Повесть о капитане Копейкине – краткое содержание (10 глава Мертвых душ)

Краткое содержание Повесть о капитане Копейкине (10 глава Мертвые души) для читательского дневника

«Повесть о капитане Копейкине» является одной из частей произведения Н. В. Гоголя «Мертвые души», а именно, десятую главу, и представляет собой рассказ одного из героев данного произведения о некоем солдате, по фамилии Копейкин. Почмейстер придумал этот рассказ, чтобы объяснить перепуганным чиновникам губернского города N, кто такой Чичиков, откуда он взялся и с какой целью покупал мертвые души. Это история о солдате, который в войне за отечество потерял руку и ногу, но оказался ненужным своей стране, что привело его к тому, что он стал главарем шайки разбойников.

Основная мысль данной повести в том, что равнодушие и безжалостность иногда не знает границ. Почмейстер, рассказывающий историю бедного солдата, который отдал родине все, но взамен не смог получить даже минимального содержания, желает привлечь к себе внимание и блеснуть образованием и богатством слога. Чиновники же, слушая эту трагическую историю, не ощущают ни малейшего сочувствия к несчастному капитану.

Читать подробнее краткое содержание 10 главы Мертвых душ Гоголя – Повесть о капитане Копейкине

Повесть начинается с того момента, как чиновники, перепуганные и расстроенные, приходят в дом к губернатору, чтобы решить, кто же на самом деле есть Чичиков и зачем он скупал мертвые души. Все чиновники очень боятся ревизии, потому что за каждым из них есть нечистые дела, и они очень не хотели бы, чтобы в город приехали проверяющие. Ведь тогда они рискуют лишиться должностей, а, может, и свободы.

Воспользовавшись всеобщим смятением, почмейстер, который считал себя весьма неординарным человеком, предлагает чиновникам свою версию того, кто мог бы быть Чичиков. Все чиновники с интересом слушают, а почмейстер, наслаждаясь всеобщим вниманием, рассказывает.

Почмейстер, обильно уснащая речь различными витиеватыми оборотами речи и присказками, говорит о том, что во время войны России с Наполеоном некий капитан Копейкин получил тяжелое ранение, в результате которого потерял руку и ногу.

Отправившись в отчий дом, солдат встретил нерадостный прием отца, который отказался кормить его, так как «сам едва добывал себе хлеб». Никакой помощи инвалидам войны не оказывалось, поэтому Копейкин сам решил добраться до Петербурга и там просить милости у царя.

Прибыв в Петербург, Копейкин поселился в самом дешевом трактире и на другой день отправился к генералу-аншефу.

Почмейстер рассказывает о том, какая богатая приемная у этого вельможи, какой солидный швейцар стоит в дверях, какие важные просители его посещают, какой он сам величавый и гордый. Чиновники города N с почтением и любопытством внимают рассказу.

Дождавшись выхода генерала, капитан стал просить содержания, поскольку утратил здоровье в войне за отечество. Генерал-аншеф обнадежил его, сказав, что монаршая милость не оставит героев войны, но, так как пока нет распоряжения, то нужно подождать.

Радостный и счастливый, солдат решил, что скоро его участь будет решена в его пользу, и в тот вечер кутнул. Он сходил в ресторан, в театр, и даже было попытался поухаживать за встреченной им женщиной определенного поведения, но вовремя опомнился и решил сначала подождать обещанного пенсиона.

Прошло несколько дней, а денег все не было. Почмейстер в красках рассказывает обо всех соблазнах Петербурга, об изысканные блюдах, которые недоступны Копейкину, но дразнят его глаза через витрину.

Капитан приходит к вельможе снова и снова, а деньги тем временем тают. А от вельможи он слышит только слово «завтра». Копейкин почти голодает, поэтому, отчаявшись, решается пойти к генерал-аншефу еще раз. Вельможа встречает его очень холодно и говорит, что пока государь изволит быть за границей, дело решено быть не может.

Разочарованный и обиженный, Копейкин кричит, что пока не будет распоряжения о пенсии, он не сойдет с места. На что генерал предлагает ему ехать к себе домой и ждать решения там.

Несчастный капитан, в отчаянии забывает себя и требует пенсии. Оскорбившись на эту дерзость, генерал-аншеф предлагает выслать капитана «на казенный счет». И после этого о судьбе несчастного солдата больше никто не слышал.

Вскоре после этих событий в Брянских лесах объявилась шайка разбойников, а капитан Копейкин, по слухам, был их главарем.

По мнению почмейстера, Чичиков был никем иным как капитаном Копейкиным.

Читать краткое содержание Повесть о капитане Копейкине. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Гоголь. Краткие содержания произведений

  • Вечер накануне Ивана Купала
  • Вечера на хуторе близ Диканьки
  • Вий
  • Женитьба
  • Заколдованное место
  • Записки сумасшедшего
  • Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка
  • Игроки
  • История создания повести Тарас Бульба
  • История создания Ревизора
  • Коляска
  • Майская ночь или Утопленница
  • Мертвые души
  • Мертвые души история создания
  • Мертвые души по главам
  • Миргород
  • Невский проспект
  • Нос
  • Ночь перед рождеством
  • Петербургские повести
  • Повесть о капитане Копейкине
  • Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем
  • Портрет
  • Пропавшая грамота
  • Ревизор
  • Рим
  • Сорочинская ярмарка
  • Старосветские помещики
  • Страшная месть
  • Тарас бульба
  • Шинель

Картинка или рисунок Повесть о капитане Копейкине

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

16 ноября 1905 года в селе Ново-Спасское на свет появился Гавриил.. Семья была многодетной. Его отец работал в церкви. Троепольский окончил сельскохозяйственное училище в 1924 году.

В произведении «О душе» Аристотель впервые изложил доктрину о такой науке, как психология, которая связывает методы естественных наук и гуманитарных. Изучение души он относит больше к естественным наукам

В некоторой стране родился Богатырь. Родила его и вырастила Баба-яга. Он вырос высокий и грозный. Родительница его отдыхать уехала, и получил он свободу невиданную.

Два персонажа сказки, Журавль и Цапля, живут в своих избушках по разные стороны обширного болота. Однажды Журавлю становится одиноко. Он решает предложить Цапле жить вместе.

В одной из деревень живет парень Неморино страстно влюбленный в девушку Адину, но его любовь безответна. Она не только его, но и других парней избегает, а так же говорит колкости

Краткое содержание Повесть о капитане Копейкине (10 глава Мертвые души)

В 10 главе Гоголевских “Мёртвых душ” автор знакомит читателя с повестью о капитане Копейкине. Её рассказывает почтмейстер на совещании чиновников, где они решают, кто есть на самом деле этот Чичиков. Он выдвигает гипотезу о том, что Чичиков и есть этот самый капитан.

Капитан Копейкин является участником кампании 1812 года, и на войне от теряет руку и ногу. Он подумывает найти работу, но с такой инвалидностью, оставшейся левой рукой ему не удастся прожить самому. Поэтому он решает ехать в Петербург и просить милости у государя. В городе капитану подсказали, что генерал-аншеф находится в благородном доме на Дворцовой вместе с комиссией по таким делам.

Копейкин является в этот дом на своей деревянной и встаёт среди множества других таких же людей ждать появления главного вельможи. Вскоре выходит тот самый генерал и начинает расспрашивать каждого причину появления в этом месте. Капитан рассказывает, как потерял конечности на поле боя, воевал и проливал кровь. Генерал одобряет и просит вернуться сюда в ближайшие дни, когда прибудет государь.

Обрадованный таким исходом, капитан идёт развлекаться, обедать в один из лучших ресторанов. Копейкин кутнул, сходил в театр вечером, в нём даже вскипела кровь при виде стройной англичанки. Он хотел было познакомиться, но вспомнил про свою деревяшку и пустой болтающийся рукав.

Через несколько дней капитан снова является, но вельможа ему опять приказал ждать приезда государя.

День спустя всё повторилось, а швейцар и вовсе уже её хотел видеть капитана Копейкина. Ему было сообщено, что глава всё ещё находится с войсками за границей, и как только он прибудет – то поступят распоряжения насчёт раненых. Героя это ужасно разочаровало, ведь у него совсем кончались деньги. Он почти ничего не ел, кусок хлеба да солёный огурец на обед. При этом его голод ещё больше раздражают виды роскошных ресторанов, запахи, исходящие оттуда.

В конце концов капитан Копейкин решается идти штурмом. Он подкарауливает вельможу у подъезда и проскальзывает вслед за ним в приёмную. Объяснения и очередные «завтраки» его уже не убеждают. Предложения идти работать самому капитан не принимает, оперируя тем, что у него ни руки, ни ноги, а оставшаяся рука и та левая. Вельможа старался как можно быстрее выпроводить капитана, так как у него самого ещё куча дел и каждая минута на счету. Но Копейкин был неотступен, он решил стоять на месте как вкопанный. Тогда генерал-аншеф решил выслать героя на казённый счёт и позвал фельдъегеря. Последний был трёхаршинным мужиком. Вот его схватили и кинули в телегу вместе с фельдъегерем. Так и пропали слухи о капитане Копейкине: неизвестно, куда его привезли и каким образом. Однако спустя пару месяцев становится известно о шайке разбойников в ближайших рязанских лесах, атаманом которой является никто другой, как сам капитан.

Данную повесть Гоголь считал важной частью романа, хоть она и не связана с основным сюжетом произведения. Возможно, она должна была быть отсылкой к последующим томам, которые автор не закончил. Первый вариант повести был не пропущен в печать, но полностью устранять её писатель не хотел. Поэтому в книгу вошла исправленная версия.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Гоголь. Все произведения

  • Вечер накануне Ивана Купала
  • Вечера на хуторе близ Диканьки
  • Вий
  • Девяносто третий год
  • Женитьба
  • Заколдованное место
  • Записки сумасшедшего
  • Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка
  • Игроки
  • История создания комедии Ревизор
  • История создания повести Тарас Бульба
  • История создания поэмы Мертвые души
  • Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем
  • Коляска
  • Король забавляется
  • Майская ночь или Утопленница
  • Мёртвые души
  • Мертвые души по главам
  • Миргород
  • Невский проспект
  • Нос
  • Ночь перед Рождеством
  • Петербургские повести
  • Повесть о капитане Копейкине
  • Портрет
  • Пропавшая грамота
  • Ревизор
  • Рим
  • Сорочинская ярмарка
  • Старосветские помещики
  • Страшная месть
  • Тарас Бульба
  • Шинель

Повесть о капитане Копейкине. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Когда крестьянский мальчик остался без родителей, великодушный барин позаботился о сиротке, определив его постой и помощь в барском имении. Вся дворня, проживающая здесь, могли требовать от пацана выполнения самой грязной работы, доходили руки

Гнор, двадцатилетний юноша, страстно влюблен в прелестную девушку Кармен. Она отвечает ему взаимностью. Кармен любит ещё один человек – Энниок. Он признаётся ей в любви, но получает решительный отказ

У мистера Домби хорошо развивающаяся компания, одна из самых авторитетных и успешных в городе, у него есть маленькая дочь Флоренс и прекрасная жена. Но одно обстоятельство огорчало его, – отсутствие сына.

В начале своей писательской карьеры Жуковский полагал, что его произведение «Сельское кладбище» является прямым переводом стихотворения «Элегия» британца Томаса Грея. Произведение было написано в 1802 году.

Маленькая девочка Катя в раннем детстве осталась без родителей. И на ее судьбу выпадет очень много испытаний и всевозможных приключений.

Краткое содержание «Повесть о капитане Копейкине»

«Повесть о капитане Копейкине» Гоголя является вставным эпизодом в поэме Мертвые души». Стоит отметить, что данная повесть не связана с основной сюжетной линией поэмы, и является самостоятельным произведением, благодаря которому автору удалось раскрыть бездушность бюрократического аппарата.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Повесть о капитане Копейкине». Также пересказ будет полезен и для читательского дневника.

Главные герои

Капитан Копейкин – бравый солдат, участник сражений с наполеоновской армией, инвалид, настойчивый и смекалистый мужчина.

Другие персонажи

Почтмейстер – рассказчик, повествующий чиновникам историю о капитане Копейкине.

Генерал-аншеф – начальник временной комиссии, сухой, деловитый человек.

Краткое содержание

Городские чиновники собираются в доме губернатора, чтобы на совещании решить, кем же на самом деле является Чичиков и для чего ему нужны мертвые души. Почтмейстер выдвигает интересную гипотезу, согласно которой Чичиков – не кто иной, как капитан Копейкин, и принимается за увлекательный рассказ об этом человеке.

Капитану Копейкину довелось участвовать в кампании 1812 года, и в одном из сражений ему « оторвало руку и ногу ». Он прекрасно осознает, что « нужно работать бы, только рука-то у него, понимаете, левая », а остаться на иждивении старика-отца также невозможно: тот сам едва сводит концы с концами.

Искалеченный солдат решает отправиться в Петербург, « чтобы хлопотать по начальству, не будет ли какого вспоможенья ». Город на Неве впечатляет Копейкина до глубины души своей красотой, но снимать угол в столице очень дорого, и он понимает, что « заживаться нечего ».

Солдат узнает, что « высшего начальства нет теперь в столице », и нужно обратиться за помощью к временной комиссии. В прекрасном особняке, где начальство принимает просителей, собирается много « народу – как бобов на тарелке ». Прождав четыре часа, Копейкин, наконец, получает возможность поведать о своей беде генерал-аншефу. Тот видит, что « человек на деревяшке и правый рукав пустой пристегнут к мундиру » и предлагает явиться спустя несколько дней.

Радости Копейкина нет предела: « ну, думает, дело сделано ». В приподнятом настроении он идет пообедать и « выпить рюмку водки », а вечером направляется в театр – « одним словом, кутнул во всю лопатку ».

Спустя несколько дней солдат вновь приходит к начальнику в комиссию. Он напоминает о своем прошении, но тот не может решить его вопрос « без разрешения высшего начальства» . Необходимо дождаться приезда господина министра из-за границы, поскольку только тогда комиссия получит четкие указания относительно раненых на войне. Начальник дает немного денег солдату, чтобы тот смог продержаться в столице, но тот рассчитывал не на такую мизерную сумму.

Читайте также:  Ночь перед Рождеством - краткое содержание повести Гоголя

Копейкин выходит из ведомства в подавленном настроении, чувствуя себя, « как пудель, которого повар облил водой ». Деньги у него на исходе, жить не на что, а соблазнов в большом городе невероятное множество. Каждый раз, проходя мимо модного ресторана или лавки с деликатесами, он испытывает сильнейшее мучение – « слюнки текут, а он жди ».

От горькой безысходности приходит Копейкин в комиссию в третий раз. Он настойчиво требует решения своего вопроса, на что генерал советует дожидаться приезда министра. Разъяренный Копейкин поднимает в ведомстве настоящий бунт, и начальник вынужден « прибегнуть, относительно так сказать, к мерам строгости » – солдата отправляют на место жительства.

В сопровождении фельдъегеря Копейкина увозят в неизвестном направлении. По дороге несчастный калека размышляет о том, как заработать себе на кусок хлеба, раз государю и отечеству он более не нужен.

Вести о капитане Копейкине могли бы кануть в Лету, если бы спустя два месяца в округе не поползли слухи о появлении разбойничьей шайки, атаманом которой стал главный герой…

Заключение

В центре “Повести…” – взаимоотношения «маленького человека» и бездушной бюрократической машины, покалечившей немало судеб. Желая жить честно и получать заслуженную пенсию, герой вынужден встать на преступную тропу, чтобы не умереть с голода.

После ознакомления с кратким пересказом «Повести о капитане Копейкине» рекомендуем прочесть произведение Гоголя полностью.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Краткое содержание «Мертвые души» глава 10

Перед вами краткое содержание 10 главы произведения «Мертвые души» Н.В. Гоголя.

Очень краткое содержание «Мертвых душ» можно найти здесь, а представленное ниже – довольно подробное.
Общее содержание по главам:

Глава 10 – краткое содержание.

Чиновники собрались у полицмейстера, чтобы решить, что дальше делать. Назначение нового генерал-губернатора и разросшиеся слухи совершенно выбили многих из колеи. Все боялись за свои места. Стали гадать, кто такой Чичиков. Кто-то утверждал, что он — изготовитель государственных ассигнаций, другие причисляли его к чиновникам генерал-губернаторской канцелярии, кто-то даже заподозрил в Павле Ивановиче разбойника. Наконец почтмейстер выдвинул версию, что Чичиков — это не кто иной, как капитан Копейкин. Почтмейстер рассказал, что во времена кампании двенадцатого года капитану Копейкину во время войны оторвало ногу и руку. В силу своей инвалидности этот человек не мог зарабатывать себе на жизнь, поэтому он отправился в Петербург. Копейкин собирался просить монаршей милости. Устроился инвалид в трактире за рубль в сутки, порасспросил знающих людей и отправился в высшую комиссию. Четыре часа прождал Копейкин в приемной, пока не вышел адъютант и не сообщил, что генерал сейчас выйдет. А народ набился не маленький: все полковники да чиновники. Вдруг заволновались все, а потом наступила мертвая тишина. Вышел генерал. Копейкину удалось представиться генералу, и тот сказал ему, чтобы пришел на днях. Капитан обрадовался и даже немного кутнул в этот вечер. Через три дня он снова отправился к министру. Тот узнал его, однако сказал, что помочь ничем не может, здесь нужно ждать приезда государя, которого нет в городе. Копейкин оказался в неопределенном положении. Стал он приходить в комиссию каждый день, однако его уже не принимали. Постепенно заканчивались деньги, инвалид стал голодать. Наконец обманным путем Копейкин снова проскочил к генералу. Однако ничего не добился, министр посоветовал ему самому искать средства к существованию и терпеливо ожидать решения. Капитан пошел на крайние меры и заявил, что никуда не уйдет из канцелярии. Тогда инвалида за казенный счет водворили на его постоянное место жительства. Далее следы Копейкина теряются, однако ж месяца через два в рязанских лесах появилась шайка разбойников, атаманом которой был инвалид.

Полицмейстер прервал рассказчика, указав, что у Копейкина не было ни руки, ни ноги, а Чичиков в этом плане совершенно нормален. Сначала почтмейстер сам обозвал себя телятиной, однако потом стал выкручиваться, доказывая, что в Англии и не такие протезы достать можно. Его дружно осадили. Далее последовали версии одна невероятнее другой.

Договорились до того, что Чичиков — это переодетый Наполеон, которого выпустили с острова Елены. Конечно, этому чиновники не поверили, хотя и признали, что в профиль Павел Иванович и на самом деле напоминает Наполеона.

Чиновники решили узнать что-нибудь о Чичикове у Ноздрева. Тот решительно заявил, что гость — шпион, что он сам сидел с ним за одной партой в школе и что того уже тогда дразнили фискалом. Еще помещик поведал, что Павел Иванович — фальшивомонетчик и что он на самом деле хотел увезти губернаторскую дочку, в чем ему и помогал сам Ноздрев. Когда чиновники заикнулись о Наполеоне, помещик понес такую околесицу, что собравшиеся уже сами не рады были. Чиновники разошлись еще более озадаченные. Все происходящее настолько потрясло прокурора, что он неожиданно умер.

Чичиков ничего не знал о последних событиях, поскольку получил легкую простуду и несколько дней сидел дома. Никто не приехал навестить больного, что несколько удивило Павла Ивановича. Почувствовав себя лучше, гость отправился с визитами. В домах чиновников его либо вообще не приняли, либо приняли как-то странно. Возвращаясь домой, Чичиков встретил Ноздрева, который поведал ему о происходящих событиях. Павел Иванович избавился от помещика и приказал Селифану быть готовым на заре.

“Повесть о капитане Копейкине” – краткое содержание произведения Н.В. Гоголя

История создания

В предисловии «Мертвых душ» Гоголь указал, что читателю стоит внимательно изучать каждую главу и делать пометки. Такой тщательный анализ позволит лучше понять основные идеи произведения. При создании поэмы Гоголь долго работал над каждым эпизодом. Повесть о капитане слегка нарушала композиционную стройность работы, но ей была отведена одна из ключевых ролей в романе.

Цензура не одобрила авторский замысел, и Гоголь дважды корректировал повесть. Он несколько раз доказывал ее необходимость и значимость для целостности поэмы. Писателю пришлось существенно смягчить текст и немного изменить его, иначе цензура не пропустила бы публикацию.

Черновики Гоголя не сохранились и поэтому нельзя сказать, какой была изначально его задумка. Рассказ ведется от лица почтмейстера, ведь именно этот человек лучше других был в курсе событий в городе и много читал. Речь почтмейстера наполнена повторами, фигурами речи и прочими средствами выразительности — все это нужно для того, чтобы показать отношение героя к истории. Для него это всего лишь веселый эпизод и он полагает, что капитан и Чичиков — это одно и то же лицо.

Почтмейстер рассказывает эту историю другим чиновникам, но они остаются равнодушными к трагедии капитана. Смысл повести в том, чтобы продемонстрировать, как людям у власти нет дела до проблем простого народа.

Особенности персонажа

В «Мертвых душах» характеристика капитана Копейкина лишена описания внешности. У него нет имени, и это сделано неслучайно. Писатель хотел показать типичность ситуации и образ человека, который оказался в сложной ситуации из-за несправедливости общества. Причем существование людей, подобных Копейкину, было свойственно не только городу NN, в котором происходит действие «Мертвых душ», но и всей России в целом.

Характеристика Копейкина:

  • Стал инвалидом на войне, потерял ногу и руку.
  • За свою работу не получил никакой материальной помощи.
  • Всегда был честным и не умел выслуживаться перед высшими чинами.
  • Отличается настойчивостью и смекалкой.

У Копейкина не было большой должности, но он и не стремился к ней. Ему хотелось только немного обеспечить свое существование. От работы мужчина не отказывался, но из-за ампутации правой руки найти ее было затруднительно. Но капитан не привык отступать от задуманного.

Копейкин — крепкий, но маленький человек. Он является обобщенным образом простого народа. Для его описания писатель использует контраст — личность капитана противопоставлена чиновникам, что неоднократно подчеркивается в тексте:

  • Капитан защищал страну, а чиновники не придают этому факту значение.
  • Копейкин — честный человек, а чиновники любят только деньги.
  • У капитана только маленькая комната, а у вельможи огромный дом.
  • Копейкин ест скромный обед, а в ресторанах подаются деликатесы.

Капитан не привык играть нечестно и пытался получить заслуженную материальную помощь, но его просьбы не увенчались успехом. У него вызвало возмущение предложение генерала, который сказал самостоятельно поискать средства для существования. Такой возмутительный поступок привел к радикальному решению. Солдат словно пропал без вести, а через два месяца в лесах появилась банда разбойников. Копейкин стал ее атаманом.

Краткое содержание

Всего в повести три действующих лица — капитан Копейкин, генерал-аншеф и почтмейстер, который исполняет роль рассказчика. История начинается с описания состояния капитана. После войны 1812 года он лишился ноги и руки. Инвалидность мешала ему работать, а совесть не позволяла мужчине находиться на иждивении старого отца.

Поэтому солдат решил отправиться в Санкт-Петербург. Все, что он хотел — получить небольшое материальное пособие. Город на Неве ему очень понравился, капитан был восхищен его красотой. В то же время он понимал, как дорого жить в нем, поэтому решил беречь свои деньги и не задерживаться там надолго.

Царь был в заграничной поездке, и Копейкину предложили отправиться к временной комиссии. Он ждал приема четыре часа в помещении, полном народу. Но когда генерал-аншеф увидел, что перед ним инвалид, то велел ему явиться через несколько дней.

Капитан обрадовался и подумал, что это означает положительное решение, поэтому отправился в трактир, поужинал и выпил, после чего пошел в театр, потратив почти все имеющиеся деньги.

Но когда он снова пришел к генералу-аншефу, тот отказался выполнить просьбу. Он предложил подождать возвращения министра, который сможет отдать распоряжение касательно материальной помощи солдатам. Генерал дал немного денег капитану, но сумма была мизерной.

От него Копейкин вышел в подавленном настроении. В большом городе множество соблазнов, а денег у капитана было мало. От безысходности солдат снова пришел в комиссию и снова получил отказ. Он начал громко ругаться, вследствие чего его принудительно отправили домой в сопровождении фельдъегеря.

Герой размышлял, как поступить, тяжело переживая тот факт, что его работа оказалась не нужна отечеству, а принципы были разрушены. И он подался в разбойники, став идейным борцом за справедливость. Его банда никогда не убивала, а только грабила, причем не обычных людей, а только тех, кто имел отношение к государственной казне. Они забирали провиант, деньги, другие ценности. Капитан не считал, что поступил как-то плохо. Он всего лишь последовал совету генерала-аншефа и обеспечил себя сам.

Основной замысел

Читать поэму «Мертвые души» нужно очень внимательно, так как каждая глава скрывает определенную идею. Капитан Копейкин является второстепенным персонажем, но через него писатель раскрывает важную проблему — вечное ожидание решения. Служащие обещают помочь ему, но в итоге ничего не делают. Им нет дела до простого народа, который защищал страну в военное время. Для вышестоящих людей совершенно не важна человеческая жизнь. Их волнуют только деньги и те, кто ими владеет.

Анализ повести о капитане Копейкине показывает, как проявляется равнодушие чиновников. Именно из-за этого честный человек решает выбрать путь бандита. Сам герой является маленьким человеком, вынужденным встать против государственной системы.

Копейкин стал неким Робин Гудом, благородным разбойником, который мстил тем, кто обладал властью. Через его историю Гоголь наглядно показал, как под влиянием обстоятельств можно выбрать плохой путь. Виной всему — безвыходное положение.

Глава про капитана Копейкина на первый взгляд не связана с основным повествованием поэмы. У нее свой сюжет и отдельные герои, но в ней идут рассуждения об истинной сущности Чичикова. Именно это и связывает повесть с основной сюжетной линией.

Роль повести о капитане Копейкине заключается в демонстрации равнодушия чиновников. Они черствые, интересы простых солдат им безразличны. Это наглядная иллюстрация выбора жизненного пути. Капитан не имел другой возможности обеспечить себе существование и был вынужден заняться разбоем.

Поэма «Мертвые души занимает особое место в русской литературе. Она повлияла на многих писателей и поэтов. Например, Анатолий Чигалейчик написал стихотворение, где кратко пересказал события повести.

Капитан копейкин краткое содержание. «Повесть о капитане Копейкине»: фольклорные источники и смысл

«Повесть о капитане Копейкине» — вставной эпи-зод в поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголя, посредст-вом которого автор вводит в произведение тему взаи-моотношений «маленького человека» и верховной власти. Капитан Копейкин «после кампании двена-дцатого года. вместе с ранеными прислан был. ». Ос-тавшись инвалидом после войны («ему оторвало руку и ногу»), капитан остался без средств к существова-нию. Отдавший много лет своей жизни служению Ро-дине, Копейкин стал не нужен даже собственной се-мье: «Наведался было домой к отцу, отец говорит: «Мне нечем тебя кормить, я. сам едва достаю хлеб» ». Солдат готов работать, но не может: «только рука-то у него. левая». Остается у него последняя надежда на государя, на его «монаршую милость». Приехав в Пе-тербург, он идет на прием к вельможе, который обна-деживает Копейкина и просит прийти на днях. Этот вельможа — само олицетворение власти, достатка. С неприкрытой иронией Н. В. Гоголь описывает дом, в котором проживает генерал: «Избенка. мужичья: стеклушки в окнах. полуторасаженные зеркала, так что вазы и все, что там ни есть в комнатах, кажутся как бы внаруже. драгоценные мраморы на стенах, металлические галантереи, какая-нибудь ручка у дверей, так что нужно. забежать наперед в мелочную лавочку, да купить на грош мыла, да прежде часа два тереть им руки, да потом уже решишься ухватиться за нее,— словом: лаки на всем такие — в некотором роде умапомрачение».

А уж как «уважают» вельможного чиновника! «Все, что ни было в передней, разумеется, в ту же ми-нуту в струнку, ожидает, дрожит, ждет решенья, в не-котором роде, судьбы». Но все дело в том, что генера-лу безразличны судьбы людей, обращающихся к нему за помощью. Ему не понять Копейкина, который уже голодает и перебивается селедкой или огурцом соле-ным да хлебом. Оголодавший, Копейкин решается «во что бы то ни стало пролезть штурмом» и, дождав-шись вельможу, осмеливается на «грубость»: «Но, ваше высокопревосходительство, я не могу ждать. Как хотите, ваше высокопревосходительство, . не сойду с места до тех пор, пока не дадите резолюцию», вследствие чего рассерженный генерал отправляет его домой «на казенный счет».

Читайте также:  Записки сумасшедшего - краткое содержание повести Гоголя

Почтмейстер говорит о том, что, куда делся Копейкин, неизвестно, но с некоторых пор «появилась в ря-занских лесах шайка разбойников, и атаман-то этой шайки был. не кто другой. ». Рассказ ему не удает-ся закончить, но читатель догадывается, что предво-дителем этой шайки стал капитан Копейкин. Навер-няка она состоит из бедных крестьян, которые грабят богатых на дорогах.

Можно ли осуждать Копейкина за это? Я думаю, нет. Ведь он просил помощи у государственных чи-новников, но они ему отказали, заботясь лишь о своих собственных интересах, с удовольствием, а иногда и обходя закон, помогая только себе подобным (Чичи-кову, например).

Русский народ терпелив и может вынести самые тя-желые испытания, но если довести его до крайности — он способен на многое! Доказательством тому может служить случай, описанный автором в девятой главе поэмы, когда мужики убили заседателя Дробяжкина.

Н. В. Гоголь задумал показать все темные стороны российской жизни в первом томе «Мертвых душ». Од-ной из таких «темных сторон» является произвол и бездушие государственных чиновников. Самое страшное, что с подобным мы встречаемся и по сей день, а бюрократизм современных российских чинов-ников стал притчей во языцех.

/ / / «Повесть о капитане Копейкине» (анализ эпизода поэмы Гоголя «Мертвые души»)

Не для кого ни секрет, что идею создания поэмы « » Гоголю подсказал Пушкин. И нужно отметить, что Гоголь прекрасно справился, реализовав эту идею. В своем произведении автору удалось собрать многие изъяны тогдашней жизни в России и мастерски высмеять их. «Мертвые души» стали классикой русской литературы. Поэма не утратила своей актуальности и в наше время.

Композиция «Мертвых душ» невероятно богата и переполнена всевозможными лирическими отступлениями, ремарками автора, литературными вставками. Но особняком стоит «Повесть о капитане Копейкине». Эта повесть была рассказана почтмейстером чиновникам города «NN».

Сразу стоит отметить, что она сюжетно не связана с основным содержание поэмы. Это отдельное произведение со своими героями и сюжетной линией. Но не случайно включил «Повесть о капитане Копейкине» в основное содержание поэмы. Автор хотел показать нам всю бездушность и бесчеловечность бюрократического аппарата.

Если не вдаваться в подробности, то сюжет «Повести…» сводится к тому, как обычный солдат, который потерял руку и ногу на войне, пытался добиться лучшего положения для себя, но был изгнан и, предположительно, возглавил банду разбойников.

Основное внимание в «Повесть о капитане Копейкине» Гоголь уделяет «вечному» скитанию капитана Копейкина по чиновничьим кабинетам. И, в конечном итоге, не найдя понимания со стороны государственных служащих, он восстает против них.

Также необходимо отметить, что в «Повести о капитане Копейкине» Гоголь не использует портретные элементы. Мы не находим описание главного героя, у него даже нет имени и отчества, а лишь есть военное звание. Чиновник также обезличен. Сначала его называют «государственным человеком», затем – «начальником», позже – «вельможей» или «сановником». Все это делается для того, чтобы максимально обобщить и показать нам отношение бюрократического аппарата к простому человеку.

Кроме того, контраст между простым человеком и «вельможей» подчеркивает описание его дома, к которому «…побоишься просто подойти…» и маленькой комнатушке, которую снял капитан Копейкин.

В «Повести о капитане Копейкине» мы не встречаем лирических отступлений. Свое отношение к происходящим событиям Гоголь вложил в манеру повествования почтмейстера. С его уст этот рассказ звучал словно анекдот, насмешка, казус. Складывалось впечатление, что если бы почтмейстер был бы на месте того вельможи, он поступил также. К сожалению, окружающая его публика была такого же мнения. Этим Гоголь еще раз подчеркнул всю бездушность бюрократического аппарата.

По моему мнению, «Повесть о капитане Копейкине» является своеобразным посланием нерадивым чиновникам. Она предупреждает, что людское терпение небезгранично и в один момент оно может вылиться в народный гнев. Недаром, капитана Гоголь позже называет атаманом, словно напоминая нам о народных восстаниях под предводительством Степана Разина и Емельяна Пугачева.

В поэме Гоголя «Мертвые души» повествуется об афере Чичикова, о мелких интригах и сладкой лжи этого низкого человека. И вдруг читатель доходит до «Повести о капитане Копейкине». Казалось бы, эта история не имеет никакого отношения к действию поэмы. Да и действие поэмы происходит в губернском городе NN и в близлежащих помещичьих имениях, а действие «Повести о капитане Копейкине» – в Петербурге. Но связь, несомненно, имеется.

Эту повесть рассказывает чиновникам почтмейстер в тот момент, когда они решают кто же такой Чичиков. Рассказывает с явным желанием внушить им, что Чичиков и есть Копейкин. Это и есть самая видимая нить, соединяющая «Повесть о капитане Копейкине» с действием поэмы. Если убрать эту повесть из произведения, то, казалось бы, ничего не изменится. Но Гоголь не зря ввел эту повесть в свою поэму.

Читатель на миг отвлекается от повествования, и одно впечатление сменяется другим. Гоголь нарушает связь событий, история о купле – продаже «мертвых душ» нарушается, но в конце повести понимаешь, что писатель продолжил основную тему поэмы о застывшей, омертвевшей человеческой душе. В этом месте тема стала более четкой и яркой.

Капитан Копейкин был участником войны тысяча восемьсот двенадцатого года, потерял в той войне руку и ногу, прибыл в Петербург, чтобы выпросить для себя пенсию. Вот каков Петербург Гоголя: «Ну, можете представить себе: эдакой какой-нибудь, то есть, капитан Копейкин и очутился вдруг в столице, которой подобно, так сказать, нет в мире! Вдруг перед ним свет, так сказать, некоторое поле жизни, сказочная Шехерезада… мосты там висят эдаким чертом, можете представить себе, без всякого, то есть прикосновения, – словом, Семирамида…». Он устроился в недорогой трактир, так как денег на житье у него было очень мало и решил, что пойдет к знатному вельможе на прием. Здесь Гоголь с присущим ему блеском рассказывает и в гротесковой манере высмеивает роскошь и богатство высших чинов: «… какая-нибудь ручка у дверей, так что нужно, знаете, забежать наперед в мелочную лавку, да купить на грош мыла, да прежде часа два тереть им руки, да потом уже решился ухватится за нее…» или еще: «избенка, понимаете, мужичья: стеклышки в окнах, полуторасаженные зеркала, так что вазы и все, что там ни есть комнатах кажутся как бы внаруже, драгоценные мраморы на стен! ах, металлические галантереи…».

Вот туда-то и попал Копейкин на прием и даже получил надежду на решение своего дела: «… без сомнения, вы будете вознаграждены как следует; ибо не было еще примера, чтобы у нас в России человек, приносивший, относительно так сказать, услуги отечеству, был оставлен без призрения!» Но с каждым приходом надежда его таяла, пока его самого не выслали из города. Копейкин-инвалид войны обивает пороги высокой комиссии, прося пенсию, и так и не получает ее. Капитан столкнулся с тупым равнодушием чиновников, с безразличием к своей судьбе. Эти «мертвые души» не хотят видеть в нем человека, пострадавшего на войне, терпеливого, непритязательного и честного: «Нельзя, не принимает, приходите завтра!». Доведенный до отчаяния, Копейкин решает: «Когда генерал говорит, чтобы я поискал сам средств помочь себе… хорошо, найду средства!» Не прошло и двух месяцев, как в рязанских лесах объявилась шайка разбойников «и атаман-то этой шайки был, сударь мой, не кто другой» – нетрудно догадаться, что этокапитан Копейкин. С помощью этой повести Гоголь, как через увеличительное стекло, показал нам жестокость и черствость власть имущих, нежелание последних увидеть боль и горести простого народа, раскрыл нам гнилую сущность чиновничьего аппарата.

Власть государя явление бессмысленное, если он не почувствует, что должен быть образом божьим на земле. Н.В.Гоголь (Из переписки с друзьями).

На первый взгляд, “Повесть о капитане Копейкине” ничем не связана с поэмой Н.В.Гоголя “Мертвые души”: нет переплетения сюжетных линий, отличная от поэмы стилистика, сказочная манера повествования. Но из истории написания поэмы нам известно, что Н.В. Гоголь отказывался публиковать “Мертвые души” без этой повести. Он придавал большое значение этой “малой поэме, вписанной в эпицентр большой”. Так в чем же заключается внутренняя связь повести с поэмой “Мертвые души”, повести трижды переписанной автором под давлением цензуры?

В “Повести о капитане Копейкине” рассказана драматическая история об инвалиде-герое Отечественной войны, прибывшем в Петербург за “монаршеской милостью”. Защищая родину, он потерял руку и ногу и лишился каких бы то ни было средств к существованию. Капитан Копейкин оказывается в столице, окруженной атмосферой враждебности человеку. Мы видим Петербург глазами героя: “Понатолкался было нанять квартиры, только всё кусается страшно…” “Один швейцар уже смотрит генералиссимусом… как откормленный жирный мопс какой-нибудь…” Капитан Копейкин добивается встречи с самим министром, и тот оказывается черствым, бездушным человеком. Копейкина призывают ждать и “наведываться на днях”. И вот, когда терпению героя приходит конец, он приходит еще раз в комиссию с просьбой решить его вопрос, на что высокий начальник вразумляет разбушевавшегося Копейкина: “Не было ещё примера, чтобы у нас в России, приносивший, относительно так сказать, услуги отечеству, был оставлен без призрения”. Вслед за этими совершенно пародийно звучащими словами следует наглый совет: “Ищите сами себе средств, старайтесь сами себе помочь”. Копейкин поднимает “бунт” в присутствии всей комиссии, всех начальников, и его высылают из Петербурга на место жительства.

Гоголь недаром доверяет рассказ о героическом капитане именно почтмейстеру. Самодовольно-благополучный почтмейстер с его косноязычной, величаво-патетической речью еще более оттеняет трагизм той истории, которую столь весело и витиевато он излагает. В сопоставлении образов почтмейстера и Копейкина предстают два социальных полюса старой России. Из уст почтмейстера мы узнаем, что Копейкин, едучи на фельдъегере, рассуждал: “Хорошо, говорит, вот ты, мол говоришь, чтобы я сам себе поискал средства и помог бы; хорошо, говорит, я, говорит, найду средства!”

Рассказывая о том, что слухи о капитане Копейкине, после того, как его выслали из Петербурга, канули в лету, почтмейстер затем добавляет важную многозначную фразу: “Но позвольте, господа, вот тут-то и начинается, можно сказать, завязка романа”. Министр, выслав Копейкина из столицы, думал – тем и делу конец. Но не тут то было! История только начинается. Копейкин еще покажет себя и заставит о себе говорить. Гоголь не мог в подцензурных условиях открыто рассказывать о похождениях своего героя в рязанских лесах, но фраза о завязке романа дает нам понять, что все рассказанное до сих пор о Копейкине – только начало, и самое главное еще впереди. Но идея возмездия в “Повести о капитане Копейкине” не сводится к мести за поруганную справедливость со стороны капитана, обратившего свой гнев на всё “казенное”.

Повесть о героическом защитнике Отечества, ставшем жертвой попранной справедливости, как бы венчает всю страшную картину поместно-чиновно-полицейской России, нарисованную в “Мертвых душах”. Воплощением произвола и несправедливости является не только губернская власть, но и столичная бюрократия, само правительство. Устами министра правительство отрекается от защитников Отечества, от подлинных патриотов, и, тем самым, оно разоблачает свою антинациональную сущность – вот мысль в произведении Гоголя.

“Повесть о капитане Копейкине” – это крик души Гоголя, это призыв к общечеловеческим ценностям, это суд над “мертвыми душами” помещиков, чиновников, высших властей, – над миром, полным равнодушия.

И пророческие слова Гоголя «смеется текущее поколение и самонадеянно-гордо начинает ряд новых заблуждений, над которыми также потом посмеются потомки» и есть суд истории. Презренный смех потомков – вот, что послужит возмездием этому равнодушному миру, который не может ничего изменить в себе даже перед лицом очевидной угрозы бессмысленной и бесплодной своей гибели.

«Повесть о капитане Копейкине» является одной из частей произведения Н. В. Гоголя «Мертвые души», а именно, десятую главу, и представляет собой рассказ одного из героев данного произведения о некоем солдате, по фамилии Копейкин. Почмейстер придумал этот рассказ, чтобы объяснить перепуганным чиновникам губернского города N, кто такой Чичиков, откуда он взялся и с какой целью покупал мертвые души. Это история о солдате, который в войне за отечество потерял руку и ногу, но оказался ненужным своей стране, что привело его к тому, что он стал главарем шайки разбойников.

Основная мысль данной повести в том, что равнодушие и безжалостность иногда не знает границ. Почмейстер, рассказывающий историю бедного солдата, который отдал родине все, но взамен не смог получить даже минимального содержания, желает привлечь к себе внимание и блеснуть образованием и богатством слога. Чиновники же, слушая эту трагическую историю, не ощущают ни малейшего сочувствия к несчастному капитану.

Читать подробнее краткое содержание 10 главы Мертвых душ Гоголя – Повесть о капитане Копейкине

Повесть начинается с того момента, как чиновники, перепуганные и расстроенные, приходят в дом к губернатору, чтобы решить, кто же на самом деле есть Чичиков и зачем он скупал мертвые души. Все чиновники очень боятся ревизии, потому что за каждым из них есть нечистые дела, и они очень не хотели бы, чтобы в город приехали проверяющие. Ведь тогда они рискуют лишиться должностей, а, может, и свободы.

Читайте также:  Майская ночь, или Утопленница - краткое содержание повести Гоголя

Воспользовавшись всеобщим смятением, почмейстер, который считал себя весьма неординарным человеком, предлагает чиновникам свою версию того, кто мог бы быть Чичиков. Все чиновники с интересом слушают, а почмейстер, наслаждаясь всеобщим вниманием, рассказывает.

Почмейстер, обильно уснащая речь различными витиеватыми оборотами речи и присказками, говорит о том, что во время войны России с Наполеоном некий капитан Копейкин получил тяжелое ранение, в результате которого потерял руку и ногу.

Отправившись в отчий дом, солдат встретил нерадостный прием отца, который отказался кормить его, так как «сам едва добывал себе хлеб». Никакой помощи инвалидам войны не оказывалось, поэтому Копейкин сам решил добраться до Петербурга и там просить милости у царя.

Прибыв в Петербург, Копейкин поселился в самом дешевом трактире и на другой день отправился к генералу-аншефу.

Почмейстер рассказывает о том, какая богатая приемная у этого вельможи, какой солидный швейцар стоит в дверях, какие важные просители его посещают, какой он сам величавый и гордый. Чиновники города N с почтением и любопытством внимают рассказу.

Дождавшись выхода генерала, капитан стал просить содержания, поскольку утратил здоровье в войне за отечество. Генерал-аншеф обнадежил его, сказав, что монаршая милость не оставит героев войны, но, так как пока нет распоряжения, то нужно подождать.

Радостный и счастливый, солдат решил, что скоро его участь будет решена в его пользу, и в тот вечер кутнул. Он сходил в ресторан, в театр, и даже было попытался поухаживать за встреченной им женщиной определенного поведения, но вовремя опомнился и решил сначала подождать обещанного пенсиона.

Прошло несколько дней, а денег все не было. Почмейстер в красках рассказывает обо всех соблазнах Петербурга, об изысканные блюдах, которые недоступны Копейкину, но дразнят его глаза через витрину.

Капитан приходит к вельможе снова и снова, а деньги тем временем тают. А от вельможи он слышит только слово «завтра». Копейкин почти голодает, поэтому, отчаявшись, решается пойти к генерал-аншефу еще раз. Вельможа встречает его очень холодно и говорит, что пока государь изволит быть за границей, дело решено быть не может.

Разочарованный и обиженный, Копейкин кричит, что пока не будет распоряжения о пенсии, он не сойдет с места. На что генерал предлагает ему ехать к себе домой и ждать решения там.

Несчастный капитан, в отчаянии забывает себя и требует пенсии. Оскорбившись на эту дерзость, генерал-аншеф предлагает выслать капитана «на казенный счет». И после этого о судьбе несчастного солдата больше никто не слышал.

Вскоре после этих событий в Брянских лесах объявилась шайка разбойников, а капитан Копейкин, по слухам, был их главарем.

По мнению почмейстера, Чичиков был никем иным как капитаном Копейкиным.

Статья: Гоголевская Повесть о капитане Копейкине и ее источники

Гоголевская “Повесть о капитане Копейкине” и ее источники

“Повесть о капитане Копейкине” – неотъемлемая часть “Мертвых душ”. Сам писатель придавал ей особенно большое значение, справедливо видя в ней один из наиболее важных компонентов своей поэмы. Когда “Повесть” капитане Копейкине” была запрещена цензором А. Никитенко (кстати, единственный эпизод в “Мертвых душах”, не пропущенный цензурой), Гоголь с особой настойчивостью боролся за ее восстановление, не мысля своей поэмы без этой повести. Получив из цензуры рукопись “Мертвых душ”, в которой “Повесть о капитане Копейкине” оказалась вычеркнутой, Гоголь с негодованием сообщал Н. Я. Прокоповичу: “Выбросили у меня целый эпизод Копейкина, для меня очень нужный, более даже, нежели думают они (т. е. цензоры. – Н. С.). Я решился не отдавать его никак. Переделал его теперь так, что уж никакая цензура не может придраться. Генералов и всё выбросил и посылаю его к Плетневу для передачи цензору” (письмо от 9 апреля 1842 г.) [1]. В письме к П. А. Плетневу от 10 апреля 1842 г. Гоголь также говорит о том значении, которое он придает эпизоду с Копейкиным: “Уничтожение Копейкина меня сильно смутило! Это одно из лучших мест в поэме, и без него – прореха, которой я ничем не в силах заплатать и зашить. Я лучше решился переделать его, чем лишиться вовсе” [2].

Таким образом, Гоголю эпизод с капитаном Копейкиным был особенно значим для композиции и прежде всего для идейного звучания “Мертвых душ”. Он предпочел переработать этот эпизод, ослабив его сатирическую остроту и политическую тенденцию, с тем чтобы сохранить его в составе своей поэмы.

Почему же писатель придавал такое большое значение этой вставной новелле, казалось бы внешне мало связанной со всем содержанием “Мертвых душ”? Дело в том, что “Повесть о капитане Копейкине” является в известном смысле кульминацией сатирического замысла и одним иа наиболее смелых и политически заостренных эпизодов обличительного содержания “Мертвых душ”. Далеко не случайно она следует в тексте произведения за эпизодами, в которых говорится о проявлении народного недовольства, о крестьянских выступлениях против властей (убийство заседателя Дробяжкина). Историю капитана Копейкина рассказывает почтмейстер чиновникам в момент наибольшего смятения умов, вызванного слухами о покупках Чичикова. Смятение, охватившее провинциальный город, разговоры и рассказы о крестьянских волнениях, страх перед непонятными и нарушающими общественный покой поступками Чичикова – все это великолепно рисует косный и ничтожный мирок провинциального чиновничье-поместного общества, больше всего боящегося каких-либо потрясений и перемен. Поэтому и история капитана Копейкипа, ставшего разбойником в рязанских лесах, лишний раз напоминает о неблагополучии всего общественного уклада, о том подспудном кипении, которое угрожает взрывом.

Но и сама по себе история капитана Копейкина, подобно “Шинели”, содержит резкую критику господствующего режима, протест против бюрократического безразличия к судьбе простого человека. Однако капитан Копейкин отличается от робкого и забитого Башмачкина тем, что пытается бороться за свои права, протестует против несправедливости, против бюрократического произвола. История капитана Копейкина широко раздвигает рамки провинциально-крепостнической действительности, которая показана в “Мертвых душах”, вовлекая в круг изображения “всей Руси” столицу, высшие бюрократические сферы. Осуждение несправедливости и беззакония всей государственной системы, вплоть до царя и министров, находит здесь яркое воплощение.

Изучая повесть, мы, естественно, обращаемся к ее первоначальной редакции, поскольку Гоголю пришлось переработать ее в силу цензурных причин, вопреки своему желанию. “Я выбросил весь генералитет, характер Копейкина означил сильнее, так что теперь видно ясно, что он всему причиною сам и что с ним поступили хорошо”, – сообщал Гоголь в цитированном уже письме П. А. Плетневу. В подцензурной редакции Гоголь вынужден был не только снять упоминание о министре, с таким бюрократическим равнодушием отнесшемся к судьбе капитана (речь идет о “начальнике комиссии”), но и иначе мотивировать протест Копейкина, его требование пенсиона: это теперь объяснено желанием Копейкина “съесть котлетку и бутылку французского вина”, т. е. стремлением к роскошной жизни – тем, что он “привередлив”.

В первоначальной редакции (включаемой ныне во все издания “Мертвых душ”) капитан Копейкин наделен иными чертами. Это боевой офицер, которому на войне 1812 г. оторвало руку и ногу. Лишенный средств к существованию (даже отец отказывается его содержать), он отправляется в Петербург просить “монаршей милости”. Гоголь, хотя и словами почтмейстера, описывает Петербург как средоточие роскоши, всяческих соблазнов: “Семирамида, судырь, да и полно! Понатолкался было нанять квартиры, только все это кусается страшно: гардины, шторы, чертовство такое, понимаете, ковры – Персия целиком: ногой, так сказать, попираешь капиталы. Ну, просто, то есть, идешь по улице, а уж нос твой так и слышит, что пахнет тысячами; а у моего капитана Копейкина весь ассигнационный банк, понимаете, состоит из каких-нибудь десяти синюх”. Здесь, как и в петербургских повестях, Петербург предстает как место сосредоточения богатства, “капитала”, которым владеют немногие счастливцы, тогда как бедняки ютятся в трущобах, в грязных углах. Это город резких социальных контрастов, город чиновных тузов и богатеев. Это Петербург “Шинели”, “Невского проспекта”, “Носа”.

Капитан Копейкин сталкивается с равнодушием и бюрократическим издевательством над маленьким человеком не только со стороны “значительного лица”, но и самого министра, олицетворяющего и возглавляющего весь административный аппарат царизма. Министр стремится отделаться от Копейкина незначащими обещаниями и посулами: “Вельможа, по обыкновению, выходит: “Зачем вы? Зачем вы? А!” говорит, увидевши Копейкина: я ведь я уже объявил вам, что вы должны ожидать решения”. – “Помилуйте, ваше высокопревосходительство, – не имею, так сказать, куска хлеба. ” – “Что же делать? Я для вас ничего не могу сделать; старайтесь помочь себе сами, ищите сами средства””. Как видим, сцена эта во многом напоминает объяснение Акакия Акакиевича со значительным лицом. Не случайно “Шинель” писалась примерно в то же время, когда заканчивался первый том “Мертвых душ”. Тема несправедливости социальных отношений, глубоко волновавшая Гоголя, решалась им в демократическом плане, в плане гуманистического протеста против сильных и богатых хозяев жизни. Отсюда и эти элементы общности между “Шинелью” и “Мертвыми душами”, важность для Гоголя эпизода с капитаном Копейкиным.

Но капитан Копейкин не робкий и униженный Акакий Акакиевич.

Он тоже хочет проникнуть в мир счастливцев, обедающих в “Лондоне”, закусывающих “у Палкина”, возбужден соблазнами роскоши, встречающейся на каждом шагу. Он мечтает с получением пенсии зажить обеспеченной жизнью. Поэтому неопределенные обещания о “завтра”, которыми его обнадеживает министр, вызывают его протест: “. можете вообразить себе, каково его положение: тут, с одной стороны, так сказать, семга и ар€уз, а с другой-то ему подносят все одно и то же блюдо: “завтра”.

В ответ на “дерзкое” заявление Копейкина, что он не сойдет с места, пока не будет наложена резолюция на его прошение, разгневанный министр приказывает отправить Копейкина “за казенный счет” на “место жительства”. Высылаемый в сопровождении фельдъегеря “на место”, Копейкин рассуждает сам с собой: “Когда генерал говорит, чтобы я поискал сам средств помочь себе, – хорошо, говорит, “я”, говорит, “найду средства”. Куда именно привезли Копейкина, по словам рассказчика неизвестно, но не прошло и двух месяцев, как появилась в рязанских лесах шайка разбойников, атаманом которой был капитан Копейкин.

Такова история капитана Копейкина, переданная почтмейстером. Версия, что Чичиков и есть капитан Копейкин, возникла потому, что чиновники заподозрили Чичикова и в делании фальшивых ассигнаций, и в том, что он “переодетый разбойник”. Капитан Копейкин выступает мстителем за несправедливое к нему отношение и в разгоряченном сознании провинциальных чиновников предстает как угроза их благополучию, как страшный разбойничий атаман. Хотя сообщение почтмейстера выдержано в стиле комического сказа, история капитана Копейкина врывается в повседневную обывательскую жизнь чиновников как “напоминание о враждебной им, бурлящей, чреватой опасностями и мятежами народной стихии.

В силу всего этого происхождение образа капитана Копейкина представляет особый интерес. Совсем недавно итальянским исследователем Гоголя профессором Леоне Пачини Савой .было высказано предположение о том, что Гоголь мог быть знаком с анекдотом о “капитане Копекникове” [3], сохранившимся в бумагах семьи д’Аллонвилль и опубликованном в 1905 году французской журналисткой Дариа Мари в “Revue des etudes franco-russes”. Этот “анекдот”, как справедливо указывает Л. Пачини, несомненно представляет какую-то литературную обработку популярной истории о “благородном разбойнике” [4]. (Кое в чем он перекликается с украинскими “анекдотами” – преданиями о Гаркуше, послужившими, в частности, основой для романа земляка Гоголя В. Т. Нарежного “Гаркуша”, 1824.) Действие в “Русском военном анекдоте”, опубликованном Д. Мари, происходит на Украине, и в общих чертах начало этого “анекдота” напоминает историю капитана Копейкина. В нем рассказывается о встрече двух ветеранов войны 1812 г. – солдата и офицера, причем офицер сообщает солдату, спасшему ему жизнь, что он был тяжело ранен и, выздоровев, обратился с просьбой о пенсии. В ответ на просьбу он получил отказ от самого графа Аракчеева, подтвердившего, что император ничего не может ему дать. Дальше повествуется о том, как офицер собирает “шайку” разбойников из местных крестьян, призывая их к мщению, к борьбе за восстановление справедливости.

Речь этого офицера к крестьянам обладает всеми характерными чертами романтического стиля и идеологии (“Друзья мои, в равной степени гонимые судьбой, у нас с вами одна цель – месть обществу”). Этот литературный характер “анекдота”, его стиль, весьма далекий от фольклора, еще больше подтверждает предположение о литературном, а не народном, фольклорном его характере.

Однако вполне возможно, что эта литературная обработка, фактически представляющая собой довольно объемистую “разбойничью повесть”, написанную в сентиментально-романтической манере [5], восходит, в свою очередь, к подлинно фольклорным анекдотам и преданиям о разбойнике Копейкине. Это тем более вероятно, что герой “анекдота” назван “Копекников”: тут мы имеем дело, очевидно, с французской транскрипцией фамилии “Копейкин”. Маловероятно, чтобы Гоголь знал непосредственно этот “Русский военный анекдот”, сохранившийся в бумагах маршала Мюнниха, опубликованный лишь в 1905 г. и скорее всего являющийся в свою очередь самостоятельной авторской обработкой какого-то действительного анекдота или предания.

Допуская вероятность знакомства Гоголя с подлинным народным “анекдотом” о капитане Копейкине (конечно, не в его литературной обработке, как это сделано в публикации Дариа Мари), следует учесть во всем объеме еще необследованный фольклорный материал, связанный с его именем. Весьма существенно то обстоятельство, что образ капитана Копейкина несомненно восходит к фольклору, к разбойничьей песне о Копейкине (“Копейкин со Степаном на Волге”). Эта песня записана П. Киреевским в нескольких вариантах со слов Языкова, Даля и др. Приводим запись, сделанную В. Далем:

На славныем на устьеце Черноставском

Собирается собраньице молодецкое:

Собирается добрый молодец, вор Копейкин,

И со малыим со названыим братцем со Степаном.

Вечеру вор Копейкин позже всех спать ложится,

По утру раньше всех пробуждается,

Со травоньки – со муравыньки росой умывается,

Лазоревыми алыми цветочками утирается,

И на все, на четыре сторонушки сам богу молится,

Ссылка на основную публикацию