Легенда о Ларре – краткое содержание из рассказа Старуха Изергиль Горького

Краткое содержание Легенда о Ларре Горького (Старуха Изергиль) для читательского дневника

Произошло это в далекой стране. Жило там бесстрашное и сильное племя, в котором мужчины после удачной охоты радовались, веселились, и всячески развлекались.

Но один раз, одну девушку из племени похитил орел, и ни одна, выпущенная охотниками стрела не долетела до птицы.

Через 20 лет девушка пришла в свою деревню со своим чадом, и поведала, что она жила с тем орлом, как муж с женой, но когда он стал стареть, взлетел, и покончил с собой, на смерть разбившись о скалы.

Когда жители позвали старейшин, они решили поговорить с юношей, но тот разговаривал с ними, как им показалось, слишком дерзко и они сказали племени, что тот не может жить вместе с ними, и должен уйти.

Он рассмеялся, подошел к одной красивой девушке и обнял ее, но она его оттолкнула, так как была дочерью старейшины, и очень боялась отца, за это сын орла ее ударил, наступил ей на грудь, и она умерла.

Сначала всех охватила паника, но когда они пришли в себя, схватили его.

Люди долго рассуждали, какую участь ему приготовить, но не могли придумать того, что понравилось бы всем, и тут один мудрец решил, что стоит спросить, зачем юноша совершил это. И тогда начался долгий спор обвиняемого и его палачей.

Во время разговора люди заметили, что юнец возомнил себя самым важным на свете, и помимо самого себя, его ничего не интересует. Всех даже немного напугало, когда они поняли, на какую одинокую жизнь он себя обрекает.

После разговора с ним люди снова начали рассуждать, как его наказать, и тогда мудрец вмешался в разговор и предложил отпустить юношу, обрекая его на полное одиночество. И тут грянул гром, как бы подтверждая, что мудрец прав, все согласились и начали расходиться.

А юноша, получивший имя Ларра, что значит отверженный, громко хохотал в след людям. И зажил он свободной жизнью, приходил в деревню и похищал там все, что ему было угодно. Все попытки погубить его заканчивались провалом, но однажды он прибыл в деревню, и все ее жители побежали на него с целью убить, но юноша не оказывал сопротивления, а спокойно глядел на бегущую, на него толпу. Один из нападающих заметил в этом что-то не ладное, и понял, что Ларра хочет умереть, крикнув всем остановиться, он высказал свою мысль, и никто не стал убивать юношу. Ларра разозлился, и начал атаковать людей, но ни один из них не нанес ему урона. Тогда Ларра взял нож, который кто-то обронил и ударил себя в грудь, но нож поломался, и люди радостно закричали « Он не может умереть!».

Люди разошлись, а Ларра остался лежать, в одиночестве, наказанный за гордость.

Данный рассказ учит тому, что люди с завышенной самооценкой и эгоисты рано или поздно будут наказаны, как и любые другие грешные.

Читать краткое содержание Легенда о Ларре. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Горький. Краткие содержания произведений

  • В людях
  • Варвары
  • Васса Железнова
  • Воробьишко
  • Дачники
  • Дед Архип и Лёнька
  • Дело Артамоновых
  • Дети солнца
  • Детство
  • Жизнь Клима Самгина
  • Исповедь
  • Коновалов
  • Легенда о Данко
  • Легенда о Ларре
  • Макар Чудра
  • Мальва
  • Мать
  • Мещане
  • Мои университеты
  • Мой спутник
  • На дне
  • Несвоевременные мысли
  • Пепе
  • Песня о буревестнике
  • Песня о соколе
  • Про Иванушку-дурачка
  • Рождение человека
  • Самовар
  • Сказки об Италии
  • Случай с Евсейкой
  • Старуха Изергиль
  • Страсти-мордасти
  • Супруги Орловы
  • Фома Гордеев
  • Челкаш

Картинка или рисунок Легенда о Ларре

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Детская сказка Корнея Чуковского Телефон — классическое произведение детской литературы. В котором автор использовал очень простые, но забавные рифмы и обороты, а в качестве персонажей выбрал знакомых всем с детства животных.

Повествование ведется от лица рассказчика, который держит путь по одной из больших российских дорог. Передвигаясь между березовых лесов и широкий степей, он с удовольствием слушает доносящиеся издалека песни людей с косами

Роман бельгийского писателя Шарля де Костера «Легенда об Уленшпигеле» был издан в 1867 году. Созданная в традициях романтизма, «Легенда» переплетает в себе народные предания, мистику

История начинается с представления рассказчика, которого зовут Сапсан Тридцать Шестой, и, как мы узнаем впоследствии – является собакой. В самом начале пес рассказывает о своих благородных предках

На дворе эпоха Возрождения. Начались завоевания новых территорий. А вы – король, который отдавал все эти приказы, но почему-то все считают вас злым и очень плохим человеком. Народ не подчиняется, чувствуется, что скоро будет смута

Старуха Изергиль – краткое содержание

Название произведенияСтаруха Изергиль
АвторМаксим Горький
ЖанрРассказ
Год написания1894

Главные герои

  • Старуха Изергиль – старая женщина, собирательница винограда, рассказывающая историю своей жизни и легенды о Ларре и Данко
  • Автор-повествователь – молодой человек, путешествующий по Бессарабии, в рассказе выступает со своими раздумьями, размышлениями и оценками
  • Ларра – герой первой легенды, сын орла и женщины
  • Данко – герой второй легенды, смелый юноша, спасший свое племя от смерти

Другие персонажи

  • Мужчины и женщины – люди, собирающие виноград
  • Мать Ларры – женщина, которую унес орел
  • Старейшины племени – мудрецы, выносящие приговор Ларре
  • Возлюбленные Изергиль – представлены как воспоминания Изергиль
  • Люди из племени Данко – характер их раскрывается через описание чувств, испытываемых ими

Краткое содержание

Глава 1

Действие происходит под Аккерманом, в Бессарабии, на берегу моря.

Закончив сбор винограда, молдаване, с которыми работал автор-повествователь, отправляются гулять на берег моря, а сам рассказчик остался отдыхать со старухой Изергиль: Время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были тусклы и слезились. Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями . Повествование сопровождается ярким пейзажем: Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченной дождем. Еще и теперь по небу бродили обрывки туч…Все это – звуки и запахи, тучи и люди – было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки .

Старуха Изергиль указывает на одну из теней от облаков, которая по-особенному движется в свете луны. Смотри, вон идет Ларра. Он живет тысячу лет, солнце высушило его тело, кровь и кости, и ветер распылил их. Вот что может сделать бог с человеком за гордость! Рассказчик просит старуху поведать ему легенду о Ларре. И она рассказывает сказку.

В одной щедрой стране жило могучее племя людей, они занимались охотой, земледелием, скотоводством. И вот однажды из их племени орел унес черноволосую девушку. Никто с тех пор ее не видел. Но через 20 лет она сама вернулась на свою Родину с юношей, очень похожим на нее. Она рассказала, что это их совместный с орлом сын. Орла уже нет в живых, он, чувствуя, что силы покидают его,

«поднялся в последний раз в небо и, сложив крылья, тяжело упал оттуда на острые уступы горы, насмерть разбился о них»

Все с интересом и удивлением смотрели на юношу, но вскоре поняли, что он ничем от них не отличается

«только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц»

Когда же с ним начали разговаривать старейшины племени, то он не выказал им должного уважения, объяснив это тем, что ему все равно, кто перед ним стоит и он будет вести себя так, как сочтет нужным. Старейшины разозлись и сказали, что ему нет места среди людей их племени. Тогда юноша подошел к красивой девушке, дочери одного из старейшин, и обнял ее, но она оттолкнула его, в ответ на это юноша ударил красавицу и, когда она упала, наступил ей на грудь, так что брызнула кровь. И девушка умерла. Всех людей оковал страх, «впервые при них так убивали женщину». Юношу же схватили и долго придумывали ему меру наказания. Но для начала люди решили узнать, зачем он это сделал. Юноша отвечал, что ему нужна она была. На слова, что она не принадлежит ему, гордый молодой человек отвечал:

«Разве вы пользуетесь только своим? Я вижу, что каждый человек имеет только речь, руки и ноги…а владеет он животными, женщинами, землей…и многим еще»

Ответ жителей племени был таков:

«…за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда – жизнью»

А юноша же хотел сохранить себя целым.

И тогда люди поняли, что

«наказание ему — в нем самом. пусть он будет свободен»

Юноша, который теперь получил имя Ларра, что значит «отверженный», оказался на свободе. Долго он одинокий вился возле людей, угонял скот, воровал девушек, выживал. Но это все ему наскучило, он хотел умереть, не вынося одиночества. Тогда люди, смеясь над тем, кто причинил им столько горя, стали смотреть, как Ларра пытался себя убить и не мог. Так с той поры и ожидает он смерти. «Ему нет жизни и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей…Вот как был поражен человек за гордость!»

Закончив рассказ, Изергиль, казалось, задремала, а ее слушатель стал различать едва доносившиеся с берега моря звуки прекрасной песни. Даже шума волн постепенно не стало слышно из-за голосов.

Глава 2

Только красавцы могут петь, — красавцы, которые любят жить. Мы любим жить , — продолжила Изергиль. И рассказчик услышал историю жизни самой старухи Изергиль.

Жила она с матерью под Фальчи, на берегу Бырлада, было ей 15 лет, когда к их хутору приплыл на лодке рыбак и попросил еды. Красавица Изергиль покорила сердце рыбака, она сбегает с ним, но вскоре он ей наскучил. И Изергиль знакомится со жгучим гуцулом, страстная была у них любовь, но и рыбака и гуцула скоро повесили.

Через некоторое время Изергиль попала в гарем к одному старому турку, но и там ей наскучило, и она сбегает с его молодым сыном в Болгарию, где попадает в монастырь, в котором знакомится с одним польским монахом. Молодой турок к этому времени умирает. С монахом же они отправляются в Польшу. Однажды этот поляк обидел словом Изергиль, и она скинула его в реку.

Изергиль отправляется в город Бохнию. Там ее купил один жид на продажу. Изергиль ничего не умела делать, поэтому и решила, что может доставать себе деньги торговлей своим телом. К ней ходили богатые паны, но любила она одного из них, с изрубленным лицом Он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни всегда есть место подвигам . Но во время бунта убивают и этого возлюбленного Изергиль.

В Польше же встречает красавица Изергиль, к тому моменту уже сорокалетняя, шляхтича. Долго он ее добивался, а как заполучил, так сразу стала она ему безразлична. А Изергиль воспылала к нему страстью. Он ушел воевать с русскими и попал к ним в плен. Тогда рассказчица пробралась в крепость, где сидел ее ненаглядный Аркадэк, так его звали, и хитростью вызволила его из заточения. Но, когда он сказал, что теперь в благодарность ей будет ее любить, она оттолкнула его, поняв, что не хочет она быть рабой положения, да и вновь скучно ей стало. Тогда -то и решила Изергиль, что пора ей обзавестись семьей, вышла замуж за молдаванина, который только год назад умер. И теперь она доживает свой век одна.

В это время с моря поднялась грозная туча, начали сверкать молнии, а кое-где вспыхивали непонятные огоньки -искры голубого цвета. И Изергиль начала рассказ о сильном и прекрасном юноше Данко, таких уж сильных как он, нет на земле, по мнению старухи.

Глава 3

Жили в старину веселые и смелые люди, но однажды пришло воинственное племя и прогнало людей с их земли, в лес. А в том лесу было смрадное болото, от его испарений погибали люди. Два пути у них было: назад – сдаться в плен, а эти люди дорожили своей свободой; вперед – но там дремучие заросли леса, неизвестно, что там скрывается. И вот люди отчаялись и уже собирались идти к врагу в повиновение, но тут явился Данко и спас всех один.

Данко предложил пройти сквозь лес, ведь все же на свете имеет конец, и лес этот где-то кончается. Повел Данко свое племя. Путь этот стоил много пота и крови этим людям. И вот возроптали они на своего предводителя и решили его убить: Ничтожный и вредный человек для нас! Ты повел нас и утомил, и за это ты погибнешь!

Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ждать пощады от них. Тогда и в сердце его вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что без него они погибнут . Данко разорвал свою грудь и вынул оттуда сердце, высоко поднял его над головой.

«Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его»

Все, зачарованные, пошли вновь за Данко, и вдруг лес закончился, вышли люди в степь, к реке, на свободу, где ярко сияло солнце. Кинул свой взор Данко на простор и «засмеялся гордо». А потом упал и умер.

«Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой…И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло…»

Вот откуда голубые искры в степи во время грозы.

Рассказав легенду, старуха задремала, а слушатель думал о великом Данко и о человеческой фантазии, которая способна создавать такие красивые легенды и сказания. В степи было тихо и темно. По небу ползли тучи, медленно, скучно…Море шумело глухо и печально .

Краткое содержание Горький Легенда о Ларре из рассказа Старуха Изергиль

Легенда о Ларре из рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль» является одним из главных эпизодов во всём произведении. Эта легенда повествует о племени, которое жило очень много лет тому назад. И однажды орёл украл молодую девушку из этого племени и унёс её с собой высоко в горы. Но спустя двадцать лет эта девушка вернулась в племя уже вместе со своим сыном.

Оказалось, что орёл жил с этой девушкой как со своей женой. И так у них появился ребёнок. Сыну в момент возвращения в племя было уже двадцать лет. Он был очень красивый и одновременно очень гордый. Сын орла позволял себе дерзить даже самым уважаемым людям в племени и делал то, что ему вздумается. Так, ему понравилась одна девушка из племени и он захотел её обнять. Но она оттолкнула его и за это юноша жестоко убил её.

Люди из племени хотели наказать сына орла за его гордыню. Они отпустили юношу и теперь он мог делать то, что захочет. Люди назвали юношу Ларра, что означало отверженный, выкинутый вон. Но вскоре Ларра почувствовал, что свобода не приносит ему никакой радости, потому что он одинок. Юноша пытался найти смерть, но убить себя сам он не мог. И вот уже много лет Ларра не живёт людьми, а всё ещё ждёт свою смерть. Этот рассказ учит тому, что гордость – это худший из пороков, который только мешает человеку коммуницировать с людьми.

Подробный пересказ Легенды о Ларре

В одной жаркой стране жило племя людей. Они охотились на зверей, пасли стада и устраивали пиры после охоты.

Однажды прямо с пира одну из девушек унес орел, бросившийся с неба. Стрелы не достигли цели, а поиски пропавшей тоже не увенчались успехом. Со временем о похищенной забыли.

А через 20 лет она пришла, иссохшая и состарившаяся, и привела с собой юношу. Все это время девушка была женой орла, родив от него сына. Когда птица состарилась, то взлетела в последний раз в небо и упала оттуда на выступы скал, сложив крылья.

Все глядели на сына орла и понимали, что он такой же, как и остальные. Лишь глаза юноши были холодные и гордые, подобно орлиным. Вел он себя так, как хотел. Это оскорбляло старейшин, но юноша заявил, что не собирается их чтить, подобно другим.

Тогда прогнали его старейшины, велев идти куда хочет. Он и пошел, куда захотел – к одной красавице, и обнял ее. А девушка оттолкнула парня, поскольку боялась отца. Тогда юноша ударил ее так, что она упала, и наступил на грудь. Кровь брызнула, и девушка умерла.

От увиденного цинизма всех сковал страх. Принялись люди думать казнь, достойную такого преступления. Мать убийцы молча стояла на коленях, не смея умолять о пощаде.

Но ни одна казнь не могла удовлетворить злости разъяренных людей. Один мудрец спросил юношу, зачем он это сделал. Тот ответил, что расстроился, когда его оттолкнули и не понимает, почему его связали – ведь каждый из присутствовавших имел руки и ноги и мог говорить, а при этом владел многим. Ему же ответили на это, что человек за все платит умом и силой, а иногда и собственной жизнью. Но парень хотел быть целым и не давать никакой платы.

Тогда поняли люди, что он считает себя выше всех и первым на земле и не видит ничего, кроме себя. И они ужаснулись одиночеству юноши, ведь у него не было ничего, и он ничего не хотел.

Стали снова придумывать наказание, и мудрец сказал, что самое страшное наказание скрывается в нем самом и убийцу нужно просто отпустить. Гром ударил с небес в подтверждение словам, и юношу отпустили. С тех пор он получил имя Ларра, отверженный.

Годы скитался Ларра. Брал все, что хотел, и никто не мог убить его, поскольку стрелы отскакивали от его тела. Однажды Ларра пришел к людям, не защищаясь от их нападок. Но они поняли, что юноша хочет умереть и не трогали его. Он пытался зарезаться – но нож сломался. Люди поняли, что он ищет смерти и больше не трогали его.

Так и ходит Ларра как тень по земле, ища смерти и не видя радостей жизни.

Гордыня – один из самых страшных грехов, и страшной будет расплата за это.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Горький. Все произведения

  • Бывшие люди
  • В людях
  • Варвары
  • Васса Железнова
  • Воробьишко
  • Встряска
  • Дачники
  • Дед Архип и Лёнька
  • Дело Артамоновых
  • Дети солнца
  • Детство
  • Егор Булычов и другие
  • Жизнь Клима Самгина
  • Коновалов
  • Легенда о Данко
  • Легенда о Ларре
  • Ледоход
  • Макар Чудра
  • Мальва
  • Мать
  • Мещане
  • Мои университеты
  • Мой спутник
  • На дне
  • Несвоевременные мысли
  • Пепе
  • Песня о буревестнике
  • Песня о Соколе
  • Про Иванушку-дурачка
  • Рождение человека
  • Самовар
  • Сказка Случай с Евсейкой
  • Сказки об Италии
  • Старуха Изергиль
  • Страсти-мордасти
  • Супруги Орловы
  • Фома Гордеев
  • Челкаш

Легенда о Ларре. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Шла зима. Автор решил пойти к соседке, молока взять. Подойдя к двери ему послышалось как Лидия на кого-то очень сильно бранится.

Чарльз Диккенс своим романом Пойман с поличным стал одним из основоположников писательского жанра детективных историй.

В произведение с общим названием «Исповедь» входит 13 автобиографических трудов Августина Блаженного. Созданная в IV в. н. э., книга рассказывает о становлении его как писателя, об обращении в христианскую веру

Произведение начинается с того, как хор злых сущностей призывает Демона на землю, дабы он уничтожил всю красоту, созданную, когда то богом. Демон соглашается, под предлогом того

Мокрым мартовским днем художник Саврасов сидел за столом, пил водку из мутной рюмки и жаловался своему ученику Левитану, что многие стыдятся своей Родины, предпочитая пышность Петергофа и Ораниенбаума обычным деревенским избам, перелескам да низкому небу.

Старуха Изергиль

Очень кратко : Старая румынка вспоминает свою бурную молодость и рассказывает две легенды: о сыне орла, обречённом за гордыню на вечное одиночество, и о юноше, который пожертвовал собой, чтобы спасти родное племя.

Названия глав — условные.

Глава 1 . Легенда о Ларре

Рассказчик встретил старуху Изергиль, когда собирал виноград в Бессарабии. Однажды вечером, отдыхая на морском берегу, он беседовал с ней. Вдруг старуха указала на тень от низко плывущего облака, назвала его Ларрой и рассказала «одну из славных сказок, сложенных в степях».

Много тысяч лет назад в «стране большой реки» жило племя охотников и земледельцев. Однажды одну из девушек этого племени унёс огромный орёл. Девушку долго искали, не нашли и забыли о ней, а через двадцать лет она вернулась со взрослым сыном, которого родила от орла. Сам орёл, почувствовав приближение старости, покончил с жизнью — упал с огромной высоты на острые скалы.

Сын орла был красивым парнем с холодными, гордыми глазами. Он никого не уважал, а со старейшинами держался как с равными себе. Старейшины не захотели принимать парня в своё племя, но это только насмешило его.

Он подошёл к красивой девушке и обнял её, но та оттолкнула его, потому что была дочерью одного из старейшин и боялась гнева своего отца. Тогда сын орла убил девушку. Его связали и начали придумывать «казнь, достойную преступления».

Один мудрец спросил, зачем он убил девушку, и сын орла ответил, что хотел её, а она его оттолкнула. После долгого разговора старейшины поняли, что парень «считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего». Он не хотел никого любить и желал брать то, чего ему хотелось.

За всё, что человек берёт, он платит собой: своим умом и силой, иногда — жизнью.

Старейшины поняли, что сын орла обрекает себя на страшное одиночество, решили, что это станет для него самой суровой карой, и отпустили его.

Сына орла назвали Ларрой — отверженным. С тех пор он жил «вольный, как птица», приходил в племя и похищал скот и женщин. В него стреляли, но убить не могли, потому что тело Ларры было закрыто «невидимым покровом высшей кары».

Так жил Ларра много десятилетий. Однажды он приблизился к людям и не стал защищаться. Люди поняли, что Ларра хочет умереть, и отступили, не желая облегчить его участь. Он ударил себя в грудь ножом, но нож сломался, он попытался разбить голову о землю, но земля отстранилась от него, и люди поняли, что Ларра не может умереть. С тех пор он скитается по степи в виде бесплотной тени, наказанный за свою великую гордость.

Глава 2 . Воспоминания старухи Изергиль

Старуха Изергиль задремала, а рассказчик сидел на берегу, слушая шум волн и далёкие песни сборщиков винограда.

Внезапно проснувшись, старуха Изергиль начала вспоминать тех, кого любила в своей долгой жизни.

Она жила с матерью в Румынии на берегу реки, ткала ковры. В пятнадцать лет она влюбилась в молодого рыбака. Он уговаривал Изергиль уйти с ним, но к тому времени рыбак ей уже надоел — «только поёт да целуется, ничего больше».

Бросив рыбака, Изергиль влюбилась в гуцула — весёлого, рыжего карпатского молодца из разбойничьей шайки. Рыбак не смог забыть Изергиль и тоже пристал к гуцулам. Так их и повесили вместе — и рыбака, и гуцула, а Изергиль ходила смотреть на казнь.

Затем Изергиль встретила важного и богатого турка, целую неделю прожила в его гареме, потом соскучилась и сбежала с его сыном, темноволосым, гибким мальчиком много младше её, в Болгарию. Там её ранила ножом в грудь некая болгарка, то ли за жениха, то ли за мужа — Изергиль уже не помнит.

Выходили Изергиль в женском монастыре. У монашки-польки, которая за ней ухаживала, в соседнем монастыре был брат. С ним Изергиль и сбежала в Польшу, а молоденький турок умер от избытка плотской любви и тоски по дому.

Поляк был «смешной и подлый», мог словами, как кнутом ударить. Однажды сильно обидел он Изергиль. Она взяла его на руки, бросила в реку и ушла.

Никогда не встречалась после с теми, которых когда-то любила. Это нехорошие встречи, всё равно как бы с покойниками.

Люди в Польше оказались «холодные и лживые», Изергиль было трудно жить среди них. В городе Бохнии её купил один жид, «не для себя купил, а чтобы торговать». Изергиль согласилась, желая заработать денег и вернуться домой. К ней ходили пировать «богатые паны», золотом её осыпали.

Многих любила Изергиль, а больше всего красавца-шляхтича Аркадэка. Он был молод, а Изергиль уже прожила четыре десятка лет. Тогда Изергиль рассталась с жидом и жила в Кракове, была богата — большой дом, слуги. Аркадэк долго добивался её, а добившись — бросил. Потом он пошёл биться с русскими и попал в плен.

Изергиль, прикинувшись нищей, убила часового и сумела вызволить любимого Аркадека из русского плена. Он обещал любить её, но Изергиль с ним не осталась — не хотела, чтобы её любили из благодарности.

После этого Изергиль уехала в Бессарабию и осталась там. Её муж-молдаванин умер, и теперь старуха живёт среди молодых сборщиков винограда, рассказывает им свои сказки.

С моря наплывала грозовая туча, и в степи начали появляться голубые искры. Увидев их, Изергиль поведала рассказчику легенду о Данко.

Глава 3 . Легенда о Данко

В старину, между степью и непроходимым лесом жило племя сильных и смелых людей. Однажды из степи явились более сильные племена и прогнали этих людей вглубь леса, где воздух был отравлен ядовитыми испарениями болот.

Люди стали болеть и умирать. Из леса надо было уходить, но позади были сильные враги, а впереди дорогу преграждали болота и деревья-великаны, создававшие вокруг людей «кольцо крепкой тьмы».

Люди не могли вернуться в степь и биться насмерть, потому что у них были заветы, которые не должны были исчезнуть.

Ничто — ни работа, ни женщины не изнуряют тела и души людей так, как изнуряют тоскливые думы.

Тяжкие думы породили страх в сердцах людей. Всё громче звучали трусливые слова о том, что надо вернуться в степь и стать рабами сильнейших.

И тут молодой красавец Данко вызвался вывести племя из леса. Люди поверили и пошли за ним. Труден был их путь, люди гибли в болотах и каждый шаг давался им с трудом. Вскоре измученные соплеменники начали роптать на Данко.

Однажды началась гроза, на лес опустился непроглядный мрак, и племя пало духом. Сознаваться в собственном бессилии людям было стыдно, и они стали упрекать Данко в неумении управлять ими.

Усталые и злые люди стали судить Данко, он же отвечал, что соплеменники сами не сумели сохранить силы на долгий путь и просто шли как стадо овец. Тогда люди захотели убить Данко, и в их лицах уже не было ни доброты, ни благородства. От жалости к соплеменникам сердце Данко вспыхнуло огнём желания помочь им, и лучи этого могучего огня засверкали в его глазах.

Увидев, как горят глаза Данко, люди решили, что он рассвирепел, насторожились и стали окружать его, чтобы схватить и убить. Данко понял их намерение и стало ему горько, а сердце разгорелось ещё ярче. Он «разорвал руками себе грудь», вырвал пылающее сердце, высоко поднял его над головой и повёл очарованных людей вперёд, освещая им путь.

Наконец, лес расступился и племя увидело широкую степь, а Данко радостно рассмеялся и умер. Его сердце ещё пылало рядом с телом. Какой-то осторожный человек увидел это и, чего-то испугавшись, «наступил на гордое сердце ногой». Оно рассыпалось в искры и угасло.

Иногда в степи перед грозой появляются голубые искры. Это остатки горящего сердца Данко.

Окончив рассказ, старуха Изергиль задремала, а рассказчик смотрел на её иссохшее тело и гадал, сколько ещё «красивых и сильных легенд» она знает. Прикрыв старуху лохмотьями, рассказчик прилёг рядом и долго смотрел на покрытое тучами небо, а рядом «глухо и печально» шумело море.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Легенда о Ларре – краткое содержание из рассказа Старуха Изергиль Горького

Произошла эта история очень давно.

На щедрой и благодатной земле жили сильные и весёлые люди. Они занимались скотоводством, охотились и отмечали удачную охоту пиром, играми, песнями. Один раз, в разгар веселья, прилетел орёл и похитил юную черноволосую красавицу. Мужчины попытались застрелить орла, но стрелы не попали в гордую птицу. Поиски девушки тоже не помогли. И вскоре люди забыли эту историю, как обычно забывают обо всём на свете.

Через двадцать лет похищенная женщина, измождённая и постаревшая, сама вернулась в племя. С ней пришёл юноша, прекрасный и сильный, как она в молодости. Женщина рассказала, что все эти годы орёл жил с ней, и она родила ему сына высоко в горах. Когда же орёл начал слабеть и почувствовал приближение смерти, то взлетел последний раз и бросился с высоты на острые скалы.

Люди изумлённо смотрели на юношу и видели, что он похож на обычного человека, только взгляд очень холодный и надменный. Вёл он себя высокомерно – говорил и молчал, когда хотел, и не уважал даже почтенных старцев. Юноша отвечал им как равным и заявлял, что таких, как он, больше нет. Гордый, как царь птиц, он не собирался никого почитать. Тогда оскорблённые старейшины решили прогнать юношу, чтоб тот жил, как ему вздумается.

Сын орла рассмеялся и посмотрел на толпу. Потом подошёл к дочери одного из старейшин, которая не отводила от него взгляда, и обнял её. Девушка, испугавшись реакции отца, отстранилась от надменного красавца. Тогда он ударил её и, повалив на землю, наступил на грудь так, что девушка, изогнувшись змеёй, умерла.

Людей охватил страх. Они никогда не видели, чтобы так убивали женщин. Долго смотрели все на прекрасное тело и гордого спокойного убийцу. Затем схватили юношу, связали и стали придумывать заслуженную казнь. Предлагали разорвать лошадьми, пустить в него по стреле, сжечь. Но все варианты казались людям не достаточно мучительными. Мать во время обсуждения молча стояла на коленях, не находя слов о пощаде.

Один старец предложил узнать у юноши причину его поступка. Тот потребовал сначала развязать его. Затем, обращаясь к мудрецам как к рабам, спросил, почему должен что-то объяснять. Ему ответили, что хотят понять его и что это нужно им для будущей жизни. Тогда юноша рассказал, что убил девушку потому, что она оттолкнула его.

Старейшины попытались объяснить, что человек обычно платит за всё, чем хочет владеть. Взамен он отдаёт силы, ум, иногда жизнь. Долгие разговоры с вождями не убедили юношу. Он считал себя главным и не хотел никого: ни матери, ни жены, ни рода. Тогда мудрейший понял, что самое страшное наказание заключается в самом юноше, и повелел отпустить его на свободу. Тотчас раздался гром, хотя туч не было. Так небеса подтвердили правильность кары.

Люди разошлись. Сын орла громко смеялся, глядя вслед уходящим. Теперь его назвали Ларра, что значит отверженный, изгнанный. Стал он жить, как хотел. Сильный, ловкий, жестокий, забирал скот, девушек. Стрелы не убивали его, и не один десяток лет провёл он в одиночестве на свободе.

Но однажды Ларра подошёл близко к людям и не стал защищаться, когда бросились на него с камнями и стрелами. Один человек догадался, что юноша хочет умереть. Тогда все отошли в сторону и рассмеялись. Они заметили, как Ларра схватил упавший нож и попытался убить себя. Но нож сломался об его каменную грудь. Тогда он начал биться головой о землю, но и это не помогло.

Люди увидели, какой тоской и отчаянием наполнен взгляд гордеца. Этой тоски хватило бы на всё человечество. Они обрадовались и покинули его. С той поры так и бродит Ларра один, свободный, не нужный никому, даже смерти. Он уже превратился в тень и таким останется навсегда. Это наказание за гордость.

Легенда о Ларре из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» учит тому, как крайний эгоизм и раздутое себялюбие превращают жизнь в бесконечное мучение. От такого человека не остаётся никакого следа на земле, как от бесплотной тени.

«Старуха Изергиль» М. Горький Кратко

Максим Горький
Рассказ «Старуха Изергиль» Краткое содержание по главам

Рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» — это произведение, пропитанное трогательным романтизмом и наталкивающее читателя на размышления о подлинных ценностях жизни человека. Произведение «Старуха Изергиль» композиционно представляет из себя «рассказ в рассказе» и разделено на три части, развивающих общую идею.

Очень краткий пересказ рассказа «Старуха Изергиль»

Рассказ Максима Горького содержит в себе три истории. Первая знакомит читателя с Ларрой — человеком, рождённым орлом. Герой так горд своим чудесным происхождением, что считает себя выше и лучше всех. Он не знает, что такое любовь, и игнорирует законы людей. За такое надменное поведение его выгоняют из поселения. Он остаётся один. Ему суждено бродить по миру вечно в поисках смерти и покоя.

Вторая история поведает о возлюбленных старухи Изергиль, которая не всегда была старой и мудрой женщиной. Когда-то и в её жилах кипела страсть, которая дарила ей как радости, так и разочарования.

Третья история о славном юноше Данко, который отдал свою жизнь за людей из своего рода. Он так хотел помочь, что вырвал из своей молодой груди горящее сердце и осветил им путь к спасению. Но едва людское племя оказалось в безопасности — о герое забыли.

Персонажи рассказа «Старуха Изергиль» и их краткая характеристика

В рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль» четыре основных персонажа:

  • Старуха Изергиль — древняя старушка, беседующая с рассказчиком о том, что «каждый сам себе судьба». Она главная героиня, рассказывающая все три истории. В молодости Изергиль была страстной, темпераментной особой и очень привлекательной женщиной. Она не единожды влюблялась, мужчины тоже дарили ей свои чувства, но из-за легкомысленности ей не суждено было встретить настоящей любви.
  • Ларра — отпрыск земной женщины и гордого орла. Надменный и самолюбивый юноша, изгнанный из стана людей и обречённый на бессмертие за бессердечность и неуважение к общим порядкам. Печальная судьба героя вынуждает задуматься о том, что к традициям и законам нравственности надо относиться серьёзно, и о том, что главное в человеке не внешнее совершенство, а внутренняя красота, включающая в себя доброту, уважение к ближним, любовь, мораль и т.д.
  • Данко — лучший из людей юноша, пожертвовавший своей жизнью ради спасения других. Искренняя любовь к людям сделала Данко бесстрашным и сильным. Он стерпел адские муки, но выполнил свою миссию — вывел людей к свету. Его образ схож с образом безгрешного Христа, умершего за человеческие грехи.
  • Рассказчик — автор-пересказчик историй Изергиль.

Краткое содержание рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль» по главам

I. Рассказ Изергиль о Ларре

Рассказчик некогда работал на виноградниках Бессарабии. Однажды после трудового дня он остался отдыхать рядом с пожилой женщиной, которую звали Изергиль. Вечерело. Изергиль указала на одну из теней, отбрасываемых облаками, назвала её Ларрой и рассказала древнюю притчу…

В щедрых, богатых, красивых землях обитало человеческое племя. Однажды во время праздника орёл унёс одну из девушек племени в горы. Бедняжка вернулась лишь спустя 20 лет вместе с сыном, которого родила в неволе от орла. Сам царь птиц состарился и бросился на скалы, чтобы оборвать свою жизнь.

Женщину с сыном приняли обратно. Парень внешне не отличался от людей, разве что был особенно красив. А вот внутренне он был людям племени неприятен. Слишком холоден, горд и непочтителен со старейшинами. Не смог сын орла ужиться возле рода своего, не постиг законов и не научился уважать старших. Ему приказали покинуть племя.

Услышав пожелание старейшин, гордый юноша заартачился и обнял одну из местных девушек, дочь уважаемого человека, а та оттолкнула наглеца. Тогда сын орла ударил девушку, от его удара бедняжка умерла. Парня связали и вынесли приговор — вечное изгнание.

Юноша стал зваться Ларра. Он много лет жил подле изгнавшего его племени и причинил не мало зла его людям — воровал скот и девушек. Его не брало орудие, смерть просто обходила стороной. Но однажды, Ларра захотел смерти, устав от одиночества и общей ненависти. Вот тогда-то он и понял всю суть своего сурового наказания — он стал бессмертным.

II. Рассказ о любви и старухе Изергиль

До ушей рассказчика и старухи донеслось прекрасное пение. Изергиль сказала, что по-настоящему красиво поют только те, кто искренне влюблён в жизнь. Старуха завела монолог о своей бурной молодости, рассказчику представлялись образы её любовников:

  • Рыбак, что стал первой любовью
  • Гуцул, арестованный и казнённый за разбой
  • Богатый турок, от которого Изергиль подалась в бега «от скуки»
  • Подлый маленький поляк, которого Изергиль, рассердившись, бросила в реку
  • Пан с изрубленным лицом
  • Венгерский мужчина, найденный убитым, после того как он бросил героиню
  • И последний возлюбленный Изергиль — Шляхтич Аркадэк, которого героиня спасла от ужасов плена

Много говорила о себе Изергиль. Сказала и о том, что наступил момент, когда она поняла — пора остепениться. Она вышла замуж в Молдавии и осела здесь на 30 лет. На время рассказа мужа её уже нет было в живых, а Изергиль жила со сборщиками винограда.

III. Легенда о Данко

Изергиль договорила, собеседники наблюдали за ночным небом и заметили голубые огоньки. Старуха сказала автору, что это искры сердца Данко. Так начинается последний рассказ Изергиль…

Это сказ о древних людях, гордых и прекрасных. Они жили в окружении дремучих лесов на просторах степи. Однажды враги вытеснили племя вглубь тёмного, болотистого леса. Здесь степным людям жить было невозможно, они гибли один за другим.

Веками сложившиеся в головах древних людей заветы не позволяли им биться и гибнуть в боях. Люди совсем запутались и не знали как им поступить. Их души наполнились страхом, а сердца отчаянием. Вот тогда в «спасители» выдвинулся отважный юноша Данко. Он обратился к своему племени, призывая двинуться через лес — ведь тот должен был закончиться. Огонь решимости в глазах Данко заразил соплеменников смелостью, они поверили в себя и пошли через непроходимый лес.

Путь оказался нестерпимо сложен. Вера в людях угасала. Они стали винить Данко в обмане. Они стали похожи на диких зверей, готовых растерзать своего проводника. Данко же не испугался, он так любил своих соплеменников, что вырвал из груди своё сердце, пылающее пламенем любви к людям. Сердце в руках юноши осветило всё вокруг как солнце. Лес вскоре закончился. Люди вышли в степь.

О Данко забыли сразу. А он умер, как только вывел племя из опасности и тьмы. Его горящее сердце лежало возле тела, но кто-то трусливый и подлый наступил на него. От сердца остались лишь брызги искр. Эти голубые огоньки можно и сейчас увидеть на задумчивом ночном небосводе…

История создания и основная идея рассказа «Старуха Изергиль»

Идеей написания рассказа «Старуха Изергиль» Горький загорелся ранней весной 1891 года, путешествуя по Бессарабии. Закончил же автор своё произведение лишь спустя 4 года. Это неслучайно ведь «Старуха Изергиль» посвящена анализу сложной и противоречивой природы человека. Одна из основных идей рассказа — поиск смысла жизни. Для автора смысл жизни в самозабвенном служении окружающим людям, в добре, за которое не требуется награды.

Автор стремился донести до читателя одну из важных моральных ценностей: эгоизм, потакание своим порокам приведут лишь к одиночеству и гибели. Горький утверждал: нет ничего прекрасней бескорыстного добра и бескорыстной любви.

Впервые «Старуха Изергиль» была опубликована в «Самарской газете» в 1895 году. Сам Горький считал этот рассказ одним из лучших на своём творческом пути: «Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как Старуху Изергиль», — писал он.

“Легенда о Ларре”: анализ и критика эпизода о Ларре из произведения Максима Горького

Меню статьи:

Легенда о Ларре – это эпизод из «Старухи Изергиль». Этот текст принадлежит перу русского писателя Максима Горького. Сказание о Ларре появляется с первых страниц рассказа. Первая глава горьковского произведения посвящается как раз этой теме. Ниже мы проанализируем основные особенности легенды.

Горький о легенде о Ларре

Первым смысл этого текста объяснил сам писатель. Горький раскрыл суть главного объекта своего художественного метода. Для писателя в центре литературы всегда стоит человек. Горький всю жизнь искал некий положительный идеал. Сказание о Ларре – один из центральных образов для горьковской концепции человека. При этом Ларра – не идеал подвижника. Скорее, юноша – это воплощение лжегероя.

Образ человека

Этот идеал связан непосредственно с образом человека. Горький мыслит этот образ через нравственно-философские категории: правда, свобода, самопожертвование. В анализируемой легенде писатель выстраивает идеал героя-символа. «Старуха Изергиль» раскрывает отнюдь не индивидуальный характер героя. Автора, скорее, интересует абстрактное проявление гуманного в человеке.

Сюжет легенды

Произведение противопоставляет две истории из легенд. В этих историях отображаются совершенно противоположные жизненные позиции. Судьба главного героя определяется человеческим судом. Горький убедительно изображает суть эволюции и падения личности. Для писателя точка невозврата в развитии личности – это преступление. Ларра совершает убийство и тем самым обрекается на отторжение от общества.

В центре повествования – художественно-философский анализ нравственного развития. Горький обращается к человеческим качествам и идеалам. В Ларре преобладает себялюбие, эгоизм. Со временем эти черты переходят рамки разумного. Эгоизм приобретает радикально выраженную форму, перерастает в индивидуализм. Отныне герой руководствуется преувеличенным, раздутым до громадных масштабов чувством прихоти.

В конце Ларру ждет ожидаемый финал: наказание. Роль судьбы в произведении исполняет мудрец, который и принимает такое решение о возмездии. Герой получает по заслугам: лишается возможности находиться в центре внимания и изгоняется из рода.

Композиционные особенности произведения

Композиция анализируемого текста связана с проблемно-тематическим планом текста. Автор подчиняет композиционную структуру сюжету и связывает ее с другой историей (другим сюжетом). Сказание о Ларре перекликается с повествование о Данко. Несмотря на эту деталь, горьковский эпизод является самостоятельным произведением. Писатель излагает все события в хронологическом порядке. Повествование строится на воспоминаниях главной героини (Изергиль). Старуха освежает в памяти свою жизнь, а также сказания о двух героях. Среди этих героев числится и Ларра.

  • Экспозиция посвящается древним временам. Когда-то на Земле проживал род сильных, радостных людей.
  • Завязка начинается с момента, где рассказывается о краже красивой девушке орлом.
  • Далее следует кульминационное напряжение. Из этой части сказания читатель узнает о деяниях Ларры.
  • Развязка обращается к эпизоду наказания героя за чрезмерную эгоистичность.
    Таким образом, вступление посвящается личности Ларры, средняя часть – жизни старухи, а конец – Данко.

Герои сказания

Среди ключевых персонажей горьковского рассказа выделяется Ларра. Автор описывает юношу, который родился от орла и красавицы-девушки. Писатель наделяет Ларру человеческой внешностью. Но внутренне герой – не человек, а символ. Ларра символизирует противостояние жизни. Юноша бездушно и бездумно следует инстинктам, стремится достичь своих целей независимо от цены за это.

Произведение Максима Горького «Песня о Буревестнике» включает в себя революционные мотивы. Автор ярко, живо, красочно, волнующе рассказывает о буре как предвестнике надвигающихся перемен. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием

Горький подчеркивает, что существование героя избавлено от времени: прошлое и будущее отсутствует. Ларра не отслеживает свою жизнь в ее эволюции, а потому не понимает роли ценностей. Изначально Ларра родился с определенными идеалами. Но гордость, красота постепенно обесцениваются для юноши.

Герой-символ

Горький называет своего персонажа героем-символом. Что символизирует Ларра? Прежде всего, бездуховность. Ничто в мире не является идеальным. Ларра отрицает свою неидеальную природу, считая себя совершенством. Герой уничтожает людей, которые ему не симпатичны.

Убийство – страшный грех, на который идет герой. Этот грех является нарушением законов бытия. Ничто в мире не исчезает и не появляется бесследно. За все поступки приходится платить. Иногда цена слишком высока: например, собственная жизнь.

В результате, Ларра теряет человеческую судьбу. Однако конец героя – это не физическая смерть. Скорее, юноша переходит из бытия в небытие, то есть умирает духовно. Жизнь тяготит Ларру. Герой пытается покончить с собой. Но земля не принимает эту жертву. В финале Ларра превращается в тень и называется «Отверженным». Юноша больше не различает человеческих языков, не понимает человеческих поступков.

Внутренний мир Ларры

Горьковский герой разрывается между миром людей и миром полной свободы. Именно в таком мире юноша родился и жил. Кровь орла заставляет юношу считать себя более достойным, чем другие люди. Социум для Ларры – это сообщество рабов. Главные черты героя – высокомерие и гордыня.

Справедливости ради стоит отметить, что поведение героя и его жизненная позиция соответствуют друг другу. Точка невозврата – убийство девушки, которая отвергла любовь Ларры. Девушка приходилась дочерью старейшине рода. Ларра поступил так, потому что был уверен: человек может взять, что хочет.

Жизненные принципы юноши

Ларра исходит из того, что брать желаемое – это нормально и правильно. При этом герой не хочет прилагать для этого усилий или платить. Юноша – типичный пример отверженного человека, который не находит места в человеческом обществе. Характер героя переполняется орлиными качествами: эгоизмом, гордостью, свободолюбием. Для Ларры чужды человеческая любовь, нежность, преданность и жалость.

Эволюция Ларры

Неприкаянность и отчаяние толкают героя просить смерти. Самое страшное наказание для Ларры – невозможность обрести покой, умереть. Юноша не желает стать одним из людей, но истинная орлиная сущность (свобода и воля) тоже ему недоступна. Итог жизни Ларры – одиночество и ожидание кончины.

В чем смысл жизни?

Сказание о Ларре – это художественная форма размышлений о смысле жизни. Писатель обращается к вечным философским вопросам, которые мучают человечество. Горький приходит к выводу, что люди находят смысл жизни, служа человечеству. Символ служения людям – это Данко, герой параллельной легенды. Композиция текста строится именно на контрасте этих двух образов: Ларры и Данко.

Рассказ «Старуха Изергиль» – один из самых колоритных и в творчестве Максима Горького и в русской литературе в целом. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием.

Ларра делает выбор в пользу одиночества и отчуждения от людей. Общество жалеет юношу. Выбор Ларры вызывает в других людях ужас и страх. Люди ассоциируют одиночество со страшной мукой. Данко получает другую судьбу. Горький изображает Данко сыном своего рода. Герой волнуется не о себе, а об окружающих и близких людях. Смысл жизни Данко – помогать, вдыхать силу в человечество – ослабленное и беспомощное.

Ларра и Данко

Данко воплощает противоположность Ларры. В образе героя воплощаются ценности доброты, заботы, сердечности. Данко, в отличие от Ларры, понимает, в чем состоит суть истинного самопожертвования. Юноша не колеблется, жертвуя собой ради человеческого счастья.

Герою больно видеть страдания и горечь людей вокруг. Однако Данко и Ларра имеют и похожие качества: смелость, гордость, сила и красота. Мысль Горького кроется в том, что одних лишь качеств недостаточно для жизни. Гуманность как качество связывается автором с отношением личности к обществу. В результате, Ларра теряет гуманность.

Философские смыслы произведения

Первая особенность текста – это глубокий психологизм. Горький анализирует прежде всего себя и придает Ларре собственные черты. Образ героя строится с опорой на действия и поступки. Это авторский подход русского писателя. Авторское начало при этом расщепляется. Порой кажется, что Изергиль тоже наделяется чертами самого писателя. Однако это мнение критиков принято считать ошибочным. Образ Ларры призван подчеркнуть главенство поступков человека. Именно поступки и действия формируют человеческую судьбу.

Роль старухи Изергиль

Автор приводит оценку личности Ларры с позиции старухи Изергиль. Мудрая героиня анализирует пользу и вред от жизни юноши. Именно Изергиль наставляет Ларру и раскрывает ему основополагающий закон мира: за все, что берешь, нужно платить собой.

Нравственно-философские выводы Горького

Автор сам наталкивает читателя на нужные выводы. Писатель демонстрирует, что только активная творческая деятельность утверждает свободу личности. Цель этой деятельности – человечество и его благо.

Художественные детали рассказа

Горьковский эпизод переполнен художественными деталями. Центральная деталь носит символический характер. Это глаза главного героя. Писатель описывает взгляд Ларры холодным, исполненным чувством гордости. Достоинство и гордыня – ключевые позиции для характеристики образа героя.

Горький использует несобственно-прямую характеристику. Герои показываются с точки зрения рассказчика. Кроме того, писатель сопоставляет Ларру с Данко. Сама композиция «Старухи Изергиль» включает две легенды: сказание о Ларре и историю о Данко.

Речь и стиль

Горьковское произведение отличается уникальным речевым строем. Легенда – специфический жанр с фольклорными корнями. Этот факт объясняет лиричность и насыщенность описаний в сказании. В тексте встречаются яркие образы, яркоокрашенная лексика, эпитеты, олицетворения, гиперболы, а также перифразы.

Хронотоп легенды

Темпоральные и пространственные аспекты произведения связываются с прошлым. При этом писатель максимально сжимает пространство. В целом, топос рассказа отличается условностью. С помощью этих приемов Горький расширяет художественную организацию текста.

Идеи текста

Ключевую идею произведения раскрывает образ-символ – птица. Ларра не зря изображается сыном орла и земной женщины. Таким образом писатель показывает, что юноша принадлежит одновременно двум мирам. Сюжет развивается по логике выбора Ларры и метания героя между двумя ценностными измерениями.

Символ орла

Орел – это символ второго плана. Птица воплощает свободу, необузданную гордость.

Это качества, которые преобладают также в характере Ларры. Образ главного героя при этом отличается амбивалентностью:

  • Ларру нельзя оправдать;
  • Писатель подчеркивает, что Ларра не родился в мире людей. Поэтому героя нельзя осуждать за незнание законов человеческого общества. Эта логика раскрывает правдивое основание эгоизма юноши.

Жанровая специфика эпизода

Горький выбирает для своего произведения жанр легенды. Этот жанр отличается достаточной условностью. В целом, текст относится к неоромантическому направлению. В данном случае от жанра зависит и художественная организация легенды.

Отзывы критиков

Позиция Р. В. Иванова-Разумника

Критик видит горьковских персонажей крайними индивидуалистами. Радикальность натур, изображенных русским писателем, зашкаливает. Автор, с одной стороны, вкладывает в своих героев положительные качества: красота, сила, свобода. С другой же стороны, эти персонажи не умеют реализовать благо в себе. Таким образом, даже положительные черты превращаются в крайний негатив и вредят – как самим героям, так и обществу в целом.

Позиция Горького, как считает критик, заключается в осуждении индивидуализма в таком проявлении. Любая индивидуалистическая позиция заканчивается обожествлением собственного «Я». Также Иванов-Разумник сравнивает мотивы творчества Горького с ключевыми позициями произведений Достоевского.

Мнение Н. К. Михайловского

Этимология имени главного героя – Ларра – отсылает к словам «отверженный», «изгнанный». Писатель, таким образом, акцентирует внимание на одиночестве героя. Ларра чувствует себя брошенным и одиноким даже среди толпы других людей. С детства юноша жил в сообществе орлов. Когда отец-орел почил, мать вернулась домой – в человеческое племя. На тот момент Ларре исполнилось двадцать лет.

Критик проводит параллели между образами Ларры и Данко. Оба героя отличаются «жадностью жить», стремятся в безграничной свободе. Судьбы персонажей связываются с фатальным одиночеством, отверженностью. Но каждый из юношей по-разному реализует свои качества и принимает рок.

Писатель изображает своих героев личностями с высокой самооценкой, желанием быть лидерами. И Данко, и Ларра жаждут власти, стремятся к невозможному. Конец обоих персонажей фатальный. Герои ассоциируются с подвижничеством. Однако суть этого подвижничества разная:

  • Ларра воплощает преступные подвиги;
  • Данко – это идеал самопожертвования.
Читайте также:  Варвары - краткое содержание рассказа Горького
Ссылка на основную публикацию