Вечер накануне Ивана Купала – краткое содержание рассказа Гоголь

Краткое содержание Вечер накануне Ивана Купала Гоголя для читательского дневника

С первых страниц рассказа перед нами предстает бедный юноша Петрусь, влюбленный в Пидорку.

Однако ее отец не желает отдавать замуж свою дочь за малообеспеченного парня, тем более он был у казака работником. И с недавнего времени к Коржу стал приходить в гости зажиточный господин. Пидорка через своего братишку передает Петрусю, что ее собираются сосватать за богатого человека. Чтобы жениться на любимой Петрусь прибегает к услугам колдуна, который не посещал в праздники церковь, а девушкам преподносил презенты, наводящие на них ужас по ночам. Басаврюк советует ему сходить ночью в чащу и найти цветущий папоротник, который укажет юноше спрятанные сокровища.

Накануне праздника, поздним вечером, они вместе отправляются в лес, где Петрусь, дрожа от страха, срывает чудесный цветок. Вдруг перед ним появляется безобразная колдунья, поставившая перед ним условие: молодой человек только тогда сможет получить сокровища, если он убьет в лесу младшего брата девушки. Он отказывается, но испугавшись того ,что никогда не сможет быть вместе с Пидоркой, уничтожает дитя. Сгубив Ивася, разум у молодого человека помутился. Он стремительно бросается из леса и впадает в двухдневную спячку.

Проснувшись, Петрусь не может ничего вспомнить, и к великой радости он замечает целых два мешка с драгоценностями. Он относит все это Коржу, и тот закатывает роскошную свадьбу. Но никто на пиру не видел Ивася. Сельчане поговаривали, что он был украден бродячими цыганами. И, самое интересное, не может новобрачный вспомнить, как выглядит брат Пидорки.

Прошло немного времени. Молодые люди стали жить в достатке, но односельчане говорили, что добро – это бесовских рук дело. Петрусь каждый день сидел перед окном и старался припомнить, что с ним произошло, но все было безрезультатно. Так прошел год. Парень совсем стал диким, страшным и злым из-за того, что не может вспомнить происшедшее с ним. Тогда уставшая Пидорка привозит знахарку издалека как раз на праздник Иваны Купалы. И как только ее супруг увидел старуху, он узнал ее и тут же ударил топором, но вместо нее появился Ивась, весь в крови, освещавший всю избу. Пидорка от страха убежала из дома. Когда люди ворвались в дом, то вместо Петруся они увидели горсть пепла, а в мешках лежали битые черепки. После случившегося Пидорка ушла в монастырь, а в селе вновь объявился Басаврюк, который продолжал делать зло людям.

Рассказ учит нас тому, что любые деньги нужно зарабатывать честным трудом. Богатство, полученное обманным путем, к хорошему никогда не приведет.

Читать краткое содержание Вечер накануне Ивана Купала. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Гоголь. Краткие содержания произведений

  • Вечер накануне Ивана Купала
  • Вечера на хуторе близ Диканьки
  • Вий
  • Женитьба
  • Заколдованное место
  • Записки сумасшедшего
  • Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка
  • Игроки
  • История создания повести Тарас Бульба
  • История создания Ревизора
  • Коляска
  • Майская ночь или Утопленница
  • Мертвые души
  • Мертвые души история создания
  • Мертвые души по главам
  • Миргород
  • Невский проспект
  • Нос
  • Ночь перед рождеством
  • Петербургские повести
  • Повесть о капитане Копейкине
  • Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем
  • Портрет
  • Пропавшая грамота
  • Ревизор
  • Рим
  • Сорочинская ярмарка
  • Старосветские помещики
  • Страшная месть
  • Тарас бульба
  • Шинель

Картинка или рисунок Вечер накануне Ивана Купала

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

У полярных берегов жил Киш. Ему было тринадцать лет. Жил он с матерью в бедной хижине. Его отец, желая накормить голодных соплеменников, погиб, сражаясь с медведем.

Летом Аля Амосова, главная героиня книги, приехала в родную деревню Летовку к своей тетке Анисье. Год назад она приезжала хоронить мать и с тех пор здесь не бывала.

Герою рассказа, мальчику Юре, на тот момент было пять лет. Он жил в деревне. Как – то раз Юра вместе со своей мамой отправились в лес по ягоды. В то время была пора земляники.

Летом я жил на берегу реки в доме доктора. Однажды доктор возвращался домой с работы и подобрал слепого пса. Он помыл его, накормил, дал прозвище Арктур и оставил у себя жить. Пес любил гулять со мной по берегу реки.

Известнейший во всем мире американский писатель Рэй Дуглас Брэдбери неспроста почитается вот уже который год, ведь его творчество в самом деле отличается определенной идеей и формой подачи для читателя.

Краткое содержание Гоголь Вечер накануне Ивана Купала

Жуткую быль поведал дед Фомы Григорьевича. А ему все рассказала родная тетка. История эта столетней давности. В ту пору села еще не было, был нищий хутор.

Повадился на хутор дьявол в образе человеческом, Басаврюк. Пил, гулял, дарил гостинцы девчатам. Только от подарков были проблемы – бусы душили ночью, снились кошмары, да и казалась ночью всякая нечисть в хате. А отделаться от презентов не выходило – они назад как завороженные возвращались.

У зажиточного казака Коржа была дочь Пидорка и батрак Петрусь Безродный. Пидорка и Петрусь влюбились. Корж застал их при поцелуе, хотел побить наймита, но упросил за него малый брат девушки, Ивась.

К Коржам начал ходить зажиточный лях. Отец стал готовить свадьбу дочки и ляха. Ивась сообщил Петру об этом.

Петр с горя напился в шинке. Басаврюк решил ему помочь, если парень пообещает выполнить одно желание нечистого. Петр согласился.

Басаврюк привел хлопца в лес и помог найти цветок папоротника. С цветком в руке он увидел сначала избушку Бабы Яги, потом превращения: собаки – в кошку, кошки – в ведьму. Колдунья пошептала на цветок и поплыл цветок по воздуху, упал на землю. В том месте сказала старуха копать. Петр раскопал клад в железном ларце. Но клад убегал ниже в землю. Ведьма возжелала крови людской. Привела малое дитя, дала нож и приказала отделить голову. Петр поднял простыню и узнал в мальце Ивася. Парень не хотел, но увидев золото, открывшееся в сундуке, убил Ивася. Ведьма выпила крови…

Как полоумный, Петр прибежал домой и свалился там. Пришел в себя через двое суток. Возле него было два мешка с золотом.

Выяснилось, что пропал Ивась, причем в день договора Петра с Басаврюком. Пидорку отдали замуж за Петруся. Жили они в достатке.

Спустя месяц Петр изменился – усох и стал блеклым. Все силился что-то вспомнить. Хирел на глазах. Через полгода от переживаний за него и Пидорка стала вянуть.

В канун праздника Ивана Купала Пидорка привела к мужу колдунью из Медвежьего оврага. Петр узнал в ней ведьму и хотел убить топором. Вместо нее показалось дитя – Ивась, весь в крови. В ужасе Пидорка выбежала из дома. Когда сбежались люди на ее крики, в хате был дым, а вместо Петра – горстка пепла, вместо золота – глиняные черепки.

Пидорка ушла на богомольство. Хутор забросили. В селе рядом тоже были случаи чертовщины.

В этой были поднята тема раскаяния за грехи.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Гоголь. Все произведения

  • Вечер накануне Ивана Купала
  • Вечера на хуторе близ Диканьки
  • Вий
  • Девяносто третий год
  • Женитьба
  • Заколдованное место
  • Записки сумасшедшего
  • Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка
  • Игроки
  • История создания комедии Ревизор
  • История создания повести Тарас Бульба
  • История создания поэмы Мертвые души
  • Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем
  • Коляска
  • Король забавляется
  • Майская ночь или Утопленница
  • Мёртвые души
  • Мертвые души по главам
  • Миргород
  • Невский проспект
  • Нос
  • Ночь перед Рождеством
  • Петербургские повести
  • Повесть о капитане Копейкине
  • Портрет
  • Пропавшая грамота
  • Ревизор
  • Рим
  • Сорочинская ярмарка
  • Старосветские помещики
  • Страшная месть
  • Тарас Бульба
  • Шинель

Вечер накануне Ивана Купала. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Верховецкий Степан Трофимович – взрослый человек, который сохранил в себе детскую наивность. После того, как он похоронил двоих жен, он согласился на то, чтобы стать наставником одному мальчику по имени Николай

Налетевший ураган уносит прямо в домике, не успевшую спрятаться в подвал, девочку Дороти и её собачку. Домик был перенесён в волшебную страну Оз, где жителями были Жевуны.

Ги де Мопассан относится к числу гениальных мастеров литературного слова. Произведения французского писателя получили огромный успех у читателей нашей страны.

Все начинается в Гололобовской шахте с шестичасового свистка. Сотни две человек толпятся у входа в ламповую. После осмотра люди проходят в “галерею”, где и происходит обмен сменами и поднятие угля наружу.

В книге рассказывается о нелегкой жизни молодого музыканта Кристофа Крафта. Мальчик родился в семье музыкантов и имел прирожденный талант к музыке.

Вечер накануне Ивана Купала

Дьячок Фома Григорьевич уж некогда рассказывал эту быль, и некий «панич в гороховом кафтане» успел уж выпустить ее книжечкой, однако пересказ сей настолько не удовлетворил автора, что он взялся рассказать эту быль снова, как должно, а добросовестный пасичник — в точности передать его слова.

История, услышанная дьячком от собственного деда (славного тем, что в жизнь свою он никогда не лгал) и многие детали которой принадлежали дедовой тётке, содержавшей в то время шинок, — произошла лет за сто до того, на месте Диканьки, бывшей тогда «самым бедным хутором». Всякий народ шатался вокруг, многие без делу, и среди них Басаврюк, «дьявол в человеческом образе». В церковь он не ходил и на Светлое Воскресенье, а красным девушкам дарил подарки, давившие их, кусавшие и навевавшие всякие ужасы по ночам. Меж тем в селе жил козак Корж с красавицей дочкой, и был у него работник Петрусь, по прозванью Безродный. Приметив однажды, что молодые люди любят друг друга, старый Корж едва не побил Петруся, и только слезы шестилетнего Пидоркиного брата Ивася спасли бедного парубка: Петрусь был изгнан. А вскоре к Коржу повадился какой-то лях, «обшитый золотом», и вот уж все идёт к свадьбе. Пидорка посылает Ивася сказать Петру, что скорее умрёт, чем пойдёт за ляха, и, когда потрясённый Петрусь заливает горе в шинке, к нему подходит Басаврюк и предлагает несметные богатства за безделицу, за цветок папоротника. Они уславливаются встретиться в Медвежьем овраге, ибо только одну эту ночь, накануне Ивана Купала, цветёт папоротник. В полночь они пробираются топким болотом, и Басаврюк указывает Петрусю три пригорка, где будет множество цветов разных, а сорвать должно лишь папоротник и держать его не оглядываясь. Все, как ведено, делает Петро, хоть и страшно ему, что за цветком тянутся сотни мохнатых рук, а позади него что-то движется беспрестанно. Но сорван цветок, и на пне появляется недвижный и синий, как мертвец, Басаврюк, оживающий лишь от страшного свиста. Он велит Петрусю во всем слушаться той, что перед ними станет. Вдруг является избушка на курьих ножках, и выскочившая из неё собака превращается в кошку, а затем в безобразную ведьму. Она шепчет что-то над цветком и велит Петру бросить его — цветок плывёт огненным шаром среди мрака и падает на землю вдалеке. Здесь, по требованию старухи, Петрусь начинает копать и находит сундук, но позади раздаётся хохот, а сундук уходит в землю, глубже и глубже. Сказав, что надобно достать крови человеческой, ведьма подводит дитя лет шести под белою простынёю и требует отсечь ему голову. Срывает Петрусь с ребёнка простыню и, видя маленького Ивася, бросается на старуху и заносит уж руку. Но помянул Басаврюк Пидорку, а ведьма топнула ногой, — и стало видно все, что ни было в земле под тем местом, где они стояли. И помутился ум Петруся, «и безвинная кровь брызнула ему в очи».

Тут начался подлинный шабаш, Петрусь бежит, все вокруг кажется ему словно бы в красном свете, в доме своём падает он и спит два дня и две ночи без просыпа. Пробудившись, не помнит Петрусь ничего, даже найдя в ногах своих два мешка с золотом. Он несёт мешки Коржу, и тот закатывает такую свадьбу, что и старики не упомнят подобной. Одного Ивася нет на той свадьбе, украли его проходившие мимо цыгане. Чудно Пидорке, что не помнит Петрусь и лица ее меньшого брата. Но ещё чего-то важного не может вспомнить Петрусь и день за днём сидит, припоминая. Уж к каким знахарям ни обращалась Пидорка — все без толку.

И лето прошло, и осень, и зима, — страшен Петрусь, и одичал, и злится, а все мучится тщетным своим припоминанием. И решается несчастная Пидорка на последнее средство — привести из Медвежьего оврага колдунью, что умеет лечить все болезни, — и приводит ее ввечеру накануне Купала. И вглядевшись, все вспомнил Петрусь, захохотал и пустил топором в старуху. И явилось вместо старухи дитя, накрытое простынёю. Узнает Пидорка Ивася, но, весь покрывшись кровью, он освещает хату, и Пидорка в страхе убегает. Когда же высаживают сбежавшиеся люди дверь, уж никого нет в хате, лишь горстка пепла вместо Петруся, а в мешках — битые черепки. Пидорка уходит на богомолье в Киев, в лавру. Явился вскоре Басаврюк, но все сторонятся его (ибо поняли, что человеческий облик он принимал, чтоб отрывать клады, а молодцев приманивал, поскольку клады не даются нечистым рукам), а тётка дьячкова деда так далее оставляет прежний свой шинок на Опошнянской дороге, чтоб перебраться в село. За то Басаврюк и вымещает злобу на ней и других добрых людях долгие годы, так что и дьячков отец помнил ещё его проделки.

Читайте также:  Вечер накануне Ивана Купала - краткое содержание рассказа Гоголь

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Энциклопедия сказочных героев

Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.

воскресенье, 20 октября 2019 г.

Гоголь Н. “Вечер накануне Ивана Купала”

Жанр: мистическая повесть

Главные герои сказки “Вечер накануне Ивана Купала” и их характеристика

  1. Петр-Петрусь. Сирота, бедняк, красивый молодой человек.
  2. Пидорка. Дочь Коржа. Красавица.
  3. Корж. Богатый казак. Жадный.
  4. Ивась. 6 лет. Младший брат Пидорки.
  5. Басаврюк. Дьявол в человеческом образе.

План пересказа сказки “Вечер накануне Ивана Купала”

  1. Обида дьяка
  2. Петрусь и Пидорка
  3. Роковой поцелуй
  4. Угроза Коржа
  5. Пьянство Петруся
  6. Предложение Басаврюка
  7. Цветок папоротника
  8. Ведьма и колдовство
  9. Сундук под землей
  10. Ивась
  11. Убийство
  12. Золото
  13. Свадьба
  14. Дикий Петрусь
  15. Снова ведьма
  16. Расплата

Кратчайшее содержание сказки “Вечер накануне Ивана Купала” для читательского дневника в 6 предложений

  1. Жил в селе бедный парень Петрусь, который влюбился в дочь своего хозяина Пидорку.
  2. Прогнал Корж Петруся, а Пидорку замуж за ляха хотел выдать.
  3. Запил Петрусь, но нашел его Басаврюк и помощь свою предложил.
  4. Нашел Петрусь цветок папоротника и указал тот место клада.
  5. Но пришлось Петрусю убить Ивася, после чего женился он на Пидорке.
  6. Вспомнил Петрусь свое преступление и сгорел без остатка, а Пидорка монашкой стала.

Главная мысль сказки “Вечер накануне Ивана Купала”
Ни в каком деле дьявол не может быть помощником.

Чему учит сказка “Вечер накануне Ивана Купала”
Повесть учит беречь свою душу и никогда не слушать обещаний дьявола. Учит быть честным и добрым, принимать все, что назначено судьбой. Учит не поддаваться пьянству и жажде наживы. Учит тому, что от денег все беды.

Отзыв на сказку “Вечер накануне Ивана Купала”
Это очень интересная и даже страшная повесть. Петрусь был в отчаянии и только поэтому согласился на предложение дьявола-Басаврюка. Но когда он увидел золото, разум его совсем оставил. Петрусь совершил страшное и был справедливо наказан. Но все беды молодых людей случились даже не из-за дьявола, а из-за жадности Коржа.

Пословицы к сказке “Вечер накануне Ивана Купала”
Убогая гордость – дьяволу потеха.
Через золото слезы льются.
Не было печали – черти накачали.
Было бы болото, а черти будут.
Жадность всякому горю начало.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки “Вечер накануне Ивана Купала”
Дьячок Фома Григорьевич страсть как не любил пересказывать уже рассказанные истории. Однажды, панич привез на хутор книжку, в которой была напечатана одна из историй Фомы Григорьевича. Но когда ее начали читать, дьячок заругался и сказал, что все было не так. Он начал рассказывать правдивую историю.
Дед дьячка умел хорошо рассказывать чудные истории, от которых у слушателей вставали дыбом волосы.
Лет сто назад, на месте богатого села стоял бедный хутор, а вокруг шлялось много лихоимцев. Часто появлялся в селе и дьявол в человеческом образе – Басаврюк, который любил погулять и надарить красным девкам подарков. Брали их неохотно, но если уж взяли, то отвязаться от бесовского подарка было невозможно – бросишь перстень в воду, а он обратно плывет в руки.
Местный поп, Афанасий, объявил, что всякого, кто будет знаться с Басаврюком, будет считать врагом христианской церкви и католиком.
В этом селе жил бедный работник Петр Безродный, который работал у казака Коржа. Был Петр сиротой и таким красавцем, что будь он богаче, отбоя от девок у него не было бы.
А у Коржа была дочь красавица, Пидорка, которой полюбился Петрусь. И вот раз, когда они целовались, этот поцелуй заметил Корж. Старый казак сразу схватился за нагайку, но Петруся спас маленький Ивась, брат Пидорки. Тогда Корж просто выгнал парубка, запретив ему приближаться к Пидорке. А сам стал готовить свадьбу Пидорки и богатого ляха.
Узнав о том, окаменел с горя Петрусь и пошел в шинок, напиться. Там его и подловил Басаврюк и предложил кучу золота за одно простое дело. Не долго думая, Петрусь ударил по рукам, и Басаврюк сказал, что ждет его в эту ночь, накануне Ивана Купала, в Медвежьем овраге. Ведь только в эту ночь зацветает папоротник.
Пришел ночью Петрусь в овраг, а Басаврюк уже там. Отвел парубка к трем пригоркам и велел ждать, когда папоротник зацветет, потом рвать цветок и не оглядываться.
На пригорках цветов дивных много, но вот загорелась красная звездочка – зацвел папоротник. Сорвал цветок Петрусь, принес Басаврюку, а тот сказал делать то, что красавица скажет. И тут появилась избушка на курьих ножках, а оттуда черная кошка выскочила, на Петруся бросилась.
Но Басаврюк обругал кошку и превратилась та в сморщенную старушку. Взяла она цветок и стала колдовать. А от цветка красная звездочка отделилась и место, где клад спрятан, указала.
Стал Петрусь копать, до сундука добрался, а сундук в руки не дается, в землю уходит.
И сказал Басаврюк, что нужно кровь невинную пролить. И появился перед Петрусем Ивась. Обезумел Петрусь, хотел с ножом на ведьму броситься, но Басаврюк крикнул и явились вокруг сундуки с золотом. Помутилось в голове у Петруся и ударил он ножом безвинное дитя. Начался вокруг шабаш чудовищ и ведьм, а Петрусь домой побежал, и как мертвый упал.
Очнулся Петрусь через два дня. В углу два мешка золота стоят, но что было в ту ночь не может вспомнить.
Увидел Корж золото, сразу отказал ляху и выдал Пидорку за Петруся. Но не тот стал Петрусь, сидит, молчит, все вспомнить что-то пытается. Как ни пыталась его Пидорка излечить, ничего не помогало.
Год прошел, сидит Перусь над своим золотом, волосами оброс, в бешенство впадает. А Пидорка исчахла, не узнать былую красавицу. И решила позвать Пидорка колдунью,что возле Медвежьего оврага жила. Как увидел Петрусь колдунью, вспомнил все, засмеялся дико и бросил в ведьму топор. Исчезла ведьма, а посреди избы окровавленный Ивась появился.
Испугалась Пидорка, выбежала на улицу, а когда опомнилась, поздно было. На месте Петруся лишь горстку пепла нашли, а вместо золота – битые черепки.
После этого ушла Пидорка на богомолье и рассказывали, что появилась в дальнем монастыре монашка, на ту девушку похожая.
А Басаврюка все сторонится стали, даже в село новое переехали. Но долго еще Басаврюк своим проделками пугал честных людей.

«Вечер накануне Ивана Купала. Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви» — краткое содержание и пересказ повести Н. В. Гоголя

Здесь даны основные сведения о повести Н. В. Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала. Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви», представлено её краткое содержание для читательского дневника и более подробный пересказ. Также дана краткая характеристика главных героев и других персонажей. В конце статьи указаны темы и идея этой повести.

Краткие сведения о произведении

«Вечер накануне Ивана Купала. Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви» является повестью из первой книги Николая Васильевича Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Впервые была опубликована в 1830 году в журнале «Отечественные записки».

Главные герои повести

  • Петро — бедный парень, работник казака Коржа, влюблён в его дочь.
  • Пидорка — дочь Коржа, красивая девушка, влюблённая в Петра.

Другие персонажи

  • Корж — богатый казак.
  • Ивась — шестилетний сын Коржа, добрый мальчик.
  • Басаврюк — человек, которого сельчане считают дьяволом в человеческом образе.
  • Ведьма — злобная колдунья.

Краткое содержание для читательского дневника

Дьячок рассказал своим слушателям о чудном деле, о котором поведал ему дед. Раньше на месте села стоял хутор, на нём часто появлялся и пьянствовал Басаврюк. Это был дьявол в образе человека.

У казака Коржа была дочка-красавица, Пидорка. Её полюбил Петро, работник Коржа, но отец девушки решил выдать её за богатого ляха.

Узнав об этом от Ивася, шестилетнего брата девушки, Петро пошёл с горя в шинок и встретил там Басаврюка. Тот пообещал много денег за одно дело. Следующим вечером, накануне праздника Ивана Купала, они пошли по болотам. Велел Басаврюк Петру сорвать папоротник, как только он зацветёт. Когда Петро сорвал цветок, вокруг всё зашумело. Показалась избушка, из неё выбежала собака, превратилась она в кошку, а кошка — в старуху. Басаврюк сказал Петру слушаться её. Указала ведьма парню в земле клад, но сундук нельзя было достать, так как он уходил всё глубже. Старуха сказала, что клад Петро получит, если достанет человеческую кровь, и подвела к нему мальчика Ивася. Петро ударил его ножом, и ведьма выпила кровь Ивася. Петро прибежал домой. Проспав двое суток, он ничего не помнил и, увидев мешки с золотом, не понял откуда они.

Корж, узнав, что его работник разбогател, отдал ему дочь в жёны. Вскоре Петро стал не в себе: молчал, смотрел на мешки с золотом и всё хотел что-то вспомнить. Уговорила жена колдунью помочь Петру, но тот, увидев старуху, крикнул, что вспомнил, метнул в неё топор, но не попал. Ведьма исчезла, а в хате стоял Ивась. Сестра кинулась к брату, но тут хата осветилась красным светом от крови, которой покрылся мальчик. В испуге Пидорка выбежала в сени, а когда хотела вернуться, чтобы помочь брату, дверь не открылась. Сбежались люди, высадили дверь. В хате никого не было, только дымился пепел на месте, где стоял Петро. В мешках же были черепки.

Пидорка ушла на богомолье и не вернулась больше в хату. А Басаврюк объявился в тот же день, когда исчез Петро. Люди поняли, что это сатана, принимающий облик человека. Чтобы завладеть кладами, которые не даются нечистой силе, он заманивает хлопцев. Хуторяне переселились в село, но Басаврюк и там пугал их.

Сейчас в селе всё спокойно, но иногда слышно, как в старом шинке при дороге всхлипывает чёрт.

Краткий пересказ

Фома Григорьевич очень не любил одно и то же рассказывать, всегда что-нибудь добавлял новое или переделывал старый рассказ. Приехал как-то панич, который когда-то выспрашивал у Фомы Григорьевича об этой истории, показал книжку, где она была напечатана.

Рассказчик стал читать, так как у Фомы Григорьевича оказались неисправными очки. Через некоторое время он остановил чтеца, сказал, что всё написано неправильно, и стал рассказывать эту историю.

Дед Фомы Григорьевича любил рассказывать внукам про разные старинные чудные дела. Говорил он, что раньше на месте села был бедный хутор, на котором часто появлялся дьявол в образе человека. Он пьянствовал, а затем исчезал. Звали его Басаврюк, в церковь он не ходил, а если кому-нибудь дарил подарки, того человека начинала донимать нечистая сила.

У казака Коржа в селе был работник Петро Безродный. Однажды увидел Корж, как Петро поцеловал его дочку-красавицу Пидорку, хотел отстегать его ногайкой, но шестилетний сын его, Ивась, заступился за Петра.

Повадился к Коржу ходить какой-то лях. Попросила Пидорка Ивася сбегать к Петру, сказать, что отец неволит идти замуж за ляха и что она хочет умереть. Услышав от Ивася всё это, Петро с горя пошёл в шинок и встретил там Басаврюка. Тот показал полный кошелёк червонцев и обещал отдать их лишь за одно дело. Сказал, что Петро поспел вовремя, так как завтра Иван Купала, когда папоротник только этой ночью цветёт, и сказал, что будет ждать его в полночь в овраге.

Пошли они ночью по болотам, сказал Басаврюк идти на пригорок и сорвать папоротник, когда зацветёт. Так и сделал Петро. Послышался свист, зашумели травы и деревья. Басаврюк сказал, что воротилась яга и чтобы Петро слушался её во всём. Показалась тут избушка, из неё выбежала чёрная собака, оборотилась в кошку и кинулась на них. Затем превратилась в старуху, согнутую в дугу. Ведьма схватила цветок, пошептала над ним, отдала Петру и велела бросить его. Цветок плавал по воздуху, затем упал на землю. «Здесь,» — сказала старуха. Басаврюк дал Петру заступ, велел копать и взять себе всё золото из клада. Раскопал Петро сундук, хотел его достать, но он уходил всё глубже в землю. Ведьма сказала, что не видать Петру золота, пока не достанет он человеческой крови, и подвела к нему Ивася. Хотел Петро ножом ударить ведьму, но она топнула, земля стала прозрачной, и все сокровища под ней стало видно. Помутился ум у Петра и ударил он ножом Ивася. Ведьма стала пить кровь из обезглавленного трупа, а вокруг скакали чудища. У Петра в голове всё пошло кругом, прибежал он в свою лачугу, повалился и спал двое суток без просыпу.

Читайте также:  Мильон терзаний - краткое содержание статьи Гончарова

Очнувшись, ничего он не помнил, а когда увидел в двух мешках золото, не мог понять, откуда оно. Увидев золото, Корж согласился отдать дочку за Петра. А та рассказала, что проходившие цыгане украли её братика. Богато стал жить Петро с женой. Люди догадывались, что богатство ему досталось от Басаврюка, который пропал в тот день, когда на Петра свалилось богатство непонятно откуда.

Вскоре после свадьбы стал Петро не в себе: ни слова не говорил, сидел на одном месте, поставив рядом мешки с золотом и задумавшись, будто силился что-то вспомнить. Затем одичал, оброс, овладевало им бешенство из-за того, что не мог чего-то вспомнить. Измучилась от такой жизни его жена, пошла к колдунье, жившей в овраге, и уговорила её помочь Петру. Это было вечером накануне Ивана Купала. Увидев старуху, Пётр вскричал: «Вспомнил!» и кинул в неё топор, который воткнулся в дверь. Старухи и след пропал, а посреди хаты стоял мальчик. Пидорка, узнав Ивася, кинулась к нему, но он покрылся кровью и осветил красным светом хату. Выбежала она в сени, но опомнившись, хотела вернуться и помочь Ивасю. Дверь не открывалась. Когда сбежавшиеся люди высадили дверь, в хате никого не было, а на том месте, где стоял Петро, дымилась куча пепла. В мешках же оказались одни черепки.

«Пидорка дала себе обет идти на богомолье», и никто не знает, куда она ушла. А в тот день, когда исчез Петро, появился снова Басаврюк. Все поняли, что это сатана, который принимает человеческий облик, «чтобы отрывать клады», а так как они не даются в нечистые руки, то он приманивает хлопцев. В том же году люди бросили свой хутор и перебрались в село. Но там тоже появился Басаврюк и пугал людей. Не помогала даже святая вода, которой кропил священник всё село.

Теперь в селе всё спокойно, но иногда люди слышат, как чёрт жалобно всхлипывает в развалившемся шинке, стоящем на дороге.

Заключение к краткому пересказу

Повесть «Вечер накануне Ивана Купала» Н. В. Гоголя затрагивает следующие темы:

  • мистика, языческие традиции;
  • отношение людей к богатству, полученному нечестным путём.

Идея повести состоит в том, что человек является творцом своей судьбы, при жизненных трудностях надо самому их преодолевать, а не обращаться за помощью к нечистой силе, иначе неизбежно тяжёлое наказание.

Краткое содержание повести может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.

«Вечер накануне Ивана Купала», краткое содержание повести Гоголя

Дьячок Фома Григорьевич, хотя и не любил рассказывать одну и ту же историю, узнав, что его история была напечатана, а теперь ее возит «панич в гороховом кафтане», заявил, что все это брехня, и начал рассказывать заново.

Его дед рассказал ему историю о тех временах, когда Диканька была еще самым бедным хутором. Часто там показывался Басаврюк — человек, которого лучше было назвать дьяволом в человеческом обличье. Стоило взять от него подарок, как ночью появлялась какая-нибудь нечисть и принималась душить за шею, если это было монисто, кусать за палец, если это был перстень, или тянуть за косу, если это была лента. Взгляд этого человека вызывал ужас, в церковь он не ходил.

Жил в селе казак Корж, у которого была красивая дочь Пидорка. Полюбилась она его работнику Петру Безродному. Девушка тоже полюбила парня, даже позволила поцеловать. Корж, увидев целующуюся парочку, прогнал Петруся, а дочь решил отдать за богатого ляха. Когда Ивась, шестилетний брат Пидорки, сообщил Петру, что дело уже идет к свадьбе, отправился юноша в шинок, где встретил Басаврюка.

Напившийся с горя Петрусь согласился выполнить его поручение как раз в ночь на Ивана Купалу, когда цветет папоротник и случаются чудеса. В полночь пробрались они к трем пригоркам, где нужно было сорвать цветок папоротника и не оглядываться, даже если будет страшно. После появился сам Басаврюк синий, как мертвец. Приказал он отдать папоротник красавице и делать все, что она прикажет, иначе пропадет навеки. «Красавицей» оказалась старуха-ведьма, забрала она цветок, что-то долго над ним шептала, спрыскивая водой. Велела она после этого бросить цветок, но когда Петрусь бросил его вверх, не упал цветок на землю, а раскрылся и плыл, как лодка, по воздуху. Когда же стал меньше макового зернышка и опустился на землю, Басаврюк приказал в этом месте копать.

Взял Петр в руки заступ, принялся копать и наткнулся на сундук, окованный железом. Хотел он его в руки взять, но сундук стал уходить в землю. Раздалось ведьмино шипение: «Не видать тебе золота, пока не прольешь кровь человеческую». Подвела ведьма ребенка, накрытого белой простыней, и подала знак, чтобы Петрусь отсек ему голову. Обомлел юноша, сдернул простыню, а там Ивась, младший брат Пидорки. Растерялся юноша, но ведьма топнула ногой, и все, что под землей, стало видимым: золотые червонцы и драгоценные камни.

Помутился ум у парубка, схватил он нож, и кровь безвинного ребенка хлынула ему в лицо. Раздался дьявольский хохот, ведьма пила кровь из обезглавленного трупа, а Петрусь бросился бежать, влетел в свою каморку и заснул мертвым сном. Очнулся только на третий день и обнаружил в ногах у себя два мешка с золотом. Не помнил он ничего, даже откуда взялись мешки.

Корж, увидев эти мешки, сразу подобрел и сказал, что Петр для него всегда был как сын родной. Пидорка рассказала, что Ивася украли проходившие цыгане. Вскоре сыграли молодые богатую свадьбу и зажили, «словно пан с панею». Только люди все гадали, откуда пришло богатство. Понимали, что неспроста все это. А тут еще Басаврюк пропал. Петрусь же целыми днями молча сидел, будто пытался вспомнить: вот он пришел в шинок, начал пить водку, а кто-то вдруг бьет ему по плечу. Дальше все туманом покрыто, и пот катится по лицу, после чего Петрусь в изнеможении падает.

Чего только не делала Пидорка, чтобы вылечить своего мужа, но ничего не помогало. Прошел год, Петрусь вовсе разумом помутился: весь оброс, одичал, все время сидел возле мешков с золотом и силился что-то вспомнить. Решилась Пидорка на последнее средство: отправилась она к колдунье, которая жила в Медвежьем овраге. Долго уговаривала ее прийти к ним в избу, наконец уговорила, как раз в ночь накануне Ивана Купалы.

Петрусь, лежавший на лавке в беспамятстве, вглядевшись, задрожал, захохотал и страшно закричал: «Вспомнил!» Он с силой бросил в старуху топор, старуха пропала, а на ее месте оказался мальчик лет семи. Пидорка бросилась к пропавшему брату, но привидение порылось кровью с ног до головы и осветило всю хату. Девушка в ужасе выбежала, и двери захлопнулись. Когда люди вбежали в хату, на месте Петруся осталась кучка пепла, а в мешках вместо золота оказались черепки.

Пидорка ушла на богомолье, и земляки видели в Киевской лавре похожую на нее монахиню, высохшую, как скелет, и беспрестанно молящуюся. Зато вновь появился Басаврюк, которого теперь все сторонились, потому что поняли: он воплощение сатаны, принимающий человеческий облик, чтобы открывать клады. Люди побросали землянки и перебрались в село, а шинок был разрушен.

«Вечер накануне Ивана Купала» — краткое содержание для читательского дневника

О произведении

Впервые рассказ был опубликован в 1830 году в «Отечественных записках». «Вечер накануне Ивана Купала» (краткое содержание популярного рассказа будет рассмотрено ниже) стал первым произведением, открывшим цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки». Критики и читатели были единодушны в своем мнении о невероятном таланте молодого писателя и сулили ему большое будущее.

В основе сюжета лежит извечная тема сделки с дьяволом. Гоголь, изображая несчастную судьбу Петруся, показывает, что человек сам должен преодолевать выпавшие на его долю трудности, а не принимать помощь от дьявола.



RARUS’S GALLERY

Малороссийская повесть, (из народного предания) рассказанная дьяком Покровской церкви. «Отечественные Записки, издаваемые Павлом Свиньиным» [«Любить Отечество велять: Природа, Бог; А знать его-вот честь, достоинство и долг!»] Санкт-Петербург, в типографии Департамента Внешней Торговли, 1830. Части XLI-XLII. Февраль-март, литографированный фронтиспис с видом дворца графа Воронцова в Одессе к 41-й части О.З., стр. 238-264, 421-442. В одном ц/к переплете эпохи с тиснением на корешке. Потертости на корешке и крышках. Формат: 18х11 см. Экземпляр из библиотеки графа Алексея Андреевича Аракчеева — «Без лести предан!» Третья по счету публикация (после «Италии» и «Ганса Кюхельгартена») без указания имени автора, которая в 1831 году войдет в первую книжку «Вечеров на хуторе близ Диканьки»! Чрезвычайная редкость!

Библиографические источники:

1. Соколов Б. «Гоголь. Энциклопедия». Москва, 2003. стр. 92-93.

2. Манн Ю. «Гоголь. Труды и дни:1809-1845». Москва, 2004. стр. 182-183.

3. Мезиер А.В. «Русская словесность с XI по XIX столетия включительно». Спб., 1899, №5640.

После ужасающего провала «Ганса Кюхельгартена», изданного А. Плюшаром в июне 1829 года и сожженного автором и Якимом в гостинице на Вознесенской улице в Санкт-Петербурге, молниеносного путешествия в Любек, Николай Васильевич наконец-то задумался о своей чиновничьей карьере и о добывании средств к существованию. В конце октября 1829 года перед Гоголем, наконец, возникла реальная перспектива. 27 октября он сообщил матери: «В скором времени я надеюсь определиться на службу. Тогда с обновленными силами примусь за труд и посвящу ему всю жизнь свою». Чуть позже он пояснил, что получает «довольно порядочное место в министерстве внутренних дел». Прошение о службе Гоголь подал в конце октября на имя министра внутренних дел генерал-адъютанта А. А. Закревского, который 15 ноября наложил резолюцию: «Употребить на испытание в департаменте государственного хозяйства и публичных зданий и при первом докладе лично господину директору со мной объясниться». И вот новоявленный чиновник ежедневно стал ходить в казенное здание на углу Мойки и Нового переулка, близ Синего моста (ныне Мойка, д. 66). Главным начальником Гоголя был Иван Устинович Пейкер, участник сражения при Аустерлице, за которое он получил орден Анны 4-й степени, неоднократно раненный, бывший костромской и рязанский вице-губернатор. Директором департамента он сделался несколько месяцев назад, 5 марта. Кто помог Гоголю получить место, точно неизвестно. Главные надежды, мы помним, возлагались на Л. Голенищева-Кутузова, однако после смерти Д. Трощинского тот, видимо, охладел к выполнению возложенного на него дела, чем объясняется жалоба Гоголя в письме к матери: «…важной протекции я не имел никакой, а мои покровители водили меня до тех пор, пока не заставили меня усумниться в сбыточности их обещаний». Гоголь говорит, что определение на службу потребовало от него «бесконечных исканий»: «Я не понимаю, как я до сих пор не сошел с ума». Новые заботы наложились на прежние неудачи и разочарования, но достигнутый результат не принес удовлетворения. Очень скоро полученное место показалось ему «незавидным». Жалованья он получил «сущую безделицу»; по отчету, приложенному им к одному из писем, первая выплата последовала лишь в январе 1830 года и составила 30 рублей. Наступивший новый год Гоголь встретил «холодно и безжизненно». Это говорит о степени его разочарования в службе, которой он так мучительно и долго добивался. А в феврале, 25-го числа, он уже подает Пейкеру прошение об отставке: к этому времени у Гоголя возникла надежда на новое место. Мы уже знаем об убеждении Гоголя: нужно испробовать самые разные средства, искать самые разные пути. Время покажет, какое его дарование сильнее, какая дорога надежнее. Гоголя привлекал сам фактор неизвестности, игры со случаем и с судьбой, в результате чего могут открыться совсем неожиданные возможности и один вид деятельности будет способствовать другому виду. Так и получилось с новым его служебным назначением. Выполняя свои обязанности в Департаменте государственного хозяйства и публичных зданий, Гоголь не переставал собирать сведения об Украине и по-прежнему осаждал Марью Ивановну просьбами присылать ему самые разнообразные материалы: и «забавный анекдот между мужиками» «или между помещиками», и описания «нравов, обычаев, поверьев», и сообщения о том, какие платья были в старину «у сотников, их жен, у тысячников, у них самих, какие материи были известны в их времена, и все с подробнейшею подробностью» — «не пренебрегайте ничем, все имеет для меня цену». Интересуют его раритеты: древние монеты, старопечатные книги, антики, записки, «веденные предками какой-нибудь старинной фамилии», стрелы, которые, как хорошо помнит Гоголь, во множестве находили на дне реки Псёл.

Читайте также:  Обломов – краткое содержание романа Гончарова

Сбор материалов Гоголь намеревается поставить на широкую ногу: пусть Марья Ивановна привлечет родственников и знакомых. Все это нужно ему не только для собственных литературных занятий, но и для передачи другим лицам. В конце 1829 или в самом начале 1830 года Гоголь познакомился с Павлом Петровичем Свиньиным (1787—1839), писателем, художником, географом, путешественником, в частности, автором «Опыта живописного путешествия по Северной Америке». В своем журнале «Отечественные записки» он щедро знакомил читателей с бытом, историей, географией, фольклором различных регионов России, в том числе и Украины. Интерес Свиньина к Украине, видимо, и послужил почвой, на которой произошло его знакомство с Гоголем. В апрельском номере журнала за 1830 год Свиньин опубликовал очерк «Полтава (из живописного путешествия по России издателя О. З.)». Печатал он и материалы, доставляемые Гоголем, хотя неизвестно точно, какие именно. А в февральской и мартовской книжках журнала без подписи появилось первое гоголевское прозаическое произведение «Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала. Малороссийская повесть (из народного предания), рассказанная дьячком Покровской церкви». При этом Гоголь позднее в 1831 году существенно переработал повесть, снял редактуру издателя «Отечественных записок» П. П. Свиньина и раскритиковал его в предисловии к повести от имени рассказчика Фомы Григорьевича в изложении Рудого Панька: «…Приезжает из Полтавы тот самый панич в гороховом кафтане… привозит с собою небольшую книжечку и, развернувши посередине, показывает нам. Фома Григорьевич готов уже был оседлать нос свой очками, но, вспомнив, что он забыл их подмотать нитками и облепить воском, передал мне. Я, так как грамоту кое-как разумею и не ношу очков, принялся читать. Не успел перевернуть двух страниц, как он вдруг остановил меня за руку.

— Постойте! наперед скажите мне, что это вы читаете? Признаюсь, я немного пришел в тупик от такого вопроса.

— Как что читаю, Фома Григорьевич? вашу быль, ваши собственные слова.

— Кто вам сказал, что это мои слова?

— Да чего лучше, тут и напечатано: рассказанная таким-то дьячком.

— Плюйте ж на голову тому, кто это напечатал! бреше, сучий москаль. Так ли я говорил? Що то еже, як у кого чертма клепки в головы! Слушайте, я вам расскажу ее сейчас».

3 июня 1830 г. Гоголь писал о «Бисаврюке» своей матери М. И. Гоголь: «Литературные мои занятия и участие в журналах я давно оставил, хотя одна из статей моих доставила мне место, ныне мною занимаемое». Писатель полагал, что именно публикация повести помогла его зачислению канцелярским чиновником в Департамент уделов. Прошение на имя вице-президента Департамента графа Л. А. Перовского было подано 27 марта 1930 г., а на службу Гоголь был определен 10 апреля того же года. В основу сюжета повести положен славянский языческий праздник Ивана Купала, русской православной церковью приуроченный к Рождеству Иоанна Предтечи (24 июня ст. ст.). По народным поверьям, в этот день распускаются все целебные и чудодейственные цветы и травы. В журнальной редакции повести Гоголь сделал специальное примечание: «В Малороссии существует поверие, что папоротник цветет только один раз в год, именно в полночь перед Ивановым днем, огненным цветом. Успевший сорвать его — несмотря на все призраки, ему препятствующие в этом, находит клад». В «Бисаврюке» клад становится дьявольским искушением, которого не выдерживает Петрусь, убивший невинного ребенка — шестилетнего Ивася. Сатана — Басаврюк И позднее: «…одна из статей моих доставила мне место, ныне мною занимаемое». В то время «статьей» называли разные произведения, в том числе и художественные (повесть, рассказ и т. д), так что Гоголь мог подразумевать и свой «Вечер накануне Ивана Купала». В таком случае он впервые на своем опыте убедился в силе воздействия писательского слова, которое способно приносить даже непосредственную, практическую пользу. Кто же реально помог Гоголю получить место? Скорее всего сам начальник ведомства, в которое тот устроился. Лев Алексеевич Перовский (1792—1856), внебрачный сын графа А. К. Разумовского, возглавлял Департамент уделов, имел придворный чин гофмейстера, впоследствии стал графом. Любовь к Украине была у него наследственной — его дед происходил из черниговских крестьян — и подкреплялась, так сказать, двойною профессией его брата Алексея, который был не только известным писателем Антонием Погорельским, автором книги «Двойник, или Мои вечера в Малороссии» (1828), но и попечителем Харьковского учебного округа. Известны любознательность и живой ум Льва Перовского; по свидетельству его сослуживца, он «любил заниматься некоторыми науками, входящими в круг его служебных обязанностей, как-то: минералогией, ботаникой, археологией». По-видимому, именно Л. Перовского имел в виду Гоголь, прося Марью Ивановну присылать раритеты: «Я хочу этим прислужиться одному вельможе, страстному любителю отечественных древностей, от которого зависит улучшение моей участи». Едва ли Гоголь назвал бы «вельможей» Свиньина, как полагают комментаторы первого академического издания, хотя не исключено, что редактор «Отечественных записок» послужил здесь в роли посредника. Иначе говоря, Свиньин помог обратить внимание Л. А. Перовского на молодого писателя. В пользу предположения, что Перовский уже что-то слышал о Гоголе, говорит такой факт. Свое «прошение» об определении в департамент Гоголь начинает словами: «Имея желание служить под лестным начальством Вашего превосходительства…» и т. д. В рамках офи-циального документа это более личный, заинтересованный тон, который словно должен продемонстрировать, что подчиненный «знает» своего будущего начальника. При поступлении в Департамент государственного хозяйства и публичных зданий Гоголь обращался к министру А. Закревскому в другом стиле. Упомянутое прошение Перовскому было подано 27 марта 1830 года. В тот же день прошение подписал начальник II отделения В. И. Панаев. 4 апреля был составлен черновик резолюции, согласно которой Гоголь определялся на службу в II отделение с жалованьем 600 рублей в год. 10 апреля зачисление было оформлено — Гоголь получил место писца. И вот он снова стал ходить в присутствие — в красивое трехэтажное здание на Миллионной (впоследствии ул. Халтурина, д. 9). Настроение у него становится ровным, хорошим. Сложился более или менее постоянный распорядок дня. «В 9 часов утра отправляюсь я каждый день в свою должность и пребываю там до 3-х часов, в половине четвертого я обедаю…» Потом свободное время — занятия, встречи со знакомыми. «Три раза в течение недели отправляюсь я к людям семейным, у которых пью чай и провожу вечер. С 9 часов вечера я начинаю свою прогулку, или бываю на общем гуляньи, или сам отправляюсь на разные дачи; в11 часов вечера гулянье прекращается, и я возвращаюсь домой, пью чай, если нигде не пил…». О своей прежней службе Гоголь говорил скупо. Теперь же он охотно перечисляет всех своих начальников: и главного — вице-президента департамента Л. А. Перовского, и начальника отделения — В. И. Панаева, и столоначальника — Д. И. Ермолова. Все они Гоголю нравятся, все удостаиваются его похвалы. Панаев, кстати, не только чиновник, но и известный писатель, автор многочисленных идиллий — «человек очень хороший, которого в душе я истинно уважаю»; Ермолов — человек «недурной и не без воспитания». Словом, «начальники мои действительно хорошие люди, и я ими весьма доволен». Явно «доволен» он и местом в то время, как прежним местом был недоволен. Чем это объясняется? Тут надо сказать несколько слов о Департаменте уделов. История его начинается в 1797 году, когда Павел 1 выделил часть недвижимого имущества, числившуюся в составе государственных владений, в особые уделы и доходы с них назначил исключительно на содержание особ царского дома. Для управления же уделов создал специальное учреждение во главе с министром. Благодаря своей важности удельное хозяйство получило ряд преимуществ как перед государственным, так и перед крупным помещичьим хозяйством. В отличие от первого оно более свободно располагало своими средствами, не будучи стесненным рамками государственного бюджета и постановлениями различных финансовых служб. В отличие же от второго, то есть частного землевладения, удельное хозяйство велось более последовательно и постоянно: оно «может рассчитывать свои действия на многие годы вперед и осуществлять предприятия в течение десятилетий, не останавливаясь перед временными материальными жертвами и затратами, не посильными для частного лица. В качестве казенного управления оно имеет возможность привлекать к себе на службу наиболее подготовленных деятелей по разным специальностям». Но дело не ограничивалось только финансовой самостоятельностью. Документ, подписанный Павлом I, так называемое «Учреждение», гласил, что Министерство уделов подчиняется непосредственно высочайшей власти — «имеет состоять под собственным нашим ведени-ем; следственно во всех своих деяниях отчет дает токмо Нам самим». На практике не всегда было так, и департаменту приходилось отстаивать свою самостоятельность. Против вмешательства общей администрации официально возражал Д. Трощинский, бывший (в 1802—1806 гг.) четвертым министром этого учреждения. Прямая зависимость от двора, близость к царю, возможность, как сегодня говорят, «выйти» на царя — все это Гоголю должно было прийтись по душе. Не менее важна была для него и филантропическая сторона деятельности департамента. Двор был заинтересован, чтобы его благосостояние покоилось на достаточно твердой основе. «С самого начала на Уделы возложена была обязанность заботиться о благосостоянии вверенных им крестьян». «Внутреннее самоуправление сельских обществ ограждалось от всякого постороннего вмешательства». Хуже обстояло дело с образованием крестьян. Хотя в 1805 году состоялся указ об учреждении в селах церковно-приходских школ, но и двадцать два года спустя (в 1827 г.) таких школ для всей массы удельных крестьян насчитывалось только пять. Чтобы исправить положение, в 1828 году издали постоянные правила об удельных школах. По инициативе В. И. Панаева был разработан проект продажи хлеба с особого поля с целью определения выручки «на устройство и содержание больниц, богаделен и школ»; в мае 1827 года этот проект был представлен Перовскому. Все это также было далеко не безразлично Гоголю. В 1826 году Министерство уделов присоединили к Министерству Императорского Двора, возглавлявшемуся кн. П. М. Волконским. Перовский стал его помощником по управлению уделов и в 1828 году был назначен вице-президентом соответствующего департамента. Он «сделался душою удельного ведомства, и с именем его связан самый блестящий период в истории Уделов». Таким образом, начало службы Гоголя в департаменте совпало с началом этого периода. Остается еще представить себе внешнее устройство и обстановку того учреждения, в которое вступил молодой чиновник. Как раз незадолго перед тем, к концу 1827 года, дом был переоборудован в современном стиле. По словам В. Панаева, «столы, стулья, конторки, шкафы, все явилось новое, просто, но изящно сделанное. Для хранения дел придуманы форменные картонки; на столах однообразные чернильницы, пол паркетный, ковровые дорожки чрез всю анфиладу комнат. Это был первый пример благоприличного устройства присутственных мест, поданный князем Волконским». Многие государственные мужи из других ведомств приезжали осматривать помещение. 21 января 1828 года департамент изволил посетить Император, побывал он и в комнатах II отделения, возглавляемого Панаевым. Гоголя здесь еще не было; но когда он появился через два года, до него, несомненно, дошла весть о необыкновенном визите. Близость ко двору, явные, а еще более скрытые возможности учреждения — все это оживило интерес Гоголя к служебной деятельности, который было погас в треволнениях первых месяцев петербургской жизни. Совсем еще недавно он приходил в уныние от одной мысли о необходимости большую часть дня «не отходить от стола и переписывать старые бредни и глупости господ столоначальников», а теперь он готов беспрекословно тянуть чиновничью лямку. Служба не бессмысленна «для того, кто имеет ум, знающий извлечь из этого пользу, предположивший впереди себя мету, ставши на которую, он в состоянии дать обширный простор своим действиям, сделаться необходимым огромной массе государственной…». Вот для чего стоит трудиться! Мысль Гоголя совершенно ясна: он хочет стать государственным человеком, иметь возможность влияния на политику, на управление. Он верен своей служебной утопии, сложившейся у него в последние годы пребывания в гимназии.

«Вечер накануне Ивана Купала»: краткое содержание (завязка)

Дьяк Фома Григорьевич уже не в первый раз принимается рассказывать эту историю. Несколько лет назад какой-то панич записал ее и выпустил в книжечке. Но пересказ был настолько несуразен, что совершенно не удовлетворил дьячка. Вот потому-то он и решил снова пересказать быль. Добросовестный же пасечник обещался в точности передать слова его.

Ссылка на основную публикацию