Коновалов – краткое содержание рассказа Горького

Коновалов – краткое содержание рассказа Горького

Рассказ начинается с повествования о некоем мещанине в городе Муром Александре Коновалове, который покончил жизнь самоубийством в тюрьме. О встрече с этим человеком повествует наш герой Максим.

Встреча с Коноваловым произошла у главного персонажа в 18 лет. Он тогда работал помощником пекаря, солдата с музыкальными способностями. Когда выпечка запаздывала, и хозяин делал ему замечание, то он в ответ слышал слова пекаря о своем необычайном таланте играть на музыкальных инструментах. И в таком случае Максиму приходилось выполнять всю работу. Но, наконец, хозяин выгнал пекаря и взял другого, но увы, тот не был лучше, так же пил и не работал. Другого работника звали Александром Коноваловым. Ему было 30 лет, волосы русые, а рука широкая и костлявая.

Когда они остались один на один, то, Коновалов сказал Максиму, что он прибыл с моря, и сразу попал в какой-то подвал, похожий на яму. Начав работу, пекарь поинтересовался у юноши, умеет ли тот читать . Он дал Максиму письмо от проститутки Капитолины, которая была когда- то благородного звания, а потом опустилась на дно. Коновалов обещал взять ее в жены, чтобы она начала новую жизнь. Но внезапно запил и уехал в Астрахань. Мужчина попросил Максима написать ей трогательный ответ. Молодой человек выполнил его просьбу, но ему пришлось переписать несколько раз письмо, так как Коновалову казалось, что оно не было душераздирающим. И хотя Александр решил ей ответить, жениться на ней не собирался, а хотел отправить небольшую сумму денег, чтобы она получила откуп от хозяйки борделя.

Коновалов был любимец женщин. Их у него было много. Но иногда он начинал тосковать, то сразу же бросался в пьянство. По этой причине Александр бросил хозяйку цирка, которая боготворила мужчину и читала разные книги. Через 7 дней Максим подружился с Коноваловым. Тот весь отдавался работе, и очень радовался, когда из печки выходили румяные булочки с хрустящей корочкой. Иногда Максим просил Коновалова что-нибудь спеть, но тот отказывался, объясняя, что песня навевает тоску.

Как-то раз юноша сел читать книгу, и Коновалов попросил его прочитать вслух. Слушал он его внимательно и жадно впитывал все услышанное. Даже работу стремился сделать быстрее, чтобы вернуться вновь к чтению. Как только произведение подошло к концу, Коновалов поинтересовался, наградили ли писателя за такой труд, и долго потом сожалел, что человек мер и не получил награды. Максим объяснил, что кабак сыграл нехорошую шутку с автором в его жизни. Коновалов был удивлен, что такой талантливый человек пил, и начал сравнивать с собой. Максим пытался ему сказать, что он не виноват в том, что спивается. Здесь дело в социальном неравенстве людей. Однако, Коновалов , утверждал, что в своей пьянке виноват он сам. Брат у него – трудяга, и имеет свою пекарню, а вот он стал простым бродягой. И сколько бы они не спорили, но так к единому мнению не пришли.

На следующее утро Коновалов попросил Максима купить новые книги, отдав почти половину своих денег. Юноша купил томик про Стеньку Разина. При чтении Александр так переживал за него, что даже заплакал во время чтения эпизода пыток Разина. Потом они с Максимом обсуждали жизнь Разина, и сдружились еще больше. Потом Максим читал ему и другие книги, а в выходные дни они уходили в луга, взяв с собой воду, хлеб и новое, интересное произведение. Особенно часто они были в старом полуразрушенном здании за городом, где жили бродяги. Максим читал им тоже, а эти люди с особым вниманием слушали его.

Однажды в пекарню заявилась к нему Капитолина, которая захотела с ним жить в качестве супруги, а Коновалов любил свободу, и поэтому отказал ей. Тогда женщина, решив отомстить бывшему ухажеру, разбила окно в пекарне. За этот поступок ее забрали в полиции. Коновалов вытащил ее оттуда, но после этого случая сильно изменился. Стал больше пить, взгляд выражал только тоску. Однажды он не пришел на работу, а запил вместе с другими бродягами. После того, как Максим его пытался вернуть, а тот не согласился и вскоре пропал совсем, прошло 5 лет. И вот он вновь его встретил в Феодосии, когда сам искал работу. Коновалов приглашал его с ним пуститься в странствия по стране. И чем больше он говорил, тем заметнее становилось для Максима то, что человек этот не мог найти себя в этой жизни. Расставшись, они думали встретиться еще раз, но у них не получилось.

Рассказ учит нас быть милосердными к людям, опустившимся, помочь им, если есть возможность, начать новую жизнь, а не стараться опустить их еще больше на «дно» жизни.

Краткое содержание Горький Коновалов для читательского дневника

Максим, от лица которого ведется повествование, однажды в газете прочитал заметку о человеке, покончившим с собой в тюремной камере. Максим рассказывает о знакомстве с этим человеком.

Молодой человек работал помощником пекаря, который постоянно пил, и работал спустя рукава, так что Максиму приходилось выполнять работу за двоих. Наконец хозяин выгнал горе-пекаря, а на его место привел другого, Александра Ивановича Коновалова, мастера своего дела.

Коновалов тоже был пьющим, но он пил редко, раз в несколько месяцев, и к работе относился с полной ответственностью. Познакомившись поближе, Александр показал своему напарнику письмо от проститутки, попросив написать ей ответ, что тот и сделал. Саша рассказал Максиму, что хочет отправить Капитолине денег, чтобы та откупилась от публичного дома, и начала новую жизнь.

Через короткое время Максим и Коновалов стали друзьями. Работал пекарь мастерски, и его помощнику нравилось смотреть, как с душевной теплотой тот выпекает хлеб. Как-то Александр увидел, что помощник читает книгу, и он попросил почитать его вслух. Пекарь слушал внимательно и жадно, полностью погружаясь в мир книжных персонажей. Так чтение стало для них неотъемлемой частью жизни, хлебопёки прерывались лишь на работу, быстро исполнив которую, снова брались за чтение. Коновалов глубоко вникал в жизнь и переживания людей, о которых читал Максим, сопереживая и сочувствуя героям. Больше всего ему нравилась книга о Стеньке Разине, Максим так часто её перечитывал, что Саша знал книгу почти наизусть. Дружба пекаря и помощника становилась всё крепче, друзья часто уходили на реку, читали книги и рассуждали о жизни, или просто любовались природой, которую Александр любил всем сердцем.

Через два месяца, получив деньги и выписавшись из публичного дома, к Коновалову приехала Капитолина, намеревавшаяся выйти за него замуж. Но свободолюбивый мужчина был против этого, у него было много женщин, но рано или поздно они ему становились в тягость, и Александр покидал их. Оскорбленная его отказом, девушка напилась с каким-то ухажером, и устроила Коновалову скандал, за что её забрали в участок. Пекарь сходил в участок, и узнал, что Капитолина вновь пошла по проторенной дорожке. Спустя какое-то время Коновалов затосковал, потерял интерес ко всему происходящему, и ударился в загул. Максим попытался вытащить друга из кабака, где тот пропивал заработанные деньги с кучкой бродяжек, но это ему не удалось, а вскоре Коновалов исчез из города.

Максим тоже отправился бродить по свету, и через несколько лет он встретил своего друга в Феодосии. Коновалов по-прежнему придерживался своих взглядов на жизнь, обвиняя во всем лишь только себя и свои слабости. Он пригласил Максима с собой, но тот пошел своей дорогой, и они расстались, в надежде ещё встретиться, но этого не случилось. Легкоранимая душа могучего человека не выдержала неприкаянной жизни и привела его к самоубийству.

Надо найти в жизни точку опоры, и стремиться к какой-либо цели.

Читать краткое содержание Коновалов. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Горький. Краткие содержания произведений

  • В людях
  • Варвары
  • Васса Железнова
  • Воробьишко
  • Дачники
  • Дед Архип и Лёнька
  • Дело Артамоновых
  • Дети солнца
  • Детство
  • Жизнь Клима Самгина
  • Исповедь
  • Коновалов
  • Легенда о Данко
  • Легенда о Ларре
  • Макар Чудра
  • Мальва
  • Мать
  • Мещане
  • Мои университеты
  • Мой спутник
  • На дне
  • Несвоевременные мысли
  • Пепе
  • Песня о буревестнике
  • Песня о соколе
  • Про Иванушку-дурачка
  • Рождение человека
  • Самовар
  • Сказки об Италии
  • Случай с Евсейкой
  • Старуха Изергиль
  • Страсти-мордасти
  • Супруги Орловы
  • Фома Гордеев
  • Челкаш

Картинка или рисунок Коновалов

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

В мирное, после военное время проживал мальчик Кибальчич. И не осталось ни одного буржуя, так как разогнала их Красная Армия. Потихоньку стало всё расти и хозяйство нужно было поднимать!

Мельничный водяной вернувшись в свой домик примостившийся на самом дне пруда возле мельницы был очень удивлен тишиной и порядком, творящимся в его оштукатуренных свежим илом стенах

Рассказ начинается с прибытия на праздник в Петербург отнюдь не бедной компании друзей из 5 человек. В обществе прекрасных дам было выпито много шампанского. Но обстановка выглядела скучной, навевая тоску.

В пьесе рассказывается о жизни людей в ночлежке, которые объединены слабостью, не хотением найти новую – лучшую жизнь. К ним приходит странник, проповедующий лож, которой поддаются некоторые жители. У этих людей своя правда

Плавт берет в основу собственной комедии весьма распространенный образ, который нередко использовали и до него. Речь идет о профессиональных военных, которые со временем стали появляться в Греции.

Сочинение Анализ рассказа Коновалов Горького

Основным персонажем произведения является Александр Коновалов, представленный писателем в образе странствующего босяка, отличающегося меланхоличностью натуры.

Повествование в произведении ведется от лица рассказчика, который в определенные моменты своей жизни сталкивается с Александром Коноваловым.

Герой описывается в рассказе в качестве высокого, светловолосого мужчины с глазами, выражающими взгляд ребенка. Рассказчик отмечает Коновалова как искреннего, доверчивого человека, способного находить в окружающих положительные черты, отличающегося депрессивностью натуры, считая себя ненужным членом общества. Позиция Коновалова основана на его ощущении вины за происходящее в собственной жизни, не ссылаясь на возникшие обстоятельства, поэтому мучения своей совести герой пытается утопить, периодически уходя в длительный запой. Александр осознает всю трагичность своего недостойного образа жизни, анализируя поступки и действия, понимая драматизм собственного состояния, но при этом не предпринимая никаких попыток изменить собственную жизнь к лучшему, довольствуясь меланхоличной тоской, сочетающейся с вином. Будучи по натуре неплохим человеком, способным на сострадание и сочувствие, Коновалов по отношению к женщинам проявляет понимание и уважение.

Отличительной чертой Александра является его неподдельный интерес к чтению, в особенности к книжным изданиям, содержащим живой, двигающийся сюжет с описанием героев, имеющих сходство с самим Коноваловым. Он с удовольствием слушает прочитанные рассказчиком истории, сопереживая персонажам книг и долго размышляя о написанном. До глубины души поражает Коновалова книга, повествующая о жизненном пути Сеньки Разина, которую он выучивает практически наизусть. Интерес к писательским трудам, проявляющийся у Коновалова, подстегивает его понимание непростой работы творческим людей, которым с трудом удается завоевать признание собственного таланта. Коновалов приравнивает себя к этому кругу, в котором многие находят утешение в спиртном.

Жизнь героя обрывается трагически в тюрьме, где Коновалов, находясь в сильнейшей депрессии, решается на самоубийство.

Сочинение по произведению Коновалов

Одним из интересных произведений Максима Горького считается рассказ «Коновалов». В нем повествуется о новом работнике пекарни, который немало поведал в своей жизни и знает большое количество различных историй.

Читайте также:  Фома Гордеев – раткое содержание романа Горького

Однажды в небольшую пекарню, где уже работал пекарь Максим, владелец нанимает на работу нового мужчину, Александра Коновалова. Он уже не молодой, ему около 30, но ведет он себя неловко и иногда даже глупо, прям как ребенок.

Саша рассказывает Максиму о своих бывших девушках, которых было не мало, он даже дает письмо одной из них, которая стала девушкой легкого поведения. Александр говорит новому товарищу, что он не собирался на ней жениться, хотя и обещал. Максим сначала с опаской относиться к новому пекарю, он думает, что тот довольно эгоистичен и самовлюблен. Еще одна причина была в том, что Коновалов любил выпить. Но после долгих дней работы, они начинают друг другу доверять.

Александр говорит Максиму, что во всех бедах виновато человечество, и только люди могут решить свои проблемы, а также проблемы мира. Пекарь считает, что люди сами ответственны за все свои ошибки, и только они могут решать свою судьбу. Но в то же время он жалуется, на то, что не может бросить пить, поэтому и считает себя ужасным и мелким человеком, ведь никто его не заставляет употреблять спиртное.

Несмотря на образ босяки, Коновалов с уважением относиться к женщинам. Даже если ему приходится оскорбить или спорить с девушкой, Саша старается сделать это менее обидно и спокойно. Можно это понять, если вспомнить его бывшую любовницу, которая попала в публичный дом. Когда-то Саша обещал на ней жениться, но, не сделав этого, он решает помочь бедняжке уйти с этого ужасного места.

Коновалов жить не может без книг и прочитал их за свою не длинную жизнь довольно много. Саша любит читать рассказы, где судьба героев напоминает чем-то его жизнь. Он довольно часто во время работы просил Максима почитать ему, пока он занят, чтобы снова вжиться в роль героев. Многие книги сидят в его сердце, и напоминают ему о различных событиях из своей жизни. Любимая книга Александра это история про Сеньку Разина и его страдания.

Коновалов – добрый и светлый человек, он повидал немало горя и встречал различных людей. Но, несмотря на его удивительную жизнь Саша довольно грустный человек, он презирает себя за пьянство, но не может это исправить. Он говорит, что так и не смог найти смысл в жизни и свое место.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Коновалов

Популярные сегодня темы

Далеко не каждый человек способен любить по-настоящему. Многие принимают за настоящую любовь мимолётное влечение,

Язык — это основа любой национальной культуры, важная часть в жизни людей. Особенности быта, традиций, истории обязательно отражаются на языке, поэтому можно смело утверждать, что пока жив язык

В «Ревизоре» автор попытался отобразить всю правдивую ситуацию, которая сложилась в то время в большинстве российских городов. Она была связана с тем, что чиновники на местах были коррумпированы

Современная жизнь интересна и разнообразна. Множество различных гаджетов помогает человечеству расти и развиваться. Рассмотрим, что представляет из себя Интернет и как он влияет на нашу жизнь.

Всякий раз, когда я оказываюсь на улице где прошло мое детство, мне сразу становится легко и спокойно на душе. Ведь здесь прошли лучшие годы моей жизни – это годы моего детства.

Краткое содержание Горький Коновалов

Однажды среди газетных статей я встретил сводку, в которой упоминалась фамилия Коновалов. Заинтересовавшись, я прочитал краткое сообщение о самоубийстве в тюремной камере бродяги, пересылавшегося по этапу в родные края. Причиной самоубийства считали меланхолию.

Я знал этого человека и догадывался о том, что побудило его уйти из жизни.

Когда я был юношей, то работал помощником пекаря, бывшего солдата, который гордился своим музыкальным талантом, точнее, способностью играть на нескольких инструментах. Гордился настолько, что считал это оправданием некачественному, плохо выпеченному хлебу. Однажды хозяину это надоело и он нашел замену. Это был Коновалов.

Высокий светловолосый мужчина сразу пробудил во мне симпатию. Как работник он был отличный, недаром хозяин дорожил им и очень радовался, когда взял на работу. Единственный был изъян в новом пекаре – он периодически уходил в запой, пропиваясь до нитки.

Но пока это состояние не наступило, и я только диву давался, глядя, как он проворно мечет хлеб в печь. Казалось, с такой спешкой ничего хорошего не выйдет, но нет – буханки получались ровные, пышные, с тонкой коркой. Наверное, это было потому, что Коновалов вкладывал душу во все, что делал.

Однажды он попросил меня прочитать письмо, поскольку сам не умел. Ранее пекарь жил на Каспии, оттуда и писала ему женщина, проститутка, которой он обещал помочь, заявив в полиции о своем желании на ней жениться. Тогда ей отдадут паспорт и она сможет приехать к Коновалову. Впрочем, семью заводить он не хотел, считая свои запои и любовь к бродяжничеству помехой нормальной жизни.

Я написал ответ, а потом еще одно письмо к другу Коновалова, в котором просил подействовать и помочь женщине.

Как-то я читал, сидя на углу сундука. Пекарь попросил что-нибудь прочитать и ему. И я стал читать вслух «Подлиповцы». Книга произвела на Коновалова громадное впечатление, он словно жил жизнью героев, переживая их судьбу едва ли не как свою собственную. Потом я прочитал ему книгу о Стеньке Разине, поразившую его настолько, что пришлось еще несколько раз перечитывать. Коновалов выучил ее почти наизусть.

Восторгаясь мастерством писателей, он спросил меня, какой же высокой награды они были удостоены за свой труд. Узнав, что сочинители подвергаются лишь гонениям, друг расстроился. И тогда я рассказал ему, что многие блестящие таланты находят утешение в алкоголе, нередко погибая в нем. Коновалов вздрогнул и сказал, что часто чувствует то же самое – неясную тоску, сжигающую его сердце, и потому он тоже впадает в запой. В своих несчастьях и склонностях он винил лишь себя. Я считал, что виновато окружение, и мы часто поэтому спорили.

Два месяца спустя в пекарню вошла женщина и спросила моего друга. Это была та самая проститутка, которая получила паспорт и приехала к Коновалову в надежде создать семью. Он был не готов и разругался с женщиной. Ночью она, пьяная, пришла бить стекла в пекарню, упрекая Коновалова, что сорвал ее с места в неизвестность.

Она вернулась к своему занятию, вдобавок ко всему начала пьянствовать. Мой друг мрачнел, считая себя виноватым. Я догадывался, что он скоро запьет.

Так и вышло. Вечером он ушел и сутки спустя я нашел его в кабаке в компании нахлебников. Со мной возвращаться он отказался. Через два дня Коновалов пропал.

Мы встретились много лет спустя в строящейся Феодосии. Бывший пекарь стал строителем. Он очень обрадовался мне и предложил заночевать вместе в пещере недалеко от бараков. Коновалов так и не изменил своих взглядов. Через пару дней я отправлялся на Кубань, но пойти со мной друг не захотел. Мы расстались в надежде на встречу. Но она так и не произошла.

Когда «ни в городе, ни в степи, нигде человеку места нет», тогда он находит его в алкоголе и погибает.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Горький. Все произведения

  • Бывшие люди
  • В людях
  • Варвары
  • Васса Железнова
  • Воробьишко
  • Встряска
  • Дачники
  • Дед Архип и Лёнька
  • Дело Артамоновых
  • Дети солнца
  • Детство
  • Егор Булычов и другие
  • Жизнь Клима Самгина
  • Коновалов
  • Легенда о Данко
  • Легенда о Ларре
  • Ледоход
  • Макар Чудра
  • Мальва
  • Мать
  • Мещане
  • Мои университеты
  • Мой спутник
  • На дне
  • Несвоевременные мысли
  • Пепе
  • Песня о буревестнике
  • Песня о Соколе
  • Про Иванушку-дурачка
  • Рождение человека
  • Самовар
  • Сказка Случай с Евсейкой
  • Сказки об Италии
  • Старуха Изергиль
  • Страсти-мордасти
  • Супруги Орловы
  • Фома Гордеев
  • Челкаш

Коновалов. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Алиса уже ходила в пятый класс и на её счёту было много открытий. Однажды у своего отца, профессора Селезнёва, девочка обнаружила камень. Он был чёрного цвета и очень тяжёлый. Этот камень раньше находился в желудке космического дракончика

В самые трудные годы для Родины, героический характер и личные качества краснофлотцев сыграли большую роль в победе над фашизмом. Сине – белая тельняшка и бескозырка наводили ужас на врага.

Рассказ ведется от имени огромной собаки Сапсана Тридцать Шестого. Он подробно описывает свою внешность: очень большой и сильный, красно-песочного цвета, почти семь пудов вес.

В произведение с общим названием «Исповедь» входит 13 автобиографических трудов Августина Блаженного. Созданная в IV в. н. э., книга рассказывает о становлении его как писателя, об обращении в христианскую веру

Главный герой повести — мальчик Петя, от лица которого и ведется повествование. Петя вспоминает счастливое время, когда он со своей семьей жил в довоенном Баку. Отец мальчика работал дирижером в оркестре.

Читать бесплатно книгу Коновалов — Горький Максим

Горький. Краткие содержания произведений

  • В людях
  • Варвары
  • Васса Железнова
  • Воробьишко
  • Дачники
  • Дед Архип и Лёнька
  • Дело Артамоновых
  • Дети солнца
  • Детство
  • Жизнь Клима Самгина
  • Исповедь
  • Коновалов
  • Легенда о Данко
  • Легенда о Ларре
  • Макар Чудра
  • Мальва
  • Мать
  • Мещане
  • Мои университеты
  • Мой спутник
  • На дне
  • Несвоевременные мысли
  • Пепе
  • Песня о буревестнике
  • Песня о соколе
  • Про Иванушку-дурачка
  • Рождение человека
  • Самовар
  • Сказки об Италии
  • Случай с Евсейкой
  • Старуха Изергиль
  • Страсти-мордасти
  • Супруги Орловы
  • Фома Гордеев
  • Челкаш

Коновалов — Горький Максим

Изменить размер шрифта:

Рассеянно пробегая глазами газетный лист, я встретил фамилию Коновалов и, заинтересованный ею, прочитал следующее: «Вчера ночью, в 3-й камере местного тюремного замка, повесился на отдушине печи мещанин города Мурома Александр Иванович Коновалов, 40 лет. Самоубийца был арестован в Пскове за бродяжничество и пересылался этапным порядком на родину. По отзыву тюремного начальства, это был человек всегда тихий, молчаливый и задумчивый. Причиной, побудившей Коновалова к самоубийству, как заключил тюремный доктор, следует считать меланхолию». Я прочитал эту краткую заметку и подумал, что мне, может быть, удастся несколько яснее осветить причину, побудившую этого задумчивого человека уйти из жизни, — я знал его. Пожалуй, я даже и не вправе промолчать о нем: это был славный малый, а их не часто встречаешь на жизненном пути. … Мне было восемнадцать лет, когда я встретил Коновалова. В то время я работал в хлебопекарне как «подручный» пекаря. Пекарь был солдат из «музыкальной команды», он страшно пил водку, часто портил тесто и, пьяный, любил наигрывать на губах и выбивать пальцами на чем попало различные пьесы. Когда хозяин пекарни делал ему внушения за испорченный или опоздавший к утру товар, он бесился, ругал хозяина беспощадно и при этом всегда указывал ему на свой музыкальный талант. — Передержал тесто! — кричал он, оттопыривая свои рыжие, длинные усы, шлепая губами, толстыми и всегда почему-то мокрыми. — Корка сгорела! Хлеб сырой! Ах ты, черт тебя возьми, косоглазая кикимора! Да разве я для этой работы родился на свет? Будь ты анафема с твоей работой, я — музыкант! Понял? Я — бывало, альт запьет — на альте играю; гобой под арестом — в гобой дую; корнет-а-пистон хворает — кто его может заменить? Я! Тим-тар-рам-да-дди! А ты — м-мужик, кацап! Давай расчет. А хозяин, сырой и пухлый человек, с разноцветными глазами и женоподобным лицом, колыхая животом, топал по полу короткими толстыми ногами и визгливым голосом вопил: — Губитель! Разоритель! Христопродавец Иуда! — Растопырив короткие пальцы, он воздевал руки к небу и вдруг громко, голосом, резавшим уши, возглашал: — А ежели я тебя за бунт в полицию? — Слугу царя и отечества в полицию? — ревел солдат и уже лез на хозяина с кулаками. Тот уходил, отплевываясь и взволнованно сопя. Это все, что он мог сделать, — было лето, время, когда в приволжском городе трудно найти хорошего пекаря. Такие сцены разыгрывались почти ежедневно. Солдат пил, портил тесто и играл разные марши и вальсы или «нумера», как он говорил, хозяин скрежетал зубами, а мне, в силу этого, приходилось работать за двоих. И я был весьма обрадован, когда однажды между хозяином и солдатом разыгралась такая сцена. — Ну, солдат, — сказал хозяин, появляясь в пекарне с лицом сияющим и довольным и с глазками, сверкавшими ехидной улыбкой, — ну, солдат, оттопыривай губы и играй походный марш! — Чего еще?! — мрачно сказал солдат, лежавший на ларе с тестом и, по обыкновению, полупьяный. — В поход собирайся! — ликовал хозяин. — Куда? — спросил солдат, спуская с ларя ноги и чувствуя что-то недоброе. — Куда хочешь… — Это как понимать? — запальчиво крикнул солдат. — А так и понимай, что больше я тебя держать не стану. Получи расчет и на все четыре стороны — марш! Солдат привык чувствовать свою силу и безвыходность положения хозяина, заявление последнего несколько отрезвило его: он понимал, как трудно ему с его плохим знанием ремесла найти себе место. — Ну, это ты врешь. — с тревогой сказал он, вставая на ноги. — Иди-ка, иди… — Идти? — Проваливай. — Наработался, значит… — с горечью мотнул головой солдат. — Пососал ты из меня крови, высосал и вон меня. Ловко! Ах ты — паук! — Я паук? — вскипел хозяин. — Ты! кровососец-паук — вот как! — убедительно сказал солдат и, пошатываясь, пошел к двери. Хозяин ехидно смеялся вслед ему, и его глазки радостно сверкали. — Поди-ка вот теперь поступи на место к кому-нибудь! Н-да! Я тебя, голубчика, везде так разрисовал, что, хоть ты даром просись, — не возьмут! Нигде не возьмут… — Нового наняли? — спросил я. — Новый-то — он старый. Моим подручным был. Ах, какой пекарь! Золото! Но тоже пьяница и-их! Только он запоем тянет… Вот он придет, возьмется за работу и месяца три-четыре учнет ломить, как медведь! Сна, покоя не знает, за ценой не стоит. Работает и поет! Так он, братец ты мой, поет, что даже слушать невозможно — тягостно делается на сердце. Поет, поет, потом учнет снова пить! Хозяин вздохнул и безнадежно махнул рукой. — И когда он запьет — нет ему тут никакого удержу. Пьет до тех пор, пока не захворает или не пропьется догола… Тогда стыдно ему бывает, что ли, он пропадает куда-то, как нечистый дух от ладана. А вот и он… Совсем пришел, Леса? — Совсем, — отвечал с порога глубокий, грудной голос. Там, прислонясь плечом к косяку двери, стоял высокий, плечистый мужчина лет тридцати. По костюму это был типичный босяк, по лицу настоящий славянин. На нем красная кумачовая рубаха, невероятно грязная и рваная, холщовые широкие шаровары, на одной ноге остатки резинового ботика, на другой — кожаный опорок. Светло-русые волосы на голове были спутаны, и в них торчали щепочки, соломинки; все это было и в его русой бороде, точно веером закрывавшей ему грудь. Продолговатое, бледное, изнуренное лицо освещалось большими голубыми глазами, они смотрели ласково. Губы его, красивые, но немного бледные, тоже улыбались под русыми усами. Улыбка была такая, точно он хотел сказать виновато: «Вот я какой.. Не обессудьте». — Проходи, Сашок, вот тебе подручный, — говорил хозяин, потирая руки и любовно оглядывая могучую фигуру нового пекаря. Тот молча шагнул вперед, протянул мне длинную руку с богатырски широкой кистью; мы поздоровались; он сел на скамью, вытянул вперед ноги, посмотрел на них и сказал хозяину: — Ты мне, Василий Семеныч, купи две смены рубах да опорки… Холста на колпак. — Все будет, не бойсь! Колпаки у меня есть; рубахи и порты вечером будут. Знай работай пока что; я тебя знаю, кто ты есть. Не обижу… Коновалова никто не обидит, потому — он сам никого не обижает. Разве хозяин — зверь? Я сам тоже работал, знаю, как редька слезы выжимает… Ну, оставайтесь, значит, ребятушки, а я пойду… Мы остались одни. Коновалов сидел на скамье и молча, улыбаясь, осматривался вокруг. Пекарня помещалась в подвале со сводчатым потолком, ее три окна были ниже уровня земли. Света мало, мало и воздуха, но зато много сырости, грязи и мучной пыли. У стен стояли длинные лари: один с тестом, другой еще только с опарой, третий пустой. На каждый ларь ложилась из окна тусклая полоса света. Громадная печь занимала почти треть пекарни; около нее на грязном полу лежали мешки муки. В печи жарко горели длинные плахи дров, и отраженное на серой стене пекарни пламя их колебалось и дрожало, точно беззвучно рассказывало о чем-то. Сводчатый закопченный потолок давил своей тяжестью, от соединения дневного света с огнем печи образовалось неопределенное и утомлявшее глаза освещение. В окна с улицы лился глухой шум и летела пыль. Коновалов осмотрел все это, вздохнул и спросил скучным голосом: — Давно здесь работаешь? Я сказал. Помолчали, исподлобья осматривая друг друга. — Экая тюрьма! — вздохнул он. — Пойдем на улицу к воротам, посидим. Мы вышли к воротам и сели на лавку. — Здесь дышать можно. Я к пропасти этой сразу не привыкну, — не могу. Сам посуди, от моря я пришел… в Каспии на ватагах работал… и вдруг сразу с широты такой — бух в яму! Он с печальной улыбкой посмотрел на меня и замолчал, пристально вглядываясь в прохожих и в проезжих. В его голубых, ясных глазах светилась печаль… Вечер наступал; на улице было душно, шумно, пыльно, от домов на дорогу ложились тени. Коновалов сидел, прислонившись спиной к стене, сложив руки на груди, перебирая пальцами шелковистые волосы своей бороды. Я сбоку смотрел на его овальное бледное лицо и думал: «Что это за человек?» Но не решался заговорить с ним, потому что он был моим начальником и потому еще, что он внушал мне странное уважение. Лоб у него был разрезан тремя тонкими морщинками, но по временам они разглаживались и исчезали, и мне очень хотелось знать, о чем думает этот человек… — Пойдем-ка, пора. Ты меси вторую, а я тем временем поставлю третью. Развесив одну гору теста, замесив другую, мы сели пить чай; Коновалов сунул руку за пазуху и спросил меня: — Ты читать умеешь? На-ка вот, почитай, — и подал мне смятый, запачканный листик бумаги. «Дорогой Саша! —

Читайте также:  Егор Булычов и другие – краткое содержание пьесы Горького

Краткое изложение рассказов Горького «Коновалов» и «Супруги Орловы»

Особый интерес представляют рассказы Горького «Коновалов» и «Супруги Орловы» , также связанные с темой босячества. Первый из них, по отзыву цензурного комитета, имел в себе много меет «социалистического и резко возбудительного» характера. У героев обоих рассказов — Коновалова и Григория Орлова — есть нечто общее; оба рабочие: первый — пекарь, второй — сапожник, оба знают свое дело, умеют работать и, кажется, могли бы жить по-человечески.

И тем не менее оба спиваются, опускаются на дно. Первый запил от сознания бесцельности

своего существования, второго, который «родился с беспокойством в сердце», до такого состояния также довели «проклятые вопросы» о смысле жизни. И в Орлове, и в Коновалове заложены большие возможности. В иных социальных условиях они могли бы творить необыкновенные дела. Недаром Орлов мечтал сразиться насмерть с холерой и освободить от нее Россию.

Стоило, однако, ему подумать о страшной жизни того бедняка, которого он спас от холеры, как новые неразрешимые вопросы снова ввергли его в полосу запоя. «Больных лечите… а здоровые помирают от тесноты жизни»,- с недоумением и возмущением говорит Орлов

В Коновалове, в его внешности, в чертах характера есть что-то роднящее его с народными героями русской истории, со Стенькой Разиным: буйная сила, широкая русская натура. Но все это было задавлено жизнью, каторжным трудом, и в своем протесте и Орлов и Коновалов могли подняться лишь до анархического бунта. В рассказе «Коновалов» привлекает внимание мысль, очень важная с точки зрения горьковской концепции человека: мысль об ответственности каждого за то, кем он стал в жизни, как сумел сохранить в себе человеческое.

В ответ на слова рассказчика, что он «жертва среды и условий», Коновалов упрямо твердит:

«Сами мы пред собой виноваты… Каждый человек сам себе хозяин, и никто в том не повинен, ежели я подлец. — Да погоди,- кричал я,- как может человек устоять на ногах, коли на него со всех сторон разная темная сила прет? — Упрись крепче! — возглашал мой оппонент, горячась и сверкая глазами. — Да во что упереться? — Найди свою точку и упрись! — А ты чего же не упирался? — Вот я те и говорю, чудак-человек, что я сам виноват в моей доле. Не нашел я точки своей! Ищу, тоскую — не нахожу!»

На первый взгляд кажется, что Горький согласен с рассказчиком, тем более, что рассказчик-то — не кто иной, как Алексей Пешков. И все же в такой заостренной форме, даже впадая в крайность , Горький ведет читателя к мысли, что человек должен найти «свою точку», опору в жизни и не уподобляться людям, которые «всегда сваливали свои неудачи на безмолвную судьбу, на злых людей», без конца кричали о том, что они «люди необыкновенные», даже гениальные, но их, видите ли, «среда заела». Драма Коновалова в том и заключалась, что он не сумел найти точки опоры. И не случайно автор-рассказчик, уже один, без своего товарища — «рыцаря на час», задумывается над тем, как быть дальше:

«Я долго смотрел, как тлели угли костра: сначала яркий и большой уголь понемногу становился меньше, покрывался пеплом и исчезал под ним. И скоро от костра не осталось ничего, кроме теплого запаха. Я смотрел и думал:- Так и все мы… Хоть бы разгореться ярче!»

Это стремление «разгореться ярче» Горький выразил в героических образах ряда своих ранних произведений. Черты героических характеров людей, способных на смелые поступки и подвиги, мы видели в двух украинских крестьянах из очерка «Для мира», они есть в образе девушки-революционерки, погибшей в сибирской ссылке . Те же черты проявляются в характере наборщика Николая Гвоздева из рассказа «Озорник», в солидарности киевских и орловских наборщиков, поддержавших своих товарищей из Казани . Эти характеры только складывались, но в них уже проявились большие потенциальные возможности.

Читайте также:  Горький Яшка читать текст полный онлайн

Краткое изложение рассказов Горького «Коновалов» и «Супруги Орловы»

Особый интерес представляют рассказы Горького «Коновалов» (1896) и «Супруги Орловы» (1897), также связанные с темой босячества. Первый из них, по отзыву цензурного комитета, имел в себе много меет «социалистического и резко возбудительного» характера. У героев обоих рассказов — Коновалова и Григория Орлова — есть нечто общее; оба рабочие: первый — пекарь, второй — сапожник, оба знают свое дело, умеют работать и, кажется, могли бы жить по-человечески.

И тем не менее оба спиваются, опускаются на дно. Первый запил от сознания бесцельности своего существования, второго, который «родился с беспокойством в сердце», до такого состояния также довели «проклятые вопросы» о смысле жизни. И в Орлове, и в Коновалове заложены большие возможности. В иных социальных условиях они могли бы творить необыкновенные дела. Недаром Орлов мечтал сразиться насмерть с холерой и освободить от неё Россию. Стоило, однако, ему подумать о страшной жизни того бедняка, которого он спас от холеры, как новые неразрешимые вопросы снова ввергли его в полосу запоя. «Больных лечите… а здоровые помирают от тесноты жизни»,— с недоумением и возмущением говорит Орлов доктору Ващенко.

В Коновалове, в его внешности, в чертах характера есть что-то роднящее его с народными героями русской истории, со Стенькой Разиным: буйная сила, широкая русская натура. Но все это было задавлено жизнью, каторжным трудом, и в своем протесте и Орлов и Коновалов могли подняться лишь до анархического бунта. В рассказе «Коновалов» привлекает внимание мысль, очень важная с точки зрения горьковской концепции человека: мысль об ответственности каждого за то, кем он стал в жизни, как сумел сохранить в себе человеческое.

В ответ на слова рассказчика, что он «жертва среды и условий», Коновалов упрямо твердит:

  • «Сами мы пред собой виноваты… Каждый человек сам себе хозяин, и никто в том не повинен, ежели я подлец.
  • — Да погоди,— кричал я,— как может человек устоять на ногах, коли на него со всех сторон разная темная сила прет?
  • — Упрись крепче! — возглашал мой оппонент, горячась и сверкая глазами.
  • — Да во что упереться?
  • — Найди свою точку и упрись!
  • — А ты чего же не упирался?
  • — Вот я те и говорю, чудак-человек, что я сам виноват в моей доле. Не нашел я точки своей! Ищу, тоскую — не нахожу!»

На первый взгляд кажется, что Горький согласен с рассказчиком, тем более, что рассказчик-то — не кто иной, как Алексей Пешков. И все же в такой заостренной форме, даже впадая в крайность («никто в том неповинен»), Горький ведет читателя к мысли, что человек должен найти «свою точку», опору в жизни (как нашел её Алексей Пешков) и не уподобляться людям, которые «всегда сваливали свои неудачи на безмолвную судьбу, на злых людей», без конца кричали о том, что они «люди необыкновенные», даже гениальные, но их, видите ли, «среда заела». Драма Коновалова в том и заключалась, что он не сумел найти точки опоры. И не случайно автор-рассказчик, уже один, без своего товарища — «рыцаря на час», задумывается над тем, как быть дальше:

  • «Я долго смотрел, как тлели угли костра: сначала яркий и большой уголь понемногу становился меньше, покрывался пеплом и исчезал под ним. И скоро от костра не осталось ничего, кроме теплого запаха. Я смотрел и думал:— Так и все мы… Хоть бы разгореться ярче!»

Это стремление «разгореться ярче» Горький выразил в героических образах ряда своих ранних произведений. Черты героических характеров людей, способных на смелые поступки и подвиги, мы видели в двух украинских крестьянах из очерка «Для мира», они есть в образе девушки-революционерки, погибшей в сибирской ссылке («Мааленькая!», 1895). Те же черты проявляются в характере наборщика Николая Гвоздева из рассказа «Озорник», в солидарности киевских и орловских наборщиков, поддержавших своих товарищей из Казани («Нечто о наборщиках», 1896). Эти характеры только складывались, но в них уже проявились большие потенциальные возможности.

Самые популярные статьи:

Домашнее задание на тему: Краткое изложение рассказов Горького «Коновалов» и «Супруги Орловы».

Горький М. Коновалов читать краткое содержание, пересказ

Рассказчик Максим повествует нам о своей встрече с неким Коноваловым, и поводом к рассказу стала газетная заметка о том, что в тюремной камере вероятно по причине меланхолии повесился мещанин города Мурома Александр Иванович Коновалов, арестованный за бродяжничество. Максим своей повестью решил несколько яснее осветить причину самоубийства этого «славного малого»…

Максиму было восемнадцать, когда он встретил Коновалова. Тогда Максим жил в небольшом приволжском городе и работал подручным пекаря, солдата из «музыкальной команды» и запойного пьяницы. Когда хозяин пекарни делал ему внушения за испорченную или задержанную выпечку, он ругал хозяина и всегда указывал на свой музыкальный талант: «Я — музыкант! Бывало альт запьет — на альте играю; гобой под арестом — в гобой дую!» Хозяин в ответ грозил рассчитать «музыканта», но угрозы оставались угрозами: летом трудно найти хорошего пекаря на замену.

И так солдат пил, хозяин скрежетал зубами, а Максиму приходилось работать за двоих. Но в один прекрасный день хозяин рассчитал-таки солдата, да с такой рекомендацией, что ему вряд ли нашлась бы какая работа в этом городе. На его место хозяин взял своего бывшего подручного, искусного пекаря, но тоже пьяницу. Правда, в отличие от солдата, он пил запоями: месяца три-четыре работает, как медведь, работает и поет… А потом учнет пить и пьет до тех пор, пока не захворает или не пропьется догола…

Новый пекарь, которого хозяин представил как Сашу Коновалова, был высокий, плечистый мужчина лет тридцати. По виду — типичный босяк, по лицу — настоящий славянин. Светло-русые его волосы были спутаны, русая борода точно веером закрывала грудь. Продолговатое, бледное, изнуренное лицо освещалось большими голубыми ласковыми глазами. Его красивые губы слегка виновато улыбались под русыми усами. Рука его, протянутая для рукопожатия, была длинная, с широкой кистью.

Хозяин, представив нового пекаря, ушел, и Максим с Коноваловым остались одни в пекарне. Пекарня помещалась в подвале: света и воздуха мало, но зато много сырости, грязи и мучной пыли. У стен стояли длинные лари с тестом, громадная печь занимала почти треть пекарни. Сводчатый, закопченный потолок давил своей тяжестью… Коновалов осмотрел пекарню и предложил выйти на улицу: «…От моря я пришел… В Каспии на ватагах работал… и вдруг сразу с широты такой — бух в яму!» На улице Коновалов сидел молча и думал о чем-то, пристально вглядываясь в прохожих, и в его ясных глазах светилась печаль. Максим смотрел на его бледное лицо и думал: «Что это за человек?», но не решался заговорить, потому что Коновалов внушал странное уважение.

Затем они вернулись в пекарню и принялись за работу. Развесив одну гору теста, замесив другую, они сели пить чай, и Коновалов спросил вдруг: «Ты читать умеешь? На-ка вот, почитай» — и подал Максиму смятый лист бумаги — письмо. Это было письмо от Капитолины, бывшей купеческой дочери, а теперь проститутки, с которой Коновалов одно время имел отношения и обещал на ней жениться (и тогда бы она смогла вернуться к честной жизни), но обещания своего не сдержал: запил и оказался вдруг в Астрахани. По просьбе Коновалова Максим написал ответное трогательное послание. Послание Коновалову не понравилось, и Максиму пришлось переписать, подпустив в письмо слезу. Коновалов одобрил письмо, но затем в разговоре признался, что не женится на Капитолине, хотя обязательно пришлет денег для ее «выключки» из публичного дома.

У Коновалова вообще было много женщин, много разных специальностей и мест работы, он мог бы жить хорошо, даже обеспеченно. Но только иногда вдруг находила на него тоска такая, «что в ту пору жить совсем нельзя». Как будто он один человек на всем белом свете. И вот с этой тоски, с этой «планеты» или «болезни» Коновалов и начинал пить. С этой же тоски он оставил и Веру, владелицу цирка, к которой был сильно привязан. Вера часто читала вслух Коновалову разные истории (например, о немом крепостном, по приказу барыни утопившем собаку), а на прощание так укусила его за руку, что остался шрам.

Максим обычно не очень-то верил подобным историям: у каждого босяка есть в прошлом мифическая «купчиха» или «барыня». Но в рассказе Коновалова о Вере было что-то правдивое, необычное (например, чтение книжек), наконец его печальный и мягкий тон при воспоминании о «купчихе» — тон исключительный. Истинный босяк любит показать, что для него на земле нет такой вещи, которую он не посмел бы обругать.

— Ты верь мне… — закончил свой рассказ Коновалов. — Хотя наш брат бродяга сказки рассказывать мастер. Но если у человека в жизни нет ничего хорошего, не повредит, если он сам выдумает для себя сказку… Без любви какой-нибудь — жить человеку невозможно: затем ему и душа дана, чтобы он мог любить…

Через неделю Максим с Коноваловым были уже друзьями. Работал Коновалов артистически. Нужно было видеть как он управляется с тестом, раскатывая его могучими руками. Он мог выпечь три печи и ни у одного из ста двадцати пышных, румяных караваев не было «притиска». Он любил работать, увлекался делом, унывал, когда печь пекла плохо или тесто медленно всходило, и был по-детски весел и доволен, если хлебы выходили правильно круглые, высокие, с хрустящей корочкой. Приятно было смотреть на этого гигантского ребенка, влагавшего всю душу в работу, — как это и следует делать каждому человеку во всякой работе…

Как-то раз Максим попросил Коновалова спеть. Коновалов отказался, сказал, что когда затоскует, тогда и петь начнет; а если просто запоет — затоскует, а тогда и запьет. И уж лучше при нем не петь, не дразнить. Максим согласился, но иногда насвистывал или мурлыкал себе под нос, и тогда Коновалов обрывал его…

Однажды Максим вынул книжку и, примостившись к окну, стал читать. Коновалов попросил его почитать вслух. Максим читал, и иногда через книгу заглядывал в лицо Коновалова и встречался с его глазами — широко открытыми, напряженными, полными глубокого внимания. Максим старался читать как можно внятнее и образнее, но скоро устал и закрыл книгу. Коновалов упросил его читать до конца. Максим читал, Коновалов внимательно и жадно слушал, когда они прерывались на работу, то работали с лихорадочной быстротой и почти молча, чтобы быстрее вернуться к чтению. К утру Максим закончил книжку.

–>ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ «

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • »
  • Ссылка на основную публикацию