Рождение человека – краткое содержание рассказа Горького

Краткое содержание Горький Рождение человека для читательского дневника

В 1892 году, во время страшной голодовки, тысячи людей срывались с насиженных мест, и, в поисках лучшей жизни, отправлялись на Кавказ. В числе этих страждущих и неприкаянных людей, двигался и писатель. Люди, пришедшие сюда с опустошенных орловских земель, были поражены благодатному плодородию кавказского края.

Когда писатель подкреплялся на берегу моря мёдом, мимо него прошли мужики, с которыми он работал. Среди них была одна женщина, которая запомнилась ему своим пением.

Перекусив, писатель собрал свои вещи, и отправился вслед за прошедшими людьми. Когда он проходил мимо густых зарослей, он услышал человеческий стон. Он подошёл поближе, раздвинул кусты, и увидел ту самую орловскую певунью, которая в родовых муках металась по земле. Писатель понял, что женщина вот-вот должна разродиться, он испугался и кинулся прочь. Но тут родильница закричала так сильно, что он снова вернулся, чтобы оказать помощь. Рожающей женщине было стыдно перед чужим мужчиной, и она начала гнать его от себя. Не обращая внимания на её крики, писатель вымыл в море руки, и принялся принимать роды, вспомнив все свои познания в этом деле.

Околоплодные воды уже отошли, и вскоре на свет появился ребёнок. У писателя не нашлось ножа, и ему пришлось перегрызть пуповину зубами. У женщины в кармане была приготовлена верёвочка, которой и перевязали пуповину. Сказав, чтобы роженица приводила себя в порядок, новоиспечённый акушер понёс громко орущего малыша к морю, искупать. Когда он вернулся, мамаша искала место, куда зарыть послед. Подав ребёнка мамочке для кормления, писатель закопал узелок глубоко в землю.

Чтобы восстановить силы роженицы, он вскипятил чайник, и покормил её. Насосавшийся молока ребёнок крепко спал под кустом. Немного передохнув, путники вновь отправились в дорогу. Писатель нёс ребенка, а женщина шла, придерживаясь за его плечо.

Рассказ учит не бояться, сострадать и помогать.

Читать краткое содержание Рождение человека. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Горький. Краткие содержания произведений

  • В людях
  • Варвары
  • Васса Железнова
  • Воробьишко
  • Дачники
  • Дед Архип и Лёнька
  • Дело Артамоновых
  • Дети солнца
  • Детство
  • Жизнь Клима Самгина
  • Исповедь
  • Коновалов
  • Легенда о Данко
  • Легенда о Ларре
  • Макар Чудра
  • Мальва
  • Мать
  • Мещане
  • Мои университеты
  • Мой спутник
  • На дне
  • Несвоевременные мысли
  • Пепе
  • Песня о буревестнике
  • Песня о соколе
  • Про Иванушку-дурачка
  • Рождение человека
  • Самовар
  • Сказки об Италии
  • Случай с Евсейкой
  • Старуха Изергиль
  • Страсти-мордасти
  • Супруги Орловы
  • Фома Гордеев
  • Челкаш

Картинка или рисунок Рождение человека

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Личность протопопа Аввакума неразрывно связана с реформой патриарха Никона, ознаменовавшей церковный раскол. Он стал ярым противником «справы» церковных книг, изменений в церковных обрядах, догматике. Е

Во времена глубокой древности на реке Амазонке жили-были Еж по имени Злючка-Колючка и Черепаха, которую прозвали Черепаха Неспешная. В ту же пору на Амазонке жил их злейший недруг – Расписной Ягуар.

Произведение повествует историю о работе нашей контрразведки в военные годы. В период освобождения Белоруссии и Литвы от фашистов на этих территориях оставалось

Десятилетний Пепе, маленький худенький мальчишка в рваной одежде, бегает по острову. Отовсюду звучит его звонкая песня о прекрасной Италии.

Под данным заголовком скрывается сборник лирических стихотворений. Их манера написания, по словам автора, восходит к древнейшим славянским основам. Целью создания ряда стихов является знакомство молодого поколения

Краткое содержание Горький Рождение человека

Это была голодная осень и сюда, к морскому берегу Кавказа, стекались люди в поисках работы и хлеба. Я сидел под каштаном и ел дикий мед. Мимо шли люди, четверо мужиков и беременная баба. Это были орловские, сорванные с истощенной, скудной на урожай земли. Они не уставали дивиться плодородию, царящему вокруг, несмотря на каменистую почву. Мы были немного знакомы – жили в одном бараке, и я часто слышал их тоскливые голоса, вспоминавшие прошлое и поющие печальные песни.

Задумавшись, я шел по дороге и услыхал тяжелый стон из кустов. Раздвинув ветви, увидел, что эта была та самая орловская женщина. Она каталась в пыли, бороздя ее ногами. Родовые схватки накрывали ее, унося в пучину боли, между приступами она ругала меня и гнала прочь.

Испугавшись, хотел уйти, но вой сзади вернул меня обратно. Вспомнив все, что знал, я сбегал к морю вымыть руки и стал помогать ей.

Женщина извивалась, как в огне, шарила руками по земле, захватывая вялую траву и засовывала ее себе в рот. Плодный пузырь уже прорвался, и из последних усилий я держал сворачиваемые в судорогах ее ноги. Вскоре родился ребенок.

За неимением ножа я перегрыз пуповину, завязав поданной бабой веревочкой. Маленький орловец орал, и я понес его обмыть в море. Мать тоже пришла к морю и вернулась уже чистая, с промокшей от воды юбкой.

К тому времени чайник вскипел, и мы стали пить чай с медом. Синими озерами глаз смотрела мать на свое дитя, лежащее в куче осенних листьев. Я предложил прилечь и ей, но баба торопилась в Очемиры, к своим землякам. Не было уверенности, что сможет она преодолеть такое расстояние после родов, но женщина верила, что с помощью Богородицы сможет все. Дав ей еще немного времени отдохнуть, я пошел на поиски плодного места, оставшегося на месте родов. По поверью, его нужно было закопать поглубже в землю, чтобы зверь не добрался.

Баба была благодарна мне. Собрав свое хозяйство, я предложил помочь ей понести ребенка. Перекрестившись, она поднялась, и, пошатываясь, направилась по дороге, ухватившись за мое плечо.

Огромная сила скрыта в таких вот бабах, женщинах, матерях.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Горький. Все произведения

  • Бывшие люди
  • В людях
  • Варвары
  • Васса Железнова
  • Воробьишко
  • Встряска
  • Дачники
  • Дед Архип и Лёнька
  • Дело Артамоновых
  • Дети солнца
  • Детство
  • Егор Булычов и другие
  • Жизнь Клима Самгина
  • Коновалов
  • Легенда о Данко
  • Легенда о Ларре
  • Ледоход
  • Макар Чудра
  • Мальва
  • Мать
  • Мещане
  • Мои университеты
  • Мой спутник
  • На дне
  • Несвоевременные мысли
  • Пепе
  • Песня о буревестнике
  • Песня о Соколе
  • Про Иванушку-дурачка
  • Рождение человека
  • Самовар
  • Сказка Случай с Евсейкой
  • Сказки об Италии
  • Старуха Изергиль
  • Страсти-мордасти
  • Супруги Орловы
  • Фома Гордеев
  • Челкаш

Рождение человека. Картинка к рассказу

Сейчас читают

В уличном кабаке, который наполнен шумом и пьяными разговорами, которые создают музыку трактирной пошлости. Царит атмосфера сюрреализма, половой и хозяин похожи друг на друга

Роман «Братья Карамазовы» повествует читателю о взаимоотношениях в семье, где отец является гулящим и нечестивым человеком, которому и дела нет до того, как растут трое его сыновей.

В далеких краях, жил царь со своей супругой, детей у них не было. Отправился как-то государь по чужим сторонам ездить, а царица тем временем, родила ему сына.

Арнольд и Артур живут недалеко от Феодосии, у них много планов, которые они хотят исполнить. Одним из планов является желания создать бизнес с Сэмом – коренным американцем. Пелевин сравнивает трех людей с комарами

Произведение «Арктур – гончий пес», созданное советским писателем Юрием Павловичем Казаковым, повествует о жизни слепого пса.

Краткое содержание «В людях»

Повесть «В людях» Горького была написана в 1914 году. В центре повествования – подросток, сирота, вынужденный ютиться у чужих людей и зарабатывать на жизнь непростым трудом. Подобный образ жизни и обозначает фраза «в людях», которой Максим Горький назвал своё произведение.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «В людях». Проверить полученные знания можно при помощи теста на нашем сайте.

Главные герои

Алексей Пешков – подросток, сирота, честный и порядочный мальчик, который стремится учиться, но вынужден тяжело зарабатывать себе на жизнь.

Другие персонажи

Саша – старший брат Алексея, надменный, жестокий мальчик.

Василий Васильевич Каширин – дед Алексея, скупой, суровый мужчина.

Акулина Ивановна – бабушка Алеши, добрая, ласковая женщина.

Людмила – хромая девушка, подруга Алеши.

Матрена – сестра Акулины Ивановны, жадная, сварливая, завистливая женщина.

Василий – старший сын Матрены, чертежник, добрый, снисходительный мужчина средних лет, хозяин Алеши.

Иван Ларионович – управляющий иконописной мастерской, добрый, терпеливый человек.

Павел Одинцов – подмастерье в иконописной мастерской, друг Алеши, честный, бойкий, умный мальчик.

«Королева Марго» – красавица-соседка, в которую тайно влюблен Алеша.

Осип – пожилой плотник, мудрый, толковый мужчина с волевым характером.

Краткое содержание

Глава I

Одиннадцатилетний Алеша Пешков служит ««мальчиком» при магазине «модной обуви»» . Хозяин постоянно напоминает ему, что он работает «в первоклассном магазине на главной улице города» и должен стоять у двери, как статуя, не гримасничая и не почесывая руки.

В магазине также работает приказчик и брат Алеши – Саша, старше его «и по годам и по должности» . Саша вовсю пользуется своим старшинством и при случае не прочь унизить брата.

По утрам кухарка будит Алешу раньше всех, и тот сразу принимается за дело: чистит «обувь и платье хозяев, приказчика, Саши» , ставит самовар, приносит дрова. Мальчику тяжело привыкнуть к новой жизни, которая неожиданно показала ему «свою неказистую, лживую изнанку» .

Между братьями разгорается сильный конфликт, и Алеша решается на побег. Однако этому не суждено было сбыться: мальчик проливает себе на руки кипящие щи и оказывается в больнице.

Алеше кажется, что больница – гиблое место, где его непременно заморят до смерти. Нестерпимо болят обожженные руки, и он никак не может написать письмо бабушке, «чтобы она пришла и выкрала» внука из больницы. Солдат, пожалев мальчика, сообщает о его мучениях бабушке, и та следующим же утром забирает Алешу домой.

Глава II

Алеша узнает, что его дед, Василий Васильевич Каширин, начисто разорен. Жалея супруга, Акулина Ивановна старается «господа задобрить немножко» и тайком раздает милостыню.

На улице от Костромы Алеша узнает печальные вести о своих товарищах: кто-то умер, кто-то тяжело болен. От него же герой узнает о появлении новых соседей, у которых была хромая, но очень красивая старшая дочь Людмила.

Алеша знакомится с девочкой и быстро находит с ней общий язык. Они много проводят вместе времени, и бабушка Алеши всячески поощряет эту дружбу.

Кострома рассказывает жуткую историю про покойника, местного охотника, который, как только стемнеет, «встает из гроба и ходит по кладбищу» . Мальчишки спорят, кто сможет пролежать до утра в гробу. Все боятся, и только Алеша соглашается. По совету бабушки он всю ночь читает молитвы, и ему даже удается уснуть. На следующий день Алеша становится настоящим героем улицы.

Глава III

Умирает младший брат Алеши, Коля – «убогонький» , болезненный мальчик. Бабушка даже рада: не будет мучиться всю жизнь.

С бабушкой и дедом Алеша отправляется в лес, чтобы собрать дров и лекарственных трав. Акулина Ивановна ловко собирает травы и рассказывает внуку о «целебных свойствах зверобоя, буквицы, подорожника» .

Алеше так понравилось в лесу, что он каждый день просит бабушку ходить туда. Она соглашается, и так они проводят счастливое «лето, до поздней осени, собирая травы, ягоды, грибы и орехи» .

Однажды дед сообщает Алеше неприятную новость: он собирается отвезти его к бабушкиной сестре, Матрене, чтобы мальчик выучился на чертежника.

Глава IV

Алеша вновь оказывается «в городе, в двухэтажном белом доме, похожем на гроб» . Матрена всегда «очень сердита и криклива» , а старший ее сын, напротив, добр и честен.

Алеше не нравится у дальних родственников: в доме Матрены часто ругаются, сплетничают, ссорятся друг с другом. У него много обязанностей: мытье полов, чистка самовара и медной посуды, доставка купленных овощей с базара, выполнение мелких хозяйских поручений.

Наконец, Алеша приступает к обучению. С первого раза ему не удается верно скопировать эскиз дома, и он решает «исправить дело с помощью фантазии» , дорисовав на чертеже «ворон, голубей, воробьев, а на земле перед домом — кривоногих людей, под зонтиками» . Третья попытка оказывается более удачной, но «старуха-хозяйка» против обучения Алеши. Она каждый раз строит ему козни, и мальчику ничего не остается, как прекратить попытки обучиться чертежному искусству.

Глава V

Не выдержав тяжелой жизни у склочных родственников, по весне Алеша сбегает, но к бабушке не возвращается. Прислушавшись к совету, он поступает посудником на пароход «Добрый». Для этого нужно согласие родственников, и бабушка уговаривает деда выправить Алеше паспорт.

Повар по прозвищу Смурый, к которому Алеша поступил в распоряжение, относится к нему доброжелательно. Узнав, что юный посудник обучен грамоте, он частенько просит его почитать вслух. Смурый постоянно напоминает мальчику о важности книг: «чтобы поумнеть, надо читать правильные книги» . Он жалеет, что недостаточно богат, в противном случае непременно отправил бы толкового Алешу учиться.

Глава VI

На место второго посудника, покинувшего пароход, берут «с берега вятского солдатика, костлявого, с маленькой головкой и рыжими глазами» . Он не справляется с первым же заданием – зарезать кур – и распускает птиц по палубе. Пассажиры принимаются всячески издеваться над ним, а Алеша мучительно размышляет о природе человеческой жестокости.

Алеша не раз задумывался о побеге с парохода, но всегда его останавливали мысли о Смуром. Но ставшая привычной жизнь на пароходе оборвалась весьма неожиданно: Алешу рассчитали за то, что у него воровал посуду официант и продавал ее пассажирам. Он получил «около восьми рублей — первые крупные деньги» в его жизни, а Смурый на память подарил бисерный кисет.

Глава VII

Вернувшись домой, Алеша почувствовал себя совершенно взрослым и закурил у деда на глазах. Это ему очень не понравилось, и бабушке пришлось в шутку потрепать внука, чтобы успокоить деда.

Дед предлагает Алеше вновь вернуться к Матрене, перезимовать у нее, а весной сбежать на теплоход. Однако такой план не устраивает мальчика. Поразмыслив, он решает «заняться ловлей певчих птиц» . Ко всеобщему удивлению, это занятие оказывается весьма выгодным. Но больше всего Алеше нравится свобода и независимость, которые перебивают в его душе даже жалость к птицам.

Дед считает, что внуку пора бросать ловлю птиц: нужно подумать о том, как выбиться в люди. Алешу больше всего привлекает жизнь казаков и солдат – «простая, веселая» . Он частенько сбегает на учения с солдатами, которые угощали его махоркой.

Однажды Алеше на долю выпало «тяжелое и поразительное» переживание, когда он стал свидетелем избиения и изнасилования женщины. При этом насильник – пьяный казак – похвалялся своим поступком. Мальчик с ужасом размышляет о том, что в такой чудовищной ситуации могла оказаться его мать или бабушка.

Глава VIII

С первым снегом Алешу вновь отправляют к Матрене. В ее доме все по-прежнему: давящая скука, сплетни, ссоры, злословие. Чтобы справиться с нарастающей тоской, Алеша усердно принимается за работу.

Он часто ходит полоскать белье вместе с прачками, которые поначалу осмеивали мальчика, но после привыкли и уже не обращали на него внимания. Алеше «с ними было весело, интересно» : прачки прекрасно были осведомлены о жизни города и щедро делились свежими новостями друг с другом.

«Желая побыть наедине с самим собою» , Алеша уходит в сарай колоть дрова. Там его находят денщики, которые просят грамотного мальчика написать письмо родным в деревню или любовную записку. Именно от них он узнает историю о жене закройщика.

Читайте также:  Мои университеты – краткое содержание повести Горького

Молодая женщина любила читать и регулярно наведывалась в библиотеку. Однажды скучающие офицеры затеяли с ней «обидную и злую игру» , принявшись писать любовные письма. В ответ женщина просила оставить ее в покое, сожалела о причиненном горе. Офицеры читали ее ответы, смеялись и принимались строчить очередное письмо.

Алеша не в силах наблюдать за тем, как издеваются над женщиной. Он сообщает жене закройщика о глупой офицерской шутке, и та в благодарность за честность дает мальчику серебряную монетку. Алеша был настолько впечатлен умной и образованной женщиной, что решает прийти к ней вновь и попросить почитать книгу. Так мальчик открывает для себя совершенно новый, поразительный мир литературы.

Глава IX

Книги закройщицы казались Алеше очень дорогими, и он боялся, что хозяйка может их испортить. Но жажда чтения была сильнее, и он «стал брать маленькие разноцветные книжки в лавке, где по утрам покупал хлеб к чаю» . За прочтение каждой книжки Алеша платил лавочнику копейку.

Старуха Матрена, узнав о новом занятии Алеши, нашла книгу и «разодрала ее в клочья» . Однако это не останавливает мальчика, и он продолжает брать книги в лавке. В итоге у него набегает долг «на огромную сумму в сорок семь копеек» . Лавочник требует деньги, и Алеша вынужден признаться хозяину, что задолжал деньги. Хозяин расплачивается за Алешин долг и начинает выписывать газету, которую мальчик читает вслух всей семье.

Однажды по вине хозяйского ребенка распаялся самовар. Попадает за это Алеше: старуха сильно избила его «пучком сосновой лучины» , загнав в тело мальчика множество заноз. После осмотра доктор хочет «составить протокол об истязании» , но Алеша не стал жаловаться. Семья в знак благодарности разрешает брать ему книги у закройщицы. Так Алеша приобщается к хорошим французским романам.

Глава Х

В доме поселяется «черноглазая молодая дама с девочкой и матерью» . Дама была красива «той редкой красотой, которая всегда кажется новой» , и неизменно находилась в окружении мужчин.

Алеша, восхищенный внешностью новой соседки, называет ее про себя Королева Марго. Он очень привязывается к ее пятилетней хорошенькой дочери: часто играет с ней, читает сказки. В благодарность Королева Марго хочет что-то подарить Алеше, но мальчик просит только разрешения брать у нее книги. Он объясняет свою просьбу тем, что «жить очень трудно и скучно, а читая книги, забываешь об этом» . Так мальчик впервые знакомится с русской поэзией.

Накануне праздников у Алеши «страшно вспухли веки и совсем закрылись глаза» . Испугавшись, что мальчик ослепнет, хозяева показывают его доктору, который прорезает больному веки изнутри. Несколько дней Алеша лежит с повязкой «в мучительной, черной скуке» , но все обходится.

Глава XI

Весной Алеша устраивается «посудником на пароходе «Пермь»» с окладом 7 рублей в месяц. В этот раз поваром оказыв ается «Иван Иванович, по прозвищу Медвежонок» – маленький, полненький щеголь. Но самым интересным человеком на пароходе является «кочегар Яков Шумов, широкогрудый, квадратный мужик» , заядлый картежник, обжора и любитель рассказать байки.

Якова забавляют деньги, но он совсем не жаден. От скуки он учит играть в карты Алешу, и тот в силу своей юношеской горячности проигрывает ему пять рублей, новые сапоги и поддевку. Яков сердито возвращает мальчику его проигрыш, оставив себе только рубль «за науку» .

Алеша с удовольствием слушает рассказы Якова, но замечает, что в них нет «души», как в книгах.

Глава XII

Поздней осенью Алеша поступает «учеником в мастерскую иконописи» . Его хозяйка, «мягкая и пьяненькая старушка» , заявляет, что днем он будет помогать в лавке, а вечером – учиться. В лавке приказчик заставляет его выучить цены на все иконы, имена всех святых и в каких бедах они помогают.

Главные покупатели – «старообрядцы из Заволжья, недоверчивый и угрюмый лесной народ» . В обязанности Алеши входит зазывание покупателей на улице, навязчивая реклама своего товара. Мальчик жалеет покупателей, которые вынуждены втридорога платить за иконы, но с грустью понимает: от жизни не убежишь.

Глава XIII

В иконописной мастерской «работает около двадцати человек «богомазов» из Палеха, Холуя, Мстеры» , которые любят петь невеселые, заунывные песни.

Иконопись не привлекает Алешу, потому что работа разделена «на длинный ряд действий, лишенных красоты, не способных возбудить любовь к делу, интерес к нему» . Мальчику неприятно смотреть на иконы в процессе их написания: святые на них были изображены без лица или рук.

Управляет мастерской Иван Ларионыч – тихий, спокойный человек. Он показывает, «как надо работать, даже лучшие мастера охотно слушали его советы» .

Глава XIV

Поначалу Алеша выполняет функцию подмастерья: отделяет для красок белки от желтков, растирает краски и «присматривается» к мастерству. Вскоре он замечает, что люди, «занятые этим раздробленным на куски мастерством, не любят его и страдают мучительной скукой» .

По вечерам Алеша рассказывает неграмотным мастеровым о своей жизни на пароходе, разные истории из книг, читает им и вскоре занимает «в мастерской какое-то особенное место — рассказчика и чтеца» . Чтение благотворно влияет на людей, привыкших работать в страшной скуке. Наибольшее же оживление вызывает у них поэма Лермонтова «Демон».

Алеша заводит дружбу с Павлом Одинцовым, который любил рисовать карикатуры на мастеровых. Желая развлечь иконописцев, ребята принимаются разыгрывать сценки и даже настоящие спектакли.

Глава XV

В день именин Алеша получает от всех мастеровых подарок – «маленький, красиво написанный образ Алексия — божия человека» . Однако радостное настроение быстро омрачается очередной стычкой с приказчиком, который откровенно недолюбливал мальчика.

Алеше тяжело жить в таких условиях, постоянно терпеть унижения и лишения. Ему кажется, будто он барахтается в какой-то жиже, все больше увязая в ней, и даже любимая бабушка не в состоянии понять и морально поддержать его.

Поддавшись тоскливому настроению, Алеша решает «снова поступить на пароход и, спустившись в Астрахань, убежать в Персию» . Однако планы мальчика нарушает Василий, бабушкин племянник, который приглашает его работать десятником: «принимать всякий материал, смотреть, чтоб всё было вовремя на месте и чтоб рабочие не воровали» .

Глава XVI

Торговые ряды часто затапливает, и Алеша возит хозяина на лодке. Ему нравится новая работа, позволяющая по вечерам много читать. В квартире Королевы Марго теперь живет большое семейство, и гимназисты делятся с Алешей своими книгами.

Новые товарищи Алеши старше его, и мальчик невольно завидует им: ведь они учатся. «Не желая ни в чем отставать от них» , он влюбляется в барышню Птицыну. Однако из этой затеи не выходит ничего хорошего: Алеша предлагает своей «даме» прокатиться по пруду на доске, но та переворачивается, и барышня оказывается в тине, теряя всю свою привлекательность.

Глава XVII

Каждое утро в шесть часов утра Алеша отправляется на работу на Ярмарку. Там его встречают интересные люди – плотники, штукатуры, каменщики, кровельщики. В обязанности Алеши входит следить за тем, чтобы рабочий люд не воровал материалы со стройки.

Плотник Осип – мудрый и толковый старик – берет под свою опеку Алешу, которому поначалу было неловко следить за взрослыми мастерами. Он рассказывает, кто из бригады хитер и вороват, а кто – наивен и честен.

Платят Алеше очень мало, и он живет впроголодь. Работники из жалости подкармливают мальчика, а тот читает им книги.

Глава XVIII

Алеша все больше привязывается к Осипу, в котором он видит все прекрасные качества своих прежних товарищей. Он кажется мальчику «гораздо умнее всех людей, когда-либо встреченных» им на жизненном пути. Осип привлек внимание мальчика не только умом, но и способностью не поддаваться внешним условиям, сохранить себя «среди поразительно неустойчивых людей» .

Глава XIX

Зимой на Ярмарке почти нет работы, и Алеша выполняет «многочисленные мелкие обязанности» по дому. Он не на шутку увлекается поэзией и даже пытается писать стихи.

Мальчик замечает, что в последнее время хозяин стал удивительно тих и задумчив. Казалось, что-то «подорвало ему сердце, и теперь он жил не уверенно, не охотно, а как-то так, по привычке» .

По вечерам Алеша с удовольствием ходит в трактир, хозяин которого, большой любитель пения, всегда рад принять у себя хороших певцов из народа. Однажды Алеша приглашает хозяина насладиться душевным пением вместе с ним и тот соглашается.

Хозяин близко к сердцу принимает пение простого рабочего и делится с Алешей своей сердечной болью: он влюбился в прекрасную женщину, ставшую для него настоящей отрадой. Однако она была замужем за фальшивомонетчиком, осужденным на каторгу, и отправилась вслед за мужем в Сибирь. Хозяин признается, что если опять встретит ее, то без сожаления бросит семью.

Глава ХХ

В течение трех лет Алеша трудится «десятником», наблюдая за тем, как с приходом холодов рабочие ломают опустевшие лавки, а весной отстраивают их заново. Это кажется мальчику глупым, как и вся жизнь.

В возрасте пятнадцати лет Алеша «чувствовал себя пожилым человеком» , познавшим все тайны бытия и безмерно уставшим от жизни. Понимая, что нужно как-то выкарабкиваться из этого болота, Алеша решает осенью уехать в Казань, чтобы пристроиться там учиться.

Заключение

Произведение Максима Горького во многом автобиографично и раскрывает главную проблему: конфликт человека и эпохи. Основная идея повести – несмотря на все жизненные невзгоды сохранить в себе человечность, чистые душевные порывы.

Краткий пересказ «В людях» будет полезен как для читательского дневника, так и для подготовки к уроку литературы.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Максим Горький – Рождение человека

  • 80
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Максим Горький – Рождение человека краткое содержание

Рождение человека – читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Это было в 92-м, голодном году, между Сухумом и Очемчирами, на берегу реки Кодор, недалеко от моря – сквозь веселый шум светлых вод горной речки ясно слышен глухой плеск морских волн.

Осень. В белой пене Кодера кружились, мелькали желтые листья лавровишни, точно маленькие, проворные лососи, я сидел на камнях над рекою и думал, что, наверное, чайки и бакланы тоже принимают листья за рыбу и – обманываются, вот почему они так обиженно кричат, там, направо, за деревьями, где плещет море.

Каштаны надо мною убраны золотом, у ног моих – много листьев, похожих на отсеченные ладони чьих-то рук. Ветви граба на том берегу уже голые и висят в воздухе разорванной сетью; в ней, точно пойманный, прыгает желто-красный горный дятел-расудук, стучит черным носом по коре ствола, выгоняя насекомых, а ловкие синицы и сизые поползни – гости с далекого севера – клюют их.

Слева от меня по вершинам гор тяжело нависли, угрожая дождем, дымные облака, от них ползут тени по зеленым скатам, где растет мертвое дерево самшит, а в дуплах старых буков и ляп можно найти “пьяный мед”, который, в древности, едва не погубил солдат Помпея Великого пьяной сладостью своей, свалив с ног целый легион железных римлян; пчелы делают его из цветов лавра и азалии, а “проходящие” люди выбирают из дупла и едят, намазав на лаваш тонкую лепешку из пшеничной муки.

Этим я и занимался, сидя в камнях под каштанами, сильно искусанный сердитой пчелой, макал куски хлеба в котелок, полный меда, и ел, любуясь ленивой игрою усталого солнца осени.

Осенью на Кавказе – точно в богатом соборе, который построили ве’ликие мудрецы – они же всегда и великие грешники,- построили, чтобы скрыть от зорких глаз совести свое прошлое, необъятный храм из золота, бирюзы, изумрудов, развесили по горам лучшие ковры, шитые шелками у тюркмен, в Самарканде, в Шемахе, ограбили весь мир и все – снесли сюда, на глаза солнца, как бы желая сказать ему:

– Твое – от Твоих – Тебе.

. Я вижу, как длиннобородые седые великаны, с огромными глазами веселых детей, спускаясь с гор, украшают землю, всюду щедро сея разноцветные сокровища, покрывают горные вершины толстыми пластами серебра, а уступы их живою тканью многообразных деревьев, и – безумно-красивым становится под их руками этот кусок благодатной земли.

Превосходная должность – быть на земле человеком, сколько видишь чудесного, как мучительно сладко волнуется сердце в тихом восхищении пред красотою!

Ну да – порою бывает трудно, вся грудь нальется жгучей ненавистью и тоска жадно сосет кровь сердца, но это – не навсегда дано, да ведь и солнцу, часто, очень грустно смотреть на людей: так много потрудилось оно для них, а – не удались людишки.

Разумеется, есть немало и хороших, но – их надобно починить или – лучше переделать заново.

. Над кустами, влево от меня, качаются темные головы: в шуме волн моря и ропоте реки чуть слышно звучат человечьи голоса – это “голодающие” идут на работу в Очемчиры из Сухума, где они строили шоссе.

Я знаю их – орловские, вместе работал с ними и вместе рассчитался вчера; ушел я раньше их, в ночь, чтобы встретить восход солнца на берегу моря.

Четверо мужиков и скуластая баба, молодая, беременная, с огромным вздутым к носу животом, испуганно вытаращенными глазами синевато-серого цвета. Я вижу над кустами ее голову в желтом платке, она качается, точно цветущий подсолнечник под ветром. В Сухуме у нее помер муж – объелся фруктами. Я жил в бараке среди этих людей: по доброй русской привычке они толковали о своих несчастиях так много и громко, что, вероятно, их жалобные речи было слышно верст на пять вокруг.

Это – скучные люди, раздавленные своим горем, оно сорвало их с родной, усталой, неродимой земли и, как ветер сухие листья осени, занесло сюда, где роскошь незнакомой природы – изумив – ослепила, а тяжкие условия труда окончательно пришибли этих людей. Они смотрели на все здесь, растерянно мигая выцветшими, грустными глазами, жалко улыбаясь друг другу, тихо говоря:

– А-яй. экая землища.

– Прямо – прет из нее.

– Н-да-а. а однако – камень ведь.

– Неудобная земля, надобно сказать.

И вспоминали о Кобыльем ложке. Сухом гоне. Мокреньком – о родных местах, где каждая горсть земли была прахом их дедов и все памятно, знакомо, дорого орошено их потом.

Была там с ними еще одна баба – высокая, прямая, плоская, как доска, с лошадиными челюстями и тусклым взглядом черных, точно угли, косых глаз.

Вечерами она, вместе с этой – в желтом платке,- уходила за барак и, сидя там на груде щебня, положив щеку на ладонь, склоня голову вбок, пела высоким и сердитым голосом:

во зелены-их куста-ах

расстелю я белый плат.

дружка милого мово.

поклонюся яй ему.

Желтая обычно молчала, согнув шею и разглядывая свой живот, но иногда вдруг, неожиданно, лениво и густо, мужицким сиповатым голосом вступала в песню рыдающими словами:

ой, миленок дорогой.

боле видетьси с табой.

В черной душной темноте южной ночи эти плачевные голоса напоминали север, снежные пустыни, визг метели и отдаленный вой волков.

Потом косоглазая баба заболела лихорадкой и ее снесли в город на носилках из брезента – она тряслась в них и мычала, словно продолжая петь свою песню о погосте и песочке. . Ныряя в воздухе, желтая голова исчезла. Я кончил свой завтрак, закрыл листьями мед в котелке, завязал котомку и, не спеша, двинулся вослед ушедшим, постукивая кизиловой палкой о твердый грунт тропы.

Читайте также:  Воробьишко - краткое содержание рассказа Горького

Вот и я на узкой, серой полосе дороги, справа – качается густо-синее море; точно невидимые столяры строгают его тысячами фуганков – белая стружка, шурша, бежит на берег, гонимая ветром, влажным, теплым и пахучим, как дыхание здоровой женщины. Турецкая фелюга, накренясь на левый борт, скользит к Сухуму, надув паруса, как важный сухумский инженер надувал свои толстые щеки серьезнейший человек. Почему-то он говорил вместо тише – “чише” и “хыть” вместо хоть.

– Чише! Хыть ты и боек, но я тебя моментально в полицию.

Любил он отправлять людей в полицию, и хорошо думать, что теперь его, наверное, уже давно, до костей обглодали червяки могилы.

. Идти – легко, точно плывешь в воздухе. Приятные думы, пестро одетые воспоминания ведут в памяти тихий хоровод; этот хоровод в душе – как белые гребни волн на море, они сверху, а там, в глубине – спокойно, там тихо плавают светлые и гибкие надежды юности, как серебряные рыбы в морской глубине.

Дорогу тянет к морю, она, извиваясь, подползает ближе к песчаной полосе, куда вбегают волны,- кустам тоже хочется заглянуть в лицо волны, они наклоняются через ленту дороги, точно кивая синему простору водной пустыни.

Рассказ Рождение человека (Горький Максим)

Когда М. Горький кончил читать свой новый, еще не опубликованный рассказ — несколько тысяч слушателей, заполнивших вечером 15 апреля 1912 года самый большой в Париже зал Ваграм, устроили ему овацию. Чем взволновало собравшихся, в большинстве — русских политических эмигрантов, произведение писателя-революционера? Оно не имело никакого отношения к теме вечера, посвященного столетию со дня рождения А. И. Герцена, и совершенно не было связано с современными событиями, С приходившими из России вестями о начале нового революционного подъема. Автор рассказа вспоминал об эпизоде двадцатилетней давности, на первый взгляд — бесконечно далеком не только от последних политических событий, но и от политики вообще.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

И все же многочисленные слушатели, целиком поглощенные злобой дня, трудной судьбой своей Родины, никак не могли успокоиться, выражая признательность автору. Было ясно, что его новое произведение необыкновенно созвучно их думам и чувствам, всему их душевному настрою. Рассказ назывался «Рождение человека».

Эпизод, о котором вспомнил в этом рассказе М. Горький, глубоко трагичен. В страшный для России 1892-й «голодный» год, когда на краю гибели оказались миллионы крестьян, — толпы их двинулись пешком из охваченных неурожаем губерний на юг в поисках работы и хлеба. С одной из групп голодающих шел и будущий писатель. Вдруг он увидел, как отстала от других беременная крестьянка (она вынуждена была отмерять версты до последней минуты), и понял, что у нее начинаются роды. Он не мог не прийти к ней на помощь и невольно стал «акушером». Что ждало новорожденного? Для какой жизни родился среди горя, отчаяния, голодных смертей «новый житель земли русской, человек неизвестной судьбы»? «Помог ты мне — спасибо, — говорит мать своему спутнику, «проходящему», — а хорошо ли это для него, и — не знаю уж. » Этот вопрос не может ее не мучить. Отражая бушующую в душе матери бурю тревог и надежд, борются в ее глазах — глазах «синевато-серого цвета» — серый, мутный цвет боли, тоски, безнадежности и синий, как море и как небо, цвет радости, счастья, любви. И синий цвет побеждает, побеждает вера в будущее сына: «Хорошо-то как, хорошо! И так бы всё — шла, всё бы шла, до самого аж до краю света, а он бы, сынок, — рос да всё бы рос на приволье. » Не случайно именно в этом бесстрашно правдивом произведении прозвучали слова, ставшие одним из самых крылатых изречений XX века: «Превосходная должность — быть на земле человеком».

Если мы вспомним, какие настроения преобладали в литературе той поры — норы реакции, наступившей после поражения первой русской революции, — нам станет понятнее, почему рассказ «Рождение человека» произвел столь большое впечатление на своих первых слушателей, а затем и на тысячи и тысячи читателей. Леонид Андреев доказывал тогда в своей философской драме «Жизнь Человека» (ее первое действие имело особое название: «Рождение Человека и муки матери»), что страдания матерей ничем не оправданы, так как рождаемые в муках дети обречены на бесцельную и бессмысленную жизнь. Ему вторил М. П. Арцыбашев, заявляя, что лучше людям совсем не появляться на свет, чем рождаться «на жизнь несчастную и бесцельную». М. Горький гневно ответил этим писателям и всем проповедникам пессимизма в 1912 году в статье «Издалека». Но еще более ярким и убедительным ответом был написанный им тогда же рассказ «Рождение человека». Уж если люди угнетенной, многострадальной народной массы не теряют веры в жизнь, то можно ли простить безверие тем, кто призван поднимать народ па борьбу, а не подавлять его волю отчаянием?!

Спустя год, в 1913 году, В. И. Ленин возразил в статье «Рабочий класс и неомальтузианство» людям, утверждавшим, что нелепо «убеждать матерей рождать детей, чтобы их калечили. доводили до самоубийства!». Назвав подобные рассуждения мещанскими и реакционными, В. И. Ленин писал: «. «Рождать детей, чтобы их калечили». Только для этого? Почему же не для того, чтобы они лучше, дружнее, сознательнее, решительнее нашего боролись против современных условий жизни, калечащих и губящих наше поколение. Мы боремся лучше, чем наши отцы. Наши дети будут бороться еще лучше, и они победят» Впоследствии М. Горький тщетно пытался узнать, как сложилась жизнь человека, которому он помог когда-то появиться на свет. Он ничего не узнал об этом, и мы ничего не знаем о судьбе того человека, но нам хорошо известна судьба его поколения. Подростком тот человек мог увидеть революцию 1905 года, а юношей участвовать в Великой Октябрьской революции; он мог стать одним из строителей первого социалистического государства и его защитником на фронтах Великой Отечественной войны; мог участвовать в героическом возрождении Родины. Ему стоило родиться.

Источники:

    Горький А. М. По Руси; Дело Артамоновых./Вступит, статьяnи примеч. Б. Бялика; Худо ж. А. Таран и С. Герасимов.—М.: Худож. лит., 1982.—590с— (Б-ка классики. Сов. лит-ра)

В том вошли цикл рассказов «По Руси» (1912—1917) и «Дело Артамоновых» (1925) — произведение, рассказывающее историю трек поколений семьи фабрикантов.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id1878

Максим Горький: Рождение человека

Здесь есть возможность читать онлайн «Максим Горький: Рождение человека» весь текст электронной книги совершенно бесплатно (целиком полную версию). В некоторых случаях присутствует краткое содержание. категория: Русская классическая проза / на русском языке. Описание произведения, (предисловие) а так же отзывы посетителей доступны на портале. Библиотека «Либ Кат» — LibCat.ru создана для любителей полистать хорошую книжку и предлагает широкий выбор жанров:

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

  • 80
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • Описание
  • Другие книги автора
  • Правообладателям
  • Похожие книги

Рождение человека: краткое содержание, описание и аннотация

Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Рождение человека»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.

Максим Горький: другие книги автора

Кто написал Рождение человека? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Возможность размещать книги на на нашем сайте есть у любого зарегистрированного пользователя. Если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на info@libcat.ru или заполните форму обратной связи.

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

Рождение человека — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система автоматического сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Рождение человека», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Не бойтесь закрыть страницу, как только Вы зайдёте на неё снова — увидите то же место, на котором закончили чтение.

Это было в 92-м, голодном году, между Сухумом и Очемчирами, на берегу реки Кодор, недалеко от моря – сквозь веселый шум светлых вод горной речки ясно слышен глухой плеск морских волн.

Осень. В белой пене Кодера кружились, мелькали желтые листья лавровишни, точно маленькие, проворные лососи, я сидел на камнях над рекою и думал, что, наверное, чайки и бакланы тоже принимают листья за рыбу и – обманываются, вот почему они так обиженно кричат, там, направо, за деревьями, где плещет море.

Каштаны надо мною убраны золотом, у ног моих – много листьев, похожих на отсеченные ладони чьих-то рук. Ветви граба на том берегу уже голые и висят в воздухе разорванной сетью; в ней, точно пойманный, прыгает желто-красный горный дятел-расудук, стучит черным носом по коре ствола, выгоняя насекомых, а ловкие синицы и сизые поползни – гости с далекого севера – клюют их.

Слева от меня по вершинам гор тяжело нависли, угрожая дождем, дымные облака, от них ползут тени по зеленым скатам, где растет мертвое дерево самшит, а в дуплах старых буков и ляп можно найти “пьяный мед”, который, в древности, едва не погубил солдат Помпея Великого пьяной сладостью своей, свалив с ног целый легион железных римлян; пчелы делают его из цветов лавра и азалии, а “проходящие” люди выбирают из дупла и едят, намазав на лаваш тонкую лепешку из пшеничной муки.

Этим я и занимался, сидя в камнях под каштанами, сильно искусанный сердитой пчелой, макал куски хлеба в котелок, полный меда, и ел, любуясь ленивой игрою усталого солнца осени.

Осенью на Кавказе – точно в богатом соборе, который построили ве’ликие мудрецы – они же всегда и великие грешники,- построили, чтобы скрыть от зорких глаз совести свое прошлое, необъятный храм из золота, бирюзы, изумрудов, развесили по горам лучшие ковры, шитые шелками у тюркмен, в Самарканде, в Шемахе, ограбили весь мир и все – снесли сюда, на глаза солнца, как бы желая сказать ему:

– Твое – от Твоих – Тебе.

. Я вижу, как длиннобородые седые великаны, с огромными глазами веселых детей, спускаясь с гор, украшают землю, всюду щедро сея разноцветные сокровища, покрывают горные вершины толстыми пластами серебра, а уступы их живою тканью многообразных деревьев, и – безумно-красивым становится под их руками этот кусок благодатной земли.

Превосходная должность – быть на земле человеком, сколько видишь чудесного, как мучительно сладко волнуется сердце в тихом восхищении пред красотою!

Ну да – порою бывает трудно, вся грудь нальется жгучей ненавистью и тоска жадно сосет кровь сердца, но это – не навсегда дано, да ведь и солнцу, часто, очень грустно смотреть на людей: так много потрудилось оно для них, а – не удались людишки.

Разумеется, есть немало и хороших, но – их надобно починить или – лучше переделать заново.

. Над кустами, влево от меня, качаются темные головы: в шуме волн моря и ропоте реки чуть слышно звучат человечьи голоса – это “голодающие” идут на работу в Очемчиры из Сухума, где они строили шоссе.

Я знаю их – орловские, вместе работал с ними и вместе рассчитался вчера; ушел я раньше их, в ночь, чтобы встретить восход солнца на берегу моря.

Четверо мужиков и скуластая баба, молодая, беременная, с огромным вздутым к носу животом, испуганно вытаращенными глазами синевато-серого цвета. Я вижу над кустами ее голову в желтом платке, она качается, точно цветущий подсолнечник под ветром. В Сухуме у нее помер муж – объелся фруктами. Я жил в бараке среди этих людей: по доброй русской привычке они толковали о своих несчастиях так много и громко, что, вероятно, их жалобные речи было слышно верст на пять вокруг.

Это – скучные люди, раздавленные своим горем, оно сорвало их с родной, усталой, неродимой земли и, как ветер сухие листья осени, занесло сюда, где роскошь незнакомой природы – изумив – ослепила, а тяжкие условия труда окончательно пришибли этих людей. Они смотрели на все здесь, растерянно мигая выцветшими, грустными глазами, жалко улыбаясь друг другу, тихо говоря:

– А-яй. экая землища.

– Прямо – прет из нее.

– Н-да-а. а однако – камень ведь.

– Неудобная земля, надобно сказать.

И вспоминали о Кобыльем ложке. Сухом гоне. Мокреньком – о родных местах, где каждая горсть земли была прахом их дедов и все памятно, знакомо, дорого орошено их потом.

Была там с ними еще одна баба – высокая, прямая, плоская, как доска, с лошадиными челюстями и тусклым взглядом черных, точно угли, косых глаз.

«В людях» — краткое содержание и пересказ по главам повести М. Горького

Здесь даны основные сведения о повести М. Горького «В людях», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ, который можно читать по главам. Также дана краткая характеристика главного героя и других персонажей. В конце статьи указана идея этой повести.

Краткие сведения о произведении

Повесть «В людях» Максима Горького написана в 1915–1916 годах . Она входит в автобиографическую трилогию писателя («Детство», «В людях», «Мои университеты»).

Повествование ведётся от имени мальчика Алёши Пешкова, который с 11 до 15 лет вынужден был жить у чужих людей, работая на них. Такой образ жизни раньше называли фразой «в людях». Второй смысл её в данной повести, возможно, и в том, что автор описывает множество людей, с которыми пришлось встретиться мальчику во время его отрочества.

Главный герой повести

  • Алексей Пешков — мальчик, оставшийся сиротой и вынужденный зарабатывать себе на хлеб. Он честен, порядочен, сочувствует простым людям, жизнь которых трудна, мечтает учиться.

Другие персонажи

  • Саша — старший двоюродный брат Алёши, жестокий, высокомерный мальчик.
  • Акулина Ивановна — бабушка Алексея, умная, ласковая, добрая.
  • Василий Васильевич Каширин — дед Алёши. Бессердечен и очень скуп.
  • Людмила — девочка, соседка Кашириных, с которой Алёша подружился.
  • Матрёна — бабушкина сестра. Её главные черты — жадность, завистливость, сварливость.
  • Василий — старший сын Матрёны, чертёжник, хозяин Алёши. Добр, снисходителен к людям.
  • Виктор — младший сын Матрёны, которая избаловала его. Бездельничает, издевается над Алёшей.
  • Смурый — повар на пароходе, хоть и пьяница, но доброжелательный и умный человек.
  • Наталья — прачка, работящая, справедливая.
  • «Королева Марго» — соседка семьи хозяина Алёши. Красивая образованная молодая женщина.
  • Ермохин и Сидоров — денщики офицеров.
  • Яков Шумов — кочегар на пароходе, картёжник, любитель рассказывать байки.
  • Иван Ларионович — управляющий иконописной мастерской, тихий, спокойный, хорошо ладит с иконописцами.
  • Павел Одинцов — друг Алёши, умный, честный, бойкий мальчик. Служит в иконописной мастерской подмастерьем.
  • Осип — глава плотницкой артели, пожилой, умудрённый жизнью, разбирается в людях.
Читайте также:  Детство – краткое содержание повести Горького

Очень краткое содержание для читательского дневника

Дед отправил одиннадцатилетнего внука, оставшегося без родителей, работать и жить у чужих людей. Алёша терпит издевательства, побои. Его жизнь скучна и грязна. Мальчик наблюдает за простыми людьми и видит, что их жизнь тоже безрадостна. Чтобы отвлечься от неприятностей и тягостного впечатления от такого существования, Алёша начал читать книги. Со временем мальчик почувствовал тягу к знаниям и решил отправиться учиться.

Краткий пересказ по главам

Глава I

Алёшу Пешкова, одиннадцатилетнего подростка, дед Василий устроил на службу «мальчиком» в магазин «Модной обуви». В его обязанности входило открывать дверь перед посетителями. Хозяин часто напоминает ему, чтобы он стоял у двери, как статуя, не почёсывая руки, не гримасничая.

В этом же магазине работают приказчик и его помощник, Саша, двоюродный брат Алёши. Он старше и по годам, и по должности. При случае всегда готов унизить младшего брата и помыкать им.

Рабочий день у Алёши начинался очень рано. Пока магазин закрыт, кухарка заставляла его чистить одежду и обувь не только хозяев, но и приказчика, и Саши, приносить дрова, ставить самовар. Такая жизнь была очень тяжела, и Алёша решил сбежать, но побег не удался из-за того что он ошпарил на кухне руки и попал в больницу. Бабушка Акулина забрала его оттуда домой в слободу Кунавино.

Глава II

Дед Василий встретил Алёшу неласково. Оказалось, что он разорился. Акулина Ивановна тайком раздаёт милостыню, чтобы задобрить господа.

От своего товарища Костромы Алёша узнал, что кто-то из друзей тяжело болен, кто-то умер. Кострома рассказал, что у них появились новые соседи, у которых старшая дочь Людмила — хромая, но очень красивая девочка. Алёша познакомился с ней, и они подружились. Алёшина бабушка была этому рада.

Кострома рассказал, что умерший местный охотник вечером «встаёт из гроба и ходит по кладбищу». У мальчишек возникает спор, кто сможет пролежать на могиле недавно умершего старика. Соглашается на это только Алёша. Бабушка посоветовала ему всю ночь читать молитвы, Алёша так и сделал, и ему даже удалось уснуть. На следующий день он становится героем среди мальчишек.

Глава III

Болезненный Алёшин младший брат, Коля, умирает, и бабушка даже радуется за него — не проведёт всю жизнь в мучениях.

С дедом и бабушкой Алёша идёт в лес за дровами и лекарственными травами. Акулина Ивановна, собирая травы, рассказывает внуку о них.

Мальчику очень понравилось в лесу, и они с бабушкой стали ходить туда каждый день, собирая ягоды, грибы, травы, орехи, чтобы продать их.

Поздней осенью дед сообщил Алёше, что отвезёт его в Нижний Новгород к Матрёне, бабушкиной сестре, чтобы он выучился на чертёжника у её старшего сына.

Глава IV

В городе, в доме Матрёны, мальчику не по себе — там часты ссоры, ругань, собирание сплетен. Матрёна «очень сердита и криклива». Её старший сын, Василий, напротив, добрый человек, а младший, Виктор, был с Алёшей жесток.

У Алёши очень много обязанностей: чистка медной посуды и самовара, мытьё полов, доставка с базара овощей, выполнение разных поручений.

Наконец, хозяин начал обучать мальчика черчению, но Матрёна постоянно мешала этому. Она была недовольна, что сын учит чужого мальчишку, а не брата. Уроки прекратились. Виктор Алёшу часто бил, издевался над ним.

Глава V

Алёше противно и тяжело жить у этих склочных дальних родственников. Из дома его выпускали только в церковь. Весной он сбежал и, так как возвращаться домой ему было стыдно, поступил на пароход «Добрый», мойщиком посуды (посудником). Для этого нужно было согласие родственников, и Акулина Ивановна уговорила деда выправить внуку паспорт.

Алёша стал работать под начальством повара по прозвищу Смурый, который отнёсся к мальчику доброжелательно. Узнав, что он грамотный, Смурый часто просил почитать вслух и постоянно говорил, что «правильные книги» помогают поумнеть. Он жалел, что не может отправить Алёшу учиться.

Глава VI

Второй посудник покинул пароход, на его место взяли «вятского солдатика». С первым же заданием он не смог справиться — курицы, которых должен был зарезать, разбежались по палубе. Пассажиры издевались над ним, а Алёше была непонятна такая жестокость.

Он хочет сбежать с парохода, останавливают только мысли о Смуром. Неожиданно Алёшу прогнали с парохода за то, что официант воровал у него посуду, чтобы продать пассажирам. При расчёте мальчик получает «около восьми рублей — первые крупные деньги» в его жизни, а Смурый дарит ему на память бисерный кисет.

Глава VII

Алёша вернулся к деду и бабушке, которые переехали в Нижний Новгород. Он стал ловить птиц, а бабушка их продавала на базаре. Таким способом они добывали деньги на еду до поздней осени.

Рядом с домом на обширном поле проходили учения солдат. Алёша бегал вместе с ними. Казалось ему, что это самые лучшие люди, но однажды унтер дал ему папиросу, которая была начинена порохом. Тогда Алёша стал бегать в казачьи казармы. Однажды он стал свидетелем того, что казак, лучше всех певший и казавшийся мальчику «сказочным существом», избил и изнасиловал женщину, а затем ещё и похвалялся этим поступком. Алёша с ужасом думает о том, что ведь это могло случиться и с его бабушкой или матерью.

Глава VIII

В начале зимы дед снова отправил Алёшу к Матрёне. Там по-прежнему постоянно ссорятся, злословят, сплетничают. Жизнь скучна, тосклива. Чтобы отвлечься от этого Алёша с усердием принимается за домашнюю работу.

Он часто ходит к ручью полоскать бельё. Там со всей округи собиралось много прачек. Мальчику «с ними было весело, интересно», так как прачки рассказывали друг другу городские новости. Алёше нравилась прачка Наталья, её уважали и другие прачки за то, что она была аккуратная, работящая и за то, что отправила дочку учиться в гимназию.

Алёша познакомился с двумя денщиками и от них узнал о жене закройщика, над которой офицеры зло подшутили. Они начали писать ей любовные письма и потешались над её ответами. Мальчику стало обидно за молодую женщину, и он рассказал ей правду. Закройщица, очень любившая читать, дала Алёше роман. Читал он по ночам, прятал от хозяев, которые считали, что от книг один вред.

Глава IX

Вслух же Алёша читал по вечерам газету, которую выписал хозяин. В ней печатались низкопробные романы. На длинный зимний вечер такой газеты не хватало, и Алёша предложил читать подписки «Живописного обозрения» и «Огонька», которые хозяева не читали, а выписывали их только из-за приложенных репродукций картин. Из них мальчик узнавал много нового, а непонятные слова ему объяснял аптечный провизор.

Во время Великого поста зазвонили соборные колокола, оказалось — убили царя.

Однажды ребёнок хозяина выпустил всю воду из кипящего самовара, и он развалился. Разгневанная Матрёна побила Алёшу за недогляд пучком лучины из сосны, под кожей от этого осталось множество заноз. Спина распухла, и мальчика отвезли к доктору. Тот хотел составить об истязании протокол, но Алёша жаловаться не стал. За это ему разрешили брать у закройщицы книги.

Читая авантюрные французские романы, мальчик начал замечать, что в них всегда зло побеждается добродетелью. Скоро ему надоели сюжеты, совершенно не сходные с жизнью. Вскоре закройщица уехала.

Глава X

Ещё до её отъезда в доме поселилась молодая красивая дама с матерью-старушкой и пятилетней дочкой. Алёша стал называть её про себя королевой Марго. Он подружился с её дочкой, часто играл с ней, читал сказки. За это королева Марго хотела отблагодарить мальчика деньгами, но он отказался и попросил только, чтобы можно было брать у неё книги. «Жить очень трудно и скучно, а читая книги, забываешь об этом», — сказал ей Алёша. В книгах королевы Марго он впервые стал читать русскую поэзию. Королева Марго часто говорила, что мальчику нужно учиться.

Однажды у Алёши «страшно вспухли веки, и совсем закрылись глаза». Хозяева испугались, что он ослепнет, и показали мальчика доктору. Тот прорезал ему веки изнутри, и несколько дней Алёше пришлось лежать с повязкой на глазах «в мучительной чёрной скуке».

На Троицу один денщик, Ермохин, разбил другому денщику, Сидорову, голову поленом. Алёша ухаживал за раненым, а на следующий день в сарае он нашёл пустой кошелёк Сидорова, и тот обвинил его в краже денег. Хозяйка, увидев, что Алёша разговаривает с прачкой Натальей, решила, что он украл деньги, чтобы отдать ей за близость. Когда мальчик грубо ответил ей, хозяйка его избила. О краже стали говорить уже соседи, но Наталья рассказала, что деньги ей предлагал Ермохин, который украл их у Сидорова.

Глава XI

На четвёртые сутки, оправившись от побоев, мальчик ушёл из дома и устроился «посудником» на пароходе «Пермь», оклад был 7 рублей в месяц. Прослужил он там всё лето. Самым интересным человеком на этом пароходе был кочегар Яков Шумов, большой обжора, картёжник и рассказчик баек.

От скуки Яков стал учить Алёшу играть в карты, тот проиграл 5 рублей, поддёвку и новые сапоги. Яков возвратил ему эти вещи, взяв «за науку» только рубль.

Мальчик, слушая рассказы Якова, замечает, что они какие-то бездушные, ему не нравилось в Якове равнодушие к людям.

Глава XII

Поздней осенью Алёша поступил «учеником в мастерскую иконописи». Хозяйка, вечно «пьяненькая старушка», распорядилась, что учиться он будет вечером, а днём — служить «мальчиком» в лавке, где продавали иконы. В обязанности «мальчика» входило заманивание покупателей в лавку. Часто приносили на продажу старинные книги, иконы. Эти ценные вещи приказчик и начётчик покупали очень дёшево, обманывая стариков и старух.

Глава XIII

Вечерами Алёша сидел в подвале, где помещалась иконописная мастерская. Там работало около двадцати человек, работа была неинтересная, так как иконы писали по конвейеру: фон делал один мастер, лица писал другой и т. д.

Управлял мастерской Иван Ларинович, он с мастерами обращался хорошо, давал им дельные советы.

Глава XIV

В начале своей службы в мастерской Алёша растирал краски, присматривался к мастерству. Вскоре ему стало понятно, что мастера не любят свою работу и страдают от страшной скуки.

Мальчик стал рассказывать мастеровым о том, как служил на пароходе, о книгах, читал вслух. Он подружился с Пашкой Одинцовым, с которым стал разыгрывать сценки, а иногда даже спектакли. Это спасало иконописцев от тоски и скуки.

Глава XV

В тот день, когда Алёше исполнилось 13 лет, мастеровые подарили ему «маленький, красиво написанный образ Алексия — божия человека». Но радость мальчика омрачается стычкой с приказчиком, который невзлюбил его. Этот человек постоянно придирался к Алёше, и тот уже собрался бежать в Персию, но однажды встретил своего бывшего хозяина, Василия, бабушкиного племянника. Тот сказал, что получил много подрядов, предложил мальчику стать его помощником и пообещал, что дома помогать по хозяйству он уже не будет.

Алёша согласился на это, ведь вернуться к бабушке он не мог — она помогала безработному внуку и внучке, сбежавшей от жестокого мужа, ухаживала за дедом, впавшим в старческое слабоумие.

Глава XVI

Каждый год после половодья торговые ряды, стоящие в низине, приходилось отстраивать заново.

Алёша возит хозяина на лодке, он доволен своей новой работой, так как вечером свободен и может много читать. В квартире, из которой уехала королева Марго, поселилась большая семья, гимназисты дают мальчику читать книги.

Новые товарищи старше Алёши, который завидует, что они учатся. «Не желая ни в чём отставать от них», мальчик влюбился в барышню Птицыну и предложил ей прокатиться на доске по пруду. Доска перевернулась, барышня оказалась в тине и потеряла всю свою привлекательность.

У хозяина было очень много чертёжной работы, и он пригласил в помощника отчима Алёши. Тот был аристократом, называл пасынка по имени и отчеству. Отчим был болен чахоткой, домашние относились к нему враждебно. Он считал, что мальчику необходимо учиться. Вскоре у отчима болезнь обострилась, и он умер в больнице на глазах у Алёши.

Глава XVII

В шесть часов каждое утро Алёша шёл на Ярмарку. Он стал служить десятником и следил, чтобы строители выполняли свои обязанности и не воровали.

Глава плотницкой артели Осип, видя, что мальчику неловко было следить за рабочими, рассказывал ему, кто из бригады честен, а кто вороват.

Платили Алёше очень мало, часто он был голоден. Работники подкармливали его, а Алёша читал им книги.

Глава XVIII

Мальчику всё больше нравился Осип, которого рабочие хоть и уважали, но предупредили Алёшу, чтобы он не очень доверял хитрому старику. Впоследствии мальчик узнал, что Осип передавал его слова хозяину.

Некоторые рабочие были честными людьми, но почти всех сломала безрадостная жизнь, полная разврата и пьянства. Особенно поразила мальчика судьба Ардальона. Этот каменщик был лучшим работником в артели, он собирался в Сибирь стоить церковь, но, неожиданно загуляв, все деньги потратил на непотребных девок. Оставшись без средств, он стал жить на Миллионной улице, где ютились нищие.

Алёша навещал каменщика, ставшего босяком. Когда Осип сообщил хозяину, что мальчик ходит на Миллионную улицу, Алёша стал тайком ходить туда, и однажды ему встретилась там прачка Наталья. Из-за того, что её единственная дочь, окончив гимназию, стала стесняться, что мать у неё прачка, и бросила её, Наталья стала пить. После того, как Алёша увидел, что Ардальон избил Наталью, потому что она «гулящая», мальчик перестал ходить к нему.

Глава XIX

В зимнюю пору работы на Ярмарке почти нет, и Алёша выполнял мелкие обязанности по хозяйству, а вечером читал вслух хозяевам. Он увлёкся поэзией и пытался сам писать стихи.

Мальчик видит, что хозяин стал очень задумчив, печален. Однажды Алёша позвал его в трактир послушать пение (трактирщик очень любил слушать хороших певцов из народа).

Хозяин под впечатлением пения поделился с мальчиком своим несчастьем. Оказалось, что он любит прекрасную женщину, но она отправилась на каторгу вслед за мужем, осуждённым за изготовление фальшивых денег. Чтобы заработать деньги на дорогу в Сибирь, эта женщина продавала себя.

Глава XX

Три года Алёша работал десятником и видел, как к зиме рабочие ломают лавки, а весной строят их снова. Это кажется мальчику глупостью. Ему надоело воровство рабочих, обман.

Пятнадцатилетний Алёша считал, что в жизни много глупого, он устал от этого и «чувствовал себя пожилым человеком». Понимая, что это житейское болото затягивает, Алёша решил уехать осенью в Казань, надеясь, что там удастся пристроиться учиться.

Заключение к краткому пересказу

Повесть М. Горького «В людях» во многом автобиографична. В ней раскрывается конфликт человека и эпохи. Идея этого произведения — при всех невзгодах и несчастьях необходимо сохранять чистоту души, человечность по отношению к другим.

Краткое содержание может пригодиться для заполнения читательского дневника, а пересказ по главам — для подготовки к уроку литературы.

Ссылка на основную публикацию