революцию, для нее

это была трагедия. «Последние стихи», куда входит «Нет», и направлены

против «восставшего Хама», но З.Гиппиус всегда волновала судьба России,

судьба Родины. «Нет» – крик души поэтессы, крик отчаяния и крик надежды.

Она, словно луч солнца, озаряет миниатюру, в котором только восемь строк,

и зовет всех верить не только ей – Надежде, но и Вере, и Любви.

Приподнято торжественное звучание каждого слова позволяет мне

сказать о том, что стихи написаны в публицистическом ключе. Об этом

напоминают нам, читателям, использованные автором риторические

Она не погибнет – знайте!

Она не погибнет – Россия!

Именно они, эти восклицания, выражают замысел поэта: высокое

патетическое звучание гимна русской земли.

«Нет» – это, значит, не исчезнет Русь, ее государственность, не

пропадет ее народ. Она, как держава, будет стоять вечно. Думаю, что не

ошибусь в определении идеи этого небольшого стихотворения: она – в

вечности! Более ста лет до З.Гиппиус Ф.И.Тютчев – поэт золотого века – по-

своему выразил свой лирический облик Родины: «Умом России не понять…»

З.Гиппиус в новом, «серебряном веке», утвердила мысль собрата по перу:

вечны, будут Россия, ее земля и ее народ! Отсюда и та торжественная

приподнятость, тот пафос, что усиливает звучание каждого слова.

Употребление же такого художественного приема, как анафора, и делает ее

Она не погибнет, – знайте!

Она не погибнет, Россия.

Они всколосятся ,– верьте!

Поля ее золотые.

И мы не погибнем, – верьте…

Повтор слова « верьте» в конце двух строк есть не что иное, как

другой художественный прием – эпифора.

Удачно применены поэтессой глаголы повелительного наклонения: и в

первом и во втором катрене они усиливают мотив стихотворения, наполняя его

оптимизмом. Именно это и не мог принять Блок, написавший поэтессе письмо и

посвятивший ей стих, где зловеще определяют их жизнь следующие строки:

Мы – дети страшных лет России-

Забыть не в силах ничего.

Перечитываю вновь миниатюру З.Гиппиус и думаю о том , как все-

таки талантлива была она как поэт. Какие образы нашла она для выражения

своей мысли, какие художественные средства!

Они всколосяться, – верьте!

Поля ее золотые.

Эпитет « золотой» не редкий у поэтов, пишущий о русском поле, здесь же он

звучит особо, словно выражая богатство страны – ее хлеб.

Достигая образности и выразительности стиха, автор использует приём

олицетворения, погибнет «и…спасётся», видя в России живое существо. Особое

значения в композиционном строе имеет противительный союз «но». Им часто

пользовался А. С. Пушкин («Анчар», «Деревня»). Зинаида Николаевна

сознательно делит им стихотворение на две части: главное не спасение всех

её современников, а воскресение России, в которое она верила, любя и

«Нет» – одно из завершающих стихотворений цикла «Последние песни»,

написанного в Петербурге. Но как оно актуально в наши дни!

Я выбрал его для анализа потому, что оно вселяет в меня оптимизм, и мне

вместе с поэтессой хочется сказать всем, кто не верит в будущее нашей

Зинаида Николаевна Гиппиус

Сложным явлением в символическом искусстве ХХ века была лирика Зинаиды Гиппиус. Ее неутомимая поэтическая мысль, страстно бунтовавшая против конечности земной жизни, не знала полной удовлетворенности в своих исканиях. Рассудочно – холодное осмысление сущего постоянно смешивалось с жалобными мотивами смиренности и сентиментальности.

Зинаида Николаевна Гиппиус (1869-1945) родилась в небогатой дворянской семье, в городке Белеве Тульской губернии. Но детство и юность ее прошли преимущественно в северной столице, где родители предпочитали жить большую часть года. Там же, после окончания женской гимназии, начинающая поэтесса познакомилась со студентом университета Д. Мережковским, за которого вскоре вышла замуж. В обществе своего мужа, ставшего со временем крупным писателем, и происходило становление ее поэзии.

Художнические интересы Гиппиус были широки: она писала лирические стихи и романную прозу, охотно выступала с критическими статьями, вместе с Д. Мережковским и Д. Философовым редактировала литературный журнал “Новый путь”. Высокая, интеллигентная талантливость Мережковских снискала им уважение в культурных кругах Петербурга. Их семейный салон посещали знаменитые писатели и поэты: И. Анненский, Ф. Сологуб, В. Брюсов, А. Блок, К. Бальмонт, Вяч. Иванов, А. Белый, А.Н. Толстой и другие. Позднее, Когда супруги жили в Париже (они уехали в 1920 году), их друзьями стали И. Бунин и А. Куприн.

Лирика Гиппиус исторична. В ней ясно видны следы национальных идей, веяний, переживаний, эмоций, конкретной жизненной обстановки начала текущего столетия. Конечно, стих ее не притязал на многогранное описание реальности ; он касался лишь отдельных, в основном порочных ее явлений:

Страшное, грубое, липкое, грязное,

Жестко – тупое, всегда безобразное,

Медленно – рвущее, мелко – нечестное,

Скользкое, стыдное, низкое, тесное,

Явно – довольное, тайно – блудливое,

Плоско – смешное и тошно – трусливое,

Вязко, болотно, и тинно застойное,

Жизни и смерти равно недостойное,

Критики Гиппиус нередко соединяли эти строки с конкретной российской действительностью и на этом основании обвиняли автора в нелюбви к Отечеству. Между тем проблематика данного произведения гораздо шире, “космичнее”, чем это может показаться при первом чтении. Поэтесса здесь высказала (естественно, на материале русской жизни) мысль о несовершенстве человеческого “я”, и его земного общества. Текст построен в виде развернутого, психологически обостренного предложения, в котором ведущую, сюжетную функцию выполняют определения. Истинный замысел стихотворения “Все кругом” проясняется в конце повествования, где однотонное, несколько рассудочное движение темы внезапно сменяется эмоционально – напряженным мотивом, раскрывающим неугасимую надежду человека на изменение сложившегося миросостояния:

Но жалоб не надо; что радости в плаче?

Мы знаем, мы знаем: все будет иначе.

Живой облик эпохи возникал у Гиппиус и в стихах, написанных на основе психологического параллелизма. Важную роль в этом случае играла внешняя, природно-бытовая деталь, которая своим метафорическим сближением с изломами человеческой души передавала целую гамму лирических переживаний и размышлений:

Над водами, стихнувшими в безмятежности

Вечера ясного, – все бродит туман;

В последней жестокости есть бездонность нежности,

И в Божией правде – Божий обман.

Разумеется, для выражения подобной темы требовался особый поэтический язык, и Гиппиус кропотливо создавала его, подбирая из словаря точные в смысловом отношении элементы нейтральной книжной речи и отдавая предпочтение лишь тем словесным оборотам, которые исключали всякую метафорическую вычурность. В скрытом течении ее стиха словно бы велся давний спор с воображаемым оппонентом на тему, начатую еще Л. Толстым и Достоевским: каков человек изнутри, чем он значителен на Земле? В ее произведениях постоянно ощущалось какое-то нежное очарование хрупкостью человеческой жизни, ее незащищенностью в мироздании. И здесь лепка образной мысли достигала удивительно филигранных очертаний.

Особое значение в этой связи Гиппиус придавала тщательной подборке поэтически сравнимых явлений. Наиболее выигрышным ей представлялось соединение в композиционно-сюжетном строе внутреннего, незримо духовного с предметом из мира природы, традиционно воспеваемым в классической пейзажной лирике (серебристой паутиной, светом настольной лампы, светом зари).

В стихотворении “ Нить” величественное и простое в человеческой душе уподоблено летней паутинной нити, повиснувшей над лесной тропинкой. И многоцветное сверкание природной “ струны”, и ее чуткое дрожание на ветру, готовое оборваться от неосторожного дыхания воздуха, и еще множество других пластично выписанных мелочей, оживляющий пустое небо, сообщают на какое-то время повествованию характер самоценной пейзажной сценки:

Нить паутинная упруга и чиста,

Повисла в небесах; и дрожью незаметной

Колеблет ветер нить, порвать, пытаясь тщетно;

Она крепка, тонка, прозрачна и проста.

Разрезана небес живая пустота

Сверкающей чертой – струною многоцветной.

А далее обнаруживается, что эта зарисовка природы есть развернутая метафорическая характеристика таинственного и сложного человеческого “я”, схожего своей зыбкой тонкостью с опоэтизированной внешней природной частностью:

В запутанных узлах, с какой-то страстью ложной

Мы ищем тонкости, не веря, что возможно

Величье с простотой в душе соединить.

Но жалко, мертвенно и грубо все, что сложно;

А тонкая душа проста, как эта нить.

Общие эпитеты подчеркивают общность природного и духовного (паутинка тонка и проста, и душа тонкая, простая). Но компоненты эти скреплены еще и единым, стержневым мотивом, сложенным по ступенчатому принципу: сначала паутинная нить сопоставлена со сверкающей чертой; затем в ее образное оформление внесено еще одно приращение: струна многоцветная; и только после этого она представлена в качестве “портретной” схемы человеческой души.

Стихотворение “ Нить” написано в жанрово-стилевой форме философского пояснения. Известный еще со времен Пушкина и Тютчева своей идилличностью лирический образ паутины получил здесь нетрадиционное толкование. Гиппиус овеяла этот образ психологическим драматизмом. Правда, пафос последнего не был глубоко развит в ее произведении; в сущности, он только намечен тематически.

Все жанрово-стилевые средства вели к многослойности символа, который можно было толковать вариативно. Так , в символике романсного стихотворения , названного автором “ Песней”, можно особо выделить мотив томления героини, жаждущей душевного спасения и ясности на пути от человеческого ко вселенному, и вместе с тем наше внимание невольно сосредоточивается на частном образе окна, куда, словно в космический просвет, устремляются земные вековечные чувства, мысли, переживания:

Окно мое высоко над землею,

Высоко над землею.

Я вижу только небо с вечернею зарею,

С вечернею зарею.

И небо кажется пустым и бледным,

Таким пустым и бледным…

Оно не сжалится над сердцем бедным,

Над моим сердцем бедным.

Увы, в печали безумной я умираю,

Стремлюсь к тому, чего я не знаю,

Но сердце хочет и просит чуда…

Еще на заре творчества у поэтессы мелькнула догадка о жизни после смерти. Она почувствовала это “в дыхании ветра, в солнечных лучах”, и в “бледной” морской волне, и в облачной тени. Раздвигая границы художественного времени, Гиппиус попыталась тогда поэтически обесценить самую смерть и таким образом “убрать порог” между нею и жизнью. Причем явление смерти она как бы подводила к заключительному моменту бытия, когда “уже не душно, достигнута последняя ступень”:

И если смерть придет – за ней послушно

Уйду в ее безгорестную тень.

Так осенью светло и равнодушно

На бледном небе умирает день.

Гиппиус постоянно колебалась между землею и небом, жизнью и богом. Если в середине 90-х годов “ мудрый Соблазнитель” казался ей “непонятным Учителем Великой Красоты”, то в начале нового столетия Божия, правда и Божий обман”, несмотря на свое полюсное положение, драматически сблизились в ее лирике:

Небо – вверху; небо – внизу,

Звезды – вверху; звезды – внизу,

Все, что вверху, то и внизу,

Если поймешь, благо тебе.

Стих З.Гиппиус, стремившейся к звучной точности, обрел здесь предельно-лапидарное выражение.

З.Гиппиус ввела свою образную мысль в русло художественно-филосовских исканий Достоевского и в свете его мощной, трагической поэтики попыталась дорисовать то, что недоступно монументальной, романной прозе, но что способна выполнить утонченная, символико-психологическая лирика.

Вглядываясь в ее творчество, я не могу не отметить следующее: поэтический дебют ее состоялся в 1888г. на страницах “Северного вестника”, издаваемого в Петербурге. Этот журнал вскоре стал литературной трибуной символистов. Известность Зинаиде Николаевне принесли творчески разработанные самостоятельные опыты – стихотворения “ Посвящение” и “Песня”.

В 1904 г. отдельным изданием вышло “Собрание стихов.1889-1903”. Еще ее современники отметили смелую реформацию в раннем творчестве: она неустанно экспериментирует, варьирует стихотворные размеры, использует прием “перебоя ритма”, виртуозно пользуется аллитерацией и т.д. Часто она строит свои стихи как монологи – молитвы, обращение к Богу.

Отличительной чертой ее творчества является афористичность мыслей.

Особо надо отметить то, что она стала во главе “неохристиан”, печатным органом которых был журнал “ Новый путь”, где поэтесса “спряталась” за псевдоним Антон Крайний, потом Антон Кирша.

Я не касаюсь ее прозаических произведений, хотя и там она сказала свое, новое слово. Последняя книга ее стихотворений вышла в 1939году – “ Сияние”, главное в ней – раздумья о божественной любви, открывающей путь в вечность, о силе и бессмертии божественного слова.

Последние годы своей одинокой жизни (Д.Мережковский умер в 1941 году) она отдала поэме “Последний круг” и книге воспоминаний “Дмитрий Мережковский”, которая осталась незавершенной.

Есть под Парижем русское кладбище – Сен-Женевьев де Буа. Там в одной могиле похоронены Д.Мережковский и его верная спутница Зинаида Гиппиус, поэт, писатель, литературный критик…

Знакомство с новым поэтом – всегда радость. Не скажу, что творчество З.Гиппиус произвело на меня особое впечатление. Нет! В нем много вычурности, какие-то изломы, что-то болезненное.…Однако ее стихи своеобразны и ярки, лирический герой поэтессы – человек воспринимающий красоту мира и сердцем чувствующий добро и зло на земле. Это – блестящий художник:

Вот первый луч – вот алый меч…

И плачет сердце…

Так написать может только талантливый поэт.

Из сборника “Последние стихи”, с которыми я познакомился, я выбрал одно – “ Нет” и попытаюсь поделиться своими впечатлениями о нем и дать ему свою оценку.

Прежде всего, я обратил внимание на название – оно не совсем обычно ,если учесть содержание: “нет” кому или чему? Удивила и дата написания: “Февр . 18.”,она же и помогла мне правильно понять тему произведения. Я знал, что Зинаида Николаевна отрицательно отнеслась к первой мировой войне, не разделила националистических настроений части творческой интеллигенции. Не приняла она и Октябрьскую революцию, для нее это была трагедия. “Последние стихи”, куда входит “Нет”, и направлены против “восставшего Хама”, но З.Гиппиус всегда волновала судьба России, судьба Родины. “Нет” – крик души поэтессы, крик отчаяния и крик надежды. Она, словно луч солнца, озаряет миниатюру, в котором только восемь строк, и зовет всех верить не только ей – Надежде, но и Вере, и Любви.

Приподнято торжественное звучание каждого слова позволяет мне сказать о том, что стихи написаны в публицистическом ключе. Об этом напоминают нам, читателям, использованные автором риторические восклицания:

Она не погибнет – знайте!

Она не погибнет – Россия!

Именно они, эти восклицания, выражают замысел поэта: высокое патетическое звучание гимна русской земли.

“Нет” – это, значит, не исчезнет Русь, ее государственность, не пропадет ее народ. Она, как держава, будет стоять вечно. Думаю, что не ошибусь в определении идеи этого небольшого стихотворения: она – в вечности! Более ста лет до З.Гиппиус Ф.И.Тютчев – поэт золотого века – по-своему выразил свой лирический облик Родины: “Умом России не понять…” З.Гиппиус в новом, “серебряном веке”, утвердила мысль собрата по перу: вечны, будут Россия, ее земля и ее народ! Отсюда и та торжественная приподнятость, тот пафос, что усиливает звучание каждого слова. Употребление же такого художественного приема, как анафора, и делает ее особенно звучным:

Она не погибнет, – знайте!

Она не погибнет, Россия.

Они всколосятся ,– верьте!

Поля ее золотые.

И мы не погибнем, – верьте…

Повтор слова “ верьте” в конце двух строк есть не что иное, как другой художественный прием – эпифора.

Удачно применены поэтессой глаголы повелительного наклонения: и в первом и во втором катрене они усиливают мотив стихотворения, наполняя его оптимизмом. Именно это и не мог принять Блок, написавший поэтессе письмо и посвятивший ей стих, где зловеще определяют их жизнь следующие строки:

Мы – дети страшных лет России-

Забыть не в силах ничего.

Перечитываю вновь миниатюру З.Гиппиус и думаю о том , как все-таки талантлива была она как поэт. Какие образы нашла она для выражения своей мысли, какие художественные средства!

Они всколосяться, – верьте!

Поля ее золотые.

Эпитет “ золотой” не редкий у поэтов, пишущий о русском поле, здесь же он звучит особо, словно выражая богатство страны – ее хлеб.

Достигая образности и выразительности стиха, автор использует приём олицетворения, погибнет “и…спасётся”, видя в России живое существо. Особое значения в композиционном строе имеет противительный союз “но”. Им часто пользовался А. С. Пушкин (“Анчар”, “Деревня”). Зинаида Николаевна сознательно делит им стихотворение на две части: главное не спасение всех её современников, а воскресение России, в которое она верила, любя и ненавидя.

“Нет” – одно из завершающих стихотворений цикла “Последние песни”, написанного в Петербурге. Но как оно актуально в наши дни!

Я выбрал его для анализа потому, что оно вселяет в меня оптимизм, и мне вместе с поэтессой хочется сказать всем, кто не верит в будущее нашей Родины, а живёт прошедшим:

Зинаида Гиппиус: стихи и трагическая биография поэтессы

20 ноября 2019 года исполняется 150 лет со дня рождения Зинаиды Гиппиус – русской поэтессы, писательницы, драматурга и критика. Рассказываем о биографии и стихотворениях одной из самых видных представительниц поэзии Серебряного века.

Гиппиус родилась в 1869 году городе Белев Тульской губернии. Она была из обрусевшей немецкой дворянской семьи. Стихи начала писать с семи лет. Уже для первых поэтических упражнений девочки были характерны самые мрачные настроения.

Отца Гиппиус в 1881 году не стало из-за туберкулеза. Семья осталась практически без средств к существованию, и год спустя мать вместе с четырьмя дочерьми перебралась в Москву.

В столице туберкулезом заболела и сама Зинаида. Мать увезла дочку в Тифлис, где сняла дачу в Боржоми. Там в 1888-м 18-летняя Гиппиус познакомилась с поэтом и писателем Дмитрием Мережковским. Спустя год они поженились и перебрались в Петербург.

Современники утверждали, что семейный союз Гиппиус и Мережковского был в первую очередь духовным, а не по-настоящему супружеским. У обоих во время брака случались влюбленности, в том числе однополые. Так, в конце 1890-х – начале 1900-х годов у Гиппиус был роман с английской баронессой Елизаветой фон Овербек, которая сотрудничала с Мережковским как композитор.

В 1888 году Гиппиус опубликовала первые стихи в «Северном вестнике», вокруг которого группировались петербургские символисты «старшего» поколения.

В Северной столице Мережковский знакомит Гиппиус с известными литераторами: Алексеем Плещеевым, Яковом Полонским, Апполоном Майковым, Петром Вейнбергом. Писательница также сблизилась с молодым поэтом Николаем Минским.

В 1890-м Зинаида впервые пробует себя в прозе. За свою творческую биографию Гиппиус выпустила несколько рассказов и романов. Впрочем, о качестве последних она отзывалась скептически.

В то время Гиппиус перенесла возвратный тиф, часто болела ангиной и ларингитом. Чтобы поправить здоровье, они с Мережковским отправились в поездку по югу Европы в 1891-1892 годах. Поэты общались с Антоном Чеховым и Алексеем Сувориным. Во время второй поездки остановились в Ницце, где познакомились с публицистом Дмитрием Философовым, который стал затем постоянным спутником и ближайшим единомышленником супружеской пары.

На рубеже веков Гиппиус сближается с кружком Сергея Дягилева, сформировавшимся вокруг журнала «Мир искусства». Здесь она начинает публиковать свои первые литературно-критические статьи, подписывая их мужскими псевдонимами. Гиппиус в целом испытывала пристрастие к мужской одежде, мужскому лирическому «я» в поэзии и курила ароматизированные папиросы.

Зинаида Гиппиус, 1897 год. Фото: Public Domain / Andrei Bely

Впоследствии Гиппиус публиковалась как критик и во многих других журналах, последовательно отстаивая идеи символизма. Лучшие статьи она отобрала для книги «Литературный дневник», опубликованной в 1908 году.

В литературных кругах Петербурга Гиппиус была на передовых позициях. При ее содействии состоялся дебют Александра Блока, она вывела в люди начинающего Осипа Мандельштама, ей принадлежит первая рецензия на стихи тогда еще никому не известного Сергея Есенина.

Гиппиус и Мережковский провели 1916 год в Кисловодске и вернулись в Петроград в начале 1917-го. Супруги приветствовали Февральскую революцию как путь к окончанию войны и воплощению идей свободы. Они даже установили дружеские отношения с председателем Временного правительства Александром Керенским.

Но вскоре отношение поэтов резко изменилось. Октябрьскую революцию они посчитали началом «царства Антихриста» и торжеством «надмирного зла». Гиппиус описывала в своих дневниках голод и зверства ЧК. Семья стала задумываться об эмиграции.

Зимой 1919 года супруги уехали в Гомель, затем – в Варшаву и оттуда – в Париж. Там Гиппиус создала литературно-философское общество «Зеленая лампа», куда входили Иван Бунин, Николай Бердяев, Лев Шестов и другие поэты, писатели и философы. В эмиграции поэтесса выступала в статьях и стихах с резкими нападками на советский строй.

Мережковский ушел из жизни 9 декабря 1941 года в возрасте 76 лет. Это стало для Гиппиус сильнейшим потрясением. Последние годы жизни она посвятила работе над биографией покойного мужа. Но эта книга осталась неоконченной и была издана лишь в 1951 году.

Зинаиды Гиппиус не стало в Париже 9 сентября 1945 года. Она похоронена под одним надгробием с Мережковским на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Произведения поэтессы не издавались в СССР вплоть до 1990 года.

К 150-летию со дня рождения Гиппиус компания Google разместила 20 ноября на стартовой странице своего поисковика посвященный ей дудл – так называется изображение, стилизованное в честь какого-либо праздника, события или человека.

На логотипе поэтесса изображена за своим любимым занятием – чтением. Другим узнаваемым элементом ее портрета стал монокль. Дудл создала российская художница из Москвы Марина Шишова.

Фото: google.com

Анализ стихотворения «Так есть» (З.Н. Гиппиус)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 02.06.2020 · Обновлено 02.06.2020

Зинаида Николаевна Гиппиус – удивительная фигура в литературе. Возможно, она оставила не такой яркий творческий след, как другие поэты периода Серебряного века, но неизгладимый — точно. Мы её знаем, как писателя, поэта, критика. Многомудрый Литрекон проанализировал стихотворение Зинаиды Николаевны Гиппиус «Так есть», вошедшее в сборник стихов автора «Последние стихи».

История создания

Стихотворение «Так есть» написано в феврале 1918 года, как отклик души на события февраля 1917 года. В тот (1917) трагичный год, перевернувший все привычные устои, Зинаида Николаевна с мужем находились в питерской квартире, в которой по вечерам собиралась вся интеллигенция, обсуждала политические события, делилась новостями. Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский (муж) положительно отнеслись к отречению царя и созданию временного правительства. Но предвидеть дальнейшие события они никак не могли…

Расстрел невинных граждан интеллигентной наружности, полный беспредел, творившийся на улицах города – всё это отпечатывалось в душе поэтессы ужасом, несогласием с несправедливостью. В 1919 году Зинаида Николаевна и Дмитрий Сергеевич покинули Россию навсегда.

Зинаида Гиппиус была очень интересной личностью, но не всем понятной, но она была уникальной. О ней ходило множество слухов, кто-то её считал высокомерной, резкой, другие же напротив, отзывались о ней как о человеке дворянской нравственности, благородности, чуткой и доброй. Не поддаётся сомнению лишь тот факт, что она обладала удивительным «чутьём», с помощью которого она узнавала великих, талантливых, удивительных личностей, некоторым из которых дарила путёвку в «творческую жизнь»: А. Блок, С. Есенин, О. Мандельштам.

«Единственность Зинаиды Гиппиус» — именно так говорил о ней А. А. Блок.

Жанр, направление, размер

«В ее творчестве вся пятнадцатилетняя история нашего лирического модернизма» (И. Ф. Анненский)

Лирическое произведение «Так есть» довольно резкое, также оно является размышлением автора, которому присущ печальный, даже трогательный характер. Все эти черты свойственны такому жанру, как элегия. Этот жанр близок многим символистам, коим и является Зинаида Гиппиус.

Дмитрий Сергеевич и Зинаида Николаевна, можно сказать, являются первоисточниками данного направления. Они разработали концепцию и обозначили основные принципы данного течения. Но нельзя не заметить, что многие её современники не считали творчество поэтессы символистским. Е. Г. Лундберг охарактеризовал лирику Гиппиус как лишённую красок, отметив, что символизм «чужд творчеству Гиппиус так же, как ей чужда и непосредственность здорового реализма». Другие же причисляли её к религиозному крылу символистов, которым свойственно сочетать религиозные искания с разработкой своей собственной философии.

Данное стихотворение относится к общественно-политической поэзии автора. Эта направленность присуща поздней лирики поэтессы, которая стала, практически, основной в годы революции.

Размер стихотворения «Так есть» — шестистопный хорей. Рифмовка –смежная. Рифма – женская.

Композиция

Стихотворение «Так есть» состоит всего из 4 строк, но оно несёт в себе мощную энергетику, оно ёмкое, лёгкое по звучанию и тяжёлое по содержанию, оно бьёт правдой по ушам.

Композиционно его можно разделить так же, на четыре части, отметив то, что оно построено по принципу градации.

Всё стихотворение «Так есть» – это размышление поэтессы. Мысли сменяют друг друга последовательно, но не плавно, а резко, отрывисто, что может говорить об авторе произведения, как о человеке конкретном, уверенном, бесстрашном.

«Если гаснет свет — я ничего не вижу.»

Первая строка – это констатация всем известного факта. Зинаида Николаевна начинает своё рассуждение с самого простого и элементарного.

«Если человек зверь — я его ненавижу.»

Следующая строка также несёт довольно естественную мысль. «Зверь» — человек, не уважающий чувства других людей, руководствующийся только своими низшими потребностями. Лирический герой стихотворения «Так есть» данными строками чётко обозначает свою позицию по поводу таких «зверей».

«Если человек хуже зверя — я его убиваю.»

Данная строка, довольно жуткого содержания, передаёт готовность автора к обороне, к защите себя и своих близких от беспринципных, от безжалостных, от тех, кто хуже «зверя», от тех, кого в страшные годы революции было бесчисленное множество.

«Если кончена моя Россия — я умираю.»

Эта строка несёт в себе всю боль, отчаянье, печаль, скопившиеся за время революции в душе автора. Такой эмоциональный комплект несла в себе не только Зинаида Николаевна, но именно она смогла лаконично, точно, ёмко передать его в данном стихотворении. Данная строка является отражением мировосприятия очень многих людей того времени, которые поспешно покидали уже «не свою» Россию, которым было не суждено вернуться на Родину.

Образы и символы

Лирический герой стихотворения «Так есть» — это и сама поэтесса, и вся интеллигенция, и всё то общество, которое было против изменений, против братоубийства, это те люди, которые, возможно, хотели неких изменений, но до конца не осознавали пути, по которому придётся пройти всей России, не могли предвидеть всех жертв, всех лишений. Это собирательный, обобщающий образ.

В общественно-политической поэзии Гиппиус сложно разглядеть какие-то символы, знаки, но, опираясь на более раннее творчество поэтессы, данное стихотворение можно расшифровать таким образом.

  • Свет – это символ истины, праведности, символ миропорядка. Если не будет «света», не будет порядка, то потеряется ясность происходящего, потеряется смысл. Также свет символизирует знания, которые необходимы для правильного восприятия мира и событий. Сама Зинаида Николаевна надеялась, что, может быть не всё, но что-то, вернётся на круги своя, верила, что праведный свет воссияет над всем происходящим ужасом.
  • Можно предположить, что зверь – это тоже некий символ.
    Человек – это существо, имеющее лицо своё обращённым вверх, к небу, как к цели бытия и будущему жилищу (Церковный Словарь Г. Дьяченко). То есть человек стремится к великому, к совершенству, к самоисправлению, а зверь не имеет такого стремления, он просто существует.
  • Зинаида Гиппиус пишет, что «если человек зверь — я его ненавижу», то есть, она испытывает призрения к людям без цели, без желаний совершенствоваться, а людей, которые «хуже зверя», она не понимает, она не знает, что от них ожидать, они страшат её, следовательно, она его «убивает».
  • К смерти Зинаида Гиппиус относилась как к долгожданному расставанию с земной действительностью, которая не всегда соответствовала её представлениям. То есть, смерть для поэтессы – это положительный выход из сложившейся ситуации.

Но в данном стихотворении речь идёт о «другой смерти», о упадничестве духа, об безысходности. Крайнюю строку можно расшифровать либо как дальнейшее безразличное существование без «её России», либо как благородную готовность умереть за, опять же, «свою Россию».

Название стихотворение «Так есть» — это, можно сказать, краткое содержание всего произведения, основная мысль, заключённая в двух словах. Эти слова выражают мысль поэта о том, какая была Россия и какая стала, то есть, «так было — так есть».

Темы, проблемы, настроение

В. Я. Брюсов условно разделил всё творчество Зинаиды Николаевны на три этапа: «первый, когда ее миросозерцание исчерпывалось чистым эстетизмом, второй, когда ее живо заинтересовали вопросы религиозные, и третий, когда к этому присоединился столь же живой интерес к вопросам общественным».

Можно выделить четыре основные темы, вокруг которых вращается всё творчество Гиппиус: Бог, Любовь, Человек, Смерть.

Поздняя лирика автора, как было отмечено выше, выделяется своей общественно-политической направленностью, частым обращением к теме человека, к его ответственности за свои взгляды и свои поступки. В ней так же просматривается тема любви, но любовь эта сплетена с патриотизмом, это нежное чувство обращено к угасающей «её России».

Поначалу Зинаида Николаевна с мужем воспринимали грядущие изменения с неким энтузиазмом, с трепетом и восторгом, рассматривая их как путь к свободе, к демократии, но дальнейшие события, которые отличались явно выраженным пренебрежением к гуманистическим идеям, сломали их представление о революции.

Все эти идейные трансформации нашли своё отражение в произведениях поэтессы. Негодование и гнев! Отныне этими эмоциональными красками окрашена лирика автора, теперь Гиппиус – это поэт-гражданин, которая докопалась до «звериной» сути большевиков.

В это время Зинаида Гиппиус в своих произведениях поднимает проблему личностного бытия, существования общества в сложившихся обстоятельствах, проблему сосуществования отдельной личности и нынешнего общества.

Настроение данных стихотворений, в частности стихотворения «Так есть», патриотическое. Данные стихи – это страстный порыв, отчаянное желание крикнуть всем: «Что Вы творите?!».

Основная идея

Смысл стихотворения «Так есть» можно выразить одним словом — «трагедия».

Зинаида Николаевна очень точно, лаконично и достаточно резко, пламенно выражает своё сожаление, своё несогласие и непримиримость с происходящими необратимыми метаморфозами, с разрушениями и «грязью», которая была повсюду в то время. Данным стихотворением она хочет показать, что назад уже никак не повернуть, как было, так уже не будет, нужно прекратить, пока не поздно, «так было — так есть». Это и есть главная мысль стихотворения.

Средства выразительности

Политическая лирика Зинаиды Николаевны не была столь воздушной, как стихи раннего периода её творчества, но она была так же интеллектуально глубока и эмоционально наполнена.

  1. Сравнение: «если человек зверь» (если человека как зверь).
  2. Анафора: каждая строка начинается с союза «если».
  3. В каждой строке изменён обычный порядок слов (инверсия).
  4. Стихотворение «Так есть» построено по принципу градации, а также можно заметить синтаксический параллелизм, который проявляется схожим построением всех строк стихотворения.
Читайте также:  Анализ стихотворения Бессилие Гиппиус
Ссылка на основную публикацию