На дне – краткое содержание пьесы Горького

На дне

Очень кратко

В ночлежку для нищих приходит странный старик. Он подбадривает и утешает опустившихся людей, пробуждает в них надежду на лучшее, а затем бесследно исчезает.

Акт 1. Появление старика Луки

Весеннее утро. Ночлежка для нищих — подвал со сводчатым потолком и нарами вдоль стен. Один угол отгорожен фанерой, в другом — русская печь и кровать за грязной занавеской. В центре комнаты — стол с самоваром.

У самовара хозяйничает торговка Квашня.

Она рассказывает жителям ночлежки об ухажёре, за которого не хочет выходить замуж. Овдовев, она освободилась от мужа-тирана и не желает идти «мужчине в крепость».

Работающий за верстаком слесарь Клещ говорит, что Квашня выйдет замуж.

В ответ та обвиняет Клеща в том, что он сводит жену в могилу. Его действительно раздражает больная жена Анна, лежащая на кровати, он относится к ней грубо.

На печи просыпается алкоголик Актёр.

Он помогает Анне выйти на свежий воздух и сталкивается с Костылёвым, который ищет свою молодую жену Василису.

Костылёв замечает доброе отношение Актёра к умирающей. Актёр просит Костылёва скостить ему половину долга, но тот отказывает.

Разве доброту сердца с деньгами можно равнять? Доброта — она превыше всех благ. А долг твой мне — это так и есть долг!

Костылёв знает, что Василиса — любовница вора Пепла, живущего в отгороженном углу, но никак не может поймать их вместе.

Пепла он побаивается, поскольку покупает у него краденые вещи. Вору же Василиса надоела, он ухлёстывает за её сестрой Наташей, которая отвергает его ухаживания.

Пепел ворует с детства, никогда не работал и не собирается, Клещ, напротив, считает неработающих людей рванью, живущей «без чести, без совести». По мнению Пепла, честь и совесть «на ноги вместо сапог не наденешь», они тем нужны, «у кого власть да сила есть».

В ночлежке появляется новый постоялец — старик Лука.

В это время пьяненький сапожник Алёшка натыкается на Василису, разыскивающую Пепла.

Алёшка разнёс сплетню, что Пепел хочет бросить Василису из-за Наташи, Василиса решает отомстить, вспоминает, что Алёшка не заплатил за проживание, и выгоняет его из ночлежки. Обнаружив, что Пепла нет, Василиса становится ещё злее и уходит.

Входит полицейский Медведев — он только что арестовал Алёшку за нарушение спокойствия.

Медведев оказывается ухажёром Квашни. Вернувшаяся с рынка торговка снова отказывается идти за него замуж.

Лука вводит в комнату еле живую Анну. В это время в сенях Василиса начинает бить Наташу. Все, кроме Луки и Анны, бросаются их разнимать.

Акт 2. Лука пробуждает в нищих надежду

Вечер. Лука сидит у постели Анны. Большая компания играет в карты, Клещ и Актёр наблюдают за игрой. Картузник Бубнов и Медведев играют в шашки.

Анна жалуется Луке, что видела от мужа только побои и обиды, всю жизнь голодала, ходила в отрепьях. Лука утешает несчастную, обещает ей отдых после смерти.

Сжульничав, нищий Барон выигрывает и собирается пропить выигрыш в компании Актёра.

Они приглашают с собой Луку, но старик отказывается.

Актёр обнаруживает, что забыл свои любимые стихи, которые собрался прочесть Луке. Лука говорит, что нельзя забывать любимое, и предлагает Актёру лечиться от пьянства. Он уверяет, что где-то есть бесплатная лечебница для пьяниц, Актёру только надо не пить несколько дней, а уж название города Лука обязательно вспомнит.

Человек — всё может… лишь бы захотел…

Сперва Актёру нравится идея начать жизнь сначала, но потом он называет Луку чудаком и уходит.

Анна просит Луку поговорить с ней. Клещ пытается что-то сказать жене, но той уже не до него. Больше никому нет дела до умирающей, только Бубнов радуется, что Анна больше не будет кашлять по ночам.

Пепел спрашивает Медведева, сильно ли Василиса избила сестру. Медведев отвечает, что семейные дела вора не касаются, грозится арестовать его. Тогда Пепел обещает выдать Василису с Костылёвым, которые скупали у него краденное. Медведев отступает.

Лука убеждает Пепла, что Сибирь — «золотая сторона… кто в силе да в разуме, тому там — как огурцу в парнике». Пепел уверен, что старик врёт, Лука же говорит, что правда не всем нужна, для многих она смертельна.

Пепел спрашивает Луку, есть ли Бог. Старик отвечает: «Коли веришь, — есть; не веришь, — нет… Во что веришь, то и есть». Пепел почти догадывается, кто Лука такой, но тут входит Василиса и зовёт вора поговорить.

Лука подслушивает их разговор. Пепел признаётся, что никогда не любил Василису. Та предлагает Пеплу деньги и Наташу в жёны, если он убьёт её мужа.

Костылёв застаёт жену с Пеплом и устраивает скандал. Пепел хватает Костылёва за шиворот, но тут вмешивается Лука и советует вору не слушать Василису, а брать Наташу и уходить.

Тут умирает Анна. Лука с Пеплом идут в трактир сообщить Клещу о смерти жены, а в комнату входят пьяный Актёр и Наташа. Актёр прощается с Наташей, собираясь уехать в лечебницу для пьяниц, а после излечения вернуться на сцену.

У Клеща нет денег, чтобы похоронить жену, — всё пропил. Жители ночлежки обещают собрать кто сколько может и спокойно укладываются спать — труп их не волнует.

Акт 3. Разговоры о правде и человеческом достоинстве

На пустыре — заднем дворе ночлежки — сидят Наташа, Лука, Барон, его сожительница Настя и Клещ. В окно выглядывает Бубнов. Настя рассказывает о влюблённом в неё красавце-студенте. Барон со смехом говорит, что история взята из прочитанного ею бульварного романа.

Лука уводит обиженную Настю, ласково утешая. Наташа признаётся, что сама ждёт особенного человека, который спасёт её от сестры и Костылёва.

Барон уходит мириться с Настей. Вернувшийся Лука рассказывает, как на дачу, где он служил сторожем, в поисках еды залезли двое беглых каторжников. Лука пожалел их, не стал убивать и прожил с ними на этой даче всю зиму. «Человек может добру научить» — заключает Лука.

Бубнов говорит, что врать не умеет и предпочитает говорить правду. Клещ кричит, что ненавидит Луку, его утешения и правду Бубнова, и убегает. Лука говорит Бубнову, что «не всегда правдой душу вылечишь», и рассказывает о человеке, верившем, что есть на свете праведная земля, где все уважают друг друга. Эта вера помогала человеку жить, но однажды учёный доказал ему, что праведной земли не существует, и человек повесился.

Бубнов не верит, смеётся и уходит. Лука заявляет, что скоро уйдёт «в хохлы», где, по слухам, открыли новую веру. Старик верит: «кто крепко хочет — найдёт», надо только помогать людям и уважать их.

Пепел снова предлагает Наташе уйти с ним, обещает бросить воровство.

Надо так жить… чтобы самому себя можно ‹…› было уважать…

Он просит, чтобы Наташа помогла ему измениться, но девушка не верит Пеплу и не любит его. Василиса слушает их разговор из окна. Наконец, Наташа соглашается, но обещает повеситься, если Пепел её ударит. Лука подбадривает девушку — «ты ему нужнее, чем он тебе».

Василиса насмехается над сестрой, намекая на мужское бессилие бывшего любовника. Приходит Костылёв и гонит Наташу ставить самовар. Между Пеплом и Василисой начинается ссора, которую прекращает Лука.

Костылёв уже знает, что Лука собрался уходить. Он считает, что долг человека — не бродяжничать, а приносить пользу. Странник же не должен вмешиваться в чужие дела, жить отшельником и молиться «за все мирские грехи».

Лука возражает: есть люди, похожие на урожайную землю — «что не посеешь на ней — родит», а таких, как Костылёв и бог не исправит. Разозлённый Костылёв выгоняет Луку из ночлежки.

Бубнов считает, что «вовремя уйти всегда лучше», он «от каторги спасся тем, что вовремя ушёл». Жена Бубнова с любовником хотели его извести. Бубнов хотел убить жену, но передумал и ушёл, оставив всё имущество — кожевенную мастерскую.

Появляются нищий Сатин и Актёр, который целый день не пил.

Сатин рассказывает Луке, что в молодости «убил подлеца», защищая сестру. Пока сидел в тюрьме, сестра умерла, а Сатин стал игроком.

Приходит Клещ. Он продал весь инструмент, чтобы похоронить жену, и ему нечем работать, а становиться бездельником стыдно.

Тут выясняется, что Василиса опрокинула на ноги Наташе кипящий самовар. Разъярённый Пепел толкает Костылёва, тот падает и умирает. Василиса называет его убийцей. В ответ Пепел кричит, что это Василиса его подговорила мужа убить. Наташа решает, что они заодно и изувечили её специально, чтобы не мешала. Находясь в полубес­па­мятстве, она проклинает Пепла.

Акт 4. После исчезновения Луки

Ночь, ночлежка, где больше нет комнаты Пепла. За столом Клещ, ставший нищим, чинит гармонь, а Сатин, Барон и Настя выпивают. На печи кашляет Актёр.

Все обсуждают исчезновение Луки. Насте жаль старика, который всё видел и понимал. Сатин сравнивает Луку с мякишем для беззубых, а Барон — с пластырем для нарывов. Клещ считает старика хорошим — он «закон в душе имел».

Настя хочет уйти от Барона. Сатин насмешливо советует ей захватить с собой Актёра, который всё собирается в мифическую лечебницу «в полуверсте от края света». Он считает, что старик врал из жалости к ближним. Такая ложь нужна тем, «кто слаб душой, и кто живёт чужими соками», но не тому, кто сам себе хозяин.

Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!

Тем не менее, на Сатина старик подействовал «как кислота на старую и грязную монету». Однажды Сатин спросил Луку, зачем живут люди. Старик ответил, что люди думают, что живут только ради себя, но на самом деле ждут рождения лучшего человека. Поэтому «всякого человека и уважать надо» — вдруг именно он родился на счастье и для большой пользы.

Барон вспоминает своё семейство — выходцев из Франции. Его предки служили русским царям, занимали высокие посты. Настя кричит, что ничего этого не было, — хочет, чтобы Барону тоже стало обидно. Сатин советует ему всё забыть.

Настя рассказывает, что Наташа сбежала из больницы и бесследно исчезла. Клещу интересно, кто кого глубже утопит — Пепел Василису или наоборот. Настя считает, что хитрая Василиса вывернется, а Пепел попадёт на каторгу. Она снова ссорится с Бароном и убегает.

Сатин просит приятеля не трогать девушку, он сегодня ко всем добр. Глядя на молящегося татарина-мусульманина, Сатин рассуждает, что в Человеке — совокупности всех людей на земле — «все начала и концы», а окружающий мир — «дело его рук и его мозга». Его надо не унижать жалостью, а уважать, ибо «человек — это звучит гордо».

Барон так рассуждать не умеет и боится. Он всю жизнь плыл по течению и менял одежду. Учился — носил форму студента, женился — примерил фрак, разорился — надел серый пиджак и рыжие брюки, служил чиновником — облачился в мундир и фуражку, украл казённые деньги — получил арестантский халат, теперь носит отрепья, а зачем родился — так и не понял. Порассуждав, Барон отправляется мириться с Настей.

Актёр выпивает стакан водки и выбегает из комнаты. Входят выпившие Бубнов и Медведев с водкой и закуской, всех угощают. Алёшка играет на починенной Клещом гармошке. Они смеются над Медведевым — его уволили из полиции, теперь он подчиняется Квашне, а та, по слухам, его бьёт. Собутыльники, весело распевая, собираются в трактир.

Тут испуганный Барон сообщает, что Актёр повесился на пустыре. Сатин негромко говорит: «Эх… испортил песню… дур-рак!».

Краткое содержание драмы «На дне» М. Горького

Появившееся в 1902 году произведение было новаторским по жанру. Прочитав краткое содержание «На дне» по действиям, можно получить представление о героях и основных конфликтах пьесы. Пьеса включена в программу литературы 11 класса.

В этой социально-философской драме нет традиционного сюжета, действие развивается в диалогах персонажей. Место событий – ночлежка для «бывших» людей, оказавшихся «на дне» жизни.

Максим Горький определил основной вопрос пьесы так: «что лучше, истина или сострадание? Что нужнее?». Проблематика драмы многообразна: место человека и его роль в жизни, вера в человека, правомерность существования утешительной лжи, возможность изменить собственную жизнь.

Основные персонажи драмы

  • Костылев Михаил, 54‑х лет, хозяин ночлежного дома.
  • Василиса – супруга Костылева, 26-ти лет, любовница Пепла.
  • Наташа – сестра Василисы, 20-ти лет. Мечтает о прекрасном будущем. Из-за побоев сестры попадает в больницу, выйдя из нее, исчезает.
  • Лука – странник, 60-ти лет, проповедует утешительную ложь.
  • Васька Пепел – вор, 28-ми лет, в нем пробуждается стремление изменить свою жизнь.
  • Клещ Андрей Митрич – «рабочий человек», слесарь 40-ка лет, надеется вернуться к прежней жизни.
  • Бубнов – картузник, 45-ти лет. Убежден, что все люди на земле – лишние.
  • Барон – бывший аристократ 33‑х лет, сожитель Насти, уверен, что у него «все в прошлом».
  • Сатин – постоялец, около 40 лет, считает, что человек должен быть духовно свободен.
  • Актер – пьяница, бывший актер, не видя возможности перемен, заканчивает жизнь самоубийством.
  • Медведев Абрам – полицейский 50-ти лет, дядя Василисы и Наташи. Убежден – «человек должен вести себя смирно».
  • Анна – жена Клеща, 30-ти лет, добросердечная и спокойная, умерла в ночлежке.
  • Алешка – сапожник, 20 лет.
  • Татарин, Кривой Зоб – грузчики.
  • Настя, девица легкого поведения, 24‑х лет, мечтает о настоящей любви.
  • Квашня – женщина лет 40-ка, торгует пельменями.

Горький «На дне» очень краткое содержание

Вариант пересказа для читательского дневника в 11 классе.

Действие пьесы происходит в конце XIX — начале XX века.

Господин Костылев и его жена Василиса содержат в своем доме ночлежку для бедных. В ночлежке живет множество бедняков: вор Васька Пепел, бывший чиновник Барон, шулер Сатин, слесарь Клещ и его больная жена Анна, спившийся Актер и другие.

Злые, подлые Костылевы создают в ночлежке тяжелую атмосферу. 26-летняя Василиса обманывает своего 54-летнего мужа с вором Васькой Пеплом. Однако Пепел охладевает к ней и начинает ухаживать за ее 20-летней сестрой Наташей, доброй и милой девушкой. Василиса из ревности избивает сестру время от времени.

Дядя девушек, полицейский Медведев, хорошо знает о зверствах Василисы, но ничего не предпринимает. Также дядя знает, что супруги Костылевы скупают краденое у вора Пепла, но прикрывает их “темные дела”.

Однажды в ночлежке поселяется новый жилец – старик Лука, беглый каторжник. Старик жалеет несчастных обитателей ночлежки и не говорит им жестокой правды об их жизни. Вместо этого старик дает соседям якобы мудрые советы, которые на самом деле только сбивают с толку. (Так например, Лука лжет Актеру о существовании бесплатной лечебницы для алкоголиков; старик убеждает Наташу стать женой вора Пепла и т.д.).

В конце концов советы Луки приводят к печальным последствиям: однажды в ночлежке происходит драка, в которой Васька Пепел убивает Костылева. После этого Пепел и Василиса попадают в тюрьму, изувеченная Наташа оказывается в больнице и пропадает без вести.

Сам Лука бесследно исчезает сразу после трагедии. Пьяница Актер кончает жизнь самоубийством, так и не узнав от Луки адрес лечебницы. Остальные герои продолжают жить в ночлежке.

Это интересно: Повесть «В людях» Горького была написана в 1914 году. В центре повествования – подросток, сирота, вынужденный ютиться у чужих людей и зарабатывать на жизнь непростым трудом. Подобный образ жизни и обозначает фраза «в людях», которой Максим Горький назвал свой рассказ.

Короткий пересказ «На дне» Горького

Пьеса содержит в себе как бы два параллельных действия. Первое — социально-бытовое и второе — философское. Оба действия развиваются параллельно, не переплетаясь. В пьесе существуют как бы два плана: внешний и внутренний.

Внешний план. В ночлежном доме, принадлежащем Михаилу Ивановичу Костылеву (51 года) и его жене Василисе Карловне, живут, по определению автора, «бывшие люди», т. е. люди без твердого социального статуса, а также работающие, но бедняки. В доме появляются Квашня, торговка пельменями и Медведев, дядя Василисы, полицейский. Между ними очень сложные отношения, часто завязываются скандалы.

Василиса влюблена в Ваську и подговаривает его убить своего пожилого мужа, чтобы быть единоличной хозяйкой (во второй половине пьесы Васька бьет Костылева и случайно убивает его; Ваську арестовывают). Васька влюблен в Наталью, сестру Василисы; Василиса из ревности нещадно бьет сестру. Сатин и Актер (бывший актер провинциальных театров по фамилии Сверчков-Заволжский) — полностью опустившиеся люди, пьяницы, картежники, Сатин еще и шулер. Барон — бывший дворянин, промотавший все состояние и ныне один из наиболее жалких людей ночлежки. Клещ старается зарабатывать своим слесарным инструментом; его жена Анна заболевает и нуждается в лекарствах; в конце пьесы Анна умирает, а Клещ окончательно опускается «на дно».

В разгар пьянок и скандалов в ночлежке появляется странник Лука, жалеющий людей. Он обещает многим несбыточное светлое будущее. Анне он предрекает загробное счастье. Актеру рассказывает о бесплатной лечебнице для алкоголиков. Ваське и Наташе советует уйти из дома и т. д. Но в самый напряженный момент Лука фактически сбегает, оставив обнадеженных людей. Актера это доводит до самоубийства. В финале ночлежники поют песню, и когда Сатин слышит о смерти Актера, то досадливо и с горечью говорит: «Эх… Испортил песню… дурак!»

Внутренний план. В пьесе сталкиваются две философские «правды»: Луки и Сатина. Ночлежка — своего рода символ оказавшегося в тупике человечества, которое к началу XX в. потеряло веру в Бога, но еще не обрело веры в самое себя. Отсюда всеобщее чувство безнадежности, отсутствия перспективы, которое, в частности, выражают Актер и Бубнов (резонер-пессимист) в словах: «А что же дальше» и «А ниточки-то гнилые…» Мир обветшал, обессилел, идет к концу.

Сатин предпочитает принимать эту горькую правду и не лгать ни себе, ни людям. Клещу он предлагает бросить работать. Если все люди бросят работать, то что будет? «С голоду сдохнут…» — отвечает Клещ, но тем самым он лишь раскрывает бессмысленную сущность труда, который направлен только на поддержание жизни, а не на привнесение в нее какого-либо смысла. Сатин — своего рода радикал-экзистенциалист, человек, принимающий абсурдность мироздания, в котором «Бог умер (Ницше) и обнажилась Пустота, Ничто. Иного взгляда на мир придерживается Лука. Он считает, что именно страшная бессмыслица жизни должна вызывать особую жалость к человеку. Если для продолжения жизни человеку нужна ложь, надо ему лгать, его утешать. В противном случае человек не выдержит «правды» и погибнет.

Читайте также:  Дед Архип и Лёнька - краткое содержание рассказа Горького

Так Лука рассказывает притчу об искателе праведной земли и ученом, который по карте показал ему, что никакой праведной земли нет. Обиженный человек ушел и повесился (параллель с будущей смертью Актера). Лука не просто обычный странник, утешитель, но и философ. По его мнению, человек обязан жить вопреки бессмыслице жизни, ибо он не знает своего будущего, он только странник в мироздании, и даже земля наша в космосе странница.

Лука и Сатин спорят. Но Сатин в чем-то приемлет «правду» Луки. Во всяком случае, именно появление Луки провоцирует Сатина на его монолог о Человеке, который он произносит, подражая голосу своего оппонента (принципиальная ремарка в пьесе). Сатин хочет не жалеть и утешать человека, но, сказав ему всю правду о бессмысленности жизни, подвигнуть его к самоуважению и бунту против мироздания. Человек, осознав трагедию своего существования, должен не отчаиваться, а, напротив, почувствовать свою ценность.

Весь смысл мироздания — в нем одном. Другого смысла (например, христианского) — нет. «Человек — это звучит гордо!» «Все в человеке, все для человека».

Читайте также: Повесть Максима Горького «Детство» была написана в 1913 году и вошла в сборник рассказов и очерков «По Руси». Краткое содержание «Детства» Горького по главам будет полезно при подготовке к уроку литературы. Повесть относится к литературному направлению «неореализм».

Содержание пьесы «На дне» по актам с цитатами

Акт первый

Действие происходит утром ранней весны в подвале ночлежки, похожей на пещеру.

Сидя возле одной из стен, Клещ подбирает ключи к старым замкам. В центре у большого грязного стола «хозяйничает» Квашня, Барон ест хлеб, Настя читает истрепанную книжку. За нестиранной занавеской на кровати в углу кашляет Анна. На печи ворочается Актер. Расположившись на нарах, собирается шить кепку Бубнов.

Обращаясь к Барону, Квашня утверждает, что, побывав замужем, больше никогда не расстанется со своей свободой. Клещ поддразнивает женщину словами о том, что она врет и рада будет идти замуж за Медведева, сделавшего ей предложение. Квашня же в ответ говорит, что он довел жену до полусмерти.

Барон, выхватывая у Насти книжку, и, прочитав название – «Роковая любовь», – хохочет.

Анна просит перестать кричать и ссориться, дать ей спокойно умереть.

Сатин, Бубнов, Актер и Клещ ведут неспешный разговор. Сатин говорит, что прежде был культурным человеком. Бубнов припоминает, что его профессия – скорняк и когда-то он имел «собственное заведение». Актер думает, что главное в жизни не образование, а талант.

Появляется Костылев, разыскивает жену. Стучит в дверь комнаты Пепла (комната отгорожена тонкими досками в углу ночлежки), собираясь поговорить, но Пепел прогоняет его. Костылев уходит.

Из дальнейшего разговора обитателей подвала становится ясно: у Пепла роман с женой хозяина ночлежки Василисой.

Сатин просит деньги у Пепла, тот дает, и Сатин рассуждает о деньгах и работе. Он считает, жизнь хороша, когда труд – удовольствие, а если работа это обязанность, то жизнь превращается в рабство.

Актер и Сатин уходят.

Появляется Наташа, с ней – новый постоялец, Лука. Пепел заигрывает с Наташей, но та не принимает ухаживаний.

Входит выпивший Алешка, он не может понять, чем он хуже других, почему его везде гонят.

Пепел, обращаясь к Клещу, говорит, что тот «зря скрипит». Клещ говорит, что вырвется отсюда, не хочет жить, как все здесь – «без чести и совести». Пепел же считает, что люди в ночлежке не хуже Клеща. Пепел с Бароном уходят.

Появляется Василиса, она выгоняет пьяного Алешку, ругает постояльцев за грязь. Потом интересуется, заходила ли Наташа и говорила ли с Василием. Уходит.

В сенях слышен шум и крики: Василиса бьет Наташу. Медведев, Квашня и Бубнов бегут разнимать сестер.

Акт второй

Действие пьесы происходит в той же обстановке. Несколько постояльцев заняты игрой в карты, за ними наблюдают Актер и Клещ. Медведев с Бубновым играют в шашки. Лука сидит возле кровати Анны.

Беседуя с Лукой, Анна жалуется на свою жизнь. Старец успокаивает ее, обещая рай и отдых после смерти.

Актер собирается «продекламировать куплеты» Луке, но обнаруживает, что забыл стихи. Он сокрушается о том, что для него все кончено – он «пропил душу». Лука отвечает, что не все в жизни Актера потеряно: есть бесплатные лечебницы для пьяниц, только не помнит, в каком городе. Он уговаривает Актера потерпеть и воздержаться от пьянства. «Человек – все может… лишь бы захотел»,- считает Лука.

Заходит угрюмый Пепел. Он обращается к Медведеву, спрашивая, сильно ли избила Василиса сестру. Тот отказывается говорить, замечая, что это не его, вора, дело. Пепел в ответ угрожает рассказать следователю о том, что «Мишка Костылев с женой» его на воровство подбил и краденое купил.

Лука пробует вмешаться в их разговор, но Пепел спрашивает, зачем Лука врет, говоря всем, что везде хорошо. Лука же убеждает Василия, что вместо поисков правды ему нужно идти в «золотую сторону», Сибирь, именно там он сможет найти свой путь.

Входит Василиса. Она говорит с Пеплом, и тот признается, что Василиса надоела ему – в ней «души нет». Василиса предлагает Пеплу жениться на сестре в обмен на убийство своего надоевшего мужа.

Входит Костылев, между ним и Василием вспыхивает ссора, но драку предотвращает Лука. Он советует Пеплу не иметь дело с Василисой, а уходить прочь из ночлежки с той, которая вору по душе – с Наташей.

Странник, заглянув за полог, где лежит Анна, обнаруживает, что она умерла.

Постепенно все жители ночлежки собираются у кровати Анны.

Акт третий

Действие – на «пустыре», захламленном и заросшем бурьяном дворе ночлежки.

Настя рассказывает слушателям историю своей любви. Бубнов и Барон посмеиваются над ее рассказом, не веря, а девушка страстно доказывает, что она пережила настоящую любовь. Она плачет. Лука успокаивает ее, говорит, что раз сама она верит, то любовь такая была, а сожитель ее смеется, потому что в его жизни не было ничего настоящего.

Обитатели «дна» рассуждают о правде и лжи.

Наташа говорит, что и она выдумывает и ждет кого-то «особенного» или чего-то «небывалого». Хотя, чего ждать – она не понимает, «всем плохо жить».

Бубнов считает, что люди часто обманывают, чтобы «душу подкрасить», сам он не видит смысла врать, ему лучше «валить всю правду, как она есть! Чего стесняться?»

Клещ людей ненавидит и правда ему ни к чему. Сказав об этом, он убегает

Появляется Пепел, включается в разговор. Спрашивает Луку, зачем тот обманывает, говоря, что везде хорошо. Лука отвечает, что «не всегда правдой душу вылечишь», поэтому человека стоит пожалеть. Говорит, что скоро покинет ночлежку.

Пепел зовет Наташу уйти вместе с ним, признается в любви, обещает бросить воровство. Он чувствует, что надо изменить жизнь, «так жить, чтобы самому себя можно мне было уважать». Наташа в раздумье, но все-таки решается поверить ему.

Подходят Костылев с женой. Василиса (она слышала беседу Пепла и Наташи) старается столкнуть Пепла и мужа, но Лука успокаивает Василия.

Костылев разговаривает с Лукой, говорит, что человек должен жить по правилам, а все хорошие люди имеют паспорт. Лука открыто говорит, что думает: Костылеву никогда не измениться, ведь он как непригодная для урожая земля – ни на что не годен.

Хозяева ночлежки прогоняют Луку, и он обещает уйти ночью.

Бубнов говорит Луке, что «вовремя уйти всегда лучше» и рассказывает свою историю.

Сатин и Актер, о чем-то споря, заходят в подвал. Сатин говорит, что никуда Актер не уйдет и требует сказать, чего Лука наобещал Актеру. Странник спрашивает, каким образом мог оказаться в ночлежке Сатин. Тот с неохотой рассказывает, что попал в тюрьму из-за сестры: «убил подлеца в запальчивости и раздражении», а после тюрьмы все дороги закрыты.

Входит угрюмый Клещ – он вынужден был продать все инструменты, чтобы похоронить Анну и не понимает, как жить дальше.

Из квартиры Костылевых слышен крик Наташи: «Бьют! Убивают!». Актер и Сатин выходят, чтобы разобраться, что происходит. Звучат отдельные голоса, по репликам понятно, что постояльцы пытаются разнять Василису и Наташу.

Появляются Квашня и Настя, помогают идти Наташе – она избита и ноги ее обварены кипятком. За ними идут Костылев, Василиса, обитатели ночлежки. Появившийся Пепел видит Наташу и бьет с размаху Костылева. Тот падает. Василиса кричит, что убили мужа, указывает на Пепла. Василий же говорит, что сама Костылева подговаривала его убить мужа.

Наташа в истерике обвиняет сестру и Пепла в сговоре и, почти теряя сознание, просит забрать ее саму в тюрьму.

Акт четвертый

Ранняя весна. Ночь. Подвал ночлежки. За столом Клещ, Настя, Сатин, Барон. На печи – Актер. В углу, где была комната Пепла (теперь перегородки сломаны), лежит Татарин.

Обитатели подвала вспоминают о Луке, который исчез во время суматохи вокруг Наташи и Костылева. Настя считает, что он все понимал и все видел. Своих же собеседников называл «ржавчиной». Клещ соглашается – старик хороший, жалостливый. Татарин считает, что Лука жил по закону «Не обижай человека».

Для Сатина «старикан» «как мякиш для беззубых», к тому же Лука смутил умы обитателей ночлежки.

Барон называет Луку шарлатаном.

Настя, которой стали противны, и жизнь, и люди, хочет уйти «на край света». Барон, предлагая девушке взять с собой Актера, издевается над его мечтой вылечиться.

Клещ замечает, что странник Лука «поманил куда-то, а сам дорогу не сказал». По его мнению, он «очень против правды восставал. Верно – и без нее – дышать нечем».

Сатин в возбуждении приказывает «молчать о старике» – тот, в отличие от всех, понимал, что «правда – это человек», а обманывал из жалости к людям. Странник влиял на его отношение к миру как «кислота на старую и грязную монету».

Разговор об убийстве Костылева. Попав в больницу после издевательств сестры и выйдя из нее, Наташа исчезла. Все считают, что Василиса выкрутится, а Пепел попадет если не на каторгу, то в тюрьму – точно.

Сатин рассуждает о том, что человека нужно уважать, а «не унижать его жалостью». Барон признается, что живет, как во сне, не видя и не понимая смысла жизни.

Актер, вдруг слезает с печки и выбегает из подвала.

Входят Медведев с Бубновым, за ними – другие обитатели ночлежки. Кто-то устраивается на ночлег, несколько человек поют. Распахивается дверь. Барон кричит с порога – на пустыре повесился Актер.

Сатин произносит: «Эх, испортил песню, дурак!»

Вывод

Пьеса «На дне» Горького живет и находит своих читателей и зрителей больше века, привлекая неоднозначностью поставленных вопросов, побуждая вновь и вновь задумываться, что есть в жизни человека вера, любовь и каковы возможности человека.

Видео краткое содержание На дне Горького

Подвал, похожий на пещеру. Потолок тяжелый, с обвалившейся штукатуркой. Свет от зрителей. Справа за загородкой каморка Пепла, рядом нары Бубнова, в углу большая русская печь, напротив дверь в кухню, где живут Квашня, Барон, Настя…

Я дипломированный специалист, магистр филологических наук (русский/украинский язык и литература). Увлекаюсь чтением разноплановой литературы, изучением и анализом текстов, написанием статей на литературную тематику.

«На дне» М. Горький Кратко

Максим Горький
Пьеса «На дне» Краткое содержание

Великий русско-советский писатель Алексей Максимович Пешков, также известный под псевдонимом Максим Горький, создал много прозаических произведений. Он не был профессиональным драматургом, и написанная в декабре 1901 – январе 1902 года пьеса «На дне» стала своего рода экспериментом. Интересно, что шумиха, получившаяся вокруг Горького после постановки пьесы в Московском Художественном театре, не понравилась Л.Н. Толстому – он усмотрел в этом фальшь.

Краткий пересказ сюжета пьесы Горького «На дне»

Действия разворачиваются в ночлежке, в которой коротают свой век люди социального «дна». Жилище это больше похоже на пещеру, чем на дом. Посередине комнаты стоит старый стол, вокруг которого собираются её обитатели: Квашня, торгующая пельменями, падшая женщина Настя, читающая потрёпанную книгу, обнищавший аристократ Борон, воришка Пепел и картузник Бубнов. Неподалёку умирает Анна, а её муж столярничает в сторонке. На печи залёг Актёр, находящийся в состоянии постоянного запоя. На нарах расположился бывший телеграфист. А бразды правления в ночлежке принадлежат Костылёву и его супруге Василисе, сестра которой, Наташа, проживает тут же. К компании только что прибился странник Лука.

Постояльцы активно общаются между собой, ругаются и спорят. Никто не хочет замечать умирающую в страданиях Анну, даже её супруг. Слова утешения для несчастной находит лишь добрый Лука. Жена Костылёва положила глаз на вора и злится, что тот влюблён в её сестру. За это бедную Наташу постоянно избивают и мучают.

Анна умирает, продав весь инструмент, её муж остаётся ни с чем. Странника вышвыривают на улицу. Вор уговаривает Наташу бежать вместе и обещает бросить свой преступный промысел. Девушка соглашается с условием, что Пепел никогда не будет её бить. Узнав о плане сестры, Василиса жестоко её избивает. В потасовке Пепел убивает Костылёва. Даже лишившись части постояльцев, ночлежка продолжает существовать по привычному сценарию. Даже печальная весть о самоубийстве актёра, не заставила этих людей свернуть с дороги в местный трактир.

Список персонажей пьесы «На дне» и их краткая характеристика

  • Андрей Клещ – когда-то был слесарем, но потерял работу и попал в ночлежку. Не желает примириться со своей участью.
  • Сатин – некогда был телеграфистом, попал в тюрьму за убийство (вступился за сестру). В тюрьме научился играть в карты, стал шулером. Один из главных философов ночлежки.
  • Васька Пепел – профессиональный вор. Родился и вырос в тюрьме. Недоволен своей жизнью – его постоянно подбивают на недобрый поступок, убийство. В конце третьего акта ударил хозяина ночлежки, но не рассчитал силы, и получилось убийство. Результат – тюрьма.
  • Бубнов – некогда был картузником и семьянином. Когда жена изменила ему, отправился в ночлежку. Ленив, любит пьянствовать.
  • Актёр – некогда блистал на сцене, позже спился и попал в ночлежку. Не помнит своего имени, ибо умудрился потерять его. В конце пьесы повесился.
  • Барон – некогда был дворянином, но разорился, и попал «на дно». Время от времени барские замашки дают о себе знать. Неудачливый шулер.
  • Лука – загадочный странник. Всегда готов поддержать обитателей ночлежки добрым словом. Его философия понравилась Сатину.
  • Алёшка – сапожник, любитель играть на гармошке и устраивать пьяные дебоши («Давай мне миллион – не хочу!»).
  • Кривой Зоб и Татарин – рабочие-крючники, неумелые картёжники.
  • Анна – жена Клеща, больная чахоткой. Умирает во время второго акта пьесы.
  • Михаил Иванович Костылев – хозяин ночлежки. В третьем акте погибает от руки Пепла.
  • Василиса Карповна – жена Костылева. Жаждет избавиться от мужа чужими руками, подбивает на убийство Ваську Пепла и добивается своего. Едва не убивает сестру, затем попадает в тюрьму.
  • Настя – девица, мечтающая о настоящей любви.

Краткое содержание пьесы «На дне» подробно по актам

Акт первый

В подвале ночлежки между постояльцами разгорается нешуточный спор. Причина проста и логична – кто займётся подметанием пола. Начинается серьёзная перепалка, в коей участвуют вор по имени Васька Пепел, Барон, картёжник и шулер Сатин, слесарь с диковинной фамилией Клещ, а также Актёр (этот товарищ умудрился потерять… собственное имя). В разгар перепалки Клещ недовольно отмечает, что у людей вообще нет ни чести, ни совести. Пепел презрительно возражает, что честь и совесть – только для богатых или высокопоставленных людей.

Вскоре в подвале ночлежки появляется странник по имени Лука. Старик напевает немного заунывную песню, что не нравится Пеплу («Когда хорошо поют – люблю…»). Затем на глазах Луки разворачивается комичная сцена: ехидный вор в разговоре с обедневшим бароном неожиданно предлагает ему по-собачьи лаять.

Лука спокойно философствует, и вскоре появляется Алёшка, парень-сапожник. Он заявляется навеселе, и начинает дурачиться. Хозяйка ночлежки Василиса ужасно недовольна, и прогоняет буйного выпивоху.

А подметанием занялся Лука.

Акт второй

Картузник Бубнов играет в шашки с полицейским Медведевым. Сатин и Барон играют в карты с двумя крючниками – Татарином и Кривым Зобом. Картёжники играют на деньги, и уже дважды шулер Сатин выиграл. Татарин видит, что соперник удумал хитрить, и высказывает своё недовольство. Чуть позже сжульничал и Барон, и тогда крючник скандалит, заявляя «надо играть честна».

Меж тем Лука говорит с Анной, женой слесаря Клеща. Оказалось, что от побоев и недоедания женщина подцепила опасную болезнь, чахотку. И ночлежка стала последним пристанищем, где Анна и умерла.

Акт третий

Постепенно завязывается серьёзная интрига. Оказалось, что Василиса вовсю подталкивает Ваську Пепла к ужасному поступку – он должен убить её мужа, Костылева. И в финале третьего акта вор бьёт хозяина ночлежки. Удар оказался смертельным. И Васька решил, что стоит прикончить и Василису, однако вдова ускользает.

Читайте также:  Страсти-мордасти - краткое содержание рассказа Горького

Акт четвёртый

А где же странник Лука? Он как-то незаметно исчез после третьего акта. И в ночлежке вновь начинаются споры обитателей. Особенно усердствуют Барон, вспоминающий, как хорошо жил его дед, и шулер Сатин, коему философия Луки понравилась.

Да и Актёр подбавляет жару своими высказываниями и цитированием великих поэтов. Позже не помнящий своего имени лицедей уходит из ночлежки на пустырь.

Позже собирается вся честная компания, вспоминает о том, что за беда получилась у полицейского Медведева: одна племянница в тюрьме, другая – покинула больницу и невесть где ходит. И когда крючник Кривой Зоб вместе с картузником Бубновым начинают петь любимую песню, появляется Барон. Он сообщает о самоубийстве Актёра. Сатин не скрывает недовольства – зачем портить песню такой новостью.

Краткое содержание Горький На дне кратко и по актам

Кратко

Действия пьесы разворачивается в ночлежке для нищих людей, которые оказались на самом дне жизни. Комната, напоминающая пещеру, разделяет вора Пепла и умирающую Анну, муж которой в этот момент занят своей слесарной работой.

В середине этой же комнаты расположился грязный и обшарпанный стол, за которым и собрались все обитающие данного места. Торговка пельменями Квашня, рассказывает окружающим о своих ухажёров, девица лёгкого поведения Настя, читает старый потрёпанный роман. Разорившейся дворянин -аристократ Борон, подначивает читающую девушку. Картузник Бубнов свои старые штаны переделывает в картуз. На печи, не просыхая от беспробудных паяных дней расположился Актёр. Нары же занял не глупый человек, который раньше занимал пост телеграфиста. Всей этой ночлежкой управляет Костылев со своей женой Василисой. Также в этом месте живёт сестра Василисы, Наташа, в которую влюблён вор Пепел. К этим же людям присоединился странник Лука.

Постояльцы вместе с мужем Анны бурно ведут беседу и ругаются между собой, совершенно не замечая умирающего человека. Напротив, все хотят, чтоб бедная Анна поскорее умерла и ночью им бы никто не мешал спать. Утешает женщину добрый странник, который поддерживает её в самое непростое для неё время. В этот же самый момент постояльцы обсуждают, что жена содержателя ночлежки находиться в любовных отношениях с вором и очень злиться, что тому нравиться Наташа, они с мужем постоянно избивают девушку до полусмерти.

После кончины Анны у её мужа совершенно ничего не осталось, так как ему пришлось продать все инструменты. Бедного Луку выгоняют на улицу. Пепел уговаривает Наташу бежать с ним и клянётся, что с ней он не станет воровать, а начнёт вести порядочную жизнь. Девушка же устала от постоянных унижений и побоев соглашается при условии, что Васька не будет бить её, а если и будет, то она повеситься.

В ответ на это Василиса сильно избивает сестру и опрокидывает на её ноги самовар. В передряге Пепел убивает мужа Василисы. Наташа уверена, что это всё подстроили Васька с Василисой и, что она им не нужна. После чего постояльцы вновь берутся за старое и даже известие о кончине Актёра, который повесился на пустыре, не останавливает их по пути в трактир.

Произведение заставляет задуматься о вечном, о любви, вере, возможностях человека. И заставляет задуматься над вечным вопросом, что лучше правда или сострадание?

По актам

Акт 1

В подвале, больше похожем на пещеру, ютились люди. Девять человек жили здесь, занимаясь каждый своим делом: столяр Клещ, картузник Бубнов, вор Васька Пепел, торговка пельменями Квашня и ее соседи, кухонные жильцы, Барон и Настя, больная Анна, алкоголики Актер и Сатин. Некоторые пытались выделить личное пространство, отгораживая кровать занавеской, а Васька и вовсе жил за тонкими деревянными переборками, образовавшими подобие комнаты.

В это весеннее утро Квашня доказывала собравшимся, что вовсе не мечтает о свадьбе с Абрамом, поскольку как всякая свободная женщина не стремится угодить в кабалу к мужу, даже если бы он был благородных кровей. Клещ и Барон смеялись над ней, попутно поддевая читающую любовный роман Настю.

Квашня собиралась на рынок. Жалея умирающую Анну, жену Клеща, она оставила ей немного пельменей, которые женщина отдала столяру.

Похмельные Сатин и Актер переговаривались и обсуждали вредность пыли, поднятой при подметании пола, для отравленного алкоголем организма. Сегодня Актер был в очереди уборщиков подвала, и ему страшно не хотелось выполнять эту работу.

Анна пожаловалась на духоту, Бубнов предложил отворить дверь, но Клещ стал ругаться, что простынет, сидя на полу. Пришлось Актеру выводить женщину в сени.

Вошел Костылев, хозяин ночлежки. Он, прикрываясь сбором оплаты, искал здесь жену Василису, которая была любовницей Пепла. Мимоходом посулив поднять на полтинник стоимость кровати Клеща, хозяин постучал в дверь вора. Тот отворил с вопросом, не принес ли ему хозяин семь рублей долга за проданные часы. Увидев, что жены в комнате нет, Костылев ретировался, пообещав отдать деньги.

Актер, Пепел, Клещ, Сатин и вошедший Бубнов спорят о совести. Все, кроме Клеща, считают, что совесть нужна лишь богатым. А бедный ее ни продать не может, поскольку никому не нужна.

Сестра хозяйской жены, Наташа, привела еще одного постояльца, старика Луку. Ваське девушка нравилась, но она отвергала его ухаживания.

Новому постояльцу принялись задавать каверзные вопросы, но умный и скромный старик отвечал так, что вопрошающим становилось стыдно.

В подвал зашла Василиса в поисках любовника, но тот ушел в трактир. Раздосадованная женщина срывает свой гнев на постояльцах, придираясь к долгам и неметеному полу. Лука безропотно идет подметать, а затем приводит с кухни Анну.

Полицейский Абрам Медведев, дядя Василисы и Натальи, пытается разузнать у Бубнова о слухах про связь племянницы и вора. Доносящийся скандал заставил его прекратить беседу и броситься разнимать сцепившихся Василису и Наталью.

Акт 2

Вечером обитатели подвала играли в карты с зашедшими Татарином и Кривым Зобом. Бубнов играл в шашки с Медведевым, а Лука сидел у постели умирающей Анны.

Анна тихонько жаловалась старику на тяжелую жизнь, где не было в достатке даже хлеба, на побои супруга, на бедную оборванную одежду. Лука утешал ее как мог, обещая отдых на том свете и жизнь в раю.

В это время играющие ссорились. Татарина и его товарища обыгрывали, пряча карты в рукав. Те пытались возмущаться и в итоге получили отповедь от Барона и Сатина, что если бы не обман, то им бы нечего было есть. Окончательно рассердившись, незадачливые игроки ушли.

Актер, Барон и Сатин приглашают Луку вместе выпить, но тот отказывается. Он рассказывает спившемуся Актеру, что тот еще может стать нормальным и вернуться к любимому делу, поскольку существуют специальные лечебницы, где бесплатно лечат пьяниц.

Пепел хвалится, что если захочет – уведет Наташу и будет с ней жить. Сидевший тут же Медведев вскидывается, сердится и обещает поймать Ваську с поличным. Тот в свою очередь грозит рассказать, как Костылев с женой толкнули его на путь воровства и принимали краденое, а заодно оговорить и самого Медведева. Ссорящихся разнимает Лука, Медведев уходит. Старик советует вору вместе с Наташей уйти подальше из этого дома в Сибирь.

Входит Василиса. Лука делает вид, что выходит в сени, прячась на печи, Бубнов уходит.

Неверная жена предлагает любовнику сделку. Она знает о его нелюбви к ней, что подтвердил Пепел. Знала Василиса и о его симпатиях к сестре. Наталью и предложила она в обмен на убийство Костылева. Васька не соглашается, поскольку не хочет идти на каторгу.

Хозяин тем временем прокрался в подвал, беседа прервалась. Испуганный Пепел вскочил. Костылев заметил жену и стал ругаться. Драку предотвратил Лука, завозившийся на печи.

Подойдя к Анне, он потрогал ее и стал молиться. Женщина умерла.

Вошли Наташа и пьяный Актер. Тот напился в последний раз, поскольку твердо решил с завтрашнего дня идти лечиться. Татарин, Кривой Зоб и Клещ вынесли покойницу в сени и стали устраиваться на ночлег. Лука пошел проводить Наталью, поскольку та очень боялась мертвых. Старик успокаивал девушку тем, что нужно бояться живых, а не мертвых.

Пьяные Сатин и Актер начинают громко переговариваться и шуметь. Устроившийся на ночлег татарин вскакивает, и уходит жаловаться хозяину на мертвых и пьяных и невозможность спать вообще.

Акт 3

На усыпанном хламом пустыре возле ночлежки сидят ее обитатели. Солнце клонится к закату, снег только сошел и деревья стоят по-зимнему темные и сырые. Наташа и Настя уселись на бревно, Лука и Барон – на дровни, Клещ умостился на куче дерева под стеной, а из окна за всем наблюдал Бубнов.

Настя вспоминала свое прошлое, то ли бывшее на самом деле, то ли вычитанное из романов и додуманное впоследствии. Барон подсмеивался, что девушка путает имена возлюбленных, поскольку в прошлый раз был совершенно другой человек. Рассказчица сердится на не понимающего ее любовных переживаний соседа. Всех успокаивает Лука, который гладит Настю по голове и убеждает, что верит ее истории.

Старик отчитывает Барона за Настю и вспоминает, как сам, будучи сторожем, пожалел влезших в дом воров. Беглые каторжане, ведомые голодом, пытались ограбить дом. Пожалел их дед, накормил и приютил. Так и жили двое мужиков у него всю зиму, помогали охранять дачу.

Из-за угла показался Васька и сразу же направился к Наташе. Девушка сегодня была свободна, поскольку Костылев с женой ушли на кладбище и в церковь.

Лука задумывается о правде и рассказывает, как в Сибири встречал человека, всю жизнь верившего о праведной земле, где все ценят и помогают друг другу. Несмотря на бедность и лишения, он жил этой верой и собирался идти на поиски этой земли. Однажды он повстречал ссыльного ученого и спросил его о дороге в эту землю. Но тот не нашел такого в книгах и сказал, что нет такого места. Тогда человек ударил его, а потом дома повесился.

Старик заявляет о скором своем уходе из ночлежки.

Пепел просит Наташу сбежать с ним, обещая бросить воровство. Но девушка не любит вора. Васька просит помочь ему измениться и в конце концов Наташа соглашается. Разговор подслушивает стоящая возле окна Василиса, которая, не выдержав, высунулась в двор и закатила скандал, приказав Наташе идти на кухню.

Появляются Клещ, Сатин и Актер. Клещ опечален, поскольку пришлось продать инструменты, чтобы оплатить похороны. Актер весь день работал ради денег на дорогу. Он всерьез решил измениться и попасть в лечебницу.

Слышатся крики из окна Костылевых. Актер убежал за Пеплом. Приводят Наташу с обваренными кипящей водой ногами, бегущая сзади Василиса пытается ударить сестру.

Пепел ударил Костылева, тот упал и умер. Василиса зовет полицию, обвиняя вора в убийстве, тот рассказывает, как женщина пыталась его подговорить убить мужа. Наташа думает, что все подстроено и ее обманывали и проклинает Ваську.

Акт 4

Темной ветреной ночью в ночлежке Сатин, Барон и Настя сидели за столом и пили водку. Рядом Клещ чинил гармошку, а в углу стонал Татарин. Раньше здесь была комната Пепла, но сейчас переборки сломали, а Татарин перебрался на освободившееся место. Сопровождаемые кашлем Актера, собравшиеся обсуждали недавние события.

Пользуясь суматохой, поднятой прибывшей полицией, Лука ушел. Сатин сожалеет, поскольку старик пришелся ему по нраву. Татарин тоже поддерживал высказывания Сатина, так как Лука «закон душе имел». Изрядно выпившая Настя начала рассказывать, как ей надоели все присутствующие и что ей пора удалиться от всех подальше. Разгорячившись, она начинает бить посуду. Сатин предлагает ей захватить Актера с собой, ведь тот в последнее время тоже стал странный и все рвется искать лечебницу для алкоголиков.

Собравшиеся снова переключаются на Луку, но на этот раз уже негодуют: старик вселял во многих зыбкие надежды, не имевшие под собой реальной почвы. Барон называет его шарлатаном, Настя заступается, ее поддерживает Сатин. Хоть старик, как выходит, и врал, но делал это из человеколюбия. Ложь нужна слабым духом, служа им поддержкой или прикрытием в грязных делах. А все люди, по его словам, живут для лучшего. Барон соглашается, вспоминая своих славных предков и историю разорения. Настя его поддевает своим неверием, чтобы отомстить за прошлые насмешки над ее полугрезами-полувоспоминаниями.

Ссорящихся одергивает Сатин, спрашивая о Наташе. Но Настя не ходила к ней в больницу, поскольку та уже вышла и куда-то исчезла.

Постепенно разговор сводится к Ваське и Василисе. Все считают, что женщина вывернется, а Ваську пошлют если не на каторгу, то в тюрьму точно.

Татарин, расстелив коврик, тихо молится в углу. Это замечает Актер и просит помолиться и за него. Татарин отказывается, Актер подбегает к столу, выпивает, и убегает в сени.

Входят Бубнов и Медведев, которого уволили из полиции. Теперь Абрам сошел с Квашней, которая им руководит. Обитатели ночлежки из-за этого подсмеиваются над бывшим полицейским. Бубнов, впавший в запой, угощает всех принесенной водкой.

Постепенно стягиваются нищие, устраиваясь на ночлег. Появившаяся Квашня ругает босого Алешку за то, что тот рассказал всем, как она бьет сожителя. Начавший спиваться Медведев собирается с Бубновым в трактир. Радостный настрой прервал Барон, сообщивший, что нашел Актера повешенным на пустыре.

Человек теряет смысл и вкус к жизни, когда лишается надежды на лучшее будущее.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Горький. Все произведения

На дне. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Эта книга – продолжение повести Валентины Осеевой «Динка». Только теперь это уже не десятилетняя девчонка-сорванец, Динке здесь пятнадцать лет.

Произведение «Джельсомино в Стране лжецов» написал итальянский сказочник Джанни Родари. Однажды ночью родился мальчик, которого назвали Джельсомино. У мальчика был очень звонкий голос

втор рассказа «Носатик» Г. Скребицкий описывает последние дни осени. Погода располагает в это время к прогулкам по лесу с ружьем по усыпанным листвой тропам. По наблюдениям рассказчика, это самое благоприятное время

Русская сказка «Крошечка-Хаврошечка» повествует нам о девочке, которая в раннем детстве потеряла родителей, и её удочерила другая семья.

В 1920 году, американский писатель Френсис Фицжеральд написал классический роман «По эту сторону рая». Эмори Блейн – главный герой романа, живет в богатой американской семье, с детства, парень привык добиваться поставленной цели

Краткое содержание «На дне»

Появившееся в 1902 году произведение было новаторским по жанру. В этой социально-философской драме нет традиционного сюжета, действие развивается в диалогах персонажей. Место событий – ночлежка для «бывших» людей, оказавшихся «на дне» жизни.

Максим Горький определил основной вопрос пьесы так: «что лучше, истина или сострадание? Что нужнее?» . Проблематика драмы многообразна: место человека и его роль в жизни, вера в человека, правомерность существования утешительной лжи, возможность изменить собственную жизнь.

Прочитав краткое содержание «На дне» по действиям, можно получить представление о героях и основных конфликтах пьесы. Пьеса включена в программу литературы 11 класса.

Главные герои

Костылев Михаил, 54-х лет, хозяин ночлежного дома.

Василиса – супруга Костылева, 26-ти лет, любовница Пепла.

Наташа – сестра Василисы, 20-ти лет. Мечтает о прекрасном будущем. Из-за побоев сестры попадает в больницу, выйдя из нее, исчезает.

Лука – странник, 60-ти лет, проповедует утешительную ложь.

Васька Пепел – вор, 28-ми лет, в нем пробуждается стремление изменить свою жизнь.

Клещ Андрей Митрич – «рабочий человек» , слесарь 40-ка лет, надеется вернуться к прежней жизни.

Бубнов – картузник, 45-ти лет. Убежден, что все люди на земле – лишние.

Барон – бывший аристократ 33-х лет, сожитель Насти, уверен, что у него «все в прошлом» .

Сатин – постоялец, около 40 лет, считает, что человек должен быть духовно свободен.

Актер – пьяница, бывший актер, не видя возможности перемен, заканчивает жизнь самоубийством.

Другие персонажи

Медведев Абрам – полицейский 50-ти лет, дядя Василисы и Наташи. Убежден – «человек должен вести себя смирно» .

Анна – жена Клеща, 30-ти лет, добросердечная и спокойная, умерла в ночлежке.

Алешка – сапожник, 20 лет.

Татарин, Кривой Зоб – грузчики.

Настя, девица легкого поведения, 24-х лет, мечтает о настоящей любви.

Квашня – женщина лет 40-ка, торгует пельменями.

А ещё у нас есть:

Краткое содержание

Акт первый

Действие происходит утром ранней весны в подвале ночлежки, похожей на пещеру.

Сидя возле одной из стен, Клещ подбирает ключи к старым замкам. В центре у большого грязного стола «хозяйничает» Квашня, Барон ест хлеб, Настя читает истрепанную книжку. За нестиранной занавеской на кровати в углу кашляет Анна. На печи ворочается Актер. Расположившись на нарах, собирается шить кепку Бубнов.

Обращаясь к Барону, Квашня утверждает, что, побывав замужем, больше никогда не расстанется со своей свободой. Клещ поддразнивает женщину словами о том, что она врет и рада будет идти замуж за Медведева, сделавшего ей предложение. Квашня же в ответ говорит, что он довел жену до полусмерти.

Барон, выхватывая у Насти книжку, и, прочитав название – «Роковая любовь» , – хохочет.

Анна просит перестать кричать и ссориться, дать ей спокойно умереть.

Сатин, Бубнов, Актер и Клещ ведут неспешный разговор. Сатин говорит, что прежде был культурным человеком. Бубнов припоминает, что его профессия – скорняк и когда-то он имел «собственное заведение» . Актер думает, что главное в жизни не образование, а талант.

Появляется Костылев, разыскивает жену. Стучит в дверь комнаты Пепла (комната отгорожена тонкими досками в углу ночлежки), собираясь поговорить, но Пепел прогоняет его. Костылев уходит.

Из дальнейшего разговора обитателей подвала становится ясно: у Пепла роман с женой хозяина ночлежки Василисой.

Сатин просит деньги у Пепла, тот дает, и Сатин рассуждает о деньгах и работе. Он считает, жизнь хороша, когда труд – удовольствие, а если работа это обязанность, то жизнь превращается в рабство.

Читайте также:  Легенда о Данко - краткое содержание (Горький Старуха Изергиль)

Актер и Сатин уходят.

Появляется Наташа, с ней – новый постоялец, Лука. Пепел заигрывает с Наташей, но та не принимает ухаживаний.

Входит выпивший Алешка, он не может понять, чем он хуже других, почему его везде гонят.

Пепел, обращаясь к Клещу, говорит, что тот «зря скрипит» . Клещ говорит, что вырвется отсюда, не хочет жить, как все здесь – «без чести и совести» . Пепел же считает, что люди в ночлежке не хуже Клеща. Пепел с Бароном уходят.

Появляется Василиса, она выгоняет пьяного Алешку, ругает постояльцев за грязь. Потом интересуется, заходила ли Наташа и говорила ли с Василием. Уходит.

В сенях слышен шум и крики: Василиса бьет Наташу. Медведев, Квашня и Бубнов бегут разнимать сестер.

Акт второй

Действие пьесы происходит в той же обстановке. Несколько постояльцев заняты игрой в карты, за ними наблюдают Актер и Клещ. Медведев с Бубновым играют в шашки. Лука сидит возле кровати Анны.

Беседуя с Лукой, Анна жалуется на свою жизнь. Старец успокаивает ее, обещая рай и отдых после смерти.

Актер собирается «продекламировать куплеты» Луке, но обнаруживает, что забыл стихи. Он сокрушается о том, что для него все кончено – он «пропил душу» . Лука отвечает, что не все в жизни Актера потеряно: есть бесплатные лечебницы для пьяниц, только не помнит, в каком городе. Он уговаривает Актера потерпеть и воздержаться от пьянства. «Человек – все может… лишь бы захотел» ,- считает Лука.

Заходит угрюмый Пепел. Он обращается к Медведеву, спрашивая, сильно ли избила Василиса сестру. Тот отказывается говорить, замечая, что это не его, вора, дело. Пепел в ответ угрожает рассказать следователю о том, что «Мишка Костылев с женой» его на воровство подбил и краденое купил.

Лука пробует вмешаться в их разговор, но Пепел спрашивает, зачем Лука врет, говоря всем, что везде хорошо. Лука же убеждает Василия, что вместо поисков правды ему нужно идти в «золотую сторону» , Сибирь, именно там он сможет найти свой путь.

Входит Василиса. Она говорит с Пеплом, и тот признается, что Василиса надоела ему – в ней «души нет» . Василиса предлагает Пеплу жениться на сестре в обмен на убийство своего надоевшего мужа.

Входит Костылев, между ним и Василием вспыхивает ссора, но драку предотвращает Лука. Он советует Пеплу не иметь дело с Василисой, а уходить прочь из ночлежки с той, которая вору по душе – с Наташей.

Странник, заглянув за полог, где лежит Анна, обнаруживает, что она умерла.

Постепенно все жители ночлежки собираются у кровати Анны.

Акт третий

Действие – на «пустыре» , захламленном и заросшем бурьяном дворе ночлежки.

Настя рассказывает слушателям историю своей любви. Бубнов и Барон посмеиваются над ее рассказом, не веря, а девушка страстно доказывает, что она пережила настоящую любовь. Она плачет. Лука успокаивает ее, говорит, что раз сама она верит, то любовь такая была, а сожитель ее смеется, потому что в его жизни не было ничего настоящего.

Обитатели «дна» рассуждают о правде и лжи.

Наташа говорит, что и она выдумывает и ждет кого-то «особенного» или чего-то «небывалого» . Хотя, чего ждать – она не понимает, «всем плохо жить» .

Бубнов считает, что люди часто обманывают, чтобы «душу подкрасить» , сам он не видит смысла врать, ему лучше «валить всю правду, как она есть! Чего стесняться?»

Клещ людей ненавидит и правда ему ни к чему. Сказав об этом, он убегает

Появляется Пепел, включается в разговор. Спрашивает Луку, зачем тот обманывает, говоря, что везде хорошо. Лука отвечает, что «не всегда правдой душу вылечишь» , поэтому человека стоит пожалеть. Говорит, что скоро покинет ночлежку.

Пепел зовет Наташу уйти вместе с ним, признается в любви, обещает бросить воровство. Он чувствует, что надо изменить жизнь, «так жить, чтобы самому себя можно мне было уважать» . Наташа в раздумье, но все-таки решается поверить ему.

Подходят Костылев с женой. Василиса (она слышала беседу Пепла и Наташи) старается столкнуть Пепла и мужа, но Лука успокаивает Василия.

Костылев разговаривает с Лукой, говорит, что человек должен жить по правилам, а все хорошие люди имеют паспорт. Лука открыто говорит, что думает: Костылеву никогда не измениться, ведь он как непригодная для урожая земля – ни на что не годен.

Хозяева ночлежки прогоняют Луку, и он обещает уйти ночью.

Бубнов говорит Луке, что «вовремя уйти всегда лучше» и рассказывает свою историю.

Сатин и Актер, о чем-то споря, заходят в подвал. Сатин говорит, что никуда Актер не уйдет и требует сказать, чего Лука наобещал Актеру. Странник спрашивает, каким образом мог оказаться в ночлежке Сатин. Тот с неохотой рассказывает, что попал в тюрьму из-за сестры: «убил подлеца в запальчивости и раздражении» , а после тюрьмы все дороги закрыты.

Входит угрюмый Клещ – он вынужден был продать все инструменты, чтобы похоронить Анну и не понимает, как жить дальше.

Из квартиры Костылевых слышен крик Наташи: «Бьют! Убивают!» . Актер и Сатин выходят, чтобы разобраться, что происходит. Звучат отдельные голоса, по репликам понятно, что постояльцы пытаются разнять Василису и Наташу.

Появляются Квашня и Настя, помогают идти Наташе – она избита и ноги ее обварены кипятком. За ними идут Костылев, Василиса, обитатели ночлежки. Появившийся Пепел видит Наташу и бьет с размаху Костылева. Тот падает. Василиса кричит, что убили мужа, указывает на Пепла. Василий же говорит, что сама Костылева подговаривала его убить мужа.

Наташа в истерике обвиняет сестру и Пепла в сговоре и, почти теряя сознание, просит забрать ее саму в тюрьму.

Акт четвертый

Ранняя весна. Ночь. Подвал ночлежки. За столом Клещ, Настя, Сатин, Барон. На печи – Актер. В углу, где была комната Пепла (теперь перегородки сломаны), лежит Татарин.

Обитатели подвала вспоминают о Луке, который исчез во время суматохи вокруг Наташи и Костылева. Настя считает, что он все понимал и все видел. Своих же собеседников называл «ржавчиной» . Клещ соглашается – старик хороший, жалостливый. Татарин считает, что Лука жил по закону «Не обижай человека» .

Для Сатина «старикан» «как мякиш для беззубых» , к тому же Лука смутил умы обитателей ночлежки.

Барон называет Луку шарлатаном.

Настя, которой стали противны, и жизнь, и люди, хочет уйти «на край света» . Барон, предлагая девушке взять с собой Актера, издевается над его мечтой вылечиться.

Клещ замечает, что странник Лука «поманил куда-то, а сам дорогу не сказал» . По его мнению, он «очень против правды восставал. Верно – и без нее – дышать нечем» .

Сатин в возбуждении приказывает «молчать о старике» – тот, в отличие от всех, понимал, что «правда – это человек» , а обманывал из жалости к людям. Странник влиял на его отношение к миру как «кислота на старую и грязную монету» .

Разговор об убийстве Костылева. Попав в больницу после издевательств сестры и выйдя из нее, Наташа исчезла. Все считают, что Василиса выкрутится, а Пепел попадет если не на каторгу, то в тюрьму – точно.

Сатин рассуждает о том, что человека нужно уважать, а «не унижать его жалостью» . Барон признается, что живет, как во сне, не видя и не понимая смысла жизни.

Актер, вдруг слезает с печки и выбегает из подвала.

Входят Медведев с Бубновым, за ними – другие обитатели ночлежки. Кто-то устраивается на ночлег, несколько человек поют. Распахивается дверь. Барон кричит с порога – на пустыре повесился Актер.

Сатин произносит: «Эх, испортил песню, дур-рак!»

Вывод

Пьеса «На дне» Горького живет и находит своих читателей и зрителей больше века, привлекая неоднозначностью поставленных вопросов, побуждая вновь и вновь задумываться, что есть в жизни человека вера, любовь и каковы возможности человека. Давая только общее представление о пьесе, краткий пересказ «На дне» предполагает дальнейшую работу читателя с полным текстом драмы.

Тест по пьесе

Прочитав краткое содержание произведения Горького, попробуйте ответить на вопросы:

Краткое содержание пьесы «На Дне» по действиям (М. Горький)

Многомудрый Литрекон обратил свой взор на пьесу Горького «На дне» и пересказал ее в сокращении, чтобы вам было проще вспомнить основные события из книги в нужный момент. Сюжет драмы разворачивается в московском подвале, где доживают свой век «отбросы общества»: проститутки, бывшие и будущие каторжники, опустившиеся мещане. Всех их связывает всепоглощающая нищета, которая засасывает каждого персонажа в свою трясину.

Акт 1

Действие начинается весной в подвале, в обстановке, пронизанной нищетой. Настя читает книгу «Роковая Любовь», над чем подшучивает Барон, пока Квашня, торговка пельменями, ведёт феминистские разговоры о замужестве, её донимал ухажёр. Слесарь Клещ относится к этому скептически, хотя его жена Анна находится в предсмертном состоянии. Анна просыпается и просит дать её умереть спокойно, закончив перепалку. Барон с Квашней уходят.

Просыпается Сатин, со слов Бубнова, его недавно избили за проигрыш в карты. Актёр предупреждает его, что однажды его убьют, но тот убеждён, что уже мёртв. Сатин служил на телеграфе, Бубнов был скорняком. Анне становится хуже, Актёр помогает ей выйти на улицу. Они натыкаются на Костылёва, хозяина их ночлежки, он ищет свою жену и одобряет помощь Актёра. Посмертную. Актёр просит сократить его долг, но получает отказ. Хозяину кажется, что его жена изменяет ему с вором Васькой Пеплом, но не идёт на конфликт – он скупает у него краденое. На деле вор ухаживает за её сестрой Наташей. Актёр берёт в долг и у вора. Клещ хочет добросовестно вырваться из нищеты, но дожидается смерти жены. Но Пепел возражает ему: «Совесть на ноги вместо сапог не наденешь». Он убежден, что честного выхода из подвала нет.

Наташа приводит в комнату новое лицо, странствующего старика по имени Лука. Пепел не упускает свой шанс, оказывая Наташе внимание и хвастаясь собой, но его отвергают. Лука знакомится с постояльцами и узнаёт, что Барон действительно был аристократом, но теперь обнищал. Между тем в комнату заходит загулявший сапожник Алёшка. Своим видом и пьяными речами он вызывает сочувствие Луки и Насти, последняя зовёт Василису, и та прогоняет «щенка» на улицу. Она тайком ищет Пепла, но тот, со слов Бубнова, исчез. Она в раздражении заставляет его мести вне очереди и уходит. Луке объясняют любовный треугольник Пепла, и тот подметает за Бубнова. Входит полицейский Медведев, задержавший сапожника за нарушение спокойствия. Появляется квашня, все понимают, что полицейский – её ухажёр (другой). Она снова отрицает замужество и тепло вспоминает смерть первого мужа. Лука приводит нездоровую Анну, а в сенях начинается драка Василисы и её сестры. Их разнимают, и Лука остаётся наедине с больной девушкой.

Акт 2

Действие проходит в той же обстановке вечером. Лука проводит время возле Анны, Клещ и Актёр наблюдают за шумной игрой в карты, Медведев играет с Бубновым в шашки. К компании присоединяются двое крючников. Анна предаётся воспоминаниям о мучительном голодном прошлом, Лука утешает её как может, обещая отдых после смерти, в раю, и уходит в кухню. В это время крючник Татарин ловит Барона на жульничестве, Сатин подмечает, что все они – жулики, и разгорячённый Татарин уходит. Актёр пытается рассказать Луке стихи, но забывает начало. Пытается сослаться на отравление алкоголем, но Лука отмечает – «в любимом — вся душа», — на что Актёр отвечает, что давно пропил свою душу. Он алкоголик. Лука пытается его вразумить, рассказав о бесплатной больнице для пьяниц в одном городе, обещает сказать название, если тот воздержится от бутылки на пару дней. На миг Актёр кажется заинтересованным, но, словно проснувшись, отказывается и уходит. Анна хочет поговорить с дедушкой Лукой. Клещ тоже хотел что-то сказать, но воздержался. Анна считает, что в её состоянии есть его вина – он её бил. Лука снова утешает её ласковой смертью и райским уделом всех страждущих.

Входит подвыпивший мрачный Пепел. Анна спрашивает Луку, что её ждёт «там», он уверяет, что ничего. Медведев строго интересуется, откуда тому известно, привлекая внимание Пепла. Вор нагло вмешивается на стороне странника и между делом справляется о состоянии Наташи, шутливо угрожая полицейскому. Лука с Бубновым его освистывают, когда угроза становится уверенней. Васька рассказывает, что вором он родился, и его судьба предрешена. Он интересуется у старца, есть ли бог, но тот (с улыбкой) отошел от темы, ведь, по его мнению, есть то, во что ты готов поверить. Бубнов уходит. Входит Василиса и зовёт Ваську в его же комнату. У них состоялся неловкий разговор, и она принимает правду: герой отвергает ее, потому что у женщины его мечты должна быть душа, а у Василисы ее нет. В ответ она предлагает Пеплу сделку – он должен убить её мужа в обмен на Наташу и небольшое приданное.

Осторожно входит Костылёв и застаёт их вместе, начинается скандал, и Пепел прогоняет его. Их разговор услышал Лука. Он осторожно советует оставить эту женщину в покое – мужа она сживёт и сама, половчее него. Пусть берёт ту, что по нраву, и бежит прочь. Вскоре Лука замечает, что Анна умерла. Они пошли вдвоём в трактир за Клещом. Вору не по себе от покойников. Появляется «нализавшийся» Актёр, снова со своим стихом, что он читает в пустоту. Входит Наташа, он прощается с ней и сообщает, что уходит в поисках той самой больницы. Входят остальные, Клещ пропил свои деньги, ему не на что похоронить Анну. Ему обещают помочь.

Акт 3

Действие проходит ранней весной, на заднем дворе ночлежки, называемом «Пустырём». Присутствуют Наташа, Настя, Лука, Барон и Клещ, Бубнов выглядывает из окна. Настя увлечённо выдумывает любовную историю между собой и неким студентом. Барон со смехом отмечает, что у студента поменялось имя. Лука встаёт на её сторону со словами: «Не в слове — дело, а — почему слово говорится? — вот в чём дело!». Настя продолжает, но Барон подмечает, что эта история из её книги «Роковая Любовь». Лука успокаивает её и уводит в сторону. Барон интересуется, почему другим так нравится врать, Наташа признаётся, что любит врать себе. Барон сопереживает Наташе, Костылёв её часто бьёт (ранее его называли кровопийцей) и уходит мириться с Настей. Лука рассказывает историю из своего прошлого про то, как он пощадил воров, бывших каторжников, оказавшихся хорошими людьми. Бубнов признаётся, что не умеет врать. Клещ внезапно кричит на него. Его взгляды более материалистичны, он уходит. Бубнова это забавляет, Лука остаётся при своём.

Появляется Пепел, узнав о проблеме Клеща, осуждает его, передразнивая. После очередной дискуссии на тему лжи, Васька решительно предлагает Наташе уйти с ним и пообещал бросить воровство. Она не решается, хотя ее поддерживает Лука, а сестра подшучивает над ней из окна. Выходит Костылёв, прогоняя Наташу. Начинается перепалка, но Лука охлаждает его пыл, и вор уходит. Скоро уходит и Лука, хозяин ночлежки интересуется у него, куда он держит путь. Странник идёт куда глаза глядят, но для Котылёва это неприемлемо. Он считает, что у каждого должно быть свое место, и покидать его нельзя. Для Луки же все люди разные. Хозяин ночлежки пытается неловко угрожать оппоненту, раззадорившись, однако, Василиса вовремя зовёт его на чай.

Появляются Сатин и Актёр. Последний не оставляет мыслей о лечебнице и уже день не пил. Лука не до конца понимает Сатина и расспрашивает его о прошлом. Сатин около четырёх с половиной лет просидел за убийство подлеца, совершенное по вспыльчивости – покойник оскорбил его сестру. В тюрьме свой образ жизни и заработал, став игроком. Приходит Клещ: он продал практически всё, чтобы похоронить жену, он больше не может работать.

Наташа вновь сцепилась с сестрой. Актёр приводит Пепла, он мешает Василисе бить сестру и случайно ударяет Костылёва. Тот падает и разбивается, начинается путаница: Василиса обвиняет Пепла в убийстве, он оглашает их договор. Наташа, будучи не в себе, проклинает его.

Акт 4

Действие начинается в комнате. Лука исчез. Сатин, Барон и Настя, выпивая, обсуждали эту новость: Настя сочувствовала старику, ставшему свидетелем убийства, остальные по-своему насмехались над его философией.

Сатин считал, что ложь бывает утешительная, примиряющая, из жалости к ближнему, он знает ложь. Он говорит:

Кто слаб душой… и кто живёт чужими соками — тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие — прикрываются ею… А кто — сам себе хозяин… Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!

Барон так же принял сторону Луки. Сатин предлагает за него выпить. Возможно, он родился на счастье ним, говорит герой. Он напоминает Барону о былом, тот начинает вспоминать историю деда, но Настя в шутку обвиняет его во лжи снова и снова, что бы он ни говорил. Когда Сатин спрашивает её, посещает ли она Наташу в больнице, оказывается, что она тоже исчезла, как и странник. Они размышляют, что станет с Пеплом. За убийство в драке – только тюрьма, как заметил Сатин. В шутку Настя предпочла бы всех отправить в каторгу.

Сатин напился. Барон восхищён его умением рассуждать, даже в таком состоянии. «Человек — вот правда!» — говорит его собесдник. Барон признаётся, что прожил всю жизнь как в тумане, словно во сне, только и делая, что переодеваясь.

Актёр просит Татарина за него помолиться и уходит. Навеселе появляются Медведев и Бубнов. Все начинают петь и пить в буйной компании. Позднее Барон обнаружил, что Актёр повесился. Занавес.

Ссылка на основную публикацию