Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка – краткое содержание рассказа Гоголя

Энциклопедия сказочных героев

Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.

Содержание

вторник, 22 октября 2019 г.

Гоголь Н. “Иван Федорович Шпонька и его тетушка”

Жанр: повесть (незаконченная)

Главные герои сказки “Иван Федорович Шпонька” и их характеристика

  1. Иван Федорович Шпонька. отставной поручик около 40 лет. Неженатый, робкий, хозяйственный.
  2. Василиса Кашпоровна Цупчевская. Тетушка, около 50 лет. Дородная, высокая, бойкая.
  3. Григорий Григорьевич Сторченко. Толстый помещик, сосед Шпоньки.
  4. Мария Григорьевна. Сестра Сторченко. Белокурая, тихая.

План пересказа сказки “Иван Федорович Шпонька”

  1. Детство Ванюши
  2. Первый урок
  3. В пехотном полку
  4. Письмо тетушки
  5. Дорога домой
  6. Сторченко
  7. Хозяйственник
  8. Спорный лес
  9. Обед в Хортыще
  10. Планы тетушки
  11. Свидание
  12. Кошмар

Кратчайшее содержание сказки “Иван Федорович Шпонька” для читательского дневника в 6 предложений

  1. Мальчиком Ванюша был тихим и прилежным.
  2. Он отслужил в армии и вернулся поручиком.
  3. Шпонька стал образцово вести хозяйство.
  4. Тетушка захотела прибрать к рукам соседский луг.
  5. У Сторченко Шпонька увидел Машу, и тетушка решила его женить.
  6. Узнав о планах тетушки, Шпонька стал видеть кошмары.

Главная мысль сказки “Иван Федорович Шпонька”
Для старого холостяка мысль о женитьбе кажется кошмаром.

Чему учит сказка “Иван Федорович Шпонька”
Повесть учит не быть робким и тихим, уметь за себя постоять, отстоять свое мнение, заводить друзей и не бояться честной компании. Учит вести хозяйство. Учит не бояться жен, и не бежать от свадьбы.

Отзыв на сказку “Иван Федорович Шпонька”
Повесть эта осталась незаконченной, но по ее началу становится понятным, что в ней автор собирался рассказать о судьбе тихого холостяка. А поскольку повесть была включена в мистический цикл “Вечера на хуторе близ Диканьки”, то в дальнейшем Шпоньку наверняка ждали не только ночные кошмары, но и может быть встреча с самим дьяволом. Интересно только, в каком нечистый был бы обличии?

Пословицы к сказке “Иван Федорович Шпонька”
Не мытьем, так катанием.
В тихом омуте черти водятся.
Не будь тороплив, но будь настойчив.
Крепок шкурой, да слаб натурой.
Муж да жена – одна сатана.

Уже четыре года прошло, как Иван Федорович вышел в отставку и поселился в Вытребеньках.
Когда он был просто Ванюшей, свет не знал более примерного и прилежного мальчика. Грозный учитель латыни даже сделал его аудитором.
Однажды другой ученик, не выучивший урока, попытался подкупить Шпоньку масляным блином и Шпонька, взяв блин, тут же принялся его есть. Он не заметил учителя и тот больно высек его по рукам. После этого робость Шпоньки еще больше увеличилась.
С 17 лет Шпонька поступил в пехотный полк, но в силу своего характера был таким же робким и одиноким. Он дослужился до поручика, а когда тетушка Василиса, ставшая управлять его имением после смерти матери Ивана Федоровича, попросила его приехать, тут же вышел в отставку и отправился в Вытребеньки.

Дорога заняла две недели, а потом на постоялом дворе Шпонька познакомился с толстым помещиком, своим новым соседом Григорием Сторченко, громкоголосым и невоздержанным в еде и питье.
Впрочем, через три дня Шпонька уже въезжал в свое имение. Он с умилением рассматривал поля и животных, когда из дома выбежала тетушка и почти подняла его в объятиях. Шпонька, ожидавший увидеть немощную старуху, был поражен.

Тетушка Василиса Кашпоровна была исполинского роста и строгого нрава, из-за чего так и осталась в девичестве. Она любила охоту, рыбалку, бранилась и вела себя как мужик. При этом она горячо любила племянника и копила его копеечки.
Шпонька сразу после приезда с головой ушел в хозяйство. Он постоянно пропадал в поле, во все вникал и все подсчитывал. О нем пошла слава хорошего хозяина.
Вскоре тетушка заговорила о леске, который принадлежал Сторченко, но в реальности должен был принадлежать Шпоньке. Ведь отец Григория Сторченко, якобы отписал его матери Шпоньки. Тетушка подозревала, что дарственная в руках Сторченко и уговорила Шпоньку съездить к нему.

В обеденную пору приехал Шпонька в село Хортыще и был встречен Строченко. Он сразу заговорил о дарственной, но Григорий сперва притворялся глухим, а потом сказал, что тетушка Шпоньки видимо что-то напутала.
Тут подошла его мать с сестрами, и все сели обедать.Обед продолжался долго. Все успели поговорить о разных вещах и событиях, и только к вечеру Шпонька сумел вырваться и уехать.

Дома тетушка стала расспрашивать Шпоньку про обед и особенно про одну из сестер Строченко, белокурую. В голове тетушки, мечтавший женить племянника и понянчить внуков, возник новый план.
Через пару дней, она велела подавать бричку, и вместе с Иваном Федоровичем отправилась в Хортыщу. Там она облобызалась со старушкой, и та повела тетушку в девичью, но белокурая Маша осталась со Шпонькой.
Робость Шпоньки помешала ему начать разговор, а вскоре вернулась тетушка и они уехали.
По дороге тетушка расспрашивала Шпоньку, о чем тот говорил с Машей, а потом заявила, что она была бы хорошей женой для него.
Эта мысль поразила Шпоньку и ночью он увидел кошмар.Сперва жена тянула его за ухо. Потом у жены оказалось гусиное лицо. Потом жены стали появляться со всех сторон, и даже в шляпе сидела жена. Он принимался прыгать на одной ноге, но тетушка говорила ему, что женатому человеку прыгать нельзя. А потом жена потащила его на колокольню, потому что он был колоколом. Наконец, он увидел себя покупающим материю, и материя должна была стать его женой.
Шпонька проснулся в холодном поту и пытался в соннике разгадать значение сна, но там ничего подобного не было.

Краткое содержание «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя представляет собой цикл повестей, объединенных общей тематикой: противодействие добра и зла. Ярким и самобытным фоном к нему послужили фантастические истории, народные сказания и поверья, харизматичные и запоминающиеся персонажи.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Вечера на хуторе близ Диканьки» по главам. Пересказ книги пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Главные герои

Грицько, Вакула, Петрусь, Левко – молодые парубки, отважные, смекалистые, добрые.

Оксана, Параска, Ганна, Пидорка – юные панночки, чьи родители предъявляют высокие требования к женихам.

Пацюк, Шпонька, Чуб, Хивря – комические персонажи.

Нечистая сила – олицетворение зла, которое не только является виновником бед и несчастий у добрых людей, но и зачастую наказывает излишне жадных и завистливых персонажей.

Краткое содержание

Часть первая

Сорочинская ярмарка
Главы 1-4

На ярмарку отправился мужик вместе со своей неугомонной супругой и юной красавицей-дочкой. Проезжая «толпу стоявших на мосту парубков» , девушка засмотрелась на пригожего юношу, а тот, увидев красавицу, во всеуслышание заявил, что готов отдать «все свое хозяйство, чтобы поцеловать ее» . В ответ на него посыпались ругательства со стороны мачехи.

На ярмарке «парубок в белой свитке, с яркими очами» отыскал приглянувшуюся ему девушку. Между молодыми людьми вспыхнула искра. Парень решил, не теряя времени, попросить у ее отца согласия на свадьбу. Солопий Черевик, узнав в парубке Охримова сына – Грицька, был не против отдать за него свою единственную дочь Параску. Но неожиданно на пути молодых стала Хивря – жена Солопия и мачеха Параски.

Главы 5-11

Увидев пригорюнившегося парубка, местный цыган предложил ему помощь. Грицько согласился дешево продать своих волов цыгану, лишь бы тот помог ему жениться на Параске.

Тем временем к Хивре пришел попович Афанасий Иванович в надежде получить от дородной красавицы кушаний «послаще всех пампушечек и галушечек» . Однако свидание не задалось – на улице послышались голоса, и Хивря живо спрятала своего поклонника.

Солопий Черевик пригласил гостей отужинать, и от кума узнал легенду о «красной свитке» – чертовой проделке, что мешала честным людям торговать. Воспользовавшись этой легендой, хитрый цыган ловко разыграл Солопия.

Главы 12-13

Спасителем недалекого Черевика стал Грицько, который в качестве награды потребовал от мужика свадьбы, да такой, «ч тобы целый год болели ноги от гопака» , и тот с радостью согласился. Так цыган получил волов, а парубок – жену.

Вечер накануне Ивана Купала

Много лет назад жил богатый казак по прозвищу Корж, и была у него дочка-красавица, которую всем сердцем полюбил его работник – бедный парень Петро Безродный.

Когда же старый Корж узнал, что его ненаглядная Пидорка связалась с оборванцем, он хотел было люто избить Петруся нагайкой, но за парубка заступился шестилетний сынок Ивась. У казака было «сердце не каменное» , и он только предупредил Петра, чтобы тот больше не появлялся возле его хаты.

Между тем к Коржу «повадился ходить какой-то лях, обшитый золотом, с усами, с саблею, со шпорами» . Несчастная Пидорка сообщила Петру, что готовится свадьба, но она лучше умрет, чем выйдет замуж за нелюбимого.

На помощь Петру пришел Басаврюк – «дьявол в человеческом образе» . Он надоумил его сорвать папоротник, который цветет раз в году – в ночь на Ивана Купала, и с его помощью отыскать клад. Вот только не добыть золота без «крови человеческой» . Ослепленный червонцами и драгоценными камнями, Петро решился на страшный грех – убийство младшего брата своей возлюбленной.

Став богатым женихом, Петрусь женился на Пидорке. Поначалу зажили они, «словно пан с панею» , но уже через месяц рассудок у парня помутился. Умер он ужасной смертью, а Пидорка «дала обет идти на богомолье» .

Майская ночь, или утопленница
Глава 1. Ганна

«Молодой козак Левко, сын сельского головы» , влюблен в красавицу Ганну. Молодые люди мечтали пожениться, но против свадьбы был настроен отец парубка. Левко дал возлюбленной «слово козацкое» , что уговорит отца изменить свое решение.

Козак рассказал девушке историю заброшенного дома у пруда. Когда-то давно злая мачеха извела здесь панночку, которая с горя утопилась. С тех пор душа ее не знала покоя и требовала мести.

Глава 2. Голова

Голова – самое «важное лицо на селе» . Когда-то давно он сопровождал царицу Екатерину в Крым, и с тех пор был очень высокого мнения о своей персоне. Иной раз голова любил «прикинуться глухим, особливо если услышит то, чего не хотелось бы ему слышать» . Он жил со свояченицей, но с удовольствием заглядывался на красивых девушек.

Глава 3. Неожиданный соперник. Заговор

Случайно Левко узнал, что его отец противился свадьбе потому, что сам был влюблен в красавицу Ганну. Он подбил своих приятелей отомстить голове, а заодно и хорошенько повеселиться.

Глава 4. Парубки гуляют

Пока голова строил со своим приятелем планы по строительству винокурни, под окнами хаты появились переодетые парубки. Они затянули песню, в которой голова поминался «не совсем благопристойными словами» . Хозяин было поймал одного такого весельчака, но на поверку им оказалась переодетая свояченица – так парубки вовсю поглумились над головой.

Глава 5. Утопленница

Левко приснился сон, будто он помог утонувшей панночке отыскать ее мачеху – страшную ведьму. Злая женщина мучила девушку, «заставляла работать, как простую мужичку» , а теперь прикинулась утопленницей, чтобы панночка не смогла отыскать ее. Левко удалось обнаружить ведьму, и в благодарность панночка пообещала помочь ему жениться на Ганне.

Глава 6. Пробуждение

Проснувшись, Левко с удивлением обнаружил у себя в руках записку, что передала ему панночка. Он отдал ее отцу, и тот узнал почерк комиссара, который приказывал «сей же час» женить Левка на Ганне. Голове не оставалось ничего другого, как согласиться на эту свадьбу.

Пропавшая грамота

Как-то раз «задумалось вельможному гетьману» отправить самой царице послание. Полковой писарь передал грамоту казаку Фоме, чтобы тот немедля отправился в дорогу.

В Конотопе Фома оказался на ярмарке, где, повстречав знатного казака, разговорился с ним. Вскоре они уже организовали такую попойку, что посланник гетьмана быстро «позабыл про путь свой» .

Был уже поздний вечер, когда приятели вместе отправились в дорогу. Поначалу казак веселил Фому разными байками, но как стемнело, он, пригорюнившись, признался, что душа его «давно продана нечистому» .

Проснувшись поутру, Фома понял, что запорожец исчез, а вместе с ним конь и шапка Фомы, в которой находилась грамота к императрице. Шинкарь подсказал горе-посланнику, что тот сможет вернуть свое добро, если выиграет в карты у нечистой силы.

Глухой ночью в лесу Фоме пришлось играть «три раза в дурня» с ведьмой. Дважды он проиграл, пока не додумался, и не положил карты «потихоньку под стол — и перекрестил» . Так гетьманский посланник вернул себе и коня, и шапку с грамотой.

Часть вторая

Ночь перед Рождеством

Прошел «последний день перед Рождеством» , уступив место зимней, ясной ночи. Тем временем черт, «которому последняя ночь осталась шататься по белому свету» , решил украсть месяц.

На «такое беззаконное дело» черт решился, когда узнал, что богатый казак Чуб собрался в гости к дьякону, куда же были приглашены голова, казак Свербыгуз и еще кое-кто. Дочка же Чуба, «красавица на всем селе» Оксана, останется одна, и к ней наверняка придет в гости кузнец Вакула – «силач и детина хоть куда» .

Черт решил отомстить кузнецу, который нарисовал его на «стене церковной» в самом жалком виде. Он решил выкрасть месяц, чтобы Чуб остался дома и у Вакулы не состоялось долгожданное свидание с любушкой.

Увидев, что на улице царит непроглядная темень, Чуб долго «ворчал и бранился» , но все же решился отправиться в гости к дьякону вместе со своим кумом.

Дождавшись, когда Чуб покинул хату, Оксана принялась прихорашиваться перед зеркалом, любуясь собой. Вакула понимал, что он нужен девушке, «как перержавевшая подкова» , но ничего не мог с собой поделать: всем сердцем он любил Оксану. Когда же прибежали парни и девушки, чтобы поколядовать, Оксана при всех пообещала тот час выйти замуж за Вакулу, если он принесет ей черевички, «которые носит царица» .

Отправился кузнец «к запорожцу Пузатому Пацюку» , который посоветовал ему оседлать черта и верхом отправиться в Петербург. Вакуле удалось ловко перехитрить черта и побывать во дворце самой царицы, у которой он попросил башмачки.

Когда же Вакула привез Оксане черевички самой царицы, девушка согласилась выйти за него замуж и без черевичек.

Страшная месть
Главы 1-5

В самый разгар празднования свадьбы среди гостей неожиданно появился старый колдун. Есаул Горобець, хозяин дома и отец жениха, выставил против него старинные иконы и прогнал нечистую силу. Гости же «стали собираться в кучки и слушать истории про чудного колдуна» .

Когда возвращался со свадьбы домой «названый брат есаула Данило Бурульбаш» со своей красавицей-женой Катериной и годовалым сыном, он заметил, что супруга «вдалася в печаль» . Молодую женщину впечатлили рассказы о колдуне. Проплывая мимо кладбища, Данило заметил, что тут гниют «нечистые деды» того колдуна.

Читайте также:  Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка - краткое содержание рассказа Гоголя

В доме Бурульбаша жил и отец Катерины, который вернулся на родину после многолетних странствий. Мужчины ненавидели друг друга, и только любовь к Катерине сдерживала их немного.

Однажды Катерине приснилось, что отец ее и есть «тот самый урод» , которого они увидали на свадьбе. Бурульбаш проследил за тестем и выяснил, что он и в самом деле был колдуном, который по ночам вызывал к себе душу Катерины и склонял ее к близости. Утром он обо всем рассказал Катерине, и та отреклась от отца.

Главы 6-9

Данила заковал тестя в цепи не за колдовство, а «за тайное предательство, за сговоры с врагами православной Русской земли» . Колдун принялся уговаривать Катерину выпустить его, чтобы он смог начать новую жизнь и замолить свои грехи. Молодая женщина поверила ему и отпустила на волю.

При виде пустого подвала Бурульбаш так сильно разозлился, что Катерина не посмела признаться ему в содеянном.

Погрустневший Данила признался жене, что «чует душа близкую смерть» . Он попросил заботиться о сыне и никогда не оставлять его «ни в том, ни в этом свете» . Узнав о приближении ляхов, Данила собрал своих хлопцев и отправился защищать родную землю. Это сражение стало последним для славного воина Бурульбаша.

Главы 10-16

Есаул Горобець приютил у себя несчастную Катерину и ее маленького сына. Она призналась, что по-прежнему ей снится ее страшный отец, который угрожает разрубить дитя, если она не выйдет за него замуж. Посреди ночи в страхе проснулась Катерина и увидела, что ее сын лежал мертвым в колыбели.

Не выдержав горя, Катерина сошла с ума. Женщина вернулась в свою хату, где жила под присмотром няни и казаков. Однажды к ней приехал странный гость, который представился другом покойного Бурульбаша. Узнала в нем Катерина своего отца и кинулась на него с ножом. Но не удалось ей отомстить за мужа и сына: «отец убил безумную дочь свою» .

После совершенного злодеяния «колдун летел в Киев к святым местам» . Он попросил было святого схимника помолиться о его душе, но тот отказался: уж слишком страшными были его грехи. В гневе бросился колдун к старцу и убил его.

Спустя много лет старец бандурист поведал слушателям дивную историю. Жили когда-то давно два брата – Иван и Петро. Страшно завидуя брату, Петро сбросил его вместе с маленьким сыном в глубокую пропасть. Сам же предатель и все его наследники оказались проклятыми на много поколений вперед.

Иван Федорович Шпонька и его тетушка
Глава 1. Иван Федорович Шпонька

Иван Федорович Шпонька, дослужившись до чина поручика, получил письмо от своей тетушки. В силу приближающейся старости женщина попросила племянника обосноваться в родном хуторе Вытребеньки и помогать в ведении хозяйства. Шпонька согласился и подал в отставку.

Глава 2. Дорога

Дорога в Вытребеньки заняла две недели. По приезде в родовое гнездо Иван Федорович заметил, что его тетушка больна и слаба, как писала в письме.

Глава 3. Тетушка

Василиса Кашпоровна «имела лет около пятидесяти» . В силу своего характера она никогда не была замужем: женихи попросту робели перед ней. Василиса Кашпоровна отличалась высоким ростом, крепким телосложением и большой физической силой.

С помощью тетушки Иван Федорович стал толковым хозяином. Вскоре он узнал о существовании дарственной на его имя, согласно которой он является владельцем небольшого плодородного участка. Выяснилось, что документ находился в руках «старого холостяка Григория Григорьевича Сторченка» , и Шпонька решил наведаться к нему.

Глава 4. Обед

Оказавшись в доме у Григория Григорьевича, Шпонька сразу же приступил к делу. Однако хозяин стал всячески отпираться. Чтобы отвлечь гостя от дарственной, он позвал старушку-мать и двух сестер, барышень на выданье. Совместный обед прошел весьма душевно, и «с великим трудом, уже ввечеру, удалось Ивану Федоровичу распрощаться» с гостеприимным семейством.

Глава 5. Новый замысел тетушки

Дотошно расспросив племянника, Василиса Кашпоровна обдумывает новый план: «свести вместе» Ивана Федоровича и одну из сестер Сторченка. Она мечтала «увидеть скорее своего племянника женатым и понянчить маленьких внучков» .

Спустя время тетушка с племянником пожаловала с визитом к соседям. Она дала понять Ивану Федоровичу, что он должен жениться на сестре Григория Григорьевича – Марье Григорьевне. Однако тот запротестовал: Шпонька совершенно не знал, что делать с женой.

Заколдованное место

Отец большого семейства отправился в Крым продавать табак, прихватив с собой трехлетнего сына. За хозяев остались его жена, трое сыновей, да старый дед, что развел баштан возле дороги.

Дед очень любил слушать истории путешественников, для него это было «все равно что голодному галушки» . Однажды он повстречал знакомых чумаков, которые принялись потчевать его рассказами о своих странствиях.

На радостях дед хлебнул лишнего, и вскоре ему привиделось, будто в «стороне от дорожки на могилке вспыхнула свечка» . Он запомнил это место, а после принялся копать и достал из ямы большой котелок. Нечистая сила пугала деда, но тот упорно не хотел расставаться с кладом. Когда же он принес котелок домой, то нашел в нем не золото, а «сор, дрязг… стыдно сказать, что такое» . С той поры поклялся дед никогда более не верить черту.

Заключение

В своих произведениях Николай Васильевич в легкой, юмористической манере выделяет главную мысль: любое зло, так или иначе, будет наказано, и правда будет неизменно на стороне добра.

После прочтения краткого пересказа «Вечеров на хуторе близ Диканьки» рекомендуем ознакомиться с творчеством Гоголя в полном объеме.

Тест по сборнику

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

«Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка» — краткое содержание и пересказ по главам повести Н. В. Гоголя

Здесь даны основные сведения о повести Н. В. Гоголя «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ, который можно читать по главам. Также дана краткая характеристика главного героя и других персонажей. В конце статьи указаны тема и идея этой повести.

Краткие сведения о произведении

«Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка» — это неоконченная повесть Николая Васильевича Гоголя. Впервые она была напечатана в 1832 году во второй части книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рукопись её неизвестна.

Это произведение стоит особняком среди других повестей «Вечеров на хуторе близ Диканьки». По своему реалистическому характеру оно близко более поздним произведениям Гоголя.

Главный герой повести

  • Иван Фёдорович Шпонька — помещик, отставной поручик, благонравный, робкий человек.

Другие персонажи

  • Василиса Кашпоровна Цупчевська — тётушка Ивана Фёдоровича, решительная женщина, умело управляющая его имением.
  • Григорий Григорьевич Сторченко — помещик, сосед Шпоньки по имению, словоохотливый человек.
  • Матушка Григория Григорьевича — помещица, очень хозяйственная старушка.
  • Две барышни,белокурая и черноволосая — сёстры Григория Григорьевича.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Иван Фёдорович Шпонька в детстве был очень прилежным мальчиком, за благонравие его хвалили в училище. Только однажды он был бит по рукам учителем и после этого стал чрезвычайно робким. После учёбы Иван Фёдорович вступил на службу в пехотный полк. Служил он исправно, поэтому был произведён в подпоручики. Когда умерла его матушка, в имении Ивана Фёдоровича стала хозяйничать тётушка. Однажды он получил письмо, где она, жалуясь на свою немощь, просила племянника выйти в отставку и взять всё хозяйство на себя.

Получив отставку, с чином поручика, Иван Фёдорович отправился в родное имение. На ночлеге в трактире он познакомился с Григорием Григорьевичем Сторченко, соседом по имению. Приехав в родной дом, Иван Фёдорович стал вести размеренную жизнь, ходил в поле смотреть на красоту природы, на жатву и покосы. Тётушка, несмотря на свои жалобы в письме, была очень энергична и исправно вела хозяйство.

Как-то тётушка сообщила, что по завещанию одного из помещиков, Иван Фёдорович может владеть хорошим лугом. Где эта дарственная запись неизвестно, но тётушка уверена, что Сторченко, которому досталось всё имение того помещика, утаил её. Тётушка посоветовала Ивану Фёдоровичу поехать к нему за этим документом.

Сторченко радушно встретил Ивана Фёдоровича, но когда речь зашла о дарственной, уверил его, что никогда не было такого документа. Григорий Григорьевич познакомил гостя с матушкой и двумя сёстрами и на славу угостил обедом.

Когда Иван Фёдорович вернулся домой, тётушка была очень раздосадована и решила через суд стребовать с соседа дарственную запись. Но узнав о сёстрах-барышнях, вознамерилась женить племянника на одной из них.

Через несколько дней поехали они к соседу. Тётушка при первом удобном случае умудрилась, чтобы Шпоньку оставили наедине с одной из барышень. Однако тот не нашёл тем для разговора.

По дороге домой тётушка завела разговор о том, что племяннику пора жениться, однако он ужасно испугался таких слов. Хотя сестра соседа ему понравилась, Иван Фёдорович не хотел жениться, так как ему казалось странным, что он будет не один в своей комнате. Всю ночь ему снились кошмары: жёны с гусиными лицами и подобная несуразица.

В голове проворной тётушки уже созрел новый замысел, но читателям его не суждено узнать, поскольку повесть на этом обрывается.

Краткий пересказ по главам

Эту историю рассказчику поведал Степан Иванович Курочка, приезжавший из Гадяча. Поскольку память у рассказчика неважная, по его просьбе Степан Иванович записал эту историю в тетрадку. Вскоре обнаружилось, что в ней недостаёт половины листов — оказалось, что на них пекла пирожки жена рассказчика. Пришлось печатать историю эту без окончания.

Глава I. Иван Фёдорович Шпонька

После отставки Иван Фёдорович Шпонька поселился в своём хуторе Вытребеньках. В детстве он был благонравным мальчиком. Учился в училище старательно, сидел всегда смирно, не шалил и за это был назначен аудитором класса.

Однажды один из учеников попросил своего аудитора, то есть Ванюшу, отметить, что знает урок, хотя его не знал. За это он дал Ванюше блин. Голодный аудитор стал есть блин прямо на уроке и неожиданно для себя был схвачен учителем за ухо и высечен по рукам. С того момента Ванюша стал неразлучен с робостью на всю жизнь.

После училища Иван Фёдорович вступил в пехотный полк. И здесь робость его не уменьшилась, вёл он жизнь спокойную, упорядоченную. В свободное время «то чистил пуговицы, то читал гадательную книгу, то ставил мышеловки по углам своей комнаты, то, наконец, скинувши мундир, лежал на постеле». Несмотря на добрый и кроткий нрав, Шпонька хорошо командовал своим взводом. За образцовую службу через одиннадцать лет он получил звание подпоручика.

После смерти матушки имением Шпоньки управляла тётушка. Однажды получил Иван Фёдорович от неё письмо, в котором она советовала племяннику самому заняться хозяйством, ссылаясь на свою неспособность из-за старости присматривать за ним. Иван Фёдорович подал в отставку, нанял кибитку и поехал в Гадяч.

Глава II. Дорога

Дорога заняла две недели. По субботам, когда возница, набожный жид, шабашовал и молился весь день, Иван Фёдорович не скучал и находил себе дело: вынимал из чемодана бельё, смотрел, достаточно ли чистое, хорошо ли сложено. Наглядевшись на него, Иван Фёдорович аккуратно всё укладывал обратно. Книги читать он не любил и заглядывал только иногда в книгу с гаданиями.

За всю дорогу было только одно событие — на постоялом дворе, недалеко от Гадяча, Шпонька познакомился с соседом по имению, помещиком Григорием Григорьевичем Сторченко, который пригласил его приезжать в гости.

Добравшись до своего имения, Иван Фёдорович был изумлён, что тётушка, писавшая о своей дряхлости, обняв его, почти подняла на руках.

Глава III. Тётушка

Тётушке Василисе Кашпоровне в ту пору было около пятидесяти лет. Она никогда не была замужем и всегда говорила, что девическая жизнь для неё дороже всего. Вообще-то её никто и не сватал, так как мужчины рядом с ней чувствовали какую-то робость и считали её женщиной с «большим характером». Тётушка могла любого сделать ниже травы.

Росту она была исполинского, имела дородность и силу. Любимые занятия тётушки соответствовали её виду: она охотилась, сама гребла веслом, катаясь на лодке. Если надо было трусить груши, тётушка сама залезала на дерево, а нерадивых крестьян била «своею страшною рукою и подносила достойным рюмку водки из той же грозной руки». Из-за умелого хозяйничанья тётушки небольшое имение Шпоньки процветало.

Иван Фёдорович, поселившись в своём доме, стал часто бывать в поле и наблюдать за косарями. Тётушка решила, что он будет хорошим хозяином, но всё же в некоторые отрасли хозяйства пока не позволяла ему вмешиваться, так как считала, что он многого не знает из-за молодости, хотя племяннику было почти сорок лет.

Однажды тётушка рассказала Ивану Фёдоровичу, что луг за лесом должен принадлежать ему. Бывший владелец этого луга, Степан Кузьмич, ездил к матушке Ивана Фёдоровича, когда ещё его не было на свете. Впоследствии Степан Кузьмич сделал дарственную запись на землю под тем лугом для Ивана Фёдоровича. Куда делась запись — неизвестно, но тётушка подозревала, что она у соседа-помещика, Григория Григорьевича Сторченка, и посоветовала Ивану Фёдоровичу съездить к нему. Она надеялась, что Сторченко «послушается совести и отдаст, что принадлежит не ему».

Глава IV. Обед

Григорий Григорьевич очень обрадовался приехавшему соседу. Как только Иван Фёдорович завёл речь о дарственной записи, Григорий Григорьевич сначала притворился, что не слышит, а потом сказал, что «никакой дарственной записи дядюшка не делал». Он познакомил гостя со своей матушкой, сёстрами и неким Иваном Ивановичем, а затем все сели обедать.

За обедом Григорий Григорьевич постоянно перебивал матушку и разговорчивого Ивана Ивановича, указывая им, что они говорят всё неправильно. Когда обед кончился, он отправился поспать. В отсутствие хозяина все стали гораздо словоохотливее, даже барышни разговаривали, но младшая, белокурая, была молчаливее сестры. К вечеру Ивану Фёдоровичу удалось распрощаться, хотя хозяева сильно уговаривали переночевать у них.

Глава V. Новый замысел тётушки

Приехав домой, Иван Фёдорович сообщил тётушке, что никакой записи у Григория Григорьевича нет. Тётушка была уверена, что Сторченко соврал. Когда она стала расспрашивать об обеде у соседей, Иван Фёдорович сообщил ей, что у Григория Григорьевича весьма красивые сестрицы, особенно белокурая. При этих словах тётушка пристально на него посмотрела, а Иван Фёдорович покраснел и опустил глаза. Когда тётушка спросила, говорил ли он с этой барышней, Иван Фёдорович очень смутился. А тётушка решила свести племянника с этой барышней, чтобы женить его. С тех пор только и думала она о том, как будет нянчить внучат.

Читайте также:  Заколдованное место - краткое содержание повести Гоголя

Через четыре дня поехали Иван Фёдорович и тётушка к Сторченко. Хозяина дома не было, встретили гостей его старая матушка с барышнями.

В ходе разговора тётушка расспрашивала старушку про хозяйство, и так они разговорились, будто век знакомы. Тётушка стала уже многое говорить тихим голосом, чтобы Иван Фёдорович не мог её слышать.

Тут хозяйка, вставая, сказала: «Да не угодно ли посмотреть?» Все встали и пошли в девичью, а тётушка дала знак племяннику, чтобы остался, и что-то тихо сказала хозяйке. Старушка сказала Машеньке, белокурой барышне, чтобы осталась с гостем да поговорила с ним, чтобы ему не было скучно.

Машенька села на диван, а Иван Фёдорович сидел на стуле как на иголках, опустив глаза и краснея. Барышня молчала, рассматривая комнату. Иван Фёдорович хотел сначала разговаривать, но не знал о чём говорить. Молча просидев около четверти часа, Иван Фёдорович произнёс полудрожащим голосом, что летом очень много мух. Барышня согласилась с этим замечанием, и снова воцарилось молчание. Наконец старушка с другой барышней и гостьей возвратились. Немного ещё поговорив, тётушка распрощалась с хозяйкой и её дочерьми.

В дороге тётушка спросила племянника, о чём они говорили с барышней, на это он уклончиво ответил, что Марья Григорьевна «весьма скромная и благонравная девица». Тётушка сказала, что Ивану Фёдоровичу пора подумать о женитьбе, но он испугался и стал возражать. Но тётушка гнула своё, утверждая, что лучше жены, чем Марья Григорьевна, ему не сыскать и что старушка будет рада, если Иван Фёдорович станет её зятем.

Бричка в это время подъехала к дому, Иван Фёдорович вылез и «стоял, как будто громом оглушённый». Он размышлял о том, что если женится, то жена должна быть всегда и везде рядом с ним. Это казалось Ивану Фёдоровичу очень странным, он не мог об этом думать без страха.

Спать он лёг пораньше, но долго не мог заснуть. Наконец Ивана Фёдоровича посетил странный сон, будто кто-то схватил его за ухо и сказал: «Это я, твоя жена!» В эту ночь снились и другие сны про жену, и все они были ужасно странные, а иногда и страшные.

Проснувшись утром, Иван Фёдорович сразу достал гадательную книгу, где был снотолкователь, но не нашёл там объяснения своим снам.

Тем временем тётушка замыслила новое дело, о котором будет речь в следующей главе.

На этом повесть заканчивается.

Заключение к краткому пересказу

Николай Васильевич Гоголь, изобразив в повести «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка» своих героев карикатурно, заставляет читателя задуматься, не поступает ли он порой так, как эти смешные персонажи.

Автор в этом нравоописательном произведении затронул тему бездуховности. Идею повести определить затруднительно, но возможно, она состоит в том, что часто жизнь человека дисгармонична и нелепа.

Краткое содержание повести может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ по главам — для подготовки к уроку литературы. Рекомендуем прочитать повесть «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка» целиком.

Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка

«С этой историей случилась история»: рассказанная Степаном Ивановичем Курочкой из Гадяча, она была списана в тетрадку, тетрадка положена в маленький столик и оттуда частью потаскана пасичниковой жинкою на пирожки. Так что конец ее отсутствует. При желании, впрочем, всегда можно спросить у самого Степана Ивановича, и для удобства подробное описание его прилагается.

Иван Федорович Шпонька, живущий ныне на хуторе своем Вытребеньках, в школе отличался прилежанием и не задирал товарищей. Благонравием своим он привлек внимание даже страшного учителя латинского языка и был произведен им в аудиторы, чем, впрочем, не избег неприятного происшествия, в результате коего был бит по рукам тем же учителем и сохранил в душе своей робость настолько, что никогда не имел желания идти в штатскую службу. Посему, спустя два года после известия о смерти батюшки, он вступил в П*** пехотный полк, который, хоть и стоял по деревням, не уступал иным кавалерийским; к примеру, несколько человек в нем танцевали мазурку, а двое из офицеров играли в банк. Иван Федорович, впрочем, держался особняком, предпочитая чистить пуговицы, читать гадательную книгу и ставить мышеловки по углам. За исправность, спустя одиннадцать лет по получении прапорщика, он был произведен в подпоручики. Умерла его матушка, имением занялась тетушка, а Иван Федорович все служил. Наконец он получил от тетушки письмо, в коем, сетуя на старость и немощь, она просила его взять хозяйство на себя. Иван Федорович получил отставку с чином поручика и нанял кибитку от Могилева до Гадяча.

В дороге, занявшей две с небольшим недели, «ничего не случилось слишком замечательного», и только уж в трактире близ Гадяча с ним свел знакомство Григорий Григорьевич Сторченко, сказавшийся соседом из села Хортыше и называвшим непременно в гости. Вскоре после сего происшествия Иван Федорович уже дома, в объятиях тетушки Василисы Кашпоровны, чья дородность и исполинский рост не слишком соответствуют жалобам ее в письме. Тетушка исправно ведет хозяйство, а племянник неотлучно бывает в поле при жнецах и косарях и так, бывало, пленяется красотами природы, что забывает отведать любимых своих галушек. Меж делом тетушка замечает, что вся земля за их хутором, и само село Хортыше, записана бывшим хозяином Степаном Кузьмичом на Ивана Федоровича (тому причиной, что он наведывался к матушке Ивана Федоровича задолго до его рождения), есть где-то и дарственная, — вот за ней-то и едет в Хортыше Иван Федорович и встречает там знакомца своего Сторченка,

Хлебосольный хозяин запирает ворота, распрягает коней Ивана Федоровича, но при словах о дарственной внезапно глохнет и поминает таракана, что сидел некогда у него в ухе. Он уверяет, что дарственной никакой нет и не было и, представив его матушке с сестрами, влечет Ивана Федоровича к столу, где тот знакомится с Иваном Ивановичем, голова коего сидит в высоком воротнике, «как будто в бричке». Во время обеда гостя потчуют индейкою с таким усердием, что официант принужден стать на колени, умоляя его «взять стегнушко». После обеда грозный хозяин отправляется вздремнуть, и оживленная беседа о делании пастилы, сушении груш, об огурцах и посеве картофеля занимает все общество, и даже две барышни, сестры Сторченки, принимают в ней участие. Вернувшись, Иван Федорович пересказывает тетушке свое приключение, и, крайне раздоса­дованная увертливостью соседа, при упоминании барышень (а особливо белокурой) она одушевляется новым замыслом. Думая о племяннике «ще молода дытына», она уж мысленно нянчит внучат и впадает в совершенную рассеянную мечтательность. Наконец они сбираются к соседу вместе. Заведя разговор о гречихе и уведя старушку, она оставляет Ивана Федоровича с барышней наедине. Обменявшись, после долгого молчания, соображениями относительно числа мух летом, оба умолкают безнадежно, и заведенная тетушкой на возвратном пути речь о необходимости женитьбы необычайно смущает Ивана Федоровича. Ему снятся чудные сны: жена с гусиным лицом, и не одна, а несколько, в шляпе жена, в кармане жена, в ухе жена, жена, подымающая его на колокольню, поскольку он колокол, жена, что вовсе не человек, а модная материя («возьмите жены […] из нее все теперь шьют себе сюртуки»). Гадательная книга ничем не может помочь оробевшему Ивану Федоровичу, а у тетушки уж «созрел совершенно новый замысел», которого нам не суждено узнать, поскольку рукопись здесь обрывается.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Краткое содержание Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка Гоголя

Главные герой повести, как уже не трудно догадаться по названию, – Шпонька Иван Фёдорович. Будучи мальчиком, он был послушным, поэтому учителя всегда хвалили. После этого Иван Фёдорович поступил в пехотный полк, где прослужил до сорока лет. Он зарекомендовал себя как трудолюбивый офицер, без пристрастия к спиртному. За эти годы мама Ивана Фёдоровича умерла, а в оме стала хозяйничать тётушка. Как-то раз Шпонька получил письмо от тётки. Та рекомендовала ему выйти в отставку и занться хозяйством. Послушав тётушка, Иван Фёдорович отправился в родное имение. По дороге он познакомился со своим соседом – Строченко.

Приехав в имение, Шпонька стал вести размеренную жизнь, не утруждая себя заботами. Тётушка спускала ему лень с рук. Однажды тётушка сообщила главному герою, что по завещанию, оставленному одним из помещиков, Иван Фёдорович владеет огромным лугом. Однако само завещание не хочет отдавать другой помещик – Строченко, с которым Шпонька уже успел познакомиться.

Офицер в отставке нехотя поехал к соседу. Тот радушно встретил его в своём имении. Однако когда разговор зашёл про завещание, Строченко ушёл от ответа, сославшись на плохой слух. Приехав обратно с пустыми руками, Шпонька очень разочаровал родственницу. Однако когда Иван Фёдорович рассказал о сёстрах соседа, у хитрой тётушки созрел план женить Шпоньку на одной из них.

Несколько дней спустя они отправились в имение Строченко. При перво подходящем случае, Ивана Фёдоровича оставили наедине с одной из девушек. Однако недогадливый и стеснительный мужчина не нашёл тем для разговора. Во время поездки домой тётушка объяснила Ивану Фёдоровичу, что ему уже давно пора обзавестись женой. Однако мужчине настолько не понравилась эта идея, что ему даже стали сниться кошмары про жён с лицами гусынь! Но у проворной тётушки уже созрел новый план. Однако читателю не суждено узнать его, т.к. на этом повесть обрывается.

Гоголь, изображая героев карикатурно, заставляет читателя задуматься, не поступает ли он иногда также, как и эти смешные герои?

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Гоголь. Все произведения

  • Вечер накануне Ивана Купала
  • Вечера на хуторе близ Диканьки
  • Вий
  • Девяносто третий год
  • Женитьба
  • Заколдованное место
  • Записки сумасшедшего
  • Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка
  • Игроки
  • История создания комедии Ревизор
  • История создания повести Тарас Бульба
  • История создания поэмы Мертвые души
  • Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем
  • Коляска
  • Король забавляется
  • Майская ночь или Утопленница
  • Мёртвые души
  • Мертвые души по главам
  • Миргород
  • Невский проспект
  • Нос
  • Ночь перед Рождеством
  • Петербургские повести
  • Повесть о капитане Копейкине
  • Портрет
  • Пропавшая грамота
  • Ревизор
  • Рим
  • Сорочинская ярмарка
  • Старосветские помещики
  • Страшная месть
  • Тарас Бульба
  • Шинель

Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Главный персонаж повествования мальчик Володя вот уже какое-то время проводит время в летнем лагере. Отдых его насыщен приятными событиями и общением со сверстниками, среди которых полный приключений рыцарский турнир и беседы с вожатыми

Герой романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», созданный испанским писателем Мигелем Сервантесом, – обедневший дворянин, который мечтает стать рыцарем. Начитавшись рыцарских романов

Вместо заболевшей коллеги литературу вела учитель географии. Друзья оживлённо играли в морской бой, когда Дениску вызвали к доске. Елизавета Николаевна спросила

Рассказ «Поздний час» представляет собой тоску по родине, так как именно в период его написания Бунин находился за границей.

Рассказ начинается с повествования начала жизни стрижонка. Автор подробно описывает его мать, делая акцент на её заботу, справедливость и строгость в воспитании.

Краткое содержание Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка Гоголя для читательского дневника

Гоголь. Краткие содержания произведений

  • Вечер накануне Ивана Купала
  • Вечера на хуторе близ Диканьки
  • Вий
  • Женитьба
  • Заколдованное место
  • Записки сумасшедшего
  • Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка
  • Игроки
  • История создания повести Тарас Бульба
  • История создания Ревизора
  • Коляска
  • Майская ночь или Утопленница
  • Мертвые души
  • Мертвые души история создания
  • Мертвые души по главам
  • Миргород
  • Невский проспект
  • Нос
  • Ночь перед рождеством
  • Петербургские повести
  • Повесть о капитане Копейкине
  • Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем
  • Портрет
  • Пропавшая грамота
  • Ревизор
  • Рим
  • Сорочинская ярмарка
  • Старосветские помещики
  • Страшная месть
  • Тарас бульба
  • Шинель
Поразительным образом самая «реалистическая» повесть Гоголя в составе «Вечеров» показалась читателям и самой таинственной. Впрочем, в определенную литературную традицию она все же вписывалась. Скрытая ирония автора и обрыв текста на том месте, где только и должно было начаться действие, воскрешали в сознании читателей того времени роман «Жизнь и мнения Тристрама Шенди». Неоконченность повести, мотивированная утратой (полной или частичной) рукописи, в том числе обусловленной кулинарными причинами – был также прием, широко распространенный в литературе конца XVIII – начала XIX в. Более всего непонятным показалось ее место в «Вечерах», поскольку по своей стилистике она примыкала, скорее, к последующему циклу «Миргород». «Вещь неоконченная или, лучше сказать, только начатая, где уже намечается поворот от бездумного, беззаботного, показного творчества «Вечеров» к тому высшего порядка глубокому, проникновенному творчеству, которого первые всходы мы находим в двух частях «Миргорода»», – писал Д. Овсянико-Куликовский. – Гоголь явно ищет здесь новых средств изображения человека, нового, более углубленного развития комического характера. «Замена схематических порядков, добродетелей и слабостей «чудачествами» давала возможность индивидуализировать образы, связывая их с социально-бытовыми условиями. беглыми характеристиками намечается в творчестве Гоголя тема пошлости». Герой подан в противоречивом авторском освещении: «как обыватель он близок к своему окружению, но как «кроткая» душа он им противостоит. Здесь начало очень важной линии гоголевского творчества: разоблачение социальной пошлости».

И впрямь, действие повести было перенесено из народной среды, характерной для предыдущих повестей, в сферу мелкопоместного быта; время действия отнесено не к условному историческому времени, а к современности, что опять-таки сближало повесть с более поздними произведениями Гоголя (так, характер чтения Шпоньки напоминал чтение Ивана Ивановича в «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»; описание жизни офицеров П*** пехотного полка, в котором служил Шпонька, предвещало соответствующее описание в «Коляске», а сцену между сестрой Сторченка Марьей Григорьевной и Шпонькой можно рассматривать как «первый этюд» к знаменитой «любовной сцене» в «Женитьбе»). Наконец, сам образ Шпоньки уже предвещал в некотором смысле Акакия Акакиевича Башмачкина (манера Шпоньки разговаривать незаконченными предложениями и частицами, отозвавшаяся затем в «Шинели»). Как отметил Андрей Белый (статья «Гоголь»), под пером Гоголя даже это ничтожество обнаруживает свою привлекательную сторону:

«А все эти семенящие, шныряющие и шаркающие Перепенки, Голопупенки, Довгочхуны и Шпоньки – не люди, а редьки. Таких людей нет; но в довершении ужаса Гоголь заставляет это зверье или репье танцевать мазурку, одолжаться табаком и даже более того, – испытывать мистические экстазы, как испытывает у него экстаз одна из редек – Шпонька, глядя на вечереющий луч».

И все же современный прозаический быт повести о Шпоньке, внешне казалось бы не имеющий ничего общего с героическим прошлым (и даже совсем недавним прошлым, как, например, в повестях «Сорочинская ярмарка» и «Майская ночь») казаков, обнаруживал, тем не менее, неявную с ним соотнесенность. Так, село Хортыще, в котором живет Григорий Григорьевич Сторченко, неявно напоминало у Гоголя об исторических временах Сагайдачного, соединяя тем самым повесть о Шпоньке с историей пана Данила в «Страшной мести». А упоминание П*** пехотного (карабинерного) полка, в котором служил Шпонька, делало его в определенном смысле потомком тех запорожцев, которых Екатерина II хотела «повергать» в карабинеры в «Ночи перед Рождеством».

Читайте также:  Женитьба – краткое содержание рассказа Гоголя

К тому же повесть «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» обнаруживала те же поэтические принципы, что и остальные повести цикла. Так, в мотиве множащихся жен можно было увидеть характерный для Гоголя мотив нарушения естественных законов существования, описанный и в других повестях цикла, где мертвецы оживают, вещи сами приходят в движение, целое расчленяется (красная свитка), единичное множится. Для повести характерна была та же сказовая манера письма, что и для других повестей цикла, при том, что здесь эта сказовая манера достигала в своем роде кульминации: из всех повестей, входящих в «Вечера», повесть «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» – единственная, в которой обыгрывался сам процесс фиксации устной речи и перевода ее в письменную (как следует из предисловия, повесть записана собственноручно рассказчиком – Степаном Ивановичем Курочкой: «взял и списал»).

Иными словами, в повести о Шпоньке Гоголь изображал все ту же Диканьку, но переставшую быть собой, лишенную обаяния и чародейства. Свадьба, которая до сих пор была делом веселым и легким, становится кошмаром. Вне «Вечеров» повесть о Шпоньке могла бы восприниматься как занятное сочетание пародии на эпигонов Стерна с бытовыми зарисовками. В книге же, как пишет современный критик, повесть показывает, как можно не разглядеть Диканьку, в ней же находясь.

Точки зрения исследователей на первую книгу Гоголя, несмотря на все различия между ними, помогают выявить главное: «Вечера на хуторе близ Диканьки» представляют собой романтические повести. Они проникнуты духом романтического историзма, в них господствуют яркая контрастность письма, буйство красок, передающих живой, естественный, душевно здоровый, цельный, веселый и какой-то мере идеальный мир славянской (украинской) древности. Однако этот мир уже коснулась нравственная порча: отдельные персонажи корыстны, их влекут чины, съедает пошлость. Добро и зло вступили в борьбу друг с другом. К концу всего цикла появляются персонажи (Шпонька), в которых духовное начало увяло и съежилось. С особенностями романтического повествования связаны и циклизация повестей, и множественность рассказчиков при первенстве одного – Рудого Панька. Вместе с тем в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» проявилась и индивидуальная манера Гоголя. Диканька с ее вечерами и хуторами – особый мир, определяемый не географией, а духовными началами, который простирается в пространстве и во времени. И по ту сторону Диканьки, и по эту сторону Диканьки – таково пространство «Вечеров». Стало быть, Гоголь мог писать только тогда, когда он обнимал тот или иной мир целиком, когда этот особый мир представал цельным и когда в нем было одно объединяющее начало. В «Вечерах» такой общей идеей была идея естественного, душевно здорового, духовно насыщенного и веселого, жизнерадостного бытия. Тот же принцип построения характерен и для «Миргорода», и для «Петербургских повестей», и для конфликта «Ревизора» («сборный город», откуда «хоть три года скачи, не до какого государства не доедешь»), и даже для «Мертвых душ». В дальнейшем творчестве Гоголь продолжит циклизацию повестей, но духовное начало, свойственное миру «Вечеров», скукожится и померкнет. Это станет очевидным уже в новом повествовательном цикле «Миргород».

Следующий после окончания «Вечеров на хуторе близ Диканьки», 1833 год для Гоголя – один из самых напряженных и мучительных. В «ужасном» для него 1833 г. (письмо Погодину от 28 сент. 1833 г.) Гоголь начинает писать свою первую комедию «Владимир 3-й степени», но, испытывая творческие трудности, работу прекращает. В это время чуть ли не основным направлением своей деятельности он считает изучение истории – украинской и всемирной. Правда, задуманные в это время капитальные труды по истории Гоголь не осуществил, но от них остаются предварительные разработки: «План преподавания всеобщей истории», «Отрывок из истории Малороссии». Гоголь мечтает о занятии кафедры всеобщей истории в новооткрытом Киевском университете. В июне 1834 г. он определен адъюнкт-профессором по кафедре всеобщей истории при Санкт-Петербургском университете. В то время, как о своих трудах по истории он широко оповещает друзей, свои следующие после «Вечеров» повести он пишет в глубокой тайне. Это – те самые повести, что войдут в два его последующих сборника: «Миргород» и «Арабески», оба вышедших в Петербурге в 1835 г.

Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка. Гоголь Н.В.

Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка

«С этой историей случилась история»: рассказанная Степаном Ивановичем Курочкой из Гадяча, она была списана в тетрадку, тетрадка положена в маленький столик и оттуда частью потаскана пасичниковой жинкою на пирожки. Так что конец ее отсутствует. При желании, впрочем, всегда можно спросить у самого Степана Ивановича, и для удобства подробное описание его прилагается.

Иван Федорович Шпонька, живущий ныне на хуторе своём Вытребеньках, в школе отличался прилежанием и не задирал товарищей. Благонравием своим он привлёк внимание даже страшного учителя латинского языка и был произведён им в аудиторы, чем, впрочем, не избег неприятного происшествия, в результате коего был бит по рукам тем же учителем и сохранил в душе своей робость настолько, что никогда не имел желания идти в штатскую службу. Посему, спустя два года после известия о смерти батюшки, он вступил в П*** пехотный полк, который, хоть и стоял по деревням, не уступал иным кавалерийским; к примеру, несколько человек в нем танцевали мазурку, а двое из офицеров играли в банк. Иван Федорович, впрочем, держался особняком, предпочитая чистить пуговицы, читать гадательную книгу и ставить мышеловки по углам. За исправность, спустя одиннадцать лет по получении прапорщика, он был произведён в подпоручики. Умерла его матушка, имением занялась тётушка, а Иван Федорович все служил. Наконец он получил от тётушки письмо, в коем, сетуя на старость и немощь, она просила его взять хозяйство на себя. Иван Федорович получил отставку с чином поручика и нанял кибитку от Могилева до Гадяча. В дороге, занявшей две с небольшим недели, «ничего не случилось слишком замечательного», и только уж в трактире близ Гадяча с ним свёл знакомство Григорий Григорьевич Сторченко, сказавшийся соседом из села Хортыше и называвшим непременно в гости. Вскоре после сего происшествия Иван Федорович уже дома, в объятиях тётушки Василисы Кашпоровны, чья дородность и исполинский рост не слишком соответствуют жалобам ее в письме. Тётушка исправно ведёт хозяйство, а племянник неотлучно бывает в поле при жнецах и косарях и так, бывало, пленяется красотами природы, что забывает отведать любимых своих галушек. Меж делом тётушка замечает, что вся земля за их хутором, и само село Хортыше, записана бывшим хозяином Степаном Кузьмичом на Ивана Федоровича (тому причиной, что он наведывался к матушке Ивана Федоровича задолго до его рождения) , есть где-то и дарственная, — вот за ней-то и едет в Хортыше Иван Федорович и встречает там знакомца своего Сторченка,

Хлебосольный хозяин запирает ворота, распрягает коней Ивана Федоровича, но при словах о дарственной внезапно глохнет и поминает таракана, что сидел некогда у него в ухе. Он уверяет, что дарственной никакой нет и не было и, представив его матушке с сёстрами, влечёт Ивана Федоровича к столу, где тот знакомится с Иваном Ивановичем, голова коего сидит в высоком воротнике, «как будто в бричке». Во время обеда гостя потчуют индейкою с таким усердием, что официант принуждён стать на колени, умоляя его «взять стегнушко». После обеда грозный хозяин отправляется вздремнуть, и оживлённая беседа о делании пастилы, сушении груш, об огурцах и посеве картофеля занимает все общество, и даже две барышни, сестры Сторченки, принимают в ней участие. Вернувшись, Иван Федорович пересказывает тётушке своё приключение, и, крайне раздосадованная увёртливостью соседа, при упоминании барышень (а особливо белокурой) она одушевляется новым замыслом. Думая о племяннике «ще молода дытына», она уж мысленно нянчит внучат и впадает в совершенную рассеянную мечтательность. Наконец они сбираются к соседу вместе. Заведя разговор о гречихе и уведя старушку, она оставляет Ивана Федоровича с барышней наедине. Обменявшись, после долгого молчания, соображениями относительно числа мух летом, оба умолкают безнадёжно, и заведённая тётушкой на возвратном пути речь о необходимости женитьбы необычайно смущает Ивана Федоровича. Ему снятся чудные сны: жена с гусиным лицом, и не одна, а несколько, в шляпе жена, в кармане жена, в ухе жена, жена, подымающая его на колокольню, поскольку он колокол, жена, что вовсе не человек, а модная материя («возьмите жены из неё все теперь шьют себе сюртуки»). Гадательная книга ничем не может помочь оробевшему Ивану Федоровичу, а у тётушки уж «созрел совершенно новый замысел», которого нам не суждено узнать, поскольку рукопись здесь обрывается.

Иван Федорович Шпонька и.

Повесть Иван Федорович Шпонька и его тетушка была написана в 1831 году Николаем Гоголем. Она является третьей повестью во второй части цикла “Вечера на хуторе близ Диканьки”, и данную повесть Гоголь не закончил.

Повесть Иван Федорович Шпонька и его тетушка на самом деле сильно отличается от других повестей цикла тем, что в ней отсутствует сказочность. Ее можно отнести к бытовой зарисовке с незатейливым сюжетом, однако исполненной на высоком художественном уровне. К тому же повесть Иван Федорович Шпонька и его тетушка ознаменовала переход Гоголя от романтизма к реализму.

Читайте ниже краткое содержание повести Иван Федорович Шпонька и его тетушка.

Краткое содержание повести
Иван Федорович Шпонька и его тетушка

«С этой историей случилась история»: рассказанная Степаном Ивановичем Курочкой из Гадяча, она была списана в тетрадку, тетрадка положена в маленький столик и оттуда частью потаскана пасичниковой жинкою на пирожки. Так что конец ее отсутствует. При желании, впрочем, всегда можно спросить у самого Степана Ивановича, и для удобства подробное описание его прилагается.

Иван Федорович Шпонька, живущий ныне на хуторе своем Вытребеньках, в школе отличался прилежанием и не задирал товарищей. Благонравием своим он привлек внимание даже страшного учителя латинского языка и был произведен им в аудиторы, чем, впрочем, не избег неприятного происшествия, в результате коего был бит по рукам тем же учителем и сохранил в душе своей робость настолько, что никогда не имел желания идти в штатскую службу. Посему, спустя два года после известия о смерти батюшки, он вступил в П*** пехотный полк, который, хоть и стоял по деревням, не уступал иным кавалерийским; к примеру, несколько человек в нем танцевали мазурку, а двое из офицеров играли в банк. Иван Федорович, впрочем, держался особняком, предпочитая чистить пуговицы, читать гадательную книгу и ставить мышеловки по углам. За исправность, спустя одиннадцать лет по получении прапорщика, он был произведен в подпоручики. Умерла его матушка, имением занялась тетушка, а Иван Федорович все служил. Наконец он получил от тетушки письмо, в коем, сетуя на старость и немощь, она просила его взять хозяйство на себя. Иван Федорович получил отставку с чином поручика и нанял кибитку от Могилева до Гадяча,

В дороге, занявшей две с небольшим недели, «ничего не случилось слишком замечательного», и только уж в трактире близ Гадяча с ним свел знакомство Григорий Григорьевич Сторченко, сказавшийся соседом из села Хортыше и зазывавшим непременно в гости. Вскоре после сего происшествия Иван Федорович уже дома, в объятиях тетушки Василисы Кашпоровны, чья дородность и исполинский рост не слишком соответствуют жалобам ее в письме. Тетушка исправно ведет хозяйство, а племянник неотлучно бывает в поле при жнецах и косарях и так, бывало, пленяется красотами природы, что забывает отведать любимых своих галушек. Меж делом тетушка замечает, что вся земля за их хутором, и само село Хортыше, записана бывшим хозяином Степаном Кузьмичом на Ивана Федоровича (тому причиной, что он наведывался к матушке Ивана Федоровича задолго до его рождения), есть где-то и дарственная, — вот за ней-то и едет в Хортыше Иван Федорович и встречает там знакомца своего Сторченка,

Хлебосольный хозяин запирает ворота, распрягает коней Ивана Федоровича, но при словах о дарственной внезапно глохнет и поминает таракана, что сидел некогда у него в ухе. Он уверяет, что дарственной никакой нет и не было и, представив его матушке с сестрами, влечет Ивана Федоровича к столу, где тот знакомится с Иваном Ивановичем, голова коего сидит в высоком воротнике, «как будто в бричке». Во время обеда гостя потчуют индейкою с таким усердием, что официант принужден стать на колени, умоляя его «взять стегнушко». После обеда грозный хозяин отправляется соснуть, и оживленная беседа о делании пастилы, сушении груш, об огурцах и посеве картофеля занимает все общество, и даже две барышни, сестры Сторченки, принимают в ней участие. Вернувшись, Иван Федорович пересказывает тетушке свое приключение, и, крайне раздосадованная увертливостью соседа, при упоминании барышень (а особливо белокурой) она одушевляется новым замыслом. Думая о племяннике «ще молода дытына», она уж мысленно нянчит внучат и впадает в совершенную рассеянную мечтательность. Наконец они сбираются к соседу вместе. Заведя разговор о гречихе и уведя старушку, она оставляет Ивана Федоровича с барышней наедине. Обменявшись, после долгого молчания, соображениями относительно числа мух летом, оба умолкают безнадежно, и заведенная тетушкой на возвратном пути речь о необходимости женитьбы необычайно смущает Ивана Федоровича. Ему снятся чудные сны: жена с гусиным лицом, и не одна, а несколько, в шляпе жена, в кармане жена, в ухе жена, жена, подымающая его на колокольню, поскольку он колокол, жена, что вовсе не человек, а модная материя («возьмите жены из нее все теперь шьют себе сюртуки»). Гадательная книга ничем не может помочь оробевшему Ивану Федоровичу, а у тетушки уж «созрел совершенно новый замысел», которого нам не суждено узнать, поскольку рукопись здесь обрывается.

Вы прочитали краткое содержание повести Иван Федорович Шпонька и его тетушка. Предлагаем вам также посетить раздел Краткие содержания, чтобы ознакомиться с изложениями других популярных писателей.

Обращаем ваше внимание, что краткое содержание повести Иван Федорович Шпонька и его тетушка не отражает полной картины событий и характеристику персонажей. Рекомендуем вам к прочтению полную версию повести.

Ссылка на основную публикацию