Блистающий мир – краткое содержание романа Грина

Краткое содержание Блистающий мир Грина для читательского дневника

Кто из нас не мечтал летать не только во сне, но и наяву. И никто не задумывается, чем это может обернуться для обладателя таким даром. В романе «Блистающий мир» писатель Александр Грин постарался нам показать, чем может обернуться этот дар для любого из нас.

В одном из городов появляется афиша с рекламой. Там написано, что некто даст всего одно представление. Это будет полет без приспособлений. Причем денег он решил не брать за выступление. Разве нормальный артист так поступит? Не столько его дар, а сколько отказ от оплаты заинтересовала полицию. На представление пришли все сливки общества, среди которых была племянница одного очень влиятельного чиновника Руна.

Выступление Друда так звали летающего человека, произвело фурор. Тут же за ним организовали слежку, а кое-кто и попытался напасть. Следующей интересной новостью оказалось то, что в одной из гостиниц, в закрытый номер поселился некто. Как это получилось, никто не понял. Естественно этим случаем заинтересовались компетентные органы, и хозяин гостиницы помог им поймать незнакомца, им оказался Друд.

Так летающий человек оказался в тюрьме. Девушка, которая присутствовала на выступлении Друда, решила помочь ему для решения своих проблем. Ее дядя помогает Руне проникнуть в тюрьму, и она передает затворнику напильники.

Друду очень понравилась девушка. Он не знал еще, что она с помощью его способностей хочет завоевать мир. От ее признаний ему стало не по себе и мужчина улетает.

Он поменял имя и живет там, где его никто не знает. Но полиция не дремлет и продолжает поиски. Однажды весной он знакомится с девушкой Тави. Получается так, что после его лекции о полетах только эта девушка ему верит. Ей надо возвратиться домой там, на следующий день ее арестовывают. Крукс, так зовут теперь Друда, помогает ей бежать, и они вместе улетают.

Руна никак не может забыть летающего человека. Ее постоянно посещают видения, в конец, измучившись, она, уединяется в богом забытое местечко. Там она работает на виноградниках, наступает облегчение, но ненадолго. Девушка не может успокоиться, она возвращается домой.

Через какое-то время Руну посещает человек предлагающий убить Друда. Она с радостью соглашается и дает на это деньги. Убить летающего человека не получается, но Руна испытывает облегчение видя мужчину который разбился. Нет больше человека, который ей отказал.

Иногда невозможно смириться с тем, что потерял мечту из-за того, что кто-то тебе не захотел помогать.

Читать краткое содержание Блистающий мир. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Грин. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Блистающий мир

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

В одной деревне жил одинокий старый мужчина, который сам воспитывал дочку, так как жена его давно умерла. Со временем старик решил жениться. Новая жена оказалась очень строга к стариковой девочке, постоянно ее бранила и попрекала.

Описывается обычный день Андрея Комяги, начавшийся рано поутру и завершившийся далеко за полночь. Опричник наделен многими обязанностями, среди которых: сжигание усадьбы, повешение владельца на ворота

Из двух братьев-крестьян один был богатым, другой – бедным. Богач часто одалживал бедняку. Однажды бедный брат попросил у богатого лошадь в долг – не на чем было возить дрова.

За высокими горами, за густыми лугами стоял непроходимый таинственный лес. В чаще леса жила большая старая медведица со своими маленькими медвежатами. Дети её жили дружно, вместе играли и никогда не разлучались.

С первых страниц произведения мы видим главного героя по имени Буссе, которого усыновила пожилая пара. Однако, мальчик не чувствовал в семье любви и ласки, он всегда находился в одиночестве.

Краткое содержание Блистающий мир Грин

Главный герой романа – Друд – человек, наделенный невероятной способностью. Его уникальная способность заключается в умении летать, подобно полету во сне.

Однажды в городе появляется афиша цирка, о том что единственное выступление даст «Человек Двойной Звезды» – свободный полет, без каких-либо приспособлений. К тому же, артист отказывается брать деньги за свое представление. Это обстоятельство привлекает внимание, как общественности, так и тайной полиции. Билеты были раскуплены за небывалые сроки, и на выступление пришла почти вся интеллигенция города, включая Руну Бегуем, племянницу местного министра .

После выступления, которое произвело настоящий фурор, в гостинице под названием «Рим» происходят не менее необычные события: в закрытую на ключ комнату номера попал постоялец. Им был Друд, скрывающийся под чужим именем, дабы не стать образцом для экспериментов и исследований. Однако, благодаря хозяину отеля, Друд был схвачен полицией и направлен в тюрьму.

В это время Руна не может избавиться от мыслей о Человеке Двойной Звезды, и, узнав от горничной что он находится под стражей просит дядю навестить его. Изначально неприклонный дядя отказывает девушке, но узнав о тайной страсти своей племянницы, соглашается устроить им свидание.

На встрече с Друдом Руна помогает ему сбежать, после чего Друд, поддавшись ответным чувствам, прилетает к Руне из чувств благодарности. Но известие о том, что девушка желает использую силы поэта подчинить себе весь мир ломает юношу и он, впадая в печаль, улетает.

Спустя год, в городок Лисс в поиске работы приезжает 19-летняя Тави. В поезде она знакомиться с интересным юношей по имени Крукс, который приглашает ее на свою лекцию. С работой у Тави не заладилось – ее работодатель скоропостижно умер, оставив девушку с мыслями о возвращении домой. Однако Тави все же приходит на выступление в Клуб Воздухоплавания. Лекция Крукса производит сильное впечатление на Тави, но не на остальных слушателей. В итоге, когда после выступления ведущий задает вопрос «Кто верит в полет Крукса?» откликается только Тави, тем самым поддерживая выступающего.

Уже по приезду домой, Тави не прекращает думать о Круксе. На празднике по поводу Дня Рождения Тави, после поздравлений гостей и вручения подарков, в самый разгар веселья Тави арестовывают. Однако ей помогает бежать удивительный человек, способный летать. Крукс оказывается Друдом, и доставляет Тави в безопасное от полиции место.

Все это время, мысли о Друде не оставляли Руну даже после ее переезда, превратившись в настоящую паранойю. К ней приходит незнакомец с предложением убить Друда, и измученная от своих мыслей Руна не долго думая соглашается и даже дает деньги на убийство. Однако, наемный убийца не смог достичь цели, и Друд остался жив. На улице Руна видит окровавленное тело мертвеца, упавшего с окна. Воспаленный разум Руны находит в этом человеке Друда и успокаивается.

В данном произведении очень большое значение имеет символизм, заложенный автором. Таким образом, полет представляет собой метафору на творческий дар человека – такой чуждый и непривычный для мира продажности, расчета и жадности.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Грин Александр. Все произведения

Блистающий мир. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Эта повесть начинается с описания великолепия летнего дня в Малороссии. Юная прекрасная девушка Параска вместе с отцом Солопием (Черевиком) и злобной мачехой Хавроньей Никифоровной отправляются в город Сорочинец на ярмарку

Главный герой, исследователь в области высокомолекулярной химии, повреждает лицо жидким кислородом. Кожа лица покрывается рубцами. Ему приходится забинтовывать лицо на людях. Герой чувствует себя изгоем.

Париж – город не только романтических свиданий, но и суровой реальной жизни, которая предстает перед изумленным путешественником в настоящем, не приукрашенном свете, на задворках города. Где живут самые бедные люди город и нищие.

1805 год, лето, Петербург. Приближённая к императрице фрейлина Шерер устраивает приём. Среди прочих приглашённых находится Пьер Безухов, рождённый вне брака сын богатого вельможи, и князь Андрей Болконский

Охотник гулял по лесу и попал под грозу. Пригласив переждать грозу у себя в избе, его выручил лесник Фома, которого прозвали Бирюком (волком-одиночкой)

Александр Грин – Блистающий мир

Александр Грин – Блистающий мир краткое содержание

Блистающий мир – читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Александр Степанович Грин

Часть I. ОПРОКИНУТАЯ АРЕНА

Семь дней пестрая суматоха афиш возвещала городским жителям о необыкновенном выступлении в цирке «Солейль» «Человека Двойной Звезды»; еще никогда не говорилось так много о вещах подобного рода в веселящихся гостиных, салонах, за кулисами театра, в ресторанах, пивных и кухнях. Действительно, цирковое искусство еще никогда не обещало так много, – не залучало волнения в область любопытства, как теперь. Даже атлетическая борьба – любимое развлечение выродившихся духовных наследников Нерона и Гелиогабала – отошла на второй план, хотя уже приехали и гуляли напоказ по бульварам зверские туши Грепера и Нуара – негра из африканской Либерии, – раскуривая толстейшие регалии, на удивление и сердечный трепет зрелых, но пылких дам. Даже потускнел знаменитый силач-жонглер Мирэй, бросавший в воздух фейерверк светящихся гирь. Короче говоря, цирк «Солейль» обещал истинно небывалое. Постояв с минуту перед афишей, мы полнее всяких примеров и сравнений усвоим впечатление, производимое ею на толпу. Что же там напечатано?

«В среду, – говорила афиша, – 23 нюня 1913 года состоятся первое, единственное и последнее выступление ранее никогда нигде не выступавшего, поразительного, небывалого, исключительного феномена, именующего себя „Человеком Двойной Звезды“.

Не имеющий веса Летящий бег Чудесный полет Настоящее парение в воздухе, которое будет исполнено без помощи скрытых механических средств и каких бы то ни было приспособлений.

Человек Двойной Звезды остается висеть в воздухе до 3-х секунд полного времени.

Человек Двойной Звезды – величайшая научная загадка нашего века.

Билеты, ввиду исключительности и неповторимости зрелища, будут продаваться с 19-го по день представления; цены утроены».

Агассиц, директор цирка «Солейль», дал журналистам следующие объяснения. Несколько дней назад к нему пришел неизвестный человек; даже изощренный глаз такого пройдохи, как Агассиц, не выцарапал из краткого свидания с ним ничего, кладущего штамп. На визитной карточке посетителя стояло: Э. Д. – только; ни адреса, ни профессии…

Читайте также:  Золотой гусь - краткое содержание сказки братьев Гримм

Говоря так, Агассиц принял вид человека, которому известно гораздо более, чем о том можно подумать, но сдержанного в силу важных причин. Он сказал: – Я видел несомненно образованного и богатого человека, чуждого цирковой среде. Я не делаю тайны из того, что наблюдал в нем, но… да, он – редкость даже и для меня, испытавшего за тридцать лет немало. У нас он не служит. Он ничего не требовал, ничего не просил. Я ничего не знаю о нем. Его адрес мне неизвестен. Не было смысла допытываться чего-либо в этом направлении, так как одно-единственное его выступление не связано ни с его прошлым, ни с личностью. Нам это не нужно. Однако «Солейль» стоит и будет стоять на высоте, поэтому я не мог выпустить такую редкую птицу. Он предложил больше, чем дал бы сам Барнум, воскреснув и явившись сюда со всеми своими зверями.

Его предложение таково: он выступит перед публикой один раз; действительно один раз, ни больше, ни меньше, – без гонорара, без угощения, без всякого иного вознаграждения. – Эти три «без» Агассица свистнули солидно и вкусно. – Я предлагал то и то, но он отказался.

По его просьбе, я сел в углу, чтобы не помешать упражнению. Он отошел к двери, подмигнул таинственно и лукаво, а затем, – без прыжка, без всякого видимого усилия, плавно отделясь в воздух, двинулся через стол, задержавшись над ним, – над этой вот самой чернильницей, – не менее двух секунд, после чего неслышно, без сотрясения, его ноги вновь коснулись земли. Это было так странно, что я вздрогнул, но он остался спокоен, как клоун Додди после того, как его повертит в зубах с трапеции Эрнст Вит. – «Вот все, что я умею, – сказал он, когда мы уселись опять, – но это я повторю несколько раз, с разбега и с места. Возможно, что я буду в ударе. Тогда публика увидит больше. Но за это поручиться нельзя».

Я спросил – что он знает и думает о себе как о небывалом, дивном феномене. Он пожал плечами. – «Об этом я знаю не больше вашего; вероятно, не больше того, что знают некоторые сочинители о своих сюжетах и темах: они являются. Так это является у меня». Более он не объяснил ничего. Я был потрясен. Я предложил ему миллион; он отказался – и даже – зевнул. Я не настаивал. Он отказался так решительно и бесспорно, что настойчивость равнялась бы унижению. Но, естественно, я спросил, какие причины заставляют его выступить публично. – «Время от времени, – сказал он, – слабеет мой дар, если не оживлять его; он восстанавливается вполне, когда есть зрители моих упражнений. Вот – единственное ядро, к которому я прикован». Но я ничего не понял; должно быть, он пошутил. Я вынес впечатление, что говорил с замечательным человеком, хранящим строжайшее инкогнито. Он молод, серьезен, как анатом, и великолепно одет. Он носит бриллиантовую булавку тысяч на триста. О всем этом стоит задуматься.

На другой же день утренние и вечерние газеты тиснули интервью с Агассицем; в одной газете появился даже импровизированный портрет странного гастролера. Усы и шевелюра портрета сделали бы честь любой волосорастительной рекламе. На читателя, выкатив глаза, смотрел свирепый красавец, Между тем виновник всего этого смятения, пересмотрев газеты и вдосталь полюбовавшись интересным портретом, спросил: – «Ну, Друд, ты будешь двадцать третьего в цирке?»

Сам отвечая себе, он прибавил: – «Да. Я буду и посмотрю, как это сильное дуновение, этот удар вихря погасит маленькое косное пламя невежественного рассудка, которым чванится „царь природы“. И капли пота покроют его лицо…»

Не менее публики подхвачена была волной острого интереса вся цирковая труппа, включая прислугу, билетеров и конюхов. Пошел слух, что «Двойная Звезда» (как приказал он обозначить себя в афише) – граф и миллиардер, и о нем вздыхали уже наездницы, глотая слюнки в мечтах ресторанно-ювелирного качества; уже пытали зеркало балерины, надеясь каждая увлечь сиятельного оригинала, и с пеной на губах спорили, – которую из них купит он подороже. Клоуны придумывали, как смешить зрителя, пародируя новичка. Пьяница-сочинитель Дебор уже смастерил им несколько диалогов, за что пил водку и бренчал серебряной мелочью. Омраченные завистью гимнасты, вольтижеры и жонглеры твердили единым духом, до последнего момента, что таинственный гастролер-шарлатан из Индии, где научился действовать немного внушением, и предсказывали фиаско. Они же пытались распространить весть, что соперник их по арене – беглый преступник. Они же сочинили, что «Двойная Звезда» – карточный шулер, битый неоднократно. Им же принадлежала интересная повесть о шантаже, которым будто бы обезоружил он присмиревшего Агассица. Но по существу дела никто не мог ничего сказать: дымная спираль сплетни вилась, не касаясь центра. Один лишь клоун Арси, любивший повторять: «Я знаю и видал все, поэтому ничему не удивляюсь», – особенно подчеркивал свою фразу, когда разговор поднимался о «Двойной Звезде»; но на больном, желчном лице клоуна отражался тусклый испуг, что его бедную жизнь может поразить нечто, о чем он задумывается с волнением, утратив нищенский покой, добытый тяжким трудом гримас и ушибов.

Александр Грин «Блистающий мир»

Блистающий мир

Язык написания: русский

Перевод на немецкий: Х. Кюбарт (Die funkelnde Welt), 1988 — 1 изд. Перевод на испанский: Ж. Креус (Un mundo resplandeciente), 2016 — 1 изд.

  • Жанры/поджанры: Фантастика( «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика ) | Магический реализм
  • Общие характеристики: Философское | Приключенческое
  • Место действия: Наш мир (Земля)( Европа )
  • Время действия: 20 век
  • Сюжетные ходы: Сверхъестественные способности, супергерои | Становление/взросление героя
  • Линейность сюжета: Линейный
  • Возраст читателя: Любой

Друд — человек, умеющий летать, если в него верят…

Он бежит из тюрьмы с помощью женщины, предлагающей ему — в силу его способности — абсолютную власть на земле… «Блистающим миром» выглядит земля с высоты полёта, но есть ещё и блистающий «мир души, свободной от земного притяжения»… Мысль о том, что люди летали, как летают теперь только во сне, не давала Грину покоя много лет. Неуклюжие полёты первых авиаторов, виденные им под Петербургом, только укрепляли эту мысль…

«Блистающий мир» — первый роман Грина.

Фрагмент был экранизирован в 1980 году в телеспектакле из серии «Этот фантастический мир», выпуск 3.

Лингвистический анализ текста:

Приблизительно страниц: 156

Активный словарный запас: высокий (3130 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 93 знака, что гораздо выше среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 33%, что близко к среднему (37%)

— «Блистающий мир» 1984, СССР, реж: Булат Мансуров

Издания на иностранных языках:

Доступность в электронном виде:

kerigma, 17 июня 2009 г.

«Блистающий мир» поразил. Это невероятный роман, просто невероятный, и страницы с 50 его до конца я ходила — как летала, и ждала, что будет, и не хотела читать дальше, чтобы не заканчивался.

Грина очень ругали за отсутствие сюжета, за несвязность повествования. И это притом, что текст оставляет после себя совершенно волшебное послевкусие, какое бывает утром в день рождения или в канун Нового года. Не чудо, но обещание чуда. Предвушение.

И, кажется, не нашлось сообразительного и талантливого критика, который мог бы растолковать, в чем же дело. Откуда взялось это странное ощущение от столь несвязного текста, который не ведет ни к чему и заканчивается ничем.

Я скажу: от безупречного единства формы и содержания. Даже не так: идея романа, то, как она развивается и какой в итоге оказывается, безупречно гармонирует с оборванным, не реализованным сюжетом.

Блистающий мир на мгновение возникает — и тут же тает. В воздухе остается только легкая дымка, которая напоминает о нем, и тревожит, и не дает покоя. Кому-то это в радость, а кто-то не может смириться с существованием чего-то недоступного, вне нашего контроля и досягаемости.

Этот роман по определению не мог иметь завершенного сюжета (в смысле, развиваться по нарастающей и честно закончиться чем-то великим), потому что это было бы предательством автора по отношению к самому себе. Да, безусловно, в этом случае он был бы, наверное, более читаем и продаваем, но цель-то не в этом! Помните первую встречу Друда и Руны Бэгуэм, монолог Руны, что вот человек, который мог бы стать великим, привлечь к себе массы, повлиять на огромное количество людей.

Друд говорит: «Нет».

И это нет — цель и смысл всего текста. Автор говорит: нет. Нет, я не буду рисовать супермена, нет, я не буду рисовать страдающего героя, нет, я не буду рисовать любовный роман. Таинственный летающий незнакомец им и остается до конца, не предавая ни себя, ни автора.

Грином стоит восхититься уже за безупречный вкус, за величайшее чувство меры. Автор, удержавшийся нарисовать героя, который мог бы стать символом поколения. Вот пример величайшего авторского самоконтроля и самоограничения. Потому, что с действительно героическим героем очень сложно не уйти в пафос, в банальщину, в занудство, наконец. Раскрытые тайны перестают интриговать.

И, более того, просто не хочется. Грин добился своего, претворив в жизнь гораздо более изящную идею. Реальность и блистающий мир только соприкоснулись, но так и не соединились. Текст оставляет удивительное волшебное ощущение — знаете, как говорят, будто ангел пролетел. Его никто не видел и не слышал, но краешком души можно почувствовать. И это стоит многих героических эпосов, да.

tarasovich09, 1 августа 2012 г.

Один из самых удивительных и необычных романов, как в литературе советской, так и вообще, в российской. Роман настолько многослойный, что может толковаться по разному. Его можно перечитывать, каждый раз открывая что-то новое. Итак, в городе появляется человек- не человек, а загадочное существо из другого мира с диккенсовским именем Друд.

Читайте также:  Четырнадцать футов - краткое содержание рассказов Александра Грина

Друд готовит выступление в цирке-полет.

Его полет — это «удар вихря», который «гасит пламя невежественного рассудка царей природы». После начала полета и зависания в воздухе, многие зрители испытывают непонятную тоску. Это чувствуют даже волевые и бесстрастные натуры. После второго приема- разбега и полета, летящий Друд становится страшным. Он поет песню о блистающем мире, но вызывает лишь людскую панику. А так же желание людей разрушить, смять, уничтожить, то, что выше их понимания. Министр Дауговет отдает приказ о его ликвидации.

И лишь холодная красавица Руна Бегуэм желает приручить Друда, и с его помощью получить власть. Руна уже многое успела испытать: и наукам обучалась, и в кругосветном путешествии была, и даже занималась благотворительностью в пользу слепых.

Она помогает Друду бежать из тюрьмы. Но Друд отказывается от власти над миром -это ему не интересно.

Друд — своеобразный богочеловек, существо из иного мира. Схож с лермонтовским демоном. Он может гинотизировать людей(как стражника в тюрьме), может с помощью особого «внутреннего зрения» посещать различные уголки мира. Взгляд его на человечество несколько снисходителен. А временами можно сказать, что Друд з презрением относится к людской цивилизации.

В номере гостинницы он небрежно швыряет окурки на пол. Зрителей в цирке Друд считает «жирными домашними гусями, следящими за полетом орла». Руна для него — гусеница, которая не хочет стать бабочкой. Он, пусть и невольно, убивает агента тайной службы. Он убивает старого развратника Торпа, у которого должна работать Тави чтицей порнографических романов. Удивительно, что Друд, видимо, как и Грин, не верит в перевоспитание человека и его изменение. То, на чем основывалась советская власть. Друд не пытается изменить Руну в лучшую сторону. Он поучает Стеббса, но как-то ненавязчиво, мимоходом, не особо веря в его будущее изменение.

Но сам А.Грин дает Руне шанс. Руна уезжает в деревню, работает, пытаясь забыть Друда. Приходит как-то в церковь и видит . Друда в изображении на стене, возле маленького Христа. На нее опять накатывает тоска.

Но существо из другого мира Друд, подобно Мастеру, находит свою Маргариту. Это Тави, простая, искренняя и добрая девушка. Она верит в его полет на аппарате из колокольчиков. И она уходит с ним в блистающий мир, как и Маргарита с Мастером. Но сам Друд почему-то с Тави не останется, возвратясь в мир земной.

Самая последняя часть романа — самая загадочная. На Друда устраивает охоту некая таинственная организация во главе с Руководителем. Друда находят разбившегося, в луже крови. Но, не мираж ли это, вызванный истинным Друдом, которого убить нельзя?

В книге много загадок. Она, безусловно, повлияла еще на два величайших романа ХХ века: «Мастера и Маргариту» Булгакова и «Пирамиду» Леонова.

В первом романе есть многое от Грина: и приход в Москву таинственного существа, и выступление в Варьете, и паника, и мир иной.

В «Пирамиде» Л.Леонова, в 40-е годы, в Москве, появляется ангелоид Дымков, тоже выступающий в цирке. Холодный и отстраненный, как Друд.

Фантазия Грина породила моду на книги о летающих людях(или демонах). Можно вспомнить еще «Ариэль» А.Беляева, «Ночного орла» А.Ломма, «Барьер» П.Вежинова, «Альтиста Данилова» В.Орлова, «Записки ангела» О.Николаева и прочие.

terrry, 23 сентября 2010 г.

«Блистающий мир», на мой взгляд, — самое необычное, даже нехарактерное произведение Грина, оно же, возможно, — самое интересное. Если основную часть творчества Грина можно отнести к романтизму, иногда – реализму, то это – отчетливо символистский роман. Его можно назвать и психологическим и романтически философским. Со всей гриновской серьезностью здесь исследуется вопрос о том, что будет, если привнести в мир истинное (иначе говоря, обыкновенное), то есть не религиозное и не «научное» чудо. Хорошо известно, что и сам Грин не признавал этот свой роман фантастическим, говоря, что в нем летает не человек, а его дух или душа (мечта). Действительно, если только буквально воспринимать полеты Друда, то содержание романа выглядит несколько наивным, во всяком случае, психологически малоубедительным. Слабо верится (хотя сам Грин, возможно, думал иначе), что зрелище летающего человека (в цирке!) могло каким-то очень серьезным образом подействовать на молодую богатую аристократку Руну Бегуэм (даже при том, что она никогда не видела фокусов Дэвида Копперфильда). И совсем уж невероятной кажется общая паническая реакция зрителей – человеческая масса, в среднем, далеко не так впечатлительна, и это-то часто читается между строк у самого Грина. То же касается и преувеличенного внимания к Друду «властей». Всё это придает повествованию оттенок условности и сказочности. Но этот оттенок своеобразен и интересен. Надо признать, что, в целом, мир, вымышленный Грином, обладает внутренней логичностью, проистекающей из чуда.

Другое дело, если воспринимать полёты Друда как некое явление, разрушающее консерватизм и косность далеко не идеально устроенного мира. Этим «явлением» может быть и просто какая-то идея, например, социальной революции. Вот в этом случае сопротивление, возмущение среды, как все мы знаем, может быть колоссальным. Конечно, едва ли сам Грин полагал полёты Друда символом революции, или вообще чего-либо конкретного. Скорее, он выражал стремление человека к свободе, к освобождению от всяческих оков (его постоянный мотив), хотя бы даже и земного тяготения (в этом смелость гриновской фантастики). Но, конечно, как всякое хорошее произведение, «Блистающий мир» не исчерпывается формулировкой единственного варианта понимания и, в силу этого, оценки его читателями заметно разнятся.

Хочется отметить весьма оригинальный авторский язык романа. Поначалу трудности восприятия длинных предложений, интонации и некоторых необычных слов могут возникнуть и у искушенного читателя — небольшой по объему роман читается довольно долго. Но преодоление таких трудностей – занятие приятное. Особое «непонятное» настроение внимательному читателю гарантировано. Может быть, не всем оно придется по душе.

К недостаткам (весьма относительным, правда) книги относятся заметная размытость и несвязность сюжета, всё-таки не очень уместная в романной форме. Например, хочется несколько большей определенности в судьбе Тави Тум — ведь, автор, кажется, ей симпатизирует. Скорее всего, Грин просто не захотел придумывать для нее какой-то бытовой «хэппи-энд» в своем возвышенном символизмом романе. Всё же эту книгу смело можно отнести к классике русской литературы начала двадцатого века. Финал романа одновременно трагичен и оптимистичен, на мой взгляд. Друд мертв. Но, ведь он действительно возник «ниоткуда». Значит, в любой момент может появиться тот или иной новый «друд», парение человеческого духа никогда не прекратится. (Строго говоря, из текста не следует с полной достоверностью, что Друд погиб. Можно говорить лишь о «выздоровлении» Руны.)

PS. Аудиокнига хороша. Рекомендую!

barmalit, 26 июня 2015 г.

Блистающий мир – краткое содержание романа Грина

Литературная критика – Репрезентация творчества Александра Грина в СССР
к содержанию

9.3. Кинематографическая разгадка загадки гриновского финала (начало::окончание)

Однако сам Кобзев, предложив новый вариант прочтения финала Блистающего мира, дал ему несколько неожиданную трактовку. Он истолковал развязку романа как оптимистическую, исходя из существующих в 80-е годы идеологических установок. Таким образом, он представил Грина как советского писателя, очередной раз обнаружив в его произведении социальный подтекст, необходимый для искусства социалистического реализма:

На заре новой эры, в эпоху всеохватывающей романтики художник ощутил и осознал те безграничные перспективы, которые открывал перед человеком новый мир. Именно в этом и таились истоки гриновского оптимизма, так ярко окрасившего первые крупные произведения писателя послеоктябрьского периода […] Именно эта настроенность и сообщала первым произведениям советской прозы высокий романтический пафос [553].

В данном случае мы можем наблюдать процесс типичной идеологической трансформации, своего рода литературоведческой пластической операции, до неузнаваемости меняющей художественное лицо гриновского текста. Кобзев утверждает, что сомневаться в оптимистичности финала Блистающего мира – значит сомневаться в торжестве социалистических идеалов: «Погубить героя – означало бы для Грина изменить своей новой, обогащенной социалистической эпохой микроконцепции» [554].

Утверждение Кобзева о том, что Блистающий мир является произведением «в высшей степени оптимистическим» спорно. Грин оставляет финал открытым – он не дает никаких пояснений к заключительной сцене романа, в которой Руна видит разбившегося человека. Эпилог повествует о выздоровлении Руны Бегуэм после тяжелой болезни. Роман заканчивается своеобразным рефреном, напоминая читателю слова из песенки Тави, спетой в полете с Друдом: «Если ты не забудешь, как волну забывает волна…».

Тайна финала романа волновала и современников Грина. Писатель получал письма с просьбой объяснить, что же на самом деле сталось с главным героем и его подругой Тави (чья судьба тоже остается загадкой). И если Друд все же погиб, то отчего?

Грин ответил на многочисленные вопросы в свойственном ему стиле. Его ответ – короткий черновой набросок под названием «Встречи и заключения» (второй вариант – «Встречи и приключения») долгое время пролежал в архивах и был впервые опубликован лишь в 1960 году в журнале «Нева» [555]. Позднее этот очерк вошел в 6-томное собрание сочинений писателя.

Литературный ответ Грина можно трактовать так же двояко, как и финал Блистающего мира. Статья повествует о встрече писателя со всеми главными героями его романов в 1927 году. Грин встречается в Феодосии, а затем путешествует на яхте с Грэем и Ассоль (Алые паруса), Молли, Дюроком и Санди (Золотая цепь), Гарвеем и Дэзи (Бегущая по волнам).

Руду тоже послана телеграмма – однако от «его жены Тави» приходит странный ответ: «Здравствуйте и прощайте». Грин не отвечает на вопрос, он только сгущает туман над загадкой.

Ковский, общаясь в 1965 году с Ниной Николаевной Грин, задавал ей вопрос о Блистающем мире. По его свидетельству, Нина Грин (принимавшая участие в литературной работе своего мужа), отвечала так: «Отчего погибает Друд? Я думаю – от потери «чувства невесомости»… Его не убивают» [556].

Читайте также:  Алые паруса - краткое содержание повести Грина сочинение

В 1997 году вышла статья И. Карпова «Финал романа А.Грина «Блистающий мир» в аспекте читательской репрезентации» [557]. По мнению автора статьи, вся композиционная структура романа устремлена в сферу читательского сознания, утверждая будущность героя – а значит, отрицая гибель Друда. Отмечая все упомянутые выше доводы (состояние Руны – описание разбившегося человека – слова Руны), Карпов говорит об открытости финала как о неотъемлемом художественном компоненте романа, на вопрос которого нельзя ответить однозначно.

Мансуров внес значительную лепту в дискуссию по поводу финала Блистающего Мира, создав собственную кинематографическую версию произведения. Режиссер встал на сторону оптимистического финала и таким образом усилил нужный идеологический дискурс, о поддержке которого, по-видимому, помнил постоянно. Вспомним, что на протяжении всей картины Мансуров последовательно вкрапляет идеологически необходимые элементы: одобрение Друда рабочим классом во время его полета в цирке; изображение роскоши во дворце миллиардера в стиле, который позволяет говорить о традиционном стереотипе разлагающегося западного общества; сам образ миллиардера, чья власть коренится во власти его капитала – введение отрицательного героя-капиталиста; сциентические мотивы и материалистическое объяснение чуда полета.

Своей интерпретацией финала Мансуров прибавляет вес чаше, увлекающей общий дискурс фильма в область социалистического реализма и советских мифов о Грине. Мансуров предлагает публике оптимистический финал: Друд и Тави улетают в страну Цветущих Лучей, а Руна сгибается и падает под тяжестью собственного поражения. В сценарии Мансурова, отец-миллиардер официально объявляет траур по своей дочери Руне Бегуэм, чтобы заманить Друда в ловушку.

Траур объявлен, город – который и прежде носил призрачные очертания – приобретает совершенно нереальный и сюрреалистический вид, в обрамлении траурных лент и огромных портретов Руны. В этом нереальном городе-сне происходят следующие события: Руна едет в экипаже; видит толпу; в центре толпы – мертвого человека. Произнеся сакраментальную гриновскую реплику: «Земля сильнее его», Руна вдруг просыпается на своей постели в замке. Исходя из визуального текста, созданного Мансуровым, смерть Друда существовала только во сне Руны Бэгуем.

В финале фильма Руна сражена тем, что Друд невредимым уходит из ловушки, навсегда оставляя ее. Друд уходит – улетает – вместе с Тави. Им вслед смотрят представители рабочего класса города Лисса и Мальчик (непременный персонаж экранизаций Грина [558]), как символ надежды на будущее и, одновременно, ссылка на детскую и юношескую аудиторию, к которой советская критика традиционно обращала творчество Грина. Визуальный текст фильма завершается «иконографическим» для советских экранизаций Грина парусником.

Таким образом, фильм Блистающий мир представляет собой противоречивый феномен, в котором формальный оптимизм социалистического реализма совместился с поэтической грустью, а дискурс христианского мировоззрения – со многими знаковыми атрибутами советской идеологии.

Александр Грин: Блистающий мир

Здесь есть возможность читать онлайн «Александр Грин: Блистающий мир» весь текст электронной книги совершенно бесплатно (целиком полную версию). В некоторых случаях присутствует краткое содержание. категория: Классическая проза / на русском языке. Описание произведения, (предисловие) а так же отзывы посетителей доступны на портале. Библиотека «Либ Кат» — LibCat.ru создана для любителей полистать хорошую книжку и предлагает широкий выбор жанров:

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

  • 100
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Блистающий мир: краткое содержание, описание и аннотация

Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Блистающий мир»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.

Александр Грин: другие книги автора

Кто написал Блистающий мир? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Возможность размещать книги на на нашем сайте есть у любого зарегистрированного пользователя. Если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на info@libcat.ru или заполните форму обратной связи.

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

Блистающий мир — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система автоматического сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Блистающий мир», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Не бойтесь закрыть страницу, как только Вы зайдёте на неё снова — увидите то же место, на котором закончили чтение.

Александр Степанович Грин

Часть I. ОПРОКИНУТАЯ АРЕНА

Семь дней пестрая суматоха афиш возвещала городским жителям о необыкновенном выступлении в цирке «Солейль» «Человека Двойной Звезды»; еще никогда не говорилось так много о вещах подобного рода в веселящихся гостиных, салонах, за кулисами театра, в ресторанах, пивных и кухнях. Действительно, цирковое искусство еще никогда не обещало так много, — не залучало волнения в область любопытства, как теперь. Даже атлетическая борьба — любимое развлечение выродившихся духовных наследников Нерона и Гелиогабала — отошла на второй план, хотя уже приехали и гуляли напоказ по бульварам зверские туши Грепера и Нуара — негра из африканской Либерии, — раскуривая толстейшие регалии, на удивление и сердечный трепет зрелых, но пылких дам. Даже потускнел знаменитый силач-жонглер Мирэй, бросавший в воздух фейерверк светящихся гирь. Короче говоря, цирк «Солейль» обещал истинно небывалое. Постояв с минуту перед афишей, мы полнее всяких примеров и сравнений усвоим впечатление, производимое ею на толпу. Что же там напечатано?

«В среду, — говорила афиша, — 23 нюня 1913 года состоятся первое, единственное и последнее выступление ранее никогда нигде не выступавшего, поразительного, небывалого, исключительного феномена, именующего себя „Человеком Двойной Звезды“.

Не имеющий веса Летящий бег Чудесный полет Настоящее парение в воздухе, которое будет исполнено без помощи скрытых механических средств и каких бы то ни было приспособлений.

Человек Двойной Звезды остается висеть в воздухе до 3-х секунд полного времени.

Человек Двойной Звезды — величайшая научная загадка нашего века.

Билеты, ввиду исключительности и неповторимости зрелища, будут продаваться с 19-го по день представления; цены утроены».

Агассиц, директор цирка «Солейль», дал журналистам следующие объяснения. Несколько дней назад к нему пришел неизвестный человек; даже изощренный глаз такого пройдохи, как Агассиц, не выцарапал из краткого свидания с ним ничего, кладущего штамп. На визитной карточке посетителя стояло: Э. Д. — только; ни адреса, ни профессии…

Говоря так, Агассиц принял вид человека, которому известно гораздо более, чем о том можно подумать, но сдержанного в силу важных причин. Он сказал: — Я видел несомненно образованного и богатого человека, чуждого цирковой среде. Я не делаю тайны из того, что наблюдал в нем, но… да, он — редкость даже и для меня, испытавшего за тридцать лет немало. У нас он не служит. Он ничего не требовал, ничего не просил. Я ничего не знаю о нем. Его адрес мне неизвестен. Не было смысла допытываться чего-либо в этом направлении, так как одно-единственное его выступление не связано ни с его прошлым, ни с личностью. Нам это не нужно. Однако «Солейль» стоит и будет стоять на высоте, поэтому я не мог выпустить такую редкую птицу. Он предложил больше, чем дал бы сам Барнум, воскреснув и явившись сюда со всеми своими зверями.

Его предложение таково: он выступит перед публикой один раз; действительно один раз, ни больше, ни меньше, — без гонорара, без угощения, без всякого иного вознаграждения. — Эти три «без» Агассица свистнули солидно и вкусно. — Я предлагал то и то, но он отказался.

По его просьбе, я сел в углу, чтобы не помешать упражнению. Он отошел к двери, подмигнул таинственно и лукаво, а затем, — без прыжка, без всякого видимого усилия, плавно отделясь в воздух, двинулся через стол, задержавшись над ним, — над этой вот самой чернильницей, — не менее двух секунд, после чего неслышно, без сотрясения, его ноги вновь коснулись земли. Это было так странно, что я вздрогнул, но он остался спокоен, как клоун Додди после того, как его повертит в зубах с трапеции Эрнст Вит. — «Вот все, что я умею, — сказал он, когда мы уселись опять, — но это я повторю несколько раз, с разбега и с места. Возможно, что я буду в ударе. Тогда публика увидит больше. Но за это поручиться нельзя».

Я спросил — что он знает и думает о себе как о небывалом, дивном феномене. Он пожал плечами. — «Об этом я знаю не больше вашего; вероятно, не больше того, что знают некоторые сочинители о своих сюжетах и темах: они являются. Так это является у меня». Более он не объяснил ничего. Я был потрясен. Я предложил ему миллион; он отказался — и даже — зевнул. Я не настаивал. Он отказался так решительно и бесспорно, что настойчивость равнялась бы унижению. Но, естественно, я спросил, какие причины заставляют его выступить публично. — «Время от времени, — сказал он, — слабеет мой дар, если не оживлять его; он восстанавливается вполне, когда есть зрители моих упражнений. Вот — единственное ядро, к которому я прикован». Но я ничего не понял; должно быть, он пошутил. Я вынес впечатление, что говорил с замечательным человеком, хранящим строжайшее инкогнито. Он молод, серьезен, как анатом, и великолепно одет. Он носит бриллиантовую булавку тысяч на триста. О всем этом стоит задуматься.

Ссылка на основную публикацию