Коновалов – краткое содержание рассказа Горького

Краткое содержание Горький Коновалов

Однажды среди газетных статей я встретил сводку, в которой упоминалась фамилия Коновалов. Заинтересовавшись, я прочитал краткое сообщение о самоубийстве в тюремной камере бродяги, пересылавшегося по этапу в родные края. Причиной самоубийства считали меланхолию.

Я знал этого человека и догадывался о том, что побудило его уйти из жизни.

Когда я был юношей, то работал помощником пекаря, бывшего солдата, который гордился своим музыкальным талантом, точнее, способностью играть на нескольких инструментах. Гордился настолько, что считал это оправданием некачественному, плохо выпеченному хлебу. Однажды хозяину это надоело и он нашел замену. Это был Коновалов.

Высокий светловолосый мужчина сразу пробудил во мне симпатию. Как работник он был отличный, недаром хозяин дорожил им и очень радовался, когда взял на работу. Единственный был изъян в новом пекаре – он периодически уходил в запой, пропиваясь до нитки.

Но пока это состояние не наступило, и я только диву давался, глядя, как он проворно мечет хлеб в печь. Казалось, с такой спешкой ничего хорошего не выйдет, но нет – буханки получались ровные, пышные, с тонкой коркой. Наверное, это было потому, что Коновалов вкладывал душу во все, что делал.

Однажды он попросил меня прочитать письмо, поскольку сам не умел. Ранее пекарь жил на Каспии, оттуда и писала ему женщина, проститутка, которой он обещал помочь, заявив в полиции о своем желании на ней жениться. Тогда ей отдадут паспорт и она сможет приехать к Коновалову. Впрочем, семью заводить он не хотел, считая свои запои и любовь к бродяжничеству помехой нормальной жизни.

Я написал ответ, а потом еще одно письмо к другу Коновалова, в котором просил подействовать и помочь женщине.

Как-то я читал, сидя на углу сундука. Пекарь попросил что-нибудь прочитать и ему. И я стал читать вслух «Подлиповцы». Книга произвела на Коновалова громадное впечатление, он словно жил жизнью героев, переживая их судьбу едва ли не как свою собственную. Потом я прочитал ему книгу о Стеньке Разине, поразившую его настолько, что пришлось еще несколько раз перечитывать. Коновалов выучил ее почти наизусть.

Восторгаясь мастерством писателей, он спросил меня, какой же высокой награды они были удостоены за свой труд. Узнав, что сочинители подвергаются лишь гонениям, друг расстроился. И тогда я рассказал ему, что многие блестящие таланты находят утешение в алкоголе, нередко погибая в нем. Коновалов вздрогнул и сказал, что часто чувствует то же самое – неясную тоску, сжигающую его сердце, и потому он тоже впадает в запой. В своих несчастьях и склонностях он винил лишь себя. Я считал, что виновато окружение, и мы часто поэтому спорили.

Два месяца спустя в пекарню вошла женщина и спросила моего друга. Это была та самая проститутка, которая получила паспорт и приехала к Коновалову в надежде создать семью. Он был не готов и разругался с женщиной. Ночью она, пьяная, пришла бить стекла в пекарню, упрекая Коновалова, что сорвал ее с места в неизвестность.

Она вернулась к своему занятию, вдобавок ко всему начала пьянствовать. Мой друг мрачнел, считая себя виноватым. Я догадывался, что он скоро запьет.

Так и вышло. Вечером он ушел и сутки спустя я нашел его в кабаке в компании нахлебников. Со мной возвращаться он отказался. Через два дня Коновалов пропал.

Мы встретились много лет спустя в строящейся Феодосии. Бывший пекарь стал строителем. Он очень обрадовался мне и предложил заночевать вместе в пещере недалеко от бараков. Коновалов так и не изменил своих взглядов. Через пару дней я отправлялся на Кубань, но пойти со мной друг не захотел. Мы расстались в надежде на встречу. Но она так и не произошла.

Когда «ни в городе, ни в степи, нигде человеку места нет», тогда он находит его в алкоголе и погибает.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Горький. Все произведения

Коновалов. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Это произведение Гессе о фантастическом будущем мира состоит из трёх частей. В первой части описывается история идеальной страны, где даже отсутствует время. Во второй показана жизнь главного героя романа – Кнехта Йозефа

Осенью 1940 года писатель Леонид Максимович Леонов ждал своего ареста, которым ему угрожали за выпуск пьесы, запрещённой властями. Чтобы как-то отвлечься, он бродил по старому кладбищу.

В произведении «Дачники», созданном советским писателем Максимом Горьким, показана жизнь русских интеллигентов. Эти люди наслаждаются обеспеченной и спокойной жизнью

Рассказ “Перчатка” начинается с того, что придворное короля Франциска, не зная чем себя развлечь, придумали устроить сражение диких зверей. На арену выводят льва, тигра и двух барсов

Поэма Байрона «Шильонский узник» описывает страдания заключенного в замке человека. Посвящена она Франсуа де Боннивару. Повествование ведется от лица пленника темницы.

Краткое изложение рассказов Горького “Коновалов” и “Супруги Орловы”

Особый интерес представляют рассказы Горького “Коновалов” и “Супруги Орловы” , также связанные с темой босячества. Первый из них, по отзыву цензурного комитета, имел в себе много меет “социалистического и резко возбудительного” характера. У героев обоих рассказов – Коновалова и Григория Орлова – есть нечто общее; оба рабочие: первый – пекарь, второй – сапожник, оба знают свое дело, умеют работать и, кажется, могли бы жить по-человечески.

И тем не менее оба спиваются, опускаются на дно. Первый запил от сознания бесцельности

Стоило, однако, ему подумать о страшной жизни того бедняка, которого он спас от холеры, как новые неразрешимые вопросы снова ввергли его в полосу запоя. “Больных лечите… а здоровые помирают от тесноты жизни”,- с недоумением и возмущением говорит

В Коновалове, в его внешности, в чертах характера есть что-то роднящее его с народными героями русской истории, со Стенькой Разиным: буйная сила, широкая русская натура. Но все это было задавлено жизнью, каторжным трудом, и в своем протесте и Орлов и Коновалов могли подняться лишь до анархического бунта. В рассказе “Коновалов” привлекает внимание мысль, очень важная с точки зрения горьковской концепции человека: мысль об ответственности каждого за то, кем он стал в жизни, как сумел сохранить в себе человеческое.

В ответ на слова рассказчика, что он “жертва среды и условий”, Коновалов упрямо твердит:

“Сами мы пред собой виноваты… Каждый человек сам себе хозяин, и никто в том не повинен, ежели я подлец. – Да погоди,- кричал я,- как может человек устоять на ногах, коли на него со всех сторон разная темная сила прет? – Упрись крепче! – возглашал мой оппонент, горячась и сверкая глазами. – Да во что упереться? – Найди свою точку и упрись! – А ты чего же не упирался? – Вот я те и говорю, чудак-человек, что я сам виноват в моей доле. Не нашел я точки своей! Ищу, тоскую – не нахожу!”

На первый взгляд кажется, что Горький согласен с рассказчиком, тем более, что рассказчик-то – не кто иной, как Алексей Пешков. И все же в такой заостренной форме, даже впадая в крайность , Горький ведет читателя к мысли, что человек должен найти “свою точку”, опору в жизни и не уподобляться людям, которые “всегда сваливали свои неудачи на безмолвную судьбу, на злых людей”, без конца кричали о том, что они “люди необыкновенные”, даже гениальные, но их, видите ли, “среда заела”. Драма Коновалова в том и заключалась, что он не сумел найти точки опоры. И не случайно автор-рассказчик, уже один, без своего товарища – “рыцаря на час”, задумывается над тем, как быть дальше:

“Я долго смотрел, как тлели угли костра: сначала яркий и большой уголь понемногу становился меньше, покрывался пеплом и исчезал под ним. И скоро от костра не осталось ничего, кроме теплого запаха. Я смотрел и думал:- Так и все мы… Хоть бы разгореться ярче!”

Это стремление “разгореться ярче” Горький выразил в героических образах ряда своих ранних произведений. Черты героических характеров людей, способных на смелые поступки и подвиги, мы видели в двух украинских крестьянах из очерка “Для мира”, они есть в образе девушки-революционерки, погибшей в сибирской ссылке . Те же черты проявляются в характере наборщика Николая Гвоздева из рассказа “Озорник”, в солидарности киевских и орловских наборщиков, поддержавших своих товарищей из Казани . Эти характеры только складывались, но в них уже проявились большие потенциальные возможности.

“Пожар” Распутина в кратком изложении Горит село, горит родное… Из народной песни Повествование от третьего лица. Много общих замечаний, рассуждений публицистического характера. Повествование также прерывается воспоминаниями. Март месяц. Иван Петрович – водитель. Он только что.

Западня – Эмиль Золя Действие романа разворачивается в Париже и повествует о жизни нескольких героев в течение двадцати лет. 1 Ночь. Молодая женщина Жервеза в своей жалкой комнате ждет сожителя Лантье. Она стройна, “с.

Берлин – Александерплац – Альфред Деблин Франц Биберкопф, бывший цементщик и грузчик, только что выпущен из берлинской тюрьмы в Тегеле, где он просидел четыре года за убийство своей девушки. Франц стоит на оживленной улице, среди шумной.

Ромео и Джульетта – Уильям Шекспир Действие трагедии охватывает пять дней одной недели, в течение которых происходит роковая череда событий. Первый акт начинается с потасовки слуг, которые принадлежат к двум враждующим семьям – Монтекки и Капулетти.

“И дольше века длится день” Айтматова в кратком изложении Поезда в этих краях шли с востока на запад и с запада на восток… А по сторонам от железной дороги в этих краях лежали великие пустынные пространства – Сары-Озеки, Серединные.

Читайте также:  Легенда о Данко - краткое содержание (Горький Старуха Изергиль)

Мы – Евгений Замятин Далекое будущее. Д-503, талантливый инженер, строитель космического корабля “Интеграл”, ведет записки для потомков, рассказывает им о “высочайших вершинах в человеческой истории” – жизни Единого Государства и его главе Благодетеле. Название.

Космическая Одиссея 2001 года – Артур Кларк Планета Земля, плейстоцен, саванны экваториальной Африки. Небольшое племя питекантропов находится на грани вымирания. Природа не наделила их ни мощными клыками, ни острыми когтями, ни быстрыми ногами, но зато в их.

Краткое изложение : Фаблио Как-то раз пошел один виллан – крестьянин, говоря по-русски, – с женой в воскресенье к обедне. Поп проповедь читает, мол, Господь воздаст сторицею за всякий дар от чистого сердца. Идут.

Краткое изложение Михаил Иванович Глинка. Иван Сусанин ИВАН СУСАНИН Опера в четырех актах с эпилогом Новый текст С. Городецкого Действующие лица: Иван Сусанин, крестьянин села Домнино Антонида, его дочь Ваня, приемный сын Сусанина Богдан Собинин, ополченец, жених.

Краткое изложение Жюстина, или Несчастная судьба добродетели Маркиз де Сад Жюстина, или Несчастная судьба добродетели “Люди, неискушенные в подвиге добродетели, могут посчитать для себя выигрышным предаться пороку, вместо того чтобы оказывать ему сопротивление”. Поэтому “необходимо представить силу.

Краткое содержание “Матерь человеческая” Закруткина Закруткин Виталий Александрович Произведение “Матерь человеческая” Великая Отечественная война – тяжелейшее из всех испытаний, какие когда-либо выпадали на долю нашего народа. Ответственность за судьбу Родины, горечь первых поражений, ненависть к.

Краткое изложение Золотой теленок Ильф и Петров Золотой теленок Конец весны или начало лета 1930 г. В кабинет арбатовского предисполкома входит гражданин, выдающий себя за сына лейтенанта Шмидта и нуждающийся по сей причине в.

Маленький принц – А. де Сент-Экзюпери В шесть лет мальчик прочитал о том, как удав глотает свою жертву, и нарисовал змею, проглотившую слона. Это был рисунок удава снаружи, однако взрослые утверждали, что это шляпа. Взрослым всегда.

Краткое изложение В списках не значился Б. Л. Васильев В списках не значился Часть первая За всю жизнь Коле Плужникову не встречалось столько приятных неожиданностей, сколько выпало в последние три недели. Приказа о присвоении ему, Николаю.

Крейцерова соната краткое содержание Толстой Л. Н. Ранняя весна. Конец века. По России идет поезд. В вагоне идет оживленная беседа; купец, приказчик, адвокат, курящая дама и другие пассажиры спорят о женском вопросе, о браке.

Краткое изложение Тарантас В. А. Соллогуб Тарантас Встреча казанского помещика Василия Ивановича, дородного, основательного и немолодого, с Иваном Васильевичем, худым, щеголеватым, едва прибывшим из-за границы, – встреча эта, случившаяся на Тверском бульваре, оказалась.

Фьямметта – Джованни Боккаччо Это история любви, рассказанная героиней по имени Фьяметта, обращенная в первую очередь к влюбленным женщинам, у которых молодая дама ищет сочувствия и понимания. Прекрасная Фьяметта, красота которой пленяла всех, проводила.

Краткое содержание “Мысли” Паскаля Блез Паскаль Произведение “Мысли” “Пусть же человек знает, чего он стоит. Пусть любит себя, ибо он способен к добру”, “пусть презирает себя, ибо способность к добру остается в нем втуне”.

Краткое содержание “Случай с Евсейкой” Горького Максим Горький Произведение “Случай с Евсейкой” Маленький мальчик Евсейка удил на берегу моря. Со скуки уснул и свалился в воду. Он не испугался. Нырнул и достал дна. Смотрит вокруг –.

Краткое содержание “Улей” Села Камило Хосе Села Произведение “Улей” Действие происходит в 1942 г. и сосредоточено вокруг маленького кафе в одном из мадридских кварталов. В книге около ста шестидесяти персонажей, они появляются и, едва.

Сейчас вы читаете: Краткое изложение рассказов Горького “Коновалов” и “Супруги Орловы”

Краткое содержание Коновалов Горький М

Рассказчик Максим повествует нам о своей встрече с неким Коноваловым, и поводом к рассказу стала газетная заметка о том, что в тюремной камере вероятно по причине меланхолии повесился мещанин города Мурома Александр Иванович Коновалов, арестованный за бродяжничество. Максим своей повестью решил несколько яснее осветить причину самоубийства этого «славного малого»…
* * *
Максиму было восемнадцать, когда он встретил Коновалова. Тогда Максим жил в небольшом приволжском городе и работал подручным пекаря, солдата из «музыкальной

Похожие сочинения:

Краткое содержание В людях Горький МВ людях Часть I Служит «мальчиком» при магазине «модной обуви». Хозяин кажется слепым. Делает гримасы, но хозяин это замечает. Чешутся.

Краткое содержание На дне Горький МПьеса ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: Михаил Иванов Костылев, 54 года, содержатель ночлежки. Василиса Карповна, его жена, 26 лет. Наташа, ее сестра, 20.

Краткое содержание Мать Горький МДействие романа происходит в России в начале 1900-х гг. В рабочей слободке живут фабричные рабочие с семьями, и вся жизнь.

Краткое содержание Челкаш Горький М«Потемневшее от пыли голубое южное небо — мутно; жаркое солнце смотрит в зеленоватое море, точно сквозь тонкую серую вуаль; оно.

Краткое содержание Мальчик Горький ММальчик Речь от автора. «Трудно рассказать эту маленькую историю — она так проста». По воскресениям лирический герой весной и летом.

Краткое содержание Мои университеты Горький МИ вот теперь Алеша уезжал в Казань. Он мечтал об университете, хотел учиться, а жизнь сложилась совсем не так, как.

Краткое содержание Мещане Горький МВ зажиточном доме проживают Бессеменов Василий Васильевич, 58 лет, старшина малярного цеха, метящий депутатом в городскую думу от цехового сословия;.

Краткое содержание Васса Железнова Горький МВасса Борисовна Железнова, в девичестве — Храпова, 42 лет (но выглядит моложе), владелица пароходной компании, очень богатый и влиятельный человек.

Краткое содержание Макар Чудра Горький МРомантическая ночь у моря, горит костер, старый цыган Макар Чудра рассказывает писателю историю про вольных цыган. Своему молодому собеседнику Макар.

Краткое содержание Песня о буревестнике Горький МНад седой равниной моря ветер тучи собирает. Между тучами и морем гордо реет Буревестник, черной молнии подобный. То крылом волны.

Краткое содержание Супруги Орловы Горький МСупруги Орловы Рассказ начинается описанием жуткой драки между Орловыми в их квартире, которая расположена в подвале старого и грязного дома.

Краткое содержание Случай с Евсейкой Горький МСлучай с Евсейкой Маленький мальчик Евсейка удил на берегу моря. Со скуки уснул и свалился в воду. Он не испугался.

Краткое содержание Страсти-мордасти Горький МВ провинциальном городе молодой торговец баварским квасом вечером встречает гулящую женщину. Она, пьяная, стоит в луже и топает ногами, разбрызгивая.

Краткое содержание Дело Артамоновых Горький МДело Артамоновых Приехал в город Дремов Илья Артамонов — красивый статный мужчина, жителям сказал, что хочет на берегу реки построить.

Краткое содержание Песня о Соколе Горький ММоре — огромное, лениво вздыхающее у берега, — уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием. Оно слилось с небом.

Краткое содержание Старуха Изергиль Горький МРассказчик услышал эти истории на морском берегу в Бессарабии, от старухи Изергиль. Взошла луна, и по степи пошли тени от.

Краткое содержание Дед Архип и Ленька Горький МДед Архип и Ленька Ожидая паром, дед Архип и Ленька легли в тень от берегового обрыва и смотрели на волны.

Краткое содержание Голубая жизнь Горький ММещанин Константин Миронов живет в глухом провинциальном городе. Когда он был ребенком, его родители пили и часто скандалили. В то.

Краткое содержание Фома Гордеев Горький МДействие повести происходит в городе на Волге, в конце XIX — начале XX веков. Лет шестьдесят тому назад на одной.

Краткое содержание Жизнь Клима Самгина Горький МВ доме интеллигента-народника Ивана Акимовича Самгина родился сын, которому отец решил дать «необычное», мужицкое имя Клим. Оно сразу выделило мальчика.

Краткое содержание Слепой музыкант Короленко В. ГНа Юго-Западе Украины, в семье богатых деревенских помещиков Попельских, рождается слепой мальчик. Вначале никто не замечает его слепоты, лишь мать.

Краткое содержание Доктор Паскаль Золя ЭДоктор Паскаль Доктор Паскаль — шестидесятилетний ученый, врач-новатор, из под его пера выходят медицинские труды. Он занимается врачеванием, используя собственные.

Краткое содержание Три девушки в голубом Петрушевская Л. СТри женщины «за тридцать» живут летом с маленькими сыновьями на даче. Светлана, Татьяна и Ира — троюродные сестры, детей они.

Краткое содержание Князь Серебряный Толстой А. ККнязь Серебряный Начиная повествование, автор объявляет, что главная его цель — показать общий характер эпохи, ее нравов, понятий, верований, и.

Краткое содержание Дети Арбата Рыбаков А. НСамый большой дом на Арбате — между Никольским и Денежным переулками. В нем живут четверо бывших одноклассников. Трое из них.

Краткое содержание Тетка Егориха Воробьев К. ДДействие повести происходит в 1928 г. Повествование ведется от первого лица; рассказчик вспоминает свое детство много лет спустя. Десятилетний Санька.

Краткое содержание Гобсек Бальзак ОИсторию ростовщика Гобсека стряпчий Дервиль рассказывает в салоне виконтессы де Гранлье — одной из самых знатных и богатых дам в.

Краткое содержание Герой нашего времени Лермонтов М. Ю«Эта книга испытала на себе еще недавно несчастную доверчивость некоторых читателей и даже журналов… Иные ужасно обиделись… что им ставят.

Босяк — новый герой в русской литературе(По произведениям М. Горького) В конце XIX века в русской литературе появляется новый герой — босяк, человек, отвергнутый обществом, изгой.

Читайте также:  Легенда о Ларре – краткое содержание из рассказа Старуха Изергиль Горького

Вересаев и Горький (опыт статьи)Смысл жизни в красоте и силе стремления к цели… М. Горький Максим Горький — одна из самых загадочных личностей отшумевшей.

Горький М. Коновалов читать краткое содержание, пересказ

Рассказчик Максим повествует нам о своей встрече с неким Коноваловым, и поводом к рассказу стала газетная заметка о том, что в тюремной камере вероятно по причине меланхолии повесился мещанин города Мурома Александр Иванович Коновалов, арестованный за бродяжничество. Максим своей повестью решил несколько яснее осветить причину самоубийства этого «славного малого»…

Максиму было восемнадцать, когда он встретил Коновалова. Тогда Максим жил в небольшом приволжском городе и работал подручным пекаря, солдата из «музыкальной команды» и запойного пьяницы. Когда хозяин пекарни делал ему внушения за испорченную или задержанную выпечку, он ругал хозяина и всегда указывал на свой музыкальный талант: «Я — музыкант! Бывало альт запьет — на альте играю; гобой под арестом — в гобой дую!» Хозяин в ответ грозил рассчитать «музыканта», но угрозы оставались угрозами: летом трудно найти хорошего пекаря на замену.

И так солдат пил, хозяин скрежетал зубами, а Максиму приходилось работать за двоих. Но в один прекрасный день хозяин рассчитал-таки солдата, да с такой рекомендацией, что ему вряд ли нашлась бы какая работа в этом городе. На его место хозяин взял своего бывшего подручного, искусного пекаря, но тоже пьяницу. Правда, в отличие от солдата, он пил запоями: месяца три-четыре работает, как медведь, работает и поет… А потом учнет пить и пьет до тех пор, пока не захворает или не пропьется догола…

Новый пекарь, которого хозяин представил как Сашу Коновалова, был высокий, плечистый мужчина лет тридцати. По виду — типичный босяк, по лицу — настоящий славянин. Светло-русые его волосы были спутаны, русая борода точно веером закрывала грудь. Продолговатое, бледное, изнуренное лицо освещалось большими голубыми ласковыми глазами. Его красивые губы слегка виновато улыбались под русыми усами. Рука его, протянутая для рукопожатия, была длинная, с широкой кистью.

Хозяин, представив нового пекаря, ушел, и Максим с Коноваловым остались одни в пекарне. Пекарня помещалась в подвале: света и воздуха мало, но зато много сырости, грязи и мучной пыли. У стен стояли длинные лари с тестом, громадная печь занимала почти треть пекарни. Сводчатый, закопченный потолок давил своей тяжестью… Коновалов осмотрел пекарню и предложил выйти на улицу: «…От моря я пришел… В Каспии на ватагах работал… и вдруг сразу с широты такой — бух в яму!» На улице Коновалов сидел молча и думал о чем-то, пристально вглядываясь в прохожих, и в его ясных глазах светилась печаль. Максим смотрел на его бледное лицо и думал: «Что это за человек?», но не решался заговорить, потому что Коновалов внушал странное уважение.

Затем они вернулись в пекарню и принялись за работу. Развесив одну гору теста, замесив другую, они сели пить чай, и Коновалов спросил вдруг: «Ты читать умеешь? На-ка вот, почитай» — и подал Максиму смятый лист бумаги — письмо. Это было письмо от Капитолины, бывшей купеческой дочери, а теперь проститутки, с которой Коновалов одно время имел отношения и обещал на ней жениться (и тогда бы она смогла вернуться к честной жизни), но обещания своего не сдержал: запил и оказался вдруг в Астрахани. По просьбе Коновалова Максим написал ответное трогательное послание. Послание Коновалову не понравилось, и Максиму пришлось переписать, подпустив в письмо слезу. Коновалов одобрил письмо, но затем в разговоре признался, что не женится на Капитолине, хотя обязательно пришлет денег для ее «выключки» из публичного дома.

У Коновалова вообще было много женщин, много разных специальностей и мест работы, он мог бы жить хорошо, даже обеспеченно. Но только иногда вдруг находила на него тоска такая, «что в ту пору жить совсем нельзя». Как будто он один человек на всем белом свете. И вот с этой тоски, с этой «планеты» или «болезни» Коновалов и начинал пить. С этой же тоски он оставил и Веру, владелицу цирка, к которой был сильно привязан. Вера часто читала вслух Коновалову разные истории (например, о немом крепостном, по приказу барыни утопившем собаку), а на прощание так укусила его за руку, что остался шрам.

Максим обычно не очень-то верил подобным историям: у каждого босяка есть в прошлом мифическая «купчиха» или «барыня». Но в рассказе Коновалова о Вере было что-то правдивое, необычное (например, чтение книжек), наконец его печальный и мягкий тон при воспоминании о «купчихе» — тон исключительный. Истинный босяк любит показать, что для него на земле нет такой вещи, которую он не посмел бы обругать.

— Ты верь мне… — закончил свой рассказ Коновалов. — Хотя наш брат бродяга сказки рассказывать мастер. Но если у человека в жизни нет ничего хорошего, не повредит, если он сам выдумает для себя сказку… Без любви какой-нибудь — жить человеку невозможно: затем ему и душа дана, чтобы он мог любить…

Через неделю Максим с Коноваловым были уже друзьями. Работал Коновалов артистически. Нужно было видеть как он управляется с тестом, раскатывая его могучими руками. Он мог выпечь три печи и ни у одного из ста двадцати пышных, румяных караваев не было «притиска». Он любил работать, увлекался делом, унывал, когда печь пекла плохо или тесто медленно всходило, и был по-детски весел и доволен, если хлебы выходили правильно круглые, высокие, с хрустящей корочкой. Приятно было смотреть на этого гигантского ребенка, влагавшего всю душу в работу, — как это и следует делать каждому человеку во всякой работе…

Как-то раз Максим попросил Коновалова спеть. Коновалов отказался, сказал, что когда затоскует, тогда и петь начнет; а если просто запоет — затоскует, а тогда и запьет. И уж лучше при нем не петь, не дразнить. Максим согласился, но иногда насвистывал или мурлыкал себе под нос, и тогда Коновалов обрывал его…

Однажды Максим вынул книжку и, примостившись к окну, стал читать. Коновалов попросил его почитать вслух. Максим читал, и иногда через книгу заглядывал в лицо Коновалова и встречался с его глазами — широко открытыми, напряженными, полными глубокого внимания. Максим старался читать как можно внятнее и образнее, но скоро устал и закрыл книгу. Коновалов упросил его читать до конца. Максим читал, Коновалов внимательно и жадно слушал, когда они прерывались на работу, то работали с лихорадочной быстротой и почти молча, чтобы быстрее вернуться к чтению. К утру Максим закончил книжку.

Краткое изложение рассказов Горького «Коновалов» и «Супруги Орловы»

Особый интерес представляют рассказы Горького «Коновалов» (1896) и «Супруги Орловы» (1897), также связанные с темой босячества. Первый из них, по отзыву цензурного комитета, имел в себе много меет «социалистического и резко возбудительного» характера. У героев обоих рассказов — Коновалова и Григория Орлова — есть нечто общее; оба рабочие: первый — пекарь, второй — сапожник, оба знают свое дело, умеют работать и, кажется, могли бы жить по-человечески.

И тем не менее оба спиваются, опускаются на дно. Первый запил от сознания бесцельности своего существования, второго, который «родился с беспокойством в сердце», до такого состояния также довели «проклятые вопросы» о смысле жизни. И в Орлове, и в Коновалове заложены большие возможности. В иных социальных условиях они могли бы творить необыкновенные дела. Недаром Орлов мечтал сразиться насмерть с холерой и освободить от неё Россию. Стоило, однако, ему подумать о страшной жизни того бедняка, которого он спас от холеры, как новые неразрешимые вопросы снова ввергли его в полосу запоя. «Больных лечите… а здоровые помирают от тесноты жизни»,— с недоумением и возмущением говорит Орлов доктору Ващенко.

В Коновалове, в его внешности, в чертах характера есть что-то роднящее его с народными героями русской истории, со Стенькой Разиным: буйная сила, широкая русская натура. Но все это было задавлено жизнью, каторжным трудом, и в своем протесте и Орлов и Коновалов могли подняться лишь до анархического бунта. В рассказе «Коновалов» привлекает внимание мысль, очень важная с точки зрения горьковской концепции человека: мысль об ответственности каждого за то, кем он стал в жизни, как сумел сохранить в себе человеческое.

В ответ на слова рассказчика, что он «жертва среды и условий», Коновалов упрямо твердит:

  • «Сами мы пред собой виноваты… Каждый человек сам себе хозяин, и никто в том не повинен, ежели я подлец.
  • — Да погоди,— кричал я,— как может человек устоять на ногах, коли на него со всех сторон разная темная сила прет?
  • — Упрись крепче! — возглашал мой оппонент, горячась и сверкая глазами.
  • — Да во что упереться?
  • — Найди свою точку и упрись!
  • — А ты чего же не упирался?
  • — Вот я те и говорю, чудак-человек, что я сам виноват в моей доле. Не нашел я точки своей! Ищу, тоскую — не нахожу!»

На первый взгляд кажется, что Горький согласен с рассказчиком, тем более, что рассказчик-то — не кто иной, как Алексей Пешков. И все же в такой заостренной форме, даже впадая в крайность («никто в том неповинен»), Горький ведет читателя к мысли, что человек должен найти «свою точку», опору в жизни (как нашел её Алексей Пешков) и не уподобляться людям, которые «всегда сваливали свои неудачи на безмолвную судьбу, на злых людей», без конца кричали о том, что они «люди необыкновенные», даже гениальные, но их, видите ли, «среда заела». Драма Коновалова в том и заключалась, что он не сумел найти точки опоры. И не случайно автор-рассказчик, уже один, без своего товарища — «рыцаря на час», задумывается над тем, как быть дальше:

  • «Я долго смотрел, как тлели угли костра: сначала яркий и большой уголь понемногу становился меньше, покрывался пеплом и исчезал под ним. И скоро от костра не осталось ничего, кроме теплого запаха. Я смотрел и думал:— Так и все мы… Хоть бы разгореться ярче!»
Читайте также:  Супруги Орловы – краткое содержание рассказа Горького

Это стремление «разгореться ярче» Горький выразил в героических образах ряда своих ранних произведений. Черты героических характеров людей, способных на смелые поступки и подвиги, мы видели в двух украинских крестьянах из очерка «Для мира», они есть в образе девушки-революционерки, погибшей в сибирской ссылке («Мааленькая!», 1895). Те же черты проявляются в характере наборщика Николая Гвоздева из рассказа «Озорник», в солидарности киевских и орловских наборщиков, поддержавших своих товарищей из Казани («Нечто о наборщиках», 1896). Эти характеры только складывались, но в них уже проявились большие потенциальные возможности.

Самые популярные статьи:

Домашнее задание на тему: Краткое изложение рассказов Горького «Коновалов» и «Супруги Орловы».

ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В РАССКАЗЕ М. ГОРЬКОГО «КОНОВАЛОВ»

студент 4 курса факультета русской филологии, кафедры русской и мировой литературы Самаркандского государственного университета,

Узбекистан, г. Самарканд

Ранее творчество М. Горького – это два течения или 2 типа произведений: романтические и реалистические. К ранним реалистическим произведениям М. Горького относится рассказ «Коновалов». Рассказ был написан в 1896 году, когда в творчестве писателя большое место занимала тема босячества. Героями ранних произведений Горького являются босяки, которые, по высказыванию писателя, являются «необыкновенными людьми». Современный Толковый словарь дает следующее определение: «босяк – опустившийся человек из деклассированных слоев населения».

В 90-е годы XIX века из-за тяжелого экономического положения в Российской империи стало расти количество безработных, обреченных на голод и нищету людей. Многие писатели обращали внимание на это явление. Они изображали их как слабых существ. Совсем по-другому взглянул на босяков М. Горький. В них он увидел сильных духом людей, которым просто стало тесно и душно в условиях спокойной, размеренной жизни и которые ушли в трущобы или отправились странствовать.

К таким героям относится Коновалов, человек с открытой душой и детской наивностью. Он появляется в начале повествования, когда «подручному» Максиму, от имени которого ведется рассказ, присылают нового пекаря: «…прислонясь плечом к косяку двери, стоял высокий, плечистый мужчина лет тридцати. По костюму это был типичный босяк. На нем красная кумачовая рубаха, невероятно грязная и рваная, холщовые широкие шаровары, на одной ноге остатки резинового ботика, на другой – кожаный опорок» [3. c. 4]. Описание внешности автор строит на контрастах: рубаха вроде бы кумачовая, но в то же время рваная и грязная. «Губы его, красивые, но немного бледные, улыбались под русыми усами. Улыбка была такая, точно он хотел сказать виновато: «Вот я какой… Не обессудьте» [3. с. 5]. Особое внимание писатель обращает на глаза Коновалова: «изнуренное лицо освещалось большими голубыми глазами, они смотрели ласково». Но, вопреки богатырской внешности, Коновалов имеет душу романтического героя, который на протяжении всего рассказа терзает себя, не находит постоянного места и переживает острый разлад с собою и со средой, окружающей его. Стоит отметить любовь Коновалова к книге, а также талант умельца («Ах, какой пекарь! Золото!»). Читателю демонстрируются эстетические и этические эмоции Коновалова: тонкое чувство природы, мягкость, доброта, нежность и уважение к женщине. В ходе развития сюжета этот человек несколько раз поднимает философские темы о назначении человека, задумывается о жизни: «Тоска она, канитель: не живешь, а гниешь». Привлекает в Коновалове то, что он никого не винит в несостоятельности своей жизни кроме себя: «…кто виноват, что я пью? Павелка, брат мой, не пьет – в Перми у него своя пекарня. А я вот работаю лучше его, однако бродяга и пьяница, и больше нет мне ни звания, ни доли Выходит – во мне самом что-то неладно» [3. с. 18].

Как и все босяки, Коновалов был необразованным, читать и писать не умел, поэтому все время просил Максима читать вслух книги. Больше всего ему понравилась монография «Бунт Стеньки Разина». Бунтарь Разин с буйной силой и широкой натурой был ему по душе. А вот роман «Бедные люди» Коновалову вовсе не понравился: «ишь, ты, ластится к старику! Хитрая! . А он – экое чучело. Он к ней, она к нему… Портили бумагу…» [3. с. 23].

Коновалов стремится изменить судьбу, совершив героический поступок, нацеливаясь на образы Стеньки Разина и Тараса Бульбы, а всё банальное Коновалову претит: «…если у человека в жизни нет ничего хорошего, не повредит, если он сам выдумает для себя сказку… Без любви какой-нибудь – жить человеку невозможно: затем ему и душа дана, чтобы он мог любить…» [3. с. 12]. Как и все герои-романтики, он ищет «свое место» на земле. Н.И. Адыева и Т.Ю. Климова в своей статье пишут: «Следует отметить и традиционный для романтиков мотив противостояния природы и города как квинтэссенции цивилизации» [1. с. 93]. Коновалов отрицает город: «Ни воздуху, ни простору, ничего, что человеку надо»

Интересна и этимология слова, от которого происходит фамилия Коновалова. Коновал — ветеринар-ремесленник, традиционно занимавшийся обслуживанием и лечением домашней скотины в русских деревнях. В Российской империи ХVIII-XIX веков под словом «коновал» официально понимали состоящих на государственной службе представителей ветеринарного персонала, которые окончили специальные учебные заведения [5].

Теперь же это все входит в обязанности ветеринарного врача, однако значимым отличием коновалов являлось то, что они были самоучками, то есть не получали определенного соответствующего образования. Раньше профессия лечить домашних животных часто передавалась из поколения в поколение или же, согласно традициям ученичества, от коновала его ученикам [5].

В современном литературном языке слово «коновал» может использоваться в значении оскорбительного по отношению к врачу или ветеринару, при этом имеется в виду, что он не обладает достаточным уровнем, и нехорошо выполняет свои обязанности [5].

Коновалов – босяк с широкой душой, который не может найти себе постоянного места. Хронотоп в рассказе условно можно разделить на две части. Первая часть представлена пекарней, в которой работал Коновалов, она помещалась в подвале: света и воздуха было мало, но зато много сырости, грязи и мучной пыли. Сводчатый закопченный потолок давил своей тяжестью на нашего героя, а Коновалова же тянуло на открытое пространство. Широкие поля и просторы – вот что было ему по душе. Неудивительно, что спустя два месяца работа пекаря Коновалову приелась, он ушел в запой и в пекарне больше не появлялся. Следующая встреча с главным героем происходит через пять лет, когда Максим отправляется в странствие по Руси и встречает его в Феодосии. Коновалов любил природу и всегда в поле или на речке проникался каким-то миролюбиво-ласковым настроением, еще более увеличивавшим его сходство с ребенком. Поэтому не случайно встречаем мы его на берегу Черного моря, среди бескрайних просторов и широких полей – это и является второй частью хронотопа. Сколько времени проходит от начала до конца рассказа точно не указывается, но нам известно, что Коновалову в начале рассказа было около 30 лет, а умер он в 40 лет ровно.

М. Горький наделяет главного героя чертами русского богатыря Ильи Муромца: высокий, плечистый, с благородным лицом. Но, пожалуй, самое главное – подобно Илье Муромцу, Коновалов также родом из города Мурома.

В то же время автор сравнивает Коновалова с ребенком. Например, Вера так и обращается к богатырю: «Ребенок, ты, еще не понимаешь ничего!». Для Коновалова стать ребенком значит стать новым, отринув все прежние установления.

Известно, что М. Горький увлекался философией Ницше, в частности, если следовать логике Ницше, то свободный человек «остается верным земле» [3, c. 24]. Эту привязанность Горький также трактует в своем рассказе: «Я, брат, решил – ходить по земле в разные стороны это всего лучше. Идешь и все видишь новое. И ни о чем не думается. Дует тебе ветерок навстречу и выгоняет из души разную пыль. Легко и свободно. ». Романтическое сознание отрицает статичность, и быть привязанным к земле значит, быть привязным к дороге – к извечному русскому пространственному хронотопу, в котором человек должен обрести согласие с собой.

Жизнь Коновалова прерывается трагически. В одной из газет Максим увидел небольшой заголовок: «Вчера ночью, в 3-ей камере местного тюремного замка, повесился на отдушине печи мещанин г. Мурома Александр Иванович Коновалов. Самоубийца был арестован в Пскове за бродяжничество. Причиной побудившей Коновалова к самоубийству, как заключил тюремный доктор, следует считать меланхолию».

В заключение хотелось бы отметить, перед нами предстает по-настоящему доброй и широкой души человек, заслуживающий лучшей жизни, однако в чем причина неустроенности его жизни, где искать истоки его меланхолии и тоски, которые в конечном итоге привели его к самоубийству?

«Не нашел я точки моей. Ищу, тоскую, — не нахожу. » [3. с. 20] – таким является вывод раздумий Коновалова, таков же ответ на заданный выше вопрос.

Ссылка на основную публикацию