Петербургские повести – краткое содержание Гоголя

Краткое содержание Гоголь Петербургские повести для читательского дневника

Цикл “Петербургские повести” включает в себя пять повестей: “Невский проспект”, ”Шинель”, “Нос”, “Портрет” и “Записки сумасшедшего”.

Повесть “Невский проспект” начинается с красочного описания главной улицы Санкт-Петербурга. Поручик Пирогов и художник Пискарев следуют за прекрасными дамами. Художник увлечен брюнеткой. Они доходят до четырехэтажного дома, поднимаются в ярко освещенную комнату. Только теперь Пирогов с ужасом понимает, что они пришли в публичный дом. Художник возвращается домой, но никак не может забыть свою брюнетку. Во сне он видит ее в качестве своей жены и решает сделать предложение любимой. Но эта падшая женщина с презрением отказывает ему. Художник Пискарев, отчаявшись, уходит и кончает жизнь самоубийством.

Его друг, поручик Пирогов, провожает блондинку и приходит к дому жестянщика Шиллера, женой которого она оказывается. Поручик продолжает ухаживать за чужой женой. Шиллер избивает Пирогова и выбрасывает на улицу. Но поручик скоро забывает об этой истории.

В повести “Нос” коллежский асессор Ковалев, проснувшись как-то утром, в ужасе замечает пропажу носа. Вместо носа просто белое место. Майор (так он любит себя называть) обращается в газету, в полицию с просьбой помочь ему в поиске носа, но все считают это слишком странным и отказывают Ковалеву. Случайно майор встречает свой нос одетым в мундир и шляпу. Нос отказывается вернуться на место, говорит, что он сам по себе. После многих приключений однажды утром нос снова оказывается на месте к великой радости Ковалева.

Главный герой повести “Шинель” Акакий Акакиевич Башмачкин. Он служит титулярным советником и занимается переписыванием бумаг. Однажды Акакий Акакиевич замечает, что его шинель слишком поизносилась и несет ее к портному Петровичу. Но Петрович говорит, что невозможно починить старую шинель, нужно шить новую и называет цену. Акакий Акакиевич отчаивается, услышав цену, но решает, отказывая себе во многом, экономить, чтобы собрать нужную сумму. Шинель получилась очень хорошей, сослуживцы поздравили Башмачкина. Но радость была не долгой. Однажды поздно вечером его ограбили, отобрав шинель. Акакий Акакиевич обратился к значительному лицу с просьбой помочь отыскать шинель, но чиновник жестоко обходится с ним. Башмачкин слег в горячке и умер. С тех пор призрак Башмачкина бродил по ночам и срывал шинели с запоздавших прохожих. И успокоился он лишь после того, как отобрал шинель у обидчика.

Повесть “Портрет” описывает историю, происшедшую с художником Чартковым. Он покупает незаконченный портрет старика. На невзрачном портрете особо выделяются глаза старца, слишком яркие, точно живые. Чартков отдает за портрет последние деньги и уже жалеет об этом. Но во сне к нему приходит старик с портрета и Чартков получает от него сверток с деньгами. На следующий день художник тронул раму картины и к нему в руки упал сверток, который он видел во сне. Жизнь Чарткова резко меняется. Он становится богатым, ведет аристократический образ жизни. К нему обращается множество заказчиков. Но портреты, которые он пишет, больше похожи на шаблоны. Художник теряет свой талант, не понимая причины. Вскоре Чартков сходит с ума и умирает. Всюду ему мерещатся глаза старика с портрета. Оказывается, на портрете – ростовщик, которому помогал сам дьявол. Портрет приносит несчастье всем, кто им владеет.

Повесть “Записки сумасшедшего” – это записи из дневника Аксентия Ивановича Поприщина, по которым можно проследить постепенное нарастание сумасшествия. Сначала безумное увлечение дочерью начальника, разговор между двумя собачками и их переписка, и, под конец, мания величия. Поприщин представляет себя королем Испании. Так происходит переход из обыденной жизни героя к полному безумию.

Читать краткое содержание Петербургские повести. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Гоголь. Краткие содержания произведений

  • Вечер накануне Ивана Купала
  • Вечера на хуторе близ Диканьки
  • Вий
  • Женитьба
  • Заколдованное место
  • Записки сумасшедшего
  • Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка
  • Игроки
  • История создания повести Тарас Бульба
  • История создания Ревизора
  • Коляска
  • Майская ночь или Утопленница
  • Мертвые души
  • Мертвые души история создания
  • Мертвые души по главам
  • Миргород
  • Невский проспект
  • Нос
  • Ночь перед рождеством
  • Петербургские повести
  • Повесть о капитане Копейкине
  • Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем
  • Портрет
  • Пропавшая грамота
  • Ревизор
  • Рим
  • Сорочинская ярмарка
  • Старосветские помещики
  • Страшная месть
  • Тарас бульба
  • Шинель

Картинка или рисунок Петербургские повести

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Шумный бал, на котором присутствует огромное количество людей. Среди такого количества людей трудно разобрать, где находятся знакомые, а где незнакомые люди. Множество пар кружится в танце со своими партнершами.

Повесть начинается с события, когда наш главный персонаж Дмитрий Тихомиров после войны приезжает в гости к матери. Когда Дима был в поезде, то ему вспомнился момент прощания с отцом и эвакуация.

На площади города Путивля, рать под предводительством князя Игоря готовится к сражению против половецкого войска. Бояре и простой люд оказывают почтение князю и его сыну Владимиру.

Данное произведение является автобиографией самого писателя. В нем он рассказывает, что в детские годы был очень мечтательным и любил уединяться на скале, в ожидании пиратов. Каждый раз он в своих мечтах видел черный пиратский корабль

Данный роман носит детективный характер. Он состоит из интриг, хитросплетений, неожиданных поворотов событий и приключений. Главным героем является Эраст Петрович, он невольно занимается расследованием, следовательно

Петербургские повести

Очень кратко : Цикл показывает все стороны жизни Петербурга, его великолепие, за которым скрывается нищета. В повестях цикла рассмат­ривается проблема «маленького человека», нищего и всеми унижаемого.

Невский проспект

Петербург. Двое приятелей, художник и поручик, пришли на Невский проспект, чтобы пофлиртовать с девушками.

Художнику Пискарёву понравилась очень красивая брюнетка. Он отправился за ней и вскоре понял, что она проститутка. Разочарованный Пискарёв вернулся домой, уснул, и ему приснилось, что брюнетка не проститутка, а знатная дама с некой тайной.

После этого Пискарёв старался побольше спать, чтобы видеть во снах брюнетку, в итоге у него началось нервное расстройство и бессонница. Тогда Пискарёв начал принимать опиум видеть чудесные сны с участием брюнетки.

После одного из снов, где брюнетка предстала в образе жены Пискарёва, художник отправился к ней и предложил замужество и честную трудовую жизнь. Девушка отказалась, заявив, что работать не собирается, и Пискарёв в отчаянии покончил с собой.

Поручик Пирогов отправился за хорошенькой блондинкой, которая оказалась немкой и женой немца-жестянщика. Пирогов заказал у жестянщика шпоры, принялся наведываться в мастерскую и ухлёстывать за блондинкой.

Немка оказалась очень глупа и не поняла, чего хочет от неё поручик. Тогда Пирогов постарался застать блондинку одну и начал распускать руки. За этим его застукал жестянщик с приятелями и сильно избил. Помятый Пирогов хотел пожаловаться на них генералу, но потом передумал и с лёгким сердцем отправился на вечеринку.

Однажды утром за завтраком цирюльник обнаружил в свежеис­печённом хлебе нос майора Ковалёва, которого брил дважды в неделю. Испуганный цирюльник попытался выбросить нос в Неву и был арестован квартальным надзирателем.

Тем же утром майор Ковалёв обнаружил, что его нос пропал. Майор решил заявить о пропаже носа и отправился к начальнику петербуржской полиции. По дороге он увидел свой нос в мундире высокопо­став­ленного чиновника. Ковалёв попытался вразумить его и вернуть на законное место, но нос притворился, что ничего не понял, и снова удрал от Ковалёва.

Все старания Ковалёва вернуть нос ни к чему не привели. В конце концов, нос ему вернул квартальный надзиратель, арестовавший цирюльника. Нос ещё долго не хотел прирастать на место, а тем временем эта странная история разошлась по всему Петербургу.

Портрет

Молодой и талантливый художник Чартков купил в дешёвой лавке портрет старика со страшными, словно живыми глазами. В портрете обнаружился тайник с золотыми монетами. Вместо того чтобы употребить найденное богатство на совершен­ствование своего мастерства, Чартков стал модным портретистом.

Много лет он рисовал шаблонные портреты людей из петербуржского высшего света, пока, наконец, не обнаружил, что утратил свой талант и мастерство. Чартков начал завидовать талантливым художникам, скупать и уничтожать их картины, на что потратил все накопленные богатства. Зависть свела Чарткова с ума, и он умер от припадков бешенства и скоротечной чахотки.

Впоследствии выяснилось, что талантливый художник-самоучка написал этот портрет с богатого ростовщика, деньги которого делали людей завистливыми, жадными, ревнивыми. Когда ростовщик умер, его душа переселилась в портрет, который негативно влиял на всех владельцев, сводя их с ума.

Записки сумасшедшего

Мелкий чиновник Аксентий Иванович Поприщев работал в некоем департаменте и ездил домой к директору чинить для него перья, чем очень гордился. Поприщев был влюблён в хорошенькую дочь начальника Софи и верил, что и девушка к нему неравнодушна. К тому же он был честолюбив и мечтал дослужиться до генерала.

Однажды Поприщев узнал, что Софи влюблена не в него, а в красавца камер-юнкера. Из-за неудовле­творённых мечтаний и амбиций душевное здоровье Поприщего начало ухудшаться. Сначала ему казалось, что он понимает разговоры собак, а потом он вообразил себя королём Испании.

В конце концов, Поприщев попал в приют для сумасшедших, где ему обрили голову и подвергли мучительным пыткам. Несчастный безумец не понимал, где находится, и считал, что попал в лапы испанской инквизиции.

Шинель

Акакий Акакиевич Башмачкин, бедный и всеми унижаемый чиновник лет пятидесяти, обнаружил, что его ветхая шинель протёрлась на плечах и совсем не греет. Починить шинель оказалось невозможно — сукно стало таким редким, что заплатки на нём не держались.

Башмачкин начал копить на новую шинель. Возможность осуществить мечту сделала его живее и твёрже характером. Через полгода нужная сумма была накоплена и шинель сшита, но Башмачкин не проносил её и суток. Возвращаясь домой поздно вечером, он наткнулся на грабителей, которые сняли с него шинель.

В полиции с этим делом разбираться не стали. Башмачкин обратился к значительному лицу, но тот тоже не стал слушать, наорал на несчастного и выгнал его.

По дороге домой Башмачкин попал в метель, застудился и умер. В виде ожившего мертвеца он стал появляться на том месте, где его ограбили, и снимать с людей шинели. Наконец, он снял шинель со значительного лица, удовлетворился ею и больше на улицах Петербурга не появлялся.

Кроме этих повестей к циклу иногда относят и два «не петербургских» произведения: «Коляска» и «Рим»

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Краткое содержание Гоголь Петербургские повести

Это сборник из 7 повестей, ниже вы найдете краткий пересказ входящих в него рассказов:

Невский проспект

Пирогов и Пискарёв гуляют по Невскому проспекту. Пискарёву понравилась девушка, но, проследовав за незнакомкой, он понял, что она работает в публичном доме. Юная красавица настолько запала в душу героя, что он решил сделать ей предложение и вытащить с этого дна. Девушка лишь рассмеялась над его словами, всем видом показывая своё презрение к перспективе стать его супругой. Пристыженный мужчина убегает домой и запирается в своей комнате. Через неделю обеспокоенные соседи, выломав двери, нашли Пискарёва с перерезанным горлом.

Пирогов в то же время на Невском проспекте встретил красивую молодую женщину и также проследовал за ней до её дома. Она оказалась женой немца Шиллера, который сразу приревновал жену к незнакомцу, заявившемуся к ним в дом. Не в силах побороть своё желание увидеть красавицу, Пирогов вновь приходит к ним домой и целует её. В этот момент в комнату заходит Шиллер с приятелями. Взбешенные мужчины наказали Пирогова весьма грубым и унизительным способом. В гневе Пирогов выбегает из их квартиры. (Подробнее)

Асессор Ковалёв проснулся утром и обнаружил, что с его лица исчез нос. Попытки подать объявления в газеты о пропаже ни к чему не привели, пристав тоже не обратил на его заявление никакого внимания. Грустно бродя по улице, Ковалёв видит свой нос, разгуливающий в дорогой шинели. Робея от нелепой ситуации, мужчина уговаривает нос вернуться на своё законное место, но тот делает вид, что не понимает, о чём речь. Прошло еще пара дней отчаянных и безуспешных попыток Ковалёва вернуть себе нос. Одним добрым утром мужчина просыпается и понимает, что нос вновь на его лице. (Подробнее)

Портрет

Чартков – бедный художник, на последние деньги купивший приглянувшийся портрет старика. Хозяин комнаты требует расплатиться за жильё, но денег у него совсем не осталось. Тогда хозяин начинает осматривать портрет, прикидывая, можно ли взять его в качестве уплаты долга. Внезапно из рамы портрета вылетает мешочек с деньгами. Радости Чарткова нет предела: он тут же снимает новую роскошную квартиру, покупает себе модные наряды и подаёт объявление, что пишет портреты на заказ. Очень быстро он становится модным художником. Прошло несколько лет, и Чартков понимает, что он утратил весь свой талант, став простым ремесленником. От осознания своего падения, он заболел чахоткой и вскоре умер.

Читателю становится известно, что на портрете изображён старик-ростовщик. Всех, кому он занимал деньги, в скором времени настигало несчастье и смерть, а долг возрастал с ужасающей быстротой. Перед своей смертью ростовщик заказал художнику написать свой портрет. Старик хотел, чтобы после смерти его тёмная сила перешла в полотно. С тех пор каждый бедолага, на пути которого попадалась проклятая картина, обрекал себя на горе и скорую кончину. (Подробнее)

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Гоголь. Все произведения

  • Вечер накануне Ивана Купала
  • Вечера на хуторе близ Диканьки
  • Вий
  • Девяносто третий год
  • Женитьба
  • Заколдованное место
  • Записки сумасшедшего
  • Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка
  • Игроки
  • История создания комедии Ревизор
  • История создания повести Тарас Бульба
  • История создания поэмы Мертвые души
  • Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем
  • Коляска
  • Король забавляется
  • Майская ночь или Утопленница
  • Мёртвые души
  • Мертвые души по главам
  • Миргород
  • Невский проспект
  • Нос
  • Ночь перед Рождеством
  • Петербургские повести
  • Повесть о капитане Копейкине
  • Портрет
  • Пропавшая грамота
  • Ревизор
  • Рим
  • Сорочинская ярмарка
  • Старосветские помещики
  • Страшная месть
  • Тарас Бульба
  • Шинель

Петербургские повести. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Род Евгения Онегина дворянский. Молодому человеку 24 года. В самом начале произведения он едет в деревню. Там лежит при смерти его богатый дядя.

Много лет назад в степи, возле леса, жило несколько таборов людей. Как-то явились чужие племена и оттеснили их в лесную чащу. Там царил полумрак, кроны густых деревьев всегда закрывали солнце и небо

Читайте также:  Миргород - краткое содержание сборника Гоголя

Основные действия романа происходят в популярном немецком курорте в городе Баден-Баден, в самый разгар курортного сезона. Русское общество резко выделяется на фоне других отдыхающих.

Во время Гражданской войны самым обычным летним днем у кобылицы одного из солдат рождается жеребенок. Среди войны, где каждый день погибают десятки и сотни людей, таинство рождения кажется чем-то чудесным, но и в то же время странным

В произведении описывается первая любовь, которая полна страхов, переживаний и всех граней человеческих чувств. Рассказывает о своих светлых чувствах к молодой и красивой девушке Лилей

Петербургские повести (кратко)

В цикл рассказов Н.В.Гоголя входит несколько небольших по содержанию повестей, которые связаны определенными мыслями и идеями. Данное произведение изучается в курсе школьной программы, поэтому так важно знать содержания произведения «Петербургские повести» кратко.

Первый сюжет сборника «Петербургские повести» – «Невский проспект».

Содержание произведения завязывается с похвального обращения Невскому проспекту. Гоголь в буквальном смысле слова детально раскрывает образы картин, возникающих на данной парадной, праздничной улице Санкт-Петербурга. Глубоко мыслящий чтец много занимательного способен извлечь из подобной зарисовки. Основные герои картины поручик Пирогов, очень жизнерадостный, однако немного поверхностный парень и весьма восприимчивый, с изысканным восприятием бытия живописец Пискарев.
Герои преследовали объекты собственного почтения и неудержимой страсти. Первый симпатизировал плотной блондиночке, второй мчался вслед за брюнеткой, облаченной в яркий дождевик. Пискарев догоняет барышню, однако, как безмерно его сожаление, после того, как он выясняет, что его возлюбленная падшая особа. Уже после продолжительных и невыносимых сомнений он желает обезопасить её от такой жизни и делает ей предложение стать его супругой, в ответ на что слышит пренебрежительный отказ. Никак не в состоянии перенести искренние страдания, кончает жизнь самоубийством. Целиком обратная авантюра произошла с Пироговым.
Поручик настиг молодую женщину, а возлюбленная, как выяснилось, является супругой немца-ремесленника. В последующий день Пирогов предоставляет немцу подряд несколько заказов и никак не прерывает откровенных приставаний к супруге специалиста. В результате немец с товарищами бьют поручика и выпирают из собственного жилища. Упомянутые ранее несчастные случаи объединяет то, что оба героя никак не заполучили ожидаемого, к чему стремились с неподдельным упорством. Завершается рассказ рассуждениями писателя о безрезультатности людских стараний. Невзирая на контрастность идеализма Пискарева и непристойности Пирогова, они становятся неярким примером иконы единства.

Второй сюжет из сборника «Петербургские повести» – «Нос».

Удивительное повествование с ноткой сатиры, в котором рассказывается о разобщенной сущности человека, шутовской, раздвоенной бесовщине, существовании, полном абсолютной феерии. Персонаж является коллежским асессором, который выявляет, что у него исчез нос. Гладкое белоснежное пространство – вот все, то что наблюдает вместо носа Ковалев. Главный персонаж отправляется к полицмейстеру с иском о пропаже и сталкивается с собственным носом в мундире, со шпагой и шляпой. Нос, не щадя сил, ходит молиться в Казанский собор. Невзирая на агитации Ковалева, нос только лишь по истечении определенного периода воротится к хозяину. В этом произведении Н.В. Гоголь продемонстрировал человека, настоящую пустышку, устремляющуюся только к внешней красоте. Для героя повести наивысшую ценность представляет положение в обществе, нежели собственная персона, имеющая достойный статус.

Третий сюжет сборника «Петербургских повестей» – «Шинель».

Рассказ демонстрирует перевоплощение человека, перемещение в нереальность. Акакий Акакиевич Башмачкин был обычным титулярным советником, смысл работы которого заключался в обыкновенном переписывании документов. Жизнь сыграла с ним злую шутку, сотворив из него человека без малейшей доли чувства собственного достоинства. Героя переполняют смирение и кротость, он целиком лишен тщеславия.
Благодаря чрезмерным стараниям и тотальной экономии этот безропотный персонаж покупает для себя новенькую шинель. Окружающие его знакомые, все без исключения приветствуют его с триумфом. Однако счастливое бытие было быстротечным, и вскоре его испортит неприятный конфуз. Башмачкин однажды вечером отправляется на улицу, и там злоумышленники грабят его и отнимают шинель. Главный герой устремляется за поддержкой к руководству, однако получив основательный выговор, удаляется. Старое пальто никак не выручает Акакия Акакиевича от трескучего мороза, он тяжело заболевает и вскоре умирает.
После его кончины некое привидение не дает покоя прохожим, снимает с них шинели. Сдавалось, что уже ничто не способно успокоить обезумевшее приведение. Это продолжается до тех пор, пока умершему не встречается тот самый субъект, сыгравший решительную роль в жизни Акакия Акакиевича. Лишь после этого призрак усмиряется.

Четвертый сюжет сборника «Петербургских повестей» – «Портрет».

Данное повествование является эталоном взаимоотношений между дьяволом и художником. Неимущий художник Чартков по делу случая, покупает на развале портрет некоего азиата. Изображенный на приобретенной картине старец посреди ночи выбирается из оправы с деньгами, а главному герою повести посчастливилось выхватить пачку деньжат. На утро в рамке портрета появляются 1000 червонцев.
Жизнь Черткова стала налаживаться, успех ему сопутствовал во всем, однако характер оставлял желать лучшего. Дар искусного художественного мастерства пропадает, Чертков, пребывая в недоумении, что же с ним творится, теряет рассудок и погибает. По прошествии некоторого времени выявляется, что источником всех бед был тот самый портрет, точнее старик, изображенный на нем. Как оказалось, он был неразрывно связан с потусторонними силами.
Идея повести связана с тем, что сила денег беспощадно убивает все позитивное, что только может быть в человеке.

Пятый сюжет «Петербургских повестей» – «Записки сумасшедшего».

Изложение повести представлено в виде записок в дневнике героя Поприщина Аксентия Ивановича. По мнению многих рецензентов, фамилия Аксентия Ивановича была явным свидетельством того, что любой невменяемый человек находится в поисках своего «поприща». В ходе описания главных событий читатели наблюдают за тем, как со временем героя поглощает сумасшествие, обыденная жизнь становится чуждой. Автор «Петербургских повестей» указывает на нравы и уклад жизни людей в различных классах общества, обличая нравственную несправедливость и предвзятость.

Петербургские повести краткое содержание.

Цирюльник Иван Яковлевич проснулся рано и услышал запах горячего хлеба. Супруга бросила ему на стол хлеб — и он принялся есть. Вдруг на его лице отобразился ужас, когда, разломив хлеб, он вытащил оттуда нос. Иван Яковлевич был ни жив ни мертв, он узнал, что нос принадлежит коллежскому асессору, которого он брил каждую среду и воскресенье.

Иван Яковлевич выбежал из дома с целью избавиться от носа. Он швырнул его с моста в воду, но это заметил квартальный и попросил рассказать цирюльника, что он сейчас делал.

Коллежский асессор Ковалев проснулся рано, приказал подать себе зеркало, чтобы взглянуть на прыщик, который вчера вскочил у него на носу, но, к величайшему изумлению, увидел, что у него вместо носа совершенно гладкое место. Ковалев велел тотчас подать себе одеться и полетел прямо к обер-полицмейстеру.

Майор Ковалев имел обыкновение каждый день прогуливаться по Невскому проспекту.

Майор Ковалев был непрочь и жениться, только в таком случае, если за невестой случится двести тысяч капитала.

Когда Ковалев шел к обер-полицмейстеру, перед подъездом одного дома остановилась карета, из которой выпрыгнул, согнувшись, господин в мундире и побежал вверх по лестнице. Каков же был ужас и вместе изумление Ковалева, когда он узнал, что это был собственный его нос. Нос вернулся, сел в карету и поехал. Ковалев побежал за ним. Карета остановилась около собора, куда и вошел нос. Ковалев увидел его. Нос спрятал лицо свое в стоячий воротничок и набожно молился. Ковалев сказал ему: «Вы мой собственный нос!» На что нос ответил: «Вы ошибаетесь, милостивый государь. Я сам по себе».

Ковалев решил ехать прямо в газету и напечатать публикацию с обстоятельным описанием всех качеств, чтобы всякий, встретивший его нос, мог узнать его и дать знать Ковалеву. Но с объявлением ничего не получилось, печатать отказались, так как дело очень странное.

Тогда Ковалев отправился к частному приставу, но из этого тоже ничего не вышло, так как он пришел не вовремя (пристав собирался вздремнуть два часа после еды).

Ковалев стал думать, куда делся нос и не смог придумать ничего лучше, чем то, что на него штаб-офицерша Подточина навела порчу через колдовок-баб.
Она хотела, чтобы Ковалев женился на ее дочери, и прямо сказала ему об этом. Ковалев после этого перестал бывать у них дома.

Неожиданно вошел полицейский чиновник и вернул Ковалеву пропажу. Ковалев тотчас принялся приставлять нос на место, но он не держался. Пришлось позвать доктора, но и доктор ничем не смог помочь. Тогда Ковалев написал письмо Подточиной, в котором пригрозил, что если сегодня же носа не будет на месте, то он обратится к закону. Пришел ответ от Подточиной, но он был полон недоумения, и Ковалев решил, что она не виновата.

Проснувшись на следующее утро, майор Ковалев обнаружил, что нос его на месте.

Художник Чартков купил в картинной лавочке старый портрет, который он нашел среди хлама, продававшегося по дешевке. Купил его на последние деньги, которые были у него. Портрет, казалось, был не окончен, но сила кисти была разительна. Необыкновеннее всего были глаза: они просто глядели, глядели даже из самого портрета, как будто разрушая его гармонию своею странною живостью.
Молодой Чартков был художник с талантом, пророчившим многое.

Придя домой, Чартков узнал, что приходил хозяин квартиры и требовал уплаты. Чартков повесил портрет, и глаза вновь поразили его. Лунный свет так падал на картину, что лицо на портрете казалось лицом мертвеца. Чартков не мог заснуть, встал и замотал портрет простыней. Когда он вновь посмотрел на портрет, простыни уже не было, старик на картине пошевельнулся и сошел с нее. Он сел у самых ног Чарткова. Чартков хотел кричать от страха, но не мог. Старик вынул из-под одежды мешок, в котором оказались столбики золотых червонцев, один откатился в сторону, Чартков схватил его и спрятал, боясь, чтобы старик ничего не заметил.

Чартков проснулся, обливаясь холодным потом, это был сон, но в руке осталось ощущение, что она что-то сжимала.

Утром пришел хозяин квартиры и привел с собой квартального, стал требовать денег за квартиру. Чартков сказал, что у него ничего нет. Тогда квартальный предложил хозяину взять вместо денег картины. Подошел к портрету старика, сильно надавил на раму, из нее выпал сверток, на котором было написано 1000 червонных. Чартков так быстро схватил его, что никто не заметил, что это. Сказав хозяину, что заплатит ему сегодня, выпроводил гостей.

Радость переполняла Чарткова, он был обеспечен на три года. Первая мысль, которая пришла ему в голову, это закрыться в комнате и работать, чтобы стать известным художником. Но изнутри раздавался другой голос, звонче и громче: одеться с иголочки, нанять шикарную квартиру. Он так и сделал. После всего зашел в газету и дал объявление о том, что он рисует портреты.

Первыми пришли мать с дочерью. Чартков принялся рисовать девушку, но она скоро устала, а он только вошел во вкус. Пришлось прерваться. На следующий день они пришли вновь, Чартков продолжил работу, но матери на понравилось, что он рисует девушку такой, какая она есть на самом деле. Художнику пришлось приукрасить, убрать какие-то недостатки, что очень понравилось дамам. Они рассказали друзьям. К Чарткову пошли клиенты. Постепенно рука его стала привыкать к стандартным формам, он перестал серьезно относиться к своим работам. Стал модным художником, накопил состояние, завел множество знакомых. Знавшие Чарткова прежде, не могли понять, как мог исчезнуть его талант.

Одно событие потрясло его. Усовершенствовавшийся художник приехал из Италии, и Чарткова пригласили оценить его творчество. Оказалось, что Чартков когда-то был знаком с ним. Придя на выставку, Чартков увидел удивительно талантливые работы. Хотел он сказать, что нельзя не заметить таланта художника, что в картинах есть что-то. Но речь умерла на его устах, слезы и рыдания вырвались в ответ, и он как безумный выбежал из залы. Прибежал домой, схватил кисть и краски, но ничего не получалось.

Чартков начал скупать все лучшее, что только производило художество, приносил домой и уничтожал. Через некоторое время заболел чахоткой и умер.

Аукцион был в самом разгаре. Шел ожесточенный спор за картину, на которой был изображен старик с бронзовым лицом и страшными живыми глазами. Один из присутствовавших произнес, что он больше всех имеет прав на этот портрет, и стал рассказывать историю. Жил на свете один ростовщик, который мог одолжить кому угодно любую сумму, начиная от бедных старушек и заканчивая расточительным придворным вельможей. Но все, кому он одалживал деньги, заканчивали жизнь несчастным образом. Поэтому его боялись и не спешили к нему обращаться, предпочитая умирать с голоду.

Отец рассказчика был художником. Однажды ему надо было нарисовать картину, на которой помимо прочего должен был быть изображен дух тьмы. Долго думал он над тем, какой придать ему облик, ему хотелось осуществить в лице его все тяжелое, гнетущее человека. При таких мыслях проносился в его голове образ таинственного ростовщика.

Однажды ростовщик сам пришел к художнику и попросил нарисовать его портрет. Он сказал: «Я, может быть, скоро умру, детей у меня нет, но я не хочу умереть совершенно, я хочу жить. Можешь ли ты нарисовать такой портрет, чтобы был совершенно как живой?» Художник принялся за работу, но с каждым днем ему становилось все страшнее и страшнее от тех глаз, которые смотрели с портрета. Художник отказался заканчивать портрет. Старик упал ему в ноги и умолял продолжить работу, но художник выбежал из комнаты.

На следующий день женщина принесла портрет художнику, сказав, что хозяин не хочет его брать. К вечеру ростовщик умер.
В художнике произошла разительная перемена, он стал завистливым. Узнав, что его ученику поручили написать картину для церкви, он добился того, чтобы другие художники тоже принимали в этом участие. Сам он нарисовал картину и даже не сомневался, что будет вне всякой конкуренции. Действительно, все одобрили картину, она поражала мастерством, но обратили внимание на глаза святых и отказали художнику (у всех святых глаза были как у ростовщика).

Художник в бешенстве прибежал домой, хотел уничтожить портрет, но его остановил друг, который и забрал картину. Друг не выдержал долго и отдал картину своему племяннику, так она и пропала. «Ну и состряпал ты черта!» — заявил друг.

Художник постригся в монахи, долгое время жил уединенно, изнурял свое тело. И только после нескольких лет такой жизни ему стало удаваться писать картины снова.

Читайте также:  Вий – краткое содержание повести Гоголя

Однажды он призвал сына, рассказал ему всю историю и попросил уничтожить портрет.

Все оглянулись на картину, ее не было. Пока все были увлечены историей, ее кто-то украл.

В одном департаменте служил один чиновник; нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щёк и цветом лица, что называется, геммороидальным. Звали его Акакий Акакиевич Башмачкин.
В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения. Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него. Начальники поступали с ним как-то холодно — деспотически. Какой-нибудь помощник столоначальника прямо совал ему под нос бумаги, не сказав даже: «Перепишите». И он брал, посмотрев только на бумагу, не глядя, кто ему подложил и имел ли на то право. Молодые чиновники подсмеивались и острили над ним. Он не обращал внимания. Только когда сильно докучали, говорил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?»

Башмачкину было абсолютно все равно, что переписывать. У него были свои буквы-фавориты, до которых если он добирался, то был сам не свой: и подсмеивался, и подмигивал, и помогал губами, так что в лице его, казалось, можно было прочесть всякую букву, которую выводило перо его. Он наслаждался переписыванием, брал работу домой, ложился спать с мыслями о том, что ему придется переписывать завтра.

Он не обращал внимания на то, что творилось вокруг него, на свой внешний вид, вицмундир у него был не зелёным, а какого-то рыжевато-мутного цвета. Однажды Башмачкин ощутил нестерпимый холод. Оказалось, что его шинель совершенно истерлась. Башмачкин понес ее Петровичу, который был портным и занимался починкой платья. Петрович сказал, что наложить заплаты можно, но они не будут держаться, так как ткань совершенно истерлась. Надо шить новую. Это повергло Акакия в ужас, где он возьмет деньги на новую.

С этого дня Башмачкин решил на всем экономить и откладывать деньги. Сначала ему было несколько трудно привыкать ко всяким ограничениям, но потом как-то привыклось и пошло на лад; даже он совершенно приучился голодать по вечерам, но зато он питался духовно, нося в мыслях своих «вечную идею будущей шинели».

Через некоторое время накопились нужные деньги, Петрович сшил шинель. Довольный и счастливый, Акакий отправился на службу. Сослуживцы поздравили его с обновкой и стали требовать от него, чтобы он задал им вечер, чтобы обмыть шинель. Башмачкин растерялся, но тут один из чиновников сказал, что даст вечер за Акакия, тем более, что у него день рождения.

Башмачкин возвращался после званного вечера уже поздно, и так как он был недостаточно знаком с городом, то заблудился. На пустынной площади какие-то два хулигана сняли с него шинель. Акакий Акакиевич хотел было уже закричать «караул», как ему приставили к самому рту кулак, промолвив: «А вот только крикни!» Акакий Акакиевич чувствовал только, как сняли с него шинель, дали ему пинка коленом, и он упал навзничь в снег и ничего уже больше не чувствовал. Через несколько минут он опомнился и поднялся на ноги, но уже никого не было. Башмачкин был в отчаянии. На следующий день он отправился по инстанциям, но так ничего и не добился. Башмачкин пришел не вовремя. У значительного лица, которое занималось такими делами, был гость, он решил показать свою значительность: распек Башмачкина за то, что тот неправильно подает прошение. Это повергло Акакия Акакиевича в недоумение. С потерянным видом он вышел на улицу, на морозе подхватил ангину, слег в постель и вскоре умер. Акакия Акакиевича похоронили. И Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто в нём его никогда и не было.
По городу поползли слухи, что ночью в городе стал появляться мертвец в виде чиновника, ищущего какой-то шинели, и под видом стащенной шинели сдирающий со всех плеч, не разбирая чина и звания, всякие шинели. Так же пострадало и значительное лицо, распекшее Башмачкина. Он почувствовал, что его ухватил кто-то весьма крепко за воротник. Обернувшись, он заметил человека небольшого роста, в старом, поношенном вицмундире — и не без ужаса узнал в нём Акакия Акакиевича. Лицо чиновника было бледно, как снег, и глядело «совершенным мертвецом». Значительное лицо осталось без шинели. Этот случай произвёл на него такое сильное впечатление, что теперь на службе он вёл себя гораздо осмотрительнее. С того времени совершенно прекратились появления чиновника-мертвеца.

Петербургские повести Гоголя

Все труды, которые объединило название «Петербургские повести», были написаны Николаем Васильевичем Гоголем в 1830-1840 годах.

Все истории, рассказанные писателем, имели много общего. Во-первых, место действия — это Петербург. Во-вторых, главный герой — это всегда «маленький человек».

В-третьих, каждый главный герой — это исключительный персонаж, который выбивается из общей толпы и совсем непохож на других. В-четвёртых, всех ведущих героев ждёт один конец — смерть или исчезновение.

Это философский сборник. Каждый гоголевский персонаж переживает трагедию, порой несовместимую с жизнью. Но именно раскрывая надежды, переживания и показывая жестокую реальность, рассказчик всё расставляет на свои места.

Своё место в сборнике «Петербургские повести» нашли пять историй:

Это те произведения, которые можно считать мостом, проложенным Гоголем, от классической русской литературы к русскому реализму. В этом случае работа классика — это работа стилиста.

Как рождались Петербургские повести

В Петербург Николай Васильевич приехал, будучи совсем молодым человеком, мечтающем о переустройстве мира. Здесь он и столкнулся со столичной реальностью.

Он собирался стать юристом и служить на благо людям. Попав в чиновничью среду юноша понял, что это не то место, где кто-то желает служить высокими идеями. Николай пытался найти себя на поприще историка — тоже не заладилось, хотя все его лекции имели большой успех. Не удались попытки стать актёром.

Но эти мытарства дали молодому человеку большую порцию жизненного опыта, и помогли определиться с истинным призванием, хотя на этом поприще тоже были разочарования и неудачи. Природа столичного сопротивления стала основой будущих творений зрелого Гоголя, которую писатель описал очень подробно.

О Петербурге в сатирическом русле писали многие авторы: Достоевский, Сологуб, Зощенко. Ругали, хвалили, восхищались. Но задал тон, конечно, Гоголь. Причём та языковая игра слов, которую использовал Гоголь, часто не позволяет выделить наиболее яркие места. Приходится зачитывать целые отрывки, чтобы насладиться искусством игры слов.

Гоголь помнил, как он столкнулся с проблемой несправедливого отношения, неравенством, сложившимся в обществе большого города. Он помнил то бедственное положение молодёжи, самостоятельно прокладывающей себе путь в нечеловеческих условиях. О постоянной нехватке денег на самые необходимые вещи. О некрасивом поведении вышестоящих чинов, для которых «маленького человека» просто не существует.

Всё это нашло отражение в Петербургских повестях.

Невский проспект

В этой работе писатель ярче всего описал атмосферу Петербургской жизни. Всё великолепие светской повседневности, мужицкие заботы, и даже порочность, как спутницу этого роскошества.

Литератор провёл своего читателя по Невскому и не оставил никаких секретов. Рассказчик предупреждает, что не нужно сразу верить в эту красоту и богатство, здесь всё пропитано обманом.

Вот гуляющий господин в дорогом сюртучке, он производит впечатление богача, а на самом деле «сам состоит из сюртучка». И так всё вокруг. Лучше гуляя по проспекту, вообще, не прислушиваться, о чём говорят остановившиеся господа, не заглядывать под шляпку даме, не останавливаться у витрин. Просто не поддаваться никакому соблазну.

Доказательством неоправданного соблазна является трагедия Пискарева. Бедный художник, соблазнённый ослепительной красотой молодой брюнетки, поплатился за своё увлечение жизнью. Художник не смог сопоставить в своём неиспорченном мире, ту прелестницу, к которой он воспылал романтической влюблённостью и ту реальность, в которую его привела девушка, оказавшаяся проституткой. Высшая степень трагической любви показана в этой части повести.

Соблазн второго героя — нахала Пирогова, имел менее фатальные последствия, и выглядел как комический эпизод. Непринципиальный и готовый приспосабливаться ко всем вокруг поручик, просто был физически наказан мужем хорошенькой блондинки, к которой Пирогов долго заигрывал. Отделавшись лёгким испугом, Пирогов быстро смерился со своим наказанием.

«Невский проспект» условно можно разделить на три части. В первой части описывается сам проспект, причём описывается как живой организм. Можно сказать, что это такой же главный герой, как одушевлённые персонажи. Во второй части рассказана история несчастной любви художника Пискарева, а в третьей изложены похождения поручика Пирогова.

Объединяет эти три части одно — обман, клевета, фальшь. Это и есть обратная сторона красивой жизни. Рассказчик, словно стараясь спрятаться от этой лжи, так и говорит: «Я когда иду по Невскому проспекту стараюсь закутаться в плащ» и делает вывод: «Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!» Явный контраст, полное разочарование. Так радужная картинка великолепной светской жизни сменяется на тёмные полутона, где сам демон зажигает свечи.

Портрет

Несмотря на то что рассказ о роковой картине был завершён и прошла публикация этого сочинения, Николай Васильевич решил подправить свой труд. Он непросто внёс небольшие правки, а значительно переработал текст и изменил фамилию героя, Чертков стал именоваться Чартков.

Литератор затронул тему подлинного искусства и отношения художника к искусству. Он решил показать, что явления материального мира поддаются объяснению, с точки зрения мистических законов. Зловещая картина с изображением ростовщика в азиатской одежде, как образ зла, в полной мере влияет на окружающую действительность.

Произведение состоит из двух частей, где в первой части автор акцентирует внимание на служении настоящему искусству. Он рассказывает о бедном художнике, способном отдать последние деньги за понравившуюся картину и высмеивает светскую толпу, готовую воспринимать модные однообразные тенденции.

Портрет мистическим образом помог художнику разбогатеть и теперь перед героем становится серьёзная дилемма. С одной стороны, он хочет развиваться, а с другой, согласен поступиться принципами и рисовать однообразные картины, ради денег.

Жестокое разочарование ожидает художника Чарткова, когда он решает возобновить свою «настоящую» деятельность. У него ничего не получается, кисти, привыкшие к фальши, больше не слушаются его. В отчаянии живописец скупает картины своего ученика и уничтожает их, тем самым ухудшая своё положение. Он не борется со злом — он уничтожает добро. Итог печален — художник сошёл сума и умер.

Вторая часть сочинения повествует о другом искушении. Здесь Гоголь объясняет, на примере своих героев, что если художник соприкоснулся со злом, он навсегда становится заметным, словно человек в белой загрязнённой одежде.

Нет ничего удивительного, что вложив в картину свои эмоции, изображая духа тьмы, даже незаконченная работа приносит каждому новому владельцу несчастья. К искусству нужно подходить не с дьявольской страстью, а с божественной расположенностью. Писатель делает вывод, что простого копирования с натуры недостаточно. Живописец вкладывает в изображение душу, переживание, настроение, и важно, чтобы эти чувства носили божественный, а не дьявольский оттенок.

Записки сумасшедшего

Дав своему герою говорящую фамилию Поприщев, автор сразу показывает, что идея поиска неведомого поприща витает над произведением постоянно. Это поприще — цель, дело, путь, судьба.

Поприщев живёт в своём мире, в котором происходят разные события: чтение собачьей переписки, подглядывание за понравившейся девушкой. В итоге все окружающие воспринимают его каким-то ничтожным чиновником, в то время как Поприщев точно знает, что он человек царских кровей.

На глазах читателя происходит разложение личности, где есть свой отсчёт времени, своя реальность, причём иногда встаёт вопрос, а какая же реальность более объективна. Не та ли, в которой живёт главный герой.

Вся повесть состоит из дневниковых записей, которые ведёт Поприщев. Такой жанр позволяет литератору выразить художественный реализм и показать социальную действительность. Композиционное напряжение растёт с каждой новой записью главного героя.

Первые записи показывают пустую жизнь «маленького человека», пусть и дворянина, но совсем обедневшего. Его никчемная жизнь ничем не примечательна. Он недоволен ни работой, ни своим окружением.

Но вдруг в его жизнь врывается чувство. Поприщев влюбляется и начинает мечтать о дочери своего директора. Примерно в это время и появляются первые записи с зачатками сумасшедших мыслей. А вскоре Аксентий Иванович полностью отрывается от реальности. Теперь в его воспалённом сознании смешалось всё и он совершает безумные поступки.

Вскоре болезнь Поприщева принимает маниакальную форму. Он считает себя наследником испанского престола. Погружение в мир собственных иллюзий приводит несчастного Аксентия Ивановича в сумасшедший дом, где он не понимает, почему с ним так плохо обращается, но с готовностью и христианской повинностью принимает все испытания, выпавшие на его долю. Бурлеска, гротеска, пафосный переход к уничтожающей иронии — всё собрал Гоголь в итоговом монологе Поприщева.

Все проблемы, затронутые автором в «Записках сумасшедшего», остались актуальными до наших дней. Это и протест против несправедливых устоев, и трудности, связанные с бедностью, и отсутствие разума, способного создать справедливое общество.

Нельзя не обратить внимание на одиночество, в котором прибывает Аксентий Иванович. Несмотря на то что он живёт в огромном городе и его ежедневно окружают сотни человек, он в свои сорок два года абсолютно одинок. Трудно разобраться кто в этом виноват, общество, наплевательским образом относящееся к своим членам, или сам «маленький человек» не желающий ничего менять в своей жизни.

Несмотря на то что произведение «Нос» написано было в период творческого расцвета Гоголя, оно не нашло быстрого признания. Журнал «Московский наблюдатель» сразу отказал литератору в публикации, назвав повесть плохой.

Особый стиль — литература абсурда — это характерное отсутствие причинно-следственных связей, сюжетная нелепость и парадоксальная бессмысленность не всегда бывает понята с первого раза. В сочинение есть такие места, которые остаются непонятными даже при глубоком изучении, но удовольствие доставляет весёлый, оригинальный сюжет.

Принято считать, что сюжет автор нашёл в популярном французском анекдоте. Но работа, проделанная над «Носом», не была простой. Труд неоднократно правился самим классиком и цензурой, был изменён финал, расширилась сатирическая часть.

С первых строк читатель попадает в фантастическую историю. Исчезновение носа — это настоящая трагедия для главного героя, который считает его отсутствие большим препятствием для продвижения по службе. Внешность, а не внутренние качества ставит превыше всего Ковалёв. А очеловеченный Нос автономно гуляет отдельно от своего хозяина, и даже желает убежать от него как можно дальше — за границу.

Абсурдность ситуации заключается не только в том, что нос убежал от своего хозяина, но и в отношении к происшествию. Майор Ковалёв «маленький человек», который расставляет приоритеты. Находясь в своём звании, он точно знает с кем он может держаться надменно, а где без излишеств с умеренной скромностью. Это видно по сценам с извозчиком, цирюльником и уважаемыми чиновниками.

Читайте также:  Игроки - краткое содержание комедии Гоголя

Встреча с собственной частью тела, которая оказалась выше на три чина, полностью обескураживает его. Нос превосходит своего хозяина — вот оно социальное неравенство в разрезе одной личности. Как теперь находиться в социальной идиллии, если собственные части тела такое вытворяют?

Описывая абсурдную ситуацию Ковалёва, Гоголь поднял несколько проблем социума: лицемерие, корысть, фальшь, безнравственность. Нос не желает общаться с тем, кто находится ниже рангом, он отказывается соединяться со своим хозяином.

Многие современники Николая Васильевича узнали в повести своих товарищей, руководителей и даже себя. Тщеславные желания накрыли общество и не оставили места для великодушия, благородства, нравственного величия.

Закончилось, однако, это странное происшествие для главного героя благополучно — нос вернулся к нему так же неожиданно, как исчез.

Шинель

Мысль о «Шинели» возникла у литератора ещё в 1834 году, а толчком послужил анекдот. Байка, призванная развеселить, заставила задуматься классика, и через несколько лет легла в основу новой рукописи.

Тема «маленького человека», поднятая в «Шинели», рассматривает социальные и нравственные вопросы. Писатель критикует и беспринципность человека, и общество, «сделавшее» этого человека. Убогость интересов «маленького человека» доведена до предела. Но даже в этом есть положительный аспект. Герой ради своей цели готов на отказ от жизненных благ. Безропотность, самоограничение, смирение делают его тверже духом.

Этот шедевр разбирало не одно поколение литературоведов. Выдающейся советский лингвист Борис Михайлович Эйхенбаум, анализируя «Шинель», обратил внимание на то, что изначально первая часть «Шинели» написана как житие святого. Акакий — значит беззлобный, а Акакий Акакиевич — это нужно понимать, как тихий, безобидный, благодушный. Когда коллеги обижают Башмачкина и он говорит: «Оставьте меня. Зачем вы меня обижаете?», читатель может услышать библейское: «Я брат твой».

В черновиках Николая Васильевича этот персонаж имел говорящую фамилию — Тишкевич. Но после писатель решил, что это перебор, и сменил фамилию Тишкевич сначала на Башмакевич, потом на Башмаков, и уже в конце, опираясь на созвучность, «вышел» Башмачкин.

Выбор имени тоже был непрост, что нашло отражение в самой повести, где автор, словно пропустив вперёд матушку своего персонажа, дал её возможность самой выбирать имя сыну. Из того, что ей предложили — Моккия, Сессия, Хоздазата, Трифилий, Дула, Варахасий — ничего не понравилось. Тогда матушка решила дать сыну имя его отца. Так и появился Акакий Акакиевич.

Акакий Акакиевич живёт блаженной жизнью. Он нашёл своё призвание и занимается любимым делом — перепиской. Этот процесс он довёл до совершенства. Недаром рассказчик «даёт» ему эту работу, ведь этим делом занимались монахи испокон веков. Но думать он не может. И когда представляется такая возможность, Башмачкин прямо заявляет, что лучше он что-нибудь перепишет.

Обнаружив, что его шинель больше не подлежит ремонту, он, отказывая себе во всём, копит деньги на новую. А когда новая вещь пошита, герой тут же её лишается. Его страдания сопоставимы со страданиями царей и повелителей мира. Для Башмачкина это настоящая катастрофа и он умирает. После смерти его душа не находит покоя.

Из глубоко порядочного человека Акакий Акакиевич превращается в потенциального призрака. Его посмертная тень у Калинкина моста останавливает прохожих, и вместо своей стащенной шинели снимает все подряд, шинели и шубы.

Финал произведения — это утопическое осуществление идеи справедливости. Теперь вместо покорного Башмачкина появляется грозный мститель. И такой финал неутешителен. Бессмертная душа, вынужденная мстить, сама творит суд.

«Маленькому человеку» негде искать правды и защиты. Чиновничий бездушный оплот несправедлив, жесток и беспощаден.

Вот так видел Николай Васильевич Гоголь Петербург. Город контрастов, безумств, утопической фантастики и абсолютной исключительности. Его произведения — это экскурс не только в литературные шедевры — это экскурс в саму нашу историю.

Петербургские повести – краткое содержание Гоголя

Игорь Олегович Родин

«Н. В. Гоголь. «Петербургские повести»: Краткое содержание, анализ текста, литературная критика, сочинения

Краткие биографические сведения

Гоголь Николай Васильевич

1809. 20. 03. (1. 04.) – родился в селе Сорочинцы Полтавской губ. в семье небогатого украинского помещика. Детство провел в семье родителей в имении Васильевка Миргородского уезда.

1818–1819 – обучался в Полтавском уездном училище.

1821–1828 – учился в Нежинской гимназии высших наук.

1828 – переехал в Петербург, где служил чиновником до 1831 г.

Ранние литературные опыты относятся ко времени пребывания в гимназии. В 1829 под псевдонимом В. Алов издает романтическую поэму «Ганц Кюхельгартен», носившую подражательный характер. В 1830 публикует в журнале «Отечественные записки» повесть «Вечер накануне Ивана Купала», первую из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» (2 части, 1831—32). В повестях этого цикла («Сорочинская ярмарка», «Майская ночь, или Утопленница», «Страшная месть» и др.) создал поэтический образ Украины, на основе фольклорных мотивов обрисовал национальный характер.

1831 – знакомство с Пушкиным, который восторженно отзывался о «Вечерах…»

1835 – выходят сборники «Миргород» (повести «Старосветские помещики», «Повесть о том, как поссорились Иван Иваныч с Иваном Никифоровичем», «Вий», особое место занимает историческая повесть «Тарас Бульба», замысел которой связан с изысканиями Гоголя в области истории и преподавательской деятельностью в Петербургском университете в 1834–1835 гг.) и «Арабески» («Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего», к ним примыкает опубликованная в журнале «Современник» сатирическая повесть «Нос»). В последний вошли так называемые «Петербургские повести».

1836 – в Александринском театре в Петербурге поставлена комедия «Ревизор».

1836 – Гоголь уезжает за границу, встречается с Мицкевичем, художником Ивановым, работает над «Мертвыми душами», начатыми еще в 1835 г. по совету Пушкина.

1842 – выходит первый том «Мертвых душ» и повесть «Шинель».

В 40-е гг углубляется связь Гоголя со славянофилами, что наиболее явно отразилось в книге «Выбранные места из переписки с друзьями» (1847).

1848 – возвращение в Россию, работа над вторым томом «Мертвых душ».

1852, 21 февраля (4 марта) – умер в Москве, за несколько дней до смерти уничтожив второй том «Мертвых душ».

Невский проспект

«Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет все. Чем не блестит эта улица – красавица нашей столицы. Едва только взойдешь на Невский проспект, как уже пахнет одним гуляньем. Хотя бы имел какое-нибудь нужное, необходимое дело, но, взошедши на него, верно, позабудешь о всяком деле. Здесь единственное место, где показываются люди не по необходимости… Невский проспект есть всеобщая коммуникация Петербурга».

Утром Невский проспект пуст, через него проходят только мастеровые и сонные чиновники, направляющиеся в департамент. В полдень на Невском появляются гувернантки и гувернеры всех наций и их воспитанники. «В это время Невский проспект – педагогический Невский проспект». К двум часам на проспекте появляются семейные пары, чиновники иностранной коллегии, окончившие службу. В три часа – «на Невском проспекте вдруг настает весна: он покрывается весь чиновниками в зеленых вицмундирах. Голодные титулярные, надворные и прочие советники стараются всеми силами ускорить свой ход». С четырех часов Невский пустеет, но в сумерках он оживает.

Однажды в сумерках поручик Пирогов прогуливается по Невскому проспекту вместе с приятелем, художником Пискаревым. Их внимание привлекают две дамы, и молодые люди расходятся: каждый следует за той дамой, что понравилась ему.

Пискарев следует за женщиной, черты лица которой кажутся ему божественными, фигура обворожительной, одежда – верхом изящества. Она приходит в публичный дом. Пискарев поражен. Ему кажется несправедливым, что такой ангел находится в гнезде порока. Пискарев убегает прочь, а дома решает спасти заблудшую душу прекрасной незнакомки, жениться на ней и вырвать ее из омута разврата.

Пискарев засыпает. Ему снится, что женщина присылает за ним карету, что он едет в ее дом – не бордель, а богатый дом, где дают бал. Прекрасная незнакомка все время пытается перемолвиться с Пискаревым парой фраз или остаться с ним наедине; он также к этому стремится, но другие гости не дают им такой возможности. Незнакомка просит Пискарева никому не выдавать свою тайну, но что это за тайна он так и не успевает узнать и просыпается.

Пискарев томится ожиданием нового видения прекрасной незнакомки; он даже отправляется к знакомому персу и покупает у него опиум. Под влиянием опиума Пискарев вновь видит свою незнакомку у окна деревенского домика, скромно одетую и прелестно причесанную. Пискарев впадает в зависимость от опиума, целыми днями ждет только возможности забыться и увидеть свою любовь. Однажды незнакомка представляется ему в образе его жены, после чего он решает все же найти ее на самом деле и сделать предложение.

Пискарев находит нужную улицу, входит в бордель, видит красавицу, так долго волновавшую его мысли и чувства. Он предлагает ей руку и сердце, а также свою бедность и перспективу честно зарабатывать на кусок хлеба. При этих словах лицо красавицы искажается гримасой неприязни. Она не прачка и не швея, чтобы работать; ей вполне нравится ее жизнь. Подруга предлагает Пискареву жениться на ней, корчит глупую гримасу. Не в силах вынести такое унижение, Пискарев бросается наутек. Придя домой, он кончает с собой (перерезав себе горло).

Поручик Пирогов умеет говорить «чтобы не было ни слишком умно, ни слишком смешно, чтобы во всем была та мелочь, которую любят женщины». Он ходит на все публичные лекции и на все спектакли, независимо от их содержания, декламирует стихи из «Горя от ума» и «Дмитрия Донского», может по-особому пускать дым из трубки кольцами и имеет множество аналогичных достоинств.

Пирогов, расставшись на Невском проспекте с Пискаревым, следует за хорошенькой блондинкой. Женщина оказывается немкой, женой жестянщика Шиллера. «Шиллер был совершенный немец, в полном смысле этого слова. Еще с двадцатилетнего возраста, с того счастливого времени, в которое русский живет на фу-фу, уже Шиллер размерил всю свою жизнь и никакого, ни в каком случае, не делал исключения. Он положил вставать в семь часов, обедать в два, быть точным во всем и быть пьяным каждое воскресенье. Он положил себе в течение десяти лет составить капитал из пятидесяти тысяч, и уже это было так верно и неотразимо, как судьба, потому что скорее чиновник позабудет заглянуть в швейцарскую своего начальника, нежели немец решит переменить свое слово».

Пирогов решает примелькаться в доме Шиллера, заказывает ему шпоры (за очень большую сумму, называя которую Шиллер надеется отвязаться от навязчивого поручика), затем оправу к кинжалу. В промежутках между визитами к немцу Пирогов хвастается перед приятелями завязавшейся интрижкой (хотя глупенькая немка не дает к тому никакого повода).

Раз Пирогов приходит к Шиллеру тогда, когда сам жестянщик отсутствует. Не зная, чем увлечь и как раскачать глупую немку, он предлагает ей потанцевать. Женщина соглашается и встает в такую соблазнительную позу, что Пирогов бросается целовать ее ножку. Немка принимается кричать, вбегает Шиллер с приятелем Гофманом и начинает бить Пирогова.

Весь следующий день немец боится, что его придут арестовывать. Поначалу Пирогов очень обижен, но, зайдя в кондитерскую, он меняет расположение духа. Он переключается на другие увлекательные занятия и вскоре уже не помнит об «оскорблении», нанесенном ему Шиллером.

В одном департаменте служит чиновник «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица, что называется геморроидальным» Акакий Акакиевич Башмачкин (при рождении ему долго выбирали имя, но имена попадались очень странные – Хоздазад, Варахасий, Павсикахий и проч., так что назвали его в честь отца). В департаменте на протяжении многих лет он исполнял одну должность – чиновник для письма. Никто на работе его не уважает, молодые смеются и издеваются над ним. Акакий Акакиевич человек безответный, но служит «с любовью», у него есть даже собственные любимые буквы. Он не может ничего, кроме механического переписывания документов. Акакий Акакиевич всегда плохо одет: «вицмундир… не зеленого, а какого-то рыжевато-мучного цвета, к которому все время что-нибудь липнет», не обращает внимания и на еду. Все мысли о ровных строчках. Не позволяет себе никаких развлечений. Акакий Акакиевич был бы вполне доволен своим жребием, если бы не холод (у него износилась старая шинель, предмет насмешек товарищей). Огорченный Акакий Акакиевич несет ее переделывать к портному Петровичу, бывшему крепостному, который много пьет. Портной отказывается переделывать шинель (ткань насквозь гнилая), советует сшить новую за 150 рублей (годовое жалование Акакия Акакиевича 400 руб.). Акакий Акакиевич расстраивается окончательно и делает еще одну попытку: приходит к подвыпившему и подобревшему Петровичу и вновь пытается уговорить его перешить шинель. Петрович непреклонен. Акакий Акакиевич начинает собирать средства на пошив новой шинели (40 руб. он накопил за несколько лет, откладывая по грошу с каждого истрачиваемого рубля), устанавливает себе режим строжайшей экономии – «изгнать употребление чаю по вечерам, не зажигать по вечерам свечи… ходя по улицам, ступать как можно легче и осторожнее… чтобы таким образом не истереть скоровременно подметок; как можно реже отдавать прачке мыть белье, а чтобы не занашивалось, то всякий раз, приходя домой, скидать его и оставаться в одном только демикотоновом халате…» Через полгода Акакий Акакиевич вместе с Петровичем покупают сукно, коленкор на подкладку (вместо шелка) и кошку на воротник (вместо куницы). Петрович шьет шинель за две недели, и наступает «торжественнейший день» в жизни Акакия Акакиевича. Петрович торжественно одевает Акакия Акакиевича в шинель и даже бежит за ним по улице, чтобы лишний раз полюбоваться на свое произведение. В департаменте все сослуживцы прибегают смотреть на новую шинель, твердят, что шинель «надо впрыснуть», Акакий Акакиевич отговаривается. Другой чиновник решает устроить вечер вместо Акакия Акакиевича, приглашает всех к себе. На вечере Акакий Акакиевич чувствует себя неуютно и, даже развеселившись после шампанского, старается незаметно уйти. По дороге домой его избивают и отнимают шинель. Акакий Акакиевич идет за правдой к частному приставу, с трудом попадает на прием, но понимает, что надежды вернуть шинель мало. В департаменте советуют идти к «значительному лицу». Акакий Акакиевич пробивается на прием к генералу. Генералу обращение посетителя кажется фамильярным, он топает ногами и выставляет его. Перепуганный Акакий Акакиевич уходит, по дороге простужается, лежит в горячке. В бреду он видит Петровича, который шьет ему шинель с западнями для воров, и генерала, распекающего его. Умирает. В департаменте спохватываются только на 4-й день.

Ссылка на основную публикацию