Миргород – краткое содержание сборника Гоголя

Краткое содержание Гоголь Миргород для читательского дневника

Год написания: 1835 Жанр: цикл повестей

«Миргород» состоит продолжением сборника «Вечера на хуторе. ». Эта книга послужила новым периодом в творчестве автора. Эта работа Гоголя гостоит из четырех частей, четырех повестей, каждая из них не похожа на другую, несет свой смысл, значение, но тем не менее каждая дополняет друг друга. Автор показывает сатиру, противопоставляет характеры для того, чтобы показать человеку, что нужно стремится к переменам. Гоголь высмеивает пороки и ставит на первое место силу, героизм, чтобы указать на то, какой человек сейчас, и как он может изменится.

Главной темой всех четырех повестей можно выделить идею объединение идейных и художественных замыслов. С общей темой, но с разными особенностями стиля. Так например, в повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем,автор четко применил примем сатиры и иронии, рассказ идет от первого лица. Помимо этой повести в сборнике еще есть: “Вий”,«Старосветские помещики» и “Тарас Бульба”.

Сюжет «Старосветских помещиках» был наполнен теплом и человеческими качествами, показывает нам как живет обычная пожилая семья дворян, они живут в маленьком уютном доме, и являются светлыми и искренними людьми.Главная героиня-Пульхерия Ивановна любила свой дом,любила заниматься хозяйством, она обожала варить, сушить и солить различные грибы, фрукты и овощи. Муж её-Афанасий Иванович обожал всё то, что она делала, иногда подшучивал над ней по доброму, но всегда уважал ее. Жизнь их была тихой и спокойной. Когда Пульхерия умирала, то приказала своим слугам ухаживать за мужем, который останется один, но тот, не выдержал такого горя и умер следом за женой.

Не смотря на простой житейский сюжет, повесть наполнена приятной атмосферой и добротой.

«Тарас Бульба»- рассказывает нам о полковнике и казаке Тарасе,и его сыновьях. Их было два Остап и Андрей, первый имел суровый и твердый характер, второй же был ловок и ценил женскую красоту. После окончания бурсы отец везет их в Запорожскую Сечь. Тарас Бульба хотел да бы сыновья были настоящими мужчинами, постигшими военное дело, которое по мнению Тараса считалось честью.Из Остапа и Андрея получились настоящие воины, которые всей своей силой стояли на защите от врага. Когда однажды казаки окружили Дубно, Андрий узнал что в том городе голодает девушка в которую он давным уже влюблен, ему пришлось бежать из казацкого стана и пробраться в сам город, а затем вступать в войско поляк. Это все привело к тому, что ему пришлось воевать против своих земляков, пока однажды в ходе боя его не увидел Тарас, он разгневанный убил своего сына. В ходе этого боя, поляки так же взяли в плен Остапа, а Тарас весь в ранениях еле смог спасти свою жизнь. Поправившись полковник отправляется в Варшаву, и попадает на казнь своего сына,которую устроил польский народ

Чтобы отомстить за смерть сына Бульба присоединяется к новому восстанию, но у него ничего не вышло, так как он был пойман полякам и сожжен на костре.

«Вий»-считай одно из самых страшных,наполненных мистикой произведений Гоголя. Начинается с рассказа о том, что Хома Брут направляется домой на каникулы, сам он учился в духовной семинарии,в Киеве. По стечению обстоятельств остаться ночевать ему пришлось у старухи,которая оказалась ведьмой, она запрыгнула на бедного парня ночью и стала гнать его метлой. Только молитва помогла Хоме избавиться от нее. Но ведьма чудным образом превращается в молодую девушку. Стараясь забыть об этом Хома возвращается на учебу в Киев.

В скором времени приехали к нему казаки,которых прислал пан с просьбой, чтобы Хома Брут читал молитвы три дня для упокоение души умершей дочки. Хоме предстояло находиться и читать молитвы в церкви, рядом с гробом. Так однажды панночка эта поднялась из гроба и стала искать его глазами, но найти не могла.

На следующий день, она снова пыталась его найти, и даже позвала в помощники себе различную нечисть, но у нее снова ничего не получилось. Через три дня неудачный попыток мертвая девушка звала на помощь Вия, тот явился ужасным созданием, у него было лицо,как из железа и веки до земли.Как только Хома посмотрел на него, Вий указал всей нечистой силе схватить его и тут все набросились на Хому и начали рвать на части.

«Повесть о том,как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» полна сатиры и иронии, повествует о двух соседях, они оба уже пожилые, по статусу являются дворянами.Одного звали Иван Иванович, по виду казался худым и высоким, а второй-Иван Никифорович – толстый и невысокий. Они были показателями долгой дружбы.Но ссора у них произошла после того случай, когда Иван Иванович заметил у соседа ружье,не простое,а охотничье, и тут его взяла зависть, что у самого такого нет. Он был намерен обменять ружье, на кабана и овес, но второй отказался. После этого случая дружба их окончательно разрушилась.

Читать краткое содержание Миргород. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Миргород

Очень кратко

Сборник из четырёх повестей, основанных на украинском фольклоре, позицио­нируется как продолжение «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

Старосветские помещики

Старики Афанасий Иванович Товстогуб и его жена Пульхерия Ивановна жили в отдалённой деревне — такие поселения в Малороссии называли «старосветскими». Земля их поместья приносила настолько обильные урожаи, что старики не замечали, как их обкрадывает приказчик. Детей у Товстогубов не было, и всю свою привязанность, нежность и любовь они сосредоточили друг на друге. Старички любили принять гостей и вкусно покушать.

Так тихо и спокойно шли дни, пока любимая кошечка Пульхерии Ивановны не убежала в лес. Через три дня она явилась домой, но вскоре пропала навсегда. Пульхерия Ивановна решила, что это смерть приходила за ней, стала грустна, задумчива и взяла с ключницы обещание смотреть за Афанасием Ивановичем.

Пульхерия Ивановна умерла. Через пять лет дом обветшал, Афанасий Иванович состарился, согнулся, но его тоска по жене так и не ослабла. Гуляя однажды по саду, старик услышал, как его зовёт покойная жена, и вскоре умер, попросив перед смертью положить его возле Пульхерии Ивановны. Имение Товстогубов опустело и вскоре было пущено по ветру дальним родственником.

Тарас Бульба

Сыновья козацкого полковника Тараса Бульбы, Остап и Андрий, вернулись домой после учёбы в Киевской академии. Созвав весь полковой чин, козак решил отправить сыновей на Запорожскую Сечь, считая, что пребывание там станет для них лучшей наукой. Вдохновлённый молодой силой парней, Тарас Бульба решил ехать с ними, чтобы представить своим старым товарищам. По дороге Андрий вспоминал о прекрасной полячке, в которую успел влюбиться в Киеве.

Остап и Андрий погрузились в разгульную жизнь вольной Сечи, но Тарасу Бульбе праздное существование пришлось не по душе. Он не хотел тратить козацкую удаль на бесконечные пьянки и уговорил козаков избрать нового кошевого, которого подбил на поход против Польши.

Скоро весь польский юго-запад стал добычей запорожских козаков, а Остап и Андрий возмужали в боях. Затем казацкое войско осадило город Дубна с богатой казной. Козаки принялись сжигать окрестные сёла и неубранные хлеба, что не нравилось сыновьям Тараса.

Однажды ночью к Андрию явилась служанка его возлюбленной-полячки и рассказала, что панночка находится в осаждённом городе, голодает и просит кусок хлеба для умирающей матери. Нагруженного мешками с хлебом Андрия служанка отвела в Дубну по подземному ходу. Парень встретился с возлюбленной, отрёкся ради неё от отца, брата и отчизны и остался, чтобы защищать панночку от своих бывших товарищей.

Тарас узнал о предательстве сына. Он возглавил запорожское войско, встретился с Андрием в бою и убил его. В том же бою попал в плен Остап, а самого Тараса, тяжело раненного, увезли в Сечь.

Оправившись от ран, Тарас пробрался в Варшаву, чтобы выкупить из плена Остапа, и увидел страшную казнь сына на главной площади города. Лишившись сыновей, Тарас Бульба вновь поднял козаков в поход на Польшу и свирепо мстил полякам за смерть Остапа и Андрия.

Разгромленный польский гетман сдался, но Тарас не согласился на мир и увёл свой полк «гулять по Польше», безжалостно уничтожая всех на своём пути. Наконец, полк Тараса окружили пять польских полков. Бульбу взяли в плен и сожгли заживо, привязав железными цепями к дубу.

Три бурсака — богослов, философ и ритор — во время каникул отправились по городам и сёлам, зарабатывая пропитание духовными песнопениями. Однажды заночевали они на хуторе, старая хозяйка которого оказалась ведьмой. Ночью она оседлала философа Хому Брута и начала летать на нём.

Не растерявшись, Хома прочёл молитву, а когда ведьма ослабла, хорошенько отходил её бревном. Ведьма упала на землю и превратилась в молодую красавицу. В страхе философ бежал и вернулся в Киев, где его вызвал ректор и велел ехать на хутор к богатому сотнику, у которого умерла красавица-дочь. Панночка вернулась с прогулки смертельно избитая и перед смертью успела попросить, чтобы отходные молитвы по ней три ночи читал семинарист Хома Брут.

Приехав на хутор под охраной, Хома узнал в мёртвой панночке ту самую ведьму. Живущие на хуторе козаки прекрасно знали, что дочь их хозяина — ведьма. Первые две ночи Хома читал молитвы, а панночка летала по церкви в гробу, но увидеть семинариста не могла — его защищали молитвы и начерченный им вокруг себя круг.

На третью ночь панночка встала из гроба, церковь наполнилась чудовищами, и ведьма потребовала привести Вия — предводителя нечистой силы. Вий явился, приказал поднять ему веки и увидел Хому, который, не выдержав, взглянул на него и дрогнул духом.

Чудовища бросились на философа, и тот умер. Тут второй раз закричали петухи, нечистая сила бросилась прочь, но покинуть церковь не успела. Так и осталась она с застрявшими в окнах и дверях чудовищами, и заросли к ней все дороги.

Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем

Иван Иванович, владелец большой усадьбы и сада, любитель дынь, вдовец, был человеком добрым и богомольным. Дети девки Гапки звали его тятей, а нищим он хоть и не подавал милостыни, но и зла не причинял. Иван Иванович часто заходил в гости к городовому или Ивану Никифоровичу и любил принимать подарки.

Иван Никифорович, сосед и лучший друг Ивана Ивановича, никогда не был женат. Он весь день лежал на крыльце, а в жару любил купаться в прохладной воде. Несмотря на большую приязнь, по характерам и даже внешности друзья были противо­положны друг другу.

Однажды Иван Иванович увидел у соседа старое ружьё и захотел купить или выменять его. Но Иван Никифорович тоже считал, что старое ружьё — вещь в хозяйстве незаменимая, и другу отказал, обозвав того гусаком.

Приятели поссорились. Иван Никифорович начал строить гусиный хлев прямо напротив перелаза через плетень. Оскорбившись этим, Иван Иванович ночью подпилил столбы хлева, и строение обрушилось. Затем приятели подали друг на друга в суд.

Прошло несколько лет. Вражда между соседями окрепла, хотя весь город пытался их помирить на устроенной городничим ассамблее. Двенадцать лет спустя Иван Иванович и Иван Никифорович, постаревшие, но всё ещё не помирившиеся, вели тяжбы друг против друга и жили только благоприятными известиями из суда.

Читайте также:  Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка – краткое содержание рассказа Гоголя

Краткое содержание Гоголь Миргород

Сборник Миргород состоит из 4 рассказов:

Старосветские помещики

Маленькие удалённые малороссийские деревни назывались в то время старосветскими. В одном из таких поселений и жили супруги Товстогубы – Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна. Хозяйство их было большое, земля плодородна, урожай богатый, так что старики даже не замечали воровства своих приказчиков. Детей супруги так и не нажили, поэтому вся их любовь и забота были обращены друг на друга. Главным удовольствием для них была еда: с завидной частотой Пульхерия Ивановна накрывала на стол, угощая Афанасия Ивановича его любимыми кушаньями.

В один день Пульхерия Ивановна померла. Долго горевал Афанасий Иванович, изнывая от тоски по ней. Прошло несколько лет, когда уже сгорбившийся старик, гуляя по саду, услышал родной голос. Понял он, что это за ним пришла его старушка, распорядился, чтобы его похоронили рядом с Пульхерией Ивановной, да и помер. (Подробнее)

Тарас Бульба

Тарас – полковник. Его сыновья Остап и Андрий, отучившись в академии, только что вернулись в отчий дом. Тарас отправился с ними в Запорожскую Сечь, где уговорил казаков пойти на Польшу. Во время похода Остап и Андрий заматерели и стали настоящими бойцами.

Андрий был влюблён в польскую девушку и ради её спасения отрёкся от отца и казаков. Бульба, узнав о его предательстве, разгневался и убил сына во время боя. Остапа взяли в плен. Тарас отправился к недругам, чтобы вызволить сына, но стал свидетелем его ужасной казни. Тарас, потерявший в походе двух сыновей, пришёл в ярость и собрал новый поход, в котором отчаянно громил врага. Вскоре его схватили и сожгли заживо. (Подробнее)

Хома Брут остался на ночлег у старухи, которая оказалась ведьмой. Ведьма оседлала парня и скакала на нём под ночным небом, пока Хоме не удалось сбросить её с себя. Избив палкой ведьму, Хома в страхе убежал в Киев. Его тут же выслали к сотнику, у которого помирала дочь. Панночка велела отыскать Хому, чтобы именно он читал молитвы у её тела. Отказаться парень не мог и нехотя согласился. Увидев панночку, Хома понял – это и есть та самая ведьма, жаждущая мести.

Две ночи провёл Хома в церкви, молясь у гроба девушки. Каждый раз она вставала из гроба, но не могла прорваться через круг, очерченный Хомой вокруг себя. На третью ночь ведьма вызвала Вия, который смог указать своим приспешникам на Хому. Черти тут же бросились на несчастного, и тот сразу же околел от страха. (Подробнее)

Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем

Иван Иванович и Иван Никифорович были хорошими приятелями и соседями. Но как-то раз, не поделив ружье, они жутко поссорились. Никто не хотел мириться первым, оба были обижены друг на друга. Скандал дошёл до местного суда, и несколько долгих лет продолжалась их судебная тяжба. Соседи уже превратились в сгорбленных стариков, но продолжали строчить жалобы друг на друга и жили одними ожиданиями судейского решения. (Подробнее)

В своём сборнике «Миргород» Гоголь описал быт украинских крестьян, казаков и нравы мелких помещиков.

Кратчайшее, очень краткое содержание Миргород

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Гоголь. Все произведения

Миргород. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Рассказ Валентины Осеевой «Почему?» начинается со сценки баловства мальчика со своим четвероногим другом Бумом. Они находились одни в столовой, мальчик лихо раскачивался на стуле

События происходят в одном из городов Швейцарии. Сен-Пре влюбляется в Юлию, которая является его ученицей. Она тоже любит Сен-Пре, но замуж выйдет только после того, как отец даст положительны ответ

Рассказ Бориса Житкова «Мангуста» повествует о жизни на корабле двух мангуст. Один из моряков, находясь в плавании, мечтал завести себе мангуст.

Произведение является составной частью сборника рассказов под названием «Как меня спасали», повествующим о приключениях мальчика по имени Алеша Тучков и его друзей Аглае, близнецов Зины и Васи Брыкиных, Антона Дудкина.

Детектив повествует о кучке мошенников, которые заставляют владельца лавки покидать на некоторое время свое место, чтобы совершить тайный подкоп под банк с целью его грабежа.

Н. В. Гоголь, “Миргород”: краткое содержание

Сборник повестей Н. В. Гоголя «Миргород» является неким продолжением сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». И состоит он из четырех повестей. Уникальным по своему содержанию создал Гоголь «Миргород». Краткое содержание его произведений будет представлено чуть ниже. Сюжеты их взяты из украинского быта, а название сборника от малороссийского местечка, которое находилось недалеко от родины писателя.

«Старосветские помещики»: краткое содержание повести («Миргород», Гоголь)

В «Старосветских помещиках» сюжет пропитан необыкновенной теплотой и человечностью и изображает идеальную деревенскую патриархальную семью пожилых супругов-дворян Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны Товстогуб, которые по сути своей были очень добрыми и искренними людьми, жившими в небольшом и уютном домике с маленькими комнатушками.

Так начинает Николай Гоголь «Миргород». Краткое содержание повести «Старосветские помещики» дальше рассказывает, что Пульхерия Ивановна любила заниматься хозяйственными заготовками и кулинарными яствами. Она сушила, варила и солила огромное количество грибов, ягод, фруктов и овощей. А Афанасий Иванович любил все ее приготовления, он часто и совершенно беззлобно над ней подтрунивал, но кушал всегда с удовольствием. Так день за днем проходила их спокойная и тихая жизнь.

Когда старушке настал час покинуть этот бренный мир, то она дала все необходимые распоряжения своим дворовым слугам о том, как после ее смерти ухаживать и присматривать за ее стариком. Но после кончины своей любимой супруги он утешиться так и не смог и в скором времени помер. По завещанию его похоронили рядом с женой.

Гоголь: «Миргород». Очень краткое содержание «Тараса Бульбы»

У казака Тараса Бульбы было два сына: мужественный и твердый Остап и тонкий и чувствительный и падкий на женскую красоту Андрий. По окончанию бурсы отец решил отвезти их в Запорожскую Сечь, где они стали познавать военную науку, очень важную для настоящего казака. Братья стали отважными воинами, не знавшими пощады для врагов.

Однажды казаки осадили город Дубно. Андрей узнал, что там голодает молодая польская панночка, в которую он был влюблен. Тогда он покинул свое подразделение по тайному подземному ходу, вошел в осажденный город и перешел на строну войска польского. Отряд запорожских казаков в это время узнает, что в Сечь пришли татары, и поэтому часть их была вынуждена покинуть Дубно.

Андрей стал сражаться против своих земляков, и в схватке с разгневанным отцом он был убит. Но вскоре поляки захватили в плен Остапа, а сам Тарас был сильно ранен. Через некоторое время, подлечив свои раны, с помощью хитрого плана отец добирается до Варшавы и присутствует на казни сына.

Месть и пророчества

Вот таким очень трогательным моментом украсил Н. В. Гоголь «Миргород». Краткое содержание «Тараса Бульбы» продолжается тем, что Тарас захотел отомстить за смерть сына и присоединяется к казацкому отряду, возглавляемому Остраниным и Гуней, которые вскоре заключили с поляками мирный договор.

Тарас не остановил свою борьбу и продолжал ее, пока его не взяли в плен поляки и не сожгли на костре. Свои пророческие слова он посвятил тому, что православная русская земля скоро поднимется с колен с новой силой и славой и восторжествует над всеми врагами.

Произведение «Вий»: кратко о главном

Именно этим произведением дополнил Гоголь «Миргород». Краткое содержание говорит о том, что это самое мистическое и самое страшное произведение этого удивительного писателя.

Однажды студент киевской духовной семинарии Хома Брут ехал к себе домой на каникулы. Заночевать ему пришлось у одной старухи-ведьмы, которая после полуночи вскочила на него и, погоняя его своей метлой, заставила бежать с нечеловеческой скоростью. Хома страшно напугался и только благодаря молитве смог освободиться от нее, а потом стал колотить ее поленом. Так и забил ее до смерти, и вдруг она превратилась в молодую девицу. После всего случившегося Хома оставил ее в поле, а сам поскорее вернулся в Киев.

Но вскоре за ним приехали казаки от пана-сотника, его дочка вернулась с гуляний сильно побитой и перед смертью просила, чтобы заупокойные молитвы три ночи читал киевский семинарист Хома Брут. Казаки его доставили и заставили служить в церкви, где стоял гроб. Хома очертил круг вокруг себя мелом и стал молиться, не отрывая глаз от политвенника, как вдруг панночка поднялась с гроба и стала искать его глазами, но не видела. Петух рано утром прокричал, и все утихло. На второй день панночка опять его искала по церкви и даже вызвала себе подмогу разных сущностей, но и они не помогли ей увидеть его и схватить.

На третий день Хома решил бежать из села, но не тут то было – казаки опять притащили его обратно. Мертвая панночка на третий день позвала Вия, и вдруг появилось это ужасное создание с железным лицом и опустившимися до земли веками. Хома не хотел смотреть на Вия, но не смог сдержаться, а тот попросил открыть ему веки и потом пальцем указал на Хому. Все «нечистое» кинулось на бедного Хому и растерзало его.

Кратко «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

Это произведение стало настоящей искрометной сатирой, которой наполнил Гоголь «Миргород». Краткое содержание ее рассказывает, как в Миргороде по соседству жили два уважаемых пожилых дворянина: один Иван Иванович, худой и высокий, и Иван Никифорович – толстяк небольшого роста. Они были редкими друзьями. Но как-то раз Иван Иванович через свою изгородь увидел, как служанка соседа вынесла красивое охотничье ружье, и ему сразу же захотелось иметь такое у себя. Он направился к соседу, чтобы договориться с ним об обмене ружья на толстого кабана и на овса два мешка, но тот отказался.

Враги на всю жизнь

Ссора из-за этого произошла нешуточная, и в опалке Иван Никифорович гусаком обозвал Ивана Ивановича. После этого их мир и дружба закончились. Иван Никифорович построил хлев для гусей там, где был перелаз, разделявший их дворы. В эту же ночь Иван Иванович подпилил столбы сооружения, и оно рухнуло. После этого два соседа подали друг на друга иски в миргородский суд. Судья намерено затягивал это дело, чтобы остудить их пыл и примирить. Постепенно обиды стали забываться. И вот однажды на одном из дворянских городничих празднований они оказались за столом точно друг против друга. Уже показалось, что они забыли про ссору, пока Иван Никифорович не сказал, что зря Иван Иванович обиделся на «гусака». После этого тяжба опять возобновилась с большей силою и так и продолжается по сей день…

Так закончил Гоголь «Миргород». Краткое содержание, конечно, не может передать всего местного колорита и всех красок событий, поэтому лучше изучить эти произведения в оригинале.

Краткое содержание цикла повестей «Миргород» Н. В. Гоголя

Данный сборник из четырёх повестей, основанных на украинском фольклоре, позиционируется как продолжение «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Цикл «Миргород» Гоголь написал в 1835 году.

Предлагаем вашему вниманию «Миргород» Гоголь краткое содержание повестей из цикла:

Старосветские помещики – краткое содержание

Старики Афанасий Иванович Товстогуб и его жена Пульхерия Ивановна жили в отдалённой деревне — такие поселения в Малороссии называли «старосветскими». Земля их поместья приносила настолько обильные урожаи, что старики не замечали, как их обкрадывает приказчик. Детей у Товстогубов не было, и всю свою привязанность, нежность и любовь они сосредоточили друг на друге. Старички любили принять гостей и вкусно покушать.

Читайте также:  Тарас Бульба - краткое содержание повести Гоголя

Так тихо и спокойно шли дни, пока любимая кошечка Пульхерии Ивановны не убежала в лес. Через три дня она явилась домой, но вскоре пропала навсегда. Пульхерия Ивановна решила, что это смерть приходила за ней, стала грустна, задумчива и взяла с ключницы обещание смотреть за Афанасием Ивановичем.

Пульхерия Ивановна умерла. Через пять лет дом обветшал, Афанасий Иванович состарился, согнулся, но его тоска по жене так и не ослабла. Гуляя однажды по саду, старик услышал, как его зовёт покойная жена, и вскоре умер, попросив перед смертью положить его возле Пульхерии Ивановны. Имение Товстогубов опустело и вскоре было пущено по ветру дальним родственником.

Это интересно: Повесть «Записки сумасшедшего» Гоголя была написана в 1834 году. Это одно из наиболее трагических произведений автора, вошедших в сборник «Петербургские повести». Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Записки сумасшедшего» по главам (датам). Рассказ ведется от лица мелкого чиновника Аксентия Ивановича Поприщина.

Тарас Бульба – сжатый пересказ

Сыновья козацкого полковника Тараса Бульбы, Остап и Андрий, вернулись домой после учёбы в Киевской академии. Созвав весь полковой чин, козак решил отправить сыновей на Запорожскую Сечь, считая, что пребывание там станет для них лучшей наукой. Вдохновлённый молодой силой парней, Тарас Бульба решил ехать с ними, чтобы представить своим старым товарищам. По дороге Андрий вспоминал о прекрасной полячке, в которую успел влюбиться в Киеве.

Остап и Андрий погрузились в разгульную жизнь вольной Сечи, но Тарасу Бульбе праздное существование пришлось не по душе. Он не хотел тратить козацкую удаль на бесконечные пьянки и уговорил козаков избрать нового кошевого, которого подбил на поход против Польши.

Скоро весь польский юго-запад стал добычей запорожских козаков, а Остап и Андрий возмужали в боях. Затем казацкое войско осадило город Дубна с богатой казной. Козаки принялись сжигать окрестные сёла и неубранные хлеба, что не нравилось сыновьям Тараса.

Однажды ночью к Андрию явилась служанка его возлюбленной-полячки и рассказала, что панночка находится в осаждённом городе, голодает и просит кусок хлеба для умирающей матери. Нагруженного мешками с хлебом Андрия служанка отвела в Дубну по подземному ходу. Парень встретился с возлюбленной, отрёкся ради неё от отца, брата и отчизны и остался, чтобы защищать панночку от своих бывших товарищей.

Тарас узнал о предательстве сына. Он возглавил запорожское войско, встретился с Андрием в бою и убил его. В том же бою попал в плен Остап, а самого Тараса, тяжело раненного, увезли в Сечь.

Оправившись от ран, Тарас пробрался в Варшаву, чтобы выкупить из плена Остапа, и увидел страшную казнь сына на главной площади города. Лишившись сыновей, Тарас Бульба вновь поднял козаков в поход на Польшу и свирепо мстил полякам за смерть Остапа и Андрия.

Разгромленный польский гетман сдался, но Тарас не согласился на мир и увёл свой полк «гулять по Польше», безжалостно уничтожая всех на своём пути. Наконец, полк Тараса окружили пять польских полков. Бульбу взяли в плен и сожгли заживо, привязав железными цепями к дубу.

Вий – краткое содержание

Три бурсака — богослов, философ и ритор — во время каникул отправились по городам и сёлам, зарабатывая пропитание духовными песнопениями. Однажды заночевали они на хуторе, старая хозяйка которого оказалась ведьмой. Ночью она оседлала философа Хому Брута и начала летать на нём.

Не растерявшись, Хома прочёл молитву, а когда ведьма ослабла, хорошенько отходил её бревном. Ведьма упала на землю и превратилась в молодую красавицу. В страхе философ бежал и вернулся в Киев, где его вызвал ректор и велел ехать на хутор к богатому сотнику, у которого умерла красавица-дочь. Панночка вернулась с прогулки смертельно избитая и перед смертью успела попросить, чтобы отходные молитвы по ней три ночи читал семинарист Хома Брут.

Приехав на хутор под охраной, Хома узнал в мёртвой панночке ту самую ведьму. Живущие на хуторе козаки прекрасно знали, что дочь их хозяина — ведьма. Первые две ночи Хома читал молитвы, а панночка летала по церкви в гробу, но увидеть семинариста не могла — его защищали молитвы и начерченный им вокруг себя круг.

На третью ночь панночка встала из гроба, церковь наполнилась чудовищами, и ведьма потребовала привести Вия — предводителя нечистой силы. Вий явился, приказал поднять ему веки и увидел Хому, который, не выдержав, взглянул на него и дрогнул духом.

Чудовища бросились на философа, и тот умер. Тут второй раз закричали петухи, нечистая сила бросилась прочь, но покинуть церковь не успела. Так и осталась она с застрявшими в окнах и дверях чудовищами, и заросли к ней все дороги.

Читайте также: Рассказ Гоголя «Заколдованное место» входит в цикл его цельного произведения «Вечера на хуторе близ Диканьки». В рассказе повествуется об истории жизни деда, который попал в очень загадочные обстоятельства. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Заколдованного места». Рассказ ведется от лица дьяка Фомы. С момента происшествия прошло уже немало лет.

Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем в сокращении

Иван Иванович, владелец большой усадьбы и сада, любитель дынь, вдовец, был человеком добрым и богомольным. Дети девки Гапки звали его тятей, а нищим он хоть и не подавал милостыни, но и зла не причинял. Иван Иванович часто заходил в гости к городовому или Ивану Никифоровичу и любил принимать подарки.

Иван Никифорович, сосед и лучший друг Ивана Ивановича, никогда не был женат. Он весь день лежал на крыльце, а в жару любил купаться в прохладной воде. Несмотря на большую приязнь, по характерам и даже внешности друзья были противо­положны друг другу.

Однажды Иван Иванович увидел у соседа старое ружьё и захотел купить или выменять его. Но Иван Никифорович тоже считал, что старое ружьё — вещь в хозяйстве незаменимая, и другу отказал, обозвав того гусаком.

Приятели поссорились. Иван Никифорович начал строить гусиный хлев прямо напротив перелаза через плетень. Оскорбившись этим, Иван Иванович ночью подпилил столбы хлева, и строение обрушилось. Затем приятели подали друг на друга в суд.

Прошло несколько лет. Вражда между соседями окрепла, хотя весь город пытался их помирить на устроенной городничим ассамблее. Двенадцать лет спустя Иван Иванович и Иван Никифорович, постаревшие, но всё ещё не помирившиеся, вели тяжбы друг против друга и жили только благоприятными известиями из суда.

Вы прочитали Гоголь «Миргород» краткое содержание, которое можно использовать для читательского дневника.

Читайте также более подробно, но в сокращении мистическую повесть «Вий» Гоголя, которую он написал в конце 1834 года. Произведение вошло в сборник писателя «Миргород» (1835). Представленный пересказ подойдет для читательского дневника, подготовки к уроку литературы.

Гоголь Миргород

В сборнике Николая Васильевича Гоголя «Миргород» все повести связаны между собой, хотя каждое произведение несёт самостоятельную смысловую нагрузку и может предлагаться как отдельный авторский труд.

Многотомник был задуман в период, когда Гоголь увлёкся исторической наукой и повёл читателя по Малороссии, рассказывая разные истории, поражающие воображение.

На суд читателя работы писателя были представлены в 1834-1835 годах и вышли в двух томах. В первый том вошли повести: «Старосветские помещики» и «Тарас Бульба». Во второй: «Вий» и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

Идея сборника «Миргород»

Если читать произведения в том хронологическом порядке, в котором их предлагает автор, открывается совершенно новый смысл изложенного материала. Писатель словно показал, как человек может деградировать, скатываясь от идиллии к полному хаосу.

Гоголевский юмор становится совсем другой. Теперь он резче и острее, словно «смех сквозь слёзы». Николай Васильевич понял, что жизненные противоречия и контрасты совсем не случайны — они носят социальный оттенок. Это он и отразил в своих повестях.

Первая повесть «Старосветские помещики»

Рассказчик безо всякой иронии сравнивает своих главных героев, стариков Афанасия Ивановича и Пульхерию Ивановну, с героями античного мифа — Филемоном и Бавкидой, прославившихся тем, что в дар за оказанные услуги богам, попросили себе смерти в один день.

Боги не только наградили Филемона и Бавкиду долгой жизнью и смертью в один день, но и после совместного ухода из жизни человеческой, дали им жизнь деревьев, имеющих один общий корень.

Такие образные сравнения Гоголь подобрал, чтобы максимально выразить ту привязанность старых людей друг к другу, ту идиллию отношений, которая может сохраниться через десятилетия. Любовный мирок пожилых супругов — это гавань идиллии отношений, вызывающая слёзы умиления.

Многими, включая критиков, история о двух стариках была не понята. Читатели решили, что писатель обличает помещичий быт, показывая, как пусто и безвкусно живут землевладельцы.

На самом деле автор раскрыл целых две темы. Во-первых, показано противостояние между Старым Светом и низшими малороссам, тем, кто остался жить в провинции, соблюдая многолетние устои, и, теми, кто уехал в Петербург развивать новое капиталистическое общество. Пришло время новых реформ, деревни разваливались. Ведь после смерти Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны, их дальний родственник, сдавая имение в опеку, наблюдает полнейший развал.

Во-вторых, раскрыта тема любви, в которой нет места пороку. Той любви, о которой говорят: «До гробовой доски». Недаром рассказчик вводит эпизод с молодым человеком, пылающим страстью. Этот персонаж, то стреляется — его лечат, то бросается под карету — его лечат, а, в конце концов, он находит утешение в новой влюблённости. Старое же поколение, которое ни о каких страстях давно не думает, составляет единое неразрывное целое.

Уединённая жизнь пожилой бездетной супружеской пары, Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны, в отдалённой деревни Малороссии, занята заботами о небольшом домике и всевозможных припасах.

Эти старики не замечают, что их обворовывают приказчик и лакеи. Но им всего хватает. Это щедрые добрые люди. Пульхерия Ивановна угадывает желания своего мужа, а Афанасий Иванович подшучивает и «пугает» её. Это настоящая гармония двух любящих сердец.

Предвестником беды становится пропажа хозяйской кошечки, которая, появившись, через три дня снова пропала, уже навсегда. Старушка говорит, что это предвестие смерти. Но прежде чем умереть барыня приказывает ключнице Явдохе следить и ухаживать за своим мужем. В скором времени Пульхерия Ивановна действительно умирает.

Для пожилого барина это такой удар, что он не может утешиться. Проходит время, но тоска не покидает Афанасия Ивановича. Он видит свою супругу во всех предметах, силится выговорить её имя и слёзы не высыхают на его лице.

Однажды, по прошествии пяти лет, он слышит голос своей супруги, оживляется, ведь это зовёт его Пульхерия Ивановна. Это возможность снова быть рядом с ней… Его желание быть похороненным рядом с женой было исполнено.

Вторая повесть «Тарас Бульба»

Здесь Николай Васильевич ставит вопрос ребром: «Что хорошо? Что плохо?» К героям заявлены повышенные требования. Им приходится делать выбор между добром и злом, патриотизмом и предательством. Всем героям — Тарасу, Остапу, Андрию — приходится выбирать свою дальнейшую долю.

Читайте также:  Игроки - краткое содержание комедии Гоголя

Николай Васильевич старался показать жизнь казаков, какой она была на самом деле. Патриархальный уклад жизни, походы, войны, верность Отчизне, защита своей православной веры. Не первый раз писатель поднимает вопрос о том, насколько человек готов далеко зайти ради своей любви. Но если, например, в повестях «Майская ночь, или Утопленница» или «Ночь перед Рождеством» речь шла о сделке с нечистью, то в «Тарасе Бульба» речь идёт о сделке с собственной совестью.

Автор противопоставляет две цели: великую героическую, в лице Тараса, в лице Остапа, и личную корыстную, в лице Андрия. Нужно сказать, что рассказчик обошёлся очень жёстко со всеми своими персонажами. В конце произведения все главные гоголевские герои погибли.

Эти смерти тоже имеют своё противопоставление. Одно дело смерть ради Отечества, ради счастья своего народа, и совсем другое — бесславная смерть предателя.

Вопрос предательства литератор рассмотрел под разным углом. В сцене гибели Андрия вниманию представлены и его мысли, и мысли его отца. Не все знают, что в первой редакции, Гоголь, представил Андрия подлым трусом, прятавшимся за спины товарищей, молившем отца о пощаде.

Во втором издании своё отношение к Андрию писатель изменил, его позиция стала неоднозначной. Казак хоть и остался предателем, но представлен храбрым воином, с повышенным порогом глубокой чувствительности, что его и погубило. Он сделал свой выбор и перед лицом смерти не просит отца о пощаде, не раскаивается, и умирает с именем возлюбленной полячки на устах.

Казачий полковник Тарас Бульба встречает своих сыновей Остапа и Андрия, вернувшихся из Киевской академии. Он подшучивает над ними и даже затевает небольшой бой со старшим сыном, обмениваясь с ним не шуточными тумаками.

Старый вояка рад, что Остап готов за себя постоять. Проверить бы и Андрия, но тот уже обнимался с матерью.

По случаю приезда детей, Бульба закатывает пир, а хорошо подвыпив заявляет, что хочет отправить сыновей на Запорожскую Сечь. Да и сам он готов отправится с ними в поход, и искренне жалеет, что сейчас нет никакой войны.

Мать буквально обезумев от горя, всю ночь сидит возле своих спящих детей. Ей хочется чтобы ночь не кончалась. Ведь, возможно, сыновей она больше не увидит.

Но вот мужчины отправились в путешествие. Все думают о своём. Остап всё думает о матери, которая так убивалась, прощаясь с ними. У Андрия мысли заняты красавицей полячкой, с которой он познакомился в Киеве, и даже однажды побывал в её спальне, пробравшись туда через трубу.

Как только отряд добирается до Сечи, казаки сразу погружаются в разгульную жизнь. Братьям всё нравится, но отец не доволен. Бульба желает военных подвигов, да вот кошевой придерживается мирной доктрины.

Не без участия Тараса, казаки выбрали себе нового кошевого, который решает идти войной на Польшу. Казаки нагоняют страх на своих врагов, а Остап и Андрий превращаются в настоящих воинов.

При попытке взять богатый город Дубна, запорожцы получают отпор и принимают решение держать город в осаде.

В одну из ночей Андрия находит служанка полячки, в которую юноша безумно влюблён. Узнав что его возлюбленная голодает вместе со всей семьёй, парень нагружает мешок хлебом и тайно, через подземный ход идёт за татаркой.

Встретившись с любимой Андрий не раздумывая отрекается то друзей, брата, отца, Отчизны. Теперь он будет зачищать свою возлюбленную от своих бывших товарищей.

В эту же ночь к полякам прибывает подкрепление. Многие казаки, поскольку были пьяны и не оказывали сопротивления, либо убиты во сне, либо взяты в плен. Но беда не приходит одна — из Запорожья примчался гонец и сообщает, что на Сечь напали татары. Выхода нет, войско разделяется. Одна часть возвращается на Сечь, вторая остаётся осаждать Дубну.

Поляки узнав об ослаблении казачьего войска атакуют. Здесь в бою и встретился отец с сыном-предателем. Выманив Андрия в сторону, Бульба казнит своего сына, покорно подчинившегося родителю. В этой же битве Остап попадает в плен, а Тарас получает очень тяжёлое ранение.

Прошло полтора месяца, пока пожилой казак пришёл в себя. Он решает помочь своему сыну. При помощи угроз, денег и еврея Янкеля атаман добирается до Варшавы. Но Выкупить Остапа не получается.

Старый казак попадает на казнь собственного сына, которая была очень жестокой. Остап стойко выдержал все пытки, и только перед самой смертью он обратился к отцу, будто знал, что тот слышит его. Отозвавшись, Тарас выдал себя, но ему удалось сбежать.

Вернулся Бульбу с огромным войском. Месть старого атамана была страшна. Он сносил, рубил и палил огнём всё, что попадалось на его пути. Даже свои дивились такой ярости. Ни на какой мир, предлагаемый поляками и церковнослужителями он не согласен. Он жаждет мести и мстит за сына.

В одном из затяжных боёв Тарас уронил свою люльку. Замешкался, и его поляки успели окружить. Сопротивление старого казака было подавлено. Враги приковали Бульбу к дереву, для верности прибив гвоздями руки.

Но и здесь атаман думает о своём войске. Всё видя с возвышения, он даёт подсказки казакам и спасает их от верной гибели. А казаки, уйдя от погони, говорят о своём атамане.

Третья повесть «Вий»

Борьба со злом увеличивает обороты. Темные силы сгущают краски, и вступают в открытую борьбу с верой человека. А главный герой, Хома Брут, не выдерживает натиска нечисти. Он борется со злом, но ему попросту не хватает веры. И хотя героические искорки проскакивают в его поведении, персонаж этот изрядно измельчал.

Всё больше ощущается обречённость и безнадёжность. Автор всё глубже и шире смотрит на проблему борьбы дьявола с человеком. Это борьба двух начал — религиозного и мистического. Сам герой объединяет в себе эти два начала. Хома — это, по сути, Фома — один из учеников Христа, а Брут — это убийца Цезаря.

Герой борется с панночкой двумя методами, и с помощью молитв, и с помощью язычества, сам при этом оставаясь человеком не верующим, философом. Поэтому сил для борьбы с нечистью Хоме не хватило — и мистицизма, и веры было мало. Герой не устоял под напором обрушившихся на него бесов. Он погиб, как жертва безверия.

В самом начале каникул три бурсака идущие из Киева с целью репетиторствовать, сбились с дороги. На ночь просятся переночевать в одном отдалённом хуторе.

Хозяйка разложила путников, определив место Хоме Бруту в хлеву. А чуть позже явилась к нему сама и, вспрыгнув на плечи, заставила скакать по полям. Это ведьма, понял юноша и начал читать молитвы. Действительно, хватка ведьмы ослабела. Теперь у парня появилась возможность самому оседлать старуху, прихватить полено и отходить её как следует. Но вот уже перед ним лежит не ведьма, а прекрасная панночка.

В страхе бурсак решает прервать своё путешествие и возвращается в Киев. Но ректор бурсы даёт ему приказ, отправиться в дальний хутор к некому богатому сотнику, читать отходные молитвы по его умершей дочери, которую избили на прогулке. Это её предсмертное желание.

Ехать придётся под охраной, сотник прислал с кибиткой шесть казаков и спросил приехавшего парня, где он познакомился с его дочкой, но Хома и сам этого не знает. Однако, в гробу он узнаёт в панночке, ту самую ведьму.

К ночи его запирают в церкви, где стоит гроб. Юноша встаёт перед небольшим налоем и начинает читать молитвы. Ведьма подымается из гроба, но натыкается на очерченный философом вокруг себя круг. Она возвращается в гроб и начинает в нём летать по церкви. Но громкие молитвы и круг защищают Хому. Спасение — крик петуха.

Днём бурсак спит, пьёт водку, слоняется по селению. Приходит время идти в церковь второй раз.

Философ сразу чертит спасительный круг и громко читает молитвы. Когда он поднимает голову, труп стоит уже рядом. Мало того, в двери стучится нечистая сила и только крики петуха останавливают этот бесовской вертеп.

Поседевший юноша просит сотника отпустить его, но получает отказ. Тогда парень решает бежать, но его ловят.

Избежать третьей адской ночи философу не удалось. Гроб открыт, стучат зубы ведьмы, а Хома всё читает заклинания вперемешку с молитвами. Двери срываются с петель и несметная сила нечисти наполняет помещение. Этого мало. Ведьма кричит: «Приведите Вия». Приземистое косолапое чудище тяжело заходит в церковь. А ведьма отдаёт приказ поднять ему веки.

Брут слышит свой внутренний голос: «Не гляди! Не гляди!» Но не удерживается и бросает взгляд. Сразу же нечистая сила набрасывается на философа. Азартная нечисть даже петухов не сразу услышала. Так гномы и застыли в дверях и окнах.

Теперь церковь зарастает бурьяном, терновником и скоро к ней никто не найдёт дороги.

А друзья Хомы Брута поминают его душу и уверяют: «Пропал он оттого что побоялся».

Четвёртая повесть «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

Торжество зла над добром, глупости над умом — вот итог, к которому рассказчик подводит читателя.

Николай Васильевич показал задний двор человеческой натуры, где из пошлого неопрятного круговорота помещичьих страстей нет выхода.

Рассказ о помещиках полон сатиры, гротеска, иронии. Николай Васильевич, восхищается своими героями так, что читателю открывается весь сарказм низости, подлости и сутяжничества.

Гоголевские герои от скуки и безделья, чтоб хоть как-то разнообразить свою жизнь, ведут мелкую войну, которая становится смыслом их жизни. Они уже не могут выйти за рамки жизненного уклада, который сами же и создали. В этом и трагизм истории.

Иван Иванович и Иван Никифорович были соседями. Жили они в маленьком спокойном городе Миргороде. Эти господа были совсем разными. Иван Иванович был худощав, а Иван Никифорович был маленьким и толстеньким.

У Ивана Никифоровича было ружьё, пережиток боевых времён. Когда Иван Иванович увидел, что ружьё сушится вместе с бельём, он пришёл просить его в обмен на овёс и свинью. Никифорович отказал. Помещики поссорились и оскорбили друг друга нестерпимыми словами — дурак и гусак.

Иван Иванович подал в суд, но и Никифорович не отстаёт с жалобой. Юридически рассматривалось дело о нарушении границ, с одной стороны, и причинённом ущербе, с другой стороны. Один помещик строя гусиный хлев захватил соседские границы, а второй помещик этот хлев подпилил.

Этот спор был передан в палату и судебная тяжба шла около двенадцати лет. Несмотря на все попытки городничего, суда и ассамблеи их померить, так ничего и не вышло.

Работа над произведениями

Если бы Гоголь был портным, то пословица «Семь раз отмерь» была бы именно про него. Когда литератор работал над своими произведениями он вчитывался в каждое слово, многократно переписывал целые абзацы, имея большое количество экземпляров.

Так было и с «Миргородом». «Старосветские помещики» имели четыре варианта текста, отличающегося стилистикой, и литератор долго раздумывал, какой именно вариант будет более ярко отражать его идею.

Вышедший в 1835 году «Тарас Бульба», к 1842 году был радикально переработан. В произведение было внесено порядка шестисот правок. Правки делались и позже.

Две редакции повести пережила и повесть «Вий». Здесь правки вносились по большей части из-за цензуры.

Но всё это было не зря. Произведения были приняты публикой на «Ура!» Остаются они актуальными и в наши дни.

Ссылка на основную публикацию