Песочный человек – краткое содержание рассказа Гофмана

Краткое содержание Песочный человек Гофмана

Маленького Натаниэля в детстве часто пугали Песочным человеком, который крал детей и уносил их на Луну, где лишал глаз. Чтобы сын был послушен и раньше ложился спать, мать всегда говорила, что идет Песочник. На самом деле доносившиеся с лестницы шаги принадлежали другу семьи адвокату Коппелиусу. Вместе с отцом Натаниэля они делали совместные опыты по алхимии, в то время запрещенной.

Адвокат был безжалостен и груб. Ему нравилось пугать детей, которые дрожали от отвращения к его внешности. Именно в то время в Натаниэле зародились глубокие детские страхи перед этим человеком, впоследствии переросшие в безумие. Со временем образ Коппелиуса слился с другим ненавистным выдуманным образом – Песочного человека. Мальчик считал, что адвокат и придуманное чудовище одно и то же лицо.

Во время неудачного опыта по алхимии отец Натаниэля погиб и у мальчика случилось первое обострение болезни. Адвокат же бесследно исчез.

Натаниэль вырос и уехал на учебу в другой город. Страхи иногда показывались из подсознания, присваивая образ ужасного Коппелиуса продавцу барометров Копполо.

Невеста Натаниэля, Клара, не смогла понять его терзаний, сочтя все нервным расстройством. Юноша писал странные стихи и сочинял истории, но Кларе они казались скучными.

Однажды он увидел в комнате своего учителя, профессора Спаланцани, прекрасную девушку Олимпию. Она целыми днями сидела, ничем не занимаясь, и смотрела мертвым остекленевшим взглядом перед собой.

Наблюдая за девушкой в подзорную трубу, Натаниэль незаметно в нее влюбился.

На бале, учрежденном Спаланцани в честь своей дочери, юноша танцевал лишь с Олимпией. Он говорил о своей любви и радостно слушал ее вздохи. Больше девушка не произносила ничего.

В городе говорили об умственной неполноценности Олимпии. Натаниэля это не останавливало, наоборот, притягивало некоей общностью душ. По приглашению профессора он почти все время проводил в обществе Олимпии, забыв о Кларе.

Через время Натаниэль попросил руки Олимпии. Убежав домой за материнским кольцом, он возвращается и видит, как профессор дерется с Копполой. Профессор проиграл, и адвокат убежал, отняв Олимпию, оказавшуюся восковой куклой.

Спаланцани потребовал, чтобы Натаниэль бросился в погоню. Поймав брошенные в него кровавые глаза Олимпии, юноша сошел с ума.

Через время Натаниэль пришел в себя в своем доме. Рядом была Клара. Вскоре он сделал ей предложение.

Однажды, гуляя в городе с Кларой и ее братом Лотаром, Натаниэль поднимается на высокую башню ратуши. Здесь юношу снова охватил припадок. Он попытался сбросить Клару с башни, но ее спас брат. Натаниэль увидел внизу Коппелиуса и прыгнул на мостовую.

Впоследствии Клара вышла замуж, родила двух сыновей и была счастлива в браке. Она нашла человека, который смог ценить ее желания и не обладал эгоизмом Натаниэля. Эгоизм, безверие и сомнение – вот ключ к темнейшим уголкам души, в которых может притаиться безумие у любого из нас.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Гофман. Все произведения

  • Дон Жуан
  • Житейские воззрения Кота Мурра
  • Золотой горшок
  • Кавалер Глюк
  • Королевская невеста
  • Крошка Цахес, по прозванию Циннобер
  • Песочный человек
  • Повелитель блох
  • Серапионовы братья
  • Щелкунчик и мышиный король
  • Эликсиры Сатаны

Песочный человек. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Жили-были два брата-медвежонка. Отправились они однажды в путь, счастья искать. Долго шли они лесом, потом полем. И день прошел, и другой. Вот припасы у них и кончились.

Роман начинается с того момента, когда одному из состоятельных граждан подбрасывают малыша. Мужчина когда-то лишился своих родных и теперь жил со своей сестрой. Поэтому он без особых раздумий решил усыновить ребенка.

Действие произведения происходит во время эпидемии чумы. Несколько человек, потерявших близких, не могут смириться со своими потерями. Они уже устали от болезни и смерти, властвующих вокруг и очень хотят отрешиться от ужаса

Творчество Оскара Уайльда относится к концу XIX века. Оскар был очень талантливым и остроумным писателем. Первые годы его творчества связаны только с поэзией. Когда ему исполняется 28 лет

Инопланетные создания далекой галактики. Они давно прекратили испытывать какие-либо чувства и эмоции Они обнаруживают воздействие которое оказывает с планета земля и начинает разрушать бесчувственный мир созданный чуждым умом дальней вселенной

Песочный человек

Очень кратко : Детский страх молодого человека — боязнь Песочного человека — оживает, вторгается во взрослую жизнь юноши и губит его.

Натаниэль пишет другу, брату своей невесты, Лотару. В письме молодой человек рассказывает о своём детском страхе перед Песочным человеком, приходящем за детьми, которые не хотят идти спать.

В детстве Натаниель и его сёстры по вечерам собирались в гостиной, а отец рассказывал им интересные истории. В девять вечера мама говорила, что скоро придёт Песочный человек, спешно уводила детей спать, и вскоре на лестнице раздавались медленные, тяжёлые шаги. Натаниель был уверен, что к отцу приходит страшный Песочный человек, хотя мать и отрицала это.

Старая няня Натаниэля рассказала, что Песочный человек забирает у детей глаза и скармливает их своим детям с совиными клювами, которые живут в свитом на Луне гнезде. После этого рассказа Натаниэля начали мучить кошмары.

Так продолжалось много лет, а я всё не мог свыкнуться с этим зловещим призраком, и образ страшного песочного человека не бледнел в моём воображении.

Однажды Натаниэль решил увидеть Песочника и после девяти вечера спрятался в комнате отца. Песочником оказался адвокат Коппелиус, который частенько у них обедал. Он был на редкость противным человеком, дети, и их мама боялись и ненавидели его, а отец относился к Коппелиусу с большим почтением.

Натаниэль оцепенел от страха, а адвокат и отец открыли дверцы стенного шкафа, за которыми оказался глубокий альков с небольшой жаровней, развели огонь и принялись что-то ковать. Глухим голосом Коппелиус велел подать ему глаза, и Натаниэль, охваченный ужасом, вывалился из своего укрытия.

Адвокат схватил мальчика, намереваясь использовать его глаза в своих опытах, но отец умолил его пощадить сына. Тогда Коппелиус принялся вертеть и сгибать руки и ноги ребёнка, желая изучить их механизм. Натаниэль потерял сознание и много недель пролежал в горячке.

Копеллиус исчез из города, но год спустя вновь появился в доме Натаниэля и принялся за алхимические опыты. Глубокой ночью прогремел взрыв, отец погиб, а Коппелиуса начала разыскивать полиция, и он исчез.

Незадолго до написания письма, уже будучи студентом, Натаниэль снова увидел Песочника — он явился к нему под личиной продавца барометров, пьемонтского механика Джузеппе Копполы, но был очень похож на Коппелиуса. Юноша решил встретиться с ним и отомстить за смерть отца.

Клара случайно читает письмо, адресованное её брату Лотару, и пытается доказать своему жениху Натанаэлю, что всё это лишь фантазия, принимаемая им за реальность.

Если существует тёмная сила, так враждебно и коварно налагающая на нашу душу нити, которыми она потом нас полностью опутывает, ‹…› то она должна заключаться в нас самих.

В ответном письме Натаниэль посмеивается над здравомыслием своей невесты и просит друга более не давать ей читать свои письма. Теперь Натаниэль уверен: Джузеппе Коппола вовсе не адвокат Коппелиус. В этом его убедил профессор физики Спаланцани, лекции которого юноша начал посещать. Учёный знает Копполу много лет и уверен, что тот коренной пьемонтец. Упоминает Натаниэль и о загадочной дочери профессора, Олимпии, невероятно красивой девушке, которую Спаланцани скрывает от чужих глаз.

Эти письма попадают в руки рассказчика. Основываясь на них, он описывает дальнейшую судьбу Натаниэля. Рассказчик сообщает, что после гибели отца мать Натаниэля взяла в дом осиротевших детей дальнего родственника — Лотара и Клару. Вскоре Лотар стал лучшим другом юноши, а Клара его возлюбленной и невестой. После обручения Натаниэль уехал учиться в другой город, откуда и писал свои письма.

После последнего письма Натаниэль прервал свои занятия науками и приехал к невесте. Клара обнаружила, что её возлюбленный сильно изменился — стал мрачным, задумчивым, полным мистических предчувствий.

Всякий человек, считающий себя свободным, на самом деле служит страшной игре тёмных сил, и бесполезно с этим бороться, лучше смиренно покориться воле судьбы.

Натаниэль начал писать странные стихи, которые раздражали и сердили здравомыслящую и умную Клару. Юноша начал считать невесту холодной и бесчувственной, неспособной понять его поэтическую натуру.

Однажды Натаниэль написал особенно жуткое стихотворение. Оно испугало Клару, и девушка попросила сжечь его. Обиженный юноша довёл невесту до слёз, за что Лотар вызвал его на дуэль. Клара узнала об этом и поспешила на место поединка, где и произошло полное примирение.

К учёбе Натаниэль вернулся почти прежним. Приехав, он с удивлением обнаружил, что дом, где он снимал квартиру, сгорел. Друзья сумели спасти его вещи и сняли для него помещение напротив квартиры профессора Спаланцани. Натаниэлю была видна комната Олимпии — девушка часами сидела неподвижно, гладя перед собой.

Однажды вечером к Натаниэлю вновь явился Коппола и, гадко посмеиваясь, продал ему подзорную трубу с удивительно хорошими линзами. Юноша лучше рассмотрел Оливию и поразился её совершенству. Целые дни он смотрел на Оливию, пока Спаланцани не велел занавесить окна в комнате дочери.

Вскоре Спаланцани устроил большой бал, на котором Натаниэль познакомился с Оливией и влюбился в девушку до беспамятства, забыв о своей невесте. Он не замечал, что Оливия почти не говорит, руки её холодны, а движения как у механической куклы, хотя на остальных студентов девушка произвела отталкивающее впечатление. Напрасно Зигмунд, лучший друг Натаниэля, пытался образумить его — юноша ничего не хотел слушать.

После бала профессор разрешил Натаниэлю навещать Оливию.

Никогда ещё не было у него такой благодарной слушательницы. Она ‹…› сидела не шелохнувшись, устремив неподвижный взор в глаза возлюбленного, и взор этот становился всё пламенней и живее.

Юноша шёл делать Оливии предложение, когда услышал шум в кабинете Спаланцани и обнаружил там профессора и ужасного Коппелиуса. Они ссорились и вырывали друг у друга неподвижную женскую фигуру. Это была лишённая глаз Оливия.

Выяснилось, что Олимпия на самом деле не человек, а автомат, изобретённый профессором и адвокатом. Коппелиус вырвал у профессора куклу и сбежал, а Спаланцани заявил, что глаза Оливии были похищены у Натаниэля. Безумие овладело юношей, и он попал в сумасшедший дом.

Из-за начавшегося скандала Спаланцини покинул университет. Натаниэль выздоровел и вернулся к Кларе. Вскоре семья Натаниэля получила хорошее наследство, и влюблённые решили сыграть свадьбу.

Прогуливаясь однажды по городу, Натаниель и Клара решили подняться на высокую башню ратуши. Осматривая сверху окрестности, Клара указала жениху на что-то мелкое, тот вынул подзорную трубу Копполы, взглянул в неё, и его снова охватило безумие.

Вдруг огненные потоки полились из его блуждающих глаз, он взвыл, как затравленный зверь, высоко подпрыгнул и, страшно захохотав, закричал пронзительным голосом.

Натаниэль попытался сбросить Клару вниз, но та успела схватиться за перила. Лотар, ожидающий возле ратуши, услышал крики, бросился на помощь и успел спасти сестру. На площади тем временем собралась толпа, в которой безумный Натаниэль заметил Коппелиуса, только что вернувшегося в город. Дико закричав, юноша прыгнул вниз и размозжил голову о мостовую, а адвокат снова исчез.

Клара переехала в отдалённую местность, вышла замуж, родила двух сыновей и обрела семейное счастье, «которого никогда не смог бы дать ей Натанаэль с его вечным душевным разладом».

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

«Песочный человек», краткое содержание по главам новеллы Гофмана

Натанаэль – Лотару

Натанаэль извиняется перед Лотаром, матушкой и Кларой за то, что долго не писал. Он объясняет своё молчание душевным смятением, произошедшим вследствие посещения его продавцом барометров несколько дней назад – 30 октября. Натанаэль рассказывает Лотару об одном событии из времён его ранней юности. Он вспоминает, как в детстве в девять вечера в их дом приходил Песочный человек. Матушка объяснила, что это просто выдумка, которой она уговаривает детей идти спать. Старая нянюшка младшей сестры Натанаэля рассказала ему страшную сказку о Песочном человеке, после которой он долгое время дрожал от тоски и ужаса и полюбил всё чудесное, что есть на свете.

В десять лет Натанаэль был переведён из детской в отдельную комнатку, неподалёку от отцовского кабинета. Желая выяснить, что из себя представляет Песочный человек, мальчик спрятался в шкафу. В девять вечера в кабинет вошёл старый адвокат Коппелиус – отвратительный на внешность и поведение человек, не любящий детей и делающий всё для того, что отравить их существование. Натанаэль увидел, как гость и отец облачились в чёрные балахоны, открыли спрятанный за шкафом очаг и стали производить странные опыты с диковинными склянками. Испугавшийся мальчик выпал на середину комнаты. Коппелиус чуть не вырвал ему глаза, долго крутил руки и ноги, после чего ребёнок потерял сознание. Несколько недель Натанаэль провёл в сильной горячке. Коппелиус покинул город.

Через год старый адвокат вернулся. Отец пообещал матери, что Коппелиус приходит в последний раз. Ночью Натанаэль тщетно силился уснуть. В полночь раздался страшный удар. Взрыв убил отца Натанаэля. Коппелиус вновь бежал из города.

Продавец барометров, увиденный Натанаэлем 30 октября, был никто иной как убийца отца, выдающий себя за пьемонтского механика Джузеппе Копполу. Молодой человек просит Лотара ни о чём не рассказывать родным и готовится к мести.

Читайте также:  Жизнь Клима Самгина - краткое содержание романа Горького

Клара – Натанаэлю

Клара пишет Натанаэлю, что он по ошибке адресовал предыдущее письмо ей. Девушка пробует объяснить ему, что в Коппелиусе никогда не было ничего таинственного, кроме его мерзкого вида. Страх перед адвокатом был естественен для детей. Смерть же отца Натанаэля произошла в результате несчастного случая, когда он занимался алхимией. Тёмная сила, по мнению Клары и её брата Лотара, способна вторгнуться в душу человека только по его собственной воли. Девушка призывает возлюбленного не думать больше о Песочном человеке, чтобы он не смог причинить ему вреда.

Натанаэль – Лотару

Натанаэль раздосадован тем, что Клара прочитала его письмо. Он извещает Лотара, что слушает лекции у профессора физики («природного итальянца») Спаланцани, который развеял его сомнения относительно общности между немцем Коппелиусом и пьемонтцем Копполой. Натанаэль видит во внешности Спаланцани сходство с графом Калиостро и рассказывает о странном впечатлении, которое произвела на него дочь лектора – Олимпия.

Автор обращается к читателю с вопросом о том, доводилось ли ему переживать нечто такое, о чём он тщетно пытался рассказать друзьям? Историю Натанаэля рассказчик преподносит как повествование, от которого невозможно было удержаться. Он долго думал, с чего начать свой рассказ, и решил. не начинать его вовсе. Вместо классического начала автор предложил читателю три письма, переданных ему его другом Лотаром. Вместе с тем рассказчик надеется, что в дальнейшем ему удастся достойно закончить своё повествование.

Клара и Лотар – дети одного из дальних родственников – были приняты в семью Натанаэля после смерти своих родителей и отца последнего. Между девушкой и молодым человеком со временем развилась склонность, закончившаяся помолвкой. В настоящий момент Натанаэль учится в Г. Клара в описании автора представляет собой красивую, живую, весёлую, рассудительную девушку, не подверженную таинственным поэтическим мечтаниям.

Приехавший домой Натанаэль всё время находится в мрачном расположении духа. Он говорит о роке, о влиянии высших сил на вдохновение учёного или поэта, о разрушительном воздействии Коппелиуса на его отношения с Кларой. Натанаэль пробует читать возлюбленной мистические книги. Кларе гораздо интереснее следить за тем, чтобы не убежал кофе. Натанаэль сочиняет мрачные рассказы и стихи. В одном из них он повествует о том, как Коппелиус в виде дьявольского начала препятствует его счастью с Кларой. В финальном эпизоде (у алтаря) старый адвокат похищает глаза девушки, а самого Натанаэля заманивает в огненный адский круг. Клара просит молодого человека сжечь отвратительную сказку. Натанаэль называет её бездушным автоматом. Девушка плачет. Лотар успокаивает сестру, обвиняет Натанаэля в шутовстве и вызывает его на поединок на рапирах. Клара предотвращает дуэль. Молодые люди мирятся и клянутся друг другу в любви и верности. Три дня Натанаэль проводит с родными, после чего возвращается в Г. Ему предстоит учиться ещё год.

Натанаэль находит в Г. дом, где он снимал комнатку под крышей, полностью сгоревшим. Друзья, без ведома героя, размещают его напротив, квартиры профессора Спаланцани. Из своего окна Натанаэль видит комнату, в которой сидит неподвижная Олимпия.

Как-то раз, когда Натанаэль пишет письмо Кларе, к нему приходит Коппола. Он представляется торговцем лорнетами и очками и, называя их «хорошими глазами», выкладывает на стол, пугая героя. Натанаэль пытается придти в себя и, чтобы загладить грубость, покупает у Копполы маленькую карманную подзорную трубу. Молодой человек смотрит в неё на Олимпию и понемногу начинает влюбляться в прекрасную девушку. Письмо к Кларе остаётся незаконченным.

Три дня Натанаэль проводит в любовной горячке. На четвёртый профессор Спаланцани устраивает праздничный бал в честь представления своей дочери обществу. Олимпия поражает всех размеренной поступью и чистым, резким, певучим голосом. Натанаэль приглашает девушку на танец. Весь вечер он проводит подле Олимпии, говоря ей о любви и вслушиваясь в её покорные «ах-ах». Спаланцани разрешает Натанаэлю навещать дочь.

В городе ходят слухи о тупоумии Олимпии. Зигмунд предупреждает друга о механической странности его новой возлюбленной. Натанаэль встаёт на защиту Олимпии, говоря, что только поэт может понять внутренний мир этой необычной девушки.

Много часов проводит юноша в доме Спаланцани. Он читает Олимпии свои литературные произведения. Ему очень нравится, что девушка слушает его, не отвлекаясь.

Натанаэль просит у Спаланцани руку Олимпии. Профессор предоставляет право выбора дочери. Молодой человек ищет для невесты материнское кольцо. Радостный он бежит к Спаланцани, где застаёт профессора, дерущегося с Копполой. Последний отнимает у итальянца Олимпию, которая на поверку оказывается восковой куклой, лишённой глаз.

Спаланцани требует, чтобы Натанаэль бросился в погоню за Коппелиусом и отнял у него работу двадцати лет жизни. При этом профессор кидает в юношу кровавые глаза Олимпии. Натанаэль сходит с ума.

Спаланцани покидает Г. Натанаэль приходит в себя и делает предложение Кларе. Всё семейство решает переселиться за город – в поместье, доставшееся им после смерти родственника. Как-то раз совершая покупки на городском рынке, молодые люди поднимаются на высокую ратушную башню. Натанаэль смотрит в подзорную трубу Копполы и снова сходит с ума. Он пытается сбросить Клару с башни. Лотар спасает сестру от смерти. На рынке появляется Коппелиус. Натанаэль прыгает на мостовую.

Через несколько лет мы видим Клару, играющую с двумя прелестными мальчиками. Героиня нашла своё счастье в браке.

Краткое содержание новеллы «Песочный человек» Эрнста Гофмана

  1. Главные герои и другие персонажи
  2. Пересказ в тезисах
  3. Краткое содержание новеллы
  4. Первое письмо
  5. Второе письмо
  6. Третье письмо
  7. В чем идея произведения

В этой статье мы познакомим вас, дорогой читатель, с кратким содержанием новеллы «Песочный человек» Гофмана. Здесь вы сможете проследить за всеми злоключениями главного героя, касающимися его возлюбленной и друзей.

В произведении Эрнста Гофмана отражено увлечение автора «ночной» стороной человеческой души, тому иррациональному, что скрывается за маской повседневных забот и рядовых происшествий. Писателя привлекает тема безумия людей, а также их патологические душевные состояния. Описывая внутренние терзания своего героя, автор проникает в потаенные уголки сознания человека с его неосознанными страхами, зародившимися в раннем детстве. Краткому содержанию «Песочного человека» предшествует знакомство с героями новеллы, каждый из которых по-своему ценен для заинтересованного читателя.

Главные герои и другие персонажи

Главными героями этой новеллы являются:

  • Натанаэль – студент.
  • Клара – его возлюбленная и невеста.
  • Лотар – хороший друг, брат Клары.
  • Коппелиус – главный злодей или «Песочный Человек».

К второстепенным действующим лицам относятся отец и мать героя, а также встречающиеся на его пути персонажи. Это профессор физики Спаланцани и похожий на Коппелиуса продавец барометров Коппола.

Главный герой новеллы – Натанаэль, который к моменту развития основных событий был молодым студентом. Из его первого письма видно, что юноша с детства рос впечатлительным ребенком, восприимчивым ко всему мистическому. Он не готов принимать окружающую реальность в обыденном виде, как это делается большинством людей.

Детские страхи Натанаэля

Гофман с иронией описывает романтичность молодого человека, воображающего себе то, чего не существует в реальности. Именно поэтому повзрослевший Натанаэль не способен отличить истинные чувства от механических действий куклы.

Его возлюбленная Клара – добрая и очень рассудительная для своего возраста девушка. Она не одобряет поэтические опыты жениха, на что он несправедливо обвиняет девушку в бесчувственности и непонимании. Но только она одна способна осознать, в какой опасной форме могут проявиться так далеко зашедшие фантазии Натанаэля.

Самый сложный и спорный персонаж новеллы – адвокат Коппелиус. Если смотреть на развитие событий глазами Натанаэля – этот символ зла предстает сразу в 3-х ипостасях: собственно злодея, продавца Коппола и символичного человека из детских страхов. При рассудительном подходе к событиям (как это делает Клара) придется согласиться с ней, что Коппола и Коппелиус – всего лишь созвучные имена, оживившие в герое его детские страхи. Вслед за представлением основных действующих лиц можно ознакомиться с пересказом новеллы Гофмана «Песочный человек» и кратким содержанием этого увлекательного произведения.

Пересказ в тезисах

Основные тезисы, кратко передающие суть изложения:

  • В детстве героя часто пугали вымышленным страшилищем, которое похищает непослушных детишек и забирает у них глаза.
  • К его отцу для занятий алхимией приходит странный адвокат Коппелиус, вызывающих у детей отвращение.
  • Со временем у них в сознании закрепляется устойчивая ассоциация с этим страшилищем.
  • Она укрепляется после случайно подсмотренной картины занятия Каппелиуса и отца алхимическими опытами.
  • Повзрослев, герой уезжает учиться в другой город и там случайно под видом продавца барометров встречает похожего на Коппелиуса человека.
  • После этого детские страхи вновь «просыпаются» в его сознании, и он хочет отмстить адвокату за прежние переживания.

Далее события развиваются стремительно, захватывая знакомство Натанаэля с профессором физики Спаланцани, у которого есть прекрасная дочь. Ученый убеждает его, что он ошибся с продавцом барометров и что тот ему известен как Коппола, не имеющий отношения к Коппелиусу. Следующую за этим череду происшествий можно описать так:

  • Натанаэль едет домой и там ведет себя странно, едва не доводя ситуацию до дуэли с Лотаром (из-за оскорбления Клары).
  • После этого он возвращается к учебе и сближается с Спаланцани, а затем влюбляется в его дочь Олимпию.
  • Приглашенный на бал наш герой знакомится с ней ближе и поражается ее совершенству.
  • Случайно Натанаэль обнаруживает как профессор и Коппелиус (сейчас он видит, что это действительно он) разрывают Олимпию на части и вырывают глаза.

Коппелиус лишает глаз куклу автомат

  • Девушка оказывается автоматом, изобретенным доктором и оживленным алхимиком, после чего пораженный Натанаэль попадает в сумасшедший дом.
  • Оправившись, он прерывает учебу и возвращается домой, где вскоре собирается сыграть свадьбу со своей Кларой.
  • Но во время одной прогулки с ним случается приступ безумия, во время которого герой падает с башни и разбивается.

В дальнейшем Клара выходит замуж за другого человека и благополучно растит детей.

Краткое содержание новеллы

Краткое содержание новеллы может быть представлено через обзор событий, следующих по тексту в определенной последовательности. Четкая хронология в нескольких письмах с возвратом в прошлое позволяет автору точнее предать суть психологической драмы главного героя и его конфликта с близкими людьми.

Первое письмо

Это письмо обращено к другу Натанаэля, брату его невесты Лотару. В нем рассказывается о детских страхах героя и его сестер, связанных с ужасным Песочным Человеком, которым няня и родители пугали детей. Описывается быт рядового семейства, собирающегося в гостиной на ужин и нежелание детей идти вовремя спать. Этим и объясняется появление пугающего персонажа, которого юный герой со временем начинает отождествлять со странным и страшным посетителем, приходящим к его отцу по вечерам. Это адвокат Коппелиус, ненавидящий детей и вселяющий в них животный страх.

В письме также рассказывается о том, как однажды Натанаэль решил проникнуть в комнату отца и узнать, чем занимаются они в такое позднее время. Но не сдержался во время алхимического опыта, которым занималась эта пара, и выдал себя. Особо обозлился на нежданного гостя Коппелиус и в гневе потребовал забрать у него глаза для своих опытов, как это делал Песочный Человек в страшных няниных сказках. Отец вымолил у него прощения за сына. Однако злодей начинает выворачивать его ноги и руки, желая разобраться с тем, как устроен мальчик. Натанаэль в страхе спасается бегством, но потом надолго заболевает. Коппелиус совсем исчезает из города, после чего детские страхи на время прекращаются.

По прошествии года злодей врывается в жизнь семейства опять; он навещает отца Натанаэля, чтобы продолжить с ним алхимические опыты. Во время их проведения случается несчастье – от сильного взрыва химических препаратов отец погибает. Далее в письме говорится о том, что уже во время учебы вдали от дома он случайно встречает человека, очень похожего на Коппелиуса, который выдает себя за продавца барометров.

Второе письмо

Второе письмо пишет возлюбленная Натанаэля, обеспокоенная его состоянием (она случайно увидела письмо к брату). Читать его не было целью, но, уловив тревожные нотки в строках любимого, он не смогла остановиться. В своем послании Клара пытается доказать, что все его страхи и сомнения – всего лишь нездоровая фантазия, принимаемая за реальность. Она объясняет это следующими причинами:

  1. В природе существует темная сила, с детства привязывающая каждого человека к первым жизненным впечатлениям.
  2. Чем переживания острее – тем сильнее захватывают сознание и не дают ему вырваться из своих пут.
  3. И, наконец, она уверена, что источник этих темных сил в нас самих и поэтому человеку нужно направить все усилия на то, чтобы разобраться в самом себе.

Для Натанаэля, привыкшего воспринимать свою возлюбленную как простую провинциальную барышню, все эти философствования кажутся очень удивительными. И он пишет еще одно письмо ее брату, Лотару.

Третье письмо

Это письмо написано в ответ на послание Клары. Герой жалуется другу на то, что невеста принимает рассказы о встрече с двойником Коппелиуса за выдумки нездоровой психики и уговаривает отказаться от своих подозрений и страхов. Он подтверждает, что в этом же его убеждает учитель физики (доктор Спаланцани). Но герой все же больше склоняется к мысли, что это именно Песочный Человек и упрекает друга в потакании философским настроениям сестры.

Далее он подробно описывает своего учителя, указывая на его внешнее сходство с легендарным шарлатаном и кудесником графом Калиостро. Также Натанаэль вкратце представляет в письме его дочь – спокойную красавицу Олимпию. Наш герой недоумевает по поводу того, что Спаланцани держит ее взаперти, не допуская никаких вольностей. Однажды будучи в гостях, он в щелку пытается разглядеть девушку, которая поражает его оцепенелостью во взгляде и кажущейся ненормальностью.

Читайте также:  Житейские воззрения Кота Мурра – краткое содержание рассказа Гофмана

Этой ненатуральной девушке все человеческое чуждо. Несмотря на свою неспособность быть естественной, (а может быть – именно поэтому) безупречная в каждом своем появлении, она покорила сердце юноши. Но открывшаяся со временем правда сводит его с ума. В заключение он обещает очень скоро приехать домой и встретиться с дорогими его сердцу людьми.

В чем идея произведения

Сама идея мистической новеллы о заводном манекене-кукле и влюбленном в нее студенте Натанаэле возникла у Гофмана совсем не случайно. На протяжении 18 и 19 столетий в Европе были очень распространены красочные представления с показом различных механических моделей. Одним из характерных примеров такого представления являлся показ автоматов Вокансона, хорошо имитировавших движения человека. Удивленный всем уведенным в своих путешествиях и пораженный правдоподобностью кукольных механизмов, автор садится за написание своего «Песочного человека».

Мотив человеческого автомата, представленного в новелле, по ходу повествования появляется еще до знакомства молодого героя с Олимпией. «Ты бездушный, проклятый автомат!» – такие гневные слова бросает он в адрес Клары, упрекая ту в непонимании его стихов. Одновременно с этим только кукла воспринимается им в качестве благодарного слушателя, способного понять все его душевные терзания. Так происходит проникновение реального мира живых переживаний в мистическое воображение больного сознания.

Другим проходящим через всю новеллу мотивом являются человеческие глаза. Именно светлый цвет глаз своей возлюбленной Клары описывает Натанаэль, когда упоминает о них во втором письме к Лотару. Именно на глаза покушается вымышленный Песочный человек; на них же посягает и адвокат Коппелиус, неожиданно заставший героя в отцовском кабинете. Глаза – это то, что в первую очередь отражает душу любого человека, поэтому и привлекают внимание юноши в понравившейся ему Олимпии.

Нашему герою кажется, что они излучают чудное «влажное лунное сияние». Увидев эти органы уже не живыми, а брошенными злодеями на пол, Натаниэль не может смириться с тем, что его новая любимая – заводная кукла. В заключение отметим, что именно глаза Натанаэля, смотревшие через подаренную Копполой подзорную трубу, становятся причиной страшной смерти героя. Наряду с мистическим образом Коппелиуса и детскими страхами юноши этот символ становится композиционным центром новеллы, на котором концентрируется внимание читателя.

Песочный человек (рассказ) – The Sandman (short story)

“Песочный человек”
Автор ETA Hoffmann
Оригинальное название“Der Sandmann”
Язык Немецкий
Опубликовано в 1816 г.

« Песочный человек » ( нем . Der Sandmann , 1816 ) – это рассказ, написанный на немецком языке ЭТА Хоффманном . Он был первым в сборнике рассказов 1817 года под названием Die Nachtstücke ( Ночные пьесы ).

Содержание

  • 1 Краткое содержание сюжета
  • 2 персонажа
  • 3 Фольклорные отсылки
  • 4 Толкования
  • 5 оперных и балетных обработок
  • 6 В популярной культуре
  • 7 Сноски

Краткое содержание сюжета

История рассказана рассказчиком, который утверждает, что знал Лотара. Он начинается с цитирования трех букв:

1. Письмо Нафанаила Лотару, брату его невесты, Клары. Натанаэль вспоминает свой детский ужас перед легендарным Песочным человеком , который, как говорили, крал глаза у детей, которые не ложились спать, и кормил ими своих детей, живших на Луне. Нафанаил пришел, чтобы связать Песочного человека с таинственным ночным посетителем его отца. Он вспоминает, как однажды ночью он спрятался в комнате своего отца, чтобы увидеть Песочного человека. Это Коппелиус, отвратительный юрист, пришедший провести алхимические эксперименты. Коппелиус начинает извлекать «сияющие массы» из огня и придавать им формы лица без глаз. Когда Нафанаил кричит и его обнаруживают, Коппелиус бросает его к очагу. Он собирается бросить угли в глаза Нафанаэлю, когда его отец умоляет его не спускать глаз. Вместо этого Коппелиус крутит Нафанаилу руки и ноги и мучает его, пока он не потеряет сознание. Год спустя еще одна ночь экспериментов привела к смерти его отца в присутствии Коппелиуса, который затем бесследно исчез. Его отец умер в результате какого-то пылающего взрыва, ожоги на его лице прошли еще до того, как его положили в гроб. Натанаэль считает, что продавец барометров, недавно прибывший в его комнаты под именем Джузеппе Коппола, не кто иной, как ненавистный песочный человек, и он полон решимости отомстить.

2. Письмо Клары Нафанаилу, в котором объясняется, что предыдущее письмо Нафанаил адресовал ей, а не Лотару. Она была тронута рассказом о детской травме Нафанаэля, и она обсуждала его с Лотаром, но она убеждена, что все ужасы принадлежат самому Нафанаилу, и призывает его выбросить Коппелиуса / Копполу из головы.

3. Письмо Нафанаила к Лотару, в котором Нафанаил заявляет, что Коппола – это не Коппелиус: Коппола явно итальянец, в то время как Коппелиус был немцем, и за Копполу также ручается новый профессор физики Спалланцани, который также является Итальянец, который знает Копполу много лет. Натанаэль добавляет, что у Спалланцани есть дочь Олимпия, краткое знакомство с которой произвело на него сильное впечатление.

Вскоре после этого третьего письма Нафанаил возвращается в свой родной город после учебы, чтобы увидеть Клару и Лотара, и в радости их воссоединения Коппелиус / Коппола сначала забывается. Тем не менее встреча с Копполой оказала глубокое влияние на Нафанаэля, подтолкнув его к мрачному мистицизму, который утомляет Клару и ведет к их постепенному отчуждению . Он пишет стихотворение о Коппелиусе, разрушающем его счастье в любви, в котором Коппелиус появляется на его свадьбе, чтобы коснуться глаз Клары, а затем бросает Нафанаила в огненный круг. После того, как он эмоционально прочтет ей это стихотворение, она говорит ему бросить безумное стихотворение в огонь. Разочарование Натанаэля по этому поводу приводит к тому, что он называл ее «неодушевленным проклятым автоматом», что так бесит Лотара, что он, в свою очередь, оскорбляет Натанаэля, а дуэль едва ли предотвращается вмешательством Клары. Нафанаил умоляет Клару о прощении и заявляет о своей настоящей любви к ней, после чего трое примиряются.

Натанаэль возвращается, чтобы завершить последний год учебы, после чего он намерен навсегда вернуться в свой родной город. Он обнаруживает, что его студенческая квартира разрушена пожаром, хотя его имущество было спасено его друзьями и переехало в новый дом, который находится напротив дома Спалланцани. Его окно теперь смотрит прямо в окно Олимпии, и он снова поражен ее красотой. Коппола призывает продавать свои товары и предлагает “красивые глаза, красивые глаза!” который пробуждает детский страх Нафанаила перед Песочным человеком. Однако выясняется, что у Копполы есть линзы и очки на продажу, а также маленькие телескопы, и Натанаэль покупает у него один из них, чтобы уладить дела сразу после его предыдущей вспышки. Когда Коппола уходит, Натанаэль зацикливается на наблюдении за Олимпией в телескоп, хотя ее пристальный взгляд и неподвижная позиция сбивают его с толку.

Спалланцани устраивает грандиозную вечеринку, на которой сообщается, что его дочь впервые будет представлена ​​публике. Приглашенный Нафанаил приходит в восторг от Олимпии, которая играет на клавесине, поет и танцует. Ее скованность движений и холодность прикосновений кажутся странными многим в компании. Натанаэль танцует с ней неоднократно, трепеща перед ее идеальным ритмом, и в конце концов рассказывает ей о своей страсти к ней, на что Олимпия отвечает только «Ах, ах!». В течение следующих дней он неоднократно навещает Олимпию, читая ей стихи и мистику, которые так утомили Клару, и Олимпия слушает все это и отвечает только «Ах, ах!», Что Нафанаил интерпретирует как понимание. Большинство людей считают ее тупой и тупой, хотя и красивой, со странно механическими действиями.

В конце концов Натанаэль решает сделать предложение Олимпии, но когда он приходит в ее комнаты, он обнаруживает, что между Спалланцани и Копполой идет спор, которые борются из-за тела Олимпии и спорят о том, кто сделал глаза, а кто часовый механизм. Коппола, который теперь раскрывается как Коппелиус, побеждает в битве и убегает с безжизненным и безглазым телом, в то время как раненый Спалланцани убеждает Натанаэля погнаться за ним и вернуть автомат, которому он посвятил столько лет своей жизни . Вид глаз Олимпии, лежащих на земле, сводит Нафанаила с ума, и он летит на профессора, чтобы задушить его. Его уводят другие люди, привлеченные шумом борьбы, и в состоянии безумия отправляют в психиатрическую лечебницу.

Спалланцани восстанавливается после столкновения, но вынужден покинуть университет из-за сенсационного разоблачения трюка, который он сыграл, пытаясь выдать автомат за живого человека. Коппелиус снова бесследно исчезает. Рассказчик добавляет, что история автомата имела широкое влияние на общество, и многие любители предпринимали шаги, чтобы убедиться, что они влюблены не в марионетки, а в настоящую плоть и кровь.

Нафанаил, кажется, оправляется от своего безумия и воссоединяется с Кларой и Лотаром. Он решает жениться на Кларе и переехать в красивое поместье недалеко от своего родного города. По пути к этому месту они проходят через город и поднимаются на высокий шпиль, чтобы полюбоваться видом. Клара указывает на куст, который, кажется, приближается к ним. Натанаэль автоматически убирает подзорную трубу Копполы и, глядя в сторону, видит Клару через линзу. С Кларой вместо Олимпии в качестве объекта взора подзорной трубы, безумие снова поражает Натанаэля, и он пытается сбросить Клару с шпиля. Ее спасает Лотар, но в толпе, которая собирается внизу, появляется Коппелиус, и, увидев его, Нафанаил восклицает: «Красивые глаза, красивые глаза!» и перепрыгивает через перила насмерть. Коппелиус исчезает в толпе.

Много лет спустя, заключает рассказчик, говорят, что Клару видели с добродушным мужчиной, сидящим перед загородным домом с двумя очаровательными мальчиками, и таким образом она обрела семейное счастье, которого Нафанаил никогда не мог обеспечить.

Символы

  • Нафанаил ( дар Божий ): главный герой-нарцисс с маниакальным чувством миссии.
  • Клара ( светлая ): невеста Натанаэля с мирным, рассудительным, но решительным темпераментом.
  • Лотар: брат Клары и друг Нафанаила.
  • Отец Нафанаэля: алхимический экспериментатор, чьи отношения с Коппелиусом в детстве Нафанаила привели к его смерти.
  • Коппелиус: внушающий страх, крупный и уродливый мужчина, который испортил счастье Нафанаила и его братьев и сестер в их детстве и может быть причастен к смерти отца Нафанаила.
  • Коппола: итальянский торговец барометрами и линзами, в котором Нафанаил узнает Коппелиуса.
  • Спалланцани: профессор физики, у которого учится Натанаэль, и сотрудник Копполы над созданием реалистичного автомата Олимпия.
  • Олимпия («пришедшая с Олимпа» в классическом контексте): «Дочь» профессора Натанаэля, Спалланцани, которая, как позже выясняется, является автоматом или роботом; это откровение – один из элементов, разжигающих безумие Нафанаила.
  • Зигмунд ( защита ): пытается спасти своего друга Натанаэля от несчастья и безумия.

Фольклорные отсылки

История содержит пример ужасающего изображения фольклорного персонажа, Песочного человека , который, как принято считать, бросает песок в глаза детям, чтобы помочь им уснуть. Следующий отрывок взят из английского перевода рассказа:

Очень любопытно узнать больше об этом Песочном человеке и его особой связи с детьми, я наконец спросил старуху, которая заботилась о моей младшей сестре, что за человек он.

«Э, Натти, – сказала она, – разве ты еще не знаешь этого? Он злой человек, который подходит к детям, когда они не ложатся спать, и бросает им в глаза горсть песка, так что у них начинается кровотечение из головы. Он кладет их глаза в сумку и несет их к полумесяцу, чтобы накормить своих детей, которые сидят там в гнезде. У них кривые клювы, как у сов, чтобы они могли видеть глаза непослушных человеческих детей ».

Интерпретации

Персонажи и конфликт сначала определяются в трех начальных письмах рассказа. Кроме того, представлен психологический конфликт главного героя , Натанаэля, разрывающегося между галлюцинациями и реальностью. Натанаэль всю свою жизнь борется с посттравматическим стрессом, который возникает из-за травмирующего эпизода с песочным человеком в его детском опыте. До конца книги остается открытым, было ли это переживание реальным или просто мечтой молодого Нафанаила. Текст явно оставляет решение открытым, поскольку предлагает два понимания: убеждение Натанаэля в том, что им управляет темная сила, и постулирование Клары (вместе с Лотаром) против этого, что это только психологический элемент.

Эта история частично является субъективным описанием происходящего с точки зрения Нафанаила, которое из-за огромных психологических проблем вряд ли является объективным – или, возможно, объективно изображено. Хоффман сознательно оставляет читателя в неуверенности. В этом толкование с точки зрения Просвещения имеет смысл против романтического взгляда, согласно которому Клара представляет Просветление, а Нафанаил – романтиков.

Центральное значение имеет тема «глаз» (интерпретированная Фрейдом в его эссе 1919 года «Странное» как страх кастрации ), «шаги», робот и смех. Хоффман, хорошо известный тем, что не подчиняется обществу, умудряется дать здесь сатирическую критику общества, которая преподносит урок как просвещенным ученым, так и романтическим «летающим и плавающим».

Персонажа Коппелиуса / Копполы можно рассматривать не как реальный физический персонаж, а как метафору, как это делает Натанаэль, когда он возвращается домой. Он представляет темную сторону Нафанаила. Обратите внимание, что борьба между Спалланцани и одним или обоими из них за «деревянную куклу», где мы слышим голос Коппелиуса, но видим Копполу. Есть также мотив кулаков, где Коппелиус всегда описывается как имеющий кулаки, но никогда не руки.

Анализ новеллы «Песочный человек» (Гофман)

Автор: Guru · Опубликовано 01.09.2017 · Обновлено 08.10.2017

Романтизм – эпоха невероятного расширения человеческого сознания. Именно тогда человек верит, что может противостоять судьбе, управлять своими страстями, внимать голосу Провидения. Европейский романтизм берет своё начало в Германии, где переживает три периода: Йенский, Гейдельбергский и Берлинский. К последнему и более позднему из них относится творчество одного из самых ярких немецких писателей девятнадцатого столетия Э.-Т.-А. Гофмана. Более всего этот автор известен своими сказочными новеллами, одна из которых «Щелкунчик и Мышиный король» стала основой для либретто известного балета П.И. Чайковского. В произведениях Гофмана соединились оптимизм и пессимизм позднего романтизма, одухотворенность и механизация мира. Быть или казаться? Внимать реальности или поддаться иллюзиям? Погрязнуть в рутине или стремиться душой в высший мир? Такие вопросы ставит творец перед своими героями.

Читайте также:  Щелкунчик и мышиный король – краткое содержание сказки Гофмана

История создания

«Песочный человек» входит в один из двух томов сборника новелл, вышедшего в 1817 году, он называется «Ночные этюды». Почему именно ночные? Во-первых, возможно, потому, что в этих произведениях раскрывается мистическая, темная и тайная сторона человеческой души. Во-вторых, если обратиться к рукописям, то на страницах первой редакции «Песочного человека» можно увидеть помету «16 ноября 1815 года, час ночи». То есть это в прямом смысле ночное творение. Спустя неделю Гофман создает второй вариант новеллы и отправляет его в Берлин, издателю Георге Реймеру. В последней редакции имеются существенные изменения. Так, в окончательном варианте отсутствует эпизод, где Коппелиус дотрагивается до сестры Натанаэля, вследствие чего та теряет зрение и расстается с жизнью. Последний эпизод ранней редакции в корне отличается от окончательного варианта. Действие происходит так же на башне ратуши, но Коппелиус потребовал, чтобы Натанаэль толкнул Клару вниз, а затем последовал за ней.

О чем новелла?

Из предисловия в виде переписки Натанаэля с его возлюбленной Кларой и её братом мы узнаём, как возник Песочный человек. Одной из характерных черт сказок Гофмана является то, что любому, казалось бы, фантастическому явлению находится рациональное объяснение. Может быть, Песочный человек – это злобный алхимик Коппелиус, заставивший страдать главного героя и его семью, а может – это просто ощущение «песка в глазах», возникающее при переутомлении глаз перед сном.

Натанаэль покинул родной город ради занятий науками в Г. Здесь он встречает продавца барометров Копполу, в котором узнает того самого Коппелиуса – Песочного человека. После нескольких встреч с продавцом герой покупает у него маленькую подзорную трубку, через которую наблюдает за Олимпией, дочерью профессора физики Спаланцани. Студент знакомится с нею и её, как он полагает, отцом, проводит у них вечера. После долгих мучений и сомнений, увлечённый правильностью и безупречностью девушки, молодой человек влюбляется в неё и решает жениться на ней.

Полный восторженных чувств, придя в дом к её отцу с предложением руки и сердца, молодой человек видит ссору Спаланцани и Копполы, в результате которой механическую куклу Олимпию лишили глаз. Натанаэль не был готов к такому потрясению. После этого происшествия он очнулся в своем доме в окружении друзей и Клары. Здоровье бедного юноши восстанавливается, кажется, финал может быть счастливым. Однако же во время прогулки Натанаэль и Клара поднимаются на башню ратуши, где юноша вспоминает о карманной подзорной трубе. Взглянув в неё, он снова видит мертвые вращающиеся глаза Олимпии, старого Коппелиуса. Не выдержав этого испытания, он бросается вниз.

Главные герои и их характеристика

  1. Главный герой произведения – Натанаэль, студент из небогатой семьи. Уже из его первых писем следует, что этот юноша с детства был весьма впечатлительным и восприимчивым. Он не согласен принимать мир простым и обыденным, каким он кажется многим. Гофман не без иронии изображает романтическую воодушевленность молодого человека. Воображая себе то, чего нет на самом деле, персонаж не смог отличить истинные чувства живого человека от однообразных действий механической куклы. Грёзы завладели им настолько, что даже, казалось бы, взглянув в глаза реальности, он не смог смириться с нею.
  2. Возлюбленная Натанаэля Клара, добрая и рассудительная девушка. Ей чужды поэтические воззрения её друга, однако же он несправедливо обвинял девушку в непонимании и бесчувственности: только она была способна осознать, какую опасность представляет столь далеко зашедшая фантазия. Героине противопоставлен образ Олимпии – представительницы мира автоматов. Ей, если можно так сказать, всё человеческое было чуждо. Безупречная в каждом движении, в каждой ноте, неспособная возразить или сделать неловкий жест, она покорила сердце юноши. Но раскрывшаяся правда свела его с ума.
  3. Самым спорным персонажем является Коппелиус. Если смотреть на действие новеллы глазами Натанаэля, то этот герой предстаёт перед нами в трёх ипостасях: адвокат Коппелиус, продавец Коппола и, конечно же, сам Песочный человек. Рассудив, подобно Кларе, мы сделаем вывод, что Коппола и Коппелиус — лишь совпадающие имена разных личностей, а Песочный человек остался в детских сказках.

В чем смысл?

Идея создания фантастической новеллы о заводной кукле и влюбившемся в неё юноше возникла у Гофмана не случайно. В 18-19 вв. в Европе были весьма популярны показы различных механизмов, например, автоматов Вокансона, имитировавших деятельность человека. Пораженный правдоподобностью таких изобретений, автор создаёт своего «Песочного человека.

Мотив автомата в сказке появляется еще до знакомства Натанаэля с Олимпией. «Ты бездушный, проклятый автомат!» — такой гневный упрек позволяет себе юноша в адрес Клары, когда та отказывается одобрить его стихи. Куклу же герой воспринимает как единственное существо, способное его понять. Так взаимопроникают два противопоставленных мира.

Другим сквозным мотивом «Песочного человека» являются глаза. Именно «светлые глаза» Клерхен вспоминает Натанаэль в своём письме к Лотару, на глаза же покушается Песочный человек, на них хотел посягнуть и Коппелиус, когда застал героя в отцовском кабинете. То, что в первую очередь отражает душу человека, привлекло внимание юноши в кукле Олимпии. Ему казалось, что её глаза «испускают влажное лунное сияние». Увидев их мертвыми, брошенными на пол, персонаж не смог примириться с тем, что его любовь — заводная кукла.

Романтизм в новелле

Вполне возможно представить себе существование сказок Гофмана вне контекста романтизма, но нельзя исключить влияние идей этой эпохи.

Философские рассуждения Канта и Гегеля о познаваемости быта и бытия развили у романтиков тенденцию полагать, что существует не один мир. Так родилась идея двоемирия, которую Гофман в «Песочном человеке» воплощает по-своему. Здесь сталкиваются не фантазийный небесный и бренный земной миры, как это можно встретить у ранних романтиков, а мир безупречных автоматов и людей, живых, чувствующих и способных ошибаться.

Другой неотъемлемой составляющей романтизма является образ поэта. Опять же, в рассматриваемой новелле это не герой, наделённый особой способностью слышать голос свыше, не проводник между людьми и небом, как это было у ранних романтиков, например, у Новалиса. Образ Натанаэля создан Гофманом с немалой долей иронии, а любой фантазии непонятого поэта можно найти рациональное объяснение.

Возможно, таким образом, автор дает нам понять, что счастье не в заоблачных мечтах, а в разуме.

«Песочный человек» краткое содержание по главам новеллы Гофмана

Натанаэль — Лотару

Натанаэль извиняется перед Лотаром, матушкой и Кларой за то, что долго не писал. Он объясняет свое молчание душевным смятением, произошедшим вследствие посещения его продавцом барометров несколько дней назад — 30 октября. Натанаэль рассказывает Лотару об одном событии из времен его ранней юности.

Он вспоминает, как в детстве в девять вечера в их дом приходил Песочный человек. Матушка объяснила, что это просто выдумка, которой она уговаривает детей идти спать. Старая нянюшка младшей сестры Натанаэля рассказала

В десять лет Натанаэль был переведен из детской в отдельную комнатку, неподалеку от отцовского кабинета. Желая выяснить, что из себя представляет Песочный человек, мальчик спрятался в шкафу. В девять вечера в кабинет вошел старый адвокат Коппелиус — отвратительный на внешность и поведение человек, не любящий детей и делающий все для того, что отравить их существование.

Натанаэль увидел, как гость и отец облачились в черные балахоны, открыли спрятанный за шкафом очаг и стали

Коппелиус покинул город.

Через год старый адвокат вернулся. Отец пообещал матери, что Коппелиус приходит в последний раз. Ночью Натанаэль тщетно силился уснуть.

В полночь раздался страшный удар. Взрыв убил отца Натанаэля. Коппелиус вновь бежал из города.

Продавец барометров, увиденный Натанаэлем 30 октября, был никто иной как убийца отца, выдающий себя за пьемонтского механика Джузеппе Копполу. Молодой человек просит Лотара ни о чем не рассказывать родным и готовится к мести.

Клара — Натанаэлю

Клара пишет Натанаэлю, что он по ошибке адресовал предыдущее письмо ей. Девушка пробует объяснить ему, что в Коппелиусе никогда не было ничего таинственного, кроме его мерзкого вида. Страх перед адвокатом был естественен для детей. Смерть же отца Натанаэля произошла в результате несчастного случая, когда он занимался алхимией.

Темная сила, по мнению Клары и ее брата Лотара, способна вторгнуться в душу человека только по его собственной воли. Девушка призывает возлюбленного не думать больше о Песочном человеке, чтобы он не смог причинить ему вреда.

Натанаэль — Лотару

Натанаэль раздосадован тем, что Клара прочитала его письмо. Он извещает Лотара, что слушает лекции у профессора физики Спаланцани, который развеял его сомнения относительно общности между немцем Коппелиусом и пьемонтцем Копполой. Натанаэль видит во внешности Спаланцани сходство с графом Калиостро и рассказывает о странном впечатлении, которое произвела на него дочь лектора — Олимпия.

Автор обращается к читателю с вопросом о том, доводилось ли ему переживать нечто такое, о чем он тщетно пытался рассказать друзьям? Историю Натанаэля рассказчик преподносит как повествование, от которого невозможно было удержаться. Он долго думал, с чего начать свой рассказ, и решил… не начинать его вовсе. Вместо классического начала автор предложил читателю три письма, переданных ему его другом Лотаром.

Вместе с тем рассказчик надеется, что в дальнейшем ему удастся достойно закончить свое повествование.

Клара и Лотар — дети одного из дальних родственников — были приняты в семью Натанаэля после смерти своих родителей и отца последнего. Между девушкой и молодым человеком со временем развилась склонность, закончившаяся помолвкой. В настоящий момент Натанаэль учится в Г. Клара в описании автора представляет собой красивую, живую, веселую, рассудительную девушку, не подверженную таинственным поэтическим мечтаниям.

Приехавший домой Натанаэль все время находится в мрачном расположении духа. Он говорит о роке, о влиянии высших сил на вдохновение ученого или поэта, о разрушительном воздействии Коппелиуса на его отношения с Кларой. Натанаэль пробует читать возлюбленной мистические книги. Кларе гораздо интереснее следить за тем, чтобы не убежал кофе.

Натанаэль сочиняет мрачные рассказы и стихи. В одном из них он повествует о том, как Коппелиус в виде дьявольского начала препятствует его счастью с Кларой. В финальном эпизоде старый адвокат похищает глаза девушки, а самого Натанаэля заманивает в огненный адский круг. Клара просит молодого человека сжечь отвратительную сказку.

Натанаэль называет ее бездушным автоматом. Девушка плачет. Лотар успокаивает сестру, обвиняет Натанаэля в шутовстве и вызывает его на поединок на рапирах. Клара предотвращает дуэль.

Молодые люди мирятся и клянутся друг другу в любви и верности. Три дня Натанаэль проводит с родными, после чего возвращается в Г. Ему предстоит учиться еще год.

Натанаэль находит в Г. дом, где он снимал комнатку под крышей, полностью сгоревшим. Друзья, без ведома героя, размещают его напротив, квартиры профессора Спаланцани. Из своего окна Натанаэль видит комнату, в которой сидит неподвижная Олимпия.

Как-то раз, когда Натанаэль пишет письмо Кларе, к нему приходит Коппола. Он представляется торговцем лорнетами и очками и, называя их «хорошими глазами», выкладывает на стол, пугая героя. Натанаэль пытается придти в себя и, чтобы загладить грубость, покупает у Копполы маленькую карманную подзорную трубу.

Молодой человек смотрит в нее на Олимпию и понемногу начинает влюбляться в прекрасную девушку. Письмо к Кларе остается незаконченным.

Три дня Натанаэль проводит в любовной горячке. На четвертый профессор Спаланцани устраивает праздничный бал в честь представления своей дочери обществу. Олимпия поражает всех размеренной поступью и чистым, резким, певучим голосом.

Натанаэль приглашает девушку на танец. Весь вечер он проводит подле Олимпии, говоря ей о любви и вслушиваясь в ее покорные «ах-ах». Спаланцани разрешает Натанаэлю навещать дочь.

В городе ходят слухи о тупоумии Олимпии. Зигмунд предупреждает друга о механической странности его новой возлюбленной. Натанаэль встает на защиту Олимпии, говоря, что только поэт может понять внутренний мир этой необычной девушки.

Много часов проводит юноша в доме Спаланцани. Он читает Олимпии свои литературные произведения. Ему очень нравится, что девушка слушает его, не отвлекаясь.

Натанаэль просит у Спаланцани руку Олимпии. Профессор предоставляет право выбора дочери. Молодой человек ищет для невесты материнское кольцо.

Радостный он бежит к Спаланцани, где застает профессора, дерущегося с Копполой. Последний отнимает у итальянца Олимпию, которая на поверку оказывается восковой куклой, лишенной глаз.

Спаланцани требует, чтобы Натанаэль бросился в погоню за Коппелиусом и отнял у него работу двадцати лет жизни. При этом профессор кидает в юношу кровавые глаза Олимпии. Натанаэль сходит с ума.

Спаланцани покидает Г. Натанаэль приходит в себя и делает предложение Кларе. Все семейство решает переселиться за город — в поместье, доставшееся им после смерти родственника. Как-то раз совершая покупки на городском рынке, молодые люди поднимаются на высокую ратушную башню.

Натанаэль смотрит в подзорную трубу Копполы и снова сходит с ума. Он пытается сбросить Клару с башни. Лотар спасает сестру от смерти. На рынке появляется Коппелиус.

Натанаэль прыгает на мостовую.

Через несколько лет мы видим Клару, играющую с двумя прелестными мальчиками. Героиня нашла свое счастье в браке.

Ссылка на основную публикацию