Анализ стихотворения Пауки Гиппиус

Анализ стихотворения Пауки Гиппиус

Стихотворение «Пауки» Зинаида Гиппиус написала в 1903 году. Это было время перед революциями, время трудное, когда многие мыслящие люди зашли в тупик и не понимали, как жить дальше. Наверное, поэтому в поэзии тогда преобладало мрачное настроение, чувствовалась какая-то безнадежность, протест и одновременно смирение, отрицание установленных правил и форм. Поэты искали новые способы выражения себя и своих мыслей.

В стихотворении «Пауки» перед читателем предстает тесная низкая келья, в которой находится героиня. Кельей поэтесса называет мир, показывая, что ей тесно находиться в рамках, установленных обществом. Известно, что Зинаида Гиппиус часто шокировала людей своими смелыми высказываниями, но и этого ей было мало, ей хотелось полной свободы для выражения своих чувств. Но условности все же брали свое, вот по этой причине героиня стихотворения находилась в тесной келье, где постоянно присутствуют стражники – пауки.

Образ паука часто встречается в поэзии того времени. Это нечто отвратительное, грязное, то, что не хочется замечать. Именно так поэтесса воспринимала сплетни, людскую злобу, осуждения и нападки на себя и свое творчество. Работа этих пауков никогда не прекращается, они плетут свою паутину и днем, и ночью. Этот их труд страшен, ведь он убивает все живое в душах, заставляя людей жить по шаблону и ничем не выделяться из толпы.

В первых двух строфах стихотворения автор описывает обстановку кельи, где находится героиня. В двух последних строфах читатель видит победу пауков над их жертвой. Огромная паутина заполнила все пространство, героине просто некуда спрятаться от нее. А пауки при этом продолжают свое неспешное движение в полной уверенности, что жертва никуда не денется.

И вот уже глаза героини накрыты отвратительной липкой паутиной, она полностью сдалась и не пытается освободиться, что приносит радость ее мучителям. Еще одна жертва, еще одна победа.

Так автор видит то, что происходило в ее жизни и ее душе. Этот мрачный и страшный образ воплощает душевные переживания человека, вызванные давлением со стороны жестокого и безжалостного внешнего мира, который не терпит тех, кто выходит за установленные рамки и в жизни, и в творчестве.

Анализ 2

Сумрачное ощущение оставляет стихотворение Гиппиус Пауки, которое указывает на некую власть, некие силы, которые действуют в этом мире. Келья как образ мира представляет собой заточение человека в рамках существующего порядка, определенное подчинение устоявшемуся положению дел. Поэтому над человеком нависает мягкая и липкая паутина, которая не позволяет не только выбраться на крышу, но и даже посмотреть на потолок.

Образ именно четырех пауков говорит о всеобъятности этого феномена, он соотносится с образом четырех сторон света, которые как бы охватывают мироздание полностью и тем самым описывают весь мир. Если пауки располагаются в каждой стороне света, то выполняют роль своеобразных распорядителей этих сторон. Подобно тому, как, например, в греческой мифологии каждая сторона света и ветер каждой стороны имели собственных божеств, которые этим управляли.

Гиппиус говорит об омрачении сознания, подчинения ума этим всеведущим силам, которые непрестанно продолжают плести собственную паутину и создавать своим страшным и однообразным трудом единую паутину. Этот образ также может говорить о чем-то наподобие концепции восточной философии, где внешний мир вообще воспринимается по большей части как омрачение сознания. Особенно, если речь о полном внутреннем потакании этому внешнему миру и пребывании в его иллюзии.

Собственно образ паутины напоминает образ сети-иллюзии, в которую, согласно восточной философии вкидываются живые существа и только немногим удается выбраться. Конечно, если продолжать тему восточных учений, то там есть надежда на положительный исход, на разрыв этих сетей иллюзии и выход на свет. Нечто подобное, кстати, также рассматривается и в рассказе Платона о пещере.

Тем не менее, в своем стихотворении поэтесса не оставляет практически никаких надежд, она просто констатирует факт и факт весьма печальный. Пауки непрестанно продолжают свой труд и в итоге глаза лирической героини оказываются под серой и липкой паутиной. Гиппиус, безусловно, с некоторым пренебрежением и отвращением описывает пауков.

Они являются непременно толстыми, грязными жирными. Хотя, также они ловки и рады радостью звериной, у этой силы тоже имеется определенный ресурс и потенциал для выполнения собственной миссии в этом мире. Так или иначе, надежд на какой-то положительный исход поэтесса читателям не оставляет, разве только как бы за скобками своего повествования.

Анализ стихотворения Пауки по плану

Пауки

Возможно вам будет интересно

Произведение входит в кавказский цикл сочинений поэта, созданных им во время его путешествий по казачьим станицам.

Стихотворение Песня имеет довольно интересную структуру, в этом размере каждая строфа имеет повторяющуюся четную строчку. Каждая вторая строка вторит завершению предыдущей и таким образом звучит будто отголоском или своеобразным эхом.

Начиная с вступительных строк стихотворения, Маяковский намекает на то, что к людям низшего сословия он не имеет отвращения. Описывая мещанство поэт имеет в виду людей, которые думают только о себе

Поэт пишет о себе, о свободе своего творчества и души. В первой части стихотворения он говорит о том, что для него НЕ важно. “Пустое” для Александра Сергеевича – почести, богатства, слова.

Любовь – одна из основных тем лирики для поэтов во все времена. Речь идет не только об универсальности этой темы, но и о возможности отыскать тут множество оттенков и акцентов

Анализ стихотворения Гиппиус Пауки

Я в тесной келье – в этом мире
И келья тесная низка.
А в четырех углах – четыре
Неутомимых паука.

Они ловки, жирны и грязны,
И все плетут, плетут, плетут.
И страшен их однообразный
Непрерывающийся труд.

Они четыре паутины
В одну, огромную, сплели.
Гляжу – шевелятся их спины
В зловонно-сумрачной пыли.

Мои глаза – под паутиной.
Она сера, мягка, липка.
И рады радостью звериной
Четыре толстых паука.

Анализ стихотворения Зинаиды Гиппиус «Пауки»

Зинаида Гиппиус оставила после себя большое наследие, которое будет передаваться еще много поколений. Она была не только поэтессой, но так же писала романы, повести, рассказы и прессы. Ее произведения это всегда мудрая и целесообразная история, которая передает переживания людей.

Одним из ее самых красивых и в то же время мрачных стихотворений принято считать произведение “Пауки”. С первых же строк на читателя надвигается тяжелое и мрачное настроение, которое не отпускает его до самого конца.

“Я в тесной келье — в этом мире”. Возможно Гиппиус с помощью литературного героя описывала свои мысли и чувства. Из них мы можем только установить, что автор чувствовал себя в ловушке от куда нет выхода. Помимо тесноты и отсутствия свободы, автор так же чувствует одиночество. Место, где пребывает литературный герой стихотворения не только мрачное и тесное, но и еще очень одинокое. Ведь там ничего нет, только один человек. оказавшейся в ловушке.

Но самым главным элементом этой темницы являются пауки. которые сдерживают узника внутри. Автор описывает их, как жирных, ловких и грязных животных. однообразный труд которых заставляет ее страшиться еще больше.

Расположение пауков так же носит большую роль. Все они расположены в углах комнаты, четыре угла — четыре паука. Это означает, что они окружили своего узника, своим всеместным присутствием, они лишь больше нагнетают страха.

В начале стихотворения кажется, что литературный герой только стоит и наблюдает со стороны. Да ей до безумия страшно, но самого контакта с пауками мы не видим. И только строка :”Мои глаза — под паутиной” говорит о том, что она уже попала в эту ловушку и выбраться из нее возможности нет. А пауки, которыми она олицетворяет своих врагов и противников, рады тому, что она попала в из западню.

Стихотворение очень красивое и мистическое, оно описывает страх заключения безнадежность и отсутствием мечты.

Грезы об отрадном уединении

(мотивы лирики Зинаиды Гиппиус)

Невозможно говорить о вершинных явлениях серебряного века русской литературы, минуя имя Зинаиды Николаевны Гиппиус, ныне полузабытой. Все ее творчество поэта, критика, прозаика, драматурга, мемуаристки тесно вплетено в литературный процесс эпохи крутых переломов в истории страны. Итогом ее поэтического творчества явились три сборника – «Собрание стихов» (кн. 1, 1904 г.; кн. 2, 1910 г. и «Последние стихи» (1914-1918).

Далеко не все в литературном наследии Зинаиды Гиппиус выдержало проверку временем, а вот в числе сохранивших актуальность для нашего времени находится ее лирика 1904-1910 гг. обладающая высокими художественными достоинствами, что было засвидетельствовано бесспорными авторитетами того времени. В их числе В.Брюсов, А.Блок, И.Анненский и многие другие. В стихотворении 1909 г. посвященном З.Н.Гиппиус, В.Брюсов пишет:

И новым людям в жизни новой
Как нынче, ясен и певуч,
Все будет петь за мглой еловой
Твоих стихов бессмертный ключ! (1)

Закат символизма к 1910 г. был вместе и началом резкого спада художественного уровня лирики Гиппиус, продолжавшей отдавать ей дань. Тот же В.Брюсов в статье 1922 г. «Вчера, сегодня и завтра русской поэзии» отмечает «грубость речи, угасание художественного вкуса и стихотворного умения» автора «Последних стихов» – сборника З.Гиппиус, вышедшего в 1918 году. (2)

Если незаурядное поэтическое дарование Гиппиус признавалось современниками, то само направление ее творчества не встречало единодушия, а порой даже вызывало яростное неприятие. Причиной тому явилась предельная откровенность в раскрытии жизни души, к чему общественное сознание, как обычно, относилось с опаской или осуждением. Предпочитался добротный эстетический камуфляж всего того, что на самом деле думает и чувствует художник слова и что оскорбляет вкус добропорядочного обывателя.

Знающих Зинаиду Гиппиус не мог не поразить контраст между реальным обликом автора и ее лирическим героем. Реальная Гиппиус являлась активнейшей деятельницей своего времени. Она постоянно находилась в самой гуще литературной и культурной жизни Петербурга, имела устойчивый и довольно широкий круг общения с литературной средой, к тому же постоянно была занята творческой и редакторской деятельностью. Лирика же ее являет нам образ человека, не имеющего ровным счетом ничего общего с этой реальной деятельницей. Тут мы имеем пример уже известного явления, именуемого раздвоением личности, обретением «двойника». Явление это, само по себе далеко не безобидное, способно раскрыть немало существенного в характере человека сложной переходной эпохи. Что же представляет собой эта лирика, одними почитаемая, а другими яростно отрицаемая?

«Серебряный век – время предельного внимания к культуре художественного и научного мышления. И тут Зинаида Гиппиус представляет яркий пример блестяще образованного, даровитого и прошедшего строгую школу профессионального литератора. Речь ее пленяет умом, остра, изящна, она легко берет в плен читателя, приближая его к своему художественному миру, насыщенному нетривиальными идеями, парадоксами. Можете не соглашаться с ней и спорить сколько угодно, у Зинаиды Гиппиус заготовлен «щит» от инакомыслия. Этот «щит» в железном ощущении самодостаточности собственных убеждений и поступков. Если хотите дружите и соглашайтесь со мной, как бы говорит она нам, не хотите – следуйте своим путем.

В лирике Гиппиус отчетливо заметны родовые черты декадентской и символистской поэтики с ее плюсами и минусами, но столь же значимы приметы неповторимой индивидуальности. Поэт создает свой художественный мир, все реалии которого теснейшим образом взаимосвязаны. Правда, общий колорит его сумрачен, мелодика преисполнена трагического звучания, но это вполне отвечает эпохе, предваряющей грозовые социальные катастрофы начала века.

Доминирующий эмоциональный мотив лирики Гиппиус – уход в собственное «я», решительное отделение его от внешнего мира, от людей, любить которых поэт органически не способен, а также от катаклизмов социального бытия, одним словом, от всего, что смущает блаженное уединение в мире собственных духовных устремлений. Словно сильный магнит манит лирическую героиню единение с Богом, отраду обещает Любовь с большой буквы и Смерть как долгожданное расставание с глубоко презираемой земной действительностью. Находясь в гуще жизни, с энтузиазмом занимаясь разнообразной деятельностью, Гиппиус, ее лирический герой, неизменно ощущают свое горькое, непреодолимое одиночество. В сердцевине подобного миросозерцания Гиппиус нетрудно уловить черты, предвосхищающие психологию экзистенциализма. Не случайно из поэтов-предшественников Гиппиус, помимо всеобъемлющего Пушкина, выделяет Тютчева с его Silentium и острым нежеланием сделать свое творчество достоянием масс.

К апофеозу одиночества Гиппиус настойчиво подталкивал мотив разъединения с людьми. «Я не умею жить с людьми». (3) Это говорится в стихотворении 1895 г.; «Мертвые люди, собой утомленные. никого не люблю» – 1901г.; «Как привидения бродят ближние» – 1902 г.; «Как звери люди, жалкие и злые. » – 1905 г. Летят годы, а нелюбовь к людям держится стойко. А ведь лишь ощущение тесной связи с людьми способно привязать душу человека к жизненным радостям и горестям. Именно этим животворным ощущением были порождены протеизм Пушкина, отчаянно дерзкая практика «опрощения» Льва Толстого, на этом нравственном стержне основан и христианский принцип, требующий любви к ближнему.

К сожалению, это живительное чувство не владело душой Гиппиус, что и объясняет связь лелеемого ею уединения со смертью, имя которой она часто пишет с прописной буквы. Смерть – наиболее устойчивый мотив двух рассматриваемых нами стихотворных сборников.

Приветствую смерть я
С бездумной отрадой –

пишет 26-летняя Гиппиус в тот момент, когда жизнь ее протекала вполне благополучно. Удивляться тут нечему: именно смерть мыслится поэтом как идеальное, ничем не омраченное уединение. Ведь мир души, не заполненный живыми человеческими интересами, ничем существенным, не может радовать. Хуже того, душа в томлении одиночества начинает испытывать натиск темных сил. Она то изнывает от искуса «сладкого греха», то приголубливает пакостного дьяволенка («Дьяволенок»). Да и сам сатана, обретя ласковое определение «шалун» («Мережи»), претендует в качестве «божьей твари» на сочувствие лирической героини («Божья тварь»). То же и в стихотворении «Соблазн». Оно о том, как человек в уединении привлекает «нежное внимание сатаны». Подобный опыт в конце концов приобретает резкое неприятие самой себя. Душа в ряде стихотворений получает грустные определения – «мертвая», «черная», даже – «страшная». С каждым годом все настойчивее раскрывается тема духовной усталости, бессилия, самоистязания («В черту», «Она», «Днем» и др.) Пессимизм черной тучей заволакивает мир души Гиппиус. Само слово «тьма» в ее стихотворениях получает долговременную прописку. И даже лунный серп видится ею не сияющим, а безнадежно траурным:

Месяц черный-пречерный,
Глядит на меня в окно.
Мне страшно, что месяц черный. («Черный серп»)

Важнейшим источником бескрайнего пессимизма поэта является современная действительность, для характеристики которой Гиппиус не находит ни одного доброго слова. И на подобную оценку она, конечно, имела веские основания. Лексический строй стихотворения 1904 г. «Все кругом» состоит из прилагательных крайне негативной оценки. Вот первые его строки:

Страшное, грубое, липкое, грязное,
Жестко тупое, всегда безобразное,
Медленно рвущее, мелко нечестное
Скользское, стыдное, низкое, тесное,
Явно довольное, тайно блудливое,
Плоско смешное и тошно трусливое. и т.д.

Все происходящее в духовном мире Гиппиус, запечатленное в лирических откровениях, определяется как тяжелый духовный кризис – такова безотрадная реальность. Вместе с тем, это и эстетическая реальность, художественный документ смутной переходной эпохи. Какую же художественную или психологическую ценность имеет это явление? Что побуждало Зинаиду Гиппиус чеканить в изумительных строках мучительные стоны души, творить «молитвы», как называла она свои стихотворные опыты? Ее лирика – следствие настоятельной духовной потребности. Это спасительное явление катарсиса – очищения, душевной разрядки (Аристотель. «Поэтика»). Сам процесс переключения негативного нравственно-психологического состояния в художественное произведение является благотворным актом оздоровления души, он сродни молитвенному действу. Сходный процесс «очищения», правда, не столь интенсивной степени, мы наблюдаем в поэзии А.Блока, Ф.Сологуба, А.Белого, К.Бальмонта и некоторых других художников слова серебряного века.

Читайте также:  Заколдованное место – краткое содержание повести Гоголя

С годами в душе Гиппиус накапливалось и усиливалось острое недовольство практикой художественного уединения как некоего идеала духовного бытия. Постепенно нарастает конфликтное ощущение противостояния между идеалом одиночества («Тихая лампада») и большой настоящей жизнью («пламень небес»). Одиночество теперь осмысляется не только как отрада, но и как угроза («Глухота»). «Для одиночества победы нет» («Вместе»). Особенно примечательно стихотворение «Пауки», где одиночество отождествляется с тесной кельей, в четырех углах которой обосновались пауки, плетущие в «радости звериной» огромную паутину лжи. Эти страшные пауки заставляют вспомнить Свидригайлова из «Преступления и наказания» Достоевского. Этот философствующий циник и изувер представлял себе вечность в виде черной «деревенской бани. а по всем углам пауки». (4)

Все чаще Гиппиус настигают сомнения в отраде последнего уединения, то есть, смерти. В стихотворении 1911 г. «Там» мы находим примечательные строки:

Я помню, конца мы искали порою,
И ждали, и верили смертной надежде.
Но смерть оказалась такой же пустою,
И так же мне скучно, как было и прежде.
Ни боли, ни счастья, ни страха, ни мира,
Нет даже забвения в ропоте Леты.
Над Стиксом безгласным туманно и сыро,
И алые бродят по камням отсветы.

С годами эти сомнения перерастают в неприятие всего, что уводит поэта от реальной жизни. Но и жизнь как таковая не ласкает автора гармонических строф. Любовь мыслится Гиппиус одним из могущественных путей выхода из душной кельи одиночества. Но как бы противореча самой себе, она настойчиво утверждает мотив недоступности любви. Это такие стихотворения, как «Отрада», «Сосна», «Тетрадь любви». В стихотворении «Сонет» любовь получает эпитет «ненужная». Парадоксально и утверждение в стихотворении «Улыбка»: «Всех радостей дороже неразделенная любовь».

«Нелюбовь» – постоянный мотив этой лирики. Зябко кутаясь вблизи камина, лирическая героиня проповедует бесстрастие и угодную, как она полагает, Богу любовь, но не греховную, рожденную в огне, // А чистую, бескровную, духовную. («Стариковы речи»).

Подобная трактовка любви отражает гнетущее ощущение бессилия души. Устойчив и мотив неизбывного страдания. «Хочу разъединить меня с моим страданьем», – говорит она в стихотворении 1905 г. «Узел». И в стихотворении «Земле» обращается к Страданью с прописной буквы: «Мое Страданье, вдвоем с тобой/ Молиться будем. » Испытывая гнет внутренних противоречий, поэт ищет утешения у Творца. Имя его наиболее часто употребляемое в лирике. Единение с Богом – заветная мечта и последняя надежда. Вот только единение это оказывается недостижимым в силу той жизненной практики, которая породила мертвенность духовного состояния.

К 1910 г. грезы о блаженном уединении улетучиваются из творчества Гиппиус, как и основные постулаты символистской теории и поэтики. В ее стихи теперь все более настойчиво вторгаются политические мотивы. Четко обозначаются концепты «свои», «чужие», активизируется интерес к реальным событиям и проблемам жизни общества, но эти новации уже не кристаллизуются в художественную концепцию. К 1921 г. ресурсы поэтического творчества Зинаиды Гиппиус оказываются в основном исчерпанными.

Лучшее, что создано Гиппиус-поэтом, драгоценно не только силой художественной изобразительности, «огнями откровений», раскрывающими сложную духовную жизнь женщины. Оно к тому же обогащает художественную летопись России правдивым поэтическим рассказом о человеке жестокого исторического времени. Без того драгоценного опыта, как справедливо утверждает Н.А.Богомолов, «невозможно понять наше прошлое, а следовательно – и наше настоящее, столь нуждающееся в оценке и истолковании». (5)

(1) – В.Я.Брюсов. Собр.соч. в 7 томах. Т.I. – М. Художественная литература, 1973. – С.539.
(2) – Там же. Т.VI. – С.507.
(3) – З.Н.Гиппиус. Стихотворения. Живые лица. – М. Художественная литература, 1991. – С.19.
(4) – Ф.М.Достоевский. Полное собр.соч. в 30 томах. Т.VI. Указ. соч. – С.221.
(5) – Н.А.Богомолов. Любовь – одна. – Предисловие к указанной книге З.Н.Гиппиус. – С.22.

Другие статьи о литературе:

Пауки
Стихотворение Зинаиды Гиппиус

Я в тесной келье – в этом мире И келья тесная низка. А в четырех углах – четыре Неутомимых паука. Они ловки, жирны и грязны, И все плетут, плетут, плетут. И страшен их однообразный Непрерывающийся труд. Они четыре паутины В одну, огромную, сплели. Гляжу – шевелятся их спины В зловонно-сумрачной пыли. Мои глаза – под паутиной. Она сера, мягка, липка. И рады радостью звериной Четыре толстых паука.

Зинаида Гиппиус.
Стихи, воспоминания, документальная проза.
Москва: Наше наследие, 1991.

Другие стихи Зинаиды Гиппиус

Помогите определить тему произведения З. Гиппиус “Пауки”. Желательно анализ стихотворения.

Данил Иванов Ученик (144), на голосовании 1 год назад

Я в тесной келье – в этом мире
И келья тесная низка.
А в четырех углах – четыре
Неутомимых паука.

Они ловки, жирны и грязны,
И все плетут, плетут, плетут.
И страшен их однообразный
Непрерывающийся труд.

Они четыре паутины
В одну, огромную, сплели.
Гляжу – шевелятся их спины
В зловонно-сумрачной пыли.

Мои глаза – под паутиной.
Она сера, мягка, липка.
И рады радостью звериной
Четыре толстых паука.

Светлана Зацепанюк Мудрец (15146) 1 год назад

Стихотворение Зинаиды Гиппиус “Пауки” – это жанр лирической поэзии. А в некой степени, точнее чаще всего, она упоминает чувства человека в данную минуту. Автор, при написании этих стихов, был под неким впечатлением замкнутости, серообыденности, что объясняет ее добровольное, но выдуманное помещение в темницу. Если разобраться, детально, то здесь прослеживаются нотки отчаяния. Оно заключается в том, что из этой выдуманной темницы, герою рассказывающему стихотворение, не выбраться. И единственное, что остается ему делать – это наблюдать за происходящим вокруг. Оно не привлекает, но и даже мелочь заметна в таком состоянии. Пауков она описывает, как стражников этой темницы, местных жителей, которые оккупировали собой пространство, а если точнее углы. Углы выражают собой, ту же самую безвыходность. Но тем, не менее в этой ситуации, автор дает понять, что пауки хоть и малы по сравнению с человеком, но здесь они превосходят его и “радуются”этому.

Послушать стихотворение Гиппиус Пауки

Анализируя многие из стихотворений З. Гиппиус, невозможно не обратить внимание на их особую пространственную структуру

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 17:53, реферат

Краткое описание

Символика паука несет смысл непрерывной трансмутации человека, превращенного в жертву1. Паук в поэзии Гиппиус, являясь лунным хтоническим животным, сохраняя власть над миром явлений, прядет нить человеческой судьбы2. Паутина, как вариант ткани, несет в себе идею творения и развития (колеса и его центра) . Число “четыре” (“. Они четыре паутины / В одну, огромную, сплели. / Гляжу – шевелятся их спины / В зловонно-сумрачной пыли. “) [Гиппиус, 2001, т. 2. С. 513], являясь символом земного пространства, внешних, природных пределов “минимального осознания тотальности”, в конечном счете, олицетворяет рациональность мира, столь чуждую, ненавистную лирическому субъекту поэзии 3. Гиппиус [Тресиддер, 2001. С.332].

Вложенные файлы: 1 файл

Анализируя многие из стихотворений З.doc

Анализируя многие из стихотворений З. Гиппиус, невозможно не обратить внимание на их особую пространственную структуру.

дается характеристика основного значимого локуса в сборниках «Собрание стихов. 1889-1903» и «Собрание стихов. 1903-1909», которым является некое замкнутое пространство, сходное с кельей. «Келейное» пространство получает свою завершенность и моделируется через систему образов молчания и молитвы, а также образов лампады и свечи, окна, порога. Это пространство замещает «дом», обеспечивает изолированность, покой.

Я в тесной келье – в этом мире.

И келья тесная низка.

А в четырех углах – четыре

Неутомимых паука… («Пауки»)

Стихотворение словно навеяно разговором Свидригайлова и Раскольникова о загробной жизни: «Нам вот все представляется вечность как идея, которую понять нельзя, что-то огромное, огромное! Да почему же непременно огромное? И вдруг, вместо всего этого, представьте себе, будет там одна комнатка, эдак вроде деревенской бани, закоптелая, а по всем углам пауки, и вот и вся вечность».

Символика “паука”, характерная для сознания начала XX в. непосредственно зафиксирована в дневниках В. Брюсова: “Мережковский защищал мнение, что муки ада будут телесные, будут котлы с кипящей смолой и комнаты с паукаим” (Брюсов В. Дневники. – Л., 1979. – С. 127).

Образ замкнутого пространства – тесной келий, в которой притаились пауки, символизирующие зло, навеян, по замечанию Ханзен-Леве, “гротескными образами ада (вечности) Достоевского” [Ханзен-Леве, 1999. С. 107]. Паук, сидящий в своей паутине, – центр мира; так возникает аналогия с картиной мироздания, и поэтому эта мифологема может рассматриваться в парадигме вечного ткачества паутины иллюзий1. На ассоциации с картиной вселенной указывает числовая символика четырех пауков. “Четыре паука” с их непрерывным плетением паутины и способностью к убийству сохраняют значение “непрерывного чередования сил, от которых зависит стабильность мира”

[Керлотт, 1994. С. 383]. Символика числа “четыре” становится “знаком единства низшей и высшей сфер бытия” [Тресиддер, 2001. С. 170]. Человек в этом контексте лишь микрокосм, отражение огромной Вселенной, заключенной в каждом индивидууме.

Символика паука несет смысл непрерывной трансмутации человека, превращенного в жертву1. Паук в поэзии Гиппиус, являясь лунным хтоническим животным, сохраняя власть над миром явлений, прядет нить человеческой судьбы2. Паутина, как вариант ткани, несет в себе идею творения и развития (колеса и его центра) . Число “четыре” (“. Они четыре паутины / В одну, огромную, сплели. / Гляжу – шевелятся их спины / В зловонно-сумрачной пыли. “) [Гиппиус, 2001, т. 2. С. 513], являясь символом земного пространства, внешних, природных пределов “минимального осознания тотальности”, в конечном счете, олицетворяет рациональность мира, столь чуждую, ненавистную лирическому субъекту поэзии 3. Гиппиус [Тресиддер, 2001. С.332].

С уединенностью лирического героя связано своеобразие художественного решения времени и пространства в поэзии З. Гиппиус 1889-1909 гг.: окружающая его реальность не вещественна, но духовна. Определено, что пространство лирического героя Гиппиус многомерно, его образы входят в парадигму внутреннего-внешнего, своего-чужого, замкнутого-открытого, временного и вечного. «Келейное» пространство лирического героя соседствует с иными мирами — дольним и горным, причем возможен переход в любой из этих миров путем пересечения «границы» («окна», «порога», «двери»). Выход во внешнее пространство не радует и не освобождает героя: в его отношениях с природными стихиями (воды, земли, воздуха и огня) наблюдается устойчивая статика, доминирует символика смерти: пруд «неподвижен», костер «безогненный», воздух — «мутный туман», земля — «могила открытая».

«Келейное» пространство лирического героя антропоцентрично, на внешнем уровне оно статично, на внутреннем — динамично. Формируется модель «пространства души», предстающей в «оголенном» виде и стремящейся к переходу в вечность: «Последним обнаженьем обнаженной / Моей душе — пределов больше нет» («Брачное кольцо», 1905 г.). Человеческая душа в представлении лирического героя Гиппиус имеет символическое пространственное выражение, предстает в образе храма.

Мы думаем, что новый храм построим
Для новой, нам обещанной, земли.
Но каждый дорожит своим покоем
И одиночеством в своей щели.

Душа героя находится как бы в «тройном заточении», существует на нескольких уровнях одновременно. Так, самый глубокий уровень «заточения» — это «душа души» («Тварь», 1907 г.), второй уровень — душа в оковах «странного, тупо-злого, слепорожденного» тела («Час Третий», 1906 г.), не желающего иметь никаких «прозрений». И третий уровень — это добровольное «заточение» своей души в «келейном пространстве», которое охватывает весь мир: «Я в тесной келье — в этом мире» («Пауки» 1903 г.). Подобное «заточение» души может иметь бесконечное множество уровней, последним из которых будет вечность. Лирический герой-созерцатель взглядом сопрягает отдаленный и близкий планы и таким образом сообщает развитие действию. Пространственный разворот сочетается со стянутостью к центру («пространство души»), что обуславливает направление движения внутрь: «Я к монастырскому житью / Имею тайное пристрастие / Не здесь ли бурную ладью / Ждет успокоенное счастие?» («Не здесь ли?», 1904 г.).

Художественное пространство лирики Гиппиус характеризуется статичностью, которая является одним из основных средств утверждения надвременного характера изображаемого. Внешнее движение не имеет никакого смысла без внутреннего преображения, внутренней метаморфозы. Значение имеет не перемещение в пространстве, а готовность самой души к чередованию смерти и нового рождения, ее способность «умирать и воскресать». Полнота существования лирического героя З. Гиппиус достигается в текстах благодаря наличию двусторонней связи «человек — мир».

Зовет меня лампада в тесной келье,
Многообразие последней тишины,
Блаженного молчания веселье —
И нежное вниманье сатаны.

Он служит: то светильник зажигает,
То рясу мне поправит на груди,
То спавшие мне четки подымает
И шепчет: «С Нами будь, не уходи!

Ужель ты одиночества не любишь?
Уединение — великий храм.
С людьми. их не спасешь, себя погубишь,
А здесь, один, ты равен будешь Нам.

Субъект у Гиппиус не только воспринимает мир, но и ощущает на себе взгляд со стороны мира, то есть пребывает в функции объекта. Возникает обратная перспектива: природа «смотрит» на человека: «Спеленут, лежу, покорный, / Лежу я очень давно; / А месяц, черный-пречерный, / Глядит на меня в окно» («Черный серп», 1908 г.). Внутренняя обратимость прослеживается на композиционном, словесном уровне, выходит за пределы текста, делая амбивалентность доминирующим фактором текстов на концептуальном уровне. Лирический герой Гиппиус находится в поле сложных отношений, как бы внутри полярных субстанций с характерной для мира переходных состояний игрой противоположными смыслами.

Зинаида Гиппиус — Пауки: Стих

Я в тесной келье — в этом мире
И келья тесная низка.
А в четырех углах — четыре
Неутомимых паука.

Они ловки, жирны и грязны,
И все плетут, плетут, плетут…
И страшен их однообразный
Непрерывающийся труд.

Они четыре паутины
В одну, огромную, сплели.
Гляжу — шевелятся их спины
В зловонно-сумрачной пыли.

Мои глаза — под паутиной.
Она сера, мягка, липка.
И рады радостью звериной
Четыре толстых паука.

  • Следующий стих → Зинаида Гиппиус — Петроград
  • Предыдущий стих → Зинаида Гиппиус — Отрада

Читать похожие стихи:

  1. Зинаида Гиппиус — Она
  2. Зинаида Гиппиус — Последнее
  3. Зинаида Гиппиус — Нет
  4. Зинаида Гиппиус — Цветы ночи
  5. Зинаида Гиппиус — Сонет
  • Стихи Александра Пушкина
  • Стихи Михаила Лермонтова
  • Стихи Сергея Есенина
  • Басни Ивана Крылова
  • Стихи Николая Некрасова
  • Стихи Владимира Маяковского
  • Стихи Федора Тютчева
  • Стихи Афанасия Фета
  • Стихи Анны Ахматовой
  • Стихи Владимира Высоцкого
  • Стихи Иосифа Бродского
  • Стихи Марины Цветаевой
  • Стихи Александра Блока
  • Стихи Агнии Барто
  • Омар Хайям: стихи, рубаи
  • Стихи Бориса Пастернака
  • Стихи Самуила Маршака
  • Стихи Корнея Чуковского
  • Стихи Эдуарда Асадова
  • Стихи Евгения Евтушенко
  • Стихи Константина Симонова
  • Стихи Ивана Бунина
  • Стихи Валерия Брюсова
  • Стихи Беллы Ахмадулиной
  • Стихи Юлии Друниной
  • Стихи Вероники Тушновой
  • Стихи Николая Гумилева
  • Стихи Твардовского
  • Стихи Рождественского
  • Евгений Онегин
  • Бородино
  • Я помню чудное мгновенье (Керн)
  • Я вас любил, любовь еще, быть может
  • Парус (Белеет парус одинокий)
  • Письмо матери
  • Зимнее утро (Мороз и солнце; день чудесный)
  • Не жалею, не зову, не плачу
  • Стихи о советском паспорте
  • Я памятник себе воздвиг нерукотворный
  • У лукоморья дуб зеленый
  • Ночь, улица, фонарь, аптека
  • Сказка о царе Салтане
  • Жди меня, и я вернусь
  • Ты меня не любишь, не жалеешь
  • Что такое хорошо и что такое плохо
  • Кому на Руси жить хорошо
  • Я пришел к тебе с приветом
  • Незнакомка
  • Письмо Татьяны к Онегину
  • Александр Пушкин — Пророк
  • Анна Ахматова — Мужество
  • Николай Некрасов — Железная дорога
  • Сергей Есенин — Письмо к женщине
  • Александр Пушкин — Полтава
  • Стихи о любви
  • Стихи для детей
  • Стихи о жизни
  • Стихи о природе
  • Стихи о дружбе
  • Стихи о женщине
  • Короткие стихи
  • Грустные стихи
  • Стихи про осень
  • Стихи про зиму
  • Стихи о весне
  • Стихи про лето
  • Смешные стихи
  • Матерные стихи
  • Стихи с добрым утром
  • Стихи спокойной ночи
  • Стихи про семью
  • Стихи о маме
  • Стихи про папу
  • Стихи про бабушку
  • Стихи про дедушку
  • Стихи о войне
  • Стихи о родине
  • Стихи про армию
  • Стихи про школу
  • Стихи о музыке
  • Стихи для малышей
  • Стихи о доброте
  • Стихи на конкурс
  • Сказки в стихах
  • Популярные стихи Пушкина
  • Популярные стихи Лермонтова
  • Популярные стихи Есенина
  • Популярные басни Крылова
  • Популярные стихи Некрасова
  • Популярные стихи Маяковского
  • Популярные стихи Тютчева
  • Популярные стихи Фета
  • Популярные стихи Ахматовой
  • Популярные стихи Цветаевой
  • Популярные стихи Бродского
  • Популярные стихи Блока
  • Популярные стихи Хайяма
  • Популярные стихи Пастернака
  • Популярные стихи Асадова
  • Популярные стихи Бунина
  • Популярные стихи Евтушенко
  • Популярные стихи Гумилева
  • Популярные стихи Рождественского
  • Другие поэты
Читайте также:  Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка – краткое содержание рассказа Гоголя

Огромная база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих | Все стихи | Карта сайта | Контакты

Все анализы стихотворений, краткие содержания, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом. При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений – запрещено. Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).

Нужно! анализ стихотворения зинаиды гиппиус «посвящение» небеса унылы и низки, но я знаю — дух мой высок. мы с тобою так странно близки, и каждый из нас одинок. беспощаднамоя дорога, она меня к смерти

Всеми известная поэтесса Зинаида Гиппиус, а также её муж Дмитрий Сергеевич Мережковский, были российскими идеологами символизма, его яркими примерами, а также просто прекрасными писателями и поэтами. Помимо любви их союз был очень выгоден, ведь они работают над одинаковыми вещами, помогая друг другу и делясь при этом творческими идеями. В целом, поэзия Зинаиды отличалась своей красочными, жизненными чертами. По её стихотворениям можно узнать немало нового и интересного про любовь, жизнь и высокие настоящие чувства, хоть обычно поэтесса писала весьма печально, грустно, совсем не жизнерадостно, но при этом интересно и так, что затянет. Чаще всего Зинаида пишет про любовь, которая вдохновляет автора на творческие личности, ещё она часто пишет про разлуку и нехватку Родины. Причём для писательницы важнее написать так, чтобы читающий правильно понял смысл произведения, чтобы не было недопонимания. Поэтому иногда великолепная писательница и поэтесса даже выходит за рамки стиля, в котором писала. Лишь бы поэта поняли.

Стихотворение «Бессилье» так же не блещет радостными эмоциями. Видимо, мотивом для поэтессы послужили ее слабость, беспомощность и им похожее, ведь по сюжету произведения героиня может сделать что-либо, но у неё нет сил, нет способностей сделать это. У героини даже появляется мысль поддаться происходящему и не противостоять ему, но у неё нет ни смелости, ни сил ни противостоять, ни поддаться. Поэтесса описывает своё состояние как разбитое. Ни сил, ни желания у неё нет ни на что. К сожалению, а может и к счастью, у творческих людей такое бывает, да и не раз.

Это печальное стихотворение вышло в свет в 1894-ом году. Стихотворение разбито на три четверостишья. Рифмы есть, они перекрёстные. Можно даже напевать произведение.

На последок скажу, что быть одиноким не нужно. Вот в таких бессильных моментах близкие – самое лучшее и эффективное спасение. Они выведут вас из такого безжизненного состояния, и вы будете хотеть, добиться новых высот и не будете даже задумываться насчёт проигрыша и поражения. Любите близких и не отталкивайте их. Это вам же лучше.

История создания

Стихотворение было написано в феврале 1918 года. Как правило, «общественные» стихи Зинаиды Николаевны – это не рефлекс, не эмоциональная реакция на центральные эпизоды, события, происходящие в обществе, но это выражение обдуманной, взвешенной точки зрения, которая не противоречит нравственным ценностям поэтессы.

Позиция Зинаиды Николаевны, связанная с революционными событиями, была очень противоречива. Она была и против самодержавия, и против социал-демократов, она была против угнетения и насилия.

В 1917 году в своём дневнике Зинаида Николаевна пишет:

«Нет оправдания войне — для современного человеческого существа. Все в войне кричит для нас: «Назад!»»

Своё несогласие с происходящим, отрицание революции Гиппиус выразила стихами, вошедшими в сборник «Последние стихи», который завершает произведение с символичным названием «Нет».

В 1920 году в Варшаве выходит сборник стихов автора (под псевдонимом Антон Кирша) «Походные песни», который заключает это же стихотворение, но под названием «Знайте!».

«Когда задумываешься, где у Гиппиус сокровенное, где необходимый стержень, вкруг которого обрастает творчество, где — «лицо», то чувствуешь: у этого поэта, может быть, как ни у кого другого, нет единого лица, а есть — множество…» (Р. Б. Гуль)

Литературная деятельность, эмиграция и смерть

Дом Мережковских был колыбелью культурной жизни города на Неве. Практически все без исключения начинающие литераторы хотели посетить проводимые там творческие вечера. В культурных кругах города Зинаиду Гиппиус очень уважали. Именно при ее помощи и участии дебютировали такие великие и ставшие знаменитыми впоследствии личности, как Александр Блок, Осип Мандельштам. Именно Зинаида Гиппиус написала первую рецензию на произведение Сергея Есенина, чье имя еще практически никому не было знакомо на тот момент.

Произведения самой поэтессы попали в печать еще в 1888 году, а первая публикация стихов состоялась в журнале под названием «Северный вестник». А спустя некоторое время она решила публиковать свои статьи с литературной критикой под вымышленным именем Антон Крайний.

Зинаида Гиппиус писала о жизни, о любви, о народе и Родине. В своем раннем творчества Гиппиус осуждала рутину, обыденность и возвышала фантазийный мир. Она всегда очень остро ощущала, как сильно отличается от всех остальных. В творческой жизни этой личности огромную роль сыграли события Первой революции, именно после нее свет увидели сборники многих ее рассказов, в которых Зинаида придерживалась такого мнения, что улучшения в социальной жизни невозможны без изменений, которые должны произойти в душе самого человека.

События 1917 года писательница встречает с негативным настроем. Они с супругом принимают решение об эмиграции во Францию, в Париж, где еще с былых времен в их собственности была недвижимость. Зинаида очень резко высказывалась о сложившейся в стране ситуации и предрекала Советской России скорый упадок.

Вместе с любимым и единственным супругом Зинаида Гиппиус провела полвека, а после его кончины в 1941 году она начала писать о нем книгу, но так и не успела завершить свой труд в связи с ухудшением состояния здоровья. Рассудок Зинаиды со временем стал все больше затуманиваться. Она очень хотела как можно скорее встретиться с Мережковским, и ее желание было настолько сильным, что она несколько раз даже предпринимала попытки покончить жизнь раньше срока, наложив на себя руки. В 1945 году, в сентябре поэтесса скончалась. Она была погребена рядом с мужем.

Жанр, направление, размер

Политической лирики Зинаиды Гиппиус очень сложно дать конкретную жанровую характеристику. Стихотворением «Нет» автор воспевает свою Родину, возвышает Россию, она (Россия) сильнее всех неурядиц, всех проблем, которые выпали на её долю, на долю русского народа. Все эти черты близки такому лирическому жанру, как ода. Но данное произведение не похоже на оду 18 века, с её высоким стилем речи, хотя оно также имеет риторические восклицания и торжественный посыл.

Модернисты разных школ (течений) имели один основной общий признак, который отличал их от направлений-предшественников. Признак этот заключался в стремлении отражать своё, сугубо личное, мнение о реальности, которое часто было изложено хаотично, и, в одном произведении, могло носить разнящийся характер.

По стихам Зинаиды Николаевны можно проследить изменения её мыслей и суждений, которые сплетались со смутным чувством тревоги, с ощущением неблагоприятного исхода, что характерно для такого модернистского течения, как символизм. Гиппиус и Мережковского (мужа Зинаиды Николаевны) считают чуть ли не основателями этого течения, идеологами и концептологами символизма, хотя «их» символизм немного разнится с нынешним представлением об этом течении. Творчество Зинаиды Николаевны несёт в себе черты декадентской и символистской лирики, но, по большей мере, все её произведения индивидуальны и не вписываются в чёткие рамки одного течения.

Невозможно не отметить то, что Гиппиус одна из первых начала создавать оригинальные, нестандартные рифмы и метры, что предвосхищает футуристические поиски. Хотя эти эксперименты она не включала в свои книги, но факт этот очень важен для правильного восприятия лирики автора.

Размер стихотворения «Нет» – трёхстопный дольник. Используется перекрёстная рифмовка с женской рифмой.

Композиция

Данное произведение содержит 8 строк. Стихотворение «Нет» можно разделить на три композиционные части, что характерно для жанра оды.

Первая часть – вступление, обозначение главной темы.

«Она не погибнет — знайте! Она не погибнет, Россия.»

Открыто и уверенно эти строки заявляют об основной теме всего произведения.

Вторая часть – это разъяснения, уточнения.

«Они всколосятся,- верьте! Поля ее золотые.

И мы не погибнем — верьте. »

Данные строки очень лаконично, обобщающе, но ярко дают характеристику предмету воспевания, то есть России. Всего три строки, которые передают чистую любовь, негасимое восхищение своей Родиной, верой в неё, верой в её победу над невзгодами.

Третья часть – заключение, вывод.

«Но что нам наше спасенье: Россия спасется,- знайте! И близко ее воскресенье.»

Эмоционально сильное завершение стихотворения, которое в читателя вселяет такую же сильную, горячую веру в Россию, как у автора.

Образы и символы

Лирический герой стихотворения «Нет» — это вдохновляющий своей уверенностью человек, патриот, у которого «горят глаза», который любит свою Родину и верит в неё.

Правильным будет начать рассуждение об образах и символах произведения с названия, в котором заключён основной смысл стихотворения. «Нет» — это нежелание верить в падение, в гибель России, это вера в её величие, в её стойкость и нерушимость.

Почему автор во второй композиционной части заостряет внимание читателя именно на «полях»? Возможно, потому, что издавна они были гордостью нашего края, богатством. Именно поэтому они «золотые»!

Золотой цвет – это возвышенный цвет, впитавший в себя солнечный свет; золото – это символ власти, величия. Также золото часто символизирует сердце, что вполне сопоставимо с контекстом стихотворения. Поля России – это её сердце, её душа. Россия предстаёт перед читателем в образе человека! Она живая! Сильная, величественная, непобедимая! Олицетворение России можно воспринять как доказательство безукоризненной любови автора к своей Родине!

Декадентская Клеопатра

Те, кто близко знал Мережковских, соглашались — Зинаида во всем превосходила Дмитрия. Она была талантливее, умнее, ярче. Считается, что многие его теории — только разработки ее идей. Брак, основанный на интеллектуальном единстве и равенстве полов, придумала она.

При этом у Зинаиды был огромный талант пиарщицы (хотя тогда не было такого слова и такой профессии). Она умело создала себе имидж декадентской богини: курила, ярко красила губы, румянилась и белилась, принимала гостей, лежа на кушетке и в диадеме, как Клеопатра. Все только и говорили, что о ней и ее муже.

«Зиночка была опять в белом и с диадемой на голове, причем на лоб приходится бриллиант», — писал в своем дневнике Брюсов.

Гиппиус искала настоящей любви, но каждый раз разочаровывалась в своих чувствах. Она была как подросток: ей хотелось, чтобы чувство было невинным и чистым, без оттенка греховности. Зинаида постоянно влюблялась, создавала сложные многоугольники, в которых все ревновали ее друг к другу, и быстро их рушила — разочаровывалсь.

«Зачем же я вечно иду к Любви? Я не знаю; может быть, это все потому, что никто из них меня в сущности не любил? У Дмитрия Сергеевича тоже не такая, не «моя» любовь. Господи, как я люблю какую-то Любовь».

Темы, проблемы, настроение

«Ее стихи всегда обдуманны, умны, в них есть острая наблюдательность, направленная как вовне, так и вглубь души; они всегда сделаны просто, но изящно и с большим мастерством» (В. Я. Брюсов)

Тем, на которые писала Зинаида Николаевна не очень много, но они, что бывает часто, переплетаются одна с другой. Стихотворение «Нет» относится к общественно-политическим стихам поэтессы, в которых часто основной темой является любовь к Родине.

Зинаида Николаевна в большинстве своих произведений поднимает проблему индивидуализма, свободы личности, считая, что каждый человек должен развивать себя, идти по своему собственному пути, тем самым совершенствуя и общество в целом. Но это стихотворение о другом.

«Но что нам наше спасенье: Россия спасется,- знайте!»

Не важна отдельная личность, спасение её, а главное «воскресение России», главное, чтобы возродилась та Россия, в которую верит поэтесса.

Настроение стихотворения «Нет» торжественное, вдохновляющее. Нет ни единой нотки грусти, которая простительна в те тяжёлые времена. Стихотворение «Нет» поднимает патриотический дух!

Средства выразительности

Политическая лирика Зинаиды Николаевны не была столь воздушной, как стихи раннего периода её творчества, но она была так же интеллектуально глубока и эмоционально наполнена.

  1. Сравнение: «если человек зверь» (если человека как зверь).
  2. Анафора: каждая строка начинается с союза «если».
  3. В каждой строке изменён обычный порядок слов (инверсия).
  4. Стихотворение «Так есть» построено по принципу градации, а также можно заметить синтаксический параллелизм, который проявляется схожим построением всех строк стихотворения.

Автор: Кристина Асаулова

Основная идея

Смысл стихотворения «Нет» – это отношение автора к теме произведения. Отношение Зинаиды Гиппиус к заявленной теме стихотворения нельзя назвать беспристрастным. Напротив, она ярко и страстно выражает свою веру в Россию. Она вдохновлена и вдохновляет читателя!

Главная мысль произведения в том, что Россия вечна! Никто не говорил, что в «вечности» всё будет спокойно и без «кочек». Но то, что Она, Великая держава, всё преодолеет, и каждый раз будет становится ещё сильнее, ещё величественнее – вот о чём это произведение! О вечном воскресении России!

«Россия спасется,- знайте! И близко ее воскресенье.»

Любовь — одна (эссе по стихам Зинаиды Гиппиус, часть 1)


Мой друг прислал стих миниатюру: Ну и что, коль разорваны годы на сотни любовей? Своим свежим дыханьем подобны они ручейку. И из сердца и в сердце капли живительной крови Превратятся, поверь, в освящённую Богом, реку.

Мне захотелось её продолжить. Написала две строки:

Понимаю и верю. И наша любовь не напрасна. Две горячие капельки, слившись в одну, засияют…

И задумалась. Споткнулась о свои же слова «наша любовь» и «слившись в одну». Память из глубин своих услужливо выдернула стихотворение Зинаиды Гиппиус «Любовь – одна». Когда-то, впервые прочитав это потрясающее стихотворение, подумала, что, действительно, в жизни бывает только одна любовь, как принято говорить – большая, настоящая, а все остальные чувства – влюблённости, увлечения. Но постепенно открылся глубинный смысл стиха: у любви нет множественного числа. Бог есть любовь. А Бог ведь один. Можно любить много раз, но каждый раз чувства будут иными, иной будет любовь, потому что нет двух одинаковых людей.

Читайте также:  Игроки - краткое содержание комедии Гоголя

Единый раз вскипает пеной и рассыпается волна… — какой точный образ!

Не может сердце жить изменой, Измены нет: любовь – одна. По-моему здесь и комментарий не нужен. Ведь новая волна чувств приходит тогда, когда прежняя волна сошла на нет, откатилась, растворилась.

Мы негодуем иль играем, иль лжём, – но в сердце тишина. Мы никогда не изменяем: Душа одна – любовь одна.

Можно ли верней описать типичную ситуацию, когда один считает другого своей собственностью? Но человек не вещь, чтобы кому-то принадлежать. И уж тем более никто не имеет права требовать: чувствуй так же, как я, я тебя люблю, значит и ты обязан меня любить. Не обязан! Возникновение любви всегда было, есть и будет оставаться тайной.

Однообразно и пустынно. Однообразием сильна, Проходит жизнь… И в жизни длинной Любовь одна, всегда одна.

Да, жизнь, по сути, однообразна. Ежедневная суета быта ради самой жизни. Но если жизнь наполнена любовью, то и впрямь, «однообразием сильна».

Лишь в неизменном – бесконечность. Лишь в постоянном глубина. И дальше путь, и ближе вечность, и всё ясней: любовь одна.

Сколько пришлось читать типичных исповедей-сожалений: жизнь прошла, а ради чего? Зачем было отрекаться от любви ради каких-то принятых в обществе условностей? По сути, отрекаться от своей жизни, пусть даже ради близких? Они всё равно жертвы этой не оценили, более того, даже воспринимали её как слабость неудачника, «не умеющего жить». А жизнь ведь не повторится больше, хотя она неизменна в своей бесконечности повторения и постоянна по глубине восприятия. Но у каждого человека – только одна.

Любви мы платим нашей кровью. Но верная душа – верна. И любим мы одной любовью… Любовь одна, как смерть одна.

Всё гениальное просто. Любовь-кровь – вечная истина. Кровь одинаково кипит от радости и боли. А душа всегда верна любви. И не важно, сколько раз любить. Главное, жить с любовью в душе, с любимым, ибо жизнь без любви… такую пытку и врагу не пожелаешь. Дописать, что ли свою строфу?

Понимаю и верю. И наша любовь не напрасна. Две горячие капельки, слившись в одну, засияют Всеми спектрами радуги. Крови волненье – прекрасно, Перельётся в стихи, что любви продолжением станут.

Поэзия З.Н. Гиппиус: темы, мотивы, образы-символы, неомифологизм, жанрово-композиционные особенности, интонационно-звуковой строй.

Зинаида Гиппиус стояла у истоков русского символизма и была одним из его негласных лидеров. Ее поэзия отмечена выразительным сочетанием интеллектуальной глубины и психологической подвижности, ритмической изысканностью и стилистическим мастерством. Брюсов отмечал исключительное умение поэтессы ” писать афористически, замыкать свою мысль в краткие, выразительные , легко запоминающиеся формулы”.

В ранних стихотворениях Гиппиус, лирический герой, который видел свой путь как беспощадную дорогу, ведущую к смерти, постепенно приходит к необходимости подняться камянистой стежкой ко Всевышнему и понимает, что достичь цели можно только в единении с другими людьми.

Зинаида Николаевна смотрит на человека с точки зрения духовного и эстетического совершенствования, пути познания себя и мира, философски – психологического спора со временем и собой. Лейтмотивными являются темы несовершенства земного бытия, одиночества, диалог с Богом и устремленность к Красоте и Гармонии. Поэтесса борется с собой, пытается понять себя:

Моя душа во власти страха

И горькой жалости земной.

Человек, Любовь, Смерть, Бог – вот главные темы, вокруг которых неизменно концентрируется творчество Гиппиус, и эта концентрация является отражением идейных исканий, заполняющих все существо поэта.

Тройственность природы мироздания открывается Гиппиус от самых фундаментальных до низших, относящихся к частной жизни отдельного человека.

Для того, чтобы представить себе, как эта тройственность распространялась на все миросозерцание, выслушаем мнение основательного знатока жизни Гиппиус: Гиппиус также различала три фазы в своей концепции истории человечества и его будущего. Эти фазы представляют три различных царства: царство Бога – Отца – царство Ветхого Завета; царство Бога- Сына, Иисуса Христа — царство Нового Завета и нынешняя фаза в религиозной эволюции Человечества, и царство Бога- Духа Святого, Вечной Женщины-матери – царство Третьего Завета, который откроется человечеству в будущем. Царство Ветхого Завета открыло Божью мощь и власть как правду; царство Нового Завета откроет любовь как свободу. Третье царство, Царство Третьего Человечества, разрешит все существующие неразрешимые антитезы — пол и аскетизм, индивидуальность и общественность, рабство и свободу, атеизм и религиозность, ненависть и любовь”. [24:104-105].

И в эту тройственность должен войти человек в трех своих ипостасях, символизируемых числами1, 2 и 3. 1 – это человек как личность, лишенная внешних связей и тем самым обреченная на безнадежное существование в мире. Непременной стадией бытия для нее становилось 2 – объединение двух личностей в любви, в некоем идеальном действе, из которого практически устранена ” похоть ” и стремление к деторождению, но зато особое значение приобретает духовное единение двух человеческих индивидуальностей, опять- таки” неразделенных и неслиянных”. Но полное свое разрешение любовь могла найти только в том случае, если к двоим присоединяется третий – Бог, незримо, но явственно присутствующий в их союзе. Завершение мистического треугольника придает особую крепость и нерушимость всему происходящему.

“Человек без Бога, – подчеркивает близко знавший Гиппиус С. Маковский, представлялся ей чудовищным автоматом, “чертовой куклой”.[18: 339].

В произведениях Гиппиус, созданных в конце ХIХ – начале ХХ века, начиная с “Песни”, своего рода манифеста символизма, нашли отражение важнейшие для символистов декадентские мотивы, мысли, настроения. Прежде всего это неприятие будничного, обыденного мира, мистическая тоска по иной жизни, по недостижимому и неосуществимому, уход от скуки повседневности в сферу подсознательного, в мир фантазии и иррациональных предчувствий: “Мне нужно то, чего нет на свете. ” (” Песня “, 1893); “Люблю недостижимое, чего, быть может, нет. ” (“Снежные хлопья”, 1894).

Раздвоенность, дуализм, противоречивость характерны для лирического героя Гиппиус, который мечется между Богом и дьяволом, небесным и земным, духовным и телесным, жизнью и смертью, вечностью и мигом, в душе героя переплелись и борются друг с другом покорность и свобода, правда и ложь, прекрасное и безобразное, вера в силу молитвы, в чудо и сомнение в нем, религиозный экстаз и богохульство, волевое “самостояние” личности и отречение от собственной воли, устремленность к предельному испытанию полноты бытия и принципиальный отказ от реального воплощения мечты, надежды. Следствие внутреннего разлада – неспособность найти общий смысл жизни, сделать окончательный выбор.

Смотрю на море жадными очами,

К земле прикованный на берегу.

Стою над пропастью – над небесами –

И улететь к лазури не могу.

Гиппиус утверждала неуклонное восхождение человека – революционера, своей волей преодолевающего все препятствия на пути духовного возвышения общества.

Свои помыслы и действия Гиппиус воспринимает и выстраивает в аспекте религиозного служения, угадывает в них провиденциальное начало

Для сборника “Сияния” характерен христианский взгляд на историю и мученический путь России. В стихотворении “Грех” Гиппиус выразила одну из моральных заповедей русской эмиграции первой волны:

И мы простим, и Бог простит.

Мы жаждем мести от незнанья.

Зинаида Гиппиус считала, что должно произойти соединение Трех в Одном: Бога Отца, Бога Сына, Святого Духа, Вечной Женственности – Материнства. Гиппиус доносит до человека идею Трех в Одном как “живую, пульсирующую истину”. Она выразила эти идеи в стихотворении “Вечноженственное

Размышления о бытии, мироздании являются основой всей лирики Гиппиус. В ранней лирике преобладает в элегических стихотворениях мотив самоисследования. Мы вычленили ряд стихотворений: “Бессилие”, “Снег”, “Мгновения”, “До дна”, “Не знаю”.

В ранних произведениях Зинаиды Николаевны звучат декадентские мотивы: одиночество, неверие в жизнь, в собственные силы.

Так как поэтесса очень остро переживала диссонансы и противоречия окружающей ее действительности, то элегическим мотивом пронизан и корпус гражданских элегий: “О вере”, “Костер”, “Что есть грех?”, “Только о себе”.

Элегический мотив раздумья прослеживается в основном в зрелый период творчества Зинаиды Николаевны. Это стихотворения “Мера”, Числа”.

В элегических стихотворениях с любовной тематикой доминирующим является мотив печали, разлуки. Он берет свое начало в элегических традициях ХVIII века.

В зрелой лирике с преобладающим в ней религиозно – патриотическим пафосом, в лирике Гиппиус преобладает одическое начало.

Лирический герой наделяется индивидуальными (автобиографическими) чертами, которые объясняются особенностями ее психологического статуса, жизненного пути. В центре внимания не чувства, не переживания, а “психологизм лирического я”. Именно этот показатель для нас стал весомым в констатации характера изменений жанровой структуры элегий в лирике Зинаиды Николаевны Гиппиус.

Рассмотрев ряд стихотворений Гиппиус, мы пришли к выводу, что в творчестве Зинаиды Николаевны выделяется целый пласт лирики, которая отличается своим одическим пафосом. Эти стихотворения, в которых улавливаются ораторско-декламационные интонации, можно выделить характерные слова–сигналы, специфические синтаксические конструкции, что в целом способствует выражению авторской гражданской позиции. Так, в стихотворении “Свеча ненависти” к таким словам – сигналам относятся: мне ненавистен всякий грех; предатели; ненавижу; отомстить. В стихотворении “Веселье”: блевотина войны; омерзительно похмелье; бедная, грешная страна; народ засек кнутом свою свободу. “Петербург”: перекресток предательством дрожит; проклятый город, Божий враг.

Такая лирика Зинаиды Гиппиус становится трибуной, раскрывающей общественно-политические ориентиры поэта.

К таким “неженским” стихотворениям, представляющим гневную инвективу, принадлежат: “Петербург”(1909), “Молодому веку”(1914), “Сейчас”(1917), “Веселье”(1917).

Ее стихотворения, исполненные гневом и пристрастием, шокировали многих современников, привыкших к совсем иному звучанию ее музы.

К одическим элементам прибавляются элементы стихотворной сатиры, сочетание трагического пафоса с ироническим, сатирическим.

Наряду с традиционно политической одой в творчестве Зинаиды Николаевны обнаруживает себя и такая разновидность одической поэзии, как религиозная ода. Религиозный пафос был лишен всякой каноничности, а нередко был нацелен против богословских канонов.

Здесь нет державинской ясности, а тяготеет к четкости молитвенный гимн, экстатически выражающийся религиозный стоп. К стихотворениям этого периода относятся следующие: “Любовь”(1900), “Нескорбному учителю”(1901), “Христу”(1901).

При всей тематической и стилевой динамике, при смелости воображения и языка, все эти стихотворения спаяны библейской основой. Несмотря на то, что в поэзии Гиппиус жанр классической одической структуры трансформирован (так как она вобрала в себя компоненты других жанровых образований), тем не менее, остается жанровая доминанта оды – установка на ораторскую речь, общий действенный пафос.

«Когда задумываешься, где у Гиппиус сокровенное, где необходимый стержень, вкруг которого обрастает творчество, где — ‘лицо’, то чувствуешь: у этого поэта, может быть, как ни у кого другого, нет единого лица, а есть — множество…», — писал Р. Гуль.И. А. Бунин, подразумевая стилистику Гиппиус, не признающую открытой эмоциональности и часто построенную на использовании оксюморонов, называл её поэзию «электрическими стихами», В. Ф. Ходасевич, рецензируя «Сияния», писал о «своеобразном внутреннем борении поэтической души с непоэтическим умом».

Анализ стихотворения Гиппиус «Пауки»

Стихотворение Зинаиды Гиппиус «Пауки» — это жанр лирической поэзии. А в некой степени, точнее чаще всего, она упоминает чувства человека в данную минуту. Автор, при написании этих стихов, был под неким впечатлением замкнутости, серообыденности, что объясняет ее добровольное, но выдуманное помещение в темницу.

Если разобраться, детально, то здесь прослеживаются нотки отчаяния. Оно заключается в том, что из этой выдуманной темницы, герою рассказывающему стихотворение, не выбраться. И единственное, что остается ему делать — это наблюдать за происходящим вокруг. Оно не привлекает, но и даже мелочь заметна в таком состоянии. Пауков она описывает, как стражников этой темницы, местных жителей, которые оккупировали собой пространство, а если точнее углы.

Углы выражают собой, ту же самую безвыходность. Но тем, не менее в этой ситуации, автор дает понять, что пауки хоть и малы по сравнению с человеком, но здесь они превосходят его и «радуются»этому.

Сочинения по темам:

Анализ стихотворения Гиппиус «Все кругом» Стихотворение «Все кругом» было написано в 1904 году. Изучив хронологию событий в России за этот год, я выяснила, что ничего особенного, кроме начала Русско-японской войны, не было. Так как поэзия Гиппиус все-таки исторична, можно было предположить, что написание стихотворения как-то связано с конфликтом. Но думаю, смысл стиха куда шире. Название «Все кругом» необъятное. Оно включает […].

Анализ стихотворения Гиппиус «14 декабря 1918 года» Сложным явлением в символическом искусстве XX в. была лирика Зинаиды Гиппиус. Ее неутомимая поэтическая мысль, страстно бунтовавшая против конечности земной жизни, не знала полной удовлетворенности в своих исканиях. Лирика З. Гиппиус исторична. В ней ясно видны следы национальных идей, веяний, переживаний, эмоций, конкретной жизненной обстановки начала XX в. Живой облик эпохи возникал у Гиппиус в […].

Анализ стихотворения Гиппиус «Закат» Являясь сторонницей символизма и модернизма, Зинаида Гиппиус тем не менее, очень четко формулировала в стихах свои мысли и желания. Этой поэтессе был не чужд философский взгляд на мир, она постоянно пыталась найти смысл и оправдание собственному существованию. Подобная тенденция прослеживается и в стихотворении «Закат», которое было написано во Франции летом 1928 года. Следует сразу же […].

Анализ стихотворения Гиппиус «Дьяволенок» Зинаида Гиппиус обладала удивительным даром передавать свои мысли и ощущения при помощи ярких образов. Они могли быть совершенно фантастическими, но при этом отражали суть проблем и вещей, к которым хотела привлечь внимание поэтесса. Таким является и стихотворение «Дьяволенок», написанное в 1906 году. В это время Зинаида Гиппиус уже жила в Париже и видела этот город […].

Анализ стихотворения Зинаиды Гиппиус «Апельсинные цветы» Зинаида Гиппиус – одна из немногих русских поэтесс, которая в своем творчестве проповедовала идеи символизма. Впрочем, это касалось не только поэзии, но и повседневной жизни. Практически в каждом событии поэтесса видела некий знак судьбы, указание свыше, хотя и понимала, что ей не дано «расшифровать» эти послания. Однако Зинаида Гиппиус была уверена в одном – все, […].

Анализ стихотворения Гиппиус «Так есть» Революция 1917 года застала Зинаиду Гиппиус и ее супруга Дмитрия Мережковского в Санкт-Петербурге, который очень быстро был переименован в Петроград. Отречение царя и его наследника от престола, создание временного правительства, выборы в Думу – все это чета русских поэтов искренне приветствовала, не подозревая о том, каковы будут последствия столь кардинальной и безжалостной смены власти. В […].

Анализ стихотворения Зинаиды Гиппиус «Боль» Зинаида Гиппиус была счастлива в браке с Дмитрием Мережковским, хотя их совместная жизнь складывалась отнюдь не гладко и просто. Были периоды, когда супруги голодали в прямом смысле этого слова и закладывали свои обручальные кольца, чтобы купить хлеб. И это при то, что и у Гиппиус, и у Мережковского были весьма состоятельные родители, которые могли бы […].

Анализ стихотворения Гиппиус «Любовь одна» На жизненном пути, который ведет к Смерти и к Богу, человека спасает Любовь – главный атрибут души. Во многом следуя за концепцией любви, отделяя влюбленность от желания, Гиппиус поясняла, что влюбленность «это — единственный знак «оттуда», обещание чего-то, что, сбывшись, нас бы вполне удовлетворило в нашем душетелесном существе». Метафизика любви Гиппиус — это поиск гармонии, […].

Ссылка на основную публикацию